Факты. Жесть! Из жизни "скорой помощи"

С сайта ФЕЛЬДШЕР.РУ

Мой первый рабочий месяц в немецкой больнице был полон сюрпризов. Но особенно запомнился случай с «парящим» в воздухе пациентом.

После моей первой ассистенции на операции мне нужно было перевезти больного из операционной в реанимацию. Казалось бы, ничего необычного, процедура отработанная еще на Родине до мелочей — на раз-два взяли и переложили больного, но пациента зачем-то повезли на операционном столе в отдельную комнату. Посреди этой комнаты находился непонятный аппарат с небольшим монитором, который внешне напоминал Г - образный стол. Мои коллеги попросили меня завезти больничную кровать пациента и поставить с противоположной стороны стола.

Пока я занимался кроватью, пациент без посторонней помощи стал подниматься над операционным столом и двигаться в моём направлении, при этом больной все еще находился под действием наркоза. Моему удивлению не было предела. А как же «раз-два взяли»???

Оказывается, для того чтобы сберечь спины медработников были придуманы аппараты, которые работают по принципу движущейся ленты на кассе в супермаркете. Такая лента заезжает под пациента и абсолютно плавно перемещает и укладывает его в кровать. Вот так вот…


Интересно, много ли вы знаете о медицине в Германии?

Попробую изложить 20 самых необычных и интересных на мой взгляд фактов о медицине в Германии:

20. На большинство вызовов скорой помощи приезжают медицинские спасатели, которые не являются врачами и лишь в тяжелых случаях дополнительно приезжает врач.

19. Mинимальная продолжительность обучения на врача специалиста длится 11 лет.

18. Обязательным стандартом для проведения любых хирургических манипуляций является отсутствие боли. Поэтому даже гастроскопия (исследование желудка при помощи зонда), не говоря уже о более серьезных вмешательствах, проводится под внутривенной анестезией (наркоз).

17. Раны, как правило, ушиваются при помощи медицинского степлера или хирургического пластыря, что потом значительно упрощает снятие швов/скобок.

16. Зарплата врача-патологоанатома является среднестатистически самой высокой в Германии.

15. На приеме у врача в Германии вы сильно удивитесь, когда увидите, что он ничего не записывает. Скорее вы будете наблюдать за врачом разговаривающим с самим собой, так как вся информация в немецких больницах надиктовывается на диктофоны.

14. Находясь в больнице Вам предложат питание по меню на выбор, примерно как в ресторане. Обед будет состоять как минимум из трех блюд, а так же подадут десерт и напитки на выбор.

13. Если вы заболели и вам нужно через весь город ехать на прием к врачу — не проблема, услуги такси оплатит страховка (главное не забудьте сохранить чек).

12. Проходя по коридору больниц вы всегда сможете продезинфицировать руки. Буквально на каждом углу висят бутыли с дезраствором, иногда даже с автоматическим распылителем.

11. Mедицинскую страховку обязан иметь каждый человек находящийся на территории Германии. Малоимущим, безработным или беженцам страховку оплачивает государство, при этом она ничем не отличается от обычной страховки.

10. Внутривенное введение любых препаратов (капельницы или просто уколы) может выполнять только врач.

9. Родственники больных могут находится в любой части больницы (кроме операционной), при этом никто не будет требовать наличие бахил и халата.

8. Во всех больницах есть доступ в интернет, городской телефон с индивидуальным номером и кабельное телевидение.

7. Mедицинская страховка в Германии может оплатить пересадку сердца, замену сустава, но при этом стоматологические услуги, как правило, оплачиваются из своего кармана.

6. Если вы не говорите по- немецки, а врачу нужно очень многое рассказать, не переживайте — услуги переводчика оплатит страховка.

5. Если вы регулярно профилактически посещаете стоматолога, то часть расходов на пломбировку зубов или протезирование примет на себя страховка.

4. Педиатры или «детские » стоматологи как правило балуют своих маленьких пациентов мелкими игрушками или сладостями, при этом «детских» ортопедов или окулистов не существует, так как узкоспециализированные врачи обязаны принимать всех независимо от возраста.

3. » Если у вас жар, насморк и кашель — примите парацетамол и запишитесь на прием к врачу» — именно такие рекомендации вы получите от немецких врачей по телефону, ведь выезд врачей на дом в Германии не принят, то же касается и детей.

2. Какое бы количество лекарств вам не выписал бы врач, скорее всего вы заплатите за всё не более 5 евро, остальное покрывает страховка.

1. Дефибрилляторы (аппараты, подающие электрический разряд при остановке сердца) можно встретить в наиболее людных общественных местах,таких как станции метро, торговые центры. Эти аппараты висят в специальных шкафчиках и при необходимости ими может воспользоваться любой человек. Особых знаний по использованию таких аппаратов не нужно, так как в него встроен голосовой помощник.

Здесь приведены отрывки из интервью анонимного фельдшера скорой помощи Екатеринбурга.

Пациенты часто обманывают, чтобы бригада приехала. Говорят, что у них болит сердце, а на самом деле у них болит живот. Они уверены: надо так соврать, чтобы мы приехали, но от госпитализации отказываются. Недавно ребенок умер от пневмонии. До этого к нему четыре раза приезжала бригада скорой и мать подписывала отказ. Сейчас она говорит, что ей не объяснили, что ситуация была серьезной. Да врете вы, что вам не объясняли!
Пациентов нужно штрафовать за отказ от госпитализации

Люди часто отказываются от госпитализации, потому что считают наши больницы плохими. «Там у меня муж умер, я туда не поеду!» «Сын договорился, меня ждут в другой больнице!» Бригада по своему желанию никуда не везет пациента. Больницу определяет бюро госпитализации. Мы не такси. Мы отвозим пациента в больницу по месту вызова, которая обслуживает микрорайон.

Нам запретили брать на вызов травматику и электрошокер
Вы слышали, чтобы на пожарных нападали? А на бригаду скорой помощи - сколько угодно. Мы не имеем права применять самооборону. У нас запрет на травматическое оружие. Мне не понятно, почему другие службы защищены законом, а мы - нет. Многие врачи со смены в слезах уходят.
В 2009 году мы возили с собой травматику, газовые баллоны, электрошокеры, дубинку - для самообороны, хотя и нельзя было. Сейчас никто не возит, потому что этой дубинкой нас же и побьют. Но и тогда мы их не применяли. Это была мера устрашения. Я кулаки даже не готов применить, если честно. Единственная мера стеснения пациента - это вязки, и то мы не имеем права применять их в отсутствие полицейских. Меры физического стеснения может использовать только псих-бригада.

Приехали на вызов: сахарный диабет, «плохо». Девушке лет 16–17. Она пьяная. Скорую вызвала подруга. Когда сахар зашкаливает, плюс алкоголь, человек становится агрессивным. Мы хотели сделать кардиограмму. Нас начали оскорблять прямо с порога. Такого мата я никогда не слышал. Потом попытались спустить собаку - дога ростом с взрослого человека. Нам удалось запереть ее в соседней комнате.
Попросили девушку лечь, померили сахар. Начали кардиограмму снимать. Доктор взяла ее руку, и в этот момент получила удар в живот ногой. После этого пациентка сорвалась с места, выбежала на балкон. Стала кричать, что ее убивают, насилуют. Кардиограф нам сломала, порвала все провода. Мы вызвали полицию. Полицейские, оказывается, ее очень хорошо знают. Забрали в отделение. В результате - потеря двух часов драгоценного времени бригады. За это время можно обслужить два вызова.

Мужчины больше не идут работать в скорую.
90% тех, кто сегодня приходит на скорую, - это девушки. Парней сейчас очень мало. Их можно по пальцам пересчитать. Бывает, что на вызов приезжает бригада, состоящая из девушек лет 22. И вот смотришь на них и думаешь: как они там, бедные.

Количество бригад стремительно уменьшается. По стандарту Российской Федерации, нас должно быть 140 бригад. На деле их от силы 80, а работают 60–70. Город растет, должны появляться новые бригады. Но браться им неоткуда. На них нет денег. Бригад становится меньше. В Октябрьском районе, например, теперь нет своей подстанции: у них забрали здание, его признали аварийным.

Есть определенный порядок приезда скорой помощи. В первую очередь скорая приезжает в общественные места, на рабочие места, к беременным и детям. Во вторую - это все больные на дому. Домой скорая может ехать и два часа. В третью - больные, находящиеся в медицинских учреждениях. Им и так окажут помощь.
Онкобольные скорой помощью не обслуживаются. Мы не можем их даже госпитализировать. Им должна быть оказана паллиативная помощь на уровне участковых и других соцслужб. Надо звонить участковому врачу. Мы ничем вам не поможем.

Нам запрещено ставить уколы от температуры. Мы можем сбивать ее только физическими способами - что может сделать обычный человек. Проблема в том, что человек не хочет сам за себя отвечать. Он может три часа ждать скорую помощь, но ничего не сделать.

Водителей, не пропустивших скорую с мигалкой, надо лишать прав
По стандарту мы должны доехать до места вызова за 25 минут с момента получения вызова. Многие пациенты считают, что скорая должна появиться на пороге спустя 25 минут после их звонка в скорую. При этом скорую могут оштрафовать за опоздание, если мы не указываем пробку. Нам говорят: «Да включите мигалку!». Но водители скорую даже с мигалкой не пропускают.
Как-то мы летели в приемный покой с пациентом, у которого был геморрагический шок. Это был очень серьезный случай. Нас ни один автомобиль не пропустил. Мы даже в рупор кричали!

«Форды» для скорой - это пустая трата денег и показуха.
Машин на всех не хватает. Они ломаются, больше 2–3 лет работать не могут. Они ведь работают и в мороз, и в жару. На них смотреть жалко. Они ржавеют, изнашиваются. Полки сломанные, грязь. Бывает, одна бригада ломается 4 раза за день. А это ведь простаивает целая бригада.
. Мы покупаем иномарки, которые даже чинить некому - наши автослесари не умеют их чинить.
Я считаю, что скорой надо ездить на российских машинах. «Фиаты», «Форды», «Фольксвагены» для нас - пустая трата денег и просто показуха. Взять ту же самую «Газель». Они не лучше и не хуже, но в обслуживании значительно проще. Иномарки ломаются и стоят в гараже, чинить их некому, деталей нет, да и они очень дорогие. Иногда просто с одной машины снимают деталь и ставят на другую машину. А та уже стоит и гниет до конца.
Есть еще одна проблема. Это отношение водителей к автомобилям. В скорой много водителей, которым плевать на машины. Раньше, чтобы водителю попасть на скорую, нужно было пройти конкурс. Сейчас берут кого попало, иногда мигрантов. Они адресов не знают, машину гробят, сцепление жгут. Он лучше на ремонте просидит день, чем будет работать. Наши водители берут дополнительные смены, только чтобы такие вот товарищи не сели за их машину.

У нас на вызов без терапии - 30 минут, с терапией - не больше 40 минут. Если в это время лезут еще третьи лица, то бригада подставляется. Нас могут наказать, вычесть из зарплаты. Раньше наказывали только первый номер - врача, а теперь вся бригада отвечает. Когда мы на вызове в общественном месте и к нам подходит какая-нибудь бабушка, просит померить ей давление, то бригада ее культурно посылает. Это не из-за того, что нам плевать на эту бабушку, мы просто заняты.

Любящие родственники носят только ноги больного.
Нас часто принимают за носильщиков. Если мы отказываемся нести пациента, то нам говорят: тогда найдите того, кто понесет больного.
Самое забавное, что любящие родственники, если несут, то обычно ноги больного. А бригада несет самое тяжелое. Вот так мы родственников своих любим. Однажды мне пришлось шесть раз носить пациентов за сутки. К концу дня просто ничего не мог делать. Руки, спина отваливались.

С этого года мы стали получать на 4–5 тысяч меньше. Мы первый месяц работаем по-новому. Минусов много, плюсов пока не нашли. Есть страх, потому что нам не дают гарантий достойной оплаты труда. Почему врачи с порога требуют полис либо паспорт? Потому что по полису наш вызов оплатится ОМС, сколько бы мы на него ни потратили лекарств. Если у человека нет ни паспорта, ни полиса, то вызов будет оплачиваться муниципалитетом. На город дано 25 тысяч таких вызовов. А когда мы израсходуем эти 25 тысяч? Мы за 2 месяца уже 5 тысяч потратили.
Вопрос в том, кто будет оплачивать эти вызовы? Ведь бригада вышла на вызов, мы потратили лекарства, время. Если выход не будет найден, то скорая уже через месяц встанет. Ее просто не будет. Не будет бензина, он тоже за деньги продается. Не будет зарплат, лекарств.

Скоро неотложную помощь вам будут оказывать гастарбайтеры
Пока это из области страшилок, но в будущем гастарбайтеры будут не только водить автомобили скорой, но и оказывать неотложную медицинскую помощь. Им денег много не надо, они будут рады тому, что есть. Но и уровень медпомощи будет совсем другим. Новый работник, придя на скорую, сначала проходит обучение внутри бригады. Его учат работать здесь, в нашей стране, по нашим стандартам. Пока они адаптируются, здесь столько людей помрет.

Скорую спасают энтузиасты: «Я буду работать и за 5 тысяч, потому что работу люблю». Кто приходит в скорую за деньгами - тот не наш человек. Денег здесь нет, и физически мы действительно сильно изнашиваемся. Но работа цепляет. Это как детектив: каждый раз что-то новое».

Телефон: диспетчерской службы скорой (круглосуточно) 03, 103 (на Украине и в Белоруссии), 112 (с мобильного телефона или в Европе).

В разных странах номер телефона, по которому можно было бы вызвать скорую помощь, различен.

Россия - 03 (со стационарного телефона и таксофона) и 030 или 8 (xxxx) 03(0), где xxxx - телефонный код региона; например, в Липецке 8 4742 03(0) (у некоторых сотовых операторов).

Беларусь и Украина - 103

Латвия - 03, 113, 112

С мобильного телефона в России и на пост-советском пространстве, а также во всех странах Европы со всех видов телефонов - 112 (Единый телефон Службы спасения)

Звонок абсолютно бесплатный. Возможность дозвона до службы скорой помощи, согласно действующему в большинстве стран мира законодательству о связи, должна быть обеспечена Оператором связи абоненту вне всякой зависимости от состояния лицевого счёта абонентского номера.

Все звонки в крупных городах поступают в единую диспетчерскую центральной городской станции скорой помощи, а оттуда они распределяются по районным подстанциям.

В первые годы своего существования скорая помощь была обязана принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся «в бесчувствии». Остальных же надлежало доставлять в приёмные покои на извозчиках.

13 июня 1898 года в истории Москвы случилась первая катастрофа, обслуженная скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.

Заключение

5 марта 2010 года на коллегии Минздравсоцразвития глава ведомства Татьяна Голикова сообщила, что в течение десяти ближайших лет система оказания скорой медицинской помощи в России будет заметно модернизирована. По её словам, главное, что предстоит сделать - это создать в составе больниц специальные подразделения. Так, поступающим в клинику пациентам будет оказываться неотложная помощь до тех пор, пока не определят врача, к которому необходимо направить больного. То есть медицинская помощь станет непрерывной. Также предстоит упорядочить систему финансирования «Скорой помощи».

Список используемой литературы:

    http://ru.wikipedia.org;

    http://rus03.ru/history/tsarist_russia;

    Люди болеют веками, и веками ждут помощи. Как ни странно, пословица "Гром не грянет - мужик не перекрестится" относится не только к нашему народу.

    Создание Венского добровольного спасательного общества началось сразу после катастрофического по последствиям пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года, в котором только погибших было 479 человек. Несмотря на обилие хорошо оснащенных клиник, многие пострадавшие (с ожогами и травмами) больше суток не могли получить медицинской помощи. У истоков Общества стал профессор Яромир Мунди - хирург, ставший свидетелем пожара.
    В составе бригад скорой помощи работали врачи и студенты-медики. А санитарный транспорт Вены тех лет вы видите на фото

    Следующая Станция скорой помощи создана профессором Эсмархом в Берлине (хотя профессора помнят скорее по его кружке - той самой, которая для клизм...:).
    В России создание скорой помощи началось в 1897 году с Варшавы.

    Естественно, появление автомобиля не могло пройти мимо этой сферы человеческой жизни. Уже на заре автомобилестроения появилась идея использования самобеглых колясок в медицинских целях. Впрочем, первые моторизованные "амбулансы" (а появились они, видимо, в Америке) имели... электрическую тягу. С 1 марта 1900 года госпитали Нью-Йорка используют электромобили Скорой помощи.

    По мнению журнала "Автомобили" (№1, январь 2002, фотография датируется журналом 1901 годом), эта карета Скорой помощи - электромобиль Columbia (11 миль/ч, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения.
    К 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывается шесть штук.

    В России тоже поняли, что для станций скорой помощи нужны автомобили. Но вначале использовались "кареты" на конной тяге.

    Интересно, что уже с первых дней работы Московской Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими "вариациями" до наших дней - врач, фельдшер и санитар. На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом.

    Право вызова скорой помощи имели только официальные лица - полицейский, дворник, ночной сторож.
    С начала XX века город частично субсидирует работу Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались на 7 станциях - при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском, Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистенском пожарном депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И тем не менее имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего города.

    В Питере каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер.
    Через год после открытия станций (в 1900 г.) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи.

    В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.

    В 1907 фабрика П.А.Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля - выставляла санитарную машину собственного производства на шасси Рено (Renault) на Международном автосалоне в Петербурге.

    Машина с кузовом фабрики Ильина (по проекту доктора Поморцева) на шасси La Buire 25/35, пригодная как для перевозки больных, так и для хирургической помощи в условиях военно-полевого лазарета.

    В Санкт-Петербурге 3 санитарных автомобиля фирмы “Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году, и открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой, 42.
    Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей сейчас в забытье.

    Санитарные кузова для Петроградского отряда ИРАО делала известная экипажно-кузовная фабрика "Ив. Брейтигам"

    Скорая помощь Ля Бьюир (La Buire)

    С началом Первой мировой войны понадобились санитарные автомобили.
    Московские автолюбители (из Первого русского автомобильного клуба в Москве и Московского автомобильного общества), и добровольцы из других городов тоже (справа - фото Руссо-Балта Д24/35 Петровского добровольного пожарного общества из Риги) формировали из своих переоборудованных для медицинских нужд автомобилей санитарные колонны, организовывали на собранные средства лазареты для раненых. Благодаря автомобилям спасены десятки, если не сотни тысяч жизней солдат русской армии. Только автомобилисты Первого русского автомобильного клуба в Москве с августа по декабрь 1914 года перевезли от вокзалов в госпитали и лазареты 18439 раненых и пострадавших.

    Помимо российских санитарных отрядов, на восточном фронте действовали несколько иностранных добровольческих санотрядов. Большую активность проявили американцы. На фотографии слева - машины Форд Т (Ford T) американского санитарного отряда в Париже. Обратите внимание на форму одежды людей, собравшихся на войну- белые рубашки, галстуки, канотье.

    Машины Пирс-Эрроу (Pierce-Arrow 48-B-53) с надписью "имени Е.И.В. Великой Княжны Татьяны Николаевны Американский отряд. American Ambulance in Russia". Фотографии дают представление о количестве используемых для медицинского обеспечения военных действий санитарных машин в те годы.

    Французские и английские добровольческие санитарные колонны также действовали на восточном (русском) фронте, а санитарный отряд Русского добровольческого корпуса действовал во Франции.

    На фото английский Даймлер Ковентри (Daimler Coventry 15HP) с надписью Ambulance Russe на борту

    Рено (Renault), справа - английский санитарный Воксхолл (Vauxhall), который также поставлялся в Россию.

    Уник (Unic C9-0) французского красного креста в Одессе, 1917 (шофер во французской военной форме), в группе людей стоит русский солдат.

    Санитарная машина русской армии Рено (Renault)

    После революции вначале использовалась старая или трофейная техника.

    Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы, а также Петроградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре.
    Неустановленная марка автомобиля на фотографии 1920-х годов.

    В первые годы после революции скорая помощь в Москве обслуживала лишь несчастные случаи. Заболевших дома (независимо от тяжести) не обслуживали. Пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому был организован при Московской скорой в 1926 г. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, затем на легковых автомобилях. Впоследствии неотложная помощь была выделена в отдельную службу и передана под начало районных отделов здравоохранения.

    С 1927 г. на Московской скорой работает первая специализированная бригада — психиатрическая, выезжавшая к "буйным" больным. Впоследствии (1936) эта служба передана в специализированный психприемник под руководство городского психиатра.

    Очевидно, что невозможно было покрыть потребности в санитарном транспорте такой громадной страны как СССР за счет импорта. С развитием отечественного автомобилестроения базовыми машинами для установки специализированных кузовов стали машины Горьковского автозавода. На фото — санитарная машина ГАЗ-А на заводских испытаниях. Выпускалась ли эта машина серийно - неизвестно.

    Вторым шасси, пригодным для переоборудования под нужды скорой помощи в 30-х годах стала "полуторка" ГАЗ-АА. Под специализированные кузова машины переделывались во множестве безвестных мастерских. На фото - санитарная машина из Тулы.

    В Ленинграде, похоже, ГАЗ-АА в 30-е годы ХХ века был основным автомобилем скорой (слева). В 1934 году был принят стандартный кузов Ленинградской скорой помощи. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи насчитывала в своем составе 9 подстанций в различных районах и располагала парком в 200 автомашин. Район обслуживания каждой подстанции составлял в среднем 3,3 км. Оперативное управление осуществлялось персоналом центральной подстанции.

    В Московской скорой ГАЗ-АА тоже использовался. Причем как минимум несколько разновидностей машины. Слева - фото, датированное 1930 г. Возможно, это Форд-АА).

    В Москве переделка Форд-АА под машину скорой помощи производилась по проекту И.Ф.Германа. Передние и задние рессоры заменялись на более мягкие, на обе оси устанавливались гидравлические амотизаторы, задний мост комплектовлся одинарными колесами, за счет чего машина имела узкую заднюю колею. Машина не имела собственного названия или обозначения.

    Рост количества подстанций и вызовов требовал соответствующего парка машин — быстрых, вместительных и комфортабельных. Советский лимузин ЗиС-101 стал основой для создания машины скорой помощи. Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии докторов А.С.Пучкова и А.М.Нечаева.

    Эти машины работали в Московской скорой и послевоенное время.

    Специфика работы предъявляет особые требования к автомобилю скорой помощи. В гараже московской скорой спроектирована и построена специализированная машина.

    До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа (с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод) выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ — модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой.

    Кстати, Вы наверняка помните санитарную машину в фильме "Кавказская пленница". Это ее водитель ругался: "Да чтоб я еще сел за баранку этого пылесоса!" Это ГАЗ-ММ с кустарно изготовленным санитарным кузовом.

    Всего было выпущено более 9 тысяч машин. К сожалению, "в живых" не осталось ни одной.

    Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов.
    Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-5).
    ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг., позднее автобусы по чертежам завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими, в частности, московским заводом "Аремкуз".

    Представленный на фото автобус ЗИС-8 1938 г., принадлежащий киностудии "Мосфильм", снимался в фильме "Место встречи изменить нельзя".

    Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5. Упрощенная модификация — медицинский автобус — разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и санитара).

    В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его "штатное место".

    Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.
    До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.

    В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ. Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся сидения.
    Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности 95 л.с., был несколько "скоромнее" по динамическим качествам, чем ЗИС-110, зато и бензина (А-70, считавшегося в те годы высокооктановым) потреблял заметно меньше —18,5 л/100 км.

    Существовала и медицинская модификация знаменитой "Победы" ГАЗ-М20.

    В машине несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня.
    Основным автомобилем Скорой помощи городов (т.н. линейным) в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах "Волги" ГАЗ-21).

    Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки оранжевого (или красного?) цвета.

    В конце 50-х - начале 60-х из Чехии большими партиями поставлялись санитарные машины Шкода-1201.

    Как показывают объявления о продаже ретро-техники, некоторые из этих машин живы до сих пор.

    Горьковский автозавод построил на базе машин ГАЗ-22 основной парк автомобилей скорой помощи. Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ и ГАЗ-22Е.

    Во второй половине 1970-х появились новые "РАФики" — машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на основе "Волги" нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых ведомственных медучреждениях.

    На базе РАФиков финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины — реанимационную, кардиологическую и т.п. Машины отличались высокой крышей и высоким качеством сборки медицинского салона. Окраска машин проводилась по финским правилам — в ярко-желтые цвета, которые более заметны в потоке и, следовательно, безопасны. Именно с этих машин началась "мода" окрашивать скорые в ярко-лимонные цвета (что нашло свое отражение в ГОСТах)

    В сельской местности и небольших городах с 60-х годов прошлого века и до сих пор основу парка скорых составляют УАЗики.

    Машина активно используется в армии и имеет имя собственное - "таблетка". Эти модели давно устарели, не соответствуют современным требованиям по безопасности, и в ближайшее время их выпуск будет прекращен.

    "Волга" ГАЗ-24-03 тоже служили в качестве медицинского автомобиля. Машина в основном используется как санитарная и на станциях неотложной помощи. Многие из этих машин никогда не "видели" больных на носилках, потому что использовались как подсобный транспорт, который всегда "под рукой". Забавно, что эти «Волги», имеющие 2 места в кабине и 3 места в салоне (1-на носилках и два для сидения), согласно европейскому стандарту EN1789, по размерам салона вообще не могут применяться как медицинские.

    На шасси "Волги" ГАЗ-24-03 финской компанией TAMPO строились специализированные машины скорой помощи с оригинальным салоном. Такие машины эксплуатировались, в частности, в Ленинграде.

    Автобус ЗИЛ-118М "Юность" стал базой для создания "народного" реанимобиля во второй половине 60-х. Интересной была крыша, которая могла подниматься вверх. При этом крыша соединялась с основанием мягким герметичным "рукавом". Подобная конструкция подъемной крыши применялась на старых микроавтобусах Volkswagen, приспособленных для ночлега туристов.

    В последнее время основным автомобилем Скорой помощи стала ГАЗель (ГАЗ-32214) Универсальное шасси используется и как линейная машина, и как специализированная. Реанимобиль — обычно машина с высокой крышей. Несмотря на известные недостатки базового шасси, альтернативы этой машине в ближайшие годы для небогатой российской медицины не предвидится: как известно, цена определяет выбор.