Белорусская православная церковь официальный. Православные новости беларуси

18/06/2019

Организаторы международного фотоконкурса "Краски Православия. Албания" приглашают к участию всех фотографов, работы которых посвящены жизни Албанской Православной Церкви.Снимки, которые отражают разнообразие и красоту православной традиции в этой балканской стране – храмы, события церковной жизни, служение и портреты священства и мирян, историю и возрождение Православия во всех его проявлениях принимаются до 15 июля. Все условия конкурса можно узнать на сайте www.albania.orthphoto.net.Ещё нескол...

В Минске подвели итоги Х международного конкурса фотографий «4383 дня детства». ВИДЕО

18/06/2019

В праздник Святого Духа Патриарший Экзарх возглавил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска

18/06/2019

17 июня, в праздник Святого Духа, митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, возглавил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.Патриаршему Экзарху сослужили: епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, епископ Боровлянский Игнатий, викарий Минской епархии.Архипастырям сослужили: первый проректор Института теологии БГУ протоиерей Сергий Гордун, секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, ...

Православный священник напутствовал выпускников Специализированного лицея МВД

18/06/2019

8 июня на площади перед Национальной библиотекой Беларуси состоялся Торжественный ритуал вручения аттестатов выпускникам Специализированного лицея МВД.Напутственное слово выпускникам сказал иерей Иоанн Ковалёв, настоятель храма Архангела Михаила пос. Новый Двор. После краткого благодарственного молебна отец Иоанн совершил окропление святой водой учащихся и выпускников лицея.От имени руководства Министерства внутренних дел приветствовал выпускников и гостей Заместитель Министра генерал-майор мили...

7 июля в Гродно - крестный ход в честь Собора Всех Белорусских Святых

17/06/2019

7 июля в Гродно состоится ежегодный крестный ход к храму в честь Собора Всех Белорусских Святых (пр-т Я.Купалы, 90).Начало в 8:45 - от Коложской церкви, от Свято-Покровского собора и других храмов.В 10:00 - Божественная литургия в храме в честь Собора Всех Белорусских Святых.Праздничное богослужение возглавит архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий.Гродненская епархия приглашает Вас и Ваших близких принять участие в крестном ходу!/ sobor.by/ orthos.org ...

Сегодня православные верующие отмечают День Святого Духа

17/06/2019

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.Святой Дух един с Отцом и Сыном во всём, посему Он и совершает с Ними всё, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подаётся всякая мудрость, жизнь, ...

23 июня МинДА приглашает на лекцию "Религия: проблема определения и теории происхождения"

17/06/2019

В воскресенье, 23 июня, просветительские курсы "Свет Православия" при Минской духовной академии приглашают слушателей на лекцию "Религия: проблема определения и теории происхождения". Начало в 11:00.Тезисы лекции: сложность определения понятия "религия", исторические попытки и современный подход. Сущность и необходимые составляющие религии. Почему для каждого из нас принципиально важно, каково происхождение религии? Теории её происхождения: просветительская, теория Фейербаха, мар...

День Святой Троицы. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва

17/06/2019

Проповедь настоятеля минского прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерея Игоря Коростелёва в неделю 8-ю по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница.Евангельское чтение дня:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святаго, потому что Иисус ещ...

День Святой Троицы. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева

17/06/2019

Проповедь настоятеля минского прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерея Игоря Коростелева в неделю 8-ю по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница.Евангельское чтение дня:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус ещ...

16 июня МинДА приглашает на лекцию "Иконография Вознесения и Троицы"

14/06/2019

16 июня просветительские курсы "Свет Православия" при Минской духовной академии приглашают слушателей на лекцию "Иконография Вознесения и Троицы". Начало в 12.00.Тезисы лекции: развитие иконографии Вознесения Господня и её символизма. Историчные и аллегоричные иконы Вознесения. О чём говорят образы Пресвятой Богородицы и апостолов на этих иконах? Иконы Святой Троицы "ветхозаветной" и "новозаветной" и споры вокруг них. Икона Сошествия Святого Духа на апостолов. Влияние преп. Сергия Радонежского. ...

