Советы психолога родителям первоклассника. Рекомендации родителям первоклассников

В материале представлены:

1. Обращение к родителям первоклассников (советы родителям);

2. Памятка для родителей первоклассника;

3. Необходимые школьные принадлежности ученика первоклассника;

4. Советы родителям первоклассников по безопасности, о которой не следует забывать отправляя ребёнка в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

(из выступления на родительском собрании для первоклассников)

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября Ваш ребёнок стал первоклассником. Первый год учёбы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые - и учителя, и родители, - думаю, хотим одного: чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого важно создавать для него комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Быть родителями первоклассника непросто.

Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября малыш, как по волшебству, изменится, станет настоящим учеником.

Но, что же происходит в реальности? И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Нам важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребёнка к школе - это процесс длительный и сложный. Первое время он находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста.

Важно помнить, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что его не нужно осуждать за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем его учебную деятельность, важно поддерживать и его игровую инициативу. Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдёт на нет, но если стараться её искоренить, то это не принесёт ребёнку никакой пользы.

Большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно поддерживать в них это желание. Укрепляя учебную мотивацию ребёнка, Вы, родители, постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:

«Что сегодня было самое интересное?» или

«Что нового ты сегодня узнал?»,

«Чем вы занимались на уроке литературного чтения?»,

«Что весёлого было на уроке физкультуры?»,

«В какие игры вы играли?»,

«С каким настроением ты вернулся из школы? Почему?»,

«С кем ты подружился в классе?» и т.п.

Чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах малышу необходимо ощущение собственной успешности, поэтому в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не самого ребёнка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребёнка похвалить. В этом случае нужно постараться найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь «крючок» из прописи.

В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на Ваше мнение о нём и на Ваши к нему чувства. Важно помочь ему понять: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.

Школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Постарайтесь дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы тем самым поможем ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.

Начало обучения в школе для малыша – это, прежде всего, большие нагрузки. Школьный режим для него внове. Первоклассник становится раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения - признак переутомления.

В связи с этим, прежде всего, рекомендуется создать для ребёнка щадящий режим. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание.

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

1) Для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.

2) Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.

3) Старайтесь не сравнивать мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

4) Важно понимать и принимать, что Ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы.

5) Постарайтесь не ругать ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Прошу Вас только положительно оценивать учёбу Вашего малыша, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

6) Постарайтесь проявлять к ребёнку максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит Вам самое сокровенное.

7) Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребёнка!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок успешно учился в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  • брать в школу всё необходимое;
  • правильно и быстро готовиться к уроку;
  • здороваться с учителями и детьми;
  • отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
  • слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
  • просить о помощи, если что-то не получается;
  • заниматься одним делом долгое время;
  • правильно реагировать на замечания;
  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Успешная учёба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому я буду рада видеть Вас в школе с вопросами, предложениями, пожеланиями в любой момент.

Предварительный просмотр:

НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

УЧЕНИКА ПЕРВОКЛАССНИКА

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Для организации учебного процесса первокласснику потребуются :

1 ) удобный ранец;

2) небольшой пенал (пенал должен быть прочным и жестким, но не пластиковым; лучше выбрать тканевый пенал с каркасом, с несколькими отделениями для ручек, карандашей и ластиков);

3) 2 простых, хорошо заточенных карандаша средней твердости (ТМ или НB);

4) цветные карандаши (6 основных цветов);

5) хорошая точилка (лучше металлическая);

6) ластик (классический вариант – ластик неярких цветов из каучука, 1 шт);

7) линейка (15 см);

8) шариковая ручка (с прорезиненной поверхностью в месте захвата, 2 шт);

9) набор цветных гелевых ручек (6 основных цветов);

10) папка и обложки для тетрадей и учебников;

11) закладки для книг;

12) ножницы (в футляре с закруглёнными концами);

13) пластилин, доска для работы с пластилином;

14) папка для труда;

15) белый и цветной картон (формат А4);

16) цветная бумага (формат А4);

17) клей – карандаш;

18) альбом для рисования (формат А4);

19) краски, стакан - непроливайка, набор кисточек (тонкая, средняя, толстая);

20) тканевые мешки для хранения сменной обуви и формы для физической культуры.

Предварительный просмотр:

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребёнок, оказавшийся здесь один, почти автоматически может считаться в состоянии экстремальной ситуации.

Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Личный опыт, на который опирается ребёнок, никогда не скажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/ч - более 15 метров. Особенности детской психики - например, фрагментарность внимания, то есть фиксация на одном предмете (другие объекты ребёнок уже не видит) - увеличивают его незащищенность. Отпуская ребёнка на улицу, надо подготовить его к взаимоотношениям с городом, но при этом понимать, что вся наука сойдет на нет в ту минуту, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.

Если Вы хотите влиять на безопасность Вашего ребёнка, надо знать круг его общения (обязательно - телефоны друзей и имена их родителей) и места, где ребёнок может оказаться. Недопустимо, чтобы это была стройка, пустырь, старый дом, подвал, чердак, колодцы подземных коммуникаций (здесь можно обвариться и отравиться газом и т.п.).

С раннего детства ребёнок должен знать, что люди бывают разные и иметь дело надо только с теми, кого знаешь. Полиция многих стран считает обязательным для любого ребёнка закон четырех „не":

  • никогда не разговаривай с незнакомцем;
  • никогда не садись в машину к незнакомцу;
  • никогда не играй по дороге из школы домой;
  • никогда не гуляй с наступлением темноты.

Куда бы Вы ни водили ребенка – в школу, секцию, кружок, всегда придерживайтесь одного и того же маршрута в каждое место. Это должен быть не самый короткий путь, а самый безопасный!

Ребёнка защищает, прежде всего, любовь родителей.


Или вскоре станет им? Как организовать своему ребенку безболезненный переход от летних каникул к учебным будням? Как помочь ребенку справиться с трудностями первых дней учебы в школе? Вот простые, но очень действенные .

1. Будить ребенка нужно спокойно. Посыпаясь, он должен видеть Вашу ласковую улыбку и услышать нежный голос. Не торопите его сутра, не ругайте и не укоряйте за допущенные ошибки и оплошности, даже если накануне «его предупреждали», не дергайте ребенка по пустякам. Вы рассчитываете время, необходимое ребенку для сборов в школу, вины ребенка нет.

2. Не отправляйте малыша в школу без . Во-первых, он должен съесть питательный, полезный, теплый дома, во-вторых, он должен взять что-нибудь перекусить с собой. Даже если ребенок питается в школьной столовой, то школьный завтрак будет не скоро, кроме того, не известно, чем будут кормить, ребенок может остаться голодным. О необходимости домашнего завтрака питательного и полезного читайте в статье: .

3. Не прощайтесь с ребенком, предупреждая: «веди себя хорошо», «смотри, не балуйся», «чтобы сегодня обошелся без плохих оценок» и так далее. Пожелайте ребенку удачи, найдите пару ласковых слов, поддержите его, приободрите. У малыша впереди трудный трудовой день.

Вот такие вот простые, но очень важные!

Пусть наши детки всегда будут здоровы и счастливы!

Если Вы не хотите пропустить ничего нового и интересного, подпишитесь на новости нашего !

Вы будете получать их прямо на свой электронный адрес раз в неделю!

Мы расскажем вам о будущих проблемах и о том, как их можно избежать

Подготовка к празднику 1 сентября

Это самый важный день в жизни первоклассника. Обычно в каждой школе сценарий праздника продумывается так, чтобы с первого дня ребёнку стало интересно в школе, чтобы этот день запомнился.

1 сентября — эмоционально насыщенный день. Дети очень сильно переживают, хотя и не все это внешне показывают. Чтобы снизить эмоциональный всплеск и возможное нервное перенапряжение, постарайтесь выполнить следующие рекомендации:

Накануне не посещайте с ребёнком мест, где возможно большое скопление людей: торговых центров, театров, кинотеатров и т. д.;

Попросите ребёнка накануне рассказать, что он думает о завтрашнем дне. Если в его ответе вы почувствуете тревогу, успокойте его, расскажите, каким может быть этот день;

За несколько дней до 1 сентября вместе с ребёнком пройдитесь по школе, подойдите к тому классу, где он будет учиться, проведите по школе мини-экскурсию;

Постарайтесь, чтобы ваш ребёнок заранее познакомился с будущими одноклассниками (пригласите детей в гости, сами сходите в гости к кому-либо из детей, с чьими родителями вы познакомились на родительском собрании);

Накануне и 1 сентября постарайтесь чаще обнимать и целовать ребёнка. Ощущение того, что вы рядом, снизит тревожность ребёнка.

Итак, долгожданный день настал. О чём вы будете говорить по дороге в школу? Расскажите, как прошло 1 сентября впервые у вас, что вы больше всего запомнили. Полезно напомнить, как зовут учителя ребёнка и в каком классе (1-м «А» или 1-м «Б») он будет учиться.

Очень хорошо, если по пути в школу вы встретите детей, которых знает ваш ребёнок и с которыми он будет учиться в одном классе. В этом случае он будет меньше волноваться в ожидании нового.

Когда вы встретите ребёнка из школы, прежде всего поинтересуйтесь, не устал ли он. Если нет, то попросите рассказать о своём первом дне в школе. Можно задать следующие вопросы:

Что ты видел и слышал на празднике?

Чем тебе понравилась учительница?

Как её зовут?

Как зовут ученика, с которым ты сидел за одной партой?

Какие учебники выдал учитель?

Был ли момент, когда тебе очень захотелось домой?

Что тебе не понравилось?

Если вы видите, что ребёнок утомлён и не хочет говорить, не тормошите его, не пытайтесь разговорить. И уже дома, когда ребёнок отдохнёт, побеседуйте с ним.

Возможно, что ребёнок категорически не захочет отвечать на вопросы. Тогда попросите его нарисовать цветными карандашами школу и класс, в котором он побывал.

Что должно вызвать у вас беспокойство?

Наличие в рисунке чёрных жирных линий, тёмных цветов (коричневого, тёмно-серого), следов многократного стирания, отсутствие изображения людей, очень маленький размер школы на листке; изображение себя со спины и где-то далеко.

Всё это говорит о том, что ребёнок, возможно, испытывал чувство тревоги, что-то его сильно беспокоило в школе.

Если вам сложно разобраться, что же именно вызвало тревогу, обратитесь за советом к учителю или школьному психологу.

За какой партой сидит ваш ребёнок

Очень часто в первую неделю обучения родители просят пересадить ребёнка с той парты, за которую его посадил учитель. Это связано с тем, что бытует мнение, будто дети, которые сидят ближе к учителю, будут лучше учиться: так легче списывать с доски, и учитель рядом, чаще будет обращать внимание.

Чем руководствуется учитель, когда рассаживает детей?

В первую очередь — медицинскими показаниями. Дети с ослабленным зрением должны сидеть за 1—2-й партой. Также ближе к доске сажают детей, пишущих левой рукой.

Других детей учитель рассаживает за парты, учитывая их рост (более высокие дети сидят дальше), умение быть самостоятельными (более самостоятельные дети сидят, как правило, за последними партами). Однако в течение всего периода обучения учитель пересаживает детей. Это связано либо с особенностями учебного процесса (работа в парах, в группе), либо с желанием самих детей.

Первые домашние задания

Обычно первоклассникам домашние задания не задают, если и задают, то очень простые, усложняются они постепенно. Важно выполнять любые домашние задания, будь это задание обернуть учебники или нарисовать что-нибудь.

В течение первого года обучения учитель не ставит привычные оценки, но всегда отмечает работу: словесно или вручает жетоны, фишки (рисует в тетрадях учеников весёлых или грустных человечков).

Когда ребёнок рассказывает о том, как учитель оценил его работу, старайтесь придерживаться следующих правил:

Выслушивайте ребёнка внимательно, не перебивая;

Если он говорит, что учитель «поставил плохую оценку», не говорите, что ребёнок плохой, так как «оценка» — это его достижения, а не он сам;

Если сегодня ребёнок получил «оценку» лучше, чем вчера, обязательно похвалите его.

Завтракать ли ребёнку в столовой

Этот вопрос очень часто задают родители учителю. С точки зрения физиологии, ребёнку необходимо позавтракать в школе, если дома он ничего не ел. Но часто детям не нравится еда в столовой.

Можно приносить завтраки из дома и съедать их на перемене. Напоминайте ребёнку о необходимости соблюдать правила личной гигиены и мыть руки перед едой (можно давать ему с собой влажные антибактериальные салфетки). Также объясните ребёнку, что кушать на уроке нельзя.

Нравятся ли вашему ребёнку одноклассники

К концу первой недели обучения ребёнок, как правило, уже знает почти всех в классе, с кем-то играет, с кем-то обменивается игрушками. Если это не так, то, возможно, что ребёнок необщительный или чего-либо боится, испытывает тревогу.

У ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками, если он:

Любит быть в центре внимания любой ценой, совершает подчас ради этого самые невероятные поступки, иногда даже плохие;

Навязывается другим, даже если дети не хотят с ним играть;

Хвастается перед детьми, что часто вызывает недовольство и агрессию, приводящие к дракам;

Не любит делиться, жадничает.

Причиной повышенной тревожности может быть недостаток эмоциональной поддержки при появлении новых требований, новых людей (чаще это характерно для детей, которые до школы не ходили в детский сад).

Нет ли у вашего ребёнка повышенной тревожности

Предлагаемая ниже анкета* поможет выявить наличие у вашего ребёнка излишней тревожности.

Верно ли утверждение...

Мой ребёнок не может долго работать не уставая

Моему ребёнку трудно сосредоточиться на чём- либо

У моего ребёнка любое задание вызывает излишнее беспокойство

Во время выполнения заданий мой ребёнок очень напряжён, скован

Мой ребёнок смущается чаще других

Мой ребёнок часто говорит о возможных неприятностях

Мой ребёнок, как правило, краснеет в незнакомой обстановке

Мой ребёнок жалуется, что ему снятся страшные сны

У моего ребёнка руки обычно холодные и влажные

У моего ребёнка нередко бывает расстройство стула

Мой ребёнок сильно потеет, когда волнуется

У моего ребёнка плохой аппетит

Мой ребёнок спит беспокойно, засыпает с трудом

Верно ли утверждение...

Мой ребёнок пуглив, многое вызывает у него страх

Мой ребёнок обычно беспокоен, легко расстраивается

Мой ребёнок часто не может сдержать слёзы

Мой ребёнок плохо переносит ожидание

Мой ребёнок не любит браться за новое дело

Мой ребёнок не уверен в себе, в своих силах

Мой ребёнок боится сталкиваться с трудностями

Теперь сосчитайте все «да» и «нет».

Если ответов «да» от 15 до 20 — можно сказать, что у ребёнка высокий уровень тревожности.

Если ответов «да» от 7 до 14 — у ребёнка средний уровень тревожности.

Если ответов «да» от 1 до 6 — у ребёнка низкий уровень тревожности.

При высоком уровне тревожности у ребёнка обязательно обратитесь за консультацией к психологу.

Если ваш ребёнок часто испытывает чувство тревоги, нужно:

Чаще подбадривать ребёнка;

Чаще подчёркивать индивидуальность ребёнка, то есть говорить, какие у него есть способности, положительные особенности;

Учить ребёнка снимать мышечное напряжение (для этого проводите релаксационные, расслабляющие паузы);

Рассказывать ребёнку о том, как вы решали подобные проблемы (как стали решительнее, смелее, увереннее в своих силах).

Не агрессивен ли ваш ребёнок

Иногда причиной того, что с ребёнком на перемене или на прогулке никто из детей не общается, является его излишняя агрессивность.

Каждый человек может быть агрессивным в той или иной ситуации.

Агрессивность может проявляться не только в драке, это могут быть крики, гневные высказывания, удары по окружающим предметам. У одних агрессивность проявляется крайне редко, у других — так часто, что не понятно, когда человек не агрессивен. В этом случае можно говорить об излишней патологической агрессивности.

Почему дети становятся агрессивными?

Очень часто дети используют агрессию для привлечения к себе внимания. Если родители пренебрежительно, без замечаний и воспитательных объяснений относятся к агрессивным вспышкам ребёнка, то это может привести к формированию у него агрессивных черт.

Также причиной детской агрессии является агрессия самих родителей. Если родители агрессивны, то дети также агрессивны.

Проверьте, насколько агрессивен ваш ребёнок. Для этого заполните следующую анкету.

Верно ли утверждение...

Злой дух временами вселяется в моего ребёнка

Мой ребёнок не может промолчать, когда чем-то недоволен

Когда кто-то причиняет моему ребёнку зло, он старается отплатить ему тем же

Иногда моему ребёнку без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что мой ребёнок с удовольствием ломает игрушки

Иногда мой ребёнок так настаивает на чём-либо, что окружающие теряют терпение

Мой ребёнок не прочь подразнить животных

Мой ребёнок очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

Кажется, что иногда у моего ребёнка вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокирующее окружающих

Мой ребёнок в ответ на обычные распоряжения стремится всё сделать наоборот

Мой ребёнок часто не по возрасту ворчлив

Мой ребёнок воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

Верно ли утверждение...

Мой ребёнок любит быть первым, командовать, подчинять себе других

Неудачи вызывают у моего ребёнка сильное раздражение, он всегда ищет виноватых

Мой ребёнок легко ссорится, вступает в драку

Мой ребёнок старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

У моего ребёнка нередки периоды мрачной раздражительности

Мой ребёнок не считается со сверстниками, не уступает, не делится

Мой ребёнок уверен, что любое задание выполнит лучше других

Подсчитайте количество положительных ответов. Если ответов «да» от 15 до 19 — это высокий уровень агрессивности. Если ответов «да» от 7 до 14 — средний уровень агрессивности.

Если ответов «да» от 1 до 6 — низкий уровень агрессивности.

При высоком уровне агрессивности срочно обратитесь с ребёнком к психологу.

Общаясь с таким ребёнком, необходимо:

Обучать ребёнка приёмам снятия гнева (например, покидаться подушками, попрыгать через скакалку, порвать бумагу, карикатурно изобразить то, что вызывает гнев или раздражение);

Не говорить: «Ты всегда так», не вспоминать прошлые проступки ребёнка;

Анализируя конфликтные ситуации, следует делать акцент на его поведении, а не на личности (например: «Ты хороший, и можешь быть ещё лучше, а вот поведение твоё ужасно»);

Всячески демонстрировать положительную модель поведения.

Помогая ребёнку преодолевать какой-либо недостаток, родители должны понимать, что поступки детей часто зависят от поведения родителей. Проверьте себя. Можете ли вы:

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком;

Посоветоваться по какому-либо вопросу с ребёнком, невзирая на его возраст;

Признаться ребёнку в своих неблаговидных поступках, совершённых по отношению к нему;

Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты;

Владеть своими эмоциями и сохранять самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя;

В определённой ситуации поставить себя на место ребёнка;

Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в выгодном свете;

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка.

Если ни один из перечисленных пунктов для вас невозможен, задумайтесь о своём поведении и постарайтесь измениться.

Не переутомляется ли ваш ребёнок. Как определить?

Первая неделя в школе — самое трудное время. Меняется режим дня, ребёнку необходимо выполнять новые обязанности, поэтому дети со слабым типом нервной системы могут испытывать нервное напряжение. Если же это время совпадает с периодом напряжённой обстановки в семье (развод родителей, смерть кого-то из родственников, переезд и т. д.), то состояние излишней тревожности у ребёнка может перейти в невроз.

Предлагаем вам ответить на вопросы теста, разработанного А. И. Захаровым — специалистом в области детских неврозов.

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребёнка. Если это проявление выражено, ставьте «2», если встречается периодически, ставьте «1», если отсутствует — «О».

Верно ли утверждение...

Мой ребёнок легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу

Мой ребёнок чуть что — в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться

Мой ребёнок капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть

Мой ребёнок более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний

Мой ребёнок крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно

Мой ребёнок всё больше грустит и печалится без видимой причины

Мой ребёнок, как и в младенчестве, сосёт палец, всё вертит в руках

Мой ребёнок долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром

Мой ребёнок становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий

У моего ребёнка появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях

Верно ли утверждение...

У моего ребёнка нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках

Мой ребёнок всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время

Мне всё труднее найти с ребёнком общий язык, договориться: он становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя

Мой ребёнок жалуется на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, его беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи

У моего ребёнка нет аппетита, он часто и подолгу болеет; у него часто повышается без причины температура; он стал часто пропускать школу

Если результат составляет от 20 до 30 баллов — у ребёнка невроз, срочно обратитесь за консультацией к психологу, психотерапевту;

от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время, поэтому также необходимо проконсультироваться у специалиста; от 10 до 15 баллов — у ребёнка нервное расстройство; от 5 до 9 баллов — необходимо уделять больше внимания ребёнку; менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей ребёнка.

Если вы заметили даже незначительное проявление тревожности, старайтесь уделять ребёнку больше внимания; придерживайтесь режима, который был до школы, возможно, в течение первой четверти ему не помешает дневной сон.

Если ребёнка обидели в школе. Что делать

Обычно со всеми первоклассниками всегда находится их учитель: на перемене, в столовой, на улице. Но иногда случается так, что дети на некоторое время остаются одни, без присмотра, и тогда могут возникнуть конфликтные ситуации. Если после школы вы заметили в поведении ребёнка перемены, но учитель говорит, что на уроках всё было хорошо, попытайтесь расспросить ребёнка, не обидел ли его кто. Иногда ребёнок боится, что его могут обидеть ещё раз, если он обо всём расскажет. Объясните ребёнку, что тот, кто обижает других, должен быть наказан, так как иначе он станет опасным для всех.

Некоторые родители иногда сами пытаются разобраться в ситуации и наказать обидчика (могут пригрозить, отругать). Этот вариант не очень хорош, так как у ребёнка-обидчика есть родители, которые тоже, в свою очередь, могут возмутиться, что может привести к более серьёзному конфликту.

Если вашего ребёнка обидели, обязательно сообщите об этом случае учителю. Учитель разберётся в данной ситуации. Учитель, классный руководитель, в классе которого учится ребёнок-обидчик, обязан будет сам поставить в известность его родителей. Если ситуация серьёзная, то для принятия решения о воспитательном воздействии на провинившегося ребёнка собирается педсовет, на котором присутствуют ребёнок-обидчик, его родители, классный руководитель, завуч.

Если ребёнок не хочет рассказывать о случившемся, но вы заметили, что он как-то изменился после произошедшего, лучше обратиться за консультацией к психологу.

Посещать ли вашему ребёнку группу продлённого дня

Этот вопрос задают себе почти все родители, у которых нет возможности встречать детей сразу после окончания занятий.

Если ребёнок после школы вынужден быть дома один и ждать вас после работы, то ему лучше посещать группу продлённого дня.

Во-первых, находиться ребёнку 6—7 лет длительное время одному дома довольно опасно, особенно, если ребёнок до этого не оставался один.

Во-вторых, большинство детей не могут самостоятельно выполнять домашние задания. Поэтому, приходя после работы, вы до поздней ночи будете считать, писать и т. д. Понятно, что утром ребёнку будет довольно трудно проснуться.

Хорошо организованная группа продлённого дня поможет ребёнку научиться распределять свободное время, быть самостоятельным.

Обычно в распорядок группы продлённого дня входят:

Обязательный отдых (как правило, прогулка);

Выполнение домашних заданий;

Игры и другие мероприятия, которые проводит педагог группы.

Если ваш ребёнок сказал, что в школу больше не пойдёт

Иногда случается так, что ребёнок отказывается идти в школу. Он может не говорить об этом, но вы можете это почувствовать по его поведению:

Ребёнок выглядит усталым, утомлённым, вялым;

Не хочет делиться своими впечатлениями о проведённом дне;

Стремится отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

Не хочет делать домашнее задание;

Негативно высказывается в адрес школы, учителя, одноклассников;

Беспокойно спит;

Жалуется на плохое самочувствие;

Слишком долго играет с игрушками или смотрит телевизор.

Психологи выделяют следующие наиболее частые причины, из- за которых ребёнок отказывается ходить в школу:

Боязнь расстаться с матерью, являющаяся следствием ощущения беспомощности, угрозы, предполагаемой опасности;

Тревога, вызванная предстоящей незнакомой деятельностью, непониманием требований, условий пребывания в школе;

Неудачи в учёбе, которые постоянно повторяются.

Если вы заметили даже незначительные признаки нежелания ходить в школу, обязательно обсудите с ребёнком эту ситуацию, спросите, что или кто его не устраивает в школе.

Если действительно окажется, что ребёнку что-то не нравится и это объективно, сыграйте в игру «Плюс на минус». Суть игры в том, что ребёнок говорит, что беспокоит его в школе, а вы находите в этом какой-нибудь плюс. Например: «В школе надо долго сидеть на уроке и я устаю — это минус, а плюс заключается в том, что можно научиться сосредотачиваться, этому специально учат будущих космонавтов».

Если же ситуация довольно серьёзная, обратитесь за консультацией к школьному психологу или в районную психологическую службу.

Насколько вы готовы быть родителем школьника

Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителем школьника, предлагаем заполнить анкету.

Старайтесь отвечать искренно, ведь результаты этого теста будут известны только вам.

Верно ли утверждение...

Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей

Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей

На мой взгляд, 4 урока — непосильная нагрузка для маленького ребёнка

Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей

Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама

Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать

Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить

Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна

Верно ли утверждение...

Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек

Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью

Начальная школа, по-моему, мало способна чему- либо научить ребёнка

Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка

Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников

Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка

Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»

Сосчитайте количество положительных ответов.

Если ответов «да» 4 или менее — у вас есть все основания с оптимизмом ждать 1 сентября — вы сами вполне готовы принять новую социальную роль вашего ребёнка.

Если ответов «да» 5—10 — будьте готовы к возможным трудностям.

Если ответов «да» 10 и более — подумайте над своими ответами ещё раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.

Каким вы видите своего ребёнка

Очень часто школьные проблемы ребёнка могут быть следствием родительского отношения к нему.

Чтобы определить, как вы относитесь к своему ребёнку, заполните следующую анкету*.

Верно ли утверждение...

Я всегда сочувствую своему ребёнку

Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок

Я уважаю своего ребёнка

Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы

Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют

Я испытываю к ребёнку чувство расположения

Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни

Мой ребёнок часто неприятен мне

Я всегда стараюсь помочь ребёнку

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу

Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку

Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком

Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые никаких чувств, кроме презрения, не вызывают

Для своего возраста мой ребёнок кажется незрелым

Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтоб досадить мне

Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как губка

Верно ли утверждение...

Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании

Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек

Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом

Я проявляю участие к своему ребёнку

К моему ребёнку липнет всё дурное

Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни

Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось

Я жалею своего ребёнка

Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям

Я с удовольствием провожу с ребёнком всё своё свободное время

Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким

Я часто ловлю себя на мысли, что враждебно отношусь к своему ребёнку

Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни

Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка

При принятии важных решений в семье следует учитывать мнение ребёнка

Верно ли утверждение...

Я очень интересуюсь жизнью ребёнка

В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться

Я всегда считаюсь с ребёнком

Я испытываю к ребёнку дружеские чувства

Основная причина капризов моего ребёнка — эгоизм, упрямство и лень

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отдых с ребёнком

Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство

Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее

Я разделяю увлечения своего ребёнка

Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно

Я понимаю огорчения своего ребёнка

Мой ребёнок часто раздражает меня

Воспитание ребёнка — сплошная нервотрёпка

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер

Я не доверяю своему ребёнку

За строгое воспитание дети потом благодарят

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка

В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств

Я разделяю интересы своего ребёнка

Верно ли утверждение...

Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так

Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни

Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка

Нередко я восхищаюсь своим ребёнком

Ребёнок не должен иметь секретов от родителей

Я не высокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него

Желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям

За каждый ответ «да» даётся 1 балл, «нет» — 0 баллов. 1. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 3, 20, 27,37,38, 43,45, 53, 56.

Чем больше баллов вы набрали, тем очевиднее, что вы принимаете ребёнка таким, какой он есть. Вы уважаете его индивидуальность, не пытаетесь его изменить, сделать таким как все. Вы проводите с ребёнком много времени, одобряете его интересы и планы. Можно позавидовать вашему ребёнку — у него разумно любящие родители.

2. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55, 60.

Чем больше баллов вы набрали, тем вероятнее, что вы считаете своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ваш ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей.

Измените отношение к своему ребёнку. Постарайтесь увидеть в нём что-то хорошее. Если вы постоянно будете говорить и подчёркивать в ребёнке хорошее, он изменится. Если же вы будете и дальше видеть только плохое в ребёнке, то его характер будет лишь ухудшаться. В подростковом возрасте он, скорее всего, будет очень агрессивным, как и его друзья, с которыми он будет общаться. Слушать вас он не будет, а будет делать всё наперекор. Вам будет очень тяжело видеть, как ребёнок меняется в худшую сторону.

3. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 6,9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Если вы набрали 7—8 баллов — вы заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараетесь понять его и помочь. Вы не боитесь, когда ребёнок проявляет инициативу, и развиваете у него самостоятельность.

Если вы набрали меньше 6 баллов — задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребёнка, когда он будет взрослым: самостоятельным, активным человеком или большим ребёнком, который не сможет принимать без вас решения.

4. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Если вы набрали больше 6—7 баллов — вы представляете себя и

своего ребёнка единым целым, вы стараетесь оградить его от трудностей и неприятностей. Здесь таится опасность: когда-нибудь ребёнку придётся выйти в большой мир, где нужно будет уметь преодолевать трудности самому. Вот тогда, столкнувшись с ними, у вашего ребёнка может возникнуть стресс, вплоть до невроза, так как он не привык решать важные проблемы самостоятельно.

Если вы набрали 3—5 баллов — между вами и ребёнком нет патологической взаимозависимости. Вы сможете воспитать эмоционально зрелого человека.

Если вы набрали 0—2 балла, то, возможно, ваш стиль отношений с ребёнком можно охарактеризовать как отстранённый. Вы воспринимаете ребёнка как взрослого человека, считаете, что свои проблемы он должен учиться решать сам. Минусом данного подхода является то, что между вами и ребёнком к подростковому периоду не останется эмоциональной взаимосвязи.

5. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Если вы набрали 4—7 баллов — вашему ребёнку не позавидуешь. Вы требуете от него полного и безоговорочного послушания, а в случае нарушения дисциплины можете и наказать ребёнка.

Если вы набрали 0—3 балла — вы понимаете, что ребёнок — это самостоятельная личность. Но в то же время вы реагируете на его поступки. Ваши взаимоотношения при таком стиле воспитания будут не очень проблематичны.

Итак, вы стали родителями школьника. Поздравляем вас! Это очень важная и интересная миссия. Вы сможете снова вспомнить свои школьные годы. Однако не забывайте, что ваш ребёнок учится в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения был повторением вашего.

Радуйтесь вместе с ребёнком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными — это залог успешного обучения в школе.

Родителям надо рассказать о школе с положительной стороны. Им необходимо описать как там здорово, сколько всего нового и интересного можно будет узнать, какие интересные занятия будет проводить педагог.

Пусть родитель расскажет, что именно в школе малыш научится писать, читать, считать. Именно там он познакомится не только с новыми людьми, но и с разными видами животных, с отважными героями и т.д.

Распорядок дня

Родителям малыша необходимо будет провести планирование каждого дня. Если ребенок будет жить по режиму, то он будет спокоен и уверен в завтрашнем дне.

Кроме того, такой план дня не только хорошо скажется на нервной системе ребенка, но и научит его правильно организовывать и распределять свое время, чтобы можно было выполнить максимальное количество дел.

Дополнительное образование

Для ребенка, кроме основного образования, можно найти еще и дополнительное. Это могут быть кружки и секции по интересам малыша. Поэтому важно учитывать его мнение. Начинать ходить в такие учреждения лучше со второй четверти, когда ребенок уже окончательно освоится в школе.

В современном мире, у родителей очень мало свободного времени, они много работают. Поэтому некоторые дети остаются в «группе продленного дня» или «школе полного дня».

Такое серьезное решение принимается всей семьей. Родителям важно объяснить ребенку почему они вынуждены принять это решение, с чем это связано. Тогда ему будет проще смириться с неизбежным, а родители избегут обид со стороны малыша. Тем более, что школьник будет думать, что решающее слово все равно было за ним и он сам сделал выбор.

Начинать оставлять малыша в школе продленного дня надо не раньше середины первой четверти. К этому времени, ребенок освоится в школе и почувствует себя чуточку взрослее, чем был. Кроме того родителям можно взять отпуск на этот период или воспользоваться помощью родственников.

Внимание к учебе

Родителям надо уделять огромное внимание учебе школьника, но не только со стороны успеваемости, но и со стороны событий. Беседы на эти темы сблизят школьника и родителей и помогут выработать доверительные отношения.

Если ребенок в чем-то расстроил своих родителей, плохо себя вел или еще что-то, то мама и папа не должны откладывать разговор на завтра, он должен состояться сразу после поступка. Это необходимо для того, чтобы ребенок осознал все свои ошибки и признал свою вину. Кроме того, дети этого возраста хотят ровняться на своих родителей, поэтому их мнение так важно для школьников.

Родителям нужно проводить много времени с ребенком

То время, которое родитель проводит вместе с ребенком очень ценно. Ведь это укрепляет родственные связи, действует на школьника развивающее и познавательно. Достаточно 34 часов в неделю для того, чтобы этого времени хватило для малыша. Ученые доказали, что дети, которые проводят с родителями столько, или же больше, времени более развиты, у них улучшена дисциплина и ни более качественно воспитаны.

Опасность возникает, когда родители проводят со школьником восемнадцать и менее часов. Для того чтобы правильно решать конфликты, необходимо объективно посмотреть на ситуацию и оценить поведение каждого члена семьи.

Также тревожным моментом может быть все время изменяющееся мнение школьника об одном и том же объекте. Эта нестабильность связана с периодом адаптации к школе. Она пройдет со временем.

Родители должны уделять достаточное внимание и терпение для того, чтобы помочь школьнику в разные периоды его жизни.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

3. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

4. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

5. Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

9. Ключ к успеху - понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

10. Перед сном не забудьте шепнуть ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу?

По данным психологов, примерно 10 % детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых; около 8% получили негативный настрой от старших детей. Малыши верят во все без доказательств, поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал позитивную информацию о школе от близких людей. Вторая причина - если ребенок "не наигрался", но его психика очень пластична, и, придя в класс, он скоро начнет испытывать удовольствие от процесса обучения.
Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих.
Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал

Как поддержать стремление ребенка ходить в школу?

Первые дни и недели пребывания ребенка в школе ребенку очень хочется рассказать дома обо всем увиденном, услышанном, пережитом. Обязательно поддержите это стремление, смелее радуйтесь победам и вместе преодолевайте трудности. Подбадривайте поступки ребенка ласковым словом или поучите горьким молчанием. В конце концов, ребенок приобретет в вашем лице близкого друга. А ведь это самое важное.

Как правильно организовать выполнение домашних заданий?

1. Не позволяйте всю работу перекладывать на ваши плечи, иначе пропадет главная цель домашних заданий - самостоятельное их выполнение.
2. Научите пользоваться расписанием уроков и правильно выкладывать необходимые учебники и принадлежности на столе.
3. Приучите ребенка выполнять задание сначала в черновике и самостоятельно преодолевать все трудности.
4. При проверке выполненного не спешите сразу все исправить, пусть ребенок пойдет и подумает еще раз. Подсказки делайте в самых крайних случаях. Не навязывайте свою помощь. Дарите ребенку радость собственных побед.
5. Для воспитания организованности некоторым ребятам рекомендуется указывать часы и засекать время.
6. Научите ребенка самостоятельно собирать портфель, но не забывайте потом проконтролировать.

Домашние задания младших школьников по способам выполнения можно разделить на следующие основные виды: письменные, текстовые, математические, мнемонические.

К письменным заданиям отнесем переписывание упражнения или решения задачи в тетрадь. Причем следует отделить письмо от непосредственного решения. Процесс письма сам по себе является достаточно трудоемким для младшего школьника. Его ощущения можно сравнить с ощущениями человека, который пишет ручкой, постоянно меняющей свою длину. Процесс письма требует от школьника непрерывного приспособления, и поэтому ребенок не может долго заниматься письменной работой, а значит, количество выполненных упражнений не улучшает качества письма.

Родители могут способствовать улучшению почерка ребенка:

1. Заглядывая в тетрадки школьника, каждый раз находите красиво написанные буквы, строчки, страницы и хвалите за них.

2. Работать над красотой почерка можно, положив кальку на странички прописей и обводя буквы.

3. Не заставляйте писать ребенка безотрывным письмом, если видите, что это ему сложно. Пусть он после написания каждой буквы отрывает ручку от листа, такой способ существенно облегчит ребенку процесс письма.

4. Во время выполнения заданий, где письмо выполняет второстепенную роль, никогда не критикуйте качество почерка ребенка.

К текстовым заданиям можно отнести задание прочитать и пересказать текст. Бывает, что младшие школьники при виде большого, по их мнению, текста вообще отказываются его читать. Особенно часто это случается с детьми, у которых недостаточная техника чтения и, как следствие, нелюбовь к предмету. Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейной традиции интереса к книгам и т. д. Младший школьный возраст предоставляет родителям еще один шанс привить любовь к чтению. Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе. Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать младшего школьника книгой? Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего, и ребенок будет неравнодушен к книгам. Можно ввести в семейный уклад чтение вслух.

Иногда родители, поняв, что ребенок научился читать, говорят. "Вот и читай теперь сам". При этом взрослые упускают из вида, что даже для быстро читающих детей процесс чтения представляет достаточную трудность. Когда ребенок читает вслух, он старается читать громко, четко, выразительно, быстро. На то, чтобы понимать весь смысл прочитанного, остается не так много сил. А на то, чтобы получать удовольствие от этого, и вовсе не остается. Поэтому процесс чтения тесно связывается в представлении школьника с неприятными эмоциями, и любовь к книгам исчезает без следа.
Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку читать вслух те книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, современными или героическими персонажами. При этом родителям нельзя забывать о важнейшей задаче младшего школьного возраста - улучшении техники чтения. В школе не уделяется должного внимания этой проблеме, хотя хорошая школьная успеваемость невозможна без высокой техники чтения.

Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению.

1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.

2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.

3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.

5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". Им с удовольствием занимаются даже те дети, которые с отвращением относятся к чтению. На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист так, чтобы не осталось незакрашенного места. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.

6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.

Намного легче готовить текстовые домашние задания не только тем школьникам, у которых высокая техника чтения, но и тем, кто знает определенные приемы работы с текстами. Ниже мы приводим некоторые из этих приемов, чтобы вы могли помочь ребенку овладеть ими. Ваша помощь может длиться до тех пор, пока он не почувствует преимущества их использования и не привыкнет к ним.

1. Для усвоения текста любого содержания используйте прием разделения на части, количество которых не должно превышать 6-7. Выделите в каждой из них главную мысль, придумайте название. Можно к каждой части нарисовать небольшой схематичный значок - пиктограмму, с помощью которой легко вспоминается основная мысль данной части.

2. Метод пиктограмм хорошо подходит и для заучивания наизусть стихов. Прочитайте одно четверостишие, запомните его, придумайте и нарисуйте подходящую для каждой строчки пиктограмму. Проверьте, как вы запомнили четверостишие, и переходите к следующему. Каждый раз, работая с очередным четверостишием, припоминайте все предыдущие. Конечно, если что-то забыли, всегда можно воспользоваться текстом и подсмотреть.

3. Готовя текст для пересказа, четко сформулируйте первую фразу. Повторите ее несколько раз с тем, чтобы хорошо запомнить. Теперь вам не надо долго думать, прежде чем начать пересказывать. Вы хорошо знаете начало пересказа. Этот простой прием позволяет придать уверенность учащемуся, задать нужный темп речи и произвести благоприятное впечатление, что тоже немаловажно.

4. При работе с текстами гуманитарного содержания (литература, история) используйте метод выделения важной информации. Нарисуйте таблицу со следующими столбцами: "Люди", "События", "Даты", "Трудные слова". Читая текст, постепенно заполняйте таблицу. Затем повторите прочитанное с опорой на информацию в таблице. Этот прием помогает ученику выделить и лучше запомнить трудную для него часть текста.

5. При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребенок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.

При выполнении математических заданий у детей могут возникать трудности с пониманием смысла задачи. В этом случае родители могут предложить школьнику рисовать картинки и схемы к задачам (тем более что некоторые программы предусматривают составление схемы), разыгрывать их содержание с помощью различных предметов и игрушек. Решая задачи, объясняя их ребенку, можно использовать прием сведения к противоречию. Если ребенок сделал ошибку, то, как мы уже отмечали выше, взрослому следует упростить задачу настолько, чтобы ее решение не вызывало трудности.

Иногда родители считают, что ребенку, чтобы научиться решать задачи, надо их решить огромное количество. Но сегодня ребенок может с горем пополам прорешать их десяток, а завтра споткнется на первой же подобной. Значит, он не знает алгоритма решения, не понимает, как связаны между собой величины задачи. В таком случае важно научить ребенка распознавать в задаче известное и то, что надо узнать, а также научить определять, достаточно ли данных для того, чтобы решить задачу, - далеко не всегда ребенок понимает, что в задаче может "чего-то не хватать". Если ваш маленький ученик испытывает сложности с математикой, наберитесь терпения: вполне возможно, что понять, какие конкретно вычисления (сложение или вычитание, умножение или деление) предстоит сделать, у него получится далеко не сразу. Для ребенка само слово "задача" может внушать страх, из-за которого он уже не видит ни условия, ни вопроса, ни тем более способа решения.

Чтобы ребенок не боялся задач, просите его решать их в повседневных ситуациях "Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?" или "Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?". Обязательно поощряйте ребенка, если сразу не получится решить правильно, не огорчайтесь и тем более не демонстрируйте огорчение ребенку - значит, ваша задача пока еще сложна. Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя "Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны дать?" И не сомневайтесь: рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.

В начальной школе большую часть домашних уроков составляют мнемонические задания, нацеленные на запоминание информации. Учащимся необходимо запомнить буквы и цифры, законы и правила, стихотворения и прозу, слова с трудными орфограммами и иностранные слова. Если ребенок использует для запоминания только один, самый распространенный прием - повторение, то это неизбежно привнесет в обучение скуку. Родители могут помочь освоить школьнику интересные игровые приемы запоминания.

Рекомендации психолога родителям первоклассников

1. Не стоит отправлять ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается стрессом для 6-7 летних детей. Если занятия музыкой и спортом кажутся Вам необходимой частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или спустя какое-то время после учебы.

2. Не ждите, что ваш ребенок обязательно будет таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите ему стать не вами, а самим собой.

3. Ребенок может ошибаться, это нормально.

4. Доброжелательно относитесь к чужому ребенку, никогда не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы, чтобы другие делали вашему.

5. Любите своего ребенка любым: талантливым и не очень, удачливым и невезучим.

6. Спрашивайте ребенка каждый день о школе: «что понравилось, чему научился, с кем играл?» (вместо «Что получил? Тебя ругали?»). Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка.

7. Серьезно отнеситесь к первым достижениям ребенка и его возможным трудностям. Хвалите ребенка, но за дело: «У тебя замечательно получилось…», «Ты аккуратно написал…», «Ты вовремя…», «Хорошо, что…» (Вместо односложных: Молодец! Умница!). Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.

8. Сейчас и родители, и учитель должны помочь адаптироваться нашим детям в новых для них условиях. Требования должны быть одинаковыми с обеих сторон. Чаще общайтесь с учителем. Если вас что-то смущает, вы можете приходить на консультацию к психологу. Ваш школьный психолог — кандидат психологических наук Бондарева Ирина Ивановна. Кабинет располагается на четвертом этаже. Спросите на вахте или в учительской, как пройти.

9. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Желаем Вам успехов в воспитании и обучении Ваших первоклассников!

" v�"��,��,��ка 33 из 731" v:shapes="_x0000_i1037">

Развитие коммуникативных и социальных навыков - то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет не бояться вступать в контакты с взрослыми и сверстниками

1.Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

2. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

3. Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

4. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

5. В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

6.Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат. Подготовьте ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, попытайтесь научить его простым правилам детского общежития.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

· И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.