Эссе на тему взаимосвязь глобальных проблем. Глава III
Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Тема: Глобальные проблемы человечества
Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость
По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.
Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.
Основные черты глобальных проблем :
1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества
2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.
3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.
4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.
Главные проблемы человечества :
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.
2. Экологическая.
3. Демографическая.
4. Энергетическая.
5. Сырьевая.
6. Продовольственная.
7. Использование Мирового океана.
8. Мирное освоение космоса.
9. Преодоление отсталости развивающихся стран.
Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()
Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.
В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.
Классификация глобальных проблем:
1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.
2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения
3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.
Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()
Глобальные проблемы взаимосвязаны.
Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера
В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).
Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:
5. Россия.
Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.
Рис. 4. Военная база США в Турции ()
Домашнее задание
Тема 11, П. 1
1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.
2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.
3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.
5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.
6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.
7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.
8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.
9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.
10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.
11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.
12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).
2. Федеральный портал Российское Образование ().
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЮЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИI. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения , подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами , с другим человеком , с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.
С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.
С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности .
С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответы к заданиям темы « Глобальные проблемы современности»
Часть 1
1 - 1
3 – 3
5 – 2
7 – 4
9 – 1
Часть 3
С1 – С4
1) реалии современного общества:
- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;
- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;
2) сущность нового понимания гуманистического идеала:
«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».
«Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится…как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;
«свобода понимается как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;
«свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды;
необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества;
существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество;
установка господства распространилась и на отношения человека к себе подобным, общественным интересам.
«отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;
«отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;
«отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;
«отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;
«отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.
С1 – С4
Ограниченность ресурсов;
Проблема «Север – Юг»;
Демографическая;
Последствия НТР.
С2 . Предположения:
Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете);
Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.
С3 . Примеры, подтверждающие утверждение автора:
Коммунистические идеологии;
Идеология Просвещения;
Иллюзия всемогущества науки и возможность её победы над голодом и болезнями.
С4 . Преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами в ближайшее время вряд ли возможно , так как этому препятствует следующее:
Ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;
Малая доля участия в мировом разделении труда;
Рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.
С5 (1). Основные глобальные проблемы современности:
Экологическая;
Демографическая;
Проблема «Север – Юг».
С6 (1). Примеры взаимосвязи глобальных проблем современности:
Угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны переводить вредные, экологически опасные производства в страны третьего мира, что обостряет проблему «Север – Юг»;
Угроза международного терроризма в современных условиях тесно связана с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);
Демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает отставание от развитых в экономическом отношении стран.
С6 (2). Примеры, раскрывающие глобальный характер экологических проблем современного мира:
Потепление климата приводит к таянию полярных льдов и к повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т.е. ставится под угрозу среда существования человечества;
От загрязнения почв, атмосферы и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран континентов;
Исчезновение отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Тема: Глобальные проблемы человечества
Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость
По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.
Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.
Основные черты глобальных проблем :
1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества
2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.
3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.
4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.
Главные проблемы человечества :
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.
2. Экологическая.
3. Демографическая.
4. Энергетическая.
5. Сырьевая.
6. Продовольственная.
7. Использование Мирового океана.
8. Мирное освоение космоса.
9. Преодоление отсталости развивающихся стран.
Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()
Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.
В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.
Классификация глобальных проблем:
1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.
2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения
3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.
Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()
Глобальные проблемы взаимосвязаны.
Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера
В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).
Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:
5. Россия.
Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.
Рис. 4. Военная база США в Турции ()
Домашнее задание
Тема 11, П. 1
1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?
Список литературы
Основная
1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.
2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.
3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.
Дополнительная
1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.
2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.
2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.
3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.
4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.
5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.
6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.
7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.
8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.
9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.
10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.
11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.
12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).
2. Федеральный портал Российское Образование ().
Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) это совокупность проблем человечества, решение которых обеспечивает социальный прогресс и сохранение цивилизации. Иначе говоря, предотвращение мировой термоядерной войны, а также обеспечение мирных условий для развития народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды: атмосферы, мирового океана и т.п.; преодоление возрастающего разрыва между развивающимися и развитыми странами в экономическом уровне и доходах на душу населения, также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами (возобновляемыми/не возобновляемыми), включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение "демографического взрыва" в развивающихся странах и снижение риска возникновения опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.
Терроризм
Ещё одной из острейших проблем современности, связанных со сферой международных отношений, является проблема терроризма.
Во-первых, международный терроризм получает все более широкое распространение на нашей планете. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов
Во-вторых, терроризм - это серьезная угроза безопасности отдельных государств, да и мирового сообщества в целом.
В-третьих, преодоление международного терроризма требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете.
В-четвертых, все более явной становится связь международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности, такими как: угроза третьей мировой войны, нехватка продовольствия.
В отличие от остальных проблема международного терроризма имеет свои отличительные черты. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.
Другая отличительная черта проблемы международного терроризма - это значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Несомненно, это влияние ведет к обострению данной проблемы.
Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками.
Еще одна специфическая черта международного терроризма является ее сложная прогнозируемость. В большинстве случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, агрессивно настроенные политики. Терроризм можно рассматривать как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены другими методами.
Демографическая проблема
На данный момент причины малодетности семей не являются секретом: роды убавляют здоровье женщины. Всевозможные растяжки, разрывы, варикоз вен, вымывание кальция из организма, инфекции, ну и в конце концов - смерть во время родов.… В дальнейшем, в процессе воспитания малыша женщина вынуждена отрываться от работы, терять зарплату, а порою и само заработное место. Ей приходится попадать в экономическую зависимость от мужа. Также дети требуют немалых расходов на их питание, одежду, игрушки, образование. Одним словом - дети обходятся недешево. В такой ситуации воспитание одного ребёнка становится затруднительно, а двух и более - непосильным трудом.
Продовольственная проблема
Продовольствие - это важнейший фонд жизненных функций человечества. Недостаточное и неполноценное питание значительной части населения планеты оказывает огромное влияние на всё человечество, Особенно пагубно голод и недоедание сказывается на здоровье детей, так как это замедляет их психофизическое развитие, а также влияет на потерю зрения. (недостаток витамина А)
Зона, которую затронула продовольственная проблема, включает в себя Африку к югу от Сахары, исключая ЮАР, Западную Азию, Южную и Юго-Восточную Азию, Карибский бассейн, некоторую часть Южной Америки.
Экологическая проблема
Одна из наиболее обширных проблем - экологическая. Она включает в себя такие проблемы как: проблема загрязнения Мирового океана, вредные примеси пирогенного происхождения в воздухе, разрушение озонового слоя атмосферы, кислотные дожди…
Тысячелетиями, загрязняя атмосферу, человечество долгое время не задумывалось о последствиях. С началом работы промышленных предприятий начал осуществляться выброс в природу вредных веществ, таких как например оксид углерода, сернистый ангидрид, сероводород и сероуглерод, окислы азота, соединения фтора и хлора.
1.Оксид углерода.
В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий.
Это соединение химических веществ способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.
2.Окись азота.
Источники выброса - предприятия, которые производят азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, и вискозный шелк.
3.Соединение фтора и хлора.
Источники выброса - предприятия, производящие алюминий, стекло, сталь, соляную кислоту и органические красители. Поступая в атмосферу в виде газообразных веществ, они разрушающих слои атмосферы.
Нефть - это вязкая маслянистая жидкость, которая имеет темно-коричневый цвет. Её добывают с целью приумножить свое благосостояние, совершенно не заботясь о том, что от этого погибает природа в связи с истончением атмосферного слоя биосферы.
Нефть образует эмульсии на поверхности воды, уничтожая на своём пути флору и фауну. Потому одной из важных проблем является нехватка пресной воды в реках и озерах. Особую опасность экологии планеты несет сброс и захоронение химических и радиоактивных отходов - дампинг.
Не менее важной экологической проблемой является разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Озон является важным компонентом, защищающим нас от вредных веществ, поступающих из космоса. Таких как: «звездная пыль». В тонком слое атмосферы появились дыры, которые пропускают солнечные лучи, которые вызывают не только сердечные приступы, они также увеличивают риск заболевания раком кожи.
Кислотные дожди. Они вызывают подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв, затем потоками воды кислотность распространяется на всю почву, вызывая подкисление грунтовых вод. Растения впитывают вместе с водой в себя все нечистоты. Далее растения поедают животные. В связи с употреблением данных растений или же мяса животных у людей может возникнуть облысение, язвы и т.п.
СПИД и наркомания
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- это чума XX в. Данное заболевание впервые обнаружили в США в 1981 г., далее оно стремительными темпами стало распространяться по всему миру. Главная причина этого - половая распущенность современного "цивилизованного" человека и наркомании.
Проблема наркомании связана с тем, что в 90-е годы не осуществлялось в нужных количествах финансирование программ по борьбе с наркоманией.
СПИД и наркомания оказываю пагубное влияние в основном на наиболее молодую часть общества. Существует много причин растущей тяги молодёжи к наркотическим веществам, в том числе: не сложившиеся отношения с родителями и сверстниками, неудачи в любви, отсутствие места работы и учёбы, связанная с этим неудовлетворённость жизнью. Наркотики же «помогают» человеку забыться и расслабится, создавая ИЛЛЮЗИЮ счастья, за которой скрываются ужасные последствия…
Алкоголизм и табакокурение
Алкоголь опасный враг здоровья человека. Злоупотребление спиртными напитками - причина многих тяжёлых заболеваний, преждевременного старения. Продолжительность жизни алкоголиков на 14-18 лет меньше, чем у непьющих людей.
Приём алкоголя ведёт к деградации личности, нервным заболеваниям.
Табак - несомненный спутник алкоголя. Табак имеет удивительное свойство - способность вызывать привыкание.
По данным ВОЗ:
· общая смертность курящих превышает смертность некурящих на 30-80%;
· табак убивает людей в 4 раза больше, чем автокатастрофы;
· у курильщиков заметно ухудшается память;
· у курильщика сердце работает на 3-4 часа больше каждые сутки. Только одна выкуренная сигарета повышает кровяное давление на 10 мм рт. ст.;
· у курящих женщин выкидыши и мертворожденные дети встречаются в 2-3 раза чаще, чем у некурящих »
Взаимосвязь глобальных проблем
Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом. В пример, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды.
Другим примером может служить связь проблемы нехватки продовольствия и демографической проблемы, голод и недоедание не дают людям уверенности в завтрашнем дне, а значит, уменьшает желание продолжение человеческого рода в связи с малой возможность прокормить не только детей, а даже себя.
Проблема терроризма пересекается с проблемой термоядерной войны, в том случае если террористы смогут завладеть ядерным оружием.
Всё это говорит о том, что глобальные проблемы неразрывно связаны между собой. Обострение одной ведёт к обострению и других проблем. Потому и решение их так же должно осуществляться неразрывно.
Литература
1. http://antiquehistory.ru/filosofiya-drevney-indii-kratko/
2. http://studopedia.ru/1_111295_soznanie-mishlenie-i-yazik.html
3. http://otherreferats.allbest.ru/history/00192819_0.html