Страны лидеры улову рыбы и морепродуктов. рейтинг рыболовных стран по вылову и потреблению рыбы и морепродуктов

РЫБОЛОВСТВО

Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. Значение рыболовства в наши дни определяется прежде всего тем, что рыба и рыбопродукты - важнейший элемент сбалансированного питания, источник ценных белков. На протяжении второй половины XX в. улов рыбы и добыча морепродуктов (на них приходится немногим более 1/10 всего улова) постепенно возрастали, достигнув к началу 90-х годов уровня в 100 млн. т. Но затем этот показатель стабилизировался, что объясняется многими причинами, но в первую очередь угрозой истощения рыбных ресурсов. Между океанами улов рыбы и добыча морепродуктов распределяются следующим образом: на Тихий океан приходится 64 %, Атлантический - 27 % и Индийский - 9 %.

Главные рыболовные районы мира расположены в пределах континентального шельфа Тихого и Атлантического океанов.

В Тихом океане это его северо-западные и северо-восточные окраинные части, к которым выходят территории России, Японии, Китая, Кореи, США, Канады, а также прибрежные районы Южной Америки. В Атлантическом океане это также северо-западная часть, расположенная у берегов США и Канады, и северо-восточная часть, расположенная у берегов Западной Европы. Именно в пределах этих зон расположены главные рыболовные страны мира.

Таблица 17.Первые десять стран мира по размерам уловов рыбы и добычи морепродуктов

В последнее время в мировом рыболовстве все большую роль начинает играть аквакультура, включающая также марикультуру, т. е. выращивание водных организмов в морской среде. В начале 90-х годов мировая продукция аквакультуры превысила уже 15 млн. т. Примерно 4/5 ее дают страны Азии - Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, где в пресноводных водоемах разводят главным образом карпа, а на морских фермах и плантациях - рыбу, моллюсков, креветок, крабов, мидий, водоросли. Некоторое развитие аквакультура получила также в Европе и Северной Америке.

Ведущие идеи: углубить и подтвердить основные положения темы 4 география мирового хозяйства.

Основные понятия: "верхние и "нижние этажи" отраслей, товарное, потребительское сельское хозяйство, плантационное, фермерское хозяйство, "зеленая революция", агробизнес, мировая транспортная система, региональная транспортная система, портово-промышленный комплекс, транспортные узлы, контейнеризация.

Навыки и умения: уметь анализировать и объяснять характер размещения отраслей мирового хозяйства, используя знания о факторах и принципах размещения, технико-экономических особенностей отрасли, отраслях международной специализации; осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение по материалам темы; давать характеристику отрасли по плану, давать характеристику природным предпосылкам для развития промышленности и сельского хозяйства страны (региона) по плану.

Страны ведут добычу рыбы не только в своих шельфовых, но и дальних водах (экспедиционный улов). Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов более 30 млн.т приходится на искусственное рыборазведение, или аквакультуру , в том числе более половины – на разведение рыбы и других живых организмов в морской среде (марикультура).

Аквакультура – это _________________________________________________________________

_

Занятие людей с/х уже в течение тысячелетий оказывает очень большое воздействие на окружающую среду, приводя к формированию полевых и пастбищных антропогенных ландшафтов. В период экстенсивного развития С/Х основным путем его воздействия на окр.среду были _______________________________________________________________________________

Приведите пример наиболее мощного воздействия на окружающую среду - химизации сельского хозяйства: __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Экономическая выгода химизации сельского хозяйства очень велика. Но наряду с этим широкое и бесконтрольное применение химических удобрений приводит к: __________________________

___________________________________________________________________________________

Загрязнение почв сельским хозяйством _________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Загрязнение вод сельским хозяйством __________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Влияние сельского хозяйства на здоровье человека _______________________________________

_

Тема №11. Морской вид транспорта

Если ты хочешь узнать что-то о море, ты должен быть на море, иначе нельзя

Мария Парр 6

Форма: выполнить задания в рабочей тетради.

Цель: изучить особенности развития морского вида транспорта, географию крупнейших морских портов мира.

Используя текст учебника на стр.153-158, атласа на стр.24-25, дополнительную литературу.

Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты.

Он обслуживает около _____ всей международной торговли.

Преимущества морского транспорта:

    _____________________________________________________________________________;

    _____________________________________________________________________________;

    _____________________________________________________________________________.

Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов .

Недостатки:

    _______________________________________________________________;

    _______________________________________________________________.

Тоннаж – это _____________________________________________________________________.

Линейные суда – это ­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Трамповые суда – это ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

1. Что из перечисленного соответствует потребительскому с/х: а. мотыжное земледелие; б. садоводство и огородничество; в. охота и рыболовство; г.

севооборотное земледелие; д. кочевое скотоводство.
2. Что НЕ относится к компонентам «зелёной революции»: : а. защита окружающей среды; б. расширение ирригации; в. использование удобрений и химикатов; г. рост использования биологических ресурсов.
3. Центральные равнины США – один из крупнейших районов произрастания: а. пшеницы; б. риса; в. кукурузы; г. хлопка.
4. Родиной кукурузы является: А. США; б. Бразилия; в. Мексика; г. Аргентина.
5. Установите соответствие. Тонизирующая с/х культура – регион-лидер по производству:
а. чай; б. кофе; в. какао; 1. Африка; 2. Азия; 3. Латинская Америка
6. Выберите страны, отличающиеся высокой концентрацией производства натурального каучука: а. Бразилия; б. Индонезия; в. Малайзия; г. Колумбия; д. Таиланд.
7. Молочное и молочно-мясное скотоводство сосредоточено: а. в лесной и лесостепной зоне; б. в степях; в. в субтропиках; г. в горных районах.
8. Выберите НЕ верные варианты. 1-ое место в мире занимают: а. по поголовью овец – Австралия; б. по поголовью КРС – Китай; в. по поголовью свиней – Индия; г. по улову рыбы – Китай; д. по разведению аквакультуры – Франция.
9. Расставьте в порядке возрастания количество производимого в мире мяса: а. баранины; б. говядины; в. свинины; г. птицы

На основе текста учебника, данных таблицы 7, рисунков 32, 33, карты мирового сельского хозяйства в атласе и таблиц 20 и 29 в «Приложениях» конкретизируйте

положения учебника о размещении зерновых культур. Выделите «первую десятку» стран по производству пшеницы и риса.

Пожалуста сделайте ети тести! Очень Прошу! Умоляю! Буду Очень Благодарен!!! 1. Самая большая страна Европы по численности населения: а)

б) Украины

в) Германия

г) Великобритания.

2. Основой промышленности стран Западной Европы являются:

а) горнодобывающая промышленность

б) производство минеральных удобрений

в) выплавки меди

г) машиностроения.

3. Из перечисленных стран в состав Европейского Союза входят:

а) Македония, Сербия и Черногория

б) Беларусь, Молдова, Украина,

в) Литва, Латвия, Эстония

г) Албания, Хорватия.

4. На выращивании ячменя и хмеля специализируется:

а) Германия

б) Нидерланды

в) Франция

г) Италия.

5. Наибольшая доля экспортной продукции России приходится на:

а) топливно-энергетическое сырье

б) продукцию машиностроения

г) продукты питания.

6. Растениеводство является ведущей отраслью сельского хозяйства:

а) Германии

б) Италии

в) Великобритании

г) Швейцарии.

а) Испания

б) Украины

в) Франция

г) Польша.

8. Для населения большинства стран Европы характерны:

а) первый тип воспроизводства, высокие показатели плотности населения и уровня урбанизации

б) второй тип воспроизводства, высокая плотность населения

в) первый тип воспроизводства, низкий уровень урбанизации

г) второй тип воспроизводства, низкие показатели плотности населения и уровня урбанизации.

9. Из перечисленных стран не входящих в состав Европейского союза:

а) Норвегия, Исландия

б) Германия, Франция

в) Швеция, Ирландия

г) Словакия, Словения.

10. Картофель является главной экспортной сельскохозяйственной культурой:

а) Украина

б) Германии

в) Румынии

г) Беларуси.

11. Наибольшая доля экспортной продукции Молдовы приходится на:

а) химическую продукцию

б) продукцию машиностроения

в) сельскохозяйственную продукцию

г) рыбу и рыбные консервы.

12. Наибольший удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на АЭС в

а) Польши

б) Норвегии

в) Исландии

г) Франции.

13. Определите правильность приведенного утверждения: «Демографическая ситуация в России специалисты определяют как кризисную в связи с естественным уменьшением количества населения».

14. Определите правильность приведенного утверждения: «Франция занимает первое место в мире по количеству иностранных туристов, посещающих страну ежегодно».

15. Прочитайте текст и определите, о какой европейской стране идет речь: «Это страна вулканов, гейзеров и ледников. Даже само название страны в переводе означает «ледяная страна».

16. Прочитайте текст и определите название одной из европейских столиц: «Это один из крупнейших финансовых, торговых и культурных центров не только Европы, но и всего мира. Город часто называют «Северной Венецией». Дословно название города переводится как «дамба на реке Амстел».

17. Установите соответствие между морскими портами и странами:

а) Ливерпуль, Глазго, Бристоль

б) Росток, Висмар, Любек, Киль

в) Гданьск, Гдыня, Щецин

г) Барселона, Валенсия, Таррагона.

1) Польша;

2) Германия;

3) Нидерланды;

4) Великобритания;

5) Испания.

18. Установите соответствие между центрами туризма и странами:

а) Ярославль, Загорск, Кострома

б) Краков, Сопот, Зелена-Гура

в) Карловы Вары, Прага

г) Цюрих, Женева.

1) Франция;

2) Россия;

3) Польша;

4) Швейцария;

19. Установите последовательность стран по площади территории начиная с самой большй:

а) Эстония

б) Андорра

в) Румыния

В соответствии с выводами в National Geographic, мировым лидером среди стран по объему вылова и количеству потребляемой рыбы является Китай. Об этом сообщает

Результаты исследования, проведенного в Университете Британской Колумбии в сотрудничестве с Национальным географическим обществом и Благотворительным фондом Пью, позволили составить список двадцати ведущих рыболовных стран с наибольшим влиянием на морские экосистемы через промысел или потребление морской флоры и фауны. Список 20-и возглавляет Китай с огромным населением. Несмотря на низкий доход на душу населения, он лидирует в вылове и потреблении продуктов морского происхождения.

Япония занимает высокое место в списке за счет высокого потребления рыбы (часто импортируемой, а не выловленной). США занимают третье место в обоих случаях. Этому способствует относительно большая численность населения и тенденция к потреблению крупных хищных рыб, таких как атлантический лосось. Перу занимает второе место в мире по вылову, но не входит в список 20-и по потреблению рыбы и морепродуктов (перуанцы потребляют их немного).

При оценке антропогенного воздействия рыболовных стран на моря, учитывался не только вылов, но и потребление рыбы и морепродуктов. Считается, что стандартные методы измерения воздействия наций на море уже устарели и могут вводить в заблуждение. Рыбы заметно отличаются друг от друга. Такие хищники, как тунец, находятся на вершине пищевой цепи. Крупные тунцы съедают много рыбы, в том числе хищников среднего звена, таких как скумбрия, которые в свою очередь, питаются анчоусами, поедающими планктон. Чтобы остаться в живых, крупный тунец должен съедать эквивалент своей массы тела каждые 10 дней, поэтому одному тунцу массой в одну тысячу фунтов (450 кг) необходимо съесть не менее 15 000 фунтов (6750 кг) мелкой рыбы в год

Жизнь любой крупной рыбы (тихоокеанская рыба-меч, атлантическая акула мако, королевский лосось Аляски, чилийский сибас) зависит от нескольких уровней пищевой цепи. Метод SeafoodPrint позволяет сравнить все виды рыб путем создания единицы измерения, основанной на первичном производстве планктона в нижней части морской пищевой сети и фунта данного вида рыбы. Исследование показало, что для голубого тунца может потребоваться тысячи фунтов первичной продукции. SeafoodPrint позволяет непосредственно сравнивать промыслы сардины и тунца, поскольку каждый вид измеряется в соответствии с первичной продукцией, которую он представляет. Новый подход позволяет исследователям оценивать воздействие отдельных стран на морскую экосистему. Он основан не только на вылове, но и на потреблении рыбы за счет импорта.

Многие мировые уловы, особенно в открытом море, сейчас приобретаются богатыми странами для своего населения. Бедные страны не могут позволить себе это из-за высокой стоимости рыбной продукции. Граждане относительно бедных стран теряют и в случае, если их правительства вступают в рыболовные или торговые соглашения с более богатыми странами. В таких случаях рыба, выловленная в их зонах, продается за границу и не достается местным жителям, которые, возможно, нуждаются в ней больше всего и имеют на это право.

Спрос на морепродукты сейчас настолько большой, что заставляет промысловый флот работать в любых районах и условиях. Во Всемирном банке и ФАО считают, что даже если количество судов, крючков и сетей, которые сейчас используются, уменьшить в два раза, то мировой вылов все равно будет слишком большим, чтобы сохранить устойчивость промыслов в будущем.

Список 20-ти ведущих рыболовных стран

Вылов, млн. т

Потребление, млн. т

Китай (без Тайваня)

Китай (без Тайваня)

Индонезия

Индонезия

Южная Корея

Филиппины

Норвегия

Филиппины

Исландия

Великобритания

Южная Корея

Норвегия

Малайзия

Малайзия

>> Мировое рыболовство

§ 4. Мировое рыболовство

Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. Значение рыболовства в наши дни определяется прежде всего тем, что рыба и рыбопродукты - важнейший элемент сбалансированного питания, источник ценных белков. На протяжении второй половины XX в. улов рыбы и добыча морепродуктов (на них приходится немногим более У10 всего улова) постепенно возрастали, достигнув к началу 1990-х гг. 100 млн т. Но затем рост замедлился, что объясняется многими причинами, но прежде всего угрозой истощения рыбных . В первую очередь это относится к морскому рыболовству, которое стабилизировалось на уровне 80-85 млн т в год.

Рыболовство имеет свою географию. Между океанами улов рыбы и добыча морепродуктов распределяются следующим образом: на Тихий океан приходится 64 %, Атлантический - 27 % и Индийский - 9 %. Главные рыболовные районы мира расположены в пределах континентального шельфа Тихого и Атлантического океанов.

В Тихом океане это его северо-западные и северовосточные окраинные части, к которым выходят территории России, Японии, Китая, Кореи, США, Канады, а также прибрежные районы Южной Америки. В Атлантическом океане это также северо-западная часть, расположенная у берегов США и Канады, и северо-восточная часть, расположенная у берегов Западной Европы. Именно в пределах этих зон расположены главные рыболовные страны мира (табл. 36).

Таблица 36

Первые десять стран мира по размерам уловов рыбы и добычи морепродуктов, 2005 г.

Из данных таблицы видно, что в сфере рыболовства лидируют развивающиеся страны. Они дают до 70 % мировых уловов. Но так было далеко не всегда. Еще в середине XX в. в первую десятку рыболовных стран входили Япония , США, СССР, Китай, Норвегия, Великобритания, Индия, Канада, Германия и Дания. Китай выдвинулся на первое место в начале 1990-х гг. и теперь прочно его удерживает. Из таблицы следует, что в Китае внутреннее, пресноводное рыболовство почти равно морскому. Во всех остальных странах преобладает морское рыболовство. А в России уловы рыбы имеют тенденцию к сокращению.

В списке стран с наибольшим душевым уловом рыбы и морепродуктов в основном фигурируют совсем другие страны. На первом месте оказывается Исландия (4500 кг), а далее идут принадлежащие Дании Гренландия и Фарерские острова. Из стран, вошедших в таблицу 36, в этот перечень попадают только Норвегия (около 700 кг) и Чили (330 кг).

В последнее время в мировом рыболовстве все большую роль начинает играть аквакультура, включающая также марикультуру, т. е. выращивание водных организмов в морской среде. В начале XXI в. мировая продукция аквакультуры превысила уже 45 млн т. Примерно 4Д ее дают страны Азии, причем на первом месте снова оказывается Китай, вдоль морского побережья которого почти сплошной чередой размещаются морские фермы. Кроме Китая, в группу стран-лидеров по развитию аквакультуры входят и другие азиатские страны - Индия, Япония, Филиппины, Республика Корея, Индонезия, Таиланд, Бангладеш, Вьетнам. С той лишь разницей, что в большинстве из них аквакультура находится в ведении мелких крестьянских хозяйств, применяющих традиционные методы. А в Японии и Республике Корея ею занимаются крупные и хорошо организованные хозяйства , основанные на передовых технологиях.

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки