Как справиться с душевной болью? Облегчение страданий больного. Максимальное продление жизни больного

Медицина и сострадание. Советы тибетского ламы всем, кто заботится о больных и умирающих людях Ринпоче Чокьи Ньима

Глава 20 Как облегчить умирание

Как облегчить умирание

Одни из самых непростых моментов работы профессионального медика связаны с помощью умирающему человеку. Тема смерти и умирания – часть более широкой темы непостоянства. Перед тем как начать разговор об умирании, важно вспомнить то, что было сказано выше о непостоянстве. Нам нужно на глубоком уровне, а не только на уровне интеллекта, понять, что всё составное, всё, что было собрано или сконструировано, распадётся или будет разрушено. Когда мы признаем факт непостоянства, нам будет легче принимать всё, что происходит, будь то удовольствие, боль, радость или печаль. Почему? Потому, что мы понимаем: всё это преходяще.

Предположим, мы не смогли принять факт непостоянства всех явлений. Но когда случится что-то ужасное, покажется, что мы неспособны это вынести. Ситуация может стать невыносимой. Факт непостоянства всего составного – это не просто какая-то идея, которая пришла в голову Будде. Это факт, который станет для нас очевидным, если мы уделим достаточно времени размышлению о нём. Описать непостоянство всех явлений можно множеством способов, но есть четыре основных момента, которые стоит упомянуть.

1. Всё построенное разрушится . Всё, что было возведено, сконструировано, изготовлено или создано, рано или поздно распадётся на части, развалится. Это лишь вопрос времени.

2.?Всё накопленное будет растрачено. Неважно, сколько мы смогли накопить, в конце концов это закончится. Иначе не может быть. Имя, власть, положение, деньги, материальные ценности – всё, что мы приобретаем и чем обладаем, исчерпывается. Всё это рано или поздно исчезнет.

3.?Все встречи заканчиваются расставанием. Существует временная разлука с любимыми и окончательное расставание. Все встречи оканчиваются расставанием, исключений здесь нет, и от реальности этого факта не скрыться.

4.?Рождение неминуемо заканчивается смертью . Ни один рождённый человек ещё не избежал смерти. Этого не было в прошлом, это невозможно сейчас, и этого никогда не произойдёт в будущем. Почему? Потому, что всё составное по природе своей непостоянно.

Я говорю сейчас не только о живых существах. Непостоянно всё без исключения – всё, что мы видим, слышим, осязаем и запах и вкус чего мы ощущаем. Всё, что возникает, будет существовать некоторое время, после чего будет разрушено. Все вещи изменяются не только в течение длительного промежутка времени, но и каждое мгновение. Эти крохотные изменения не заметны невооружённым глазом. Однажды я посмотрел видеозапись, сделанную через микроскоп. И хотя то, что рассматривали в микроскоп, было полностью неподвижно, частицы под стеклом постоянно двигались.

Непостоянство – это факт. И нам стоит воспринимать вещи такими, какие они есть. Очевидна польза, возникающая в результате принятия факта, что все явления преходящи. Это помогает нам быть более уравновешенными и, как следствие, лучше себя чувствовать. Склонность воспринимать явления как реальные, постоянные и неизменные и жёсткое цепляние за них вызывают колоссальное напряжение в тот момент, когда оказывается, что вещи на самом деле непостоянны. С нами случается что-то хорошее или приятное, но нас охватывает грусть, когда этому приходит конец. Естественно, когда происходит что-то плохое, мы чувствуем себя несчастными. Тем не менее, когда мы понимаем, что всё, что происходит с нами в жизни, хорошее и плохое, непостоянно, мы легче переносим изменения и становимся радостнее.

Несмотря на то, что интеллектуально мы понимаем непостоянную природу всех вещей, обычно мы не тратим много времени на размышления об этом. Каждый раз, когда мы слышим о непостоянстве, полезно задуматься о смысле этих слов, чтобы почувствовать их реальность. Размышляя таким образом, мы начинаем переживать свой опыт с точки зрения непостоянства и приобретаем глубокое убеждение в том, что все явления подвержены постоянным переменам.

Уделяя достаточно времени размышлению над непостоянством и изучению этого вопроса, мы подготавливаем себя к принятию того факта, что наше тело смертно. Смерть тела – естественный результат его жизни. Пока мы живы, важно научиться жить так, чтобы мы могли открыто встречать всё, что с нами происходит. Когда придёт время умирать, мы должны знать, как умереть, не согнувшись под ношей тревоги, страха и боли, – мы должны уйти без ужаса в глазах.

