Политическая система общества. Основные элементы политической системы

Коммуникативный компонент политической системы включает

1) идеологические принципы

2) формы взаимодействия партий

3) политические нормы

4) политические организации

Пояснение.

Ответ: 2

Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют ее

1) нормативный компонент

2) коммуникативный компонент

3) культурный компонент

4) организационный компонент

Пояснение.

Коммуникативный - подсказка, это именно взаимодействие и связь чего-либо.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политическая система

Государство, политические партии, общественно-политические движения образуют

Пояснение.

Все термины являются составляющими политической системы, институтами.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Валентин Иванович Кириченко

Элементы политической системы:

1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)

2. нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции)

3. культурный (политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология)

4. коммуникативный (связи внутри политической системы)

Политическое сознание, политическая идеология образуют

1) нормативный компонент политической системы

2) коммуникативный компонент политической системы

3) культурный компонент политической системы

4) организационный компонент политической системы

Пояснение.

Все это образует политическую КУЛЬТУРУ гражданина.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

Что яв­ля­ет­ся элементом куль­тур­ной подсистемы по­ли­ти­че­ской системы?

1) правовые и по­ли­ти­че­ские нормы

2) сложившиеся вза­и­мо­дей­ствия социальных групп

3) государство, по­ли­ти­че­ские партии

4) политические идеологии

Пояснение.

Политическая культура - это со­во­куп­ность взглядов, идей, пред­став­ле­ний о по­ли­ти­че­ской системе.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая идеология относится к

1) политическим институтам

2) политическим нормам

3) политической культуре

4) политическим связям

Пояснение.

Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

В коммуникативный компонент политической системы входят

1) политические партии и движения

2) отношения гражданских институтов и государственных органов

3) политические идеи и доктрины

4) способы политического участия граждан

Пояснение.

Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» .

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К ком­му­ни­ка­тив­ной подсистеме относится(-ятся):

1) цен­но­сти и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан

3) по­ли­ти­че­ские партии и го­су­дар­ствен­ные органы

Пояснение.

Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ный механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

−институциональная;

−нормативная;

−функциональная;

−коммуникативная;

−культурно-идеологическая.

Коммуникативная под­си­сте­ма представляет собой со­во­куп­ность связей и вза­и­мо­дей­ствий между под­си­сте­ма­ми политической системы, между по­ли­ти­че­ской системой и дру­ги­ми подсистемами. В дан­ном случае - это вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства.

Ценности и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан - культурно-идеологическая подсистема

Законодательство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц - нормативная.

Политические пар­тии и го­су­дар­ствен­ные органы - институциональная.

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К куль­тур­ной подсистеме от­но­сит­ся (относятся):

1) по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности

2) за­ко­но­да­тель­ство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц

3) те­ле­ка­на­лы и иные сред­ства массовой информации

4) вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства

Пояснение.

Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ных механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

Компоненты (подсистемы по­ли­ти­че­ской системы)

−институциональная

−нормативная

−функциональная

−коммуникативная

−культурная

Культурная охва­ты­ва­ет политическую психологию, по­ли­ти­че­скую идеология, по­ли­ти­че­скую культуру. Здесь это по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности.

Политика обладает сложной структурой и включает нижеследующие компоненты.

1. Организационный компонент политики. В него входят политические институты как центры управления общественными процессами и их регулирования, например, президент, правительство, парламент, партии, СМИ.

2. Политические отношения характеризуют особенности деятельности, направленной на власть, отношения властвования и подчинения. Политические отношения выражают устойчивые связи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов.

4. Политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии; в этом контексте политика выступает механизмом реализации социальных проектов.

5. Политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Тема: Политическая система.

План: 1.

2.Структура политической системы

3.Классификация политической системы в современном мире.

1. Сущность и характеристики политической системы

Системность внутренне присуща человеческому обществу. Система [ от греч. – systema - целое] – совокупность элементов находящихся в отношениях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство. С середины 20 в. понятие системы становится одним из основных общенаучных понятий, что связано с возникновением сложных промышленных, политических, социальных комплексов. Типы систем многообразны: материальные и духовные, биологические и социальные, статические и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Любая система обладает структурой (строением) и организацией. Первую модель социальной системы предложил социолог Т. Парсонс. Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. При это общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое предназначение. Социальная система включает экономику, гражданское общество (право), культуру (система верований и морали) и политику. Политика выполняет функцию целедостижения. Модель политической системы впервые разработал Д. Истон в 50 годы 20 в. Системные идеи развивали Г. Алмонд. К. Дойч, Э. Шилз и др.

Термин политической системы стал широко использоваться в политологических исследованиях в послевоенный период, что было вызвано необходимостью комплексного, системного описания современной политической реальности, политических изменений и процессов.

Политическая система имеет свою специфику.

Через политическую систему осуществляется власть в обществе.

Политическая система является частью надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом.

Политическая система относительно самостоятельна, ее структурные элементы взаимодействуют, выполняют определенные функции.

Политическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов политической жизни общества. Посредствам своих институтов она обеспечивает устойчивость и стабильность всей политической жизни общества. Р. Даль в работе «Современный политический анализ» дает определение политической системы как любой постоянной совокупности человеческих отношений которая в значительной мере включает отношение власти, управления и авторитета. Политическая система состоит из совокупности действий и структур, влияющих на процесс принятия и осуществлений политических решений.

Политическая система – это совокупности политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, посредствам которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества.

В современном обществознании политическая система изучается исходя из двух подходов: системного и институционального.

В отечественной литературе (и литературе советского периода) политическая система чаще всего определяется через перечисления совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Такое определение политической системы называют институциональным. Предметом исследования являются организационно оформленные центры власти (государство, партии, общественные объединения, нормы, регулирующие деятельность институтов системы).

Политическая система общества с позиции институционального подхода представляет собой совокупность конкретных организаций и учреждений (государство с его системой учреждений, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие общественные организации и объединения), осуществляющих руководство, управление социальной жизнью. В рамках марксистского подхода политика интерпретировалась как область взаимоотношений между классами по подходу государственной власти, ее устройства и использования. Соответственно сущность политической системы трактовалась как производная, зависимая от ее классовой природы. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве. Так, в болгарской конституции 1971 года был раздел «Социалистическая политическая система». Впоследствии этот термин использовался в конституциях СССР (1977г.), Никарагуа (1987г.), Эфиопии (1987г.).

В структуре политической системы выделяют 5 основных подсистем (или элементов): институциональную, регулятивную, функциональную, коммуникативную, идеологическую (политико-культурную). Итак, политическая система состоит из подсистем, которые образуют целостность. Основной элемент политической системы – институциональная подсистема как совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических). Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство.

Следующая подсистема – регулятивная – включает совокупность норм, регулирующих политические отношения. Это правовые (конституция), нормативные акты и моральные нормы, которые регулируют политическую жизнь общества, а также традиции, обычаи, которые влияют на регулирование политических отношений; нормы морали. Нормы фиксируются в конституции и правовых актов в виде законов, передаются из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

Модели общества, отражаемые в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Именно функциональная подсистема характеризует основные формы и направления деятельности политической системы, способы и средства воздействия на общественную жизнь. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме.

Коммуникативная подсистема включат формы воздействия власти и общества, связи с общественностью. Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействие факторов, основанные на согласии и конфликте, формы взаимодействия власти, общества и индивида, которые во многом обусловлены характером культурно-религиозной среды.

Коммуникативная подсистема охватывает 2 основные группы отношений: формализованные (основанные на нормах права и им регулируемые) и неформализованные (общественное мнение, настроение, и т.п.). в данную подсистему входят взаимосвязи между политической системой и другими системами общества, а также связи данной политической системы с политическими системами других стран.

Политико-культурная (или политико-идеологическая) подсистема включает систему знаний, ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитет (как совокупность устойчивых представлений об обществе, способ мышления). Она является сферой политического сознания и включает политические идеи, идеалы, ценности, политические теории, а также идеологические и эмоционально-психологические оценки обществом политической жизни. В политическом сознании выделяют политическую идеологию и политическую психологию. К этой подсистеме часто относят и политическую культуру. Политическая культура – это исторически сложившиеся, устойчивые взгляды, ценности, традиции, стереотипы, модели поведения, которые выражаются в конкретных политических действиях.

Тема: Общественная власть.

План: 1. Сущность и классификация общественной власти.

2.Понятие и значение легитимности власти.

3.Общественная власть; источники, формы исполнения, средства и методы осуществления.

4.Власть страха как вид общественной власти; причины возникновения, последствия.

Тема: Политическая и государственная власть.

План: 1. . Сущность и отличительные черты политической власти. Структура политической власти.

2. Основания политической власти. Ресурсы политической власти.

3. Особенности и значение государственной власти. Ресурсы и функции (внутренние и внешние, основные и неосновные) государственной власти.

4. Принципы разделения государственной власти (горизонтальное и вертикальное): значение для общества и последствия.

ТЕМА IX. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО. (12 часов)

Тема: Что такое государство?

План: 1. Происхождение государства. Основные признаки и функции государства.

2. Основные признаки и функции государства.

3. Государство, государственное устройство, государственное правление: формы и их характеристика.

Тема: Демократия.

План: 1. Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа (референдумы).

2. Понятия правового социального государства и гражданского общества.

Тема: Выборы. Избирательные системы.

План: 1. Избирательная система, избирательное право, избирательный процесс: понятие и сущность, значение

2. Особенности избирательного права в Республике Беларусь

Тема: Личность в политике.

План: 1.

2. Политическая активность личности: Сущность, причины, мотивы, последствия.

3. Понятие политического поведения личности. Политическая социализация личности: этапы и результаты.

4. Понятие биологического и социального в политическом поведении, его основные формы и их характеристики.

1. Понятие политического процесса. Субъекты и уровни политического процесса

Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключается в следующем: каждый элемент системы выполняет определенную функцию; невозможно произвольно изменить ни один из элементов системы; изменение одного элемента влечет изменение других.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, ценностей, идей, с помощью которых реализуется политическая власть. Понятие «политическая власть» позволяет представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости. Эта категория начала использоваться политиками в 1950 – 1960 гг., чтобы помочь исследователям упорядочить описание политических процессов, выявить внутренние закономерности развития политических структур. Один из первых категорию «политическая система» ввели в оборот американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что политическая система объединяет не только организованные стороны политической жизни – государство, партии и другие политические организации, но и такие факторы, как сознание, мировоззрение, культурные нормы, идеи. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если изменяется государство или появляются новые политические партии, то соответственно меняется и политическая жизнь в целом.

Истон разработал кибернетическую модель политической системы в виде «черного ящика» с входами, на которые поступают импульсы от окружающей среды (требования, ожидания населения, колебания обществененного мнения и их поддержка системы) и выходами, то есть решениями, принимаемые системой в ответ на требования и поддержку. Модель Истона предполагает, что мы не интересуемся тем, что происходит внутри системы (как и почему принимаются определенные политические решения), но внимательно фиксируем все внешние проявления ее деятельности, то есть взаимосвязь со средой. Взаимосвязь внешней среды с политической системой может иметь положительный характер (в случае положительной обратной связи политической системы со средой) и отрицательный (в случае отсутствия обратной связи системы со средой. Внешне это может проявляться в отсутствии поддержки населением принятых политических решений – забастовках, акциях протеста, актах неповиновения. В таких случаях требуются новые решения и действия, чтобы система работала нормально). Таким образом, решения, принимаемые системой на выходе, в свою очередь становятся источником новых требований и поддержки, характер и содержание которых зависят от механизма обратной реакции.

Существуют и другие подходы, раскрывающие внутреннюю структуру политической системы, которая включает следующие компоненты: институциональный, идеологический, коммуникативный, нормативный и культурный подсистемы.

Институциональный компонент состоит из основных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения и т.д.). Главным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Центральным институтом власти в обществе является государство, именно им принимаются властные решения, обязательные для всего общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Идеологический компонент объединяет теоретический уровень политической жизни – политические идеологии, принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции и уровень обыденного сознания – политическую психологию, чувства, настроения, предрссудки, мнения, традиции. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные установки, эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на политическое поведение и на политическое развитие в целом. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Коммуникативный компонент представляет собой совокупность средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет), с помощью которых осуществляется коммуникация между нациями, классами, группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. В современном мире значение средств коммуникации в активизации политической жизни особенно возрастает. С распространением средств электронной связи и массовым освоением их населением формирование определенного политического климата, привлечение обывателя в политику приняло массовый характер.

Нормативный компонент объединяет политические нормы и нравственные принципы. Нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченнсть и направленность на стабильность политической системы. Через политические принципы получают официальное признание социальные интересы различных слоев общества.

Культурный компонент выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом.

Значимость политической системы проявляется в реализуемых ее функциях, среди которых наиболее важными являются:
- представительство интересов субъектов политической жизни на государтвенном уровне;
- определение политического курса, целей и задач общества;
- мобилизация и распределение ресурсов общества, имеющие целью устойчивое и эффективное развитие общества;
- политическая социализация, то есть включение индивида в политическую жизнь, имеющее целью обеспечение преемственности политических ценностей. Формирование политического сознания и политической культуры личности.

Однако в целом, политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество - совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

Второй необходимый компонент - должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они - основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый - должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, глава администрации президента, губернаторы и т.п. Второй слой - лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители - посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения, крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

Третий компонент - правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

Четвертый компонент - территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией - это тоже политическая система.

Политическая система обладает определенной структурой - устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические - государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

Политические структуры - это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики - политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры - это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом - это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений - процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г.Лассуэлл, отвечает на вопросы, кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.