Рынок ЛКМ: цены вырастут, но спрос уменьшится незначительно. Анализ рынка лкм

В начале зимы на рынке лакокрасочных материалов России объемы предложения значительно превышают спрос. Объемы продаж продолжают снижаться. Более того, сокращение реализации происходит весьма непропорционально по регионам. Сейчас максимальная активность потребителей отмечается в ЦФО страны. В СЗФО объемы реализации несколько ниже, чем в центре РФ. На всей остальной территории России спрос очень низкий. Более того, сейчас даже в ЮФО продажи очень низкие. Это стало результатом того, что в 2011 году в этом районе слишком ранние заморозки, и, следовательно, продажи уменьшились.

В декабре спрос на лакокрасочные материалы в России сезонно низкий. Причем в последний месяц года сокращаются продажи лакокрасочных материалов всего ассортиментного ряда. Потребители декоративных материалов и ЛКМ промышленной группы резко снижают объемы закупок перед новогодними праздниками. Падение активности компаний, закупающих ЛКМ промышленного назначения, будет отмечаться во второй половине декабря. Как правило, период низкого спроса на эти материалы продолжается до середины января. А затем объемы закупок растут. Вероятно, январь 2012 года не станет исключением.

Продажи ВД ЛКМ незначительные

Объемы продаж водно-дисперсионных ЛКМ, начиная со второй половины ноября, стали уменьшаться. И сейчас – в декабре – объемы сбыта этой группы ЛКМ минимальные а на рынке востребована краска только для внутренних работ. ЛКМ для наружной отделки не пользуются спросом вследствие сезонности использования этой продукции. Сейчас максимальные объемы ВД ЛКМ приходятся на крупные города центрального и северо-западного регионов страны. В более отдаленных от центральной части России районах объемы продаж водной краски очень низкие, причем реализуются преимущественно базовые марки ВД ЛКМ для внутренних работ. Вопреки тому, что спрос на ВД ЛКМ в целом достаточно низкий, в ЦФО объемы сбыта этой группы материалов выше, чем в начале декабря прошлого года. Во всех остальных регионах страны реализация ВД ЛКМ соответствует показателям прошлого года.

Невысокий спрос стал причиной того, что поставщики краски не стали менять его стоимость, и сейчас, ВД ЛКМ реализуются по ценам ноября. Более того, несмотря на то, что поставщики этой группы ЛКМ сократили поставки еще в октябре, на рынке сохранился профицит. И поэтому во второй половине прошлого месяца поставщики продукции начали предоставлять скидки при реализации некоторых позиций ассортиментного ряда, представленного на российском рынке. Дисконтная программа распространяется на ту продукцию, запасы которой на складах значительны. В целом же прайсовые цены до начала следующего года не изменятся.

На рынке ЛКМ на кондсмолах РФ цены стабильны

На российском рынке ЛКМ на конденсационных смолах объемы продаж после резкого снижения в октябре установились на стабильных показателях в середине ноября. Но при этом они демонстрируют очень низкие отметки. Спрос на органорастворимую краску в региональном разрезе более устойчивый, чем других групп ЛКМ. Даже сейчас в отдаленных от центральной части РФ регионах алкидную краску приобретают частные лица. В центральных регионах страны объемы реализации этой продукции хоть и демонстрируют нисходящую динамику, тем не менее остаются достаточно высокими. Более того, в отличие от отдаленных регионов, спросом пользуется краска, расфасованная не только в потребительскую, но и в промышленную тару.

Тем не менее спрос, отмечающийся на рынке в это время на рынке, не способствовал ликвидации профицита на рынке страны. Оздоровить рыночную ситуацию не помогло даже резкое сокращение производства этой группы продукции осенью. Поскольку сезон закончился, объемы продаж вряд ли вырастут до конца года, и на рынке этой краски сохранится профицит.

Защитные покрытия находят широкое применение в разных отраслях промышленности, и в каждом сегменте есть свои ключевые факторы, влияющие на развитие рынка. Однако есть общие макроэкономические показатели, воздействующие на рынок, к которым относятся: государственная политика в области инвестиций в развитие инфраструктуры, мировые цены на нефть, газ, металлы, гармонизация мировых нормативно-правовых требований и местных законов, ресурс эксплуатации и требования по охране окружающей среды, налагающие ограничения, например, на материалы для защиты от коррозии.

В мировом потреблении индустриальных ЛКМ по-прежнему доминируют органоразбавляемые материалы, занимающие 81% рынка из них: 36% со средним и 45% с высоким сухим остатком. Далее следуют водно-дисперсионные материалы (15%) и порошковые краски (4%).

Хотя рынок продолжает двигаться в сторону водно-дисперсионных и не содержащих тяжелые металлы ЛКМ, традиционные краски все еще находят место в продуктовом портфеле компаний.

По данным недавнего маркетингового исследования компании Frost & Sullivan «Стратегический анализ защитных и судовых покрытий и рынок смол», в 2013 г. доход от продажи защитных и судовых ЛКМ составил 2,03 млрд долларов в Северной Америке и 2,40 млрд долларов в Европе. По прогнозу, к 2017 г. эти показатели возрастут и достигнут 2,40 и 2,72 млрд долларов соответственно. Основное влияние на этот рост окажут оффшорные предприятия по добыче нефти и газа.

Поскольку защитные ЛКМ широко используются для окраски хранилищ и танкеров для нефти и газа, а добытые из более глубоких скважин эти продукты обладают повышенной коррозионной активностью, требования к техническим характеристикам покрытий многократно увеличиваются. А с другой стороны, государственные органы надзора принуждают собственников объектов использовать высококачественные и экологически безопасные ЛКМ. Поэтому перед разработчиками этих материалов стоит трудная задача – увеличения стойкости покрытий и уменьшения содержания растворителей и других вредных веществ, влияющих на окружающую среду. Наилучшую защиту обеспечивают эпоксидные и полиуретановые материалы, в некоторых случаях по-прежнему используют алкиды. В судовых материалах большое значение имеют противообрастающие ЛКМ, в производстве которых применяют акриловые и фторсиликоновые смолы. Лидирующие позиции на мировом рынке защитных покрытий удерживают компании AkzoNobel, PPG, Jotun и Hempel.

У российских производителей судовых и защитных покрытий есть надежда, что власти обратят внимание на отчет Счетной палаты и примут соответствующие меры. По итогам проверки использования средств на господдержку внутреннего водного транспорта в России степень износа речного транспорта достигает 83%. Согласно отчету, удельный вес пригодных к эксплуатации гидротехнических сооружений составляет 24%. Большинство действующих на внутренних водных путях России судоходных гидротехнических сооружений были введены в эксплуатацию 50–70 лет назад.

В последние годы на рынок индустриальных ЛКМ в сильной степени влияли неопределенность экономики и нестабильный спрос, но в некоторых сегментах, например в сельхозмашиностроении и строительной технике, есть признаки роста. Совершенно очевидно, что мировое потребление энергии будет расти, а это потребует расширения сопутствующих структур, например трубопроводов, что открывает радужные перспективы на ближайшие 5–10 лет.

Хотя стоимость покрытия обычно невысока и составляет 2–10% от стоимости всего изделия, это первое, что видит потенциальный покупатель, и если покрытие повреждено, все изделие требует ремонта или замены.


Источник: Frost & Sullivan

Рассмотрим некоторые сектора промышленности.

Автомобильная промышленность

Этот сектор характеризуется высокой конкуренцией и локализацией производств. Конкуренция будет усиливаться из-за дальнейшей консолидации и вхождения новых игроков на развивающиеся рынки.
Прогнозируется, что к 2020 г. 15 компаний обеспечат 80% мирового выпуска. Локальное производство автомобилей будет расти следующими темпами: 60 млн шт. в 2010 г., 80 млн к 2015 г. и 90 млн к 2020 г.

