Что такое чередующиеся согласные звуки в корне. Чередование звуков

>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ

Теория А

При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

Гласные о, е могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня . Такие гласные называются беглыми . Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А

1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.

Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

Теория Б

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

Практика Б

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

2) от ударения;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.

3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а , без ударения — о : заг̀а̀ р — заго ра̀ть .
2. В корнях -зар- — -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с чередованием и закрепят навыки его применения на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского язык в 5 классе

Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Буквы е, и в корнях с чередованием

Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников

Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.

Оборудование: учебник, таблица «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»

Тип урока: комбинированный.

  • I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

  • II. Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока

Задание учащимся.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирог - пирожок , горох - горошек . Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?

1. Слово учителя.

План лекции учителя

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

2. Работа с текстом.

(М. Панов )

4. Работа с учебником.

Чтение теоретического материала

1. Тренировочное упражнение.

е в корне; во 2-й - с и .

3. Работа в малых группах.

4. Работа с учебником.

Выполнение упражнений (по усмотрению учителя)

  • V. Домашнее задание

1) Выучить теоретический материал

2) Выполнить упражнение

  • VI. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков , много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.

2. Беседа с учащимися.

Какие гласные чередуются в русском языке?

Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

Какие согласные чередуются в корнях слов?

Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя.

1) Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: сне г - сне ж ок, б е ру - заб и раю .

2) Буквы е, и в корнях с чередованием.

Поговорим о корнях с чередованием е/и : бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а- . В остальных случаях пишется гласная е : расст и лать - расст е лить . Исключения: соч е тать, соч е тание .

3. Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Чередующиеся звуки

Примеры

Чередование гласных

о - а

покл о н - кл а няться

о - ноль звука

р о т - рта

е - ноль звука

д е нь - дня

е - о

н е су - н о сить

е - и - ноль звука

соб е ру - соб и рать - собрать

о, е - ё

в е сло - в ё сла

Чередование согласных

г - ж

бе г у - бе ж ишь

г - з

дру г - дру з ья

к - ч

пе к у - пе ч ёшь

х - ш

у х о - у ш и

з - ж

во з ить - во ж у

с - ш

но с ить - но ш у

т - ст

пле т у - пле ст и

д - ж - жд

во д ить - во ж у - во жд ение

т - ч - щ

све т - све ч а - осве щ ение

к - ц - ч

ли к - ли ц о - ли ч ный

ск - ст - щ

пу ск ать - пу ст ить - пу щ у

б - бл

лю б ить - лю бл ю

п - пл

ку п ить - ку пл ю

м - мл

уто м ить - уто мл ю

в - вл

ло в ить - ло вл ю

ф - фл

гра ф ить - гра фл ю

  • III. Восприятие и усвоение учебного материала

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни - с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но - разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире - все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов )

  • IV. Закрепление знаний, умений и навыков

1. Тренировочное упражнение.

Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

Ответ - отвечу, светить - свечу, лягу - ляжешь, привлеку - привлечёшь, сухой - суше, мазать - мажу, холст - холщовый, дробить - дроблю, лепить - леплю, ломать - сломленный, ставить - ставлю, расту - выращенный, пеку - печёшь, рыбак - рыбачий, творог - творожник, пух - пушистый, косить - кошу, близок - ближе, густой - гуще, ходить - хожу, рубить - рублю, сломить - сломлю, моряк - моряцкий, княгиня - князь, приведу - привести.

2. Распределительный диктант.

Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й - с чередующейся буквой е в корне; во 2-й - с и .

Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

3. Работа в малых группах.

1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.

Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев ) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин ) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький ) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь ) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин )

2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

Образец: сжечь - сжигать.

Зап..реть - …, разб..раться - …, расст..лать - …, соб..ру - …, зам..рать - …, разб..русь - …, зап..р - …, выч..тание - …, зам..р - …, соб..раю - …, подб..рать - …, подст..лю - …, выч..сть - …, отб..ру - … .

3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.

В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.

Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.


Корни с чередованием - тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык - потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

Чередование: что это такое

Корни с чередованием - это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг - дружба (вариативность согласных г/ж) или возить - везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

  • о - ы - у: сохнуть - усыхать - сухой;
  • о - ы(и): бой - бить; вой - выть;
  • о - е - и: мор - умереть - умираю; ожог - жечь - выжигать;
  • о - а: рост - растить.

Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день - дня; сон - о сне.

Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

Правописание зависит от ударения

Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар - загорелый; угар - подгореть; разгореться - разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть - однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец - тварь; сотворить, творение . Исключение - слово утварь .

Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение - кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница - зорька; заря - зори . Исключения - зоревать, зорянка .

Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня -плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с "ы".

Правописание зависит от последующего согласного

От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:

1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение - слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить - выращивать - выросли ; возраст - сращение - заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать - выскочка ; проскочить - проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

Правописание зависит от последующего гласного

Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) - втереть (совершенный вид).

Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е - и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

  • -бер-/-бир-: заберу - забираю; переберу - перебираю; изберу - избираю;
  • -чет-/-чит-: вычет - вычитать; почет - почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
  • -дер-/-дир-: выдернуть - выдирать; отдерешь - отдирать;
  • -стел-/-стил-: стелет - устилает; постелить - постилать;
  • -мер-/-мир-: вымереть - вымирать; умереть - умирать;
  • -жег-/-жиг-: обжечься - обжигать; зажечь - зажигать;
  • -тер-/-тир-: натереть - натирать; затереть - затирать;
  • -блест-/-блист-: заблестеть - блистать; блесна - блистательный;
  • -пер-/-пир-: отпереть - отпирать; запер - запирала.

Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание - прикоснуться; касательная - коснуться .

Правописание зависит от лексического значения

Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .

Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

Чередование согласных

Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

  • к - ч: рука - ручной;
  • х - ш: грех - грешный;
  • г - ж - з: друг - дружочек - друзья;
  • д - ж - жд: водить - вожатый - сопровождать;
  • б - бл: любовь - влюбленный;
  • п - пл: ослеп - ослепла;
  • в - вл: ловит - улавливает;
  • м - мл: кормить - кормлю.