Анатомическое строение кошки. Сколько пальцев у кошки: норма и полидактилия

Раскрытие темы урока.

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

Откройте свои учебники на странице 20.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

Сколько мы видим? (Два) Почему?

Сколько ног у бабочки? (Шесть)

Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

Межпредметная связь с уроком математики:

Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)


Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

Дети работают по учебнику (с.21)

Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

А для шмеля?

Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок.

Животные гораздо умнее, чем мы думаем: они могут решать головоломки, учить слова и общаться друг с другом далеко не примитивными способами

Животные гораздо умнее, чем мы думаем: они могут решать головоломки, учить слова и общаться друг с другом далеко не примитивными способами.





1. Вороны умеют решать головоломки на уровне пятилетних детей

Оказывается, вороны обладают способностью решать задачи. Птицам показали цилиндры, заполненные водой, в которой плавало какое-либо лакомство. Вороны быстро смекнули, что для того, чтобы получить вкусняшку, необходимо поднять уровень воды, потому они бросали в цилиндр посторонние предметы.

Кроме того, птицы сообразили, что они быстрее заполучат лакомство из цилиндра, где уровень воды более высокий, а также, если они будут кидать в цилиндр тяжелые предметы, которые опустятся на дно, а не будут плавать на поверхности.

В более интересных случаях вороны даже ухитрялись согнуть кусок проволоки, чтобы выловить пищу из узкого цилиндра. В целом, исследователи пришли к выводу, что по части решения задач вороны находятся на одном уровне с детьми 5-7 лет.

2. Дельфины называют друг друга по именам, каждое из которых является уникальным



Дельфины – это очень разумные существа. В неволе их легко научить выполнять разные задания в обмен за угощение, а ещё они умеют шутки ради имитировать человеческое поведение.

В дикой природе дельфины, например, защищают свои мордочки морскими губками во время охоты на колючих рыб, а затем используют их иглы для извлечения угрей из расщелин.

У каждого дельфина есть свой личный характерный свист, который можно трактовать как его имя. Дельфин поплывёт в сторону того собрата, чей свист звучит родственно, и скорее всего проигнорирует дельфина, которого он не знает.

Когда самка теряет своего малыша, она будет издавать его свист, пока детёныш не найдётся.

3. Слоны могут взаимодействовать друг с другом, а также проявлять сочувствие



В течение многих лет учёные наблюдали за слонами и обнаружили, что они умеют кооперироваться и эффективно взаимодействовать. Родственные слоновьи семьи объединяются и путешествуют целыми кланами, общаясь с помощью низкочастотных звуков.

Время от времени они вытаптывают круги вокруг своих детёнышей, чтобы защитить их от хищников, или же проводят хорошо скоординированные акции по похищению слонят у конкурирующих кланов для демонстрации своего превосходства.

Кроме того, слоны умеют проявлять сочувствие. В целом животные не показывают особого интереса к своим мёртвым сородичам: они их могут обнюхать или же съесть. Слоны же, напротив, демонстрируют эмоции по отношению к слоновьим останкам, задерживаясь возле них и выражая признаки расстройства и взволнованности.

В одном эксперименте африканским слонам показали череп слона, буйвола и носорога. Слоны задержали внимание именно на черепе своего сородича. Наконец, исследователи смогли пронаблюдать то, как слоны утешают друг друга. Как правило, когда слон обеспокоен, он издаёт звуки и поднимает уши. Другие слоны из его клана подходят к нему, гладят его голову хоботами или кладут свои хоботы ему в рот.

4. Собаки могут выучить не одну сотню слов





Существует немало доказательств собачьего интеллекта, но один из самых ярких примеров – это колли по кличке Чейзер.

Психолог Джон Пилли обучил Чейзера узнавать названия 1022 различных игрушек. Когда Пилли называл конкретную игрушку, Чейзер в 95% случаев делал правильный выбор. Недавно Пилли обучил Чейзера глаголам в дополнение к уже известным ему существительным.

Теперь собака может выполнять приказы типа выбрать игрушку, ткнуть её носом или положить на неё лапу. Такой прогресс потребовал массу времени, но это всё-таки удивительное достижение собачьего интеллекта.

5. Шимпанзе феноменально разгадывают головоломки, связанные с памятью





Учитывая, что шимпанзе – это наши ближайшие родственники, их интеллект вполне объясним. Однако уровень их интеллекта (в некоторых сферах) вполне может посоперничать с человеческим. Шимпанзе по кличке Аюму, живущий в исследовательском институте в Киото (Япония), стал всемирно известным благодаря своей выдающейся зрительной памяти.

Ему показывают девять цифр на экране на доли секунды, а затем Аюму воспроизводит по памяти их местоположение. Причём шимпанзе способно обыграть в этой игре любого человека.

Ученые до сих пор не полностью понимают, как Аюму это удаётся, но они предполагают, что шимпанзе мгновенно оценивает количество, то есть смотрит на ряд объектов и запоминает их, а не последовательно пересчитывает.

6. Какаду способны взламывать замки



Какаду, как и вороны, умеют решать сложные головоломки для того, чтобы добыть лакомство. Причем головоломки могут быть действительно очень сложными: например, открыть ящик (в которой лежит орех кешью), предварительно вынув штифт, раскрутив и вытащив болтик, провернув колесо, и, наконец, откинув защелку.

Это занимает немало времени, поскольку у какаду нет пальцев. Одна птица решала эту задачу почти два часа, но добилась своего, доказав, что пернатые способны ставить цели и достигать их.

Другие птицы, участвующие в эксперименте, наблюдали за первым какаду и затем справлялись с задачей гораздо быстрее. Затем головоломка была изменена: пять шагов по открытию ящика были расположены в другом порядке. Но птицы справились и с этой задачей.

7. Осьминоги очень интеллектуальны, но ход их мыслей странен и непонятен для нас

Интеллект осьминога сложен для изучения по нескольким причинам: они существа водные, в неволе практически не выживают, большинство из них обитает глубоко в океане. Их среда проживания отличается от нашей, потому вполне понятно, что их интеллект направлен на решение и достижение совсем других целей.

У осьминога самый крупный мозг среди беспозвоночных животных, в его мозге нейронов больше, чем в мозге человека. Однако 60% этих нейронов расположены в щупальцах, то есть, можно сказать, что у осьминогов очень умные щупальца. Если щупальце отрезать, то оно может отползти, хватать пищу и поднимать её к тому месту, где должен был бы быть рот.

Кроме того, осьминоги – большие эстеты и, возможно, дальтоники. Они собирают камни определенного цвета, чтобы замаскировать свое логово, а многие виды умеют менять цвет, чтобы слиться с окружающей их средой. Существуют предположения, что осьминоги чувствуют цвет своей кожей и реагируют на него соответствующим образом.

Цели:

  1. Обобщить, повторить и проверить знания, полученные на уроках биологии.
  2. Расширить представление о животном мире.

Предварительная подготовка: Для каждого игрока приготовить карточки с цифрами от 1 до 6. Нарезать жетоны.

Ход игры: вкаждом туре на экран выносятся фотографии животных. Игрокам задаются вопросы, они выбирают из предложенных фотографий правильный ответ и поднимают карточку с правильным ответом. Ответы тут же проверяются. Игрокам даются жетоны, или баллы подсчитывает жюри. Ребенок, набравший большее количество жетонов является победителем. Можно взять 6 игроков и играть на выбывание в каждом туре, у кого меньше правильных ответов, тот выбывает.

1 тур “Животные разных континентов” (слайд 2)

На экране презентации животные: горилла, мышь, гиена, муравьед, лемур, тюлень. (Слайд 3)

1. Это животное можно встретить на всех континентах, за исключением разве Антарктиды. (Мышь)

2. Это животное избрало очень интересный способ добывания себе воды. Вначале оно опускает в воду лапу, ждет, когда шерсть пропитается водой, а затем высасывает из шерсти воду. (Горилла)

3.Это животное обитатель Южной Америки, спит по 15 часов в сутки, зубов не имеет. (Муравьед)

4. Этот зверь встречается лишь на острове Мадагаскар, неподалеку от Африки. (Лемур)

5. Животное – падальщик. (Гиена)

6. Эти животные обитают у нас в области и занесены в Красную книгу Архангельской области. (Тюлень)

7. Это животное является человеку близким родственником. (Горилла)

8. Зубы у этого зверька растут всю жизнь. (Мышь)

2 тур “Холоднокровные животные” (слайд 4)

На экране презентации животные: крокодил, лягушка – бык, анаконда, жаба – повитуха, кобра, гадюка. (Слайд 5)

1. Это животное издает очень громкие звуки. (Лягушка – бык)

2. Животное, которое является родственником динозавров. (Крокодил)

4. Эту змею можно встретить у нас в области. (Гадюка)

5. От яда этого животного человек гибнет через 15 минут, а слон – 3 часа. (Кобра)

6. Самец этого животного заботится о своем потомстве. Животное ядовито. (Жаба)

7. Из кожи этого животного мужчинам шьют сапоги, а женщинам сумочки. (Крокодил)

8. Яйца этого животного покрыты известковой чешуей. (Крокодил)

3 тур “Кошачьи” (слайд 6)

На экране: ягуар, ирбис, оцелот, тигр, сервал, леопард. (Слайд 7)

1. Это животное называют снежным барсом (Ирбис)

2. Это единственная кошка, которая не рычит (Ягуар)

3. Самый хищный из котов в мире. (Тигр)

4. Так называют марку машины. (Ягуар)

5. Может схватить летящую птицу на высоте 3 метра от земли, африканский хищник. (Сервал)

6. Самый маленький из этих кошек (Оцелот)

7. Модницы часто используют искусственный мех под окраску этой кошки. (Леопард)

8. 1998 год был годом этого животного. (Тигр)

4 тур “Вымершие животные” (слайд 8)

На экране: Стегозавр, ящер, додо, сумчатый волк, мамонт. (Слайд 9)

  1. Среди этих животных есть одно, которое до сих пор живет на земле. (Ящер)
  2. Это животное вынашивало своих детенышей в специальной кожистой сумке, расположенной на брюхе. (Волк)
  3. Это животное называется дронтом. (Додо)
  4. Большую часть дня эти животные проводят в глубоких норах. (Ящер)
  5. Это животное когда-то обитало у нас в области. (Мамонт)
  6. Этого животного многие опасались, оно могло постоять за себя. (Стегозавр)
  7. Это животное является вымершей рептилией. (Стегозавр)
  8. Последний представитель этого животного был встречен в 1940 году. (Волк)

5 тур “Птицы” (слайд 10)

На экране: стриж, сова, индюк, колибри, гагара, пересмешник. (Слайд 11)

2. Эта птица обитатель севера, ночной хищник. (Сова)

3. Эта птица не летает. (Индюк)

4. Древняя легенда гласит, что перекликающаяся в полете, стая этих птиц сопровождает души умерших. А еще куртки на её пуху самые теплые. (Гагара)

5. Эта птица умеет имитировать человеческий голос. (Пересмешник)

6. Эта птица питается нектаром цветов. (Колибри)

7. Эта птица никогда не садится на землю, иначе ей не взлететь. (Стриж)

8. Какую птицу издревле считали символом мудрости и познания (Сова)

6 тур “ Членистоногие” (слайд 12)

На экране: саранча, божья коровка, богомол, паук – волк, пчела, комар. (Слайд 13)

1. Основная пища этого насекомого – тля, а за свою жизнь оно съедает тысячи насекомых, тем самым приносит пользу человеку. (Божья коровка)

2. Это теплолюбивое насекомое постоянно ест, вся его жизнь проходит в ожидании очередной жертвы. (Богомол)

3. Общественные насекомые, живущие семьями. (Пчела)

4. Самки сосут кровь млекопитающих, а самцы – соки растений. (Комар)

5. Это насекомое наносит огромный вред сельскому хозяйству. Их изображали еще на фресках в древнем Египте 3000 лет назад. (Саранча)

6. Это животное отличается особой заботой о потомстве, самки вынашивают детенышей на брюхе, а детенышей бывает порой так много, что они покрывают все тело матери, оставляя открытыми лишь глаза. (Паук)

7. Это животное является хорошим источником белка, поэтому многие африканские племена используют его в пищу. (Саранча)

8. На задних ногах этого животного имеется “корзиночка”. (Пчела)

Литература: Вопросы и фотографии взяты из энциклопедии “В мире дикой природы” издательства “Ридер Дайджес”.

Откройте свои учебники на странице 20.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

Сколько мы видим? (Два) Почему?

Сколько ног у бабочки? (Шесть)

Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

Межпредметная связь с уроком математики:

Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи. Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

У подавляющего большинства кошек на лапах всего 18 пальцев – по пять на каждой передней лапе и по четыре на каждой задней. При этом пятые пальцы на передних лапах считаются рудиментарными. Они расположены выше остальных, поэтому служат кошке лишь для того, чтобы лучше карабкаться по вертикальным поверхностям.

Шестой палец у кошки

У некоторых котов встречается генетическая мутация, из-за которой они могут иметь по шесть и более пальцев на одной лапе. Как записано в Книге рекордов Гиннеса (англ.) , с 2002 года рекордсменом среди многопалых котов является канадский кот по кличке «Джейк», у которого насчитывается 28 пальцев (по 7 на каждой лапе). Обычно, если «лишних» пальцев немного, то они находятся на передних лапах и очень редко на задних.

Когда-то около 40% всех мейн-кунов рождалось многопалыми, поскольку местом их обитания были фермы северо-восточной части Америки, где зимой выпадало много снега, по которому удобнее было ходить на широких лапах с увеличенным количеством пальцев. В настоящее время многопалость встречается у животных всех пород с примерно одинаковой частотностью. Тем не менее, существуют регионы , где таких кошек рождается больше. Это, прежде всего, западное побережье Северной Америки, а также Англия с Уэльсом. В эти страны можно было добраться только на кораблях, которые всегда плавали с кошками, ловившими вездесущих мышей, портивших запасы продовольствия. Моряки считали многопалых маленьких хищников талисманами и ценили за то, что на борту деревянного судна те могли лучше выполнять свою работу, чем их «стандартные» собратья.

Лишние пальцы не причиняют животным никакого неудобства и не сказываются на здоровье. Однако существует редкое заболевание , называемое «радиальная гипоплазия». Оно проявляется тем, что лучевые кости передних лап кошки не развиваются, из-за чего она не может ходить. Одним из симптомов является наличие лишних пальцев.

У этой кошки хорошо виден отдельный шестой палец