Стоит ли делать детям прививки? Нужны ли ребенку прививки.

Существует множество различных слухов, мифов и заблуждений по поводу прививок, которые делают грудным детям. Когда такая информация доходит до молодых родителей – это становится причиной серьезного беспокойства и даже страхов перед вакцинацией.

Часто встречается такая ситуация, когда предстоящая прививка вызывает страх, но в то же время не делать её родители не могут, так как болезнь несет серьезную потенциальную опасность для грудничка.

Вообще вопрос, делать прививки детям или нет, когда отсутствуют объективные противопоказания, большинство врачей современной медицины скорее всего назовут просто некорректным. Болезни, против которых прививают малышей, действительно опасные, и существует высокий риск заражения (гепатит, туберкулез (БЦЖ), полио, корь и др.).

Безусловно, существуют индивидуальные противопоказания, по которым некоторым детям до года нельзя вакцинироваться, или же бывают объективные причины, из-за чего прививка должна быть временно отложена. О них родители должны быть осведомлены медработниками местной поликлиники.

В чем суть вакцинации

Для предотвращения заражения смертельными болезнями (гепатит, полио, туберкулез (БЦЖ)) в медицине активно применяется метод профилактического вакцинирования. Вакцина представляет собой неживой или же «ослабленный» вирус, введение которого в организм дает возможность иммунной системе выработать к нему антитела. Формируется защита против таких болезней, как туберкулез (БЦЖ), гепатит, полио, и др.

Деткам до года в норме делают такие прививки: БЦЖ , гепатит В, АКДС, ИПВ, ОПВ, и т. д.

Нельзя вакцинироваться

В некоторых индивидуальных случаях есть определенные причины, когда делать прививки некоторым грудным детям запрещено. Это:

  1. Врожденные болезни нервной системы.
  2. Генетические патологии.

Безопасно ли вакцинировать ребенка

Сказать, что делать прививки безопасно, увы, нельзя. Часто после прививок наблюдается ряд побочных эффектов, которые можно наблюдать в течение нескольких дней:

  • боль;
  • покраснения кожи;
  • расстройство кишечника;
  • повышение температуры;
  • озноб.

Кроме того, встречаются случаи заболевания болезнью, против которой делалась прививка.

Когда бить тревогу

О возможных осложнениях обязан предупредить родителей доктор, а также объяснить, когда можно купать ребенка, нужны ли противоаллергические средства (могут посоветовать «Супрастин», «Фенистил»), как их применять и в каких случаях.

Однако незамедлительно обратиться за неотложной помощью необходимо при следующих признаках:

  1. судороги;
  2. потеря сознания;
  3. рвота;
  4. бледность, синюшность кожи;
  5. температура 39 °С;
  6. у ребенка останавливается взгляд.

Правила безопасной вакцинации

Чтобы максимально снизить вероятность проявления побочных эффектов от прививки, непосредственно перед уколом доктор обязан провести осмотр и подтвердить, что этому малышу сейчас можно ввести вакцину.

Врачи переносят вакцинирование, когда:

  • Наблюдается острое течение респираторной инфекции.
  • После ОРВИ.
  • Малыш болен или же недавно переболел кишечной инфекцией.
  • Обострение хронического заболевания.
  • Повышение температуры тела.
  • Дерматит.
  • Объективные противопоказания, по которым делать прививки ребенку до года нельзя.

После восстановления защитных сил детского организма можно прививаться, соблюдая график.

Это делаем, а это – нет

Профилактические прививки грудным детям до года делают не хаотично. Существует так называемый календарь прививок .

Для каждого возраста наступает период очередной инъекции. Календарь прививок продиктован возрастными особенностями детей.

БЦЖ и прививку от гепатита делают перед выпиской из роддома. Новорожденных детей прививают практически сразу после рождения, так как гепатит и туберкулез (БЦЖ)на территории нашего проживания имеют масштаб эпидемии.