Собрание духовенства 2-го Минского городского благочиния состоялось в приходе иконы "Всех скорбящих Радость"

14/06/2019

12 июня, по благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в столичном приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" состоялось собрание духовенства 2-го Минского городского (Радосте-Скорбященского) благочиния. Возглавил собрание благочинный протоиерей Игорь Коростелёв.Протоиерей Игорь Коростелёв проинформировал клир благочиния о проходившем 30 мая 2019 года заседании Священного Синода РПЦ и о принятых на нём решениях.Клирики благочиния ознакоми...

В Минске подвели итоги Х международного конкурса фотографий «4 383 дня детства»

12/06/2019

12 июня на базе библиотеки №14 им.Ф.Богушевича в Минске открылась выставка по итогам Х международного конкурса фотографий "4 383 ДНЯ ДЕТСТВА", на которой представлены более 80 лучших фоторабот о детях и детстве. А также состоялась церемония награждения лауреатов фотоконкурса. Традиционно участие в награждени принял настоятель минского прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", духовник фестивалей "Благовест", "Крылья Ангела", "Радость моя" протоиерей Игорь Коростелёв. Батюшка попривет...

Театр-студия «Под куполами» при МинДА показала минчанам спектакль "Мироносицы"

12/06/2019

Сыграть в спектакле, не будучи актёром – реально. На сцене актового зала Минской духовной академии показали сцены из евангельского сюжета – спектакль "Мироносицы". Театр-студия "Под куполами" при Минской духовной академии вот уже на протяжении семи лет работает с непрофессиональными актёрами, что не мешает собирать аншлаги на своих спектаклях. 40 минут, которые длится спектакль "Мироносицы", по отзывам зрителей, проносятся на одном дыхании. И это при том, что часть актёров на сцене - любители.Сп...

В Люблине освящена мемориальная доска в честь защитника Православия князя Константина Острожского

12/06/2019

Верующие и архипастыри Польской Православной Церкви выражают надежду на причисление к лику святых защитника православной веры времён первой Речи Посполитой, князя Константина Василия Острожского. Недавно в Люблине, во время проведения фестиваля "Восточнославянское культурное наследие Люблина", была открыта памятная доска с барельефом князя Константина Василия.Преображенский кафедральный собор Люблина – главный храм возрождённой 30 лет назад Люблинско-Холмской епархии строился четыре столетия наз...

Белорусских школьников приглашают принять участие в Школе молодёжного служения в Литве

11/06/2019

С 1 по 4 июля в Вильнюсе пройдёт "Школа молодёжного служения". Организаторы - Отдел по делам молодёжи Виленско-Литовской епархии совместно с направлением "Церковь и охрана окружающей среды" Центра экологических решений. В этом году Школа посвящена экологической тематике и называется "Экостарт".В рамках занятий специалисты направления Центра экологических решений расскажут об экологическом кризисе в современном мире, изменении климата, загрязнении пластиком водохранилищ и морей, а также объяснят...

Белорусских школьников приглашают принять участие в Школе молодежного служения в Литве

11/06/2019

С 1 по 4 июля в Вильнюсе пройдет "Школа молодёжного служения". Организаторы - Отдел по делам молодёжи Виленско-Литовской епархии совместно с направлением "Церковь и охрана окружающей среды" Центра экологических решений. В этом году Школа посвящена экологической тематике и называется "Экостарт".В рамках занятий специалисты направления Центра экологических решений расскажут об экологическом кризисе в современном мире, изменении климата, загрязнении пластиком водохранилищ и морей, а также объ...

Представители американской и белорусской православной молодёжи встретились в Солтановщине

11/06/2019

На базе лагеря "Святая Русь", на территории прихода храма Святой Живоначальной Троицы агрогородка Солтановщина Несвижского благочиния, состоялась встреча американской православной молодёжи с несвижским братством Преображения Господня.Молодые люди из США прибыли в Несвиж в количестве тринадцати человек в сопровождении заместителя председателя Синодального отдела по работе с молодежью Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Андрея Соммера и председателя Синодального отдела по делам молод...

Представители американской и белорусской православной молодежи встретились в Солтановщине

11/06/2019

На базе лагеря "Святая Русь", на территории прихода храма Святой Живоначальной Троицы агрогородка Солтановщина Несвижского благочиния, состоялась встреча американской православной молодежи с несвижским братством Преображения Господня.Молодые люди из США прибыли в Несвиж в количестве тринадцати человек в сопровождении заместителя председателя Синодального отдела по работе с молодежью Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Андрея Соммера и председателя Синодального отдела по делам молод...

Приход свт. Николая Японского организовал музыкальный фестиваль и приглашает минчан на "Траецкi фэст"

11/06/2019

Приход святителя Николая Японского в Минске приглашает жителей белорусской столицы на фестиваль "Траецкi фэст-2019", который откроется в 13.00 16 июня, в праздник Троицы, у храмовой площадки в микрорайоне Каменная Горка на улице Лидской. Гостей ждёт богатая музыкальная программа, на которой выступят как церковные коллективы, так и солисты Большого театра Республики Беларусь, известные белорусские коллективы и исполнители. А совсем недавно приход святителя Николая Японского совместно с администра...

Члены мінскага брацтва Уладзіміра Хіраска з падлеткамі з Дзіцячага дома №5 здзейснілі двухдзённы паход

11/06/2019

8-9 чэрвеня члены брацтва свяшчэннамучаніка Уладзіміра Хіраска мінскага прыхода іконы Божай Маці "Усіх тужлівых Радасць" здзейснілі пешы паход са сваімі падначаленымі з дзіцячага дома № 5 горада Мінска. Дадзены двухдзённы паход стаў юбілейным, пятым па ліку.Сёлета здзейсніць падарожжа стала магчымым толькі дзякуючы намаганням турыстычнага клуба "Алеут" пры мінскім прыходзе святой Анастасіі Вузарашальніцы. Клуб узначальвае былы старшыня брацтва Іван Ананчыкаў. Заняткі, падрыхтоўка да паходаў...

Московского Патриархата, образован в окт. 1989 г. в соответствии с решением Архиерейского Собора РПЦ 9 11 окт. 1989 г. Б. Э. канонически составляют епархии с их благочиниями, приходами, мон рями, духовными учебными заведениями, к рые находятся в… … Православная энциклопедия

- (от греч. ἔξαρχος внешняя власть) в Византии в конце VI VII веков административно территориальная единица, наместничество за пределами метрополии, аналогичное колониальному владению или «заморскому штату». В современном православии и… … Википедия

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К польского Патриархата; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос в, а… … Православная энциклопедия

БЕЛАРУСЬ - [Республика Беларусь, Белоруссия], гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… … Православная энциклопедия

Белорусская Православная Церковь … Википедия

Крупнейшей религиозной конфессией Белоруссии является православие. Содержание 1 Численность верующих 2 Конфессии в Белоруссии 2.1 Кол … Википедия

В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

Белорусский Экзархат Московского Патриархата (также Белорусская Православная Церковь) экзархат Русской Православной Церкви, охватывающий территорию Белоруссии; «каноническое подразделение Московского Патриархата (Русской Православной… … Википедия

Архиепископ Димитрий Архиепископ Витебский и Оршанский до 18 февраля 1999 года епископ c 7 июля 1992 года … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Белоруссия (значения), также см. Беларусь (значения) Белоруссия белор. Беларусь … Википедия

Книги

  • Этюды о разумной вере , , В книге рассмотрены религиозные истоки кантовской "разумной веры" и ее восприятие западными философами и русскими богословами; необычно развернута тема" богословие и наука", понимаемая в… Издатель: Белорусский Экзархат ,
  • Церковь призывает к единству. Слово Святого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , Гаврюшин Николай Константинович , В настоящем издании представлены выдержки из выступлений, проповедей, бесед и интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, призывающего к сохранению единства внутри Русской… Издатель:
Дата создания: 9-11 октября 1989 г. Описание:

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный празднованию 400-летия учреждения Московского Патриаршества и проходивший 9-11 октября 1989 г. в , принял определение об образовании Белорусского экзархата Московского Патриархата, утвердив решение Священного Синода об образовании Могилевской, Пинской и Полоцкой епархий.

16 октября 1989 г. на очередном заседании члены Синода Русской Православной Церкви, во исполнение определений Архиерейского Собора, постановили: экзарху Белоруссии впредь иметь титул митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии; Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить экзархом Белоруссии.

Синод также поручил Преосвященному Кириллу, архиепископу Смоленскому и Калининградскому, председателю (в настоящее время — Святейший Патриарх Московский и всея Руси), сделать доклад об экзархатах Московского Патриархата на предстоящем 30-31 января 1990 г. Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви и представить проект «Положения об экзархатах Московского Патриархата».

Архиерейский Собор на своих заседаниях 30-31 января 1990 г. заслушал доклад Преосвященного архиепископа Кирилла и определил принять «Положение об экзархатах», внести его в действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви в виде VII раздела, сделав соответствующие поправки в разделах I, V и XII, с последующим утверждением на Поместном Соборе.

Решения данного Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви, проходившем в 7-8 июня 1990 г.

В Свято-Духовом соборе Минска расположена кафедра Патриаршего экзарха всея Беларуси. Второй кафедрой является Слуцк, где находится Михайловский кафедральный собор.

Постановлением Синода Белорусского экзархата от 6 февраля 1992 г. (журнал № 15), утвержденным постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18-19 февраля 1992 г. (журнал № 13), принятыми на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Минская епархия была реорганизована и территориально ограничена Минской областью.

Титул правящего архиерея — митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси.

журнал № 16) образован Духовно-административный центр — Минская экзархия Белорусского экзархата, в состав которой вошли:

  • Управление делами Минской экзархии;
  • Административный секретариат Минской экзархии;
  • Служба делопроизводства Минской экзархии;
  • Синодальные отделы Белорусского экзархата;
  • Пресс-служба Патриаршего экзарха всея Беларуси;
  • Секретариат Патриаршего экзарха всея Беларуси;
  • Издательский совет Белорусского экзархата;
  • Юридическая служба Минской экзархии;
  • Финансово-хозяйственная служба (бухгалтерия);
  • Духовно-образовательный центр.

В настоящее время в структуре Белорусского экзархата действуют следующие Синодальные отделы и комиссии:

  • Управление делами Минской экзархии (на правах Синодального учреждения);
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • Синодальный информационный отдел;
  • Синодальный отдел по делам молодежи;
  • Синодальный отдел религиозного образования и катехизации ;
  • Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению;
  • Синодальный миссионерский отдел;
  • Синодальная комиссия по канонизации святых;
  • Синодальная ревизионная комиссия;
  • Церковный суд Белорусского экзархата;
  • Синодальный паломнический отдел;
  • Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством;
  • Наградная комиссия Белорусского экзархата (на правах Синодального учреждения);
  • Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Республики Беларусь;
  • Синодальный отдел по церковному искусству, архитектуре и реставрации;
  • Синодальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Решением Синода Белорусского экзархата от 1 декабря 2015 г. (журнал № 63) учреждена «Религиозная миссия "БЛАГО" Белорусской Православной Церкви», на которую возложены обязанности по централизованному обеспечению канонических подразделений Белорусской Православной Церкви предметами религиозного назначения и религиозной литературой.

Решением Синода Белорусского экзархата от 24 марта 2016 г. (журнал № 12) образован Синодальный центр сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого Белорусской Православной Церкви.

Решением Синода Белорусского экзархата от 13 декабря 2016 г. (журнал № 56) Совет по семейным ценностям при Синоде Белорусской Православной Церкви преобразован в Синодальную комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

В составе Белорусского экзархата (по состоянию на январь 2012 г.) насчитывалось: 1555 приходов, 34 монастыря, 1485 священников и 166 диаконов, 46 органов православных СМИ. В том числе:

