Кортик читать онлайн полностью.

Кортик Анатолий Рыбаков

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: Кортик
Автор: Анатолий Рыбаков
Год: 1946-1948
Жанр: Детские детективы, Детские приключения, Литература 20 века, Повести, Русская классика, Советская литература

О книге «Кортик» Анатолий Рыбаков

Приключенческая повесть «Кортик» Анатолия Рыбакова вышла в свет в 1948 году. Это произведение создано для юношества, для тех, кто любит романтику, приключения и тайны кладов. Ну, а тайны, конечно, надо разгадывать, чтобы добраться до кладов и сокровищ.

Повесть «Кортик» написана ясным, простым языком и очень увлекательно для молодого читателя. Для старшего поколения повесть, наверняка, принесет ностальгические воспоминания о детстве, о прекрасном, но ушедшем уже времени, когда проблемы и трудности не были на первом месте в жизни, как сейчас. Эта повесть дает читателю старшего поколения глотнуть того свежего воздуха детства. В ней описана настоящая дружба ребят. Друзьям приходится пройти через много приключений, порой опасных, а порой и веселых, чтобы разгадать тайну кортика. А эта тайна дает ключ к разгадке кладов.

Анатолий рыбаков создавал свои труды в советское время и считается советским писателем. В его повести «Кортик» есть, а иначе в то время и не могло быть, изречения из трудов Ленина. Для современного молодого читателя этот текст будет скорее всего не понятен, да и не в нем главный смысл книги. А вот для старшего поколения, кто решил перечитать повесть и вспомнить времена романтического детства, изречения Ленина сейчас вызовут скорее всего ироническую улыбку. Как говорится, все свое время. Хотя некоторые идеи ленинизма-марксизма, пожалуй, и сейчас были бы неплохи для людей. Ведь в этом учении говорилось, что фабрики и заводы должны принадлежать рабочим, а земля — крестьянам. Идея неплоха, но в нашей современной жизни она выглядит по меньшей мере странно.

Повесть Анатолия Рыбакова «Кортик» необходимо читать именно молодым людям, потому что она учит доброте, честности, справедливому решению всех проблем. А также читателю дается возможность окунуться во времена становления советской власти, окунуться в ту эпоху, когда у молодежи были другие жизненные ценности, в эпоху, когда люди были небезразличными к чужим проблемам и та страна была совсем не похожа ту, в которой мы живем сейчас.

В повести «Кортик» события происходят в 20-ых годах прошлого столетия. Трое друзей-пионеров пытаются разгадать тайну кортика. Кортик достался одному из друзей от комиссара, но он был без ножен. И только если в одних руках будут ножны и сам кортик, то только тогда можно будет разгадать тайну. К сожалению, ножны от кортика оказываются у бандитов. Друзья ищут возможность, с риском для жизни порой, достать ножны, ну а бандиты ищут сам кортик. Сюжет повести «Кортик» Анатолия Рыбакова очень интригующий и захватывающий. В ней много хорошего, доброго юмора. Да и читателю будет интересно узнать о жизни людей того времени. Например, трое друзей создают свой театр и дают в нем спектакли, а сбор за выступления отдают для помощи другим детям.

Повесть «Кортик» Анатолия Рыбакова может и выглядит наивной и простоватой, где даже оборванные беспризорники показаны в светлом виде, хотя и занимаются воровством. Конечно, книга создана для молодого поколения, любящего романтику, но эта книга нужная также и потому, что в ней есть настоящая дружба ребят. Она учит добру и справедливости.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Кортик» Анатолий Рыбаков в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Кортик» Анатолий Рыбаков

– Если ты хочешь, чтобы тебя приняли в комсомол, то надо серьезно подумать о своем будущем.
– Почему?
– Будто и не знаешь! – усмехнулся Генка.
– Ведь ты музыкантом собираешься стать?
– Допустим. Что же из этого?
– Как – что? Ведь ты на сборе был? Беседу о задачах комсомола слышал? Что Коля говорил? Он говорил, что задача комсомольцев – строить коммунизм. Так?
– Так. Но при чем тут музыка?
– Как – при чем? Все будут строить, а ты будешь на рояле тренькать. Этот номер не пройдет.

В советское время одними из наиболее популярных и любимых детективных юношеских художественных телефильмов были «Кортик», «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства». Их сняли по книгам Анатолия Рыбакова - выдающегося русского писателя и прозаика. Остановимся на повести «Кортик», а точнее, на ее кратком содержании, чтобы в очередной раз вспомнить те события, которые пришлось пережить тем простым московским арбатским мальчишкам, жившим в тяжелое и смутное послереволюционное время.

Рыбаков. «Кортик». Краткое содержание

В первой части книги описана атмосфера 20-х годов. Главным героем является обычный мальчишка Миша Поляков, который временно переехал в провинциальный городок Ревск, чтобы некоторое время побыть у своих родных бабушки и дедушки. Его отец погиб, не выдержав тяжелых работ на царской каторге, а мать с утра до вечера тяжело работала на текстильной фабрике. Именно поэтому ее родители периодически забирали мальчика Мишу к себе, чтобы лучше присматривать за ним.

Краткое содержание «Кортика» начинает свое развитие с того момента, как однажды, выйдя во двор ранним утром, Миша Поляков решил втайне вырезать резинку из старой дядьки Семена, чтобы смастерить себе рогатку, о которой он так давно мечтал. И тут совершенно случайным образом он обращает внимание на то, что их сосед, матрос Сергей Иванович Поляков, что-то очень быстро спрятал в старой

Закрутка сюжета

Мальчик немного подождал, когда сосед уйдет, чтобы проверить его тайник и узнать, что же такое ценное он там спрятал. Мишка засунул руку и нащупал мягкий сверток, развернув который, он увидел блестящий офицерский трехгранный кортик, рукоятку которого обвивала бронзовая змейка. Внимательно рассмотрев вещь, он спрятал ее обратно. И тут краткое содержание «Кортика» получает захватывающую интригу.

В те времена в Ревске орудовали бандиты разных мастей, да и в любой момент могли прорваться белогвардейцы. Вернувшись домой к обеду, Мишка слышит, что родные разговаривают о каком-то Валерии Сигизмундовиче Никитском, в прошлом отставном белом офицере, возглавлявшем крупную банду.

А вечером Миша встретился с Полевым, который рассказал ему про линкор «Императрица Мария», на котором он когда-то служил. На следующий день неугомонному мальчишке захотелось повнимательнее рассмотреть спрятанный кортик. Он вытащил его из тайника, как вдруг во дворе появились два дровокола, помешавшие ему положить это холодное оружие на место. Они стали вести себя очень подозрительно и почему-то интересовались Полевым. Мише пришлось спрятать кортик у себя дома, а потом он пошел гулять по городу со своим лучшим другом Генкой.

Когда через некоторое время он вернулся домой, то увидел, как люди Никитского скрутили Полевого и стали требовать кортик. Мальчик быстро сообразил, он мигом вытащил спрятанный им кортик и передал его Полевому, а сам кинулся в ноги одному из бандитов, этим и спас соседа, который успел убежать от своих преследователей. Краткое содержание рассказа «Кортик» все более запутывает которую мальчишкам и придется вскоре узнать.

История кортика

На самом деле с кортиком была связана очень интересная и опасная история. На корабле «Императрица Мария» Полевой служил вместе с белогвардейцем Никитским. И однажды стал невольным свидетелем убийства Никитским офицера Владимира, прежнего владельца таинственного кортика. Полевой хотел его задержать, но во время схватки корабль взорвался и ножны остались у убийцы, а сам кортик у Полевого. Краткое содержание книги «Кортик» продолжается еще одним неожиданным событием.

