Греческая анисовая водка Узо. Коктейли с Узо

Традиционные спиртные напитки - это индикатор, по которому легко определить темперамент нации, ее отношение к алкоголю и всему, что с ним связано. В Греции горячительные напитки являются неотъемлемым составляющим любого застолья: как шумного веселья большой компании, так и сокровенного романтического ужина.

Еще во времена античности греческий народ имел свои традиции винопития. Те, кто пили вино неразбавленным или потребляли его в больших количествах, отождествлялись с варварами и племенами кочевников. Однако, если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, можно найти большие противоречия. Всем известен легендарный древнегреческий обитатель Олимпа бог виноделия Дионис (в римской мифологии Бахус). Именно его поклонники устраивали ужасающие попойки и другие бесчинные действия, которыми, по их мнению, они умилостивляли Диониса и просили у него еще больше и веселья и вина. Такаядвуполярность древнегреческого общества впоследствии оказала огромное влияние на будущее алкогольных напитков в Элладе.

Сегодня в Греции традиционными алкогольными напитками являются:

Узо. Это анисовая водка с ароматным букетом из других пряностей. Содержание спирта в ней составляет 40%. Этот напиток продается во многих магазинчиках и супермаркетах. В тавернах узо подают в небольших стеклянных графинчиках. Достоверно неизвестно с какого времени производится эта водка, однако уже в начале 19-го века в Греции было построено несколько заводов по производству узо. У эллинов существует традиция добавлять в свежезаваренный кофе чайную ложечку узо.

Ципуро. Так греки называют водку высокой крепости (до 47%), которая изготавливается из виноградных выжимок или выжимок из других фруктов. Этот алкогольный напиток был узаконен лишь в 1988-м году, хотя его изготовляют еще со времен владычества Османской империи в Греции. Пьется ципуро при комнатной температуре или охлажденной. Аналогом ципуро в Италии является граппа, а в восточных странах арак.

Ракомело. Критская водка, напоминающая русскую медовуху. Многие критяне используют ее как лечебное средство при простудных заболеваниях. Готовят ее из настоек на корице, гвоздике и меде. Летом ее пьют охлажденной, а зимой нагревают.

Метакса. Это самый известный бренд из всей алкогольной продукции, который знают во всем мире. В начале 20-го века он даже был награжден особой золотой медалью Российской империи. Возник этот коньячный напиток (содержание алкоголя 40%) в конце 19-го века после удачных экспериментов СпиросаМетаксаса. Сегодня напиток Метакса вы можете приобрести практически в любой стране мира.

И напоследок, как же не упомянуть о превосходнейшем вине, которое еще с тех давних времен по слову пророка Давида «веселит сердце человека». Путешествуя по Элладе, Вы сможете приобрести как отличные коллекционные вина, так и вина по более дешевой цене, но хорошего качества. Большим спросом среди туристов также монастырский кагор

    Метеоры. Монастырь Святого Николая Анапавсы

    На юго-западе скал Метеоры, рядом с деревней Кастраки, и среди разрушенных монастырей: Святого Монастыря Вседержителя, Иоанна Предтечи и Дубиани-расположен монастырь Святого Николая Анапавсы (Успокоителя). В отношении » Успокоителя» предложены было много трактовок, более или менее интересных, но вероятнее всего, что это название было связано с именем того, кто оплатил расходы по постройке старого монастыря, который может быть стоял на этом месте.

    Философия жизни граждан античного полиса.

    Многие люди сегодня задаются вопросом: как древние греки решались на безумные подвиги или запросто жертвовали своей жизнью? Даже многим защитникам Родины средневековья и последующих времен казался фантастическим подвиг Леонида и верных ему 300-т воинов. И вся соль этого героизма заключалась не в том, что небольшое число воинов противостояло превосходящим силам врага, суть в том, что армия персов насчитывала около миллиона человек, и у защитников не было укрепленного замка или блиндажа с пулеметом, как у русской дружины при обороне своих земель от татарского нашествия или солдат Брестской крепости, которые сдерживали натиск фашистов. Все что у них имелось – это стена щитов и копий в узком горном проходе.

    Мистра (Мистрас), в прошлом возможно Мизитра, эволюционировал от крепости до столицы Мореи, города, по улицам которого ходил последний император Византии. Этот город, был постоянно обречен на гибель, потому что он постоянно находился на линии противостояния между крестоносной Европой и Византией, которую чуть позже сменит Османская империя.

    10 самых известных достопримечательностей Всемирного культурного наследия в Греции

    История участия Греции в Евровидении


Как думаете, в чем наиболее ярко отражается местный колорит? Без сомнения, одним из первых вариантов ответа на этот вопрос станет «местная кухня». При этом речь идет не только о специфических блюдах, но и о том, чем их в данной стране принято запивать.Спиртные напитки народов мира очень ярко характеризуют национальные особенности тех людей, которые их производят. Если говорить о Греции, то здесь алкогольные напитки неразрывно связаны с целой историко-культурной вехой. Только не пугайтесь, нудной лекции не будет. И потом, когда речь идет о Дионисе (он же — Вакх или Бахус), скучного повествования не получится априори. А не сказать об этом греческом боге виноделия нельзя. Именно с его легкой руки опьяненные алкоголем и жаждой свободы жительницы Древней Греции превращались в вакханок или, как их еще называли, менад (в переводе это означает «безумствующие», «неистовые»), готовых бегать среди гор и лесов, неистово выплясывая или пугая стада животных или местных жителей.


А повод бояться был реальный — вакханалии нельзя назвать просто шумной дамской посиделкой. Судите сами — согласно мифам, менады, погруженные в состояние транса, могли голыми руками разорвать на части не только быка, но и Орфея или царя Пенфея, попавшихся под горячую руку. Достоверно же известно, что несколько раз в год женщины срывались от заботливо оберегаемых домашних очагов и убегали в леса. Мужчины негодовали. И дело даже не в том, что им приходилось отказаться от привычных удобств вроде горячего обеда. Часто менады предпринимали паломничество на Парнас. Вершина этой горы находится на высоте примерно 2,5 км, а там довольно прохладно. Часто приходилось предпринимать настоящие спасательные экспедиции, чтоб снять обмерзших служительниц Диониса с Парнаса. Но, несмотря ни на что, этот культ был настолько распространенным, что в VI веке до нашей эры властям пришлось узаконить дионисии — особые дни, когда такие действа были разрешены.Самое смешное, что Дионис стал богом виноделия совершенно случайно. Дело в том, что он был сыном Зевса и земной женщины. Жена бога-громовержца Гера не могла простить мужу такой подляны, поэтому всячески пыталась уничтожить Диониса, используя невероятное количество всевозможных дамских хитростей. Поэтому Зевс спрятал сына на пустынном острове, приставив к нему в качестве воспитателя сатира по имени Силен. Ну, а козлоногий нянь оказался знатным виноделом. Этому ремеслу Силен научил и юного Диониса. Согласно многочисленным греческим легендам, где бы ни появился выросший Бахус, его всегда сопровождали весельчаки-сатиры, а сам он учил людей выращивать виноград и делать вино.Вино с ароматом смолы, водка с ароматом аниса
Память об этих мифах живет и поныне в отменном местном вине. Чтобы понять, что представляет собой этот спиртной напиток Греции, посетите здешние виноградники. Это будет не просто увлекательная экскурсия, но и возможность продегустировать лучшие образцы и выбрать именно ту марку, которая наиболее понравится именно Вам. Особое место в этом ряду занимает рецина. Этот спиртной напиток Греции имеет и альтернативное название — «смола». Фокус в том, что зреет рецина специфическим образом, а в конце этого процесса подвергается очистке с помощью сосновой смолы. В результате этих хитрых манипуляций вино обретает особый аромат с нотками сосны. Кстати, если открыть бутылку рецины, выпить ее нужно сразу же, иначе ее содержимое быстро превратится в уксус.
Такой спиртной напиток Греции прекрасно подошел бы для проведения очередной вакханалии. Правда, в наши дни место дионисий занял карнавал. Его начали проводить еще давно, весной, как и вакханалии. Ряженые в маски греки проводили всевозможные обряды. Такое лицедейство должно было обеспечить плодородие земли. Современные карнавальные традиции немного отличаются от тех, которые существовали ранее. Теперь люди просто наряжаются в самые разные костюмы, вооружаются свистками, хлопушками, серпантинами и устраивают шумные красочные шествия. Особенно любимы за местный колорит туристами карнавалы в Патре, Серресе, Ксанфи, Гревене, Наусе, Фивах и на острове Хиос.А вот другой, не менее известный остров под названием Лесбос прославился тем, что стал родиной знаменитых греческих поэтов —
Терпандра, Сафо и Алкея, а также подарил миру еще один характерный спиртной напиток Греции — узо. Кстати, для его производства тоже используется дар Диониса — виноград.Многие опрометчиво считают, что это название имеет виноградная водка вроде турецкой раки. Только это ошибочное мнение. Виноградной водкой, скорее, можно назвать другой алкогольный напиток Греции — ципуро. Его издавна гнали местные садоводы, которые имели виноградники, как говорится, для себя, для семьи. А вот его модификация, о которой идет речь, — уже не столько алкогольный напиток Греции, сколько характерный элемент местного колорита, как, скажем, текила для Мексики. В 1989 году это название получило регистрацию как греческое, так что с тех пор данный напиток можно делать только на его исторической родине. Любовь греков к анисовому напитку с ароматом микстуры от кашля, который становится беловатым при добавлении воды, столь велика, что на острове Лесбос имеется даже целый музей, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что его в больших количествах производят и в городах Тирнавос, Каламата. Заслуга в создании музея принадлежит семейству Варвянис, которое делает этот алкогольный напиток Греции на протяжении свыше 170 лет.Греки бережно хранят свои традиции, и это касается не только самого рецепта их национального алкоголя, но и ритуалов, сопровождающих его производство и распитие. К примеру, в первый день лета в городе Митилини неизменно проводится Фестиваль узо. Расположенный здесь замок становится эпицентром веселья. Мало того, что здесь проходят всевозможные представления, в которых участвуют известные в стране актеры и певцы, так еще компании, которые производят этот национальный напиток Греции, наливают собравшимся бесплатно, позволяя таким образом дегустировать свою продукцию.Любой спиртной напиток Греции, как, впрочем, и национальные алкогольные изыски любых других стран, имеет определенную привязку к местности. Вот, к примеру, история появления прародителя анисового алкогольного напитка под названием «ципуро» неразрывно связана с легендарным городом Афины.Вообще, некоторые данные свидетельствуют, что этот спиртной напиток Греции из виноградного жмыха придумали в XIV веке монахи из православного монастыря, располагавшегося на горе Афон. Говорят, они угощали ципуро каждого, кто посещал обитель. Столетие спустя этот спиртной напиток Греции стали производить и в Афинах. Тому имеется и документальное подтверждение - производство алкоголя в те времена регулировалось специальными султанскими указами. В один из подобных циркуляров попал и ципуро. Сейчас его производят в большинстве регионов Греции, в числе которых Фессалия, Крит (кстати, здесь в ципуро иногда добавляют мед, в результате чего получается специфический напиток «ракомело»), Эпир. В этих регионах виноградную самогонку еще называют «цикудья». А вот свободно торговать им за пределами своего нома (та область, где проживает греческий самогонщик) было разрешено только в 1980 году. Кстати, тогда же было налажено и поточное производство ципуро на крупных лицензированных предприятиях.
Казалось бы, к чему делать напиток, которым баловались афиняне еще в XV веке, если уже существует множество других, более современных? Ответ каждый выбирает для себя. Одни греки ратуют за сохранение исконных традиций, другие ценят разнообразие (не зря же появилась поговорка «В Греции все есть!»), третьим просто не нравится аромат аниса, присутствующий в узо. Как ни странно, все они правы. Конечно, этот спиртной напиток Греции имеет весьма специфический характер, который не всякому нравится, но в этом проявляется его сходство с городом, где он был создан. Афины - это культурный центр Греции, где постройки античных времен преспокойно соседствуют с домами, выстроенными по последнему слову современной архитектуры. Витрины новомодных бутиков в сочетании с сохранившимися там и сям византийскими базиликами рождают неповторимый образ этого прекрасного города, пережившего за свою долгую историю немало взлетов и падений. К Олимпиаде 2004 года Афины и вовсе преобразились, представ перед спортсменами и их болельщиками из разных стран во всей своей красе. Были отреставрированы многие исторические здания и музеи, выстроены шикарный стадион и новый аэропорт. Так и с ципуро - этот национальный спиртной напиток Греции за последние три десятка лет стал не менее значимым и востребованным, чем его младший братишка. Сегодня производство ципуро остается самым настоящим ритуалом. Это культовое действо приходится на октябрь. Данный национальный спиртной напиток Греции гонят, сопровождая процесс песнями и танцами вокруг медных котлов. Когда ципуро готов, хороводы сменяются шумными застольями и народными гуляньями.Как греки делают необычные напитки из обычных Кроме всего прочего, Греция удивительна еще и тем, что почти каждый элемент ее традиционной культуры и повседневного быта местных жителей можно увязать с мифологией. Только не подумайте, что традиции этой страны столь однообразны. Скорее, ее мифология столь обширна, что способна описать множество реалий, даже современных. К примеру, производство напитков из винограда очень похоже на легенды о богах вроде Адониса или Диониса, способных возрождаться после смерти в несколько измененном состоянии. Ягоды попадают под пресс, тем самым давая жизнь чудным напиткам.Наиболее ярко подобные метаморфозы иллюстрирует производство метаксы. Этот алкогольный напиток Греции представляет собой бренди, разведенный вином с добавлением настойки из определенных травок. Точная рецептура держится греками в строжайшем секрете. Суть же этого процесса заключается в изготовлении вина из чуть заизюмленного винограда трех сортов, характерных для Средиземноморья, его последующей перегонке, а также добавлению к полученному дистилляту сладкого вина сорта «мускат», дистилированной воды и настойки из таинственного набора трав, состав которого непосвященным знать не положено. После выдержки не менее 3 лет такая смесь становится метаксой.

Кстати, этот национальный спиртной напиток Греции появился сравнительно недавно. Первый завод по его производству был открыт в городке под названием Кифизия в 1882 году. Автором рецепта стал некий Спирос Метакса, в честь которого этот спиртной напиток Греции и получил свое необычное название. Сперва его употребляли только соотечественники изобретателя рецепта, но делали они это с таким нескрываемым удовольствием, что уже в 1892 году он решился попробовать отправить партию на экспорт. Три года спустя этот национальный спиртной напиток Греции получил свою первую награду за рубежом, завоевав золотую медаль на Международной выставке, прошедшей в Бирмингеме (Германия). С тех пор он не утрачивает статус изысканного напитка для ценителей тонких вкуса и аромата.Греки своим алкогольным детищем очень гордятся. Чтобы лишний раз подчеркнуть, что этот спиртной напиток Греции — национальное достояние, дизайнер по имени Янис Цекленис в 1963 году получил патент на бутылку особой формы, напоминающую амфору. Именно в такую тару теперь разливают метаксу 7-летней выдержки.Еще один спиртной напиток Греции, представляющий собой смесь логичных в данном контексте и необычных компонентов, носит название «мастиха». Это традиционный ликер с острова Хиос, который отличает внушительная крепость (около 30%) и наличие в составе мастики. Если с крепкими напитками русскому человеку сталкиваться не впервой, то вот последняя составляющая аппетит не очень возбуждает.
На самом деле, мастика — это смола одного из подвидов фисташковых деревьев (скорее, это даже кустарник), которые растут только на Хиосе. Их пробовали выращивать и в самых разных местах, да только капризные кусты никак не хотели приживаться не только за рубежом, но и в других районах самой Греции. По словам геологов, мастиковые деревья растут на Хиосе благодаря сочетанию почв, богатых известняком, с воздействием вулкана Псарона, который располагается на юге острова вот уже 16 млн лет. С одного дерева можно получить всего лишь около 300 — 400 грамм смолы. В Греции ее часто используют в кулинарии, добавляя в еду, сладости и даже жвачку, а также напитки. Тягучий, пряный запах мастики напомнит о восточных странах. Издавна смола высшего качества отправлялась в гарем константинопольского султана. Сотни его наложниц таким образом получали возможность использовать мастиковое масло, благодаря чему их кожа становилась ароматной и шелковистой.Мастиха имеет мягкий хвойно-фруктовый аромат и сладкий вкус со свежим оттенком огурца. Этот ликер совершенно универсален. Этот спиртной напиток Греции с удовольствием пьют мужчины из коньячных бокалов, дополняя сигарой. Женщинам нравятся коктейли с мастихой или ее сочетание с десертами. Кстати, такой спиртной напиток Греции часто подают во время свадебных застолий, когда основное блюдо уже съедено.Наверно, неспроста именно эта чудесная страна стала родиной многих философов, учения которых ценятся и по сей день. В Греции человек чувствует себя пребывающим в гармонии с природой. Здесь все вокруг дышит древней историей, начиная с монументальных построек вроде Акрополя и пейзажей, которые, кажется, не менялись еще с тех времен, когда Элладу частенько посещали божества с Олимпа, и заканчивая местной кухней. Национальные спиртные напитки Греции — это столь же неотъемлемая часть истории этой страны, как и греческая мифология, известная всему миру.

Согласно легенде это спиртное пили боги, чтобы обрести бессмертие. В Греции его делают повсеместно, оно является неотъемлемым атрибутом застолья. Речь идет о водке узо, которую греки считают своим национальным достоянием и предлагают попробовать каждому туристу, посетившему их страну.

Водка Узо (Ouzo) – это смесь дистиллята из виноградных выжимок и чистого этилового (зернового) спирта крепостью 40-50 градусов, настоянная на анисе и других ароматических травах: гвоздике, миндале, ромашке, шпинате, кориандре, фенхеле и других, которая после нескольких месяцев выдержки перегоняется повторно. Напиток обладает мягким сбалансированным вкусом с выраженными нотками аниса и трав, напоминающими итальянскую самбуку.

У каждого производителя узо своя оригинальная рецептура, технология и набор трав. Греческое законодательство обязывает придерживаться лишь двух правил: минимум 20% алкогольной основы должен составлять винный спирт (из жмыха или сока), анис в составе обязателен.


Как и обычная водка узо прозрачна

Историческая справка. Напитки на подобии узо (настойки винного спирта на травах) появись в византийскую эпоху. Их пили по всей территории Оттоманской империи. В XIV веке эти рецепты были популярны даже среди монахов, живших на горе Афон. По приданию именно монахи первыми начали добавлять в состав анис, который в Греции называют словом «узо».

Окончательно технология производства узо сформировалась в XIX после того как Греция обрела независимость. Центрами производства анисовой водки стали остров Лесбос, города Тирнавос и Каламата. В 1989 году название «узо» стало греческим, его могут использовать лишь производители, находящиеся на территории страны.

Как пить водку узо

1. В чистом виде. В Греции этот способ называется «Sketo». Оптимальная температура подачи узо – 18-23°C. Анисовую водку наливают в рюмки объёмом 50-100 мл и пьют маленькими глотками, улавливая оттенки вкуса. Напиток возбуждает аппетит, поэтому является отличным аперитивом.

У греков принято закусывать узо морепродуктами и легкими салатами, но он также хорошо сочетается с мясными блюдами, сырами, фруктами (виноград, цитрусовые, яблоки), маслинами, сладким десертом и крепким заварным кофе.


Традиционная закуска к узо

2. Разбавленным водой. Традиционный грецкий способ во время застолья. Для снижения крепости узо разбавляют холодной водой. В большинстве случаев используется пропорция 1:1. После добавления воды напиток быстро мутнеет и становится белым. Разбавленный узо мягче на вкус и пить его проще.


После добавления воды узо белеет

Смешивать узо с другими напитками, например, соками или спиртным, не принято.

3. Со льдом. Чтобы перебить ярко выраженный вкус аниса в бокал с узо добавляют несколько кубиков льда. Альтернативный вариант – наливать хорошо охлажденный напиток. Согреваясь во рту, анисовая водка меняет вкусовые оттенки.

Коктейли с узо

В Греции приготовление коктейлей с анисовой водкой считается кощунством, но в Европе бармены создали несколько хороших рецептов.

1. «Илиада»

  • ликер Амаретто – 60 мл;
  • узо – 120 мл;
  • клубника – 3 ягоды;
  • лед – 100 грамм.

Приготовление: наполнить бокал льдом, измельчить клубнику в блендере. Налить в бокал Амаретто и узо, добавить клубничную мякоть, хорошо перемешать.

2. «Бузо»

  • бурбон (американский кукурузный виски) – 60 мл;
  • узо – 30 мл;
  • красное сухое вино – 15 мл.

Приготовление: все ингредиенты хорошо охладить и налить в высокий бокал, очередность значения не имеет.

3. «Греческий тигр»

  • узо – 30 мл;
  • апельсиновый сок – 120 мл.

Приготовление: добавить в бокал со льдом узо и апельсиновый сок, хорошо перемешать. В некоторых рецептах коктейля апельсиновый сок заменяют лимонным.

Рецепт узо

Аналог анисовой водки можно создать в домашних условиях. Полученный напиток не имеет никакого отношения к традиционному греческому узо, но по вкусу чем-то его напоминает.

  • водка (разбавленный до 45 градусов спирт) – 1 литр;
  • вода – 2 литра;
  • анис – 100 грамм;
  • бадьян – 20 грамм;
  • гвоздика – 2 бутона;
  • кардамон – 5 грамм.

Технология:

1. В банку со спиртом добавить анис, гвоздику, бадьян и кардамон. Плотно закрыть крышкой и поставить на 14 дней в темное место с комнатной температурой.

2. Процедить спирт через марлю, разбавить его водой и перелить в перегонный куб.

3. Пряности положить в сухопарник или подвесить на марле в перегонном кубе.

4. Перегнать традиционным способом.

5. Перед употреблением готовый домашний узо выдержать 2-3 дня в тёмном месте.

Домашняя узо

Но это только малая часть того, что имеет смысл попробовать, находясь на отдыхе в Греции. Я ни в коей мере не призываю читателя приобщаться к алкоголизму, но, справедливости ради, следует уделить немного внимания и другим традиционным греческим напиткам. Но обо всем по порядку.

История, почему Узо называется именно так доподлинно неизвестна, однако, это такая же часть греческого кулинарно-алкогольного быта, как и сыр фета. Хотя узо и является крепким напитком, его принято подавать к рыбным блюдам, а также в качестве аперитива, разбавив предварительно водой.

Вместо воды некоторые любители применяют нередко лед, однако настоящие ценители утверждают, что последний не только нарушает аромат, но и способствует появлению впоследствии головных болей. Традиционно, лучшим считается Узо, произведенное на Лесбосе, Тирнавосе и Каламате.

Некоторые туристы путают узо с тсипуро (или, если Вам угодно, ципуро) – виноградной водкой, имеющей похожий вкус, однако узо имеет другую технологию производства.

Крепость конечного продукта, как правило, составляет от 40 до 50 градусов. Проверенными брендами, пользующимися популярностью, являются Varvayiannis и Plomari, но нередко встречаются и локальные производители регионального масштаба, качество продукции которых тоже очень высокое.

Говоря о греческих напитках нельзя не вспомнить о Метаксе, являющейся смесью виноградного бренди и вина с добавлением травяного настоя. Популярность Метаксы за пределами Эллады огромна – не зря с 70-х годов прошлого века она является наиболее значимым экспортным продуктом. В зависимости от выдержки и ряда других регалий Metaxa ранжируется в диапазоне от 3-хлетней («Metaxa 3 stars») до 30-тилетней («Metaxa Private Reserve»).

Некоторые туристы, которые впервые пробуют Metaxa в Греции, стараются прихватить несколько бутылочек и домой, однако, стараясь сэкономить, многие из них увозят на родину 3-хзвездочный напиток. Среди греков это вызывает понятное недоумение: в Элладе трехзвездочную Metaxу принято применять лишь для приготовления пищи, в качестве же полноценного напитка используется от 5-ти звезд и выше.

Еще одна греческая история успеха связана с пивом. Будучи в Греции обязательно стоит попробовать местный Mythos. Запущенный в массовое производство в 1997 году, сегодня это признанный местный бренд, отмеченный и рядом международных наград.

Пожалуй, из всего производимого в Греции пива, Mythos – наиболее популярное. В то же время греки разделяют любовь и к ряду международных марок. Наиболее сильными конкурентами Mythos за признание греческих потребителей являются международные марки Amstel и Heineken.

У японцев есть саке, у корейцев – соджу, в Индонезии и на Бали – туак. В Греции синонимом народного духа называют узо.

Но само это название – «узо» вошло в употребление достаточно поздно, лишь во второй половине XIX века.
Рождением же своим этот исключительно греческий напиток обязан традициям, уходящим корнями в тысячелетнюю историю производства крепких спиртных напитков, появившимся еще в Древнем Египте и Персии.

Да и сама история его рождения окружена ореолом загадочности и мистики. Попробуем же приоткрыть завесу тайны…

Анис и Арак

Начнем наше расследование с одной пряности, широко известной с древнейших времен – аниса.

На самом деле, под этим именем скрываются два растения, друг на друга совершенно непохожих, да и распространенных в разных частях света.

Одно из них – анис обыкновенный – это зонтичное травянистое растение, произрастающее в основном на западе Евразии. По-гречески он называется «гликанисос» – сладкий анис.

Другое – бадьян анисовый, распространенное в Восточной Азии – вечнозеленый кустарник. По-гречески он называется – «астероидес анисон» – звездчатый анис.

Но благодаря анетолу – ароматическому эфирному маслу, содержащемуся в том и другом растении в большом количестве, еще издавна были замечены объединяющие их терапевтические и кулинарные качества.

В Древнем Египте анис использовали, наряду с тмином и майораном, для мумификации умерших.

В Древнем Китае анису поклонялись как священному растению.

В древней Греции было известно «вино Гиппократа», дошедшее под этим названием до Римской империи – настойка аниса в вине.
Именно Гиппократа можно считать отцом спиртных напитков, настоянных на анисе.

Развитие и распространение виноделия на территории Древнего мира, породило помимо традиционного процесса, основанного на брожении, также и новую технологию – дистилляцию, т. е. извлечение винного спирта путем перегонки.

Особенное развитие эта технология нашла в азиатских странах, а продукт, получаемый в результате, повсеместно стал называться одинаково – «арак», в переводе с арабского – «пот», что напрямую указывает на процесс перегонки.

Экономической предпосылкой его создания было повторное использование отходов виноделия – жмыха, остающегося после отжима винограда. В него добавляли воду и сахар и после повторного брожения производили перегонку, а затем настаивали 1-2 месяца в дубовых бочках.

В большинстве стран Востока в процессе перегонки в него добавляли анис или бадьян.

Кроме виноградного сырья для производства арака использовали в разных странах инжир, финики, рис, сливу, кокосовый или пальмовый сок, кумыс и другие продукты, поэтому вкус и аромат напитков под общим названием арак может значительно отличаться в каждой стране, где его производят.

Также он отличается и крепостью, которая может быть от 20 до 70-80%.

Такие напитки имеют свои корни в бедности, и кое-где их даже называют «вино бедняков».

Производство основано на желании как можно более выгодно использовать отходы виноделия или садоводства, ценность которых чуть выше мусора.

Экономически слабые классы не только участвовали в создании таких напитков, но и максимально способствовали их распространению.

Это относится и к большинству спиртных напитков Средиземноморья, таким как испанский абсент, итальянская граппа, кипрская зивания, а также балканская ракия.

От Раки до Цикудья и Ракомело

В Балканских странах: Болгарии, Сербии, Черногории, Боснии, Хорватии, Румынии напиток, получаемый путем перегонки продуктов брожения винограда или фруктов, называется «ракия», в Греции – «раки», в Турции – «ракы», все эти названия происходят от азиатского «арака».

Вопреки утвердившемуся мнению, раки не турецкое изобретение, распространившееся затем по другим странам Оттоманской империи.

В исламской Турции, с ее строгими законами шариата, спиртные напитки могли производить и употреблять только иностранцы.

В основном это были православные греки, хранившие традиции виноделия и перегонки спиртных напитков еще со времен Византийской империи.
Они и были главными производителями раки в Турции, а от них эта традиция разошлась по другим странам Балканского полуострова.

В Турции же этот напиток получил повсеместное распространение только в XX в., благодаря «отцу турецкого народа» – Мустафе Кемалю Ататюрку, основателю современного светского турецкого государства.

Говорят, однажды попробовав греческое раки, он воскликнул, что этот божественный напиток способен сделать любого пьющего настоящим поэтом. До конца своих дней Мустафа Кемаль был его поклонником и немало сделал для популяризации раки в Турции.

От греческого раки берут свое начало и такие, известные сейчас спиртные напитки, как ципуро и цикудья. В 1920 году, специальным постановлением греческого правительства крестьянам Крита, только что вошедшего в состав Греции, было разрешено местное производство алкогольных напитков путем дистилляции.

Продукт выжимки винограда, использующийся для этого, называется на Крите «цикудья», от него и произошло название местного напитка, хотя, по традиции, его до сих пор называют также и «раки». Отличие от традиционной раки только в том, что критская раки-цикудья не содержит аниса.

Производится она на маленьких семейных винокурнях, с использованием традиционных медных перегонных аппаратов. В процессе однократной перегонки получается продукт, крепость которого обычно не превышает 30%, а стоимость находится в пределах 4€ за 0,5 л.

Благодаря использованию для производства напитка отходов, остающихся от выжимки высококачественных критских вин, качество цикудьи можно поставить на достаточно высокий уровень, несмотря на практически домашнее производство.

На основе раки делают на Крите чудесную и целебную настойку на меде – «ракомело», которая пьется горячей и эффективно помогает при простудных заболеваниях. В охлажденном виде она хороша, как десертный напиток после приятного обеда.

Стоит ракомело около 5€ за 0,5 л. Также известен на Крите напиток из ягод тутовника – «мурнораки», который стоит 35€ за 0,5 л. Кроме Крита раки-цикудья производится и на Кикладах.

В других частях островной и материковой Эллады наибольшее распространение получил другой напиток, своим происхождением обязанный раки, – «ципуро».

Ципуро

Первое документальное упоминание о производстве греческого ципуро в монастырях сделано в 1590 году, а существовало оно там значительно раньше, вероятно, уже в XIV веке.
Оттуда же оно получило дальнейшее распространение по территории Западной Македонии, Эпира и Фессалии. До последних десятилетий XX века производство ципуро было только домашним и не существовало в промышленных масштабах. Была запрещена и его широкая торговля, продажа разрешалась только в тавернах и специализированных закусочных – «ципурадико».

В 1988 году появился закон, устанавливающий правила производства, налогообложения, проверки качества, розлива и торговли такими напитками. С этого времени крупные семейные предприятия преобразуются в промышленные, благодаря чему значительно повышается как качество ципуро, так и его соответствие стандартам Евросоюза.

В результате этого закона ципуро и цикудья были признаны защищенными греческими наименованиями продуктов, а ципуро Фессалии, ципуро Македонии, ципуро Тирнаву и цикудья Крита – защищенными торговыми марками.

Традиционно этот напиток производится двух видов: без добавления аниса, и с ним. Кроме аниса, а иногда и вместо него, могут добавляться и другие специи: фенхель, гвоздика, корица.

В большинстве закусочных-ципурадико в Фессалии и Македонии ципуро подается в маленьких бутылочках – «карафаки», емкостью 100–200 граммов.

К каждой карафаки полагается «мезе» – порция легкой закуски в виде , печеных овощей, морепродуктов, маслин и т. п.

Сколько бы порций ципуро вы ни заказали, столько раз вам принесут мезе, причем, каждый раз другое, чем иногда можно поставить в затруднение персонал заведения, когда после пятой–шестой карафаки у них кончается ассортимент закусок, ведь сами греки редко выпивают больше двух порций напитка.

Предшественник ципуро – раки сыграл свою роль и в истории Греческой национально-освободительной революции 1821 года. 21 марта 1821 года в городе Патра произошел инцидент, когда около сотни турецких солдат из гарнизона соседнего городка Рио, изрядно выпив раки в закусочной на центральной площади Патры, убили хозяина заведения и сожгли его дом, в результате начавшегося пожара сгорели и многие соседние дома.

Возмущенные жители города подняли восстание против турок, которое вскоре охватило и соседние провинции. 25 марта, когда греки объявили лозунг восстания «Свобода или смерть», и поныне отмечается как национальный праздник Греческой независимости.

Одним из крупнейших производителей ципуро в Греции считается фирма «Тсандали», основанная в 1890 году. «Македонико Ципуро Тсандали» в стеклянной бутылке емкостью 0,5 л стоит в супермаркете 8,40€.

Узо – напиток эллинов

«Капли датского короля», или грудной эликсир – старинный рецепт лекарственного средства от кашля. А по существу – настой аниса. Вкус его знаком с детства людям среднего и старшего поколения. И это первая ассоциация, возникающая у тех, кто впервые попробовал знаменитый греческий напиток «узо».

В состав хорошего узо входит не только анис, но и бадьян, фенхель, кардамон, корень имбиря, корица и кориандр. Некоторые полагают, что ципуро и узо – одно и то же, но это является глубоким заблуждением. Технология изготовления этих напитков совершенно различная.
Если ципуро получается полностью в процессе перегонки виноградного сырья, то содержание его в составе узо не превышает 20–30%. Смесь семян и ароматических трав для узо настаивается сначала на чистом спирте, затем тщательно перегоняется в медном дистилляторе с обязательным отделением «головной» и «хвостовой» частей. Затем отобранная сердцевинная часть медленно перегоняется второй раз при непрерывном контроле. Полученный спирт разбавляется мягкой водой так, чтобы содержание алкоголя в полученном напитке было не ниже 37,5%.

История появления узо и само происхождение этого слова неразрывно связано с небольшим городком Тирнавос, находящемся в регионе Фессалия. Этот район, издавна славившийся своими винодельческими традициями и производством одной из самых известных марок ципуро, был известен выращиванием коконов шелкопряда для производства натурального шелка. Лучшие образцы коконов отбирались для экспорта во Францию, текстильная продукция которой была знаменита во всем мире, и сырье для нее поставлялось самое качественное.

На ящиках для отправки стояла надпись на итальянском языке «USO MASSALIA» – «использовать в Марселе». Этот таможенный термин в XIX веке воспринимался в торговле, как своеобразный знак качества. Один турецкий офицер, стоявший в то время в Тирнавосе, попробовав ципуро местного производства, сделанное по семейным рецептам, воскликнул: «Это же USO MASSALIA – лучший напиток, какой только может быть»!

В 1856 году семья Катсарос получила первый в Греции патент на производство и продажу нового продукта под торговой маркой «Дистилляция, как USO Тирнаву» – намек на высокое качество своего продукта. С тех пор это название и закрепилось за напитком, а рецепт его изготовления из города Тирнавос быстро разошелся по всей Греции.

После обретения страной независимости многие греки стали переселяться из Турции на территорию Греции, в частности, в Македонию и на остров Лесбос. Они принесли с собой византийские традиции виноградарства, виноделия и производства раки.

В начале XX века во многих странах Европы был введен запрет на производство и потребление полынной водки – абсента, получившего широкое распространение. Популярность его была особенно велика среди низших классов общества. В состав известных марок абсента кроме полыни входили также анис и фенхель, своими ароматами сглаживавшие горечь полыни.

Любители запрещенного напитка стали искать ему замену и быстро нашли ее в анисовых настойках.

Во Франции в это время появляется Пастис и Перно-Рикар, в Италии – Самбука. Любовь к настойкам аниса предопределила и быстро возросшую популярность греческого узо.

В столице Лесбоса Митилини возникает широкое производство узо, быстро завоевавшего популярность в самой Греции и во многих других странах.

Уже в 1930 году на острове насчитывалось 40 мелких и 10 крупных производителей напитка. Такие марки митилинского узо, как «Варваянни», «Мини», «Пломари», «Смирнио», «Самара», «Яннатси» становятся любимыми напитками как самих греков, так и гостей Греции.

Стоимость «Варваянни» в стеклянной бутылке 0,7л – 11,90€, а другого популярного узо «12» – 8,75€.

Как говорят греки: «Узо – это вся Греция в одном стакане». Узо – это то лучшее, что может сопровождать блюда из морепродуктов или рыбы, вареные, тушеные, жареные или приготовленные на углях блюда. Узо – один из главных героев греческой таверны.


Метакса

Наверное, неспроста местом рождения коньяка «Метаксы» – греческого бренди, входящего в число 50 самых популярных напитков мира, является портовый город Пирей.

В этом порту, крупнейшем в Греции и одном из самых больших в Средиземноморье сходились морские дороги всей Европы, да, что Европы – всего мира.
Множество разноязычных, с разным цветом кожи и разрезом глаз, моряков со своими привычками и пристрастиями сходили здесь ежедневно на берег во время стоянки своих судов и кораблей. Они искали возможности хотя бы на несколько часов забыть о своей нелегкой работе. И интернациональный Пирей старался отвечать им всем дружелюбием и гостеприимством.

Закусочные и бары работали круглосуточно, а идея создания своего греческого коньячного напитка, подобного тем, что подавали в портовых заведениях Марселя, Гавра и Ниццы витала в воздухе и нужен был только человек, способный воплотить ее в жизнь. И такой человек нашелся. Это был Спирос Метаксас, представитель большого семейства торговых брокеров.

Отец семейства – Ангелис был выходцем с небольшого скалистого, выжженного солнцем и, казалось бы, малопригодного для жизни островка Псара, находящегося поблизости от острова Хиос и недалеко от турецкого побережья.

Этот маленький островок имеет большую историю. Жители его, не имея возможностей развивать земледелие или животноводство, с самых древних времен занимались рыболовством и мореплаванием и считались отличными моряками.

Во время Архипелагской экспедиции графа Алексея Орлова островитяне активно помогали русскому флоту и 7 июля 1770 года участвовали в Чесменском морском сражении, происходившем в непосредственной близости от острова, а в 1821 году они одними из первых поддержали Греческое восстание, переоборудовав все свои торговые суда в военные корабли.
За это турки устроили на острове страшную резню, когда из 20 000 жителей уцелело не более 500 человек. Оставшиеся в живых разъехались по всей Греции, а семья Ангелиса оказалась в Халкиде.

Вероятно в это же время он принимает решение сменить фамилию, а поскольку в Халкиде семья открывает предприятие по торговле шелком, Ангелис записывается под фамилией Метаксас («метаксиос» – по-гречески шелковый). И опять история греческих напитков оказывается связанной с шелком.
После смерти Ангелиса его девятерым сыновьям осталось немалое состояние. Один из них – Спирос, забрав свою долю наследства, решает обосновать свой бизнес в Пирее.

В конце XIX века экономика независимой Греции, основанная на морской торговле, стремительно развивается, и в портовом Пирее кипит торговая и денежная жизнь страны. Перепробовав несколько разных занятий, Спирос, наконец, выкупает небольшой, приходящий в упадок винокуренный завод. Привлекает в дело двух своих братьев, и в 1888 году они регистрируют свою новую компанию и торговую марку «Метакса».

На острове Хиос издавна существовал местный напиток, представлявший собой настойку смолы мастикового дерева на спирте с добавкой различных ароматических и целебных трав, который назывался «Мастиха». Он и сейчас производится только на Хиосе, и больше нигде в Греции.

Так что в создании «Метаксы» были учтены и древние винодельческие традиции Хиоса. А хиосские вина еще во времена Древней Греции и Рима считались самыми ценными и дорогими во всем Средиземноморье.

Выбрав лучшие ингредиенты и ароматические травы, и, связав старинные традиции виноделия и дистилляции с великолепными качествами винограда сорта Мосхато, братья создали новый греческий коньяк, быстро завоевывавший признательность любителей и ценителей всего мира.

Уже в 1895 году он завоевывает золотую медаль на выставке в Бремене. В 1900 году начинаются массовые поставки в США, где напиток получает эпитет «летящий бренди».
В 1915 году «Метакса» завоевывает Гран-При на выставке в Сан-Франциско.

Кроме коньяка предприятие производило абсент, шартрез, бенедиктин, вермут, но со временем все они ушли на второй план.

Бренд «Метакса» пережил две мировые войны, немецкую оккупацию, нелегкие послевоенные годы, Гражданскую войну, хунту, но, несмотря на все превратности, остается одним из самых узнаваемых греческих символов.

Знаменитая семизвездочная «Метакса» в бутылке емкостью 0,7 л в виде старинной амфоры стоит сейчас примерно 21,75€, пятизвездочная – 16€, демократичная трехзвездочная – 13€, пятизвездочная в трехлитровой бутыли на подставке и с краником – 79€, а бутылка «Metaxa AEN» емкостью 0,7 л из бочки №1 – 1410€.

Алкогольные напитки типа бренди имеют свою философию – тех, что пьются на ходу, бездумно, не существует.
Требуется определённый момент и развитое чувство вкуса. Для настоящего ценителя время такого напитка – после хорошей еды.

В отличие от других, дающих быстрое опьянение, здесь нужна медлительность, вдумчивость, игра с ароматом. Высшее качество продукта и ароматическое послевкусие, остающееся во рту от последнего глотка – вот те особенности, за которые ценят «Метаксу» ее поклонники во всем мире.