Россия во второй половине XX столетия. История России: Россия во второй половине ХХ века

  • § 12. Культура и религия Древнего мира
  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.

    § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»

    Решения Потсдамской конференции.

    Конференция глав прави­тельств СССР, США и Англии в Потсдаме работала с 17 июля по 2 августа. Была окончательно согласована система четырехсторон­ней оккупации Германии; предусматривалось, что на время окку­пации верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими, вооруженными силами СССР, США, Великоб­ритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

    Острая борьба разгорелась на конференции по поводу запад­ных границ Польши. Западная граница Польши была установлена вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, остальная часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

    Неудачей закончились попытки США поставить дипломати­ческое признание некоторых стран Восточной Европы в зависи­мость от реорганизации их правительств. Таким образом, была признана зависимость этих стран от СССР. Три правительства под­твердили свое решение предать суду главных военных преступни­ков.

    Успешное в целом для СССР решение важных политических проблем в Потсдаме было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Красной армии, а также заинте­ресованностью США во вступлении Советского Союза в войну против Японии.

    Образование Организации Объединенных Наций.

    ООН была со­здана на завершающем этапе Второй мировой войны на конфе­ренции в Сан-Франциско. Она открыл ась 25 апреля 1945 г. Пригла­шения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав - СССР, США, Англии и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение на конференцию для предста­вителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовало 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.

    Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в меж­дународных отношениях от применения силы или угроз примене­ния силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблю-

    дения всех международных договоров и обязательств. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

    Устанавливалось, что ежегодно должна проводиться сессия Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран ­членов ООН. Важнейшие решения Генеральной Ассамблеи долж­ны приниматься большинством в 2/3 голосов, менее важные ­простым большинством.

    В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводи­лась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 членов. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каж­дые два года. Важнейшим условием явился установленный прин­цип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Для принятия какого-либо решения требовалось их согласие. Этот прин­цип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по отношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

    Начало «холодной войны».

    Уже к концу войны резко обозначи­лись противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влияния обеих сторон в нем. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монопо­лия на ядерное оружие позволяли надеяться на возможность реши­тельного изменения расстановки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разработан план военных действий против СССР: У. Чер­чилль планировал начать Третью мировую войну 1 июля 1945 г. атакой англо-американцев и формирований из немецких солдат против советских войск. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного воен­ного превосходства Красной армии от этого плана отказались.

    Вскоре обе стороны постепенно перешли к политике баланси­рования на грани войны, гонки вооружений, взаимного неприя­тия. В 1947 г. американский журналист У.Липпман назвал эту по­литику «холодной войной». Окончательно поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром оказалась речь У. Черчилля в военном колледже города Фултона в США в марте 1946 г. Он призвал «мир, говорящий по-английски» объединиться и показать «русским силу». Президент США Г. Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вызвали беспокойство Сталина, кото­рый назвал речь Черчилля «опасным актом». СССР активно уси­ливал свое влияние не только в занятых Красной армией странах Европы, но и в Азии.

    Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира.

    В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа тогда лежала в развалинах. В условиях страданий людей росли вли­яние идей коммунизма, престиж СССР. ДЛЯ подрыва этих Haстроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США ДЖ. Маршалла. Условием помощи стало ее использование под контролем США. Это усло­вие было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехослова­кия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.

    В ответ на план Маршалла и с целью укрепления советского влияния в мире осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущен­ного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отка­заться от курса на постепенный переход восточноевропейских стран к социализму парламентскими методами. При активном вмешатель­стве советских военных и дипломатов промосковские правитель­ства из коммунистов пришли в 1947 -1948 гг. к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 г. победой коммуни­стов завершилась гражданская война в Китае. Еще раньше комму­нисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее.

    СССР, несмотря на колоссальные внутренние трудности, ока­зал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х п. хх в. В основном преодолеть после­военную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития со­здается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в этих странах, которые называли странами «народной демокра­тии», проводились репрессии против политических сил, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. В результате все страны «на­родной демократии» оказались в зависимости от Советского Со­юза. Лишь правителю Югославии И. Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разры­ва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

    План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальнейшему разделению мира на две противостоящие друг другу части - Вос­ток и Запад (биполярный мир).

    Первые международные кризисы.

    В 1948 г. США приняли реше­ние закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерман­ское государство. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на ук­репление своих позиций в Восточной Германии. Советские вой­ска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с запад­ной оккупационной зоной. Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, вы­деленная для оккупационных войск союзников).

    Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 20 сентября 1949 г. западная оккупационная зона Германии была объявлена Федеративной

    Республикой Германии (ФРГ). 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР).

    Еще раньше, в апреле 1949 Г., был подписан Североатлантиче­ский договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США В него вошли 11 государств:

    США, Англия, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.

    Корейская война. После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и амери­канскую зоны оккупации. После вывода войск и северное прави­тельство коммуниста Ким Ир Сена, и проамериканское южное правительство диктатора Ли Сын Мина хотели распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее сто­роне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 са­молетов противника, американцы уничтожили 335 советских са­молетов).

    Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й паралле­ли. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала тол­чок новому этапу гонки вооружений.

    В 1964 году Хрущев был смещен с должности, а пост генерального секретаря занял Леонид Брежнев. В 1965 году произошел серьезный пересмотр советской системы планирования и управления экономикой - «Косыгинские реформы». Стали активно внедряться методы экономического стимулирования, а предприятия получили большую самостоятельность.

    С 1966 года было введено всеобщее среднее образование, а по числу специалистов
    с высшим образованием Советский Союз оказался на первом месте. В годы Брежнева развернулось масштабное строительство жилья и дорог, в восьми городах появился метрополитен, а более 160 миллионов советских граждан получили бесплатное жилье. Была создана единая энергетическая и транспортная сеть, которая используется до сих пор.

    В начале 80-х СССР вышел на второе место после США по развитию промышленности
    и сельского хозяйства, а в некоторых направлениях занял первое место.
    Однако в экономике уже наметилась стагнация. Началось отставание от западных стран в наукоемких технологиях, особенно в вычислительной технике. Несмотря
    на развитое сельское хозяйство, появились первые признаки товарного дефицита.

    В декабре 1979 года, для защиты южных границ, правительство СССР осуществляет смену власти в Афганистане и вводит туда войска. Однако страны НАТО начали масштабную поддержку афганской оппозиции (моджахедов), снабжая их оружием
    и боеприпасами. Это сильно осложнило действия советских войск, и операция в Афганистане продолжалась до 1989 года.

    В 1982 году, после смерти Брежнева, страну возглавил Юрий Владимирович Андропов. Пытаясь вывести советскую экономику из кризиса, он берет курс на укрепление трудовой дисциплины и порядка на предприятиях, проводит масштабную борьбу с коррупцией и устраивает «чистки» партийного аппарата. Экономические показатели начинают улучшаться, но в 1984 году Андропов умирает. Занявший его место Константин Устинович Черненко сворачивает начинания Андропова и возвращается к привычной брежневской системе.

    В марте 1985 года Черненко умирает. Страну возглавил представитель молодой партийной элиты - Михаил Горбачев. В апреле он провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития СССР и модернизацию производства. Также произошла замена руководителей брежневской эпохи - вместо них в правительство вошли Яковлев, Рыжков, Ельцин и другие молодые политики. В том же году в стране началась масштабная антиалкогольная компания.

    В феврале и марте 1986 года прошел XVII съезд партии. Он принял новую программу развития СССР, в которой говорилось уже не о построении коммунизма, а об усовершенствовании социализма.

    В апреле 1986 года произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории - авария на Чернобыльской АЭС. В том же году на мировых рынках резко упали цены на нефть, что негативно отразилось на советской экономике.

    В 1987 году правительство Горбачева решает изменить «административно-командную систему» на «демократический социализм» и начинает экономические реформы. Предприятия перешли на хозрасчет и получили самостоятельность, появились первые ростки частного предпринимательства - кооперативы и совместные предприятия. В результате государство потеряло рычаги управления экономикой: выросли цены, и появился дефицит товаров первой необходимости.

    Изменения затронули и глубинные основы советского строя: был взят курс на демократизации общества, свободу слова и новое мышление. В стране появились новые общественно-политические организации и партии, альтернативные КПСС. В 1989 году прошли первые свободные выборы депутатов Верховного Совета СССР.

    Изменилась и внешняя политика. Улучшились отношения с США и другими западными странами, а по многим конфликтным вопросам советское правительство пошло на уступки: вывело войска из Афганистана и способствовало объединению Восточной и Западной Германии. В это время по Восточной Европе прокатилась волна антикоммунистических революций.

    Краткое содержание истории России.

    Часть 8 (1964-2014 гг.)

    Краткая история России. Истории России в картинках и фото. Краткое содержание истории России. Основные даты и события истории России. История России для детей. СССР во второй половине 20-го века. Современная история России (1991-2014 гг.).

    СССР во второй половине 20-го века. Кратко

    (в оформлении)

    Л. Брежнев. Развитие и рост экономики. Ввод войск в Афганистан.

    М. Горбачев, экономические реформы.

    СССР во второй половине 20-го века. Современная история России.

    СССР во второй половине 20-го века.
    Современная история России (1991-2014 гг.).

    1300-1613 гг.

    1613-1762 гг.

    1762-1825 гг.

    9-13 века

    1825-1917 гг.

    1917-1941 гг.

    1941-1964 гг

    1964-2014 гг

    Распад СССР. ГКЧП. Экономический кризис. Расстрел Белого дома. Война в

    Чечне. Дефолт 1998 г. Война с Грузией. Присоединение Крыма к России.

    Современная история России. Кратко

    (в оформлении)

    Постепенно в республиках СССР усилились центробежные силы: появились националистические и сепаратистские движения, начались межнациональные конфликты. В 90-м году сразу несколько республик объявили о выходе из Советского Союза. 12 июня российские депутаты приняли постановление о суверенитете РСФСР. А еще через год был учрежден пост президента РСФСР, который в июле 1991 года занял Борис Ельцин.

    В марте 91-го года прошел референдум, во время которого 76% жителей СССР проголосовали за его сохранение. 18 августа представители правительства во главе
    с Геннадием Янаевым предприняли попытку сохранить Советский Союз и объявили чрезвычайное положение. Они создали государсвенный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались сместить Горбачева с должности. Попытка
    оказалась неудачной и члены КГЧП были арестованы.

    8 декабря в Беловежской пуще президенты России, Белоруссии и Украины подписали договор об образовании Союза Независимых Государств (СНГ). 12 декабря подавляющим числом голосов этот договор ратифицирован Верховным Советом. Советский Союз прекратил свое существование - его правопреемницей стала Россия.

    В 1992 году Борис Ельцин начал экономические реформы, получившие известность как «шоковая терапия» или «гайдаровские реформы», по фамилии председателя правительства Егора Гайдара. В январе государство перестало регулировать цены и разрешило свободную торговлю. Также стартовала масштабная приватизация, и большая часть государственных предприятий перешло в частную собственность.

    Прилавки в магазинах наполнились товарами, однако цены подскочили в несколько раз. В стране началось расслоение общества, появились богатые («новые русские»)
    и бедные. Рост преступности привел к слиянию бизнеса и криминального капитала. Ухудшилась и демографическая ситуация - смертность превысила рождаемость.

    Эти изменения вызвали недовольство Верховного Совета. В сентябре 1993 года президент распускает Верховный Совет, что приводит к обострению конфликта между депутатами и Ельциным. Конституционный кризис перерос в вооруженное столкновение между сторонниками парламента и российскими силовиками, и по распоряжению президента в Москву были введены войска. После обстрела из
    танков Дома Советов, сторонники Верховного Совета были вынуждены сдаться.

    В декабре на всероссийском референдуме принята новая российская конституция. Она расширила полномочия президента и заменила Верховный Совет двухпалатным парламентом - Государственной Думой и Советом Федераций. РСФСР сменила название на Российскую Федерацию.

    К 94-му году Чеченская республика фактически обрела независимость и превратилась в криминальный центр страны. Для восстановления порядка на ее территорию вводятся российские войска. Кампания сопровождалась большим числом жертв среди военнослужащих и гражданского населения. В следующие два года террористы атаки на соседние регионы - самыми громкими стали захват заложников в Буденновске и Кизляре.

    31 августа 96-го года подписаны Хасавюртовские соглашения. В результате российские подразделения были выведены из Чечни, однако из нее по-прежнему исходила угроза терроризма.

    В 1996 году проходят очередные выборы президента. Ельцин благодаря масштабной избирательной кампании победил своего основного соперника - коммуниста Геннадия Зюганова.

    В 98-м году, из-за огромного внешнего долга и обесценивания государственных облигаций, в России произошел технический дефолт. Курс рубля обвалился, и начался экономический кризис.

    В августе 1999 года новым председателем правительства был назначен директор
    ФСБ Владимир Путин, подполковник КГБ в отставке. Назначение совпало с масштабным вторжением чеченских боевиков в Дагестан. Путин возглавил антитеррористическую операцию, и к середине сентября боевики оказались вытеснены с территории Дагестана.

    Началась контртеррористическая операция в Чечне. Ее активная фаза закончилась летом 2000-го года после взятия под контроль всей территории Чеченской республики, а окончательно режим контртеррористической операции был отменен
    в 2009 году.

    В самом конце 1999 года Ельцин ушел в отставку, передав свои полномочия
    Путину. В марте 2000 года Путин побеждает на президентских выборах. В 2000-х годах проводятся социально-экономические реформы: изменилось налоговое и
    пенсионное законодательство, были монетизированы льготы, приняты новый
    трудовой и земельный кодексы.

    Путин укрепляет вертикаль исполнительной власти и создает правительственную партию - «Единую Россию», которая трижды получала большинство мест в Думе
    и обеспечивала поддержку начинаниям правительства. В стране наблюдается значительный рост ВВП, промышленности и доходов населения.

    В 2000-х годах было совершено несколько резонансных террористических актов.
    В 2002 году террористы захватили московский театр на Дубровке, что привело
    к гибели 130 человек. В 2004 году террористы захватили школу в Беслане
    (Северная Осетия) - погибло 330 человек, в том числе 172 ребенка.

    В 2008 году на выборах президента победил Дмитрий Анатольевич Медведев, а
    Путин занял должность председателя правительства. 8 августа 2008 года войска Грузии обстреляли город Цхинвал в Южной Осетии, что привело к гибели мирного населения и российских миротворцев. Россия вступает в конфликт на стороне
    Осетии и вытесняет грузинские войска с ее территории.

    В 2012 году В. Путин снова победил на президентских выборах, а правительство возглавил Д. Медведев.

    В 2014 году, во время общественно-политического кризиса на Украине, в Крымской автономии прошел референдум о присоединении к Российской Федерации. По его результатам, в марте республика Крым и город Севастополь вошли в состав России.

    • полный контроль за жизнью общества;
    • преобладание роли коммунистической партии(КПСС);
    • преобладание роли вождя-И.В.Сталина;
    • всеобщее недоверие и цензура;
    • волны репрессий;
    • карательные органы власти;
    • отсутствие реальных прав и свобод граждан;

    Плановая экономика восстановительного периода

    Волны репрессий после 2МВ:

    «Дело репатриированных»- возвращенные узников концлагерей фашизма в СССР. Около 10 тыс.бывшим заключенным не разрешили вернуться домой,подвергали допросам и ссылали в советские лагеря ГУЛАГа.

    Дело «авиаторов»-16 маршалов авиации попали под суд за некачественные самолеты 44 и 45гг. В т.ч.Маршалавиации,Герой СССР Н.Кузнецов.

    «Ленинградское дело»-в 1950г. Под подозрение в антисоветской и шпионской деятельности порали в застенки НКВД 64 членв коммунистической партии г.Ленинграда и Ленинградской обл.,а также члены их семьи-145 человек. Под опалу попали А.Ахматова и П.Зощенко.

    Слайд 3

    «Дело Г.К.Жукова»1946г.

    И.В.Сталин не мог простить Г.К.Жукову высокого авторитета среди населения СССР.Жуковбыл»МаршаломПобеда»,которого нельзя было просто так ликвидировать(расстрелять или заточить в тюрьме).

    В 1946г. «Дело Жукова» было заведено по обвинению в нецелевой растрате денежных средств фронта и вывозе раритетных ценностей с Запада.Этим действительно занималась жена Жукова, имущество было арестовано и конфисковано. Сам Жуков был отправлен в г.Одессу бороться с преступностью(кинофильм «Ликцидация»). По «делу Жукова» было арестовано и разжаловано,лишено регалий и почестей около 72 маршалов и генералов. Это окончательно привело к снижению доверия к власти, падению авторитета армии. Немногие критично относились к партии и решениям И.В.Сталина.

    «Дело врачей»-заведено в ноябре 1952г. По заговору врачей против больных,а конкретно против И.В.сталина.Дело развалилось в связи со смертью вожля 5 марта 1953г. По делу проходили лучшие врачи Кремля и профессора московсой кафедры во главе с Виноградовым.

    Фото с маршалом Г.К.Жуковым. И.В.Сталин ушел, его вмонтировали в центр фото позже.

    Слайд 4

    «Хрущевская оттепель»

    Борьбу за власть после смерти Сталина в марте 1953г. вели Молотов, Маленков, Микоян, Каганович,Хрущев и др.

    Л.Берия держал страну в страхе, находился у власти 3 месяца, был арестован силами МВД во главе с Г.К.Жуковым.

    Г.Маленков был перспективным лидером для страны, но был отстранен.

    В сентябре 1953г. По ноябрь 1964г.Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Н.С.Хрущев.

    XX Съезд партии в 1956г.-доклад Н.С.Хрущева

    «О культе личности и его последствиях»:

    Возврат репрессированных (частично), их имени, заслуг перед обществом;

    Ликвидация ГУЛАГа(сталинских лагерей);

    Относительная свобода в культуре, науке, социальной сфере;

    Промышленность: относительная самостоятельность; за две пятилетки 1951-58гг. введено в эксплуатацию более 5000 крупных предприятий, гидро-электростанций.

    Аграрный сектор: ликвидация МТС(моторно-технических станций); сокращены зерновые площади (кукурузная эпопея), распахана целина(степь изначально не плодородна)

    «Оттепель»- период относительной демократизации общества

    Слайд 5

    Культура и общество

    Во время периода десталинизациизаметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности.

    Писатели и поэты: В.Дудинцев, А.Солженицин,В.Астафьев, В.Тендряков, Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е. Евтушенко

    В 1955-1964 годах на территорию большей части страны была распространена телетрансляция.

    Распространение знаний и открытий в мире через журналы «Нева», «Юность», «Новый мир».

    Космические достижения:1957-первый спутник;1962-первй человек, первые исследовательские станции на Венеру, Луну, Марс.

    Диссидентство-культурная оппозиция 60-70гг.творческой и технической интеллигенции.

    1964г.арестован И.Бродский, что побудило к возникновению правозащитного движения в СССР.

    В 1957г.преследования Б.Пастернака за публикацию романа в Италии и принуждение его отказаться от Нобелевской премии.

    Массовые беспорядки на фоне повышения цен на продукты питания:мясо,молоко,масло.

    1961 годав г.Муроме, Краснодаре, Бийске, Грозном, 1962г.-в Новочеркасске, 1963г.Кривом Роге. Все массовые выступления разогнаны силой, сопровождались массовыми арестами и осуждениями.

    В обществе был введен запрет на валютные операции. Статья в УК РСФСР до 15 лет лишения свободы.

    Массовые беспорядки в В.Европе:

    1956г.расстрел рабочих в Венгрии,Польше,1968г.подавлена «Пражская весна»

    Обострение отношений с США в 1962г.Карибский кризис-в связи с размещением ядерных ракет на о.Куба.

    Слайд 6

    Эпоха Л.И.Брежнева с 1964г.по 1982гг.

    1.Недостаток товаров категории Б-продуктов питания, текстильной промышленности, предметов быта. (

    2.Рост теневой экономики до 35%, в результате не только капиталы, но и товары уходят в «тень».

    3.Создание ТЭК(топливного энергетического комплекса)для экспорта нефти и газа за рубеж. Полученная валюта частично компенсировала недостаток промышленного производства и продуктов питания.

    4.В политике-новый культ личности-Брежнева. Отсутствие возможности демократизации власти.

    5. Рост номенклатуры-партийных чиновников, борющихся за блага власти и ее привилегии.

    6.Отсутствие реального контроля и эффективности административного управления.

    Несправедливо называют эти десятилетия «застоем».

    Показатели промышленности:

    В 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 - уже более 80 %.

    Но сельское хозяйство не давало результатов, несмотря на материальное стимулирование и оснащенность колхозов техникой.

    Социальные показатели:

    • Обеспеченность жильем до 80 % населения страны.
    • Уровень рождаемости до 1,5% в год.
    • Оплата коммунальных услуг до 3% от зарплаты.
    • Бесплатное и доступное среднее и высшее образование.
    • До 30% возможности сбережений.

    1965г.Попытки реформ Косыгина по повышению самостоятельности предприятий и стимулирование инициативности.

    Слайд 7

    На похоронах Брежнева собралось 35 лидеров мира,вт.ч. американский политик-Дж.Буш Старший, хотя дипломатические отношения с США были разорваны с 1979г.Также на похороны приехал руководитель воюющего Афганистана (СССР впервые в лице Ю.Андропова сели за стол переговоров).

    Слайд 8

    Андропов, Устинов, Черненко в 1982-85гг.

    Уровень промышленного производства за 1983-85гг. Характеризовался 20%.

    Рост теневой экономики-борьба с золотовалютчиками

    Борьба с трудовыми тунеядцами

    Запрет употребления алкоголя

    Ужесточение идеологического курса

    Партийные чистки и возвращение цензуры по сталинизму

    Реставрация «старого» политического мышления

    • Ю.Андропов
    • К.Черненко
  • Слайд 9

    Эпоха М.С.Горбачева 1985-91

    Демократический социализм:

    Перестройка-комплекс мероприятий по демократизации общества, -гласность-смягчение цензуры в СМИ -Новое политическое мышление-разрядка, договоры о разоружении

    Реформы в экономике:

    Легализуется частная собственность, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа, одновременно начинают закрываться государственные предприятия, фабрики, заводы, комбинаты, фермы, пионерские лагеря. Появляются такие социальные явления, как массовая нищета и безработица.

    Экономические реформы приводят к необходимости политических преобразований.

    Резкое ухудшение уровня жизни населения на фоне ожиданий и возвращения к частной собственности и демократии.

    Рост сепаратизма и регионального национализма после отмены 6ст.Конституции РСФСР и развитии многопартийности.

    Смена политических элит

    А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов.

    Создание Совета народных депутатов.

    Причины распада СССР:

    1. Отсутствие политических реформ и несостоятельность системы

    2. Экстенсивная экономика

    3.Отрицание проблем социального и культурного развития

    4.Рост национальных настроений к суверенитету и выход из состава СССР.

    Посмотреть все слайды

    После смерти Сталина общественно-политическая ситуация в стране существенно изменилась. Начавшиеся, хотя и в весьма ограниченных масштабах, процессы демократизации общественной жизни получили название «оттепели». Говоря о ее проявлениях, следует помнить, что в это понятие не вкладывалась необходимость реформирования всего существующего строя. Замысел реформ 50-х годов сводился к тому, чтобы, преодолев последствия культа лич­ности Сталина, дать обществу второе дыхание. Были реализованы крупные социальные программы, проведена широкая реабилита­ция, что позволило восстановить доброе имя многим тысячам людей. Среди них деятели художественной культуры, ставшие жер­твами беззакония: В.Э. Мейерхольд, Б.А. Пильняк, О.Э. Мандель­штам, И.Э. Бабель, Г.И. Серебряков, В. Шаламов и другие.

    В этот период был смягчен административно-командный диктат над культурой, более демократической стала система руководства ею. После длительного перерыва состоялись второй съезд писателей (1954), второй съезд композиторов (1957), первый съезд художников (1957). Стали регулярно проводиться совещания творческих работ­ников различных профессий. Оживлению культурной жизни спо­собствовали литературно-художественные журналы, число которых значительно возросло. Укреплению международных культурных контактов послужили впервые проведенные в Москве Международ­ный фестиваль молодежи и студентов (1957), Международный конкурс музыкантов им. П.И. Чайковского (1958) и Международ­ный кинофестиваль.

    В художественной культуре произошли большие изменения. «Оттепель» отразилась прежде всего на литературе. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции страны. Раз­вернулась борьба против лакировки действительности, парадного показа событий на страницах художественных и публицистических произведений. В печати, на собраниях и съездах писателей, встречах деятелей литературы и искусства с читателями развернулись дис­куссии по острым злободневным проблемам общественной жизни.

    В эти годы в литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Сре­ди них поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, драматург В. Розов, песенники Ю. Визбор, А. Якушева и целая плеяда бардов. Их объединяла общая граждан­ская позиция: честность, смелость, неравнодушие ко всем болевым проблемам общества.

    В художественной культуре тех лет сформировались определен­ные центры, ставшие оплотом новых исканий в литературе, театре, кинематографе. Одним из таких центров стал литературно-художе­ственный журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Журнал стал рупором самых злободневных про­блем времени. Как редактор и гражданин Твардовский пытался пеоеменить не только характер современной литературы, но и внести в жизнь.начала демократии и гласности. В это время в журнале удалось напечатать несколько произведений на ранее за­прещенную тему репрессий. Так, впервые в литературе появилось имя А.И. Солженицына и первые его произведения: «Один день Ивана Денисовича», а чуть позднее «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», ставшие классикой русской литературы XX века. Когда «оттепель» пошла на убыль, деятельность «Нового мира» стала встречать все больше препятствий и в 1970 г. его редколлегия была распущена.

    Другим таким центром стали молодые театры «Современник» (1957, гл. режиссер О. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964, гл. режиссер Ю. Любимов), Большой драматический театр в Ленинграде (гл. режиссер Г.А. Товстоногов).

    В кино утвердился новый тип героя - простой, обыкновенный человек, привлекательный своим нравственным обликом. Создате­ли фильмов стремились донести до зрителя правду жизни, истори­ческую правду, бичевали недостатки и вызывали на размышления. В это время были созданы прекрасные фильмы: «Весна на Заречной улице», «Дело было в Пенькове», «Девчата», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Судьба человека» и многие другие.

    Новую жизнь приобрели лирические песни, особенно жанр «авторской песни», в которой смыкалось профессиональное и са­модеятельное творчество. В песнях Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Вы­соцкого, А. Галича создавался образ романтика и мечтателя.

    В изобразительном искусстве утвердился «суровый стиль», со­четавший весомую, грубоватую правду повседневности с романти­ческими тенденциями (П. Никонов, В. Попков, А. и П. Смолины, Н. Андронов и другие).

    Но говоря об «оттепели», отмечая прогрессивные явления куль­турной жизни страны, нельзя забывать о ее проблемах, противоре­чиях и о ее ограниченности. Это была реформа «сверху», «свобода творчества» инициировалась руководством партии и государства. Оно же определяло границы самой «свободы» и реформ. По суще­ству вся общественная жизнь и культура оставались подконтроль­ными, хотя и в меньшей степени, чем в период сталинщины.

    Своеобразным «чистилищем» для деятелей культуры были встречи с руководителями партии и правительства (1957,1962,1963). На них идеологически жестко разбиралось творчество мастеров, давались некомпетентные оценки, навешивались ярлыки. Тон во всем этом задавал Н.С. Хрущев, который в грубой форме требовал от деятелей культуры четкого выполнения генеральной линии пар­тии.

    Неудивительно, что в подобной атмосфере не могли увидеть свет выдающиеся произведения, которые уже были созданы: поэмы А. Твардовского «Теркин на том свете» и «По праву памяти», романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Бека «Новое назначение», А. Сол­женицына «Раковый корпус» и «В круге первом», рассказы В. Ша-ламова и др. Позорнейшим образом был затравлен и исключен из Союза писателей Б. Пастернак.

    При всей своей противоречивости и непоследовательности «от­тепель» стала важным этапом общественного и культурного разви­тия страны. Она явилась попыткой прорыва к демократии, поворота к человеку, к его запросам и стремлениям. И она вызвала ответный порыв общества, взлет творческой энергии. Иной стала обществен­ная атмосфера, иными стали люди. Если бы реформы были про­должены, демократизация развита и углублена, возможно, и иным стало бы общественное развитие. Но этого не произошло. Партия и государство отказались от реформ, от углубления демократических процессов, что самым пагубным образом отразилось и на судьбах самой партии и общества в целом. Крушение «оттепели», сверты­вание реформ, попытка реабилитации сталинизма, подспудно на­раставшие кризисные явления в идеологии, политике, экономике сказались на всей общественной жизни, на художественной куль­туре.

    Период 70-х - первой половины 80-х гг. был сложным и неод­нозначным в развитии художественной культуры страны. Непосле­довательные реформы 50-60-х гг. не могли изменить сущность командно-административной системы. Прежние методы управле­ния культурой продолжали действовать, хотя по форме они несколь­ко изменились. Причем в эти годы, чем сложнее становилось положение в стране, тем более ужесточался контроль партийных органов за литературой и искусством.

    В этой ситуации творческая интеллигенция переживала сложные времена. Следствием процессов, происходивших в обществе, стало своеобразное расслоение культуры на два пласта: официальную культуру, поддерживаемую государством, и неофициальную - не признаваемую им. Одни активно участвовали в выполнении соци­ального заказа партии. Хотя, и здесь следует оговориться, произве­дения, созданные в этот период, были по своему уровню очень разные, ведь все в искусстве определяется мерой таланта.

    Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Боль­шой общественный резонанс вызвали произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», А. Битова «Сад», «Дачная местность» и др. Заметным явлением в литературе этих лет стала «деревенская проза», представленная такими произ­ведениями, как «Привычное дело» В. Белова, «Пряслины» Ф. Аб­рамова, «Мужики и бабы» Б. Можаева. В этих произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их взаимосвязь с историей своего народа, с природой, поиск нравственных ориенти­ров.

    Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Такие спектакли, как «Соло для часов с боем», «Заседание парткома» во МХАТе, «А зори здесь тихие», «Гамлет» в Театре на Таганке и другие вышли за рамки только культурной сферы, стали заметным явлением общественной жизни страны. Подлинным ку­миром публики был А.И. Райкин. Его сатирические спектакли являлись образцом бескомпромиссной борьбы с пошлостью, бю­рократизмом, безнравственностью.

    Но много талантливых спектаклей, книг, кинофильмов и других художественных произведений с трудом доходило до зрителя. За каждое из них шла борьба, приходилось преодолевать массу бюрок­ратических инстанций и цензурных рогаток. Многие произведения попадали на полки фильмохранилищ, в спецхраны и архивы КГБ. Такая судьба постигла кинофильмы А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа. В 1970 г. власти вынудили А. Твардовского покинуть пост главного редактора «Нового мира», в 1974 г. разогнали выставку художников-авангардистов («бульдозерная выставка») и т. д.

    В этих условиях те деятели культуры, которые не хотели при­спосабливаться, уезжали за границу. Покинули страну главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тар­ковский, художники О. Целков и М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Коржавин, писатели В. Некрасов, С. Довлатов, принуждены выехать за рубеж А. Галич, В. Войнович. Был выслан из страны и лишен гражданства писатель А. Солженицын.

    Многие представители литературы и искусства были вынуждены находить пласт неофициальной культуры, которая объективно ста­новилась культурой протеста, свободной культурой, бунтующей и правдивой. Она проявилась прежде всего в той сфере, которую было труднее контролировать и где было больше технических возможно­стей для распространения. Таким жанром стала авторская песня, а ее признанными лидерами - В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава.

    Своеобразным пластом неофициальной массовой культуры ста­ла рок-музыка. В текстах, исполняемых многочисленными «под­польными» рок-группами песен, звучал протест, несогласие с фальшью, провозглашалась свобода. Широкое распространение в среде интеллигенции получил «самиздат». Кроме отдельных работ функционировали машинописные журналы: «Метрополь», «Вече», «Память», «Поиски» - в Москве, «Сигма», «37», «Часы» - в Ленин­граде, «Украинский вестник» - на Украине, «Золотое руно» - в Грузии и др. В них печатались неизданные произведения М. Бул­гакова, В. Шаламова, А. Солженицына, А. Галича, В. Высоцкого, В. Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера и многих других авторов.

    Период 70-х - первой половины 80-х годов называют «застойным». Однако к художественной культуре это понятие однозначно применить нельзя. Те процессы и творческие поиски, которым дала импульс «оттепель», продолжались и в последующие годы, несмотря на сохранение прежней административно-командной системы уп­равления. Лучшие традиции отечественной культуры продолжали развиваться в произведениях истинных мастеров как признанных, так и непризнанных официально.

    И тем не менее, к середине 80-х годов Экономика, общество, культура уже находились в состоянии кризиса, который нужно было преодолевать. Такая попытка была предпринята во второй половине 80-х годов, получив название перестройки. Это была как бы вторая советская "оттепель", в ходе которой ее зачинателями мыслилось построить «социализм с человеческим лицом», то есть гуманное, правовое общество, избавив его от всех пороков, наслоений, дефор­маций.

    Перестройка началась с процесса демократизации, сначала ог­раниченной, затем все более широкой. В ходе последовавшей в 1988 г. реформы политической системы были вызваны к активной деятельности новые политические и общественные силы, в движе­ние пришло все общество. Развитие демократических процессов стремительно нарастало, сделало откат назад невозможным, приве­ло в конечном итоге к крушению социалистического строя, к отказу значительной части населения от самой коммунистической идеи и распаду СССР.

    Таким образом, период с 1985 г. по настоящее время - это период все ускорявшегося демонтажа тех основ, на которых держа­лось наше общество семь с лишним десятилетий. Конечно, рядом с разрушительными процессами в экономической, политической и духовной сферах возникали и развивались созидательные.

    Вся эта сложная гамма явлений находила свое непосредственное отражение в художественной культуре. На начальном этапе пере­стройки явно прослеживалось стремление доделать то, что не было завершено в годы «оттепели»: сказать всю правду о сталинизме, осуществить полностью процесс реабилитации, правдиво восстано­вить нашу историю. Нужно было сказать правду и о застое.

    В этот период лидирующее место в художественной жизни заняла публицистика. Все активнее проявляли себя телевидение и радио. Поток материалов был велик, интересен и подчас сенсаци­онен. В них нашли отражение трагические страницы нашей недав­ней истории, судьбы людей, критика недостатков и пороков социалистического общества.

    Эти же темы получили свое воплощение в художественной литературе, театре,- кино. В произведениях Ч. Айтматова «Плаха», В. Распутина «Пожар», В. Астафьева «Печальный детектив», А. Ры­бакова «Дети Арбата», Д. Гранина «Зубр», В. Дудинцева «Белые одежды» и др. отражены животрепещущие проблемы истории и современности. Несомненным интересом зрителей пользовались поставленные в ряде театров спектакли «Диктатура совести», «Бре­стский мир» М. Шатрова и др. Огромный резонанс получил фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), в условно-символической, метафо­рической форме выразивший суть тоталитаризма.

    В первые годы перестройки в нашу культуру возвратились произведения Н. Гумилева, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Хода­севича, В. Набокова, А. Платонова. Вышли в свет романы В. Грос­смана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго». На художественных выставках появились полотна авангардистов 20--30-х гг. П. Филонова, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова, М. Шагала.

    Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовался дальнейшим углублением преобразований в нашем обществе. Усилилась тенден­ция политизации культурной жизни. Деятели культуры все активнее включались в политическую жизнь страны. Стали народными де­путатами академик Д. Лихачев, артисты М. Ульянов, О. Басилаш­вили, К. Лавров, писатели Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Распутин, Ч. Айтматов, поэты Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Д. Кугульдинов, что свидетельствовало о признании роли деятелей культуры в подготовке общественных преобразований, уважении и доверии к ним.

    В сфере художественной культуры развернулась острая идейная и политическая борьба: партократы противостояли демократам, неозападники - неославянофилам и т. п. Это противостояние за­тронуло все виды художественного творчества, все творческие кол­лективы. Борьба шла на съездах, пленумах писателей, художников, кинематографистов, театральных деятелей. Раскалывались творче­ские организации, коллективы, менялось их руководство.

    Важным явлением культурной жизни начала 90-х годов стал приход совершенно нового пласта литературы - антисоветских, антикоммунистических произведений представителей послеоктяб­рьской эмиграции, воспоминаний белогвардейцев, произведений дореволюционных политических деятелей и т. д. Пришла к читателю и диссидентская литература (В. Максимов, А. Синявский, А. Зи­новьев и др.). Появились публикации книг, статей зарубежных историков, философов, экономистов, социологов, считавшихся ра­нее у нас фальсификаторами.

    Эти годы прошли под знаком возвращения религии и церкви в общественную жизнь страны, в души многих людей. Стала изда­ваться религиозная литература, люди потянулись в храмы. Священ­нослужители принимали все более широкое участие в общественной жизни, некоторые из них стали народными депутатами.

    И наконец, этот период был отмечен мощным притоком в нашу страну западной массовой культуры, в большинстве своем низкого уровня.

    Современный этап развития отечественной культуры сложен, противоречив, подчас парадоксален и драматичен. Главное, что произошло в начале 90-х годов, - распад СССР, переориентация всего социально-экономического, политического и духовного раз­вития общества. Переход общества из одного состояния в другое - всегда болезненный процесс, затрагивающий судьбы отдельных людей и целых народов, тем более, что он сопровождается проти­воборством, разделом, кровопролитием.

    Драматические страницы нашей современной истории пагубно отражаются на состоянии художественной культуры. Положение ее серьезно обострилось в связи с переходом к рынку, с которым культура оказалась один на один. В катастрофическом положении находится ее материальная база, так как государство из-за тяжелого финансового положения не оказывает ей необходимую поддержку. Население также неспособно материально поддерживать культуру (платить значительные суммы за посещение театров, кино, выста­вок, музеев и т. п.). Коммерческие структуры, работающие в сфере * культуры, стараются представить то, что дает сиюминутную прибыль (рок-концерты, шоу-программы, западные фильмы и все это в подавляющем большинстве низкого художественного уровня). И не виной тому сама массовая культура. Дело в ином, коммерциализа­ция, во-первых, снижает планку требований к художественному уровню этой культуры, во-вторых, формирует невысокие вкусы и потребности людей и, в-третьих, в погоне за прибылями обрекает на забвение серьезные творческие достижения культуры.

    Деятели культуры с тревогой говорят о духовной деградации общества, о падении образовательного уровня, неразвитости вкуса, смещении нравственных критериев, росте преступности, наркома­нии, проституции, пьянства. Беспокоит подрыв национальных кор­ней культуры, разрыв культурных связей народов бывшего СССР. Все это в совокупности может повлечь за собой культурную дегра­дацию общества.

    Сегодня отечественная культура нуждается в помощи как со стороны государства, так и со стороны всего общества. Очевидно, что без культуры и цивилизованности Россия не поднимется на ту высоту, которой она достойна.

    Предварительный просмотр:

    ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


    Яковлевский политехнический техникум

    г. Строитель

    Яковлевского района Белгородской области

    «СССР во второй половине XX века»

    / практическое занятие по истории /

    Разработал

    Бабынин Сергей Анатольевич,

    Преподаватель истории и обществознания

    2012

    ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    по предмету: История России и мира.

    Тема учебной программы:

    Россия и мир во второй половине XXв.

    Тема учебного занятия:

    СССР во второй половине XX века.

    Цели и задачи учебного занятия:

    1. Способствовать на основе исторического материала формированию гражданской позиции и личностного отношения к отечественной истории.

    2. Показать основные даты, понятия и положения по теме.

    3. Дать образное представление о влиянии на развитие общества деятельности исторических личностей, исторической преемственности событий, понимания закономерностей исторического развития.

    4. Способствовать формированию и развитию основных учебных умений и навыков, учащихся при выполнении различных видов деятельности.

    Тип учебного занятия:

    Учебное занятие по закреплению и обобщению знаний и умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.

    Формы проведения учебного занятия:

    Учебное занятие - практикум.

    Материальное обеспечение учебного занятия:

    ПК. Презентация

    Распределение рабочего времени на учебном занятии:

    п/п

    Ход занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

    Время мин.

    Этап организации занятия.

    Этап актуализации.

    Этап закрепления и обобщения темы.

    Этап контроля и самоконтроля.

    Этап информации о домашнем задании.

    Этап рефлексии.

    Ход учебного занятия:

    I. Этап организации занятия.

    Проверка списочного состава.

    Проверка у обучающихся наличия рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей и других средств обучения.

    II. Этап актуализации.

    Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия (слайд №2)

    III. Этап закрепления и обобщения темы.

    1. История СССР в цифрах (слайд №3-4) .

    Учащиеся должны вставить цифры в текст.

    100 15 185 1/6 22

    Во второй половине XX века территория СССР составляла 22 млн. кв. км, или 1/6 часть обитаемой суши. Население страны составляло 185 млн. человек. В состав СССР входило 15 союзных республик, и на его территории проживало более 100 больших и малых народов.

    2. Личность, дата и событие (покоряя пространство и время)

    (слайд №5-6).

    Учащиеся должны сделать сопоставление.

    1. С.П. Королёв 2. Н.А. Доллежаль 3. И.В Курчатов 4. В.В. Терешкова

    5. Ю.А. Гагарин

    А. 1963 Б. 1957 В. 1949 Г. 1961 Д. 1954

    1. Первый полёт человека в космос 2. Первый спутник Земли 3. Первая атомная электростанция 4. Первая женщина в космосе 5. Первые ядерные испытания в СССР

    Ответ : 1-Б-2; 2-Д-3; 3-В-5; 4-а-4; 5-Г-1

    3. История СССР в лицах (слайд №7-8).

    Учащиеся должны расставить руководителей СССР в хронологическом порядке и назвать годы правления.

    Ответ:

    1. И.В. Сталин (1924-1953).

    2. Н.С. Хрущёв (1953-1964).

    3. Л.И. Брежнев (1964-1982).

    4. М.С. Горбачёв (1985-1991).

    5. Б.Н. Ельцин (1991-2000).

    4. Дополнить фразу (слайд №9-10).

    Учащиеся должны провести ассоциацию.

    Ответ :

    Кукурузная эпопея

    Освоение целины

    Холодная война

    Лагерь социализма

    Доктрина Брежнева

    Кадровая революция

    Августовский путч

    Парад суверенитетов

    Суверенная Россия

    Содружество государств

    5. Аббревиатура (слайд №11-12).

    Учащиеся должны дополнить выражение.

    СССР - Союз … Социалистических …

    СНГ - … Независимых …

    СЭВ - Совет … Взаимопомощи

    КПСС - Коммунистическая … Советского …

    КГБ - … Государственной …

    ГКЧП - Государственный … по Чрезвычайному…

    ОВД - … Варшавского …

    Ответ :

    СССР - Союз Советских Социалистических Республик

    СНГ - Содружество Независимых Государств

    СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи

    КПСС - Коммунистическая Партия Советского Союза

    КГБ - Комитет Государственной Безопасности

    ГКЧП - Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению

    ОВД - Организация Варшавского Договора

    IV. Этап контроля и самоконтроля.

    Выводы и замечания по ходу занятия.

    Оценка работы учащихся на занятии.

    V. Этап информации о домашнем задании (слайд №13) .

    VI. Этап рефлексии (слайд №14) .

    Ответь одним предложением

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я научился…

    я попробую…

    мне захотелось…

    Литература:

    1. Загладин Н.В. Симония Н.А. История России и мира в XX- начале XXI века,- Москва, Русское слово, 2010г.

    2. Мунчаев Ш.М. Политическая история России,- Москва, Просвещение, 1999г.

    3. Сороко-Цюпа О.С. Мир в начале XX века,- Москва, Просвещение, 1996г.

    4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX век, - Москва, Просвещение, 2002г.

    Интернет - ресурсы:

    http://sovietime.ru/literatura-v-sssr/brezhnev

    http://www.echo.msk.ru/programs/hrushev/625392-echo

    http://kprf.ru/rus_soc/69154.html

    http://www.photosight.ru/photos/3013273/

    http://www.bookin.org.ru/book/522976

    http://www.ruslania.com/context-321/entity-1/details-24651/language-2.html