Физическая депрессия. Диагностика, лечение и профилактика депрессии undefined

Методы психодиагностики в работе с пожилыми людьмиВыполнила:
студентка 5 курса
2 группы ФКП
Минина Ю.А.

Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раск

Психодиагностика – раздел психологии,
изучающий методы определения психологических
особенностей человека с целью наиболее полного
раскрытия его внутреннего потенциала во всех
сферах жизни.

Роль психодиагностики в исследовании пожилых людей

Особенност
и личности
пожилого
человека
Изучение
степени
адаптаци
и в
пожилом
возрасте
Оценка
возрастных
изменений
и
возрастных
различий.
Роль
психодиагностики в
исследовании
пожилых людей
Выявление
нарушений
психических
процессов
Выявление
отношения
пожилого
человека к
данному
периоду
своей жизни

Трудности при проведении диагностики пожилых людей.

– диагностика пожилых людей,
когда возрастные изменения
состояния здоровья и психики
приближаются к патологическим;
– неграмотность и низкое
образование;
– восприятие пожилыми людьми
исследования как формального
экзамена или как визита к врачу;
– особенности стратегии поведения
пожилых людей в ситуации
диагностики.

У пожилых людей часто имеется сенсорный дефицит, что влечет за собой две проблемы:

– ситуация диагностики
требует хорошей
способности видеть и
слышать, поэтому нужно
поощрять пожилых людей
пользоваться очками и
слуховыми аппаратами,
если это необходимо.
– очень немногие тесты
разработаны специально
для людей позднего
возраста, имеющих
нарушения зрения и слуха.

Пожилым людям
требуется больше
времени для
адаптации к
ситуации опроса
или тестирования.
Такая адаптация
необходима для
того, чтобы
опрашиваемый
человек
почувствовал себя
спокойным и
непринужденным.
Ситуация опроса
требует
атмосферы
взаимного доверия и
сотрудничества,
поэтому пожилым

Психодиагностика людей пожилого возраста наиболее часто проводится по следующим методикам:

Методика диагностики социально-психологической адаптации
К.Роджерса и Р.Даймонда
Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)
Методика «Мотивация аффилиации» (А. Мехрабиан и М. Ш.
Магомед-Эминов).
Тест «Эгоцентрические ассоциации»
Методика «Склонность к одиночеству»
Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К.Роджерса и
Р.Даймонда
Методика
определяет уровень
сформированности
социальнопсихологической
адаптации личности.
В опроснике
содержатся
высказывания о
человеке - его
переживаниях, мыслях,
привычках, стиле
поведения. Все эти
высказывания
испытуемый может
соотнести с

Шкала самооценки и оценки тревожности (Ч. Спилбергер)

Тест является надежным и
информативным
способом самооценки уровня
тревожности в данный
момент (реактивная
тревожность как состояние)
и личностной тревожности
(как устойчивая
характеристика человека).
Личностная тревожность
характеризует устойчивую
склонность воспринимать
большой круг ситуаций как
угрожающие, реагировать на
такие ситуации состоянием
тревоги. Реактивная
тревожность
характеризуется

10. Методика «Мотивация аффилиации» (А. Мехрабиан и М. Ш. Магомед-Эминов).

Методика «Мотивация аффилиации»
(А. Мехрабиан и М. Ш. МагомедЭминов).
Предназначена для
диагностики двух
обобщенных
устойчивых
мотиваторов,
входящих в
структуру
мотивации
аффилиации, –
стремления к
принятию (СП) и
страха отвержения
(СО).

11. Тест «Эгоцентрические ассоциации»

Тест определяет уровень
эгоцентрической направленности
личности пожилого человека.
Определяется индекс
эгоцентризма, по которому можно
судить об эгоцентрической или
неэгоцентрической
направленности личности
испытуемого.
Индекс эгоцентризма определяют
по количеству предложений, в
которых имеются местоимение
первого лица единственного
числа, пртитяжательные и
собственные местоимения,
образованные от него («я», «мне»,
«мой», «моих», «мною» и т. п.).

12. Методика «Склонность к одиночеству»

Под склонностью к
одиночеству понимается
стремление избегать
общения и находиться вне
социальных общностей
людей.
Текст опросника состоит
из 10 утверждений.
Чем больше
положительная сумма
баллов, тем больше
выражено стремление к
одиночеству. При
отрицательной сумме
баллов такое стремление
у него отсутствует.

13. Изучение мудрости (P. Baltes и др)

Для того, чтобы оценить
объем знаний, связанных с
мудростью, П. Балтес
предложил пожилым
разрешить дилеммы.
Размышления
записывают,
расшифровывают и
оценивают на основании
того, насколько они
содержали пять основных
критериев знаний,
связанных с мудростью:
фактические (реальные)
знания, методологические
знания, жизненный
контекстуализм,
ценностный релятивизм
(относительность
ценностей), а также

У очень пожилых, особенно очень старых и немощных, сбор анамнеза и физикальное обследование могут быть произведены в несколько приемов, т.к. они быстро утомляются.

Пожилые имеют более сложные проблемы со здоровьем, множественные заболевания, которые могут потребовать использования нескольких лекарственных препаратов одновременно (политерапия или полифармация). Диагностика и сам диагноз могут быть весьма непростыми по различным причинам, а это приводит к ошибочному или неправильному назначению медицинских препаратов. Своевременное обнаружение и исправление причин ошибки может предотвратить дальнейшее ухудшение и улучшить качество жизни, применив иногда самые простые и недорогие меры, например изменение образа жизни. Таким образом, немощных или хронически больных пожилых пациентов лучше всего оценивать с использованием особой гериатрической шкалы, включающей в себя комплексную междисциплинарную оценку функций и качества жизни.

Множественные расстройства

Пожилые люди, как правило, имеют не менее шести одновременно протекающих заболеваний (полиморбидность, коморбидность, полипатия), но не всегда диагностированных и леченных. Расстройства функций одного органа или системы влекут за собой и расстройства взаимосвязанных органов или систем, как правило, ухудшая общее состояние, углубляя степень функциональной ограниченности. Множественность расстройств осложняет диагностику и назначение адекватного лечения, негативные последствия чего могут усугубляться социальными факторами, например изоляцией и бедностью, т.к. к старости, как правило, заканчиваются функциональные и финансовые ресурсы и поддержка родственников и сверстников.

Поэтому врач должен обращать внимание на общие в гериатрии симптомы, возникающие в результате нарушений нескольких систем и органов, такие как помрачение сознания, головокружение, обмороки, падения, проблемы мобильности, потеря веса или аппетита, недержание мочи и т.д.

Если у пациентов имеется одновременно несколько расстройств, то комплексное лечение (например, постельный режим, хирургическое вмешательство, лекарства) должно быть хорошо продумано и интегрировано; лечение одного заболевания без лечения сопутствующих заболеваний может ускорить неблагоприятный исход. Особое внимание необходимо уделить тщательному мониторированию состояния, дабы не пропустить ятрогенных расстройств -частых последствий вмешательств различного рода у пожилых. При полном постельном режиме пожилые пациенты могут терять от 5 до 6% мышечной массы (саркопению), силы ежедневно теряются, последствием сохранения только постельного режима может стать смертельный исход.

Упущенный или запоздалый диагноз

Своевременно не диагностированные, но весьма распространенные среди пожилых заболевания неблагоприятно сказываются на жизненном прогнозе, поэтому врач должен использовать все традиционные методы обследования - сбор анамнеза, физикальный осмотр и несложные лабораторные исследования для уточнения диагноза. Известно, что своевременная диагностика облегчает лечение и улучшает прогноз. Успех ранней диагностики зачастую зависит от умения врача наладить дружеское общение с пациентом, понимания его психического состояния, манеры поведения и анамнеза жизни. У пожилых зачастую первыми признаками физического расстройства являются психические или эмоциональные нарушения. Если врач не учитывает этой закономерности, то начало соматического страдания он может принять за проявление слабоумия, что приведет к запоздалой или ошибочной диагностике и неэффективному лечению.