После выписки из роддома нет никакой гарантии, что ребенок не вдохнет туберкулезную палочку в лифте или на лестничной площадке.

Уход за ребенком после вакцинации

  1. Проветриваем помещение.
  2. Влажная уборка 2-3 раза в день.
  3. Обильное питье.
  4. Прием жаропонижающих средств (варианты: «Парацетамол», «Ибупрофен»).
  5. Прием антигистаминных средств («Супрастин»).
  6. Если у ребенка нет жара – прогулки на свежем воздухе.
  7. Не допускать физическую нагрузку.
  8. Здоровый сон.
  9. Не перегружать ЖКТ ребенка.
  10. Купать, как правило, можно уже на 3-4-е сутки.
  11. Нельзя мочить место укола первые трое суток, поэтому купать ребенка нужно под проточной водой или обтирать мокрой губкой.

Побочные проявления прививки против дифтерии, столбняка и коклюша

Когда родитель ведет свое чадо на прививку АКДС, доктор обязан уведомить его о возможных побочных реакциях:

  • Повышение температуры тела, которая у некоторых деток может вызвать так называемые фебрильные судороги. Во избежание этого обычно назначают профилактическую дозу жаропонижающего средства.
  • Часто детки после АКДС испытывают общую слабость в теле, боль, отек и покраснение места укола.
  • Нередко прививка АКДС может сопровождаться проявлениями аллергии, которую чаще всего провоцирует коклюшный компонент. Предрасположенным деткам назначают «Супрастин» для профилактики.
  • Иногда можно наблюдать визг и пронзительный крик ребенка – доктора объясняют его болевым синдромом после прививки.
  • На фоне инъекции АКДС возможно обострение имеющихся хронических заболеваний.

Любые «побочки», как на АКДС, так и на другие вакцины, нельзя игнорировать, даже если вам помог «Супрастин» и «Парацетамол», обо всем необходимо уведомить лечащего доктора.

В крайне редких случаях встречаются тяжелые осложнения на АКДС. Их устраняют не родители, а представители медицины. Не стоит пытаться самостоятельно применять «Супрастин» или «Парацетамол». Немедленно вызывайте «скорую», если после укола появляются такие симптомы:

  1. Характерные для анафилактического шока, могут возникнуть в течение нескольких минут или часов после вакцинирования: ребенок внезапно бледнеет (иногда кожа приобретает синеватый оттенок), появляются холодный пот, вялость, потеря сознания. СРОЧНО «скорую»!
  2. Энцефалит и энцефалопатия. Наблюдается рвота, расстройство сознания на фоне высокой температуры, судороги.
  3. Афебрильные судороги – температура тела остается в норме, ребенок при этом может как бы кивать.

Решать родителям

В идеале, когда речь идет о введении вакцины грудным детям, как того требует календарь, родители и участковый доктор должны быть одной командой. Разрешение делать прививки своим детям, или нет, дает один из родителей в письменном виде. Врач обязан предупредить родителей обо всех возможных последствиях, и в обязательном порядке осмотреть ребенка непосредственно перед введением вакцины.

Когда конкретная семья имеет недоверие к участковому педиатру, всегда есть возможность обратиться в частную клинику (соблюдая график для проведения вакцинирования) и получить всю необходимую информацию перед предстоящей прививкой.

Домашняя аптечка

Запланированная прививка – это повод пополнить домашнюю аптечку необходимыми препаратами.

Детям до года обычно назначают «Супрастин» как антигистаминное средство. «Супрастин» эффективно помогает снять отек и покраснения.

В качестве жаропонижающего необходимо иметь «Ибупрофен» и «Парацетамол» в сиропе и свечах. Это будет оптимальным вариантом для детей до года.

Порядок вакцинации

Исходя из возрастных особенностей малышей, в каждом государстве действует так называемый график прививок. Календарь прививок обычно доступен для ознакомления родителям.

