Формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная.

Основные формы психотерапии

1. Индивидуальная психотерапия

Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации. По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.

2. Групповая психотерапия

Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами:

Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.

Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).

Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.

Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.

Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.

Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.

Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.

Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.

Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.

В И. п. в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач—пациент. В организационном аспекте И. п. отлична от групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и ),коллективной и семейной психотерапии .Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные И. п.

И. п. проводится одним психотерапевтом, редко двумя ( ) или несколькими котерапевтами .Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией .Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит И. п. у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Сочетание с групповой психотерапией, центрированной на групповой динамике ,или семейной психотерапией, фокусирующейся на семейной микрогруппе как целостном субъекте системного психотерапевтического вмешательства ,может предлагаться пациенту только после тщательной проработки психотерапевтических целей ,учитывающей как лечебный потенциал разных форм психотерапии, так и их возможный антагонистический эффект.

История становления и развития И. п. предшествует истории возникновения других форм психотерапии, например групповой или семейной, независимо от их направления, и связана с общей историей психотерапии.

Структура целей различных современных форм психотерапии применительно к И. п. представлена на основании разработок Орлински, Ховарда (Orlinsky D. Е., Howard K. I., 1986) в табл. 1.

Таблица 1. Цели современных форм психотерапии

Цели для сеанса психотерапии (для терапевтического процесса): конкретно и краткосрочно

Углубление самоэксплорации

Уменьшение страха при обсуждении запретной темы

Микрорезультаты (после сеанса): конкретно и краткосрочно

Прекращение избегания повседневных ситуаций, которые ранее избегались

Улучшение способности понимания причинных связей конкретной социальной конфликтной ситуации

Макрорезультаты (после сеанса): глобально и долгосрочно

Позитивная самохарактеристика

Соответствующая сила «Я»

Адекватное ожидание собственной эффективности

Улучшение способности к коммуникации

Стабильная и генерализованная ситуационная компетентность

Выделение общих факторов лечебного действия И. п. в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Так, Мармор (Marmor J., 1978) при наблюдении за психотерапевтами различных направлений ( , ,гештальт-терапия и др.) отметил восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам в той или иной степени:
1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом как основа, на которой строится психотерапия;
2) первоначальное ослабление напряжения, основанное на способности пациента обсуждать проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;
3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;
4) оперантная модификация поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом;
5) приобретение социальных навыков на примере психотерапевта;
6) и внушение — явное или скрытое;
7) применение или репетирование более адаптивных методик при условии —
8) эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

Важной общей характеристикой И. п. является последовательность его фаз (Kanfer F. H., Grimm L. G., 1980), с которыми связаны конкретные цели и средства их достижения (табл. 2).

Таблица 2. Фазы психотерапевтического процесса

Средства

Определение показаний

Диагностическое обследование.

Выбор терапевтического метода

Беседа/анамнез

Личностные и клинические тесты

Медицинское обследование

Построение терапевтических отношений

Ролевое структурирование (объяснение и облегчение принятия пациентом его роли как пациента)

Формирование позитивных ожиданий при изменениях

Построение терапевтического союза

Передача знаний об общей концепции этиологии

Реализация уважения и эмпатии

Разъяснение правил психотерапии

Терапевтический контракт

Проведение терапевтического обучения

Систематическая модификация поведения (поведенческая терапия)

Анализ и учет опыта при определении мотивов поведения и переживаний (психоанализ)

Реструктурирование представлений о себе (разговорная психотерапия)

Применение специальных психотерапевтических техник

Непрерывное наблюдение и анализ психотерапевтического сеанса

Оценка результата терапии

Психодиагностический учет степени достижения терапевтической цели

Обеспечение генерализации результатов терапии

Формальное завершение терапевтических отношений

Диагностические методы

При определенных условиях — редуцирование терапевтических контактов

Договоренность о завершении терапии по взаимному соглашению

И. п. представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При И. п. особенно важна роль психотерапевта. Согласно исследованиям Бютлера (Beutler L. E.et al., 1994), характеристики психотерапевта, влияющие на процесс психотерапии, могут разделяться на объективные: возраст, пол, этнические особенности, профессиональная основа, терапевтический стиль, психотерапевтические техники и субъективные: личностные копинговые особенности, эмоциональное состояние, ценности, отношения, убеждения, культурные взаимоотношения, терапевтические взаимоотношения, характер социального влияния, ожидания, философская терапевтическая ориентация.

По срокам проведения И. п. может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы И. п. наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса ( фокусируется на разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса ,а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершать процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J., Sonnenberg S. M., Lazar S. G., 1992) выделяют следующие критерии окончания терапии. Пациент:

1) чувствует ослабление симптомов, которые воспринимаются как чуждые;

2) осознает свои характерные защитные механизмы;

3) способен принять и признать типичные для себя реакции переноса;

Душевное здоровье человека имеет такую же высокую ценность, как и здоровье физическое. Эти два показателя не просто тесно связаны между собой, а даже немыслимы друг без друга.

Но, к сожалению, бывает так, что наша психика, как и тело, требует особого внимания. Психические расстройства не зря называют «душевными болезнями». У человека, страдающего такими недугами, действительно «душа болит». Как помочь этому пациенту? Прежде всего – найти необходимого ему доктора.

Специалисты, работающие в медицинском центре «Гиппократ», – это психиатры, психотерапевты с практическим опытом более 15 лет. Среди них – ведущие научные сотрудники, кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Лечение, проводимое любым из этих специалистов, комбинирует психотерапию и медикаментозную помощь, чтобы достичь максимальных результатов.

Мы понимаем, что выбор врача – это всегда очень ответственное решение. Именно поэтому на сайте изложена подробная информация о каждом нашем докторе – опыт его работы, образование и профессиональные интересы. Но, несмотря на различия, все наши специалисты работают над общей целью – помочь. Мы уверены, что здесь вы найдете именно того, кто поможет вам.

Медицинский центр «Гиппократ» работает как со взрослыми пациентами, так и с подростками. Также мы помогаем семейным парам и ведем специальные программы по сопровождению беременности.

Продолжительность сеанса психотерапии, цену одного приема и курса терапии вы найдете в таблице ниже.

Цены на индивидуальную психотерапию

  • Однократный сеанс психотерапии По Москве и МО, выезжаем до 20 км от МКАД

    от 3 000 руб.
  • от 10 000 руб.
Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Задачи индивидуальной психотерапии

Задачи патогенетической психотерапии отражают поэтапный характер психотерапевтического процесса: от изучения личности пациента через осознание к изменению, то есть к коррекции нарушенных отношений больного и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению полноценного функционирования личности (Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский).

Конечные задачи психотерапии состоят в достижении терапевтических изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Однако степень изменений в этих трех сферах различна при индивидуальной и групповой формах психотерапии. Индивидуальная психотерапия в большей степени акцентирует когнитивный аспект изменений, и в этом отношении она обладает более мощным потенциалом по сравнению с групповой психотерапией (именно поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии); групповая же форма терапии больше связана с изменениями в эмоциональной и поведенческой сферах. Подчеркиваем, что речь здесь идет о потенциальных возможностях двух форм терапии, а не о том, в какой степени этот потенциал реализовывается в процессе терапии и на какой сфере изменений акцентирует свою работу терапевт.

Различия между индивидуальной и групповой психотерапией в аспекте формулирования терапевтических задач хорошо объясняются с помощью применения понятия «контур взаимодействия». При индивидуальной терапии общение ограничивается диадой «пациент-терапевт». Инструментом воздействия здесь выступает лишь психотерапевт, что ограничивает диапазон реального эмоционального воздействия и реальных вариантов поведения как в количественном плане, так и в качественном. Отношения терапевта и пациента не являются отношениями равных людей; иными словами, контур взаимодействия «терапевт-пациент» является скорее «вертикальным».

При групповой психотерапии инструментом воздействия выступает психотерапевтическая группа. Здесь складывается ситуация реального эмоционального взаимодействия, реального поведения, в которую систематически включены пациенты с широким диапазоном различных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих реакций. При этом пациенты находятся в относительно равной позиции по отношению друг к другу – «горизонтальный» контур взаимодействия.

Благодаря этим особенностям центр тяжести индивидуальной психотерапии переносится на сферу интеллектуального осознания. Возможности же ее в непосредственной коррекции эмоциональной и поведенческих сфер ограничены, однако эти сферы не исключены полностью из психотерапевтического процесса, а прорабатываются опосредованно, через изменение когнитивного компонента отношения. Непосредственная же работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами ограничивается взаимоотношениями «терапевт-пациент».

Учитывая специфику индивидуальной психотерапии, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский следующим образом формулируют конкретные ее задачи в каждой из трех сфер.

Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект)

В отличие от групповой психотерапии, в которой ведущей ориентацией является интеракционная, индивидуальная психотерапия в значительно большей степени ориентирована биографически. Из этого вытекает и различие в материале осознания: групповая психотерапия в большей степени ориентирована на интерперсональное осознание, а индивидуальная – на генетическое (историческое). Именно поэтому в центре внимания индивидуальной психотерапии оказывается биографический материал.

На основании анализа своей биографии пациент может осознать:

1) мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

2) неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

3) связь между различными психогенными факторами и невротическими расстройствами;

4) меру своего участия в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;

5) более глубокие причины своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений.

Эмоциональная сфера

Индивидуальная психотерапия имеет дело не столько с «живыми» эмоциями (кроме отношений «терапевт-пациент»), сколько с их отражением, поэтому задачи в эмоциональной сфере в определенной степени также связаны с осознанием. Пациент может:

1) получить эмоциональную поддержку от психотерапевта, способствующую ослаблению защитных механизмов;

2) научиться понимать и вербализовать свои чувства;

3) испытывать более искренние чувства к самому себе;

4) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от самого себя);

5) произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования.

Поведенческая сфера

Пациент может корригировать свои неадекватные реакции и формы поведения на основании достижений в познавательной сфере.

Из книги Энциклопедия блефа автора

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Метод (процедура) индивидуальной терапии Общие рекомендацииВедущим психотерапевтическим лечением неврозов является метод перестройки отношений. Этот метод может быть назван глубокой психотерапией. Он дает возможность выяснить не только причины заболевания,

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Цели и задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии формулируются в общем виде как для индивидуальной, так и для групповой психотерапии, но решаются с помощью средств, применяемых в

Из книги Лингвистическая психотерапия автора Калина Надежда Фёдоровна

Теория психотерапии в индивидуальной психологии Теория индивидуальной психотерапии основывается на положении, что психотерапия представляет собой своего рода процесс переобучения, включающий в себя одного или более терапевта и одного или более пациента,

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Предмет лингвистической психотерапии и ее задачи. Психотерапия – одна из наиболее бурно и стремительно развивающихся сфер современной психологии. Ее предметная область чрезвычайно широка и неоднородна, а концептуально-теоретические основы и практические приложения

Из книги Когда я закрываю глаза, я вижу тебя автора Франке Урсула

Повышение индивидуальной производительности Она зависит от целого ряда факторов, как непосредственно свойственных процессу работы с информацией, так и находящихся вне его границ.Внутрипроцессуальные факторы включают продолжительность (экстенсивность) и

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

РАССТАНОВКИ: В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ИЛИ В ГРУППЕ? В терапии мы соприкасаемся с биографически-конструктивистским и системно-феноменологическим уровнями действительности. Обычно клиент описывает свои симптомы на уровне «я», который сформирован событиями его биографии.

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

ТЕХНИКИ РАССТАНОВКИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ Существует несколько различных техник проведения расстановок в индивидуальной работе. Многие коллеги используют их на фоне своей базовой терапевтической подготовки и делают особый упор на элементы гештальттерапии,

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

РАССТАНОВКА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Четкая структуризация и продвижение вперед маленькими шагами позволяет во время сессии и в ходе расстановки держать в поле зрения различные динамики, существующие в семейной системе клиента, направлять процесс и проверять, какое

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Миф о важности индивидуальной терапии Считается, что человеку с серьезными эмоциональными нарушениями необходима индивидуальная терапия. Это убеждение основано на медицинской модели общения врач-пациент и религиозной модели общения священник-верующий. Так как эти

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

2.2.1. Техники индивидуальной психологии Техника 1. Первичное интервьюПри первоначальных интервью терапевт, кроме демографических данных, получает главным образом следующие виды информации.1. По собственной ли воле обратился пациент?Если нет, то его участие в терапии и ее

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Глава 1. Принципы индивидуальной психологии Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: «Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой». По-другому эту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и

Из книги автора

Начало индивидуальной любви. Проходит несколько веков, меняется социальный уклад жизни, строй человеческой психологии - и вся материя любви-чувства. Новый вид любви ярко отпечатывается в римской лирике I века до нашей эры - у Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия, Горация,

Из книги автора

Из книги автора

Типы семей. Цели и задачи семейной психотерапии 1. Семья типа «Па-Де-Де». Данный тип семьи состоит из двух человек, между которыми могут быть установлены различные варианты взаимоотношений, типа:а) сильная взаимность и зависимость друг от друга (чаще всего мать и