Сеул, Южная Корея – фото Сеула, достопримечательности, карта, погода, отзывы туристов.

Республика Корея Статус Особый город Кореи Регион Сеульский национальный столичный регион Внутреннее деление 25 районов Мэр Пак Вонсун История и география Основан 1394 год Первое упоминание IV век до н. э. Прежние названия Виресон, Ханян, Хансон, Кёнсон, Кэйдзё Площадь Высота центра 38 м Часовой пояс UTC+9:00 Население Население 10 063 197 человек (2015 ) Плотность 16 626,5 чел./км² Агломерация 23 480 000 человек (2015) Цифровые идентификаторы Телефонный код +82-2 seoul.go.kr

Сеу́л (кор. 서울 , Соуль - букв.: «столица») - город, столица . Образует единственный в стране город особого подчинения, разделённый на 25 самоуправляемых районов. Официальное название города - Город особого подчинения Сеул (кор. 서울특별시 Соуль-тхыкпёльси )

Население - 10,1 млн человек (2015), или 19,5 % населения страны. Образует агломерацию Сеул-Инчхон с населением 23,5 млн человек (2015), четвёртую по величине в мире. Расположен на северо-западе Республики Корея вблизи Жёлтого моря, на равнине в окружении гор, на берегах реки Ханган, в 24 км от границы с .

Главный политический, экономический и культурный центр Республики Корея. Один из ведущих финансовых центров Восточной Азии.

С 1394 года под названием Ханян - столица Кореи, с 1948 года под названием Сеул - столица Республики Корея. Во время Корейской войны город был сильно разрушен. Сохранились остатки крепостной стены с воротами, восстановлен дворцовый комплекс Кёнбоккун XIV века. Имеются объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название города

Слово Соуль происходит от древнекорейского соболь или сораболь («столица») периода Силла. Тогда это слово относили к городу , бывшей столице Силла. В ханчче кён (京) означает «столица»; этот слог встречается, например, в официальном названии административной единицы на территории Сеула в годы японского колониального правления (Кёнсон/Кэйдзё) и в названиях железных и автомобильных дорог (Кёнбусон , 경부선 - железнодорожная линия Сеул-Пусан; Кёнъин косокторо , 경인고속도로 - скоростная автодорога Сеул-Инчхон).

Китайская транскрипция

В отличие от большинства корейских географических названий, слово «Сеул» не имеет аналога на ханче, и по-китайски город называют его прежним именем (漢城/汉城 , китайское чтение - Ханьчэн , корейское - Хансон ; значение - «крепость на реке Ханган», но при желании можно трактовать и как «китайская крепость», «крепость ханьцев»). В январе 2005 года правительство города запросило изменение китайского названия города на 首爾/首尔 (Shǒu’ěr , Шоу-эр ), что является приблизительным воспроизведением корейского произношения в китайском языке (в самом корейском, однако, 首爾 читается 수이 , Су-и ). При этом 首 (шоу ) значит «первый» и «столица». Китайцы приняли это название. Это изменение касается только носителей китайского языка и не оказывает влияние на корейское название города.

История

Основная статья: История Сеула

Сеул на картине 1898 года

Первое название города - Виресон, он был столицей государства Пэкче, начиная с 370 года до н. э. Во времена Корё был известен как Хансон (漢城, «крепость на берегу реки Ханган»). Во времена династии Чосон, начавшейся в 1394 году, был столицей государства и назывался Ханян (漢陽)). В годы японского колониального правления на территории города располагалась административная единица Кёнсон (яп. 京城 , Кэйдзё), название было окончательно утверждено в независимой Корее в 1946 году.

Пэкче, одно из трёх корейских королевств, было основано в 18 году до н. э., со столицей в городе Виресон в районе современного Сеула. С тех пор сохранились развалины городских стен. Управление городом вскоре перешло от Пэкче к Корё в V веке, а затем к Силла в VI веке. В XI веке правительство Корё, завоевавшее Силла, построило крепость, известную как «Южная Столица». Когда Чосон сменила Корё, столица была перенесена в Сеул (Хансон , позднее Ханян ), где оставалась до конца правления династии.

Сеул - одна из «Мировых столиц дизайна»

Изначально город был полностью окружен крепостной стеной высотой до семи метров для защиты населения от диких животных, разбойников и вражеских армий. Затем город разросся за стены и, хотя они сейчас не существуют (кроме небольшого участка к северу от центра города), крепостные ворота существуют по сей день, самые известные из них: Намдэмун и Тондэмун. Во времена Чосон ворота открывались и закрывались каждый день под звуки больших колоколов.

Во время Корейской войны Сеул дважды переходил в руки северокорейских и китайских войск (в июне-сентябре 1950 и январе-марте 1951 годов). В результате боевых действий город был сильно разрушен. По крайней мере 191 000 построек, 55 000 жилых домов и 1000 предприятий лежало в руинах. Вдобавок, поток беженцев заполнил город, увеличив численность населения до 2,5 миллионов, большей частью бездомных. После войны Сеул был быстро восстановлен и снова стал политическим и экономическим центром страны.

По старой конституции КНДР 1948 года Сеул являлся столицей Северной Кореи. В 1988 году Сеул стал столицей XX летних Олимпийских игр, а в 2002 году - одним из мест проведения чемпионата мира по футболу.

Физико-географическая характеристика

Бои на улицах Сеула во время Корейской войны

Сеул расположен на северо-западе Республики Корея, на равнинной местности, на берегах судоходной реки Ханган.

Северная от реки часть города называется Канбук («к северу от реки») и Каннам («к югу от реки»). К Каннаму прилегает остров Ёыйдо. Среди притоков Хангана - Танчон, Чхонгечхон и другие. Исторический центр окружён горами «Нэсасан» (Четыре горы с внутренней стороны крепостной стены): Пугаксан с севера, Наксан с востока, Намсан с юга и Инвансан с запада. На расположенной вблизи исторического центра лесистой горе Намсан (Южная гора) возвышается Сеульская телевизионная башня, к которой ведёт канатная дорога. Город целиком окружают горы «Весасан» (Четыре горы с внешней стороны крепостной стены): Пукхансан (высотою до 836,5 м) с севера, Ёнмасан с востока, Кванаксан с юга и Тогянсан с запада.

В административно-территориальном отношении Сеул с четырёх сторон граничит с провинцией , а также с городом-метрополией на западе. Расстояние до Жёлтого моря по прямой составляет 15 км, до границы с - 24 км, до - 193 км.

Климат

Климат муссонный. Сеул находится на одной широте с югом ( , ), и другими тёплыми странами, тем не менее в городе отмечается устойчивая, хотя и непродолжительная мягкая зима. Средний температурный минимум января: −6,8 °C.

Лето жаркое (средняя температура августа - +25,5 °C) и очень влажное, из-за чего пот хуже испаряется и меньше охлаждает организм, поэтому жара переносится гораздо тяжелее, чем, например, в Астрахани, где схожая среднеиюльская температура, но из-за полупустынного климата воздух сухой и пот с кожи быстро испаряется. Однако сильная жара в городе бывает редко, и температура крайне редко достигает 35 °C. Этим Сеул отличается от городов с тропическим пустынным и степным климатом ( , и другие), в которых схожа среднеиюльская температура. Летом в город приходит муссон (май-сентябрь), и среднемесячное количество осадков превышает 300 мм. За сутки иногда может выпасть более 100 мм осадков, а при прохождении тайфуна - более 250 мм осадков (для сравнения: годовая норма осадков в составляет примерно 705 мм).

В остальные времена года преобладают ветры с материка, а зимой преобладает антициклониальный тип погоды. Сеул не защищён от северных ветров горами, иногда в городе температура может опускаться до −15 °C и ниже.

Климат Сеула
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 14 18,7 23,8 29,8 33 36 38,3 39,6 32,4 30 25,9 16,2 39,6
Средний максимум, °C 1,5 4,9 10,4 18 23,1 27,1 28,8 29,8 25,8 19,7 11,4 4,5 17,1
Средняя температура, °C −2,5 0,4 5,4 12,1 17,5 22,1 25 25,5 20,7 13,9 6,6 0,2 12,2
Средний минимум, °C −6,8 −4 0,8 6,9 12,4 17,7 21,7 22,1 16,3 9,1 2,2 −3,9 7,9
Абсолютный минимум, °C −23 −18 −10 −3 3 9 13 14 5 −4 −11 −20 −23
Норма осадков, мм 21 25 47 65 107 136 396 365 170 53 51 21 1455
Средняя влажность, % 60 58 58 56 63 68 78 76 69 64 62 61 64
Источник: Погода и Климат

Административное деление

Сеул разделен на 25 ку (구 - муниципальный округ, имеющий статус самоуправления), которые, в свою очередь, разделены на 522 тон (동 - административный район), 13 787 тхон и 102 796 пан .

  1. Йонсан-гу
  2. Чунгу
  3. Сондонгу
  4. Каннамгу
  5. Сочхогу
  6. Тонджакку
  7. Йондынпхогу
  8. Мапхогу
  1. Содэмунгу
  2. Чонногу
  3. Сонбукку
  4. Тондэмунгу
  5. Кванджингу
  6. Сонпхагу
  7. Кванакку
  8. Кымчхонгу
  1. Курогу
  2. Янчхонгу
  3. Кансогу
  4. Ынпхёнгу
  5. Канбукку
  6. Тобонгу
  7. Новонгу
  8. Чуннангу
  1. Кандонгу

Население

Национальный музей Кореи

Художественная галерея Ильмин

Год Количество жителей
1428 103 328
1660 200 000
1881 199 100
1890 192 900
1899 211 200
1902 196 600
1906 230 900
1910 278 958
1915 241 085
1920 250 208
1925 336 349
1930 355 426
1935 404 202
1940 930 547
Год Количество жителей
1944 947 630
1949 1 418 025
1952 648 432
1955 1 574 868
1960 2 445 402
1966 3 793 280
1970 5 433 198
1975 6 889 502
1980 8 364 379
1985 9 639 110
1990 10 612 577
1995 10 231 217
2000 9 895 972
2005 10 349 312
2015 10 063 197

Экономика

Деловой район Каннамгу

Сегодня население города - это четверть населения Южной Кореи, Сеул занимает (на 2001 год) седьмое место среди городов мира по количеству штаб-квартир корпораций, входящих в список пятисот крупнейших транснациональных корпораций по версии журнала Fortune .

