Маркетинговая деятельность компании Sony. Компания Sony: воплощая мечты в жизнь

26 января 1921 года родился Акио Морита, один из основателей корпорации «Sony», которая начала своё существование в послевоенный 1946 год в обескровленной Второй мировой войной Японии. Бывшие коллеги – инженер Масару Ибука и Акио Морита, выпускник физического факультета, решили основать фирму. Стартовый капитал составлял 375$ по курсу тех лет.


В настоящее время холдинг «SonyGroup» включает в себя 8 операционных подразделений с разными специализациями в сегментах домашней и профессиональной электроники, продюсировании, музыкальной отрасли, банкинге и страховании.


Инженеры Sony за всю историю компании существенно обогатили рынок электроники. Среди их изобретений были и поистине инновационные. Так, первенство в разработке портативных радиоприёмников и звукозаписывающих магнитофонов, лент звукозаписи на особой магнитной пудре, принадлежит именно Sony, запустившей их в продажу в 1950-х годах.


G-прототип магнитофона для звукозаписи


Кстати сказать, именно с магнитофона начались полноценные финансовые обороты компании, создание и становление бренда «Sony» и выход на мировой рынок.

Производство всего портативного - это ещё одна идея, которую компания подарила рынку электроники. И следующий шаг в этом направлении был совершен через десяток лет, когда появился первый в мире портативный телевизор TV8-301, а в 1968 году была запущена система цветного телевидения «Тринитрон» - тоже разработка Sony. К 1971 году компания привлекла покупателей цветными видеокассетами и профессиональной цветной кассетной системой звукозаписи, которых раньше не было и в помине.


Портативный телевизор TV8-301


В 1978 году инженер компании Нобутоши Кихара воплотил в жизнь идею Акио Морита - создал портативный кассетный плеер, который поступил в магазины уже в 1979 году в версификации «SonyWalkman TPS-L2» под разными торговыми названиями, в зависимости от страны сбыта продукта. Например, в США он продавался как «Soundabout», в Швеции - «Freestyle», а в Великобритании - «Stowaway». В дальнейшем компания Sony запатентовала идею окончаний финальных торговых названий на «-man». С того периода стали полноправно появляться продукты под именами «Walkman», «Pressman», «Watchman», «Scoopman», «Discman» и «Talkman». Что касается кассетного аудиоплеера, то в общей сложности было продано 100 миллионов экземпляров по всему миру.


Кассетный аудиоплеер SonyWalkmanTPS-L2


Компакт-диски - ещё один прорыв, совершенный Sony совместно с компанией Philips в 1982 году (хотя проект был сформирован и задокументирован ещё в 1979 году).

Двумя годами позже, в ноябре 1984 года, специалистами компании был разработан первый в мире портативный плеер для дисков. В дальнейшем руководство вкладывало много ресурсов с целью уменьшить габариты аппарата, который, кстати, окупил вложения через полтора года после старта продаж.

И уже в самом начале 90-х появились первые мини-дискмэны (mini-discmans), которые недолго пользовались популярностью из-за нестандартного размера - маленькие диски производители печатали не слишком охотно.


Мини-дискмэн


В 1989 году компания выпустила на рынок GV-8 VideoWalkman - портативный видеоплеер для кассет Video 8. Диагональ дисплея составляла 3 дюйма, а время автономной работы около 45-60 минут.

1994 год был так же знаковым для корпорации: в продажу поступили игровые консоли PlayStation, получившие большой успех среди игроманов. Именно поэтому было решено развивать и модифицировать консоль в дальнейшем.

Фотографическая техника - отдельная тема. Вхождение на рынок фототехники компания начала в 1981 году, представив миру цифровую зеркальную камеру Mavica (Magnetic Video Camera), которая работала на фирменной линейке телевизионных видеокамер, собранных на базе CCD-матриц. Именно этой камерой и принципами её работы было положено начало эры современной цифровой фотографии.


Зеркальная камера Mavica, 1981 г.


Успех на рынке цифровой фототехники пришёл к компании после появления знаменитой линейки фотоаппаратов Cyber-shot, которая начала восхождение в 1996 году с версии SonyCyber-shot F1, с объективом, крутящимся на 180 градусов относительно корпуса аппарата. Снимки можно было записывать на специальную карту памяти или просматривать на дисплее и сразу удалять неудавшиеся кадры. Ничего подобного тогда ещё не существовало.

Настоящее Sony Corporation


В числе последних новинок, представленных компанией в Лас-Вегасе на Международной выставке потребительской электроники CES 2015, которая проходила с 6 по 9 января - телевизор Bravia X910C c мощным 4K-процессором X1 (система 4K Android TV), видеокамеры с разрешением 4К, экшн-камеры с поддержкой всё того же разрешения, новый плеер Walkman NW-ZX2 с новыми «фишками» для передачи качественного звука, смартфон Xperia™ Z3 с защитой от влаги. На выставке президенту Sony Corporation Кадзуо Хираи была вручена техническая премия «Эмми» за достижение высочайших стандартов в электронных технологиях.


Ну и напоследок о цифрах. По итогам II квартала 2014-2015 года общая выручка корпорации Sony составила 1,9 трлн. йен ($17,4 млрд.), что на 7,2 % выше в сравнении с прошлым годом. Убыток равен 136 млрд. йен ($1,2 млрд.). Годом ранее убыток составлял 19,6 млрд. йен.

По словам главы компании, Sony несёт убытки в основном из-за мобильного сектора, который испытывает конкурентное давление со стороны китайских производителей. Во втором квартале 2014-2015 финансового года, завершившегося 30 сентября, компания зафиксировала в мобильном подразделении убыток в 172 млрд. йен ($1,6 млрд.). Выручка SonyMobile составила 308,4 млрд. иен ($2,8 млрд.). За аналогичный период прошлого года выручка была зафиксирована на отметке 304,6 млрд. иен. Словом, дела в мобильном секторе идут у корпорации не важно, именно поэтому руководство находится на распутье: продать мобильное подразделение или искать инвесторов…

Принцип "Му"


Говоря о столь долгом существовании Sony на рынке электроники, следует заметить, что с момента основания политика компании выстраивалась особым образом, представляя собой сплав японского и западного отношения к бизнесу. Требовательность, неформальный подход к делу, строгое следование дзен-буддистскому принципу Му («неопредмечивание», «неовеществление»), максимальная гибкость и отказ от жёстких планов в менеджменте, которые могут приводить к косности и бюрократии, бонусная система поощрения сотрудников - вот что стало залогом успеха и долголетия ныне уже холдинга, со штатом в 140 900 специалистов.



Символ «му» в скорописном варианте


Конечно, за столь длительное время случались у компании и взлёты и падения. Но, тем не менее, компания Sony осталась на рынке, дала жизнь огромному количеству проектов, внедрила в производство электроники массу инноваций, многие их которых стали революционными.

С вехами истории корпорации знакомила Ирина Жукова

Корпорация Sony, мировой лидер в производстве электроники, появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, однако уже успела занять на нем весьма прочные позиции. В общем-то, это неудивительно, ведь стремительные технологические прорывы и рискованные маркетинговые ходы — обычная тактика компании, сформировавшаяся еще на заре ее деятельности.

Годом основания Sony принято считать 1946-й, когда в разбомбленном американскими самолетами Токио встретились бывшие коллеги по оборонному предприятию Акио Морита и Масару Ибука. Друзья выпили саке, поздравили друг друга с тем, что уцелели в войне, и тут же решили организовать какое-нибудь производство.

Первоначальный капитал партнеров был невелик: 84 500 иен, или 375 долларов по курсу того времени, большую часть которых Морита занял у своего отца, преуспевающего винокура. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы 7 мая на втором этаже полуразрушенного торгового центра заработала Tokyo Tsushin Kogyo — «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял 20 человек (все эти люди являлись бывшими сотрудниками все того же оборонного завода).

Акио Морита и Масару Ибука, основатели компании Sony

Первый магнитофон

Несмотря на громкое название, предприятие выпускало далеко не самые высокотехнологичные продукты: жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки, которыми приходилось торговать вразнос. На вырученные деньги Морита и Ибука скупали разнообразные иностранные электроприборы, хлынувшие в страну с приходом американских войск. Самое большое впечатление на инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой, на которую можно было записывать радиопрограммы. Быстро смекнув, что дорогая и тяжелая металлическая пластина — не самая удачная основа для магнитного покрытия, друзья задались целью разработать более совершенный носитель. В результате они додумались разрезать лист ватмана на узкие полоски и уже на них тонким слоем нанести магнитную краску. Нехитрая технология производства легкой и гибкой магнитной ленты была тут же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила первый японский магнитофон G-Type.

Первый японский магнитофон G-Type весил почти полцентнера

Сборка магнитофонов в цеху «Токийской телекоммуникационной инженерной компании», 1950-е годы

Творение оказалось сложным, громоздким и очень дорогим. Вряд ли оно получило бы распространение, если бы не неожиданный заказ из окружного суда: магнитофоны были тогда большой редкостью даже в США, и японское судебное ведомство, страдавшее от вечной нехватки стенографисток, было радо заполучить отечественные устройства для записи голоса. Продажа сразу 24 магнитофонов принесла предприятию 1 млн иен и уверенность в своих силах. В следующем году компания выпустила более совершенную модель магнитофона H, весившую всего 13 кг. Морита тут же отправил конструктора устройства Масао Курахаси в лекционное турне по стране — рассказывать о новых технологиях звукозаписи в учебных заведениях. А сам принялся убеждать чиновников из Министерства образования в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. В конце концов под напором Мориты и впечатленных новинкой учителей чиновники сдались, и компания получила очередной массовый заказ на свою продукцию. И только третья модель магнитофона, Р, стала настоящим хитом продаж без всяких государственных заказов — не в последнюю очередь благодаря привлекательной цене и существенно облегченному управлению.

Первые радиоприемники на транзисторах пользовались небывалой популярностью

Транзисторы из Америки

В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть, как налажено их производство в американских компаниях. Главным результатом этой поездки стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти полупроводниковые приборы, предназначенные для усиления электрического тока и управления им, были изобретены в Германии еще до войны, но инженеры пока смутно представляли, где именно их можно использовать. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной технике, Ибука сконструировал на их основе… невинный бытовой радиоприемник. В отличие от своих громоздких собратьев, транзисторная модель была размером с толстую книгу и могла работать не только от сети, но и на батарейках. TR-2 — такое название дали новому устройству — стал первым по-настоящему портативным радиоприемником в мире.

Презентация прототипа бытового видеомагнитофона U-matic VTR

Микротелевизор Sony TV5-303

Недорогие легкие приемники, которые можно было брать с собой куда угодно, стали пользоваться бешеной популярностью, и Ибука решил расширить сферу применения транзисторов. В 1960 году он сконструировал на их основе маленький переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а спустя пять лет появился и первый видеомагнитофон, способный записывать телепрограммы на магнитную ленту. Оба эти устройства вышли уже под новой маркой, название которой звучало кратко и благородно: Sony.

Рождение звука

«Телекоммуникационная инженерная компания» окончательно сменила свое сложное имя в 1958 году. Акио Морита, который к тому времени стал отвечать за продвижение продукции компании, не без оснований уверял: «Чтобы закрепиться на мировом рынке, нам нужно другое название — простое, короткое, легкое для произношения и запоминающееся. А вместо иероглифов нужно использовать интернациональную латиницу». Например, американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже сокращение Totsuko — а продавать в США продукт, произведенный компанией с непроизносимым названием, было бы, мягко говоря, непросто. Сначала Морита и Ибука хотели сократить имя своего детища до трех букв — TTK, но тогда неизбежно возникли бы проблемы на внутреннем рынке. Ведь TTK очень похоже на TKK — японскую железнодорожную компанию. И тогда, порывшись в словарях, друзья выудили оттуда латинское слово sonus — «звук», которое, по их мнению, идеально отражало направление деятельности фирмы. Слегка модернизировав его, Морита и Ибука придумали слово sony, которому и суждено было стать международным именем компании.

Современный логотип Sony был утвержден в 1973 году

Первые логотипы Sony, появившиеся на радиоприемниках в 1955-м, представляли собой надпись, выполненную динамично наклоненным шрифтом. Через два года шрифт заменили на более спокойный и читаемый, и с тех пор в начертании слова Sony менялась лишь толщина букв. Последний вариант логотипа, который мы сейчас видим на продукции Sony, был утвержден в 1973 году.

Привычка удивлять

В 1968 году Sony учредила свою первую дочернюю компанию за рубежом — Sony UK Ltd. в Великобритании, в 1971-м представила первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972-м получила свою первую (из пятнадцати последующих) музыкальную премию Emmy. О японской корпорации заговорили, в причинах ее успеха стали разбираться как конкуренты, так и студенты факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов.

Акио Морита представляет очередной мини-телевизор Sony, 1960-е годы

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Сам же Акио Морита основными предпосылками для столь динамичного развития называл постоянное стремление выбирать крупные цели и ставить амбициозные научно-технические задачи. В своей книге «Сделано в Японии» он приводит простую схему такой тактики: «Сцена 1: на рынке еще отсутствует ныне всем знакомый продукт (транзисторный радиоприемник, переносной телевизор, бытовой видеомагнитофон). Сцена 2: специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем нужен телевизор с малым экраном в больших комнатах американских домов? Кому понадобится видеомагнитофон при изобилии интересных и разнообразных передач, идущих по многочисленным телепрограммам?»

«Сцена 3: лидер фирмы четко объясняет философию новинки — транзисторный приемник последует за хозяином в любое место; Walkman, первый в мире карманный аудиоплеер, заменит грохот и шум большого города той музыкальной средой, которую вы выбрали сами; видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний, заставляющих всех смотреть передачи только в то время, когда они транслируются. Сцена 4: инженеры Sony берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы сбыта — оглушительный рыночный успех новинки».

Компания Sony не раз представляла передовые форматы видеозаписи. Во многом благодаря ей появилось такое понятие, как «видео с высоким разрешением»

От видео к фото

Применяя описанную Моритой тактику, к середине 1970-х Sony cтала крупнейшим мировым производителем разнообразной электроники, от мелкой бытовой техники до компьютеров и профессиональных стереосистем. Не в последнюю очередь благодаря Sony стали активно развиваться видеотехнологии, практически полностью вытеснившие кинокамеры с любительского рынка. А разработанные компанией системы видеозаписи с высоким разрешением оказали значительное влияние даже на кинематограф. Однако компания долгое время не обращала внимание на еще один прибыльный сегмент рынка — производство и продажу любительской фототехники. Это упущение было ликвидировано в 1981 году, когда Sony cовершила не просто прорыв на рынок, а настоящий переворот в фототехнике, представив цифровую зеркальную камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с появления которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. За регистрацию изображения в этом аппарате отвечал CCD-cенсор размером 10 х 12 мм, в котором умещалось 0,28 мегапикселей. Сформированные матрицей изображения сохранялись в аналоговом NTSC-видеоформате на специальном гибком магнитном диске, напоминавшем современные floppy-диски. Диск был перезаписываемым, на нем умещалось до 50 кадров, оставалось и место для звуковых комментариев.

Sony Mavica, 1981 год

Технически Mavica являлась продолжением линейки телевизионных видеокамер Sony на основе ССD-матриц, просто результатом ее работы был не видеопоток, а статичные картинки, стоп-кадры, которые можно было просматривать на экране телевизора или монитора. В остальном Mavica была полноценной зеркалкой с привычным видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы, представленные одновременно с камерой: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16-65 мм f/1.4.

Sony ProMavica MVC-2000 поставлялась только на заказ в комплекте со специальным дисководом

Наделав много шуму и записавшись в пионеры цифровой фотографии, Sony успокоилась и забыла о зеркальных фотоаппаратах на двадцать с лишним лет. В 1986 году фирма представила большую камеру ProMavica MVC-2000, оснащенную 0,38-мегапиксельным CCD-сенсором с диагональю 2/3 дюйма и великолепным несменным зум-объективом 48-288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Модель лишилась зеркала и пентапризмы, а ее конструкция, да и внешний вид, стали еще больше напоминать видеокамеру — однако это все-таки был фотоаппарат, способный отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000 с. К камере прилагался специальный портативный дисковод для магнитных дисков, облегчающий просмотр сделанных снимков на экране телевизора. Это очень интересная для своего времени модель стоимостью $3395 так и не поступила в широкую продажу, а поставлялась лишь на заказ в качестве пробного камня, с помощью которого предполагалось изучить спрос на подобные устройства.

Sony Mavica MVC-C1 и Сanon RC-250 XapShot, 1988 год

Спрос был невелик, и специалисты Sony, полагая, что время профессиональных цифровых фотоаппаратов еще не пришло, сконцентрировались на разработке более простой и дешевой потребительской модели. Результатом их усилий стало появление в 1988 году сразу двух моделей — Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica стоимостью $230 и $350 соответственно. Обе камеры оснащались матрицами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 Мп и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Снимать можно было только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было записать 25 фотографий, а модель MVC-A10 Sound Mavica к каждому снимку позволяла записать еще и десятисекундный комментарий. Камеры получились вполне жизнеспособными, но отнюдь не революционными: в том же году схожие по функциям и даже дизайну серийные модели выпустили компании Canon и Konica, а Pentax представил прототип очень похожей камеры EI.

Оптика Carl Zeiss cтояла уже на первом Cyber-shot, появившемся в 1996 году

Киберснимки

В 1996 году Sony выпустила цифровую фотокамеру весьма любопытной конструкции: модуль со встроенной вспышкой и 35-миллиметровым объективом мог поворачиваться на 180 градусов относительно основного корпуса. Это был аппарат абсолютно новой электронной формации, что подчеркивало его название — Sony Cyber-shot F1. Cнимки с разрешением 640 х 480 пикселей записывались уже не на магнитный диск, а на миниатюрную карту памяти — и главное, их можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и, если какие-то из них не понравились, тут же удалить. Эта модель стала родоначальницей знаменитого семейства камер Cyber-shot, благодаря которым компания Sony через несколько лет оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники.

2-мегапиксельная камера Cyber-shot F505 необычной конструкции стала прародительницей всех последующих «псевдозеркалок» Sony, вплоть до модели Cyber-shot R1

В 1999 году появилась серьезная модель Cyber-shot F505, у которой довольно внушительный по размерам зум-объектив Vario-Sonnar от Carl Zeiss мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. Эволюцией этого отнюдь не компактного фотоаппарата можно в какой-то степени считать все последующие «псевдозеркалки» фирмы, вплоть до 10-мегапиксельной Cyber-shot R1, выпущенной в 2005 году. Все ждали от компании, освоившей производство столь серьезных аппаратов, следующего шага — выпуска полноценной цифровой зеркальной камеры. Но предпосылкой к этому важному этапу в истории Sony послужило событие, в прямом смысле слова потрясшее весь фотомир: в феврале 2006-го компания KonicaMinolta объявила о своем уходе с фоторынка. Надо сказать, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства. Первая стала выпускать форматные камеры на Японских островах еще в XIX веке, вторая начинала с разработки среднеформатных фотосистем, аналогов немецких Rolleiflex, в 1920-х. Позже Konica сконцентрировалась на выпуске дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, тогда как Minolta активно включилась в производство зеркальных фотоаппаратов и оптики, завоевав доверие не только любителей, но и профессиональных фотографов во всем мире. А в начале 2006 года уже объединенная компания KonicaMinolta вдруг неожиданно объявляет о свертывании фотопроизводства и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony! Последнее дополнение как-то потерялось на фоне шока, испытанного многочисленными приверженцами фотосистемы Minolta. А ведь это известие означало одно: очень скоро им придется потратить немалые суммы, чтобы перейти на другую систему.

Но не успело пройти всеобщее изумление, как в июне этого же года Sony представила свою 10-мегапиксельную любительскую зеркальную камеру А100, а спустя полтора года выпустила и полупрофессиональную модель А700. В характерном угловатом дизайне и обилии разнообразных механических узлов управления новых зеркалок чувствовалось наследие Minolta. В остальном же камеры получились отнюдь не консервативными: инженеры начинили их современнейшими электронными системами, позволявшими вести успешную борьбу за самого требовательного потребителя на полях рыночных сражений. Одновременно с камерами, которые унаследовали от Minolta и тип байонета , было представлено несколько зум-объективов Sony, а также целый парк высококлассной оптики Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года. Сегодня Sony с завидной регулярностью выпускает на рынок разнообразные цифровые камеры — от изящных компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных аппаратов — и вот-вот примерит на себя лавры самого плодовитого и энергичного фотопроизводителя в мире.

Три составляющих успеха компании «Сони» – искусство управления, маркетинг и личные качества Акио Мориты.

Ключевым для «Сони» является выбор крупных целей и постановка амбициозных задач. С самого начала, руководители предприятия решили, что главная цель – это качество. Подлинным открытием было управленческое: постановка крупной, понятной всем, вплоть до рядового рабочего, цели. «Управляющие должны определять цели и стремиться к их достижению, поощряя рабочих превосходить самих себя». Это своего рода метод управления, он сплачивал коллектив единомышленников.

Компания следовала принципу: каждый новый продукт должен представлять нечто ординарное. Это позволяло уверенно конкурировать с именитыми фирмами. «Конкуренция изменила наше отношение к тому, как мы работаем». Выпуская качественную продукцию, «Сони» оттачивала конкуренто-способность для битв в международной торговле. Несмотря на некоторые издержки конкуренции, А.Морита считал, что это главный фактор развития промышленности и её технологии.

В фирме складывалась атмосфера всеобщей настроенности на решение центральной задачи, этот настрой – огромная ценность.

«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом». Высоко-квалифицированная рабочая сила в Японии подтверждает своё значение в творческой деятельности. «Мы всегда требовали от наших работников умения самостоятельно мыслить и в большей мере добивались этого». Творческая деятельность работников фирмы всячески поощрялась, для этого на предприятии создавались все условия.

Стиль управления: право младшего по должности не соглашаться со старшим, интересы дела в фирме имеют высший приоритет.

В огромной корпорации, каковой стала тенденция к бюрократизму управления.

Для А. Мориты исходным и определяющим пунктом всей рыночной стратегии является производимый его фирмой товар. По своему образованию электротехник, он способен понять скорее техническую сторону конструкции товара и в меньшей степени готовый к оценке экономических проблем. Тенденция к окостенению, бюрократизации, взаимному непониманию в таких условиях возникает совершенно неизбежно.

Менеджеры фирмы противопоставляют этому целую серию приёмов антибюрократического управления. Антибюрократический стиль управления дополняют методы, которые можно назвать имитацией структур мелкой фирмы (выделение подразделений, обладающих широчайшей самостоятельностью). Часто это создаётся путём наделения энтузиаста особыми полномочиями. Энтузиаст – это ценнейший, а нередко и единственный капитал, которым располагает фирма. Никакие методы морального или материального поощрения не способны заставить работника стремиться к цели столь же неудержимо, как это делает энтузиаст.

2. Какие, по вашему мнению, личные качества Акио Мориты – менеджера «Сони корпорейшн» способствовали успеху компании?

На мой взгляд, успеху компании «Сони» способствовали следующие личные качества Акио Мориты – искусство управления, стратегия маркетинга и общие взгляды на мировой экономический порядок, и место в нём «Сони», уверенность в себе.

3. Какие из решений, принимаемых компанией и лично Моритой, вы считаете наиболее удачными, а какие нет? Как бы вы поступили в той или иной ситуации?

В конце 50-х годов «Сони» была единственным производителем магнитофонов в Японии. И к сожалению, выпуск магнитофона был неудачным. О первых неудачах Акио вспоминает: «Магнитофон, который мы создали в 1950 году, был громоздким и тяжёлым, но он по нашему убеждению прекрасно работал и я был абсолютно уверен в том, что после всех наших трудов мы на пути к грандиозному успеху… Нас ждало горькое разочарование. Магнитофон был настолько новым товаром для Японии, что почти никто не знал, что это такое, а большинство тех, кто знал… не представляли, зачем его покупать. Люди не испытывали в нём никакой необходимости. Мы не могли его продать. Тогда я понял…чтобы продать товар, надо показать потенциальному покупателю реальную ценность того, что вы продаёте».

Решение данной проблемы– показ потенциальному показателю реальную ценность продаваемого товара.

Создавая «карманный» радиоприёмник, фирма хотела, чтобы он помещался в карман мужской рубашки. Когда это не получилось, «Сони» предпочла сшить рубашки с большими карманами, но не признать поражение.

Конечно, данное решение обошлось, вероятно, фирме в довольно крупную сумму, но фирма пошла по более легкому пути. Она не стала вкладывать средства и искать возможность технологически уменьшить размеры приемника, а выпустила рубашки с огромными карманами, вторгшись в далекую и не свойственную им деятельность – шитье одежды.

4. Согласны ли вы со стратегией компании «Сони» – «вести за собой потребителей, создавая новые продукты?»

С данной стратегией я полностью согласна. Большая часть человечества консервативна в своих предпочтениях, и не принимают нового. Не объясняя людям ценностей новшеств, эти новшества с большим трудом будут пробиваться в «массы».

5. Как вы считаете, приемлема ли в условиях современного российского бизнеса система пожизненного найма? Согласились бы вы всю жизнь проработать в одной компании?

В условиях современного российского бизнеса система пожизненного найма, на мой взгляд, не приемлема. Это обусловлено не только менталитетом российских граждан, но и общей экономической и правовой нестабильностью российского общества. Когда законы меняются чуть ли не каждый день, когда об экономической стабильности развития государства нет и речи (в данный момент можно говорить о «нефтедолларовой стабилизации» экономики), огромном влиянии государства на экономику и часто не в лучшую сторону, ни одна из российских компаний не имеет перспектив стабильного развития и долгосрочного существования.

Даже при наличии желания работник иметь постоянную, стабильную, хорошо оплачиваемую работу, компания не может дать гарантий своей прибыльности и стабильности даже в среднесрочной перспективе.

Я бы конечно согласилась договор пожизненного найма при наличии условий: хорошего заработка, интереса к работе, гарантий социальной защищенности, что в условиях российской действительности мало выполнимо.

7. Не считаете ли вы, что отношения между людьми в «Сони» слишком тесные и руководство все-таки должно соблюдать дистанцию?

Конечно, ответ и аргументация на данный вопрос можно дать довольно объемный. Но ограничусь следующим. Наличие всяческих барьеров между подчиненными и руководителям отрицательно сказываются на морально-психологическом климате предприятия. А эффективность данного стиля построения управления подтверждает более чем сорокалетний опыт работы фирмы «Сони». Когда работа тебе нравится, когда хорошо оплачивается, когда коллеги относятся лояльно и человечески, когда руководство не смотри на тебя свысока и не считает тебя лишь средством зарабатывания денег, то и тебе самой хочется работать качественно, старательно, вкладывать душу в свою работу.

7. Согласны ли вы с мнением о том, что «деньги – не единственный способ вознаграждения людей за труд»

С данным выражением полностью согласна. Деньги выступают материальным мотиватором работы человека. Но не маловажную роль играет и социальная, и административная мотивация работы человека. Социальная или моральная мотивацию основывается на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Можно также применять и административное поощрение работника – в виде благодарности, выдачи грамоты, присуждения звания «лучший работник»

Транснациональные компании Доверие в организациях Основы менеджмента Стратегическое управление турфирмой

В наши дни нельзя представить себе мировой рынок изделий бытовой радиоэлектроники без товаров японского производства. Как же функционирует современный капиталистический рынок? Каковы условия, в которых смогла

I. ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………….…3

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ФИРМЫ «СОНИ»…………… …………………………………4
II. ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА ФИРМЫ «СОНИ».
1. Искусство управления………………………………...…10
2. Маркетинг. ……………………………………………….15
3. Менеджмент. …………………………………………….18
III. МЕСТО «СОНИ» В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. …..……21
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА……………...………………………………..…..26

I. ВВЕДЕНИЕ.

7 мая 1946 года, около двадцати человек собрались в обгорелом универмаге опустошённого войной Токио, чтобы учредить новую компанию, которой суждено было превратиться в «Сони корпарейшн».
Основателям Масару Ибуке было 38 лет, Акио Морита – 25. Блестящий тандем
Акио Мориты, отвечающего за коммерческую сторону дела, и Мосару Ибуки, технического гения фирмы, превратили маленькую, никому неизвестную компанию в одну из крупнейших транснациональных корпораций мира. Более того, их усилиями была создана не просто крупная компания, а фирма-новатор. Именно
«Сони корпорейшн» первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприёмник и создала первой в мире домашний видеомагнитофон.

В наши дни нельзя представить себе мировой рынок изделий бытовой радиоэлектроники без товаров японского производства. Как же функционирует современный капиталистический рынок? Каковы условия, в которых смогла возникнуть и очень успешно развить свою деятельность фирма «Сони», за счёт чего удалось в сравнительно короткие сроки занять лидирующее положение на мировом рынке? Каковы перспективы этой промышленности?

Ответы на эти вопросы даёт основатель фирмы «Сони» Акио Морита в своей книге «Сделано в Японии». Он выделяет наиболее характерные черты японского подхода к организации управления компанией, сопоставляет их с практикой управления в других капиталистических странах, приводит достаточно полный портрет японского бизнесмена, излагает причины высокой конкурентоспособности японской электронной промышленности, рассматривая принципы формирования технической политики японских компаний на примере
«Сони корпорейшн».

В данной работе анализируется и обобщается успех фирмы «Сони» по книге Акио Мориты «Сделано в Японии». Приводимые в работе цитаты – это высказывания предпринимателя из его книги, поэтому в ссылке будет указываться лишь страница.

II. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИРМЫ «СОНИ».

В своём стремительном развитии «Сони корпорейшн» прошла три важнейшие стадии мелкого производителя, специализированной компании и крупнейшей монополии. Фирмы всех этих типов постоянно действуют на капиталистическом рынке и выполняют важные функции.

Трудно представить сейчас, что Япония когда-то в своём индустриальном развитии отставала от развитых стран мира. А. Морита ещё во время войны задумывался над этим состоянием Японии, и размышлял, какой вклад мог бы внести в научно-техническое развитие он сам. Однако, какого было отставание Японии он даже не подозревал. «Когда я впервые услышал об атомной бомбардировке Хиросимы, меня поразило, что индустриальная мощь
Америки оказалась больше, чем мы предполагали, просто несоизмеримо больше».1) Отец Акио был бизнесмен, имел фирму по изготовлению знаменитого
«Саке». Но сын не пошёл по стопам отца, он учился в Токийском университете, вёл научные исследования в оптической лаборатории. Во время войны служил в армии на станции Йогамы, где работали над прибором теплового слежения.
После капитуляции Японии в 1946 году, А. Морита со своим другом М. Ибуки на совместные капиталы в 500 долларов, создали компанию по переделке радиоприёмников, которая положила начало фирме «Сони». Первый транзисторный приёмник, созданный «Сони» в 1955 г. не мог конкурировать с бархатным тембром стационарных «филипсов». Мало кто мог предвидеть будущее этого предприятия, страдавшего от нехватки финансовых ресурсов, не имевшего привлекательных товаров в своей производственной программе и постоянно опасавшегося вытеснения с рынка более мощными конкурентами. Именитые радиотехнические фирмы отнеслись к нему как к курьёзу. Огромный финансовый и технический потенциал не был приведён в действие, накопленный опыт инженеров не был использован. Новичку дали возможность закрепиться на рынке. Цена этой ошибки – становление мощной «Сони корпорейшн».

Тысячи компаний и, по сей день, существуют в таких незавидных условиях. Тем не менее, их число не уменьшаются, а в последние годы даже растёт. Мелкие предприятия представляют самый крупный сектор экономики.
Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально.
Небольшие компании рассматриваются как придаток монополии, полностью зависят от интересов и целей крупнейших корпораций. Для отдельной небольшой фирмы столкновение с монополией чаще всего кончается гибелью, за 5-7 лет вся совокупность мелких компаний практически полностью обновляется.

Для мелкого бизнеса, как правило, есть две принципиально-возможные линии поведения. Первая, связана с выбором такой сферы деятельности, в которой минимален эффективный размер предприятия (например, парикмахерская, где успех зависит от мастерства персонала, а не от его численности).

Предоставленная своей судьбе, мелкая фирма первого типа может существовать долго, успешно конкурируя с крупными монополиями, но почти обязательно останется мелкой.

Другой путь развития связан с так называемой «нишевой» специализацией. Оставаясь небольшой по своим размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальной продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Найти свою «нишу» достаточно трудно. В основе успешной «нишевой» стратегии лежит технологическое превосходство над конкурентами. В этом случае мелкая фирма становится незаменимой. Именно к ней обращаются, чтобы получить товар особо высокого качества. «Как новая компания мы должны были создать собственную нишу на японском рынке»1).
Развитие фирмы «Сони» началось тогда, когда её создатели поняли, что они не способны конкурировать, и избрали линию на производство таких вещей, которые ни одна фирма не делала до того.

Выгодное положение способствует росту предприятия и превращению его в специализированную компанию. В конце 50-х годов «Сони» была единственным производителем магнитофонов в Японии. Начал складываться тот дух фирмы – новатора, которым впоследствии так гордилась корпорация.

Это свидетельствовало о крупных успехах фирмы. В новом качестве перед компанией открывались недоступные ей прежде перспективы стабильного и долговременного роста. Специализированные фирмы являются на своём рынке мини-монополиями: ведь кроме них никто ничего подобного не производит. Они легко справляются со своими проблемами, тем не менее, в истории «Сони» именно этот этап был наиболее опасным. Такая фирма является идеальным объектом поглощения крупными монополиями, захват «Сони» электротехническим гигантом, был бы головокружительной удачей, сколь бы не пришлось тогда заплатить за ещё небольшую фирму. Будущий успех «Сони» уже был предопределён её прорывом в технологической области. Избрав другой путь,
«Сони» не стала жертвой захвата.

В 1960 г. была образована «Сони корпорейшн оф Америка» – зримое выражения выхода на мировой рынок. При этом компания решительно шла по пути специализации. Её лицо – потребительская электроника. К этому толкал поразительный успех её продуктов, каждый раз создававший рынок товаров массового спроса. При всех своих достоинствах «нишевая» стратегия имеет встроенный недостаток: ограниченность размера «ниши», т.е. рынка, на котором работает компания. За пределами своей «ниши» компания не имеет привычных преимуществ, это ставит фирму перед выбором. Можно сохранить свою производственную программу, но отказаться от дальнейшего роста, либо освоить новые товары. Возрастает интерес международной корпорации, многие предпочитают влиться на выгодных условиях в мощную корпорацию, а не обрекать фирму на застой ради сохранения самостоятельности.

«Сони» избрала другой путь. В начале через год, затем через полгода, а в последнее время, через несколько месяцев создавался новый рынок товаров массового спроса. Компания должна была проводить в жизнь наступательную стратегию: открывать новые рынки и захватывать на них максимальную долю. О таких корпорациях говорят, что они «просто вынуждены были стать гигантами».

Массовое серийное производство предполагает господство на рынке крупных монополий. «Сони» представляет наиболее яркое проявление этой закономерности. Большими сериями «Сони» изготавливает сравнительно узкий набор продуктов, что помогает «обкатать» изделие, избавить его от конструктивных недостатков и продавать качественный товар по умеренным ценам. Сравнительно небольшая группа гигантских корпораций не утрачивает способности к быстрому росту. Стремление «Сони» полностью использовать выгоды заставляет «Сони» долгие годы занимать именно такую позицию на мировом рынке.

В конце 60-х – начале 70-х годов «Сони» уверенно занимает одно из первых мест среди производителей бытовой электроники. Некогда молодая и динамичная фирма завершила своё превращение в крупнейшую монополию

III. ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА ФИРМЫ «СОНИ».

1. Искусство управления.

История феноменального успеха фирмы «Сони» наводит на определённые мысли. Во-первых, «Сони» развивалась чрезвычайно быстро, но путь, который она проделала, является стандартным путём. Во-вторых: технологические и организационные нововведения сказываются на общем уровне хозяйства. В- третьих: выявляется роль нововведений, как важного, практически единственного средства, опираясь на которое маленькая компания может превратиться в ведущую монополию. Лишь немногие оказались способными целиком пройти этот путь. Было бы наивным полагать, что можно теоретически разгадать все секреты успеха, «вычислить», почему он выпал на долю «Сони».
Но один составляющий элемент успеха буквально бросается в глаза – это личный талант руководителя фирмы. Три крупных слагаемых деятельности
А.Мориты во главе «Сони» заслуживают внимание: искусство управления, стратегия маркетинга и общие взгляды на мировой экономический порядок, и место в нём «Сони».

Акио Морита – не доктринёр. История «Сони» в его изложении представляется цепью конкретных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании на отдельных этапах развития и путей выхода из трудностей, найденных самим Моритой и его коллегами. О первых неудачах Акио вспоминает:
«Магнитофон, который мы создали в 1950 году, был громоздким и тяжёлым, но он по нашему убеждению прекрасно работал и я был абсолютно уверен в том, что после всех наших трудов мы на пути к грандиозному успеху… Нас ждало горькое разочарование. Магнитофон был настолько новым товаром для Японии, что почти никто не знал, что это такое, а большинство тех, кто знал… не представляли, зачем его покупать. Люди не испытывали в нём никакой необходимости. Мы не могли его продать. Тогда я понял…чтобы продать товар, надо показать потенциальному покупателю реальную ценность того, что вы продаёте»1).

Ключевым для «Сони» является выбор крупных целей и постановка амбициозных задач. С самого начала, руководители предприятия решили, что главная цель – это качество. Подлинным открытием было управленческое: постановка крупной, понятной всем, вплоть до рядового рабочего, цели.
«Управляющие должны определять цели и стремиться к их достижению, поощряя рабочих превосходить самих себя».2) Это своего рода метод управления, он сплачивал коллектив единомышленников.

Найти подход к потребителям, которые смотрят одни и те же телевизоры, читают одни и те же газеты легко. Удовлетворить их трудно.
Поэтому с первых шагов "Сони" включилась в борьбу за деньги потребителей.
Использовались разнообразные средства, в том числе и почти театральные.
Создавая «карманный» радиоприёмник, фирма хотела, чтобы он помещался в карман мужской рубашки. Когда это не получилось, «Сони» предпочла сшить рубашки с большими карманами, но не признать поражение.

Компания следовала принципу: каждый новый продукт должен представлять нечто ординарное. Это позволяло уверенно конкурировать с именитыми фирмами. «Конкуренция изменила наше отношение к тому, как мы работаем»1). Выпуская качественную продукцию, «Сони» оттачивала конкуренто- способность для битв в международной торговле. Несмотря на некоторые издержки конкуренции, А.Морита считал, что это главный фактор развития промышленности и её технологии. В фирме складывалась атмосфера всеобщей настроенности на решение центральной задачи, этот настрой – огромная ценность.

Новое направление руководства фирмой обозначилось в сокращении сроков выпуска продукции. Выпуск новых моделей сократился с двух лет до полгода, а нередко и чаще. Компания не давала возможности копировать свою продукцию другим фирмам, и тем самым завоёвывала рынок.

«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом»1). Высоко-квалифицированная рабочая сила в Японии подтверждает своё значение в творческой деятельности. «Мы всегда требовали от наших работников умения самостоятельно мыслить и в большей мере добивались этого».2) Творческая деятельность работников фирмы всячески поощрялась, для этого на предприятии создавались все условия.

Стиль управления: право младшего по должности не соглашаться со старшим, интересы дела в фирме имеют высший приоритет. Анализируя этот опыт, можно сконцентрировать внимание на технической стороне достижений.
Она бесспорна, но не является основной. В конце концов, и транзисторный приёмник и телевизор, и видеомагнитофон изобретены не «Сони». Компания лишь чрезвычайно удачно развила уже известные технические идеи. Не главное здесь было и маркетинговое решение.

Понять, что все перечисленные товары нужны людям и поэтому их ждёт блестящая рыночная судьба, безусловно, могли только талантливые люди.

Однако не всё так гладко в Японии. В 1961 г. в день 15 годовщины компании «Сони» состоялась крупнейшая забастовка. Левые потребовали введение закрытого цеха, то есть приёма на работу только членов профсоюза. А.Морита не пошёл на уступки, принял очень крутые меры. Он демонстративно праздновал торжество по случаю основания компании, профсоюз вынужден был отказаться от забастовки. В этом также проявился стиль руководителя, как человека целеустремлённого и ради цели готового на всё.
«Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что отношения между рабочими и администрацией в Японии всегда хорошие. Забастовки происходят в Японии почти каждый день, хотя, конечно, кратковременные и демонстранты выдвигают свои требования. Но число дней, потерянных в результате трудовых конфликтов теперь уменьшается».1)

2. Маркетинг.

В теории маркетинга выделяют пять основных компонентов: сам продукт, сбытовая сеть, реклама, связи с общественностью, цены. Опыт послевоенного периода Японии, отчётливо показывает, что среди них нет второстепенных. Недостаточно изготовить качественный товар, если столь же хорошо не будет подготовлен его выход на рынок. «Уже из своего первого опыта продажи магнитофонов я пришёл к пониманию того, что маркетинг – это по существу форма общения».

То, что М.Ибука и А.Морита сначала запустили в производство первый в Японии магнитофон, а потом начали искать, кому и для каких целей он может быть нужен, сточки зрения теории маркетинга представляло грубую ошибку. Выбор сбытовых агентов, неоднократно кончавшийся необходимостью судится, не может оцениваться как победа в сфере маркетинга. Но самое интересное состоит в том, что во всех случаях «неправильным» действиям предпринимателя сопутствовал успех.

Компания «Сони» во многом похожа на своего главу, действует успешно, хотя и нарушает, чуть ли не все, модные рецепты процветания.
Практически не диверсифицированная, долго не искавшая «внешнего роста» она резко выделяется на фоне прочих компаний. Она отказалась от большинства приёмов обеспечения своего положения, кроме тех из них, которые относятся непосредственно к товару (новизна – качество – низкая себестоимость).

Эффективная сбытовая сеть, действенная реклама, общий благоприятный образ компании, сложившийся у покупателя, являются важными предпосылками успеха. Чтобы не быть захваченным крупной монополией, агрессивному новичку, каким долгие годы была «Сони», надо иметь козыри, связанные с самим товаром. Этот этап остался для «Сони» в прошлом.

Опыт А.Мориты свидетельствует, что не только сверхрафицированные методы современного маркетинга ведут к успеху.
Жизнеспособна и старая индустриальная традиция, требующая от предпринимателя сосредоточения всех ресурсов на достижение превосходства над конкурентами в сфере основного производства фирмы. Предприятия не должны быть универсальными, изготавливать товары и на экспорт и для внутреннего потребления. Нужно производство чисто экспортной ориентации.

В последнее время многие фирмы занимаются только маркетингом, сбывают под своими товарными знаками чужую продукцию. А.Мориту подобная практика возмущает. Но это («оболочная корпорация») реальность, во-первых, и во-вторых свидетельствует о резком возрастании роли маркетинга. Сам по себе, даже вне связи с производством, он оказывается способен составить основу прибыльного бизнеса.

Для А. Мориты исходным и определяющим пунктом всей рыночной стратегии является производимый его фирмой товар. По своему образованию электротехник, он способен понять скорее техническую сторону конструкции товара и в меньшей степени готовый к оценке экономических проблем.

3. Менеджмент.

Современная «Сони корпорейшн» представляет собой гигантский организм. Она велика по размерам, сложна по структуре, действует практически во всех странах мира и управляется интернациональным коллективом менеджеров. Тенденция к окостенению, бюрократизации, взаимному непониманию в таких условиях возникает совершенно неизбежно.

Менеджеры фирмы противопоставляют этому целую серию приёмов антибюрократического управления. Антибюрократический стиль управления дополняют методы, которые можно назвать имитацией структур мелкой фирмы
(выделение подразделений, обладающих широчайшей самостоятельностью). Часто это создаётся путём наделения энтузиаста особыми полномочиями. Энтузиаст – это ценнейший, а нередко и единственный капитал, которым располагает фирма.
Никакие методы морального или материального поощрения не способны заставить работника стремиться к цели столь же неудержимо, как это делает энтузиаст.

Гигантская «Сони» не только не отторгает энтузиаста, но именно ему поручает возглавить соответствующий проект. В книге А. Мориты можно найти целый ряд таких примеров. Успехи самого Мориты в этом качестве или профессионального музыканта Н.Охги, создавшего уникальную службу музыкальной экспертизы товаров, выпускаемых «Сони» – лишь немногие факты, подтверждающие продуктивность этого пути.

Ещё одним лекарством, используемым «Сони» от внутрифирменного бюрократизма, является воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи. «Самая важная задача японского менеджмента состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации, как к родной семье; сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба».

Когда та или иная идея проходит через систему «Сони», её автор продолжает нести ответственность за содействие в её осуществлении: техническим специалистам, проектировщикам, производственникам, сбытовикам.
И доводит её до логического конца, будь это технологический процесс или новый товар, который поступит на рынок. Таким образом, дух семейного предприятия по-прежнему преобладает.

Чувствуя заботу о себе (А.Морита приводит многочисленные примеры её проявления) рядовой работник не ведёт себя отчуждённо по отношению к компании. «У лучших японских компаний нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Никакая программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди». В итоге вопросы внутри самой фирмы решаются легко и просто на базе человеческих отношений, а за пределами обеспечить интересы «Сони» призвана маркетинговая политика.

«Сони» сознательно отказалась от составления жёстких планов.
Должностное лицо «Сони» обязано действовать по обстановке, не упуская неожиданные выгоды. Менеджер, стремящийся в своей деятельности к максимальной гибкости, не может быть бюрократом, а фирма, в которой он работает, получает шанс избежать окостенения, несмотря на свои огромные размеры.

“Управление предприятием – мнеджмент- это не диктатура. Высшее руководство компании должно обладать способностью управлять людьми, ведя их за собой. Мы постоянно ищем способных людей,обладающих такими качествами”.1)

IV.МЕСТО ФИРМЫ»СОНИ» В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ..

Самобытный А.Морита в своих рассуждениях о мировой экономике придерживается типичных для японских бизнесменов взглядов. Центром, вокруг которого вращаются представления А.Мориты о современном мире, является взгляд на Японию как на особую, процветающую, вызывающую зависть страну.
Достаточно заметно при этом проскальзывают нотки превосходства и даже обиды на партнёров за то, что они недооценивают его родину.

Откровенно прояпонской является и трактовка проблем свободы торговли. Конечно, «Сони корпорейшн» приходится сталкиваться с дискриминацией. А. Морита старается избегать обсуждения претензий, которые западноевропейские и американские деловые круги предъявляют Японии, в связи с нетарифными ограничениями, затруднениями прямого выхода на рынок, минуя торговые монополии и т.д. Тем не менее, размышляя о мировой экономике,
А.Морита приходит к выводам, что сегодня война из-за торговли немыслима.
Каждая страна должна быть готова к переменам, которые потребуют трудных решений. Япония переживает болезненный период перестройки, принимаются меры, которые позволяют отказаться от традиционной ориентации на экспорт. У других стран собственные проблемы, которые надо научиться решать совместно, чтобы мировая экономическая система могла приспособиться к новым реальностям и стать более справедливой. «В сегодняшнем быстроменяющемся и взаимозависимом мире мы должны искать пути, чтобы лучше познакомиться друг с другом; нам нужно говорить друг с другом; обмениваться мнениями, а также пытаться понять друг друга». 1)

Определить, кто прав во всей совокупности ситуаций, практически невозможно. Видимо, большая или меньшая доля протекционизма всё же нужна капиталистическим странам в тех сферах, где они сильно уступают конкурентам. И приверженность современной Японии принципам «открытой экономики» следует выводить не столько из демократических традиций страны или заботы об общем благе «свободного мира», сколько из теперешней силы её хозяйства и заинтересованности в связях с другими капиталистическими странами. Положение японского бизнеса в системе мирохозяйственных связей капиталистических стран достаточно специфично. Япония – лучший партнёр
Америки, она просто не может обойтись без США, потому что США это крупнейший поставщик сырья.

Многолетняя экспортная экспансия, а в последние годы и перенесение значительной части производства за рубеж, не только свидетельствует об успехах японских фирм. Те же достижения сделали компании
Страны восходящего солнца не уязвимыми по отношению к ограничительным мерам других капиталистических стран, и одновременно, озлобили многих конкурентов.

Поэтому естественно, что недовольство протекционизмом Запада ни в коей мере не служит для А.Мориты основанием призывать к свёртыванию экспансии «Сони» в этом направлении. Трудно ожидать, чтобы рассуждая о высоких материях политики и экономики, он хоть на минуту упустил из виду интересы «Сони корпорейшн».

«Когда я думаю о следующем веке, меня поражает мысль о том, что мы работаем как раз над такими технологиями, которые наиболее перспективны как средства обеспечения выживания человечества. Области, которые как полагают получат наибольшее развитие, - оптоэлектроника, числовые системы, видеотехника, а также лазерная технология, это как раз наши области».1)

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Десятилетиями «Сони корпорейшн» находилась на острие научно- технического прогресса отрасли и за эти годы обогатила быт современного человека большим числом новинок. Совместно с голландским концерном «Филипс» фирма разработала и внедрила принципиально новую лазерную технологию звукозаписи. Наконец в последнее время «Сони» ближе других компаний подошла к созданию технологии телевидения с высокой чёткостью изображения, обещающего превратить домашний экран в подлинное окно в мир.

Несмотря на сложный характер развития деловой активности, «Сони» в последние годы целенаправленно усиливает своё присутствие в Европе, особенно Западной.

«Я верю в светлое будущее человечества и в то, что это будущее принесёт захватывающий технический прогресс, который обогатит жизнь всех людей на нашей планете. Лишь расширяя мировую торговлю и стимулируя рост производства, мы можем воспользоваться возможностями, открывающимися перед нами. Мы граждане свободного мира можем творить великие дела. Мы доказали это в Японии, добившись того, что слова «Сделано в Японии» воспринимаются как синоним отличной продукции». А.Морита.1)

ЛИТЕРАТУРА:

1. А.Морита. Сделано в Японии. История фирмы Сони. Перевод с английского
О.Г.Радиновой, С.В.Щегловой. Изд.группа «Прогресс», «Универс». М.1983.
1) А.Морита. Сделано в Японии. Прогресс. Универс. М. 1993. Стр.43.
1) То же, стр. 124
1) То же, стр. 104
2) То же, стр. 233
1) То же, стр. 214
2) То же, стр. 232
1) То же, стр. 203
1) То же, стр. 343
1) То же, стр. 328

-----------------------
1) То же, стр. 287

1) То же, стр. 154

Производители гаджетов

Корпорация Sony является японским мультинациональным конгломератом. Её диверсифицированный бизнес ориентирован, прежде всего, на электротехнику (телевизор, холодильники, игровые консоли), а также развлекательные и финансовые услуги. Компанию можно назвать одним из ведущих производителей электронных продуктов для потребительского и профессионального рынков. В рейтинге «Fortune Global 500» 2014 года Sony оказались на 105-м месте.

Корпорация Sony является бизнес единицей материнской компании Sony Group, ответственной за производство электроники. Четыре основных операционных сегмента – электроника (включая видеоигры, сетевые службы и медицинский бизнес), кинофильмы, музыка и финансы – делают Sony одной из самых полноценных развлекательных компаний в мире.

За разные сегменты отвечают различные подразделения. Компания Сони входит в Топ-20 лидеров по продаже полупроводников, а также является третьим по величине производителем телевизоров в мире (после и ).

Корпоративная группа Sony сосредоточена в основном на производстве электроники и финансовых услугах (например, на страховом и банковском секторе). Её основание связывают с именами Акио Мориты и Масару Ибуки.

Они выбрали название «Sony» как производное от «sonus» (переводится с латинского языка как «звук»), а также от слова «sonny», что на английском языке означает «сынки» (в начале 50-х годов в Японии «sonny boys» означало презентабельных и умных молодых людей).

Кстати, использование латинских букв в названии было весьма необычным для компании Японии. Именно Морита настаивал на таком имени, требуя, чтобы оно не было привязано к какой-либо отрасли (несмотря на то, что многие были против).

Будущий японский промышленник и соучредитель Sony, Масару Ибуки, родился в 1908 году. Он окончил Университет Васэда в 1933, после чего устроился работать в фотохимическую лабораторию, где проходили обработку киноленты. Вслед за этим судьба распорядилась так, что он поступил на службу в Императорский военно-морской флот Японии.

В то время шла Вторая мировая война, а Ибука был членом военно-морского научно-исследовательского комитета. В 1946 году он покинул лабораторию и флот, и основал мастерскую по ремонту радио.

Соучредителем нового предприятия стал Акио Морита.


При этом Масару сыграл важнейшую роль в лицензировании транзисторной технологии для Sony в 1950-е. В результате этого компания Sony стала одной из первых, кто впервые применил эту технологию в мирных целях. Ибука был президентом фирмы более двадцати лет, а затем – её председателем между 71-м и 76-м.

В 1961 он был награждён Медалью Почёта с голубой лентой, а в последующие годы – также различными орденами и званиями. У Масару была степень почётного доктора Софийского университета Токио. Он является автором книг по детской психологии и обучению.

Ибука умер в 97-м году в возрасте 89 лет. Он был посмертно награждён Большой лентой Ордена восходящего солнца.

Акио Морита, будущий японский бизнесмен и соучредитель компании Sony, родился в 1921 году в городе Нагоя. Его семья занималась изготовлением мисо, соевого соуса и саке в селении Косугая (ныне часть городе Токонома) на западном побережье полуострова Чита в префектуре Айти с 1665.

Акио был старшим из четырёх детей, и его отец обучал его для того, чтобы он мог впоследствии вести семейный бизнес. Однако Морита нашёл своё истинное призвание совсем в другом благодаря своему увлечению физикой и математикой. В 1944 году он окончил Осакский Императорский университет и получил степень в области физики.

Во время Второй мировой войны он также служил в Императорском военно-морском флоте Японии и трудился на благо научно-исследовательского комитета, где и познакомился с Масару Ибукой.


Семья Акио Морита была крупнейшим акционером компании Sony и вложила много денежных средств, поддержав её финансово на раннем этапе. В 1950 году фирма продала свой первый магнитофон в Японии; далее пришёл черёд карманного радиоприёмника. Акио Морита был инициатором многих изобретений Sony.

Именно он придумал придать радиоприёмнику «карманный» формат. В 1994 году Морита ушёл с поста председателя компании после того, как перенёс мозговое кровоизлияние. Его сменил Норио Ога. Акио Морита был автором книг о школьном обучении; также написал автобиографию.

Его наиболее скандальной работой стало соавторство с политиком С. Исихарой. В данной работе они критиковали американский мир бизнеса, и призывали японцев принять независимое положение при ведении собственных дел. Позже эти главы были удалены из английской версии книги.

Как и Ибука, Акио Морита стал обладателем различных медалей и наград, включая медаль Королевского общества искусств в 82-м году, орден «Легион почёта» два года спустя и Орден Священного Сокровища от императора Японии в 1991 году.


В 1993 Морита получил рыцарский британский орден, и так далее. Умер в 99-м году в возрасте 78 лет от пневмонии. Был посмертно награждён Большой лентой Ордена восходящего солнца.

Итак, компания Сони ведёт свою историю фактически со времён Второй мировой войны, когда познакомились два её основателя. В 1946 году Масару Ибука открыл магазин электроники в универмаге Токио, пострадавшем от бомбардировок. У новой фирмы был начальный капитал $530 и в общей сложности восемь сотрудников.

В следующем году к Масару присоединился его коллега, Акио Морита, и ими была основана компания под названием Tokyo Tsushin Kogyo.

Именно эта компания стала создателем первого японского кассетного магнитофона (модель Type-G). Летом 1955 года появился первый японский транзисторный радиоприёмник Sony TR-55. В 1958 название компании было изменено на Sony.


В 1975 Sony запустили новый формат записи видеокассет – Betamax. К сожалению, последующие годы ознаменовались печально известной «войной видеоформатов». В 80-х Sony поставляли системы Betamax для видеомагнитофонов, конкурируя с форматом VHS от JVC.

В конце концов, VHS всё же удалось стать мировым стандартом, и Sony также использовали этот формат. Тем не менее, стоит отметить следующий факт: хотя Betamax можно уже фактически считать устаревшим форматом, профессионально-ориентированный формат Betacam (его основой стал Betamax), всё ещё используется, особенно в телевизионной индустрии, хоть и в меньшей степени в связи с распространением цифровых технологий и высокого разрешения.

В 1985 году пришёл черед продуктов Handycam и формата Video8, которые стали популярными на потребительском рынке. Через два года появился новый цифровой аудиостандарт 4 mm DAT.

В 1979 фирма представила первый в мире портативный музыкальный проигрыватель Walkman, который поддерживал компактные аудиокассеты. В 2004 Sony выпустили Hi-MD. Это был формат, позволявший воспроизводить и записывать аудио на новых Hi-MD дисках объёмом 1 гигабайт.

В дополнение к этому новый формат позволял хранить компьютерные файлы – документы, видео и фотографии. Следует добавить, что компанией Sony совместно с был разработан формат S/PDIF, а также аудиосистема SACD. Впоследствии потребитель всё же отдал предпочтение компакт-дискам. К другой продукции компании Sony можно отнести дисковые хранилища и флеш-память.

Современный ассортимент корпорации Sony включает различную потребительскую электронику, в том числе портативные аудио- и видеопроигрыватели, компьютеры и так далее.

В 2011 году компания Sony, стремясь выйти на рынок планшетов, выпустила свою серию Sony Tablet под управлением Android.


С 2012 года продукты на базе этой платформы стали поступать на рынок под брендом Xperia (к ним можно было отнести и смартфоны).

Ассортимент компании также включает широкий спектр цифровых камер (в том числе модели Cyber-shot), телевизоры, полупроводники и электронные компоненты (датчики изображения, лазерные диоды, панели OLED и так далее). Произведённые датчики изображения широко используются в цифровых камерах, планшетных компьютерах и смартфонах Sony.

Компания также имеет бизнес, связанный с медициной, биотехнологиями и сферой здравоохранения. Осенью 2012 года Sony объявили о создании совместного предприятия с Olympus для разработки новых хирургических эндоскопов. В следующем году были созданы Sony Olympus Medical Solutions.

В 2014 было создано предприятие P5 (совместно с Illumina и M3) для обеспечения научно-исследовательской работы.

Компания успешно производит портативное игровое оборудование. Кстати, самой продаваемой игровой видео-консолью всех времён является PlayStation 2. В 2014 была анонсирована новая технология виртуальной реальности для PlayStation 4.

Мобильное подразделение Sony имеет штаб-квартиру в японской столице. Оно было основано осенью 2001 года как совместное предприятие с Ericsson. Компания Sony приобрела долю шведской фирмы зимой 2012 года.

В 2013 году появился флагман Xperia Z3. Смартфон работал на базе платформы Android и был оснащён 5,2-дюймовым дисплеем с разрешением Full HD. У мобильного устройства был аккумулятор ёмкостью 3100 мАч, а также корпус с высокой степенью защиты от влаги и пыли.


Ещё в начале 90-х годов Ericsson сотрудничали с General Electric в США. Они назывались Ericsson Mobile Communications. Такое имя было выбрано не случайно, и в первую очередь для того, чтобы компания была узнаваема в США. Чипы для своих телефонов Ericsson поставлял завод Philips в Нью-Мексико.

В 2000 году на этом объекте произошёл пожар, и производство оказалось приостановленным на неопределённый срок. В то время как уже наладили поставки из альтернативных источников, столкнулись с серьёзными проблемами. В течение десятилетий эта компания была на рынке мобильных устройств и сумела добиться значительных успехов.

В итоге пошли многочисленные спекуляции на тему возможной продажи мобильного подразделения, хотя сам президент Ericsson и отрицал это, отмечая, что мобильный телефон – это профильный бизнес. В то время Sony были второстепенным игроком на мировом рынке устройств, с долей менее 1%. Окончательные условия слияния двух компаний были объявлены летом 2001 года.

Стратегия объединённой компании включала в себя выпуск новых моделей с функцией цифровой фотографии, а также иными мультимедийными возможностями. Для этого Sony Ericsson специально выпустили несколько мобильных устройств с камерой и цветным экраном.

Несмотря на успех продажи новинок, совместное предприятие продолжало нести потери. В 2005 была представлена модель K750i. У аппарата была камера на 2 мегапикселя.

Примечательным устройством также стала модель W800i. Это был первый телефон из серии Walkman, способный воспроизводить музыку до 30 часов.


В 2007 был выпущен первый 5-мегапиксельный камерофон, K850i, а в следующем году – устройство с камерой на 8 мегапикселей. На выставке 2009 компания представила первый аппарат с камерой на 12 мегапикселей – Satio.

Известно, что в те годы также неоднократно становились спонсором профессиональных спортивных команд.

В 2011 году компания Sony объявила о приобретении доли шведского партнёра Ericsson за $1,47 блн. Этот выкуп был одобрен Евросоюзом в 2012. Примерно к тому же времени компания решает полностью сосредоточиться на производстве смартфонов, исключив выпуск всех других мобильных устройств.

Для поддержки игровой сферы Sony также выкупают «облачный» сервис Gaikai. Логотип Sony был заменён на новую кнопку питания, и эти изменения потребитель смог наглядно увидеть после новых мобильных устройств серии Xperia в 2013. В том же году были представлены модели Z и ZL. Далее последовали флагманы Z1 и Z2. В 2014 также был анонсирован Z3.

Начиная с 2012, вся мобильная продукция компании была выпущена в рамках линейки Xperia. В следующем году появился дизайн, известный как «OmniBalance». С 2014 года всё больше внимания уделяется изделиям высокого класса, в то время как бюджетный сегмент практически полностью игнорируется.

Компания еще принимает участие в производстве телевизоров и кинопродукции. Существует специальное подразделение под названием Sony Pictures Entertainment, а также звукозаписывающая компания Sony Music Entertainment - вторая по величине среди компаний «большой четвёрки», основой для формирования которой стало приобретение CBS Records, а также выкуп доли Bertelsmann.

Дочернее предприятие, занимающееся разработкой и изданием видеоигр, называется Online Entertainment. Еще имеется лейбл ATV Music Publishing. Интересный факт: лейбл владеет большей частью издательских прав The Beatles.