Храм царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице. Святой благоверный царевич димитрий угличский (†1591) Больничный храм царевича димитрия

История больничного храма святого благоверного царевича Димитрия берет свое начало с окончания XVIII столетия, когда согласно завещанию князя Дмитрия Михайловича Голицына и на его пожертвования была создана больница, в середине главного корпуса которой был устроен храм. Во время своего существования до закрытия при советской власти больничный храм помог многим тысячам страждущих. Большое значение для храма всегда имели пожертвования благочестивых людей.

В 1990 году по инициативе администрации больницы храм святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице г. Москвы был возвращен Русской Православной Церкви. 22 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заново освятил его.

Работа по открытию больничного храма началась весной 1990 г. по благословению великого старца, священноисповедника иеромонаха отца Павла (Троицкого), знавшего волю Божию и открывавшего ее в письменных ответах на вопросы. В конце мая 1990 г. священник впервые пришел в неврологические отделения больницы. Количество больных, захотевших причаститься, превзошло все ожидания.

Летом 1990 г. первые сестры-добровольцы пришли помогать в отделениях больницы.

7 июля 1990 г. умерла после тяжелой болезни матушка прот. Аркадия Шатова - София. За несколько недель до смерти она говорила: "Если я умру, храм отдадут". Ее молитвенное заступничество подтвердил в своем письме, полученном 3 декабря 1990 г., вскоре после освящения храма о. Павел (Троицкий).

Он написал о. Аркадию: "Поздравляю тебя, дорогой мой Отче! ты теперь все получил, что твоя душа желала! При б-це церковь освящал Патриарх, служба идет. <...> Я очень рад за тебя, что ты очень желал и все так получилось. Это все за тебя ходатайствует Сонюшка".

Несколько раз в больничном храме успела побывать Агриппина Николаевна (!15.10.1992), бывшая келейница о. Павла (Троицкого) и о. Всеволода Шпиллера. Агриппина Николаевна, закончившая училище Марфо-Мариинской обители, знавшая прмчц. Великую княгиню Елисавету и многих других мучеников, исповедников и подвижников благочестия, явилась связующим звеном между знаменитой обителью труда и милосердия и еще неокрепшей, зародившейся общиной. Молитвами наших дорогих усопших: отца Павла (Троицкого), Агриппины Николаевны, матушки Софии - Господь милует больничный храм, его прихожан, общину и училище сестер милосердия и покрывает ошибки и немощи труждающихся здесь.

Больничный храм, первый в современной России, сделался своеобразным центром, куда стали стекаться верующие люди, имеющие какое-либо отношение к медицине: православные врачи, медсестры и просто желающие потрудиться, помогая больным и страждущим. Благодаря помощи многих благотворителей и попечителей появилась возможность осуществить частичное восстановление и ремонт храма.

За прошедшие десять лет храм неоднократно посещали предстоятели Поместных Православных Церквей: Александрийской, Грузинской, Американской. Его Блаженство, Блаженнейший Феодосии, митрополит всей Америки и Канады является членом Попечительского Совета общины.

Первым архиереем, посетившим храм еще до его открытия, был Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха. Владыка Арсений много внимания и любви уделил общине, с его помощью было решено немало трудных проблем.

В больничном храме святого благоверного царевича Димитрия ежедневно совершаются богослужения. В храме служат пять священников и два диакона. Настоятелем храма св. блгв. царевича Димитрия является протоиерей Аркадий Шатов. По пятницам в храме проводятся огласительные беседы для готовящихся ко святому Крещению. За десять лет существования в больнице и храме крещены 655 человек. В период с 1990 года священники больничного храма причастили в больнице около 25000 человек. В настоящее время приход храма насчитывает около 1000 человек.

Помимо храма св. блгв. царевича Димитрия, в 1-й Градской больнице в 23-м корпусе, в котором расположено общежитие и различные службы (просфорня, патронажная служба, иконописная мастерская), открыт домовый храм во имя св. преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II клирики храма готовят к освящению домовую церковь во имя священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясеницкого) в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева. В настоящее время священник каждую субботу посещает больных отделений центра.

За время действия храма в благотворительной трапезной выдано более 700 тысяч бесплатных обедов. За прошедшие 10 лет более 65 тысяч человек получили помощь продуктами, вещами, лекарствами. Во время празднования светлых праздников Рождества и Пасхи община храма выделяет большие средства на поздравление сотрудников и больных 1-й ГКБ, в Институте педиатрии РАМН, в Доме малютки №12 и в других социальных учреждениях.

При общине храма действует воскресная школа, в которой проходят обучение сто детей в возрасте от 5 до 17 лет. Работают кружки сестринского дела, живописи, театрального искусства, кружок флоры для любителей цветов, проходят собрания молодежного клуба (для детей старшего возраста).

Уже больше года в Интернете работает сайт , созданный прихожанами нашего храма. Основная цель сайта - ответить на вопросы о вере и христианской жизни, возникающие как у верующих, так и только находящихся на пути к вере. За время существования сайта были отправлены ответы на несколько сотен вопросов из самых разных уголков земного шара: из России, Украины, Америки, Германии, Австрии, Англии, Италии, Канады, Латвии и других стран.

Силами общины организуются передачи на радиостанции "Радонеж" по пятницам с 20.00 до 22.00 (с 20.00 до 21.00 - детский час, с 21.00 до 22.00 - молодежный час). Частоты вещания 612 и 846 КГц.

Храм при Первой градской больнице Москвы существует уже более двух веков. Его построили в конце XVIIIвека, а 22 сентября 1801 года он был освящен в честь царевича Димитрия. Во время советской власти храм был закрыт. В 1990 году произошло возвращение храма царевича Димитрия Русской православной церкви. Благодаря благотворительной помощи, был произведен капитальный ремонт здания и прилегающих к нему помещений. Летом этого же года, в отделения больницы пришли помогать первые сестры-добровольцы. В настоящее время в храме проходят воскресные и ежевечерние богослужения о здоровье пациентов и работников больницы. Храм при Первой градской больнице стал своеобразным духовным центром, куда приходят верующие, которые имеют отношение к медицине: врачи, медсестры и простые волонтеры, желающие оказать посильную помощь страждущим. Практически каждый день больницу посещают православные священнослужители. Они совершают обряды причащения и исповеди, проводят беседы с тяжелобольными людьми и находят слова утешения для их родственников. После возобновления служения в больничном храме, более 40 тысяч больных приняли здесь обряд причастия, многие из них это сделали впервые в своей жизни.

Облупившиеся фасады пока маскируются за деревьями, но храм может разрушиться, если не помочь. Это случилось не вдруг, происходило постепенно.

Храм святого благоверного царевича Димитрия при 1-ой Градской больнице остался практически без финансирования. Объяснений этому факту немало: очередной виток кризиса привел к прекращению необходимой помощи от благотворителей, а небогатые, большей частью многодетные прихожане просто не в состоянии поддерживать функционирование храма.

«Людям самим нужна помощь, а тут…» — все чаще говорят. А тут храм. Белый, с колоннами, с ранним солнцем, которое светит на утренних службах в большие стеклянные двери, в храме на каждой службе — обилие белых платов с красным крестом сестер милосердия, в притворе — стопка анкет для будущих добровольцев.

Красивый светлый храм… с облупившейся краской по стенам, с потрескавшимися фасадами. Кто был в этом храме, знает — рядом и величие, и благодать, и желание петь, и радоваться, и обнять всех вокруг, и в то же время здание требует ремонта, а помочь сейчас некому.

Мы решили об этом написать. Рассказать, как храм просит о помощи.

Храм при больнице? Какой он? Отсюда сестры милосердия и добровольцы идут к постелям больных, здесь их обучают правильному уходу, сюда приходят на службу больные, их родственники и врачи. Но больница — это малая часть социальной работы. Много лет назад здесь рождались уникальные благотворительные проекты, которые и ныне существуют в рамках Православной службы помощи «Милосердие».

Все начиналось с сестер. Пять прихожанок больничного храма царевича Димитрия, впоследствии сестер милосердия, вдохновленные призывом тогда еще иерея Аркадия Шатова (ныне епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона) помогать одиноким людям в больницах, вошли в палаты отделений 1-ой Градской больницы более 20 лет назад.

«Батюшка на каждой службе призывал нас помогать в больницах», — вспоминает старшая сестра Татьяна Павловна Филиппова.

Постепенно количество сестер увеличивалось, было создано Свято-Димитриевское сестричество, училище сестер милосердия, патронажная служба на дому и не только. Сестры занимались и бездомными детьми, постепенно стали открываться приюты, детские дома.

«Сколько лет прошло, а мы помним самых первых наших подопечных», - рассказывает Татьяна Павловна. Сейчас Православная служба помощи «Милосердие» имеет более двадцати проектов по социальной поддержке тех, кто в наибольшей степени нуждается в помощи.

Со временем деятельность распространилась на другие медицинские и социальные учреждения Москвы, в каждом из которых создавался домовый храм. Богослужения, церковные Таинства в этих небольших храмах утешают и поддерживают людей и взрослых в этих учреждениях, укрепляют силы тех, кто им помогает. Храм святого благоверного царевича Димитрия стал
«материнским» для десяти приписных храмов в самых разных концах Москвы:
— при Морозовской детской городской клинической больнице,
— при Научном Центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева,
— при Психоневрологическом интернате №11,
— при Центре содействию семейному воспитанию «Кунцевский»
— при Свято-Спиридоньевской богадельне
— при Свято-Димитриевском детском центре
— при Свято-Софийском социальном доме
— на даче для многодетных семей «Воскресенское».

Служит там, окормляет насельников и пациентов учреждений духовенство больничного храма при Первой Градской больнице. Принцип щедро делиться всем, чем имеешь, раздавать то, что принимаешь – основополагающий для всех этих храмов. Из самоотверженного служения батюшек, сестер милосердия, добровольных помощников выросли нынешние проекты Православной службы помощи «Милосердия».

С самого начала служба существовала на средства благотворителей. Сейчас у храма, который стал родиной «Милосердия», этой помощи почти нет. Но его бросать нам нельзя. Расходы требуются не просто большие, но — главное — регулярные: на функционирование здания, текущий минимальный ремонт, коммунальные, социальные, технологические и хозяйственные расходы и многое другое.

Не оставьте любимый храм! Открываем сбор на новую благотворительную программу «Больничный храм». Просим откликнуться всех неравнодушных людей, особенно ценными будут ваши регулярные пожертвования.

Святой благоверный царевич ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ (†1591)

Царевич Дмитрий. Картина М. В. Нестерова, 1899 год

Святой благоверный царевич Димитрий - сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его седьмой жены царицы Марии Феодоровны Нагой. Он явился последним представителем московской линии дома Рюриковичей. По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 октября) и Димитрий (26 октября) - по дню его крещения.

После смерти царя Ивана Грозного взошел на престол его старший сын — христолюбивый царь Фёдор Иванович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович был полностью погружен в духовную жизнь, и Борис делал все, что хотел; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что все в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминают в церквях. Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.

Для этого Борис решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью — вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.

Древний Углич был в то время «велик и многонароден». По свидетельству угличских летописей, он имел 150 церквей, в том числе три собора, двенадцать монастырей. Всех жителей было сорок тысяч. На правом берегу Волги возвышался Кремль, обнесенный крепкой стеною с башнями, где предстояло жить будущему царю. Судьба, однако, распорядилась иначе.

Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича (ссылаясь на то, что православная церковь считает законными только три последовательных брака), и, запретив поминать его имя во время богослужений.

Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал жестокий нрав и суровость Иоанна Грозного. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не навредило ему.

Тогда, решившись на явное преступление, Борис стал искать убийц. И нашел в лице дьяка Михаила Битяговского, его сына Данилы и племянника - Никиты Качалова. Подкупили также мамку царевича Василису Волохову и сына ее Осипа.


Утром 15 мая 1591 г. мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Тот тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». Волохов ударил его ножом в шею, но гортани не захватил. Кормилица, видя гибель государя, упала на него, стала кричать. Данилко Волохов бросил нож, побежал прочь, а сообщники, Данилко Битяговский и Микитка Качалов, избили кормилицу до полусмерти. Царевича зарезали, словно агнца непорочного и сбросили с крыльца.

При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками.


Об убиении царевича было донесено в Москву, и сам царь хотел отправиться в Углич для расследования, но Годунов под разными предлогами удерживал его. Борис Годунов послал в Углич своих людей во главе с князем В. И. Шуйским для судебного разбирательства и сумел убедить царя в том, будто его младший брат, играя "в тычку", был захвачен припадком падучей (эпилепсией) и во время него сам случайно наткнулся на нож.

Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве. Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича были кто казнены, кто сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что присоединённую к Российскому государству Сибирь. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».

Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище.


Однако пятнадцать лет спустя после убийства царевича, уже будучи царем, Шуйский перед всей Россией свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием. В Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Ростовского Филарета. Когда открыли гроб царевича, по собору распространилось «необычайное благовоние», и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой — орехи», в таком виде его и постигла смерть. 3 июля 1606 г . он был причислен к лику святых. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля - фамильной великокняжеской и царской усыпальнице, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его".

Рака царевича Димитрия Угличского в Архангельском Соборе Кремля

Сразу после смерти царя Федора Иоанновича появились слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Во время царствования Бориса Годунова эти слухи усилились, а к концу его царствования в 1604 году о якобы живом царевиче заговорили все. Передавали друг другу, что в Угличе якобы зарезали не того ребенка, а настоящий царевич Дмитрий идет сейчас войском из Литвы, чтобы занять причитающийся ему по праву царский престол. Началось Смутное время. Имя царевича Дмитрия, ставшее символом «правого», «законного» царя, приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I (небогатый и незнатный галицкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев, который постригся в монахи в одном из русских монастырей и в монашестве принял имя Григорий), выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия. В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; неказистый наружностью, он был отнюдь не глупым человеком, имел живой ум, умел хорошо говорить и в Боярской думе легко разрешал самые трудные вопросы; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном, но, как только его 17 (27) мая 1606 года убили, отказалась от него и заявила, что её сын несомненно погиб в Угличе.

1606 году явился Лжедмитрий II (Тушинский вор), а в 1608 году во Пскове — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка).

С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича Романова вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и Русской Православной Церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Ее же придерживался в свое время и А.С. Пушкин. В своей драме «Борис Годунов» он заставил царя Бориса мучиться от раскаяния за совершенное преступление. И вот 13 лет кряду царю снится убитое по его приказу дитя, а юродивый бросает ему в лицо жуткие слова: «… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича…».

Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.

Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор.


С XVIII века образ царевича Димитрия помещён на гербе Углича, а с 1999 и на флаге города. Также была построена «Церковь Димитрия на Крови», воздвигнутая на месте его убиения.


В 1997 году учреждён Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внёсшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия с надписью «За дела милосердия». Ежегодно в Угличе 28 мая проводится православный праздник День Царевича Димитрия.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 году статус Всероссийского православного детского праздника.


Тропарь, глас 4:
Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе: яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси. И ныне, радуяся, предстоиши Святей Троице, молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 8:
Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн (виноградная лоза), прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.

Продолжим рассказ о церкви Царевича Димитрия «на крови». Сегодня мы зайдем внутрь. Обратите внимание, что фрески на стенах очень не характерны для росписи православных храмов.

В храме находятся вещи, с помощью которых переносили в Москву тело царевича Димитрия: носилки, раку, слюдяной фонарь. Здесь находится и колокол, который созывал угличан на бунт в день гибели царевича. Колокол тогда сбросили с колокольни, отрубили ухо, вырвали язык, побили плетьми и отправили в ссылку в далёкий город Тобольск. Он был там несколько сотен лет. Колокол я показывал в предыдущем посте.

Историки до сих пор спорят, что же послужило на самом деле причиной гибели царевича Дмитрия. Если он был убит, то можно попробовать попытаться ответить на основной вопрос любого убийства: «А кому это было выгодно?»

Казалось бы, убийство было выгодно Борису Годунову - он был царский шурин, брат жены царя Фёдора Иоанновича, и, стало быть, ближайший после царевича претендент на престол.

Но не всё так просто. Есть достоверный факт, что в момент гибели Дмитрия жена Фёдора царица Ирина ждала ребёнка. Родила она девочку, которая умерла в младенчестве, но тогда этого знать никто не мог. Борис Годунов должен был предполагать, что вот-вот родится законный наследник, и зачем ему было убивать незаконного?

Годунов был очень умный человек, и не мог не понимать, что все подозрения в убийстве падут на него. Поэтому следственную комиссию он составил таким образом, чтобы ее члены не доверяли друг другу, то есть не могли договориться. А глава комиссии, Василий Шуйский, был просто откровенным врагом Бориса Годунова. Выходит, Годунов демонстрировал, что он ни с какой стороны не причастен к гибели царевича и не опасается независимого расследования.

Кроме того, Мария Нагая была седьмой (или даже восьмой) женой Грозного. Этот брак, равно как и несколько предыдущих, православная церковь не благословляла, и он считался незаконным, а ребенок - незаконнорожденным и не представлял угрозы династическим устремлениям Годунова.

Конечно, гибель царевича Дмитрия стала картой в политических играх России. После Смутного времени, уже став правителем, Василий Шуйский, пытаясь отбиться от целой кучи Лжедмитриев, перенес останки царевича в Москву, в Архангельский собор Кремля, и приказал канонизировать ребёнка как святого.

Получилось довольно нелепо, этим Шуйский словно признался в том, что сам сфальсифицировал результаты работы своей следственной комиссии. Ведь канонизировали детей только невинно убиенных, а погибших в результате несчастного случая причислить к святым было нельзя. Глупо вышло.

Хотя полностью снять подозрения с Бориса Годунова нельзя, можно расширить круг возможных виновников угличского убийства. И найти человека, которому смерть царевича могла быть выгодна не меньше, чем Годунову, нетрудно. Его имя маячит везде, где упоминается убиенный царевич. Этот человек — Василий Иванович Шуйский.

В самом деле, если допустить, что оставшиеся неизвестными убийцы были людьми Василия Шуйского, перед нами раскрывается поистине гениальный план захвата русского трона. Шуйский убивал сразу двух зайцев. С одной стороны, он избавлялся от одного из претендентов на престол, с другой — навеки компрометировал второго в глазах народа.

Возглавив следственную комиссию, Шуйский делает все, чтобы Дмитрий был признан умершим от несчастного случая. Он знал: ничто не спасет Годунова, изрядно запятнанного прежними преступлениями, от суровой народной молвы. Для выполнения своего замысла ему даже не требовалось как-то влиять на других членов комиссии: будучи людьми Годунова, они лезли из кожи, чтобы доказать версию несчастного случая.

Даже если бы Шуйский был уличен в недобросовестном ведении расследования, он в глазах Годунова остался бы чист: ведь он делал все, чтобы отвести подозрения от правителя. Никто не мог заподозрить Василия Ивановича в причастности к смерти царевича: в 1591 году никто не рассматривал Шуйского в качестве претендента на престол. Не подозревал его и Борис Годунов.

Однако бесчинства иноземцев в Москве, женитьба Лжедмитрия на полячке и пренебрежение к обрядам русской православной церкви быстро исчерпали народное терпение; самозванец был свергнут в результате восстания, которым руководил, естественно, Василий Шуйский!

Заняв русский престол, Шуйский не смог на нем удержаться. Его короткое царствование прошло в непрерывных военных действиях против всё новых и новых самозванцев, восстаний и иноземных захватчиков. К лету 1610 года разбитый на полях сражений, преданный соратниками царь Василий Иванович остался в одиночестве. 17 июля его свергли с престола и постригли в монахи, а через неделю польские войска были у стен Москвы. Началась Великая Смута.