Презентация химия в повседневной жизни человека. Презентация на тему "химия и повседневная жизнь человека"

Слайд 2

Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет вне­шность людей. Но та же химия может стать и опасной для здо­ровья человека, даже смертельно опасной.

Слайд 3

Домашняя аптечка

Пероксид водорода (Н2О2) - отличный антисептик. Однако если перепутать 1-2% -ный раствор пероксида с пергидролем (30% -ным раствором), то можно получить сильные ожоги на коже, слизистых оболочках. Нашатырный спирт (водный раствор аммиака NНз) возбуждает дыхательный центр. Этим пользуются, чтобы вывести больного из состояния обморока.

Слайд 4

Аспирин, или ацетилсалициловая кислота – один из препаратов, которые применяются как жаропонижающее, противоспалительное, болеутоляющее, противоревматическое средство. Лекарство для лечения сердечнососудистой системы – это корвалол, валидол, нитроглицерин. Но помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!

Слайд 5

Моющие и чистящие средства

  • Слайд 6

    Любое моющее средство должно обладать двойной функ­цией: способностью взаимодействовать с загрязняющим веществом (чаще всего жиром) и переводить его в воду или водный раствор. Для успешной стирки и мойки совсем не обязательна обильная пена. При использовании стиральных машин обиль­ная пена даже нежелательна, а для чистки ковров и мягкой мебели она необходима. Поэтому существуют разные пенооб­разователи: стабилизаторы, усилители, разрушители пены.

    Слайд 7

    На каждой вещи, будь то рубашка, пальто, костюм или плащ, всегда есть символы. Они обозначают, как правильно стирать, гладить или сушить изделия, какие стиральные по­рошки можно использовать и какие нельзя.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Средства для борьбы с бытовыми насекомыми

    Регулярно убирая помещение, сохраняя в идеальной чис­тоте посуду, плиту, полы, белье, вы все-таки не гарантирова­ны от появления в доме вредных бытовых насекомых. Если они появились, то на помощь приходят инсектициды - средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, суспензий, аэрозолей.

    Слайд 10

    Во время обработки по­мещения нельзя принимать пищу, пить воду, курить. Окна должны быть открыты, чтобы не создавалась высокая концентрация ядовитых веществ в воздухе. Необходимо убрать все продукты и посуду. Во избежание пожара нельзя распылять содержимое аэрозольных баллончиков при открытом огне. Следует помнить, что все деревянные предметы хорошо впитывают ядохимикаты, а лакированные поверхности могут испортиться. Многие инсектициды обладают аллергенным действием. Слабость, головная боль, тошнота, зуд кожи, сыпь, астматические приступы - признаки аллергической реакции. Помещение после обработки препаратами надо хорошо проветрить, так как многие инсектициды не имеют запаха.

    Слайд 11

    Химические средства гигиены и косметики

    Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как име­ются косметические средства (лосьоны, кремы, шампуни, ге­ли для душа и др.), которые выполняют и гигиеническую функцию. К важнейшим гигиеническим средствам относят, прежде всего, мыла и моющие средства (см. выше). Здесь обратим внимание на некоторые другие средства, которые наиболее часто используют в обиходе.

    Слайд 12

    Косметические средства

    У мужчин это особенно проявлялось в склонности к татуировке, а женщины подкрашивали веки, брови, гу­бы, щеки. Естественно, что в далеком прошлом в качестве косметических средств использовали лишь природные вещества. Например, веки подкрашивали в голубой цвет тончайшей пыльцой из толченой бирюзы - минерала, а брови красили мягкими природными минералами - сурьмяным блеском.

    Слайд 13

    Слайд 14

    Косметическим средством для ногтей являются лаки. Основа лаков для ногтей представляет собой раствор нитроцеллюлозы в органических растворителях. Нитроцеллюлозу получают нитрованием целлюлозы (хлопковой или древесной) смесью азотной и серной кислот. В качестве растворителей ис­пользуют амиловый эфир уксусной кислоты, ацетон, различ­ные спирты, а также их смеси. В лак, кроме красителя, добав­ляют пластификаторы (например, касторовое масло), которые препятствуют обезжириванию ногтей и предотвращают их ломкость.

    Слайд 15

    Пудра - великолепный адсорбент влаги (в основном за счет каолина). Тонкого слоя ее вполне хватает на поглощение выделений потовых желез, работающих в обычном режиме. В жаркий день пудра закупоривает все поры и причиняет вред. Тальк придает пудре сыпучесть и скользящий эффект.

    Слайд 16

    Химия и пища

  • Слайд 17

    Слайд 18

    Вопросы!

    Вопрос 1. Отчего свекольный борщ красный? …Это объясняется тем, что красящее вещество свеклы, подобно лакмусу, сохраняет красный цвет только в кислой среде. Вопрос 2. Отчего “плавает” картофель? …обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли, удельный вес которого выше удельного веса картофеля, клубень всплывает. При доливании чистой воды раствор разбавляют и удельный вес его снова изменяется, поэтому картофель опускается на дно.

    Слайд 19

    Вопрос 3. Как зажечь кусочек сахара? ….Если насыпать на кусок сахара немного пепла от сигарет и поднести сахар к пламени, то он загорится, и будет гореть синевато-жёлтым пламенем. Здесь пепел служит катализатором. Вопрос 4. Как приготовить “шипучку”, хорошо утоляющую жажду в жаркий день? …Возьмите полстакана холодной кипячёной воды, всыпьте в него четверть чайной ложки пищевой соды и одну чайную ложку сахарного песка, добавьте немного (на кончике ножа) твёрдой лимонной кислоты или лимонного сока.

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    «Слово о пользе химии»
    Выполнила: Команда « Мечтатель» Ученики:9 класса.

    Слайд 2

    Химия и повседневная жизнь человека
    Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.

    Слайд 3

    Жизнь современного человека невозможна без химии
    Мы используем химию при производстве пищевых продуктов. Мы передвигаемся на автомобилях, металл, резина и пластик которых сделаны с использованием химических процессов. Мы используем духи, туалетную воду, мыло и дезодоранты, производство которых немыслимо без химии. Есть даже мнение, что самое возвышенное чувство человека, любовь, это набор определённых химических реакций в организме

    Слайд 4

    Химия и медицина
    Пероксид водорода - отличный антисептик. Нашатырный спирт водный раствор аммиака возбуждает дыхательный центр. Аспирин, или ацетилсалициловая кислота - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающие, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитро глицерин.

    Слайд 5

    Моющие и чистящие средства
    В настоящее время широко используется синтетические моющие средства-детергенты. Основной является синтетические поверхностно-активные вещества-ПАВ, в которых длинный углеводородный предельный радикал соединен с сульфатной или сульфонатной группой. Кроме ПАВ, в СМС входят и другие компоненты: отбеливатель, смягчитель, пенообразователи, ароматические отдушки. Из кислородосодержащих отбеливателей наиболее распространены перборат натрия и перекарбонат натрия.

    Слайд 6

    Средства для борьбы с насекомыми
    Инсектициды - средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, аэрозолей. Жилые помещения следует обрабатывать только препаратами, рекомендуемыми для этой цели. Это известные препараты: хлорофос, дихлофос, хлорофосные карандаши.

    Слайд 7

    Химические средства гигиены и косметики
    Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как имеются косметические средства (лосьон, кремы, шампуни, гели), которые выполняют гигиеническую функцию. К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства.

    Слайд 8

    Дезодоранты
    Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В аэрозольных баллонах используют сжиженные газы, температура кипения которого очень низка. Они легко переходят в газовую фазу и не только выталкивают основу из баллона, но, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли только фторхлоруглеводы.

    Слайд 9

    Косметические средства
    Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда, содержащая около 40% оксида титана. В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута. Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода. В состав красящих шампуней входят п-фенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения.

    Презентация по химии - Химия и повседневная жизнь человека

    Химия , обладая огромными возможностями, создает не виданные материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной

    Домашняя аптечка
    Пероксид водорода - отличный антисептик.
    Нашатырный спирт водный раствор аммиака возбуждает дыхательный центр.
    Аспирин, или ацетилсалициловая кислота - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающие, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство.
    Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитро глицерин.

    Моющие и чистящие средства
    В настоящее время широко используется синтетические моющие средства-детергенты. Основной является синтетические поверхностно-активные вещества-ПАВ, в которых длинный углеводородный предельный радикал соединен с сульфатной или сульфонатной группой. Кроме ПАВ, в СМС входят и другие компоненты: отбеливатель, смягчитель, пенообразователи, ароматические отдушки.
    Из кислородосодержащих отбеливателей наиболее распространены перборат натрия и перекарбонат натрия.

    Средства для борьбы с бытовыми насекомыми
    Инсектициды - средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, аэрозолей. Жилые помещения следует обрабатывать только препаратами, рекомендуемыми для этой цели. Это известные препараты: хлорофос () , дихлофос, хлорофосные карандаши.

    Химические средства гигиены и косметики
    Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как имеются косметические средства (лосьон, кремы, шампуни, гели), которые выполняют гигиеническую функцию. К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства

    Средства ухода за зубами
    Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие, пенообразующие вещества и загустители. Первые из них обеспечивают механическую очистку зубов от налета и полировку. Чаще всего в качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция, а также фосфаты кальция и полимерный метафосфата натрия

    Дезодоранты
    Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В аэрозольных баллонах используют сжиженные газы, температура кипения которого очень низка. Они легко переходят в газовую фазу и не только выталкивают основу из баллона, но, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли только фторхлоруглеводы.

    Косметические средства
    Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда, содержащая около 40% оксида титана.
    В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута.
    Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода.
    В состав красящих шампуней входят п-фенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения.

    Химия и пища
    Человек-единственное существо на Земле, которое практически всю свою пищу подвергает химической или термической обработке

    Скачать Презентация по химии - Химия и повседневная жизнь человека

    Дата публикации: 31.10.2010 04:17 UTC

    Теги: :: :: :: :: :.

    Конспект урока химии

    2 курс на тему

    «Химия и повседневная жизнь человека»

    Цель:

    Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности на примере химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.

    Задачи:

    обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;

    развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;

    формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;

    создание комфортных условий с учетом индивидуальных психических особенностей обучающихся и индивидуального темпа работы, организация самостоятельной работы учащихся со справочным материалом и другими информационными ресурсами, формирование навыков здорового образа жизни.

    Ход урока .

    1 . Организационный момент, постановка цели урока

    Наш сегодняшний урок посвящен теме «Химия и повседневная жизнь человека». В любой отрасли человеческой деятельности, следовательно, в любой профессиональной деятельности, связанной с материальным миром, мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Именно с этой целью мы проводим этот урок, и, надеюсь, он будет интересен и полезен также тем, кто считает химию скучным, бесполезным для себя школьным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека

    Как сказал М.В. Ломоносов «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И это действительно так. Объять необъятное невозможно, поэтому мы разобьем обозначенную проблему на несколько тем,

    Рано утром мы встаем и отправляемся умываться и приводить себя в порядок, поэтому первая тема - «Гигиена и косметика»

    Затем мы бежим на кухню завтракать, вторая тема - «Химия и пища».

    Ну и конечно, никто не станет спорить, что именно в «Домашней аптечке» находится квинтэссенция того, что даже бабушки называют словом «Химия».

    И на сегодняшнем уроке мы обсудим только эти три темы. Кроме того, приближается священная для нас дата – 65-летие Великой Победы. Эта Победа досталась нашему народу очень нелегко. Цена Победы - это многие миллионы человеческих жизней, это боль, это страдание, это великий подвиг не только солдат, но и тех, кто оставался в тылу. Свой вклад во всеобщее дело Победы внесла и химия. Мы не будем сегодня говорить о выплавке металла, изготовлении пороха и т.д. – это и так очевидно. А вот как и какие вещества помогали жить и выживать в те трудные годы – на эту тему вам будут предложены дополнительные задания. В зависимости от того, насколько плотно мы сегодня поработаем, вы выполните их в классе, или они станут для вас домашними.

    Итак, начнем.

    2. Основной этап – презентация информационных проектов.

    Вы пришли на урок не только с багажом теоретических знаний, полученных за четыре года на наших уроках, некоторые из вас именно к этим темам готовили информационные проекты, поэтому вам и первое слово.

    1 проект «Гигиена и косметика»

    После каждого проекта озвучиваются задания, они же представляются на слайде, и на распечатках для каждого.

    Задание №1 –Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций.

    2 проект «Химия и пища»

    Какой была война, живущим сегодня, к счастью, трудно представить. Но даже в те тяжелые времена жизнь не останавливалась.

    Из воспоминаний Ирины Ивановны Коршуновой, отличника просвещения СССР и РСФСР, жительницы блокадного Ленинграда: «Мне часто снятся по ночам 125 блокадных граммов хлеба с огнем и кровью пополам. Этот кусочек для нас был на вес золота, белый-белый - его пекли из отрубей и бумаги. Хлеб до сих пор остается для меня святыней»

    Задание № 2 – Рассчитайте, какую долю от суточной потребности в энергии для взрослого человека (средняя норма 3000 калорий) составляла блокадный паек хлеба массой 125 г, если его энергетическая ценность равна 200 калориям на 100 г.

    3 проект - «Домашняя аптечка»

    В годы ВОВ многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, - густая вязкая жидкость - оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского». Академик А. В. Палладий синтезировал средства для остановки кровотечения. Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон - препарат для свертывания крови. В СССР первый пенициллин был получен З.В. Ермольевой в 1942 году. Разработка методов биологического синтеза пенициллина в массовых масштабах, его выделения и очистки, выяснение химической природы, изготовление лекарственных препаратов создали условия для медицинского применения антибиотиков. В годы войны пенициллин применялся для лечения осложнённых инфицированных ран и спас жизни многим советским воинам.

    Задание № 3 - В годы Великой Отечественной войны для лечения раненых использовался раствор 0, 018г пенициллина (С 16 Н 18 N 2 O 4 S) в 1 л раствора глюкозы (плотность равна 1 г/мл). Рассчитайте молярную концентрацию (С, в молях на литр) такого раствора.

    3. Подведение итогов

    Наш разговор подошел к завершению. На следующих уроках мы продолжим обсуждение вопросов о значении химии в современном мире, ну а сейчас в качестве рефлексии сегодняшнего урока я попрошу вас обсудить следующий проблемный вопрос «Наука Химия приносит человеку больше пользы, чем вреда?» У вас на рабочих листах есть два поля – «Аргументы «за» и «Аргументы «против». Приведите не менее трех аргументов в каждом поле. Можете обсудить это в парах, а затем поговорим вместе.

    Работа в парах, индивидуальная – по выбору учащихся.

    Общее обсуждение – высказывают свое мнение все учащиеся

    Что же более весомо - «Аргументы «за» или «Аргументы «против»?

    На доске – высказывания:

    Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее - истина. (Грове Уильям)

    Материальные успехи, которыми человечество обязано науке, - еще наименьшее из благ, являющихся результатом ее деятельности: она предъявляет законные права на область несравненно более обширную, на область нравственную и социальную. (Бертло Пьер Эжен Марсельен)

    Итак, я думаю, что сегодня каждый из вас убедился, что химия как наука, а также вещества, их взаимодействия, явления, сопровождающие эти взаимодействия, не просто приносят пользу человеку, но являются неотъемлемой частью повседневной жизни.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Каждый день мы совершаем обычные на первый взгляд действия: солим еду, пишем на доске мелом, кипятим воду. Но на самом деле мы производим химические действия с различными химическими веществами!

    Cлайд 4

    Поваренная соль - хлорид натрия NaCl недаром служит важным компонентом пищи. Это вещество в растворенном состоянии входит в состав крови и межклеточной жидкости. При сильных кровотечениях объем циркулирующей крови восполняют так называемым изотоническим раствором - 0,9%-м раствором хлорида натрия.

    Cлайд 5

    Всем известная марганцовка (перманганат калия KMnO4) - одна из таких "загадочных натур". Тем, кто первый раз знакомится с этим веществом, оно преподносит немало сюрпризов: Перманганат калия в твердом виде - это хорошо растворимые в воде кристаллы черно-фиолетового цвета. В медицине применяют водные растворы перманганата калия различной концентрации. Для полосканий и промываний желудка при отравлениях - 0,01- 0,1%- е растворы бледно-розового цвета, для промывания ран - 0,1- 0,5%- е (розовые), Для обработки язв и ожогов - 2-5%- е (фиолетовые). Растворы перманганата калия применяют для обработки ожогов. Поможет марганцовка и при змеином укусе.

    Cлайд 6

    Йод. Название новому элементу присвоил в 1813 году французский химик Жозеф - Луи Гей-Люссак (1778-1850) за фиолетовый цвет его паров («йодос" по-гречески значит "фиолетовый"). Иодид натрия из водорослей, взаимодействуя с серной кислотой, выделяет йод (I); одновременно образуется сернистый газ - диоксид серы SO2: 2NaI + 2H2SO4 = I2 + SO2+ Na2SO4 + 2H2O Долгое время иод не находил применения в медицине. Только в 1904 году русский военный врач Филончиков ввел в практику 5-10%-е спиртовые растворы йода для обработки ран.

    Cлайд 7

    Питьевая сода. Впервые это соединение состава NaHCO3 (гидрокарбонат натрия) получил в чистом виде французский ученый Анри-Луи Дюамель де Монсо (1700-1781). Позже химики разных стран получали это вещество, пропуская углекислый газ через водный раствор соды -- карбоната натрия. Щелочные растворы питьевой соды размягчают живые ткани, поэтому содовые полоскания горла и полости рта способствуют механическому удалению инфекции. Еще лучше использовать сода – солевые растворы с добавкой йода. Содовые ванночки (1 столовая ложка питьевой соды на 1 литр теплой воды) хороши для размягчения мозолей на руках и на ногах. Их можно делать 2-3 раза в неделю. Сухой питьевой содой обрабатывают свежие ожоги.

    Cлайд 8

    Нашатырный спирт - это водный раствор аммиака. Название "аммиак" произошло от названия оазиса Аммон и закрепилось за этим веществом после 1787 года. Аммиак, выделяющийся из нашатырного спирта, вызывает возбуждение дыхательных центров. Однако большое количество аммиака может вызвать остановку дыхания. Нашатырный спирт применяют как средство первой помощи, чтобы вывести человека из обморочного состояния.

    Cлайд 9

    Все эти вещества есть у каждого человека в аптечке. Химические соединения также есть и в организме каждого из нас, и они играют огромную роль для жизни и здоровья человека.

    Cлайд 10

    Белки В процессах обмена веществ между внешней средой и организмом ведущее место занимает обмен белков. Белки поступают в организм человека и животных с различными пищевыми продуктами, в которых содержание белка колеблется в широких пределах. Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулами. Кроме углерода, кислорода, водорода и азота в состав белков могут входить сера, фосфор и железо. Белки отличаются друг от друга числом, составом и последовательностью мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты.

    Cлайд 11

    Углеводы Углеводы (сахара) - одна из наиболее важных и распространенных групп природных органических соединений. Они составляют 80% массы сухого вещества растений и около 2% сухого вещества животных организмов. Животные и человек не способны синтезировать сахара и получают их с различными пищевыми продуктами растительного происхождения. В растениях углеводы образуются из двуокиси углерода и воды в процессе сложной реакции фотосинтеза, осуществляемой за счет солнечной энергии с участием зелёного пигмента растений - хлорофилла.

    Cлайд 12

    Жиры Жиры составляют существенную часть нашей пищи. Они содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, зерне. В любом природном жире есть: фосфатиды, стерины, витамины, пигменты и носители запаха. Обычно лишь небольшая часть жира откладывается в запас, но из-за неправильного образа жизни нарушается баланс между поступлением веществ и их расходованием, это и приводит к ожирению.