Сеул - один из крупнейших промышленных и финансовых центров мира. Здесь располагаются штаб-квартиры корпораций Samsung , LG , Hyundai , Kia и SK . В Сеуле работают около 20 000 предприятий. Хотя Сеул занимает всего 0,6 % территории Республики Корея, город производит 21 % ВВП страны. Главные отрасли промышленности: торговля, машиностроение, телекоммуникации, электроника, строительство.

В Сеуле находятся штаб-квартиры многих международных компаний. Интернациональные банки Citigroup , Deutsche Bank , HSBC , Goldman Sachs , JPMorgan Chase , Barclays , Grupo Santander , UBS , Credit Suisse , UniCredit , Société Générale , Calyon , BBVA , Macquarie Group , ING Bank , State Street и Standard Chartered имеют свои филиалы в городе.

Сеул по данным The Economist Intelligence Unit в 2015 году вошёл в десятку самых дорогих городов мира.

Транспорт

Городской

Сеульский автобус

Центральный железнодорожный вокзал Сеула

Наземный вестибюль станции Йонсан

Сеульский метрополитен по объёмам пассажироперевозок занимает одно из первых мест в Азии. Девять линий метро имеют номера от 1 до 9, есть линия Чунъансон (кор. 중앙선 ), являющаяся железной дорогой, но имеющая общие станции пересадок с линиями метрополитена, и линия Пундансон (кор. 분당선 ), тоже относящаяся скорее к железной дороге, нежели к линии метрополитена. Эта линия состоит из 20 станций, но на территории города имеет лишь 8 станций. Определение количества станций метро, принадлежащих городу, является очень сложным ввиду тесного взаимодействия государственного и частного капиталов при строительстве линий метрополитена, а также в связи с тем, что сеульское метро изначально появилось как часть пригородных железных дорог (первая линия метро была всего лишь соединительным участком двух пригородных железных дорог). Девятая линия метро введена в эксплуатацию в 2009 году. Она протянулась вдоль южного берега реки Ханган и состоит из 36 станций. На схемах метрополитена линии и станции пронумерованы, что позволяет иностранцам довольно легко ориентироваться при назначении встреч на определённых станциях. Названия всех станций и вообще все указатели в метрополитене продублированы на английском языке (а названия станций имеют аналоги ханча).

До середины 1970-х гг. в деловом центре Сеула существовал и трамвайный транспорт, однако в связи с началом ввода в эксплуатацию метрополитена, а также с тем обстоятельством, что трамвайные пути занимали слишком много места на узких улочках Сеула в условиях постоянного увеличения численности автотранспорта, было принято решение ликвидировать трамвай как вид транспорта.

В городе и на междугородних маршрутах очень развит автобусный транспорт. Автобусы имеют преимущество перед частным автотранспортом и это правило соблюдается в абсолютном большинстве случаев (основные нарушители этого правила - таксисты, с которыми у водителей автобусов идёт непримиримая вражда - это замечают многие гости Сеула). Однако в связи с неуклонным ростом количества личного автотранспорта несколько лет назад серьёзно встала проблема пробок на дорогах. Проблему пробок для автобусов отчасти удалось решить благодаря инициативе будущего президента, а в то время (2007 год) ещё мэра Сеула Ли Мён Бака - на одной из центральных дорог Ханганно (кор. 한강로) от моста Ханган (кор. 한강대교) до площади сеульского вокзала были проложены специальные автобусные линии. В результате нововведения время поездки горожан из южных районов Сеула в центр города утром и из центра города вечером по этому маршруту сократилось примерно в 2,5-3 раза. Сразу же вслед за этим нововведением в других районах Сеула последовали аналогичные изменения.

Междугородный

Международный аэропорт Инчхон

Транспортный бум в Сеуле берёт начало в эпоху Корейской империи, когда были проложены первые автодороги и первая железная дорога до . С тех пор транспортная система города сильно разрослась, сделав его одним из крупнейших транспортных узлов Азии. В городе проложен метрополитен с девятью линиями, действует около 200 автобусных маршрутов и шесть больших автострад (хайвеев), соединяющих районы города и пригороды. Сеул соединяется с другими городами страны посредством Корейской скоростной железной дороги, являющейся одной из самых быстрых в мире.

Город обслуживается двумя аэропортами. Аэропорт Кимпхо долгое время был единственным в стране международным аэропортом. В марте 2001 года открылся Международный аэропорт Инчхон в городе . После этого аэропорт Кимпхо стал осуществлять только внутренние рейсы (за исключением рейсов в Токио и Шанхай). Инчхонский аэропорт входит в число крупнейших в Восточной Азии, наряду с аэропортами Гонконга и Сингапура. Оба аэропорта связаны с Сеулом скоростными автомагистралями. В 2008 году открыто железнодорожное сообщение между аэропортами Кимпхо и Инчхон, а с 2011 года оба аэропорта связаны с сеульским вокзалом.

Вузы

Корейский университет

В Сеуле располагаются самые престижные университеты страны, включая Сеульский национальный университет, университет Корё, и университет Ёнсе. Среди прочих: Университет Чунан, Университет искусств Чхуге, Университет Тонгук, Женский университет Тондок, Женский университет Токсон, Женский университет Ихва, Университет иностранных языков Хангук, Университет Хансон, Университет Ханян, Теологический университет Ханён, Университет Хоник, Университет Индок, Университет Канвун, Университет Конгук, Университет Кунмин, Корейский государственный открытый университет, Корейский государственный спортивный университет, Государственный университет искусств, Университет Кёнги, Университет Кёнхи, Университет Мёнджи, Университет Самюк, Университет Санмён, Университет Седжон, Университет Согён, Сеульский женский университет, Университет Соган, Женский университет Сонсин, Женский университет Сунмён, Университет Сунсиль, Университет Сонгюнгван, Сеульский муниципальный университет.

Культура

Парк развлечений Lotte World

Тондэмун Дизайн Плаза ночью

Большой популярностью пользуется развлекательный комплекс COEX, в котором сосредоточено огромное количество всевозможных закусочных и ресторанчиков, кинотеатров и магазинов, а также - большой подземный океанариум. В соседнем районе Сонпхагу расположен парк развлечений Lotte World , который также является очень популярным местом в городе. В связи с большим объёмом работы, проделанным правительством города для снижения загрязнения окружающей среды, воздух в городе по чистоте равен , и намного чище, чем в . В Сеуле и окружающих районах располагается шесть больших парков, включая Сеульский лес, открытый в 2005 году. Зона вокруг Сеула засажена лесополосой для защиты от загрязнения предприятиями, находящимися в провинции . Кроме того, в Сеуле находятся три больших парка развлечений: Lotte World, Seoul Land и Everland, расположенный в пригороде Йонъин. Самый посещаемый из них - Lotte World . Другие центры отдыха - это, прежде всего, олимпийский стадион и стадион чемпионата мира 2002-го года, а также публичный парк в центре города. Берег острова Йоыйдо - пожалуй, самая развитая часть городского парка реки Ханган (кор. 한강시민공원), который протянулся по обоим берегам и проходит через весь город: у берега работают корабли-рестораны, по трём маршрутам курсируют речные трамвайчики, помимо этого есть станция речного такси (перевозка осуществляется небольшими катерами, довольно быстрыми), также на берегу острова расположено большое количество коммерческих палаток, торгующих продуктами быстрого приготовления и напитками (вплоть до алкогольных), есть несколько пунктов аренды велосипедов, спортивные площадки (со штангами, турниками и т. д.), туалеты. Эта часть парка реки Ханган пользуется у горожан огромной популярностью, поскольку далеко не у всех есть время выехать с семьёй/друзьями за город или к морю даже на выходных. Огромные скопления народа наблюдаются в основном ближе к концу недели, на выходных и по праздникам. В будние дни по вечерам у берега можно встретить немало офисных работников, которые приходят отдохнуть с коллегами после окончания трудового дня. Основной контингент приезжающих сюда - молодёжь, однако часто встречаются и люди пожилого возраста.

Специально для любителей велосипедного спорта вдоль обоих берегов реки Ханган протянулись велосипедные трассы. Территория парка в данный момент (март 2009 г.) активно перестраивается городскими властями. Окончание реконструкции намечено на конец 2009 года. Почти на всём протяжении в пределах города реку Ханган (а также велосипедные дорожки и спортивные площадки) от жилых районов отгораживают скоростные автомагистрали. Для того, чтобы горожанам было удобнее добираться до берегов реки, через автомагистрали в некоторых местах уже построены, а местами ещё строятся пешеходные и велосипедные мостики.

Музеи и галереи: Национальный исторический музей, Военный мемориал, Национальный музей современного искусства, Музей оптических иллюзий (Trick Eye Museum ) на Хондэ. В пригородах: Монумент Самджондо, Намхансон, Пукхансон, Парк Намсан, Парк Сунджюн. Другие: Юксам Билдинг, Фонтан радуги, Чхонвадэ. Также в Сеуле и в его пригородах находится множество тематических парков (парков развлечений) и аквапарков: Everland , Lotte World , Seoul Land , Ocean World , Carribean Bay , Tiger World , Большой сеульский парк.

Архитектура

Согласно действующему генеральному плану Сеула до 2030 года, город имеет три главных центра: исторический центр города имеет границы Ханяна времён династии Чосон (проспект Чонно и площадь Кванхвамун), деловой центр Каннам и финансовый Ёндынпхо-Ёыйдо.

Там соседствуют древние дворцы, штаб-квартиры корпораций, современные офисные здания и гостиницы. Эта часть города находится в долине Чхонгечхон (청계천). К северу от делового центра находится гора Пукхансан, а к югу - небольшая гора Намсан. Далее на юг находятся бывшие окраины Ёнсангу и Мапогу и протекает река Ханган. На другой стороне реки, в юго-восточной части Сеула находится современный район Каннамгу и его окрестности. Здесь располагается корейский Международный Торговый Центр. На Йоыйдо, небольшом острове посреди реки Ханган, на котором в древние времена была переправа на северный берег реки, и который некогда использовался в качестве военного аэродрома, располагаются Национальная Ассамблея Республики Корея, главные теле- и радиовещательные студии и большое количество офисных зданий. Аккуратная планировка города была ключевой концепцией при его застройке начиная с XIV века. Королевские дворцы династии Чосон по сей день находятся в Сеуле. Главный императорский дворец (Кёнбоккун) восстановлен в прежнем облике. Династия Чосон построила в Сеуле «Пять больших дворцов»: Чхандоккун, Чхангёнгун, Токсугун, Кёнбоккун, Кёнхигун. Кроме того, есть один менее значимый дворец Унхёнгун. Известные храмы и гробницы: Чонмё, Тонмё, Мунмё, Чогеса, Хвагеса, Наксондэ.





Провинция Чжэцзян

Угроза обстрела Сеула артиллерией КНДР

Руководство неоднократно угрожало уничтожением Сеула в случае войны с Южной Кореей и США. Вследствие близости к границе вся территория сеульской агломерации может быть обстреляна северокорейской тяжелой артиллерией (по северным окраинам города могут работать и артиллерийские системы средних калибров). На территории КНДР вдоль ДМЗ, в непосредственной близости от сеульской агломерации, располагается несколько тысяч орудий, в том числе РСЗО и тяжелые артиллерийские системы калибром 170 и 240 миллиметров.

Нынешняя Южная Корея - страна горожан. В 2000 г. из 46.1 миллионов корейцев в городах жило 36,6 миллиона или, говоря иначе, 79,6% всего населения страны. При этом большинство тех корейцев, которые живут в сельской местности, все равно работает в городах. Доля крестьян в населении составляет лишь 8,6%. Вдобавок, Корея - страна огромной плотности населения, которая в 2000 г. составила 472 чел. на кв.км. В Российской Федерации этот показатель равен 8,5 чел. на кв.км. - ниже в 55 раз!

Корейская урбанизация началась в колониальную эпоху, но всерьез развернулась она в годы "корейского экономического чуда" - стремительного превращения Кореи из развивающейся страны в развитую. За двадцатилетие "чуда" (1965-1985) доля городского населения выросла в два раза - с 34,3% до 65,4%. Бурный рост промышленности создавал в городах постоянную потребность в рабочей силе, а механизация сельского хозяйства означала, что рабочих рук на селе требовалось все меньше и меньше. Результатом стала массовая миграция крестьян в города, которая продолжается и до настоящего времени. К 2002 г. численность населения восьми корейских городов перевалила за миллионный рубеж. В отличие от большинства стран Азии и Африки, в Корее крестьяне, пришедшие в города, не становились безработными или живущими на случайные заработки поденщиками. Практически все они быстро находили постоянную работу - ведь экономика находилась в состоянии перманентного бума, так что уровень безработицы редко был выше 3% .

Особенность корейской урбанизации - это особая роль Сеула. Фактически, "город" и "Сеул" стали в Корее синонимами. Альтернативных центров урбанизации в Южной Корее так и не возникло (возможно, свою роль тут сыграли маленькие размеры страны). Стремительный рост Сеула начался в колониальную эпоху и продолжился в годы "экономического чуда". До начала XX века на протяжении почти пяти столетий население корейской столицы оставалось сравнительно постоянным и колебалось на уровне 100-150 тысяч человек. В 1936 г. оно уже составило 727 тысяч, в 1945 г. (первый год корейской независимости) - 901 тысячу, а всего через пару лет перевалило за миллионный рубеж. В 1960 г. в городе было уже полтора миллиона жителей, в 1975 г. - 5 с половиной миллионов. Не удивительно, что только 40% населения города является коренными сеульцами, то есть людьми, родившимися в корейской столице. Тех же, у кого в Сеуле родились и отцы, вообще всего лишь 7%. Сеульцы в своём большинстве прекрасно помнят, откуда они сами или их родители пришли в этот город. Поэтому в Сеуле хорошо ощущаются и проблемы региональной политики, и конфликты между провинциями, которые в Корее очень сильны.

С 1993 г. началось уменьшение численности населения Сеула, которое продолжается и поныне. В 1993-2000 г. население корейской столицы сократилось на 9%: с 10.889 тысяч до 9.895 тысяч человек. Сокращение это объясняется в первую очередь интенсивным строительством вокруг столицы "спальных" городов-спутников, в которые сейчас переезжают многие сеульцы. Влечет их туда отчасти относительно чистый воздух и лучшая, чем в Сеуле, экологическая обстановка, но главным образом - сравнительная дешевизна жилья. Конечно, добираться до работы приходится дольше, но все "спальные" города соединены с центральным Сеулом линиями метро или городской электрички. Таким образом, численность населения "административного Сеула" сокращается, но Большой Сеул продолжает расти. Схожий процесс "ложной деурбанизации" начался и во втором по величине городе Южной Кореи - Пусане.

Картина гиперконцентрации населения, характерной для современной Южной Кореи, будет неполной, если не принимать в расчет того, что реальный Сеул заметно больше Сеула административного. Административные границы города не пересматривались почти четверть века, и в результате корейская столица давно перехлестнула через старые рубежи. Современный Сеул является центром огромного мегаполиса - т.н. "столичной зоны". Значительная часть населения "столичной зоны" и живет за пределами официальных административных границ Сеула, но на практике эти люди являются сеульцами. Вся "столичная зона" пронизана множеством дорог и линиями сеульской городской электрички, переходящей в метро, а многие из ее жителей работают или учатся в Сеуле или же, наоборот, живут в пределах административных границ столицы, а работают где-нибудь по соседству. В этой зоне, которую можно упрощенно представить как окружность диаметром около 80-100 км с центром на южной окраине Сеула, в 2000 г. жило 22 млн. чел. или 45% всего населения страны. В мире вообще мало стран со столь высокой концентрацией населения в столице и ее округе. Жители Лондона, например, составляет только 13% населения Англии, жители Токио - 10% населения Японии, жители Парижа - 4% населения Франции.

Сеул - это не только центр мегаполиса, в котором живет почти половина всех корейцев, это еще и сосредоточение всей интеллектуальной, экономической и политической жизни Кореи. С определенной долей преувеличения Корею можно сравнить с городами-государствами типа Гонконга или Сингапура. Практически все, что сколь-либо серьезно влияет на жизнь страны, происходит в Сеуле. В Сеуле находятся штаб-квартиры всех крупных концернов, все ведущие университеты и научно-исследовательские центры, там живет почти вся политическая, интеллектуальная и деловая элита. Правительственный Институт проблем градостроительства лет пять назад опубликовал свои подсчёты удельного веса Сеула в различных областях жизни страны. Их странно некруглые цифры выглядят подозрительно точно, но в целом они достаточно показательны. Итак, в соответствии с их подсчётами, в Сеуле сосредоточено 76% всего экономического потенциала страны, 92% внешнеполитического потенциала, 62% всех финансовых возможностей. В Сеуле обучается 26% всех корейских студентов, работает 41% всех корейских докторов.

В Сеуле делаются почти все карьеры, почти все состояния страны. Даже если заводы находятся где-то на периферии, штаб-квартира любой компании обязательно располагается в Сеуле. Биографии большинства генералов корейской индустрии, корейских "олигархов", очень схожи: родившись обычно где-то в провинции, все они в молодые годы приходили в Сеул делать славу и деньги, и в итоге добивались своего. Понятно, что миллионы других людей тоже приходили в Сеул, мечтая о славе и деньгах, и в итоге оставались ни с чем, но для нашей истории важно, что реализовать свои мечты будущие автомобильные короли и стальные бароны могли только в Сеуле.

Особая роль Сеула - явление не новое, Корея всегда отличалась высокой степенью централизации. В 1918 г., например, в Сеуле насчитывалось 189.153 жителя, то есть в шесть с лишним раз больше, чем в Кэсоне, который с населением в 27.659 человек был тогда вторым городом страны. Любопытно, что на третьем месте находился тогда Пхеньян (21.869), на четвертом и пятом - совершенно захолустные сейчас Санджу и Чонджу, в то время как нынешние мегаполисы Пусан, Тэгу, Кванджу занимали весьма скромные места: двенадцатое, шестое, и...тридцать шестое соответственно (население ни одного из этих нынешних городов-миллионеров не превышало тогда 10 тысяч человек). На этом фоне Сеул выделялся, пожалуй, даже еще больше, чем в наши дни, когда разрыв между ним и вторым по населению городом страны стал "всего лишь" трехкратным.

После того как Сеул в 1394 г. был провозглашен столицей страны, он играл особую роль в ее истории и во многом стал городом-символом. Не случайно, что в 1953 г., после окончания Корейской войны, правительство Ли Сын Мана вопреки всей стратегической логике предпочло вернуться в Сеул, заставив, таким образом корейских генштабистов в течение нескольких десятилетий решать задачи, которые их коллегам могут привидеться только в кошмарном сне: южнокорейской армии приходится обеспечивать защиту огромного столичного мегаполиса, который находится непосредственно у границы, в паре десятков километров от передовых позиций не просто "вероятного", а вполне реального противника. С другой стороны, символическое значение Сеула как традиционной столицы страны было таково, что по Конституции КНДР вплоть до 1972 г. Сеул считался столицей Северной Кореи (Пхеньян был лишь временным - вплоть до грядущего освобождения Юга - местопребыванием правительства)!

Сеул, как и иные корейские города, едва ли отличается четкостью планировки и продуманностью строительных решений. Скорее, наоборот: человека, привыкшего к строгим и четким линиям городов Европы, города эти поражают своей хаотичностью. Игра цен на земельные участки и форма самих этих участков оказывают на внешний облик корейской столицы, пожалуй, больше влияния, нежели все усилия архитекторов, вместе взятые. В этом ощущается, пожалуй, влияние корейской деревни, ибо для традиционного дальневосточного градостроительства, наоборот, всегда была характерна тяга к правильной планировке, четкой ориентации по сторонам света, прямым улицам.

Вплоть до самого начала "экономического чуда", то есть примерно до 1970 г., корейская столица представляла собой скопление одноэтажных домиков, часто глинобитных и, временами, с соломенными крышами. Водопровод в городе появился только в 1908 г., а первый многоэтажный жилой дом был возведен в 1961 г. По укладу своей жизни городские районы не очень отличались от поселков и каждый из них, по сути, представлял из себя своеобразную деревню. Ни уклад жизни, ни архитектура сеульского района в те годы не слишком отличались от поселковой. Не случайно в современном корейском языке слова "маыль" и "тонне", которые изначально обозначали именно деревню, применяются для обозначения городского района или квартала.

Разумеется, в Сеуле существует социальная дифференциация, есть там богатые и бедные районы. Наименее обеспеченные корейцы обычно селятся на крутых горных склонах, образуя т.н. "лунные деревни", корейский эквивалент бразильских "фавелл", хотя и куда более благоустроенный. К концу 80-х гг. канализация, водопровод и электричество были уже обязательными принадлежностями даже самого неказистого корейского городского дома. Однако во многих, если не в большинстве, районов города жилища людей самого разного достатка и самых разных вкусов хаотически перемешаны. Возможно, дело тут в том, что в Корее отсутствует один из главных факторов, который заставляют западных богачей селиться поближе друг к другу - высокая преступность в бедных районах. Уличной преступности в Сеуле практически нет, так что все районы города в равной степени безопасны в любое время дня и ночи. Поэтому порою рядом с виллой богача (три этажа, вычурная архитектура, небольшой садик с искусственным водопадом, подземные гаражи) можно увидеть лачугу ремесленника или мелкого торговца (покосившиеся глинобитные стены, ржавая водопроводная труба, используемая вместо дымохода, крыша, покрытая неровными кусками шифера).

Характерной чертой корейских городов, связанной с традициями корейской деревни, остается высокая плотность застройки. Зачастую ее объясняют дороговизной земли в Сеуле, которая, дескать, и заставляет владельцев использовать земельную площадь с максимальной эффективностью, не тратя ее "зря" на садики, пространство между домами, даже на широкие проезды. Зерно истины в этом утверждении, безусловно, имеется. Однако во многих городах Запада земля стоит немногим дешевле, чем в Южной Корее, но, тем не менее, такую плотность застройки там невозможно даже представить. В то же самое время высокая плотность застройки была всегда характерна для корейской деревни (из-за стремления наиболее рационально использовать дефицитную пахотную землю). Кажется, что бывшие крестьяне, придя в город, не столько экономили доставшиеся им земельные наделы, сколько просто копировали ту планировку, к которой они привыкли у себя дома.

Влияет плотность застройки и на дорожную сеть. В последнее время муниципальная администрация Сеула предпринимает титанические усилия по расширению городской дорожной сети и созданию скоростных внутригородских магистралей. Однако работа эта, стоящая немалых денег, пока принесла лишь скромные результаты: только некоторые центральные улицы подверглись серьезному расширению. Основная же масса корейских улочек на удивление узка. В особой степени относится это к внутриквартальным проездам, на которых с трудом могут разминуться два больших автомобиля. В районах, которые построены на горных склонах, ширина не предназначающихся для автомобилей проходов между домами может вообще сокращаться до одного-полутора метров. Поэтому в большинстве районах Сеула нет тротуаров. В часы пик переулки превращаются в некую кашу из людей, автомобилей, мопедов и ручных тележек продавцов-разносчиков. Каждый из участников движения маневрирует на свой страх и риск и не всегда удачно: по относительному количеству жертв дорожно-транспортных происшествий Корея стабильно удерживает одно из первых мест в мире.

Сеул - символ современной Кореи. По сути, современная Корея - это и есть Сеул, вся остальная территория страны играет роль национального парка, огорода и, разумеется, заводской площадки при этом мегаполисе. Скорее всего, это положение сохранится еще очень и очень долго.

Одной из самых динамично развивающихся стран Азиатского региона за последние полвека, безусловно, является Южная Корея. Город Сеул, являющийся её столицей, сосредоточил в себе около четверти всего населения государства и значительную часть её экономической мощи. К нему следует присмотреться внимательней, чтобы понять и оценить путь, пройденный им в своём развитии за несколько последних десятилетий.

Сеул, Южная Корея

Кроме всего прочего, это ещё и очень древний город. Статус столицы одного из древних корейских царств он имел ещё до нашей эры. От столь глубокой древности не сохранилось памятников материальной культуры, даже название города за пару тысячелетий успело измениться несколько раз. Но на фоне этой седой старины только интересней наблюдать тот динамичный рывок в развитии, который совершил Сеул. Южная Корея вышла в лидеры экономического роста не только Азии, но и всего индустриального мира. Многие товары корейского производства одержали победу на мировом рынке в жесточайшей конкурентной борьбе. Например, корейские автомобили и бытовая электроника известны на всех континентах. И достигнуто это за счёт природного трудолюбия корейского народа, умноженного на эффективный менеджмент и прорывные технологии в сфере электроники и точной механики. Если хочется увидеть в реальности материализованные черты недалёкого будущего, то направляться для этого следует в Сеул. Южная Корея - это зримый образ технического и Город, преобразовавшийся за полвека из захолустной азиатской трущобы в некую новую урбанистическую цивилизацию.

Сеул на глазах преображается и меняет свой облик. Его трудно будет узнать через десяток лет. Совершенно обычным делом тут является снос зданий и сооружений. Не потому, что они устарели, просто на их месте планируется возвести нечто более впечатляющее. Таков Сеул. Южная Корея неплохо отражена в зеркальных гранях небоскрёбов своей столицы. Но если здесь так легко прощаются с прошлым, что же можно сказать о достопримечательностях?

Южная Корея, Сеул. Достопримечательности столицы

С достопримечательностями здесь дело обстоит не столь уж просто. Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю, древностей в громадном городе как-то не очень много. Это обусловлено особенностями исторического развития и корейского менталитета. Не принято здесь было строить на века и тысячелетия. Деревянный город много раз в своей истории основательно горел. Даже в ходе большой между Севером и Югом в середине двадцатого века он дважды переходил из рук в руки. Но при всём при этом здесь очень даже есть на что взглянуть. Речь прежде всего идёт о шести старинных деревянных дворцах: Чхандоккун, Кёнбоккун, Токсугун, Чхангёнгун, Унхёнгун и Кёнхигун. Они тщательно отреставрированы и поддерживаются в хорошем состоянии. Это национальное историческое наследие такой республики, как Южная Корея. Сеул располагает и многими другими интересными для туристов объектами.

Один из них - древние городские ворота Намдэмун. В настоящее время они находятся на реставрации. Вообще, сфера туризма здесь только начинает набирать хорошие обороты. Путешественников из Европы и Америки тут пока значительно меньше, чем из Японии и Китая.

Полезная информация для туристов о Сеуле в Южной Корее - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Сеул - столица и крупнейший город Республики Корея, расположен на берегах реки Ханган и окружен холмами и сопками. История Сеула насчитывает много столетий. Название города менялось часто: Хансангжу, Ханъян, Янджу, Намчён (Южная столица). В 1394 г. основатель династии Ли избрал Ханъян (нынешний Сеул) столицей своего государства. В городе были сооружены дворцы, 18-километровая крепостная стена. Во время войны в Корее в середине ХХ века Сеул дважды переходил в руки северокорейских и китайских войск. В результате боевых действий город был сильно разрушен. После войны Сеул был быстро восстановлен и снова стал политическим и экономическим центром страны.

В облике Сеула переплетаются древность и современность, небоскребы и пагоды. Шедеврами древней национальной архитектуры являются Великие Южные ворота (Намдэмун) и Великие Восточные ворота (Тондэмун), некогда служившие для входа в город; их открывали и закрывали под удары колокола.

Памятниками архитектуры являются королевские дворцы Сеула. Дворец Кёнбоккун (Дворец блистательного счастья) был построен в 1394 г. В 1592 г. во время нашествия японцев он был разрушен и восстановлен лишь в 1868 г. На территории дворцового комплекса площадью 16 га расположено несколько зданий, каждое из которых имело свое предназначение: тронная палата, банкетный зал, личные покои королевской семьи. Ныне на территории дворца находятся Национальный и Этнографический музеи Кореи. Здесь же экспонируются собранные со всей страны каменные пагоды и монументы.

Дворец Чхандокун (Дворец прославленной добродетели) служил официальной резиденцией короля до 1910 г. Частью дворцового комплекса является парк Пивон («запретный»), куда раньше имели доступ только члены королевской семьи и приближенные. К восточной части парка Пивон примыкает дворец Чангён (Дворец восхитительного блаженства). Рядом с дворцом находится королевская усыпальница Чонме; в двух павильонах хранятся каменные стелы, увековечившие память о 18 корейских королях.

Большой интерес представляют буддийские храмы столицы Понгвонса, Понынса, святилище Мунме в конфуцианской академии.

Современной достопримечательностью Сеула является Золотая башня высотой 262 м, воздвигнутая на острове Йоидо. Это одно из самых высоких сооружений в Азии. На вершине башни находится смотровая площадка, с которой открывается вид на Сеул и его окрестности и Желтое море. В башне имеется аквариум, где представлено свыше 20 тыс. обитателей моря.