  • — 392 прихода, 7 монастырей, 401 священник и 56 диаконов, 167 воскресных школ, 17 органов православных СМИ;
  • — 45 приходов, 2 монастыря, 38 священников и 3 диакона, 17 воскресных школ, 1 орган православных СМИ;
  • — 194 прихода, 4 монастыря, 190 священников и 14 диаконов, 120 воскресных школ, 2 органа православных СМИ;
  • — 168 приходов, 5 монастырей, 130 священников и 33 диакона, 50 воскресных школ, 14 органов православных СМИ;
  • — 135 приходов, 4 монастыря, 166 священников и 24 диакона, 54 воскресные школы, 2 органа православных СМИ;
  • — 94 прихода, 104 священника и 8 диаконов, 67 воскресных школ, 1 орган православных СМИ;
  • — 75 приходов, 2 монастыря, 69 священников и 6 диаконов, 27 воскресных школ;
  • — 96 приходов, 3 монастыря, 105 священников и 7 диаконов, 69 воскресных школ, 5 органов православных СМИ;
  • — 176 приходов, монастырь, 166 священников и 8 диаконов, 42 воскресные школы, 2 органа православных СМИ;
  • — 100 приходов, 4 монастыря, 57 священников и 4 диакона, 16 воскресных школ, 1 орган православных СМИ;
  • — 80 приходов, 2 монастыря, 59 священников и 3 диакона, 25 воскресных школ, 1 орган православных СМИ.

Решением Синода БПЦ от 26 февраля 2014 г. (журнал № 7 Патриарший экзарх:

Христианство пришло на земли Белой руси задолго до крещения 998 года. Дух христианства к нам принес, по выпавшему ему жребию, святой апостол Андрей Первозванный. От него и были первые уверовавшие и крестившиеся Духом Святым. Вера во Христа стала приходить в княжество Полоцкое от прямых взаимосвязей со Скандинавией и Византией. После принятия веры христианской князем Владимиром крестилась и полочане - продданные князя Изяслава (сына Владимира), княжившего в Полоцке с 992 года. В это время начала быть и Полоцкая епархия и Православная Церковь в Беларуси.

С принятием христианства вся Русь ожила.

Духовная жизнь Белой Руси XII в. держалась на таких столпах веры Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (1173 г. в Иерусалиме), святители полоцкие Мина (1116 г.), Дионисий (1182 г.), Симеон (1280 г.), святитель Кирилл Туровский(1182 г.) - образованнейший человек того времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования "Златослов".

В половине XII века Русь постигло первое великое испытание веры: нашествие полчищ Батыя. Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных всей Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя восприемницей древней Киевской кафедры. В 1316 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Но уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой желал объединить Русь под одним святительским омофором и единой властью. В этот период трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда (Антоний, Евстафий и Иоанн) приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о непростых взаимоотношениях между православным народом и управителями Великого княжества Литовского. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь инструментом в борьбе за власть.

В 1364 году митрополит Московский Алексий установил в Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи и поныне нетленны. После кончины митрополита Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх пошел на это для предотвращения войны между Литовскими и Московскими князьями.

КАТОЛИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло, женившись на польской королевне, принял престол Польских королей. Папа Римский, в свою очередь благословил этот брак при условии, что Ягайло вместе с подданными примет католичество. Ягайло не стал медлить и принял это условие объявив католическую религию государственной, а Православную Церковь лишил своего покровительства. Этим решением Ягайло положил начало духовного разделения народа, продолжающееся и в наше время. Однако милость Божия, по особому промыслу, не оставляла православных жителей Белорусских земель, и предваряя скорби, постигшие Православную Церковь в XVI - XVII веках, две чудовторные иконы Богоматери явились на нашей земле. В 1470 году в ветвях дикой груши обрели каменную икону Богородицы, получившую название Жировицкой, а в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах Свислочи. Явившись, эти образы и по сей день благословляют, и укрепляют православных жителей Беларуси и православных паломников из других стран.

Со времени введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось вследствие целенаправленной деятельности светской и духовной властей в угоду папству. Основные государственные должности занимали только католики. По праву патроната, польские короли раздавали православные митрополичью и епископские кафедры своим ставленникам. Как правило, это были люди далекие от христианства, но «отрабатывая» свою должность они часто преследовали цель унии любой ценой. Злоупотребления при замещении вакантных православных кафедр привели к постепенному разрушению Православной Церкви, разбазариванию ее имущества и духовному обнищанию пастырей с пасомыми. Это было как раз то чего добивались польские короли под водительством Ватиканской верхушки.

В 1591 году на тайной сходке четыре епископа решили в тайне готовить присоединение православных епархий к католической церкви. Не доведя до общественности, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. В декабре 1595 года в папском замке происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого эти двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к церкви католической. В 1596 году униаты и православные собрались в разных местах Бреста, но в один и тот же день: униаты - в кафедральном соборе, а православные - в частном доме. Ведь по указу властей все церкви в Бресте были закрыты! С этого времени начался тяжкий крестный путь Православной Церкви в Беларуси, который нес унижение и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Так продолжалось 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская епархия. Свирепство униатов в этот период с трудом поддается описанию. По жестокости и фанатизму его можно назвать духовным геноцидом православных: им не разрешали молиться даже в шалашах. В некоторых городах участие жителей в крестных ходах каралось смертью. Церкви грабили, сжигали или перестраивали. Погребать своих умерших православным официально разрешалось лишь "без всякой церемонии церкви, тайно в ночи", как писал Виленский епископ в ответ на жалобу жителей.

Полное поражение православных во всех гражданских правах дополнялось уголовным преследованием, которое инициировалось и поощрялось властями. Непоколебимость православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить приходы в унию под угрозой физической расправы. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая (1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (1648 г.).

Во время гонений единственной защитой Православия становятся монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью; открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, которыми сохранилось и возродилось Православие. В 1632 году Московия выступила войною против Польши. Совместно заявляла о себе и сила украинского казачества, а православные деятели - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Вновь избранный король Владислав четвертый вынужден был признать за православными гражданами право иметь свой епископат. Владислав четвертый представил на утверждение сейму "статьи успокоения религии греческой" и присягнул охранять православную веру. Волна жестокости и репрессий несколько ослабла, но католическая шляхта с духовенством продолжали свирепствовать. Королю пришлось создать спец. Комиссию, которая ограничила произвол католиков, но тогда свободную нишу заняли наиболее яростные униаты.

ПРАВОСЛАВИЕ ТОРЖЕСТВУЕТ

В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский, ректор Киево-Могилянской Академии. Им была открыта в Могилеве Духовная семинария и устроена в Архиерейском доме типография.
Святителем был собран огромный архив, по истории приходов, храмов и монастырей, составлен реестр случаев насилия над православными, так же он отстаивал судебные дела и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и пасомых. Титанический труд и подвиги этого богослова, дипломата, историка и юриста, ученого архипастыря в защите и возрождении Православия в Беларуси побудили в 1992 году Синод Белорусского Экзархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия к лику местно чтимых святых.Одной из особенностей была ненависть к унии тех, кто был вовлечен в нее насилием и так или иначе пострадал. Преклонив головы перед силой, они не склонились духом. После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 годы), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, а также постоянные мольбы православных к русским царям о спасении, начался обратный процесс возвращения униатов в Православную Церковь. В феврале 1839 года, в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о соединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия для белорусов состоялось 25 марта 1839 года.

Краткий исторический очерк

В результате изменения государственных границ, которое последовало по окончании Первой Мировой войны, вся западная часть Белоруссии была включена в состав Польского государства, а более чем полторы тысячи православных церковных приходов оказались в юрисдикции автокефальной Православной Церкви Польши.

После известных исторических потрясений и катастроф, советская власть установилась к 1918 году в Могилевской, Смоленской, Витебской и на значительной части Минской губерний. В период до 1941 года борьба с религией вообще и с Православной Церковью в частности не переставала ни на миг, принимая большую или меньшую степень интенсивности. Постановление Патриарха Тихона и Священного Синода в Москве от 7/20 ноября 1920 года? 362 о предоставлении епархиальным архиереям больших полномочий и прав в деле устроения церковной жизни в их епархиях послужило основанием для объявления Белорусской Православной митрополии 23 июня 1922 года. Во главе ее встал епископ Минский Мелхиседек, избранный митрополитом Минским и Белорусским. Но репрессии советских властей не давали возможности установления нормальной церковной жизни. После многочисленных арестов и ссылок митрополит Мелхиседек скоропостижно скончался в конце 20-х годов в Москве во время служения Божественной литургии. Вслед за ним в тюрьмах и лагерях окончили свой земной путь почти все православные священники и епископы советской Беларуси. Их места некоторое время занимали обновленцы, но и они вскоре сгинули. Церковная и религиозная жизнь на этой части Беларуси замерла... К началу Второй Мировой войны в восточных пределах Белоруссии осталось только две церкви, где периодически совершались богослужения.

В границах Польской республики существовало пять епархий - Варшавско-Холмская, Волынская, Полесская, Гродненская и Виленская. Они окормляли до пяти миллионов коренных православных жителей всей Польши и составляли Польскую Автокефальную Православную Церковь, получившую автокефалию от Константинопольского Патриарха Григория III в 1924 году по ходатайству епископата и правительства. Но единственным документом юридического значения, якобы нормировавшим положение Православной Церкви в этой республике, были так называемые "Временные правила об отношении правительства к Православной Церкви в Польше", подписанные министром просвещения и вероисповеданий в 1922 году. О значении этого документа можно судить по тому, что он совершенно не препятствовал медленному уничтожению в Варшаве уникального храма, сравнимого лишь с храмом Христа Спасителя в Москве, - собора во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского, подаренного Россией православным жителям Польши и ее столицы.

После подписания в 1925 году польским правительством и папой Римским конкордата, объявившего католичество господствующим вероисповеданием в Польше, началась вакханалия уничтожения всего православного: из полутора тысяч храмов Православной Церкви в Польше треть их была отнята у верующих; в течение одного лишь 1938 года уничтожено 140 церквей, а перед началом Второй Мировой войны - 150 храмов и молитвенных домов.

Вместе с этим были почти полностью ликвидированы белорусские и украинские национальные школы. По правительственной программе, с 1934 года началась повальная полонизация белорусов. Обучение Закону Божию и проповеди священников отныне могли осуществляться только на польском языке.

При этом лишь 18 ноября 1938 года президент Польской республики, председатель министров и министр вероисповеданий подписали "Внутренний устав святой Польской Автокефальной Церкви", а 30 декабря последовал указ президента о легальном существовании Православной Церкви в государстве.

После советской оккупации Западной Беларуси 1 сентября 1939 года последовали новые изменения в церковном устройстве православных. Вильна была отдана Литовской республике, и в 1940 году туда был назначен из Москвы митрополит Сергий Воскресенский с титулом Митрополит Виленский и Литовский, Экзарх Прибалтики.

На кафедру Волынской епархии митрополитом Сергием Страгородским был назначен митрополит Николай Ярошевич с титулом Экзарха Западной Украины и Беларуси.

Новосозданную Гродненско-Вилейскую епархию возглавлял архиеписком Пантелеимон Рожновский, имевший с 1941 года в качестве викарного епископа Брестского Венедикта Бобковского.

Епископом Полесским в Пинск был назначен в первой половине июня 1941 года архимандрит Почаевской лавры Вениамин Новицкий.

Оккупировавшие Беларусь немецко-фашистские войска застали картину почти полного уничтожения Православной Церкви.

Священнослужителей и монахов не было, церкви были разрушены или закрыты, в столице Минске из девяти уцелевших действовала одна Свято-Александро-Невская церковь на старинном Военном кладбище. Однако верующих было огромное множество, и, желая приобрести симпатии населения, оккупационные власти не препятствовали возрождению церковной жизни.

Митрополит Пантелеимон и епископ Венедикт получили следующие условия, на которых власти соглашались разрешить церковное обустройство:

1) Православная Церковь в Беларуси руководствуется своими святыми канонами, и немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь;

2) Православная Церковь в Беларуси должна называться "Белорусская Автокефальная Православная Национальная Церковь;

3) проповедь, обучение Закону Божию и церковное письмоводительство должны вестись на белорусском языке;

4) назначение епископов, благочинных и священников не должно производиться без ведома немецкой власти;

5) должен быть представлен статут "Белорусской Православной Автокефальной Национальной Церкви";

6) богослужения должны совершаться на церковно-славянском языке.

На специально устроенном церковном заседании, созванном митрополитом Пантелеимоном, было постановлено:

1) принять к руководству и исполнению условия, представленные в письме Генерального комиссариата Беларуси;

2) перенести резиденцию митрополита из Жировицкого монастыря в столицу Беларуси - город Минск;

3) открыть духовную семинарию;

4) присвоить митрополиту Пантелеимону титул "Митрополит Минский и всея Беларуси".

Впрочем, вскоре белорусские политические деятели добились отстранения митрополита Пантелеимона от управления Церковью за его строго русские и монархические убеждения и впредь не переставали вмешиваться в дела церковного устроения на Беларуси, которое вскоре зашло в тупик.

Для решения главных вопросов митрополит Пантелеимон созвал собор епископов. На соборе постановили открыть шесть епархий - Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую, Новогрудскую и Смоленскую - и рукоположить к ним епископов.

Был избран Синод в составе двух епископов под председательством митрополита.

Продолжая вмешиваться в дела церковного управления, белорусские политические деятели при поддержке оккупационных властей усугубляли свое гибельное влияние, добиваясь немецких указов об отстранении неугодных им епископов и изменения принимаемых решений. Их конфликт с митрополитом Пантелеимоном завершился отстранением немецкими властями правящего архиерея от дел и его ссылку в Вилейку, где он жил под надзором. Митрополита сменил епископ Филофей, но вскоре и он стал неугоден белорусским деятелям, ибо не объявлял требуемой автокефалии. Грубостью и угрозами от имени оккупационных властей они добились созыва общего Церковного собора 29 августа 1942 года. Впрочем, немецкие власти не считались ни с мнением Церкви, ни с мнением белорусский деятелей, и демонстрировали собственную программу отношений к Православной Церкви и народу, подлежащим в перспективе полной ликвидации. На соборе было ясно, что каноническое объявление автокефалии невозможно, и поэтому статут "Православной Белорусской Автокефальной Церкви" был рассмотрен без формального объявления автокефалии.

Временно наступило затишье, но через полгода белорусские деятели вновь начали смуту. Она продолжалась вплоть до прорыва советскими войсками линии фронта между Витебском и Оршей и спешной эвакуации белорусских иерархов из Гродно в Германию вместе с так мешавшими им белорусским политическими деятелями, политические амбиции которых принесли гибель многим тысячам православных. Оставшиеся на приходах священники разделяли и далее участь своих прихожан, а все постановления и труды епископата по созданию Белорусской Православной Церкви обратились в ничто и перешли в область истории.

Постепенно, особенно в период шестидесятых годов, закрывались и уничтожались и без того немногие уцелевшие храмы. Количество приходов резко сократилось и достигло 369.

Были закрыты Духовная Семинария и монастыри в Полоцке и Гродно.

Значительные перемены в жизни Православной Церкви в Беларуси начались с 1989 года после празднования 1000-летия Крещения Руси.

В октябре этого года были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в январе 1990 - восстановлена Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в октябре 1991 - учреждена Новогрудская и Гродненская, а в мае 1992 - Туровская и Витебская епархии.

К началу 1991 года в республике насчитывалось 609 приходов. Канонически все десять епархий на территории Беларуси входят в состав учрежденного в 1990 году Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, имеющего административную самостоятельность и управляющегося Синодом во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, которым является Высокопреосвященнейший Филарет, принявший Минскую кафедру в 1978 году.

Второе официальное наименование Белорусского Экзархата - Белорусская Православная Церковь. В 1989 году (после закрытия в 1963 г.) возобновила свою деятельность Минская Духовная Семинария; в 1993 - решением Синода учреждена Белорусская Духовная Академия.

По состоянию на 1 июля 1994 года Белорусская Православная Церковь насчитывала 850 приходов и 8 монастырей, а ко времени второго визита Святейшего Патриарха Московского Алексия Второго на Белую Русь здесь действовали уже 918 приходов, 3 мужских и 6 женских монастырей.