В Украине 1 января 2016 года вступил в силу обновленный календарь прививок, согласно которому возрасте малышам в двухмесячным должны делать прививки против таких заболеваний: коклюш, дифтерия, полио, столбняк, гемофильная инфекция, с последующей ревакцинацией в 4 месяца. Повторная ревакцинация гемофильной инфекции – в 12 мес., дифтерии, коклюша, столбняка – в 6 и 12 мес.

Кроме того, до 1 года установленный график прививок рекомендует:

  • 1-й день – гепатит В.
  • 3–5-й день – БЦЖ.
  • 1 месяц – гепатит В.
  • 2 месяца – (АКДС) коклюш, столбняк, полиомиелит, дифтерия, гемофильная инфекция.
  • 4 месяца – (АКДС) коклюш, столбняк, полиомиелит, дифтерия, гемофильная инфекция.
  • 6 месяцев – гепатит В, дифтерия, коклюш, столбняк, полио.
  • 12 месяцев – корь, краснуха, паротит, гемофильная инфекция.

Следующая прививка БЦЖ делается в 7 лет.

Таким образом, календарь прививок до года насчитывает: БЦЖ – 1 раз, АКДС –3, гепатит В – 3.

О чем спросить у доктора

Перед походом в поликлинику родители должны подготовить вопросы, какие они хотят задать своему доктору. Например:

  1. Нужны ли прививки моему ребенку, и какие?
  2. Что такое календарь прививок?
  3. Можно ли делать прививки новорожденными детям до года?
  4. Что делать, если график сместился?
  5. Нужно ли принимать какие-либо медпрепараты перед или после вакцинации («Парацетамол», «Супрастин»)?
  6. Нужно ли принимать «Супрастин» до укола?
  7. Каково качество вакцины?
  8. Какие побочные эффекты – вариант нормы, а при каких необходимо незамедлительно звонить в «скорую»?
  9. Когда можно купать малыша?

Водные процедуры

Когда можно купать ребенка после прививки? Никто не запрещает купать кроху. Однако мочить место укола можно лишь на третьи сутки. До этого следует купать малыша под проточной водой или обтирать влажной губкой, избегая области введения вакцины.

Запрет на водные процедуры несколько осложняет процесс укладывания ребенка, поэтому не стоит совсем прекращать купать грудничка. Можно придумать некоторую игру, которая заменить купание и не позволит сбиться с вашего индивидуального ритма.

Так как купать малыша после укола нужно крайне осторожно, дайте ему вдоволь поплескаться в водичке накануне прививки.

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

Прививать или не прививать – вот в чем вопрос! Поиски ответа на него начались с появлением первых вакцин и продолжаются до сих пор. Правы ли родители, оберегающие малыша от прививок? И что для него самого означает статус непривитого? Давайте разбираться.

Ближе к концу года Министерство здравоохранения РФ выпускает очередной Национальный календарь профилактических прививок. А решение о том, следовать ему или нет, принимают родители. Такое право им дает статья 5.1 закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» с изменениями, вступившими в силу 31 декабря 2014 года.

Зачем нужны прививки

Вакцинация (от лат. vaccus – корова) – это введение медикамента с целью предотвратить заражение или ослабить его проявления и негативные последствия. В качестве материала (антигена) могут использовать:

Живые, но ослабленные штаммы микробов;

Убитые (инактивированные) микробы;

Части микробов, например белки;

Синтетические компоненты.

Антиген, содержащийся в вакцине, попадает в организм и встречает должный отпор. Иммунная система мгновенно начинает вырабатывать множество факторов, которые останавливают незваных гостей. Справившись с задачей, защитники не исчезают: они еще долго – несколько лет, а то и всю жизнь – готовы противостоять вредителям. Это и называется иммунитетом к конкретной болезни. Таким образом удается успешно бороться с вирусами кори, краснухи, полиомиелита, ветряной оспы, свинки, гепатита B, ротавирусами и бактериями – возбудителями туберкулеза, коклюша, дифтерии, гемофильной инфекции, столбняка и других болезней.

Важно: Когда привито достаточное число людей, переход вирусов от одного носителя к другому затрудняется и их распространение приостанавливается. В результате чего болезни обходят стороной и тех, кто не вакцинирован, и тех, в ком прививка не произвела желаемого эффекта. Выходит, что вакцинация эффективна лишь в том случае, если ее прошло подавляющее большинство членов сообщества, будь то страна, город или отдельно взятый детский сад.

Чем опасен отказ от прививок

Противники прививок есть не только в нашей стране, за рубежом их тоже немало.

Так, закон США обязывает быть вакцинированными всех детей, отправляющихся в школу. Но свои правила действуют и в каждом из 50 штатов: в большинстве из них разрешено не прививать малышей, имеющих медицинские противопаказания, например, ВИЧ-инфицированных, с ослабленным иммунитетом или аллергиков, а в 19 штатах родителям позволено отказываться от профилактики по прочим причинам – религиозные взгляды, личный опыт и т. д.

Такое положение вещей привело к тому, что число уклонившихся от прививок растет, переходя критическую отметку. И над детьми, не получающими вакцину по объективным показаниям, нависает серьезная угроза заражения недугом, который они вряд ли сумеют перенести без осложнений. Есть даже примеры судебных разбирательств на основе исков, поступивших от родителей ВИЧ-инфицированных, а потому не прошедших вакцинацию малышей к правительству отдельных штатов, допустивших ухудшение эпидемиологической обстановки.

Важно: Ученые установили, что для эффективного функционирования вакцины необходимо, чтобы против болезни было привито более 92% населения. Для вирусов с очень высоким риском заражения данный показатель составляет 95%.

Противопоказания к прививкам

В списке абсолютных (действующих всегда) противопоказаний стоят:

Сильная реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение вакцины, а именно температура тела до 40°С и выше, появление в месте введения вакцины выраженного покраснения и отека более 8 см в диаметре, тяжелая аллергическая реакция на компоненты вакцины (анафилактический шок, отек Квинке, синдром Лайела), возникновение энцефалита, артрита, судорог;

Наличие иммунодефицита у ребенка, а именно врожденного ВИЧ, онкологического заболевания, является противопоказанием для введения живых вакцин – БЦЖ и БЦЖ-М, оральной от полиомиелита, против ротавирусной инфекции, кори, краснухи и паротита и не относится ко всем остальным;

Вес при рождении менее 2000 г – относится только к вакцине БЦЖ-М.

Важно: Истинных противопоказаний к вакцинации очень мало, и все они могут и должны быть подтверждены клинически или лабораторно.

Когда нельзя делать прививки

Многие дети получают временный отвод от прививок на основе относительных противопоказаний, например, острое заболевание (ОРЗ, грипп, бронхит), обострение хронической патологии (аллергия, дерматит, почечная недостаточность) и предстоящее путешествие. В каждом из названных случаев процедуру переносят до подходящего момента – выздоровления, снятия обострения или возвращения из поездки. Все прочие поводы отказа от прививки, включая дисбактериоз, недоношенность, эпилепсию и прочие состояния, считаются ложными.

Важно: По статистике, до 60% родителей, не прививающих своих детей, ссылаются не на болезни или обострения, а на собственные умозаключения, советы родных, религиозные аспекты и прочие сомнительные обстоятельства.

Последствия отказа от прививок

Если родители все же решили не вакцинировать ребенка, то они должны понимать, что означает для него статус непривитого. Когда в мир, заполненный микробами и вирусами, выходит совершенно незащищенный кроха, его мама и папа обязаны предпринять дополнительные меры для укрепления иммунной системы и жестко следовать санитарно-гигиеническим правилам, так как любое нарушение может привести к заражению.

Из-за эпидемии кори малыш не должен ходить в московский детский сад или школу. Его, скорее всего, туда и не примут без отметки о прививке. В таких случаях администрация дошкольного учреждения имеет право на отказ в зачислении.

