Государственное управление в период с XVII века до реформ Александра II. Органы центрального и местного управления в XVII веке

    Высшие органы государственной власти

    Центральные органы государственного управления

    Государственная служба и служилая бюрократия в России в XVII в.

Возрождение самодержавия происходило на основе представлений о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной властей, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

В XVII веке окончательно сложилась национальная форма монархии - самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых были избраны Земскими соборами (1613 г. - Михаил, 1645 г. - Алексей, 1682 г. - Петр I и Иван V, исключением оказалось только воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого было достаточно решение Боярской думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Образ власти носил сакральный характер. Царь воспринимался как воплощение высших православных ценностей - истины, добра, справедливости, как защитник «Святой Руси». На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчаний на царство, которое состояло в возложении на царя короны и барм, вручение скипетра, державы, облачения в порфиру произнесения символа веры.

В XVII в. в титул русских царей официально вошло понятие «самодержец» («великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец»; после воссоединения Украины с Россией - «всея Великие и Малые России самодержец»). В 1625 г. была введена новая государственная печать.

Однако существо самодержавной власти не было закреплено в законодательстве. Власть царя ограничивалась православной нравственностью и сложившимися традициями, которым царь был вынужден неукоснительно следовать.

На протяжении всего XVII в. Боярская дума выступала высшим советом при царе. Функции Думы не были четко определены и основывались на обычном праве. К компетенции Думы относились вопросы внутренней и внешней политики, суда и администрации. Неукоснительно действовала формула «государь указал, а бояре приговорили». Отдельные самостоятельные указы царя объясняются необходимостью решения какого-то вопроса или его относительной незначительностью.

Боярская дума оставалась по своей сути аристократическим органом, но в XVII в. постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов - думных дворян и думных дьяков, которые вводились в Думу по личным служебным заслугам. Так, из псковских дворян выел крупный государственный деятель А. Ордин-Нащокин. В результате численность Боярской думы увеличилась с 35 человек в 30-е гг. до 94 к концу века.

При царе функционировала «ближняя дума» из особо доверенных лиц, с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Так, пи Михаиле Федоровиче в состав Ближней думы входили четыре боярина, связанные с царем родственными узами (И. Романов, И. Черкасский, М. Шеин, Б. Лыков). В 1681-1694 гг. из состава Боярской думы выделилась специальная Расправная палата, в которой рассматривались наиболее важные судебные дела.

В период восстановления российской государственности самодержавие нуждалось в поддержке сословного представительства. Это определило рост значения Земских соборов в системе органов государственной власти. Они участвовали во всех важнейших государственных актах периода 613-1653 гг.: избрание царя, изменениях в законодательстве, налогообложении, вопросах внешней политики и присоединении новых территорий. Инициатива созыва Земских соборов исходила от царя, Боярской думы или предшествующего собора.

Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Обычно на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно принимали участие царь или его представитель, Боярская дума и Освященный (церковный) собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. В последнем случае правительство рассылало воеводам грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия и иногда цель собора. Избирательными округами выступали уезды. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких, разумных, добрых» людей.

Заседания Земского собора открывались общим собранием, на котором царь или от его имени дьяк мотивировал созыв собора и выдвигал вопросы для обсуждения. Эти вопросы обсуждались по сословным разрядам. Боярская дума, духовенство, собрание московских дворян, городовых дворян, стрельцов и др. Разряды делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, причем в случае несогласия с общим мнением своего разряда каждый член собора мог подать свое мнение. На основе обобщения мнений принималось единогласное решение.

Земский собор был неотделим от власти царя и в принципе не мог стать оппозиционным органом. В этом состоит особенность русской государственности, - представительные органы выступали не противовесом, а важнейшим условием укрепления власти царя. Земские соборы рассматривали себя как явление духовно-нравственное, особую форму служения царю. Поэтому они не выторговывали себе привилегий и новых прав, как это делали сословия на Западе.

Активная работа Земских соборов была обусловлена временной слабостью самодержавия и его потребностью преодолеть последствия Смуты с помощью сословной поддержки. Государственный аппарат был разрушен событиями Смутного времени, что не позволяло царю опереться на него.

К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, определившее положение основных сословий и стабилизировавшее правовую ситуацию в государстве. Это освободило руки царской администрации для проведения самостоятельной политики, в том числе акций, которые не могли найти поддержки у представителей сословий.

Последний Земский собор был созван царем Федором Алексеевичем в 1681-1682 гг. Собор принял решение об уничтожении местничества. Поскольку вопрос касался прежде всего знати и представителей служилого сословия, то в его составе были главным образом представители соответствующих сословий, полно были представлены и церковные иерархи. Однако с целью более широкого оповещения населения об отмене местничества решение Собора было объявлено во всеуслышание с Постельного крыльца царского дворца, где его могли слышать люди всяких чинов, на Соборе не присутствовавшие. На этом история Земских соборов в России закончилась.

Система центральных органов государственного управления в годы Смуты была разрушена. Между тем без ее восстановления было невозможно эффективное отправление государственных функций, поддержание единства государства, связи центра с местными структурами управления. Михаил Федорович предпринял шаги по восстановлению приказной системы. Энергично этот процесс пошел после возвращения в Москву из польского плена Филарета Никитича, отца царя.

Ввиду актуальности финансовой проблемы (после Смуты казна была пуста) правительство усилило фискальную деятельность приказов. Были созданы новые постоянные и временные приказы, ведавшие сбором налогов - Новая четверть, приказ Большой казны, Приказ пятинных и запросных денег. Новая четверть являлась ведомством, ответственным на питейное дело и кабацкие сборы. Приказ Большой казны ведал купеческими корпорациями, в том числе «гостями», купцами гостиной и суконной сотен и торговыми людьми городов; собирал с гостей, торговых людей, крестьян и бобылей подати, откупы и иные ежегодные сборы. Приказ пятинных и запросных денег собирал чрезвычайные налоги.

Постепенно приказная система внедрялась во все сферы государственного управления. Важную роль играли судебно-административные органы. К ним принадлежали созданные еще в XVI веке: Поместный приказ - ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, оформлял все сделки на поместные земли, а затем получил судебные функции по этим вопросам, составлял важнейшие учетные документы - писцовые и переписные книги, в которых записывались земельные владения служилых людей и крестьянские дворы; Разбойный приказ (в 1682 г. переименован в Сыскной) - ведал уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы (здесь эти функции выполнял Земский приказ), в нем утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных органов, рассматривались во второй инстанции разбойные дела; Холопий приказ - оформлял и освобождал от холопства, а также разрешал тяжбы из-за холопов.

В XVII веке создавались приказы, относившиеся к органам центрально-областного управления и традиционно называвшиеся четвертными. Они представляли собой бывшие центральные органы прежних уделов, присоединенных к Москве. Они были перенесены в столицу с сохранением территории ведения. Сначала их было 3, и они назывались третями, а затем 4 - и были названы четвертями, но вскоре их стало уже 6: Нижегородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская, Сибирская четверти (последняя была переименована в приказ). Они ведали населением городов, уездов и судом для податных групп населения.

Отдельной группой выступали приказы специального назначения. Это прежде всего Посольский приказ, преобразованный из Посольской палаты в 1601 г. От делился на 5 повытий, три из которых осуществляли сношения с Западной Европой, а два - с восточными странами. Ямской приказ обеспечивал государственную почтовую связь; приказ Каменных дел ведал каменным строительством. Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати; Аптекарский приказ наблюдал за здоровьем государя и его семьи; Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или Боярской думой желоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитчикам. В 1649 г. появился Монастырский приказ, в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.

Особый блок составляли приказы дворцово-финансового управления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца. А также населением и землями, расположенными по всей стране, обязанными поставлять это содержание, судил привилегированных лиц, освобожденных царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный,

Приказ Большой казны постепенно превратился в личную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Ему подчинялся Денежный двор, ведавший чеканкой монеты. Приказ Большого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (создан в 1667 г.) осуществлял контрольные функции.

В период 1654-1676 гг. функционировал Приказ тайных дел, являвшийся личной канцелярией царя Алексей Михайловича и выступавший учреждением политического контроля и сыска. В его компетенцию были переданы важнейшие дела, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за деятельностью всех центральных и местных правительственных органов, дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом, следствие по политическим делам, управление хозяйством двора.

В 1680-е годы была произведена перестройка органов центрального государственного управления. К тому времени общее число приказов составило 80-90,хотя некоторые из них носили временный характер. Такое больше число приказов порождало переплетение их функций, что не способствовало усилению эффективности их деятельности.

Главная цель реформы - упрощение и централизация приказов. Самыми крупными звеньями реформы являлось объединение всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе - в Разрядном приказе с изъятием их из компетенции территориальных приказов. В результате этих действий произошел переход в финансовом управлении от территориального к системному принципу. Также в ходе реформы проводилось объединение приказов в группы с подчинением их одному правительственному органу в государстве.

В итоге преобразований приказы превратились в крупные учреждения с большим штатом и сложной бюрократической структурой.

В первой половине XVII в. в местном управлении происходило вытеснение земского начала, характерного для XVI в. воеводским управлением. Воеводы были еще в период существования бояр-наместников, «кормившихся», за счет местного населения. В эпоху Смуты стало ясно, что в провинции необходим орган, связующий все ее население с центром. Этому же подталкивали другие причины, в том числе растущие финансовые потребности государства и необходимость обеспечения единства огромной российской территории. Во время Смуты само население на общесословных собраниях стало избирать воевод, обладавших не только военными полномочиями, но административными и судебными функциями.

После окончания Смуты воевод стал назначать Разрядный приказ, решение которого утверждали царь и Боярская дума. Срок полномочий воевод составлял 1-3 года. С 1613 г. 33 города получили назначенных правительством воевод, в 1625 г. воеводы были назначены в 146 городах. К середине века воеводская система распространилась повсеместно. Воеводы должны были управлять территорией в интереса царя, причем официально им запрещалось собирать корма. Однако воеводам разрешалось принимать добровольные пожертвования от местного населения, что способствовало их обогащению. За свою службу воеводы получали вотчины и поместные денежные оклады.

Воеводы находились в большой зависимости от центральной власти. Контроль за деятельностью воевод осуществлял приказ, в чьем ведении находилась данная территория. В приказе готовился наказ воеводе, в котором определялся круг полномочий последнего. При смене воевод все дела и казенное имущество сдавались по описи и книгам.

Сам воевода контролировал работу выборных должностных лиц (старост, целовальников, голов), собиравших с населения прямые и косвенные налоги, надзор за судом губных и земских старост, набирал на службу служилых людей (дворян и детей боярских).

Воеводы возглавляли местное учреждение - приказную или съезжую избу (в 20-е гг. XVII в встречались названия - дьячая, судная изба).. В них решались дела по управлению вверенным воеводе уездом или городом. Делопроизводителем в избе занимались дьяки и подьячие. Большинство приказных изб имели незначительные штаты -по несколько человек, хотя в некоторых (например, в Новгородской и Псковской избах) служили 20 и более приказных людей.

Ввиду реорганизации вооруженных сил на постоянной основе были созданы разряды (военные округа), объединявшие несколько уездов. Разряды находились под началом одного воеводы. Опиравшегося на соответствующую приказную избу. Последняя постепенно расширяла свои военно-административные права и стала именоваться разрядной избой или приказной палатой, послуживший предтечей будущих губернских канцелярий XVIII века.