Буддийские учителя недаром уделяют столько внимания идее непостоянства. Если вы потратите достаточно времени на размышление о факте непостоянства, то, когда придёт время встретиться лицом к лицу с собственной смертью, тому, кто окажется рядом с вами, будет достаточно напомнить вам о том, что всё непостоянно. Вам скажут: «Всё проходит, ничто не остаётся неизменным». И вы подумаете: «Да, так оно и есть». Поскольку вы уже знакомы с непостоянством, вам проще его признать, принять и немного расслабиться. Не размышляя о непостоянстве и не принимая его близко к сердцу, люди слишком сильно привязываются к вещам и отношениям, считая их чем-то постоянным. Поэтому, когда что-то идёт не так, им очень тяжело это принять. Они впадают в панику, снова и снова задавая себе вопрос: «Почему? Почему это происходит со мной?» А почему бы и нет? Всё непостоянно. Непостоянство – великий учитель.

Как это знание поможет нам утешить умирающего и его семью? Разумеется, до тех пор, пока существует хоть один шанс на излечение, мы должны убеждать их делать всё возможное и не терять надежды. Но как только становится очевидным, что выздоровление невозможно и смерть неизбежна, стоит убедить пациента и его семью не прикладывать так много усилий, поскольку в этом случае борьба со смертельной болезнью становится для всех невыносимым бременем. В этот момент мы можем помочь пациенту и его семье принять умирание как естественный процесс, который нас всех ждёт в конце. В этом и заключается помощь умирающему и его родным.

Но не нужно использовать понимание того, что пациент умирает, в качестве оправдания неоказания ему необходимой помощи. Следует обращаться с умирающим мягко и деликатно. Необходимо держать его за руку, говорить с ним приятным голосом и помогать расслабиться. Можно сказать: «Не беспокойтесь. То, что с вами происходит, очень естественно, сейчас стоит успокоиться. Мы сделаем всё необходимое, чтобы вы чувствовали себя хорошо».

Пациентам, не уделявшим достаточно времени размышлениям о непостоянстве, поначалу может быть сложно принять смерть как нечто естественное и неизбежное. Большинство умирающих очень привязаны к своим семьям, имуществу, всему, что они не могут взять с собой. Нужно помочь им отпустить то, что с ними сейчас происходит, поскольку именно привязанность и цепляние вызывают такой сильный стресс и страх. Все, кто близок сейчас больному, все, кому он доверяет, должны окружить его нежной заботой и помочь ему расслабиться и всё отпустить.

В случае, если мы имеем дело с человеком, далёким от духовной практики, мы должны понимать, что одна только мысль о необходимости расстаться с семьёй и имуществом может вызвать невыносимую боль и страх. Чтобы помочь больному человеку избавиться от цепляния, можно просто мягко спросить его: «К чему держаться за это теперь? От этого вам только больнее. Всё хорошо, вы можете просто всё отпустить». Это действенный способ успокоить умирающего человека.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать. Если вы верите в то, что ум не исчезает после смерти, вы будете воспринимать привязанность иначе. Для духовного практикующего привязанность является проблемой не только на пороге смерти, она также служит помехой в момент умирания и после смерти. Именно поэтому очень важно избавиться от всех привязанностей перед смертью.

Люди могут привязываться ко множеству разных вещей. Наиболее сильную привязанность они обычно испытывают по отношению к другим людям. Также можно чувствовать привязанность к определённому объекту, имуществу или даже красивому пейзажу. Существует великое множество вещей, которые вы обожаете и с которыми не хотите расставаться. Умирающий человек редко счастлив потерять всё, что он знает и ценит. Человек на пороге смерти хотел бы взять с собой любимых людей и ценные для него вещи, но это сейчас не в его власти. С собой не получится взять ничего. Даже если этого не хочется, придётся потерять все.

Перед смертью важнее всего отпустить всё, чем мы дорожим. Если вы привязаны к собственности, имуществу, стоит перед смертью это раздать – отдать родственникам или пожертвовать на благотворительность. Таким образом вы сможете мысленно расстаться с имуществом и почувствовать себя более свободным. Конечно же, вы не хотите оставлять родителей, братьев, сестёр, детей и супругов. Но если вы знаете, что всё равно придётся уйти, попрощайтесь с ними, пожелайте им счастья. Родственникам и друзьям тоже можно посоветовать делать хорошие пожелания умирающим в момент прощания. Им нельзя пытаться удержать умирающего, снова и снова повторяя «Не уходи, не уходи, останься». Такое проявление чувств мешает умирающему человеку в момент, когда уже очевидно, что расставания не избежать. Лучше его отпустить и позволить спокойно умереть, оставив позади все привязанности. Разрыв сковывающих уз привязанности принесёт пользу любому человеку на пороге смерти, неважно, был он духовным практикующим или нет.