Возвращение в Москву

В итоге Полевой отдает на хранение кортик Мише и рассказывает о том, что эта драгоценная вещица имеет какой-то шифр, и что ключи к нему находятся в ножнах. Завладев этими двумя вещами одновременно, можно открыть некий тайник. Он также напоминает, что денщик Никитского Филин может знать правду, связанную с кортиком.

В скором времени за Мишей приезжает мама и забирает его обратно в Москву. Туда же он подбивает ехать и Генку, который захотел поехать к своей тетке Агриппине Тихоновне. Мишка ни на миг не забывал о своей тайне, и вместе с Генкой они взялись за собственное расследование. Вскоре они выведали, что Мишкиным соседом по московской квартире был завскладом по фамилии Филин.

Филин

И вот краткое содержание «Кортика» постепенно начинает приближать читателя к разгадке. Вскоре к ребятам подключился их друг Славка. Расспросив тетку Агриппину, которая тоже жила по соседству, они выяснили, что Филин действительно когда-то служил на флоте. Мальчишки стали за ним следить и однажды подслушали его разговор с филателистом из торговой лавки. Эти двое говорили о каком-то шифре. Ребята также установили, что ножны из лавки к своему отцу должен доставить сын Филина Борька. А дальше подстроили все так хитро, что им получилось выкрасть сверток с ножнами у этого бедолаги.

Терентьев

Теперь ребятам осталось только разгадать тайну. К этому делу они подключили директора школы Алексея Ивановича, который и разгадал надпись, гласившую, что кортик является механическим ключом для завода каких-то часов. Они также узнают фамилию бывшего владельца, им был некто Владимир Терентьев. Ребята, продолжая свое расследование, начинают искать его семью. Понимая, что дело опасное, директор ставит в известность своего друга из НКВД Свиридова.

Их совместные поиски приводят к матери убитого, Марии Гавриловне Терентьевой, которая жила в Подмосковном Пушкино. Ребята стали наблюдать за домом, как вдруг увидели, что из ее дома вышел не кто иной, как сам Никитский. Он под чужой фамилией вкрался в доверие к матери убитого им офицера Терентьева. И вот краткое содержание «Кортик» подходит к развязке.

Главная развязка

Ребята сразу оповестили об этом Свиридова, который немедленно устроил облаву и арестовал бандита, который после долгих отговорок, при очной ставке с Мишей, сдался властям.

Мать Терентьева узнала кортик сына и указала на большие старинные часы. После нескольких поворотов рукоятки, в часах открылся тайник, в котором и находились секретные бумаги с точными координатами на которых перевозились древние сокровища.

Самого же Никитского интересовало судно крымского хана Давлет-Гирея с золотом, затонувшее в Балаклавской бухте.

В итоге этот список был отправлен в организацию «Судоподъем», на которой, собственно, и работал сам Полевой. А Мишку, Генку и Славку в скором времени торжественно приняли в комсомол.

Лихо закрутил писатель Анатолий Рыбаков «Кортик». Краткое содержание не может передать всю полноту красок произошедших событий и их остросюжетность, поэтому интереснее все же прочитать это произведение в оригинале.

Многие поколения людей в детстве читали повесть А. Н. Рыбакова «Кортик» – первую книжку трилогии «Кортик»/«Бронзовая птица»/«Выстрел». Все книжки эти адресованы юношеству. Избранный писателем жанр боевика полностью соответствует этой категории читателей. Сюжет повести – очень оживленный, он захватывает с первых же минут чтения. Темой данной статьи является составленное нами для вышеупомянутой повести короткое содержание.

Рыбакова «Кортик» сразу после написания в 1948-м на многие годы стал молодежным хитом.

Создателю «Кортика» покорились литературные верхушки

Каким был предыдущий актуальный путь Анатолия Наумовича? Писателю Рыбакову (Аронову) не отказать ни в мужестве, ни в деловой хватке, ни в людской мудрости. В 22 года огульно репрессированный, он в 1933 году был арестован, типо за контрреволюционную пропаганду, а уже в 1941 г., благодаря энергии и целеустремленности, занимал должность начальника Рязанского областного автотранспортного управления. Войну прошел от Москвы до Берлина, став майором, начальником автослужбы стрелкового корпуса. Очевидная фраза «Профессиональный человек одарен во всем» – это про Рыбакова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович сразу решил сделать повесть. Данная статья - попытка презентовать читателю ее короткое содержание. Рыбакова «Кортик» (это и есть 1-ое произведение писателя) показал широкой публике, что в советскую литературу вошел новый мощнейший талант. Уже тогда ощущалось, что этому таланту по плечу верхушки людского духа.

Сейчас литературный талант непоколебимого писателя Анатолия Рыбакова не оспаривается никем. Навечно вошли в сокровищницу мировой литературы его именитая тетралогия «Детки Арбата» и знаковый роман о еврейских истоках «Тяжкий песок».

Мужество таланта

Вспомним очередной факт из его биографии. Реальный талант не должен трепетать пред сильными мира этого. В этом Анатолий Наумович был убежден. Во время работы над «Детками Арбата» (изданными потом в 52 странах) ему пробовал воткнуть палки в колеса не кто другой, как верноподданный создатель гимнов Сергей Михалков: «Ты там рассуждаешь за Сталина?»

Ответ от Анатолия Рыбакова был немедленным и исчерпающим: «Ведь Толстой рассуждает за Наполеона!» Этот человек, прошлый репрессированный, в свое время выстоял, когда его пробовали убить; не скрывался он от фронта; не склонял собственной головы и позднее - до конца собственных дней.

А после войны фронтовик отважился написать повесть о довоенном детстве, разумеется, за ранее написав в черновике его короткое содержание. Рыбакова “Кортик” имеет полностью непривычный для русской литературы сюжет и ритм боевика, что, фактически говоря, послужило его популярности у читателей и в предстоящем содействовало созданию фильмографии повести. Ведь Анатолий Наумович был человеком творческим и энергичным.

Завязка сюжета

1-ая часть книжки вводит нас в атмосферу 20-х годов прошедшего века. Корректно напомнить читателю: действие повести происходит конкретно во время штатской войны, что налагает отпечаток на короткое содержание. Рыбакова «Кортик» сразу, с первой сцены, знакомит нас с основным героем, мальчиком Мишей Поляковым. Этот москвич (москвичом является и создатель повести) временно пребывает у собственных дедушки и бабушки в провинциальном городе Ревск. Отец Миши умер на королевской каторге, маме, работавшей утром до позднего вечера на текстильной фабрике, приходилось тяжело. Ее предки брали мальчишку к для себя подкормить да присмотреть.

Миша Поляков был активным, живым ребенком. Мальчишка встал пораньше и в то утро, с которого начинается повесть «Кортик». Короткое содержание (А. Рыбакова нельзя упрекнуть в нудности) ознакомит нас с планом паренька: незамеченным отрезать лоскуток с камеры, чтоб, в конце концов, смастерить себе желанную рогатку.

При всем этом волей варианта он лицезреет то, что для его глаз не предназначалось. И это служит завязкой сюжета повести. Приятно, согласитесь, чувствовать таковой динамизм изложения со стороны создателя. По последней мере, это многообещающе. Что все-таки лицезреет Миша? Сосед его бабушки и дедушки, отставной матрос Сергей Иванович Полевой, что-то пробует упрятать в пустующую собачью будку. Это «что-то» оказывается трехгранным офицерским кортиком с бронзовой змейкой вокруг костяной ручки.

Матрос Полевой

По сути и в Ревске времена-то были не самые размеренные: в окружении действовали бандиты, по направлению к городку пробовали прорваться белогвардейцы. Новые черты приобретает интрига повести «Кортик». Короткое содержание (А. Рыбакова отличает мастерство нагнетания сюжета) с детективной обстоятельностью проинформирует нас, что предводитель бандитов Валерий Сигизмундович Никитский обладает ножнами кортика и очень вожделеет заполучить для себя сам клинок.

