Лурия александр романович.

Александр Лурия родился в Казани третьим из четырёх сыновей в интеллигентной еврейской семье. Его отец - известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия - занимался частной медицинской практикой; мать - Евгения Викторовна Лурия - была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921-1934 гг. - на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 года - профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966-1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия - основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» - издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950-60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий).

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку.

Основные публикации

  • Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка . - М., 1927.
  • Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок . - М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии . - М., 1940.
  • Лурия А. Р. Травматическая афазия . - М., 1947.
  • Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы . - М., 1948.
  • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок . - М., 1960.
  • Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов . - М., 1966.
  • Лурия А. Р. Мозг и психические процессы . - М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга . - М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Лурия А. Р. Психология как историческая наука . - 1971.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии . - М., 1973.
  • Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов . - М., 1974.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти . - М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
  • Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики . - М., 1976.
  • Лурия А. Р. Язык и сознание (idem ). - М., 1979.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) .
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир .
  • Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность .

В кинематографе

  • Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского, описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».

Ссылки

  • Александр Лурия в Галерее Международного Общества Философов
  • Раздел книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвященный А. Р. Лурии
  • Александр Лурия «Психология как историческая наука: к вопросу об исторической природе психологических процессов»
  • Лев Выготский, Александр Лурия «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок»

Исследуя в 20-х гг аффек­тивные состояния человека, ЛУРИЯ Александр Романович разра­ботал сопряженную моторную ме­тодику, выявляющую скрытые аф­фективные комплексы.

В дальней­шем, работая с Львом Семёновичем Выготским, Александром Николаевичем Леонтьевым и другими со­ветскими психологами, разрабаты­вал культурно-историческую теорию человеческой психики («Этюды по истории поведения», 1930, в соав­торстве с Л. С. Выготским), осо­бое внимание уделяя проблеме со­циальной обусловленности мышле­ния («Об историческом развитии познавательных процессов», 1974).

Главные теоретические и экспери­ментальные исследования А.Р. Лурия, посвя­щенные проблемам мозговой лока­лизации высших психических функ­ций и их нарушений при локаль­ных повреждениях мозга, послужи­ли основой формирования концеп­туального аппарата и феноменоло­гической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики (известных в мировой науке как «батарея луриевских методов») («Основы нейропсихологии», 1973). В последние годы жизни активно разрабатывал проблемы нейропси­хологии памяти и нейролингвистики.

В 40 –е года Лурия изложил новое направление – реабилитационная нейропсихология.

ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами, подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

1. ВПФ формируются в процессе онтогенеза;2. ВПФ опираются на вспомогательные средства, т.е. опосредовано с помощью знаковых систем;3. ВПФ всегда связаны с отражением внешнего мира в предметной деятельности.

Таким образом, локализация ВПФ – это сложная система совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад. Эти зоны могут располагаться различным образом. Локализация ВПФ связана с деятельностью трех функциональных блоков:

1. Блок регуляции уровня общей и избирательной активности мозга / блок регуляции тонуса и бодрствования –

С физиологической т.з. бодрствование – оптимальный очаг возбуждения в коре. В НС 2 процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение передается по принципу «все или ничего», «закон силы», и зависит от раздражителя.

Первый блок образован неспецифическими структурами ретикуляции формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга.

РФ – регулирует тонус коры, возбуждение передается градуально (постепенно возрастает и снижается) – для того что бы не перегрузить кору г.м.

2. блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые аппараты – в задних отделах коры больших полушарий (височные + теменные доли). Нейроны работают по закону «все или ничего». Высокая модальная специфичность: прием, переработка слуховой, зрительной, кожно-кинестетической информации. Все доли имеют первичные, вторичные и третичные поля. ПЕРВИЧНЫЕ обрабатывают информацию на уровне ощущений (все нейроны модально-специфичны, работают по принципу «все или ничего», раздражение вызывается только определенным раздражителем). ВТОРИЧНЫЕ – на уровне восприятий (менее модально-специфичны, преобладают ассоциативные нейроны). ТРЕТИЧНЫЕ – на уровне представлений: ассоциативные зоны (это зоны перекреста всех анализаторов, большое количество мультимодальных нейронов), .

Законы функционирования мозговых аппаратов:

закон иерархичности . Информация, поступающая во второй блок, последовательно обрабатывается от первичных к вторичным полям.закон убывающей модальной специфичности . Уникальные нейроны, уникальные первичные поля. Переход к вторичному полю – убывает модальная специфичность. законпрогрессирующей латерализации . Специфичность функций левого и правого полушарий. Первичные поля в правом и левом полушарии идентичны (т.е. идентичны их, полей, функций). Вторичные поля отличаются специфичностью функций. Сторонность специализации функций становится выше. Третичные поля отличаются максимальными функциями в правом и левом полушарии.

3. блок программирования, регуляции и контроля деятельности (блок – двигательный анализатор). Образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.

Прежде чем приступить к деятельности, человек ее планирует (лобная кора), из-за чего здесь функционирует наоборот: импульс идет от третичных – к вторичным – к первичным полям.

УРОВНИ БЛОКА:

1) префронтальная кора. функции программирования. Первичные и вторичные поля, их нейроны уникальны. Это гранулярная кора (мелкие зернистые клетки – мотивационное разнообразие.) Постановка цели. План. 2) вторичная двигательная кора – премоторные отделы (6, 8 поле) . От премоторной коры идет экстрапирамидный путь: то, что делает движение согласованным и плавным. Моторная кора — Максимально развит 4-й слой.моторные зоны коры (4 поле). Эфферентный экстрапирамидный путь, который реализует: тонкие, дозированные во времени и пространстве движения; регулирует все произвольные движения.

Все три блока работают во взаимодействии друг с другом. Лурия: для того что бы деятельности протекала нормально, должны быть сохранены все три блока.

Источник http://www.jewage.org/wiki/ru/Article:Лурия,_Александр_Романович_-_Биография

Александр Лурия вслед за Л. Выготским изучал свойства высших психических функций в их многочисленных комплексных связях с мозговой активностью. Новым для мирового сообщества подходом, предложенным советским исследователем, стало изучение по принципу доминирования именно психологических позиций (в западной традиции нейропсихология вырастает из медицины и теснее связана именно с этой отраслью знаний). Причем, опять-таки, в отличие от западных коллег, Лурия изучал качественные, а не количественные параметры искажений мозговой деятельности и возникающих вследствие этого речевых афазий. Его девизом было: «вначале – теория, и только потом эксперимент», но никак не наоборот.

Ученый считал, что достаточным обоснованием для эксперимента должна служить вначале научная концепция, которая может подтвердиться или нет в ходе эксперимента. Но проведение эксперимента без научной базы – это не что иное, как изучение отдельных явлений, и говорить о системном подходе здесь нет возможности. Такой принцип ученый считал непродуктивным. И подход Лурии более чем оправдан даже в современном научном знании, не говоря уже о первой трети ХХ века. Фактически советскому ученому удалось синтезировать физиологию, медицину и психологию, а на закате своей жизни он написал итоговый труд «Язык и сознание», интересный даже лингвистам – о связях речетворческой активности и работы мозга, о влиянии сознания на речь и наоборот. Мы рассмотрим различные направления науки, в которых вклад А. Р. Лурии оказался продуктивным и востребованным со стороны ряда последователей не только в России и СНГ, но и во всем мире – США, Канаде, Польше, Франции и других странах.

Что такое высшие психические функции?

Это и было основным предметом изучения для А. Лурии с позиций различных областей знания. В советской психологической школе их понимали как возникающие при жизни, опосредованные, координируемые комплексные формы деятельности психики, в состав которых входят мотивация, целеполагание, фрагменты исполнительской деятельности и функции контроля. Психическая функция – это больше, чем мозговая активность, но на каких-то этапах ее фрагменты прочно связаны с мозговыми структурами корки и подкорки.

Лурия как раз изучал то, какие именно зоны мозга отвечают за разные стороны психических функций, в том числе, на основе исследования лиц, получивших черепно-мозговые травмы в Первой Мировой войне. Ученому удалось разработать уникальную «теорию системной динамической локализации в мозге высших психических функций». Сегодня ее используют в ходе диагностики и регенерации искажений мозговых функций. А ведь это была, скорее, интуитивная догадка ученого: зачастую положения этой теории могли быть экспериментально проверены лишь после смерти исследуемого.

А. Р. Лурия как исследователь оперировал понятиями «фактор», «системность», «уровневая организация функций», «блоки мозга», выявил методику систематизации, которая помогала диагностировать мозговые поражения у пациентов. Он разработал также ряд мнемонических методик, позволяющих тренировать память .

А. Р. Лурия – исследователь социальной психологии

Предметом его размышлений оказались вопросы влияния средовых факторов на психическое развитие и функционирование, в частности, на процессы познания. Лурии удалось доказать, что средовый фактор обусловливает как содержательную сторону, так и структуру процессов психики. Ученый считал, что невозможно строго дифференцировать генетически заложенное и приобретенное в ходе социализации, эти факторы тесно связаны между собой .

При этом социальные аспекты задействуют биологический уровень и стимулируют оформление уникальных образований, позволяющих реализовать высшие формы активности психики. Лурия исследовал монозиготных и дизиготных близнецов для того, чтобы выявить степень влияния генетических и социальных аспектов. Как было доказано, с взрослением воздействие социальных аспектов усиливается. Такой эксперимент был в первый раз проведен в Советской России.

Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии

Как опосредуются высшие психические функции через семиотические знаки, включая речь? Ряд работ А. Лурии в данной отрасли выявил, что формирование речи изменяет строение базовых психических процессов; речетворчество – путь к осознанию и произвольной их координации. Характерно, что и современная психология активно применяет этот принцип: сегодня для практикующих психологов общим местом стал тезис о том, что речь клиента – это путь к пониманию его модели мира. Изменение речи – путь к изменению поведенческих стратегий.

А. Р. Лурия занимался вопросами речи с точки зрения нарушений и доказал, что разновидности речевого регулирования движения (запуск, торможение, неспецифическое, семантическое регулирование) формируются в разном возрасте по-разному. Если с момента рождения ребенка доминируют аффекты, то с ходом времени вначале появляется способность к наглядно-предметным действиям, и лишь затем они обретают абстрактно-логический характер.

Получается, что развитие сознания связано с углублением понимания семантики лексем, с развитием способности понимать абстрактные понятия. Важным выводом А. Лурии стало и то, что ассоциации – более позднее образование, по сравнению с предикативными ответами. На ранних этапах речь нацелена на предмет и означает предмет (это знают все, у кого маленькие дети: мы обучаем их вначале номинации объектов на первичном уровне овладения речью, и только потом идут обозначения аффектов, освоение понятий, которые незнакомы ребенку в конкретном освоении и личном эмпирическом опыте).

Принцип системности высших психических функций – основополагающий для учения Лурии, и исследованию ее закономерностей на основе нормы и патологии были посвящены многие работы ученого.

Поскольку сознание трактовалось ученым в качестве главной методологической проблемы психологической науки, изучение разных форм сознательной психической деятельности стало базовым направлением его работ. Сознание Лурия тесно связывал с языком.

А. Лурия создал ряд разработок для отечественной дефектологии. Он исследовал умственно отсталых детей с разными диагнозами и выявлял в каждом случае искажение процессов оформления и реализации высших психических функций, отвечающих за речетворчество .

С точки зрения психофизиологии исследователя интересовали моторные возможности глазодвигательной системы. Он вывел ряд закономерностей, касающихся этого феномена.

Говоря об А. Р. Лурии, невозможно не признать разносторонность его научных исследований и фундаментальность выводов. Он практически создал новую область знания – нейропсихологию, углубил знания в общей психологии, психологии развития, дефектологии, психофизиологии. Работы А. Р. Лурии стали шагом вперед в разработке базовых общепсихологических концепций, которые актуальны и сегодня. Особое уважение вызывает междисциплинарный характер его исследовательских работ: Лурия рассматривал все области психологического знания как единое целое, и такой подход не раз доказал свою эффективность. Сегодня его работы стали подлинной классикой психологии, нейропсихологии, психолингвистики и интересны даже мало подготовленному читателю, интересующемуся различными аспектами психологии.

Александр Романович Лурия (1902–1977) - всемирно известный выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в СССР, доктор педагогических наук (психология) (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), член Академии педагогических наук РСФСР (1947), член Академии педагогических наук СССР (1967), вице-президент Международного союза научной психологии (1969–1972), зарубежный член Национальной академии наук США (1968), Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётный член ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и других), получивший широкую известность благодаря своей научной, педагогической и общественной деятельности не только в СССР, но и за его пределами - в Европе, США, Канаде, Мексике, Бразилии, Японии, Китае и в ряде других стран, который одно время трудился на Сабуровой даче и входил в известную Харьковскую группу психологов. Ученик Л. С. Выготского. Он был почётным доктором ряда университетов: гг. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и других. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внёс важный вклад в развитие различных областей психологии, а именно: общую, клиническую, экспериментальную, сравнительную психологию, историческую, кросс-культуральную, детскую психологию, дефектологию, психофизиологию, психолингвистику, психогенетику, этнопсихологию и другие. Более того, вклад Александра Романовича оказался конкретным и неоспоримым, - ведь нет ничего естественнее допустить существование связи между психикой и мозгом. Среди отечественных учёных он имеет один из самых высоких индексов цитирования в англоязычной литературе. Его научные труды переведены на многие языки и являются достоянием не только отечественной, но и мировой психологической науки. Замечательный педагог, А. Р. Лурия явился одним из организаторов психологической науки в Московском университете. Многие его работы выросли из курсов лекций, читаемых для студентов. Он также является автором популярных книг по психологии .

Исследуя в 20-х годах XX века аффективные состояния человека, Александр Романович разработал сопряжённую моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими отечественными психологами, разрабатывал культурно-историческую теорию развития человеческой психики. Главные теоретические и экспериментальные исследования А. Р. Лурии, посвящённые проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, послужили основой формирования концептуального аппарата и феноменологической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики. А. Р. Лурия был пионером становления и развития в СССР аппаратного метода «детекции лжи» . Тогда же им первым в Советском Союзе было сформулировано и первое определение полиграфа . Он создал классификацию различных форм умственной отсталости, получившую широкое применение в медицине и педагогике.

А. Р. Лурия родился 16 июля 1902 года в г. Казани третьим из четырёх сыновей в интеллигентной еврейской семье. Его отец - известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия - занимался частной медицинской практикой; мать - Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875–1951) - была зубным врачом. Окончил факультет общественных наук Казанского университета (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921–1934 годах - на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы - член Русского психоаналитического общества. С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 года - профессор Московского государственного университета (МГУ). Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966–1977).

Александр Романович - основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» - издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР. Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, подчёркивал Г. П. Щедровицкий, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950–60-е годы, один из многих памятников ему .

А. Р. Лурия создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти .

Как ученик Л. С. Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов, участвовал в создании теории деятельности. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований, как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Александр Романович (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) выявил значение речи в организации психических функций у детей. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и другие) решающее значение имеют условия воспитания. Докторская диссертация А. Р. Лурии по педагогически наукам, подготовленная и защищённая в 1937 году, была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 года, Александр Романович проводил исследования, посвящённые анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны - в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзного НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны - в Московском институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко АМН СССР), - А. Р. Лурия создал, как уже подчёркивалось выше, новое направление в психологии - нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперёд по сравнению с прежними теориями, им внесён важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Александра Романовича и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций он разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов .

В области дефектологии А. Р. Лурия развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики .

Нельзя не отметить, что и до начала своей работы в Институте дефектологии Александр Романович проявлял большой интерес к дефектологической науке, видя в изучении патологии развития важнейший источник научных обобщений широкого плана, активно поддерживал новые тенденции в этой области. Так, он активно поддержал в своё время начавшееся в НИИ дефектологии изучение внешне сходных состояний при различной структуре аномалии. Он первым из ведущих учёных стал горячим поборником акустико-гностической трактовки фонематических нарушений, предложенной Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной .

Начиная с 1923 года, А. Р. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, в Московском педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 года - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 годы он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук, руководителями кафедр и научно-исследовательских коллективов. В Москву к Александру Романовичу ехали учиться со всего света . За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность А. Р. Лурия был награждён орденом В. И. Ленина, орденом «Знак почёта» и медалями Советского Союза. Александр Романович был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.

А. Р. Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся, как уже подчёркивалось нами выше, зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и других). Многие его работы переведены и изданы за рубежом. А. Р. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

Следует также отметить, что А. Р. Лурия работал в лаборатории экспериментальной психологии при Московской губернской прокуратуре, где усовершенствовал весьма популярный в экспериментальной психологии тех лет ассоциативный метод и применил его для выявления скрываемой информации у лиц, совершивших тяжкие преступления. Тогда же им первым в нашей стране было сформулировано и первое определение полиграфа - «многоцелевой медико-биологический прибор, предназначенный для регистрации нескольких параллельно протекающих физиологических процессов: дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т. п.) и пр.» .

Занимаясь изучением состояния аффекта у преступников и обобщив огромный экспериментальный материал, Александр Романович пришёл к выводу о том, что в результате совершения преступления у преступников возникает «состояние психической травмы, осложнённое необходимостью скрывать её и ограниченное страхом саморазоблачения, создаёт у преступника состояние острого аффектного напряжения; это напряжение весьма вероятно увеличивается потому, что субъект находится под страхом раскрытия совершённого им преступления: чем серьёзнее преступление, тем выраженнее аффект, и тем больше опасность его раскрытия, и, следовательно, тем сильнее этот комплекс подавляется… Такое напряжение, несомненно, является одним из серьёзнейших факторов в признании преступником своей вины. Признание служит преступнику средством избежать следов аффекта, найти выход из создавшегося напряжения и разрядить аффективный тонус, который порождает в нём невыносимый конфликт. Признание может уменьшить этот конфликт и возвратить личность в определённой степени к нормальному состоянию; именно в этом и заключается психофизиологическая значимость этого признания» .

В 1923 году в Москве, в Институте психологии А. Р. Лурия провёл серию исследований по выявлению ложных ответов у людей, причастных к совершению различных видов преступлений. Исследование состояло из двух частей: 1) выявление информативных признаков предлагаемых методик; 2) проверка в реальных условиях раскрытия преступлений.

Испытуемым была предложена следующая фабула преступления: в помещение церкви, взломав оконное стекло, незаметно пробрался вор. Он прошёл в алтарь, и когда стало совсем тихо, стал осторожно собирать ценные вещи и складывать их в мешок. Он взял золотой крест, золочёные подсвечники, рясы от икон и много других ценных вещей. Забрав всё это, он завязал мешок и осторожно скрылся тем же путём, как и пришёл. После этого испытуемым (знавшим и не знавшим фабулу преступления) давалось задание скрыть информацию о совершённом преступлении. Во время обследования им предлагалось ответить на список из 70 слов, из которых 10 являлись критическими (алтарь, крест, мешок, золото, икона и т. д.). Испытуемый должен был отвечать любым схожим по смыслу словом, при этом нажимая на определённую кнопку. Было установлено, что у обследуемых, не знавших фабулу преступления, время нажатия кнопки на предъявление значимых вопросов практически не отличалось от времени на нейтральные вопросы, а во второй группе оно значительно возрастало.

С 1927 года аналогичные исследования А. Р. Лурия стал проводить с лицами, подозреваемыми в убийстве. Всего было обследовано около 50 человек. У всех подозреваемых время нажатия на кнопку при предъявлении значимых вопросов увеличивалось до 24%. Исследования Александра Романовича имели большой научный и практический интерес, в особенности за рубежом. Фактически это был переворот в криминалистике. В США даже была издана его книга «The nature of human conflicts» (1932), которая на родине учёного, к сожалению, была опубликована только спустя 70 лет - «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека» (2002) .

А. Р. Лурия. - автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, многие из которых переведены на иностранные языки и выдержали несколько изданий (и продолжают переиздаваться поныне). Он автор и редактор более 30 монографий и сборников. Основные его работы следующие: «Речь и интеллект в развитии ребёнка» (1927); «Сопряжённая моторная методика и её применение в исследовании аффективных реакций» (1928); «Психология в определении следов преступления» (1928); «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1929), «Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребёнка» (1930); «Этюды по истории поведения» (1930) (в соавт. с Л. С. Выготским); «The nature of human conflicts» (1932); «Учение об афазии в свете мозговой патологии» (1940); «Травматическая афазия» (1947); «Восстановление функций после военной травмы» (1948); «Очерки психофизиологии письма» (1950); «Речь и развитие психических процессов у ребёнка» (1956) (в соавт. с Ф. Я. Юдович); «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка», (1956–1958, тт. 1–2); «Умственно отсталый ребёнок» (1960); «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1962, 2-е изд. 1969); «Мозг и психические процессы» (1963, т. 1;1970, т. 2); «Лобные доли и регуляция психических процессов» (1966); «Маленькая книжка о большой памяти» (1968); «Основы нейропсихологии» (1973); «Нейропсихология памяти» (1974, т. 1; 1976, т. 2); «Основы нейролингвистики» (1975); «Язык и сознание» (1979); «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека» (2002) и ряд других.

А. Г. Асмолов справедливо напоминает, что А. Р. Лурию называли Бетховеном психологии. «Я не хочу заниматься конкуренцией сравнений, но рискну упомянуть такого исследователя как Бахтин, который, говоря о Ф. М. Достоевском и пытаясь найти его специфику работы, писал: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основной особенностью романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский - творец полифонического романа». Эти слова полностью относятся к творчеству Александра Романовича Лурии: А. Р. Лурия выступает как творец полифонического романа - культурно-исторической психологии, созданной им вместе с Л. С. Выготским и другими отечественными психологами» .

Выступая на I Международной конференции, посвящённой памяти А. Р. Лурии, которая состоялась 24–26 сентября 1997 года в Москве, А. Г. Асмолов говорил: «Я считаю, что здесь собралось особое племя людей, племя, созданное Александром Лурия и Львом Выготским. И, говоря об этом племени, я и хочу прибегнуть к одному символу, который подарили нам Майкл Коул и Шейла Коул, дав своеобразный, но уникально точный перевод одной из книг А. Р. Лурии. Эту книгу они назвали «The making of mind». По-русски это звучит как «производство сознания» или «создание разума» . По сути дела, А. Р. Лурия был тот, кто занимался не только производством сознания, но и производством миров, производством целого ряда «неслиянных голосов». Александр Романович ко всем вопросам подходил с уникальной установкой (и идеологической, и культурно-исторической) - и это пронизывает всё его творчество. Мы говорим об А. Р. Лурии как о создателе миров. Сейчас, - буквально на наших глазах, - рождается ещё один мир, который восходит к работам Александра Романовича. Во многих школах России детская (или генетическая) нейропсихология становится основанием для создания практической психологии образования. Именно детская генетическая нейропсихология, заданная работами Александра Романовича и развиваемая его последователями, становится основой для уникальной психодиагностики ребёнка, особенно детей с трудностями обучения. Без А. Р. Лурии сегодня нет также и дефектологии, при этом надо особо подчеркнуть, что его работы выступают как методология по отношению к дефектологии» .

Следовательно, сегодня идеи А. Р. Лурии служат базой для создания службы практической психологии образования не только в России, но и в других странах мира.

«Дорогие коллеги! В своём выступлении Карл Прибрам говорил об ответственности и анализировал проблему ответственности. Я не случайно начал своё выступление с ассоциации творчества А. Р. Лурии с полифонией романа Ф. М. Достоевского. Многоплановость научного творчества А. Р. Лурии привела к тому, что взявшись за вещи, казалось бы, далёкие от этических категорий, ученики А. Р. Лурии, как и он сам, подходили к подлинной, как он называл, «романтической» или этической психологии. Кто бы мог подумать, что от исследования персевераций Евгений Субботский перейдёт к исследованию свободного независимого поведения ребёнка? Кто бы мог подумать, что после изучения моторики в 1965–1966 годах В. В. Лебединский станет с успехом заниматься проблемой дизонтогенеза, мотивацией, аффектами и их ролью в поведении ребёнка. И это не случайно» .

Необходимо обозначить, что опубликована одна из наиболее известных его книг - «Потерянный и возвращённый мир. История одного ранения» (1971). Это удивительный человеческий документ, имеющий отнюдь не только научное значение (как о том, в частности, писал А. Р. Лурии английский писатель Джон Фаулз). Это документ, свидетельствующий о мужестве больного и такте, внимании и милосердии учёного. Как и многие другие, эта книга была издана за рубежом и получила широкую известность.

В последние годы жизни Александр Романович разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.

Одну из своих последних работ он так и назвал: «Последняя книга». Правда, она впервые увидела свет на английском языке под названием, данным ей её американским редактором М. Коулом, - «Сотворение разума». На русском языке она вышла уже после смерти А. Р. Лурии под названием «Этапы пройдённого пути». Это научная автобиография, в которой очень много интересных и поучительных историй в изложении самого А. Р. Лурии. Но «Этапы пройдённого пути» - это и своего рода научное завещание. Своим собственным примером Александр Романович завещал новым поколениям психологов, которые учатся по его книгам, своё творческое отношение к делу, веру в гуманистическое назначение науки, интерес не только к теории, но и к психологической практике, без чего не может быть настоящей науки. Это мировоззренческий и этический аспекты его завещания, значимость которых возрастает с каждым днем.

Небезынтересно, что А. Р. Лурия был единственным советским психологом, которому редактор серии «История психологии в автобиографиях» Э. Г. Боринг предложил предоставить для публикации свою научную автобиографию. Это был действительно учёный с мировым именем, действительный член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почётный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почётный профессор шести зарубежных университетов. Его труды с 20-х годов XX века и до наших дней издаются на разных языках по всему миру .

Александр Романович связывал и знакомил своих коллег со следующими известными личностями того времени: Г. И. Челпановым, И. П. Павловым, Г. Г. Шпетом, Р. О. Якобсоном, С. М. Эйзенштейном, В. М. Мясищевым, С. Г. Левитом, Л. А. Орбели, Б. Г. Ананьевым, Э. А. Асратяном, В. М. Черниговским, П. К. Анохиным, Н. И. Гращенковым, Н. И. Бурденко, Н. В. Коноваловым, М. Ю. Рапопортом, А. А. Маркосяном, И. А. Соколянским, Д. Н. Узнадзе, И. С. Бериташвили. Все они отдавали дань его яркому человеческому и научному таланту. Дорогого стоит, например, признание, высказанное как-то исключительным по уму и таланту Б. М. Тепловым в том, что А. Р. Лурия талантливее его. В молодые, ещё казанские годы А. Р. Лурия переписывался с В. М. Бехтеревым и З. Фрейдом. О его обширных контактах с западными учёными многое могли бы рассказать Дж. Брунер, К. Прибрам, М. Коул.

Замечательно, что А. Р. Лурия был «лицо неофициальное», но весьма авторитетное, пользовавшееся неограниченным доверием. Притом, что ему принадлежит немало собственных открытий, Александр Романович не уставал делать открытия в работах западных и отечественных учёных и знакомил своих коллег и друзей друг с другом. Один пример: А. Р. Лурия убедил Н. А. Бернштейна сделать английский перевод ряда своих работ и содействовать их изданию в Англии. Познакомившись с ними, Дж. Брунер написал в письме А. Р. Лурии, что Н. А. Бернштейн - человек на грани гениальности, и сожалел, что не познакомился с ним при его жизни .

Работы Александра Романовича Лурия заставляют нас вспомнить и об ответственности, и о свободе, и поэтому его творчество можно назвать совестью психологии .

В течение многих лет А. Р. Лурия вёл большую общественную работу. Он являлся членом редсовета и редколлегии журнала «Вопросы психологии» (со времени его основания) и членом редколлегии ряда зарубежных научных журналов. В течение ряда лет он был членом Исполкома Международного союза научной психологии, а затем его вице-президентом. Он многократно входил в состав партийного бюро факультета психологии МГУ.

А. Р. Лурия - участник многих международных и всесоюзных конгрессов, конференций, симпозиумов, где он неизменно с большим успехом выступал с докладами, лекциями. Александр Романович проводил интенсивную организационную работу. Он был активным членом Центрального совета Общества психологов СССР, участником всех его съездов .

Вместе с этим в жизненном и творческом пути великого учёного имеются факты и обстоятельства, которые нуждаются в дальнейшем и тщательном исследовании, к примеру: каковы истинные мотивы отказа подписать коллективное письмо советских учёных против А. Д. Сахарова (советского физика, академика АН СССР, одного из создателей первой советской водородной бомбы; впоследствии - общественного деятеля, диссидента и правозащитника, народного депутата СССР, автора проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, лауреата Нобелевской премии мира), почему в своё время А. Р. Лурия был более известен за рубежом, чем в своём Отечестве, почему его книга «The nature of human conflicts» (1932) в России была опубликована только через 70 лет, почему Александра Романовича обвиняли в лженаучной теории и расизме, почему существовала угроза ареста учёного, дан ли критический анализ сказкам, написанным учёным-романтиком, что интересного можно найти в дневниках выдающегося психолога, который он вёл с 13 лет и ряд других вопросов .

Александр Романович Лурия умер 14 августа 1977 года в Москве. На ранний период его творчества оказал большое влияние Л. С. Выготский, многие работы того времени написаны ими совместно.

Таким образом, оценивая значение научного творчества А. Р. Лурии, следует, безусловно, признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки - общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии и других. А. Р. Лурия совместно с Л. С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке общепсихологических фундаментальных концепций, на которых основана современная психология. В 1920-е годы, когда в отечественной официальной психологии господствовали субъективно-идеалистические представления о психике, он вместе с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими встал на путь борьбы за материалистическую, естественнонаучную психологию, за создание её непротиворечивых методологических и теоретических основ. В этом его основная заслуга перед психологической наукой .

Важной чертой творчества А. Р. Лурии является то, что, работая в различных отраслях психологии, он на разном материале изучал не столько частные, присущие данному направлению вопросы, сколько общепсихологические проблемы (закономерности формирования высших психических функций, их социальной и биологической детерминанты, опосредования знаками-символами, системного строения и мозговой организации и другие) . Во всех своих «прикладных» исследованиях, как при формировании замысла, так и при интерпретации полученных результатов, он опирался на систему общепсихологических знаний. И в этом его отличие от многих современных психологов-специалистов лишь в какой либо одной конкретной области психологии, не рассматривающих её как часть единой психологической науки .

Вне сомнения, А. Р. Лурия внёс существенный вклад в развитие различных направлений отечественной и мировой психологии, в частности, внёс значительный вклад в детскую и историческую психологию, а его методы диагностики и восстановления высших психических функций обеспечили ему признание, как в России, так и за рубежом. Нет сегодня в мире специалиста по исследованиям мозга, который не изучал бы его труды. Помимо этого, А. Р. Лурия внёс весомый вклад в решение множества психологических проблем. Безусловно, жизненный и творческий путь всемирно известного выдающегося отечественного психолога нуждается в дальнейшем и тщательном исследовании.

Выражение признательности

Литература

  1. Хомская Е. Д. А. Р. Лурия и психологическая наука // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23, № 4. - С. 39–48.
  2. Вклад А. Р. Лурии в развитие советской психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=603 .
  3. Лурия А. Р. О природе психологических функций и её изменчивости в свете генетического анализа // Вопросы психологии. - 2002. - № 4. - С. 4–18.
  4. Лурия А. Р. Этапы пройдённого пути. Научная автобиография. - М.: МГУ, 1982. - 184 с.
  5. Лурия Е. А. Мой отец А. Р. Лурия. - М.: Гнозис, 1994. - 222 с.
  6. Александр Романович Лурия [Электронный ресурс] // Детектор лжи (полиграф). - Режим доступа: http://www.detector24.ru/page2.php.
  7. Лурия Александр Романович [Электронный ресурс] // Юридическая психология в лицах. - Режим доступа: http://yurpsy.fatal.ru/files/lica/luriya.htm .
  8. Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом… - М.: Путь, 2001. - 323 с.
  9. Лурия, Александр Романович [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki .
  10. Лурия Александр Романович [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.medicinecatalog.ru/luriya-aleksandr-romanovich.
  11. Бейн Э. С., Власова Т. А., Левина Р. Е., Лубовский В. И. А. Р. Лурия и дефектология [Электронный ресурс] // Музей Института коррекционной педагогики РФ. - Режим доступа: .
  12. Хомская Е. Д. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия // Вопросы психологии. - 1983. - № 1. - С. 66–81.
  13. Асмолов А. Г. Мир А. Р. Лурия и культурно- историческая психология // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: Факультет психологии МГУ, 1998. - С. 5–7.
  14. Кузина И. Александр Романович Лурия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://exitt.narod.ru/luria.htm .
  15. Александр Романович Лурия: некролог // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 189–190.
  16. Фильм об Александре Романовиче Лурии [Электронный ресурс] / Реж. А. Садковой. - ТРК «Цивилизация», 2002. - Режим доступа:

Александр Лурия - известный отечественный психолог. Считается основоположником советской нейропсихологии. Тесно сотрудничал с советским психологом став одним из лидеров его круга. Имеет звание профессора, доктора педагогических и медицинских наук, с 1947 года являлся действительным членом Академии педагогических наук. Его относят к числу советских психологов, которые получили широкую известность благодаря своей выдающейся педагогической и научной работе.

Биография ученого

Александр Лурия родился в 1902 году, он появился на свет в Казани. Был старшим ребенком в еврейской семье интеллигентов. Его отец был известным врачом-терапевтом, который со временем стал профессором. У Романа Лурии была частная практика. Мать героя нашей статьи Евгений Хасина тоже была из медиков, работала зубным врачом.

В 1921 году Александр Лурия окончил Казанский университет, который в то время считался одним из самых престижных в стране после крупнейших столичных вузов. На этом он не остановился, поехал в Москву, где получил диплом Первого медицинского института в 1937 году.

Работа в университетах

Непосредственно педагогической и научной работой Александр Романович Лурия занимается с 1921 года. Он трудится на кафедрах университетов Казани, Харькова и Москвы. В 1922-м его принимают в Русское психоаналитическое сообщество. Его интерес к этой области знаний всячески поощряется коллегами, к тому же он предлагает зрелые идеи.

В 1931 году Александр Лурия становится во главе сектора психологии в харьковской психоневрологической академии. Фактически он становится первым специалистом, который начинает проводить глубокие психологические исследования в советской Украине.

Переезд в Москву

Окончательно в Москву Лурия перебирается в 1933 году. Здесь он работает в различных научно-исследовательских учреждениях, много преподает. Например, Лурия читает лекции в медико-биологическом институте, институте экспериментальной медицины, педагогическом дефектологическом институте.

До начала Великой Отечественной войны активно участвует в международном процессе, активно сближает всяческими путями достижения советских, американских, немецких исследователей в области гештальтпсихологии.

В 1940 году его приглашают в Нью-Йоркскую академию медицины читать свой цикл лекций. Но эти планы так и не были реализованы из-за начала Второй мировой войны.

Во время войны

Практически сразу после начала войны Лурию назначили руководить хирургическим эвакуационным госпиталем на 500 мест, который располагался в поселке Кисегач Челябинской области.

Во время войны Лурия со своими сотрудниками, всего их набралось около тридцати человек, начал проводить исследования и реабилитацию раненых с травмами головы, особенно успешной была признана трудотерапия.

Продолжая руководить госпиталем, в октябре 1944 года Лурия переезжает в Москву, только через год окончательно складывает с себя полномочия. За работу и исследования в годы Великой Отечественной войны герой нашей статьи был награжден орденом Красного Знамени.

Работа в институте Бурденко

В 1944 году Лурия становится сотрудником института нейрохирургии имени Бурденко. При этом не оставляет педагогическую деятельность. Он преподает в Московском государственном университете, в 1945 году получает звание профессора. Научной работой Лурия занимается около полувека, успев за это время внести неоценимый вклад в самые различные области психологии. В частности, его исследования затрагивали психофизиологию, психолингвистику, этнопсихологию и даже такую малоизученную на тот момент область, как детская психология.

Большой вклад Лурия внес в популяризацию исследований по психологии. Он основал и возглавил издание "Доклады АПН РСФСР", в котором могли публиковаться ученые, которые работали не только по психологическому, но и по гуманитарному направлениям. Его коллеги, оценивая работу Лурии, отмечали, что он очень много сделал для организации научных изданий, его журнал сыграл ключевую роль в развитии и росте советской психологической науки на протяжении нескольких послевоенных десятилетий.

Научная деятельность

В своей работе Лурия во многом следовал идеям Льва Выготского, разрабатывая историко-культурную концепцию развития психики человека, принимал непосредственное участие в создании теории деятельности.

Основываясь на этих исследованиях, он занимался развитием идеи системного строения высших психических функций, подчеркивая, что при жизни их характер реализуется в самых различных сферах деятельности. Также в интересы Лурии входили исследования взаимоотношений воспитания и наследственности в психическом развитии. Для этого он традиционно применял близнецовый метод, внеся существенные изменения в экспериментально-генетическое изучение развития несовершеннолетних.

Одно из достижений Лурии заключается в том, что ему удалось продемонстрировать, что соматические признаки в основном обусловлены нашей генетикой, а вот элементарные психические функции, такие как, например, зрительная память, в меньшей степени. По его теории, для формирования высших психических процессов определяющее значение имеют не гены, а окружающая среда и условия воспитания. Под высшими психическими процессами он в первую очередь понимал осмысленное восприятие и понятийное мышление.

Работа в области дефектологии

Несколько книг Александр Лурия посвятил этой области. Здесь он занимался изучением аномалий у детей, применяя объективные методы. Результатом этой работы стало изучение детей, имевших различные формы умственной отсталости, так удалось классифицировать эти заболевания, что имело важное значение и для медиков, и для педагогов.

Одно из главных достижений Александра Романовича Лурии в психологии - создание нового направления, которое он назвал нейропсихологией. В наши дни оно выделилось в специализированную отрасль психологии, получило признание во всем мире. Развивать нейропсихологию Лурия начал с исследования мозговых механизмов у людей, страдающих от локальных повреждений мозга. Например, в результате ранения. Большое количество рабочего материала для исследований он получил во время Великой Отечественной войны.

В результате им был разработан принципиально новый подход к проблеме определения высших психических функций. Он пришел к выводу, что их невозможно локализовать в узких зонах мозговой коры либо в отдельных клеточных группах, изолированных друг от друга. Вместо этого необходимо охватывать сложные системы зон, которые могут работать совместно, причем каждая из них вносит свой особый вклад в эти сложные психические процессы. При этом данные зоны могут располагаться в различных участках мозга, нередко далеко стоящих друг от друга. К таким выводам пришел Александр Романович Лурия в книге "Основы нейропсихологии". Ее до сих пор изучают в медицинских вузах.

Также Лурия сформулировал ключевые принципы локализации психических процессов, создав классификацию афазических расстройств. Описал формы нарушения речи, которые ранее никем не были изучены, исследовал лобные доли головного мозга, мозговые механизмы человеческой памяти.

Труды психолога

Лурия оставил после себя десятки исследований, монографий и книг, которыми до сих пор пользуются практикующие врачи и исследователи. Настоящую революцию в свое время произвела его книга "Высшие корковые функции человека". Александр Романович Лурия издал ее в 1962 году.

Его книги посвящены основам нейролингвистики, культурным различиям, природе человеческих конфликтов, историческому развитию познавательных процессов. "Лекции по общей психологии" Александра Лурии, изданные в 2007 году, студенты изучают и в наши дни.

В 1999 году режиссер Кристофер Дойл снял драму "Слова излишни". Она рассказывает про человека, обладающего феноменальной памятью, он не забывает ни одного слова, все, что слышит в жизни, может воспроизвести. Его зовут Асано.

Он едет в Гонконг, где знакомится с геем-алкоголиком Кевином, который оказывается его полной противоположностью. Из-за постоянных запоев он постоянно все забывает, в его памяти ничего не задерживается.

Сам режиссер признавался, что на эту картину его вдохновила "Маленькая книжка о большой памяти" Лурии, в которой он описывает жизнь своего реального пациента Соломона Шерешевского, обладавшего феноменальными психическими особенностями.

(1902-1977) - выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л.С. Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всего языком - как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Лурия А.Р. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии. Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания , памяти, мышления, произвольных движений и действий. Лурия А.Р. создал новые классификации нарушений речи (афазий), движений (апраксий), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию - описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга (см . Синдромы нейропсихологические , Памяти расстройства). Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций».

Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Л. переведены на многие языки.

Лурия Александр Романович сделал серьезный вклад в культурно-историческую психологию. Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в высших психических функциях с помощью экспериментального метода. Еще в 1920-1930 гг. Л.С. Выготский и Л. с группой сотрудников (А.В. Запорожцем, Л.И. Божович , Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой и др.) изучали знаковое опосредствование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредствования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии.

Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии. Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 1950-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных реакций и др.) и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Лурия А.Р. в «психологически ориентированную» физиологию. Автор оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов (эта методика успешно использовалась в функции детектора лжи). Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания , зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление - психофизиология локальных поражений головного мозга. Заслуги Л. перед отечественной и мировой наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии: общей, культурно-исторической, детской, специальной, криминальной психологии, психофизиологии, психосемантики, нейро- и психолингвистики. Л. - автор более 500 научных работ, заслужил огромный межд. научный авторитет. См . Метод семантического радикала , Харьковская школа . (Е.Д. Хомская)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1902–1977) - российский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Исследуя в 20-х гг. аффективные состояния человека (см . Аффект), разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими отечественными психологами, разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики.

Главные теоретические и экспериментальные исследования Л., посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, послужили основой формирования концептуального аппарата и феноменологической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики.