Порядок совершения Пятничной молитвы в Центральной Мечети г. Махачкала

«Каждая душа вкусит смерть»
(Али Имран 3/185).

«Смерть настигнет вас, где бы вы не находились,
даже если вы будете в возведенных башнях»
(ан-Ниса 4/78).

«Скажи: Смерть, от которой вы убегаете,
Настигнет вас, после чего вы вернетесь к
Ведающему сокровенное и явное. И Он сообщит вам то, что вы совершали»
(аль-Джумуа 62/8).

«Все на ней (земле), смертны. Вечен лишь
лик Господа твоего обладающего
величием и великодушием»
(ар-Рахман 55/26-27).

Приготовление к захоронению

Если признаки выхода души из бренного тела налицо, то находящимся рядом необходимо:

Положить покойного на правый бок, лицом в направление к Кибле. Также возможно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову.

В случае тех или иных затруднений, можно оставить покойного в том положении и направлении, которое наиболее оптимально для него;

Опустить веки покойного и молиться за него, прося у Всевышнего возведения его на уровень праведников, прощения его прегрешений и освещения его могилы;

Размять суставы, чтобы они не затвердели;

Положить что-нибудь на живот для предупреждения вздутия;

Повязкой подтянуть челюсть, чтобы она не свисала;

Накрыть тело покойного.

Желательно, чтобы все это было сделано одним из близких родственников, который отнесется к этому внимательно и с должным уважением.

Расходы, связанные с приготовлением похорон должны быть взяты из оставленного им наследства. Если такового нет, то материальные расходы берет на себя обеспечивавшие его материально при жизни. Если и этого нет, - то на государственные органы или отдельных имущих мусульман. Муж берет на себя затраты, связанные с захоронением жены.

Приготовление к захоронению должно быть, как можно более скорым. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:

«Недопустимо удерживать труп мусульманина в кругу семьи [преднамеренно задерживать приготовление его к захоронению и само захоронение]» (хадис от аль-Хусайна ибн Вахваха; св. х. Абу Дауда).

Среди трех вещей, которые не терпят отлагательства, Пророк Мухаммад называл погребение покойного с соблюдением необходимых для этого процедур. В то же время ученые отмечают, что поспешать необходимо лишь в том случае, когда очевидны признаки смерти, чтобы не похоронить по ошибке того, кто потерял сознание, находится в коматозном состоянии или впал в летаргию.

Некоторыми богословами оговаривается желательность чтения Священного Корана над телом покойного до начала его омовения. В то же время другие говорят о нежелательности этого. Более осмотрительным будет читать Священный Коран до предположительно окончательного выхода души. Если, например, над умирающим читали суру «Ясин» и до завершения чтения тело уже отпустило душу, то на этом можно остановиться.

Омытие тела покойного

Омытие покойного является обязательным (фард кифая) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению.

Если таковых нет, то для любого мусульманина.

Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под его копытами, скончался, Пророк воскликнул: «Вымойте его водою с сидром и заверните в одежду его [ихрам был применен в качестве савана]» (Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1, с. 378, хадис № 1265-1268).

Обмывание покойного совершается человеком одного пола с ним. В крайнем случае жена может омыть тело своего мужа, а муж не может омывать тело своей жены так как после смерти мужа женщина выжидает срок идда во время которого она не имеет права выйти замуж, что дает ей право омывать тело мужа, когда же умирает женщина, никах между ней и ее мужем прерывается, поэтому муж не имеет права омывать тело жены так как для мужчин не назначается выжидательный срок идда.

При определенном стечении обстоятельств умерший может находиться среди женщин-мусульманок (при отсутствии жены), в этом случае допускается, чтобы обмывание и похороны его совершил специально обученный этому мужчина-кяфир, однако намаз ему читают только женщины-мусульманки. Вышеописанная ситуация повторяется в отношении умершей женщины (только с обратным действием). Если женщина-мусульманка умерла среди мужчин-мусульман, ее может обмыть специально обученная женщина-кяфир, а мужчины читают намаз и совершают погребение.

Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность этого ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни были скрываемы им.

Сподвижник Пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников» (Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]: В 2 т. [б. м.]: ар-Раян ли ат-турас, [б. г.], т. 1, с. 469, хадис № 1461; Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 3, с. 371).

Сам Пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его изъяны, тому будет Божье прощение сорок раз» (Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1, с. 615, хадис № 928, «сахих»).

Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить можно и нужно. Пророк призывал: «Говорите о хороших качествах покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков» (Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002, с. 317, хадис № 1020).

Желательно (мустахаб) для омывающего:

Не мыть покойного под открытым небом;

Никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то есть необходимость;

Наполнить помещение благовонным запахом;

Не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;

Не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку. Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;

Полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного.

Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:

1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело на доску;

2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем, или каким-либо полотном;

3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Кибле, слегка приподняв голову;

4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из кишечника и затем промыть вышедшее обильным количеством воды;

5. Омыть те части тела, которые омываются при совершении малого омовения (вуду’), за исключением полоскания рта и промывания носа. Что касается рта и носа, то их можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Проникновение воды внутрь крайне нежелательно;

6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы;

7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела;

8. Повернуть на правый бок и также помыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать;

9. Затем тело вновь повернуть и облить его в третий раз;

10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни;

11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно. Лучше промыть остатки грязи, что под ногтями;

12. Руки располагаются вдоль туловища.

После этого тело начинают заворачивать в саван.

В то же время необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омытия тела покойного, на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: одиножды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. Если тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают.

Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?

В такого рода случаях допускается совершение таяммума.

Порядок совершения таяммума:

Начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;

Произнести намерение наличия для покойного ритуальной чистоты;

Легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня). Возможна пыль и то, что содержит ее;

Один раз протереть ладонями лицо покойного;

Еще раз ударить по земляной поверхности;

Один раз протереть сначала правую, затем левую руки до локтя включительно

Саван (Кяфян)

Минимальный саван - это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же, в соответствии с преданием Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является: три полотнища для мужчин и пять - для женщин. Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.

Саван мужчин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойного одевают в рубаху из белого полотна, которая накрывает его от плеч до ступней ног, и кладут тело на расстеленные ткани (лифафа и изар). Сначала накрывают его верхней тканью (изар), так, чтобы та часть ткани, что слева от него осталась под той, что справа от него. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа). Канонически допустимо ограничиться только двумя тканями - лифафа и изар. Передаются слова Абу Бакра: «Вымойте вот эти мои две одежды, и пусть они будут для меня саваном» (Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1, ч. 1, с. 93). Ограничиваться одним полотнищем (лифафа) допустимо только в вынужденных ситуациях.

Саван женщин: первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелят еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы и до ступней ног. Затем покойную одевают в рубаху из белого полотна, которая может накрыть ее от плеч до ступней ног. Волосы покойной заплетают в две косички и опускают по обе стороны на грудь, поверх рубахи. После этого завязывают платок (химар), закрывающий волосяной покров головы и шею. Затем поверх рубахи обвязывают тело еще одним куском ткани в области груди и кладут на расстеленные полотнища (лифафа и изар). Сначала, как и у мужчин, накрывают верхней тканью (изар), так чтобы та часть ткани, что слева от покойной осталась под той, что справа. После чего заворачивают в просторную и заключительную (лифафа).

Канонически допускается ограничиться двумя полотнищами (лифафа и изар) и платком (химар).

Саван ребенка: если ребенок старше семи лет, то его саван подобен савану взрослых. В случае, когда он младше семи, его заворачивают в два основных полотнища.

Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы - направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.

Как нести носилки

После заворачивания в кафан, покойного кладут на носилки.

По мнению ханафитских ученых, носилки должны нести четыре человека с четырех сторон.

Ханафитские ученые в этом вопросе придерживаются слов ‘Абдуллаха б. Мас‘уда, который говорил, что предпочтительно, когда тахту несут с 4-х сторон. Кроме того, известно, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) был в числе четырех носильщиков и менялся с ними местами. Такой способ несения тахты гарантирует, что тело при переносе не упадет, а носильщикам будет легче, и они смогут сменять друг друга. Также порицается нести тело покойного на спине или перевозить на спине животных. Порядок несения носилок установлен следующим образом: тот, кто стоит впереди с левой стороны, кладет носилки на правое плечо, точно так же поступает и стоящий за ним. А тот, кто стоит впереди с правой стороны, кладет носилки на левое плечо, так же поступает и стоящий за ним. Об этом было упомянуто в книге «Аль-Джами‘ ас-Сагир».

Если хоронят ребенка, лучше, если его будут нести мужчины, и порицается класть его носилки на животное, поскольку ребенок уважаем и почитаем, как и взрослый человек. Уважение и почитание оказывается несением его на руках, а перевоз тела на животных уподобляется перевозке вещей, что является пренебрежением, а это порицается (макрух).

Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) считает, что умершего грудного младенца можно нести на носилках, которые носильщики возлагают на плечи поочередно.

Нести носилки лучше быстро – так, как наставлял Пророк, мир ему: «Торопитесь похоронить умершего; если он был благочестивым, этим вы даруете ему благость, а если он был грешным, и ему предназначено быть в аду, то пусть он будет подальше от нас» (Аль-Бухари).

Нужно идти быстро, но не бежать, об этом сказано в хадисе, приведенном со слов Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах): «Спросили мы Пророка, мир ему, о том, в каком темпе нужно нести покойника. Он ответил, что в любом случае нельзя быстро бежать».

Нести покойного нужно головой вперед, потому что голова – одна из самых благородных частей тела. Ханафитские ученые придерживаются того мнения, что провожающие должны идти позади носилок. Ханафитские ученые придерживаются слов Пророка, мир ему, которые привел Ибн Мас‘уд: «За носилками идут следом, а не наоборот, и нет никого, кто бы мог идти впереди них» (Абу Дауд; Ибн Маджа). Также есть свидетельство, что Пророк, мир ему, шел за носилками с телом Са‘да б. Му‘аза. Му‘аммар б. Таус привел слова своего отца о том, что Посланник Аллаха, мир ему, на похоронах всегда шел за носилками.

Ибн Мас‘уд считает, что следовать за носилками с телом покойного лучше, чем идти перед ними. Видя носилки с телом покойного, идущие вслед люди помнят о значении и неизбежности смерти. Сообщается, что Пророк, мир ему, разрешил идти провожающим впереди тахты лишь в том случае, если людей слишком много. Точно так же поступали Абу Бакр и ‘Умар. Доказательством служат слова ‘Абд ар-Рахмана б. Аба Ляйли: «Однажды я шел вместе с ‘Али за тахтой, а Абу Бакр и ‘Умар шли перед ней. И я спросил: ‘Али: «Почему Абу Бакр и ‘Умар идут впереди?». ‘Али ответил, что они идут впереди, чтобы не толпиться и не мешать людям, идущим за ней».

Допускается в определенной ситуации ехать за носилками, но из уважения к умершему лучше идти пешком. Порицается ехать перед носилками, а также следовать с огнем. Однажды Пророк, мир ему, шел за носилками и увидел женщину с кадильницей в руке, и он резко пресек эти действия. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не носите со мной кадильницу, потому что она напоминает о наказании, и поэтому не стоит нести ее за телом покойного» (Малик). А вот что сказал Ибрахим аль-Наха‘и: «Порицается провожать ваших покойных с огнем; это делают христиане и иудеи, поэтому порицается (макрух) уподобляться им» .

Тому, кто идет за носилками с телом покойного, нельзя покидать место погребения, не прочитав намаз, поскольку целью следования за покойным является именно джаназа-намаз. Женщины не должны провожать покойного, так как Пророк, мир ему, запретил им делать это, сказав: «Вернитесь, ибо вы не получите награды за это» (Ибн Маджа).

Следует вставать, когда проносят носилки с покойником, только в том случае, если есть желание присоединиться к похоронной процессии.

Пророк, мир ему, запретил пение и рыдания при прощании с умершим (Ат-Тахави).

Мусульманский обряд погребения покойного обязывает всех, кто провожает, быть сдержанными в выражении скорби. Известно, что Пророк, мир ему, плакал, когда умер его сын Ибрахим, и сказал: «Глаза льют слезы, сердце смиряется, и не надо говорить того, что приводит в гнев Аллаха. Поистине, Ибрахим, мы скорбим о тебе» (Аль-Бухари; Муслим).

Во время похорон нельзя повышать голос, а еще лучше соблюдать молчание. Кайс б. ‘Убада сказал: «Сподвижники Пророка, мир ему, порицали повышение голоса в трех случаях: во время сражения, вовремя джаназы и когда делаешь зикр, поскольку это является уподоблением иудеям и христианам».

Люди, следующие за носилками, из уважения к покойному не должны садиться до того, как тахту поставят на землю или тело покойного опустят в могилу. Покойника кладут лицом, обращенным к Каабе, а затем читают джаназа-намаз.

Джаназа-намаз по покойному

Кому читается джаназа-намаз?

Джаназа-намаз читается каждому мусульманину (мужчине и женщине) при любом его общественном положении, ребенку, умершему после рождения, ребенку, умершему во время родов, если он подавал какое-то время признаки жизни. Намаз не читается мертворожденному ребенку, притеснителю (бугат), разбойнику (кутта‘ ат-тарик), неверному (кяфир), даже если они умерли на мусульманской земле.

Джаназа-намаз не читается, по мнению ханафитских ученых, если тело покойного находится вдали (гайб), так как в этом случае не исключена следующая ситуация: если умерший находится на востоке, а молящийся обращается в сторону Каабы, не исключено, что умерший будет находиться за их спиной; если же они обращаются с молитвой в сторону умершего, то Кааба окажется за их спиной. Оба положения недопустимы во время джаназа-намаза.

Если кто-то не прочитал джаназа-намаз со всеми и не стал читать намаз вторично, это не считается грехом. Но если джаназа-намаз все-таки был прочитан вторично, то он приравнивается к необязательной дополнительной молитве (нафиль) и не предусмотрен узаконенным каноном джаназа-намаза (фард уже выполнен).

Как считают ханафитские ученые джаназа-намаз не читается определенным категориям людей даже если они исповедуют ислам:

1. Смутьяны, которые с оружием выступили против халифа и были убиты в военном восстании. В этом вопросе ученые придерживаются точки зрения четвертого праведного халифа ‘Али, который не разрешил обмывать жителей Нахравана и читать им джаназа-намаз, объясняя свое решение так: «Нет, они наши братья, но они выступили против нас. Поэтому подобное пренебрежение послужит уроком для других». И ни один из присутствующих сподвижников Пророка, мир ему, не возразил ему, а это можно считать их единодушным согласием, решением иджма. Если же они были пойманы, отданы под суд и затем казнены, то их и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

2. Разбойники и грабители. Если они погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальную молитву. Если - в результате поимки и судебного разбирательства, то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву.

Убийца одного из своих родителей также заслуживает быть униженным в форме отказа имама омыть его и совершить над ним погребальную молитву, если он был казнен в судебном порядке за совершенное им преступление. Если же он умер своей смертью, то омываем и погребальная молитва совершается.

Намаз покойному читается только один раз. Повторное чтение возможно в том случае, когда намаз был прочитан посторонними людьми, без разрешения авали (представитель власти, местный имам, близкие родственники, опекуны). Ханафитские ученые придерживаются хадиса, в котором говорится о том, что Пророк, мир ему, прочитал намаз покойному, а когда закончил, пришел ‘Умар и с ним люди, чтобы прочитать намаз еще раз. И Пророк, мир ему, сказал им: «Джаназа-намаз покойному не повторяется, но делайте ему ду‘а и просите для него прощения у Аллаха». Также было приведено, что Ибн ‘Аббас и Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) пропустили джаназа-намаз, и когда пришли, сделали только ду‘а и просили прощения для покойника. ‘Абдуллах б. Салям (да будет доволен им Аллах) пропустил джаназа-намаз ‘Умара (да будет доволен им Аллах) и, когда пришел, сказал: «Вы опередили меня с намазом, но не опередите меня с ду‘а». Доказательством этому служит следующая традиция, которую сохранила наша умма до сегодняшнего дня: намаз не перечитывается Пророку, мир ему, а также праведным халифам и сподвижникам (да будет доволен ими Аллах). Если бы повторное чтение намаза было разрешено, то ни один мусульманин не отказался бы от него, в особенности от джаназа-намаза Посланнику Аллаха, мир ему, ведь его тело не подвержено тлению, и он остается в могиле точно таким же, каким его и похоронили. Но поскольку обязанность (фард) уже выполнена, нет необходимости в ее повторении, так как это фард-кифайя. Поэтому, если кто-то не прочитал намаз со всеми и не стал читать его вторично, то нет в этом никакого греха. А если намаз все же был прочитан вторично, то он, как уже указывалось, считается намазом дополнительным (нафиль), а намаз-нафиль в обряде джаназа не установлен (нет законного обоснования).

Последовательность совершения джаназа-намаза:

Имам встает в направлении Каабы, перпендикулярно телу покойного мужчины или женщины, на уровне груди, сердца;

Последовательно проговариваются четыре такбира. Кисти рук поднимаются на уровень ушей только с первым такбиром. После каждого такбира молящийся опускает руки на живот прямо под пупком.

1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить погребальную молитву за лежащего предо мной покойного»;

2. Первый такбир с поднятием кистей рук. Проговорив такбир и опустив руки на живот прямо под пупком, молящийся говорит:

«Субхаанакя аллаахумма ва бихамдикь, ва табаарака-смукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»;

3. Второй такбир. Проговорив второй такбир, молящийся читает «Салават»;

4. Третий такбир. После него проговаривается молитва за покойного:

«Аллаахумма-гфир ляху вархамх, ва ‘аафихи ва‘фу‘анх, ва акрим нузуляху ва васси‘ мудхаляху, вагсыльху биль-ма’и вас-сальджи валь-барад, ва наккыхи миналь-хатайа кямя юнакка ссавбуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, ва ахлян хайран мин ахлих, ва адхыльхуль-джанната ва кыхи фитнаталь-кабри ва ‘азабан-наар».

Вслед за этим читается молитва-ду‘а за всех живых и мертвых мусульман:

«Аллаахумма-гфир ли хайинаа ва майитинаа ва шаахидинаа ва гааибинаа, ва сагииринаа ва кябииринаа, ва закяринаа ва унсаанаа, аллаахумма ман ахьяйтаху миннаа фа ахьихи ‘аляль-ислам, ва ман таваффайтаху миннаа фа таваффаху ‘аляль-иимаан, аллаахумма ляя тахримнаа аджраху ва ляя тудыллянаа ба‘дах».

Если покойным является ребенок или психически больной человек, то произносятся только следующие слова: «Аллаахума-дж‘альху лянаа фаратон ва зухран шафи‘ан мушаффа‘а».

5. Проговорив четвертый такбир, также как второй и третий без поднятия кистей рук, молящийся, со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматуллаах» поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, - в левую.

На этом погребальная джаназа-намаз завершается.

При решении вопроса о том, кто имеет право читать джаназа-намаз, чаще всего в житейской практике предпочтение отдается местному имаму.

Похороны

Похороны умершего человека являются обязательным действием (фард кифайя), которое люди унаследовали со времен Адама (мир ему), и грех на том, кто пренебрегает этим.

Приготовление могилы

По ханафитскому мазхабу, делать боковую выемку (ляхд) в могиле со стороны киблы является сунной. Имам аш-Шафи‘и считает сунной, если выемка будет сделана посередине могилы (шакк). В этом аш-Шафи‘и опирается на то, что жители Медины роют могилы по форме шакк. Ханафитские же ученые опираются на слова Пророка, мир ему: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для других» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и).

А в другом риваяте сказано: «Могила с ляхдом для нас, а с шакк для людей Писания».

Передается, что когда Пророк, мир ему, умер, люди разошлись во мнении о том, делать ли в могиле Пророка ляхд или шакк. В то время один из сподвижников Пророка, мир ему, Абу Талха аль-Ансари, делал в могиле ляхд, а другой сподвижник – Абу ‘Убайда б. аль-Джаррах – шакк. Тогда к каждому из них послали человека, и ‘Аббас б. ‘Абд аль-Мутталиб взмолился: «О, Аллах! Выбери для Своего Пророка наилучшего из этих двух!». Первый из посланных людей нашел Абу Талху, второй же не нашел Абу ‘Убайду. «Мольба ‘Аббаса всегда принималась Господом, и в этот раз она была услышана» (Ибн Маджа, аль-Байхаки).

Жители же Медины делали могилы в форме шакк, потому что земля в этой местности была очень рыхлой. По этой же причине и жители Бухары рыли могилы в форме шакк. Когда в могиле делают ляхд, ее закрывают необожженными кирпичами из глины и тростником, ибо, когда хоронили Пророка, мир ему, закрыли ляхд глиняными необожженными кирпичами и вязанками из тростника. Также передается следующее наставление Пророка Мухаммада, мир ему. Однажды он увидел отверстие в могиле и, взяв кирпич, вручил его могильщику, сказав: «Закрой этим отверстие, поистине Аллах любит мастера, который хорошо делает свое дело». Сообщается, что Са‘ид б. аль-‘Ас сказал: «Закройте ляхд моей могилы необожженными кирпичами и тростником, как это было сделано в могиле Пророка, мир ему, а также в могилах Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими Аллах)». Все это необходимо для того, чтобы земля не падала на покойного. Исходя из слов Ибрахима ан-Наха‘и, порицается закрывать ляхд обожженными кирпичами и досками. Это основано на наставлении Пророка, мир ему, который говорил о том, что могилы не должны походить на строения. Обожженные кирпичи и доски используют при строительстве для красоты, а умершие уже не нуждаются в этом. Хотя по мнению Абу Бакра Мухаммада б. аль-Фадла из Бухары, возможно использование обожженных кирпичей. Кроме того, он рекомендует закрывать ляхд досками и хоронить умерших в гробах, (они могут быть сделаны и из железа). Это необходимо в том случае, если в местах захоронения земля рыхлая.

Способ похорон

По ханафитскому мазхабу нужно опустить тело покойного в могилу со стороны киблы, а потом положить в ляхд. Ханафитские ученые основываются на том, что Пророк, мир ему, во время похорон Абу Дуджана опустил его тело в могилу со стороны киблы. Также приводится риваят от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что точно так же поступали и во время похорон Посланника Аллаха, мир ему.

По-нашему мазхабу, сунной является, чтобы в могилу спускалось нечетное количество людей. Порицается, если среди спускающихся в могилу будет неверный, даже если он родственник покойного. Чтобы похоронить покойного по сунне, нужно, чтобы в могилу спускались только мусульмане.

Когда тело опускают в могилу и когда кладут в ляхд, произносят «Бисмилляхи ва ‘аля милляти Расулилляхи».

Запрещается закапывать двух или более человек в одной могиле. Это традиция, унаследованная от Адама (мир ему) до наших дней. Но в крайних ситуациях шариат разрешает подобное, тогда первым в могилу опускается самый почитаемый из умерших, а между всеми телами делаются преграды из земли. Сообщается, что Пророк, мир ему, велел хоронить в одной могиле по двое или по трое воинов, погибших во время битвы у горы Ухуд. Он сказал: «Сперва кладите того, кто знает больше из Корана». Если вместе хоронят мужчину и женщину, то в могиле ближе к кибле кладется тело мужчины. Когда хоронят мужчину, женщину, мальчика, девочку и гермафродита, их кладут в такой последовательности: мужчина, мальчик, гермафродит, женщина, девочка.

