Учебное пособие: Основы технологий производственных процессов. Система упражнений - основного метода производственного обучения

  • GNU(рекурсивный акроним от GNU’s Not UNIX - «GNU - не Unix!») - это проект создания свободной UNIX-подобная операционной системы, открытый в 1983 году Ричардом Столлмэном.
  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  • II. Становление и развитие системы общественного призрения
  • II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  • IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  • Производственное обучение- это подготовка учащихся к непосредственному практическому осуществлению определенных трудовых процессов на основе полученных знаний. Производственное обучение является учебно- производственным процессом, т.е. содержит элементы учебного и производственного (трудового) процессов во взаимасвязи.

    Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.

    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

    Исторически первой возникла предметная система.Ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. Сложность работ постепенно возрастала. Ученик не знакомился специально с правилами выполнения отдельных трудовых приемов, а старался лишь копировать трудовые действия обучающего.Основной недостаток - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.

    Разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции. Появилась операционная система профессиональной подготовки, созданная в последней четверти XIX в. группой работников Московского технического училища во главе с Д.К. Советкиным. операционная система-не приковывала учеников к определенному ряду изделий, работ, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. Недостаток-Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. не предусматривает формирования умений организации труда, планирования последовательности применения операций, без чего рабочий не может считаться подготовленным к труду в производственных условиях.



    В конце 20-х гг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система - так называемая система ЦИТ. В основу положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять вначале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. При обучении по системе ЦИТ широко применялись различные тренировочные приспособления и устройства, имитирующие реальные трудовые процессы. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались. Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и примененапоследовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс.

    операционно-комплексной системе. Обучение по операционно-комплексной системе состоит в том, что учащиеся сначала осваивают последовательно две-три операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее они приступают к освоению новых групп операций, после чего выполняют работы комплексного характера, требующие применения всех ранее изученных операций. Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся.



    предметно-технологическая система. В основу системы производственного обучения положена предметная структура. Основная учебная единица - объект работы (деталь).Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых при обработке типичных для данной профессии изделий-деталей, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Детали при этом разделяются на классы, подклассы, группы и типы в зависимости от их назначения, геометрической формы, технологических и трудовых процессов.

    проблемно-аналитическая система. Исходные положения этой системы: современное производство требует от рабочего развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого рабочего носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.

    конструкторско-технологическая система, разработанная для применения в общеобразовательной школе в процессе трудового обучения. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. В процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи.

    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.

    Система производственного обучения


    С логикой процесса производственного обучения тесно связано определение системы производственного обучения.
    Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.
    Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда рабочих определенных групп профессий (см. табл. 1), предполагаемых условий обучения и зависят от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу, совокупность которых составляет содержание обучения. Такими единицами могут быть трудовые операции и приемы; функции рабочего по обслуживанию машин, аппаратов, установок; объекты работы (предметы труда) - в порядке возрастания сложности или в логике технологического процесса; производственные ситуации.
    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

    Исторически первой возникла предметная система . Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. При этом сложность работ постепенно возрастала. Процесс выполнения работ не расчленялся в дидактическом плане на отдельные операции. Ученик не знакомился специально с правилами выполнения отдельных трудовых приемов, а старался лишь копировать трудовые действия обучающего.
    Основной недостаток рассматриваемой системы - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.
    Предметная система отражала в основном ремесленный способ производства.

    Возникновение фабрично-заводского (мануфактурного) производства и связанное с этим разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции, что послужило толчком к пересмотру подходов к профессиональной подготовке рабочих. Появилась операционная система профессиональной подготовки, созданная в последней четверти XIX в. группой работников Московского технического училища во главе с Д.К. Советкиным.
    При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из набора определенных характерных для профессии технологических операций. Разница заключается лишь в последовательности их применения, а также требованиях к качеству выполнения. Таким образом, операционная система не приковывала учеников к определенному ряду изделий, работ, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. В этом ее основное преимущество по сравнению с предметной.
    Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. В результате интерес к учебе снижался. Кроме того, обучение по операционной системе отрывает выполнение операций от выполнения целостной работы, не предусматривает формирования умений организации труда, планирования последовательности применения операций, без чего рабочий не может считаться подготовленным к труду в производственных условиях.
    Впоследствии это привело к трансформированию указанных систем в так называемую операционно-предметную систему, когда обучение проводится сначала по операционной, а затем по предметной системе.

    В конце 20-х гг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система производственного обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ), - так называемая система ЦИТ. В основу производственного обучения по такой системе положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять вначале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. При обучении по системе ЦИТ широко применялись различные тренировочные приспособления и устройства, имитирующие реальные трудовые процессы. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались.
    Вместе с тем, несмотря на недостатки рассматриваемой системы, нельзя не указать на то положительное, что было внесено этой системой в профессиональное обучение. Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс. В процессе производственного обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся. Многие положения системы ЦИТ применяются и в настоящее время.

    Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных в профессиональных учебных заведениях при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, относящимся главным образом к первой группе. Обучение по операционно-комплексной системе состоит в том, что учащиеся сначала осваивают последовательно две-три операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее они приступают к освоению новых групп операций, после чего выполняют работы комплексного характера, требующие применения всех ранее изученных операций. И так до конца изучения всех операций, характерных для профессии. Освоение каждой операции начинается с упражнений по освоению рабочих приемов.
    Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства.
    Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся. Поэтому в практических условиях этот период обучения в училищах осуществляется на операционно-предметной основе, когда для изучения операций подбираются такие учебно-производственные работы, в которых эта операция является единственной или преобладающей.

    Указанный недостаток операционно-комплексной системы привел к поиску других систем производственного обучения, в том числе и для подготовки квалифицированных рабочих по профессиям, относящимся к первой группе. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система .
    Исходное положение этой системы: в современных условиях ведущим в технологии механической обработки металлов становится принцип концентрации процессов, центральным фактором технологического процесса является обрабатываемая деталь. В основу системы производственного обучения положена предметная структура. Основная учебная единица - объект работы (деталь).
    Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых при обработке типичных для данной профессии изделий-деталей, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Детали при этом разделяются на классы, подклассы, группы и типы в зависимости от их назначения, геометрической формы, технологических и трудовых процессов. Так, детали токарной группы разделяются на пять классов: валы, втулки, диски, эксцентричные детали, корпусные детали. Валы разделяются на три подкласса: короткие (жесткие), длинные (нежесткие) и т. д. Процесс производственного обучения завершается освоением технологических процессов изготовления деталей соответствующего задачам учебного процесса уровня сложности.

    Для подготовки рабочих по профессиям второй группы за последние годы предложен ряд систем производственного обучения, одной из таких систем является проблемно-аналитическая система .
    Исходные положения этой системы: современное производство требует от рабочего развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого рабочего носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.
    Путем анализа содержания труда рабочего выделяются отдельные учебные проблемы, имеющие, как правило, самостоятельный характер. Каждая проблема является самостоятельным заданием и, в свою очередь, состоит из нескольких частей - ситуаций. Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов: изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда; изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т. д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.

    Весьма оригинальной является конструкторско-технологическая система , разработанная для применения в общеобразовательной школе в процессе трудового обучения. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи. Это весьма ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях.

    Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания и процесса производственного обучения, характерный для всех этих систем.
    Он объединяет все предложенные и применяемые системы производственного обучения и учитывается при составлении большинства программ производственного обучения.
    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах. Так, химики-аппаратчики на первых этапах в учебных мастерских и лабораториях обучаются по операционной системе. Затем они осваивают профессиональные функции, применяя в основном подходы к обучению, характерные для проблемно-аналитической системы.
    Аналогично строится процесс производственного обучения большинству профессий металлургического производства, а также профессиям третьей группы.


    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

    ФАКУЛЬТЕТ Управления

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Менеджмент организации

    ДИСЦИПЛИНА Экономические основы

    технологического развития

    РЕФЕРАТ

    НА ТЕМУ

    ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

    Студента Долуева Геннадия

    Группы УМШЗ-51/5-СВ-1

    Научн. руководитель

    МОСКВА 2011

    Введение ..........................................................................................................3

    1. Производственный и технологический процессы .....................................4

    1.2.Основы построения технологического процесса .....................................7

    2. Экономическая эффективность и технико-экономические

    показатели технологических процессов ...................................................12

    Заключение ...................................................................................................17

    Список использованной литературы ........................................................18

    Введение

    Роль и значение каждой страны в мировой экономике и политике определяется тем, насколько эта страна, владеет высокими технологиями.

    Особенностью современного развития технологий является переход к технолого-экономическим системам высокой эффективности, охватывающим производственный процесс от первой до последней операции и оснащенным прогрессивными техническими средствами.

    Промышленность создает условия для более эффективного использования материальных и трудовых ресурсов страны, для достижения максимальных результатов при оптимальных затратах. Общественное разделение труда привело к появлению ряда отраслей промышленности, каждая из которых специализирована на производстве отдельных продуктов и даже их частей.

    В процессе производства все отрасли хозяйства взаимодействуют, снабжая друг друга сырьем, материалами, орудиями труда, обеспечивают всем необходимым непроизводственную сферу и науку.

    Техническое оснащение промышленностью всех отраслей народного хозяйства служит базой неуклонного роста производительности труда и непрерывного увеличения масштабов производства.

    Развитие промышленности, в особенности тяжелой индустрии, способствует более рациональному размещению производительных сил, всестороннему подъему всех экономических районов страны, целесообразному использованию природных богатств.

    Цель работы – получение четкого представления об основных

    технологических процессах производства изделий, конструкций и сооружений и экономических показателях указанных процессов.

    1.Производственный и технологический процессы

    Каждое предприятие объединяет коллектив работник, в распоряжении его находятся машины, здания и сооружения, а также сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо другие средства производства в размерах, необходимых для производства определенных видов продукции в установленном количестве в заданные сроки. На предприятиях осуществляется процесс производства, в ходе которого рабочие с помощью орудий труда превращают сырье и материалы в готовую продукцию, необходимую обществу. Каждое промышленное предприятие является единым производственно-техническим организмом. Производственно-техническое единство предприятия определяется общностью назначения изготовляемой продукции или процессов ее производства. Производственно-техническое единство является важнейшей чертой предприятия.

    Основу деятельности каждого предприятия составляет производственный процесс - процесс воспроизводства материальных благ и производственных отношений, производственный процесс является основой действий, в результате которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию, соответствующую своему назначению.

    В каждый производственный процесс входят основные и вспомогательные технологические процессы. Технологические процессы, обеспечивающие превращение сырья и материалов в готовую продукцию, называются основными. Вспомогательные технологические процессы обеспечивают изготовление продукции, используемой для обслуживания основного производства. Например, подготовка производства, производство энергии для собственных нужд, изготовление инструментов, оснастки, запасных частей для ремонта оборудования предприятия.

    По своему характеру технологические процессы бывают синтетические, при которых из различных видов сырья и материалов изготавливается один вид продукции; аналитические, когда многие виды продукции изготавливаются из одного вида сырья; прямые, когда осуществляется производство одного вида, продукции из одного виды сырья.

    Разнообразие продуктов производства, видов сырья, оборудования, методов работ и т. п. обусловливает и разнообразие технологических процессов. Технологические процессы различаются по характеру изготавливаемой продукции, используемым материалам, применяемым методам и способам производства, организационному построению и другим признакам. Но при всем этом они имеют и ряд признаков, позволяющих объединить различные процессы в группы.

    Общепринято технологические процессы разделять на механические и физические, химические и биологические и комбинированные.

    При механических и физических процессах изменяются только внешний вид и физические свойства материала. Химические и биологические процессы приводят к более глубоким превращениям материала, вызывая изменение его первоначальных свойств. Комбинированные процессы представляют собой сочетание указанных процессов и являются наиболее распространенными в практике.

    В зависимости от вида преобладающих затрат различают технологические процессы: материалоемкие, трудоемкие, энергоемкие, капиталоемкие и др.

    В зависимости от вида применяемого труда технологические процессы могут быть ручные, машинно-ручные, автоматные и аппаратные.

    В любом технологическом процессе легко выделить его часть, которая повторяется с каждой единицей одинаковой продукции, называемую циклом технологического процесса. Циклическая часть процесса может осуществляться периодически либо непрерывно, соответственно этому различают периодические и непрерывные технологические процессы. Периодическими называются процессы, циклическая часть которых прерывается после включения в эти процессы предмета труда (нового). Непрерывными называются такие технологические процессы, которые приостанавливаются не после изготовления каждой единицы продукции, а лишь тогда, когда прекращается подача обрабатываемого или перерабатываемого сырья.

    Основными элементами, определяющими технологический процесс, являются целесообразная деятельность человека или сам труд, предметы труда и средства труда.

    Целесообразная деятельность или сам труд осуществляется человеком, который затрачивает нервно-мышечную энергию для выполнения различных движений, наблюдения и контроля за воздействием орудий труда на предметы труда.

    Предмет труда - это то, на что направлен труд человека, К предметам труда, превращаемым в процессе переработки в готовую продукцию, относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты.

    Средства труда - это то, чем воздействует человек на предмет труда. К средствам труда относятся здания и сооружения, оборудование, транспортные средства и инструменты. В составе средств труда определяющая роль принадлежит орудиям производства, т. е. оборудованию (особенно рабочим машинам).

    1.1.Типы производства, их технико-экономическая характеристика

    Тип производства как наиболее общая организационно-техническая характеристика производства определяется главным образом степенью специализации рабочих мест, величиной и постоянством номенклатуры объектов производства, а также формой движения изделий по рабочим местам.

    Степень специализации рабочих мест характеризуется коэффициентом серийности, под которым понимается количество различных операций, выполняемых на одном рабочем месте.

    Под номенклатурой понимается разновидность объектов производства. Номенклатура изготовляемых на рабочем месте изделий может быть постоянной и переменной. К постоянной номенклатуре относятся изделия, изготовление которых продолжается сравнительно долгое время - год и более. При постоянной номенклатуре изготовление и выпуск изделий может быть непрерывным и периодическим, повторяющимся через определенные промежутки времени; при переменной номенклатуре изготовление и выпуск изделий меняется и повторяться может через неопределенные промежутки времени или не повторяться.

    Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

    Единичное производство характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий и малым объемом их выпуска. Единичному производству свойственны следующие особенности: применение универсального оборудования, универсальных приспособлений и инструмента, размещение оборудования группами по видам, наиболее длительный цикл изготовления деталей. По принципу единичного производства организованы цехи опытных, ремонтных и других производств.

    Серийное производство характеризуется ограниченной номенклатурой изделий, изготовляемых периодически повторяющимися производственными партиями (сериями) при заданном объеме выпуска.

    Производственной партией называют группы изделий одного наименования и типоразмера, запускаемых в обработку одновременно или непрерывно в течение определенного интервала времени.

    Серийное производство условно разделяют на мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное. Серийность производства характеризуется коэффициентом серийности (К) закрепления операций за одним рабочим местом. Если за одним рабочим местом закреплено от 2 до 5 операций, т. е. коэффициент К = 2/5, то такое производство считают крупносерийным, при К = 6/10 - среднесерийным, при К > 10 - мелкосерийным.

    Серийному производству свойственны следующие особенности: необходимость переналадки станков с операции на операцию, поскольку за одним рабочим местом закреплено несколько операций, расположение оборудования по потоку (в крупносерийном производстве) илисто групповому признаку (в мелкосерийном производстве), наличие межоперационного складирования изделий, длительный цикл изготовления изделий.

    Массовое производство характеризуется узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготавливаемых в течение продолжительного времени. В массовом производстве на каждом рабочем месте выполняется одна неизменно повторяющаяся операция. Массовому производству свойственны следующие особенности: расположение оборудования в последовательности выполнения операций, применение высокопроизводительного оборудования, специальных приспособлений и инструмента, широкое использование транспортных устройств для передачи изделий вдоль поточной линии, механизация и автоматизация технического контроля, короткие грузопотоки на линии обработки, наименьшая длительность производственного цикла.

    По мере повышения степени специализации рабочих мест, непрерывности и прямоточности движения изделий по рабочим местам, т. е, при переходе от единичного к серийному и от серийного к массовому типу производства, увеличивается возможность применения специального оборудования и технологического оснащения, более производительных технологических процессов, передовых методов организации труда, а также механизации и автоматизации производственных процессов. Все это приводит к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

    Основными факторами, способствующими переходу к серийному и массовому типам производства, являются повышение уровня специализации и кооперирования в промышленности, широкое внедрение стандартизации, нормализации и унификации изделий, а также унификации технологических процессов.

    1.2.Основы построения технологического процесса

    Организация технологического процесса. Под организацией технологического процесса понимается рациональное сочетание живого труда с вещественными элементами производства (средствами и предметами труда) в пространстве и во времени, обеспечивающее наиболее эффективное выполнение производственного плана.

    Организация технологического процесса основана на разделении труда (единичной форме) и специализации его на отдельных работах. В результате специализации изготовление продукции и ее частей происходит на обоснованных участках предприятия с последовательной передачей предмета труда от одного рабочего места к другому. Таким образом, совокупный технологический процесс расчленяется на отдельные части, разделенные в пространстве и во времени, но взаимосвязанные целью производства.

    Разделение труда обязательно предполагает его соединение, поскольку каждая частичная работа приобретает определенный смысл лишь в сочетании с другими частичными работами. Поэтому специализация труда получает свое дополнение в его кооперировании. Следовательно, объективная необходимость организации технологического процесса вытекает из внутренней расчлененности производства на отдельные, но взаимосвязанные части.

    Состав технологического процесса. Технологический процесс включает ряд стадий, каждая из которых состоит из производственных операций. Операция - это технологически и технически однородная, законченная на данной стадии часть процесса, представляющая собой комплекс элементарных работ, выполняемых рабочим (или рабочими) при обработке определенного предмета труда на одном рабочем месте,

    Операция - основная часть технологического процесса, основной элемент производственного планирования и учета. Необходимость деления процесса на операции порождается техническими и экономическими причинами. Например, технически невозможно одновременно обработать все поверхности заготовки на одном станке. Да и по экономическим соображениям выгоднее разделить технологический процесс на части.

    Операция состоит из ряда приемов, каждый из которых представляет собой законченную элементарную работу (или совокупность законченных действий). Приемы разделяются на отдельные движения. Движение - это часть приема, характеризующаяся однократным перемещением тела или конечностей рабочего.

    Структура технологического процесса. Под структурой технологического процесса понимают состав и сочетание элементов, определяющих схему построения процесса, т. е. виды, количество и порядок выполнения производственных операций. Схема технологического процесса, может быть, простой и сложной. Она зависит от вида и характера изготовляемой продукции, количества и номенклатуры, предъявляемых к ней требований, вида и качества исходных материалов, уровня развития техники, условий кооперирования и многих других факторов.

    Простые процессы состоят из небольшого числа операций, их сырье представляет собой однородную массу или включает небольшое количество компонентов. Продукция таких процессов в основном однородная. Технологическая схема их сравнительно несложная. К ним.относятся процессы кирпичного, стекольного, прядильного производства, предприятий горной промышленности и др.

    Процессы второго типа отличаются сложностью схемы построения, многооперационностью, большим разнообразием применяемых материалов, используемого оборудования. Сложные процессы имеют развитую форму организации и требуют значительных площадей. Примерами их могут быть процессы машиностроения, металлургии, химической промышленности и др.

    Разработка технологического процесса. В основе любого промышленного производства, как было отмечено, лежит производственный процесс, который включает ряд технологических процессов.

    Прежде чем начать изготовление объекта производства (машины, аппараты, механизмы и др.), необходимо спроектировать технологический процесс.

    Технологическое проектирование - сложная работа. От того, насколько тщательно она выполнена, зависят все технико-экономические показатели разрабатываемого процесса. Технологический процесс должен быть запланирован так, чтобы оборудование, инструменты, приспособления, сырье, производственные площади использовались наиболее полно и правильно при условии максимального облегчения и безопасности труда.

    Для составления технологического процесса необходимо иметь ряд исходных данных. К их числу относятся:

    вид и характер объектов производства;

    программа выпуска продукции;

    требования, которым она должна удовлетворять;

    производственные возможности предприятия (наличие оборудования, энергетические мощности и т, д.).

    Для этого используются чертежи, схемы, технические условия, ГОСТы, объем и план выпуска продукции, ведомости и паспорта оборудования, каталоги инструментов, инструкции на испытания, приемку, а также другие нормативные и справочные данные.

    Основным техническим документом производства является рабочий чертеж, представляющий собой графическое изображение изготовляемых деталей и изделий, предъявляемых к ним требований по форме, размерам, видам обработки, методам контроля, маркам используемых материалов, весу заготовок и деталей, а следовательно, нормам расхода материалов. В производстве широко используют и схемы, позволяющие усвоить последовательность работы.

    При разработке технологического процесса учитывают, и объем выпуска продукции. При большом плане выпуска, например в условиях крупносерийного и массового производства, выгодно применение специальных видов инструментов и приспособлений, специализированного оборудования и автоматических линий. В условиях единичного (индивидуального) производства ориентируются на универсальное оборудование и приспособления и на высококвалифицированную рабочую силу.

    Существенное влияние на формирование технологии оказывают условия, в которых она должна осуществляться. Если технологический процесс разрабатывается для действующего предприятия, то при выборе его вариантов приходится ориентироваться на имеющееся оборудование, учитывать возможности заготовительных и инструментальных цехов, энергетической базы. В ряде случаев это ограничивает выбор методов обработки. При разработке технологии для вновь проектируемого предприятия эти ограничения отпадают.

    Разработанный технологический процесс оформляют рядом документов, технологических карт, в которых регламентированы все положения, режимы и показатели применяемой технологии.

    Наиболее важным из этих документов является технологическая карта, в которой содержатся все данные и сведения по технологии изготовления какой-либо детали или изделия, полное описание процесса производства по операциям с указанием применяемого оборудования, инструмента, приспособлений, режимов работ, нормы времени, квалификации и разряда рабочего.

    Современная техника позволяет производить одну и ту же продукцию или выполнять одинаковую работу различными методами. Поэтому при технологическом проектировании имеются широкие возможности выбора технологических процессов.

    При существующем многообразии методов и средств производства часто разрабатывают несколько вариантов технологического процесса и, составляя калькуляцию себестоимости, выбирают наиболее эффективный с экономической точки зрения вариант.

    Для уменьшения числа сопоставляемых вариантов важно использовать типовые решения, рекомендации нормативных и руководящих материалов и не рассматривать те варианты, от реализации которых не ожидается получить ощутимых положительных результатов.

    Продукты технологического процесса. Конечным результатом технологического процесса является готовая продукция, т.е. такие изделия и материалы, процесс труда над которыми на данном предприятии полностью закончен, и они укомплектованы, упакованы, приняты отделом технического контроля и могут быть отправлены потребителю. Незаконченные производством изделия называются незавершенными.

    Осуществляя технологический процесс, человек ставит перед собой две задачи:

    1) получить изделие, которое удовлетворяло бы его потребностям;

    2) затратить на его изготовление меньше труда, материалов, энергии и т.д.

    Каждое изделие может удовлетворять ту или иную потребность человека только в том случае, если оно обладает качеством, которое определяет его назначение. Без надлежащего качества изделие становится ненужным человеку и затраченные на него труд и предметы природы расходуются бесполезно.

    Под качеством продукции следует понимать соответствие ее признаков и свойств требованиям технического прогресса и обоснованным запросам народного хозяйства, вытекающее из условий практического использования изделий.

    Качество продукции не является ее постоянным свойством. Оно изменяется с процессом производства и повышением требований, предъявляемых к готовой продукции потребителями.

    Совершенствование технологий производства позволяет непрерывно улучшать качество выпускаемой продукции. Чем выше ее уровень, тем эффективнее и производительнее общественный труд. Использование в народном хозяйстве более совершенной продукции ведет к снижению расходов на эксплуатацию, ремонт, удлиняет сроки службы и поэтому как бы увеличивает объем производства изделий. Но повышение качественных характеристик товаров нередко вносит значительные изменения в процесс производства, вызывает усложнение технологии, удлиняет цикл работ. Увеличивается количество операций и оборудования, повышается трудоемкость обработки. Все это может привести к увеличению себестоимости, снижению фондоотдачи, дополнительным капитальным вложениям. Поэтому повышение качества продукции должно преследовать строго определенные, экономически обоснованные задачи. Но даже если улучшение качества изделий требует дополнительных затрат, то ценность изделий обычно возрастает в большей пропорции, чем растут затраты. Качество продукции тесно связано с рентабельностью.

    2. Экономическая эффективность и технико-экономические показатели технологических процессов

    Используя все достижения технического прогресса, совершенствуются старые и внедряются новые, более эффективные технологические процессы. Экономическую эффективность весьма трудно выразить каким-то однозначным, обобщенным показателем. Технический прогресс обычно дает сложный эффект, который находит свое выражение в экономии живого труда, т. е. повышении его производительности, экономии овеществленного труда - сырья, материалов, топлива, электроэнергии, инструментов, экономии капитальных затрат, улучшении использования основных фондов, в повышении качества продукции, облегчении труда и повышении его безопасности.

    Таким образом, экономическая эффективность применяемой технологии определяется целым рядом показателей, которые непосредственно связаны с техническим совершенствованием и экономическим развитием производства. Такие технико-экономические показатели представляют систему величин, характеризующих материально-производственную базу предприятия, организацию производства, использование основных и оборотных фондов, труда при изготовлении продукции. Эти показатели отражают степень технической оснащенности предприятия, загрузки оборудования, рациональность использования материально-сырьевых, топливно-энергетических ресурсов, живого труда в процессе производства, экономическую эффективность применяемой технологии и т. д. Использование их дает возможность произвести анализ технологических процессов, определить особенности, прогрессивность последних, выявить узкие места, найти и использовать резервы производства, Решение перечисленных задач достигается изучением и сопоставлением этих показателей на основе анализа элементов технологического процесса в их взаимосвязи при учете всех взаимодействующих факторов.

    Все технико-экономические показатели делят на количественные и качественные. Первые определяют количественную сторону технологического процесса (объем производимой продукции, число единиц оборудования, количество работающих), вторые -- его качественную сторону (эффективность использования труда, сырья, материалов, основных фондов, финансовых ресурсов).

    Технико-экономические показатели бывают натуральные и стоимостные. Натуральные дают односторонние характеристики (трудоемкость, расход сырья, время процесса или операции и т. п.). Поэтому при решении вопросов экономической эффективности технологии нужны и стоимостные показатели - себестоимость, прибыль, фондоотдача и др.

    По связи с материальными объектами производственного процесса все технико-экономические показатели можно объединить в следующие группы:

    1. Технологические показатели, т. е. показатели, характеризующие свойства предмета труда. К ним относятся прежде всего те показатели, величина которых влияет на ход производственного процесса. Так, например, к технологическим показателям, характеризующим древесную массу, используемую в целлюлозно-бумажной промышленности, относятся длина волокна, влажность, содержание смолы и т. д.; свойства металлических деталей, обрабатываемых резаньем, определяются, прежде всего, составом металла (сплава), его временным сопротивлением на разрыв (или твердость), геометрическими размерами. Хотя общее число технологических показателей достаточно велико, для каждого производственного процесса число их вполне ограничено.

    Конструкционные показатели, т. е. показатели, характеризующие орудия труда. К ним относятся свойства орудий труда, которые оказывают влияние на производственный процесс, - это мощность рабочих машин, их паспортные данные.

    Трудовые показатели - это показатели, характеризующие промышленно-производственный персонал предприятия. К этим показателям относятся численность трудящихся по профессиям, разрядам, а также показатели, характеризующие квалификацию и др.

    Производственные показатели характеризуют ход производственного процесса и его результаты. К ним относятся применяемые режимы работы оборудования (давление, температура, скорость и др.), производительность оборудования, участка, цеха, расходные коэффициенты, показатели, характеризующие качество продукции, и многие другие.

    Экономические показатели влияют на эффективность производственного процесса и характеризуют эту эффективность. К ним относятся цены, тарифы, условия оплаты труда, нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, себестоимость продукции и др.

    Из всей совокупности показателей, которые дают возможность определять и сравнивать уровень технологического процесса и его операции, необходимо выделить следующие: себестоимость, трудоемкость, производительность труда, удельные расходы сырья и материалов, энергетические и топливные затраты, интенсивность использования оборудования и производственных площадей, фондоотдача, величина капиталовложений и срок их окупаемости. В ряде случаев используют другие, частные показатели, дополнительно характеризующие процессы производства: энерговооруженность, коэффициент механизации и автоматизации, величину потребляемой мощности и т. п.

    Важнейшим и обобщающим показателем является себестоимость. Она формируется из различных по своему назначению затрат.

    3. Научно-технический прогресс в промышленности и его экономическая эффективность

    Научно-технический прогресс по содержанию представляет собой поступательное развитие производительных сил общества во всем их многообразии и единстве, что находит отражение в совершенствовании средств и предметов труда, систем управления и технологии производства, в накапливании знаний, улучшении использования национального богатства и природных ресурсов, повышении эффективности общественного производства.

    Основная задача технического прогресса - всемерная экономия общественного труда и обеспечение высоких темпов роста производства. Главные его направления - электрификация, механизация, автоматизация, химизация, интенсификация, газификация.

    Электрификация, означает максимальное внедрение электрической энергии в качестве двигательной силы и для технологических целей (электрометаллургия, электросварка, электронагрев, электролиз, электроискровая обработка и т. п.). Применение электрификации ускоряет процессы производства, повышает производительность и культу -РУ труда, создает предпосылки для внедрения механизации и автоматизации.

    Механизация - замена ручного труда работой машин.

    До сих пор в ряде производственных процессов еще преобладает ручной труд. Механизация их продолжает оставаться важным направлением технического прогресса.

    Автоматизация - высшая форма механизации, при которой технологический процесс осуществляется машинами-автоматами, действующими без непосредственного участия рабочих, чьи функции сводятся лишь к наблюдению, контролю и регулировке. В результате автоматизации облегчается труд и резко повышается его производительность.

    Химизация - это внедрение в производство высокопроизводительных химических методов "обработки м максимальное использование продуктов химической промышленности. Она способствует внедрению аппаратных процессов, которые легко автоматизируются, способствуя повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

    Интенсификация заключается в улучшении использования средств труда в единицу времени посредством применения повышенных (интенсивных) режимов работ (больших скоростей, высоких давлений, температуры, специальных катализаторов, кислорода и т. п.), она резко ускоряет процессы производства и повышает их производительность.

    Научно-технический прогресс, порождая новую технику, новые материалы, технологические процессы, методы управления и организации производства, производя изменения в структуре производства, представляет собой материальную основу для постоянного достижения обществом экономии живого и овеществленного в средствах производства труда. А это, в свою очередь, служит источником расширенного воспроизводства общественного продукта, роста национального дохода, накопления фонда народного потребления, систематического подъема материального и культурного уровня жизни народа.

    Развитие науки вызывает качественные изменения и в технологии производства. Технология является формой воздействия средств труда на предмет труда, методом его преобразования изменяется главным образом в результате изменения средств труда. Но существует обратная связь, когда требования технологии вызывают необходимость создания новых средств труда. Так, применение химических материалов в промышленности ведет к замене механической обработки формообразованием.

    Основное направление совершенствования технологии выражается в переходе от прерывных, многооперационных процессов механической обработки к прогрессивным процессам на основе химической, электрической, электрофизической и биологической технологии (плазменная металлургия, объемная штамповка, безверетенное прядение и бесчелночное ткачество).

    Важное направление совершенствования технологии составляет обеспечение наиболее рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Разрабатываются и внедряются в производство технологические процессы, обеспечивающие уменьшение отходов и их максимальную утилизацию, а также системы использования воды по замкнутому циклу. Широко внедряются новые эффективные способы и системы разработки месторождений полезных ископаемых, прогрессивные технологические процессы их добычи, обогащения и переработки, позволяющие повысить степень извлечения полезных ископаемых из недр, резко уменьшить потери в результате вредного воздействия отходов на окружающую среду.

    Заключение

    В практической деятельности экономиста и финансиста технология является главным объектом для инвестиций. Именно за счет прибыли, полученной от своевременно и разумно вложенных в технологию средств, обеспечивается проведение эффективной социально-экономической политики и достигается соответствующий жизненный уровень населения.

    Изучение закономерностей развития технологических процессов производства, формирования и развития технологических систем, способов оценки их качественного состояния позволит экономистам широкого профиля овладеть навыками анализа научно-технического развития как отдельных производств и отраслей, так и народного хозяйства региона или страны в целом.

    Совершенствование технологических процессов - это стержень, сердцевина всего развития современного производства. Совершенствование технологии производства было и остается одним из решающих направлений единой технической политики, материальным базисом технической реконструкции народного хозяйства.

    Поскольку технология - способ превращения исходного предмета труда в готовый продукт, то от нее зависит соотношение между затратами и результатами. Ограниченность трудовых и топливно-сырьевых ресурсов означает, что технология должна стать более экономной, способствовать снижению затрат на единицу конечной продукции. При этом, чем ограниченнее тот или иной вид ресурсов, тем быстрее и в больших масштабах совершенствование технологии должно обеспечить их экономию.

    Промышленность поставляет отдельным отраслям средства производства, и прежде всего орудия, добывает полезные ископаемые, перерабатывает разнообразное сырье, производит промышленные и продовольственные товары.

    Промышленность является основой переустройства сельскохозяйственного производства. Она перерабатывает сельскохозяйственное сырье и производит основную долю товаров народного потребления. Следовательно, от развития промышленности во многом зависит удовлетворение непосредственных потребностей народа.

    Список использованной литературы

      Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2001.

      Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2000.

      Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2004.

      Калачева А.П.Организация работы предприятия.-М.:ПРИОР, 2000.- 431с.

      Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304с.

      Васильева И. Н. Экономические основы технологического

    развития. Банки и биржи. – М.:ЮНИТИ, 1995.

      Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания.

    Учебник для вузов – М.:Высшая школа, 2003.


    С логикой процесса производственного обучения тесно связано определение системы производственного обучения.
    Подсистемой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в си- етеме производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.
    Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда рабочих определенных групп профессий (см. табл. 1), предполагаемых условий обучения и зависят от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу, совокупность которых составляет содержание обучения. Такими единицами могут быть трудовые операции и приемы; функции рабочего по обслуживанию машин, аппаратов, установок; объекты работы (предметы труда) - в порядке возрастания сложности или в логике технологического процесса; производственные ситуации.
    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.
    Исторически первой возникла предметная система. Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. При этом сложность работ постепенно возрастала. Процесс выполнения работ не расчленялся в дидактическом плане на отдельные операции. Ученик не знакомился специально с правилами выполнения отдельных трудовых приемов, а старался лишь копировать трудовые действия обучающего.
    Основной недостаток рассматриваемой системы - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.
    Предметная система отражала в основном ремесленный способ производства.
    Возникновение фабрично-заводского (мануфактурного) производства и связанное с этим разделение труда рабочих привело к дроблению технологического процесса на операции, что послужило толчком к пересмотру подходов к профессиональной подготовке рабочих. Появилась операционная система профессиональной подготовки, созданная в последней четверти XIX в. группой работников Московского технического училища во главе с Д. К. Со- веткиным.
    При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из набора определенных характерных для профессии технологических операций. Разница заключается лишь в последовательности их применения, а также требованиях к качеству выполнения. Таким образом, операционная система не приковывала учеников к определенному ряду изделий, работ, а вооружала их в рамках профессии универсальными знаниями и умениями. В этом ее основное преимущество по сравнению с предметной.
    Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. В результате интерес к учебе снижался. Кроме того, обучение по операционной системе отрывает выполнение операций от выполнения целостной работы, не предусматривает формирования умений организации труда, планирования последовательности применения операций, без чего рабочий не может считаться подготовленным к труду в производственных условиях.
    Впоследствии это привело к трансформированию указанных систем в так называемую операционно-предметную систему, когда обучение проводится сначала по операционной, а затем по предметной системе.
    В конце 20-х гг. в СССР получила распространение моторно- тренировочная-система производственного обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ), - так называемая система ЦИТ. В основу производственного обучения по такой системе положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять вначале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. При обучении по системе ЦИТ широко применялись различные тренировочные приспособления и устройства, имитирующие реальные трудовые процессы. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались.
    Вместе с тем, несмотря на недостатки рассматриваемой системы, нельзя не указать на то положительное, что было внесено этой системой в профессиональное обучение. Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием - трудовая операция - трудовой процесс. В процессе производственного обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся. Многие положения системы ЦИТ применяются и в настоящее время.
    Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных в профессиональных учебных заведениях при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, относящимся главным образом к первой группе. Обучение по операционно-комплексной системе состоит в том, что учащиеся сначала осваивают последовательно две-три операции, а затем выполняют комплексные работы, включающие эти операции. Далее они приступают к освоению новых групп операций, после чего выполняют работы комплексного характера, требующие применения всех ранее изученных операций. И так до конца изучения всех операций, характерных для профессии. Освоение каждой операции начинается с упражнений по освоению рабочих приемов.
    Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства.
    Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся. Поэтому R практических условиях этот период обучения в училищах осуществляется на операционно-предметной основе, когда для изучения операций подбираются такие учебно-производственные работы, в которых эта операция является единственной или преобладающей.
    Указанный недостаток операционно-комплексной! системы привел к поиску других систем производственного обучения, в том числе и для подготовки квалифицированных рабочих по професси

    ям, относящимся к первой группе. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система.
    Исходное положение этой системы: в современных условиях ведущим в технологии механической обработки металлов становится принцип концентрации процессов, центральным фактором технологического процесса является обрабатываемая деталь. В основу системы производственного обучения положена предметная структура. Основная учебная единица - объект работы (деталь).
    Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых при обработке типичных для данной профессии изделий-деталей, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности. Детали при этом разделяются на классы, подклассы, группы и типы в зависимости от их назначения," геометрической формы, технологических и трудовых процессов. Так, детали токарной группы разделяются на пять классов: валы, втулки, диски, эксцентричные детали, корпусные детали. Валы разделяются на три подкласса: короткие (жесткие), длинные (нежесткие) и т. д. Процесс производственного обучения завершается освоением технологических процессов изготовления деталей соответствующего задачам учебного процесса уровня сложности.
    Для подготовки рабочих по профессиям второй группы за последние годы предложен ряд систем производственного обучения, одной из таких систем является проблемно-аналитическая система.
    Исходные положения этой системы: современное производство требует от рабочего развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого рабочего носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.
    Путем анализа содержания труда рабочего выделяются отдельные учебные проблемы, имеющие, как правило, самостоятельный характер. Каждая проблема является самостоятельным заданием и, в свою очередь, состоит из нескольких частей - ситуаций. Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов: изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда;

    изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т. д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.
    Весьма оригинальной является конструкторско-технологическая система, разработанная для применения в общеобразовательной школе в процессе трудового обучения. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи. Это весьма ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях.
    Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания и процесса производственного обучения, характерный для всех этих систем.
    Он объединяет все предложенные и применяемые системы производственного обучения и учитывается при составлении большинства программ производственного обучения.
    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах. Так, химики-аппаратчики на первых этапах в учебных мастерских и лабораториях обучаются по операционной системе. Затем они осваивают профессиональные функции, применяя в основном подходы к обучению, характерные для проблемно-аналитической системы.
    Аналогично строится процесс производственного обучения большинству профессий металлургического производства, а также профессиям третьей группы.

    Немченко Ольга Аркадьевна ,

    преподаватель информационных дисциплин

    ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики

    и электронной техники им. А. И. Полежаева»

    СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы производственного обучения определяются формы, методы и средства его осуществления. Таким образом, в системе производственного обучения заложена общая концепция процесса производственного обучения.

    Сущность производственного обучения состоит во всестороннем и полном изучении трудовых приемов, операций и процессов, применяемых для данной профессии, включенных в учебную программу в порядке возрастания сложности.

    Процесс производственного обучения складывается из трех последовательных периодов: изучение отдельных ситуаций и выполнение соответствующих этим ситуациям приемов труда; изучение проблемы в целом и выполнение необходимых упражнений в поиске неисправностей, регулировке, наладке и т. д.; изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулировке, контролю. По мере обучения расширяется круг интеллектуальных действий учащихся.

    Единой системы производственного обучения, одинаково приемлемой для подготовки квалифицированных рабочих по любой профессии, характерной для всех периодов процесса обучения, быть не может. Основные положения системы производственного обучения вытекают из особенностей содержания труда работников определенных групп профессий, предполагаемых условий обучения и зависят от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения - учебную единицу, совокупность которых составляет содержание обучения.

    Развитие системы производственного обучения в определенной степени характеризует и иллюстрирует историю развития профессионального образования.

    Исторически первой возникла предметная система. Согласно этой системе ученик выполнял набор типичных работ, характерных для осваиваемой им профессии. Основной недостаток рассматриваемой системы - в результате такого обучения ученики не могут использовать свои знания и умения для выполнения новой, незнакомой им работы, и вынуждены заново обучаться в процессе выполнения каждой новой работы.

    При обучении по операционной системе ученики осваивали трудовые операции, составляющие содержание профессии, которой они овладевали. Благодаря этому ученики получали представление, что процесс изготовления любого изделия, выполнения любой работы состоит в основном из набора определенных характерных для профессии технологических операций. Вместе с тем для операционной системы характерны и существенные недостатки. Освоение операций происходило, как правило, в процессе выполнения учебных работ, т. е. труд учеников не носил производительного характера. В результате интерес к учебе снижался.

    Впоследствии это привело к трансформированию указанных систем в так называемую операционно-предметную систему, когда обучение проводится сначала по операционной, а затем по предметной системе.

    В конце 20-хгг. в СССР получила распространение моторно-тренировочная система производственного обучения, разработанная Центральным институтом труда (ЦИТ). В основу производственного обучения по такой системе положены многократные тренировочные упражнения, имеющие целью научить обучающихся выполнять в начале элементы трудовых движений, затем на основе отработанных трудовых движений отрабатываются трудовые приемы и операции. Предполагалось, что благодаря многократному механическому повторению можно «обучить» мышцы выполнять определенные движения и вырабатывать соответствующие навыки без непосредственного участия сознания. Такой подход к обучению не встретил широкой поддержки, и от него впоследствии отказались.

    Достоинство моторно-тренировочной системы состоит в том, что в ней впервые разработана и применена дидактически обоснованная, соответствующая психофизиологическим закономерностям последовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовой прием – трудовая операция - трудовой процесс. В процессе производственного обучения широко применялись документы письменного инструктирования учащихся. Многие положения системы ЦИТ применяются и в настоящее время.

    Преимущества и достоинства операционно-предметной и моторной системы получили дальнейшее развитие в операционно-комплексной системе производственного обучения, которая является в настоящее время одной из основных.

    Освоение трудовых операций и закрепление их в процессе выполнения работ комплексного характера, когда осваивается целостный технологический процесс, составляет основную задачу первого периода обучения. На втором этапе учащиеся обучаются в ходе выполнения работ по профессии в условиях производства.

    Главный недостаток операционно-комплексной системы - сложность организации изучения операций в процессе производственного труда учащихся.

    Указанный недостаток операционно-комплексной системы привел к поиску других систем производственного обучения. Характерной в этом отношении является предметно-технологическая система.

    Исходные положения этой системы: современное производство требует от работника развитых умений наблюдать за ходом технологического процесса, регулировать работу машин, агрегатов, приборов, обслуживать группу рабочих мест. Труд такого работника носит универсальный характер и требует серьезных технических знаний, в профессиональной деятельности его на первый план выдвигается интеллектуальная деятельность.

    Весьма оригинальной является конструкторско-технологическая система. Ведущей идеей этой системы является сочетание исполнительской и творческой деятельности учащихся. Учащиеся ставятся в такие условия, когда непосредственному изготовлению объекта труда должна предшествовать разработка его конструкции и технологии обработки, изготовления. Таким образом, в процессе трудового обучения учащиеся не только выполняют определенные практические трудовые действия, но и решают возникающие в связи с этим технические и технологические задачи. Это весьма ценный аспект конструкторско-технологической системы, он широко используется в практике организации производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях.

    Анализируя сущность всех рассмотренных выше систем производственного обучения, необходимо обратить внимание на единый аналитико-синтетический подход к построению содержания и процесса производственного обучения, характерный для всех этих систем. Он объединяет все предложенные и применяемые системы производственного обучения и учитывается при составлении большинства программ производственного обучения.

    Рассматривая вопрос о системах производственного обучения, необходимо подчеркнуть, что в реальных условиях производственное обучение по многим профессиям строится с применением нескольких различных систем на различных его этапах.

    Процесс производственного обучения, как отмечалось выше, имеет специфические особенности, которые определяют выработку принципов обучения, характерных только для него. Эту систему специфических принципов производственного обучения можно представить следующим образом:

      Соответствие требованиям современного производства.

      Связь теории и практики.

      Соединение обучения с производительным трудом учащихся.

      Профессионально-политехническая направленность.

      Самостоятельность.

    Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения учащихся. Она включает два этапа учебного процесса:

      производственное обучение учащихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;

      специализация учащихся на выполнении определенных видов производственных работ.

    На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства учащихся, формируется квалифицированный работник, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта.

    Образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, следовательно, профессиональная подготовка специалистов, направленная на потребности общества, является одной из главных задач профессионального образования.

    Сегодня российские предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые не только хорошо подкованы в теории, но и практике.

    По мнению многих специалистов, развитию НПО, СПО необходимо уделить особо пристальное внимание по следующим причинам:

    1. Очевидно, что решение проблем в социально-экономической сфере государства напрямую связанно с правильным использованием трудовых ресурсов, структурированием и развитием рабочей силы. А для этого необходимо обеспечить населению возможность получения качественного профессионального образования.

    2. Согласно статистическим данным, квалифицированные специалисты, получившие средне-профессиональное образование, занимают наибольший сегмент производственных сил общества.

    3. Уровень подготовки специалистов по программам НПО, СПО во многом задает темпы экономического развития РФ. При этом нехватка квалифицированных рабочих кадров уже в обозримом будущем может стать основной проблемой экономики нашей страны .

    Формирование профессиональных умений и навыков студентов ГБПОУ РМ «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А. И. Полежаева» происходит в процессе производственного обучения и производственной практики. Многоступенчатый процесс производственного обучения в техникуме позволяет постепенно перейти от простого неквалифицированного труда к более сложному, научиться работать в коллективе и выполнять определённые функции.

    Встречаясь с работодателями, беседуя с обучающимися, анализируя ситуацию наблюдается противоречие: предприятия хотят иметь сразу квалифицированного качественного работника; обучающиеся хотят сразу получать реальные деньги (а квалификации недостаточно). Решить это противоречие возможно, если производственное обучение и производственная практика будут хорошо организованы, не будут потеряны многолетние связи с выпускниками-работодателями, а в договорах заранее будут обозначены пункты по трудоустройству.

    Весь образовательный процесс техникума ориентирован на практическую деятельность выпускников, на формирование у них различных ключевых и профессиональных компетенций, в том числе, таких как: способность работать самостоятельно, уметь принимать решения, брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность действовать в различных проблемных ситуациях. Об этом говорят результаты работы техникума: организация и проведение олимпиад и конкурсов различных уровней; активное участие преподавателей и студентов во всевозможных мероприятиях; золотые, серебряные и бронзовые призёры различных конкурсов профессионального мастерства. В текущем учебном году работа в этом направлении активно продолжается, так как от подготовленности, целевых установок студентов зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

    Проводится мониторинг социализации выпускников техникума. В учебном учреждении имеются сведения о должностном и профессиональном росте отдельных выпускников, отзывы организаций – работодателей о качестве подготовки наших учащихся. Система производственного обучения и производственной практики в техникуме позволяет сформировать основные навыки и умения будущего специалиста, а, следовательно, помогает решить одну из задач: удовлетворение потребностей общества в грамотных рабочих кадрах; формирование у студентов гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

    Литература

      Адамчук, В. В. Эргономика [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов/ В. В. Адамчук, Т. П. Варна, В. В. Воротникова и др.; под ред. проф. В. В. Адамчука. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 254 с.

      Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.: ил

      Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / Маркова Светлана Михайловна. Полунин Вадим Юрьевич – Журнал - Выпуск № 4 / 2013

      Матвеева,М.В Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения: Уч.-метод.пос. / МатвееваМ.В., Станпакова С.Д. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 192с

      Саутов, Р. П. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / Саутов Р.П. - https://сайт/proizvodstvennoe_obuchenie_uchaschihsya_v_usloviyah_proizvodstva_i_proizvodstvennaya_praktika-348150.htm