В России, по данным Discovery Research Group, на рынке автомобильных ЛКМ существует большое количество товарных групп. В связи с этим ни дистрибьюторы, ни потребители не могут выделить пустующие ниши. По их мнению, сейчас чаще появляются новые бренды, а не новые материалы. Отсюда можно сделать вывод, что рынок автомобильных ЛКМ еще не достиг своей зрелости и есть место для будущего роста и насыщения.

Мировой рынок авторемонтных ЛКМ продолжает расти. Традиционные нитроцеллюлозные и алкидные ЛКМ естественной сушки все еще применяются в Китае и Индии. Однако возрастающее внимание к охране окружающей среды вынуждает использовать ЛКМ с низким содержанием ЛОС и шире использовать водоразбавляемые материалы.

По мнению аналитиков российского автомобильного рынка, в частности рынка автоэмалей, о его развитии можно судить по емкости автосервисов различных сегментов. В настоящее время продолжается развитие рынка ЛКМ B-сегмента (бюджетные краски), начавшееся в кризисный период. Однако рост продаж новых автомобилей, ремонтом которых занимается преимущественно дилерский сегмент авторемонтного бизнеса, по-прежнему дает стимул для роста сегмента ЛКМ класса «премиум».

Рыночные доли автоэмалей А-, В- и С-сегментов составили в 2012 г. 25, 45 и 30% соответственно, по данным агентства Discovery Research Group. По мнению экспертов, рынок автомобильных ЛКМ до сих пор выходит из кризиса, в будущем есть потенциал роста его объема, который будет вызван увеличением потребления ЛКМ премиум и среднего сегмента.

В грунтовочных и базовых конвейерных ЛКМ используются сложные комбинации пигментов, поскольку цветовой гамме уделяется повышенное внимание.

Материалы, применяемые в окраске мотоциклов мало чем отличаются от конвейерных и авторемонтных ЛКМ. Для окраски небольших двухколесных моделей в основном служат однотоновые органоразбавляемые акрилмеламиновые ЛКМ и почти не используются водоразбавляемые материалы. На дорогие модели наносят два слоя базовой краски и верхнее прозрачное покрытие, особенно широко распространены металлики и перламутры.

Органоразбавляемые ЛКМ горячей сушки в основном акриловые, полиэфирные, или гибридные – акрилполиэфирные. Они отверждаются меламином или блокированным изоцианатом. Водоразбавляемые ЛКМ базируются на акриловых или полиуретановых дисперсиях, сшиваемых меламином или блокированным изоцианатом в случае горячей сушки, или на связующих воздушной сушки. В качестве финишных прозрачных покрытий в основном используют органоразбавляемые ЛКМ, поскольку водные материалы пока не соответствуют требуемому внешнему виду.

В окраске грузовиков и автобусов происходят изменения. Хотя большинство их комплектующих сделаны из металла, быстро развивается, особенно в США и Европе, тенденция использовать композиты и пластмассу.
Лакокрасочная индустрия может ожидать положительные сдвиги от перехода с металла на пластмассу в ближайшие 10 лет. Установлено, что детали из пластмассы потребляют около 40% от общего потребления ЛКМ для стандартных кабин, в зависимости от модели.

Железнодорожный транспорт

По прогнозу PRA на 2015 и 2020 гг. рынок подвижного состава будет расти, а вместе с ним и потребление ЛКМ. Основанием для такого утверждения служат претворение в жизнь проектов по улучшению инфраструктуры, замена устаревшего парка вагонов и локомотивов, модернизация железных дорог на локальных рынках. Например, в России и США требуется замена грузовых вагонов, которые служат более 30 лет. Эти две страны также планируют вводить в оборот высокоскоростные поезда. Наиболее широко используемой системой покрытий для вагонов является двухкомпонентная эпоксидная грунтовка, на которую наносят двухкомпонентное полиуретановое покрытие. Некоторые спецификации требуют нанесения промежуточного грунтовочного слоя, на который опять-таки наносится двухкомпонентное полиуретановое покрытие.
Финишное покрытие может быть однослойным, а если требуется защита от граффити, на пигментированное покрытие сверху наносится прозрачное.

В промышленно развитых странах для снижения веса вагонов используют более легкие, чем сталь, металлы. Доля алюминия, используемого в транспортных средствах, находится в районе 30%. В Северной Америке использование алюминия позволило повысить грузоподъемность грузовых вагонов и увеличить пропускную способность железных дорог на 25%. А в России опыт внедрения алюминиевых сплавов для производства кузовов грузовых вагонов пока оказался неудачным. Единичные попытки создания опытных полувагонов на ОАО «НПК «Уралвагонозавод» и ОАО «ВАСО» не увенчались успехом. Но специалисты над этим работают и надо быть готовыми к тому, что для окраски подвижного состава придется использовать ЛКМ для цветных металлов.
По материалам журнала «ЛКМ Лакокрасочные материалы и их применение»

Ученые предполагают, изготовление первых красок началось около 25 тыс. лет тому назад. Эти краски были достаточно примитивны и обладали плохой долговечностью. В период, приблизительно между 3000 и 600 гг. до н. э. развитие искусства приготовления красок было значительно развито египтянами. Им же принадлежит разработка первых красочных лаков. В качестве пленкообразователей египтяне почти исключительно использовали природные смолы, расплавы восков. Греки начали использовать лаки на основе высыхающих масел. К концу ХVIII в. спрос на краски всех типов возрос до такой степени, что стало экономически выгодно организовывать производство лаков и красок для продажи.
Промышленная революция оказала большое влияние на развитие лакокрасочной промышленности. Возрастающее применение железа и стали в строительстве и технике обусловило дальнейшее развитие рынка лакокрасочных материалов. Сегодня в России, согласно ГОСТ 28246-2006, под лакокрасочным материалом (ЛКМ) понимается жидкий, пастообразный или порошковый материал, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность лакокрасочное покрытие, обладающее защитными, декоративными или специальными техническими свойствами.
Основной принцип классификации ЛКМ - по типу связующего материала. В соответствии с данным принципом, лакокрасочные материалы подразделяются на:
 ЛКМ на основе поликонденсационных смол;
 ЛКМ на основе полимеризационных смол;
 ЛКМ на основе природных смол;
 ЛКМ на основе эфиров целлюлозы.
Все лакокрасочные материалы, выпускаемые в промышленности, подразделяются на три группы: основные, промежуточные, прочие.
 К основным относятся лак, краска, эмаль, грунтовка, шпатлевка.
 В группе промежуточных (используются преимущественно в качестве полуфабрикатов и полупродуктов) присутствуют: олифа, смола, растворитель, разбавитель, сиккатив.
 К прочим (вспомогательные и подсобные материалы) относят следующие ЛКМ: смывка, мастика, отвердитель, ускоритель (по материалам «Оптовик Бизнес Маркет», http://www.atlant.ru/opt/articles/analitika/20080505151759/index.php , и Research.Techart, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm).
До начала мирового финансового кризиса, спрос на лакокрасочные материалы характеризовался стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей - производителей мебели, машиностроителей и других. Зарубежные компании активно наращивали свое присутствие в России путем экспорта продукции, создания совместных предприятий по реализации и производству ЛКМ и приобретения местных производителей ЛКМ. С середины 2008 года на российском рынке ЛКМ начались серьезные негативные изменения: исчезли дешевые, долгосрочные кредитные деньги в строительстве. К осени 2008 г. в кризис строительной отрасли затянуло смежные с ним отрасли, в том числе рынок ЛКМ. К концу 2008 года наблюдалось падение спроса в строительстве, перепроизводство и перенасыщение в отрасли, реструктуризация рынка и девальвация рубля, сообразное изменения цен на основное сырье и другие проблемы (по материалам по материалам «Оптовик Бизнес Маркет», http://www.atlant.ru/opt/articles/analitika/20080505151759/index.php , и www.utsrus.com/documents/.../izmenenie_uslovij_postavok_syrya.doс).
По оценкам экспертов ОАО "Русские краски", в самом крупном сегменте декоративных ЛКМ падение составило 12%, в индустриальных - до 25%, специальных - 12%. Потребление авторемонтных сократилось на 10%, конвейерных - на 60%. Из тенденций рынка декоративных материалов отмечается относительно умеренное сокращение производства, рост объемов водных материалов (до 50-60% рынка ЛКМ) и продукции сегмента "эконом", а также увеличение потребления отечественных ЛКМ. В сегменте индустриальных материалов отмечалось снижение цен и изменение предпочтений потребителей в пользу ЛКМ отечественного производства.
В этой ситуации производители пересматривают ценовую и ассортиментную политику. Например, крупнейший российский производитель лакокрасочной продукции и цинковых белил - ростовский завод «Эмпилс» (входит в холдинг «Новое содружество») по итогам 2009 года в денежном выражении увеличил объемы продаж на 3%, в натуральном выражении объе¬мы продаж сократились. Это произошло благодаря новой линейке недорогих красок, которую завод успел запустить и раскрутить. Они не самого высокого качества, но в нынешней ситуации благодаря стоимости востребованы рынком (по материалам http://www.rbcdaily.ru/2009/02/02/market/399907 и http://ruskras.ru/content/view/644/47/).
Несмотря на сокращение темпов строительства под влиянием кризиса, розничный рынок строительно-отделочных материалов может стать для производителей ЛКМ одним из важнейших, т.к. многие домохозяйства, запланировавшие сделать ремонт, едва ли откажутся от этой идеи даже в условиях ограниченных средств, не позволяющих привлечь наемную рабочую силу.
Эксперты считают, что в условиях кризиса, производители должны максимально облегчить потребителям выбор материалов, рассказать об условиях и ограничениях применения того или иного вида ЛКМ, предоставить им исчерпывающую и доступную информацию о технологии использования краски (по материалам http://marketing.rbc.ru/news_research/03/03/2009/562949955396426.shtml).
По итогам 2009 года, объем рынка ЛКМ в России составил 1154 тыс. тонн. Вследствие финансового кризиса, произошло сокращение рынка на 2.4% по сравнению с 2008 годом (рисунок 1). До начала кризиса, в течение последних пяти лет, объемы рынка увеличивались. Это происходило в основном за счет импорта, доля которого составляла более 20%.

Рисунок 1. Динамика объема рынка ЛКМ в России в 2005-2009 годах, тыс. тонн.

http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
Эксперты рынка утверждают, что спрос на водно–дисперсионные ЛКМ неуклонно растет, что ведет к активному развитию производства этого вида ЛКМ. За 5 лет доля водно–дисперсионных ЛКМ в структуре общероссийского производства увеличилась на 12 процентных пунктов. Однако наибольшим сегментом на рынке ЛКМ в России являются органоразбавляемые ЛКМ (краски, лаки, грунтовки, шпатлевки на конденсационных, полимеризационных смолах и на основе эфиров целлюлозы) – по итогам 2009 года им принадлежало 42% рынка (рисунок 2). Водно-дисперсионные ЛКМ занимают 25% рынка, промежуточные ЛКМ (олифы, растворители, смывки) -18%, масляные краски – 15% (по материалам http://dvinainform.ru/research/getresearch.php?id=379&h=dvinainform.ru и Research.Techart, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm).

Рисунок 2. Структура рынка ЛКМ в России в 2009 году

Источник данных: Research.Techart на основе данных Росстата и ФТС России, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
В России лакокрасочная продукция производится на более чем 200 предприятиях, располагающихся по всей территории нашей страны. Однако основное производство в России сконцентрировано преимущественно в трех федеральных округах: Центральном ФО, Северо-Западном ФО и Южном ФО.
В докризисные годы рост объёмов производства лакокрасочных материалов сопровождался изменением долей между основными производителями, а также появлением новых предприятий. Кроме этого, характерными особенностями российского рынка ЛКМ последних лет является рост доли импорта наряду с активной экспансией иностранных игроков и, как следствие, ослабление позиций российских производителей. Российские производители ориентированы в основном на производство алкидных и масляных красок и эмалей и не способны полностью удовлетворить спрос на этот вид ЛКМ. Почти треть от объема потреблений водно-дисперсионных ЛКМ – продукция импортного производства. В результате, отечественные производители уходят на второй план, т. к. конкуренция с иностранными производителями очень высока. Иностранная продукция дороже отечественной, но ее ассортимент существенно выше, также как и экологическая безопасность (по материалам http://dvinainform.ru/research/getresearch.php?id=379&h=dvinainform.ru , http://www.ecorti.ru/documentation/lkm1 и http://www.mir-lkm.ru/art/news/view/rinok_lkm.html). До 2008 года производство лакокрасочных материалов увеличивалось значительными темпами. В результате финансового кризиса произошел спад на 3.2%, в 2009 году объем производства снизился на 38.2% (рисунок 3).

Рисунок 3. Объем и динамика производства лакокрасочных материалов в России в 2005-2009 годах, тыс. тонн.

http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
По данным компании Research.Techart , около 70% от общего российского объема производства лакокрасочных материалов приходится всего на 10 заводов, доли остальных не превышает 2% (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Структура производства ЛКМ по производителям в России, % от общего объема

Источник данных: Research.Techart на основе данных Росстата, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
Эксперты отмечают лидерство на рынке европейских компаний. Они считают, что ситуация не изменится еще долгое время, т. к. доля импорта лакокрасочной продукции на российском рынке постоянно растет, а крупные иностранные игроки покупают российские предприятия. Так, концерн «Тиккурила» в 2006 году купил питерскую компанию ООО «Краски ТЕКС», а в 2007 году подписал договор о покупке 70%-ного пакета акций питерских ООО «Гамма» (сейчас ООО «Гамма Индустриальные Краски») и ООО «Охтинский завод порошковых красок» (сейчас ООО «Тиккурила Порошковые Краски»). Основными конкурентами отечественных производителей являются финские, польские и немецкие компании, а также Украина, Словения, Турция, Италии и Франция (по материалам http://dvinainform.ru/research/getresearch.php?id=379&h=dvinainform.ru и http://www.mir-lkm.ru/art/news/view/rinok_lkm.html).
Эксперты считают, что в дальнейшем, в условиях жесткой конкуренции преимущество получат те компании, которые будут более гибкими и смогут приспособиться к новым условиям рынка. На фоне роста цен сырья производители ЛКМ прогнозируют снижение маржинальной прибыли.
Согласно прогнозу компании Research.Techart, рост рынка ЛКМ будет происходить очень маленькими темпами – на 2-3% в год до 2012 года, и на 5-7% в год после 2013 года (рисунок 5). До 2015 года будет наблюдаться небольшой рост объемов потребления, что связано со значительной долей импорта (40-50%). К 2015 году эксперты компании Research.Techart прогнозируют рост объема рынка до 1511 тыс. тонн, что на 30.94% больше, чем в 2009 году (по материалам http://www.himtrade.ru/info/st8.htm и http://ruskras.ru/content/view/644/47/).

Рисунок 5. Прогноз развития рынка ЛКМ в России в 2010-2015 годах, тыс. тонн.

Источник данных: Research.Techart на основе данных Росстата, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm

Основные выводы:
 В последние годы и вплоть до начала мирового финансового кризиса, спрос на лакокрасочные материалы ежегодно увеличивался.
 Основными потребителями ЛКМ являются строители, однако существует спрос со стороны представителей других отраслей, к которым относятся производителей мебели, машиностроители и другие.
 Кризис строительной индустрии в конце 2008 года затронул и смежные с ним отрасли. Не обошел он стороной и рынок лакокрасочных материалов. Падение спроса в строительстве, перенасыщение в отрасли, изменение цен на основное сырье и другие проблемы привели к спаду производства и продаж у игроков российского рынка.
 В связи с переключением потребительского спроса в пользу ЛКМ отечественного производства и переходом на более дешевые ЛКМ, производители пересматривают ценовую и ассортиментную политику.
 Крупнейшим сегментом на рынке ЛКМ в России являются органоразбавляемые ЛКМ (краски, лаки, грунтовки, шпатлевки на конденсационных, полимеризационных смолах и на основе эфиров целлюлозы). Значительную долю занимают водно-дисперсионные ЛКМ, поскольку в последние годы производство этого вида ЛКМ неуклонно росло.
 Для российского рынка ЛКМ характерен рост доли импорта наряду с активной экспансией иностранных игроков и, как следствие, ослабление позиций российских производителей. Таким образом, конкуренция с иностранными производителями очень высока. Иностранная продукция выигрывает у российской по широте ассортимента и экологической безопасности.
 В дальнейшем, в условиях жесткой конкуренции преимущество получат те компании, которые будут более гибкими и смогут приспособиться к новым условиям рынка. Рынок будет постепенно выходить из кризиса, обеспечивая ежегодно от 2% прироста.

Упадок в строительстве и промышленности не слишком сильно сказался на рынке лакокрасочных материалов в России, особенно когда сравнивать его с другими сегментами отечественной экономики. Безусловно, серьезное со стороны покупателей ощущается, − странно, если бы это было не так, − но в целом участники сектора демонстрируют сдержанный оптимизм.

Рынок лакокрасочных материалов в 2014 году

На протяжении полутора десятка лет, начиная с «нулевых» и за исключением кризисных, рынок лакокрасочных материалов демонстрировал стабильный рост при минимальном уровне в 10%. Следует отметить, что восстановление от депрессий (помимо 2008-2009 гг тишина в секторе также наблюдалась в 2001-2003 гг) всегда осуществлялось здесь в кратчайшие сроки. Будем надеяться, что и в этот раз не будет по-другому.

Считается, что общий объем сектора составляет в натуральном выражении примерно миллион тонн в год. В этом можно усомниться. Например, по официальным источникам, на рынке лакокрасочных материалов в России действует лишь немногим более сотни предприятий, хотя эксперты предполагают, что на самом деле их количество может колебаться от 600 до 1000 организаций. Достаточно трудно при таких серьезных разночтениях говорить о сколь-нибудь объективных показателях объемов производства.

Перспективы рынка лакокрасочных материалов в России

В 2014 году отрасль в целом продемонстрировала отрицательную динамику, но представители ведущих компаний не драматизируют. В каждом сегменте своя ситуация. Например, в зоне повышенного риска производители ЛКМ, используемых в строительстве и машиностроении. Также в целях экономии многие организации отказываются от порошковых красок, предпочитая им жидкие. То есть, здесь проигрывают одни, выигрывают другие. По-прежнему велик спрос на автокраски. И так далее.

Что касается цен, то они на рынке лакокрасочных материалов, скорее всего, будут расти. Из-за девальвации рубля подорожает даже недорогая ская продукция, отечественные производители тоже не станут работать себя в убыток. Если говорить о перспективах на 2015-го в целом, то лучше чем 2014-й он точно не будет, но и очень резкого падения участники не ожидают. Естественно, что эти прогнозы действительны только при нынешнем состоянии экономики.