Разумеется, что с орудием связана какая-то потаенна. В прошедшем Никитский был офицером флота на одном корабле с матросом Сергеем Полевым - линкоре «Императрица Мария». Он убил прежнего обладателя кортика, офицера такого же корабля. Матрос Полевой попробовал задержать негодяя, и они сцепились в стычке. Но этот поединок происходил в обстановке боя, и неожиданный взрыв расшвырял их в различные стороны, оставив одному ножны, другому кортик.

Загадочный кортик

Наступая совместно с белогвардейцами на Ревск, Никитский со своими бандитами пробует завладеть кортиком, но это ему не удается. Миша уезжает в Москву с матерью. Матрос Полевой дарует ему кортик. Мальчишка прячет его в шкафу. Перед дарением Сергей Иванович поведал ему то, что знал о кортике.

Его ручка разборная, снутри спрятана пластинка с выгравированным шифром. Ключ же к этому шифру, разумеется, находится на ножнах. Владение и клинком, и ножнами сразу - нужное условие, чтоб его выяснить. Он очевидно открывает какую-то тайну, как в таинственных историях заповедную закрытую дверь открывает пароль-отзыв.

Короткое содержание («Кортик» Рыбакова отныне читать становится еще увлекательнее) сейчас уведет нас в Москву, во дворик на Арбате. Там находится квартира, где проживают Миша с матерью. Клинок кортика, спрятанный Мишей, отыскал приют в скрытом месте, в глубине шкафа. Вобщем, матрос Сергей Иванович Полевой намекнул мальчугану о том, что у бандита Никитского был денщик, также служивший на том же линкоре, по фамилии Филин. Это была настоящая нить для предстоящего поиска. Мальчишка вспомнил, что в его доме как раз и проживает мужик с таковой же фамилией. Он расспросил свою тетку Агриппину Тихоновну и вызнал, что Филин вправду приехал в Москву из Ревска.

Также паренек при помощи хитрости вызнал и о службе Филина на флоте. Его отпрыска Борьку по прозвищу Жила (тот с юношества был барыгой, приторговывая на рынке папиросами и конфетами) удалось заинтриговать самодеятельной постановкой спектакля про «матросскую жизнь». Тот для реквизита притащил ленточку с надписью «Императрица Мария». Таким макаром, гипотезы Миши отыскали обоснование.

Повесть о дружбе

А еще писателю непременно удалось изобразить сюжетные полосы головного героя и его сверстников: Генку Петрова (отпрыска машиниста) и Славу Эльдарова (отпрыска головного инженера фабрики). Это были три товарища - не разлей вода.

Все таки восхитительную повесть сделал писатель Рыбаков А. Н. – «Кортик». «Как я понимаю, что такое реальная дружба» – сочинения на такую тему когда-то были популярны в школах. К чему это мы? Да к тому, что такое сочинение можно полностью написать, взяв за базу дружбу Мишки, Генки и Славки. Ведь самая крепкая дружба начинается конкретно с юношества и проносится через всю жизнь. Такая дружба связывала и писателя с его ровесниками из арбатского дворика. Не случаем А. Рыбаков в виде Славика Эльдарова занес черты автобиографичности. Ведь отец Анатолия Наумовича, как и у Славика, был основным инженером на производстве.

Наше замечание

В отличие от повести Анатолия Наумовича, наше короткое содержание – рассказ. Рыбакова «Кортик», конечно, подробнее, увлекательнее, обширнее обрисовывает сюжет. В повести много успешных исходя из убеждений художественного описания эпизодов, которые мы обязаны исключить из повествования. Ведь оно должно по определению быть коротким. А именно, мы не включили в эту статью описание Ревска и событий в нем. Мы умолчали в нашем рассказе о неподражаемой дворовой атмосфере Арбата начала XX века и об организации пионерской ячейки 3-мя товарищами: Мишкой, Генкой и Славкой. Все это можно выяснить, только исследовав полное содержание. «Кортик» Рыбаков А. Н., мастер художественного слова и построения сюжета, писал самозабвенно. Мы убеждены, что прямо за этой повестью вам захочется прочитать и «Бронзовую птицу», и «Выстрел».

В Москве. 2-ая и 3-я части повести

Возвратимся к сюжету первого произведения А. Н. Рыбакова. Троим товарищам удалось выследить, что Филин в скрытом уголке подвала складирует какие-то томные ящики, похожие на гробы. Сюда же, в подвальное помещение собственного бывшего денщика, в один прекрасный момент проследовал и предводитель банды Никитский Валерий Сигизмундович. Они оба потом пошли в филателистический магазин. Там у старика, его владельца, хранились ножны от кортика. Непростую их конструкцию обрисовал Анатолий Рыбаков. Лаконичный пересказ (произведение в оригинале подробнее обрисовывает сборку) того, что сказано в повести о ножнах, можно представить так: жесткое соединение веерообразных раскрывающихся пластинок (в сложенном виде - поверхности ножен), кольца, скрепляющего их, и шарика, фиксирующего заостренную часть.

Мальчишки умудрились разглядеть процесс сборки, производимый владельцем филателистской лавки. Для этого они расположили прямо перед витриной его магазина липовую маркетинговую тумбу (закрепив по обе стороны тачки плакаты, а посреди посадив наблюдающего). Они с ее помощью лицезрели и слышали, как в один прекрасный момент Филин, зайдя к владельцу лавки, длительно дискуссировал с ним некий непростой загадочный шифр.

Овладение ножнами

Ребята установили, что ножны передавались владельцем лавки Филину и напротив через Борьку Филина (отпрыска бывшего денщика).

В четвертой части повести у мальчиков созрел план, как овладеть ножнами, сыграв на алчности молодого барыги - Борьки. В то время, когда он нес от владельца магазина к собственному папе ножны, ребята предложили ему приобрести по прибыльной стоимости тачку. Пока они торговались, их сообщник, прошлый беспризорный юноша, обладавший наработанными в прошедшем воровскими способностями, неприметно стащил у Борьки ножны и потом передал их мальчишкам.

5-ая часть. Неудавшийся мозговой штурм и неожиданная помощь

Ребята принялись за чтение книжек о шифрах, но дело не ладилось… Короткое содержание повести Рыбакова «Кортик» нам изложит на данный момент последующую логику их поиска. Случаем вышло так, что о кортике вызнал директор школы Алексей Иванович. К нему мальчиков, провинившихся чтением на уроке книжки о шифрах, привела учительница. Алексей Иванович, владея системными познаниями, расшифровал надпись на клинке и ножнах. Она говорила, что ручка клинка со змейкой служила механическим ключом для каких-либо часов, которые следовало завести. Директор сообразил, что дело воспринимает суровый оборот, потому свел мальчиков с «человеком с Петровки», т. е следователем НКВД, товарищем Свиридовым. Директор также нашел в справочнике по инфы о линкоре «Императрица Мария», что фамилия погибшего офицера, собственника кортика, была Терентьев.

Как ребята находили семью Терентьева? Об этом дальше нам скажет короткое содержание рассказа «Кортик». А. Н. Рыбаков интересно повествует о предстоящем расследовании ребят. Они выстроили версию, предположив, что погибший офицер был знаком с семьей адмирала Подволоцкого, чья внучка обучалась в Мишином классе. Гипотеза подтвердилась. Вдова адмирала открыла шкатулку с письмами, где обнаружились письма из переписки с Терентьевым. Также она сказала мальчишкам, что Никольский приходился убитому им офицеру Терентьеву шурином (братом супруги). Как следовало из адресов на письмах, семья Терентьевых проживала в Пушкино.

