Динамик с костной проводимостью схема. Определение воздушной и костной проводимости

Мы часто пишем про Aftrshokz - наушники с технологией костной проводимостью звука, которые привезли в Россию несколько лет назад, и в какой-то момент мы стали получать вопросы, а есть ли еще? Есть. И много. Порылись на китайских барохолках, посмотрели, кто из крупных игроков есть на этом рынке, и подготовили подборку о наушниках с технологией костной проводимости от Китая до Kickstarter"а. Под катом золотая 10-ка.

Без них никуда, так что извините, но:

Aftershokz Bluez 2

Одна из самых известных моделей таких наушников и образец для клонов из Китая. Компания Aftershokz занимается разработками с 2001 года, а первую серийную «бытовую» модель для пользователей запустила несколько лет назад.

Впервые именно они стали отождествлять «костная проводимость = спорт», хотя применяются они сильно шире: среди водителей, для работы в офисе, на прогулке вечером и т. п. И, конечно, в медицинских целях. В Россию Aftershokz привез коллектив нашего магазина.
Самой востребованной моделью остается их беспроводная версия: Bluez 2 .

Официальная рекомендованная стоимость Aftershokz Bluez2 определяется производителем, и на нашем сайте они стоят 6 700 рублей , или ок. $100, равно, как и в магазине Apple, например .

  • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
  • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
  • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
  • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
  • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
  • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
  • Диапазон связи: 10 м
  • Тип батареи: литий-ионная
  • Время работы: 6 часов
  • Режим ожидания: 10 дней
  • Время зарядки: 2 часа
  • Цвет: черный
  • Вес: 41 грамм

Damson headbones

Гарнитуры Damson сразу поделены на две категории для слабослышащих и спортивные . Переживут дождь и потливость, работают в радиусе до 10 - 15 метров от устройства, крепятся на скулах, имеют панель управления. Стоимость в официальном магазине - $149 .

  • Bluetooth - 3. 0 и выше
  • Батарея - 320 mAh
  • Поддержка голосового набора
  • Диапазон - 50 - 20 000 Гц

DigiCare

Компания известна своими «клонами» и аналогами, вот, например, коллекция фитнес-трекеров и умных часов .

Привычная конструкция, которая обеспечивает крепление наушников на скулах, доступна в разных цветах, но в отличие от Aftershokz, DigiCare и др. - эти наушники «складываемые».

Обещают:

  • Шумоподавление
  • Диапазон частот: 20-2000HZ
  • Чувствительность: 123±5Дб
  • Bluetooth от 3.0 и выше
  • Радиус действия 10 - 15 м
  • Время разговора - до 8-ми часов

Revolution of Digital Technology, сайт которых редиректит на Kscat.hk и не быстро грузится, предлагает несколько спортивных моделей наушников с технологией костной проводимости.

Модели позиционируются как спортивные, и обладают соответствующими характеристиками: прочные, влагозащищенные, с временем работы до 8-ми часов. Возможность отвечать на звонки и управлять громкостью без привлечения телефона - прилагаются.

Yjkgroup

Удивительный случай, когда компания-производитель ласт и резиновых перчаток, значится как изготовитель наушников при том, что на официальном сайте об этом информации нет.

Наушники, при описании которых просто не стали заморачиваться, а скопировали фото Aftershokz , все-таки слегка отличаются по дизайну:

  • Аккумулятор - 220 mAh (до 6-ти часов разговора)
  • Частоты - 20 ~ 20 кГц
  • Чувствительность - -40Дб±2Дб

Компания, известная на рынке специального оборудования для сотрудников охраны, как оказалось, тоже использует технологию костной проводимости для своих устройств. За 1 550 рублей можно купить такую гарнитуру:

Совместима она будет только с рациями Kenwood.

Motorola

Еще раз отвлекусь на гарнитуры для телефонов - Motorola HX-1. Ссылка на Amazon . Гарнитура с поддержкой технологии костной проводимости и обычной звукопередачей была представлена еще в 2009 году.

Еще несколько Noname-моделей из Китая

В качестве промежуточного вывода, стоит сказать, что большинство моделей явно или скрыто копируют по дизайну модели наушников Aftershokz, но тут есть и объективные причины. Дизайн наушников с технологией костной проводимости очень «замкнут»: чаще всего они должны иметь возможность крепиться на скулах, а это диктует и форму оголовья. Цвет в данном случае серьезным критерием выбора не является. На оголовье могут быть добавлены кнопки управления, громкости, включение/выключение музыки и прием вызова. Примеры дизайна:

С помощью данной технологии звук передается через твердые ткани черепа к внутреннему уху, минуя воздушную проводимость. Технология известна, если не издревле, то достаточно давно, и в истории самый известный пример - композитор Бетховен, который использовал эту технологию, когда стал терять слух. Эту историю мы коротко описывали, когда говорили о нарушениях слуха .

Наушники с костной проводимостью звука не закрывают уши и позволяют слышать внешний мир и музыку или разговор по телефону.

В настоящее время наушники с такой технологией востребованы среди спортсменов, так как это позволяет им контролировать все, что происходит вокруг, своевременно реагировать на сигналы автомобилей и общаться с близкими или слушать музыку. Также такие наушники могут быть применимы водителями или при работе в офисе.

