Ранний детский аутизм каннера выявляется в возрасте. Лечение и реабилитация ребёнка с диагнозом ДЦП

Ольга Петренко

Аутизм у детей начинает проявляться с самых ранних лет жизни, его сценарий развития может сильно отличаться и будет зависеть от того, какие специалисты занимаются вашей проблемой и насколько вам удастся найти подход к малышу с особыми потребностями. Как диагностируют аутизм синдром Каннера и Аспергера, чем чреваты оба заболевания и что ожидает ваше дитя в будущем - читайте в нашей статье .

Аутизм - психическое заболевание или особенность развития

Несмотря на то что на весь период обследования и лечения вашим ребёнком будет заниматься психиатр, строго говоря его состояние не является психотической болезнью. Аутизм - это отставание в развитии, расстройство, имеющее биологическую природу, по крайней мере, как считается на сегодняшний день.

Симптомы аутизма легко выявляемы из-за того, что малыш с ранних лет отличается странным поведением: его спектр эмоций довольно скуден, он часто зацикливается на одних действиях и предметах, не разговаривает и плохо идёт на контакт. Замкнутость сама по себе не является признаком умственной отсталости, но при диагностике именно этот показатель начинает выступать на первый план.

Градация болезни включает глубокое поражение личности с ощутимым умственным отставанием (Каннера) и менее заметная эмоциональная недоразвитость на фоне обычного или высокого интеллекта (Аспергера).

Спектр расстройств также включает такие формы, как синдром Ретта с подключением двигательных дисфункций (неспособность контролировать не только эмоции, но и моторику тела), синдром савант (аутизм одарённых детей) с наличием как бы отдушины человека в каком-либо виде искусства или точных наук.

К аутизму не относится ещё один специфический вид расстройства развития, хотя в названии этимология сохраняется - это высокофункциональный аутизм. Речь идёт о сохранённой способности к самостоятельному решению повседневных задач общения, в то время как нестандартные ситуации человек проходит с трудностями или вообще не может справиться с ними.

Продуктивная психотическая симптоматика у заболеваний любого вида отсутствует: дети не деградируют, не страдают диссоциацией личности, бредовыми состояниями или неспособностью отличить реальность от вымышленного мира фантазий.

Однако из-за связи болезни с нейробиологическими функциями организма и их влияния на поведение аутизм относится к области психиатрии, а не неврологии.

Как определяют аутизм у детей

Основанием для проверки будут жалобы родителей на особенности поведения их ребёнка, которые можно заметить в возрасте, когда другие дети подключаются к осознанным контактам со взрослыми и сверстниками. В первые годы жизни аутизм тоже имеет свои проявления - в играх, мимике, доходчивости контактов с людьми и пр.

Но пока ребёнок не демонстрирует речевое отставание, говорить о наличии у него синдрома аутизма рано. Заподозрив болезнь, не спешите из-за единичных странностей вести сына или дочь на приём к врачу, но и не игнорируйте их - ранняя диагностика будет проводиться как в условиях общения и экспериментов, так и с ваших слов.

Позднее выявление болезни, как правило, не представляет реальной опасности, так что если ваш малыш ещё очень мал, остановитесь на том, чтобы запоминать (записывать) конкретные симптомы, которые вы наблюдаете, а также их частоту и обстоятельства.

К симптомам синдрома Каннера относятся следующие состояния:

  • ребёнок не в состоянии поддерживать зрительный контакт с людьми, родителями и незнакомыми;
  • в его действиях присутствует некий ритуал, повторение движений в определённой последовательности;
  • неспособность оценивать обстановку и осознавать опасность или угрозу;
  • так называемая эхолалия - многократное повторение «лепечущих» звуков, звукоподражание вместо полноценной речи;
  • вспышки агрессии против близких и незнакомцев, вступающих с ним в контакт;
  • потребность переиначивать игры под себя, странные правила игры, невозможность играть с другими детьми ввиду игнорирования общих правил и назначение собственных;
  • общение с предметами и наряду с этим отказ от общения с людьми;
  • один из основных симптомов - мутизм (упорное молчание и игнорирование речи и обращений, направленных лично к нему).

Мутизм наблюдается в течение всей жизни, его симптомы характерны для любого возраста - с раннего детства до зрелых лет. Никакой особой демонстрации молчание не несёт, его нельзя считать умышленным, оно не относится к роду манипуляций с некой целью, например, наказать близких или привлечь внимание.

Отказ от речи становится следствием погружения в мир собственных переживаний и грёз. Он не связан с неспособностью говорить вообще или с ограниченным набором слов, это не стеснительность, а полное отсутствие побуждения общаться словесно.

Добиться реакции с помощью слов от ребёнка с синдромом Каннера и синдромом Аспергера в большинстве случаев невозможно, если его сознание в этот момент захлопнулось для внешних связей.

В чём разница между синдромами Каннера и Аспергера?

По сути, это вопрос не для диагностики и терапии, а для истории болезни, причём у разных врачей могут быть разные мнения на этот счёт. Опыт показывает, что зарубежные доктора чаще диагностируют Аспергера, наши, отечественные - Каннера, и объяснить такую избирательность можно, наверное, только традицией медицины у нас и на Западе.

Обычно считается, что при синдроме Аспергера сохраняется интеллект, для Каннера же характерна умственная отсталость. Однако психиатрию неправильно считать точной и окончательной медицинской наукой, некоторые её определения и диагнозы нестабильны и неокончательны.

Важно ли, какое название значится в карточке ребёнка? С одной стороны, диагноз имеет значение для оформления инвалидности и в решении вопросов дальнейшего ухода и обучения таких детей (спецшкола, интернат и пр.).

С другой стороны, сама тактика лечения для детей с аутизмом одинакова при любом диагнозе, а зачастую проявления заболевания настолько слабы, что при поступлении такого аутиста в учебное заведение ими можно смело пренебречь и устроить его жизнь не хуже любого другого.

В этом случае наличие любого из этих двух диагнозов будет формальным препятствием для определения в обычные школьные классы. Таким образом, необходимость в точной диагностике определяется главным фактором - нужнее ли вашему ребёнку ярлык аутиста или нет.

Добиваться пересмотра и смены диагноза Каннера на Аспергера имеет смысл, если вы хотите избежать изоляции от обычной детской среды, и при этом уверены, что так будет лучше.

Основы лечения: синдром Каннера и Аспергера

Терапия аутизма будет зависеть от того, насколько сильно поражены коммуникативные способности больного и присутствует ли аффект (пропадают эмоции, уход в себя), кататония, ступор.

Из медикаментов применяют растормаживающие средства типа высоких доз кофеина, чтобы вывести аутиста из состояния вялости, замкнутости, помочь ему начать реагировать на окружающих и речь, направленную к нему.

Аутизм детский Каннера Нарушение психического развития ребенка, проявляющееся в возрасте до 3 лет. Характерны замкнутость, отсутствие речевого и эмоционального контакта с окружающими, предпочитает одиночество, при этом проводит время за какими-то стереотипными занятиями, играми «сам с собой», избегает общения с кем бы то ни было. При этом возможны и неспецифические проявления: фобии, расстройства сна, монотонность и стереотипия двигательных реакций, возможны вспышки раздражения и при этом возможна направленная на себя агрессивность. Может быть ранней стадией шизофрении. В 4 раза чаще встречается у мальчиков. Нередко семейная отягощенность эндогенными психическими заболеваниями. Описал австрийский психиатр L. KannerДетский аутизм, или синдром Каннера, - неравномерное развитие психических функций у детей. Причем интеллектуальный уровень ребенка при этом может быть вполне нормальным. Дети с аутизмом предпочитают стереотипные и однообразные игры в одиночестве и привычную обстановку. Они избегают контактов с другими людьми и внешним миром вообще. Особенно ярко аутизм проявляется в 3-5 лет, и если с ребенком не начать активно заниматься, болезнь будет прогрессировать и малыш может окончательно «уйти в себя». Чтобы помочь малышу, необходимо целенаправленное сотрудничество психиатров, родителей, адекватно оценивающих его состояние и возможности, и психологов, чья задача - создать коррекционную программу, учитывающую индивидуальные особенности ребенка

Аутизм это неврологическое нарушение развития, которое обычно приводит к отсутствию социальных навыков у детей, разговорная речь и поведенческое развитие задерживается в разной степени. Например, некоторые дети могут хорошо разговаривать, а другие говорят не очень или не говорят вообще. Менее тяжелые нарушения развития диагностированных случаев это нарушение развития или синдромом Аспергера (лица с диагнозом синдрома Аспергера, нормально разговаривают, но они сталкиваются с множеством социальных и поведенческих проблем.

Аутизм был впервые описан в 1943 году, США хирург Л. Канер и одновременно, австрийский врач Х. Аспергера. Интересно, что Канер считает, что таких детей не было раньше, так как ни он, ни его коллеги не видели ничего подобного. Таким образом, это говорит о том, что аутизм начал развиваться с 1931. Однако, как что на самом деле считать правдой, выяснит наука.

Позднее изучение этого расстройства была разделено на группы, которые теперь объединены под одним названием аутистического спектр, иначе известный как нарушение развития. В эту группу входят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта,гиперактивные расстройства связана с умственной отсталостью.

Статистика этого заболевания не известна. Есть несколько стран, где это хорошо исследовано (США, Великобритания). Официально считается, что аутизм встречается у 0,6 до 0,2% детей. Этот процент может варьироваться для каждой страны. Это заболевание в 2-4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Пока что неизвестно, что вызывает аутизм. Считается, что влияет наследственность и окружающая среда.


При отсутствии лечения аутизма, многие дети не смогут выработать адекватные социальные навыки: они не могут научиться говорить и вести себя должным образом. Лишь немногие дети полностью выздоравливают без лечения. Хорошей новостью является то, что существуют различные эффективные пути лечения. Тем не менее, их влияние на детей, в другом: некоторые методы могут привести к значительному улучшению, а другие – почти нет. Существует метод лечения, который поможет каждому аутисту.

Вопреки тому, что утверждали до сих пор, аутизм можно вылечить. С аутизмом могут развиваться и расти! Важно, начать как можно раньше, чтобы обеспечить эффективную поддержку, лечение и развитие детей-аутистов. ЧЕм раньше эти дети получают соответствующую помощь, тем лучше будет прогноз

Отклонение от нормального процесса развития детского организма – так характеризуется заболевание, получившее название синдром Каннера. Этот вид расстройства проявляется, как правило, в раннем возрасте (1-3 года) и сопровождается достаточно ясными показаниями. Понимание синдрома Каннера и способность определить симптомы заболевания, всё это помогает справиться с расстройством частично или полностью.

Наименование синдром Каннера происходит от имени доктора Лео Каннера — австрийского психиатра. Ему первому удалось исследовать, определить и описать этот вид детского расстройства в 1943 году.

Часто термин используется для описания всех существующих видов расстройств спектра аутизма. Но фактически синдром Каннера рассматривается явным расстройством развития.


Игрушку, подобную этой, несложно сделать из простых доступных материалов своими руками. Ниже есть ссылка на проект бумажного спиннера

Авторы публикаций утверждают о существенной пользе спиннера как лечебного средства для людей, страдающих тревожными расстройствами, включая аутизм Каннера. Практика лечебных процедур с применением спиннеров в отдельных случаях показала действенные результаты , согласно утверждениям части докторов.

Тем не менее, далеко не весь докторский состав, практикующий в этой области, согласен с подобными заявлениями. Многие считают спиннеры бесполезной игрушкой, скорее отвлекающей внимание, чем помогающей сосредоточиться.

Поэтому, если рассматривать факторы психического здоровья, этот инструмент, возможно в какой-то степени действенный. Что же касается синдрома Каннера, на лабораторном уровне польза спиннеров не исследовалась, а потому остаётся под вопросом.

Комплексное расстройство с несколькими нарушениями называется Аутизмом (инфантильным или детским). Существующие современные диагностические системы едины во мнении о том, что аутизм должен подтверждаться наличием трех симптомов, сопровождающих эту болезнь.

Симптомы аутизма

  1. Недостаточное социальное взаимодействие, при котором больные трудно понимают эмоции, чувства окружающих людей.
  2. Пациенты с классическим аутизмом сложно выражают собственные побуждения и мысли, что осложняет их социальную адаптацию.
  3. Присутствие недостаточной взаимной коммуникабельности (невербальной и вербальной), слаборазвитое воображение, которое ограничивает спектр поведенческих реакций.

Существуют некоторые симптомы, наиболее часто проявляющиеся при аутизме, но они не считаются достаточными для диагностического заключения.

К ним можно отнести:

  • Синдром гиперактивности, наиболее часто проявляющийся в подростковом и раннем детском возрасте.
  • Слуховая чувствительность, проявляющаяся резким отрицанием некоторых звуков и закрыванием ребенком ушей.
  • Гиперчувствительность к прикосновениям, когда больной не приемлет прикосновений к себе даже родных людей.
  • Низкий болевой порог пациента.
  • Переменчивость настроения ребенка и необъяснимая агрессия.
  • Аутоагрессивное состояние, когда человек наносит сам себе различные повреждения.

У 1/3 людей, больных аутизмом, наблюдаются такие симптомы. Синдром классического аутизма - это генетическое расстройство, которому присуще нейрологическая основа. У таких пациентов отмечается задержка в развитии, начиная с первых дней жизни. У них заторможено развитие полезной экспрессивной речи, иногда у них хорошо развит рецептивный язык (распознавание чужой речи).

Детей с синдромом Каннера можно научить пользоваться книгами, где много картинок, при помощи невербального средства коммуникации (рукой взрослого и указательными жестами). Больные способны одинаково ровно относиться к предметам и людям, у них повышенные сенсорно-моторные симптомы (вращение на месте, тряска руками, телесное раскачивание, т.д.).

Эта симптоматика может сохраняться до полного взросления. Входящие в эту группу дети страдают от затрудненного взаимодействия с окружающими людьми. Попытки к общению воспринимаются с опаской и негативом в коллективе. Такая реакция вызывает проблемы в детском поведении, возникновение фрустрации (неуравновешенного психического состояния). Осложняющей причиной такого состояния является органическое отклонение в развитии.

Характерным дополнительным проявлением аутизма Каннера является отсутствие контроля над собственными эмоциями. Ребенок с этим синдромом зачастую подвержен неконтролируемым приступам гнева, которые приводят к агрессивному поведению. Кроме этого, такие дети подвержены такому заболеванию, как эпилепсия.

Человек, болеющий классическим аутизмом, может страдать от речевых расстройств (низкий словарный запас, грамматические ошибки, отсутствие речи). Дети с аутизмом Каннера имеют сенсорно — моторные расстройства, выражающие стереотипиями (бесцельный повтор движений, фраз, слов, заметный при наблюдающейся умственной заторможенности, аутистических расстройствах), обостренной тактильной чувствительности, отсутствии зрительного контакта.

С уважением,


Характеризующийся аутизмом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к реальности), а также отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, необычайной привязанностью к привычной обстановке. В наиболее полной форме проявляется у детей в возрасте 3-6 лет.

В возникновении К. с. большое значение имеют наследственно-конституциональные факторы, а также антенатальные вредности. ведущие к ранней резидуальной церебральной недостаточности (минимальной мозговой дисфункции). Играют роль и психогенные факторы, которые нередко трактуются с психоаналитических или психодинамических позиций (например, дефицит материнской ласки, внимания родителей). Во многих случаях К. с. обнаруживается несомненная связь с шизофренией (Шизофрения). При этом К. с. может проявляться в доманифестном периоде в качестве преморбидных особенностей, в активном периоде шизофрении как инициальные и манифестные проявления процесса, а также в периоде ремиссии или исхода заболевания, как выражение дефекта личности.

Патогенетической основой К. с. является , т.е. нарушение психического развития в результате патологии созревания структур и становления функций головного мозга. При этом различают формы задержанного и неравномерного (искаженного) психического развития.

Аутизм при К. с. проявляется также неспособностью детей разграничивать одушевленные и неодушевленные предметы. Они не проявляют привязанности к близким, даже к матери, но в то же время отмечается их крайняя несамостоятельность и . Наряду с безразличием к окружающему характерна повышенная к любому изменению привычной обстановки в виде страха, навязчивостей, двигательного беспокойства, агрессивности, невротических реакций (кусание ногтей, пальцев и др.). Речевые расстройства проявляются регрессом речи, выраженным в различной степени. Характерны обеднение словарного запаса, упрощение и разорванность отдельных фраз, а также эхолалии, вербигерации и персеверации (см. Кататонический синдром), неправильное употребление личных местоимений. В наиболее тяжелых случаях отмечаются эгоцентрическая, или аутистическая, (ребенок говорит сам с собой), лепет, бессвязность речи, (отказ речи).

Двигательные расстройства проявляются заторможенностью или вычурным двигательным беспокойством, свойственным детям более раннего и даже грудного возраста (своеобразное верчение или потряхивание кистями, взмахивание руками, на цыпочках, бег по кругу или взад и вперед и др.). Характерны стереотипные , ритуалы (см. Навязчивые состояния) и импульсивные действия, достигающие степени одержимости. Несмотря на это, детей в представляется крайне однообразным и монотонным.

При К. с. могут отмечаться изменения интеллекта в виде неравномерности и дисгармоничности развития его отдельных признаков: наряду с задержкой одних может наблюдаться опережающее развитие других. Часто при достаточно высоком уровне интеллекта отчетливо проявляется отставание в двигательной сфере (двигательная неловкость, угловатость).

Лечение проводят как в психиатрическом стационаре, так и амбулаторно. Применяют различные виды симптоматической терапии. Большое распространение получили , в частности . Преимущественное значение в терапии имеют различные методы психологической коррекции: индивидуальная и групповая , лечебно-педагогические мероприятия и различные занятия (логопедические, музыкально-ритмические, игровые, лечебно-трудовые и др.). Такими же способами осуществляется социальная больных, которую можно проводить в психиатрическом стационаре, в условиях полустационара, а также в психоневрологическом диспансере и на дому. В ряде случаев может возникнуть необходимость в помещении ребенка в интернат для умственно отсталых и психически больных.

II Ка́ннера синдро́м (L. Kanner, р. 1894 г., австрийский психиатр)

1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Каннера синдром" в других словарях:

    - (L. Kanner, род. в 1894 г., австрийский психиатр) см. Аутизм детский … Большой медицинский словарь

    Каннера синдром - См. Аутизм детский … Толковый словарь психиатрических терминов

    КАННЕРА СИНДРОМ - (описан американским психиатром L. Kanner, 1894–1981; синоним – ранний детский аутизм) – изменения поведения у детей раннего возраста (начиная с 1–2 лет), чаще у мальчиков: равнодушие к окружающему, утрата контакта c родителями; отсутствие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике