Экстремальный гид по выживанию в новогодний период. Гид по выживанию

15.01.2016

В среднем я провожу в игре не более полутора часов, выполняя просьбы игроков и иногда по несколько часов, проверяя квенты, так или иначе, но почти все время я наблюдаю за тем, как игроки действуют в тех или иных игровых ситуациях. Созерцание этого вызывает у меня желания изловить игрока и долго и тщательно с ним беседовать, на предмет логики, здравого смысла, поведения в реальных условиях ну и так далее. Зомбойд, несмотря на внешнюю примитивность, довольно сложен и без должного навыка игры, выжить в мире, особенно соло возможным не представляется. Сегодня, сеоняя продолжительность жизни новичка, за стенами РП-зоны: 40 минут, редко доходит до двух-трех часов. Протянуть хотя бы несколько дней удается единицам. Такое положение дел побудило меня написать базовый гид по выживанию, как в целом, так и у нас на сервере в частности.

Это – азы. Я не буду писать о фишках, связанных с пвп, добычей, стройкой и прочим. Это та база, которую необходимо знать и понимать.

Движение

Не бегай . Бегай, только тогда, когда нужно убегать от кого-то. Все остальное время передвигайся пешком. Частый сценарий смерти выглядит так – игрок бегает, выбивается из сил, в этот момент его ловят зомби. Не бегай – первый совет, который дает гид разработчиков встроенный в игру.

Особенно не бегай в зданиях или на структурах, которые выше первого этажа. Эрозия умеет уничтожать стены и ограды. Из-за частых пожаров некоторые тайлы пола тоже прогорают. Бегая, персонаж натыкается на тайлы, но если их нет – проваливается через них. Падение, со второго этажа, особенно при слабой раскачке ловкости и силы почти всегда равны перелому ноги, в диких условиях это равносильно смерти.

Не бегай вдоль обрывов. Даже не ходи там. Любой обрыв – потенциальный источник перелома или гибели. Даже не подходи к ним.

Используй команду правой кнопки мыши «пойти сюда» — особенно если надо пройти по мостику шириной один тайл, на котором нет ограждений. Если есть сомнения в качестве пола – аналогично. Персонаж не пойдет туда, где есть дырка.

Зажимай ПКМ как можно чаще – по умолчанию, зажатие ПКМ во время движения переводит персонажа в режим «крадется» как следствие, зомби меньше вас замечают, параллельно идет развитие ряда навыков.

Укрытия

Не прячься в развалинах — выживание в городе почти невозможно – причин несколько – по городам бегают рейдеры и ходят зомби. Тебя точно найдут. Это вопрос времени.

Стены – не спасут – многие игроки стремятся построить форт – т.е. оградить себя стеной со всех сторон. Стены задерживают опасность, но все можно сломать. Вопрос времени. Укрытия на высоте куда эффективнее.

Прятки на высоте – залезь повыше и связь веревку. Веревку можно поднять в любой момент – не зомби не человек без лестницы не доберутся до тебя, а чтобы построить лестницу, нужен высокий навык стройки.

Играй в РП-зоне – учитывая, что в начале игры навыков у твоего персонажа мало, а ресурсы найти в одиночку сложно, то он скорее всего умрет, в РП-зоне такая опасность мнимальна – там есть еда, крыша, и нет зомби, кроме того, там ты можешь спокойно хранить свои вещи…ну или почти спокойно.

Если ты рейдер – используй рейдерский Лагерь как начальную зону для выживания , пока не найдешь себе команду.

Не надейся, что выживешь в одиночку более 3 часов реального времени , если не наиграл в Зомбойд хотя бы пару десятков часов в одиночном режиме.

Как найти игроков

Большинство игроков сидят в РП-зонах – Оплот и Порт. Когда ты создаешь персонажа, ты можешь выбрать возле какой РП-зоны появиться.

В Оплот – сложно попасть, но всегда можно написать квенту, чтобы отыгрывать жителя оплота сразу.

В порт можно просто прийти, и скорее всего тебя пустят внутрь, но там нельзя «родится» т.е. изначально ты будешь для тамошних персонажей чужаком.

Проще говоря, в Оплоте лучше «родиться», а в порт лучше прийти.

Если твой персонаж по квенте выходец из оплота – зайдя в игру напиши в общий чат и попроси ГМ-а перенести тебя за стены, или попроси других игроков впустить тебя, это не будет нарушением.

Если ты одиночка, который направляется в порт – просто появись в его окрестностях и иди к нему. Порт обнесен водой и имеет вход через мостик.

Ты так же всегда можешь использовать рацию для связи с игроками.

Рации

Чтобы использовать рацию нужно:

А. Взять ее в доп. руку.

Б. В инвентаре нажать правой кнопкой по рации и открыть Device Options

В. Нажать Add Preset и выбрать нужную частоту. У каждой РП зоны есть своя.

Г. Нажать Tune In — выбирая этим волну;

Д. Говорить в локальный чат;

Е. Разговор с рации из руки не идет в лог чата. Следи за текстом над головой персонажа;

Д. Установи рацию на землю, тогда ее будут слышать все, и текст будет логироваться в чате;

Е. У разных рация – разный радиус охвата звука. Например, человек, говорящий рядом с тобой, тоже может быть слышен на другой стороне, если твоя рация включена;

Ж. В непогоду рации работают хуже.

Здоровье

В Зомбойде довольно сложная система здоровья персонажа. Всего 3 три условных параметра:

психика, тело и иммунитет.