И завершается моя история о звуке моей любимой мелодией. Nino Rota:

Хотя меня периодически охватывают настроения, свойственные романтически настроенным барышням (ну а кто не без греха?), эти наушники я выбирал, руководствуясь исключительно голосом разума. И дело здесь не в том, что особенность технологии обещает существенно продлить ресурс слухового аппарата.
Просто я не хотел скучать в дороге и на работе, и одновременно не мог позволить пропускать некоторые предупреждающие сигналы и обращения к себе любимому, что неизбежно с наушниками любой другой конструкции. И спустя пару недель использования, когда страсти улеглись, спешу рассказать о достижениях.
В двух словах: можно (нужно) брать. Но не меломанам. И не тем, кто (как я) слетает с катушек от наушников с зашейной дугой.

Как всем известно, наушники, работающие по принципу костной проводимости вместо прямой передачи акустического давления на органы слуха, прикладывают пропорциональные частоте и амплитуде звука вибрации к височной кости. И в результате будь то музыка, будь то речь достигают соответствующих отделов головного мозга.

Более подробно о процессе рассказать не смогу, поскольку я в этом гораздо меньший специалист, чем тот же Google. Но умозрительные выгоды таковы.

  • Во-первых, снижение того самого акустического давления преподносится как великое благо для и так испытывающего колоссальные нагрузки слухового аппарата.
  • Во-вторых, говорят, что благодаря костной проводимости кое-что слышать могут даже те, кто страдает от нарушений слуха.
  • Наконец, так как уши остаются открытыми, то повышается безопасность на улице, так как слышны окружающие звуки.
Сказанное выше, впрочем не всегда верно. Например, я не уверен, что вибрации излучателей, особенно заметные при высокой громкости, не наносят вреда. Доказательств у меня, понятно нет, да и не исследовал я этот вопрос. Однако в конечном итоге должна же быть реакция со стороны как минимум нервной системы. И, возможно, кровеносной.

К тому же, многие могут возразить, что для наилучшей передачи звука, ушки все же лучше закрыть берушами. Иначе шум снаружи заглушит все, что транслируют наушники. Это абсолютно верно, но лично я за открытые уши по указанным выше причинам (звуки на улице, коллеги).

Наконец, если уши открыты, то они слышат звуки, издаваемые наушниками. Как ни парадоксально, но акустическая утечка, и притом заметная, имеется. Но справедливости ради - даже на максимальной громкости она слишком мала, чтобы причинить какой-либо ущерб слуху.

Полистав eBay и Aliexpress я уяснил себе, что чаще всего наушники такого типа изготавливаются с проходящей за шеей дугой. Видимо, так проще всего размещать излучатели в правильном месте черепа. Однако встречаются и другие варианты. :

Основная роль наушников, кстати - слуховой аппарат. Но есть и 3,5-мм вход, так что можно и музыку слушать.

Этот вариант мне, кстати, очень понравился, чего не скажешь о цене. Да и одеваться в таком стиле я не умею, а иначе какая-то безвкусица получится.

Теперь, собственно, к Mix 8.

Комплект

В скромной коробке лежат заклеенные полиэтиленом наушники, кабель для зарядки (microUSB), беруши и инструкция. Скромность в данном случае обусловлена тем, что производитель и марка наушников указаны на наклейке, имеющейся на одном из торцов. Ну и на самих наушниках.

В общем, самый простой комплект, какой мы обычно ожидаем от типичных китайских наушников.

Внешний вид

Много глянцевого пластика, но не меньше и матового черного и серого. В целом отторжения не вызывает, и глянец ведет себе даже лучше, чем я думал.

Что касается формы, то наушники такого типа, с проходящей за шеей дугой, часто называют спортивными. Почему-то считается, что это идеальная конструкция для активных телодвижений. Впрочем, так как я не спортсмен, то не могу определенно высказаться по поводу указанного достоинства.

Наоборот, именно эта дуга доставляет мне огромное неудобство, поскольку обычно сделана так, что постоянно цепляется за ворот одежды, что приводит к сползанию наушников. Но в случае с Mix 8 неприятный эффект нивелируется двумя обстоятельствами:

  • Во-первых, дуга здесь относительно небольшая, поэтому обычно я не чувствую скованности в движениях.
  • Во-вторых, вместо привычных динамиков здесь их особая разновидность. В результате даже если задеть дугу, то наушники практически не соскальзывают, а если и немного сдвигаются, то это не так неприятно, как в случае с обычными.
Итак, с дугой разобрались: она есть и ее заушины оканчиваются излучателями, снабженными силиконовыми (как заявлено) вибропередающими накладками.

Кнопок - достаточное количество, как я люблю (точнее - четыре штуки). На правом наушнике - многофункциональная: она включает и выключает, позволяет отвечать на звонки и переводит наушники в режим сопряжения.

На левом похожая по форме кнопка включает музыку и ставит ее на паузу.

Плюс к тому по нижней стороне правой дуги есть еще пара кнопок для регулировки громкости и переключения треков. И это чистый восторг, потому что наконец-то все сделано, по-моему. Именно: короткое нажатие регулирует громкость, а длинное - меняет трек. Собственно, для меня это важно, потому что громкость я меняю чаще, чем музыку. И уж сколько было случаев с предыдущими наушниками, когда вместо громкости я ставил следующую песню, не дослушав прежнюю!

Несмотря на то, что наушники китайские, все кнопки работают удивительно приятно. То есть - не болтаются, не гремят, нажимаются четко, с мягким, скорее различимым тактильно, нежели слышимым щелчком. Что тому причиной - нормальная марка или более-менее приличная ценовая категория - понятия не имею.

Световая индикация традиционного оранжево-синего цвета, зато спрятана под тонированным пластиком, окружающим кнопки на изулчателях. И спрятана настолько удачно, что почти незаметна.

Завершает композицию прикрытый резиновой заглушкой разъем microUSB поблизости от кнопок.

С рулеткой

Эргономика

Несмотря на так набившую мне (и усердному читателю) оскомину, проходящая за шеей дуга не так уж плоха. Она достаточно жесткая, чтобы излучатели с достаточным усилием касались висков и одновременно достаточно эластичная и мягкая, чтобы это усилие не было чрезмерным.

Фактически, некоторый дискомфорт я начинаю ощущать только через два - два с половиной часа ношения наушников. Причем не от давления на виски, а от небольшого давления дуги на уши.

По-моему, здесь даже видно, где они давят (там, где почти прямой угол на дужке):

Кнопка увеличения громкости и правый наушник дополнительно отмечены небольшими выступающими точками. Для кнопки это, конечно, актуально, а для наушника - нет. Все равно Mix 8 надеваются только одним образом, и я бы хотел посмотреть на того, кто сделает это иначе.

При этом нажатия на кнопки управления звонками и воспроизведением не доставляют неприятных ощущений. Но вот регулировка громкости поначалу заставляет повозиться. Первые дни я все никак не мог нормально дотянуться до кнопок - слишком уж близко они к излучателю. А потом ничего, привык.

Звук

Говоря о звучании наушников нужно понимать, что сама конструкция не имеет ничего общего с высоким качеством. Это мое личное мнение, основанное на всяких там предрассудках и субъективных ощущениях.

Выбирая наилучший способ, чтобы описать то, что слышу, я остановился на таком сравнении: это похоже на портативную колонку среднего класса, претендующую на переход в следующую категорию.

Наушники не излишне гулкие, не излишне звонкие и не слишком глухие в средних частотах - если без берушей. Вообще, звучание мне представляется довольно сбалансированным (на средней громкости) и за счет этого не вызывает отторжения. Скорее наоборот, поначалу довольно любопытно ощущать то ритмичные удары (если высокая громкость и много ударных), то забавную щекотку от преобладающей в некоторых композициях низкочастотной составляющей (опять же, на повышенной громкости).

И надо понимать, что в данном случае «сбалансированность» не означает ровной, столь почитаемой аудиофилами нейтральной характеристики. У этих наушников звучание, разумеется, меняется в зависимости от варианта ношения (с берушами или без них), места (на улице или в тихом помещении) и громкости. В тихом помещении, ясное дело, деталей больше, где шумно - меньше. Когда громкость выше - больше низких, когда громкость ниже - меньше. Если задаться целью перегрузить до дребезга - это получится, но я с таким явлением за две с лишним недели не сталкивался, потому что максимальная громкость не особенно и нужна, а на средней перегрузки не будет.

Вообще, по характеру отрисовки низких, Mix 8 чем-то напоминают некогда имевшиеся у меня наушники Cosonic, которые якобы были оснащены вибромоторами, предназначенными сделать более впечатляющими игры и фильмы. Те тоже, бывало, подергивались на ушках.

Если выжать воду, то для тех, кто привык слушать поп в затычках стоимостью до, скажем, $15, особого криминала в звучании Mix 8, пожалуй, не будет. Не спорю: даже за указанную сумму можно приобрести приличные традиционные наушники, которые будут играть гораздо лучше. Можно. Но я, скорее, о типичных случаях, а не про исключения.

При этом, однако, очень хорошо заметна разница между ситуациями, когда уши открыты и когда закрыты теми же берушами. В первом варианте звук более плоский, во втором - гораздо более насыщенный и богатый низкими частотами, но более гулкий - очевидно, высокие частоты не очень-то по костям передаются. Опять же, если уши открыты, то при достаточном уровне громкости возникает акустическая утечка (проще говоря, снаружи слышно, что играет в наушниках), которая спектрально дополняет звук, передаваемый через кости черепа.

Что касается часто поминаемой громкости, то попытавшись выяснить количество ступеней, я остановился на 15-16. Дело в том, что наушники сигнализируют только о максимуме, поэтому за минимум я принимал позицию, в которой начинал хоть что-то слышать. На минимуме в тихой обстановке теоретически можно разобрать музыку, ну а максимум хотя и не оглушает, но в зависимости от жанра может «реально долбить» - т.е. излучатели буквально постукивают по вискам.

Одновременно на максимальной громкости музыку будут слышать и окружающие. В тихом помещении музыка хорошо различима на средней громкости, когда наушники просто висят на шее. Причем это не особенность конкретной модели: я прочитал несколько обзоров, и с десяток мнений на Amazon, посвященных разным моделям. И везде одно и то же: утечки звука наружу. Это, конечно, не всегда хорошо, но словами не передать, сколько я видел кадров, ничуть не смущающихся тем, что их (обычные) наушники гремят чуть не на весь вагон метро.

Итого, даже несмотря на то, что я предпочитаю не закрывать уши, выводить наушники на максимум практически не приходится: если вокруг настолько шумно, я предпочитаю вообще поставить музыку на паузу. Обычно же я довольствуюсь пятым-шестым уровнем, когда и слышно неплохо, и утечка наружу не такая уж заметная. Опять же, надо помнить, что громкость - вещь тоже субъективная, и в немалой степени зависит от источника.

Bluetooth

Если не принимать во внимание несущественные, в общем-то, особенности, о которых ниже, с точки зрения Bluetooth-устройств, это лучшие из моих наушников.

И прежде всего потому, что у них феноменальная по китайским меркам дальность уверенного соединения. Нет, серьезно: если вокруг не слишком много помех, то 10 метров для них - это вообще ни о чем. И, если верить моему глазомеру, 20 метров тоже не проблема. Причем на расстоянии 10-15 метров можно еще и головой крутить, как заблагорассудится - не влияет. По грубым прикидкам, только отойдя метров на 30, можно столкнуться с уверенным заиканием. Да и то, если удачно повернуться, наушники продолжат нормально работать.

Одновременно, если на телефон, скажем, удачно сесть, то в такой ситуации Mix 8 ведут себя точно так же, как и любые другие наушники - затыкаются. И точно так же пагубно большое количество помех: например, я точно знаю по крайней мере одно место, где наушники начинают заикаться, даже если телефон - в нагрудном кармане куртки.

Но, повторюсь, такого рабочего радиуса я еще не видел. И на всякий случай: сказанное справедливо для комбинации Digicare Mix 8 и телефона Nokia 5. Возможно, что в других вариантах будет по-другому.

Кроме того выяснилось, что и как гарнитура Mix 8 вполне себе ничего, если вокруг не слишком шумно. По крайней мере - по словам собеседников. На это я, кстати, совершенно не рассчитывал, но приятно удивлен. И, разумеется, если вокруг шумно (например, в торговом центре), то собеседник вполне резонно попросит переключиться на телефон.

Особенности

Вообще, я заметил, что почти каждая пара Bluetooth-наушников и телефона ведет себя по-разному. В идеале громкость регулируется синхронно и есть вызов голосового помощника.

Но в случае с тандемом Nokia 5 и Mix 8 получается следующее. При воспроизведении музыки громкость регулируется раздельно в телефоне и наушниках. Однако во время разговора громкость регулируется синхронно.

Также заметил, что часто после того, как музыка поставлена на паузу, ее не включишь снова кнопкой воспроизведения. Сначала приходится коротко нажать многофункциональную кнопку, и лишь затем - воспроизведение.

Автономность

В наушниках заявлен аккумулятор емкостью 250 мАч. Не слишком много, но по факту я не испытываю особого дискомфорта от зарядки раз в пару дней - именно на столько мне обычно хватает заряда. При воспроизведении музыки на условно средней громкости аккумулятора достаточно на 6 - 6,5 часов.

При зарядке через типичный народный USB-тестер Mix 8 принимают в себя что-то около 170 мАч за час с четвертью. Понимаю, как это выглядит (даже если брать соотношения вроде 5*170 и 3,7*250), но могло бы быть и хуже.

Что приятно, наушники не докучают сообщениями о разряжающемся аккумуляторе. Просто играют сколько могут, потом говорят «Power off» и выключаются. Говорите что хотите, но по мне это идеальное поведение.

Сюрприз

Пока я крутил в руках наушники, думая чем-бы таким удивить искушенного читателя, обнаружил, что мысль моя обратилась к удивительно бесславно исчезнувшим виброколонкам. Помните, одно время на волне популярности (по крайней мере в медиа) были такие небольшие колонки, которые жалобно пищали в руках, но начинали басовито играть, будучи прилепленными к подходящей поверхности - стеклу, столу, шкафу, двери кабинета начальника?

И чем, собственно, - говорил я себе, прилаживая наушники к подвернувшейся под руку полке стеллажа, - Mix 8 отличается от такой колонки?
Да ничем!, - ответил себе же, включив музыку погромче.

Нет, правда: если очень нужно, то в тихом помещении наушники, удачно на что-нибудь надетые или не менее удачно прислоненные вполне способны заменить небольшую колонку. Неплохо, если хочется их снять, а без музыки сидеть никакого желания (особенно, когда в телефоне динамик так себе).

Резюме

Знаете, первую неделю я эти наушники вообще не хотел снимать, даже несмотря на то, что звучание, как упоминал, далеко от эталонного. Очень уж забавная штука. И полностью оправдавшая ожидания: я действительно слушаю музыку на улице и на работе, не боясь, что упущу что-то важное снаружи.

На вторую-третью неделю восторги немного прошли, и я уже начинаю думать, что, возможно, стоит комбинировать Mix 8 с более качественными наушниками, чтобы уже с удовольствием слушать любимые треки. Но пока до этого дело не дошло: уж больно все-таки удобно и слышать и слушать одновременно.

  • Теоретически меньше вредят слуху
  • Если использовать без берушей, то не мешают слышать звуки извне (при умеренной громкости)
  • Качественное исполнение
  • Феноменальный (для Китая) Bluetooth
  • Неплохая автономность
Минусы:
  • Среднее качество звука
  • Утечки звука на высокой громкости
  • Не подходят для прослушивания в шумном месте без берушей
Хотя, если задуматься, то это даже не минусы, а особенности конструкции. С некоторой натяжкой к недостаткам могу отнести раздельную регулировку громкости и среднюю автономность.

Купил бы я эти наушники, если бы мне предварительно дали ими попользоваться те же пару недель? Да. Ни малейших сожалений о покупке.

Ps. Для желающих еще раз обсудить особенности механического воздействия медведей на мой слуховой аппарат еще раз сообщаю, что наушники абсолютно не подходят для тех, кто привык к описанию звучания в терминах вроде «кристальной чистоты», «невероятной широты сцена», «великолепная детализация».

Это, скорее про то, как потратив 33 бакса получить приемлемое фоновое звуковое сопровождение с некоторыми плюшками.

Обзоры аналогов здесь же:

Планирую купить +43 Добавить в избранное Обзор понравился +60 +116

Технология костной проводимости позволяет доставлять аудио сигналы, минуя традиционный канал, через кости черепа напрямую к внутреннему уху.

Технология далеко не нова, но адекватное (немедицинское) применение получила совсем недавно, в основном в виде , ориентированных на занятия активными видами спорта, а также (в ряде случаев) для людей с некоторыми нарушениями слуха.

Скорее всего, со способами передачи звука знакомы многие из нас:

Воздушная проводимость звука

Костная проводимость звука

Для абсолютно здорового человека доступны «обе версии», но в ряде случаев одна из них может стать единственной возможностью слышать. Если говорить о медицинском назначении приборов с костной проводимостью, то они адресованы пациентам с так называемой кондуктивной тугоухостью, при которой поражены структуры внешнего уха и среднего. Либо, например, людям с таким заболеванием, как микротия — отсутствие ушных раковин.

Случаев кондуктивной тугоухости по сравнению с нейросенсорной (поражение структур внутреннего уха) примерно 30 процентов против 70-ти, что отчасти обусловлено и развитием плода в утробе. Внутреннее ухо начинает развиваться у зародыша на четвертой неделе беременности и почти неделю беззащитно, так что подавляющее большинство случае глухоты врожденной связано с повреждением внутреннего уха, а не внешнего.

При костной проводимости звука звуковые волны декодируются и трансформируются в вибрации, которые отправляются в обход внешнего уха к внутреннему, вызывая колебания улитки.

Самым громким историческим примером использования возможностей данной технологии является творчества Бетховена, который последние годы жизни мог воспринимать музыку исключительно прикладывая к костям черепа разные проводящие устройства.


Слуховые приборы Бетховена

Костная проводимость не сразу появилась на потребительском рынке, и вначале на нее смотрели исключительно как на медицинскую необходимость. Появились некоторые образцы слуховых аппаратов, самыми известными из которых долгое время были BAHA. Особенность их, правда, в том, что они — имплантируемые.

В середине 20 века ученые-стоматологи обнаружили, что регенерация кости лучше всего происходит вокруг титана, и с того момента титановые импланты стали применять и в стоматологии, и, в частности, в костных слуховых аппаратах. Вкратце, процесс вживления представлял собою растянутую на полгода многоэтапную процедуру с «врезанием» титанового штифта в череп, а затем закрепления еще двух элементов.


Несколько слов о безопасности

Так как до недавнего времени технология костной проводимости не воспринималась в отрыве от медицины, то по пришествии на потребительский рынок она была воспринята как нечто «опасное». Специфика передачи звука колебаниями воплощается в слабой вибрации, которая поначалу заметна, в связи с чем возникают вопросы, насколько это может быть опасно для мозга?

На самом деле прослушивание музыки костью безопаснее, нежели традиционным методом. Наши барабанные перепонки гораздо чувствительнее наших костей, и любое воздействие на них — ухудшает со временем слух. Прослушивание же музыки в наушниках традиционных еще сильнее приближает неотвратимое-возрастное.

При использовании наушников или гарнитур с ушные раковины остаются открытыми, и звук идет в обход, через кость, сразу к уху внутреннему. Если бы это было так критически опасно, то скорее всего еще в раннем детстве нам бы «разнесло головы» мощью собственного же детского плача: да, звуки нашего голоса мы воспринимаем костью. Закройте уши, скажите пару фраз, слышите себя? Это, кстати, объясняет разницу в восприятии, когда мы слышим себя на записи.

Применение

На потребительский рынок технология пришла не сразу, проделав путь по самым разным нишам. Костная проводимость звука была широко востребована в армии и в дальнейшем — охранной отрасли, когда необходимо было, например, контролировать происходящее вокруг, параллельно получая команды.

Затем, разумеется, медицина и здравоохранение, где возможности костной проводимости стали для некоторых пациентов единственным шансом слышать звуки.

Разные виды спорта, в том числе, на воде и под водой, куда, кстати, одними из первых принесли эту технологию инженеры Casio. Понятное дело, когда ты погружаешься с аквалангом, тебе необходимо поддерживать связь с внешним миром хотя бы по соображениям безопасности.

И сегодня — это также с одной стороны спорт и спортивные «хобби», особенно, велопрогулки, пробежки. А также, например, использование гарнитур костной проводимости за рулем, что позволяет комфортно общаться по телефону и следить за дорогой.

сегодня наушники с костной проводимостью называют, безопасными для спортсменов, особенно для велосипедистов: наушники не закрывают уши, и поэтому человек может слышать окружающие звуки, сигналы автомобилей и т. п.

Это подкрепляется международными статистиками о количествах ДТП с участием велотранспорта. В частности:

За 2013й год в Великобритании произошло 19 438 ДТП с участием велосипеда;

В США за 2012й год погибло свыше 700 велосипедистов;

В этом плане, выход на рынок потребительской электроники устройств воспроизведения звука с помощью костной проводимости явился настоящим прорывом в безопасноти занятий активными видами спорта, ведь смещение наушников выше ушей и увеличение громкости не давали такого восприятия, и плюс ко всему, в наушниках есть микрофон, так что многие просто используют их как средство связи.


Необходимо отметить и момент небольшого неудобства, или привычки. Судя по отзывам, многие указывают, что определенная вибрация, которая логична для устройств костной проводимости, многим не давала покоя какое-то время, но к этому очень быстро привыкали.

Как итог, отметим еще раз, что основное визуальное отличие потребительских гарнитур с технологией костной передачи звука заключается в том, что они не закрывают ушные раковины, позволяя тем самым слышать то, что происходит во внешнем мире, при этом беспрепятственно общаясь по телефону или прослушивая музыку.

Всем привет! Сегодня я хотел бы подробно рассказать о простой, но до сих пор для некоторых «удивительной» особенности нашего слуха и показать ввозимую нами продукцию. Речь пойдёт о костной проводимости звука.

В закладки

Два способа слышать

Говоря совсем примитивно, у человека «несколько ушей»: внутреннее, среднее и наружное. Они делятся визуально на «торчит» и «не торчит». Один из привычных способов воспринимать звук для нас - по воздуху, но есть и другие способы.

Звук способен распространяться в твёрдых телах: когда вы слышите соседей за стеной, это не значит, что дом строили кое-как, это значит, что бетон -неплохой проводник звука. Иными словами, мы можем получать звук, отправленный непосредственно к внутреннему уху, минуя воздушную проводимость. Это называется костная проводимость.

Бетховен

Считается, что самым ярким примером применения такой технологии, исторически значимым, было творчество композитора Людвига Бетховена. Если верить викиавторам, пишущим на английском, то толком неясно, чем именно Бетховен болел. Однако экспонаты в его музее намекают на то, что часть произведений «глухим» композитором была написана «через кость».

Экспонаты в музее Бетховена

Бетховен прикладывал к височной кости подобные трубки или закусывал их зубами, чтобы слышать звуки фортепиано. Достоверно утверждать, какую роль в усиление слуха сыграла именно костная проводимость, сложно, но без неё точно не обошлось.

Медики

Медицина довольно быстро открыла этот способ и на долгие годы присвоила его себе. При определённых нарушениях слуха, кондуктивной тугоухости, двусторонней артезии наружного прохода, микротии и некоторых других индивидуальных особенностях такой способ слышать, через кость, остаётся единственным.

Мальчик с микротией в наушниках Aftershokz

Долгое время проблемой оставалось то, что медицинские устройства с пассивной костной проводимостью как бы «не дотягивали» по качеству передачи звука.

Под пассивной костной проводимостью понимается «чрескожная» стимуляция, которая не требует хирургического вмешательства. Под активной - «транскожная», которая невозможна без операции. Несмотря на позитивную статистику операций, риски всё-таки были.

Имплантируемый аппарат с костной проводимостью

Операция по вживлению слуховых аппаратов с костной проводимостью проходила в несколько этапов: сперва вживлялся титановый штифт (титан в кости - открытие стоматологов, лучшая «приживаемость»). Затем какое-то время наблюдалась динамика (от месяца до полугода), потом интегрировался процессор и приёмник. Долго, дорого и относительно безопасно. Детям не рекомендуется!

Лишь в последнее десятилетия разработки в области пассивной костной проводимости позволили сделать ряд практичных, в том числе непосредственно детских слуховых устройств (ADHEAR, Oticon), которые по качеству и надёжности не уступают имплантам.

Зачем это читать, если нет проблем со слухом?

Зелёный свет на потребительском рынке для костной проводимости загорелся после представления Google Glass.

Динамик с костной проводимостью в дужке

Динамик на базе данной технологии был интегрирован в дужку очков, и многие подумали, а почему бы и нет, а как ещё? Тогда же наметились и первые лидеры: на рынке потребительских гарнитур с костной проводимостью - это компания Aftershokz, которая присутствует на отечественном рынке уже несколько лет нашими усилиями.

В первую очередь - это спортивные наушники. Основной тезис, с которым разработчики обратились к людям: костная проводимость - это способ повысить собственную безопасность во время тренировок. Фокус был направлен на велосипедистов и бегунов.

Главное преимущество таких гарнитур - они не закрывают уши, и пользователь слышит всё, что происходит вокруг, может реагировать на сигналы автомобиля, но при этом иметь музыку «на фоне» или ответить на звонок.

В дальнейшем из сугубо спортивной ниши, компания двинулась в сторону туризма, экстремального туризма, где может быть необходимость держать уши открытыми, оставаясь на связи с друзьями, коллегами, но при этом есть потребность в гарнитуре.

Что-то еще?

Везде, где нет задачи получать в конкретный момент эстетического наслаждения от музыки, использование таких гарнитур - большой плюс. Так слушать музыку безопаснее для слуха. Есть точка зрения, озвученная в учебнике «Компьютер для людей с ограниченными возможностями», что такие наушники создавались для людей, «зависимых» от музыки, чтобы глубокий бас не наносил ущерба слуху. Всё-таки наши кости куда более прочные, чем барабанные перепонки.

В городе, во время прогулок, - пожалуйста. За рулем автомобиля в качестве гарнитуры тоже можно. Просмотр сериалов, фильмов - отличное решение. Особенно для молодых родителей, которым важно не прослушать ребенка, который спит в соседней комнате. Можно послушать аудиокниги.

Также гарнитуры с костной проводимостью звука приживутся в офисе в качестве рабочего инструмента: удобно общаться по рабочим вопросам и оставаться на связи с коллегами, чтобы не прослушать позывной на обед.

Так как звук идёт не по воздуху, такую технологию "переложили" для дайверов для того, что загерметизировать костную проводимость. Используется она и в армии, где важно контролировать обстановку и принимать приказы.

Китч

Мимо не прошли юмористы от гаджетов: буквально недавно, на минувшей IFA несколько спорных проектов.

Sgnl

Браслет для часов с костной проводимостью звука, который позволит общаться по телефону с помощью пальца. Проще говоря, технологии превратит ваш палец в динамик.

ORII

Аналогичного назначения смарт-кольцо с интегрированным передатчиком на базе костной проводимости.

ZEROi

Бейсболка с полей краудфандинга, которая передаёт музыку через кости к внутреннему уху.

И целый ряд других «инновационных технологий», которые доказывают, что костная проводимость и полезный способ, и забавная особенность нашего организма.

Музыку через палец (даже через локоть) действительно слушать можно: наши кости хороший проводник, поэтому всё зависит только от мощности сигнала. Например, мощности Aftershokz хватает действительно до локтя. Вы просто прислоняете динамики к кости и через палец слушаете любимые треки. Ну а чем ближе, тем лучше звук.

Как это работает

На самом деле, всё просто. В основе гарнитур и других устройств с костной проводимостью звука лежит пьезодинамик, на него подается переменный ток в такт сигналу, и это вызывает колебания, что для нас - звук.

Самые примитивные пьезодинамики выглядят примерно так:

Наушник с костной проводимостью можно сделать за 10 минут, обладая такой пластинкой и свободным временем, Качество будет ниже среднего, но это же эксперимент.

У пьезоизлучателей есть ряд особенностей, которые тиражируются, судя по всему теми, кто редко пользовался наушниками. У них плохой звук, нет басов, плохая изоляция и так далее. Поэтому пришло время для мифов и фактов.

Мифы и факты о костной проводимости звука

Начнём со звука. Он действительно другой. Сравнивать с привычными наушниками - дело неблагодарное, так как он не хуже, не лучше - это просто другой способ передачи и восприятия.

Вероятно те, кто стремятся сравнивать звук, параллельно сравнивают и бумажные книги с электронными, и цифровые часы с аналоговыми, и всё остальное на общих основаниях. Звук в костях «затухает» быстрее, чем в воздухе, поэтому до слуха не всегда доходят низкие частоты, которые, к тому же, воспроизводят далеко не все пьезодинамики. Это правда.

Утверждение, что наушники на базе костной проводимости «не могут в басы» - это миф.

Мнение, что у всех наушников с костной проводимостью проблемы с утечкой звука - это не совсем правда. У всех наушников открытого типа такая проблема, если говорить справедливо. Утверждение, что все окружающие будут слышать, что у меня звучит - это миф.

Заявление, что такой способ небезопасен и «раздробит» кости черепа - это миф. Костная проводимость: безопасный способ восприятия звука, просто не самый привычный, на высоких громкостях ощутимы колебания (вибрация), однако сама по себе технология не опасна для человека.

Басы, утечка и Aftershokz

В отличие от большинства гарнитур на базе костной проводимости, даже внутри линейки, Trekz - лучшие по звуку. Они покрывают почти весь слышимый человеком диапазон.

Воспользовавшись «бытовыми» тестами наушников в сети, например, на YouTube , можно убедиться, что гарнитура начинает звучать между 30-35 Гц и затихает примерно на 17000. С басом в костной проводимости всё несколько сложнее: это не возможность услышать бас, а возможность его почувствовать. Глубокий бас будет отдаваться «ударами», вибрацией, и эта идея, кстати, не баг, а фича.

Ровно для того, чтобы дать возможность пользователю ощутить как бы присутствие на концерте, был создан, например, рюкзак SubPac, достаточно известный и дорогой проект.

Про утечку звука также есть что возразить. Потребительские тесты показывают, что звук неразличим для посторонних при комфортной громкости для слушателя - около половины. Например, в пригородной электричке сосед напротив не слышит то, что звучит в наушниках или не различает. Но так не везде. Даже Aftershokz шли к этому несколько лет. Сравните, как раздаёт звук первая беспроводная версия:

Первая версия беспроводных

И как звучит вторая:

Версия Aftershokz Bluez 2S с технологией LeakSlayer

В гарнитурах здорово резонировал корпус, и он был хорошо слышен окружающим. Однако позднее появилась технология LeakSlayer, которая также присутствует и в Trekz Titanium. Она заключается в том, что из специальных отверстий по бокам динамика идёт противофаза, образуя, формально «ноль звука».

Эти обратные колебания и гасят звук, который выдавал корпус раньше.

Компенсирует ли это утечку звука - безусловно. И эта находка до сих пор доступна не всем. Например, многие недорогие китайские гарнитуры по-прежнему этой особенностью не обладают. KsCat , к примеру, сегодня делает то, что Aftershokz делал несколько лет назад.

Решило ли это проблему утечки звука - нет. Наушники по-прежнему остаются наушниками открытого типа, но если сравнить их по этому параметру с другими устройствами, например, такими:

То утечка звука будет примерно на одном уровне. Некоторые пользователи формулируют претензию ещё более странно: мол, лежат на столе и всё слышать. Насколько целесообразно оценивать утечку не надетых наушников, - вопрос спорный, но тем не менее:

Другие беспроводные наушники

Модель Trekz Titanium остаётся флагманом по звуку и характеристикам изоляции, плюс первопроходцем внутри линейки в области проектирования корпуса - он гибкий и надёжный, практически неубиваемый.

Вы можете буквально завязать его в узел, но они вернутся в исходную форму. Модель имеет простое управление с вынесенными на корпус кнопкам и высокую автономию (до 7 часов непрерывного звука).

Гарнитуры давно успешно зарекомендовали себя в различных областях, оставаясь в первую очередь спортивными наушниками, которым доверяют и любители, и профессионалы. Одно время линейка была даже представлена в фирменных магазинах Apple, но это время давно миновало.

Написать

Опыт использования необычных беспроводных Aftershokz Trekz Titanium, заточенных под спорт и прочую активность.

Это самые безопасные наушники в мире. Почему? Да потому что их не нужно втыкать в уши , чтобы слушать музыку.

Aftershokz Trekz Titanium передают звук через лицевые кости прямо к внутреннему уху. Таким образом и музыку слышно неожиданно хорошо, и уши открыты – слышно всё, что происходит вокруг. Очень необычные ощущения.

Наушники не для ушей

Тот факт, что человеческие кости являются хорошим проводником звуковых волн было известно достаточно давно; эта особенность организма уже несколько веков является альтернативой восприятия звука, если у человека имеются проблемы с обычным слухом.

Яркий пример – великий композитор Бетховен, который страдал глухотой и мог воспринимать музыку исключительно прикладывая к голове разные устройства, которые превращали звуковые волны в вибрации.

До недавнего времени технология передачи звука с помощью черепных костей использовалась только в медицинских целях: с помощью специальных приборов пациенты с деформированным слухом могли воспринимать звуки и мелодии не хуже здоровых людей.

Из медицины эта технология перекочевала и в потребительскую сферу – компания Aftershokz просто порвала краундфандинговую площадку Indiegogo, за один день собрав необходимую сумму на производство своих наушников с технологией передачи звука через лицевые кости.

Пользователей привлёк дизайн – эти наушники не боятся пота, влаги и грязи. В составе этих наушников есть титан – скорее небо упадёт на землю, чем ты сломаешь этот аксессуар.

Ты можешь слушать музыку, говорить через них по телефону и даже общаться с голосовым помощником – но в то же время ты слышишь всё, что происходит вокруг тебя. И уши не устают (как у меня после любых «затычек» ), потому что наушники не втыкаются в уши, а прижимаются к черепу рядом с ушами.

Я взял Aftershokz Trekz Titanium в недавнее путешествие в Нью-Йорк и провёл в них большую часть времени (точнее, 6 часов из 10 ) на борту самолёта. Могу с уверенностью сказать, что даже после нескольких часов нет совершенно никакого дискомфорта: такой уровень удобства действительно могут повторить далеко не каждые наушники.

Звук

Восприятие звука через кости немного другое, нежели традиционное, через уши. Поначалу ощущается некая вибрация, но буквально через несколько минут привыкаешь к ней и перестаёшь замечать.

Качество звука, прошедшего через кости, слегка теряет изначальную чёткость и становится более усреднённым, из-за эффекта «рассеивания». Поэтому я не ждал чего-то сверхъестественного, а про басы даже и не смел мечтать. Будет играть что-нибудь, да и ладно, думал я.

Однако, подключив их к iPhone, был приятно удивлён.

Первым делом включил специально скачанный новый Live-альбом великолепного Gary Clark Jr. и при первых звуках бас-гитары натурально потерял челюсть. Уж слишком качественно и глубоко всё звучит.

Aftershokz Trekz titanium звучат ничуть не хуже тех же Power Beats 2 , и уж точно намного лучше многих спортивных наушников. Проверено.

Создатели запихали в маленький корпус Aftershokz Trekz кучу разных технологий с внушительными названиями: например, за качество звука и отличные басы отвечает технология PremiumPitch, которая предотвращает рассеивание звука и «прокачивает» низкие частоты.

Дослушав Кларка Младшего и подобрав челюсть, пробежался по другим жанрам – фанк, рок, металл; всё звучит очень хорошо, только рок всё-таки воспринимается чуть плосковато, хотя всё равно лучше, чем в EarPods, определённо.

Необычно удобно

Aftershokz Trekz – необычные беспроводные наушники. В мире портативного звука это одна из немногих новинок за последние месяцы, которая меня реально удивила и порадовала как качеством материалов (титановый каркас можно крутить и гнуть как угодно – они реально неубиваемые ), так и богатством звукопередачи столь необычным способом, через лицевые кости.

Возможно, некорректно сравнивать их с «вкладышами» той же ценовой категории (в пределах 8-9 тыс. рублей ), потому что Aftershokz Trekz точно превосходят по степени удобства и комфорта использования любые наушники , которые у тебя были за всю жизнь. Да, заявляю вот так безапелляционно, потому что опробовал их сам.

Тип наушников: беспроводные
Тип крепления: затылочная дужка
Тип динамиков: датчики-преобразователи костной проводимости звука
Режим звука: стерео
Диапазон: 20 Гц – 20 кГц
Максимальное звуковое давление: 100 дБ
Встроенный микрофон: есть
Чувствительность микрофона: 41 дБ
Тип подключения: Bluetooth v. 4.1 (обратно совместим с Bluetooth 3.0)
Радиус действия: до 10 метров
Цвет: серый, салатовый, синий
Вес: 36 г
Защита: Наушники защищены от влаги, пота, от капель воды и от пыли – по стандарту IP55. Плавать и нырять в наушниках AfterShokz Trekz Titanium нельзя.

Есть и минус, куда без него: наушники достаточно громкие для окружающих. То есть, если слушать музыку на 50% громкости, стоящий рядом человек без труда расслышит и музыку и слова. Это может доставлять присутствующим некий дискомфорт.

Но это несущественный минус – всё-таки это в первую очередь спортивные наушники , так что во время пробежки или в спортзале никто не будет прислушиваться к тому, что у тебя там играет.

Однако, если использовать наушники в качестве разговорной гарнитуры, очередная технология LeakSlayer превращает для окружающих речь твоего собеседника в чуть слышное бормотание – расслышать что-либо практически невозможно.

Одного заряда наушников хватает примерно на 6 часов беспрерывной работы. Зарядка аккумулятора занимает 1,5 часа. Aftershokz Trekz выпускаются в нескольких цветовых решениях , от классического серого до ярко-салатового. Есть из чего выбрать.

Я с удовольствием использовал эти наушники, и не нашёл явных недоработок и изъянов. Их смело можно рекомендовать как спортсменам для тренировок, так и велосипедистам или даже водителям за рулём, которые жить не могут без разговоров по телефону.