Шестая часть. Раскрытие событий злодеяния

Продолжим излагать дальше короткое содержание «Кортик» (Рыбаков) по главам, придерживаясь их порядка. Ребята приехали в Пушкино, где отыскали дом, в каком проживала мама погибшего офицера, Мария Гавриловна Терентьева. Но к их удивлению, из его дверей вышел не кто другой, как государь Никольский. Ситуация заполучила страшный оборот, ведь предстоящий поиск угрожал им столкновением с опасным бандитом. Миша сказал о случившемся товарищу Свиридову. Тот посоветовал мальчишкам больше не ездить в Пушкино.

Задержание и очная ставка

Задержанный предводитель бандитов, отрицая предъявленные в его адресок обвинения, утверждал, что он - совершенно другой человек, однофамилец подозреваемого – Никольский Сергей Иванович. Но бандиту противостояла крепкая доказательная база, собранная усилиями мальчиков, о чем Никольский не подозревал. О решающей роли в этом деле очной ставки повествует нам короткое содержание повести «Кортик». Рыбаков А. Н. обрисовывает, как ее организовал следователь Свиридов. При очной ставке Миши Полякова и Никитского главный герой повести сказал о налете банды Валерия Сигизмундовича на Ревск и предъявил следствию кортик. Мария Гавриловна Терентьева выяснила орудие собственного отпрыска, засвидетельствовав, что Никитский обманом стал вхож в ее дом, назвав себя чужим именованием.

Откровение

Загадочные часы нашлись в доме Марии Гавриловны. Они были древние, башенные. Ручка кортика со змейкой совершенно подошла к пазу часов. После ее поворота в часах открылся тайник. Там лежал документ, до которого пробовал добраться Никитский: четкие координаты затонувших на погибших кораблях сокровищ. Посреди их - флагман султана Крыма Девлет-Гирея, к сокровищам которого стремился добраться правонарушитель.

Вывод

Вот вы и узнали короткое содержание. «Кортик» Рыбаков по главам профессионально составил и разложил оживленный сюжет, в первой же части всецело захватывающий внимание читателя и не отпускающий его до самого окончания чтения - до 6-ой части повести. В плане произведения чувствовался потенциал и глубина, что воздействовало на его продолжение следующими повестями «Бронзовая птица» и «Выстрел».

Многие поколения людей в детстве читали повесть А. Н. Рыбакова «Кортик» - первую книгу трилогии «Кортик»/«Бронзовая птица»/«Выстрел». Все книги эти адресованы юношеству. Выбранный писателем жанр боевика вполне соответствует этой категории читателей. Сюжет повести - очень динамичный, он захватывает с первых же минут чтения. Темой данной статьи является составленное нами для вышеупомянутой повести краткое содержание.

Рыбакова «Кортик» сразу же после написания в 1948-м на многие годы стал молодежным хитом.

Автору «Кортика» покорились литературные вершины

Каким был предшествующий жизненный путь Анатолия Наумовича? Писателю Рыбакову (Аронову) не отказать ни в мужестве, ни в деловой хватке, ни в человеческой мудрости. В 22 года огульно репрессированный, он в 1933 году был арестован, якобы за контрреволюционную пропаганду, а уже в 1941 г., благодаря энергии и целеустремленности, занимал должность начальника Рязанского областного автотранспортного управления. Войну прошел от Москвы до Берлина, став майором, начальником автослужбы стрелкового корпуса. Банальная фраза «Талантливый человек талантлив во всем» - это про Рыбакова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович сразу же решил создать повесть. Данная статья - попытка презентовать читателю ее краткое содержание. Рыбакова «Кортик» (это и есть первое произведение писателя) продемонстрировал широкой публике, что в советскую литературу вошел новый мощный талант. Уже тогда ощущалось, что этому таланту по плечу вершины человеческого духа.

Сегодня литературный талант непреклонного писателя Анатолия Рыбакова не оспаривается никем. Навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы его знаменитая тетралогия «Дети Арбата» и знаковый роман о еврейских истоках «Тяжелый песок».

Мужество таланта

Вспомним еще один факт из его биографии. Настоящий талант не должен трепетать пред сильными мира сего. В этом Анатолий Наумович был убежден. Во время работы над «Детьми Арбата» (изданными впоследствии в 52 странах) ему пытался вставить палки в колеса не кто иной, как верноподданный автор гимнов Сергей Михалков: «Ты там рассуждаешь за Сталина?»

Ответ от Анатолия Рыбакова был незамедлительным и исчерпывающим: «Ведь Толстой рассуждает за Наполеона!» Этот человек, бывший репрессированный, в свое время выстоял, когда его пытались уничтожить; не прятался он от фронта; не склонял своей головы и позже - до конца своих дней.

А после войны фронтовик решился написать повесть о довоенном детстве, очевидно, предварительно написав в черновике его краткое содержание. Рыбакова "Кортик" имеет абсолютно непривычный для советской литературы сюжет и ритм боевика, что, собственно говоря, послужило его популярности у читателей и в дальнейшем способствовало созданию фильмографии повести. Ведь Анатолий Наумович был человеком творческим и энергичным.

Завязка сюжета

Первая часть книги вводит нас в атмосферу 20-х годов прошлого века. Корректно напомнить читателю: действие повести происходит именно во время гражданской войны, что налагает отпечаток на краткое содержание. Рыбакова «Кортик» сразу же, с первой сцены, знакомит нас с главным героем, мальчишкой Мишей Поляковым. Этот москвич (москвичом является и автор повести) временно пребывает у своих дедушки и бабушки в провинциальном городке Ревск. Отец Миши погиб на царской каторге, маме, работавшей с утра до позднего вечера на текстильной фабрике, приходилось тяжело. Ее родители брали мальчишку к себе подкормить да присмотреть.

Миша Поляков был активным, живым ребенком. Мальчик встал пораньше и в то утро, с которого начинается повесть «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова нельзя упрекнуть в нудности) ознакомит нас с замыслом паренька: незамеченным отрезать лоскут с камеры, чтобы, наконец, смастерить для себя вожделенную рогатку.

При этом волей случая он видит то, что для его глаз не предназначалось. И это служит завязкой сюжета повести. Приятно, согласитесь, ощущать такой динамизм изложения со стороны автора. По крайней мере, это многообещающе. Что же видит Миша? Сосед его бабушки и дедушки, отставной матрос Сергей Иванович Полевой, что-то пытается спрятать в пустующую Это «что-то» оказывается трехгранным офицерским кортиком с бронзовой змейкой вокруг костяной рукоятки.

Матрос Полевой

На самом деле и в Ревске времена-то были не самые спокойные: в округе орудовали бандиты, по направлению к городу пытались прорваться белогвардейцы. Новые черты приобретает интрига повести «Кортик». Краткое содержание (А. Рыбакова отличает мастерство нагнетания сюжета) с детективной обстоятельностью проинформирует нас, что предводитель бандитов Валерий Сигизмундович Никитский владеет ножнами кортика и сильно желает заполучить себе сам клинок.

Очевидно, что с оружием связана какая-то тайна. В прошлом Никитский был офицером флота на одном корабле с матросом Сергеем Полевым - линкоре «Императрица Мария». Он убил прежнего владельца кортика, офицера того же корабля. Матрос Полевой попытался задержать негодяя, и они сцепились в драке. Однако этот поединок происходил в обстановке боя, и внезапный взрыв расшвырял их в разные стороны, оставив одному ножны, другому кортик.

Таинственный кортик

Наступая вместе с белогвардейцами на Ревск, Никитский со своими бандитами пытается овладеть кортиком, но это ему не удается. Миша уезжает в Москву с мамой. Матрос Полевой дарит ему кортик. Мальчик прячет его в шкафу. Перед дарением Сергей Иванович рассказал ему то, что знал о кортике.

Его ручка разборная, внутри спрятана пластинка с выгравированным шифром. Ключ же к этому шифру, очевидно, находится на ножнах. Владение и клинком, и ножнами одновременно - необходимое условие, чтобы его узнать. Он явно открывает какую-то тайну, как в загадочных историях заповедную закрытую дверь открывает пароль-отзыв.

Краткое содержание («Кортик» Рыбакова с этого момента читать становится еще интереснее) теперь уведет нас в Москву, во дворик на Арбате. Там находится квартира, где проживают Миша с мамой. Клинок кортика, спрятанный Мишей, нашел приют в укромном месте, в глубине шкафа. Впрочем, матрос Сергей Иванович Полевой намекнул мальчику о том, что у бандита Никитского был денщик, также служивший на том же линкоре, по фамилии Филин. Это была реальная нить для дальнейшего поиска. Мальчик вспомнил, что в его доме как раз и проживает мужчина с такой же фамилией. Он расспросил свою тетку Агриппину Тихоновну и узнал, что Филин действительно приехал в Москву из Ревска.

Также паренек с помощью хитрости узнал и о службе Филина на флоте. Его сына Борьку по прозвищу Жила (тот с детства был барыгой, приторговывая на рынке папиросами и конфетами) удалось заинтересовать самодеятельной постановкой спектакля про «матросскую жизнь». Тот для реквизита притащил ленточку с надписью «Императрица Мария». Таким образом, догадки Миши нашли обоснование.

Повесть о дружбе

А еще писателю безусловно удалось изобразить сюжетные линии главного героя и его сверстников: Генку Петрова (сына машиниста) и Славу Эльдарова (сына фабрики). Это были три товарища - не разлей вода.

Все же замечательную повесть создал писатель Рыбаков А. Н. - «Кортик». «Как я понимаю, что такое настоящая дружба» - сочинения на такую тему когда-то были популярны в школах. К чему это мы? Да к тому, что такое сочинение можно вполне написать, взяв за основу дружбу Мишки, Генки и Славки. Ведь самая крепкая дружба начинается именно с детства и проносится через всю жизнь. Такая дружба связывала и писателя с его ровесниками из арбатского дворика. Не случайно А. Рыбаков в образе Славика Эльдарова внес черты автобиографичности. Ведь отец Анатолия Наумовича, как и у Славика, был главным инженером на производстве.

Наше замечание

В отличие от повести Анатолия Наумовича, наше краткое содержание - рассказ. Рыбакова «Кортик», конечно же, подробнее, интереснее, шире описывает сюжет. В повести много удачных с точки зрения художественного описания эпизодов, которые мы вынуждены исключить из повествования. Ведь оно должно по определению быть кратким. В частности, мы не включили в эту статью описание Ревска и событий в нем. Мы умолчали в нашем рассказе о неповторимой дворовой атмосфере Арбата начала XX века и об ячейки тремя товарищами: Мишкой, Генкой и Славкой. Все это можно узнать, лишь изучив полное содержание. «Кортик» Рыбаков А. Н., мастер художественного слова и построения сюжета, писал самозабвенно. Мы уверены, что вслед за этой повестью вам захочется прочесть и «Бронзовую птицу», и «Выстрел».

В Москве. Вторая и третья части повести

Возвратимся к сюжету первого произведения А. Н. Рыбакова. Троим товарищам удалось выследить, что Филин в укромном уголке подвала складирует какие-то тяжелые ящики, похожие на гробы. Сюда же, в подвальное помещение своего бывшего денщика, однажды проследовал и предводитель банды Никитский Валерий Сигизмундович. Они оба затем пошли в филателистический магазин. Там у старика, его хозяина, хранились ножны от кортика. Непростую их конструкцию описал Анатолий Рыбаков. Краткий пересказ (произведение в оригинале подробнее описывает сборку) того, что сказано в повести о ножнах, можно представить так: жесткое соединение веерообразных раскрывающихся пластин (в сложенном виде - поверхности ножен), кольца, скрепляющего их, и шарика, фиксирующего заостренную часть.

Мальчишки ухитрились рассмотреть процесс сборки, производимый хозяином филателистской лавки. Для этого они разместили прямо перед витриной его магазина фальшивую рекламную тумбу (закрепив по обе стороны тачки плакаты, а в середине посадив наблюдателя). Они с ее помощью видели и слышали, как однажды Филин, зайдя к хозяину лавки, долго обсуждал с ним какой-то сложный таинственный шифр.

Овладение ножнами

Ребята установили, что ножны передавались хозяином лавки Филину и наоборот через Борьку Филина (сына бывшего денщика).

В четвертой части повести у мальчишек созрел план, как завладеть ножнами, сыграв на жадности юного барыги - Борьки. В то время, когда он нес от хозяина магазина к своему отцу ножны, ребята предложили ему купить по выгодной цене тачку. Пока они торговались, их сообщник, бывший беспризорный парень, обладавший наработанными в прошлом воровскими навыками, незаметно стащил у Борьки ножны и затем передал их мальчишкам.

Пятая часть. Неудавшийся мозговой штурм и внезапная помощь

Ребята принялись за чтение книг о шифрах, но дело не ладилось… Краткое содержание повести Рыбакова «Кортик» нам изложит сейчас дальнейшую логику их поиска. Случайно получилось так, что о кортике узнал директор школы Алексей Иванович. К нему мальчишек, провинившихся чтением на уроке книги о шифрах, привела учительница. Алексей Иванович, обладая системными знаниями, расшифровал надпись на клинке и ножнах. Она гласила, что ручка клинка со змейкой служила механическим ключом для каких-то часов, которые следовало завести. Директор понял, что дело принимает серьезный оборот, поэтому свел мальчишек с «человеком с Петровки», т. е следователем НКВД, товарищем Свиридовым. Директор также обнаружил в справочнике по информации о линкоре «Императрица Мария», что фамилия погибшего офицера, собственника кортика, была Терентьев.

Как ребята искали семью Терентьева? Об этом далее нам расскажет краткое содержание рассказа «Кортик». А. Н. Рыбаков увлекательно повествует о дальнейшем расследовании ребят. Они выстроили версию, предположив, что погибший офицер был знаком с семьей адмирала Подволоцкого, чья внучка училась в Мишином классе. Догадка подтвердилась. Вдова адмирала открыла шкатулку с письмами, где обнаружились письма из переписки с Терентьевым. Также она сообщила мальчишкам, что Никольский приходился убитому им офицеру Терентьеву шурином (братом жены). Как следовало из адресов на письмах, семья Терентьевых проживала в Пушкино.

Шестая часть. Раскрытие обстоятельств преступления

Продолжим излагать далее краткое содержание «Кортик» (Рыбаков) по главам, придерживаясь их порядка. Ребята приехали в Пушкино, где нашли дом, в котором проживала мать погибшего офицера, Мария Гавриловна Терентьева. Однако к их удивлению, из его дверей вышел не кто иной, как господин Никольский. Ситуация приобрела опасный оборот, ведь дальнейший поиск грозил им столкновением с коварным бандитом. Миша сообщил о случившемся товарищу Свиридову. Тот порекомендовал мальчишкам больше не ездить в Пушкино.

Задержание и очная ставка

Задержанный предводитель бандитов, отрицая предъявленные в его адрес обвинения, утверждал, что он - совсем другой человек, однофамилец подозреваемого - Никольский Сергей Иванович. Однако бандиту противостояла прочная доказательная база, собранная усилиями мальчишек, о чем Никольский не подозревал. О решающей роли в данном деле очной ставки повествует нам краткое содержание повести «Кортик». Рыбаков А. Н. описывает, как ее организовал следователь Свиридов. При очной ставке Миши Полякова и Никитского главный герой повести рассказал о налете банды Валерия Сигизмундовича на Ревск и предъявил следствию кортик. Мария Гавриловна Терентьева узнала оружие своего сына, засвидетельствовав, что Никитский обманом стал вхож в ее дом, назвав себя чужим именем.

Откровение

Таинственные часы нашлись в доме Марии Гавриловны. Они были старинные, башенные. Рукоятка кортика со змейкой идеально подошла к пазу часов. После ее поворота в часах открылся тайник. Там лежал документ, до которого пытался добраться Никитский: точные координаты затонувших на погибших кораблях сокровищ. Среди них - флагман султана Крыма Девлет-Гирея, к сокровищам которого стремился добраться преступник.

Вывод

Вот вы и узнали краткое содержание. «Кортик» Рыбаков по главам мастерски составил и разложил динамичный сюжет, в первой же части всецело захватывающий внимание читателя и не отпускающий его до самого окончания чтения - до шестой части повести. В замысле произведения чувствовался потенциал и глубина, что повлияло на его продолжение последующими повестями «Бронзовая птица» и «Выстрел».

Глава 1
Испорченная камера

Миша тихонько встал с дивана, оделся и выскользнул на крыльцо.

Улица, широкая и пустая, дремала, согретая ранним утренним солнцем. Лишь перекликались петухи да изредка из дома доносился кашель, сонное бормотанье – первые звуки пробуждения в прохладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ежился. Его тянуло обратно в теплую постель, но мысль о рогатке, которой хвастал вчера рыжий Генка, заставила его решительно встряхнуться. Осторожно ступая по скрипучим половицам, он пробрался в чулан.

Узкая полоска света падала из крошечного оконца под потолком на прислоненный к стене велосипед. Это была старая, сборная машина на спущенных шинах, с поломанными, ржавыми спицами и порванной цепью. Миша снял висевшую над велосипедом рваную, в разноцветных заплатах камеру, перочинным ножом вырезал из нее две узкие полоски и повесил обратно так, чтобы вырез был незаметен.

Он осторожно открыл дверь, собираясь выйти из чулана, как вдруг увидел в коридоре Полевого, босого, в тельняшке, с взлохмаченными волосами. Миша прикрыл дверь и, оставив маленькую щелку, притаился, наблюдая.

Полевой вышел во двор и, подойдя к заброшенной собачьей будке, внимательно осмотрелся по сторонам.

«Чего ему не спится? – думал Миша. – И осматривается как-то странно…»

Полевого все называли «товарищ комиссар». В прошлом матрос, он до сих пор ходил в широких черных брюках и куртке, пропахшей табачным дымом. Это был высокий, мощный человек с русыми волосами и лукавыми, смеющимися глазами. Из-под куртки на ремешке у него всегда болтался наган. Все ревские мальчишки завидовали Мише – ведь он жил в одном доме с Полевым.

«Чего ему не спится? – продолжал думать Миша. – Так я из чулана не выберусь!»

Полевой сел на лежавшее возле будки бревно, еще раз осмотрел двор. Пытливый взгляд его скользнул по щелочке, в которую подглядывал Миша, по окнам дома.

Потом он засунул руку под будку, долго шарил там, видимо ощупывая что-то, затем выпрямился, встал и пошел обратно в дом. Скрипнула дверь его комнаты, затрещала под грузным телом кровать, и все стихло.

Мише не терпелось смастерить рогатку, но… что искал Полевой под будкой? Миша тихонько подошел к ней и остановился в раздумье.

Посмотреть, что ли? А вдруг кто-нибудь заметит? Он сел на бревно и оглянулся на окна дома. Нет, нехорошо! «Нельзя быть таким любопытным», – думал Миша, ожесточенно ковыряя землю. Он засунул руку под будку. Ничего здесь не может быть. Ему просто показалось, будто Полевой что-то искал… Рука его шарила под будкой. Конечно, ничего! Только земля и скользкое дерево… Мишины пальцы попали в расщелину. Если здесь и спрятано что-нибудь, то он даже не посмотрит, только убедится, есть тут что или нет. Он нащупал в расщелине что-то мягкое, вроде тряпки. Значит, есть. Вытащить? Миша еще раз оглянулся на дом, потянул тряпку к себе и, разгребая землю, вытащил из-под будки сверток.

Он стряхнул с него землю и развернул. На солнце блеснул стальной клинок кинжала. Кортик! Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком.

Обыкновенный морской кортик. Почему же Полевой его прячет? Странно. Очень странно. Миша еще раз осмотрел кортик, завернул его в тряпку, засунул обратно под будку и вернулся на крыльцо.

Со стуком падали деревянные брусья, запиравшие ворота. Коровы медленно и важно, помахивая хвостами, присоединялись к проходившему по улице стаду. Стадо гнал пастушонок в длинном, до босых пят, рваном зипуне и барашковой шапке. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом, который волочился за ним в пыли, как змея.

Сидя на крыльце, Миша мастерил рогатку, но мысль о кортике не выходила у него из головы. Ничего в этом кортике нет, разве что бронзовая змейка… И почему Полевой его прячет?

Рогатка готова. Эта будет получше Генкиной! Миша вложил в нее камешек и стрельнул по прыгавшим на дороге воробьям. Мимо! Воробьи поднялись и уселись на заборе соседнего дома. Миша хотел еще раз выстрелить, но в доме раздались шаги, стук печной заслонки, плеск воды из ушата. Миша спрятал рогатку за пазуху и вошел в кухню.

Бабушка передвигала на скамейке большие корзины с вишнями. Она – в своем засаленном капоте с оттопыренными от множества ключей карманами. Чуть кося, щурятся маленькие, подслеповатые глазки на ее озабоченном лице.

– Куда, куда! – закричала она, когда Миша запустил руку в корзину. – Ведь придумает… грязными лапами!

– Жалко уж! Я есть хочу, – проворчал Миша.

– Успеешь! Умойся сначала.

Миша подошел к умывальнику, чуть смочил ладони, прикоснулся ими к кончику носа, тронул полотенце и отправился в столовую.

На своем обычном месте, во главе длинного обеденного стола, покрытого коричневой цветастой клеенкой, уже сидит дедушка. Дедушка – старенький, седенький, с редкой бородкой и рыжеватыми усами. Большим пальцем он закладывает в нос табак и чихает в желтый носовой платок. Его живые, в лучах добрых, смешливых морщинок глаза улыбаются, и от его сюртука исходит мягкий и приятный запах, только одному дедушке свойственный.

На столе еще ничего нет. В ожидании завтрака Миша поставил свою тарелку посреди нарисованной на клеенке розы и начал обводить ее вилкой, чтобы замкнуть розу в круг.

На клеенке появляется глубокая царапина.

– Михаилу Григорьевичу почтение! – раздался за Мишей веселый голос Полевого.

Полевой вышел из своей комнаты с обвязанным вокруг пояса полотенцем.

– Доброе утро, Сергей Иваныч, – ответил Миша и лукаво посмотрел на Полевого: небось не догадывается, что Миша знает про кортик!

Неся перед собой самовар, в столовую вошла бабушка. Миша прикрыл локтями царапину на клеенке.

– Где Семен? – спросил дед.

– В чулан пошел, – ответила бабушка. – Ни свет ни заря велосипед вздумал чинить!

Миша вздрогнул и, забыв про царапину, снял локти со стола. Велосипед чинить? Вот так штука! Все лето дядя Сеня не притрагивался к велосипеду, а сегодня, как назло, принялся за него. Сейчас он увидит камеру – и начнется канитель.

Скучный человек дядя Сеня! Бабушка, та просто отругает, а дядя Сеня скривит губы и читает нотации. В это время он смотрит в сторону, снимает и надевает пенсне, теребит золоченые пуговицы на своей студенческой тужурке. А он вовсе не студент! Его давным-давно исключили из университета за «беспорядки». Интересно, какой беспорядок мог наделать такой всегда аккуратный дядя Сеня? Лицо у него бледное, серьезное, с маленькими усиками под носом. За обедом он обычно читает книгу, скашивая глаза и наугад, не глядя, поднося ко рту ложку.

Миша опять вздрогнул: из чулана донеслось громыханье велосипеда.

И когда в дверях показался дядя Сеня с порезанной камерой в руках, Миша вскочил и, опрокинув стул, опрометью бросился вон из дома.

Глава 2
Огородные и Алексеевские

Он промчался по двору, перемахнул через забор и очутился на соседней, Огородной, улице. До ближайшего переулка, ведущего на свою, Алексеевскую, улицу, не более ста шагов. Но ребята с Огородной, заклятые враги алексеевских, заметили Мишу и сбегались со всех сторон, вопя и улюлюкая, в восторге от предстоящей расправы с алексеевским, да еще с москвичом.

Миша быстро вскарабкался обратно на забор, уселся на нем верхом и закричал:

– Что, взяли? Эх вы, пугалы огородные!

Это была самая обидная для огородных кличка. В Мишу полетел град камней. Он скатился с забора во двор, на лбу его набухала шишка, а камни продолжали лететь, падая возле самого дома, из которого вдруг вышла бабушка. Она близоруко сощурила глаза и, обернувшись к дому, кого-то позвала. Наверно, дядю Сеню…

Миша прижался к забору и крикнул:

– Ребята, стой! Слушай, чего скажу!

– Чего? – ответил кто-то за забором.

– Чур, не бросаться! – Миша влез на забор, с опаской поглядел на ребячьи руки и сказал: – Что вы все на одного? Давайте по-честному – один на один.

– Давай! – закричал Петька Петух, здоровенный парень лет пятнадцати.

Он сбросил с себя рваную кацавейку и воинственно засучил рукава рубашки.

– Уговор, – предупредил Миша, – двое дерутся, третий не мешай.

– Ладно, ладно, слезай!

На крыльце рядом с бабушкой уже стоял дядя Сеня. Миша спрыгнул с забора. Петух тут же подступил к нему. Он почти вдвое больше Миши.

– Это что? – Миша ткнул в железную пряжку Петькиного пояса.

По правилам во время драки никаких металлических предметов на одежде быть не должно. Петух снял ремень. Его широкие, отцовские, брюки чуть не упали. Он подхватил их рукой, кто-то подал ему веревку. Миша в это время расталкивал ребят: «Давай побольше места!..» – и вдруг, отпихнув одного из мальчиков, бросился бежать.

Мальчишки с гиком и свистом кинулись за ним, а сзади всех, чуть не плача от огорчения, бежал Петух, придерживая рукой падающие штаны.

Миша несся во всю прыть. Босые его пятки сверкали на солнце. Он слышал позади себя топот, сопенье и крики преследователей. Вот поворот. Короткий переулок… И он влетел на свою улицу. Ему на выручку сбежались алексеевские, но огородные, не принимая драки, вернулись к себе.

– Ты откуда? – спросил рыжий Генка.

Миша перевел дыхание, оглядел всех и небрежно произнес:

– На Огородной был. Дрался с Петухом по-честному, а как стала моя брать, они все на одного.

– Ты с Петухом дрался? – недоверчиво спросил Генка.

– А то кто? Ты, что ли? Здоровый он парень, во какой фонарь мне подвесил! – Миша потрогал шишку на лбу.

Все с уважением посмотрели на этот синий знак его доблести.

– Я ему тоже всыпал… – продолжал Миша, – запомнит! И рогатку отобрал. – Он вытащил из-за пазухи рогатку с длинными красными резинками: – Эта получше твоей будет.

Потом он спрятал рогатку, презрительно посмотрел на девочек, формочками лепивших из песка фигуры, и насмешливо спросил:

– Ну, а ты что делаешь? В пряточки играешь, в салочки? «Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять…»

– Вот еще! – Генка тряхнул рыжими вихрами, но почему-то покраснел и быстро проговорил: – Давай в ножички.

– На пять горячих со смазкой.

Они уселись на деревянный тротуар и начали по очереди втыкать в землю перочинный ножик: просто, с ладони, броском, через плечо, солдатиком…

Миша первый сделал все десять фигур. Генка протянул ему руку. Миша состроил зверскую физиономию и поднял кверху два послюнявленных пальца. Генке эти секунды кажутся часами, но Миша не ударил. Он опустил руку, сказал: «Смазка просохла», и снова начал слюнявить пальцы. Это повторялось перед каждым ударом, пока Миша не влепил наконец Генке все пять горячих, и Генка, скрывая выступившие на глазах слезы, дул на посиневшую и ноющую руку…

Солнце поднималось все выше и выше. Тени укорачивались и прижимались к палисадникам. Улица лежала полумертвая, едва дыша от неподвижного зноя. Жарко… Надо искупаться…

Мальчики отправились на Десну.

Узкая, в затвердевших колеях дорога вилась полями, уходившими во все стороны зелено-желтыми квадратами. Эти квадраты спускались в ложбины, поднимались на пригорки, постепенно закруглялись, как бы двигаясь вдали по правильной кривой, неся на себе рощи, одинокие овины, ненужные плетни, задумчивые облака.

Пшеница стояла высоко и неподвижно. Мальчики рвали колосья и жевали зерна, ожесточенно сплевывая пристающую к нёбу шелуху. В пшенице что-то шелестело. Испуганные птицы вылетали из-под ребячьих ног.

Вот и река. Приятели разделись на песчаном берегу и бросились в воду, поднимая фонтаны брызг. Они плавали, ныряли, боролись, прыгали с шаткого деревянного моста, потом вылезли на берег и зарылись в горячий песок.

– Скажи, Миша, – спросил Генка, – а в Москве есть река?

– Есть. Москва-река. Я тебе уже тысячу раз говорил.

– Так по городу и течет?

– Так и течет.

– Как же в ней купаются?

– Очень просто: в трусиках. Без трусов тебя к Москве-реке за версту не подпустят. Специально конная милиция смотрит.

Генка недоверчиво ухмыльнулся.

– Чего ты ухмыляешься? – рассердился Миша. – Ты, кроме своего Ревска, не видал ничего, а ухмыляешься!

Он помолчал, потом, глядя на приближающийся к реке табун лошадей, спросил:

– Вот скажи: какая самая маленькая лошадь?

– Жеребенок, – не задумываясь, ответил Генка.

– Вот и не знаешь! Самая маленькая лошадь – пони. Есть английские пони, они – с собаку, а японские пони – вовсе с кошку.

– Я вру? Если бы ты хоть раз был в цирке, то не спорил бы. Ведь не был? Скажи: не был?.. Ну вот, а споришь!

Генка помолчал, потом сказал:

– Такая лошадь ни к чему: ее ни в кавалерию, никуда…

– При чем тут кавалерия? Думаешь, только на лошадях воюют? Если хочешь знать, так один матрос трех кавалеристов уложит.

– Я про матросов ничего не говорю, – сказал Генка, – а без кавалерии никак нельзя. Вот банда Никитского – все на лошадях.

– Подумаешь, банда Никитского!.. – Миша презрительно скривил губы. – Скоро Полевой поймает этого Никитского.

– Не так-то просто, – возразил Генка, – его уж год всё ловят, никак не поймают.

– Поймают! – убежденно сказал Миша.

– Тебе хорошо говорить, – Генка поднял голову, – а он каждый день крушения устраивает. Отец уж боится на паровозе ездить.

– Ничего, поймают.

Миша зевнул, зарылся глубже в песок и задремал. Генка тоже дремлет. Им лень спорить: жарко. Солнце обжигает степь, и, как бы спасаясь от него, молчаливая степь лениво утягивается за горизонт.

Глава 3
Дела и мечты

Генка ушел домой обедать, а Миша долго бродил по многолюдному и горластому украинскому базару.

На возах зеленели огурцы, краснели помидоры, громоздились решета с ягодами. Пронзительно визжали розовые поросята, хлопали белыми крыльями гуси. Флегматичные волы жевали свою бесконечную жвачку и пускали до земли длинные липкие слюни. Миша ходил по базару и вспоминал кислый московский хлеб и водянистое молоко, вымененное на картофельную шелуху. И Миша скучал по Москве, по ее трамваям и вечерним тусклым огням.

Он остановился перед инвалидом, катавшим на скамейке три шарика: красный, белый и черный. Инвалид накрывал один из них наперстком. Партнер, отгадавший, какого цвета шарик под наперстком, выигрывал. Но никто не мог отгадать, и инвалид говорил одураченным:

– Братцы! Ежли я всем буду проигрывать, то последнюю ногу проиграю. Это понимать надо.

Миша разглядывал шарики, как вдруг чья-то рука опустилась на его плечо. Он обернулся. Сзади стояла бабушка.

– Ты где пропадал целый день? – строго спросила она, не выпуская Мишиного плеча из своих цепких пальцев.

– Купался, – пробормотал Миша.

– «Купался»! – повторила бабушка. – Он купался… Хорошо, мы с тобой дома поговорим.

Она взвалила на него корзину с покупками, и они пошли с базара.

Бабушка шла молча. От нее пахло луком, чесноком, чем-то жареным, вареным, как пахнет на кухне.

«Что они со мной сделают?» – думал Миша, шагая рядом с бабушкой. Конечно, положение его неважное. Против него – бабушка и дядя Сеня. За него – дедушка и Полевой. А если Полевого нет дома? Остается один дедушка. А вдруг дедушка спит? Значит, никого не остается. И тогда бабушка с дядей Сеней разойдутся вовсю. Будут его отчитывать по очереди. Дядя Сеня отчитывает, бабушка отдыхает. Потом отчитывает бабушка, а отдыхает дядя Сеня.

Чего только они не наговорят! Он-де невоспитанный, ничего путного из него не выйдет. Он позор семьи. Он несчастье матери, которую если не свел, то в ближайшие дни сведет в могилу. (А мама вовсе в Москве живет, и он ее уж не видел два месяца.) И удивительно, как это его земля носит… И все в таком роде…

Придя домой, Миша оставил корзинку на кухне и вошел в столовую. Дедушка сидел у окна. Дядя Сеня лежал на диване и, дымя папиросой, рассуждал о политике. Они даже не взглянули на Мишу, когда он вошел. Это нарочно! Мол, такой он ничтожный человек, что на него и смотреть не стоит… Специально, чтобы помучить. Ну и пожалуйста, тем лучше. Пока дядя Сеня соберется, там, глядишь, и Полевой придет. Миша сел на стул и прислушался к их разговору.

Ну, ясно! Дядя Сеня наводит панику. Махно занял несколько городов, Антонов подошел к Тамбову… Подумаешь! В прошлом году дядя Сеня тоже наводил панику: поляки заняли Киев, Врангель прорвался к Донбассу… Ну и что же? Всех их Красная Армия расколошматила. До них были Деникин, Колчак, Юденич и другие белые генералы. Их тоже Красная Армия разбила. И этих разобьет.

С Махно и Антонова дядя Сеня перешел на Никитского.

– Его нельзя назвать бандитом, – говорил дядя Сеня, расстегивая ворот своей студенческой тужурки. – К тому же, говорят, он культурный человек, в прошлом офицер флота. Это своеобразная партизанская война, одинаково законная для обеих сторон…

Никитский – не бандит?.. Миша чуть не задохнулся от возмущения. Он сжигает села, убивает коммунистов, комсомольцев, рабочих. И это не бандит? Противно слушать, что дядя Сеня болтает!..

Наконец пришел Полевой. Теперь всё! Раньше чем завтра с Мишей расправляться не будут.

Полевой снял куртку, ботинки, умылся, и все сели ужинать. Полевой хохотал, называл дедушку папашей, а бабушку – мамашей. Он лукаво подмигивал Мише, именуя его не иначе как Михаилом Григорьевичем. Потом они вышли на улицу и уселись на ступеньках крыльца.

Прохладный вечер опускался на землю. Обрывки девичьих песен доносились издалека. Где-то на огородах неутомимо лаяли собаки.

Дымя махоркой, Полевой рассказывал о дальних плаваниях и матросских бунтах, о крейсерах и подводных лодках, об Иване Поддубном и других знаменитых борцах в черных, красных и зеленых масках – силачах, поднимавших трех лошадей с повозками, по десять человек в каждой.

Миша молчал, пораженный. Черные ряды деревянных домиков робко мигали красноватыми огоньками и трусливо прижимались к молчаливой улице.

И еще Полевой рассказывал о линкоре «Императрица Мария», на котором он плавал во время мировой войны.

Это был огромный корабль, самый мощный броненосец Черноморского флота. Спущенный на воду в июне пятнадцатого года, он в октябре шестнадцатого взорвался на севастопольском рейде, в полумиле от берега.

– Темная история, – говорил Полевой. – Не на мине взорвался и не от торпеды, а сам по себе. Первым грохнул пороховой погреб первой башни, а там тысячи три пудов пороха было. Ну, и пошло… Через час корабль уже был под водой. Из всей команды меньше половины спаслось, да и те погоревшие и искалеченные.

– Кто же его взорвал? – спрашивал Миша.

Полевой говорил, пожимая широкими плечами:

– Разбирались в этом деле много, да все без толку, а тут революция… С царских адмиралов спросить нужно.

– Сергей Иваныч, – неожиданно спросил Миша, – а кто главней: царь или король?

Полевой сплюнул коричневую махорочную слюну:

– Гм!.. Один другого стоит.

– А в других странах есть еще цари?

– Есть кой-где.

«Спросить о кортике? – подумал Миша. – Нет, не надо. Еще подумает, что я нарочно следил за ним…»

Потом все ложились спать. Бабушка обходила дом, закрывала ставни. Предостерегающе звенели железные затворы. В столовой тушили висячую керосиновую лампу. Кружившиеся вокруг нее бабочки и неведомые мошки пропадали в темноте. Миша долго не засыпал…

Луна разматывала свои бледные нити в прорезях ставен, и вот в кухне, за печкой, начинал стрекотать сверчок.

В Москве у них не было сверчка. Да и что стал бы делать сверчок в большой, шумной квартире, где по ночам ходят люди, хлопают дверьми и щелкают электрическими выключателями! Поэтому Миша слышал сверчка только в тихом дедушкином доме, когда он лежал один в темной комнате и мечтал.

Хорошо, если бы Полевой подарил ему кортик! Тогда он не будет безоружным, как сейчас. А времена ведь тревожные – гражданская война. По украинским селам гуляют банды, в городах часто свистят пули. Патрули местной самообороны ходят ночью по улицам. У них ружья без патронов, старые ружья с заржавленными затворами.

Миша мечтал о будущем, когда он станет высоким и сильным, будет носить брюки клёш или, еще лучше, обмотки, шикарные солдатские обмотки защитного цвета.

На нем – винтовка, гранаты, пулеметные ленты и наган на кожаной хрустящей портупее.

У него будет вороной, замечательно пахнущий конь, тонконогий, быстроглазый, с мощным крупом, короткой шеей и скользкой шерстью.

И он, Миша, поймает Никитского и разгонит всю его банду.

Потом он и Полевой отправятся на фронт, будут вместе воевать, и, спасая Полевого, он совершит геройский поступок. И его убьют. Полевой останется один, будет всю жизнь грустить о Мише, но другого такого мальчика он уже не встретит…

Затем кто-то черный и молчаливый тасовал его мысли, и, как карты, они путались и пропадали в темноте…