Если умирает духовный практикующий и он получил в течение жизни определённые наставления о практике в процессе умирания, пришло время их использовать. На этом этапе применяют практику, которая называется «переносом сознания», на тибетском – «пхова». По сути, эта техника закладывает наилучшую траекторию движения ума из умирающего тела в тело следующего рождения.

Если умирающий – духовный практикующий, это несколько меняет дело. Он верит, что после того, как умирает тело, дух или ум продолжают существовать.

Если умирающий знаком с тем, как покоиться в состоянии равностности, сейчас важно применить это знание и умереть в этом состоянии ума. Самое главное для умирающего – быть в этот момент спокойным и не испытывать никаких тревог. Семье умирающего и тем, кто ухаживает за ним, нужно постараться не причинять ему беспокойства. Их усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы помочь человеку расслабиться, успокоиться. Умереть в спокойном состоянии ума – значит умереть достойно.

Когда меня приглашают к умирающему, я всегда действую примерно одинаково. Для начала я выясняю, во что умирающий человек верит, в чём его убеждения. Затем пытаюсь понять, что было хорошего в его жизни, что придавало ей смысл. Если человек – духовный практикующий, я напоминаю ему о его практике, стараюсь освежить в его памяти то, чему его учили и что он практиковал.

Существуют различные взгляды на то, что следует говорить серьёзно или неизлечимо больному человеку о его состоянии. С одной стороны, может показаться, что стоит сообщить умирающему правду о его болезни. С другой – правда может быть крайне болезненной для пациента и ему будет очень тяжело её принять. В последние годы на Западе врачи стремятся рассказать пациенту о его болезни то, что они считают правдой. Если болезнь не поддаётся лечению, они прямо выскажут своё мнение, иначе им будет казаться, что они лгут. На Востоке врачи чаще лгут пациенту, нарочно скрывая правду. Почему в этот момент врачи лгут? Что ими руководит? В данном случае мотивация врача может быть вполне благой. В каком случае врач скрывает от пациента правду из лучших побуждений? Многие врачи на Востоке полагают, что ум обладает определённой силой. Поэтому вместо того, чтобы говорить о неизлечимости болезни, врач скажет: «С вами всё будет в порядке. Если вы продолжите прикладывать усилия и будете стремиться выздороветь, вы можете выжить. Бывали случаи, что люди выздоравливали. Не оставляйте надежды». Такие слова врача могут прибавить пациенту сил для борьбы с болезнью. Когда в первый раз диагностируют серьёзную болезнь, например рак, врачу может быть доступна статистика, которая делает надежду на выздоровление весьма сомнительной. Но при этом у него всегда есть выбор, каким образом донести эту информацию до пациента.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению. Услышав от врача позитивное мнение о ситуации, пациент может подумать: «Доктор сказал, что я могу выздороветь. Я буду правильно питаться, принимать лекарства и выполнять упражнения, чтобы окрепнуть». Человеку становится легче, у него теперь есть надежда. Он чувствует, что появился шанс на выздоровление. Но если вместо этого сказать пациенту: «Извините, надежды нет», пациент подумает: «Зачем мне тогда принимать лекарства?» В этот момент пациент остаётся наедине со страхом, и это может повлиять на его способность противостоять болезни.

Я считаю, что лучше всего постараться найти срединный путь, находящийся где-то между этими крайностями. Разумеется, желательно быть честным с пациентом. Но иногда, проявляя излишнюю честность, мы не вполне честны. Например, если вы скажете: «Я думаю, ваша болезнь неизлечима», это будет отражать вашу точку зрения на тот момент времени. Но что будет, если пациент впоследствии выздоровеет? Будет ли это значить, что вы солгали? В случае, если болезнь очень серьёзная, можно сказать: «Вылечить вашу болезнь непросто, но мы должны постараться. И вам, и нам нужна надежда. Мы сделаем всё, что в наших силах, и вы, в свою очередь, боритесь до конца». Тут важно не лишить пациента последней надежды.

Последние исследования западных учёных показали, что пациенты могут определённым образом контролировать ход болезни с помощью силы ума. Это также соответствует буддийскому учению.

Когда ситуация полностью безнадёжна и пациента ждёт смерть, мы изменяем подход. В этом случае нам нужно решить, как облегчить страдания пациента. Сегодня в арсенале врачей имеются очень сильные лекарства, способные облегчить боль, связанную с умиранием. Эти лекарства могут быть эффективными, но при этом могут сильно затуманить сознание пациента. Поскольку мы говорили, что во время умирания человеку необходимо оказаться в определённом состоянии ума, вопрос о том, как в конкретной ситуации применять эти препараты, может оказаться непростым.