Психика – отвечает за то, насколько ваш персонаж склонен к страху, депрессии, панике, грусти и так далее.

Чтобы психика была в норме необходимо общаться с другими игроками, читать литературу, наркотики и алкоголь могут помочь (кроме употребления мета), игра с предметами способными развлечь героя (вкладка игры в меню крафта).

Тело – его целостность от увечий — удары, ожоги, ранения. Достаточно не давать себя кусать, не лезть в разбитые кона, не очистив их от стекла, не падать, не лезть в костер, не позволять в себя стрелять.

Я рекомендую собрать аптечку из пинцета или зажима, нитки, бинта или тряпок, дезенфиканта или влажных салфеток, пачки сигарет, косяка или пакета мета, обезболивающее, витамины, бета-блокаторы, антибиотики. Такой комплект носить или в общем рюкзаке или в отдельной аптечке, которую не надо держать в рук или на спине для использования. Навык доктора тут конечно главное.

Переломы лечиться наложением шины и припарками из растений. Чтобы уметь все это делать нужен навык и рецепты из книг. Перелом зарастает от 1 до 2 игровых недель т.е. до одной реальной недели.

Иммунитет – стойкость к заражениям крови от порезов и ранений, укусов и так далее. Помогают антисептики, антибиотики (если заражение уже есть, крови или укус). Профилактически работают витамины, фрукты и овощи, регулярное питание, не гулять под дождем. Отдых (использование мебели для отдыха). Поддержание комфортной температуры тела.

Я советую во время любой опасной деятельности иметь меню здоровья открытым (видеть куклу персонажа либо внимательно следить за мудлетами).

Стрельба

Чем дольше курсор наведен на цель, при зажатой правой кнопке – тем выше шанс попасть.

Чем ниже темп стрельбы – тем выше шанс попасть;

У оружия есть траектория полета пули и разброс, так же минимальные и максимальные расстояния эффективности:

– попасть из пистолета с 30 тайлов возможно только при высоком навыке;

– попасть из охотничий винтовки с 6 тайлов не менее сложно;

– разброс у дробовика до 6-7 тайлов в ширь, у пистолета 2-3 тайла;

– попадания в игрока не убивают его мгновенно, а создают рану, которая постепенно выпускает из него жизнь;

– больше ран – быстрее смерть;

С высоты увеличивается пороговая дальность любого оружия.

ПВП

Иконка с топорами в правом нижнем углу – ПВП режим – позволяет вам атаковать других игроков;

Включив ПВП режим вы получаете иконку черепа рядом с ником . Любой игрок может ранить вас;

Не советую игрокам нападающим группой в ПВП режиме пересекать линию обстрела друг друга , можете убить своего;

Спрятавшись в лесу , вы сможете, вести обстрел, а по вам попасть не смогут;

Стоя выше противника вы усложните ему возможность попасть в вас из-за угла обзора;

В подвижные цели сложнее попасть и дело не в том насколько ловко вы управляетесь с мышкой, а в работе навыка;

Стреляя без ПВП режима в другого персонажа без ПВП режима вы не нанесете ему урон.

Переноска мебели

Слева наверху в меню есть иконка в виде тумбы – это режим переноски мебели.

Переноска разных предметов требует разного навыка и вещей. Так, например, чтобы отковырять литку, нужен лом и навык строительства, а для демонтажа холодильника нужен навык электрика;

Так же могут быть нужны инструменты обычно это молоток и лом, реже отвертка;

Используя режим «Pick Up» вы можете поднимать почти любую мебель в игре;

Используя режим «Place» вы можете установить ее;

Режим «Rotate» необходим чтобы вращать мебель;

Мебель можно использовать для декорации, для баррикад, для организации склада.

Рецепты

Все возможные взаимодействия между предметами есть в меню рецептов (иконка с молотком и угольником слева сверху);

80% вещей в игре можно скрафтить – от патронов до антибиотиков;

Рецепты можно изучить читая книги и чертежи;

Есть устройства для перезарядки батареек, создания топлива, оружия, луков, и множества всего остального, обычно требуют нескольких этапов крафта.

Зомби

Зомби привлекает буквально каждое действие игрока: стройка, выстрелы, собирание предметов;

За раз зомби может пройти от 20 до 50 тайлов, затем диет проверка на действие и цикл повторяется. Например. Игрок начал строить забор в лесу. В 150 тайлах от него зомби отреагировал и подошел на 25 тайлов и остановился. Через некоторое время (до 20-30 мин), если игрок все еще строит, цикл повторяется;

Зомби не респятся там, где есть закрытая застроенная игроком территория, при условии, что игрок посещает территорию не реже чем раз в 72 часа;

Число зомби со временем растет;

Зомби идущие на один сигнал игрока, могут сбиваться в орды до 200 особей;

Зомби могут ломать мебель, могут перелазить через невысокие заборы, могут ломать крафченые стены, не могут лазить по веревкам;

При большом количестве трупов игроки могут начать заражаться, просто находясь рядом;

Тела исчезают сами за 50-90 игровых дней.

Лут

На сервере есть возобновление лута;

Возобновление происходит раз в 80 часов, при условии что в поблизости не было игроков;

В одном контейнере респиться не более 2х объектов.

Карта

Чтобы видеть то,что есть на сервере нажмите Overlay все, кроме Dreadwood;

На карте нет территории оплота и порта;

Порт левее реки проходящей мимо Нью Денвера, Оплот — правее.

Замки (NEW)

В игре условно три вида замков: навесной обычный , навесной кодовый , замок в дверной ручке .

Навесной обычный — можно скрафтить из слитка стали или найти. Цепляется на крафченый ящик. ботает так — нажатие правой кнопкой по ящику, с замком в инвентаре дает опцию «установить замок» — при выборе дает вам 2 ключа, харня которые в инвентаре вы имеете доступ к замку. Без ключа в инвентаре ящик будет закрыт. Не спасает ящик от вскрытия силовым методом (топором например).

Навесной кодовый — цепляется на крафченый ящик. Работает так — нажатие правой кнопкой по ящику, с замком в инвентаре дает опцию «установить замок» — при выборе предлагает ввести трехзначный код. Чтобы открыть такой ящик- нажатие правой кнопкой по ящику — «снять замок» — вводим код, замок опять у нас в инвентаре. Сделали, что хотели — повесили назад. Не спасает ящик от вскрытия силовым методом (топором например). Замок можно только найти или получить бонусом от ГМ-а. Редкий.

Замок в дверной ручке — можно установить на дверь и запирать ее при необходимости. Добывается только из зомби. Алгоритм добычи:

  1. Найти дом, в котором есть двери;
  2. Приманить туда зомби (хорошо если они уже внутри);
  3. Убивать зомби;
  4. В инвентаре убитых можно найти ключик. Берем его и наводим на него мышкой;
  5. При наведении на ключик дверь к которой он подходит будет подсвечена (если она в этот момент закрыта, не обязательно заперта;
  6. Отлично у нас есть ключик и подсвечена дверь — ломаем ее топором. Нам нужна дверная ручка;
  7. Крафтим новую дверь, используя найденную дверную ручку;
  8. При нажатии правой кнопкой на дверь появляется опция «запареть/отпереть дверь»

Усиливает дверь в несколько раз. Позволяет обезопасить помещение, от всего, кроме сломанной двери.

Только так можно отыграть «дверь заперта» либо заколотить дверь досками изнутри. Записки не котируются.

Что еще важно

Знать лор мира – для этого достаточно читать или основную страничку проекта;

Знать правила – в тоже есть много связанного с выживанием тоже есть там;

P.S. Ножевой бой. В финале 2 игрока с нашего сервера. Ну сами гадайте кто.

P.S. Какие еще аспекты игры требуют пояснения — в коммены.

После того, как я провел в игре несколько часов, я поняла, что хочу написать этот гид для новых игроков в игре Saurian. Добро пожаловать в игру Saurian, любители динозавров! Эта игра новая и все мы в ней новички. Сейчас игра очень лёгкая, но со временем она станет сложнее. Поэтому я предлагаю вам научиться сейчас всему. Я не буду рассказывать вам всей сути игры. Надеюсь, что вы всё правильно понимаете. Ну что жe, начнём.

Запах цвета

По цвету, хотя не всегда, можно узнать, какое животное находится в той или иной локации.

Травоядные, ящерицы – зелёный.

Плотоядные – оранжевый.

Трупы животных – фиолетовый.

Выживание дакоторапторов

Только что появившиеся на свет, как выжить в Saurian новичкам

Малыши дакоторапторов – одни из самых милых существ на земле, но вам приходится не сладко. Вам приходится выживать сразу же после рождения, родители вас практически не охраняют и не заботятся о вас, а ещё очень часто их родители погибают сразу же после того, как произведут на свет своих малышей. И что же делать в такой ситуации малышу дакотораптора? По счастью совсем рядом можно найти еду. Ящерицы станут для вас основной пищей. Вокруг много трупов, а, может, и труп их родителей.

Юность (возраст 1 год)

Молодые дакоторапторы, хоть и понимают жизнь лучше, всё равно не жируют. Они всегда одни, и им нужно опасаться других млекопитающих, особенно акерорапторов и других дакоторапторов. Питание молодых дакоторапторов мало отличается от питания малышей. Ящерицы всё равно ваше основное блюдо, ну, вы, конечно же, можете, на свой страх и риск поохотиться на акерорапторов.

Молодые (воздаст 3 года)

В этом возрасте дакотораптор чувствует себя более свободно и раскованно в окружающем их мире. В этот период вашей жизни у вас появится много врагов, и рацион ваш значительно расширится. Вы уже переросли ящериц и теперь вам нужно охотиться на более мелких млекопитающих, акерорапторов и более мелких дакоторапторов. Вы также можете поохотиться на пацефалозаруса, но это очень рискованно.

Взрослая особь (возраст 6 лет)

Поздравляю! Вы стали взрослым. Взрослый дакотораптор очень большой и злой. С этого момента вы можете есть всё, что захотите, кроме трицератопсов и тираннозавров.

Ящерицы

Ящерицы – самые маленькие животные в игре Saurian.Вы будете основным блюдом малышей и юных дакоторапторов. Но поверьте мне, когда вы достигните взрослого состояния, то они не будут больше нужны вам. Ну, а пока они всего лишь мелкие мошки, которых очень легко поймать. Но вам ведь не хочется стать бесплатным обедом для кого-нибудь, не так ли? Ящерицы очень маленькие, их трудно заметить на земле, а ещё они очень быстрые и стремительные. Самый лучший способ найти их это использовать ваше обоняние. Да найти с помощью нюха – самая нужная тактика, и как только вы заметите что-то маленькое и зелёное на земле, то вы нашли вашу закуску. Но обоняние мало поможет вам, поэтому используйте свои слуховые рецепторы. Как только ящерицы пугаются, они начинают издавать звуки, поэтому прислушивайтесь ко всем шорохам в игре. Это поможет вам ночью, или же в те моменты, когда ящерицы прячутся. А теперь самое время добыть себе еду. Гоняться за ними бесполезно, они начнут беспорядочно метаться по земле. Ваша задача спровоцировать их и дождаться подходящего момента. После того, как ящерицы устанут от долгого бега, они остановятся и вот он ваш шанс. Хватайте свою закуску.

