Крепость Орешек. Призраки русской Бастилии

Шлиссельбургская крепость (Орешек) была основана новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, в 1323 г. на Ореховом острове в истоке Невы как форпост на границе со Швецией.

В XIV-XVII вв. крепость не раз выдерживала ожесточенные штурмы. В 1612 г. после девятимесячной осады крепость пала и в течение 90 лет находилась под властью Швеции. Тогда она получила название Нотебург (Ореховый город).

Во время Северной войны 1700-1721гг. Пётр I решил овладеть Невой, захватив Нотебург на Ладоге и крепость Ниеншанц у Финского залива.

Осада Нотебурга началась 27 сентября (8 октября) 1702 г. под личным руководством Петра I. Гарнизон крепости состоял из 450 человек при 148 орудиях. После 10-дневного артиллерийского обстрела крепостных укреплений из 52 береговых и корабельных орудий солдаты Преображенского и Семёновского полков, а также добровольцы из других петровских полков на 50 лодках под огнём переправились на остров и начали штурм крепостных стен.

11 (22) октября 1702 г. после 13-часового упорного боя шведский гарнизон сдался. 12 (23) октября русские корабли вошли в Неву. Сообщая о победе, Пётр I писал: «Отечественная крепость возвращена, которая была в неправедных руках 90 лет... правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила».

Пётр I переименовал Нотебург в Шлиссельбург, что в переводе означает «ключ-город», в знак того, что эта крепость является ключом к Балтийскому морю. В XVIII-XIX столетиях за Шлиссельбургской крепостью закрепилась слава «русской Бастилии». Здесь содержались опальные члены царской семьи, претенденты на престол, политические преступники и террористы. С 1907 г. крепость стала центральной каторжной тюрьмой.

В августе 1928 г. в Шлиссельбургской крепости открылся музей - филиал Музея Октябрьской революции. В годы Великой Отечественной войны защитники крепости почти 500 дней обороняли её, сохраняя выход к Ладожскому озеру и не давая окончательно отрезать Ленинград от Большой земли. Артиллерийские обстрелы причинили Шлиссельбургу значительные разрушения, многие памятники превратились в руины.

С 1965 г. Шлиссельбургская крепость стала филиалом Государственного музея истории Ленинграда.

Лит.: Кирпичников А. Н., Сапков В. М. Крепость Орешек. Л., 1979; Крепость Орешек [Электронный ресурс] // Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Б. д. URL : http ://www .spbmuseum .ru /themuseum /museum _complex /oreshek _fortress / ; Крепость Орешек [Электронный ресурс] // Малые города России. 1999-2005. URL : http://www.towns.ru/other/oreshek.html .

См. также в Президентской библиотеке:

Кротков А. С. Взятие шведской крепости Нотебург на Ладожском озере Петром Великим в 1702 году. СПб., 1896 .

«Боги и богини» - Гефест. Гермес – бог торговли, вестник богов. Гестия – богиня домашнего очага. Деметра – богиня плодородия и земледелия. Афродита – вечно юная богиня. Нимфы. Фетида – морская богиня. Афина - богиня справедливых войн, мудрости. Религия древних греков. Дионис – бог веселья, виноделия. Бессмертные девы.

«Боги славян» - Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Связь богов со сменой времён года. Хозяин Нави, властитель непознанного, черный бог. Почему славяне почитали более всех солнце? Даждьбог – бог плодородия. Громовержец Перун. Обычаи связанные с поклонением Перуну. Сварог - бог огня. Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений.

«Боги древних славян» - Перун, движение эфира, гром. 1.Из истории... 2.Обряды. 3.Боги. 4.Автор. 5.Библиографический список. Полеля, брак. Живот, сохранение жизни Лед, война. Радегаст, бог странноприимства и городов. Зимерзла, зима. Царь морской. Коляда, мир. Дидилия, деторождение. Из истории... Догода, зефир. Буг Дон. Сохранилось крайне мало сведений о язычестве древних славян.

«Боги в Древней Греции» - Афина и Арахна. Здесь, по представлениям древних греков, обитали бессмертные боги. Аид + Персефона. Гестия. Океан. Арес – Марс – бог кровавой войны. Миф о Нарциссе. Статуя Зевса в Олимпии. Крон – Время + Рея. Тициан «Венера». На Парнасе. Артемида и Аполлон. Луна – Селена. Расскажите миф о Нарциссе. Эрот – Амур – сын Афродиты.

«Древние боги Египта» - Являлся Богом Солнца, Богом Света. Верховный Бог Древнего Египта. В средневековой алхимии Анх являлся символом бессмертия. Осирис – Бог Загробного Мира и Судья умерших. Введение. План: К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Анубис – Бог-покровитель умерших.

«Дни воинской славы России» - Подписан Президентом РФ 13 марта 1995 года. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Гулко катиться в кровавой мгле Сотой атаки вал. Суворов А.В. Прошёл все воинские звания. Кутузов Михаил Илларионович. Жуков Г.К. Кожедуб И.Н. Кутузов М.И. Покрышкин А.И. 1. В ознаменовании каких событий установлены дни воинской славы России?

Одесса - жемчужина чёрного моря. Санкт - Петербург - жемчужина Невы. Эти города на первый взгляд очень разные, но это только на первый взгляд. В данной статье я попытаюсь выяснить, как назывались эти два великолепных города на старых картах, если предположить, что Питер построил не Петр, а Одессу- Ришелье, что между ними общего, и какие есть нестыковки при официальной верссии основания Одессы (Про Питер уже написано очень много). Итак, начнём.

Замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил впечатления от Одессы и Питера в своих произведениях. В одном случае - это дополнительная глава к его знаменитому "Евгению Онегину", в другом - поэма "Медный всадник". Вот как звучит дополнение к Онегину:

Я жил тогда в Одессе пыльной:
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.

А вот как Александр Сергеевич описывает поход в оперу:

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет — они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...
Но, господа, позволено ль
С вином равнять dо-rе-mi-sоl?
А только ль там очарований?
А разыскательный лорнет?
А закулисные свиданья?
А prima donna? а балет?
А ложа, где, красой блистая,
Негоцианка молодая,
Самолюбива и томна,
Толпой рабов окружена?
Она и внемлет и не внемлет
И каватине, и мольбам,
И шутке с лестью пополам...
А муж — в углу за нею дремлет,
Впросонках фора закричит,
Зевнет и — снова захрапит
Финал гремит; пустеет зала;
Шумя, торопится разъезд;
Толпа на площадь побежала
При блеске фонарей и звезд,
Сыны Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривый,
Его невольно затвердив,
А мы ревем речитатив.
Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла,
Прозрачно-легкая завеса
Объемлет небо. Все молчит;
Лишь море Черное шумит...

И тут я натыкаюсь на брошюру, посвященную Одесскому театру оперы и балета. Там после этих стихов написано, цитирую: "Не имеет значения тот факт,что того именно театра, о котором вспоминал в своей михайловской ссылке Пушкин, уже давно нет. Поэт живописал ведь не здание. Он воссоздавал атмосферу театрального празднества"
Вот так раз. Получается, Пушкин был великий фантазёр, и описал то, чего не видел? Его тоже записали в выдумщики, так же, как и Пиранези и Юбера? Как мы знаем, поэт провел в Одессе 13 месяцев - с 3 июля 1823 года по 31 июля 1824 года. Здесь он написал две с половиной главы "Евгения Онегина", закончен "Бахчисарайский фонтан" и многое другое. А вот описание первого городского театра (замечу - его нигде не называют "оперным") :

Здание первого городского театра было построено по проекту итальянца Франческо Фраполли, а изменения в план внёс француз Тома де Томон, который возвел множество строений в тогдашней столице Российской империи - Петербурге. 10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие театра. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращенное фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек). На трех ярусах лож были установлены 44 кресла, позади которых находилось большое полукруглое пространство, откуда еще около 700 зрителей могли наслаждаться спектаклем стоя, как в старых итальянских театрах.

Из мемуарных свидетельств: «Зал старого театра был трехъярусным, с семнадцатью ложами, а галерея - под самым потолком, но таким низким, что публика почти касалась его своими головами. Люстры не было, она была подвешена позже. Зал освещался кенкетами, то есть пятисвечевыми канделябрами, прикрепленными к наружным стенкам лож. Свечи были сальные и восковые. Сцена освещалась большими лампадами с маслом. На галерее освещения не было вовсе, вследствие чего свет зала и сцены казался нам, сидящим на галерее, просто ослепительным. Театр имел свой особый, специфический запах от нагара свечей и дамских духов».

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

И вот после пожара в 1873 году, в котором театр сгорел дотла, полностью, и ни о каком восстановлении не могло быть и речи, некоим Ф. Фельмеру (Фердинанду) и Г. Гельмеру(Герману) поручили составить проект нового театра (занимательные имена, не правда ли). Конечно же, много усилий для постройки нового здания приложил и главный архитектор Одессы с типично - русской фамилией Бернардацци, и архитекторы Дмитренко и Гонсиоровский, по чьим проектам построили большинство зданий в Одессе. Предание гласит, что Ф. Фельнер, прибывший в Одессу на церемонию открытия, воскликнул: " Это лучший театр в мире!" Вот такая у господина Фельмера мания величия была. Вот как выглядит оперный театр сегодня, построенный в 19 веке почему - то в типичном барочном стиле:

]]>
]]>

]]>
]]>

Мне кажется, или старый театр был на другом месте, чем нынешний оперный? Если внимательно посмотреть на фотографии, видно, что справа исчез длинный дом, который чётко можно увидеть на фотографии старого театра, да и местность не та... Может уже стоял оперный театр, только ещё не был оперным? И вообще не был театром? А вот кстати оперный театр в Дрездене, построенный в 1841 году по проекту кого бы вы думали? Нет неправильно, не Фельнера, а Готфрида Земпера. Плагиатите однако, мистер Фельнер (кстати даже скульптуры на вершине спёр. Это нехорошо)

]]>
]]>

Что бы увидеть, что Одесса - это древний город, наравне с Питером, я открыл старые карты (скачать их можно ) и с удивлением обнаружил, что на месте современной Одессы значится... город Очаков, причём тогда на тех картах обозначали только самые крупные города, которые были в составе Великой Тартарии. А нынешний город Очаков находится на 60 километров восточнее Одессы. Вот карта:

]]>
]]>

Я выделил ключевые города, которые сохранили названия до наших дней и есть практически на всех старых картах. А теперь - внимание на экран.

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

Первая карта датируется 1550 годом, последняя - 1665. Список можно продолжать очень долго. Приблизительно до 1770 года этот город есть почти на каждой карте. И вершина коллекции - город Одесса на карте 17 века.

]]>
]]>

Ordessos... Причём есть ещё один - Ordesos (чуть выше), что, скорее всего, говорит о том, что это обозначение однотипных городов, а не название конкретного города.

Как видно из карт, город Очаков находится точно на месте нынешней Одессы, южнее идет Килия, затем выше - Белгород (ныне Белгород - Днестровский) и возле него чуть выше - Очаков. Вот что говорит википедия по поводу современного Очакова:

Еще в XIV веке на месте современного Очакова генуэзскими колонистами возведена была крепость Лерич. Генуэзцы основали также здесь свой торговый центр и порт. Поскольку ситуация в регионе была неспокойна из-за постоянных набегов крымских татар, генуэзцы из Лерича искали защиту у господарей княжества Молдовы, которые обретали все большую силу в Европе.

Обновленный Очаков был заложен в 1492 году крымским ханом Менгли Гиреем, на месте литовской крепости Дашев, которая была основана в 1415 году, и первоначально назывался Кара-Кермен (Черная крепость). В 1737 году армия Российской империи осадила Очаков, рассматривая его как главный форпост на северном побережье Чёрного моря. Очаков был взят фельдмаршалом Христофором Минихом, но год спустя был покинут и возвращён Турции.

Вторая осада Очакова произошла в 1788 году и была воспета в оде Державина. К тому времени гарнизон города насчитывал 20 тысяч солдат. Крепость обороняло 300 пушек. В западных предместьях располагался замок Гассан-паши (Батарейный мыс).

Интересно, почему при "генуэзцах" и при турках крепость называлась типично - русским названием - Очаков. Википедия, правда, сообщает нам, что у турков эта крепость получила название "Özi " или "Ачи - кале", что в переводе с турецкого означает ачи - угол, кале - крепость. Очень сильно что - то не договаривают, прикрываясь " русско - турецкими" войнами, хотя на старых картах 16, 17 и даже 18 веков нигде нет указания про то, что эта земля была за турками. Приблизительно после 1700 года Европа окончательно перестаёт быть Тартарией, на картах меняются названия городов, и, самое интересное то, что я заметил (это не моё открытие, но всё же подчеркну), что каспийское море меняет свою форму. Вот, к примеру, как оно выглядит приблизительно до 1700 года:

]]>
]]>

А вот как после (привычная нам форма):

]]> ]]>

И лично я задался вопросом - а как картографы смогли вычислить, что огромное море поменяло форму? Летательных аппаратов в 18 веке еще не было, да и с тем инструментарием, с которым выдающиеся картографы чертили карты, которые почти один в один совпадают с картами гугл... Но это - совсем другая история.