Вам как медикам стоит полагаться на собственную мудрость. Не существует готового ответа на этот вопрос, поэтому придётся принимать решение, соответствующее конкретной ситуации. Нужно подумать, что за человек ваш пациент? Можно ли его назвать духовным практикующим? C какой болью он может справиться и как сделать так, чтобы боль не повлияла негативно на состояние его ума? Нужно понять, что лучше всего подходит конкретному пациенту и где вам нужно остановиться. Будет очень хорошо, если вы поможете человеку поддерживать определённую степень осознанности, а не погрузите его в состояние полного отсутствия. В то же время не нужно заставлять человека бесполезно страдать. Нужно найти определённое равновесие между этими двумя крайностями – и это всегда остаётся на усмотрение врача.

От людей, работавших с умирающими, я слышал, что иногда начинает казаться, будто религиозные убеждения пациента не приносят ему успокоения, а только усиливают страх на пороге смерти. Подобная ситуация может оказаться очень непростой для врача или медсестры. В буддийской традиции считается, что перед лицом смерти крайне важно простить самого себя, в буквальном смысле. Неважно, перед кем вы просите прощения или кого вы представляете в этот момент. Важнее почувствовать, что вы действительно освободились от ошибок, которые совершили в своих словах, в мыслях или в поступках. Вам нужно признать, что вы поступили неправильно, искренне попросить прощения и представить, что все ошибки очистились, растворились и были прощены. Нужно полностью отпустить эти мысли, чтобы они больше не тянули вас вниз неподъёмным грузом. Это позволит почувствовать лёгкость, ясность и спокойствие.

Врач или медсестра могут поддержать пациента в этот момент и предложить ему попробовать отпустить тяготящие его чувства и тревоги. Вы можете убедить пациента, что это возможно: «Да, у вас получится. Вы сможете всё отпустить». Но вы не сможете сами отпустить за них эти тяжёлые переживания, пациентам нужно самим оставить цепляние за эти чувства и мысли. Ваша задача – только помогать в этом. Мягко убеждая пациента отпустить все переживания и заботы, взгляните на него с теплотой и обратите на него всё своё внимание и доброту. Даже если у него не получится оставить свои страхи и беспокойство на все сто процентов, возможно, он избавится хотя бы от двадцати или тридцати процентов тревог. Если пациент обладает мудростью и открытым умом, он, скорее всего, сможет отпустить девяносто процентов мешающих чувств. Но даже если благодаря его усилиям ушло десять или двадцать процентов страхов и беспокойства, это принесёт пациенту огромную пользу. Мы можем помочь пациентам ощутить покой и позволить страху наказания исчезнуть. Мы можем помочь им отпустить цепляние за людей и вещи, которое причиняет им боль. Мы можем помочь им уйти с миром – умереть достойно.

Из книги Медитация - искусство внутреннего экстаза автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа девятая. САНЬЯСА: УМИРАНИЕ ДЛЯ ПРОШЛОГО Для меня саньяса - вещь не очень серьезная. Сама жизнь не очень серьезна, а тот, кто серьезен, всегда мертв. Жизнь есть просто разлив энергии без всякой цели, так что для меня саньяса означает жизнь без цели. Пусть ваша жизнь

Из книги Что, не хочешь больше ходить в церковь? автора Джакобсен Вэйн

Глава 13. Последняя Глава Я увидел его знакомую фигуру, восседавшую на скамейке именно там, где мы с ним беседовали в первый раз уже более трех лет назад. Джон позвонил мне сегодня и спросил, не могли бы мы встретиться около шести часов вечера в парке, там, где началось все

Из книги Сад. Притча автора Роуч Майкл

Глава 1 СОЛНЦЕ Я увидел ее в праздничный день, День благодарения. Матери наши дружили; у ее матушки было четыре дочери, а у моей - четверо сыновей. Должно быть, они как-то встретились на базаре и задумали совместный ужин, вроде смотрин.В тот день мы с братьями работали

Из книги Свет - это Жизнь или Апокалипсис сего дня (книга 4) автора Малярчук Наталья Витальевна

Глава 2 Время шло, а она все водила меня в Сад, продолжая давать мне все новые и новые уроки, которые когда-то начались там. Это всегда случалось по ночам, и всякий раз, как только мы проходили через калитку, она больше не произносила ни слова - все обучение шло через ее глаза,