Во время похорон носилки с телом женщины необходимо укрыть покрывалом. Сообщается, что на похоронах Фатимы (да будет доволен ей Аллах) носилки с ее телом были укрыты покрывалом. Покрывало сможет прикрыть ‘аврат женщины в том случае, если кафан по какой-либо причине раскроется. По этой же причине необходимо, чтобы в могилу тело женщины клал ее ближайший родственник. Но если родственников не окажется, то сделать это может и посторонний человек, поэтому нет необходимости звать женщин на помощь.

По ханафитскому мазхабу, носилки с телом мужчины не покрываются. Ханафитские ученые основываются на том, что ‘Али (да будет доволен им Аллах), увидев, как во время похорон тело мужчины укрывают покрывалом, снял покрывало и сказал: «Он мужчина!». В другом риваяте приводятся его слова: «Не уподобляйте его женщинам».

По ханафитскому мазхабу, над могилой делается возвышение, но только не в виде прямоугольника, а дугообразно. Делать могилу прямоугольной порицается, поскольку так поступают люди Писания (христиане и иудеи). Высота возвышения над могилой должна быть равной одной пяди или чуть выше. Порицается ставить на могилы каменные плиты. Абу Ханифа порицает любые постройки и обозначения над могилой. Абу Юсуф порицает и любые надписи на могиле. Аль-Кархи упомянул приведенные Джабиром б. ‘Абдуллахом слова Пророка, мир ему: «Не ставьте на могилы каменные плиты, не стройте над ними ничего, не сидите на ней и не делайте никаких надписей» (Муслим). Ведь все это делается ради внешней красоты, а покойник уже не нуждается в ней (кроме того, это бесполезная трата денег). Можно побрызгать (полить) водой на могилу, так как это уплотняет землю, хотя Абу Юсуф с этим не согласен. Кроме того, Абу Ханифа порицает утрамбовывать могилу, сидеть или спать на ней и т.д. В этом он опирается на запрет Посланника Аллаха, мир ему, сидеть на могилах (Муслим). Абу Ханифа запрещает читать намаз над могилой. Сообщается, что Пророк, мир ему, запретил совершать молитву над могилой. Кроме того, не следует читать намаз по покойному на кладбище между могилами. Этого же мнения придерживаются ‘Али и Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах). Но если джаназа-намаз все же был прочитан на кладбище, он считается совершенным, поскольку есть свидетельства, что они совершили джаназа-намаз ‘Аише и Умм Саляма среди могил на кладбище аль-Баки‘. Имамом тогда был Абу Хурайра, а среди присутствующих находился Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах).

Захоронения (дафн) в табуте (гробах или ящиках)

Хоронить в гробу является обычаем у христиан, поэтому мусульманские богословы разрешают хоронить мусульман в гробу только в случае крайней необходимости (‘узр).

Ханафитские ученые не видят ничего предосудительного в том, чтобы хоронить покойного в железном или каменном гробу, но при условии крайней необходимости (там, где рыхлая, влажная земля, или для того, кого хоронят в море).

Посещение кладбищ (зиярат аль-кубур)

Согласно исламскому учению, душа (рух) человека, не умирает вместе со смертью тела, она готова для отчета, объяснения и понимания речи (слов, когда ее будут спрашивать в могиле). Большинство ученых считают, что наказание или милость (вознаграждение, райские наслаждения) получает как душа, так и тело покойного, и что душа остается после отделения от тела мучающейся или умиротворенной, иногда душа соприкасается с телом и также получает наказание или награду (милость). Некоторые ученые говорят, что наказание или милость получает только тело, а не душа. Существует высказывания о том, что на покойного распространяются дела его семьи и друзей. Также сообщается, что покойный видит и знает, что творится у него дома, и он радуется, если это благодеяния, и мучается, если это порочные дела. Покойник чувствует посещающего его в пятницу перед восходом солнца. Он получает благо, если пришли с добром, и мучается, если со злыми намерениями, так говорится в книге «Кашшаф аль-канна‘».

Совершение джаназа-намаза по покойному, подобно мытью и заворачиванию его в кафан, является фардом-кифая (коллективной обязанностью).

У джаназа-намаза есть рукны (фарзы) – это стояние и четыре такбира (слова «Аллаху акбар!»), которые становятся на место ракаатов обычного намаза, имеющего поясные и земные поклоны. А также существуют шесть шартов (условий) для того, чтобы заупокойный намаз был действительным.

Первое Ислам мёртвого , то есть чтобы умерший в момент смерти был мусульманином, так как этот намаз является шафаатом (заступничеством), а за немусульман заступничество не принимается.

Второе тахарат (чистота) тела и места умершего , то есть намаз не получается, если покойный не был омыт или если на нём была наджаса. Соблюдение этого условия необходимо в том случае, если есть возможность для его выполнения, – если же такой возможности нет, как, например, в случае, когда похоронили без купания и извлечь тело не получается, кроме как раскапыванием могилы, то купание отпадает, а намаз-джаназа совершается над могилой. В противоположность тому, когда над мёртвым землю ещё не насыпали, то в этом случае его необходимо извлечь из могилы и помыть, и только после этого совершить намаз. Если же по незнанию совершили джаназа-намаз без купания и после этого похоронили – то необходимо вернуться к могиле и заново совершить намаз, так как первый был испорчен.

Третье нахождение покойного перед совершающими намаз за него .

Четвёртое присутствие мёртвого или большей части его тела, или половины тела вместе с головой . Пятое чтобы молящиеся не были сидящими или верхом на животном без причины . Шестое чтобы мёртвый лежал на земле, так как если он будет лежать на животном (на транспорте) или его будут держать люди – то намаз не получается .

Сунн джаназа-намаза – четыре . Первая стояние имама напротив груди умершего, будь он мужчиной или женщиной, потому что это место сердца и света имана .

Вторая сунна чтение после первого такбира дуа истифтах (открывающая мольба), то есть «Субханака ллахумма уа бихамдика уа табаракасмука, уа тааляа джаддука, уа джалля санаука, уа ля иляха гъайрука» («О досточтимый и славный Аллах! Да будет благословенно имя Твоё, да будет высоким величие Твоё. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы.

Третья сунна чтение после второго такбира салавата Пророку (мир ему и благословение), читаемого после ташаххуда в намазе : «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммадин кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима иннака хамидун маджид». («О Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину Ты достославен! О Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину Ты достославен»).

Четвёртая чтение после третьего такбира дуа истихфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка (мир ему и благословение) . По Сунне желательно, чтобы дуа, которое читается после третьего такбира, начиналось с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику (мир ему и благословение). Всё это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы. Строго определённого дуа нет, но лучше читать то, что передано от Пророка (мир ему и благословение). Например: «Аллахумма-гъфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагъыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва гъаиби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху аляль-иман». («О Аллах, прости нашим живым и мёртвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах I, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере»).

Не просят прощения грехов для маджнуна (одержимого джиннами) и несовершеннолетнего. Но произносят дуа: «Аллахумма, джаль-ху ля-на фаратан, ва-джаль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-джаль-ху ля-на шафиан ва мушаффаан». («О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он был для нас вознаграждением опережающим, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято».)

А после четвёртого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы. Слово «Ассаляму» является ваджибом.

При произнесении такбиров, кроме первого, руки не поднимаются. А если имам произнёс пятый такбир, то за ним не следуют, но ожидают его «салям».

Самым достойным быть имамом при совершении джаназа-намаза считается имам той местности, в которой жил умерший. После него – опекун-мужчина мёртвого, и так далее право переходит к тому, кто ближе к покойному по родству. И тот, у кого есть право опережения, может уступить его тому, кому пожелает. Если совершили намаз, не дожидаясь того, у кого есть первостепенное право быть ведущим этого намаза, – то он может повторить его. Но те, которые намаз уже совершили, с ним вместе его уже не повторяют.

Если усопшего похоронили без совершения джаназа-намаза, то намаз совершают над его могилой, даже если умершего не помыли. Если умерших несколько, то лучше совершать джаназа-намаз за каждого по отдельности. Но если всё же решили совершить один намаз за всех одновременно, то их располагают одним рядом в сторону Киблы таким образом, чтобы грудь каждого умершего была напротив груди имама. При этом нельзя забывать о порядке очерёдности. Это означает, что ближе всех к имаму будут мужчины, после них – подростки-мальчики, после – гермафродиты, а после них – женщины, за которыми следуют подростки-девочки. Хоронить их также желательно по отдельности, но если такой возможности нет, то кладут их в могилу уже в обратной последовательности, то есть самыми близкими к Кибле будут мужчины, за ними – подростки-мальчики и так далее.

Тому, кто отсутствовал при вступительном такбире имама, не следует торопиться вступать в намаз. Он должен дождаться следующего такбира и последовать за имамом сразу же после произнесения им его, выполняя с имамом те ракааты, которые он совершает. А после выхода имама из намаза он восполняет те ракааты, которые пропустил. Но следует учесть, что он должен успеть завершить намаз до поднятия с земли усопшего, так как если его поднимут – то намаз нарушится. Тому же, кто присутствовал при вступительном такбире имама, не нужно ждать следующего такбира. Он произносит такбир и выходит из намаза вместе с имамом. Если опоздавший вступил за имамом только после четвёртого такбира перед «саламом», то, по мнению имама Мухаммада, его намаз будет также действительным, и в этом – фатва (указ, постановление муфтия).

Нежелательно заносить покойного внутрь мечети и совершать джаназа-намаз. И нежелательно, чтобы покойный был снаружи мечети, а часть людей, совершающих над ним джаназа-намаз, внутри неё. Также нежелательным является совершение джаназа-намаза на улице, так как это мешает прохожим, и на чужой земле без разрешения хозяина.

Если умер ребёнок, у которого при рождении были признаки жизни, то ему дают имя, купают, заворачивают в кафан и совершают по нему джаназа-намаз. Если же признаков жизни замечено не было, то есть ребёнок родился мёртвым, то его купают, оборачивают материалом и хоронят, и джаназа-намаз за него не читают.

Джаназа-намаз не читается немусульманину и убийце своих родителей, но убившего самого себя моют и совершают по нему намаз.

(Хашияту Ибну Абидин, Марокиль Фалях)

Совершение джаназа-намаза (заупокойный намаз) относится к категории фард-кифайа (коллективная обязанность). Иначе говоря, если в ней примет участие часть мусульман или даже один человек, даже юноша мумайз выполнение такой обязанности снимается с остальных.

Основой обязательности его совершения служит хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh:

عن أبي هريرة رضي الله عنه : « أن رسول الله نعى النجاشي في اليوم الذي مات فيه، فخرج الى المصلى، فصفّ بهم، وكبر أربعا » رواه البخاري ومسلم

Смысл: «Поистине, Пророк, мир ему и благословение, сделал соболезнование за Нажаши в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира» .

И также хадис от Ибну Умара, да будет доволен им Аллаh, что Пророк, мир ему и благословение, сказал:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ قال: « صل ّ وا على صاحبكم » رواه البخاري

Смысл: «Совершите намаз за вашего товарища» .

Время совершения джаназа-намаза

Джаназа-намаз можно совершить в любое время суток. Не является нежелательным его совершать во время нежелательных для намаза промежутках времени.

Не является сунной откладывание джаназа-намаза для увеличения числа молящихся, кроме случаев, когда ждут вали, с условием, что усопший из-за этого не станет разлагаться.

Место

Разрешается совершить джаназа-намаз там, где дозволяется совершить намаз (обязательный или желательный). Желательно совершить в мечети, так как там собираются больше людей.

Основой этому хадис от Айши, да будет доволен ею Аллаh:

عن عائشة رضي الله عنها: « أن النبي صلى على سهيل بن بيضاء في المسجد» رواه مسلم والترمذي

«Поистине, Пророк совершил (джаназа-намаз) за Сухайл бин Байзаъа в мечети»

Если есть вероятность, что от этого мечеть испачкается, то тогда не разрешается совершать намаз там.

Если усопшего похоронили, не совершив джаназа-намаз, то тогда джаназа-намаз совершают над могилой, стоя рядом с ней.

Условия

Условия для джаназа-намаза те же, что и для обычных намазов (обязательных и желательных), такие как чистота, омовение, поворачивание в сторону Киблы и т.д.

Не является условием, чтобы джаназа-намаз совершался коллективно, достаточно и одним человеком. Если даже это будет юноша мумайз. Но является сунной, чтобы этот намаз совершался коллективно.

Не является достаточным совершение джаназа-намаза женщинами при присутствии мужчин или юноши мумайз, так как это является пренебрежением к усопшему. Если нет мужчин или юноши мумайз, то тогда обязанность переходит на женщин и будет достаточным, если они совершат этот намаз. Джаназа-намаз женщины совершают по отдельности, так как не является сунной для женщин совершать его коллективно. Имам Шафии сказал: «Если они совершат его коллективно, то в этом нет ничего предосудительного».

Является обязательным совершить джаназа-намаз до того, как усопшего похоронят, если же усопшего похоронят до совершения намаза, то все, кто обязан совершить джаназа-намаз, попадают в грех, и в таком случае намаз совершается над могилой (рядом) и могилу не раскапывают, чтобы совершить намаз. Но если они не совершили намаз по забывчивости или была какая-нибудь другая уважительная причина, то в том, что они его похоронили, не совершив намаз не будет греха.

Также условием является то, чтобы между усопшим и между совершающим джаназа-намаз не было больше трехсот локтей (примерно 150 метров), в том случае если усопший находится в одном городе или селе. Также нельзя, чтобы между ними была преграда, как стена и т.д., если даже на ней есть окно, т.е. если люди, например, совершат намаз в мечети, а усопший будет находится за стеной на улице, то такой намаз не засчитывается, только если там будет открытая дверь, то в этом случае намаз засчитывается.

Во время совершения джаназа-намаза является сунной встать в три ряда и больше.

В хадисе говорится:

عن مالك بن هبيرة رضي الله عنه: أن النبي ﷺ قال: « ما من مسلم يموت فيصلي عليه ثلاثة صفوف من المسلمين إلا أوجب » رواه أبو داود والترمذي والحاكم

«Нет усопшего, за упокой которого совершат намаз три ряда мусульман, кроме как попадет в Рай »

Также сунной является то, чтобы заупокойную молитву совершали как можно больше людей. Основой этому является хадис:

قال النبي ﷺ: « ما من مسلم يصلي عليه أمة من المسلمين، يبلغون مئة، كلهم يشفع فيه إلا شفعوا فيه» رواه مسلم

«Нет усопшего, за упокой которого помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, кроме как их молитва не останется непринятой» .

Во время совершения джаназа-намаза имам становится рядом с головой усопшего мужчины, таким образом, чтобы ноги были с правой стороны, и рядом с талией усопшей женщины, чтобы голова была с правой стороны, об этом пишет Бужайрами.

Условием является, чтобы усопший во время намаза находился впереди молящихся, также является условием, чтобы могила над которой совершается джаназа-намаз находилась впереди молящихся.

Также условием является то, чтобы усопший был омыт, намаз, совершенный до его омывания, не засчитывается.

Если собралось много усопших, то за всех можно совершить один джаназа-намаз.

Обязательные составные части

Намерение

Намерение обязательно делать сердцем во время произнесения такбират-уль ихрама (вступительного такбира): «Я намерился совершить обязательный джаназа-намаз за этого усопшего (или этих усопших, если их несколько)» . Является желательным произнести намерение вслух, чтобы было слышно самому себе. Упоминать в намерении что это «фард-уль кифая» не обязательно.

Является обязательным упомянуть в намерении, что он совершает намаз следуя за имамом, если он является таковым. Так же обязательны все остальные условия, которые обязательны в фард (обязательных) намазах.

Не обязательно упоминать усопшего по имени, достаточно сделать намерение, что он совершает обязательный намаз за усопшего, находящегося перед ним. Если маъмум сделает намерение совершить обязательный намаз за тех людей (усопших), за которых имам сделал намерение совершить намаз, то этого будет достаточно.

Обязательно имаму (или тому, кто совершает намаз индивидуально) упомянуть имя усопшего и имя его отца, если усопший находится не рядом, но маъмуму достаточно сделать намерение за тех людей, за которых имам совершает джаназа-намаз.

Если в намерении упомянули имя усопшего, а после оказалось наоборот, к примеру, назвали Ахмада, а оказалось, что он Мухаммад, то намаз не засчитывается.

Не обязательно также в намерении упоминать численность усопших, если их много, но если упомянули в намерении десять человек, а усопших оказалось одиннадцать, то тогда намаз не засчитывается, а если упомянули большее количество, а оказалось меньшее, к примеру, упомянули десять, а оказалось девять, то тогда намаз считается.

Если совершали джаназа-намаз за усопших находящихся не рядом, и во время намаза принесли одного из них, то для этого усопшего обязательно совершить джаназа-намаз повторно.

Стояние

Является обязательным стоять, если есть такая возможность. Если нет, то совершают намаз сидя, если и так невозможно, то тогда лежа на правом боку, если и так не получается – на левом, если и так не получается, тогда на спине, повернув ступни ног и лицо в сторону киблы, подложив под голову что-нибудь.

Четыре такбира

Так же обязательной основой является произношение четырех такбиров, с учетом вступительного такбира. Основой этому является вышеупомянутый хадис:

«Поистине, Пророк сделал соболезнование за Нажашия в день его смерти, встал на место намаза, выровнял ряды и произнес четыре такбира»

Если совершающий намаз не намеренно произнесет пятый такбир, то его намаз не нарушается. Если имам произнесет пятый такбир, то маъмуму разрешается дать салям и завершить намаз, но предпочтительнее подождать имама, чтобы вместе завершить намаз.

Является сунной при произнесении такбира поднимать руки и ставить руки ниже груди, как в остальных намазах.

Основой этому является то, что рассказал Абдуллах ибну Умар, да будет доволен ими Аллаh:

عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما: « أن عمر رضي الله عنه كان يرفع يديه على الجنازة في كل تكبيرة » هذا الأثر رواه البيهقي

Смысл: «Поистине Умар, да будет доволен им Алла h , поднимал руки во время джаназа-намаза в каждом такбире» . Подобное делали Ибну Умар и Хасан бин Али, да будет доволен ими Аллаh.

Является сунной имаму произносить такбиры громко, остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам – произносят так, чтобы слышали они сами.

Если маъмум во время джаназа-намаза без уважительной причины отстанет от имама на один такбир, например, имам произнес третий такбир, а маъмум еще на первом, то его намаз нарушается. Но если имам произнес салям, а маъмум еще на третьем намаз не нарушается.

Уважительной причиной является, если маъмум не расслышал такбир имама, или же забыл или если маъмум читает медленно.

Масбук (опоздавший к началу джаназа-намаза) произносит такбир и читает «аль-Фатиху» и, если имам произнес такбир до того, как тот закончил чтение «аль-Фатихи», он следует за имамом, и «аль-Фатиха» будет считаться как прочитанная, и масбук после того, как имам произнесет салям, возмещает остальное. Например, человек присоединился к джаназа-намазу, а имам тем временем находится на втором такбире (читает салават), человек вступает в намаз, произнося такбир, и читает «аль-Фатиху». Затем, если имам до того, как тот дочитал «аль-Фатиху» произнес такбир (перешел на третий такбир и начал читать дуа), ты хоть и не дочитал «аль-Фатиху», следуешь за ним (произносишь второй такбир), и начинаешь читать салават, и так по порядку. Затем, после того, как имам произнес салам, ты просто продолжаешь, произносишь (четвертый) такбир, и читаешь дуа. То же самое, если ты пришел на третий такбир.

Чтение «аль-Фатихи»

В джаназа-намазе обязательно прочитать суру «аль-Фатиха». Предпочтительно прочитать суру «аль-Фатиха» после первого такбира, если прочитать после одного из четырех такбиров, то этого достаточно. Является сунной произносить «амин» после завершения чтения «аль-Фатихи». Не является сунной читать суры или аяты из Корана после «аль-Фатихи». Также не является сунной читать «дуа аль-Ифтитах».

Если есть опасность того, что задерживаясь на намазе, тело разлагается, то является обязательным ограничиться только на обязательных составных частях джаназа-намаза.

Чтение Салавата

Чтение салавата также является обязательной основой в джаназа-намазе. Условием является чтобы ее чтение было после второго такбира. Достаточный вариант: «Аллахумма Салли аля Мухаммад» . Не является обязательным произносить слово «Алихи», напротив является сунной.

الحمد لله رب العالمين

Транскрипция: «АлхамдулиЛляhи-р-Раббиль алямин»

Смысл: «Вся хвала Аллаху – Господу миров».

И в конце (по окончании чтения салавата) желательно сделать дуа за мусульман и мусульманок, например:

اللهم اغفر للمؤمنين والمؤمنات

Транскрипция: «Аллаhуммагъфир лиль муъминина валь муъминат»

Смысл: «О, Аллаh, прости грехи всех верующих мужчин и женщин»

اللهم صلى على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما صلّيت على سيدنا إبراهيم وعلى آل سيدنا إبراهيم وبارك على سيدنا محمد وعلى آل سيدنا محمد كما باركت على سيدنا إبراهيم وعلى أل سيدنا إبراهيم فى العالمين إنك حميد مجيد

Транскрипция: « Алла h умма салли г I аля Мухаммадин ва г I аля али Мух I аммад, кяма салляйта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, ва барик г I аля сайидина мух I аммадин ва г I аля али сайидина мух I аммад кяма баракта г I аля сайидина Ибра h има ва г I аля али сайидина Ибра h им, филь г I алямина иннакя Х I амидун Маджид»

Смысл: «О, Алла h ! Благослови Пророка Мухаммада и его семейство, так же, как ты благословил Пророка Ибрахима, мир ему и его семейству! О, Алла h ! Даруй благодати Пророку Мухаммаду и его семейству, как ты даровал ее Пророку Ибрахиму, мир ему и его семейству, во всех мирах. Воистину ты достойный похвалы, славный!»

Чтение дуа

Дуа для усопшего также является обязательной основой этого намаза, так как самой большой целью от джаназа-намаза является дуа для усопшего. Условием является чтобы дуа прочитали после третьего такбира. Недостаточно дуа, которое делается за всех мусульман и мусульманок.

Достаточный вариант:

اللهم اغفر له/ها/ وارحمه/ها/

Транскрипция: «Аллаhумма-гъфирляhу(hа) варх I амhу(hа)»

Смысл: «О Аллах, прости его и помилуй» .

Слова «ляhу», «анhу», «афиhи» оканчиваются слитным личным местоимением мужского рода единственного числа третьего лица «hу»/«hи», которое употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине.

Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица «ha», например: «Аллаhумма-гъфирляhа ва-рхамhа» (О, Аллаh, прости ее и помилуй). Если же делается за несколько человек, то тогда в конце говорят «hум».

Является сунной побольше делать дуа, если нет опасности скорейшего разложения усопшего, и предпочтительным является говорить то, что в подобных случаях говорил Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует.

Сообщается, что Авф бин Малик, да будет доволен им Аллаh, сказал:

روى عوف بن مالك رضي الله عنه قال: «صلى رسول الله ﷺ على جنازة، فحفظت من دعائه وهو يقول: « اللهم اغفرله وارحمه، وعافه واعفه عنه، وأكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقّه من الخطايا، كما نقّيت الثوب الأبيض من الدّنس، وأبدله داراً خيراً من داره، وأهلا خيرا من أهله، وزوجا خيرا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر، ومن عذاب النار» قال: حتى تمنيت أن أكون أنا ذلك الميت لدعاء رسول الله ﷺ» رواه مسلم

Смысл: «(Однажды) Посланник Аллаhа совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаhу со словами мольбы за покойного, он сказал:

«Аллаhумма-гъфирляhу(ha), ва-рх I амhу(ha), ва гафиhи(ha), ваг I фу г I анhу(ha), ваакрим нузуляhу(ha), вавассиг I мадхаляhу(ha), ва-гъсильhу(ha) би-ль-маи, ва-с-сальджи ва-ль-барди, ванакъыhи(ha) мин-аль-хатайа кяма накъайта-с-са-вба-ль-абйада мина-д-данаси, ваабдильhу(ha) даран хайран мин дариhи(ha), ва аhлян хайран мин аhлиhи(ha), ва завджан хайран мин завджиhи(ha), ва адхильhу(ha)-ль-джанната ва аг I изhу(ha) мин г I азаби-ль-къабри ва г I азаби-н-нар» - и я даже сам захотел оказаться на месте покойного».

Смысл дуа: «О Алла h , прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём, и сделай место его входа просторным, и омой его водой, снегом и льдом, и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи его в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня»

Также, передается от Абу Хурайры:

روى أبو هريرة رضي الله عنه قال: « صلى رسول الله على جنازة، فقال : « اللهم اغفر لحينا وميتنا، وشاهدنا وغائبنا، وصغيرنا وكبيرنا، وذكرنا وأنثانا، اللهم من أحييته منّا فأحيه على الإسلام، ومن أمتّه منا فتوفّه على الإيمان» رواه الترمذي والنسائي وابن ماجه واحمد والبيهقي

Смысл хадиса: «Пророк совершил заупокойный намаз и сказал:

«Аллаhумма-гъфир ли хайина, ва майитина, ва ша h иди-на, ва гъаибина, ва сагъырина, ва кабирина, ва закарина ва унсана! Аллаhумма, ман ахйайтаhу минна, фа ахйи-hи г I аляль-ислям, ва ман аматтаhу минна, фа таваффа-hу ‘аля-ль-имани»

Смысл дуа: «О, Алла h , прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и большим, мужчинам и женщинам! О, Алла h , сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!»

А если усопший ребенок, то тогда читают второе дуа и добавляют к нему:

اللهم اجعله فرطا لأبويه وسلفًا وذخرا وعظة واعتبارا وشفيعا وثقّل به موازينهما وافرغ الصبر على القلوبهما ولا تفتنهما بعدهم

Транскрипция : «Аллаhумма, - дж г I альhу фарат I ан лиабавайhи васаляфан вазухран ва г I изатан ваг I тибаран ва шафиг I ан васаккыль би-hи мавазина-hума, ваафригъи — с- сабра г I аля къулюбиhима, валя тафтин h ума баг I да h ум ».

Смысл: «О, Алла h ! Пусть этот ребенок станет для его родителей тем, кто опередит их с целью для приготовления им пристанища в раю, сделай его кладезем для них, увещеванием, поучительным уроком и заступником, сделай чаши их весов тяжелыми благодаря их терпению, одари их сердца выдержкой и огради их после его смерти от заблуждений, ослушаний и бедствий»

Салям

Салям произносится после четвертого такбира.

Является сунной после четвертого такбира и до саляма прочитать такое дуа:

اللهم لا تحرمنا أجره، ولا تفتنّا بعده

«Аллаhумма ля тах I римна ажраhу, ва ля тафтинна баг I да h у (ha)»

Является сунной имаму произнести салям громко. Остальные – маъмум и тот, кто совершает намаз сам — произносят про себя так чтоб было слышно самим себе.

Хвала Алла h у – господу миров .

Ребенок не достигший половой зрелости, но способный различать хорошее от плохого, примерно 7 летнего возраста
Правитель Эфиопии
Бухари 420/1, Муслим 21/7
Бухари 800/2
Имеется ввиду суннат-мутлак намазы
Самый близкий наследник усопшего
Муслим 39/7, Тирмизи 121/4
Абу Дауд 180/2, Тирмизи 113/4, Хаким 362/1
Муслим 17/7
Обязательно и достаточно сказать что фард (обязательное)
Следующий за имамом
Вне города и села
Произнесение «Аллаху Акбар»
Байхаки 44/4
Совершающий намаз за имамом
Ваджахту
Слова восхваления
Муслим 30/9
Тирмизи 105/4, Насаи 61/4, ИбнуМажах 480/1, Ахмад 368/2
Абу Дауд 188/2
Статья составлена по материалам книг: «Тухфат-уль Мухтадж» 144-156/3, «Мугн-иль Мухтадж» 344-360/1, «Ианату-т-Талибин» 141-157/2, «Муътамад» 617-623/1, «Танвируль кулюб» с. 223 «Фатхуль муин» с. 221-225

Выполнение погребальной молитвы (намаз-джаназа) за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, то есть хотя бы один человек в данном населенном пункте обязательно должен выполнить ее. И в таком случае все остальные освобождаются от этой обязанности и никто не впадает в грех. Если никто из джамаата не совершил его, то весь джамаат этого населенного пункта впадает в грех. Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего. Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется не принятой» . Он также говорил, что «…заступничество будет принято, если примут участие в заупокойном намазе сорок человек». «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай» .

Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т.п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.

Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.

Прежде чем совершить погребальный намаз за умершего, он предварительно должен быть омыт и желательно, чтобы был завернут в саван. Так же как и при обязательных намазах, молящиеся должны быть в состоянии омовения. Погребальный намаз можно совершить и в одиночку, и вместе с коллективом, но лучше совершить коллективно, ибо это является Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Если умерший еще не погребен, то заупокойный намаз за него можно совершить только около его тела. Если до вашего прибытия умерший уже погребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы так, чтобы могила находилась перед молящимся, то есть в стороне Киблы. Однако во время намаза по умершему, не делается ни поясной поклон, ни земной поклон, его совершают стоя за телом умершего. Рекомендуется, чтобы умерший лежал перед имамом. Для совершения погребального намаза тело мужчины укладывается головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. При совершении намаза по умершему мужчине имам становится у головы умершего, при намазе за упокой женщины – около ее бедра. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее сорока человек, и им по возможности желательно стать в три ряда за имамом.

Порядок выполнения погребального намаза

1. Встаньте лицом к Каабе ;

2. Во время произнесения вступительного «Аллаhу акбар» сделайте намерение : «Я намереваюсь совершить обязательный намаз-джаназа (погребальный намаз) за этого умершего мусульманина ради Аллаhа» . Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца. Совершая погребальный намаз за имамом можно сделать намерение и так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха» . Затем произнесите «Аллаhу акбар» , подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават» : «Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад» .

Однако лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибраhимийя».

А затем скажите «Аллаhу акбар» , как и ранее подняв руки.

5. Опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллаhумма-гфир ляhу вархамhу».

Если умершей была женщина:

«Аллаhумма-гфир ляhа вархамhа» .

А если намаз совершают за многих умерших, то говорите:

«Аллаhумма-гфир ляhум вархамhум» .

То есть в зависимости от рода и числа меняется только окончание. Смысл этой молитвы следующий: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)» .

Однако вместо вышеприведенного дуа можно прочитать и эту более длинную молитву, ибо желательно упомянуть в своей молитве и других мусульман:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنا وَمَيِّتِنا وَشاهِدِنا وَغائِبِنا وَصَغيرِنا وَ كَبيرِنا وَذَكَرِنا وَأُنْثانا. اَللّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَه مِنّا فَأَحْيِه عَلَى الْإِسْلامِ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإيمانِ

«Аллаhумма-гфир лихаййина, ва маййитина, ва шаhидина, ва гаибина, ва сагирина ва кабирина, ва з акарина ва унс ана. Аллаhумма ман ахяйтаhу минна фаахйиhи ‘аляль-ислям, ва ман таваффайтаhу минна фа-таваффаhу ‘аляль-иман» .

(О Аллах! Прости наших живых и мертвых, тех, которые присутствуют и отсутствуют, наших молодых и старых, наших мужчин и женщин. О Аллах! Даруй тому, кто остался в живых, исповедовать Ислам, а умирающему даруй умереть с верой) .

Затем в четвертый раз скажите: «Аллаhу акбар».

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллаhумма ля тахримна аджраhу (hа, hум – соответственно) ва ля тафтинна ба‘даhу (hа, hум) вагфир ляна ва ляhу (hа, hум)».

(О Аллах! Даруй нам вознаграждение за молитву, совершенную за него (нее, них), и огради нас от заблуждений после него (нее, них), и прости нам и ему (ей, им) грехи) .

7. Скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаhи ва баракатуh» , повернув голову направо, а затем и налево.

По завершении намаза еще раз читают дуа за умершего.

Соболезнование

Принося соболезнование мусульманину, у которого умер друг или родственник мусульманин, советуют делать дуа умершему и говорить слова утешения, например: «Пусть Аллах вознаградит тебя, даст тебе хорошего терпения и простит твоего близкого».

Однако, утешая мусульманина, у которого умер родственник немусульманин, говорите подобные слова: «Да вознаградит тебя Аллах и даст тебе терпение».

Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа»

Совершение погребальной молитвы (аль-джаназа ) является коллективной обязанностью (фард кифайя ). Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.

Если кто-то из мусульманской общины совершит его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности, считается выполненной.

Кому читается погребальная молитва – намаз «аль-джаназа » .

Для совершения погребальной молитвы намаза « аль-джаназа » необходимо наличие 6-ти условий:

  1. умерший должен быть мусульманином;
  2. умерший должен быть ритуально чистым – в состоянии полного омовения (гусль ) и завернут в саван (кафан );
  3. покойный должен находиться перед молящимися;
  4. тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
  5. совершение погребальной молитвы – намаза « аль-джаназа » происходит стоя (для тех, кто может стоять);
  6. тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.

Присутствие нескольких человек не является условием для намаза « аль-джаназа » . Если один мужчина или одна женщина совершили намаз « аль-джаназа » , то эта обязанность считается выполненной.

Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и намаз « аль-джаназа » .

Намаз « аль-джаназа » можно совершать в любое время, кроме времени, когда совершение молитвы порицаемо (макрух ).

Намерение является условием (шарт ) намаза « аль-джаназа » .

Обязательные действия погребальной молитвы (р ук н ): 4 такбира и стояние.

Совершение приветствие (а с-салям ) относится к категории необходимого (ваджиб ).

В намазе « аль-джаназа » нет ни поясного поклона (руку‘ ), ни земного поклона (суджуд ).

Желательные действия (с унн а ) намаза «аль-джаназа » :

  1. имам должен стоять на уровне груди умершего;
  2. чтение ду‘а «С ана » после первого такбира;
  3. чтение « Салават а» после второго такбира;
  4. чтение специального ду‘а после третьего такбира.

Порядок совершения намаза «аль-джаназа»

Умершему делают полное омовение (гусль ), заворачивают в саван (кафан ) и кладут, чтобы совершить над ним намаз « аль-джаназа » . Носилки с телом ставят перед молящимися, имам встает напротив груди умершего. Молящиеся встают рядами (желательно в три ряда) за имамом, обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается намаз: «Намерился совершить намаз « аль-джаназа » по этому умершему (умершей) ради Всевышнего Аллаха».

Если молящиеся за имамом не знают пол покойного, то намерение совершается таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз « аль-джаназа » по этому умершему ради Всевышнего Аллаха».

После совершения намерения имам вслух, а молящиеся за ним шепотом произносят первый такбир «Аллаху Акбар» и складывают руки, как в других намазах. После этого имам и молящиеся за ним шепотом читают ду‘а «С ана » , добавляя в него слова «ва джалля са наука» : « Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва т а‘аля джаддука ва джалля сан аука ва ля иляха гайрук ».

После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят второй такбир «Аллаху Акбар» . Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают «Салават» .

Потом вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар» . Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают специальное ду‘а намаза « аль-джаназа » . Если молящиеся не знают этого ду‘а , то читают ду‘а «Кунут », если не знают и его, то читают ду‘а «Раббана ати на » .

Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир и ничего не читая, выполняют приветствие (а с-салям ).

Ду‘а , которое читаются после третьего такбира в намазе « аль-джаназа » :

«Аллахумма фир лихаййина ва маййитина ва шахидина ва г аибина ва закярина ва унсана ва саг ирина ва кабирина . Аллахумма ман ах й яйтаху минна фа’ахйихи ‘аляль слам. Ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘аляль - иман».

الَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَ ذَكَرِنَا وَ اُنْثَانَا وَ صَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا

اَللَّهُمَّ مَنْ اَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَاَحْيِهِ عَلَى اْلاِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلاِيمَانِ

«О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой» .

После этого читаются другие специальные ду‘а в зависимости от пола покойного:

если умерший – мужчина:

«Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-ма гфи рати вар - ри д вани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджа в аз ‘анху ва ля кк ыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа б ирахматика й я а рхамар- р ахимин».

وَخُصَّ هَذَا الْمَيِّتَ بِالرُّوحِ وَالرّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إنْ كَانَ

مُحْسِناً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجاوَزْ عَنْهُ وَ لَقِّهِ اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمينَ

«О Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если он был хорошим, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится. Обрадуй Его Своей Щедростью и возвеличь его в почете в Следующей жизни (Ахир а), о Аллах, Милостивый из милостивых» .

если умершая – женщина:

«Ва хусса хазихиль-маййитата бир-рухи вар-рахати валь-ма г фирати вар - ри д ва ни. Аллахумма ин кянат мухсинатан фазид фи ихсаниха ва ин кянат мусиатан фатаджа в аз ‘анха ва ля кк ыхаль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа б ирахматика й я а рхамар- р ахимин».

وَخُصَّ هَذِهِ الْمَيِّتَةَ بِالرُّوحِ وَ الرَّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إِنْ كَانَتْ

مُحْسِنَةً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهَا وَإِنْ كَانَتْ مُسِيئَةً فَتَجَاوَزْ عَنْهاَ وَ لَقِّهَا اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«О Аллах, даруй этой умершей бесконечную Милость, прощение ее грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если она была хорошей, то воздай ей еще больше за ее добро, если была плохой, то прости и не наказывай ее. О Аллах, сохрани эту умершую от того, чего она боится. Обрадуй ее Своей Щедростью и возвеличь ее в почете в Ахире, о Аллах, который Милостивый из милостивых».

если умерший – мальчик :

если умершая – девочка :

«Аллахумма - дж ‘альх a ляна фура т а н ва - дж ‘альх a ляна аджран ва зу х ра н ва - дж‘альх a ляна шафи‘атан ва мушаффа‘а».

اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهَا لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهَا لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهَا لَنَا شَافِعَةً وَ مُشَفَّعَةً

«О Аллах, сделай эту девочку встречающей нас в Джаннате и сделай ее для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай эту девочку заступницей для нас и прими ее заступничество» .

Те, кто не знает эти ду‘а , читают ду‘а «Раббана атина» :

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. В чем преимущество коллективного намаза?
  2. Расскажите о культуре поведения в мечети?
  3. Назовите архитектурные части мечети.
  4. Как совершают коллективный намаз за имамом?
  5. Для кого совершение пятничного (аль-джум‘а ) намаза обязательно?
  6. Сколько ракяатов в фарде пятничного намаза (аль-джум‘а )?
  7. Для кого совершение праздничных намазов являются необходимым (ваджиб )?
  8. Чем отличаются порядок совершения праздничных намазов от других?
  9. Расскажите о такбире «ат-ташрик».
  10. Расскажите о наших обязанностях и желательных действиях в праздничные дни.
  11. Расскажите о преимуществе намаза « ат-таравих » .
  12. Как совершается намаз « ат-таравих » ?
  13. Когда и как совершается намаз сидя и глазами?
  14. Кто считается путником и как он совершает намазы?
  15. Как возмещаются пропущенные намазы?
  16. Для кого совершают намаз « аль-джаназа » ?
  17. Как выполняют намаз « аль-джаназа » ?