Короче, полный список вопросов на готовность к школе. Опросник ориентировочного теста школьной зрелостиярослава йирасика Какое животное больше лошадь или собака

  • 1. Днем светло, а ночью...
    Темно 0, неправильный ответ -4 .
  • 2. Утром мы завтракаем, а днем...
    Обедаем (или мы едим суп, мясо) 0; ужинаем, спим и другие ошибочные ответы -3.
  • 3. Небо голубое, а трава...
    Зеленая-0, неправильный ответ -4.
  • 4. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?
    Фрукты 1, неправильный ответ -1.
  • 5. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т. д. 0; неправильный ответ -1.
  • 6. Что такое Москва, Ростов, Киев?
    Города 1; станции 0; неправильный ответ -1.
  • 7. Какое время показывают часы?
    Правильный ответ 4; ребенок определяет только четверть, полчаса и целый час 3; не знает часов 0.
  • 8. Какое животное больше лошадь или собака?
    Лошадь 0, неправильный ответ -5.
  • 9. Маленькая корова это теленок, маленькая собака это..., маленькая овечка это...?
    Щенок, ягненок 4; один правильный ответ 0; неправильно -1.
  • 10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа? Что у них общего?
    На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть 0; на кошку (без признаков подобия) -1; на курицу -3.
  • 11. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    Общие признаки они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди 3; одно подобие 2; неправильный ответ 0.
  • 12. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
    Определение, что это животные, или перечисление общих признаков «у них четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям» 3; одно подобие 2; неправильный ответ 0.
  • 13. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой?
    У винта резьба, а гвоздь гладкий 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается 2; неправильный ответ 0.
  • 14. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плаванье... это?
    Спорт, физкультура 3; игры, упражнения, гимнастика, состязания 2; неправильный ответ 0.
  • 15. Почему во всех автомобилях есть тормоза?
    Затормозить с горы, на повороте, остановиться в случае опасности столкновения или после окончания езды 1; названа лишь одна причина 0; неправильный ответ типа «я бы вообще не ехал без тормозов» -1.
  • 16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    Только три наземных транспортных средства или полный их перечень с самолетом и кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться 2; неправильный ответ 0.
  • 17. Чем отличается старый человек от молодого?
    Седые волосы или лысина, морщины, он уже не может много работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, скорее умрет, чем молодой 4; одно или два отличия 2; неправильный ответ типа «у него палка, он курит и т. д.» 0.
  • 18. Почему люди занимаются спортом?
    Чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, чтобы держаться прямо, не стать толстыми, добиться рекорда и т. д. 4; одна причина 2; неправильный ответ 0.
  • 19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
    Остальные должны за него работать, он ленивый, мало зарабатывает и не может ничего купить 2; неправильный ответ 0.
  • 20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
    Так платят за пересылку, перевозку письма 5; иначе тот, кто получит письмо, должен уплатить штраф 2; неправильный ответ 0.

Теперь посчитаем баллы.

  • 1-я группа (24 и более) Поздравляем! Ваш ребенок хорошо подготовлен и справится с любыми трудностями.
  • 2-я группа (14-23) С ребенком все в порядке, школьную нагрузку он выдержит.
  • 3-я группа (0-13) Подготовка слабая, ребенок нуждается в дополнительных занятиях и постоянном родительском контроле с первых дней обучения.
  • 4-я группа (от -1 до -10) К школе не готов, родители должны задуматься, в чем причина и попытаться устранить ее.
  • 5-я группа (-11 и ниже.) Уровень развития ниже нормы, ребенку необходима консультация психолога и тщательное индивидуальное обследование интеллекта.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека.

Цель: определить уровень развития социальных качеств, связь с общей осведомлённостью ребёнка и развитие мыслительных операций.

Материал: протокол с вопросами.

Инструкция: «Ответь на вопросы».

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов.

Неправильный ответ = - 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.

Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.

3.Днем светло, а ночью...

Темно = 0 баллов,

4. Небо голубое, а трава...

Зеленая = 0 баллов.

Неправильный ответ = - 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки - это...?

Фрукты = 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ни­кто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов

Неправиль­ный ответ = - 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов.

Неправильный от­вет = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака-это …, маленькая овечка - это...?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = О.

Неправильный ответ = - 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем по­хожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл.

На курицу = - 3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­роте, остановить в случае опасности столкновения, во­обще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тор­мозов) = - 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские).

1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.

Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта - гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...?

Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гим­настика, состязания = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Только три наземных транспортных средства или пол­ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая меж­ду ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает, болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа­лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят до­биться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от ра­боты?

Остальные должны на него работать (или другое выра­жение того, что вследствие этого несет ущерб кто-ни­будь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не мо­жет ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.

Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

I .Рисунок мужской фигуры.

Цель: выявить уровень представления ребёнка и сформированность тонкой моторики руки.

Материал: лист бумаги, карандаш.

Инструкция: « Нарисуй мужчину».

1балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т. е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла. Выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов. Отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.

II .Подражание письменным буквам.

Цель: определить уровень сформированности умения ориентироваться на образец, сформированность произвольного внимания, моторику рук.

Материал: образец с написанными буквами, лист, карандаш.

Инструкция: «Нарисуй как у меня».

1 балл. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия всё ещё создаёт строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Вид образца

“Ева пьет чай.”

III . Срисовывание группы точек.

Цель: проверить уровень развития моторики, умение выполнять задание по образцу и произвольность внимания.

Материал: лист бумаги, образец.

Инструкция: «посмотри, здесь нарисованы точки, попробуй нарисовать такие же».

1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

3 балла. Целое изображение по своему контору похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но ещё состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.

5 баллов. Черкание.

Вид образца.

О бщая оценка результатов (по трем тестам).

Высокий уровень: 3 – 6 баллов. Готовы к

Средний уровень: 7 – 9 баллов. школьному обучению.

Ниже среднего: 9 – 11 баллов (дополнительное исследование).

Низкий уровень: 12 – 13 баллов (тщательное индивидуальное исследование).

Протокол

«Срисовывание группы точек».

Ф. И. ребёнка.

Возраст ребёнка.

Дата проведения обследования.

Особенности изображения.

Баллы:

Протокол

«Рисунок мужской фигуры».

Ф. И. ребёнка.

Возраст ребёнка.

Дата проведения обследования.

Особенности изображения.

Баллы:

Протокол

«Подражание письменным буквам».

Ф. И. ребёнка.

Возраст ребёнка.

Дата проведения обследования.

Особенности изображения.

Баллы:

Протокол

«Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека».

Ф. И. ребёнка.

Возраст ребёнка.

Дата проведения обследования.

Примечание

Обработка результатов всего тестирования.

№№ и название теста

примечание

Результаты.

Положительные Отрицательные

1 группа - +24 и более;

2 группа - +14 до 23;

3 группа – от 0 до 13.

4 группа – от –1 до – 10;

5 группа – менее – 11.

Стимульный материал.

Определение понятий, объяснение причин, выявление сход- ства и различий в объектах — это операции мышления, оценив ая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следую- щую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая),

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это... (Правильное продолжение ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. .Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят
назвать время).

(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и ми- нуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют моло- дую собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11.Для чего нужны автомобилю тормоза?

(Правильным считается любой разумный ответ, указываю- щий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покро в, хвост, четыре ноги.)

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?
(Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверх ности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, пла вание?

(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических уп- ражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

(В правильном по существу ответе должно быть перечисле- но, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого?

(Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два су щественных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
(Правильные возможные ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и краси- выми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигры- вать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

(Возможные правильные ответы —все люди долж- ны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?

(Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов .

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребе- нок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество бал- лов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыс-лу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика применяется в основном для психодиагнос- тики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные в начале. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в т ом, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допуска-ется ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъясне- ния требует даже слово «работать», потому что не все дошколь- ники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Материал подготовила Василина Болонина

Вот все ответы:

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, кнедлики и мясо = 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.

3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0., Неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = -1.

6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = - 1.

7. Что это такое: Николаев, Киев, Одесса? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = -1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это...? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = -1.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 3. Неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый - или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0. 15.03.2010 13:19:58,

Для работы с вербальным субтестом в бланке ответов предназначена четвертая страница. Экспериментатор дол­жен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.

Инструкция к вербальному субтесту : «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рас­сказать. Слушай вопрос первый...»

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачи­тывается только один раз. Экспериментатору необходимо сле­дить за своей речью, она должна быть доброжелательной и четкой, чтобы исключить непонимание ребенком вопроса. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять, если ребенок отвечает неправильно, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в ключе к тесту.

Вербальный субтест

1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов,

неправильный ответ = -5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов.
Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = -3 балла.

2. Днем светло, а ночью...
Темно = 0 баллов,

3. Небо голубое, а трава...
Зеленая = О баллов,
неправильный ответ = -4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?

Фрукты = 1 балл; неправильный ответ = -1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлаг­баум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы ник­то не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов Неправильный ответ -1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл.

Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла.

Показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно = 3 балла.

Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака
- это..., маленькая овечка - это... ?

Щенок, ягненок = 4 балла.

Только один ответ из двух = 0 баллов.

Неправильный ответ = -1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку?
Чем похожа, что у них общего?

На кошку, потому что у нее тоже четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.

На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл. На курицу = -3 балла.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­роте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.

1 причина = 0 баллов,

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормо­зов) = -1 балл.



12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвоз­ди). 1 подобие = 2 балла.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные, или приведение двух об­щих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта - нарезка (резь­ба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.

Винт завинчивается, а гвоздь забивается: у винта - гайка = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание... это?
Спорт, физкультура = 3 балла.

Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или ко­рабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или пол­ный перечень, с самолетом или с кораблем, но только пос­ле объяснения, что транспортные средства - это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 1 балл. Непра­вильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщи­ны, уже не может так работать, плохо видит, плохо слы­шит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

Одно или два различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

По двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленны­ми, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держа­лись прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла.

Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.



19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он лени­вый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопро­сам. Количественные результаты данного задания распре­деляются по пяти группам:

1 группа - плюс 24 и более

2 группа - плюс 14 до 23

3 группа - от 0 до 13

4 группа - от минус 1 до минус 10

5 группа - менее минус 11

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.