Из книги Семь горизонтов Силы автора Шерстенников Николай Иванович

Глава 3 СОЗЕРЦАНИЕ. КАМАЛАШИЛА Слова Учителя Цонкапы и, как мне сейчас представляется, смерть моей матушки сильно подействовали на меня. Не то чтобы я был подавлен или впал в отчаяние; внешне я жил обычной жизнью, продолжал свои научные исследования, занимался

Из книги Обыкновенное чудо, или Основы магии стихий автора Хольнов Сергей Юрьевич

Глава 9 COCTPAДАНИE.АСАНГА После встречи с Учителем Гунапрабхой мне было о чем подумать в течение нескольких месяцев. Обычно я гулял среди торговых рядов местного рынка или сидел у окна библиотеки, глядя на хлопковые поля и апельсиновые рощи и пытаясь представить, как же

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 10 ВОИН. ШАНТИДЕВА Встреча с Учителем Асангой, наверное, более всех остальных встреч повлияла на мою повседневную жизнь. К моему удивлению, обнаружилось, что до сей поры я проявлял совсем мало интереса к текущим страданиям, которые вынужден был испытывать и

Из книги Антикризисная библия успеха автора Правдина Тамара Алексеевна

Глава 9. НЕОКОНЧЕННАЯ ГЛАВА ИЛИ УРОКИ АПОКАЛИПСИСА.

Из книги Молитвы царицы Кунти автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

Глава 8. СЛОЙ СИЛЫ В ОКЕАНЕ ВОЗМОЖНОГО (глава, претендующая на целую часть) В предыдущих главах мы говорили о пси-явлениях, об интуиции, о спящих возможностях и отказе от стереотипов. Все это теория. А важна практика, которая поможет человеку реально прикоснуться к

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Из книги Тайм-менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком автора Хайнц Мария Сергеевна

Глава 2. Смерть и умирание. Кюблер-Росс Шестидесятники держались еще до восьмидесятых. Но в действительности новая эпоха американской мистики началась еще при них в 1975 году, когда Раймонд Моуди опубликовал книгу «Жизнь после жизни». Это была революция, революция

Из книги Девчоночьи секреты автора Луковкина Аурика

Глава 3 Депрессия, или Самая печальная глава этой

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Как грамотное долгосрочное планирование может облегчить жизнь потенциальной молодой мамы? Долгосрочное планирование – это план реализации главных жизненных целей.Вернемся к примеру, приведенному в предыдущей главе.Я ХОЧУ В ЭТОЙ ЖИЗНИ:1. Иметь возможность не экономить

Из книги автора

Глава 8 Я – Золушка (глава для лентяек) Интригующее название, не правда ли? Ты, наверное, думаешь, что эта глава будет полностью посвящена тому, как становятся Золушками. Но ты ошибаешься, все гораздо прозаичнее. Разговор пойдет о взаимоотношениях «отцов» и «детей» на

Если в продолжение первой фазы следует постоянно быть вместе с горюющим, то здесь можно и нужно дать человеку побыть одному, если он этого хочет.

Но если он пожелает с вами поговорить, необходимо всегда быть в его распоряжении, выслушать его и поддержать.

Как уже говорилось, горюющий человек может бы очень раздражительным. Пострадавший упорно отстаивает мысль, что, так как он перенес такое горе, то он «имеет право на самые невероятные привилегии». Тем не менее, понимая его состояние, надо относиться к ним более мягко, прощая многое (но не все!).

В фазе острого горя человек обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим. Так, он поглощен тем, что делал, что любил умерший («он купил эту книгу!», «ему нравился этот фильм», «ему нравился этот вид из окна» и т. д.), и каждая из таких мыслей увлекает его сознание в «там – и – тогда», в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность. Боль уходит, если ему удается вынести из глубины песчинку, камешек, ракушку воспоминания и рассмотреть их на свету настоящего, «здесь – и – теперь». Психологическое время погруженности, «настоящее в прошедшем» ему нужно преобразовать в «прошедшее в настоящем».

Если человек плачет, вовсе не обязательно его утешать. Что такое «утешение»? Это попытка сделать так, чтобы человек не плакал. У нас есть безусловный рефлекс на чужие слезы: видя их, мы готовы сделать все, чтобы человек успокоился и перестал рыдать. А слезы дают возможность сильнейшей эмоциональной разрядки. Наши слезные железы устроены таким образом, что способствуют выработке успокоительных веществ - недаром, после слез хорошо спится. Утешая человека, мы не даем возможности этому процессу свершиться. С другой стороны, как вообще можно утешить горюющего? Какое может быть утешение?

Найти смысл в трагическом событии означает найти конструктивный выход из кризиса. Первый смысл смерти в том, что определенное, правда, крайнее событие, как некий факт бытия, за которым ничего нет. Однако, это еще событие жизни, событие промежутка и, как событие жизни, имеет смысл в том, что оно обозначает, очерчивает наше бытие. Таким образом, смысл смерти в ее пределе. Но это смысл не для умерших, а для живых: им надо продолжать как – то жить. Можно привести следующий пример, у молодой матери внезапно умирает один из двойняшек 8 лет - девочка. Дети не крещеные, но мать идет в церковь, чтобы отпеть ребенка. Священнослужители отказались, мотивируя тем, что девочка не крещеная. Окрестили оставшегося мальчика, а матери сказали: «Ты по кому плачешь? Ты по себе плачешь. Ей там уже хорошо. А твои слезы эгоистичны, ты плачешь, как тебе без нее плохо, как ты страдаешь». После, эта женщина говорила, что эти слова батюшки были для нее прозрением, дали ей возможность пережить те страшные минуты.



Страдание не должно произойти незаметно, без следа, оно должно что – то изменить в нашей жизни, иначе, какой смысл человеческих мучений? Смысл в памяти. В разговоре о погибших горюющие находят утешение. Память об ушедших дает удовлетворение и опору.

Вспомним притчу.

«У одной женщины умер сын. Она обратилась с мольбой к богу: «Господи, верни его обратно, он самый лучший, он не причинил никому вреда!» Господь сжалился над бедной женщиной и ответил: «Я верну тебе сына. Обойди город и возьми по зернышку в том доме, где никто не умирал». Женщина так и сделала. К вечеру, вернувшись домой без единого зернышка, она опять обратилась к богу: «Прости меня господи, что я возвеличила свое горе. Дай мне силы пережить это горе, а помнить я сама буду вечно»

Л.В. Выготский сделал попытку ответить на вопрос: зачем беречь траур? Как относиться к страданию? Для ответа на эти вопросы он предлагает метафору: «печальна в вышине звезда моя». Два ключевые слова в метафоре – печаль и вышина. Одно без другого не существует: только печаль достигает вершины переживания, как человеческой жизни, так и человеческой трагедии. Смысл страдания - в зарубках памяти, страдая, мы определяем место умерших в своей памяти, а память хранит и это место, и то, что в нем находится. Наши близкие живы до тех пор, пока мы о них помним. В это время можно потихоньку приобщать человека к общественно полезной деятельности: отправить в школу или на работу, начать загружать домашними делами. Это дает ему возможность отвлечься от основных переживаний. Естественно, режим должен быть щадящим, так как человек все еще ослаблен.

Считается, что с горюющим человеком надо быть чрезвычайно бережным, можно даже сказать, трепетным. Но это не так. Попытайтесь представить себя в окружении людей, каждый из которых смотрит на вас жалостливым, сочувствующим взглядом. Да, вам захочется убежать от них как можно скорее, потому что все будет вам напоминать о вашей утрате.

На самом деле, на этой стадии с человеком уже можно обращаться вполне нормально и иногда даже можно с ним ссориться. Особенно замечательный метод - формирование у человека чувства реальной вины. С виной выжившего вы ничего не сможете сделать, так как она иррациональна по своим механизмам. Зато можно перенести центр тяжести в реальность. Например, можно сказать человеку, слишком на ваш взгляд увлекшемуся переживанием горя, примерно следующее: «Как тебе не стыдно! Ты занят своими переживаниями и не заботишься о тех людях, которые вокруг и которым нужна твоя помощь. Ты - эгоист!» Эти слова могут быть для горюющего, как бальзам на рану. Он не обидится на вас, а, возможно, даже будет чувствовать благодарность, так как вы как бы «позволили» ему завершить работу по переживанию горя.

И, конечно, человеку надо постоянно демонстрировать, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к обычному человеку, не делая ему никаких поблажек. Это тоже будет высоко оценено и поможет в реадаптации. Конечно, вы должны понимать, что человек находится в «состоянии горя», но ничем не показывайте это ему. Иначе получится как у учительницы, которая каждый раз сообщала классу: «А вот Коле плохих отметок ставить не буду, и не буду его спрашивать, так как у него горе», а потом была крайне удивлена, когда Коля в какой-то момент ей нагрубил и убежал из класса.

В целом, фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего его переживания, а порой она приобретает особое значение и для всего жизненного пути человека. То, как будет преодолена фаза острого горя, может определять всю стратегию дальнейшей жизни. Если позитивно - то это будет очень важный эмоциональный опыт. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе (перейдет в состояние патологического горя), или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которую он вызывает, и из него сформируется профессиональная Жертва.

16 января с.г. в Хорской больнице, единственное среди сельских районов края, открылось отделение паллиативной помощи, призванное оказывать помощь пациентам с тяжелыми и порой неизлечимыми болезнями. И оно уже заслужило немало благодарностей от пациентов и их родственников.

Стоит особо отметить, что в последние годы паллиативной медицине в нашей стране стало уделяться серьезное внимание. Она начинает прочно утверждаться в системе здравоохранения.

О том, что же это за направление современной медицины, ставшее теперь уже реальностью и для нашего района, мы узнали у заведующей паллиативным отделением Хорской больницы Е. Г. Бражниковой.

— Само слово «паллиатив» происходит от латинского слова pallium (покрывало, плащ) и имеет значение «временная помощь». Действительно, паллиативная медицинская помощь — особая. Для нашей страны это новое направление. В 2011 году в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», появилась 36-я статья, которая называется «Паллиативная медицинская помощь». Оказывать ее начали с 2014 года. Хочется отметить, что за последние годы произошел значительный позитивный сдвиг, государство повернулось лицом к этой серьезной проблеме. Современные технологии в медицине сохраняют жизнь пациентам, перенесшим инсульт, инфаркт, онкологическое заболевание, значит, увеличивается и количество людей, которым требуется паллиативная помощь после перенесенных операций, Она также оказывается, когда исчерпаны все возможности лечения больного и излечение его основного заболевания невозможно. Но человека можно поддержать и помочь ему дожить свой век без мучительных болей и страданий. Девиз паллиативной помощи — " Не можешь вылечить больного — облегчи его страдания, не можешь облегчить — раздели их».

Изначально паллиативная помощь оказывалась только онкологическим больным. Но ведь не только больные раком нуждаются в помощи и поддержке, и со временем показания к госпитализации были расширены. Паллиативные больные — это люди с далеко зашедшими заболеваниями, которым лучше уже не станет. Наше отделение принимает пациентов с поздними стадиями онкологического заболевания. Ведь поддерживать в домашних условиях хоть сколько-нибудь приемлемое качество их жизни на последних этапах болезни практически невозможно. Далее идут пациенты с хроническими заболеваниямисердечно-сосудистой системы, обструктивной болезнью легких, ишемией головного мозга, желудочно-кишечного тракта, циррозом печени, почечной недостаточностью, больных в тяжелом постинсультном состоянии, с черепно-мозговыми травмами. А также с неврологическими диагнозами, например с болезнью Альцгеймера, старческой деменцией. Это люди, которые в большинстве своем не лежачие, но с дефицитом самообслуживания и самоухода. Пациенты, которые к нам поступают, в основном, пожилые люди. Но, к сожалению, бывали случаи, когда приходилось госпитализировать и молодых.

Вопреки бытующему мнению, к нам привозят одних не только безнадежных больных людей. Конечно, процент наших пациентов с заболеванием при ее далеко зашедшей стадии высок, но поступают и те, у которых шанс на выздоровление, пусть и незначительный, но есть. У больного появляются положительные сдвиги в состоянии здоровья, несмотря на то, что нет реабилитационного потенциала, и он безнадежен. Пациенты лежат в отделении 30 дней, затем их выписывают. В дальнейшем они снова могут к нам вернуться. В палатах больные находятся под круглосуточным медицинским наблюдением. Всеми необходимыми медикаментами отделение оснащено. Проводятся мероприятия по максимально полному обезболиванию и купированию негативных физических симптомов.

Ну, а если человек уже идет к завершению своего жизненного пути, и нет желания у родственников и у него самого умереть дома, то тогда мы его оставляем в отделении. Но бывает и наоборот — больной хочет доживать в привычной домашней обстановке, среди родных, тогда мы его выписываем. Но это бывает редко.

— Какова потребность в паллиативной помощи у нас в районе?

— Наше отделение начало свою работу с января этого года. До этого были 4 койки в терапевтическом отделении в Переяславке и 2 — в Мухене. С выделением паллиативной помощи в отдельную службу, а, значит, с появлением юридического обоснования, нормативных документов и целевого финансирования, стала формироваться полноценная структура службы с сетью отделений. Так появилось наше отделение — с 14-ю койками.

Востребованным оно стало практически сразу. На сегодняшний день, помимо того, что все места заняты, образовалась очередь, потому что людей, нуждающихся в паллиативной помощи, на самом деле очень много.

Необходимость в таком отделении очевидна для общества, но в первую очередь для родственников больного. Все мы знаем, что ухаживать за тяжелобольным человеком очень нелегко, у родных происходит эмоциональное выгорание и физическая усталость. Передав больного в паллиативное отделение, где ему будут обеспечены необходимый уход и должное отношение, они сами могут отдохнуть, восстановить свои силы. Такая передышка помогает преодолеть накопившиеся проблемы. Хотя и родственники бывают разные. Некоторые, например, навещают больного каждый день. Мы их убеждаем, что этого делать необязательно, но они переживают и все равно приходят. Бывает и наоборот. На каком-то этапе болезни иные родственники отказываются от своих стариков. «Спихнут» их, иначе не скажешь, к нам в отделение, а забирать потом не хотят. Некоторые настраивают больного родственника, что паллиативная медицинская помощь — это финал. А делать этого категорически нельзя! Мы не имеем права планировать, сколько человеку дано прожить. Мы можем только создать ему такую атмосферу, чтобы каждый свой день он воспринимал, как возможность достойно жить в кругу людей, готовых в любое время протянуть ему руку помощи.

— Работать ведь в таком отделении сложно. В первую очередь, наверное, морально тяжело?

— Работа, действительно, очень тяжелая, как физически, так и морально. И основной груз этих трудностей ложится на плечи младшего медперсонала. Хочу сказать, что случайных людей в нашем отделении нет. Выручает общая сплоченность коллектива, девчата друг другу помогают, не разделяют работу на «мою» и «твою». Медсестры, например, сами переодевают и переворачивают больных во избежание пролежней, хотя и не обязаны этого делать. Санитарки кормят пациентов, а это тоже не их работа. Здесь работают люди, не побоюсь сказать, с особыми душевными качествами — состраданием и сочувствием, и те, кто, осознанно взял на себя нелегкую миссию помощи тяжелобольному. Мы стараемся создать теплую атмосферу, отлично понимая, что такому больному и так очень непросто. Где-то по душам с ним поговорим, где-то подбодрим, где-то пошутим.

Но есть и проблемы: персонал недоукомплектован, а очереди из желающих работать здесь не выстраиваются. Вот скоро встанет вопрос об отпусках, заменить работников некем, придется девчатам работать через сутки. А в таком отделении это выше возможностей.

Несмотря на то, что паллиативная медицина была признана государством официально, специалистов и профессионалов в этой области фактически нет, их не готовит ни одно образовательное учреждение. Специалистами по паллиативной медицине становятся врачи других профилей, прошедшие программу повышения квалификации, да и их не хватает. Может быть, в будущем и появится такая специальность, ведь паллиативная помощь развивается довольно быстро и широко. А пока медработники повышают квалификацию на курсах, которые обязательно пройдут и наши медсестры.

— Как лично Вы относитесь к своей работе?

— Моя главная задача врача — помогать. Я испытываю профессиональное удовлетворение, когда мне удается помочь тяжелому больному, поддержать его, облегчить страдания. Конечно, очень важно и милосердное отношение к таким людям. Не скрою, морально тяжело, но это моя профессия, и я должна сделать так, чтобы оставшуюся жизнь человек прожил достойно. Главное, не зачерстветь душой. В паллиативе очень важным считается принцип открытой и правдивой информации. В связи с этим всегда возникает очень много вопросов, что и как говорить человеку с неизлечимым заболеванием. Ведь они задают самые разные вопросы, например: «Я умру?», «Что со мной происходит?» С одной стороны, отвечая на такие вопросы, нельзя больного обманывать, потому что он многое понимает, видит и чувствует. Ложь только усугубляет тяжелое психологическое состояние человека, в одиночку ему труднее переживать свои тяготы, чем делиться с тем, кто находится рядом и понимает его. Приходится часто разговаривать и с родственниками, готовить их. Не зря ведь в таких отделениях предусмотрен психолог. А пока нам всем понемногу приходится быть в роли психотерапевтов

— Каковы планы на будущее?

— Отделение финансируется из краевого бюджета, и вся помощь пациентам оказывается бесплатно. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры, в результате чего отделение будет дооснащено. Планируется приобрести функциональные кровати с противопролежневыми матрацами, плюс мелкое оборудование, такое как ультрафиолетовый облучатель, подъемник для мытья лежачих пациентов и.т.д. А так как паллиативных больных много, то, если возникнет такая необходимость, в перспективе будем выходить с вопросом о расширении отделения. Помимо того, такой вид помощи планируется оказывать и амбулаторно, т. е. тем пациентам, которые лечатся на дому.

" onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать