Местное самоуправление в правление ивана грозного. Иван iv и основные проводимые им реформы

Государство при Иване IV
Иван IV Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. В июне того же года грандиозный пожар спалил едва ли не всю Москву; восставшие горожане явились к царю в село Воробьеве с требованием покарать виновных. «Страх вошел в душу мою и трепет в кости мои», - писал позднее Иван. Между тем от царя многого ждали: годы его малолетства, особенно после смерти матери, Елены Глинской, прошли в тяжкой атмосфере вражды боярских группировок, заговорен и тайных убийств. Жизнь поставила перед ним сложные задачи. Процесс создания единого Российского государства в основном завершился. Необходимо было его централизовать - создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. Предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей России.

Первый период царствования Ивана IV - до конца 50-х гг. - прошел под знаком деятельности Избранной рады, кружка ближайших советников и единомышленников царя: костромского помещика А. Адашева, князя А. Курбского, митрополита Макария, протопопа Сильвестра, дьяка И. Висковатого и др. Направление преобразований определялось стремлением к централизации, а их дух - созывом в 1549 г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) - Земского собора. Собор 1549 г. историки называют «собором примирения»: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды. До конца 50-х гг. были осуществлены следующие реформы: принят новый Судебник (1550), призванный стать основой единой правовой системы в стране; отменены кормления (порядок, при котором бояре-наместники жили за счет средств, собираемых в их пользу с подвластных территорий); обрела стройность система государственного управления через приказы - центральные органы исполнительной власти (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.); было ограничено местничество (принцип занятия должностей по знатности происхождения); создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием; принято «Уложение о службе», укрепившее поместную дворянскую армию; изменен порядок налогообложения - установлена единица налогообложения («соха») и размер взимаемых с нее повинностей («тягло»), В 1551 г. церковный собор принял «Стоглав» - документ, регулировавший деятельность церкви и направленный на унификацию (установление единства) обрядов. Успех реформаторских усилий подкрепили внешнеполитические удачи. В 1552 г. было завоевано Казанское, а в 1556 г. - Астраханское ханство. В конце 50-х гг. признала свою зависимость Ногайская Орда. Существенный территориальный рост (почти в два раза), безопасность восточных границ, предпосылки для дальнейшего продвижения в Приуралье и Сибирь были важными достижениями Ивана IV и Избранной рады.

С конца 50-х гг., однако, отношение царя к планам своих советников и к ним лично изменилось. В 1560 г. охлаждение обрело форму вражды. О причинах можно только догадываться. Иван IV мечтал об истинном «самодержавстве», влияние и авторитет сподвижников, имевших и к тому же отстаивавших собственное мнение, его раздражали. Разногласия по вопросу о Ливонской войне стали последней каплей, переполнившей чашу: в 1558 г. была объявлена война Ливонскому ордену, владевшему прибалтийскими землями. Вначале все шло успешно, Орден распался, но его земли достались Литве, Польше и Швеции, с которыми России пришлось воевать до 1583 г. К середине 60-х гг. трудности начавшейся войны выявились со всей очевидностью, военная ситуация складывалась не в пользу России.
В 1565 г. Иван Грозный выехал из Москвы в Александровскую слободу, потребовал казни изменников и объявил об учреждении особого удела - опричнины (от слова «опричь» - вне, кроме). Так началась новая эпоха в истории его царствования - кровавая и жестокая. Страну разделили на опричнину и земщину, с собственными Боярскими думами, столицами, войском. Власть, притом бесконтрольная, осталась при этом в руках Ивана Грозного. Важная черта опричнины - террор, обрушившийся и на древние боярские роды (князь Владимир Старицкий), и на духовенство (митрополит Филипп, архимандрит Герман), и на дворян, и на города (погром в Новгороде зимой 1569-1570 гг., террор в Москве летом 1570 г.). Летом 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву: опричное войско, которое безумствовало в грабежах и разбое, проявило полную военную несостоятельность. На следующий год Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил употреблять это слово впредь.

О причинах опричнины историки давно и ожесточенно спорят. Одни склонны видеть в ней воплощение бредовых фантазий душевнобольного царя, другие, укоряя Ивана IV за употребление неверных средств, высоко оценивают опричнину как форму борьбы с боярами, выступавшими против централизации, третьи восторгаются и средствами, и целями опричного террора. Скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. «А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить», - писал он князю Курбскому, под холопами подразумевая подданных.

Последствия опричнины трагичны. Ливонская война, несмотря на отчаянные усилия царя, мужество воинов (например, во время обороны Пскова в 1581 г.), завершилась потерей всех завоеваний в Ливонии и Белоруссии (Ям-Запольское перемирие с Польшей 1582 г. и Плюсский мир со Швецией 1583 г.). Опричнина ослабила военную мощь России. Была разорена экономика страны, для удержания бежавших от насилия и невыносимых налогов крестьян были приняты законы о заповедных летах, отменявшие правило Юрьева дня и запрещавшие крестьянам менять своих хозяев. Смуту начала XVII в. считают отдаленным, но прямым следствием опричнины.

1.Социально-экономическое развитие К концу XVI века территория России увел. почти вдвое по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Осваивалась также южная окраина страны – Дикое поле. Были предприняты попытки выхода к Балтийскому побережью. Население России в конце XVI в. насчитывало 9 млн. человек. Основная его часть была сосредоточена на северо-западе (Новгород) и в центре страны (Москва).

2.Сельское хозяйство Боярская вотчина остав. господствующей формой феод. землевладения. Наиб. крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Расширялось особенно со второй половины XVI в. поместное землевладение.

3.Города и торговля В XVI в. продолжалось разв-е ремесленного произ-ва и товарно-денежных отн-й в русских городах. Специализация произ-ва, тесно связ. с наличием местного сырья, тогда носила еще исключ. ест.-географич. хар-р. Тульско - Серпуховской край, Новгород -Тихвинский районы специализир. на производстве металла, Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами произ-ва полотна и холста. По всей стране велось крупное по тем временам каменное строительство. В Москве появ. первые большие казенные предприятия – Оружейная палата, Пушечный двор, Суконный двор. Количественный рост мелкотоварного произ-ва не привел еще к перерастанию его в капиталистическое товарное произ-во, как это было в ряде передовых стран на Западе. Значит. роль в торговле наряду с купцами играли светские и духовные феодалы, особ. монастыри. Из центра и южных районов на север везли хлеб, из Поволжья – кожи, Поморье и Сибирь поставляли пушнину, рыбу, соль. Т.е. в России шел процесс укрепления феод. способа производства. 4. Внутренняя политика и реформы Ивана IV (1533-1584) После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически гос-вом управляла его мать, Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. Пост. велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук моск. митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и др. знаки царской власти. Отныне великий князь Моск. стал наз. царем. Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Сост. более 50-ти Земских соборов; последние Земские собирались в России в 80-е годы XVII века. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки пасада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял реш. сост. новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в. Еще до реформ упр-е отд. территориями стало поручаться отдельным боярам. Так появ. первые приказы – учреждения, ведавшие отраслями гос. упр-я или отд. регионами страны. В сер. XVI в. сущ. уже два десятка приказов. Военными делами руков. Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Оружейная палата (Арсенал). Иностр. делами управлял Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход и т.д. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный гос. чиновник. Приказы ведали упр-ем, сбором налогов и судом. Стала складываться единая система упр-я на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактич. правителями отд. земель. В их личное распоряжение поступ. все средства, собранные сверх необх. податей в казну, т.е. они “кормились” за счет упр-я землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах упр-е (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост. Т.о., в середине XVI в. сложился аппарат гос. власти в форме сословно-представительной монархии. 5. Военная реформа Ядро армии сост. дворянское ополчение. Под Москвой была посажена “избранная тысяча” – 1070 провинциальных дворян, кот. д.б. стать ее опорой. Впервые составл. “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война и являться на смотры “конно, людно и оружно”. В 1550 г. – создание пост. стрелецкого войска. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число кот. б. незначит. 6. Стоглавый собор В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший назв. Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие судебника 1550г. и реформы Ивана IV. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утв. образцам. Т.о., реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонац. гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального упр-я, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению.


Судебник 1550 г. исключал всякое применение обычного права и объявлял закон единственным источником права. Впервые был определен порядок издания и опубликования законов. В Судебнике конкретизирован порядок отправления правосудия, впервые установлена ответственность судей за вынесение неправильного решения. Ограничивалась судебная юрисдикция церкви: монастырской подсудности подлежали только нищие, которые питаются от церкви божьей. Усиливалась роль центральных судебных органов. Предусматривался территориальный характер суда "по приказам". Возрастало значение великокняжеского суда, усиливался контроль центральных судебных органов за нижестоящими органами. Теперь возвратившегося из любого плена холопа объявляли свободным. Судебник расширил права служилого дворянства, увеличил размер пожилого и ввел дополнительные пошлины, затрудняющие возможность переходов по правилу Юрьева дня. Насколько можно судить, размер пожилого в середине XVI в. зависел от количества лет, в течение которых крестьянин работал на земле. Если пользование наделом было наследственным или очень длительным, то расплачиваться с землевладельцем было просто невозможно. В этом случае крестьянин вынужден был или мириться с тяжелейшими условиями пользования наделом, или бежать. Судебник 1550 г. закрепил сословный принцип наказаний, расширил круг субъектов преступления (в него включены холопы). С царского Судебника в русском праве закрепилось карательное значение тюрьмы. Все более утверждались болезненные, в том числе членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение). Кроме устрашения эти виды наказаний выполняли функцию "обозначения" преступника

№ 12 . Внешняя политика Ивана IV: присоединение и освоение новых земель Удалось присоед. Казанское царство, начать освоение Сибири, с 1558 по 1583г. велась Ливонская война за влияние на Западных и Северо – Вост. землях сначала с Ливонским орденом, а позже, когда орден был расчленен между Литвой, Польшей и Швецией, с этими тремя государствами. Часть территории (на побережье Финского залива) Россия смогла отвоевать, выйти к Балтийскому морю Грозный не смог. Иван IV поддерживал акт. отношения с Данией, Турцией, Англией (активно велась торговля). В русской армии было очень много наемников; в опричнине очень много немцев.

В 1533 году, перед смертью, Василий III, завещал московский престол трёхлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими. Воспользовавшись малолетством государя, различные группы бояр начали борьбу за престол. Рос он беспризорным, в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия власть

В 1543 г. 13-летний Иоанн восстал на бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским, родственникам

Иоанна, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иоанне. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иоанн с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые у самодержавия.

Правление Елены Глинской за сына, после её смерти сменилось 10-летней смутой. Нестабильность подготовила крупный бунт населения Москвы в 1547, причиной которого послужил грандиозный пожар, когда за 6 часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне сгорели 25 тысяч дворов. Четыре тысячи людей погибли, другие остались без крова. Москвичи начали стихийное восстание против Глинских, обвинённых в пожаре, убили в Успенском соборе князя Глинского Ю.В., некоторых бояр. После проведения вечевого собрания горожане двинулись в Воробьёво, где укрылся царь, и предъявили требования о выдаче других мнимых виновников пожара. В ходе этого бунта, подавленного правительством, дома многих бояр были разграблены. Волнения начались и в других городах - в Пскове, Устюге.

Засилье боярской аристократии, отсталость России от Европы вызвали к жизни реформы Ивана IV. В борьбе против бояр царя поддержали дворяне. О подготовке реформ Иван IV объявил в декларации, сделанной им в 1549 на Красной площади в Москве. Он попросил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне всё будет иначе. Этот собор иногда называют "Собором примирения". Идеологом дворянства и реформ выступил талантливый публицист Пересветов Иван Семёнович (ему принадлежит фраза: Государство без грозы, что конь без узды, - так он заканчивал свои челобитные царю). Инструментом реформ стал совещательный орган при царе - Избранная рада.

Реформы Ивана IV:

Земская реформа - начат созыв Земских соборов Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе

В 1552 была составлена Дворцовая тетрадь - полный список членов Государева двора (около 4 тыс. человек). Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записывались по тем уездам ("городам"), где они владели землёй; из их числа выходили воеводы и головы, дипломаты и администраторы.

Реформа местного управления. Сокращено местничество. Отменена власть наместников, а их сведены только к надзору за деятельностью органов самоуправления. Повсеместно происходило создание выборных губных (дворяне) и земских (черносошные крестьяне) изб, кот которые ведали сбором податей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губные и земские старосты. Прекращены кормления. Вместо прежнего "кормленичного дохода", необходимо было платить "кормленичный откуп". Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно-представительной власти.

Новый "Судебник". Он был основан на Судебнике 1497, но расширен, лучше систематизирован, в нём учтена судебная практика.

Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

  • 1 Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
  • 2 Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - «приговор» - осуществляется для различных законов по-разному:

  • 1. Приговором одного царя.
  • 2. Приговором царя с боярами.
  • 3. Устным приказом царя («государевым словом»).

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в «приговорах» об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства

Иван Грозный В 1547 г. великому московскому князю исполнилось 17 лет. Это значит, что отныне власть должна была перейти в руки совершеннолетнего государя.В январе 1547 г. Иван Васильевич в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчался на царствоОтныне великий князь московский стал именоваться "царём" (цезарем) - титулом римских императоров.Титул царя возвышал Ивана IV над остальными Рюриковичами и означал переход всей полноты власти в руки молодого государя.

Реформы Избранной рады.

К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, князь А. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А. Курбский назвал эту "ближнюю думу" "Избранной радой". Во главе Рады стоял молодой дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы. В научной литературе они получили название "Реформы середины ХУI в.".

В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Один из близких царю людей - дворянин И.С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

Среди проведенных важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

Реформа центрального управления.

Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

Реформа местного управления.

Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице "земских старост", которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

волость - земский староста (из черносошного населения);

город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а "кормились" за счёт населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.

Огромная, многонациональная, очень сложная в управлении страна обрела власть, при которой она в качестве европейской державы жила ещё 400 лет. Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Огромную помощь монархии оказывала Русская православная церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

Военная реформа.

В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения страны постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

Дворянское ополчение - составило ядро армии. Под Москвой 1000 провинциальных дворян была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, "головы" - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено "Уложение о службе", которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из - за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые "по отечеству" (по наследству - бояре и дворяне) и по "прибору" (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

Стрелецкое войско - пехотинцы с огнестрельным оружием - составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли - "дачи". Из коллективной "дачи" каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского "казак" - удалец, вольный человек).

Иностранцы - стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.

Первое событие, с которого хочется начать данную тему, это – венчание Ивана IV царство в январе 1547 года, при достижения совершеннолетия. Ритуал венчания на царство разработал митрополит Макарий, он проводил обряд и из его рук Иван IV принял все знаки царской власти – шапку Мономаха, скипетр, державу, Барму. Обряд венчания проходил в Успенском соборе. С этого времени великий князь Московский стал называться царем. Таким образом, первым царем на Руси стал Иван IV Грозный. Этимология: царь – от лат. цезарь – наследственный монарх, государь.

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

На всем протяжении предыдущей истории, Боярская дума играла важную роль органа законодательной и совещательной власти при великом князе. При Иване IV Боярская дума также сохранялась, но Иван IV предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.

Появляется новый орган власти – Земский собор . Земские соборы решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо. Историки насчитали, что за всю историю Земские соборы собирались более 50 раз. Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ. Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам. Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов. Приказы – учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких Приказов.

Разрядный – руководил делами поместного войска;

Пушкарский – артиллерией;

Стрелецкий – стрельцами;

Оружейная палата – арсеналом;

Посольский приказ – управлял иностранными делами;

Приказ Большой приход – финансами;

Поместный приказ – государственными землями, которые раздавались дворянству;

Холопий приказ – холопами.

Отдельными территориями управляли следующие Приказы : Сибирский, Казанский.

Во главе каждого Приказа стоял дьяк или боярин, которые считались крупными государственными чиновниками. Приказы управляли, собирали налоги, судили.

Создание Приказной системы демонстрировало централизованное управление страной. Поскольку, число задач у государства росло, соответственно росло и количество Приказов. К началу 18 века их насчитывалось около 50.

Претерпело изменения и система управления на местах. Она стала единой. Важным моментом было упразднение в 1556 году системы кормления. Бояре-кормленщики, по сути, были представителями великого князя, «Государя Всея Руси», в провинциях, они собирали налоги с территорий, которые поступали в их личное распоряжение, и только часть которых они отправляли в государственную казну. Они были фактическим правителями этих земель, «кормились» за счет этих территорий, а размер подати с населения зависел от их неумеренных аппетитов. Теперь же кормление было отменено. Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.

Из представленной схемы, можно сделать вывод, что при Иване IV складывается государство, форму правления которого можно назвать сословно-представительной монархией . Во всех государствах, складывание сословно-представительной монархии, подчеркивало слабость царской власти, заключавшуюся в том, что монарх еще был вынужден считаться с мнениями представителей различных слоев населения. Сословно-представительная монархия – закономерный этап на пути складывания абсолютной монархии, процесс которой завершится в России при Петре I.