Икона иверская значение в чем помогает. О чем молятся Иверской иконе Божией Матери? Интересные факты об Иверской иконе Пресвятой Богородицы

Знаменитый образ носит название от Иверского монастыря (Афон), Борогодица считается его хранительницей. Конечно, Божия Матерь печется обо всех людях, но сугубо она обещала оберегать насельников святой горы. Иверская икона пришла туда по собственному желанию, и остается на Афоне по сей день.


Иверская икона, как напоминание о грехе

Образ стал свидетелем многих тяжелых для христианства времен - гонений, нападений врагов. Сам он тоже подвергался атаке. Некий разбойник ударил по лику пресвятой Девы, из раны пошла кровь. Это настолько потрясло бандита, что он тут же решил посвятить себя монашеству. Остался на Афоне и преданно служил Богу, о чем церковь сохранила память по сей день, причислив его к лику святых.

Именно эта история стала причиной того, что Иверская икона Божией Матери современными иконописцами изображается со шрамом и каплями крови на лице. Следы крови видны на афонской иконе и сегодня. Верующим же это хорошее назидание: стоит помнить, что каждый грех заставляет Царицу Небесную страдать от духовных ран, которые бывают тяжелей физических.


Описание Иверской Иконы

Образ выполнен в византийских традициях, как один из видов «Одигитрии». Форма вертикальная, практически все занято фигурами: Богородица склонила голову к Сыну, ее правая рука поднята, как на молитве. Младенец сидит на левой руке Матери, одет в зеленый хитон, в левой руке свиток, правая благословляет - жест направлен молящимся около образа.

Простое описание Иверской иконы не может передать того глубокого выражения высшего знания и неземной печали, которое так характерно для византийских образов Царицы Небесной. Ее взгляд проникает в самую душу верующего. Богородица в традиционном красном омофоре, голова увенчана короной. Но никакой царской гордости нет в ее лице, только грусть, ведь она всегда знала, через что должен пройти Богомладенец Христос перед тем, как воссесть на небесном троне.

Следы ранения являются отличительной чертой, по которой сразу можно узнать этот образ среди многих других, хотя выполняется он в разных традициях. Характерным является также мягкий золотистый фон, иногда переходящий в нежную полупрозрачную лазурь. Икона хорошо настраивает на молитву, поясной образ Богоматери как бы является с небес, хотя имеет вполне реалистичные черты.


Как молиться и о чем просить Иверскую Икону

Почитание в России Иверской иконы очень велико и продолжается уже давно - первые сказания зафиксированы около 500 лет назад. В них описаны различные версии явления образа, отличные от распространенного греческого варианта. Так или иначе, истории связаны с Грузией, в каждом случае образ является на Афон совершенно самостоятельно.

Иверский монастырь действительно был основан грузинами, среди насельников они долго преобладали, трудясь на благо малой родины не только молитвами. Евангелие на грузинском появилось благодаря усилиям преподобного Евфимия. Однако последний монах-грузин умер еще в середине прошлого века. Сегодня большинство иноков - греческого происхождения.

В чем помогает Иверская Икона Божьей Матери

Чудеса обильно даровались свыше через образ:

  • защита от врагов;
  • пополнение запасов масла и воды;
  • исцеление больных;
  • вразумление свернувших с верного пути.

Нет каких-то ограничений на молитвенные просьбы, перечислены самые известные чудеса. Иверская икона помогает в разных бедах и духовных немощах, каждый доверяет самое сокровенное, надеясь на поддержку свыше.

Монахами написано несколько акафистов для чтения перед Иверской иконой, на них распространяются обычные правила чтения. Можно совершать молитвенный подвиг дома, или приехать в храм, заказать молебен либо прочитать самостоятельно. Важно, чтобы просьбы затрагивали самую суть духовного недуга, а не касались каких-то житейских мелочей, которые человек просто ленится исправить.

Есть и небольшие молитвы Иверской иконе, читать их можно как самостоятельно, так и включать в традиционное молитвенное правило, после чего добавить прошение «своими словами».

Российские списки

Сама чудотворная Иверская икона пребывает, как уже было сказано, в афонском монастыре. С момента своего явления более тысячи лет назад, она не покидала обитель. Считается, что это произойдет перед концом света, послужит инокам сигналом оставить монастырь. Икону украшает драгоценный оклад, закрывающий все, кроме ликов.

Трижды в году монахи выносят икону из надвратного храма:

  • вечером накануне Рождества - она пребывает несколько дней в соборе;
  • в Субботу перед Пасхой;
  • в праздник Успения Владычицы нашей Богородицы.

Но люди многократно обращались к монахам с просьбами привезти икону, на что они делали копии (списки). Первый афонский список для России был сделан в 17 в. Монахи служили продолжительный молебен перед началом работы, затем омывали образ святой водой. Затем ею же освятили список. Святую воду иконописец затем смешал с красками. Пока не была окончена работа, братия продолжала служить Литургии и молебны.

В честь прибытия иконы в столицу 13 октября 1648 г. был установлен церковный праздник. Образ находился вначале в одном из храмов Кремля, затем был перемещен в Новодевичий монастырь. Право на распоряжение святыней перешло властям, и только в наше время, буквально несколько лет назад (2012) она была официально возвращена в Новодевичью обитель.

Второй список появился 8 лет спустя. По размеру он соответствует оригиналу, заказал его патриарх Никон. Он начал строительство Иверского монастыря, куда и хотел определить образ. Он строго запретил копировать икону, украсил ее дорогим окладом из золота с камнями. В 1656 г. святыня прибыла на Валдай, в честь чего установили еще один праздник (12.02). Где сегодня находится эта Иверская икона - загадка, след ее пропал после коммунистической революции.

Монреальский список

Эта копия прославилась, будучи в Канаде (откуда и название), весьма интересна ее история. Написана в 1981 г. на Афоне, через год была подарена афонским игуменом Климентом одному из паломников. Некто Иосиф Кортес был так поражен красотой образа, что буквально умолял продать ее, но сначала получил отказ. Однако на следующий день ему было позволено забрать образ.

С тех пор судьба Иосифа и Иверской Монреальской иконы стали неразделимы. Будучи весьма благочестивым человеком, он стал постоянно возносить молитвы Богородице. И однажды ночью его разбудил невероятный аромат роз. Оказалось, что образ стал мироточить.

Подобное чудо многократно повторялось, появилось много желающих лично увидеть святыню. Тогда Иосиф стал путешествовать, провезя икону по многим городам Америки, Новой Зеландии, Австралии и Европы. О чем молились возле Иверской иконы? Конечно, многие хотели получить исцеление от физических недугов, и чудеса происходили. Во время путешествий (1983-1997 гг) зафиксировано множество случаев. Существует специальный фонд брата Иосифа, который их документирует.

Однажды хранитель перевозил икону на самолете в Америку. Рядом сидела женщина, которая поинтересовалась, чем это так чудесно пахнет. Узнав о чудотворном образе, она со слезами рассказала, что направляется на операцию, и что Богородица нашла ее, чтобы оказать помощь. Позже женщина написала Иосифу письмо - операция прошла успешно.

Воспитанный в семье католиков, Муньос все же выбрал для себя православие, был пострижен в монашество на Афоне. Его отличали скромность и великая вера, никогда он не выставлял себя на первый план, не давал осквернять образ. Иосиф выступал за традиционные ценности, переживал за судьбы современной молодежи, чье сознание полностью порабощено телевидением.

Видимо кому-то подобная святость пришлась не по душе - в 1997 г. брат Иосиф был жестоко убит, а монреальская Иверская икона исчезла. Сегодня ведется работа по канонизации И. Муньоса.

«Пресвятая Дева, помоги!»

Значение Иверской иконы для культуры и духовности России трудно переоценить. Глядя на образ, невольно вспоминаются все испытания, которые Церковь вынесла вместе со своей страной: неверие, разрушение храмов, поругание святынь, уничтожение священников. Во время духовного возрождения надо помнить и об этом. Тысячи людей приходили со своими бедами, многие получали помощь, обновляли веру, желание служить Богу.

Даже те, кто много лет не посещал храм, возвращались к нормальной христианской жизни, каялись после общения со святыней. Известные случаи, когда икона удерживала людей от самоубийства. Находящиеся в ссоре обретали мир. В некоторых храмах накануне посещения святыни в изобилии вырастали цветы. Но самое главное чудо - когда человек обретает согласие с Богом, мир в своей душе. В этом Царица Небесная тоже помогает.

Самые известные храмы

Храм Иверской Иконы Божией Матери на Всполье (так называли застройку, перемежавшуюся с полями для выгула) расположен между двумя Ордынками (Малой и Большой), белокаменное здание из кирпича хорошо просматривается с дальней перспективы. До 1802 г. церковь носила имя великомученика Георгия Победоносца, первые же записи о деревянном строении датируются 1625 г.

В середине 17 в. здание из дерева было заменено на каменное. Переосвящен храм в 1672 г. Деньги на строительство пожертвовал купец С. Потапов, приход же состоял в основном из дворян. С разрешения митрополита было построено здание трапезной, колокольня. Храм был практически заново отстроен в начале 19 в., тогда же здесь появился собственный список Иверской иконы Божьей Матери.

Революционная буря нанесла огромный ущерб церкви:

  • сломана колокольня;
  • закрашена уникальная роспись;
  • уничтожены иконостасы;
  • разграблен алтарь.

Несмотря на это, службы продолжались, окончательно церковь Иверской иконы закрыта лишь спустя 12 лет. В начале 90-х храм был передан Патриархии и вновь открыл двери для верующих.

Иверский мужской монастырь на Валдае - известное место паломничества россиян. Обитель была основана Патриархом Никоном в подражание афонской в середине 17 в. Количество иноков достигло 200 человек, монастырь процветал. Но его закрыли после того, как Никон попал в опалу. Правда, жестокий указ был отменен, жизнь в святых стенах возобновилась.

Новым потрясением для обители стала революция, советская власть изымала «излишки» у монахов. Это вызвало бурю протеста у местных жителей, поднялось восстание. Все же в итоге советской власти удалось превратить монастырь в артель, Иверская икона была увезена, и никто не знал, где она находится. Затем здесь был музей, госпиталь, школы, музей, база отдыха.

Начало возрождению монастыря положено в 1991 г., тогда он был передан Новгородской епархии. Вернулась в родной дом Иверская икона Божией Матери - правда, уже копия. С помощью Божией, шестеро монахов сумели поднять обитель из руин. Постепенно росло количество насельников, решались проблемы с обустройством. То, что казалось невозможным людям, было по плечу Господу.

Иверский монастырь на Афоне является хранителем множества христианских святынь. Чтобы побывать там, необходимо оформить специальное разрешение. Остановиться на ночлег можно будет в любом храме, монахи встречают паломников очень доброжелательно. Был случай, когда с одного путника потребовали плату, тогда у иноков испортились продукты.

К сожалению, на Афон поехать разрешается только мужчинам. Женщины могут свободно посещать Иверские монастыри и храмы в России (их насчитывается около 200), молиться возле святого образа дома. Милость Божия не знает границ, она посылается всем, кто имеет твердое упование.

Икона Иверской Божьей Матери – одна из самых известных на священной горе Афон. Первые упоминания об этом образе фиксируются с IX века. Однако православные люди верят, что лик был создан еще евангелистом Лукой и даже писался с самой Богородицы.

Обретение образа

До IX века сведений об иконе не сохранилось – первая история, связанная с Иверской Божьей Матерью, появляется в период иконоборчества. Тогда образ хранился в доме богатой вдовы, проживавшей в Византии. Она долгое время прятала икону, но все же однажды иконоборцы пришли к ней. За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь.

Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше – Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света.

Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря (Иверон, грузинская обитель) с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами. А позже сама Богородица явилась Гавриилу и наказала оставить икону на том месте, где она является. После этого образ стали называть также Вратарницей (Портаитисса) или Привратницей. Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде.

Описание оригинала и списков

Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. На оригинале он расположен на подбородке и до сих пор кровоточит, на списках капли крови иногда изображают на щеке Богородицы.

Древняя икона достаточно массивна – 137х87 см. У образа есть два оклада, один из которых датируется еще XVI веком. Эту ризу изготовили грузинские мастера, они украсили ее обратную сторону крестом с монограммой и фразой «Христос дарует благодать христианам».

С иконографической точки зрения образ принадлежит типу «Одигитрия» – Дева Мария и Иисус Христос у нее на руках изображаются по пояс, сидящими прямо. Богородица указывает десницей на Спасителя, а тот держит в руках свиток – символ Божьего Слова, которое он несет человечеству.

Монахи Афона бережно хранят оригинал образа, но поскольку слава о нем быстро разлетелась по православному миру, иконописцы монастыря создавали списки, которые и передавали в другие храмы. Первый список для России был сделан в XVII веке, а в день прибытия иконы в столицу, 13 октября 1648 года, был учрежден церковный праздник. Первое время образ принадлежал храмам Кремля, а после был перенесен в Новодевичий монастырь. В ХХ веке право распоряжаться чудотворной иконой перешло к властям – ее забрали из обители. Монастырю удалось вернуть свою святыню только в 2012 году, и с этого времени один из старейших сохранившихся списков Иверской Божьей Матери находится здесь.

Почитают икону три раза в год: 25 февраля, 17 апреля, 26 октября.

Чудеса иконы Иверской Богородицы

Оригинал Иверской иконы хранится в афонском грузинском монастыре, и после его чудесного обретения в водах Средиземного моря он никогда не покидал священную гору. Это одна из немногих икон, которая не вывозится за пределы святого места, увидеть ее можно только здесь. Более того, афонский отшельник Нил Мироточивый говорил, что Иверская Божья Матерь покинет Иверон лишь перед вторым пришествием Иисуса Христа, Страшным Судом.

Предупреждение о переменах и испытаниях, которое несет икона Иверская, – главное значение образа, то в чем она помогает людям много веков. Так, по заверению монахов, расположенная перед образом лампадка иногда начинает сама по себе раскачиваться. Так было перед наступлением турок на Кипр, землетрясением в Армении и нападении на Ирак. А вот перед началом Первой мировой войны лицо Христа на иконе изменило черты – вместо кроткого, умиротворенного лика, проступил грозный.

Икона спасла монахов, когда монастырь атаковали персы. Служители молились чудотворному образу, и их просьбы были услышаны. Резко началась сильная буря, уничтожившая все войско врага, подступающее к стенам. Было потоплено множество кораблей, живым остался лишь военачальник Амир. Он был так поражен чудом, что отдал монастырю большую часть денег на строительство оборонительной стены.

О чем молиться иконе

Известны и документально зафиксированы случаи чудесных исцелений после молитв перед иконой Иверской Божьей Матери. Так, есть свидетельства, что люди избавлялись от лейкоза, параличей и других тяжелых болезней. Часто в церквях можно увидеть множество крестиков и подвесок, украшающих образ, – это дары тех, кому Богородица помогла справиться с недугами и бедами.

Как оригинал образа защищает Афон и предупреждает о мировых катаклизмах и войнах, так же и даже небольшая копия иконы может оберегать семью. Если поместить ее над дверями дома, Иверская Божья Матерь способна отвернуть от жилья любую беду. Икона помогает избавиться от злых людей с недобрыми намерениями, защит дом от краж, пожаров.

Еще в начале своей истории икона заставила грешника раскаяться и прийти к Церкви – кровоточащая рана на лице Богородицы осталась вечным напоминаем о том событии. Поэтому верующие часто молятся Иверскому образу в минуты отчаяния и разочарований. Она помогает вернуться к вере, обрести спокойствие, душевное равновесие.

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь.


Чудотворная икона Божией Матери Иверская. Икона из храма Иверской Божией Матери на Всполье , г.Москва.

Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами.

Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою».

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.


Иверская икона Божией Матери. 1648 г. Афон.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.
Другие иконы Новодевичьего монастыря.

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом.


Икона «Богоматерь Иверская в чудесах». Вторая половина XVII в.
Икона из Новодевичьего монастыря в Москве.

Когда на патриарший престол вступил Никон , то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря . На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона.

Галерея икон .

Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот , были также написаны на Афоне . Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

В наши дни Божией милостью часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля , хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез. Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря).

Дни празднования: 25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы.

Еще об Иверской иконе

Иверская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница). Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад - начала 16 в.


Иверская икона Божией Матери. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь .


Иверская икона Божией Матери.

При возникновении сложных ситуаций в жизни каждый человек надеется на помощь с Небес. Чаще люди обращаются к Царице Небесной - великой Покровительнице всего человечества перед Всевышним. Ее образ в каждом православном храме располагается слева от Царских Врат.

Особое место среди Богородичных икон занимает Иверская икона Божьей Матери. Она является одной из самых почитаемых и знаменитых святынь православия.

История Святого Лика

Во время проведения 1 Вселенского Собора приверженцам арийской ереси был дан жесткий опор. С тех пор в православном христианском мире наступили мир и покой. Но в начале IX века появились яростные борцы с православными образами, уничтожающие святые лики.

Как раз в тот период на территории Никеи (ныне Турция) проживала благочестивая верующая вдовица с сыном-подростком. Женщина имела состояние, доставшееся ей от покойного супруга. На эти деньги вдова возвела церковь, в стенах которой покоилась икона Божией Матери. Иконоборцы, посетив храм, решили отобрать у женщины ее состояние, потребовав крупную сумму денег. Услышав отказ, один из нападавших со злости вонзил меч в Лик Богородицы.

И тут по иконе потекла струя настоящей человеческой крови. Бандиты сильно испугались и выбежали из церкви, предупредив вдову, что назавтра они снова вернутся за долгом.

Когда стемнело, мать с сыном взяли икону Богородицы и пошли к морю. Положив Лик на воду, они лицезрели чудо: икона сама встала в вертикальное положение и поплыла в таком состоянии по волнам прямо в открытое море. Пораженные увиденным, они вернулись домой, но испугавшись вероятного повторного прихода грабителей, не смогли остаться в родных стенах.

Иверская икона Божией Матери

Появление на Афоне

Сын отправился на Афон и принял иночество в Иверской обители. Историю о том, как икона сама встала на волнах и уплыла в море, новоявленный монах поведал братии. Но вскоре старцы, находящиеся у монастырских врат, заметили яркий и огромный огненный столб, поднимающийся над поверхностью моря. Зрелище было чудесным и страшным одновременно.

Матушка охраняет домашний очаг, покровительствует всем православным христианкам и ходатайствует об их нуждах пред Своим Сыном.

Оригинал святого Лика Богородицы хранится на Афоне в мужском православном монастыре иконы Иверской Божией Матери.

Празднование в честь Иверской иконы совершается несколько раз в году: 25 февраля, 6 мая, 26 октября, а также во вторник Пасхальной седмицы.

Посмотрите видео об Иверской иконе Божьей матери