А вот как изображали Петербург на стариых картах. Если он был построен до Петра, то он должен быть обозначен на всех картах того времени... И действительно - на том месте, где сейчас стоит Питер располагается город Орешек. Вот современная карта:

]]>
]]>

Так же, как и в предыдущий раз, я обозначил центральные города.

]]> ]]>

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]>
]]>

]]> ]]>

]]> ]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

Постепенно Орешек становится Нотбургом (Notteburg, Notburg) а в 1702 году и вовсе исчезает со всех карт, и на этом месте за рекордные сроки вырастает величественный Питер. Кстати в окрестностях Петербурга, если смотреть по карте гугл, видны остатки идеально прямых расчерченных улиц, на некоторых "останках" города сейчас маленькие посёлки и поселения с идеально ровными улицами. И вот ещё что интересно:

]]>
]]>

В память о делах минувших дней существуют посёлки орешек 1, 2 и 3, прямо вплотную возле озера Ладога.

Вот версия про Орешек и Нотбург после завоевания этих земель Петром:

Крепость Оре́шек (в русских летописях город Оре́хов; швед. Nöteborg —Нотебург) — древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области. Основана в 1323 году, с 1612 по 1702 год принадлежала шведам. В ходе Северной войны русское войско под командованием Бориса Шереметева 27 сентября 1702 г. осадило крепость.

11 октября, после продолжительной бомбардировки, русские войска пошли на штурм, продлившийся 13 часов, и одержали победу. В осаде лично участвовал Пётр I в должности бомбардир-капитана. «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен… Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила», — писал тогда Пётр I думному дьяку Андрею Виниусу.

В честь этого события отлили медаль с надписью: «Был у неприятеля 90 лет». Тогда же крепость переименована в Шлиссельбург — «ключ-город». С постройкой Кронштадта в 1703 году, крепость потеряла свое военное значение и была преобразована в политическую тюрьму.

Вот современный вид этой крепости:

]]>
]]>

Возникает закономерный вопрос: а стали бы маааленький островочек наносить на карты наравне с Константинополем, Римом, Афинами, Москвой, Великим Новгородом, Веной, Прагой, Киевом и многими другими большими городами, которые сохранились до нашего времени (а сохранилось очень мало, в основном на местах крупных городов, которые показаны на картах и не дошли до нас, идеально ровные линии - планировка улиц, кварталов, площадей... но без зданий, соборов, мостов, укреплений)...

Как и Питер, Одесса построена по канонам "античного" города: колоннада практически на каждом здании, характерные элементы архитектуры (подробнее в следующей статье), очень много статуй практически в каждом проёме - якобы отличительная черта барокко и многое другое. Если сравнить эти два на первый взгляд непохожих города, получится интересная картина. Это Одесса:

]]>
]]>

А это Питер:

]]>
]]>

. Полный узор выглядит так:

]]>
]]>

Соборы:
Казанский, Питер

]]>
]]>

И одесский спасо - преображенский кафедральный собор:

]]>
]]>

По планировке:

]]>
]]>

]]>
]]>

Львы и грифоны Питера и Одессы. Угадайте, где что:

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

]]>
]]>

Одесса:

]]>
]]>

Вот вам герб Украины в Питере:

]]>
]]>

А кому на самом деле памятник в Одессе вы можете прочитать здесь: ]]> http://atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.com/2013/11/8.html ]]>

И напоследок - за что нынешний город Одессу прозвали Очаковым, я не могу сказать точно, но по поводу Питера - Орешка - у меня есть одно предположение...

]]>
]]>

Крепкий же орешек попался Петру... Прямо как в Щелкунчике.
Желаю всем здравия и трезвого ума)

]]> ]]>

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль политической тюрьмы. Из-за своего стратегического положения — в месте истока Невы из Ладожского озера — она не раз участвовала в различных битвах и много раз переходила из рук в руки.

Крепость расположена на Ореховом острове, делящем Неву на два рукава. Говорят, что течение здесь настолько сильное, что Нева не замерзает даже зимой.

Первая деревянная крепость на острове была построена в 1323 году князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского. В том же году здесь был заключен Ореховецкий мир — первый мирный договор об установлении границ между Новгородской землёй и Шведским королевством. Через 20 лет деревянные стены были заменены каменными. В те времена крепость занимала небольшую территорию в восточной части острова.

В XV веке старая крепость была разобрана до основания. Вместо нее были построены новые 12-метровые стены по периметру острова. В те времена Орешек являлся административным центром — внутри крепости жили только наместник, духовенство и прочий служивый люд.

В XVII веке Шведами было предпринято несколько попыток взятия крепости, но все они были неудачными. Только в 1611 году Шведам удалось захватить Орешек. Почти 100 лет крепость, переименованная в Нотебург (что со Шведского означает «Ореховый город») принадлежала Шведам, пока не была взята русскими войска под предводительством Петра I осенью 1702 года. Пётр I писал об этом «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен».

Петр I переименовал крепость в Шлиссельбург, что в переводе с немецкого означает «Ключ-город». На Государевой башне был укреплен ключ от крепости, символизирующий, что взятие Орешка — это ключ, открывающий путь к дальнейшим победам в Северной войне и к Балтийскому морю. В течение XVIII века крепость достраивалась, возле стен на берегу были построены каменные бастионы.

С основанием Санкт-Петербурга крепость утратила свое военное значение и стала выполнять роль тюрьмы для политических преступников. В следующие 200 лет было построено несколько тюремных корпусов. В роли тюрьмы она и просуществовала до 1918 года, после чего в крепости был открыт музей.

С берега Невы открывается прекрасный вид на Ладожское озеро.

Одинокий страж крепости высматривает в тумане корабли неприятеля.

Вид на крепость с правого берега Невы из деревни Шереметьевка. Попасть в крепость можно только на катере, в чём всем желающим охотно помогают местные рыбаки.

Государева башня — основной вход в крепость. Перед башней — ров с подъёмным мостом.

Венчает башню ключ — символ Шлиссельбурга.

Вид на крепостной двор. По центру находится Иоанновский собор, за ним — Новая тюрьма. Слева — Зверинец с Цитаделью.

Зверинец. Один из тюремных корпусов. Своё название получил благодаря открытым камерам с галереями.

Руины Светличной башни.

Справа от входа в крепость находится Корпус №4, в котором находились тюремная канцелярия, мастерские и уголовная тюрьма. Построенный в 1911 году Корпус №4 является последним зданием, построенным внутри крепости. Все руины — результат Второй мировой войны.

Рядом с Корпусом №4 находятся руины бывшего Надзирательского корпуса.

Вид с одного из этажей Надзирательского корпуса на Государеву башню.

Коридоры Надзирательского корпуса.

С верхнего этажа открываются отличные виды на территорию крепостного двора.

Здесь же можно сразу перейти на крепостную стену.

Руины Иоанновского собора.

Морское береговое оружие, носящее имя своего создателя Канэ.

Мемориал доблестным защитникам крепости Орешек, в течение 500 дней находившимся на переднем крае обороны и так и не уступившим крепость врагу.

Клятва защитников крепости Орешек:
Мы, бойцы крепости Орешек, клянёмся защищать её до последнего.
Никто из нас при любых обстоятельствах не покинет её.

Увольняются с острова: на время - больные и раненые, навсегда - погибшие.

Будем стоять здесь до конца.

Вид на Корпус №4 от Иоанновского собора. На переднем плане 45-мм орудия, использовавшиеся при обороне крепости во время Второй мировой войны.

Под зеленым навесом — остатки стен первой Новгородской крепости.

Камень в память об Ореховецком мире 1323 года.

Крест на месте братской могилы русских солдат, погибших при штурме крепости в 1702 году.

Здание новой тюрьмы, или Корпус №3, носящее так же название Народовольческой тюрьмы, поскольку изначально она была построена для членов революционной организации «Народная воля», осуждённых в 1885 году.

Внутренняя планировка тюрьмы спроектирована по типичному прогрессивному американскому образцу.

На двух этажах тюрьмы располагалось 40 одиночных камер.

Внутренний двор Цитадели. Белое одноэтажное здание — Старая тюрьма, известная так же как Секретный дом — главная политическая тюрьма Российской империи. Была построена в конце XVIII века. Внутри находилось 10 одиночных камер, которых, к слову, вполне хватало для поддержания государственной безопасности в то время. На заднем плане — Королевская башня.

Мемориал в честь революционеров, казнённых здесь в 1887 году. Среди них был родной брат Владимира Ленина — Александр Ульянов.


Ореховая, Нотебургская, Шлиссельбургская - за семь веков существования у крепости Орешек было несколько названий. Это уникальный памятник нашей истории и архитектуры, расположенный у самого истока Невы из Ладожского озера, на маленьком острове, напротив города Шлиссельбург. Ореховый остров омывается настолько мощным течением, что вода даже в сильные морозы замерзает там крайне редко. На берегах острова дует сильный ветер с Ладоги, зато внутри крепости - особый микроклимат.

Новгородская летопись гласит, что первая деревянная крепость была построена в лето 6831-е (то есть в 1323 году) новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского. На острове росло много лесного ореха, отсюда и название - Ореховый остров. Исторически крепость Орешек служила форпостом на границе со Швецией и выдерживала неоднократные ожесточенные штурмы и осады.

В XV веке Новгородская республика присоединилась к Московскому княжеству, и старую Ореховую крепость разобрали до фундамента, чтобы на ее месте возвести новое мощное оборонительное сооружение: каменные стены 12-метровой высоты протяженностью 740 метров, толщиной 4,5 метра, с шестью круглыми и одной прямоугольной башнями. Высота башен достигала 14-16 метров, диаметр внутренних помещений - 6 метров.

В начале XVII века шведские войска после двухмесячной блокады захватили ослабленную крепость, в которой из 1300 защитников после голода и болезней осталось не больше сотни. Согласно легенде, уцелевшие воины замуровали в стену икону Казанской Божьей Матери, чтобы она помогла вернуть остров русским.

Но в 1617 году между Россией и Швецией был заключен Столбовский мирный договор. Он закрепил за шведами владение Карельским перешейком и всем побережьем Финского залива, ранее принадлежавшим России. И крепость Орешек, переименованная в Нотебург («ореховый город»), стала шведской на 90 лет.

В ходе Северной войны (1700-1721 годы) взятие крепости было первоочередной задачей Петра I. И Нотебург снова стал русской крепостью 14 октября 1702 года. По этому поводу Петр I написал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен». Крепость тут же была переименована в Шлиссельбург («ключ-город»), так же стал называться посадский город на левом берегу Невы. На Государевой башне был укреплен ключ от крепости, символизирующий путь к дальнейшим победам в Северной войне и Балтийскому морю.

Во время Великой Отечественной войны Шлиссельбургская крепость в течение почти 500 дней героически оборонялась и устояла, не допустив замыкания кольца блокады вокруг Ленинграда.

ТЮРЬМА «СЕКРЕТНЫЙ ДОМ»

Строительство оборонительных сооружений в Шлиссельбургской крепости закончилось в XVIII веке. Но тогда же началось возведение тюремных помещений - это было крепкое и надежное место для заточения наиболее опасных политических врагов страны. В 1798 году был построен «Секретный дом» на десять узников.

В последующем за Шлиссельбургской крепостью закрепилась горестная слава «русской Бастилии». Здесь содержались члены царской семьи, видные государственные и общественные деятели, декабристы, народовольцы и революционеры.

Первым царственным узником крепости в 1718-1721 годах стала Мария Алексеевна, сестра Петра I. Потом туда была заточена Евдокия Лопухина, его первая жена. Сюда же через сто лет попали знаменитые декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, братья Бестужевы и другие. Количество каторжников неустанно росло, были построены четыре тюремных корпуса. В большой новой тюрьме были 21 общая и 27 одиночных камер, некоторые с паровым отоплением. Другие камеры представляли собой каменные кельи без всякого отопления.

В крепости приводились в исполнение смертные приговоры. На большом дворе цитадели был казнен А.И. Ульянов (брат Ленина), покушавшийся на Александра III.

КАМЕННЫЙ МЕШОК

Внутри «Секретного дома» находился обособленный карцер, прозванный «каменным мешком». В 1906 году в журнале «Нива» автор с инициалами Г. П. поместил статью об ужасах этой одиночной камеры заключения. «Здесь томился несчастный Иоанн Антонович. В этой могиле, погребенный заживо, каким-то чудом выжил он более двадцати лет. Это безотрадная, довольно узкая келья, сырая, как все остальные. До сороковых годов здесь существовала кровать этой, ни в чем неповинной, жертвы политики».

«Несчастный мальчик» - наследник престола, сын великой княгини Анны Леопольдовны, правнучатый племянник Петра I Иоанн Антонович (1740-1764 годы) хотя и был в двухмесячном возрасте провозглашен царем, никак не должен был им стать, за что в детстве был сослан в тюрьму. Многие историки называют его русским прототипом человека в железной маске, потому что никому в государстве и даже в самой тюрьме не велено было знать, что случилось с наследником и куда он делся.

Для соблюдения этих жестоких правил Иоанна (в тюрьме его официально именовали «известный арестант») содержали в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже тюремщиков. Считается, что за все время заключения он не увидел ни одного человеческого лица. Однако, согласно некоторым документам, царственный узник знал о своем происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

ЧТО СКРЫТО ЗА СТЕНАМИ

Жандармский генерал Оржевский при строительстве «Секретного дома»» и переводе сюда заключенных из Алексеевского и Трубецкого бастионов Петропавловской крепости дал такую характеристику Шлиссельбургской крепости: «совершенно обособленное убежище, где здание скрыто за высокими массивными стенами».

Император Александр III опасался недостаточной надежности политической тюрьмы в Петропавловской крепости, поэтому по его приказу строилась новая, спроектированная им лично тюрьма в крепости Орешек. Это должно было быть место замаскированной смертной казни. После ареста Александра Ульянова и других террористов в 1887 году император написал: «Желательно не придавать слишком большого значения этим арестам. По-моему, лучше было бы, узнавши от них все, что только возможно, не предавать их суду, а просто без всякого шума отправить в Шлиссельбургскую крепость. Это - самое сильное и неприятное наказание».

В Шлиссельбургскую крепость был переведен смотритель Алексеевского равелина, известный своей нечеловеческой жестокостью, «ирод» Соколов. С собой он взял четырех проверенных жандармов, чтобы охранять самых опасных политических заключенных, восставших против царизма и отдавших себя целиком революционной борьбе.

ИНСТРУКЦИЯ 1884 ГОДА

В стремлении поставить заключенных в условия полной изоляции, не допустить общения с внетюремным миром и товарищами по заключению была создана особая жандармская инструкция. Ее текст содержал восемь статей с правилами поведения заключенных и угрозами наказания розгами и смертной казнью. Самым тяжелым правилом был запрет на физический труд и умственную работу. Право заключенных читать рассматривалось как награда за «хорошее поведение».

М.В. Новорусский, заключенный пожизненно в одиночной камере, в своих «Записках шлиссельбуржца» писал: «Чья-то фантазия разделала внутренность нашей камеры, выкрасивши сажей на масле не только пол, но и стены до высоты 2 аршин. При полном отсутствии мебели, особенно если кровать заперта на крюк, камера превращалась в настоящий катафалк, а белый сводчатый потолок должен был соответствовать серебристой парче, служившей украшением его сверху».

Заключенным не разрешалось разговаривать и перестукиваться с соседями по камере. Тюремная администрация благодаря инструкции имела возможность устанавливать такой режим, который превратил каторжную тюрьму в медленную смертную казнь. И «успешно». Наряду со всеми там содержались тяжелобольные арестанты, безумные, ожидающие смертной казни. Половина всех заключенных в Шлиссельбургской крепости погибли на этом острове. Несколько человек покончили с собой.

Как пишет М.Н. Гернет, изучавший историю царских тюрем, министр юстиции попытался робко противостоять жестоким нововведениям. Он высказал свое мнение об исключении телесных наказаний для заключенных в Шлиссельбургскую крепость. Он указывал на нежелательность этого потому, что большинство политических преступников принадлежали к дворянскому сословию. Робкое возражение главы судебного ведомства не оказало никакого влияния на министерство внутренних дел.

Если бы борьба бесправных заключенных против жестокой инструкции не увенчалась успехом, им всем грозила бы неминуемая гибель. Сначала они добились разрешения на редкие прогулки и чтение. Позднее на тюремной территории разрешили организовать библиотеку, мастерскую и огород, на котором арестанты выращивали даже арбузы.

С 1965 года Шлиссельбургская крепость стала филиалом Государственного музея истории Ленинграда (теперь Санкт-Петербурга). Здания старой и новой тюрем отреставрированы, восстановлены Королевская, Государева и Головина башни, участки крепостной стены, расчищен Государев бастион. Выполнена консервация разрушенного в годы войны Иоанновского собора. Реставрационные работы в «русской Бастилии» продолжаются.

Нина КОНЕВА