«Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев. Описание эиэ гамлет Отношения Гамлета с другими типами

Блок ЭГО

Самое Главное в личности Субъекта. Первые две функции вместе образуют блок ЭГО. Блок ЭГО — это блок программы мышления. Результата блока эго заключается в идеях Программной Функции. Для этого у нее есть отличный инструмент — Коммуникативная Функция.

Мышление Гамлета направлено на создание образов перспективного будущего с целью мотивирования или воодушевления. Это сопровождается обучающей и просветительской деятельностью (см. блок ИД), поэтому Гамлета можно назвать идеологом. Он создает понимание мира и будущего, которое формирует направление мотивации.

Программно-Потенциальная Функция

Эта функция представляет мир. Она содержит самый главный потенциал типа, каждый тип представляет мир в теме, которую она обрабатывает. Чаще всего Субъекту приходят идеи именно на тему этой функции.

У Гамлета установка на мощное эмоциональное присутствие в любой ситуации. Он любит заряжать и заряжаться. Представляет мир в виде эмоций и состояний людей. Постоянно думает об эмоциях и эмоциональном фоне. Стремится создавать яркие вдохновляющие настроения. Творчески относится к теме приятного времяпрепровождения с акцентом на глубину переживаний. Представляет ситуации с точки зрения общей эмоциональной атмосферы и настроений людей. Эмоциональность Гамлета окрашена его глубоким чувством перспективы, Гамы любят вдохновлять людей на воплощение каких-то перспектив, это своего рода идеологическая деятельность. В связи с негативизмом часто очень драматичны.

Коммуникативная Функция

(и — Интровертированная Интуиция — время, смысл, перспектива, режим)

Благодаря КФ Субъект ориентируется в мире, это тема его размышлений и разговоров. Это инструмент, который реализует программу типа. Очень гибкая и обсуждаемая.

Гамлет много размышляет и говорит о времени, своевременности и смысле. Часто занимается формированием яркого (эмоционально насыщенного) и вдохновляющего образа будущего. Если хочет кого-нибудь замотивировать, использует информацию о перспективах или о том, что в поступке есть смысл. Для Гамлета очень важно не терять время зря (негативист), а смысл времени он оценивает по яркости переживаний.

Блок СУПЕРЭГО

СУПЕРЭГО необходим для социализации. Он содержит наши слабые функции, по которым у нас есть потребность развиваться.

На первый взгляд Гамлет может выглядеть деловым, но также для него важно быть приятным и ценным. Вообще считает, что уровень жизни должен быть такой, чтобы можно было трудиться. А вот чрезмерный труд, направленный на поддержание уровня, жизни его истощает.

Адаптивно-НагрузочнаяФункция

(Л — Экстравертированное Мышление — технология, деятельность, эффективность)

Тема нагрузки для Субъекта. Когда надо взаимодействовать с темой АНФ, Субъект переходит в мобилизованное состояние.

Гам воспринимает ситуацию как нагрузочную, если ему необходимо трудиться в связи с недостатком ресурсов и низким уровнем жизни. В напряженной ситуации Гам умеет много трудиться, вообще накапливает различные навыки, чтобы быть адаптированным к жизни. При первом знакомстве демонстрирует себя именно с деловой стороны.

Консервативно-Критическая Функция

(с — Интровертированная Сенсорика — гармония, комфорт, сочетаемость, качество)

Самая важная тема. Если с ней плохо — плохо везде. У каждого человека свое воспитание в вопросах этой функции. Главное — чтобы его поведение по теме этой функции соответствовало собственному представлению о правильности в этой теме и представлению ближайшего окружения.

Комфорт — самая важная часть жизни Гамлета. Также это самая инертная и трудо-обучаемая сфера для него. Гаму сложно нарабатывать навыки по тематикам комфорта, уюта, приятности, вкусности, уместности и подобным, однако при должном воспитании он будет стараться делать все идеально. Также это относится к тематике здоровья и вредных привычек — непрокаченному по этой тематике Гамлету очень проблематично избавляться от вредных привычек и справляться с болезнями. При недостатке комфорта или при болезни Гамлет испытывает серьезное напряжение, т.к. затронута самая важная часть его психики.

Блок СУПЕРИД

СУПЕРИД — это детский блок, по которому человек предъявляет требования и ожидания к миру. Это блок оценки того, в насколько подходящей среде находится ТИМ. Это блок разумного эгоизма, антисовести.

Гамлет подпитывается и чувствует себя комфортно с людьми, у которых везде порядок и они помогают в этом другим. Им нравятся практичные, волевые и логичные люди.

Экспектационно-РесурснаяФункция

(л — интровертированное мышление — структура, причины, пространство)

Самая приятная тема. Субъект подсознательно ожидает информацию на тему ЭРФ. Самому обращать на нее много внимания нелегко. Если помогают — очень приятно.

Гам ожидает поддержки в структурировании информации и организации пространства. Гамлеты очень любят задавать вопрос “почему?”. Им бывает сложно производить информацию на тему структур и причин, поэтому они ее подсознательно ожидают и накапливают. Также им интересна тематика социальной иерархии: как реализоваться в ней и достигнуть положения.

Мотивационно-МобилизационнаяФункция

(С -Экстравертированная Сенсорика — нагрузка, адаптация, волевое взаимодействие)

Энергетическая система Психики. Информация на тему ММФ вызывает эмоциональный отклик в сознание Субъекта. Постоянная поддержка по теме приводит в тонус. Если условия по этой теме не удовлетворительны, то субъект обесточивается, выключается.

С воодушевлением относятся к проявлению воли, устойчивости, настойчивости, властных качеств и идей, направленных на достижения влияния. Можно сказать, что нуждается в поддержке по тематике силового преобразования мира и провоцирует окружение на соответствующие идеи. Положительно относится к конкретной, фактической информации о том, как реально есть или было.

Блок ИД

Блок ИД — это реализационный блок психики, через который субъект предоставляет социуму свое время и труд, помогает делом и предоставляет свой продукт.

Императивно-ВременнаяФункция

(е — Интровертированное Эмоционирование — отношения, приоритет, субъективная дистанция)

Самая неосознанная тема. Позитивная информация по теме вводит в творческий режим, »вдохновляет». ИВФ автоматически включается при необходимости помощи по этой тематике.

Сосредоточен на поддержании отношений и уровня ответственности. Использует связи, значимость ситуаций для людей ради раскрытия потенциала или передачи идей. Информация об отношениях вводит Гамлета во вдохновленный, творческий режим, вызывает чувство перспективы.

Реализационно-ТехнологическаяФункция

(И — Экстравертированная Интуиция — закон, потенциал, идея, возможности).

По РТФ субъект предоставляет свой продукт, свой труд. При необходимости может самостоятельно выполнить работу или дать конкретный методический совет, который приведет к продуктивному результату.

Имеет проницательный ум, хороший генератор идей. При необходимости помочь другим людям, готов увидеть новые возможности, понять суть ситуации, продумать план развития. Распространяет идеи страстно пересказывая, показывая значимость и драматичность ситуации. Формирует мировоззрение.

Правильные группы, к которым относится Гамлет

Экстраверт . Экстраверты более шумные и активные, легко тратят энергию, заводят новые знакомства. Вообще это довольно приблизительное описание экстраверсии. Конкретно про Гама можно сказать, что он довольно быстро считывает информацию о внешнем проявлении эмоционый, которые являются внешними проявлениями людей и общей атмосферы

Беспечный . Беспечные чаще рассчитывают на то, что все может быть так, как раньше не было. Не то чтобы они не опираются на прошлый опыт, просто они не зациклены на нем. Рассчитывают на предпосылки, которые присутствуют в конкретной ситуации.

Интуит . Легко оперируют абстрактными понятиями, предпочитают мыслить глобально, обобщать. Нередко выражаются не конкретно (даже в конкретном примере, будут использовать общие слова). Установка на интуитивный прием информации, то есть для них важнее понять, чем ощутить. Уверенно обсуждает темы потенциальных возможностей и перспектив.

Аристократ . Изначально аристократов определяли как тех, кто относится к людям через призму их социального статуса. Теперь известно более подробное описание. Аристократы имеют тенденцию обращать внимание на характеристики объектов, которые обусловлены принадлежностями к группам. Например, если сумка сделана в китае, аристократ может размышлять так: все сумки, сделанные в Китае, некачественные, значит, и эта некачественная. Это можно назвать “инклюзивные характеристики”. Они включены в свойства всех объектов, принадлежащих к определенной группе.

Негативист . Гамлету легче заметить отсутствующие детали и негативный вариант развития событий, даже если Гам — оптимист, запрограммированный на позитивное мышление, для выполнения программы своей социальной роли будет уделять внимание негативным деталям. Часто это еще проявляется в интонационном выделении.

Упрямый . Упрямые, ставя цель, потом с трудом от нее отказываются и будут подключать больше и больше ресурсов для ее достижения.

Эмоциональный . Эмоциональные типы больше внимания уделяют эмоциям и отношениям, лучше ориентируются в этой, гуманитарной, сфере. Увереннее себя чувствуют в проявлении своих эмоций.

Субъективист. Для субъективистов эмоции являются более интересной и обсуждаемой темой, чем отношения, а структуры — интереснее, чем методы. Это значит, что отношения они оценивают по уровню эмоционального комфорта. Если человек подходит по этому критерию, то быстро с ним сходятся. В мыслительном плане субъективизм проявляется как обсуждаемость устройства мира или конкретных его частей. Для субъективистов важно обсуждать именно причины и структуры, потому как, зная механизм, можно всегда решить, как нужно действовать. Субъективисты любят придумывать новые словечки для обозначения предметов или явлений, иметь внутричковые (в компании, например) названия. Фраза “делу время, потехе час” обычно не про них.

Конструктивисты . Конструктивисты во время коммуникации вначале обращают внимание на конструктивный посыл, и только потом на эмоции. Это также проявляется в том, что когда они говорят, то больше задумываются о том, что они говорят, а как говорить у них потом подстраивается. Эмоциональные состояния конструктивистов инертные, бывает медленно сменяются одно другим.

Процессер . Гамлет любит рассматривать события в их процессе преобразования.

Квестим. Часто использует вопросительные интонации, любит усложнить тему разговора (если не противоречит другим его свойствам). Его легко перебить, умеет слушать.

Решительность . Для решительных важно не упустить момент и решать, когда действовать, обсуждать время действия. Для них момент деятельности приоритетнее, чем момент обсуждения вариантов.

Стратег. Проще дается постановка цели, нежели придумывание тактических (сиюминутных) решений.

Рациональный. Основной поток информации направлен наружу (мышление), это означает, что субъект больше ориентируется на свои суждения, чем на то, что он воспринимает из внешнего мира. Проявляется как необходимость в планировании и инертности планов.

Динамика . Динамики представляют мир континуально (неразрывно, протяженно), в отличие от статиков. Динамичность еще проявляется в чувстве последовательности. Например, рассказывая что-нибудь, они будут чаще делать это в форме последовательных событий, истории.

Бета Квадра. Гамлеты относятся к группе типов с юношескими ценностями. Их также называют веселые решительные аристократы. Они творчески относятся к тому, как должны быть устроены мир и социальная иерархия. Считают, что нельзя терять времени и необходимо воплощать свои идеи

Стимульная группа Уникальность. Быть уникальным — подсознательное желание Гамлета, он стремится к этому, и это влияет на его мотивы.

Страстный стиль коммуникации. Взаимодействие воспринимается Гамом как успешное, если произошла передача энергии или создана мотивация.

Отношения Гамлета с другими типами:

Дон Кихот — Прием заказа.

Гамлет находится с Доном в асимметричных отношениях (социального заказа), что значит партнеры чувствуют себя в них по разному. Гамлет ценит проницательность и креативность Дона, особенно в связи с тем, что он умеет логично изложить информацию. Гамлет старается заряжать и вдохновлять Дона. Это весьма продуктивные отношения для обоих партнеров, причем Гамлет чувствует себя в них комфортнее, хоть и может играть вторую роль.

Дюма — Прием контроля.

Социальный контроль — это тоже асимметричные отношения. В этих отношениях Гам может испытывать дискомфорт в связи с повышенным внимание Дюмы к вопросам эстетики, самочувствия и поддержания быта. В свою очередь может неуважительно относится к проницательности и деловым качествам Дюмы.

Гюго — Родственные

Гам и Гюг хорошо понимают друг друга на основе своей эмоциональной природы. При этом Гам силен в теме времени и глубины смысла, а Гюго в теме практичности и самочувствия. На основе этого между ними может складываться либо глубокое уважение к компетенциям другого, либо пренебрежительное отношение к сильной теме другого, как недостойной такого внимания.

Робеспьер — Полудуальные

Гам и Роб комфортно чувствуют себя вместе удовлетворяя информационные, т.е. психологические, потребности друг друга. Гаму приятна рассудительность Роба, его умеение все упорядочить и объяснить, а Робу приятна эмоциональность и выразительность Гама. Интуитивность обоих располагает к деловой реализации этих отношений. Это связано к их отношению к деятельности, а также информации связанной с генерированием новых идей, планирования, прогнозирования. Сенсорные темы (самочувствие, быт, комфорт, сила воли, напористость) могут послужить причиной негативных чувств или утечки энергии в этих отношениях.

Гамлет — Тождественные

Два Гамлета предрасположены хорошо понимать друг друга и легко находить общий язык. В общем, такие отношения хороши для передачи опыта или совместного труда.

Максим Горький — Дуальные

Отношения Гама и Макса имеют потенциал быть самыми комфортными. Логичность и дисциплина Макса подпитывают и заряжают Гамлета. Гамлет в свою очередь своей эмоциональностью и глубиной личности делает это с Максом.

Жуков — Активационные

Гам и Жук вызывают друг в друге сильные эмоции, что может послужить основой для мотивации друг друга. Гама воодушевляет целенаправленность Жука, а его логичность делает общение приятным. Жук также ценит сильные качества Гамлета — эмоциональность и глубину.

Есенин — Зеркальные

Гам и Есь имеют много общих черт, имеют общие сильные стороны ценности. Однако они ставят себе разные цели. При общении могут либо не понимать друг друга, либо предоставлять ценную конструктивную критику.

Джек Лондон — Деловые

Гам и Джек имеют много общих черт, схожее мышление направленное на тему времени. Легко могут найти общий язык и договориться о том, что делать. Однако их различия могут напрягать друг друга. На Гамлета давит трудолюбие Джека, и сам он давит своей эмоциональностью.

Драйзер — Миражные

Гам и Драй находятся в приятных эмоционально насыщенных отношениях. Речь и труд партнеров обеспечивает эмоциональную подпитку. Гуманитарная направленность обоих типов и различные точки зрения вызывают вдохновение или непонимание.

Наполеон — Передача заказа

Гамлета заряжает волевой напор Наполеона и вдохновляет его обаятельность. Благодаря своему мышлению напавленному на перспективы, он заряжает Наполеона в ответ, предлагая идеи для деятельности.

Бальзак — Передача контроля

Низкая эмоциональность Бальзака может восприниматься Гамлетом как что-то неправильное, о чем он может не постесняться сказать. Однако Гам может высоко оценить интеллектуальные способности Бальзка.

Гексли — Квазитождественные

Гам и Гек имеют общие сильные стороны, но разные ценности. Эти отношения хороши для совместной деятельности, т.к. партнеры могут ценят идеи друга по поводу дел. Возможно непонимание партнера и недопонимания в речи из-за разных ценностей.

Габен — Конфликтные

Гам и Габ часто вызывают друг в друге сильные чувства и эти отношения имеют тенденцию быть негативными. Чрезмерная скурпулезность к действиям Габена может вызывать протест у Гамлета. Однако эти отношения могут складываться и в позитивном ключи при намерении трудиться на общее благо и поддерживать друг друга трудных ситуациях.

Штирлиц — Суперэго

Гам и Штир своим разными направленностями и сильными сторонами давят друг на друга, что может вызывать напряжение и конфликты. Эти отношения хороши в больших компаниях и в хорошем раскладе насыщены эмоциями.

Достоевский — Полная противоположность

Гам и Дост имеют общие сильные стороны, но смотрят на мир с разных сторон. Имеют разные ценности и ставят себе разные цели. В этих отношениях часто присутствует недопонимание, сомнение, критика и споры. Однако в позитивном ключе (особенно в деловом контексте) это может быть выражена как конструктивная критика.

Образ Гамлета возникает во всей полноте, во взаимосвязях со всеми персонажами. Ведь каждый такой персонаж имеет свою задача, свою правду и освещает какую-то грань характера главного героя. О роли и значении второстепенных героев указанной трагедии для полноценного восприятия основного ее героя и художественного произведения в целом Традиционно в процессе постепенного анализа основное внимание отводится главным персонажам, поскольку, по законам литературы, в судьбах главных героев художественно отражается авторская мысль, воспроизводится основной конфликт произведения. Тем не менее любой литературный герой, второстепенный или главный, в литературном произведении является действующим лицом и носителем определенного типа исторического сознания.

В литературе последних лет появились произведения, в которых второстепенные за классическим сюжетом герои занимают первые места и начинают играть главные роли. Так, Розенкранц и Гильденстерн являются главными героями пьесы Т. Стоппарда “Розенкранц и Гильденстерн уже мертвы”, Гертруда и Клавдий - герои рассказа Дж. Апдайка, а Горацио стал главным героем парафраза Б. Акунина “Гамлет”. Стремясь к полному осознанию характера взаимосвязей между художественными элементами литературного произведения, необходимо проанализировать не только магистральные сюжетные линии и позиции главных героев. Интересными для исследователя становятся дополнительные сюжеты, доле действия второстепенных героев. Подобный подход дает возможность открыть новые, не менее важные аспекты в процессе восприятия, анализа и понимание произведения.

Попробуем рассмотреть трагедию сквозь отношения, отношение к Гамлету второстепенных героев. Пространство трагедии - это многовекторная структура, почти каждый вектор которой делает наглядным существующее противостояние главного героя и определенных персонажей пьесы. Все герои в “Гамлете” возникают непосредственными участниками драматургического действа и могут быть объединены в своеобразные пары за признаками как похожести, так и антагонистичности. Тем не менее единение или противостояние героев трагедии есть подвижным, ситуативным и происходит по признакам родственных связей, общих интересов или позиций.

Условно первый вектор на поле драматического конфликта будут представлять Клавдий и Гертруда. Мать и дядя главного героя трагедии - правители, которые узурпируют власть хотя, за традиционной интерпретацией, Гертруда чаще всего воспринимается как невольная жертва, и Гертруда, и Клавдий могут выступать как антиподы.

Второй - Полоний и Озрик. Канцлер Датского королевства, который находится на верхушке феодального общества, плохая копия талантливого интригана, соединяются в готовности выполнить любой приказ власти, не забывая о своей пользе.

Третий - Офелия и Лаэрт - дочь и сын Полония, чья судьба непосредственно связана с поступками Гамлета. По традиционной версии, Офелия и Лаэрт - жертвы, марионетки или невольные прислужники власти.

Четвертый - Горацио.. Розенкранц и Гильденстерн - товарищи Гамлета по обучению в Виттенбергском университете. В перечне действующих лиц Горацио указан как друг принца. Он всегда рядом с ним, кроме тех моментов, когда появляются Розенкранц и Гильденстерн. Этих героев принц так же считает своими друзьями, тем не менее, по мнению зрителей (читателей), они принимают сторону власти и становятся исполнителями ее приказов. Почти полное отсутствие персонификации признаков дает возможность воспринимать их как одного героя.

Пятый - принц Фортинбрас. Гамлет не встретится с ним на сцене, однако ощущение того, что Фортинбрас является своеобразным двойником главного героя, не исчезает. Некоторые события жизни норвежского принца совпадают с историей принца Гамлета (как, кстати, и с историей Лаэрта), тем не менее жизненные приоритеты каждый определяет по-своему. В реальном пространстве трагедии Фортинбрас может быть парой своему отцу, убитому королем Гамлетом, самому Гамлету и Лаэрту.

Вне системы реально действующих героев остается персонаж, который инспирирует завязку главной сюжетной линии. Это Призрак, Тень отца Гамлета. Сфера реализации этого персонажа ограничивается общением с Гамлетом, Призрак подталкивает принца Гамлета к активным действиям. События, которые состоялись к началу спектакля, переводятся в плоскость морального выбора и побуждают героя к определению приоритетов бытия, к поискам и утверждению, даже ценой жизни, новой системы ценностей

Тем не менее исследователями рассматривается и другой вариант возможной схематизации образной системы трагедии: Гамлет - два короля (Гамлет, Клавдий); Гамлет - две женщины (Гертруда, Офелия); Гамлет - молодые вассалы, которых принц считает друзьями (Горацио, Розенкранц-Гильденстерн); Гамлет - сыны-мстители (Фортинбрас, Лаэрт).

За любым вариантом рассмотрения трагедии роль второстепенных персонажей в понимании событий, мыслей и поступков главного героя есть значащей, а раскрытие многогранности художественной плоскости произведения было бы невозможным без учета своеобразных скрещений мыслей и позиций главного и второстепенных героев. “Между персонажами, - читаем в литературном комментарии В. А. Аникста, - просматриваются нити связи. Ничего в трагедии не изолировано, все взаимосвязано, человеческие судьбы скрещиваются, и Гамлет не только то, что он есть сам по себе, но и какой он в своих отношениях с другими”.

Есть мнение, что пьесу «Гамлет» написал вовсе не Шекспир. И действительно, не существует экземпляра этого произведения, написанного рукой великого драматурга…

Текст пьесы «Гамлет», которая более 400 лет не сходит со сцен мира, представляет собой компиляцию нескольких записанных разными людьми в разное время вариантов. Поэтому, говорят скептики, значение и художественные достоинства трагедии сильно преувеличены, а глубокий смысл, который обнаруживают все новые исследователи, привнесен многими поколениями читателей, зрителей и критиков. Но, даже если все это действительно так, все равно никуда не деться от вопросов: почему именно этот текст будоражит умы и души столько лет и для чего, собственно, человеку так необходимо обнаруживать какой-либо смысл в произведениях искусства, философских трудах и религии? Ведь можно просто есть, пить, развлекаться и зарабатывать деньги. Однако нет, зачем-то одному, порой ничтожному человеку, дан дар создавать, а другим - принимать близко к сердцу произведения, называемые со временем великими.

Конечно, шедевры существуют не для того, чтобы ответить на все наши вопросы, но они, по крайней мере, демонстрируют наглядно, что вопросы эти существуют и продолжают возникать. Увеличим их количество еще на пять.

1. Зачем Призраку Гамлет?

В самом деле, на первый взгляд, грозный Призрак мог бы и сам без труда решить свои проблемы. Явись он разок Клавдию - и сформулированные им цели были бы достигнуты: королевское ложе очищено от осквернения и гнусный братоубийца наказан. При этом королева, скорее всего, осталась бы жива. Не говоря уже о принце. Входила ли гибель сына в планы Призрака? Судя по его словам - нет. Так же как и нет оснований сомневаться в искренности этих слов. Но на деле вышло по-другому. Выходит, Призрак сыграл свою роль помимо своей воли. А режиссер-то кто? Кто устанавливал правила, по которым королева Призрака не видела, а Гамлет и его товарищи - видели и слышали? Очевидно, и Клавдию Призрак явиться просто так не мог. Были у него свои органичные, то есть естественные, присущие только ему, ограничения, как и у каждого из нас. Видимо, наши достижения зависят не столько от поставленных целей, сколь бы замечательными они ни были, сколько от наших свойств, то есть ограничений, независимо от того, осознаем мы их или нет. Поэтому, чего бы мы ни достигли, цель никогда не бывает одинокой, всегда обнаруживаются сопутствующие результаты, значимые для нас и для других. И пока ты не разобрался сам с собой, никогда нельзя быть уверенным, что играешь собственную роль, а не участвуешь в чужом спектакле. Как Призрак.

2. Выполнил ли Гамлет указания Призрака?

С одной стороны, раз Клавдий убит, задание можно считать выполненным, пускай и с нарушением предполагаемых сроков. С другой стороны, в процессе исполнения были достигнуты некоторые дополнительные результаты, в задании никак не предусмотренные, а именно: умерли неестественной смертью принц Гамлет, его мать Гертруда, его любимая девушка Офелия, отец этой девушки Полоний, брат ее Лаэрт, а также школьные друзья Гамлета, Розенкранц и Гильденстерн. То есть погиб сам исполнитель поручения, а также его ближайшие друзья и родственники. При этом некоторых из них герой убил собственной рукой, других же - бестрепетно отправил на верную смерть или не защитил должным образом.

В этих условиях ответ на поставленный вопрос становится уже не столь однозначным. Нам неизвестно, какими словами встретил Призрак душу своего сына там, куда она, очевидно, попала после всего сотворенного молодым Гамлетом. Варианты могут быть самыми разными: от «Молодец, сынок, отлично справился!» до «Разве об этом я тебя просил!». В любом случае, можно сделать, по крайней мере, один управленческий вывод: даже в самом ясном указании невозможно указать всего, чего при его исполнении делать НЕ следует. Это итак, без разъяснения, должно быть понятно. И если люди понимают друг друга с полуслова, то указывать вообще ничего не надо. А если не понимают, то дело может обернуться как у Призрака с Гамлетом.

3. Быть или не быть?

Рано ли поздно перед каждым человеком встают вопросы, на которые приходится искать ответы, что называется, на «Да - Нет». Есть ли такие поступки, которые я никогда не должен совершать или нет таких поступков и от меня можно ожидать чего угодно? Есть такие идеи, сторонником которых я никогда не стану или нет таких идей, и меня можно убедить в чем угодно? Рождается ли человек свободным и наделенным совестью, как утверждается во Всеобщей декларации прав человека, или у меня другое мнение по этому поводу? Вопросы могут быть самыми разными, но, в любом случае, они касаются основных правил, по которым мы живем. И от наших ответов зависит, быть может, не только наша личная судьба, но и участь многих других людей.

Решающее значение здесь имеет критерий выбора. Для Гамлета это благородство. Мы вольны выбрать другой критерий, но как сделать выбор по поводу критерия выбора? В конечном счете, в наших решениях проявляются наши убеждения, характер и способ мышления. А список бедствий, против которых считал благородным поднять оружие датский принц, мало изменился за последние несколько столетий. Это, как и прежде, несправедливость угнетателей, боль отвергнутой любви, наглость чиновников, проволочки в судах, унижение гордых ― есть по поводу чего принимать личное решение: терпеть ли молча или в борьбе покончить с этим. Конечно, при этом надо быть готовым ответить за свои убеждения, то есть заплатить некую цену, которая будет тем выше, чем твердость наших убеждений. Поэтому неизбежный выбор каждого человека - быть способным принять вызовы жизни или не быть таковым.

4. Как интеллектуал-мажор превращается в убийцу?

Что должно произойти с человеком, чтобы он в недолгое время превратился из баловня судьбы в полусумасшедшего преступника? Ведь еще недавно принц был просто законным наследником королевского трона. Любящий и любимый сын, интеллектуал, красавец, диктующий придворную моду, он посвящал любовные стихи прекрасной девушке и чувства его были взаимны. Про таких сегодня говорят ― типичный мажор.

Но вот внезапно умирает старый Гамлет, боготворимый отец. Смерть любимого родителя, да еще при подозрительных обстоятельствах, любого выведет из равновесия. Особенно если человек склонен к размышлениям и способен на глубокие чувства, а именно таким был Гамлет. Вскоре его обожаемая мать, королева, выходит замуж за брата своего покойного супруга. Кто наблюдал подобную ситуацию, возможно, согласится, что для сына скорое замужество матери ― вряд ли радостная новость. Тем более, что отношения между родственниками были далеко не лучшими: племянник подозревал дядю в убийстве своего отца, а дядя, в свою очередь, подозревал, что его подозревают. То, что Гамлет впал в крайнюю задумчивость, представляется совершенно естественным. В самом деле, представим себе сына, который в подобных обстоятельствах смог бы, как ни в чем ни бывало, произнести нечто вроде: «Мамочка, поздравляю, достойный выбор, желаю счастья!» Может, кто и смог бы, но не Гамлет.

И тут его настигает следующий удар. Он встречается с призраком своего отца. Не у каждого в жизни такая встреча происходит, но легко понять, что переживший подобное вполне может казаться окружающим немного странным. И в действительности быть уже не таким как все, в том числе не таким, каким сам был еще недавно. Тем более имея задание, от которого и отказаться нельзя, и выполнить его невозможно. По крайней мере, если ты не готов стать убийцей и погибнуть сам.

5. Гамлет или Фортинбрас?

Жили когда-то по соседству два короля - датский и норвежский. Датского звали Гамлет, норвежского - Фортинбрас. Были у каждого из королей сыновья - соответственно, молодой Гамлет и молодой Фортинбрас. А еще у них были братья. У короля Гамлета - Клавдий, а имя брата норвежского короля неизвестно, в пьесе его называют просто «старый норвежец».

Однажды соседи сошлись в поединке, каждый выставил в заклад часть своей территории. Заклад должен быть достаться победителю и затем перейти в наследство детям ― соответственно, норвежскому или датскому принцам. Победил датчанин, норвежец был убит, его заклад перешел в наследственное владение молодого Гамлета. Но такой поворот дела не устроил сына погибшего, и молодой Фортнибрас сразу после смерти короля Дании стал требовать возврата утерянных территорий, и более того ― начал сбор войска для решения проблемы силой. В свою очередь, новый датский король, брат и убийца короля бывшего, Клавдий, обратился к дяде Фортинбраса, старому норвежцу, с просьбой утихомирить племянника. Просьба была удовлетворена. При этом выяснилось, что норвежский принц пытался обмануть своего короля, уверяя того, что цель военных сборов ― поход на Польшу.

Старый норвежец запретил Фортинбрасу любые действия против Дании, что тот торжественно обещал и, в награду за послушание, получил право на польский поход, маршрут которого пролегал как раз через датское королевство. На обратном пути молодой норвежец застает развязку трагедии, все члены датской королевской семьи мертвы, и ему ничего не остается, как самому стать новым королем Дании. Фортинбрас - настоящий воин, человек дела, для которого главное ― воевать, неважно, есть для этого причины или причин нет. Он отказался от войны с Данией, имея для нее свои основания, совершил бессмысленный, с любой точки зрения, поход в Польшу, и добился того, о чем не мог и мечтать, не прилагая особых усилий и нисколько не утруждая себя излишними размышлениями. Принц Гамлет, наоборот, пытался понять смысл происходящего и осмыслить свое предназначение. Ему это, в конечном счете, удалось (правда, дорогой ценой).

В твоей жизни есть только то, что для тебя является важным!

Гамлет относится к уникальной стимульной группе. Он ищущий человек, увлеченный своей "идеей". Он воспринимает мир целостно(БИ), хорошо видит в нем «белые пятна»(то к чему нужно приложить ЧЭ), и это побуждает его к активным действиям(экстраверт).
Основной интерес - показать себя; в связи с этим, его внешний вид и одежда просто обязаны работать на создаваемый образ. Так, в гардеробе ЭИЭ мы находим одежду ярких цветов, зажигающих и привлекающих внимание. Разнообразие моделей и фасонов поражают воображение, одежда зачастую носит характер демонстративный (иногда его облик выглядит особенно нелепо, а значит – привлекает внимание). Для светских раутов, вечеринок, тусовок Гамлет будет одеваться экстравагантно, вызывающе. В обыденной жизни он будет одеваться просто оригинально.
Его привлекает все необычное, масштабное, выходящее за рамки. Гамлет реализует себя в нетрадиционных сферах жизни, берётся за те проблемы, решение которых привнесет что-то новое, позволит увидеть реальность под другим углом. Поле исследования - эмоции и их состояния. Все недостаточно исследованное вызывает в ЭИЭ неподдельный интерес.
Выделяться можно не только за счет одежды, но также и за счет необычных аксессуаров: кулонов, браслетов, колец, цепочек. В любом случае, внешний вид Гамлета заставит вас обратить на него внимание, и, если вы достаточно безразличны к внешнему виду окружающих, попадая в ваше поле, Гамлет применит иные техники "захвата" внимания, уже поведенческие. Разумеется, все это делается для "ближнего круга", чужаки, если они не попали в "ближний круг" Гамлету просто безразличны.
Всё вышеописанное относится не только к одежде, но и к общему виду в целом, начиная с достаточно экстравагантной прически, манере жестикулировать, говорить. Зачастую ЭИЭ ведут себя манерно (потому как манерность – тоже определенный способ получения внимания, акцентирования его на себе). У них невообразимо живые мимика и жесты, которые помогают им "захватить" и "зажечь" собеседника.
В принципе, Гамлет может вести себя как угодно, в зависимости от ситуации, в которой находится, главное только одно – быть заметным, быть замеченным. Даже в ситуации "соблюдения регламента" он будет сидеть тихо и спокойно, никого не "захватывая", и вдруг - томный вздох, глаза к потолку! - и снова тишина и внимательность. При всем при этом Гамлеты достаточно импульсивны как язычки пламени, они играют и обыгрывают весь свой внешний вид, слова и самого себя.
Гамлет обладает богатством голосовых вариаций, в его речи всегда присутствует живость, эмоции, радость, остроумие. Он стремится восхитить, ужаснуть, - да что угодно! - и в любом из вариантов максимально произвести впечатление, затронуть "за живое". Его речь насыщена образными решениями, эпитетами, сравнениями, прерфекционизмом по типу «всегда или никогда». Он чаще использует слова вроде: кошмар, ужас, невероятно, восхитительно, чудесно, – они помогают ему зажигать. Употребляет много прилагательных и их превосходных степеней.
Все это ещё больше подчёркивает богатая пластичная жестикуляция и мимика, это "театр одного актера". Обычно, увлекаясь своим повествованием, Гамлет часто дает эмоциям захватить себя, и тогда появляется нечеткость формулировок. Так сказать "нет слов – одни выражения эмоций". Начинающие соционики часто такую манеру речи путают с иррациональностью.
Гамлет проявляет интуитивную рассеянность и широчайший интерес к мало связанным, на первый взгляд, вещам. Ему необходим постоянный приток свежей информации, неожиданные повороты и задачи, которых еще никто не решал. Тогда он проявит максимальную заинтересованность и эффективность в работе, добившись результатов, которые, несомненно, вызовут удивление его коллег.
Поглощение информации (любого характера) для них как пища. Вы можете поговорить с ним о рыбалке, об охоте, о психологии и медицине, о сельском хозяйстве и политике, о насекомых и ботанике, об оружие и искусстве, о фильмах и книгах, об истории и религии. Однако не обольщайтесь, все это Гамлет, как правило рассмотрит лишь поверхностно. За счет его постоянных импульсов и неусидчивости, он не может уйти в глубь (разумеется, если речь не идет о предмете его основного интереса). Для Гамлета имеющейся яркости выражений и высокого уровня информативности довольно достаточно, чтобы произвести впечатление.
Пусть в облике вышеописанного персонажа присутствует много хаотичности, импульсивности, эксцентричности, но не все Гамлеты таковы. Ведь цель у них - привлечь. Но привлекать можно разными способами.
Кто-то для привлечения внимания предпочитает говорить громко, а кто-то, на контрасте, подчеркнуто тихо. Если Гамлет - это огонь, то пламя свячи - это элемент огня. Когда горит свеча? Свеча горит спокойно, невзирая на хаотичность и импульсы, она создает ощущение тепла, спокойствия и неги. Такое пламя часто дополняет таинства, способствует расслаблению и умиротворению. Это тоже Гамлет, Гамлет от которого сложно отвести взгляд, только он выбрал уже другую стратегию привлечения к себе внимания. Такой человек легок, плавен и уступчив, максимально эмпатичен (способность сопереживать и сочувствовать, принимать ваши ощущения на себя). Он плавно и спокойно нас завораживает, говорит добрые, нежные и ласковые слова... Вы представляете, как может он утешить? Кроме утешения это может быть не только соблазн, но и действительная эмоциональная поддержка в любой ситуации.
А как же неизменный ореол таинственности, неотделимый от образа Гамлета? Загадочный, тихий и спокойный, лишь бровью поведет - и все только на него и смотрят, а он молчит, он производит впечатление. В его движениях читается художественная пластика.
Однако стоит понимать, что такое может длиться недолго. Гамлет не просто экстраверт, он экстраверт линейно-напористого типа. Пламя свечи не бесконечно, оно догорает и мы снова встречаем импульсивного Гамлета, в котором начинает разгораться костер. И теперь забудьте о плавности! Здесь скорость неисчислима, за считанные секунды пламя поглощает все, что может гореть, при этом возгорание носит хаотичный характер, мы никогда не узнаем, кто будет следующей жертвой - соседнее поле или деревня, или все вместе, ваш начальник или уже вы… Кто видел Гамлета в гневе, тот понимает, о чем я говорю.
Гамлеты, несмотря на свою рациональность, терпеть не могут монотонной деятельности, они импульсивны, им быстро начинает надоедать что-либо «затянутое», они редко доводят дело до конца, бросая его даже в пяти минутах от завершения, и вряд ли к нему вернутся. Гамлету уже не интересно, он ищет новое задание, неизведанное и загадочное, чтобы, начав его, вновь отвлечься и забросить. То, что он делает, должно быть уникальным, притягивающим к себе внимание. Гамлет может во время работы приказать всем выйти, так как окружающие ему мешают. Но потом, когда все войдут, Гамлет будет ждать от вас похвалы.
Сами же Гамлеты, конечно, этого не осознают и потому всегда удивляются, когда о них так говорят. Однако вы уже знаете, что главное для Гамлета - ваше внимание. Если вы на него обращаете внимание, то Гамлет весел, мил и излучает душевное тепло. Если же нет, то ждите эмоций с его стороны. Гамлету необходимо показывать себя для того, чтобы получить вашу реакцию, что станет ему подпиткой. Так основная потребность человека ТИМа Гамлет - взаимодействие и общение. Одиночество для Гамлета равносильно "смерти", отсутствию. Если его не видно, значит его нет.
Быть в центре – гореть, обращать на себя внимание – быть красивым, лучшим - это основной девиз Гамлета. Он всегда к этому стремится, ведь так он сможет обратить внимание на себя, чтобы все на него смотрели и все восхищались им одним. Быть отличником в школе и ВУЗе, быть самым красивым, самым успешным, быть самым умным, самым здоровым, самым любимым, самым богатым, самым счастливым, самым-самым, т.е. лучше всех. Только тогда драгоценное внимание окружающих достанется ему одному.
Гамлеты - перфекционисты, они живут по принципу максимализма: «либо все, либо ничего, либо жить, либо умереть», и т.д. Поэтому достаточно часто, сталкиваясь с трудностями по пути достижения цели "Быть лучшим", они могут занять абсолютно противоположную позицию, ведь разрушать всегда быстрей, чем строить. Для Гамлета главное обратить на себя внимание. Если не получается сделать это в позитивном ключе, Гамлет не «побрезгует» негативом. Здесь берут начало наркомания, алкоголизм и суицидальные (демонстративные чаще) наклонности, девиантное поведение в принципе.
Важно и то, что приблизительно с 14 лет и до 16-18 летнего возраста многие ведут себя подобным образом: юношеский максимализм, гормональные сбои, переходный возраст. Кому не срывало крышу в этот период? Кто не совершал отчаянные поступки в этот период? Обратите внимание, какие именно группы людей сходной возрастной группы типирует себя в Гамлеты? Их никто не понимает, они такие уникальные, особенно представители субкультур: панки, рэпперы, металлисты, сатанисты, скинхеды и т.д. Потому-то и возникает много ошибок в самотипировании или когда вас типируют по описаниям, особенно - если читатель воспринимает буквально всё на свой счет.

Для самореализации не нужно прилагать сверхусилий. Важно найти оптимальный путь. Разберем вопрос профориентации на примере ТИМа «Гамлет» (ЭИЭ), или «Рыцарь посохов» в символьной соционике Савченко.

Представители типа: Уильям Шекспир, Чарли Чаплин, Луи де Фюнес, Адольф Гитлер, Че Гевара, Владимир Жириновский, Дэвид Копперфильд, Филипп Киркоров, Эдвард Радзинский, Дмитрий Нагиев.

Описание ТИМа по модели А, принятое в НИИ Соционики, говорит нам следующее.
Сильные осознанные функции личности отражают главное в сущности типа. Они представляют собой зону уверенности. По этим функциям человек выбирает жизненные цели и инструменты их достижения. Выбор профессии должен базироваться именно на этих функциях.

1. БАЗОВАЯ ФУНКЦИЯ: Этика эмоций

Семантика аспекта: возбуждение (азарт, волнение, возмущение, нагнетание, страсть, экстаз, спокойствие, подавленность); побуждение к действию (фанатизм, настрой, решительность, энтузиазм); проявление эмоций (запальчивость, артистизм, интонация, умение владеть эмоциями); эмоции людей (восторг, восхищение, гнев, настроение, радость, печаль).

Основой личности и интеллекта Гамлета является этика эмоций, отсюда и высокий уровень эмоциональности ЭИЭ. Отлично разбираются в своих и чужих эмоциях, способны управлять ими. За счет этого умеют дать нужный эмоциональный заряд через определенный посыл своим «зрителям».

Имеет очень широкий спектр проявления эмоций от полного безразличия до самых драматических их проявлений. Способен без труда вызвать у себя или окружающих необходимую именно в данный момент эмоцию.

2. ТВОРЧЕСКАЯ: Интуиция времени

Семантика аспекта: время (временной интервал, календарное время, момент, пауза, период, потом, продолжительность, своевременность, срок); общение со временем (ждать, догонять, планирование, отношение поколений, предупреждение, пунктуальность, стратегия); прогноз (перспектива, предвидение, ретроспектива, предчувствие); развитие процессов во времени (генеалогия, история, изменчивость, назревание, чередование, эпоха, развитие, современность); скорость (ритм, темп).

ЭИЭ может свободно манипулировать временем, критично относятся к опозданиям других, а также могут агрессивно реагировать, если кто-то пытается заняться перераспределением их времени.

Теперь рассмотрим слабые сознательные функции:

3. РОЛЕВАЯ: Логика действий

Семантика аспекта: действие (движение, деятельность, перемещение поступок, реализация); знание (квалификация, метод, навык, факт, эрудиция); работа (инструмент, механизм, технология, функционирование); разум (адекватность, выгода, прагматизм, польза, здравый смысл, рассудочность, рационализм, целесообразность, эффективность); экономика (предприимчивость, стоимость, цена).

Поскольку данная функция слабая, то творчества по ней ожидать не стоит, однако в незнакомой ситуации она выходит на первый план. Для наиболее эффективной адаптации Гамлету необходимо говорить и выглядеть деловито. Ему комфортнее говорить о том, какую должность он занимает, какие функции выполняет, каких результатов он достиг, сколько образований получил и сколько денег заработал. Как только он привыкает к обстановке, то переключается на свои сильные сознательные – этику эмоций и интуицию времени.

4. БОЛЕВАЯ: Сенсорика ощущений

Семантика аспекта: ощущение (вкусовые, тактильные, оттенки цветов, приятный, упругий, твердый); самочувствие (здоровье, наслаждение, отдых, расслабленность, удовлетворение); вкус жизни (гармония, дизайн, качество, «синица в руках», удобство, удовольствие, уют, комфорт); ощущение себя в пространстве и времени (здесь и сейчас, ощущение пространства, надежность, умение обжить пространство).

Гамлет (ЭИЭ) крайне чувствителен к замечаниям по поводу его внешнего вида, ему сложно разговаривать о самочувствии. Самому Гамлету не понятно, какие ощущения и состояние здоровья присущи людям в тот или иной момент. Ему сложно обеспечить себе необходимый комфорт.

5. СУГГЕСТИВНАЯ: Структурная логика

Семантика аспекта: измерение (параметр, расстояние, соизмеримость, сравнение, эталон); понимание (анализ, подробность, синтез, универсальность); порядок (классификация, контроль, учет, последовательность); структура (взаимное положение объектов, соотношение, подчиненность, схема); система (закономерность, иерархия, организация, причинно-следственные связи, теория); формальная логика (алгоритм, доказательство, закон, инструкция, равенство, статистика, уравнение).

Считается, что по этой функции вся информация поступает из внешнего мира, в дальнейшем перераспределяясь для переработки всеми остальными функциями. Отсюда Гамлет очень доверчив там, где информация подается с точки зрения научного подхода. Если ему подают информацию через систему правил и законов, то воспринимает легко и на веру.

Также стоит отметить, что Гамлет стремиться следовать правилам, которые установлены в обществе, куда он попал, или соблюдать алгоритм работы, если таковой есть. Это помогает ему быть более мобилизованным и концентрированным, а также значительно качественнее выполнять поставленные задачи.

6. РЕФЕРЕНТНАЯ: Волевая сенсорика

Семантика аспекта: владение (желание, обладание, охранять, сфера влияния, тактика, территория, чувство хозяина, экспансия); внешние качества (красота, контрастность, внешний вид, форма, яркость); масса (много, скопление, толпа); проявление волевых качеств (добиться, достижение цели, заставить, командовать, завоевать, штурмовать, подавить, покорить, решительность); сила (вес, власть, весомость, отпор, сила воли, сопротивление, уверенность, насилие, нажим, физическая сила); статус (авторитет, амбиции, вес в обществе, значительность).

Гамлет нуждается в «сильной руке» и волевом воздействии. Ему сложно собраться и приступить к выполнению задачи. Также сложно разобраться в своем внешнем виде, красоте. Нуждается в помощи своего дуала. Не уверен в том на что может претендовать что касается территории, положения в обществе, а также ему сложно судить о степени своей привлекательности.

Теперь рассмотрим сильные подсознательные функции:

7. РАМОЧНАЯ: Этика отношений

Семантика аспекта: моральные категории (мировоззрение, мораль, нравственность, совесть, религия, порядочность); притяжение (психологическая дистанция); проявление чувств (бесцеремонность, деликатность, дипломатичность, милосердие, отзывчивость, снисхождение, терпимость); чувства (доброта, зависть, злость, любовь-ненависть, симпатия-антипатия, сострадание); взаимоотношения людей (вражда, дружба).

Этика отношений – весьма сильная функция Гамлета. Если он хочет ограничить внешнюю активность в свою пользу, то будет демонстрировать определенное отношение, которое он посчитает уместным. Однако Гамлета точно также легко обезоружить, проявляя определенное отношение: неприязнь, безразличие и т.д. Переступить через это он не сразу сумеет.

8 РЕЛИЗУЮЩАЯ: Интуиция возможностей

Семантика аспекта: видение возможностей (целостное восприятие, стремление дойти до сути, глубинное видение); возможности (талант, шанс, потенциал, жизнеспособность); неопределенность (кто-нибудь, что-нибудь, неожиданность, парадокс, многозначность, наверное, «журавль в небе»); поиск (выбор, гипотеза, находка, озарение, идеи, замысел, открытие, предположение); суть (открытость, основа, содержание, простота, чистота, истинное свойство).

ЭИЭ обладает хорошей интуицией – не упустит своего. Отлично видит возможности, правда не всегда может точно определить целесообразность затеваемого дела. Чувствует подводные камни, ощущает развитие ситуации в целом, обладает интуитивным прозрением.

Исходя из описания ТИМа, от Гамлета не стоит ожидать усидчивости, объективности в оценке деятельности, бесстрастного анализа ситуации, простоты и бесхитростности, а также демократичности в отношениях.

Однако, несомненными сильными сторонами «Гамлета» являются умение тонко чувствовать других людей, отлично манипулировать своими и чужими чувствами, способность зажечь, повести за собой, предвидеть развитие ситуации, дальновидность, способность увидеть скрытый потенциал человека, умение грамотно распределять дела во времени. Отсюда следует сделать вывод о том, что деятельность ЭИЭ должна быть связана с людьми, а среди других это работа по развитию и мотивации персонала, а также адаптации и его обучению.

Примером профессиональной ориентации Гамлета может послужить следующий случай.
На втором курсе института, обучаясь на факультете «Экономика и управление» ЭИЭ решил, что ему стоит освоить профессию «Менеджер по персоналу». Прошел соответствующую подготовку и пошел работать инспектором по кадрам. Суть работы заключалась в том, что «Гамлет» должен был вести кадровое делопроизводство и вносить информацию в учетную систему.

Поскольку сенсорика и логика не являются у ЭИЭ сильными функциями, то можно было наблюдать такие последствия: его работу сопровождали частые мелкие ошибки и неточности, поскольку ему приходилось сталкиваться с деталями. То неправильно указано число, то неверный номер приказа, не та печать. В базу вносились не те цифры, а фамилии были с опечатками. Чтобы работа была выполнена правильно, Гамлет по 3-4 раза перепроверял за собой всю работу, что позволило ему достичь неплохих результатов на этой позиции. К этому ему нужно было тщательно изучить законодательство, что не составило труда, однако, когда ситуация требовала, чтобы инспектор нашел лазейку и выкрутился из щекотливой ситуации, которая была связана с манипуляцией законом, тут возникали определенные проблемы, ведь у ЭИЭ структурная логика слабая подсознательная.

Тогда Гамлет решил, что стоит попробовать перейти в подбор персонала. Тут дела пошли лучше. ЭИЭ быстро адаптировался к новой должности, потому как сильная этика и интуиция позволила практически безошибочно выбирать нужных людей.

Следующим шагом был переход во внешний рекрутинг на позицию хэдхантера. Умение хитрить, играть различные роли, способность оценить потенциал и возможности человека за ограниченный период времени сыграло решающую роль в успешности Гамлета на этой должности. А его склонность к уникальности и потребность выделиться была удовлетворена поиском крайне редких специалистов и привлечением их путем охоты.

Итак, вывод можно сделать следующий: для самореализации иногда нужно сделать несколько шагов, особенно если что-то не выходит легко. Каждому следует искать занятие, которое не потребует от человека сверхусилий для достижения требуемого результата.