Упражнения на конвергенцию глаз. Тренировки конвергенции глаз

Тренировка конвергенции производится так же, как и определение ее резервов (см. выше) с помощью призм, приставляемых к глазу основанием к виску. На один глаз больного можно ставить красное стекло, что значительно упрощает контакт врача с ним.

Призма отклоняет лучи света к основанию (белое), изображение лампы этого глаза оказывается кнутри от второго (красного) изображения другого глаза. Благодаря фузионному рефлексу внутренняя прямая мышца дополнительно сокращается и поворачивает глаз кнутри, при этом отклоненный луч падает на центр сетчатки, красное и белое изображения сливаются в одно (белое изображение движется к неподвижному красному), и диплопия исчезает. Определив резерв конвергенции, с помощью самой сильной призмы, какую может преодолеть односторонняя конвергенция (второй глаз смотрит через красное стекло прямо), добавляют еще 1-2Д с тем, чтобы вызвать очень слабое раздвоение изображения. Если раздвоение небольшое, красное и белое изображения расположены очень близко друг от друга и благодаря легкому усилению фузионного режима снова сливаются. Добившись этого, снова усиливают призму на 1-2-ЗА и таким образом продолжают оптическую тренировку конвергенции.
Упражнения проводят до появления возможности преодоления очень сильных призм: у детей - до 40- 50, у взрослых - до 30-35, у пожилых людей (у них главным образом для лечения мышечной астенопии)- до 25-35. Такого развития резервов конвергенции в каждом глазу можно добиться, проведя в каждом упражнении тренировку конвергенции каждого глаза поочередно или, добившись повышения резерва конвергенции на 3-5 правого глаза, переходить к тренировке конвергенции левого глаза и т. д. поочередно. В ряде случаев второй вариант тренировки ускоряет лечение и позволяет получить стойкие результаты.
Стойких результатов можно добиться, если во время каждой тренировки после преодоления сильной призмы переходить к следующей более сильной призме не сразу, а закрепив эффект, достигнутый от применения предыдущей призмы. С этой целью призму оставляют перед глазом и просят больного отметить, не происходит ли после слияния двух изображений их раздвоение, т. е. устойчива ли достигнутая степень конвергенции. Если достигнутая степень конвергенции не устойчива, следует продолжать тренировку с той же призмой, добиваясь, чтобы слияние происходило быстрее и стабильнее. Так поступают с каждой последующей призмой. Результаты такого лечения будут определяться не только максимальной силой призмы, преодоленной в конце лечения, но и устойчивостью достигнутого уровня конвергенции, доведенного в результате лечения до нормы.
Активная оптическая тренировка (аккомодации и конвергенции) является основой ортоптического метода лечения астенопии и ложной миопии. Применение этой тренировки (а иногда только одной тренировки аккомодации) в случаях небольших и не очень стойких спазмов приводит к быстрому их излечению. При более стойких спазмах не всегда достаточно только одной активной оптической тренировки. Поэтому комплексный метод ортоптического лечения, помимо активной оптической тренировки, включает ряд других лечебных мероприятий.

Упражнения при косоглазии – это тема, интересующая относительно существенное число родителей. Причина заключается в том, что косоглазие (оно же – или гетеротропия) затрагивает целых 5% от общего количества детского населения. Это зрительный дефект, характерный отсутствием взаимного сотрудничества между двумя органами зрения – каждый глаз «смотрит» в другом направлении. Но точно описать косоглазие технически очень сложно, для этого лучше обратиться к помощи профессиональной литературы. Ребенок может косить обоими глазами или одним, когда один глаз смотрит прямо, а второй – поворачивает к носу или виску.

Косоглазие, независимо от типа необходимо своевременно диагностировать, а затем выправить путем применения правильных терапевтических методов. Делая упражнения для глаз при раннего возраста (например около 5 лет) очень важно следить за ребенком, по крайней мере, до 12 лет. В случае начала применения методов для исправления косоглазия после 5-летнего возраста, рекомендуется наблюдение до взрослости.

Важно! Повторная гимнастика для органов зрения может предотвратить возможное ухудшение и, соответственно, избежать развития постоянных осложнений, при которых может нарушиться зрение.

Специализированные тренировки

Такие упражнения при косоглазии проводятся в ортоптической клинике. Ортоптическими, называются упражнения для исправления, нарушенного сотрудничества между двумя глазами. Глазной врач, прежде всего, обнаруживает возможный рефракционный дефект, которым страдает малыш. После надевания очков, главное – это правильное прикрытие более здорового глаза окклюдером.

Окклюдер используется с 1743 года, и остается важным средством для детей в лечении косоглазия и амблиопии.

Есть случаи, когда у ребенка отсутствует видимое косоглазие, но в то же время, страдает от тяжелой амблиопии. Хорошо обратить внимание на следующие случаи:

  • спотыкания ребенка;
  • трение глаз;
  • жжение и покраснение органов зрения;
  • частое моргание;
  • повторяющееся воспаление глаз;
  • наклонения головы в одну сторону;
  • закрытие или прищуривание одного глаза.

Все эти факторы должны привлечь внимание к присутствующей проблеме.

Долгожданным дополнением в лечении амблиопии и косоглазия являются клиники для детей с нарушениями зрения и офтальмологическими расстройствами. Для получения дополнительной информации обратитесь к офтальмологу или ортоптику.

Тренировка конвергенции

Конвергенционные упражнения от косоглазия важны для тех, у кого нет надлежащим образом созданной функции для сотрудничества между двумя глазами. Они основаны на том, что физиологические при наблюдении объекта, который приближается к носу, оба глаза равномерно перемещаются внутрь. Если эта возможность ограничена или вовсе отсутствует, необходимы тренировки, направленные на облегчение трудностей.

Данная зарядка для глаз может проводиться с любым небольшим предметом, который интересен ребенку (карандаш, ключи, маленькая игрушка…). Для детей примерно после 5-летнего возраста и взрослых упражнения выполняются с помощью ручки или карандаша.

  • усадите малыша лицом к себе на расстоянии вытянутой руки так, чтобы хорошо видеть его глаза;
  • ребенок наблюдает за пальцем (маленьким предметом, карандашом…) на указанном расстоянии на уровне подбородка;
  • медленно приближайте палец по направлению к носу ребенка;
  • эффект упражнений может быть усилен замедлением перемещения пальца к носу – это поспособствует равномерному движению глаз внутрь с приложенными усилиями;
  • очень важно, чтобы ребенок в момент тренировки не спускал глаз с пальца, пристально следя за ним во время движения.

Человек, который тренируется с ребенком, должен за его глазами в момент тренировки. Оба глаза должны при приближении пальца к носу двигаться внутрь. Если случается так, что в ходе упражнения один глаз отклонится к внешней стороне, палец следует вернуть в исходное положение и начать упражнение снова.

Делать такую зарядку надо несколько раз в день, в течение 3-5 минут (в идеале, 15 минут в день), в соответствии со способностью ребенка к концентрации. Гимнастика для глаз выполняется без очков.

Важно! Если имеется косоглазие к внешней стороне (), это упражнение должно проводиться на регулярной основе ежедневно!

Йога против косоглазия

К методам лечения страбизма, наряду с не слишком требовательными упражнениями, относятся и занятия йогой. Приведенные ниже тренировки подходят детям после 5-летнего возраста и взрослым.

Основное упражнение довольно простое. Встаньте спиной к зеркалу, ноги должны быть на уровне плеч. Закройте здоровый глаз, а косящим пытайтесь смотреть прямо вперед. Затем поверните верхнюю часть тела к зеркалу так, чтобы могли видеть свой глаз. Если смотрите левым глазом – поворачивайтесь влево, если правым – вправо. Медленно вернитесь в исходное положение. Упражнение следует повторить 5 раз, пытаясь тренироваться 5-10 раз в день.

При косоглазии может помочь концентрация зрения на более мелких предметах. Зарядка, подобная тренировке конвергенции. С упражнением должен помочь другой человек, который будет помещать выбранную вещь на расстоянии 50-60 см от глаз прямо перед ними. Нужно сконцентрировать зрение на предмете, выровнять его. Затем объект надо медленно двигать в сторону до того момента, пока глаза снова не «разойдутся». После этого вернитесь в исходное положение, и повторите в другую сторону, по 10 раз в каждую сторону. Весь цикл нужно делать 5 раз в день. Это упражнение особенно хорошо подходит для детей, начиная с того возраста, когда они в состоянии сосредоточиться на одной деятельности и могут в течение нескольких минут усидеть на одном месте.

Расслабьте глаза. Представьте себе горизонтальную цифру 8 (символ бесконечности – ∞). Посмотрите на нижнюю часть левой половинки, затем медленно переводите взгляд к верхней части правой половинки, визуально обрисовывая весь знак. Повторите примерно 10 раз.

При другом релаксационном упражнении следует закрыть глаза и расслабить брови. Потом, очень медленно двигайте глазное яблоко вправо до тех пор, пока не почувствуете тугую зрительную мышцу. Несколько секунд удержите орган зрения на месте, затем верните. То же самое упражнение сделайте в другую сторону. Весь цикл повторите 5 раз.

Плотно закройте глаза, сделайте вдох и попытайтесь еще сильнее закрыть веки, при этом стисните челюсть и растяните мышцы лица и шеи. Удержитесь в таком положении 3 секунды, после чего быстро выдохните, откройте рот и параллельно закатите глаза. Повторите 3 раза.

Если вы заметили периодическое косоглазие у ребенка младше 6 месяцев, не нужно беспокоиться. У детей старшего возраста, однако, недооценивать расстройство не стоит, нужно своевременно проконсультироваться с офтальмологом.

Наиболее серьезным осложнением косоглазия является амблиопия. Она должна быть диагностирована и вылечена, как можно, раньше, поскольку после шестого года жизни ребенка надежда на улучшение остроты зрения сводится к минимуму.

– продолжительное длится год и более, поэтому следует поощрять и мотивировать ребенка к ношению очков и проведению упражнений для глаз. Это поможет быстрее исправить патологию.

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Веревка с узелками

Веревка с узелками

Упражнения по развитию аккомодации с использованием «узелков» на веревке с удовольствием выполняют как малыши, так и взрослые. Многое зависит от того, как выглядит эта веревка и насколько интересно и захватывающе преподаватель излагает методику пользования этой веревкой. Подобные упражнения обосновал и разработал Мартин Суссман – основатель (в 1976 году) и директор Кембриджского института улучшения зрения. Эти упражнения дополнены мною психологическим сопровождением, что позволяет как взрослым, так и детям выполнять упражнения легко и с удовольствием.

Возьмите светлого цвета веревку диаметром 1,5–5,0 мм и длиной около двух метров, лучше будет, если найдете не синтетическую веревку, а, например, льняную или хлопчатобумажную. Отступив от начала веревки около 10 см, крепко завяжите на веревке равномерно десять узелков, расстояние между соседними узелками должно составлять 15 сантиметров. Без практических навыков вряд ли это получится с первого раза.

Рис. 6

Поэтому лучше поступить следующим образом. Возьмите черный фломастер и линейку (можно двухметровую рулетку) положите веревку на стол или пол, по возможности распрямите (натяните) веревку. После этого черным фломастером аккуратно нанесите на веревке метки через каждые 15 сантиметров, чуть отступив (сантиметров на 10) от переднего края веревки, который планируется держать в руках. Найдите еще аналогичную веревку, длиной около 50 см. Эта веревка будет использована в качестве наружных узелков. Используя короткую веревку, крепко завяжите по красивому узелку над каждой черной меткой на двухметровой веревке. Концы каждого узелка аккуратно подровняйте ножницами. Окрасьте черным фломастером каждый узелок на веревке и дайте веревке просохнуть. Веревка с красивыми узелками готова для занятий по улучшению остроты зрения.

Закрепите один конец веревки на стене или дверце шкафа, используя для этого скотч. Можно зацепить веревку за гвоздь, который «случайно» оказался в нужном месте.

Проследите за тем, чтобы освещение в этом месте было хорошее. Обмотайте свободный конец веревки вокруг указательного пальца правой руки и поднесите веревку к кончику своего носа (рис. 6). Веревка должна чуть провисать вниз от воображаемой прямой линии, проходящей между вашим носом и стеной. Стойте ровно, не отклоняйтесь ни вперед, ни назад, иначе может появиться напряжение в теле и сознании, что будет мешать проведению занятий по развитию аккомодации. При необходимости сделайте маленький шаг вперед или назад.

Порядок выполнения упражнений. Предварительно хорошо просмотрите все рисунки, отражающие занятия с узелками на веревке, и затем приступите к занятиям.

1. Сначала посмотрите на кончик своего носа. Вы увидите (рис. 7), как две веревки сходятся к носу в виде буквы V.

Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните, это снимает ненужное напряжение в теле и сознании. Далее посмотрите еще раз на кончик носа, при этом сохраняйте ровное и спокойное дыхание. Чаще моргайте и используйте периферическое зрение.

2. Переместите взгляд на то место стены, где прикреплена веревка. На это раз вы увидите (рис. 8) две веревки, сходящиеся к стене в виде буквы V.

3. Направьте свой взор на узелок, находящийся посередине веревки (сначала посмотрите на узелок 5, а затем, на узелок 6). Вы увидите (рис. 9) две веревки, пересекающиеся в виде буквы X точно в этих местах.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

4. Посмотрите на ближайший к носу первый узелок и сфокусируйте на нем свой взгляд на несколько секунд. Вы увидите две веревки, пересекающиеся в этом узелке.

Продолжайте плавно перемещать взгляд дальше по веревке – от второго до десятого узелка (ближайшего к стене). Фокусируйтесь на каждом из них на несколько секунд, при этом чаще моргайте, чтобы не напрягать свое зрение, и старайтесь в каждом случае увидеть две веревки, пресекающиеся в данном узелке.

Закончив с десятым узелком, посмотрите на то место стены, где привязана веревка. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V.

5. Действуйте аналогичным образом, но уже в обратном порядке от десятого узелка к первому. После того как закончите с первым узелком, посмотрите на нос. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V к носу

6. Закройте глаза, опустите руки и медленно несколько раз покачайте головой в разные стороны, чтобы слегка размять мышцы шеи, плеч и лица.

7. Повторите этапы 4–6 еще восемь раз.

8. Прикройте рукой правый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6.

9. Прикройте рукой левый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6. Закончив упражнения, отдохните, выполнив пальминг.

При выполнении упражнения обратите свое внимание на следующее:

А. Иногда вместо пересечения двух веревок в узле наблюдаются следующие явления:

Видно только одну веревку вместо двух.

Две веревки пересекаются за узелком.

Две веревки пересекаются перед узелком.

Две веревки пересекаются в какой-то точке, а затем сливаются в одну в виде буквы Y.

Две веревки вообще не пересекаются, что говорит об отсутствии конвергенции, которая представляет собой движение глаз, в результате чего обе зрительные линии сходятся вместе на предмете, возбудившем внимание. Конвергенция относится к группе движений с противоположным характером, т. е. таких, при которых глаза одновременно поворачиваются в разные стороны. При конвергенции левый глаз поворачивается направо, а правый – налево. То есть глаза (незаметно для своего хозяина) двигаются навстречу друг другу. Движения этого рода носят также название фузионных, т. к. способствуют слиянию ощущений, получаемых от каждого глаза в отдельности, в одно нераздельное. Иначе бы все вокруг нас просто двоилось.

Одну из веревок видно более отчетливо, чем другую. В этом случае, чтобы понять, какой глаз так видит, закройте поочередно каждый глаз и отметьте, какая из веревок при этом исчезает.

Б. Невозможно передвинуть точку пересечения (X) вперед или назад, что свидетельствует о проблемах с конвергенцией. Первое обычно связано с близорукостью, второе – с дальнозоркостью или пресбиопией.

В. Сначала прогресс может проявляться не в улучшении зрения, а в том, что появляется возможность видеть и перемещать точку пересечения (X) все дальше по веревочке.

Г. Происходит задержка дыхания, это признак того, что вы напрягаете зрение и пытаетесь «видеть через силу», что всегда негативно влияет на остроту зрения. Выполняя любое упражнение, не забывайте регулярно закрывать глаза, дышите полной грудью и старайтесь всегда быть расслабленными.

Д. Попытка заставить себя силой увидеть что-то более четко приводит только к обратному результату, за которым появляется разочарование. Примите свое зрение таким, какое оно есть. Замечайте то, что вы сможете видеть. Осознайте это. Будьте терпеливы. Расслабьтесь, и тогда у вас все получится, как надо.

Е. Старайтесь без напряжения замечать, какие объекты попадают на периферию поля зрения.

Варианты выполнения упражнений

1. Если у вас близорукость, следуйте взглядом по веревке только вперед. Начинайте фокусироваться на первом узле, затем на втором и продолжайте дальше. Когда доберетесь до последнего узелка, сразу же вернитесь к первому и продолжайте в том же духе еще восемь раз.

2. Если у вас дальнозоркость, следуйте по веревке только назад. Начните с десятого узелка и двигайтесь по направлению к первому. Когда достигнете его, снова возвращайтесь к десятому узелку и продолжайте двигаться к первому еще восемь раз.

3. Если у вас астигматизм, примите положение стоя, держите веревку ровно и немного наклоните голову влево. Веревка должна располагаться так, чтобы вы ее хорошо видели. «Пройдитесь» по всем узелкам четыре раза. После этого, немного наклонив голову вправо, сделайте то же еще четыре раза. Затем повторите по четыре раза упражнение при положении головы вперед, а затем назад.

1. Двигая глазами по веревке, перемещайте взгляд плавно, а не скачками, от узелка к узелку, заостряйте внимание на точках пересечения. Например, если вы нормально видите точку пересечения в первом, втором, третьем и четвертом узелках, а на пятом обнаруживаете, что она застряла в четвертом, тогда подвигайте глазами вперед и назад между четвертым и пятым узелками. В такой ситуации всегда стремитесь подвинуть точку пересечения дальше или ближе. Не забывайте при этом часто моргать.

2. Подавайте голосовые команды (вслух или про себя) глазам, когда они видят точку пересечения не там, где нужно. Такие команды, как «Мои глаза фокусируются на нужном мне месте», «Мои глаза смотрят туда, куда я хочу» и «Мои глаза видят точку пересечения X». Голосовые команды такого типа помогают прогрессу остроты зрения.

3. Если есть узелок, который вы не видите, смотрите туда, где, по вашим представлениям, он должен быть. На самом деле, внимательно изучив эту область, вы сможете разглядеть и узелок, хотя и не четко. Не заставляйте себя увидеть больше. Напротив, всегда замечайте то, что вы видите. Чем больше вы смотрите, тем больше видите. Не забывайте дышать ровно, расслабляйте шею и затылок. Будьте терпеливы.

4. Открыв глаза, вы увидите только одну веревку. Подвигайте каждым глазом вперед-назад вдоль веревки – это способствует улучшению аккомодации и остроты зрения. Не забывайте часто моргать.

5. Когда вы прикрываете глаз ладонью, не прикасайтесь ею к глазу или веку Не забывайте также, что прикрытый ладонью глаз должен быть открыт.

6. Если рука, которой вы держите веревку, устала, тогда смените руку Когда закрываете оба глаза, кладите руку с веревкой на колени.

7. Двигая головой из стороны в сторону, расслабляйте плечи и шею, дышите глубоко и свободно. Когда двигаете головой, не переусердствуйте – избегайте напряжения.

8. Когда стоите с веревкой, выполняя упражнения, следите за тем, чтобы ваш вес был равномерно распределен на ступни обеих ног.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Явная недостаточность конвергенции глаз проявляется у детей или взрослых неспособностью свести зрачки к переносице. Причиной тому служит спазм внутренних, внешних и нижних прямых мышц глаза. При своевременной диагностике терапия сводится к регулярному выполнению упражнений, а в запущенной форме приводит к потере зрения.

Что это такое и как проявляется?

Конвергенция представляет собой процесс сближения зрительных осей глаз к носу, с фиксацией на располагающемся предмете. Физиологически этот акт обоснован одновременным сокращением внутренних мышц, которое сопровождается миозом и аккомодацией глазных яблок. Конвергенция глаз является рефлекторным процессом бинокулярного зрения. Характеризуется нарушениями со стороны нервно-мышечной и сенсорной системы.

Если у ребенка вовремя обнаружить нарушения бинокулярного зрения, лечение может быть основано только на применении специальных упражнений.

Недостаточность конвергенции глаз встречается у каждого 5 ребенка, чаще всего не диагностируется, так как обычная проверка офтальмолога не в состоянии определить отклонения. Иногда детям ошибочно ставят диагноз «гиперактивность», из-за того, что во время чтения им очень сложно сосредоточиться.

Причины нарушений

Болезни, связанные с центральной нервной системой, могут быть причиной данных проблем.

Наиболее распространенным фактором возникновения расстройств содружественных движений глазных яблок являются проблемы с ЦНС, так как процесс активности зрачков регулируется центрами коры больших полушарий, средним мозгом, мостом и мозжечком. Во взрослом возрасте причиной конвергенции является ранее перенесенный инсульт или проблемы с двигательными корешками нервных окончаний.

  • Мост
    • Одностороннее нарушение. Горизонтальный парез в сторону поражения.
    • Двухстороннее повреждение. Движения глазных яблок допускается лишь в вертикальной плоскости.
  • Крыша среднего мозга
    • Парез взора вверх и плохая реакция зрачков на свет. Причиной состояния служит у людей до 45-ти лет гидроцефалия и пинеалома, а у пожилых - инсульт.
  • Средний мозг
    • Нарушается параллельность зрительных осей, возникает косоглазие в вертикальной плоскости. Характеризуется наличием глазодвигательных нарушений.

Симптоматика

У пациента появляется ряд признаков, свидетельствующих о наличии нарушений, такие как:

Одним из признаков патологии является диплопия, которая проявляется как раздвоенное изображение предметов.

  • диплопия;
  • астенопия;
  • осциллопсия;
  • зрение временно мутнеет;
  • очень сложно поддерживать зрительную функцию на близком расстоянии;
  • нехарактерная усталость;
  • головная боль;
  • искривление осанки.

У детей симптомы конвергенции глаз провоцируют проблемы с чтением, процессом обработки и понимания текста, из-за невозможности четко видеть написанное и расплывчатости изображения. Напрягаясь, чтобы сфокусировать зрение, ребенок подвергается переутомлению и как следствие частым головным болям. У него возникают проблемы с учебой, спортом и социализацией.

Методы диагностики

Проверка глазодвигательных функций:

  • исследование диапазона глазных движений в различных направлениях;
  • стабилизации зрачка;
  • саккада;
  • поступательные скользящие движения зрачков;
  • возможность сводить глаза к носу;
  • диагностика косоглазия при помощи теста с использованием прикрытого глаза.

Исследование глазодвигательных рефлексов:

  • проба «кукольный глаз»;
  • наличие симптома Белла (поворачивание глаза кверху при его закрытии).