Акерораптор

По соседству с дакотораптором живёт ещё одна хищная птица: акерораптор. Эти птицы гораздо меньше по размеру, но они очень опасны для малышей и молодых дакоторапторов. Акерорапторы очень любят поживиться малышами дакоторапторов, а когда вы немного вырастите, то они станут вашим основным противников по добыче еды. Как же поступить? Пока вы ещё не выросли, избегайте встречи с ними. Когда вы ещё молодой и неопытный, то риск попасться в лапы акерораптора очень велик. Избегайте их. Когда вы вырастите, то они уже не составят для вас проблемы, а ещё они очень вкусные.

Бореаросулус

Бореаросулус – это аллигатор, который живёт в реках Hell Creek. Этих ребят, хотя у них и небольшой рост, всё же не нужно игнорировать. Они очень опасные водные противники. Когда вы пьёте воду, проверяйте реку на наличие аллигаторов. Посмотрите направо и налево прежде, чем переходить реку вброд. На земле, аллигаторы неуклюжи и поэтому менее опасны. Они питаются маленькими дакоторапторами, но избегают встреч со взрослыми особями. Но, если им удастся заманить взрослого дакотораптора в воду, они могут легко победить его. Не советую вам охотиться на этих крокодилов. Только взрослые особи дакоторапторов могут потягаться с этими водоплавающими.

Дакоторапторы-соперники

Дакоторапторы не общительны, они проводят в одиночестве практически всю свою жизнь. По правде говоря, они каннибалы. Дакоторапторы видят соперников даже в своём виде и поэтому они могут легко поживиться другим дакотораптором. То же самое относится и к тебе, юный дакотораптор. Кушай своих же, как только тебе представится такая возможность. Но, ты должен избегать встреч с особями твоего возраста и опасаться взрослых особей. Последние очень опасные противники.

Пацефалозарус

Пацефалозарусы – это травоядные динозавры, которые не нуждаются в представлении. Они иконическая фигура в игре Saurian. Они известны своим агрессивным поведением. Пацефалозарусы издеваются над крокодилами, а ещё они не прочь поживиться взрослым дакотораптором, если им представится такой шанс. Однако они покоряются молодым дакоторапторам, потому что вы пока не представляете для них никакой угрозы. В полувзрослом состоянии вы можете попробовать поохотиться на них, но помните, что единственный удар головой этих динозавров может стать для вас смертельным. А вот, когда вы полностью повзрослеете, они станут для вас самым любимым \блюдом.

Трицератопс

Трицератопсы – это замечательные травоядные животные, но это вам ничего не говорит о них. Они просто ходят по своей территории и жуют папоротник. Они лояльно относятся к дакоторапторам во всех возрастах, поэтому мой совет вам: оставьте их в покое. Если их спровоцировать, они проткнут любого хищника, и даже тираннозавра.

Тираннозавр

Тираннозавр Рекс – король всех динозавров, и самый опасный хищник в игре Saurian. Если вы заметите его, то сразу поворачивайте в противоположную сторону. Это ведь самый опасный хищник, и на это есть причины. Для них, всё что двигается является едой, включая и вас. Никогда, ни при каких обстоятельствах не приближайтесь к тираннозавру. Это вас смертный приговор.

Эта книжка получила достаточно широкую известность в интернете, в основном благодаря замечательной . Вдохновившись отзывами и рассказами я приобрел бумажную версию . Особо впечатления книга на меня не произвела, наверное потому, что я не просто прочитал, но даже перевел на схожую тематику - которая рассказывает примерно то же самое, но более внятно и подробно. Наверное все такие книги очень похожи по содержанию - просто потому что учат одним и тем же вещам и не являются художественной литературой. Хотя сейчас я читаю "Путь художника " Джулии Кэмерон, которая мне нравится гораздо больше и действительно отличается от Шер. В принципе "Искусство и страх" полезная книга, рассказывающая немало познавательных вещей, некоторые цитаты из нее очень хороши - например:

Проще дорисовать ступни ангелу на картине другого мастера, чем обнаружить, где ангелы обитают внутри тебя.

У нас подобной литературы катастрофически не хватает, так что не знакомые с аналогами люди наверняка будут вполне искренне восхищаться написанным - самую важную функцию мотиватора и таблетки от страха она выполнит. Но как минимум для меня книга не выдержала конкуренции с Шер или Кэмерон - очень мало действительно полезных и запоминающихся идей, основная часть текста просто проходит мимо.

Отельный приз в категории "Маразм года" надо вручить издательству Питер и редакторам - мне как-то неловко об этом говорить, но книга напечатана на невероятно дрянной бумаге, которую банально неприятно держать в руках, она чем-то напоминает наждак и очень быстро натирает пальцы. За всю свою жизнь я впервые вижу подобно извращение, хотя внешне страницы белые и текст разборчивый, но читать пришлось подкладывая под пальцы специальную бумажку. Второй раз на подобный мазохизм я точно не решусь. Хочется верить что в следующем издании эту проблему решат и заодно выпустят в продажу электронную версию, хотя последнее вряд ли, по словам переводчиков права не отдает английский правообладатель.

Землетрясения - вчерашний день. Сегодня настоящая катастрофа - это лифт, автомобиль или нехороший человек. Вот от кого исходит опасность и вот от кого мы будем учиться спасаться вместе с Джошуа Пивеном и Дэвидом Боргенихтом, авторами книги «Хуже не придумаешь. Гид по выживанию». Итак, ты в багажнике машины, которая с отказавшими тормозами застряла в падающем лифте...


Авиакатастрофа

Древние греки любили повторять: лучший способ выжить в авиакатастрофе - это избежать ее. Авторы книги «Хуже не придумаешь. Гид по выживанию» считают, что вероятность попасть в авиакатастрофу будет ниже, если ты станешь выбирать беспосадочные перелеты и следить за погодными условиями в пункте прилета, потому что немалая часть авиакатастроф происходит во время взлета или посадки. Возможно, иногда проще перенести перелет, чем лететь навстречу шторму. Не зря те же древние греки говорили: лучше быть живым и очень осторожным, чем мертвым и не очень осторожным. Ну а если ты все же полетел и попал в авиакатастрофу, вот тебе пара советов, как остаться в живых. К твоему сведению, почти в каждой авиакатастрофе находится тот, кто выжил. Так пусть это будешь ты.


  • Надевай в полет удобную одежду из шерсти или, на худой конец, хлопка. И забудь о синтетике: полиэстере, нейлоне. Синтетика начнет плавиться при температуре 150 градусов по Цельсию и вызовет обширные ожоги, а плотная одежда из шерсти защитит от ранений и поможет сохранить тепло, если самолет упадет в холодную воду. У предусмотрительного авиапассажира брюки должны быть просторными, рукава рубашки - длинными, обувь - закрытой, на низком каблуке. Такая обувь защитит тебя, если придется идти по острым и горящим частям самолета.
  • Выбирай кресло возле аварийного выхода. Если место у аварийного выхода уже занято другим умником, не соблазняйся пошлыми видами огоньков в иллюминаторе - требуй место в хвостовой части самолета с беспрепятственным доступом к выходу в случае эвакуации.
  • Прослушай инструкцию безопасности с вниманием. Эти знания могут спасти тебе жизнь.
  • Заранее посчитай и запомни количество кресел, отделяющих тебя от аварийного выхода из самолета. Не исключено, что выбираться придется сквозь задымленный салон на ощупь. В случае пожара или задымления закрой нос и рот мокрой тряпкой.
  • Во время авиакатастрофы не паникуй и оставайся пристегнутым до тех пор, пока самолет не сядет, как бы это ни происходило. Ремень безопасности должен туго прилегать к телу, лучше всего - к костям таза. Спинку кресла заранее переведи в вертикальное положение, как и говорила стюардесса: она плохого не посоветует. Одну руку положи на спинку кресла перед собой ладонью вниз, вторую положи сверху первой, потом прижмись лбом к ладоням. Также можно прижаться лбом к спинке впереди стоящего кресла, обхватив затылок руками и прижав к ушам локти. Если впереди нет кресла, наклонись вперед и обхвати руками колени. Стопы ног постарайся засунуть под свое сиденье как можно глубже - это защитит их от переломов.
  • Всегда следуй инструкциям персонала: надевай кислородную маску сначала на себя, потом помоги надеть кислородную маску остальным. Не пытайся забрать с собой из самолета рюкзак с фотоаппаратом, чемодан с документами или кейс с планшетом. Все самое важное храни в карманах, а об остальном забудь.
  • После падения самолета постарайся покинуть воздушное судно как можно скорее, а когда выберешься наружу, удались от самолета на достаточно безопасное расстояние - примерно на 200 метров. После этого жди спасателей: все, что мог, ты уже сделал.


  • Сохраняй спокойствие. Помни, что террористы - люди нервные и, возможно, напуганные. Не разговаривай с ними, пока они сами с тобой не заговорят.
  • Если начнется стрельба, ложись на пол, закрыв голову руками. Если рядом будет укрытие (стенд с информацией, шкаф), прячься за ним, но не уползай далеко. Террористы могут решить, что ты хочешь сбежать.
  • Не делай внезапных и подозрительных движений. Не пытайся спрятать кошелек, документы, драгоценности или билеты на самолет.
  • Выполняй все требования террористов без раздумий: сомнения могут стоить тебе жизни. Не пытайся сбежать или проявить героизм. Мысленно приготовься к длительному испытанию.
  • Не смотри террористам в глаза и не поднимай голову до тех пор, пока террористы не обратились конкретно к тебе. Разговаривай с ними вежливо, но самым обычным голосом. Демонстрировать чрезмерную покорность и смирение не нужно.
  • Попробуй мысленно описать каждого террориста: его внешность и манеру поведения. Придумай им прозвища, чтобы легче было идентифицировать потом.
  • Если начнется штурм, ложись на пол и не двигайся.
  • Когда все закончится, будь готов идентифицировать себя и указать на террористов представителям правоохранительных органов.


Да, ситуация редкая, но возможная. Наивно думать, что мы одни во Вселенной. Может быть, это именно они подбили самолет, из которого ты спасся? Итак, недружелюбные братья по разуму тянут к тебе свои сизые щупальца...

  • Контролируй то, о чем думаешь. Инопланетные существа, скорее всего, умеют читать чужие мысли, так что избегай провокационных образов (посадка в летающую тарелку, анальные пробы), чтобы случайно не подсказать пришельцам, как им нужно поступить.
  • Оказывай вербальное сопротивление: вежливо, но твердо посоветуй им оставить тебя в покое.
  • В качестве самой крайней меры оказывай физическое сопротивление. Всегда целься пришельцу в глаз, если есть возможность этот глаз на пришельце обнаружить (о других чувствительных местах на теле пришельцев мы, к сожалению, пока ничего не знаем).


  • Предупреди всех о своей проблеме: братьев-автолюбителей - звуковыми сигналами и дальним светом, а пассажиров - выразительной мимикой. Пассажиры пусть пристегнутся, а братья-автолюбители обратят на тебя внимание.
  • Продолжай с силой давить на педаль тормоза, но делай это прерывисто: нажал - отпустил, нажал - отпустил. Так ты сможешь создать давление в тормозной системе и замедлить или даже остановить машину.
  • Постепенно понижай передачи. Если у тебя механика, понижай передачи в порядке очередности и не забывай при этом выжимать педаль сцепления, чтобы не терялась связь двигателя с коробкой передач. Если у тебя автоматика, переведи рычаг в положение L (ограничение диапазона).
  • Воспользуйся ручником. Но осторожно! Если перестараешься, он заблокирует задние колеса и машину занесет. Поэтому используй стояночный тормоз плавно и будь готов отпустить его в случае блокировки колес.
  • Если ты опытный автомобилист и дорога позволяет, попробуй сделать полицейский разворот. Для этого резко и с силой дерни ручник, одновременно повернув руль на четверть в любом безопасном направлении. Этот маневр развернет автомобиль на 180 градусов.
  • Замедлить движение машины можно, совершая на дороге повороты вправо-влево и перестраиваясь из одного ряда в другой.
  • Попробуй контактное торможение. Для этого выбери подходящий отбойник или бордюр, к которым можно притереться, а также стог сена, поле, едущую впереди машину, которые, встав у тебя на пути, помогут погасить скорость. С едущими впереди машинами все не так просто: тормозить лучше о транспортное средство, которое больше твоего, движется с сопоставимой скоростью и позволяет осуществить полную стыковку бампер в бампер, иначе чужая машина может вылететь на встречную полосу или в кювет. Не пытайся тормозить о столб или дерево, они очень плохие союзники в деле торможения и подойдут только в экстренных случаях. И постарайся не бить чужие машины в бок.


  • Если над пропастью навис зад машины или совсем немного высунулся нос, ты плавно откроешь дверь и спокойно выйдешь.
  • Если над пропастью повис не только нос, но и передняя часть салона, ты осторожно переберешься в заднюю часть и спокойно выйдешь.
  • Если машина во время твоих элегантных перемещений начнет раскачиваться и опасно намекать на то, что любое лишнее движение подтолкнет ее вниз, ты плавно достанешь отвертку или ключ, красиво ударишь им в центр окна задней двери, разобьешь стекло и спокойно вылезешь.


Это единственный пункт, который члены редакции успели проверить на себе, удирая от граждан - их мы метафорически окрестили возмущенными читателями (на самом деле это были не они). Так вот, возмущенные читатели, как и остальные преследователи, бывают двух видов: пешеходные и оснащенные автомобилем. Начнем с пеших.

  • Если ты обнаружил за собой «хвост», постарайся убедиться, что этот «хвост» - твой: сделай неожиданный разворот на 180 градусов, внезапно остановись или перейди на другую сторону улицы. Попробуй запомнить приметы преследователя: комплекцию, походку, во что он одет, цвет волос, черты лица. Когда увидишь, что подозрительный гражданин продолжает преследование даже после неожиданных разворотов, держи его в поле зрения. Сделать это можно с помощью фронтальной камеры смартфона. Под видом селфи сфотографируй «хвост». Если у тебя нет смартфона, используй зеркальные поверхности магазинных витрин или окна автобусов для наблюдения за «хвостом».
  • Важно: ни в коем случае не иди в сторону дома и не сворачивай в безлюдные переулки, старайся держаться поближе к людям и работникам полиции. Чтобы оторваться от преследования, пользуйся кинематографическими методами отсечения: купи билет на киносеанс и исчезни через аварийный выход до того, как преследователь войдет в зал; заскочи в автобус либо вагон метро (или наоборот - выпрыгни из него) за секунду до того, как двери закроются; войди в магазин или ресторан и попроси выпустить тебя через черный ход и т. д.
  • Если ты за рулем и тебя преследует человек на автомобиле, делай примерно то же самое, что и в случае с пешеходом: убедись, что машина не отстает даже после того, как ты сделал четыре поворота налево и вернулся на место, в котором обнаружил «хвост». Правда, сейчас у преследователей пошла мода для вящей загадочности менять на ходу и машины, и людей, но, если это «хвост-одиночка», ты точно поймешь, что к чему. Чтобы оторваться от «хвоста», тебе и здесь нужно будет вспомнить кинематографические приемы: резко остановиться у обочины (желательно возле полицейского участка), проскочить на красный свет или затеряться в потоке машин, делая непредсказуемые маневры. Ну а потом, когда оторвешься от злодеев, выруливай на оживленную парковку большого супермаркета и оставайся там какое-то время, пока не почувствуешь в себе силы начать осторожное движение в сторону дома своего друга, полковника ФСБ.


Не будем сбрасывать со счетов и такой вариант: тебе не удалось оторваться от преследователей и вот ты лежишь в багажнике. В любом случае это лучше, чем проснуться в летающей тарелке - по крайней мере, ты дома, на своей планете, где все почти родственники. Теперь тебе надо открыть багажник и выбраться из машины.

  • В первую очередь следует понять по наличию или отсутствию характерного шума, едет машина или стоит. Если она стоит и тебе кажется, что в салоне никого нет, есть шанс отделаться малой кровью и выбраться через заднее сиденье. Толкни или дерни сиденья вниз, а потом подними вверх. Не получится - переходи к следующему пункту.
  • Ищи провод багажного рычага под обивкой или ковриком: он находится со стороны водительского кресла. Когда найдешь, потяни провод по направлению к водителю - это откроет защелку багажника, и ты сможешь удрать. Не получится - переходи к следующему пункту.
  • В багажнике могут оказаться инструменты: ломик, отвертка или гаечный ключ. Попробуй этими инструментами открыть защелку багажника или отогнуть его края, чтобы позвать на помощь. Не получится и это - переходи к следующему пункту.
  • Твой последний шанс и козырный туз - доступ к фарам стоп-сигнала. Оторви внешние панели, выдерни провода и вытолкни фары наружу. Это привлечет внимание окружающих и, возможно, спасет тебе жизнь.


Допустим, тебе не удалось выбраться из багажника и злодеи привезли тебя на заброшенный завод. Здесь они связали тебя и пошли обсуждать свои темные дела...

  • Как только злодеи достанут веревки и начнут привязывать тебя, набери в легкие побольше воздуха, выпяти грудь и расправь плечи. Когда враги уйдут, выпусти воздух, втяни живот и начинай раскачиваться, ослабляя веревку.
  • Скорее всего, бандиты свяжут тебе руки и ноги. Всеми силами пытайся держать кисти и стопы как можно дальше друг от друга, выгибая кисти рук и упираясь коленями (колено в колено) и пальцами ног (стопа к стопе). Когда враги уйдут, расслабь мышцы рук и ног и раскачивайся, пока веревки не сползут с твоих мужественных конечностей.
  • Если сможешь дотянуться до веревок зубами, перегрызи их. В крайнем случае, попытайся развязать узлы зубами.


Короче, тебе удалось развязать веревки и удрать. Но выйти через обычные двери ты не можешь: там тебя стерегут. Убежать можно через крышу. А она быстро кончилась, и надо прыгать на другую…

  • Оказавшись на крыше, оцени ситуацию: нет ли на твоем пути препятствий, небольших стен или предательских канавок, которые помешают тебе разогнаться.
  • Осмотри крышу, на которую ты будешь прыгать: там должно быть достаточно места, чтобы комфортно приземлиться и кувыркаться до полной остановки. Обрати внимание на высоту здания, крышу которого ты будешь использовать для приземления. Если здание ниже твоего, посмотри насколько. Разница в высоте больше одного этажа - это риск сломать ноги, разница более чем в два этажа - риск сломать позвоночник.
  • Прикинь расстояние между зданиями. Большинство людей не могут прыгнуть дальше трех метров даже с разбега. Если здание, на которое ты нацелился, находится на расстоянии более трех мет­ров, ты, скорее всего, до него не допрыгнешь и разобьешься. Впрочем, фортуна подарит тебе дополнительные полметра, если выбранное тобой здание будет ниже твоего.
  • Перед прыжком четко определи свою воображаемую взлетно-посадочную полосу: мысленно обозначь точку взлета и приземления.
  • Разгоняясь для прыжка, беги изо всех сил! Тебе понадобится расстояние в 15 метров для разгона, чтобы пролететь спасительные три метра.
  • Прыгай с вытянутыми вперед руками и будь готов ухватиться за край здания, если до него долетят только руки.
  • Старайся приземлиться на ноги, а после приземления наклони голову и перекувырнись, но не прямо через голову, а боком, через плечи и спину.

В этом году NASA обнародовало амбициозный план освоения четвертой по удаленности от Солнца планеты Солнечной системы. Лунная станция Deep Space Gateway будет служить перевалочным пунктом для дальних космических полетов на Марс и сможет принимать находящийся в стадии разработки космический корабль Deep Space Transport - своеобразную версию USS Enterprise из вселенной “Звездного пути”.

К началу 2030-х годов астронавт (вряд ли это будет Мэтт Дэймон) может впервые с 1969 года ступить на космическое тело. Ему или ей понадобятся изощренные гаджеты, чтобы выжить в холодном, негостеприимном мире.

Вода, вода повсюду

Доказательств того, что на Марсе есть вода, хватает. По мнению ученых, полосы на поверхности планеты остаются там из-за потоков воды, текущих по Марсу в теплое время года. А в прошлом году NASA объявило, что исследователям удалось обнаружить огромный резервуар со льдом, залегающий под скалистой поверхностью планеты.

Тем не менее, для первых путешественников на Марс ни один из этих источников воды не будет легко доступен, а может, вообще окажется закрытым ввиду того, что добывать эту воду будет слишком дорого. Зато будущие космонавты могут использовать устройство, специально разработанное учеными из Калифорнийского университета в Беркли.

Оно работает на солнечных батареях и использует специальный металлоорганический каркас (MOF) для “вытягивания” воды из воздуха в условиях влажности не ниже 20 процентов. Исследование о работе такого агрегата было опубликовано в прошлом месяце в журнале Science. Устройство собрало около трех литров воды из воздуха за 12 часов, используя килограмм спрессованных кристаллов металлоорганического каркаса. В них содержится магний и органические молекулы, благодаря которым получается жесткий, пористый материал, способный хранить жидкость.

«Если уровень относительной влажности на Марсе составляет около 20 процентов и выше, это устройство вполне может там работать», - говорит Омар Яги, один из изобретателей MOF.

MOF - не только полезное изобретение на Земле, но и незаменимый помощник на Марсе, где, несмотря на пустынные условия, относительная влажность ночью может достигать 80-100 процентов. Этого достаточно, чтобы добывать воду прямо из атмосферы.

Команда Яги уже работает над более дешевыми и эффективными версиями MOF для сорбции водяного пара.

«Это лишь вопрос времени, пока наша технология станет экономически конкурентоспособной. Это важный шаг для человечества, и я называю воду, которую можно получить при помощи нашего аппарата, «персонализированной водой».

Трехмерная цивилизация

Сегодня мы можем напечатать на 3D-принтерах практически все. Возможность воспроизводить инструменты и детали из подручных материалов поможет будущим колонистам Марса, которые, скорее всего, не смогут взять с собой много багажа.

Недавно группа из Северо-Западного университета продемонстрировала, как 3D-принтеры могут использовать в качестве материала марсианскую пыль - вернее, ее одобренную NASA копию. Исследователи под предводительством Рамиля Шаха показали, что такое процесс 3D-«покраски». Они создали на основе пыли чернила, благодаря которым напечатали целые строительные блоки. Материал этих блоков - прочный и гибкий, почти как резина. Его можно резать, сгибать, сворачивать, создавать из него кирпичики наподобие деталей Lego.

«В местах с ограниченными ресурсами людям нужно будет научиться использовать то, что доступно», - говорит Шах. - Наши 3D-чернила дают возможность печатать различные функциональные и структурные объекты для создания жилищ за пределами Земли».

Дом далеко от дома

У NASA есть собственное видение домов, в которых будут обитать люди на Красной планете. Это иглу. Технически, “ледяной дом на Марсе” представляет собой надувную конструкцию с оболочкой из водяного льда. Построить ее можно будет из материалов, извлеченных из недр планеты.

Преимущество конструкции заключается в том, что ее легко транспортировать. Почему лед? Вода - отличный защитный материал от радиации, а именно она - одна из самых больших опасностей, с которыми сталкиваются люди во время космических полетов. Длительное воздействие радиации может вызвать рак или лучевую болезнь.

Есть и альтернативный вариант: ученые предлагают поместить жилье, лаборатории и другие здания под поверхностью Марса. Однако в “ледяном доме” вид все-таки будет лучше.

«Все материалы, которые мы выбрали для “ледяного дома”, являются полупрозрачными: они пропускают свет, и вы ощущаете, что находитесь в доме, а не в пещере», - говорит Кевин Кемптон, глава исследовательской группы проекта.

По яблоку в день

Неясно, способствовал ли научно-фантастический блокбастер “Марсианин” повышению продаж картофеля по всему миру, однако исследователи действительно работают над созданием сложных конструкций, чтобы обеспечить будущих космонавтов свежими фруктами и овощами.

При сотрудничестве NASA, Университета Аризоны и частных инвесторов была создана замкнутая биорегенеративная система жизнеобеспечения (BLSS) - гидропонная камера роста, которая не нуждается в почве (или, простите, человеческих фекалиях) для того, чтобы там росла пища. Это устройство содержит воду, обогащенную питательными веществами, которая поддерживает корневую систему растений.

BLSS взаимовыгодна для людей и растений, так как первые при дыхании вырабатывают углекислый газ, который поглощается растительностью. Растения, в свою очередь, в процессе фотосинтеза производят необходимый нам кислород.

«Мы начали работать над проектом в 2004 году, спроектировали и построили камеру для выращивания продуктов на Южном полюсе в Антарктиде. Этот проект все еще функционирует там», - говорит Джин Джакомелли, директор Центра сельского хозяйства Университета Аризоны.

Главные испытания - впереди

Конечно, многое еще предстоит сделать, прежде чем астронавты смогут выращивать сочные красные яблоки на Красной планете. NASA и его коммерческие партнеры пока проектируют ракеты следующего поколения, которые будут выполнять тяжелые грузоперевозки и операции во время будущих миссий, а также работают над созданием модулей для обитания в космосе - они будут перевозить людей на Марс.

По-прежнему существуют серьезные препятствия - например, излучение. Исследователи, финансируемые Европейским космическим агентством, создали устройство, которое имитирует космическое излучение: они планируют изучать его угрозы для человеческой жизни и оборудования и способы нейтрализации этих угроз. Также ведутся активные исследования в области аэрокосмической медицины, способной помочь людям оставаться здоровыми в условиях космоса.

Существует и психологический аспект. Как подготовить людей к столь длительному пребыванию вдали от дома? Готовы ли они к многолетней борьбе за выживание в тяжелых условиях? Ученые планируют изучить поведение людей, зимующих в Антарктиде, чтобы ответить на эти вопросы.

В этом году отмечается 60-летняя годовщина начала космической эры человечества: в 1957 году Россия запустила первый искусственный спутник Земли. Если мы сможем попасть на Марс спустя менее чем столетие после этого исторического события, это будет означать, что новое будущее человеческой расы все-таки наступит. И начинается оно с сегодняшних инновационных технологий.