Если в детском коллективе карантин по поводу любой инфекции, то непривитый малыш не имеет права посещать его до конца инкубационного периода. При неблагоприятных обстоятельствах, когда один карантин сменяется другим, третьим, кроха может на много месяцев оказаться в изоляции. А его родителям придется изменить рабочий график.

В окружении непривитого ребенка – в группе развития, детском садике, бассейне, музыкальной школе – в течение 60 дней нельзя находится малышам, получившим дозу оральной полиомиелитной вакцины. Если прививку от полиомиелита делали в дошкольном или школьном учреждении, то невакцинированные дети отправляются на двухмесячный карантин. Иначе они могут заразиться этой опасной болезнью.

Малышу могут запретить выезд в страны, пребывание в которой в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок.

Кроха не должен брать в руки чужие игрушки, не отмытые предварительно самым тщательным образом, обзаводиться не проверенными на предмет инфекции друзьями, а также обязан строго соблюдать все правила гигиены. Неудивительно, если все эти запреты и ограничения плохо скажутся на его психике и характере.


Важно: В будущем непривитому ребенку может быть отказано в приеме на работу, связанную с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Если это произойдет, то для осуществления своей мечты человеку придется сделать сразу все прививки, от которых его уберегали родители.

Факты о прививках

По статистике, за последнее столетие продолжительность жизни человека увеличилась в среднем на 30 лет, 25 из которых – заслуга вакцинации. Ее целью является формирование специфического иммунитета посредством искусственного создания инфекционного процесса, в большинстве случаев протекающего бессимптомно или в легкой форме.

Итог отказа от профилактических прививок весьма печален. В этом году в Европе впервые за много лет среди младенцев и взрослых возникла эпидемия коклюша. Уже третий год подряд в Москве объявляется эпидемия кори.

Инфекционные болезни, от которых, собственно, и защищает прививка, всегда сопутствуют человеку. Они протекают по-разному: в легкой форме, тяжелой, с осложнениями, приводят к инвалидизации, до сих пор занимая лидирующее место среди причин смерти.

Едва появившись на свет, ребенок получает первые в своей жизни прививки. Его иммунитет начинает усиленно работать, еще не успев окрепнуть. Далее предстоит великое множество вакцинаций. И неудивительно: ведь на каждом шагу малыша подстерегают опасные инфекции в нашем большом и красочном, но таком «богатом» патогенными микроорганизмами мире. Как уберечь его от серьезных заболеваний, которые могут заканчиваться фатально или вести за собой необратимые последствия и инвалидность?

Выход однозначен: для этого существуют прививки. Но так ли они безопасны, как утверждают врачи и медицинские источники? Многие родители именно так и делают, что порой негативно отражается на здоровье ребенка. Как оградить чадо от серьезных недугов? Не рискуем ли мы, или, наоборот, вакцинируя его? Давайте разбираться вместе со специалистами в этой области.

С какой целью проводится вакцинация и для всех ли она обязательна

Иммунитет – защитная реакция организма человека на внедрение патогенного вируса, бактериальной или другой инфекции. Он бывает врожденным и приобретенным.

  1. Врожденная защита передается от матери плоду и отвечает за невосприимчивость к конкретному виду возбудителя.
  2. Приобретенный или адаптивный, формируется в процессе жизни в результате перенесенного заболевания либо после вакцинации от него.

Механизм развития защитных клеток у человека можно выразить так: при попадании вируса в организм на него продуцируются специфические агенты – антитела, которые интенсивно размножаются и «вступают в борьбу» с ним. Включается система антиген-антитело, в качестве чужеродного агента выступает возбудитель (вирус).

Излечив некоторое количество этих иммунных компонентов сохраняется в качестве «клеток памяти». Благодаря им защитная система хранит информацию о возбудителе и при необходимости вновь включает защитные механизмы. В итоге заболевание не развивается или проходит легко, не оставляя осложнений.

В итоге у человека также развивается иммунитет, только антигенами здесь являются видоизмененные и ослабленные живые культуры вирусов либо бесклеточные продукты их переработки. Соответственно, вакцины делятся на «живые» и «мертвые».

Если вводится убитый вирус, то возникновение патологии полностью исключено, бывают лишь некоторые побочные эффекты. В случае с жизнеспособным препаратом допускается незначительное проявление заболевания.

Это гораздо лучше, чем развитие полной клинической картины патологии с тяжелыми осложнениями.

Продолжительность сформированного иммунитета на различных возбудителей неодинакова и варьирует от нескольких месяцев до десятков лет. На некоторые сохраняется пожизненный иммунитет.

Раньше прививки, включенные в состав обязательных, делались каждому ребенку. Не , которым врачи давали по каким-либо причинам.

На сегодняшний день вы вправе отказаться от вакцинации ребенка. Но тогда они берут на себя ответственность за риск возникновения опасных недугов после инфицирования. У них могут возникнуть большие трудности с оформлением не привитого чада в садик, лагерь либо школу.

Какие прививки необходимы детям с учетом возраста

На территории России введен и действует календарь прививок, в котором указан перечень этих процедур в зависимости от возраста ребенка. Существуют вакцинации против болезней, эндемичных в конкретных регионах.

Можно отметить вакцинацию от гриппа, который обычно возникает сезонно. Иногда он приобретает характер эпидемий, после чего вынуждены закрываться на карантин дошкольные, школьные и другие учреждения.

Прививка ребенку не является обязательной и делается по желанию. Она убережет от массы осложнений. Об этом стоит позаботиться заранее, так как в разгар эпидемии она уже не поможет и даже, вероятно, навредит. Прививать стоит за 30 дней до предполагаемой вспышки заболевания.

Ниже приводится перечень прививок, учтенных в Национальном календаре.

  1. В первые сутки жизни ставится .
  2. На третий – седьмой день – от туберкулеза БЦЖ.
  3. В возрасте трех месяцев АКДС и полиомиелитная – первые вакцинации.
  4. В четыре – пять месяцев: вторая .
  5. Шесть месяцев: третья и АКДС, гепатита В.
  6. Один годик: корь-краснуха-паротит.
  7. Полтора года: 1-я ревакцинация полиомиелитной и АКДС-вакцинами.
  8. В 1 год 8 месяцев: 2-я ревакцинация против полиомиелита.
  9. корь-паротит-краснуха.
  10. 7 лет: повторные от столбняка, поражения дифтерией, микобактерии туберкулеза.
  11. 13 лет: против краснухи и гепатита В.
  12. 14 лет: повторные , туберкулеза, палочки столбняка, полиомиелита.

Защита от болезни и оправданный риск?

Лучше – справиться с вероятными побочными действиями прививки или (в случае с «живой» вакциной) перенести заболевание в легком его проявлении? В скором времени забыть об инъекции либо долго лечить ребенка, не получившего прививку, от постигшего недуга и далее мучиться от его последствий? Ведь иммунизация бывает единственно верным способом избежать поражения такими возбудителями, как или столбнячная, или полиомиелит.

Ряд вакцин формируют антитела и удерживают их на высоком уровне в течение трех–пяти лет. Затем сила их действия уменьшается. Так происходит, например, с . Но все дело в том, что сама болезнь чрезвычайно опасна для первых четырех лет жизни, когда защитная система еще слаба.

Возникшие патологические процессы обращаются общей интоксикацией, приводят к разрыву кровеносных сосудов, и порой заканчиваются тяжелыми пневмониями. Вывод: вовремя выполненная прививка спасет от смертельной болезни.

«За» свидетельствуют следующие положения:

  • сформированные таким образом антитела позволят избежать опасных заболеваний;
  • иммунизация населения в массовых масштабах предотвратит вспышки эпидемий: туберкулеза, паротита, гепатита В;
  • у родителей вакцинированного ребенка не возникнут сложности с оформлением в учреждения;
  • вакцинация считается эффективной и безопасной, поствакцинные осложнения возникают из-за недостаточного обследования, несвоевременно установленного диагноза, простуды в период вакцинации.

Важно! Если ребенок перенес острое респираторное заболевание, то приступать к процедурам следует не ранее, чем спустя две недели от выздоровления.

Старайтесь проводить инъекции в сроки, установленные календарем, не пропускать время ревакцинаций. Правильно и в срок поставленные прививки ребенку станут залогом эффективной защиты его в будущем и избавят от негативных эффектов.

Аргументы «против»: иллюзия или реальность?

Все больше людей отказываются от прививания. На телевидении и по радио звучат сообщения о фатальных результатах той или иной вакцины. Правда, это – единичные случаи. Большое значение имеют сроки годности препаратов, условия их перевозки и хранения, герметичность упаковки, индивидуальные характеристики (изменение цвета, появление хлопьев) и т. д., которые могли не быть учтены в процессе манипуляции.

Некоторые папы и мамы считают, что их дитя уже имеет врожденные иммуноглобулины. Искусственно введенные препараты его уничтожат. Да, действительно, ребенок рождается, имея начальную защиту, полученную от матери. Далее он получает иммуноглобулины с молоком матери. Но этого оказывается недостаточно для противостояния указанным болезням.

Противники прививок склоняются к тому, что введение вакцин несет массу негативных эффектов: отек и покраснение, кожные высыпания и зуд, иногда шелушение, даже нагноение. В тяжелых вариантах возможное развитие анафилактического шока. Такие варианты, как правило, связаны с недооценкой аллергической настроенности пациента, неправильной постановкой укола, некачественным препаратом, нарушением сроков использования.

Внимание! Непоправимый вред здоровью, который может нанести не учтенная перед уколом индивидуальная непереносимость. Во избежание таких осложнений следует внимательно изучить аллергический анамнез и поставить пробу на переносимость прививки.

Родители отказываются от вакцинации, приводя такие доводы:

  • не у всех вакцин доказана эффективность;
  • организм новорожденного слишком слаб;
  • инфекции в раннем возрасте переносятся легче, нежели взрослыми (это далеко не всегда так, корь и краснуха оставляют после себя тяжелые побочные эффекты);
  • часть вакцин содержат живых возбудителей, которые способны вызывать болезни;
  • отсутствует индивидуальный подход к маленьким пациентам;
  • невнимательность медперсонала.

В соцсетях до сих пор обсуждается письмо известного онкоиммунолога, заместителя директора Московского НИИ онкологии Городиловой Веры Владимировны. Хотя она скончалась еще в 1996 году, ее мнение и выводы о побочных эффектах до сих пор тревожат научный мир.

Согласно ее данным, в результате вакцинации происходит несбалансированный перерасход иммунных сил организма со следующим его снижением. Так, на пятый – седьмой день после рождения может привести к перестройке белковых соединений плазмы крови. Защитная функция младенца не в состоянии справляться с колоссальной нагрузкой. Результат – потеря иммунных способностей.

Как это происходит? Чрезмерное накопление антител приведет с «перерасходу» клеток белой крови и изменениям в процессе кроветворения. В. В. Городилова связала все эти «перестройки» с опасностью возникновения онкопатологий и аутоиммунных процессов.

Врач-инфекционист, преподаватель НГУ П. Гладкий подверг большим сомнениям эти доводы, выступая противником полного отказа от прививок. Он привел факты, что в результате введения прививок резко снизилась заболеваемость и смертность населения. И все это произошло не потому, что вакцины в те времена были безопасны (они были неочищенными), они показали свою безупречную эффективность. В значительной степени уменьшилась заболеваемость , а в начале ХХ века она была вовсе ликвидирована.

Автор допускает, что в наше время не следует проводить «поголовные» прививки, к вопросу подходить индивидуально. Необходимо учитывать особенности каждого маленького гражданина, наличие сопутствующих заболеваний и противопоказаний, чтобы не допустить осложнений.

Прокомментировал свой позитивный подход к платным прививочным кабинетам с использованием , более адаптированных к особенностям иммунитета. В заключение автор выразил надежду, что сторонники и противники вакцин наконец сойдутся во мнениях и придут к консенсусу.

Педиатр Е. О. Комаровский, известный широкой аудитории своими передачами о проблемах здоровья с углубленным раскрытием тем, убеждает заботливых мам в высокой эффективности прививок.

По его словам, всякая иммунизация, которая оставляет за собой пусть минимальный, но все же – риск заболеть. Другое дело – что болезнь ребенок перенесет в более легкой форме и без осложнений.

Другой фактор, побуждающий родственников отказываться от прививания – это реакция со стороны организма ребенка в виде кожной сыпи, температуры, вялости. Д-р Комаровский обращает внимание на три основных фактора, которые бывают «виновны» в этом процессе:

  • состояние самого малыша, отсутствие признаков простуды и т. п.;
  • вид вакцины, а также его свойства и качество;
  • действия медицинского персонала.

Основное, призывает педиатр, — это придерживаться графика прививок. Чтобы ребенок адекватно отреагировал на укол, советует:

  • В течение суток не стоит пичкать аллергенными продуктами, сладостями, а также стараться не перекармливать его.
  • Грудничкам не вводить прикормы накануне прививки.
  • Не кормить за час перед прививкой и спустя 60 минут.
  • Придерживаться оптимального питьевого режима (один – полтора литра в сутки в зависимости от возраста).
  • Избегать сквозняков и большого скопления людей.


После некоторых прививок ребенка не рекомендуется водить несколько дней в детский садик. Стараться, чтобы в это время он не заболел. В заключение специалист делает акцент на особенности ухода и воспитания.

Что может быть, если отказаться от прививок

Отказ родителей от прививок может обернуться непоправимой бедой. Если мамы жалуются на низкий уровень антител у своего ребенка и ввиду этого не хотят прививать его, то при встрече с реальным возбудителем инфекции малыш тем более не справится с болезнью!

По мере взросления его ожидает сад, школа, где множество детей. Среди них могут оказаться носители инфекций. Такие дети не заболеют, так как им провели вакцинацию. А для не привитого ребенка, встреча с возбудителем может обернуться трагедией.

Перенесенные заболевания часто оставляют осложнения со стороны сердечно-сосудистой, нервной и других систем, иногда заканчиваются летально.

Если ребенку не произвели вакцинопрофилактику, то есть риск заразиться опасной болезнью. С другой – вакцины также не всегда безопасны и иногда оставляют последствия.

Закон об иммунопрофилактике гласит: граждане вправе получить полную , необходимости каждой из них, возможных осложнениях и следствиях отказа. Иными словами, врач должен дать полную и исчерпывающую информацию об иммунопрофилактике.

Наука и медицина за последние десятилетия шагнули далеко вперед, проблемы остаются. Создаются и усовершенствуются новые прогрессивные вакцины. Подходя к вопросу, сделать прививку или нет, следует отметить, что родителям дано право выбора. При отказе они должны будут лишь подписать предложенные им документы.

Не стоит торопиться: им самим надо как следует разобраться в этом вопросе. Действие вакцин на каждого конкретного ребенка бывает порой непредсказуемо. Невозможно полностью предусмотреть все исходы. Как и все медикаменты, вакцины имеют свои противопоказания. Изучите их.

Если вы согласны , им надо четко соблюдать правила подготовки к инъекции и тщательного ухода после манипуляции.

В заключение – один совет: старайтесь применять только вакцины высокого качества. Многие аналоги их, к сожалению, на территории России отпускаются платно за счет родителей. Но согласитесь: здоровье ребенка дороже всего. Делая выбор, примите самое правильное решение. А приняв его, выберите самую качественную вакцину, которая несомненно поможет, и не навредит!

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.