Полифармакология

Прием больным как рецептурных,так и безрецептурных препаратов должен тщательнейшим образом контролироваться, особенно в тех случаях, когда больной получает лечение теми препаратами, которые не предназначены именно для пожилых людей. Одновременное применение нескольких лекарственных препаратов требует постоянного мониторного контроля, лучше с помощью компьютерных систем.

Проблемы, связанные с попечительством

Иногда проблемы пожилых пациентов связаны с пренебрежительным или жестоким обращением со стороны попечителя. Врачи должны учитывать вероятность жестокого обращения с обессиленным пациентом, в т.ч. злоупотребление различными препаратами со стороны агрессивного попечителя. В частности, на это может указывать характер некоторых повреждений, например:

  • множественные синяки, особенно в труднодоступных местах (например, в середине спины);
  • синяки захвата на предплечьях;
  • синяки на половых органах;
  • своеобразные ссадины;
  • неожиданная боязнь своего попечителя.

История болезни

Для опроса и оценки состояния пациентов пожилого возраста часто требуется гораздо больше времени, отчасти и потому, что эти больные зачастую имеют собственное субъективное мнение о состоянии своего здоровья, что затрудняет возможности объективной оценки.

  • Сенсорная недостаточность. Частичная или полная потеря некоторых функций серьезно затрудняет контакт - зубные протезы, очки или слуховой аппарат должны быть использованы больным во время разговора. Для лучшего контакта необходимо достаточное освещение.
  • Неупомянутые симптомы. Пожилые люди могут и не упомянуть о симптомах, которые они считают частью нормального старения (например, одышка, дефицит слуха или зрения, проблемы с памятью, недержание мочи, нарушение походки, запор, головокружение, падения). Однако внимательный врач не должен относить к процессам естественного старения никакую симптоматику, пока не исключит все другие причины их возникновения.
  • Необычные проявления нарушений. У пожилых типичные проявления какого-либо заболевания могут отсутствовать. Вместо этого пожилые пациенты могут указать на общие симптомы (например, усталость, спутанность сознания, потерю веса).
  • Усугубление функционального расстройства как единственное проявление заболевания. В таких случаях стандартный расспрос может не помочь. Например, когда пациентов спрашивают о суставных симптомах, больные с тяжелым артритом могут не сообщить о болях, отеках или скованности, но если их спросят об изменениях в их деятельности, они могут сообщить, что они больше не гуляют или не являются волонтерами в больнице. Вопросы о продолжительности функционального спада (например, «Как долго вы были не в состоянии ходить по магазинам?») могут предоставить полезную информацию. Уточнение, когда человек начал с трудом выполнять основные жизненные мероприятия ежедневно (ADLs) или эффективную работу ADLs (lADLs), может предоставить большую информацию, скорректировать лечение и тем самым способствовать быстрейшему восстановлению утраченных функций.
  • Сложности в описании своего заболевания. Нередко пациенты забывают и с трудом вспоминают особенности своего заболевания, даты и сроки госпитализаций, наименования препаратов. Эти сведения можно получить у членов семьи, социального работника или из медицинской документации.
  • Страх. Страх перед госпитализацией, которую пожилые люди могут связывать со смертью, поэтому они не сообщают о своих ощущениях.
  • Зависимые от возраста заболевания и проблемы. Депрессия (чаще у очень пожилых), совокупные потери по старости и дискомфорт из-за функциональных расстройств могут заставить пожилых быть менее откровенными в беседах с врачом о своем здоровье. Получить какую-либо информацию с самооценкой здоровья у пациентов с нарушением сознания вообще представляется проблематичным.

Вся полученная информация должна быть занесена в историю болезни.

Собеседование

Знание врача о повседневных заботах пожилого пациента, его социальных обстоятельствах, психических функциях, эмоциональном состоянии и чувстве благополучия помогает сориентироваться и вести разговор. Просьба описать пациентами обычный день раскрывает информацию об их качестве жизни, психических и физиологических функциях. Этот подход является особенно полезным во время первой встречи. Пациентам должно быть предоставлено время для того, чтобы говорить о вещах личного, важного для них значения. Врачи должны также спросить, есть ли у пациентов конкретные проблемы, такие как страх ухудшения жизни. В результате взаимопонимание может помочь врачу лучше общаться с пациентами и членами их семей.

Обследование психического состояния необходимо провести в начале беседы, чтобы определить его адекватность и волевой резерв; это обследование должно проводиться тактично и так, чтобы пациент не смущался, не обижался и не становился в позицию защиты.

Часто вербальные и невербальные признаки становящиеся ключевыми (например, как больной рассказывает историю, темп речи, тембр голоса, зрительный контакт), могут предоставить информацию на следующее:

  • Депрессия - пожилые пациенты могут пропустить или отрицать симптомы тревожности и депрессии, но выдать их, понизив голос через приглушенный энтузиазм и даже слезы.
  • Физическое и психическое здоровье - то, что пациенты говорят о сне и аппетите, может быть показательным.
  • Прибавка или потеря в весе - врач должен обращать внимание на любые изменения, связанные с тем, как на пациенте сидит одежда или протезы.

Если психическое состояние ухудшилось, то с пациентом следует поговорить наедине, чтобы поощрять обсуждения личностных вопросов. Клиницистам также необходимо поговорить с родственником или опекуном в отсутствие пациента, его присутствии или сделать то и другое. Такие люди часто дают разные точки зрения на функции, психическое и эмоциональное состояние.
Врач должен спросить разрешения пациента, прежде чем пригласить родственника или опекуна для присутствия при беседе и должен объяснить, что такие беседы являются обычным событием. Когда происходит разговор только с попечителем, то пациента следует занять какой-либо полезной деятельностью (например, заполнение стандартизированной оценочной анкеты, ответы на вопросы другого члена междисциплинарной группы и т.п.).

Если имеются какие-либо подозрения или сомнения, врач должен осторожно разобраться в ситуациях злоупотребления пациентом медицинскими препаратами и фактах жестокого обращения со стороны опекуна.

История болезни

При сборе анамнеза заболевания следует спросить о расстройствах, которые прежде были более обычными (например, ревматическая лихорадка, полиомиелит), и об устаревших методах лечения (например, наложение пневмоторакса для лечения кавернозного туберкулеза, применение препаратов ртути для лечения сифилиса). История иммунизации (например, столбняка, гриппа, пневмококковой инфекции), побочные реакции на иммунизацию, результаты теста кожи на туберкулез (проба Манту). Если пациенты вспоминают, что им были сделаны операции, но не помнят, какие, то необходимо запросить выписку из истории болезни.

Опрос и обследование должны быть систематизированы по принятой традиционной схеме, помогающей выявить даже те расстройства, о которых пациенты могли забыть упомянуть.

Употребление лекарственных препаратов

Употребляемые ранее препараты должны быть внесены в список, копии которого должны быть переданы пациенту, родственнику или опекуну. Список должен содержать:

  • название используемого препарата;
  • дозировку;
  • расписание приема лекарств;
  • идентификацию врача, выписавшего препарат;
    причины выписки рецептов на лекарства;
  • точный характер любых лекарственных аллергий.

Все назначенные больному лекарства должны быть четко перечислены: основные рецептурные препараты (которые должны приниматься систематически), безрецептурные препараты (применение которых может иметь побочные эффекты из-за возможного взаимодействия с основными препаратами, особенно при неконтролируемом приеме), пищевые добавки и настои из лекарственных трав (многие из них могут взаимодействовать с рецептурными и безрецептурными препаратами).

Пациентов или членов семьи нужно попросить принести на первое посещение все вышеперечисленные лекарства и пищевые добавки и впоследствии делать это периодически. Таким образом, врач может убедиться, что пациенты принимают все назначенные лекарственные препараты, но это еще не доказательство того, что пациент правильно выполняет рекомендации по их приему. Необходимо подсчитывать количество таблеток в каждой упаковке при каждом посещении больного. Если кто-то другой, а не сам пациент, контролирует прием препаратов, то необходима беседа с этим человеком.

Необходимо попросить больного продемонстрировать свое умение читать этикетки (часто отпечатанные мелким шрифтом), открыть упаковку (недоступную для открывания детям) и узнавать препараты. Пациентов следует предупредить, чтобы они не помещали свои препараты в одну емкость.

Алкоголь, табак и стимулирующие средства

Курильщикам табака следует посоветовать бросить курение, и если они по-прежнему продолжают курить, рекомендовать не курить в постели, потому что пожилые люди склонны засыпать при курении.

Пациенты должны быть проверены на наличие признаков употребления алкоголя, расстройство, которое хорошо диагностируется в пожилом возрасте. Такие признаки включают: смятение при встрече с врачом, гнев, враждебность, запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение равновесия и походки, дрожь, периферическую невропатию и недостаточность питания. Могут помочь скрининговый опросник (например, анкета CAGE) и вопросы о количестве и частоте потребления алкоголя.
Вполне уместны и вопросы об использовании других стимулирующих препаратов и веществ и о злоупотреблении ими.

Питание

Определяются характер, количество и частота приема пищи. Пациенты, которые едят два или менее раза в день, имеют риск гипотрофии. Клиницист должен расспросить о следующем:

  • использовались ли специальные диеты (например, с низким уровнем соли, с низким содержанием углеводов) или пациент самостоятельно выбирает характер питания;
  • употребляются ли пищевые волокна и предписанные или безрецептурные витамины;
  • наблюдаются ли потеря веса и изменения в размере одежды;
  • какие суммы приходится тратить пациентам на продукты питания;
  • доступность продовольственных магазинов и удобство устройства кухни;
  • разнообразие и свежесть продуктов.

Оценить возможности потребления пищи этим человеком (например, возможность жевания, разжевывания и глотания). Нередко причиной последнего является весьма распространенная у пожилых ксеростомия. Снижение вкуса или обоняния может снизить удовольствие от еды и также быть причиной гипотрофии. Пациенты с ослабленным зрением,артритом, ограничением подвижности или тремором могут поранить или обжечь себя при попытке приготовления пищи. Если у пациента имеется недержание мочи, он может уменьшать количество потребляемой жидкости.

Психическое здоровье

Нарушения психического статуса у пожилых пациентов обнаружить не всегда просто. Те симптомы, которые могут указывать на умственные расстройства у более молодых (бессонница, изменение режима сна, запор, когнитивная дисфункция, анорексия, потеря веса, усталость, озабоченность функциями организма, увеличение потребления алкоголя), в пожилом возрасте могут иметь совсем иное течение. Печаль, безнадежность, приступы плача могут свидетельствовать о депрессии. Раздражительность может быть первичным аффективным симптомом депрессии или когнитивной дисфункции. Генерализованная тревога является наиболее распространенным психическим расстройством, встречающимся у пожилых пациентов, и часто сопровождается депрессией.

Пациенты должны быть подробно опрошены на наличие у них бреда и галлюцинаций (в т.ч. проводимой психотерапии, электрошоковой терапии и т.п.), об использовании психоактивных препаратов и о недавних изменениях в укладе жизни. Многие ситуации: недавняя потеря близкого человека, ухудшение слуха и зрения, изменение места жительства, потеря независимости и прочее - легко могут спровоцировать депрессию.

Обязательно нужно уточнить жизненную позицию человека, его духовные и религиозные предпочтения, личную интерпретацию старения, восприятие ухудшения здоровья и неминуемости смерти.

Функциональное состояние

Комплексная гериатрическая оценка (шкала) помогает определить, могут ли пациенты действовать независимо, нужна ли помощь в основной деятельности повседневной жизни (ADLs) или полезной деятельности ADLs (lADLs) или же им необходима помощь полностью. Пациентам могут быть заданы открытые вопросы об их способности выполнять какую-либо деятельность или им может быть предложено заполнить стандартизированную анкету оценки полезной деятельности и ответить на вопросы о конкретных ADLs и lADLs (например, шкала ADLs Каца).

Социальная история

Врач должен определить жилищные условия пациентов, особенно где и с кем они живут (например, в одиночестве в изолированном доме или в оживленном жилом здании), доступность их проживания (например, вверх по лестнице или в гору) и какие виды транспорта для них доступны. Эти факторы оказывают решающее влияние на способность пожилых людей получать питание, помощь по здоровью и другие возможности жизнеобеспечения. Несмотря на нередкие трудности по организации посещения пациента на дому, именно это посещение может предоставить решающую информацию. Например, врач может получить представление о питании по содержанию холодильника и о нескольких ALDS по состоянию ванной комнаты. Определяется количество комнат, номера и типы телефонов, присутствие дыма и детекторов угарного газа, состояние водоснабжения и системы отопления, доступность лифтов, лестниц, кондиционера. Многие факторы риска могут быть легко устранены, например, вероятность падения можно оценить по плохому освещению, скользкой ванне, незакрепленным коврам, сношенной обуви на приподнятом каблуке и т.п.

Ценную информацию можно получить при рассказе пациента о своем типичном времяпровождении, включая такие виды деятельности, как чтение, просмотр телепередач, работа, занятия спортом, увлечения, и взаимодействии с другими людьми.

Клиницист должен спросить:

  • о частоте и характере социальных контактов (например, друзья-сверстники или более молодые), семейных контактах, религиозных или духовных мероприятиях;
  • вождении и доступности других видов транспорта;
  • об отношениях с опекунами, родственниками, соседями или общественными структурами, их доступности для пациента и степени оказываемой ими поддержки;
  • возможности и способности членов семьи помочь пациенту (например, их занятость, здоровье, время в пути до места проживания пациента и т.д.);
  • отношении пациента к членам семьи и их отношении к пациенту (в т.ч. их уровень заинтересованности в помощи и готовность помочь).

Принимается во внимание семейное положение пациентов. Вопросы о сексуальных интересах и возможности сексуального удовлетворения должны быть заданы очень чутко и тактично, но являются обязательными. Определяется половая жизнь с секс-партнерами и риск заболеваний, передающихся половым путем. Многие сексуально активные пожилые люди не знают о безопасном сексе.

Пациентам должен быть задан вопрос об их уровне образования, местах службы, известных воздействиях радиоактивности или асбеста, о нынешних и прошлых увлечениях. Обсуждаются экономические трудности, возникшие после выхода на пенсию, объем фиксированного или иного дохода после смерти супруга (и) или гражданского мужа (жены). Финансовые проблемы или проблемы со здоровьем легко могут привести к потере дома, социального статуса или независимости. Пациентов надо спросить о прошлых отношениях с врачами; нередко давние добрые отношения с врачом могут быть утеряны, потому что врач либо вышел на пенсию, либо умер, или пациент поменял местожительство.

Все интересы пациента, рекомендованные меры для его дальнейшего жизнеобеспечения должны быть закреплены документально. Так, например, у пациентов уточняют, закреплены ли их права в случаях, если они станут недееспособными, и, если ничего не было сделано, пациентам порекомендуют закрепить документально эти отношения.

Сравнительная гериатрическая оценка

Всесторонняя гериатрическая оценка - это многомерный процесс, направленный на оценку функциональных способностей, здоровья (физического, когнитивного и психического), положения пожилых людей в социально-окружающей среде.

Комплексная гериатрическая оценка специально и тщательно определяет функциональные и когнитивные способности, характер и степень социальной поддержки, финансовое состояние и факторы окружающей среды, а также физическое и психическое здоровье. В идеале регулярное обследование больных пожилого возраста включает в себя множество аспектов всеобъемлющей гериатрической оценки, делающих оба подхода очень схожими. Результаты оценки должны сочетаться с адаптированным индивидуальным вмешательством (например, реабилитация, образование, консультации, услуги поддержки).

Стоимость гериатрической оценки ограничивает ее использование. Эта оценка может использоваться главным образом среди пациентов с высокой степенью риска, немощных или хронически больных пациентов (например, оценка может быть произведена по индивидуальным высланным по почте анкетам, определяющим состояние здоровья, или через беседы с пациентом на дому или в местах назначенных встреч). Члены семьи также могут запросить направление на гериатрическую оценку.

Оценка имеет следующие положительные результаты:

  • улучшение ухода и клинического состояния;
  • диагностика большей точности;
  • улучшение функционального и психического состояния;
  • снижение смертности;
  • снижение использования домов престарелых и больниц экстренной помощи;
  • получение большего удовлетворения от ухода.

Если пожилые пациенты являются относительно здоровыми, можно ограничиться лишь стандартом медицинской оценки.

Всесторонняя гериатрическая оценка является наиболее успешной, если она проводится гериатрической междисциплинарной бригадой (как правило, это гериатр, медсестра, социальный работник и фармацевт). Как правило, оценки проводятся в амбулаторных условиях. Однако для пациентов с физическими или умственными отклонениями и хронически больных пациентов может потребоваться стационарная оценка.

Оценка сфер деятельности

Основными оценками сфер деятельности являются:

  • Функциональная способность. Оценивается возможность деятельности в повседневной жизни (ADLs) и полезной деятельности ADLs (lALDs). ALDs подразумевает принятие пищи, одевание, купание, перемещение между кроватью и стулом, использование туалета и контроль опорожнения мочевого пузыря и кишечника. lALDs побуждает людей жить самостоятельно и включают в себя приготовление пищи, выполнение работы по дому, прием препаратов, управление финансами и пользование телефоном.
  • Физическое здоровье. История и физическое обследование должны включать в себя проблемы, распространенные среди пожилых людей (проблемы со зрением, слухом, воздержанием /сдержанностью, владением собой, походкой и балансом).
  • Познание и психическое здоровье. Несколько подтвержденных скрининг-тестов на когнитивную дисфункцию (например, обследование психического состояния) для определения депрессии у пожилых людей (могут использоваться, например, Шкала определения депрессии у пожилых людей, Шкала определения депрессии Гамильтона).
  • Ситуация социально-окружающей среды. Сеть социального взаимодействия пациента, доступные ресурсы социальной поддержки, особые потребности, безопасность и удобства среды окружения пациента часто определяются медсестрой или социальным работником. Используются такие факторы, которые влияют на подход к лечению. Для оценки безопасности дома можно использовать контрольный перечень.

Стандартизированный инструментарий делает оценку этих сфер деятельности более надежной и эффективной. Он также поддерживает распространение клинической информации среди медицинских работников и позволяет мониторировать изменения в состоянии здоровья пациента во времени.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов Утверждена приказом от 2016 г. Психологическая методика ПСИХОГИМНАСТИКА для пожилых людей и инвалидов 2016 год

2 Психогимнастика. Актуальность. С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Первые формы социального контакта - улыбка. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания, потому что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Цель: обучение элементам техники выразительных движений; использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств; приобретение навыков в саморасслаблении; преодоление барьеров в общении; снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов; возможность самовыражения, психологическое раскрепощение клиента, коррекция настроения, обучение ауторелаксации. Ожидаемый результат: - развитие произвольности психических процессов. - развитие рефлексии способов своего поведения. - развитие потребности в активной умственной деятельности и творческом мышлении. - развитие способностей творческого самовыражения. - развитие способности к сотрудничеству, основ коммуникативной культуры. - снятие эмоционального напряжения. - закрепление эмоциональной регуляции поведения. Показания к применению психогимнастики: - чрезмерная утомляемость, истощаемость; - вспыльчивость, замкнутость; - неврозы; - психофизическая разрядка; - нарушения выразительности моторики. Противопоказания: - необратимые расстройства личности (клиенты с бедной экспрессией сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают их отношение к себе, что, в свою очередь, может

3 быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений). Принципы применения методики: * Сохранить естественные механизмы развития клиента, сделать все для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение. * Составлять программы работы с клиентами так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий. * Сопровождать самостоятельность клиента, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять. Специфика организации занятий. * Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувств (эмоции), движения клиента так, чтобы через механизм их функционального единства он учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. * Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании. * Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания клиента. Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии. Заканчивается занятие релаксационным упражнением с обучением саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной части, необходимо соблюдать чувство меры. Почти каждый этюд сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая клиенту войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления, снимающим психоэмоциональное напряжение. 3. Структура психогимнастики Психогимнастика включает в себя: - упражнения на внимание; - упражнения на снятие напряжения; - упражнения на сокращение эмоциональной дистанции (на развитие сотрудничества и взаимопомощи). Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, длительность всего курса около 3 месяцев, частота встреч 2 занятия в неделю, длительность каждого занятия от 25 мин до 1 ч. 30 мин., продолжительность занятия зависит от возраста, свойств внимания и поведения клиента. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз: 1. Мимические и пантомимические этюды. Цель выразить изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель

4 выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. 2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Цель моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных сведений о социальной компетентности, привлечение внимания ко всем компонентам выразительных движений одновременно. 3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного клиента или на группу в целом. Цель коррекция настроения, отдельных черт характера, тренинг моделированных стандартных ситуаций. 4. Фаза психомышечной тренировки. Цель снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого клиенты предоставляются сами себе. В пределах зала, где происходит психогимнастика, они могут делать все, что хотят. Ведущий не вмешивается в их общение. Необходимо договориться о сигнале (звонок, колокольчик, свисток и т.п.), сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым, но обязательно постоянным. Между 3 и 4 фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, подвижную игру. Каждое занятия состоит из ряда этюдов. Этюды должны быть коротки, разнообразны, доступны по содержанию (принцип от простого к сложному). Количество клиентов в группе не более 6. Каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все клиенты группы. По мнению М.И. Чистяковой, нет смысла составлять группы только по какому-то одному признаку: боязливые, аммимичные, клиенты с неустойчивым вниманием. Необходимо следить за тем, чтобы в группе было не более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям клиента. Клиенты с раздражительностью, тиками, страхами, навязчивостью, заиканием, истощаемостью могут заниматься вместе. В группу приглашаются 1 2 клиента, не нуждающиеся в психогимнастике, а имеющие артистическую жилку. Они используются для создания эмоционального фона. Хорошо известно, что внешнее выражение эмоций выражает соответствующие подражательные реакции, поэтому с помощью артистичных клиентов легче заразить других участников нужной эмоцией. Необходимо вести журнал, в котором указываются: причина приглашения клиента на занятие психогимнастикой, планирование игр, основные психологические цели для данной группы в целом.

5 ПАМЯТКА Показания к применению психогимнастики: - чрезмерная утомляемость, истощаемость; - вспыльчивость, замкнутость; - неврозы; - психофизическая разрядка; - нарушения выразительности моторики. Противопоказания: - необратимые расстройства личности (клиенты с бедной экспрессией сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений).


Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально волевой сферы у детей с ОВЗ. О.С.Колузанова Благополучие детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)

Аннотация к рабочей программы «Будь здоров малыш» для детей 6 7 лет Педагог психолог: Шаповалова Оксана Анатольевна. Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО, является важнейшим условием повышения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Горбунова Валентина Михайловна, воспитатель МБДОУ центр развития ребенка - детский сад 28 «Золотой петушок», г. Тамбов

Программа «Интересный мир цвета и звука» Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.1. Наименование «Интересный мир цвета и звука» для работы в интерактивной среде: сенсорной комнаты. 1.2. Место реализации программы

ПРОГРАММА РАБОТЫ педагога-психолога по преодолению тревожности и страхов у детей старшего возраста СП - д/с 29 «Кораблик» ГБОУ СОШ 13 г.о. Чапаевск Педагог-психолог Хорошева Л.А. 1. Составлена педагогом-психологом

«Дополнительная образовательная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития» Подготовил: воспитатель высшей категории Корнилова В.М. 1. Особенности старшего дошкольного возраста детей с речевыми

Беседы телесно- ориентированные упражнения рассматривание рисунков и фотографий чтение художественных произведений рассказы педагога и рассказы детей сочинение историй моделирование и анализ заданных ситуаций

Главными задачами психологической поддержки детям являются: во-первых, формирование у них эмоционального контакта со взрослыми; во -вторых, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта. Эмоциональное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МИР ЭМОЦИЙ» (воспитанники 5-7 лет) г. Покачи, 2015

Программы коррекционно-развивающей направленности 1 1. Программа социальнопсихологической коррекционноразвивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Ирина Ярушина Старшие дошкольники, 30 минут,

Программы развивающей, профилактической направленности 1 Название, автор, направленность Возраст, количество занятий, длительность, количество участников Основные цели, задачи: Источник Достоинства, недостатки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 62» Тема: «Обеспечение благоприятного социальнопсихологического климата в детском коллективе - составляющая здоровой образовательной

Содержание работы педагога психолога в структурном подразделении Лекотека педагог-психолог Украинцева Ольга Петровна Психолог в Лекотеке исследует особенности развития психических процессов, изучает эмоционально-волевую

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МДОУ ЦРР детский сад 26 Л.А. Соколова Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий эмоциональной сферы «В МИРЕ С ЭМОЦИЯМИ» 2016-2017 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Не всегда

Коррекционные развивающие занятия для детей старшей группы Календарно-тематическое планирование психолого-педагогического сопровождения в старших группах 7,3. НОД Старшая группа 7 Старшая группа 3 Социальнокоммуникативное

Секция 5 Применение современных методов арт - терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Никитина Наталья Сергеевна Воспитатель МАДОУ 26, Россия, Московская обл. г. Балашиха, Е-mail: [email protected]

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 102». Взаимодействие учителя дефектолога с воспитателями групп компенсирующей направленности с ограниченными

ЛОГОРИТМИКА. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Братский дом интернат для престарелых и инвалидов» Утверждѐн приказом 306 от 22.07.2015г. Социально-психологический проект «Танцевально-двигательная

Занятия ритмопластикой Руководитель: Куликова Юлия Николаевна Инструктор по физической культуре Высшая квалификационная категория Куликова Ю.Н. осуществляет организацию занятий по ритмопластике, используя

«Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста»» ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛЫХ! РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

Пояснительная записка Развивающие занятия социально-педагогического объединения «Маленький мыслитель» направлены на одну из актуальных проблем начального образования адаптацию ребенка к школе. Часто учебная

Пояснительная записка. Цель психокоррекционной работы заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном

«Использование аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью в практике образовательных учреждений» ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО

Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика в системе коррекционно развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Хасанова Ю.Н., учитель логопед высшей квалификационной категории Что такое

Развитие эмоциональноволевой сферы детей дошкольного возраста Воспитатель первой категории Адамова М.Г. Москва, 2017 Эмоции (от лат. emovere возбуждать, волновать) особый вид психических процессов или

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» Направление: художественно-эстетическое на 205-206 учебный год Пояснительная записка Цель данной программы: создание условий для раскрытия

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Комплексная программа психологической Муниципальное бюджетное учреждение

Опыт работы воспитателя второй квалификационной категории Томилиной Екатерины Александровны МДОУ центра развития ребенка - детского сада 20 культурологическая(обусловленная связью личности с культурой,

ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ДОУ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: ПОЗДНЯКОВА С.В. МБДОУ 37 ТЕХНОЛОГИЯ - ЭТО ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (ДЕРКУНСКАЯ В.А)

План взаимодействия воспитателя и педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Шманцарь В.В., педагог-психолог Шлейхер Н.В. Цель: развить социально-эмоциональное

Рабочая программа педагога психолога по формированию психологического здоровья детей 5-7 лет «Уроки добра!» Рабочая программа «Уроки добра!» направлена на поиск эффективных путей формирования психологического

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании директор школы: педагогического совета ОУ М.Н. Былин протокол Приказ 207

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 432 комбинированного вида» «Система комплексного психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях

Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» (далее-программа) является частью комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре 1 Игра это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения,

Администрация города Дубны Московской области Управление народного образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 3 г. Дубны Московской области» (ГИМНАЗИЯ 3) «СОГЛАСОВАНО»

II Международный Форум Москва 14-17 октября Об этом материале Материал выступления на II Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном Фондом помощи детям «Обнаженные сердца». Тема

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Игротерапия» по общекультурному направлению внеурочной деятельности для учащихся 2 класса Составитель: Разживина С.В., учитель начальных классов Кострома 2016 I. Пояснительная

Школа для дошкольников. Средняя группа (дети от 4 до 5 лет) Изучаемые основные предметы: 1. Развитие речи. Комплексные занятия с применением игровых методик: готовят детей к формированию грамматического

Пояснительная записка Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание,

1 Пояснительная записка. Актуальность программы, научная обоснованность Увеличение числа агрессивных детей является актуальной проблемой в наши дни. Повышенная агрессивность является одной из острых проблем

ПРОГРАММА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА «ТЕЛЕФОННЫЕ ПРОДАЖИ» ЗАКАЗЧИК ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: ЦЕЛИ: Менеджеры по продажам, менеджеры call-центра Приобретение новых и оттачивание имеющихся навыков по построению эффективных

Аннотация К Программе курса «Театральная гостиная» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального

Из этой статьи вы узнаете:

    Почему своевременная диагностика в пожилом возрасте так важна

    Каких врачей нужно проходить в обязательном порядке всем пожилым людям

    Что делать после диагностики заболевания

Пожилой возраст всегда сопровождается процессами естественного старения организма. Регенерация клеток и обмен веществ замедляются, ткани организма изнашиваются, органы начинают работать с нарушениями.

Однако пожилых людей, которые ведут здоровый образ жизни и тщательно следят за своим самочувствием, нельзя назвать «старыми»: если ничего не болит и организму оказывается своевременная поддержка, можно наслаждаться активной жизнью. Но для того, чтобы достичь этого состояния, необходимо принимать определенные меры, прежде всего - регулярно подвергаться медицинским обследованиям. Давайте разберемся, из чего складывается диагностика пожилого возраста, что она даети с какой периодичностью нужно обследоваться.

Как часто должна проводиться медицинская диагностика организма людей пожилого возраста

Оптимальная периодичность посещения врача для полного осмотра и сдачи всех лабораторных анализов - один раз в год. В пожилом возрасте диагностику желательно проходить еще чаще - как минимум раз в полгода (в том случае, если самочувствие в целом приемлемое, нет острых патологических признаков и каких-либо серьезных хронических заболеваний). Она необходима для выявления болезней на ранних стадиях, когда они еще не проявляются в виде заметных симптомов и легко поддаются лечению.

Любая диагностика начинается с посещения терапевта. По итогам первичного осмотра этот врач намечает план обследования и дает направления на основные анализы. Если в организме возникли какие-либо нарушения или отклонения, это тоже в первую очередь заметит терапевт и направит пожилого пациента к более узким специалистам.

Какие обязательные процедуры должна включать диагностика организма человека пожилого возраста

    Осмотр кожных покровов;

    Измерение параметров тела (прежде всего, роста и веса);

    Лабораторные анализы мочи и крови;

    Лабораторный анализ кала (при диагностике заболеваний у детей кал проверяют на яйца глистов, у людей пожилого возраста - на содержание крови);

    Измерение давления;

    Подсчет пульса;

    Электрокардиограмма;

    УЗИ брюшной полости;

    Флюорография легких;

    Для женщин - маммография.

По итогам диагностики пожилому пациенту могут быть выданы следующие рекомендации: дополнительно обследовать какой-либо орган или систему организма, приступить к лечению, изменить образ жизни.

Кардиологическая диагностика в пожилом возрасте

Сердце и сосуды - одна из жизненно важных систем в человеческом теле, от которой зависит не только здоровье, но и сама жизнь человека. Поэтому диагностике сердечно-сосудистой системы следует уделить внимание в первую очередь, и особенно актуально это в пожилом возрасте. Ежедневная нагрузка на сосуды и сердце очень велика, и чем старше человек, тем выше у него риск возникновения заболеваний этих органов (при наличии вредных привычек ситуация осложняется еще больше и требует постоянного врачебного наблюдения).

Типичные для пожилого возраста сердечно-сосудистые патологии - это воспаления, симптомы стенокардии, гипертония и т. д. Перечень возможных проблем довольно велик, поэтому диагностика заболеваний сердца у пожилых людей всегда является комплексной и включает в себя различные исследования функционирования сердца и кровеносной системы:

    Наблюдение за артериальным давлением в норме (оптимальный вариант - суточное холтеровское мониторирование);

    УЗИ сердца и сосудов;

    МРТ сердца;

    ЭХО-кардиография.

Эти меры дают возможность всесторонне исследовать состояние «мотора» и выявить все отклонения в его работе.

Диагностика организма людей пожилого возраста у флеболога

Нижние конечности - еще одна высоконагруженная часть тела, которая с возрастом становится все больше подверженной болезням. Особенно это касается кровеносных сосудов - ножных вен и капилляров, которые нередко поражает варикоз, тромбофлебит и т. д. Профилактика венозных болезней и обнаружение патологических изменений на ранних стадиях крайне важны в пожилом возрасте. При наличии таких симптомов, как тяжесть в ногах, отеки, боли, следует пройти обследование у флеболога. Флебологическая диагностика включает в себя:

    Физикальное обследование;

    Ультразвуковое исследование ножных вен;

    Компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию сосудов нижних конечностей;

    Электрокардиографию;

    Ультразвуковое ангиосканирование, дуплексное сканирование;

    Тесты на тромбофилию;

    Флебоманометрию.

Все эти меры диагностики направлены на обнаружение тромбов в кровеносных сосудах. Тромбы представляют опасность не только для здоровья и внешности (торчащие варикозные вены никого не украшают), но и для жизни пациента пожилого возраста.

Диагностика организма людей пожилого возраста на предмет гормонального фона

Посещение врача-эндокринолога - еще один важный этап профилактической диагностики заболеваний в пожилом возрасте. Нарушения обменных процессов и гормонального фона, к сожалению, довольно частое явление, а последствия их непредсказуемы. Болезни щитовидной железы, образование зоба, избыточный вес, гипокальциемия, сахарный диабет и ряд других серьезных патологий возникают вследствие сбоев и отклонений в работе эндокринной системы.

Обследование у эндокринолога включает в себя, помимо обычного осмотра и выяснения анамнеза, следующие процедуры:

    Лабораторный анализ крови (на гормоны);

    Диагностику щитовидной железы посредством МРТ, УЗИ, КТ;

    При необходимости - пункцию щитовидной железы;

    Глюкозотолерантный тест;

    Определение уровня гемоглобина в крови.

Диагностика организма людей пожилого возраста у уролога

Все люди, достигшие пожилого возраста, нуждаются в регулярной диагностике состояния мочевыводящей системы. Процессы естественного старения и износа сказываются на почках, которые отфильтровывают отходы жизнедеятельности организма и токсины, и на мочевом пузыре. Дополнительную нагрузку на почки дает прием ряда лекарств, вредные привычки, хронические заболевания.

Для пожилых мужчин обследование у уролога важно еще по другой причине - из-за необходимости наблюдения за состоянием простаты и профилактики различных болезней мочеполовых путей, которые тоже подвержены патологическим возрастным изменениям.

Урологическая диагностика в нашей клинике включает в себя следующие исследования:

    Рентген почек и мочевого пузыря;

    Цистоскопию;

    Уретроскопию;

    УЗИ почек, мочевого пузыря и других мочевыводящих органов;

    Цистоуретрографию;

    Ретроградную пиелографию;

    Для мужчин - лабораторный анализ секрета предстательной железы.

Неврологическая диагностика организма в пожилом возрасте

Следующий этап комплексной диагностики состояния здоровья человека в пожилом возрасте - обследование у невролога . Негативные возрастные изменения могут привести к таким серьезным поражениям нервной системы, как болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, ишемия и невралгия. Эти заболевания на начальных стадиях иногда протекают бессимптомно, и выявить их может только врач. Если этого не сделать и запустить болезнь, изменения могут стать необратимыми и привести к заметному ухудшению качества жизни в пожилом возрасте, вплоть до потери трудоспособности. Поэтому обследование организма должно проводиться регулярно. Даже если не удастся полностью вылечить обнаруженные патологические процессы в нервной системе, их можно приостановить, вовремя помешав развитию болезни.

Пожилые пациенты, обследуемые неврологом, должны пройти следующие процедуры:

    Рентгенографию, МРТ и КТ;

    Электроэнцефалографию;

    Миографию;

    МР-ангиографию;

    Дуплексное сканирование сосудов шеи и головы.

Диагностика репродуктивной системы в пожилом возрасте

Люди старше 50 лет обычно очень скептически относятся к необходимости посещать уролога или гинеколога , рассуждая таким образом, что в пожилом возрасте уже можно забыть об интимной стороне жизни, нечего беспокоиться о состоянии репродуктивной системы и тратить время на диагностику соответствующих болезней. На самом деле беспокоиться есть о чем. У пожилых представителей обоих полов нередко развиваются патологические процессы в органах малого таза, сопровождаемые сильными болями, воспалениями и кровотечениями. У мужчин это простатит и иные заболевания мочеполовой сферы, у женщин - миома матки (согласно статистике, 25 % пожилых пациенток с этим диагнозом попадают в медицинское учреждение на той стадии болезни, когда миома уже начинает кровоточить).

В наше время довольно часто диагностируются онкологические заболевания половых органов. Эти коварные болезни, представляющие опасность для жизни человека, могут длительное время протекать скрытно, без каких-либо внешних признаков. Обнаружить их можно лишь в процессе диагностики в соответствующих отделениях медицинских учреждений. Профилактика злокачественных опухолей - уже сама по себе вполне весомая причина посещать гинеколога или уролога ежегодно, особенно людям пожилого возраста, чье состояние здоровья осложняется многими факторами.

Кажется, что иметь хорошее самочувствие в пожилом возрасте - недостижимая цель, но это вовсе не так! Ежегодная плановая медицинская диагностика, своевременное лечение патологий, здоровый образ жизни и следование врачебным рекомендациям - это эффективные способы ее достичь.

Диагностика онкологических заболеваний в пожилом возрасте

Заболеваемость населения раком приобретает все более массовый характер и превращается в одну из животрепещущих проблем населения планеты. Раковые опухоли сопровождали человечество на протяжении всей его истории, но лишь в XX веке (а точнее - во второй его половине) эти патологии стали вызывать серьезное беспокойство ученых. Количество больных той или иной разновидностью рака стало стремительно увеличиваться, а по смертности рак сейчас занимает второе место (на первом остаются сердечно-сосудистые заболевания).

Этому есть несколько объяснений. Прежде всего, это изменение демографической ситуации - повышение средней продолжительности жизни людей на планете. Злокачественные новообразования чаще всего поражают лиц пожилого и старческого возраста: у людей от 60 лет и старше диагностика выявляет рак в 75 раз чаще, чем у людей до 30 лет (причем некоторые локализации дают еще более значительную разницу). Согласно усредненным показаниям статистики, первичные онкобольные - это мужчины в возрасте около 61,8 года и женщины в возрасте примерно 62,8 лет. Таким образом, рак приобретает статус геронтологической проблемы и одной из главных опасностей для пожилых людей.

Злокачественные опухоли могут развиться в любых органах и тканях, присутствующих в человеческом организме. Онкологическая классификация насчитывает порядка 200 различных диагнозов, объединяемых понятием «рак ».

Симптоматика раковых заболеваний крайне разнообразна. Проявления онкологии во многом определяются локализацией и клинической формой опухоли, ее стадией, наличием предраковых и хронических заболеваний. Не последним фактором является и возраст пациента. Вызванные пожилым возрастом изменения в организме приводят к вторичной иммунной недостаточности - ослаблению защитных сил организма и его способности бороться с патологиями. Из-за этого, во-первых, люди преклонного возраста заболевают раком чаще, чем молодые, и, во-вторых, клиническая картина болезни у них менее выражена и более запутанна, что затрудняет диагностику и определение анамнеза. Злокачественные новообразования могут вообще никак не проявляться и до поры до времени развиваться бессимптомно. Иногда патологические процессы бывают слабо проявлены, и по внешним признакам их легко спутать с другими заболеваниями и поражениями - от бронхита до аппендицита или аденомы простаты.

Вот почему своевременное обращение к врачу при любых странных и непривычных симптомах (даже если они кажутся совершенно безобидными) всегда остается важной рекомендацией для пожилых людей. Своевременная диагностика рака играет ключевую роль в его лечении и профилактике и нередко определяет исход всей болезни. Фактор времени, санитарная грамотность пожилого человека и его общая культура, ответственное отношение к собственному здоровью - именно они играют основную роль в борьбе с онкологическими заболеваниями.

Даже если подозрение на рак не подтвердится, регулярно проходить профилактические осмотры в пожилом возрасте необходимо в любом случае - симптомы могут быть вызваны другими заболеваниями. Тем, кто страдает хроническими болезнями, следует постоянно наблюдаться у врачей и подвергаться диагностике, даже если самочувствие нормальное и нет каких-либо особых жалоб.

Лечение предопухолевых заболеваний - клиническая (вторичная) профилактика рака!

    В случае рака легкого вначале проявляются основные первичные симптомы - высокая температура, одышка, болезненные ощущения в грудной клетке, кашель, отделение мокроты с кровью. Их легко спутать с проявлениями простуды или бронхита, поэтому обязательно проводят фибробронхоскопию и делают рентгеновские снимки грудной клетки.

    Новообразования желудка обычно проявляют себя в виде потери аппетита и резкого похудения, слабости, вялости, бледности (из-за анемии), повышенной температуры. Возможны местные симптомы, такие как болезненные ощущения за грудиной, в эпигастральной области, проблемы с глотанием, тошнота и рвота, отрыжка, тяжесть и вздутие в желудке. Наличие опухоли диагностируется посредством рентгенографии и фиброгастроскопии.

    Главный симптом рака молочной железы - собственно опухоль. Она может быть незаметна визуально и не прощупываться, а может сопровождаться изменением формы молочной железы (втягиванием соска, внезапно появившейся асимметрией, возникновением плотных участков кожи), пористостью кожных покровов, необычными выделениями или изъязвлениями соска, мокнутиями. Диагностикой рака молочных желез занимается маммолог.

    Появление новообразований толстой кишки, как правило, выражается в нарушениях стула, наличии в нем гноя или крови, болях и вздутии в нижних отделах кишечника. Диагностика осуществляется посредством колоноскопии, ирригоскопии, исследования прямой кишки ректоскопом или пальцами.

    Рак мочевого пузыря определяется по наличию типичного симптома - гематурии (высокому содержанию крови в моче), которая впоследствии сопровождается болями и расстройствами мочеиспускания.

    Рак предстательной железы может вообще никак не заявлять о себе в течение длительного промежутка времени. Для диагностики этой патологии следует обращаться к урологу.

Мнение о том, что рак - это приговор, весьма распространено. Хуже всего то, что люди, разделяющие данную точку зрения, избегают обращения к врачам, вместо этого пытаясь заниматься диагностикой самостоятельно и испытывая на себе разные рискованные методы самолечения. В результате упускается драгоценное время, которое могло бы быть потрачено на борьбу с болезнью, и патология прогрессирует.

Только врачи-онкологи, вооруженные современными методиками и инструментами, могут проводить диагностику опухолей и назначать лечение! Тем более в случаях, когда речь идет о людях пожилого возраста, здоровье которых и так хрупко, и выявление патологий у них затруднено наличием разных хронических заболеваний.

Многие пациенты пожилого и преклонного возраста были успешно вылечены от рака благодаря комбинированной терапии и своевременному проведению хирургических операций. Так что онкологические заболевания излечимы, если диагностика и терапия была начаты не слишком поздно.

Однако любую болезнь лучше и проще все-таки предупредить , нежели лечить, когда она уже проявилась. Профилактике всегда предшествует проведение полной комплексной диагностики организма. Это может быть общее обследование в тех случаях, когда явных проблем и жалоб у пациента нет, либо диагностика отдельных органов и систем организма, в которых уже есть какие-то патологии, протекающие бессимптомно.

Полная плановая диагностика организма, проводимая регулярно, - это один из верных способов достичь хорошего состояния здоровья и сделать пожилой возраст золотой порой жизни, ее расцветом и периодом раскрытия всех возможностей.

ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ

Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»

Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность - тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность - тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.

Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.

Оценка реактивной тревожности

Утверждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напря­женности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Оценка личностной тревожности



Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я испытываю удовольствие
2. Я очень быстро устаю
3. Я легко могу заплакать
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
6. Обычно я чувствую себя бодрым
7. Я спокоен, хладнокровен и собран
8. Ожидание трудности обычно очень тревожит меня
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Утверждение
11. Я вполне счастлив
12. Я принимаю все слишком близко к сердцу
13. Мне не хватает уверенности в себе
14. Обычно я чувствую себя в безопасности
15. Я стараюсь избегать критических ситу­аций и трудностей
16. У меня бывает хандра
17. Я доволен
18. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
19. Я так сильно переживаю свои разо­чарования, что потом долго не могу о них забыть
20. Я уравновешенный человек
21. Меня охватывает сильное беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов.

Прямые вопросы для оценки реактивной тревожности - 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, для оценки личностной тревожности - 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,20.


Шкала СП

1. Ялегко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.

3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общи­тельным и дружелюбным.

4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от ком­пании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на ожив­ленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.

13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дру­жеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший спо­соб завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посовету­юсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.

21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаж­даться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рас­считывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не поте­рять личную свободу.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Шкала СО

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоре­чить мне при

посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, кото­рые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это про­пущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно отказывать людям.

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня крити­чески.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собесед­нику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзыва­ется в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-нибудь обращаться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

Обработка результатов.

Шкала СП. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 3, 4, 6, 8 - 11, 13, 16 - 19, 23 - 25, 27 -29 и за ответы «нет» по по­зициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26, 30. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Шкала СО. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 1-4, 8-10, 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и за ответы «нет» по позициям 5 - 7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация. Если сумма баллов по шкале СП больше тако­вой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиа-ции; если же эта сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявля­ется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутрен­него дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препят­ствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.


Ориентировка во времени

Инструкция. Попросите клиента полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Если больной самостоятельно и правиль­но называет число, месяц и год, то дается 5 баллов. Если приходится задавать дополнительные вопросы, то ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если клиент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?»; «Какого года?»; «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.

Ориентировка в месте

Инструкция. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если клиент отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Он должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обсле­дование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на I балл. Максимальная оценка - 5 баллов.

Восприятие

Инструкция. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь за­помнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова клиентом оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценива­ется в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка - 3 балла.

Концентрация внимания

Инструкция. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. До­статочно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижа­ет оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ял-мез» - ставится 4 балла; если «ялмзе» - 3 балла и т.д. Максимальная оценка - 5 баллов.

Память

Инструкция. Просят испытуемого вспомнить слова, которые за­учивались им раньше - это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

6. Речевые функции
Инструкция.

A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично -
часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Б. Просят клиента повторить сложную в грамматическом отношении фразу, произнесенную специалистом. Правильное повторение оценива­ется в 1 балл.

B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное со­вершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.

Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»). Испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом лис­те бумаги. Оценивается в 1 балл.

Д. Клиент должен самостоятельно написать осмысленное и граммати­чески законченное предложение. Предложение должно содержать подле­жащее и сказуемое, а также - иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.

Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен пе­рерисовать на чистой нелинованной бумаге (см. ниже). Если при перери­совке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитывают­ся искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.

Форма протокола

Когнитивная сфера Оценка (баллы)
1. Ориентировка во времени: «Назовите... (год, время года, число, день недели, месяц)» 0-5
2. Ориентировка в месте: «Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)» 0-5
3. Восприятие: Повторение трех слов: «яблоко», «стол», «монета» 0-3
4. Концентрация внимания и счет: Серийный счет («от 100 отнять 7») пять раз либо: «Про­изнесите слово "земля" наоборот» 0-5
5. Память: «Припомните те три слова, которые вы повторяли рань­ше» (см. п. 3) 0-3
6. Речевые функции: A. Называние предметов (ручка, часы). Б. Повторение сложного предложения: «Никаких "если", "и" или "но"». B. Трехэтапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». Г. «Прочтите и выполните: "Закройте глаза"». Д. «Напишите предложение». Е. «Срисуйте рисунок» 0-2 0-1 0-3 0-1 0-1 0-1
Общий балл. 0-30

Обработка результатов . Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.

Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 бал­лов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следу­ющие значения:

28- 30 баллов - нет нарушений когнитивных функций;

24-27 баллов - легкие (преддементные) когнитивные нарушения;

20-23 балла - деменция легкой степени выраженности;

11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности;

О-10 баллов - тяжелая деменция.


Дилеммы для оценки развития мудрости (Автор П. Балтес.)

Для того, чтобы оценить связанный с мудростью объем знаний, П.Балтес предлагал участникам исследования дилеммы следующего типа.

Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что нам / ей следует принять во внимание и как нам / ей следует поступить?

Участников исследования просили «размышлять вслух» об этой про­блеме. Их мысли записывали на магнитофон, распечатывали и оценива­ли в зависимости от степени приближения к пяти критериям, связанным с мудростью. Ответы оценивали в баллах для определения объема и типа связанных с мудростью знаний. Критерии и варианты оцененных отве­тов приведены ниже.

Критерий 1. Фактуальные знания:

Кто, где, когда;

Примеры возможных ситуаций;

Варианты выбора (формы любви и брака).

Критерий 2. Процедурные знания:

Стратегии сбора информации, принятия решений и советования;

Выбор времени для советования и контроль эмоциональных реак­ций;

Анализ «затрат на результат», сценарий;

Анализ целей и средств.
Критерий 3 . Контекстуальные знания:

Возрастной (например, подростковые проблемы), культурный (на­
пример, изменение норм) и индивидуальный (например, смертельная
болезнь) контексты для разных периодов и различных сфер жизни.

Критерий 4. Знания, учитывающие относительность ценностей:

Отделение личных ценностей от ценностей других людей;

Религиозные предпочтения;

Современные / будущие ценности;

Культурно-исторический релятивизм.

Критерий 5. Знания, учитывающие неопределенность:

Отсутствие идеального решения;

Оптимизация соотношения «приобретения/потери»;

Невозможность полного предсказания будущего;

Запасные варианты решения.

Приведем в качестве примера два крайних варианта решения предло­женной дилеммы.

Низкая оценка . «Пятнадцатилетняя девушка хочет замуж? Нет, никак нельзя; выходить замуж в 15 лет - это никуда не годится. Надо сказать девочке, что это невозможно». После дальнейших расспросов: «Поддержать такую идею было бы безответственно. Нет, безумная идея».

Высокая оценка . «Ну, на первый взгляд, это простая проблема. В принципе выходить замуж в 15 лет плохо. Наверное, многие девушки подумывают об этом, когда впервые влюбляются. Но, с другой стороны, бывают ситуации из ряда вон выходящие. Возможно, в этом случае су­ществуют особые обстоятельства, например у девочки смертельная бо­лезнь. Или, может быть, она из другой страны. Возможно, она живет в другом культурном и историческом периоде. Чтобы дать окончательную оценку, требуется дополнительная информация».

Интерпретация. Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, у некоторых все же наблюдается снижение позна­вательной деятельности. Это снижение может быть временным, прогрес­сирующим или перемежающимся. Оно может быть относительно неболь­шим и кратковременным в одних случаях, тяжелым и прогрессирующим в других.


Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).

1. Для оценки возможной продолжительности жизни и самооценки психологического возраста предлагаются два несложных теста:

· тест «Перспектива продолжительности жизни»;

· тест «Ваш психологический возраст».

2. Для изучения личностных особенностей пожилых людей предлагают следующие диагностические методики:

· методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» (Ч.Спилберг);

· методика «Мотивация аффилиации» (А.Меграбян и М.Ш.Магомедминов).

· тест «Эгоцентрические ассоциации»;

· методика «Склонность к одиночеству» (приводится по Никиши­на В.Б., Василенко Т.Д., 2004).

4. Для оценки интеллектуально-мнестических функций людей пожило­го и старческого возраста предлагаются следующие методы:

· краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination, сокр. MMSE: когнитивная сфера - ориентировка во времени и месте, восприятие, концентрация внимания и счет, память, речевые функции (M.F.Folstein, S. E.Folstein, P.R.McHugh);

· дилеммы П.Балтеса (Baltes et al.) для оценки развития мудрости.

5. Для изучения разнообразных сфер жизни пожилого человека предлагаются следующие методики:

· опросник «Активность повседневной жизни» - «Activities of Daily Livinq» (ADL) (H.Lehfeld, B.Reisberg, S.Finkel et al.);

· тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (приводится по: Ни­кифоров Г. С, 2007).