В первой половине XVII в. воеводы получили право контроля за губными (ведали судебно-полицейскими вопросами) и земскими (наблюдали за сбором прямых налогов) старостами и избами без права вмешательства в сферу их деятельности. Но во второй половине века это ограничение было снято, хотя полного подчинения местного самоуправления не произошло. В финансовом и экономическом управлении земские власти оставались независимы. Власти были вынуждены считаться с мнением представителей сословий, отстаивающих права местного самоуправления.

На протяжении всего XVII в. происходил рост штатов приказов, вызванный усложнением государственного управления и внутренними потребностями приказных учреждений. Все приказные люди были включены в структуру служилого сословия русского общества, однако занимали в ней особое место. Они создавали свою систему чинов, параллельно общей, но не связанную с родовитостью происхождения. Приказную чиновную лестницу отличало отсутствие внутренних барьеров между отдельными чинами, что формально открывало возможность для продвижения по службе вплоть до высшего чина - думного дьяка.

К середине XVII в. происходит выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной. Это нашло отражение в изменениях, которые претерпели присяги приказных людей, даваемые при смене царя всем населением и отдельными лицами при вступлении в должность или повышении чина. Общие присяги для всей массы служилого населения дополнились приписками приказным людям. При этом приписи постоянно усложнялись и конкретизировались для различных чинов и должностей с учетом изменений их служебных обязанностей. В общей присяге приказные люди обязывались охранять жизнь и здоровье царя и членов его семьи, не злоумышлять против государя, честно нести ему службу. А специальными приписями служба приказных людей определялась как работа в государственных учреждениях, т.е. была гражданской службой. Тем самым обязанности приказных людей разделились к середине XVII в. на «государеву службу» (рассматривалась как почетная) и «приказную работу» (текущая работа в приказах и приказных избах, рассматривавшаяся как подневольная). С 60-х годов XVII в. в документах четко разделилось выполнение дьяками и подьячими службы и приказной работы, при этом последняя стала основной и определяющей.

В XVII в. происходило становление государственных должностей. Сначала они совпадали со служилой иерархией чинов: думные дьяки - верховное управление, приказные люди - среднее звено руководства центральными м местными учреждениями, подьячие занимали подчиненное положение. По мере роста численности приказных чинов стали различаться их положении и функции. Места дьяков в приказе определялись теперь временем получения чина, что устанавливало их служебную соподчиненность и разделение на «больших» и «других». От служебного положения напрямую зависел размер уплачиваемого дьякам жалованья.

В приказах сложилось квалифицированное деление подьячих на три статьи: первую (старых), вторую (средних) и третью (молодых). Выделялась категория подьячих с приписью (высшая подьяческая должность, на которую назначались опытные старые подьячие). Во второй половине XVII в. такое деление приобрело официальный характер и контролировалось Разрядным приказом.

При первых Романовых наблюдалось падение роли поместного жалованья в обеспечении приказной службы и одновременное возрастание значения денежного жалованья. Однако выплаты денежного жалованья осуществлялось нерегулярно, что вынуждало подьячих «кормиться» с дел. Это приводило к увеличению числа неверстанных подьячих.

К концу XVII в. принцип местничества окончательно уступил место новым критериям продвижения приказного человека по службе. На первый план выдвинулись предприимчивость, способности, опыт, квалификация и благосклонность вышестоящей администрации или царя.

Царская власть. Во главе государственной системы России XVII века, как и прежде, стоял царь. Ему принадлежало право законодательства и вся полнота исполнительной власти; он был верховным судьей и главнокомандующим. На новую династию, хотя она имела источником своего статуса избрание Михаила Романова Земским собором, было перенесено старое идеологическое обоснование царской власти: ее божественное происхождение и наследственный характер. Решение Земского собора лишь подтверждало божественный промысел.
Образ жизни царя, в редких случаях появлявшегося перед народом, ставил его на недосягаемую высоту. Пышный титул, принятый при Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.), свидетельствовал о больших притязаниях царя на внешнеполитическое влияние. Во второй половине XVII века четко обозначилась новая тенденция развития государственной системы - постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.
В России абсолютная монархия сформировалась в процессе петровских реформ, однако уже с середины XVII века отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти государя. Специальные главы Соборного уложения 1649 г. были посвящены охране жизни и чести, а также здоровья царя. Вводилось понятие государственного преступления, причем не делалось различия между преступлением против государства и действием, направленным против личности царя. Устанавливалась охрана порядка внутри царского двора или вблизи места пребывания государя.
Во второй половине XVII века шел процесс возрастания личной власти монарха в области верховного управления. Появились именные указы, то есть правовые акты, изданные от имени царя и без участия Боярской думы. Из 618 указов Алексея Михайловича 588 были именными. И хотя они, в отличие от приговоров Боярской думы, касались второстепенных вопросов, сам факт их наличия свидетельствовал об укреплении самодержавного начала в управлении. Устанавливалась так же практика докладов царю начальниками важнейших приказов. Показательным является создание в середине XVII века Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, позволявшей ему обходиться без Боярской думы в решении важнейших государственных вопросов. Исполняя поначалу функции тайной полиции и сословного суда, приказ стал позднее органом личного контроля монарха за администрацией.
Особую актуальность во второй половине XVII века приобрел вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Патриарх Никон, стремившийся к превращению русской церкви в центр мирового православия, в 1653 г. приступил к церковным реформам. Цель их - унификация обрядов и исправление богослужебных книг по греческим образцам. Реформы Никона были поддержаны властью, но следствием их был раскол Русской православной церкви на официальную и старообрядческую.
Постепенно Никон стал претендовать на первенство, утверждая, что священство выше царства. Теократические замашки патриарха привели к его конфликту с государем. В 1666 г. церковный собор, проходивший с участием восточных патриархов, одобрив церковные нововведения Никона, принял решение о смещении реформатора с патриаршего престола. Падение Никона положило начало процессу подчинения церкви государству.
Боярская дума. В Думу по-прежнему входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки. За век состав Думы удвоился, особенно увеличилось число думных дворян и дьяков. В XVII веке думными дворянами стали представители 85 фамилий мелкого российского дворянства. В 70-х гг. XVII века в Думе было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян, 9 думных дьяков. То есть аристократический характер Думы все таки сохранялся, хотя доля дворян и дьяков росла. Боярская дума оставалась верховным органом в вопросах законодательства, управления и суда. Начало XVII века - период заметного роста влияния Думы, поскольку царская власть во времена Смуты была ослаблена. По свидетельству Г. Котошихина, царь Михаил Федорович «хотя самодержавцем писался, однако без боярского совету не мог сделать ничего». В XVII веке роль Боярской думы постепенно снижалась, что было одним из признаков усиления в России абсолютной монархии.
Земские соборы XVII века. После Смуты произошли перемены в составе, графике работы и полномочиях Земских соборов. На избирательный Собор 1613 г. вместе с представителями дворянства, боярства, духовенства, посадских людей (в первый и последний раз) были приглашены депутаты от рядового духовенства и черносошного дворцового крестьянства. С этого времени выборные депутаты стали численно преобладать над должностной частью соборов. Выборы проводились:
от столичного дворянства и купечества - по чинам;
от служилых людей «по прибору» - по строевым частям;
от дворян «городовых» - по сословным корпорациям;
от «тяглых людей» (столичных и городовых) - по общинам.
Депутаты избирались на местных сходах, в уездных городах - по призыву и под надзором воевод. Выборные отсылались в Москву вместе с протоколом собрания, Разрядный приказ проверял правильность выборов. Депутаты получали от избирателей наказы. Из правительственного агента депутат соборов XVII века становится народным челобитчиком (В.О. Ключевский).
Царская власть, ослабленная после Смуты, нуждалась в поддержке «всей земли». Земские соборы в данный период превратились в органы распорядительной власти, ᴦдᴇ решающую роль играли представители дворянства и посадских людей.
В период с 1613 по 1622 гг. соборы действовали почти непрерывно и почти все они посвящены финансовым вопросам. Правительство, чтобы наполнить казну, вводило чрезвычайные налоги и прибегало к займам, часто напрямую обращалась к депутатам с просьбой о безвозмездной помощи. В практику вошел сбор денег по добровольной подписке. Собор выручал казну, но не просил взамен никаких прав.
Статус соборов в XVII веке остался неопределенным: то законосовещательным, то законодательным. Документально не определялись сроки созыва соборов, их состав, компетенция, отношение к высшим государственным учреждениям. Сами выборные смотрели на собор как на вспомогательное орудие власти и проявляли равнодушие к земскому представительству. Депутаты отбывали повинность, а избиратели являлись на съезды неохотно, часто по вторичной повестке воевод. Протоколы соборов фиксировали настроения сословной разобщенности и даже вражды. Все сословия сетовали на неравенство «в тягостях», каждое сословие заглядывало в карман другому. Политическое отчуждение, по замечанию Ключевского, нарастало от собора к собору.
Такие настроения позволили правящей династии отказаться от созыва соборов, как только в этом отпала нужда. В течение второго десятилетия правления Михаила Романова - с 1622 по 1632 гг.- они не собирались; в период с 1632-1653 гг. - созывались редко и по очень важным вопросам: принятие Соборного уложения 1649 г., восстание в Пскове, русско-польские, русско-крымские отношения, воссоединение Украины с Россией, вопрос об Азове. После 1683-1684 гг. деятельность соборов затухает. Монархия перестает нуждаться в поддержке соборов; главной ее опорой становится армия и бюрократический аппарат.
Причины распада соборов (по В.О. Ключевскому):
- отсутствие официального статуса;
- укрепление самодержавия;
- крепостное право, ставившее за рамки соборов абсолютное большинство населения России;
- сословная разобщенность, отчетливо проявившаяся на последних соборах;
- преобладание подданнической политической культуры над гражданской: депутаты и избиравшее их население воспринимали участие в соборах как навязанную сверху повинность.
Приказная система управления. На XVII век приходится расцвет приказной системы управления. Самую большую группу образовывали общегосударственные приказы, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые. Они находились в непосредственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую группу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и управляли принадлежащей ему собственностью. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.
Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. За время существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе.
Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации приказной системы была предпринята в 80-е годы: попытка объединить все финансовые вопросы в укрупненном приказе Большой казны; мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе - в Разрядном с изъятием их из ведения территориальных приказов.
Всего к 1698 г. в России было 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных), 1- временный, 6-дворцовых, 3- патриарших и 19 других высших городских и дворцовых учреждений.
В главе приказов стоял начальник-судья, в основном из членов Боярской думы, некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Помощниками судьи были дьяки. Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры, получая за службу поместный оклад до 600 четвертей земли и денежный - до 240 рублей в год. Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей - подьячие, служившие сначала без жалования, потом, по мере приобретения опыта, получавшие оклад 1-5 рублей в год; старший подьячий мог рассчитывать на годовое жалование 60-65 руб.
Во второй половине XVII в. произошел значительный рост числа приказных: в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1698г. - 2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним - тремя подьячими поглощаются более крупными.
Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Разрядный, Большой казны, Большого дворца, насчитывали по две - четыре сотни приказных. В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. Стол возглавлялся дьяком, повытье - подьячим. Чаще всего повытья образовывались по территориальному принципу, имели порядковый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.
Приказная система с ее централизацией, бюрократизмом и отсутствием контроля порождала волокиту, злоупотребления и взяточничество.
Местное управление. В XVII веке на местах продолжали функционировать губные и земские избы, избираемые населением. При этом теперь они фактически попали в подчинении воеводам. В 1625 г. воеводы были назначены в 146 городов с уездами. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Срок службы воеводы - от 1 до 3 лет; за нее он получал поместный и денежный оклады. В больших городах было по несколько воевод. Круг обязанностей воевод: административно-полицейские функции, охрана границ, розыск беглых, набор служилых людей, сбор налогов, надзор за состоянием дорог, за деятельностью губных и земских старост. В подчинения у воевод находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, житничьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы.

Рис. 5. Местное управление в XVII веке

В 20-30 е годы XVII в. формируется тип местных учреждений, получивших название приказных изб (воеводских, съезжих). Личный состав приказных изб разделялся на постоянную и временную части. Временная часть состояла из воевод, дьяков, иногда подьячих с приписью, присылавшихся в город на 1 - 3 года соответствующим приказом. Постоянная часть включала местных подьячих, работавших по выбору или найму на постоянной основе.
С середины XVII века с расширением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. Реорганизация вооруженных сил привели к созданию военных округов-разрядов, территориально перекрывавших рамки уездов. В разрядах формируется промежуточное звено управления - разрядные избы с расширенными военно-административными функциями.
Итак, в XVII веке в государственном аппарате России появляются черты бюрократизации, заключавшиеся в появлении целой цепи подчиненных друг другу учреждений и органов (Боярская дума - приказ - воевода), создании иерархической лестницы чиновников (судья приказа - дьяки - подьячие). Одновременно следует отметить наличие в России небюрократических институтов - Земских соборов (до 1684 года) и земских органов управления на низшем уровне. Громоздкость и нерациональность приказной системы, отсутствие системы подготовки кадров, снижали эффективность деятельности государственного аппарата, не отвечали запросам нового времени

Контрольные вопросы и задания
1. Почему именно Москва стала новым центром объединения русских земель?
2. Как менялась роль Боярской думы в государственном управлении на протяжении XV-XVII вв.?
3. В чем заключались особенности приказной системы управления?
4. Раскройте тенденции перехода России в XVII века от сословно-представительной к самодержавной монархии.
5. Как изменились Земские соборы XVII века и почему они прекратили работу в середине столетия?
6. Как менялась система местного управления в России по мере складывания централизованного государства?
7. В чем проявилась бюрократизация государственного аппарата в XVII веке?

Лекция, реферат. Государственное управление Россией в XVII веке - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
5.1 Кризис Российской государственности в период Смутного времени « | » 6. Система государственного управления в период становления абсолютизма в России (первая четверть XVIII века)


11.02.2007/курсовая работа

Общая характеристика древнерусского института вече. Происхождение вече. Социальный состав вече. Вече в древнем Новгороде. Государственное управление Новгородом. Круг вопросов, решаемых вече. Система вечевых органов.

25.01.2009/реферат

Образование древнерусского государства. Становление государственности и государственное управление в Киевской Руси. Органы управления и власти. Кризис российской государственности в период Смутного времени. Государственный аппарат Российской империи.

5.05.2009/курсовая работа

Введение 3
1. Боярская дума 4
2. Высшие органы власти 8
3. Земский собор 11
Заключение 15
Список литературы 16

Введение

История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес, который объясняется естественной потребностью человека. В прошлые годы история как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны. Изучая историю государственного управления в России мы можем видеть как решались проблемы и насколько эффективно и какими методами достигались результаты. Это несомненно свидетельствует о сложности взаимоотношений которые ничем не отличаются от современной действительности, которые также характеризуется наличием противоборствующих групп людей преследующих свои собственные интересы, а также роль государя в управлении ими.

1. Боярская дума

Боярская дума – высший совет при князе (с 1547г. при царе) в Русском государстве Х- начала XVIII вв., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы, раде в Великом княжестве Литовском. Боярская дума состояла из представителей феодальной аристократии, ее деятельность носила законосовещательный характер .
В источниках Боярская дума обычно называлась «Думой», реже – «Думой бояр». В Киевской Руси в IX – XI вв. Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжеми «мужами», «думцами») и «старцами градскими» (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати); на них присутствовали иногда представители духовенства (метрополиты и др.). Она не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С XI в. в следствие наделения землей княжих мужей и их слияния с земскими боярами Боярская дума состояла из бояр. Она участвовала в обсуждении вопросов:
- законодательства;
- внешней политики;
- внутреннего государственного устройства;
- религии и т.д.
Политическая роль Боярской думы значительно выросла в связи увеличением боярского землевладения, ростом привилегий бояр, раздроблением древнерусского государства и ослаблением княжеской власти в отдельных землях .
В период феодальной раздробленности Боярская дума являлась феодльной курией (советом феодалов) сеньора – великого князя, с его вассалами, обладающими определенной политической силой. В Северо-Восточной Руси в XIV – XV вв. в Боярскую думу входили бояре, ведавшие отдельными отраслями («путями») дворцового княжеского управления («путные бояре»), а также тысяцкий, окольничий, дворецкий и другие лица административного управления князя. Состав, права и компетенция Боярской думы не были строго определены законом; обычно совещание состояло из нескольких человек. При обсуждении наиболее важных вопросов, выходивших за рамки текущих дворцовых дел, происходило совещание Боярской думы расширенного состава из 10-15 и более человек. С начала XV в. членами боярской думы становятся «бояре введенные» («большие бояре»), представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители его наиболее важных поручений .
С образованием в конце XV в. Русского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили «думные» чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – «дети боярские, которые в думе живут» («думные дворяне»), несколько позже – «думные дьяки». Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати – представителям княжных фамилий. Иногда боярская дума становилась органом княжеско-боярской оппозиции самодержавной власти. Позиции реакционной княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены реформами 1550-х гг. и особенно опричниной, во время которой Боярская дума была поставлена во главе «земщины» (о ней будет вестись речь в третьем параграфе), а в опричной территории бала, возможно, создана опричная Боярская дума. В начале XVII в. Боярская дума пыталась ограничить самодержавную власть царя с помощью «крестоцеловальной записи», взятой с В.И.Шуйского в 1606 г. Не исключено, что какая-то «ограничительная» запись была взята Боярской думой с царя Михаила Федоровича. Во второй половине XVI-XVII вв. Боярская дума в известной степени разделяла власть с царем в период сословно-представительной монархии.
В XVI и особенно в XVII вв. состав Боярской думы пополнялся центральной властью за счет менее знатных лиц – родственников и приближенных царя; в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря личным заслугам; увеличилась число думных дьяков. Они представляли бюрократический элемент, являвшийся послушным орудием в руках самодержавия .
Боярская дума обсуждала все вопросы обычно в месте с великим князем, затем с царем; решение Боярской думы в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили»; некоторые вопросы царь решал без Боярской думы, другие – Боярская дума решала без царя, но по его поручению («бояре приговорили»); эти решения утверждались царем. В ряде случаев царь совещался с узким кругом наиболее приближенных деятелей, составляющих так называемую Ближнюю думу. Боярская дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод и т.д. . С развитием абсолютистских тенденций во второй половине XVII века значительно громоздкая по составу Боярская дума уменьшается, еще больше значения приобрела Ближняя дума.

2. Высшие органы власти

Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему Людей, получивший название Избранная рада. Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений.
Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.
В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г. она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в. .
В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. Во второй половине XVI в. (Рис.1) при

Рис. 1. Органы власти и управления во второй половине XVI в.

Иване IV сложилась новая структура высшего органа управления.
В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Возник новый орган власти - Земский собор .

Скачать бесплатно

Царская власть. Во главе государственной системы России XVII века, как и прежде, стоял царь. Ему принадлежало право законодательства и вся полнота исполнительной власти; он был верховным судьей и главнокомандующим. На новую династию, хотя она имела источником своего статуса избрание Михаила Романова Земским собором, было перенесено старое идеологическое обоснование царской власти: ее божественное происхождение и наследственный характер. Решение Земского собора лишь подтверждало божественный промысел.

Образ жизни царя, в редких случаях появлявшегося перед народом, ставил его на недосягаемую высоту. Пышный титул, принятый при Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.), свидетельствовал о больших притязаниях царя на внешнеполитическое влияние. Во второй половине XVII века четко обозначилась новая тенденция развития государственной системы - постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, однако уже с середины XVII века отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти государя. Специальные главы Соборного уложения 1649 г. были посвящены охране жизни и чести, а также здоровья царя. Вводилось понятие государственного преступления, причем не делалось различия между преступлением против государства и действием, направленным против личности царя. Устанавливалась охрана порядка внутри царского двора или вблизи места пребывания государя.

Во второй половине XVII века шел процесс возрастания личной власти монарха в области верховного управления. Появились именные указы, то есть правовые акты, изданные от имени царя и без участия Боярской думы. Из 618 указов Алексея Михайловича 588 были именными. И хотя они, в отличие от приговоров Боярской думы, касались второстепенных вопросов, сам факт их наличия свидетельствовал об укреплении самодержавного начала в управлении. Устанавливалась так же практика докладов царю начальниками важнейших приказов. Показательным является создание в середине XVII века Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, позволявшей ему обходиться без Боярской думы в решении важнейших государственных вопросов. Исполняя поначалу функции тайной полиции и сословного суда, приказ стал позднее органом личного контроля монарха за администрацией.

Особую актуальность во второй половине XVII века приобрел вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Патриарх Никон, стремившийся к превращению русской церкви в центр мирового православия, в 1653 г. приступил к церковным реформам. Цель их - унификация обрядов и исправление богослужебных книг по греческим образцам. Реформы Никона были поддержаны властью, но следствием их был раскол Русской православной церкви на официальную и старообрядческую.

Постепенно Никон стал претендовать на первенство, утверждая, что священство выше царства. Теократические замашки патриарха привели к его конфликту с государем. В 1666 г. церковный собор, проходивший с участием восточных патриархов, одобрив церковные нововведения Никона, принял решение о смещении реформатора с патриаршего престола. Падение Никона положило начало процессу подчинения церкви государству.

Боярская дума. В Думу по-прежнему входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки. За век состав Думы удвоился, особенно увеличилось число думных дворян и дьяков. В XVII веке думными дворянами стали представители 85 фамилий мелкого российского дворянства. В 70-х гг. XVII века в Думе было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян, 9 думных дьяков. То есть аристократический характер Думы все таки сохранялся, хотя доля дворян и дьяков росла. Боярская дума оставалась верховным органом в вопросах законодательства, управления и суда. Начало XVII века - период заметного роста влияния Думы, поскольку царская власть во времена Смуты была ослаблена. По свидетельству Г. Котошихина, царь Михаил Федорович «хотя самодержавцем писался, однако без боярского совету не мог сделать ничего». В XVII веке роль Боярской думы постепенно снижалась, что было одним из признаков усиления в России абсолютной монархии.

Земские соборы XVII века. После Смуты произошли перемены в составе, графике работы и полномочиях Земских соборов. На избирательный Собор 1613 г. вместе с представителями дворянства, боярства, духовенства, посадских людей (в первый и последний раз) были приглашены депутаты от рядового духовенства и черносошного дворцового крестьянства. С этого времени выборные депутаты стали численно преобладать над должностной частью соборов. Выборы проводились:

  • - от столичного дворянства и купечества - по чинам;
  • - от служилых людей «по прибору» - по строевым частям;
  • - от дворян «городовых» - по сословным корпорациям;
  • - от «тяглых людей» (столичных и городовых) - по общинам.

Депутаты избирались на местных сходах, в уездных городах - по призыву и под надзором воевод. Выборные отсылались в Москву вместе с протоколом собрания, Разрядный приказ проверял правильность выборов. Депутаты получали от избирателей наказы. Из правительственного агента депутат соборов XVII века становится народным челобитчиком (В.О. Ключевский).

Царская власть, ослабленная после Смуты, нуждалась в поддержке «всей земли». Земские соборы в этот период превратились в органы распорядительной власти, где решающую роль играли представители дворянства и посадских людей.

В период с 1613 по 1622 гг. соборы действовали почти непрерывно и почти все они посвящены финансовым вопросам. Правительство, чтобы наполнить казну, вводило чрезвычайные налоги и прибегало к займам, часто напрямую обращалась к депутатам с просьбой о безвозмездной помощи. В практику вошел сбор денег по добровольной подписке. Собор выручал казну, но не просил взамен никаких прав.

Статус соборов в XVII веке остался неопределенным: то законосовещательным, то законодательным. Документально не определялись сроки созыва соборов, их состав, компетенция, отношение к высшим государственным учреждениям. Сами выборные смотрели на собор как на вспомогательное орудие власти и проявляли равнодушие к земскому представительству. Депутаты отбывали повинность, а избиратели являлись на съезды неохотно, часто по вторичной повестке воевод. Протоколы соборов фиксировали настроения сословной разобщенности и даже вражды. Все сословия сетовали на неравенство «в тягостях», каждое сословие заглядывало в карман другому. Политическое отчуждение, по замечанию Ключевского, нарастало от собора к собору.

Такие настроения позволили правящей династии отказаться от созыва соборов, как только в этом отпала нужда. В течение второго десятилетия правления Михаила Романова - с 1622 по 1632 гг.- они не собирались; в период с 1632-1653 гг. - созывались редко и по очень важным вопросам: принятие Соборного уложения 1649 г., восстание в Пскове, русско-польские, русско-крымские отношения, воссоединение Украины с Россией, вопрос об Азове. После 1683-1684 гг. деятельность соборов затухает. Монархия перестает нуждаться в поддержке соборов; главной ее опорой становится армия и бюрократический аппарат.

Причины распада соборов (по В.О. Ключевскому):

  • - отсутствие официального статуса;
  • - укрепление самодержавия;
  • - крепостное право, ставившее за рамки соборов абсолютное большинство населения России;
  • - сословная разобщенность, отчетливо проявившаяся на последних соборах;
  • - преобладание подданнической политической культуры над гражданской: депутаты и избиравшее их население воспринимали участие в соборах как навязанную сверху повинность.

Приказная система управления. На XVII век приходится расцвет приказной системы управления. Самую большую группу образовывали общегосударственные приказы, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые. Они находились в непосредственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую группу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и управляли принадлежащей ему собственностью. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.

Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. За время существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе.

Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации приказной системы была предпринята в 80-е годы: попытка объединить все финансовые вопросы в укрупненном приказе Большой казны; мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе - в Разрядном с изъятием их из ведения территориальных приказов.

Всего к 1698 г. в России было 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных), 1- временный, 6-дворцовых, 3- патриарших и 19 других высших городских и дворцовых учреждений.

В главе приказов стоял начальник-судья, в основном из членов Боярской думы, некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Помощниками судьи были дьяки. Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры, получая за службу поместный оклад до 600 четвертей земли и денежный - до 240 рублей в год. Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей - подьячие, служившие сначала без жалования, потом, по мере приобретения опыта, получавшие оклад 1-5 рублей в год; старший подьячий мог рассчитывать на годовое жалование 60-65 руб.

Во второй половине XVII в. произошел значительный рост числа приказных: в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1698г. - 2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним - тремя подьячими поглощаются более крупными.

Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Разрядный, Большой казны, Большого дворца, насчитывали по две - четыре сотни приказных. В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. Стол возглавлялся дьяком, повытье - подьячим. Чаще всего повытья образовывались по территориальному принципу, имели порядковый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.

Приказная система с ее централизацией, бюрократизмом и отсутствием контроля порождала волокиту, злоупотребления и взяточничество.

Местное управление . В XVII веке на местах продолжали функционировать губные и земские избы, избираемые населением. Однако теперь они фактически попали в подчинении воеводам. В 1625 г. воеводы были назначены в 146 городов с уездами. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Срок службы воеводы - от 1 до 3 лет; за нее он получал поместный и денежный оклады. В больших городах было по несколько воевод. Круг обязанностей воевод: административно-полицейские функции, охрана границ, розыск беглых, набор служилых людей, сбор налогов, надзор за состоянием дорог, за деятельностью губных и земских старост. В подчинения у воевод находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, житничьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы.

Рис. 5.

В 20-30 е годы XVII в. формируется тип местных учреждений, получивших название приказных изб (воеводских, съезжих). Личный состав приказных изб разделялся на постоянную и временную части. Временная часть состояла из воевод, дьяков, иногда подьячих с приписью, присылавшихся в город на 1 - 3 года соответствующим приказом. Постоянная часть включала местных подьячих, работавших по выбору или найму на постоянной основе.

С середины XVII века с расширением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. Реорганизация вооруженных сил привели к созданию военных округов-разрядов, территориально перекрывавших рамки уездов. В разрядах формируется промежуточное звено управления - разрядные избы с расширенными военно-административными функциями.

Итак, в XVII веке в государственном аппарате России появляются черты бюрократизации, заключавшиеся в появлении целой цепи подчиненных друг другу учреждений и органов (Боярская дума - приказ - воевода), создании иерархической лестницы чиновников (судья приказа - дьяки - подьячие). Одновременно следует отметить наличие в России небюрократических институтов - Земских соборов (до 1684 года) и земских органов управления на низшем уровне. Громоздкость и нерациональность приказной системы, отсутствие системы подготовки кадров, снижали эффективность деятельности государственного аппарата, не отвечали запросам нового времени

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Почему именно Москва стала новым центром объединения русских земель?
  • 2. Как менялась роль Боярской думы в государственном управлении на протяжении XV-XVII вв.?
  • 3. В чем заключались особенности приказной системы управления?
  • 4. Раскройте тенденции перехода России в XVII века от сословно-представительной к самодержавной монархии.
  • 5. Как изменились Земские соборы XVII века и почему они прекратили работу в середине столетия?
  • 6. Как менялась система местного управления в России по мере складывания централизованного государства?
  • 7. В чем проявилась бюрократизация государственного аппарата в XVII веке?

Особенности государственного управления:

Избрание главы государства представителями сословий . В 1598 году состоялось первое избрание царя на Земском соборе (был избран Борис Годунов). Выборы проходили без альтернативы.

В 1613 г. состоялись вторые выборы. Для решения будущего государства, не имевшего верховного правителя по окончании Смуты, в Москве был созван Земский собор. Принцип формирования Земского собора: по 10 человек от 50 городов плюс 200 человек от Москвы. Всего 700 человек. Состав: духовенство, посадские, служилые, стрельцы, свободные крестьяне, казаки. Среди претендентов на верховную власть были видные государственные деятели. Цель выборов главы государства в условиях Смуты – избежать кровопролития и новой тирании. Поэтому Собор избрал в цари Михаила Романова, наиболее компромиссную фигуру. Основные качества нового царя: не имел врагов, не тщеславен, не стремился сам к власти, имел добрый характер.

В 1645 г., после смерти Михаила Романова, выборов царя как таковых уже не было, по причине того, что существовал законный наследник. Однако новый царь Алексей был представлен Земскому собору, который формально утвердил нового государя. В 1682 г. Земский собор избрал царями-соправителями Ивана V и Петра I.

Ограничение власти царя . Попытки ограничить власть государя были еще в Смутное время, при выборах Василия IV и королевича Владислава. Существует мнение, что при избрании на царство Михаил Романов подписал письмо, по которому обязался: никого не казнить, а если будет вина, отправлять в ссылку; принимать решение, советуясь с Боярской думой. Письменного документа, подтверждающего ограничения, не найдено, однако фактически диктаторские полномочия государя, установленные Иваном Грозным, были ликвидированы.

Возрастание роли представительной власти . Земские соборы, созывавшиеся по инициативе царя, Думы или предыдущего собора, решали вопросы:

· Сбора налогов

· Распределение земли

· О наказаниях, в том числе о введении денежных штрафов

· Расследование жалоб на чиновников, борьба с коррупцией и злоупотреблениями региональных властей

· Расходования государственных средств

· Принятия гражданских законов.

В 1648-49 гг. на Земском соборе было принято Соборное уложение, т.е. своего рода гражданский и уголовный кодексы. Если раньше основные законы в России назывались по имени подготовивших его правителей, то новый закон был подготовлен и издан представителями всех сословий.

Управление по проблемам . Государственная администрация – система приказов – строилась не четко по региональному или отраслевому признаку, а по проблемам. При необходимости решить какой-либо вопрос создавался отдельный приказ, который отвечал за все стороны решения проблемы.


Централизация власти . Приказы (органы центрального управления) регулируют какие-либо отношения во всем государстве. Например, Разрядный приказ, приказ Большой казны. Продолжается процесс формирования единой государственной идеологии, утверждается единая государственная символика. В России появляется национальный флаг – бело-сине-красный триколор.

Расширение границ : присоединение Сибири, правобережной Украины. В Сибири создавалась новая администрация: в крупные города из Москвы назначались воеводы. Освоение Сибири началось в конце 16 века после разгрома Ермаком войска Сибирского ханства в районе Тюмени. В глубь Сибири по водным путям продвигались отряды частных предпринимателей, занимающихся торговлей с народами Сибири и Китая. В крупных торговых точках строились крепости, куда направлялись правительственные гарнизоны. Территория осваивалась казаками, служившими на границе в обмен на право обрабатывать землю. Кроме татарского Сибирского ханства, осколка Золотой Орды, сибирские народы не имели в 16-17 вв. своей государственности, поэтому они относительно легко входили в состав Российского государства, принимали православие, ассимилировались с русскими. Потомки татарских ханов получили в России титул царевичей сибирских и поступили на госслужбу.

Упорядочение бюджетной системы . В 1619 г. на Земском соборе был принят первый бюджет Российского государства, именовавшийся «роспись доходов и расходов». Бюджетная система в 17 веке еще была мало развита, так как существовало большое количество натуральных повинностей, заменявших налоги. Соборное уложение 1649 г. урегулировало способы и нормы сбора налогов. Каждый житель Московского государства должен был нести определенную повинность: или призываться на службу, или уплачивать налоги, или обрабатывать землю. Кроме того, существовали торговые пошлины и сборы за оформление документов. Особую статью государственных доходов составляла плата за содержание кабаков и продажу вина в государственных лавках. Самостоятельное производство спиртных напитков запрещалось.