Психологические стрессоры - основные виды. Стресс и стрессоры, причины стресса

Воздействия, вызывающие стресс называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на клетки организма, к ним относятся боль, гипоксия, изменение осмотического давления внутренней среды, температуры, чрезмерная физическая нагрузка, давление, длительное голодание, словом все изменения, которые нарушают постоянство параметров внутренней среды организма. Понятно, что все эти стрессоры могут воздействовать как на интеро-, так и на экстерорецепторы. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют и биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. В соответствии с видом стрессора принято выделять физиологический и психологический стресс. Мы считаем, что такое выделение не правомерно т.к. на все виды стрессоров организм на первом этапе реагирует стереотипной реакцией. Можно лишь условно, для того, чтобы лучше разобраться в механизмах реакции, выделить физиологические, биохимические и психологические компоненты, или механизмы стресса.

Генетически-конституциональная модель стресса

Сущность данной теории сводится к положению о том, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств.

В генетически-конституциональной теории стресса Fuller J.L. и Thompson W.R. способность организма сопротивляться стрессу, т.е. его стрессоустойчивость, зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генотипом и некоторыми физическими характеристиками (фенотипом), способными снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу. Генетически определяющими реактивность организма являются темперамент и свойства нервной системы, которые обусловливают смену активности индивида и его систем в условиях значимых воздействий, смену субъективной окраски эмоциональных реакций и смену уровней чувствительности к стимулам. Такие свойства темперамента, как экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость не способствуют формированию стрессоустойчивости.

Психодинамическая модель стресса

Психодинамические теории стресса. Устойчивость к стрессу может рассматриваться и с позиции психодинамического подхода, наиболее полно отраженного в положениях теории З. Фрейда. Термины «стресс» и «стрессоустойчивость» введены в научный обиход значительно позднее, чем возник психоанализ, однако, многие положения психоанализа имеют непосредственное отношение к проблеме стрессоустойчивости. Это касается, прежде всего, понятия «тревоги».

В своей теории Фрейд описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства. Сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности, повышая тем самым стрессоустойчивость.

Второй тип - травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника и выступает фактором понижения стрессоустойчивости. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги, по мнению З. Фрейда, является сдерживание агрессивных инстинктов.

Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатология повседневной жизни». В ситуациях, способных привести к неврозу, т.е. при втором типе тревоги, «Я» применяет механизмы психологической защиты.

Модель стресса H.G. Wolff

Заслуживает внимания исследование H.G. Wolff (Harold George Wolff), который провел большую работу в области выявления связей между стрессом и заболеваниями. По его мнению, стимулы внешней среды и внутренние конфликты приводят к субъективным переживаниям, реакциям и изменениям личности, которые сопровождаются соответствующими физиологическими, биохимическими реакциями и изменениями. Когда организм встречает опасность, в нем возникает интегральная и комплексная стрессовая реакция. H.G. Wolff установлена зависимость таких реакций от природы аттитюдов и мотивов поведения человека, при этом стрессовые реакции возникают как от физических, так и от символических опасностей.

В народе говорят, что все болезни от нервов. И это утверждение отчасти верное. Влияние стресса на здоровье человека - один из самых серьезных и актуальных вопросов сегодня. Быстрый ритм жизни, психологическое напряжение и желание все успеть дают о себе знать. Люди часто болеют, ссылаясь на переутомление или стресс. Что же это такое и каковы

Что мы знаем о стрессе?

Стресс давно является неотъемлемой частью жизни, пожалуй, каждого человека. Психологи под этим словом подразумевают особое и нервно-психическое напряжение. В современных условиях его практически невозможно избежать. При этом разные люди имеют разные реакции на одни и те же нагрузки. Так, например, одна группа реагирует активно, то есть их рабочая производительность продолжает расти до максимально возможного предела (психологи называют этот тип «стрессом льва»). Другая группа людей проявляет пассивную реакцию, т.е. их рабочая производительность сразу падает (это «стресс кролика»).

Кроме того, стресс может иметь острую форму. То есть происходит один раз и характеризуется тяжелым физическим и психическим потрясением. Примером такой формы могут быть несчастные случаи. Человек однажды попадает в затем наступает реабилитация. Однако есть длительная форма, когда стресс постепенно накапливается, подавляя человека. Это могут быть длительные конфликты в семье или типичная рабочая нагрузка.

Стресс и здоровье - взаимосвязанные компоненты. Чтобы отыскать ключ к выздоровлению от недугов, необходимо разобраться в причинах, которые вызывают стресс.

Причины

Причинами стрессов являются внешние раздражители, или стрессоры. Это дискомфортные ситуации, в которые попадает человек на работе, дома, на учебе и т. п. Они имеют различную природу, степень воздействия, последствия.

К стрессорам относятся и любые перемены в жизни человека. Но далеко не все ситуации можно расценить как негативные, давящие, стесняющие. Выраженность стресса глубоко индивидуальна. И корень ее таится в неопределенности и потере контроля над ситуацией. Во многом воздействие стрессоров зависит от осознания человеком личной ответственности и постановки личного участия в создавшейся постановке дел.

Классификация

Специалисты разделяют факторы, вызывающие стресс, на две основные группы: физиологические и психологические. Эта классификация базируется на природе стрессоров. По степени проявления стрессоры - это своего рода ограничения. Они могут быть реально действующими и возможными (или потенциальными).

Виды стрессоров второй категории зависят от психологических установок и индивидуальных способностей человека. Проще говоря, умеет ли он адекватно оценивать степень нагрузки и корректно распределять ее без ущерба своему здоровью.

Однако не всегда стрессоры - это внешние раздражители. Иногда стресс возникает из-за несоответствия желаемого с действительным. То есть фактор стресса фокусируется на самом столкновении внутреннего и внешнего мира человека. С этой позиции стрессоры делятся на субъективные и объективные. Первым соответствуют несовместимость генетических программ с современными условиями, некорректная реализация условных рефлексов, неправильная коммуникация и установки личности и др. К объективным стрессорам можно отнести жилищные и рабочие условия, чрезвычайные ситуации, взаимодействие с людьми.

Физиологические

К физиологическим факторам, вызывающим стресс, относятся:

  • Болевые воздействия
  • Экстремальные температуры, шум и световое воздействие
  • Прием чрезмерного количества определенных лекарственных препаратов (например, кофеина либо амфетаминов) и др.
  • В группу физиологических стрессоров можно отнести и голод, жажду, изоляцию. В зависимости от степени и длительности воздействия эти стрессоры могут нанести как существенный, так и незначительный вред здоровью.

    Типичной реакцией на физиологический стресс могут быть учащенное сердцебиение, напряжение мышц, дрожь (тремор) в конечностях, повышение артериального давления.

    Психологические

    По мнению специалистов, наиболее разрушительными для человеческого организма являются психологические стрессоры. Они условно делятся на информационные и эмоциональные:

  • Угроза самооценке или ближайшему окружению.
  • Необходимость срочного принятия решения.
  • Чрезмерная ответственность за кого-то или за что-то.
  • Конфликтные ситуации (различных мотивов).
  • Сигнал опасности и т.п.
  • Известно, что эмоциональные стрессоры по своему воздействию являются самыми глубокими. Они формируют в человеке обиды и страхи, которые со временем без адекватной оценки ситуации, словно сорняк, будут только разрастаться. Тем самым стресс и здоровье станут единым целым, деструктивным механизмом.

    Профессиональные

    Профессиональные факторы, вызывающие стресс, представляют собой смешанную группу. Они соединяют психологические и физиологические стрессоры. Это внешние раздражители и нагрузки, которые каждый человек испытывает на работе. Рассмотрим пример сотрудника службы спасения. Он наиболее ярко аккумулирует в себе максимальный уровень стрессоров. А именно с высокой ответственностью, психическим напряжением готовности, негативными окружающими факторами, информационной неопределенностью, дефицитом времени на принятие решений и опасностью для жизни.

    Примечательно, что стрессоры имеют свойство «заражать» собою массы. На том же примере сотрудника службы спасения можно увидеть, что стрессу подвергается не только исполнитель задания, но и коллектив, и семья сотрудника. Это обусловлено психологическими факторами взаимодействия, доверия, солидарности в социуме. Таким образом, человек при распределении внутренней нагрузки и резервов избавляется от накапливаемого напряжения.

    Последствия стресса

    Влияние стресса на здоровье человека, независимо от его степени воздействия, является негативным явлением и имеет довольно широкий спектр психологических, физических и социальных последствий. Все их можно разделить на:

    • Первичные - проявляются на психологическом и интеллектуальном уровне в связи с возникновением экстремальных ситуаций (потеря внимания, утомление, психоневротические состояния).
    • Вторичные - возникают в результате неудачных попыток преодолеть дезадаптивное состояние. Среди таковых последствий наблюдаются эмоциональное «выгорание», злоупотребление никотином, алкоголем или успокоительными препаратами, снижение работоспособности, агрессивные или депрессивные состояния.
    • Третичные - соединяют в себе психологическую, социальную, интеллектуальную и физическую стороны. Они могут выражаться в деформации личности, учащении конфликтов с окружающими людьми из-за внутренней неустроенности, в разрыве семейных и рабочих связей, потере работы, учебы, пессимизме и социальной апатии. Крайней степенью третичных последствий выступают суициды.
    Стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Причиной стресса является стрессор - стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства.
    С. А. Разумов (1976) разделил стрессоры, участвующие в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:1) стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры (боевые действия); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (экзамены);
    2) стрессоры оценок (оценка деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, воспоминание о горе, ожидание угрозы); б) победы и поражения (победа, любовь, поражение, смерть близкого человека); в) зрелища;
    3) стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщение (конфликты в семье, в школе, угроза или неожиданное известие); б) психосоциальные и физиологические ограничения (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, ограничивающие общение и деятельность, родительский дискомфорт, голод);
    4) физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота, сильный звук, качка, жара, землетрясение.
    Кратковременные стрессоры - это повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости), которые требуют минуты для адаптации.
    К продолжительным стрессорам относятся критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры; Хронические стрессоры долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).
    Стрессовые реакции бывают:
    Типичные эмоциональные стрессовые реакции - это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.
    Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция, заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения,и др. (подробнее физиологию стресса мы рассмотрим в ходе следующей лекции). Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.
    Чем дольше мы находимся в измененном физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей — длительность и степень — длительность является наиболее важным.

    Лекция, реферат. 19. Виды стрессоров и стрессовых реакций - кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.







    Введение

    Факторы, вызывающие стресс

    2Отражение стрессоров в деятельности

    2.1 Физиологический метод исследования

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Стресс - данный термин используется для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

    Впервые это понятие ввел психолог Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

    Позже оно стало использоваться в психологии для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

    В зависимости от вида воздействий и характера их влияний, стресс в психологии классифицируется на несколько видов: стресс физиологический и стресс психологический. Причем, последний делится на: стресс информационный и стресс эмоциональный.

    Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с какой-либо задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за принимаемые решения, их последствия.

    Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды... При этом происходят изменения в эмоциональных состояниях (часто возникают истерики), в речевом и двигательном поведении ("теряет дар речи", "встал как вкопанный").

    Однако стресс может оказывать и положительное, мобилизующее влияние на деятельность - дистресс.

    В этом случае человек способен за мгновение решить многое задачи, связанные с безопасностью, находить нестандартные подходы. В такие минуты ощущается прилив сил и энергии неизвестно откуда взявшейся. И хотя длительное пребывание в таком состоянии крайне нежелательно и опасно для организма, но для многих это прекрасная возможность находиться в тонусе.


    Факторы, вызывающие стресс


    1Понятие и сущность стресса, виды стрессоров


    Если верить Википедии - свободной энциклопедии, то стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека.

    Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременное условие свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, - постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостазис, гомеостаз, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учётом такого взгляда на жизнь, стресс - состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза организма. Стрессоры - любые новые, достаточно информативные, особенно личностно значимые, и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать нарушения гомеостаза организма разной степени выраженности .

    Итак определим, что стресс - это неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

    Факторы, вызывающие стрессовую реакцию, называются стрессорами. Они могут быть физическими (высокая и низкая температура, яд, чрезмерная физическая нагрузка и др.) и психологическими (конфликтная ситуация в семье, смерть близкого человека, обида, информационная перегрузка и др.).

    Стрессор (от англ. stress - давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) - фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

    Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными, т.е. формирующимися в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими, биологическими, информационными, психогенными и эмоциогенными.

    Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и других веществ, вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

    Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа) характеризуются как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причём современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия этих стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

    Условно стрессоры можно разделить на:

    )управляемые (зависят от нас);

    )неуправляемые (неподвластны нам);

    )те, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

    Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Наиболее часто встречающиеся управляемые стрессоры носят межличностный характер. Поведение людей часто определяют факторы здоровья и нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

    Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: в момент стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенное время .

    Продолжительность этого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что небольшой и непродолжительный стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а длительный и значительный - может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится месяц, год и уже стал причиной какого-либо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

    Наиболее общие формы стрессоров:

    )физиологическая (чрезмерная боль, сильный шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов);

    )психологическая (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.).

    Типы стрессоров:

    )страх;

    )голод;

    )жажда;

    )боль;

    )усталость;

    )изоляция.

    Факторы вызывающие стресс - это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит его в состояние стресса. Основные факторы, влияющие на возникновение стресса человека в организации: организационные, внутриорганизационные, личные .

    Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в частности, отсутствием работы, соответствующей его квалификации; плохими отношениями с сотрудниками; отсутствием перспектив роста, наличием конкуренции на рабочих местах и др.

    Рассмотрим примеры организационных факторов:

    )недостаточные нагрузки сотрудника, по которым работник не имеет возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере;

    Ситуация, что достаточно часто встречается в отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ через неуплату заказчиками;

    )недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в производственном процессе, коллективе, такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясность задачи, отсутствием перспектив роста;

    )необходимость одновременного выполнения различных задач, не связанных между собой, но срочных, эта причина часто встречается среди руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

    )неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкой смены направлений ее активности, такая ситуация характерна для значительного числа крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и простые сотрудники являются оторванными от процесса принятия решений.

    На многих фирмах Запада существуют целые программы привлечения персонала к делам фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества изделий, выпускаемых.

    Изменение задач наемного рабочего после перехода на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи - увеличение прибыли владельца этой фирмы.

    Внутриорганизационные факторы вызывают возникновения стрессов в результате действия таких обстоятельств:

    )отсутствием работы или длительным ее поиском;

    )конкуренции на рынке труда;

    )кризисного состояния экономики страны и региона в частности;

    )семейных трудностей.

    Личные факторы, которые вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и т.д.

    Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов.

    Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной физической и моральной нагрузки на человека (длительный поиск работы, постоянный успех, выяснение отношений), в результате которой его нервно-психологическое или физиологическое состояние является чрезвычайно напряженным.

    Острый стресс - состояние человека после события или явления, в результате которого он потерял психологическое равновесие (конфликт с начальником, ссоры с близкими людьми).

    Физиологический стресс возникает от физической перегрузки организма и воздействия на него вредных факторов окружающей среды (высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

    Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности из целого ряда причин: оскорбленного самолюбия, работы не соответствующей квалификации.

    Кроме того, такой стресс может быть результатом психологической перегрузки лица: выполнение слишком большого объема работ и ответственности за качество сложной и длительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

    Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума.

    Кроме того, на сегодня выделяют так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими факторами, связанными с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений.

    Когда динамически изменяется окружающая среда и конъюнктура рынка, усиливается конкурентная борьба, и поэтому необходимо принимать оперативные адекватные управленческие решения для обеспечения устойчивого развития предприятия и его конкурентоспособности.

    Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться - человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

    Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства .


    2 Отражение стрессоров в деятельности

    стресс психологический

    Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры.

    Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор - лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например «тройка» для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в пол силы, удовлетворительная отметка - норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними.

    Стрессоры, которые нам неподвластны-это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и многое другое. Вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь .

    Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу. Вместе с тем неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, довольно часто приводит к конфликтам.

    Например: руководитель подразделения по дороге на работу долго стоял в «пробке» на дороге, опоздавши на важное совещание в организации. В результате сотрудники подразделения - его подчиненные - получили выговор за грехи, которых не было. (Состоялось перенесение негативных эмоций из внешней ситуации, неподвластных человеку, на внутреннюю).

    Стресс, так же, как и конфликт, тесно связан с потребностями человека, невозможностью реализовать их, а это приводит к многократному усилению действия психологических механизмов защиты, физиологических возможностей.

    В целом стресс - явление достаточно распространенное и обычное. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему обид, чувства собственной незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне.

    Пример. Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет сделать так, как он считает нужным. Хотя для подчиненного вопрос является крайне важным, но убедить начальника он не в состоянии, а уйти на другую работу пока невозможно, то работник уступает, подчиняется.

    В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте, настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может стать увольнение этого работника из организации.

    Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными переживаниями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессами позволяет предотвращать конфликты, а в случае их возникновения - грамотно их решать.

    Небольшой и непродолжительный стресс может лишь слегка влиять на человека, а длительный и (или) значительный выводит из равновесия его физиологические и психологические функции, отрицательно сказывается на здоровье, работоспособности, эффективности труда и отношений в коллективе (в этом случае его называют дистресс).

    Стрессоры, на которые мы можем не посредственно влиять -это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске.

    Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации - это такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли «Выключила ли я утюг?» до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты .

    В повседневной жизни мы называем стрессами различные события, влияющие на нас негативно. Но знаем ли мы, насколько много стрессов в жизни современного человека?

    Итак, какие же бывают стрессы:

    )информационный стресс. В нашем современном обществе количество обрушивающейся на нас информации уже давно перешло все разумные пределы. Телевидение, интернет - эти средства сделали доступными такие объемы информации, что это вызывает перегрузку;

    )информационная агрессия. Те же СМИ, как правило, спекулируют в погоне за рейтингом, выливая на нас огромные объемы информации, пробуждающей негативные эмоции (страх, тревогу и пр.). Это и понятно - им так проще нас приковать к экранам. А мы покупаемся;

    )стресс переработки мозгом информации. Информации много, мозг активно работает, стараясь ее "разложить по полочкам". При этом задействуется, в основном, левое полушарие. Правое при этом простаивает, и нарушается межполушарное равновесие. Возникает дефицит естественного транса.

    Из-за этого дефицита и возникает так называемая троица Франкла (известный австрийский психотерапевт):

    )депрессия;

    )агрессия;

    )наркомания;

    Двигательный стресс. Считается, что в норме человек ежедневно должен проходить пешком 10 тысяч шагов. Подумаем, сколько проходим мы?? Ответ ясен. А ведь при ходьбе стимулируются активные точки стопы, усиливается кровоток во всем теле, и от работающих мышц мозг поддерживается в тонусе!

    Стресс скорости и расстояния. Так уж мы устроены, что для нас неестественно перемещение со скоростью большей, чем мы можем развить сами. И расстояния для нас физиологичны только те, которые мы могли бы пройти пешком. Сюда же отнесем и реакцию на смену часовых поясов, которая называется десинхроноз. Происходит сбой всех физиологических ритмов!

    Стресс жителя мегаполиса. Здесь имеется в виду вот что. Вся среда большого города для человека, в общем-то, неестественна. Искусственное освещение насильно растягивает продолжительность дня - раньше люди ложились спать с закатом. Пребывание на высоте более третьего этажа тоже стресс - ведь в дикой природе на таких высотах человек не жил. Смотрел человек, в основном, вдаль, как птицы летают и стада пасутся, а сейчас - постоянный зрительный стресс. В городе постоянно шум, чего не было в естественной среде человеческого обитания.

    Эмоциональные стрессы. Приходится признать, что в современном обществе даром, что люди живут скученно. А вот теплого, душевного контакта не хватает. Общение между людьми чаще поверхностное, формальное.

    Стресс постоянных изменений. Все меняется стремительно в теперешнем мире. То, что раньше казалось устойчивым и незыблемым, в один миг может обрушиться! Нет уверенности в будущем, особенно с нарастанием финансово-экономических кризисов. Это состояние для человека является одним из самых больших стрессоров.

    Рабочий стресс - важная проблема современного рабочего места. Ему подвержены около трети работников. Четверть работников считают, что их работа является стрессовым фактором в их жизни . Три четверти работников считают, что раньше (то есть поколение назад) работа была не такой выматывающей. Многие также признают, что стресс является главной причиной текучести кадров.

    Причиной рабочего стресса являются условия труда. Вопрос о том, что оказывает большее влияние - условия работы или личные характеристики работника, является спорным. Различные ответы на этот вопрос порождают различные способы решения проблемы. Если считать, что персональные особенности важнее, то на первый план выходят приспособляемость и навыки общения. Предполагается, что эти навыки помогут работнику приспособиться даже к не очень хорошим условиям труда. Такая точка зрения подчёркивает важность стратегий помощи работнику в приспособлении к изменениям условий труда.

    Можно еще долго перечислять всевозможные источники стрессов - основные я назвала. Важно понимать, что все эти воздействия не проходят для людей бесследно. Стресс склонен накапливаться.

    Стресс - это ответная реакция на происходящие изменения в нашей жизни. Наше тело реагирует физически, эмоционально и психически на любое изменение в существующем положении вещей. Причём изменения не обязательно должны быть негативными, позитивные изменения также могут быть достаточно стрессовыми. Иногда мысль о предстоящих изменениях может вызвать стресс.

    Важно научиться сохранять спокойствие и выдержку. Первый, кому необходимо оказать антистрессовую помощь - Вы сами!


    2.Методические аспекты изучения стресса


    1 Физиологический метод исследования


    Стресс - один из механизмов адаптации в организме человека в ответ на стрессорное воздействие любой природы, в том числе и психологической. Критериями стресса являются объективные показатели нервной, эндокринной и висцеральной систем (сердечно - сосудистая, кожа и т.д.)

    По мнению В.Д. Небылицина, устойчивость оптимальных рабочих параметров субъекта зависит от факторов, имеющих личностный характер:

    ) состояние внутренних органов и, прежде всего сердечно - сосудистой системы, острота зрения и слуха, вегетативная реакция;

    ) динамика свойств нервной системы: сила и уравновешенность;

    ) собственно психологические факторы - характерологические особенности личности.

    Физиологические методы исследования позволяют рассмотреть стресс как колебание гомеостатических процессов с обязательным учетом социальной обусловленности биологической адаптации. Измерения следует проводить в одно и то же время, после сна перед рабочей нагрузкой, т.к. необходимо регистрировать следовые процессы в изменении функций.

    Коэффициент здоровья (КЗ), или индекс функциональных изменений (ИФИ) предназначен для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения адаптационного потенциала последней. Он был предложен А. П. Берсеневой и Р. М. Баевским, авторы предлагают рассматривать изменения сердечного ритма в связи с адаптационной реакцией целостного организма как проявление различных стадий общего адаптационного синдрома.

    ИФИ (КЗ) определяется в условных единицах-баллах. Для вычисления ИФИ (КЗ) требуются данные о частоте пульса (ЧП), артериального давления (АДс - систолическое, АДд - диастолическое), росте (Р), массе тела (МТ) и возрасте (В).

    Вычисляется по формуле 1.

    Формула 1

    На основании полученного значения индекса Баевского каждый обследуемый может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации: удовлетворительная адаптация (ИФИ менее 2,59), напряжение механизмов адаптации (ИФИ от 2,6 до 3,09), неудовлетворительная адаптация (ИФИ 3,1 до 3,49) и срыв адаптации (ИФИ более 3,5). Чем выше значение ИФИ, тем выше вероятность наличия напряжения адаптационных механизмов .

    Рассчитаем по формуле личные данные: ЧП - 76 ударов/мин., АДс - 110 мм. рт.ст., АДд - 80 мм.рт.ст., Р - 172м, МТ - 85 кг, В - 24 года.

    ИФИ =0,011*76+0,014*110+0,008*80+0,014*24+0,009*85-0,009*172-0,27

    ИФИ=2,229, следовательно удовлетворительная адаптация организма.


    2 Шкала стрессогенных жизненных событий


    Шкала стрессогенных жизненных событий предложена Т. Холмс и Р. Райх в 1967 году. Несмотря на эмпиричность методики, несомненными ее достоинствами являются: 1) учет суммарного уровня психосоциального стресса, т. е. глобальной массы событий и степени их тяжести, а не отдельных событий, как было раньше; 2) учет повседневных, часто встречающихся факторов, а не катастроф и других из ряда вон выходящих событий; 3) исследование человека в повседневной жизни, а не в лаборатории 4) представление об изменении социальной ситуации данного человека, а не социальной ситуации как таковой 5) исследование воздействия близко отстоящих по времени событий, а не детских психогений.

    Воспользовавшись приведенной ниже шкалой (рисунок 1), постарайтесь вспомнить все события, происшедшие вами в течение последнего года и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. Возможно, вам пришли в голову другие события, не включенные в эту шкалу (например, наводнение, ремонт дома, ограбление). Сколько баллов вы приписали бы этим событиям и приплюсуйте их к баллам, полученным по шкале .

    В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50 % вероятности возникновения соматического заболевания из - за стресса, при 300 баллах она увеличивается до 90%.


    Рисунок 1 - Шкала стрессогенных жизненных событий


    Сделаем шкалу стресогенных жизненных событий на личном примере.

    Оформим результат в таблице 1.


    Таблица 1 - Шкала стресогенных жизненных событий Зайковой О.П.

    Жизненные событияЗначение события в баллахСмерть близкого члена семьи100Появление нового члена семьи56Изменение финансового положения42Изменение должности18Начало обучения в учебном заведении23Перемена места жительства9Кредит для покупки вещей13Отпуск11Новый год12

    Итого получаем результат - 289 балов. Делаем вывод, что вероятность возникновения соматического заболевания в результате стресса очень велика.


    Заключение


    В повседневной жизни человек постоянно попадает в разные ситуации. Среди их множества особо выделяются те, которые мы обозначаем как стрессогенные ситуации.

    Стрессу одинаково подвержены все живые организмы, способные взаимодействовать с окружающей средой. Стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально. Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение и при этом стресс не просто нервное напряжение, а также это и нервная перегрузка, и сильное эмоциональное возбуждение.

    К последствиям стресса относятся эмоциональные реакции, например, неадекватное, завышенное реагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, а также переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табака или лекарств, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться. Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.


    Список литературы


    1.Персональная страничка практического психолога Коваль Е.П. - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Гречихин А.А. Социология и психология чтения: учебное пособие для вузов/ А.А.Гречихин - М: МГУП, 2007 - 383 с.

    .Свободная энциклопедия Википедия - Электронные дан. - Режим доступа: #"justify">.Панченко Л. Л. Диагностика стресса: учебное пособие/Л.Л. Панченко - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005 - 35с.

    .Чиксентмихайи М. Социология и психология управления/ М. Чиксентмихайи, Елена Перова. - М: Альпина нон-фикшн, 2011 - 555с.

    .Страничка практикующего психотерапевта Еремеев - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">.BrainTools.ru - Электрон. дан. - Режим доступа:://www.braintools.ru/article/9548


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Стресс – термин, дословно обозначающий давление или напряжение. Под ним понимают состояние человека, которое возникает в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, которые принято называть стрессорами . Они могут быть физическими (тяжелая работа, травма) или психическими (испуг, разочарование).

    Распространенность стресса очень велика. В развитых странах 70% населения находятся в состоянии постоянного стресса. Свыше 90% страдают от стресса несколько раз в месяц. Это очень тревожный показатель, учитывая, насколько опасными могут быть последствия стресса.

    Переживание стресса требует от человека больших энергозатрат. Поэтому длительное воздействие стрессовых факторов вызывает слабость, апатию, ощущение нехватки сил. Также со стрессом связывают развитие 80% известных науке заболеваний.

    Виды стресса

    Предстрессовое состояние – тревога, нервное напряжение, возникающее в ситуации, когда на человека действуют стрессовые факторы. В этот период он может принять меры для предотвращения стресса.

    Эустресс – полезный стресс. Это может быть стресс, вызванный сильными положительными эмоциями. Также эустресс – умеренный стресс, который мобилизует резервы, заставляя эффективнее бороться с проблемой. Этот вид стресса включает в себя все реакции организма, которые обеспечивают срочную адаптацию человека к новым условиям. Он дает возможность избежать неприятной ситуации, бороться или приспособиться. Таким образом, эустресс – это механизм, обеспечивающий выживание человека.

    Дистресс – вредный деструктивный стресс, с которым организм справиться не в состоянии. Этот вид стресса вызывается сильными негативными эмоциями, или физическими факторами (травмы, болезни, переутомление), которые воздействуют долгое время. Дистресс подрывает силы, мешая человеку не только эффективно решить проблему, которая вызвала стресс, но и жить полноценно.

    Эмоциональный стресс – эмоции, сопровождающие стресс: тревога, страх, гнев, печаль. Чаще всего именно они, а не сама ситуация вызывают негативные изменения в организме.

    По длительности воздействия стрессы принято делить на два вида:

    Острый стресс – стрессовая ситуация продолжалась короткий промежуток времени. Большинство людей быстро приходят в норму, после короткой эмоциональной встряски. Однако если потрясение было сильным, то возможны нарушения функционирования НС, такие как энурез, заикание, тики.

    Хронический стресс – стрессовые факторы воздействуют на человека длительное время. Такая ситуация менее благоприятна и опасна развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы и обострением имеющихся хронических болезней.

    Какие бывают фазы стресса?

    Фаза тревоги – состояние неопределенности и страха в связи с приближающейся неприятной ситуацией. Ее биологический смысл – «подготовить оружие» для борьбы с возможными неприятностями.

    Фаза сопротивления – период мобилизации сил. Фаза, в которой отмечается повышение мозговой активности и мышечной силы. Эта фаза может иметь два варианта разрешения. В лучшем случае происходит адаптация организма к новым условиям жизни. В худшем, человек продолжает испытывать стресс и переходит к следующей фазе.

    Фаза истощения – период, когда человек ощущает, что силы на исходе. На этой стадии ресурсы организма истощаются. Если выход из сложной ситуации не найден, то развиваются соматические заболевания и психологические изменения.

    Что вызывает стресс?

    Причины развития стресса могут быть самые разнообразные.

    Физические причины стресса

    Психические причины стресса

    Внутренние

    Внешние

    Сильная боль

    Хирургическая операция

    Инфекции

    Переутомление

    Непосильная физическая работа

    Загрязнение окружающей среды

    Несоответствие ожиданий действительности

    Несбывшиеся надежды

    Разочарование

    Внутренний конфликт – противоречие, между «хочу» и «надо»

    Перфекционизм

    Пессимизм

    Заниженная или завышенная самооценка

    Сложности с принятием решений

    Отсутствие усердия

    Невозможность самовыражения

    Отсутствие уважения, признания

    Цейтнот, ощущение недостатка времени

    Угроза жизни и здоровью

    Нападение человека или животного

    Конфликты в семье или коллективе

    Материальные проблемы

    Природные или техногенные катастрофы

    Болезнь или смерть близкого человека

    Вступление в брак или развод

    Измена близкого человека

    Устройство на работу, увольнение, выход на пенсию

    Утрата денег или имущества

    Необходимо отметить, что реакция организма не зависит от того, какая причина вызвала стресс. И на перелом руки, и на развод организм отреагирует одинаково – выделением гормонов стресса. Его последствия будут зависеть от того, насколько значима ситуация для человека и как долго он находится под ее воздействием.

    От чего зависит восприимчивость к стрессу?

    Одно и то же воздействие может быть по-разному оценено людьми. Одна и та же ситуация (например, утрата определенной суммы), у одного человека вызовет сильный стресс, а у другого лишь досаду. Все зависит от того, какое значение человек предает данной ситуации. Большую роль играют сила нервной системы, жизненный опыт, воспитание, принципы, жизненная позиция, нравственные оценки и т.д.

    Воздействию стресса больше подвержены личности, для которых характерна тревожность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, склонность к ипохондрии и депрессии.

    Одним из важнейших факторов является состояние нервной системы на данный момент. В периоды переутомлений и болезней у человека снижается способность адекватно оценивать ситуацию и сравнительно небольшие воздействия могут вызвать серьезный стресс.

    Последние исследования психологов показали, что менее восприимчивыми к стрессу являются люди с наименьшим уровнем кортизола. Как правило, их тяжелее вывести из себя. А в стрессовых ситуациях они не теряют самообладания, что позволяет им добиться значительных успехов.

    Признаки низкой стрессоустойчивости и высокой восприимчивости к стрессу:

    • Вы не можете расслабиться после тяжелого дня;
    • Вы переживаете волнение после незначительного конфликта;
    • Вы многократно прокручиваете в голове неприятную ситуацию;
    • Вы можете оставить начатое дело из-за опасений, что не справитесь с ним;
    • У вас нарушается сон из-за пережитого волнения;
    • Волнения вызывают заметное ухудшение самочувствия (головную боль, дрожь в руках, учащенное сердцебиение, чувство жара)

    Если на большинство вопросов вы дали утвердительные ответы, это означает, что необходимо повышать устойчивость к стрессу.

    Какие бывают поведенческие признаки стресса?

    Как распознать стресс по поведению? Стресс изменяет поведение человека определенным образом. Хотя его проявления во многом зависят от характера и жизненного опыта человека, но существует и ряд общих признаков.


    • Переедание. Хотя иногда наблюдается потеря аппетита.
    • Бессонница. Сон поверхностный с частыми пробуждениями.
    • Замедленность движений или суетливость.
    • Раздражительность. Может проявляться плаксивостью, брюзжанием, необоснованными придирками.
    • Замкнутость, уход от общения.
    • Нежелание работать. Причина кроется не в лени, а в снижении мотивации, силы воли и дефиците сил.

    Внешние признаки стресса связаны с чрезмерным напряжением отдельных групп мышц. К ним относятся:

    • Поджатые губы;
    • Напряжение жевательных мышц;
    • Приподнятые «зажатые» плечи;

    Что происходит в организме человека во время стресса?

    Патогенетические механизмы стресса – стрессовая ситуация (стрессор) воспринимается корой головного мозга, как угрожающая. Далее возбуждение проходит по цепи нейронов в гипоталамус и гипофиз. Гипофизальные клетки продуцируют адренокортикотропный гормон, который активирует кору надпочечников. Надпочечники в больших количествах выбрасываю в кровь гормоны стресса – адреналин и кортизол, которые призваны обеспечить адаптацию в стрессовой ситуации. Однако если организм слишком долго находится под их воздействием, очень чувствителен к ним или гормонов вырабатывается в избытке, то это может привести к развитию болезней.

    Эмоции активируют вегетативную нервную систему, точнее ее симпатический отдел. Этот биологический механизм призван сделать тело более сильным и выносливым на короткий срок, настроить его на активную деятельность. Однако длительная стимуляция вегетативной нервной системы вызывает спазм сосудов и нарушение работы органов, которые испытывают недостаток кровообращения. Отсюда нарушение функций органов, боли, спазмы.

    Позитивные последствия стресса

    Позитивные последствия стресса связаны с воздействием на организм все тех же стрессовых гормонов адреналина и кортизола. Их биологический смысл – обеспечить выживание человека в критической ситуации.

    Позитивное воздействие адреналина

    Позитивное воздействие кортизола

    Появление страха, тревоги, беспокойства. Эти эмоции предупреждают человека о возможной опасности. Они дают возможность подготовиться к сражению, убежать или спрятаться.

    Учащение дыхания – это обеспечивает насыщение крови кислородом.

    Ускорение сердцебиения и подъем артериального давления – сердце лучше снабжает кровью организм для эффективной работы.

    Стимуляция умственных способностей путем улучшения доставки мозгу артериальной крови.

    Усиление мышечной силы через улучшение кровообращения мышц и повышение их тонуса. Это помогает реализовать инстинкт «бейся или беги».

    Прилив энергии за счет активации обменных процессов. Это позволяет человеку ощутить прилив сил, если до этого он испытывал усталость. Человек проявляет мужество, решимость или агрессию.

    Повышение уровня глюкозы в крови, что обеспечивает клетки дополнительным питанием и энергией.

    Уменьшение кровотока во внутренних органах и коже. Этот эффект позволяет уменьшить кровотечение во время возможного ранения.

    Прилив бодрости и сил за счет ускорения обмена веществ: повышения уровня глюкозы в крови и расщепления белков на аминокислоты.

    Подавление воспалительной реакции.

    Ускорение свертывания крови за счет увеличения числа тромбоцитов, способствует остановке кровотечений.

    Снижение активности второстепенных функций. Организм экономит энергию, чтобы направить ее на борьбу со стрессом. Например, уменьшается образование иммунных клеток, подавляется активность эндокринных желез, снижается перистальтика кишечника.

    Снижение риска развития аллергических реакций. Этому способствует угнетающее воздействие кортизола на иммунную систему.

    Блокировка выработки дофамина и серотонина – «гормонов счастья», которые способствуют расслаблению, что может иметь критические последствия в опасной ситуации.

    Повышение чувствительности к адреналину. Это усиливает его эффекты: учащение сердцебиения, повышение давления, усиление притока крови к скелетным мышцам и сердцу.

    Необходимо заметить, что положительное воздействие гормонов отмечается при краткосрочном их воздействии на организм. Поэтому кратковременный умеренный стресс может быть полезен для организма. Он мобилизует, заставляет собраться силами, чтобы найти оптимальное решение. Стресс обогащает жизненный опыт и в дальнейшем человек уверенно чувствует себя в подобных ситуациях. Стрессы повышают способность к адаптации и определенным образом способствуют развитию личности. Однако важно, чтобы стрессовая ситуация разрешилась до того, как исчерпаются ресурсы организма и начнутся негативные изменения.

    Негативные последствия стресса

    Негативные последствия стресса для психики обусловлены длительным действием гормонов стресса и переутомлением нервной системы.

    • Снижается концентрация внимания, что влечет за собой ухудшение памяти;
    • Появляются суетливость и несобранность, что повышает риск принятия необдуманных решений;
    • Низкая работоспособность и повышенная утомляемость могут быть следствием нарушением нейронных связей в коре больших полушарий;
    • Преобладают негативные эмоции – общая неудовлетворенность положением, работой, партнером, внешним видом, что повышает риск развития депрессии;
    • Раздражительность и агрессия, которые осложняют взаимодействие с окружающими и затягивают разрешение конфликтной ситуации;
    • Стремление облегчить состояние при помощи алкоголя, антидепрессантов, наркотических препаратов;
    • Снижение самооценки, неверие в свои силы;
    • Проблемы в сексуальной и семейной жизни;
    • Нервный срыв – частичная потеря контроля над своими эмоциями и действиями.

    Негативные последствия стресса для организма

    1. Со стороны нервной системы . Под воздействием адреналина и кортизола ускоряется разрушение нейронов, нарушается налаженная работа различных отделов нервной системы:

    • Излишняя стимуляция нервной системы. Длительная стимуляция ЦНС ведет к ее переутомлению. Как и другие органы, нервная система не может долгое время работать в непривычно интенсивном режиме. Это неминуемо приводит к различным сбоям. Признаками переутомления являются сонливость, апатия, депрессивные мысли, тяга к сладкому.
    • Головные боли могут быть связаны с нарушением работы сосудов мозга и ухудшением оттока крови.
    • Заикание , энурез (недержание мочи), тики (неконтролируемые сокращения отдельных мышц). Возможно, они возникают, когда нарушаются нейронные связи между нервными клетками головного мозга.
    • Возбуждение отделов нервной системы. Возбуждение симпатического отдела нервной системы приводит к нарушению функций внутренних органов.

    2. Со стороны иммунной системы. Изменения связаны повышением уровня глюкокортикоидных гормонов, которые угнетают работу иммунной системы. Возрастает восприимчивость к различным инфекциям.

    • Снижается выработка антител и активность иммунных клеток. В результате повышается восприимчивость к вирусам и бактериям. Растет вероятность заразиться вирусными или бактериальными инфекциями. Также увеличивается шанс самозаражения – распространения бактерий из очагов воспаления (воспаленных гайморовых пазух, небных миндалин) в другие органы.
    • Снижается иммунная защита против появления раковых клеток, возрастает риск развития онкологии.

    3. Со стороны эндокринной системы. Стресс оказывает значительное влияние на работу всех гормональных желез. Он может вызвать как увеличение синтеза, так и резкое снижение выработки гормонов.

    • Сбой менструального цикла. Сильный стресс может нарушить работу яичников, что проявляется задержкой и болезненностью во время месячных. Проблемы с циклом могут продолжаться до полной нормализации ситуации.
    • Снижение синтеза тестостерона, что проявляется снижением потенции.
    • Замедление темпов роста. Сильный стресс у ребенка может уменьшить выработку гормона роста и вызвать задержку в физическом развитии.
    • Снижение синтеза трийодтиронина Т3 при нормальных показателях тироксина Т4. Сопровождается повышенной утомляемостью, мышечной слабостью, снижением температуры, отечностью лица и конечностей.
    • Снижение пролактина. У кормящих женщин длительный стресс может вызвать снижение выработки грудного молока, вплоть до полной остановки лактации.
    • Нарушение работы поджелудочной железы, ответственной за синтез инсулина , вызывает сахарный диабет.

    4. Со стороны сердечно-сосудистой системы . Адреналин и кортизол учащают сердцебиение и сужают сосуды, что имеет ряд негативных последствий.

    • Повышается кровяное давление, что увеличивает риск гипертонической болезни.
    • Увеличивается нагрузка на сердце и количество перекачанной за минуту крови возрастает втрое. В сочетании с повышенным давлением это увеличивает риск развития инфаркта и инсульта.
    • Ускоряется сердцебиение и повышается риск нарушений сердечного ритма (аритмия , тахикардия).
    • Возрастает риск образования тромбов из-за увеличения числа тромбоцитов.
    • Повышается проницаемость кровеносных и лимфатических сосудов, снижается их тонус. В межклеточном пространстве скапливаются продукты обмена и токсины. Отечность тканей увеличивается. Клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ.

    5. Со стороны пищеварительной системы нарушение работы вегетативного отдела нервной системы вызывает спазмы и нарушение кровообращения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Это может иметь различные проявления:

    • Чувство кома в горле;
    • Трудности при глотании из-за спазма пищевода;
    • Боли в желудке и различных отделах кишечника, вызванные спазмом;
    • Запоры или поносы, связанные с нарушением перистальтики и выделения пищеварительных ферментов;
    • Развитие язвенной болезни ;
    • Нарушение работы пищеварительных желез, что вызывает гастрит , дискинезию желчевыводящих путей и другие функциональные расстройства пищеварительной системы.

    6. Со стороны опорно-двигательной системы длительный стресс вызывает спазм мышц и ухудшение кровообращения костной и мышечной ткани.

    • Спазм мышц, преимущественно в области шейно-грудного отдела позвоночника. В сочетании с остеохондрозом это может привести к сдавливанию корешков спинно-мозговых нервов – возникает радикулопатия. Это состояние проявляется болью в шее, конечностях, грудной клетке. Оно также может вызвать болевые ощущения в области внутренних органов – сердца, печени.
    • Хрупкость костей – вызывается снижением кальция в костной ткани.
    • Снижение мышечной массы – гормоны стресса усиливают распад мышечных клеток. При длительном стрессе организм использует их как резервный источник аминокислот.

    7. Со стороны кожи


    • Угревая сыпь. Стресс повышает выработку кожного сала. Закупоренные волосяные фолликулы воспаляются на сниженного иммунитета.
    • Нарушения в работе нервной и иммунной системе провоцируют нейродермит и псориаз.

    Подчеркнем, что кратковременные эпизодические стрессы не наносят серьезного ущерба здоровью, поскольку вызванные ими изменения обратимы. Болезни развиваются со временем, если человек продолжает остро переживать стрессовую ситуацию.

    Какие бывают способы реагирования на стресс?

    Выделяют три стратегии реагирования на стресс :

    Кролик – пассивная реакция на стрессовую ситуацию. Стресс лишает возможности рационально мыслить и активно действовать. Человек прячется от проблем, поскольку не имеет сил справиться с травмирующей ситуацией.

    Лев – стресс заставляет задействовать все резервы организма на короткий промежуток времени. Человек бурно и эмоционально реагирует на ситуацию, делая «рывок» для ее решения. Эта стратегия имеет свои недостатки. Действия часто бывают необдуманными и излишне эмоциональными. Если ситуацию не удалось разрешить быстро, то силы истощаются.

    Вол – человек рационально задействует свои умственные и психические ресурсы, поэтому может долго жить и работать, испытывая стресс. Эта стратегия самая оправданная с точки зрения нейрофизиологии и самая продуктивная.

    Методы борьбы со стрессом

    Выделяют 4 основные стратегии борьбы со стрессом.

    Повышение информированности. В сложной ситуации важно снизить уровень неопределенности, для этого важно владеть достоверной информацией. Предварительное «проживание» ситуации устранит эффект внезапности позволит действовать эффективнее. Например, перед поездкой в незнакомый город подумайте, чем вы займетесь, что хотите посетить. Узнайте адреса отелей, достопримечательностей, ресторанов, ознакомьтесь с отзывами о них. Это поможет меньше переживать перед путешествием.

    Всесторонний анализ ситуации , рационализация . Оцените свои силы и ресурсы. Учитывайте сложности, с которыми придется столкнуться. По возможности подготовьтесь к ним. Перенесите внимание с результата на действие. Например, снизить страх перед собеседованием поможет анализ сбор информации о компании, подготовка к вопросам, которые задают чаще всего.

    Снижение значимости стрессовой ситуации. Эмоции мешают рассмотреть суть и найти очевидное решение. Представьте, как видится эта ситуация посторонним людям, для которых это событие привычно и не имеет значения. Попробуйте думать об этом событии без эмоций, сознательно снижая его значимость. Представьте, как вы будете вспоминать о стрессовой ситуации через месяц или год.

    Усиление возможных отрицательных последствий. Представьте наихудший вариант развития событий. Как правило, люди гонят от себя эту мысль, что делает ее навязчивой, и она возвращается снова и снова. Осознайте, что вероятность катастрофы крайне мала, но даже, если она случится, выход из положения найдется.

    Установка на лучшее . Постоянно напоминайте себе, что все будет хорошо. Проблемы и переживания не могут продолжаться вечно. Необходимо собраться с силами и сделать все возможное, чтобы приблизить удачную развязку.

    Необходимо предостеречь, что во время длительного стресса возрастает соблазн решения проблем нерациональным способом при помощи оккультных практик, религиозных сект, знахарей и т.д. Такой подход может привести к новым, более сложным проблемам. Поэтому, если не удается самостоятельно найти выход и ситуации, то желательно обратиться к квалифицированному специалисту, психологу, юристу.

    Как помочь себе во время стресса?

    Различные способы саморегуляции при стрессе помогут успокоиться и минимизировать влияние негативных эмоций.

    Аутотренинг – психотерапевтическая методика, направленная на восстановление баланса, утраченного в результате стресса. Аутогенная тренировка основана на мышечном расслаблении и самовнушении. Данные действия снижают активность коры головного мозга и активируют парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Это позволяет нейтрализовать эффект от длительного возбуждения симпатического отдела. Для выполнения упражнения требуется расположиться в удобной позе и сознательно расслабить мышцы, особенно лица и плечевого пояса. Затем приступают к повторению формул аутогенной тренировки. Например: «Я спокоен. Моя нервная система успокаивается и набирается сил. Проблемы не беспокоят меня. Они воспринимаются как касание ветра. С каждым днем я становлюсь сильнее».

    Мышечная релаксация – техника расслабления скелетных мышц. Методика основана на утверждении, что тонус мышц и нервной системы взаимосвязаны. Поэтому если удастся расслабить мышцы, то снизится напряжение в нервной системе. При миорелаксации необходимо сильно напрячь мышцу, а затем максимально ее расслабить. С мышцами работают в определенном порядке:

    • доминантная рука от пальцев до плеча (правая у правшей, левая у левшей)
    • недоминантная рука от пальцев до плеча
    • спина
    • живот
    • доминантная нога от бедра до ступни
    • недоминантная нога от бедра до ступни

    Дыхательная гимнастика . Дыхательные упражнения для снятия стресса позволяют вернуть контроль над эмоциями и телом, снизить мышечное напряжение и частоту сердечных сокращений.

    • Дыхание животом. На вдохе медленно надуть живот, затем набрать воздух в средние и верхние отделы легких. На выдохе – выпустить воздух из грудной клетки, затем немного втянуть живот.
    • Дыхание на счет 12. Делая вдох, необходимо медленно сосчитать от 1-го до 4-х. Пауза – на счет 5-8. Выдох на счет 9-12. Таким образом, дыхательные движения и пауза между ними имеют одинаковую продолжительность.

    Ауторациональная терапия . В ее основе постулаты (принципы), помогающие изменить отношение к стрессовой ситуации и снизить выраженность вегетативных реакций. Для уменьшения уровня стресса человеку рекомендуют работать со своими убеждениями и мыслями, используя известные когнитивные формулы. Например:

    • Чему меня учит эта ситуация? Какой урок я могу вынести?
    • «Господи дай мне сил, изменить то что в моих силах, дай душевный покой смириться с тем, на что я не в состоянии повлиять и мудрости отличить одно от другого».
    • Необходимо жить «здесь и сейчас» или «Моешь чашку, думай о чашке».
    • «Все проходит и это пройдет» или «Жизнь как зебра».

    Эффективным дополнением упражнений станет прием лекарственных препаратов и добавок, стимулирующих питание клеток - например, препарата Милдронат: он оптимизирует внутриклеточные обменные процессы, позволяя сохранить питание нейронов на необходимом уровне даже в моменты, когда кислорода недостаточно, например, при состоянии стресса. Защищенные от голодания, клетки мозга работают значительно эффективнее, ускоряется выстраивание нейронных связей, что помогает организму справиться со стрессом.

    Психотерапия при стрессе

    Психотерапия при стрессе насчитывает более 800 методик. Самыми распространенными являются:


    Рациональная психотерапия. Психотерапевт учит пациента изменять отношение к волнующим событиям, менять неправильные установки. Основное воздействие направлено на логику и личные ценности человека. Специалист помогает освоить методы аутогенной тренировки, самовнушения и другие методики самопомощи при стрессе.

    Суггестивная психотерапия . Пациенту внушаются правильные установки, основное воздействие направлено на подсознание человека. Внушение может проводиться в расслабленном или в гипнотическом состоянии, когда человек находится между бодрствованием и сном.

    Психоанализ при стрессе . Направлен на извлечение из подсознания психических травм, вызвавших стресс. Проговаривание этих ситуаций позволяет уменьшить их воздействие на человека.

    Показания для психотерапии при стрессе:

    • стрессовое состояние нарушает привычный образ жизни, лишая возможности работать, поддерживать контакты с людьми;
    • частичная утрата контроля над собственными эмоциями и поступками на фоне эмоциональных переживаний;
    • формирование личностных особенностей – мнительности, тревожности, сварливости, эгоцентричности;
    • невозможность человека самостоятельно найти выход из стрессовой ситуации, справиться с эмоциями;
    • ухудшение соматического состояния на фоне стресса, развитие психосоматических заболеваний;
    • признаки невроза и депрессии;
    • посттравматическое расстройство.

    Психотерапия против стресса – действенный метод, который помогает вернуться к полноценной жизни, не зависимо от того, удалось ли разрешить ситуацию или приходится жить под ее воздействием.

    Как восстановиться после стрессов?

    После того, как стрессовая ситуация разрешилась нужно восстановить физические и психические силы. В этом могут помочь принципы здорового образа жизни.

    Смена обстановки. Поездка за город, на дачу другой город. Новые впечатления и прогулки на свежем воздухе создают в коре головного мозга новые очаги возбуждения, перекрывая воспоминания о пережитом стрессе.

    Переключение внимания . Объектом могут послужить книги, фильмы, спектакли. Положительные эмоции активируют мозговую деятельность, побуждая к активности. Таким образом они предупреждают развитие депрессии.

    Полноценный сон. Посвятите сну столько времени, сколько потребует ваш организм. Для этого необходимо несколько дней ложиться в 22, и вставать не по будильнику.

    Рациональное питание. В рационе должны присутствовать мясо, рыба и морепродукты, творог и яйца – эти продукты содержат белок для укрепления иммунитета. Свежие овощи и фрукты – важные источники витаминов и клетчатки. Разумное количество сладкого (до 50 г в день) поможет мозгу восстановить энергетические ресурсы. Питание должно быть полноценным, но не чересчур обильным.

    Регулярные физические нагрузки . Особенно полезны гимнастика, йога, стретчинг, пилатес и другие упражнения, направленные на растягивание мышц помогают снять мышечный спазм, вызванный стрессом. Также они улучшат кровообращение, что положительно сказывается на состоянии нервной системы.

    Общение . Общайтесь с позитивными людьми, которые заряжают вас хорошим настроением. Предпочтительнее личные встречи, но подойдет и телефонный звонок или общение онлайн. Если такой возможности или желания нет, то найдите место, где можно в спокойной обстановке побыть среди людей – кафе или читальный зал библиотеки. Общение с домашними животными также помогает восстановить утраченный баланс.

    Посещение спа-салона, бани, сауны . Такие процедуры способствуют расслаблению мышц и снятию нервного напряжения. Они могут помочь освободиться от грустных мыслей и настроиться на позитивный лад.

    Массажи, ванны, солнечные ванны, купание в водоемах . Эти процедуры оказывают успокаивающее и общеукрепляющее действие, помогая восстановить утраченные силы. При желании некоторые процедуры можно проводить дома, например ванны с морской солью или хвойным экстрактом, самомассаж или ароматерапю.

    Приемы повышения стрессоустойчивости

    Стрессоустойчивость – это набор качеств личности, позволяющий переносить стрессы с наименьшим вредом для здоровья. Устойчивость к стрессу может быть врожденной особенностью нервной системы, но ее можно и развить.

    Повышение самооценки. Доказана зависимость – чем выше уровень самооценки, тем выше стрессоустойчивость. Психологи советуют: формируйте уверенное поведение, общайтесь, двигайтесь, действуйте, как уверенный в себе человек. Со временем поведение перерастет во внутреннюю уверенность в своих силах.

    Медитация. Регулярная медитация несколько раз в неделю по 10 мин снижает уровень тревоги и степень реакции на стрессовые ситуации. Она также снижает уровень агрессии, что способствует конструктивному общению в стрессовой ситуации.

    Ответственность . Когда человек отходит от позиции жертвы, и берет на себя ответственность за происходящее, он становится менее уязвим к внешним воздействиям.

    Интерес к изменениям . Человеку свойственно бояться изменений, поэтому неожиданность и новые обстоятельства часто провоцируют стресс. Важно создать установку, которая поможет воспринимать изменения как новые возможности. Спрашивайте себя: «что хорошего может принести мне новая ситуация или жизненные перемены».

    Стремление к достижениям . Люди, которые стремятся достичь цели, реже испытывают стресс, по сравнению с теми, кто пытается избежать неудач. Поэтому для повышения стрессоустойчивости важно планировать жизнь, ставя краткосрочные и глобальные цели. Ориентация на результат помогает не обращать внимание на мелкие неурядицы, возникающие на пути к цели.

    Тайм-менеджмент . Правильное распределение времени избавляет от цейтнота – одного из главных стрессовых факторов. Для борьбы с дефицитом времени удобно пользоваться матрицей Эйзенхауэра. В ее основе лежит деление всех ежедневных дел на 4 категории: важные и срочные, важные несрочные, не важные срочные, не важные и несрочные.

    Стрессы – неотъемлемая часть жизни человека. Полностью исключить их нельзя, но возможно уменьшить их влияние на здоровье. Для этого необходимо сознательно повышать стрессоустойчивость и не допускать затяжных стрессов, своевременно начиная борьбу с негативными эмоциями.