Пища для размышления. Какие продукты вредят мозгу и интеллекту

Наше физическое тело - самая замечательная машина, какую только можно вообразить! Ни одному человеческому существу никогда не удавалось изобрести ничего, что хотя бы отдаленно напоминало его по своим функциям и эффективности. Если бы мы могли создать компьютер, который взял бы на себя все функции человеческого мозга, его размеры достигали бы размеров земного шара. В настоящее время человеческие существа используют лишь от 5 до 10 процентов возможностей своего мозга.

Человеческое тело уже с момента зачатия инстинктивно знает, в чем оно нуждается. Его не нужно учить, как спать, как ощущать жажду или голод, как плакать, кашлять, выделять пот, согреваться или охлаждаться, переваривать пищу, зевать, испытывать тошноту, глотать, смеяться, двигаться, истекать кровью или исцеляться. Но по мере того, как мы взрослеем, мы почему-то перестаем доверять своим инстинктам.

Мать доверяет инстинктам своего новорожденного ребенка. Когда он дает ей знать, что голоден, она его кормит, она успокаивает его. Когда он расстроен, она понимает, что означает его плач... но, как только у него появляются первые зубы, она решает, что он готов питаться три раза в день. Уже через несколько месяцев после появления ребенка на свет мы перестаем доверять его врожденному разуму.

Со столь раннего возраста он учится питать свое тело, руководствуясь решениями другого человека. Необходимость прислушиваться к другому (матери) мешает ему оставаться в гармонии со своими истинными потребностями. К тому времени, когда ребенок вырастает, он почти полностью теряет с ними контакт.

Существует интересная зависимость между тем, как мы едим и пьем, и тем, как проходит наша повседневная жизнь.

Как ты питаешься? Ты придерживаешься заведенного порядка приема пищи? Ты ешь неосознанно, не спрашивая свое тело, что ему на этот раз нужно? Мы настолько запрограммированы питаться определенным, образом, что нам даже не приходит в голову возможность существования другого, лучшего способа.

Это напоминает мне рассказ о молодой жене, которая, прежде чем положить окорок на противень, обрезала его с обоих концов. Озадаченный муж спросил, зачем она это делает. «Я не знаю - моя мама всегда так делала», - объяснила жена. Из любопытства он спросил у тещи, зачем она обрезает окорок с обоих концов, на что та ответила: «Я не знаю - моя мама всегда запекала окорок таким образом».

Когда собралась вся семья, он задал тот же вопрос бабушке жены. И она сказала ему: «Знаете ли, молодой человек, когда я была маленькой, моя семья жила очень бедно. У нас был только один противень и он был слишком мал для целого окорока, так что мы вынуждены были подрезать его с обоих концов».

Эта история может хорошо проиллюстрировать, как мало мы задумываемся над тем, почему поступаем так, а не иначе. По сути, мы - рабы привычек, живущие неосознанно.

Насколько важны для тебя привычки и традиции? Обрати внимание на свои привычки, связанные с приемом пищи. Если ты подобен большинству североамериканцев, ты, скорее всего, ешь каждый день в одни и те же часы, просто придерживаясь заведенного порядка. Нас научили, что нужно принимать пищу «три раза в день».

Кроме того, ты боишься, что нерегулярный прием пищи приведет к усилению чувства голода. Если ты вечером куда-то собираешься идти и опасаешься, что твой ужин состоится позднее обычного, ты непременно что-то перехватываешь перед выходом из дому. Ты беспокоишься, как бы не почувствовать себя голодным некоторое время спустя, поэтому из страха ешь сейчас, не успев проголодаться.

Твое тело очень хорошо знает, когда оно действительно испытывает голод. Оно может неделями функционировать, не получая пищи, и это не приводит ни к каким заболеваниям. Если ты почувствовал голод на два-три часа раньше, чем тебе предстоит поесть, скажи своему телу что-нибудь вроде: «Подожди, пожалуйста, Рума. Осталось недолго. Я скоро тебя накормлю».

Прислушиваясь к сигналам своего тела, никогда не думай о том, недоел ты или переел. Тебе может показаться, что ты чувствуешь голод и этот сигнал подает тебе твое тело, тогда как это сигнал твоего разума, который он посылает просто по привычке.

Если ты обнаружишь в себе много привычек, связанных с приемом пищи, то заметишь также, что ты постоянно озабочен тем, что о тебе думают и говорят другие. Вместо того чтобы думать, поступать или одеваться так, как тебе нравится, ты склонен больше интересоваться реакцией других людей и стараешься, чтобы твои действия не вызвали у окружающих негативной реакции.

Забота о столь несущественных вещах высасывает твою энергию и создает скрытую внутреннюю неудовлетворенность. Учись осознавать свои подлинные потребности.

Если ты ешь по привычке, это может быть также свидетельством того, что ты догматичен в своих мнениях и очень жестко судишь о том, что правильно и что неправильно. Ты решаешь, что это правильно, а это неправильно, тогда как фактически не существует ни правильного, ни неправильного.

То, что кажется неправильным тебе, кому-то другому может показаться правильным. Дай другим людям возможность думать и поступать так, как они считают нужным, - независимо от того, «хорошие» или «плохие» решения они принимают с твоей точки зрения.

Невозможно переоценить важность принципа «живи и дай жить другим » - дай другим прожить их жизнь так, как им это нужно, и продолжай продвигаться вперед по своему собственному пути. Чтобы твоя жизнь была успешной, установи контакт со своими внутренними потребностями!

Твой способ питания может быть тесно связан с привычками, возникающими на ментальном уровне. Но обычно в основе развития пристрастий в еде все же лежит эмоциональный уровень.

У детей пища часто выступает как форма любви или вознаграждения. Даже сейчас ты, возможно, ловишь себя на том, что, желая успокоить расстроенного ребенка, предлагаешь ему пирожное или конфету. Пищу используют для того, чтобы манипулировать детьми. Например, кто-нибудь из родителей может сказать: «Если ты будешь хорошим мальчиком, я поведу тебя в ресторан» или: «...куплю тебе мороженого».

А вот еще лучший пример манипуляции с помощью еды: «Будешь плохо себя вести - останешься без десерта!» или: «...никаких бутербродов, пока ты не сделаешь домашнее задание». Какой поток смешанных сообщений получает твое тело! Оно пришло в этот мир с уверенностью, что пища предназначена для того, чтобы его накормить. А теперь его учат, что пища является инструментом для манипуляций чужим поведением. Какой удар это наносит нашему эмоциональному «я»!

Твои детские реакции на подобное манипулирование могут немного прояснить то, как ты функционируешь, став взрослым. Все связанные с едой события, которые произвели на тебя сильное впечатление в возрасте до семи лет, оставили свой след на ментальном, физическом и эмоциональном уровне (отпечатки ранних привычек и поведенческих реакций, связанных с питанием). Отыщи эти отпечатки - и ты сможешь добраться до корней своих сегодняшних гастрономических привычек.

Что ты можешь узнать о себе по особенностям своего питания в настоящее время? Приходится ли тебе пить или есть от скуки, чтобы убить время? чтобы успокоиться или за что-то вознаградить себя? Часто ли ты ловишь себя на том, что ешь ради эмоционального наслаждения? (В следующей главе я расскажу, как справляться с привычками питания, которые вызваны причинами эмоционального характера.)

Другая причина приема пищи - желание усладить вкус. В этом случае ты ешь, потому что у тебя появился «аппетит» (в вебстеровском словаре понятие «аппетит» определяется как естественное желание удовлетворить потребность в пище).

Аппетит не является результатом голода. Например, многие люди не в силах устоять перед запахом попкорна, независимо от того, испытывают они чувство голода или нет. Если стремление к приятным ощущениям постоянно берет верх, ты можешь попасть в довольно затруднительное положение.

Еще один пример: ты идешь по улице и проходишь мимо кафе-мороженого. Внезапно ты чувствуешь непреодолимое желание поесть мороженого - один только его вид и изобилие сортов заставляют тебя активно выделять слюну. Опять твоим решением руководят ощущения. Но если однажды утром, сидя за письменным столом, ты вдруг чувствуешь непреодолимую потребность съесть что-то мучное, - это уже не аппетит.

Это желание. Оно не было вызвано какими-то твоими ощущениями. Ты захотел съесть это пирожное раньше, чем увидел его, ощутил его запах или даже услышал о нем. Спроси себя, действительно ли ты проголодался. Если нет, то желание съесть пирожное могло быть порождено причинами эмоционального характера.

Существует масса других поступков, на которые людей толкает аппетит. Под его влиянием ты можешь совершать покупки, спать, заниматься любовью и т. п. Попробуй немного понаблюдать за собой. На какие действия тебя толкает аппетит? Бывает ли тебе трудно справиться со своими чувствами? Если это так, ты не владеешь физической стороной своего существования. Она лишена гармонии.

Заметив, на какие действия тебя подталкивает аппетит, ты получаешь сообщение от своего божественного «я». Рума подсказывает тебе, что одно или несколько твоих чувств - зрение, слух, обоняние, вкус и осязание - не получают психологического удовлетворения.

Зрение

Ты позволяешь себе волноваться по поводу каких-то вещей или событий, которые тебе приходится видеть в настоящее время. Тело говорит тебе: «То, что тебя волнует, не имеет к тебе никакого отношения - это не твое дело...» или: «Вместо того чтобы беспокоиться, сделай что-нибудь - придумай какое-то решение для этой проблемы».

Слух

Тебя беспокоит то, что ты слышишь дома или в каком-то другом месте. Не осуждай, а постарайся разрешить ситуацию.

Обоняние

Рядом с тобой есть кто-то или что-то, чего ты на дух не переносишь? Это может быть друг, член семьи, сотрудник или просто что-то из мебели.

Осязание

Ты не получаешь достаточно любви? А кто забыл ее посеять хоть немного? Ты пожинаешь только то, что сеешь. Для выражения любви существует множество самых простых способов - доброе слово, открыт-ка, цветы, любовная записка или просто улыбка. Очень важно оказать самому себе какие-то знаки внимания. Помни: посеяв что-нибудь, ты обязательно соберешь урожай.

Вкус

Если ты ешь без аппетита, это может означать, что твой сексуальный аппетит остается неудовлетворенным. Только ты можешь внести необходимые изменения в создавшееся положение.

Когда какое-то из твоих чувств остается неудовлетворенным и это тебя беспокоит, начинай действовать. Если в ситуации принимает участие другой человек, который сделал или сказал что-то такое, что тебе не понравилось, - значит, твое тело посылает сигнал, что пора заняться собственными делами. Займись своими нуждами, предоставив другому человеку делать то, что он должен делать. Очень опасно ставить свое счастье в зависимость от других людей.

Какая бы сфера твоей жизни ни оказывала на тебя наибольшее влияние, ты должен подчинить ее себе. Если это ментальный план, начинай задавать себе вопросы: почему ты совершаешь те или иные действия именно так, а не иначе? Почему ты живешь на автопилоте? Прежде чем сделать что-то, спроси себя:

«Стану ли я счастливее, совершив этот поступок? Является ли он наилучшим из того, что я могу сделать в своих интересах? Действительно ли я хочу сделать, сказать или подумать именно так?» Подожди несколько минут, и ты получишь ответ. Твоя жизнь станет приносить тебе больше удовлетворения, когда ты начнешь лучше осознавать, что ты делаешь и почему.

Если твоей жизнью управляет эмоциональная сфера, научись открыто выражать себя. (Подробнее об этом ты сможешь прочесть в главе 18.)

Если главенствующая роль принадлежит физической сфере, спроси себя: «Какое из моих чувств не получает удовлетворения?» Пройдись по очереди по всем своим чувствам и определи, какое именно не удовлетворено. Загляни внутрь себя и внимательно присмотрись - твое тело знает все.

Используя этот метод определения причин своего поведения, ты узнаешь кое-что интересное о своем внутреннем «я». Ты поймешь, что живешь и действуешь на всех трех уровнях (физическом, ментальном и эмоциональном), но один из них доминирует.

Приняв эту концепцию, ты обнаружишь, что твои привычки в области питания изменились - ты будешь есть потому, что проголодался, а не по каким-либо причинам эмоционального характера или просто по привычке. Когда изменится твой образ мыслей, когда ты приблизишься к состоянию гармонии со своей истинной природой, - это может привести к тому, что ты станешь питаться и одеваться по-другому.

Твое тело никогда не забывает ни о своих основных потребностях, ни о своей истинной природе. Научись прислушиваться к нему. Химически тело состоит из шести основных компонентов: воды, белков, витаминов, углеводов, липидов и минеральных веществ. Всякий раз при нарушении равновесия какого-либо из этих элементов тело подает тебе сигнал - посылает сообщение в мозг.

Мозг передает тебе это сообщение: вызывает у тебя чувство голода или жажды - создает желание съесть или выпить что-то вполне определенное. Научившись четко воспринимать эти сигналы, ты сможешь обеспечить правильный баланс в питании. Это необходимо, чтобы ты мог поддерживать себя в оптимальном состоянии.

Как видишь, научившись слушать свое тело, ты можешь более не беспокоиться, ешь ли ты именно то, что тебе нужно, и в достаточном ли количестве. Не сомневайся - тело точно скажет, что именно тебе нужно и когда. Никогда не следует есть, если ты не испытываешь голода, «на тот случай, если ты не сможешь поесть вовремя...» Дождись сигнала от своего тела.

Обнаружив недостаток какого-то из питательных веществ, оно скажет тебе, что именно необходимо сейчас (то есть железо, кальций, протеин, жир, сахар и т. д.). Тело сделает так, что тебе будет казаться вкусной именно та пища, которая обеспечит равновесие. Твой мозг, самый совершенный компьютер, регистрирует химический состав всего, что ты когда-либо пробовал, и точно знает, что тебе предписать.

Физическое тело несет ответственность за то, чтобы сообщать мозгу о своих потребностях. Эта роль принадлежит именно ему, а не разуму. Человек, соблюдающий «диету», диктует своему телу, что и когда следует есть. Это противоречит природе.

Соблюдая диету, ты посылаешь телу следующее сообщение: «С этого дня я буду решать, что тебе нужно, а также когда и сколько раз в день ты будешь это получать». Ты думаешь, что знаешь свои физические потребности лучше собственного тела? Научись доверять своему телу!

Некоторым людям достаточно одного приема пиши - например, только завтрака. Многие предпочитают съедать завтрак и ужин, отказываясь от обеда. Есть люди, которым необходимо все время «пощипывать» - есть небольшими порциями в течение всего дня. Ты сам должен разобраться, что для тебя лучше. Каждый человек уникален. То, что полезно одному, может не быть полезным для другого.

Очень важно знать, как функционирует твое тело. Некоторые люди испытывают проблемы с усвоением кальция, у других плохо выводится из организма холестерин. Незнание потребностей собственного физического тела приводит кряду трудностей. Со временем ты достигнешь такого уровня сознания, что будешь осознавать происходящее в собственном теле. Через физическое тело твое сверхсознание контролирует переваривание и усвоение пищи, удаление ненужных веществ. Твоя обязанность заключается в том, чтобы всеми доступными средствами помогать своему телу.

С повышением уровня осознавания тебе будет легче распознавать и интерпретировать сообщения, посылаемые твоим телом, и действовать согласно им. Выполняй свою долю обязанностей - и твое тело будет выполнять свою. В результате твоя энергия придет в состояние равновесия и начнет распределяться по телу более равномерно. Состояние гармонии и равновесия приведет к тому, что твое здоровье улучшится и укрепится.

Множество людей употребляют продукты, которые приводят лишь к потере энергии, не давая питания телу. К таким ядам относится алкоголь, белый сахар (и другая рафинированная пища - белая мука, белый рис, белый хлеб), кофеин, соль, табак и все химические препараты (лекарства, наркотики, консерванты и красители), а также излишнее количество жиров. На рынок поступает много хороших книг по вопросам питания. Если ты хочешь глубже познакомиться с этой проблемой, я советую тебе заглянуть в местный книжный магазин или библиотеку.

Старайся осознавать, чем ты питаешь свое тело. Если до сих пор тебе не приходилось этого делать, начни прямо сейчас. Разработай и внедри программу сбалансированного питания для своего тела - не пройдет и нескольких недель, как ты заметишь, что химические процессы в нем стабилизируются. Уважай свое тело и заботься о нем. Если ты это сделаешь, то равновесие и гармония в ментальной и эмоциональной сферах не заставят себя долго ждать.

Химические процессы происходят в твоем теле на клеточном уровне, и на них оказывает влияние характер взаимодействия всех трех сфер - физической, ментальной и эмоциональной. Употребление в пищу продуктов, содержащих яды или трудно перевариваемые вещества, говорит о неуважении к собственному телу.

Например, блюдо из копченого или жареного мяса с солью и маринованными огурцами переваривается с трудом и к тому же содержит токсические вещества, которые ослабляют и отравляют тело. Заставляя свое тело заглатывать алкогольные напитки различной крепости, сласти и химические препараты, ты заявляешь о том, что не очень-то любишь самого себя. Это лишает твое тело, сил, поэтому не удивляйся, если твое тело не может сделать то, о чем ты его просишь. Тело - это твой лучший друг, вы должны действовать сообща. Относись к своему телу, как подобает относиться к другу.

Тяга к сахару - показатель того, что тебе недостает сладости в жизни. Ты не позволяешь себе того, что доставило бы тебе удовольствие, а если и позволишь, то потом мучаешься чувством вины.

Пристрастие к соленому указывает на критически настроенную личность, которая склонна все осуждать. По-видимому, самым безжалостным твоим критиком являешься ты сам.

Пристрастие к острой пище: похоже, ты ведешь более спокойную жизнь, чем тебе хотелось бы.

Тяга к кофеину свидетельствует о потребности взбодриться на психологическом уровне.

Вместо того чтобы с каждым днем все чаще и чаще прибегать к подобным вещам, на минуту загляни внутрь себя и спроси, что нужно сделать, чтобы взбодриться и порадоваться.

Упражнения к главе 10

Примечание : Я настоятельно советую тебе подождать неделю, прежде чем переходить к следующей главе. В течение этой недели перечитывай главу 10, обращая внимание на все, что ты ешь и пьешь.

1. Прежде чем съесть или выпить что-либо, спроси себя, действительно ли ты проголодался. Задай также своему телу вопрос: является ли данный продукт тем, что ему нужно. В конце каждого дня записывай, что ты чувствовал и что происходило с тобой при каждом приеме пищи. Голод ли, привычка иди какая-либо иная, эмоциональная причина побудила тебя поесть? Цель данного упражнения заключается не в том, чтобы составить «диетическое меню». Оно поможет тебе лучше осознать, что преобладает в твоей жизни, какая ее часть нуждается в уравновешивании - физическая, ментальная или эмоциональная. Определив это, ты обнаружишь, что теперь способен лучше понять и полнее обеспечить потребности своего тела.

2. А вот соответствующая аффирмация:

Я все больше и больше слежу за собой и осознаю, чем мотивирован мой образ питания. Теперь я жду, пока мое тело даст мне знать, что ему нужно и когда оно голодно.

Рано или поздно нам приходится задумываться над какими-то вопросами. Иногда это насущные вопросы, а иногда - философские. И подтолкнуть к ним могут фильмы, книги или даже песня.

Все это нам дает пищу для размышлений. Что же это за пища? Давайте поговорим более подробно.

Что это такое?

Пища для размышлений - это вопросы, над которыми задумывается человек. Чаще всего философской направленности. Но не обязательно.

Получив такое "питание" для мозга, мы начинаем активно шевелить им. И данная процедура помогает порой пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Для чего это нужно?

Зачем нужна пища для размышлений? Для того, чтобы люди двигались вперед, чтобы продолжали совершенствоваться и заниматься саморазвитием. Когда мы думаем, мы тренируем мозг. Порой, чтобы получить ответ на тот или иной вопрос, приходится заниматься поиском дополнительной информации. Человек не только начинает активно думать, но и погружается в этот процесс. Читая специальную литературу, он развивает самого себя.

Синонимы

Есть ли у словосочетания "пища для размышлений" синоним? Да, словосочетание можно заменить на следующие фразы и слова:

  • Есть над чем подумать.
  • Задача.
  • Загадка.

Откуда мы получаем ее?

Пищу для размышлений мы черпаем из книг, фильмов, музыки, новостных блоков, общения, изучения чего-то нового. Окружающие нас люди могут загадать такую загадку, над которой мы будем долго ломать голову.

Учась в школе, дети каждый день получают пищу для своего разума. Домашние задания - это необходимость, которая способствует правильному развитию мышления и интеллекта. Решая те или иные задачи, ребенок заставляет свой мозг функционировать. Ученику некогда заниматься ерундой (хотя современные дети находят на это время). Он ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, трудится над их решением, становясь умнее день за днем.

А как развиваются взрослые? Зачастую работа у них связана с рутиной. Быт и однообразие на работе - не самые лучшие факторы для саморазвития.

Но взрослые люди не унывают. Пищу для размышлений они получают из общения с коллегами, знакомыми и просто интересными людьми. А еще смотрят разные интересные фильмы, читают и журналы, увлекаются каким-либо делом, называемым хобби. Казалось бы, какое развитие может дать хобби? К примеру, та же вышивка крестиком. Очень даже сильное, ибо приходится читать много литературы по различным способам вышивки, изучать качества ниток, подбирать хорошие иголки для вышивания. Даже разбираться в пяльцах, и то приходится.

А спорт - это развитие?

Пищу для размышлений может дать и спорт. При изучении физиологии и анатомии, например. Поэтому спортивные занятия смело можно назвать развитием. Здесь в основном делается акцент на формирование здорового образа жизни и спортивного поведения. Но при желании можно совершенствовать и собственные познания.

Дают нам пищу для размышления книги. Почти любая книга может стать ключом к знаниям. Начиная с простых и детских сказок. Не зря же говорят, что сказка - ложь, да в ней намек.

Возьмите любого русского писателя, чьи произведения стали классическими. Тот же Пушкин с его "Дубровским", к примеру. Есть над чем подумать после прочтения данной книги.

Островский, Достоевский, Блок, Куприн - можно перечислять до бесконечности. Выделим некоторые книги, которые дают пищу для размышлений:

  • Толстой, "Анна Каренина". Сильнейшее произведение, которое стоит перечитать, став взрослым.
  • Достоевский, "Преступление и наказание". Еще одна книга, заставляющая крепко задуматься над многими вещами.
  • Куприн, "Олеся". Произведение о жестокости человеческой и большой любви.
  • Набоков, "Лолита". Переворачивает кое-какие взгляды на жизнь.
  • Булгаков, "Мастер и Маргарита". Книга может показаться немного страшноватой, но в ней скрыты духовные аспекты.

Кстати, о духовных книгах. Новый Завет - вот это Книга книг. Читая ее, каждый раз получаешь пищу для размышлений. И открываешь для себя то-то новое.

Существует множество книг по психологии, которые заставляют нас пересматривать собственные взгляды на сущность бытия.

Выбираем фильм

Иногда хочется посмотреть что-то такое, что приведет к тому, что человек начнет задумываться над сюжетом фильма. И разгадает некую жизненную загадку. Что за фильмы с пищей для размышления можно отыскать? Вот некоторые из них:

  • "Облачный атлас".
  • "Реквием по мечте".
  • "Молчание ягнят".
  • "Черный шар".
  • "Остров проклятых".
  • "Что-то не так с Кевином".
  • "Мальчик в полосатой пижаме".
  • "Сталинград".
  • "А зори здесь тихие".
  • "Завтра была война".
  • "Они сражались за Родину".
  • "Остров".
  • "Монах и бес".

Это только маленькая толика из всего разнообразия. Кстати, даже мультфильмы могут дать повод, чтобы поразмыслить над некоторыми вещами.

Музыка

Здесь должны быть перечислены песни, которые необходимо слушать, чтобы получить пищу для размышлений. Но мы просто перечислим исполнителей и коллективы, с которыми неплохо было бы познакомиться:

  • Виктор Цой.
  • Валерий Кипелов.
  • "Агата Кристи".
  • "Ария".
  • "Дюна".
  • "Любэ".
  • "Земляне".
  • "Год Змеи".
  • "Трактор Боулинг".

Кого-то удивит, что все перечисленные здесь группы довольно старые. Да, это так. Старые песни о главном, как говорится, толкают к тому, чтобы задуматься над собственной жизнью. Одна песня "Апрель" в исполнении Виктора Цоя чего стоит.

Общение

Беседы с образованными людьми подбрасывают пищу для ума. Когда мы общаемся с людьми, то можем принимать их доводы. А можем отрицать, тем самым заставляя себя думать над ними.

Даже из простой дружеской беседы можно получить что-то познавательное. Конечно, если беседа нормальная, а не треп или перемывание костей всем общим знакомым.

Заключение

Вот мы и познакомились со значением пищи для размышлений. Ответили на вопрос и узнали, где искать то самое "топливо" для мозга. Чем больше человек развивается, тем больше пищи для ума он получает.

Ученые выяснили, что продукты питания, прежде всего, полуфабрикаты, выпечка, а также напитки, содержащие консерванты, усилители укуса и красители, могут непосредственно влиять на работу мозга. Как показали исследования, существует прямая связь между их употреблением и нарушениями функций головного мозга, в том числе, ухудшением настроения и возникновением депрессии.

Слишком много Омега-6 и слишком мало Омега-3

К нарушению памяти может привести неправильное соотношение в рационе Омега-6 (растительные масла) и Омега-3 (рыба и морепродукты) кислот. По словам ученых , увеличение потребления исключительно продуктов, богатых Омега-6, может плохо влиять на работу мозга. Как выяснили эксперты, соотношение приема омега-3/6 влияет на гиппокамп, один из отделов мозга, способный производить новые нейроны. Также, согласно результатам исследований, люди, потребляющие меньше Омега-6 по сравнению с Омега-3, обладают большей пространственной памятью и лучшей способностью мыслить.

Алкоголь

Алкогольные напитки являются искусственными стимуляторами нервной системы. Они сначала бодрят организм, а потом вызывают раздражительность, нарушение сна, психики. Кроме этого злоупотребление ими способствует разрушению мозговых клеток в префронтальной коре, которая отвечает за способность самоконтроля. Как выяснили ученые из испанского университета Сантьяго-де-Компостела, люди, часто употребляющие алкогольные напитки, имеют более низкую продуктивность работы. Мозг пьющих людей, говорят ученые, находится в условиях большей нагрузки, вследствие чего нервная система испытывает повышенное напряжение, что в результате приводит к переутомлению организма.

Продукты с высоким гликемическим индексом

Некоторые продукты могут помогать мозгу бороться с тоской и унынием, а некоторые — наоборот способствовать развитию депрессии. В исследовании , опубликованном в Американском журнале клинического питания, говорится, что женщины в постклимактерическом периоде, которые употребляют продукты с высоким гликемическим индексом (белый хлеб, рис, кукурузные хлопья и картофель) более склонны к депрессии. Такие продукты могут способствовать внезапному поднятию уровня сахара, заставляя таким образом организм вырабатывать больше инсулина. С повышенным риском депрессии также связано потребление подслащенных напитков, рафинированных продуктов и выпечки. Однако, как говорится в исследовании, любое воздействие, которое могут оказывать все эти продукты будет соразмерным пропорции этой еды в рационе.

Жирные сорта мяса

Потребление жирных сортов мяса может провоцировать развитие болезни Альцгеймера и отрицательно влиять на когнитивную функцию из-за того, что в таких продуктах присутствует много холестерина. Он ведет к образованию атеросклеротических бляшек и закупорке сосудов. Как показали результаты исследования Университета Абердина, употребление пищи с высоким содержанием жира может иметь негативные последствия для эпизодической, пространственной и контекстной памяти.

Картофель фри

Согласно исследованию Jama Neurology , закупорка сосудов увеличивает риск болезни Альцгеймера. Наиболее опасными продуктами, которые способствует этому, исследователи назвали жареную пищу.

Жирная рыба

Американская кардиологическая ассоциация рекомендует употреблять жирную рыбу, такую как тунец, по крайней мере два раза в неделю. Исследователи из Университета Южной Флориды обнаружили, что некоторые виды рыб могут накапливать ртуть, которая очень токсична для мозга и нервной системы и может стать причиной снижения памяти и нарушения внимания. В ходе исследования было обнаружено, что у людей с высоким уровнем ртути в крови на 5% были снижены когнитивные функции.

Глава 10. Пища для размышлений

Наше физическое тело – самая замечательная машина, какую только можно вообразить! Ни одному человеческому существу никогда не удавалось изобрести ничего, что хотя бы отдаленно напоминало его по своим функциям и эффективности. Если бы мы могли создать компьютер, который взял бы на себя все функции человеческого мозга, его размеры достигали бы размеров земного шара. В настоящее время человеческие существа используют лишь от 5 до 10 процентов возможностей своего мозга.

Человеческое тело уже с момента зачатия инстинктивно знает, в чем оно нуждается. Его не нужно учить, как спать, как ощущать жажду или голод, как плакать, кашлять, выделять пот, согреваться или охлаждаться, переваривать пищу, зевать, испытывать тошноту, глотать, смеяться, двигаться, истекать кровью или исцеляться. Но по мере того, как мы взрослеем, мы почему-то перестаем доверять своим инстинктам.

Мать доверяет инстинктам своего новорожденного ребенка. Когда он дает ей знать, что голоден, она его кормит, она успокаивает его. Когда он расстроен, она понимает, что означает его плач… но, как только у него появляются первые зубы, она решает, что он готов питаться три раза в день. Уже через несколько месяцев после появления ребенка на свет мы перестаем доверять его врожденному разуму.

Со столь раннего возраста он учится питать свое тело, руководствуясь решениями другого человека. Необходимость прислушиваться к другому (матери) мешает ему оставаться в гармонии со своими истинными потребностями. К тому времени, когда ребенок вырастает, он почти полностью теряет с ними контакт.

Существует интересная зависимость между тем, как мы едим и пьем, и тем, как проходит наша повседневная жизнь.

Как ты питаешься? Ты придерживаешься заведенного порядка приема пищи? Ты ешь неосознанно, не спрашивая свое тело, что ему на этот раз нужно? Мы настолько запрограммированы питаться определенным, образом, что нам даже не приходит в голову возможность существования другого, лучшего способа.

Это напоминает мне рассказ о молодой жене, которая, прежде чем положить окорок на противень, обрезала его с обоих концов. Озадаченный муж спросил, зачем она это делает. «Я не знаю – моя мама всегда так делала», – объяснила жена. Из любопытства он спросил у тещи, зачем она обрезает окорок с обоих концов, на что та ответила: «Я не знаю – моя мама всегда запекала окорок таким образом».

Когда собралась вся семья, он задал тот же вопрос бабушке жены. И она сказала ему: «Знаете ли, молодой человек, когда я была маленькой, моя семья жила очень бедно. У нас был только один противень и он был слишком мал для целого окорока, так что мы вынуждены были подрезать его с обоих концов».

Эта история может хорошо проиллюстрировать, как мало мы задумываемся над тем, почему поступаем так, а не иначе. По сути, мы – рабы привычек, живущие неосознанно.

Насколько важны для тебя привычки и традиции? Обрати внимание на свои привычки, связанные с приемом пищи. Если ты подобен большинству североамериканцев, ты, скорее всего, ешь каждый день в одни и те же часы, просто придерживаясь заведенного порядка. Нас научили, что нужно принимать пищу «три раза в день».

Кроме того, ты боишься, что нерегулярный прием пищи приведет к усилению чувства голода. Если ты вечером куда-то собираешься идти и опасаешься, что твой ужин состоится позднее обычного, ты непременно что-то перехватываешь перед выходом из дому. Ты беспокоишься, как бы не почувствовать себя голодным некоторое время спустя, поэтому из страха ешь сейчас, не успев проголодаться.

Твое тело очень хорошо знает, когда оно действительно испытывает голод. Оно может неделями функционировать, не получая пищи, и это не приводит ни к каким заболеваниям. Если ты почувствовал голод на два-три часа раньше, чем тебе предстоит поесть, скажи своему телу что-нибудь вроде: «Подожди, пожалуйста, Рума. Осталось недолго. Я скоро тебя накормлю».

Прислушиваясь к сигналам своего тела, никогда не думай о том, недоел ты или переел. Тебе может показаться, что ты чувствуешь голод и этот сигнал подает тебе твое тело, тогда как это сигнал твоего разума, который он посылает просто по привычке.

Если ты обнаружишь в себе много привычек, связанных с приемом пищи, то заметишь также, что ты постоянно озабочен тем, что о тебе думают и говорят другие. Вместо того чтобы думать, поступать или одеваться так, как тебе нравится, ты склонен больше интересоваться реакцией других людей и стараешься, чтобы твои действия не вызвали у окружающих негативной реакции.

Забота о столь несущественных вещах высасывает твою энергию и создает скрытую внутреннюю неудовлетворенность. Учись осознавать свои подлинные потребности.

Если ты ешь по привычке, это может быть также свидетельством того, что ты догматичен в своих мнениях и очень жестко судишь о том, что правильно и что неправильно. Ты решаешь, что это правильно, а это неправильно, тогда как фактически не существует ни правильного, ни неправильного.

То, что кажется неправильным тебе, кому-то другому может показаться правильным. Дай другим людям возможность думать и поступать так, как они считают нужным, – независимо от того, «хорошие» или «плохие» решения они принимают с твоей точки зрения.

Невозможно переоценить важность принципа «живи и дай жить другим » – дай другим прожить их жизнь так, как им это нужно, и продолжай продвигаться вперед по своему собственному пути. Чтобы твоя жизнь была успешной, установи контакт со своими внутренними потребностями!

Твой способ питания может быть тесно связан с привычками, возникающими на ментальном уровне. Но обычно в основе развития пристрастий в еде все же лежит эмоциональный уровень.

У детей пища часто выступает как форма любви или вознаграждения. Даже сейчас ты, возможно, ловишь себя на том, что, желая успокоить расстроенного ребенка, предлагаешь ему пирожное или конфету. Пищу используют для того, чтобы манипулировать детьми. Например, кто-нибудь из родителей может сказать: «Если ты будешь хорошим мальчиком, я поведу тебя в ресторан» или: «…куплю тебе мороженого».

А вот еще лучший пример манипуляции с помощью еды: «Будешь плохо себя вести – останешься без десерта!» или: «…никаких бутербродов, пока ты не сделаешь домашнее задание». Какой поток смешанных сообщений получает твое тело! Оно пришло в этот мир с уверенностью, что пища предназначена для того, чтобы его накормить. А теперь его учат, что пища является инструментом для манипуляций чужим поведением. Какой удар это наносит нашему эмоциональному «я»!

Твои детские реакции на подобное манипулирование могут немного прояснить то, как ты функционируешь, став взрослым. Все связанные с едой события, которые произвели на тебя сильное впечатление в возрасте до семи лет, оставили свой след на ментальном, физическом и эмоциональном уровне (отпечатки ранних привычек и поведенческих реакций, связанных с питанием). Отыщи эти отпечатки – и ты сможешь добраться до корней своих сегодняшних гастрономических привычек.

Что ты можешь узнать о себе по особенностям своего питания в настоящее время? Приходится ли тебе пить или есть от скуки, чтобы убить время? чтобы успокоиться или за что-то вознаградить себя? Часто ли ты ловишь себя на том, что ешь ради эмоционального наслаждения? (В следующей главе я расскажу, как справляться с привычками питания, которые вызваны причинами эмоционального характера.)

Другая причина приема пищи – желание усладить вкус. В этом случае ты ешь, потому что у тебя появился «аппетит» (в вебстеровском словаре понятие «аппетит» определяется как естественное желание удовлетворить потребность в пище).

Аппетит не является результатом голода. Например, многие люди не в силах устоять перед запахом попкорна, независимо от того, испытывают они чувство голода или нет. Если стремление к приятным ощущениям постоянно берет верх, ты можешь попасть в довольно затруднительное положение.

Еще один пример: ты идешь по улице и проходишь мимо кафе-мороженого. Внезапно ты чувствуешь непреодолимое желание поесть мороженого – один только его вид и изобилие сортов заставляют тебя активно выделять слюну. Опять твоим решением руководят ощущения. Но если однажды утром, сидя за письменным столом, ты вдруг чувствуешь непреодолимую потребность съесть что-то мучное, – это уже не аппетит.

Это желание. Оно не было вызвано какими-то твоими ощущениями. Ты захотел съесть это пирожное раньше, чем увидел его, ощутил его запах или даже услышал о нем. Спроси себя, действительно ли ты проголодался. Если нет, то желание съесть пирожное могло быть порождено причинами эмоционального характера.

Существует масса других поступков, на которые людей толкает аппетит. Под его влиянием ты можешь совершать покупки, спать, заниматься любовью и т. п. Попробуй немного понаблюдать за собой. На какие действия тебя толкает аппетит? Бывает ли тебе трудно справиться со своими чувствами? Если это так, ты не владеешь физической стороной своего существования. Она лишена гармонии.

Заметив, на какие действия тебя подталкивает аппетит, ты получаешь сообщение от своего божественного «я». Рума подсказывает тебе, что одно или несколько твоих чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание – не получают психологического удовлетворения.

Из книги Целительные силы. Книга 1. Очищение организма и правильное питание. Биосинтез и биоэнергетика автора Геннадий Петрович Малахов

ГЛАВА 2 ПИЩА Главная наша задача – изучать факты честно. Мы должны почитать науку, как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством. Н. К. Рерих ВВЕДЕНИЕЧтобы понять, что же нужно есть, что действительно питает, придется познакомиться с

Из книги Исцеляющая сила мысли автора Эмрика Падус

Глава 1 Хорошая пища для ума: щит против усталости, раздражительности, депрессии Читать хорошую книгу, от которой получаешь удовольствие, – означает питать свой ум. Слушать оперу – значит тоже получать питание. Фактически любое переживание, стимулирующее мыслительную

Из книги Вегетаринство (Загадки и уроки, польза и вред) автора Марк Яковлевич Жолондз

Глава 3. Пища животного происхождения человеку необходима В своих рассуждениях о вегетарианстве Г.С. Шаталова и ее последователи часто упоминают так называемое видовое питание. Это понятие базируется на экспериментах академика А.М. Уголева, установившего, что в живой

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Эмрика Падус

Время для размышлений Да, плохо, что нас что-то остановило. Но эта остановка предлагает нам тайм-аут для размышлений – то, что очень редко случается в нашем мире. Восточное общество склонно осознавать свою потребность в рефлексии, в периодах отдаления от привычного

Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

Глава 11 Молоко - идеальная пища? Молоко действительно идеальная пища - для младенцев. Благодаря ему они растут и расцветают на глазах. Молоко содержит сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, а также множество витаминов и микроэлементов, особенно

Из книги Питание и долголетие автора Жорес Медведев

Глава 15 Генетически модифицированные продукты: пища будущего или риск для здоровья? Населению Земли не хватает продовольствия Сельскохозяйственное производство, которое существует около 10 тыс. лет, постоянно увеличивало продуктивность полей, обеспечивая питанием

Из книги Кулинарная книга жизни. 100 рецептов живой растительной пищи автора Сергей Михайлович Гладков

Из книги Чайный и тибетский гриб: лечение и очищение автора Геннадий Гарбузов

Глава 1 Абиотическая и анабиотическая пища С понятием «абиотическая микрофлора» тесно связано и понятие абиотические продукты. Эти «мертвые» продукты способствуют развитию абиотической флоры, а она, в свою очередь, ведет к чрезмерному образованию абиотических

Из книги Радужное сыроедение автора Михаил Новиков

Глава 3 Живая пища (сыроедение) Пища должна быть грубой и живойПри лечении дисбактериоза в первую очередь надо сделать упор на диету, которая прекратит рост гнилостной (патогенной) микрофлоры, интоксицирующей весь организм.Рацион, богатый углеводами (овощами, фруктами,

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Константин Монастырский

Путь философских размышлений, или Джнана-йога Рамакришна утверждал: «Путь человека, идущего путем Джнани-йога, заключается в том, чтобы знать и ощущать в себе Абсолют. Джнани проводит различие между абсолютной реальностью и нереальными явлениями, говоря: «Не это, не это»,

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Сергей Михайлович Гладков

3.10.3. Пища… для размышлений Интересно отметить, что «сахаропонижающие» лекарства форсируют утилизацию (преимущественно печенью) избытка глюкозы в… подкожный жир. Поэтому популярная рекомендация диабетику на лекарствах постараться «похудеть» – чистая издевка, так как

Определение и основные положения

Оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений.

В этом определении надо обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, мы оцениваем эффективность деятельности сотрудника, а не самого сотрудника. У нас нет права в деловой обстановке оценивать личностные качества подчиненных ради самих личностных качеств (мы не судья и не Бог). На работе нет плохих и хороших людей. Есть люди, чьи профессиональные, поведенческие и личностные характеристики соответствуют или не соответствуют выполняемой работе и занимаемой должности.

Во-вторых, деятельность сотрудников важна не сама по себе, а в целях реализации задач организации.

В-третьих, в результате оценки происходит накопление информации, которая нужна для управления людьми.

Оценка - более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании. Оценка может преследовать различные, иногда достаточно узкие, задачи, не обязательно связанные напрямую со стандартами работы (психологическая оценка, корректировка, оценка в целях усиления давления или контроля, сравнение между собой деятельности работников для принятия административных решений и т. п.). Не всегда оценка связана со стандартами работы - иногда, особенно когда речь идет о психологических характеристиках и особенностях личности, она, к сожалению, имеет со стандартами работы мало общего.

Хотим мы этого или нет, но ежедневно мы что-то и кого-то оцениваем. Как час назад наш подчиненный поприветствовал клиента, насколько он хорошо понял наше задание, каковы результаты его работы за прошедшую неделю, можем ли мы его «продвинуть» на освободившуюся вакансию, надо ли его отправить учиться, какую премию он заслуживает и многое другое.

Признаемся честно, что при любой оценке нельзя исключить человеческую природу. И начальник, и подчиненный - живые люди. Без злого умысла мы включаем в оценку наши личные симпатии и антипатии. Повлиять может многое - внешний вид, тембр голоса, манера излагать свои мысли. Увы, зачастую это все не имеет прямого отношения к общему делу.

Даже школьные учителя имеют своих «любимчиков» и «гадких утят». Что же говорить о начальнике, основная задача которого - не воспитательные функции, а выполнение плана. Часто ли мы направляем линейных руководителей учиться управлению персоналом? А кого учат азам коммуникаций и эффективному общению? Торговый персонал. Как будто обычному персоналу не приходится ежедневно общаться.



В школьных и университетских программах курсы эффективных коммуникаций тоже не замечены. Не является ли проблема объективной оценки следствием недостаточной грамотности, неумения контролировать свои эмоции, неумения отделить деловые качества подчиненного от его коммуникативной слабости?

Или «сумбурность» оценок связана с тем, что многие рассматривают работу как синоним жизни и стремятся перенести в рабочий коллектив семейные отношения?

Именно аттестация помогает избежать трудностей, связанных с ситуативной сиюминутной оценкой. Она задает руководителю определенные рамки, позволяющие отделить личное от общественного. Оценка осуществляется с определенной целью (целью организации, а не руководителя), по заданным критериям и стандартам выполнения работы. Снижается субъективизм, процесс вызывает меньше эмоций и напряжения. В результате система аттестации помогает руководителю.