История успеха поля пуаре. «Нет ничего важнее, чем внешний вид», – король моды Поль Пуаре

Поль Пуаре

Поль Пуаре, освободивший женщин от корсета

Его называли императором французской моды. Имя Поля Пуаре обладало такой магией, что тысячи женщин на Земле, от Санкт-Петербурга до Рио-де-Жанейро, в начале ХХ века только и думали о том, как бы получить удивительное платье от великого мэтра моды. Восхищение им сочеталось с подражанием. Немало потрясающих современных ему домов моды - «Пакен», «Дреколь», «Сестры Калло», «Каюэ» - старались хоть чем-то на него походить. Дошло до того, что мама французского писателя Ромена Гари, находясь в глубокой нужде, решилась в 1918 году на открытие в Вильно поддельного «филиала» Поля Пуаре - и имела успех! Волшебная магия созданий Поля Пуаре не померкла и сто лет спустя после открытия им Дома моды в Париже.

Поль Пуаре родился в 1879 году; его родители торговали текстилем - и неудивительно, что сестры Поля Пуаре тоже стали известными создательницами моды. Николь Грульт, урожденная Пуаре, успешно развивала свой дом в 1910–1920-е годы, в некотором роде соперничая с братом, хотя ни в чем не достигла ни его славы, ни его изящества. Другая сестра, Мадлен, была популярной и оригинальной шляпницей - и ее работы заслуживают большего внимания.

Первые шаги Поля Пуаре связаны с Домом моды «Раудниц»; потом с 1899 года он работает у Жака Дусе, признанного виртуоза стиля «бэль-эпок». Затем последовали два года работы в Доме Уорта у детей создателя высокой моды.

Полю Пуаре поручено было создавать не только коллекции дневных платьев, но и уличных манто - и он достиг первых успехов. Когда в 1903 году Поль Пуаре открыл свой первый Дом моды на улице Обер возле парижской «Гранд-опера», судьба улыбнулась ему. Витрины его небольшого магазина были оформлены так оригинально и с таким изящным вкусом, что многие клиенты Уорта и Дусе стали одеваться у Пуаре. В 1905 году Поль Пуаре женился на элегантной красавице Дениз Буле, ставшей матерью его троих детей и первой манекенщицей в его Доме. На следующий год Пуаре провозглашает «модную революцию» и создает первое платье без корсета, названное им «Лола Монтес». Через два года начинают выходить альбомы с его моделями работы Поля Ириба, талантливого художника, ставшего впоследствии любовником Коко Шанель. Кстати, отношения Шанель и Пуаре всегда были прескверными. Как-то, несколько лет спустя, когда черные платья Шанель уже были заметны в моде, Поль Пуаре, встретив ее на рауте, спросил: «Отчего вы всегда в черном, мадмуазель Шанель, это что - траур?» Шанель со свойственной ей дерзостью ответила: «Да, траур по вам!» Нельзя в этом не увидеть предзнаменования.

Яркие цвета стали лейтмотивом творчества Поля Пуаре, и то, что он мог объединить в один букет, поражало и поражает смелостью решений. Другим шагом к ориентализму в его моделях были созданные им в 1911 году юбка-штаны, оказавшиеся настоящей сенсацией. Они стали очень популярны после восточного костюмированного бала «1002 ночи», организованного Пуаре в саду его роскошного парижского особняка.

В 1913 году на работу к Полю Пуаре поступает молодой петербургский художник, иллюстратор моды Роман Тыртов, взявший себе псевдоним Эрте и прославившийся позднее под этим именем. Знаменитым созданием Эрте для Пуаре стала юбка-«абажур».

Первая мировая война поломала творческие планы великого кутюрье. Его экзотические и экстравагантные туалеты никак не вязались с новыми реалиями, к тому же он сам был призван в армию. Финансы Дома Пуаре пришли в упадок, и его возрождение в 1920-е годы оказалось очень трудным делом. Модели Пуаре казались уже не такими удобными и практичными, как модели его конкурентов. На него по-прежнему смотрели с обожанием, но не покупали так много, как раньше.

Дела пошли так плохо, что в 1925 году он пустил в продажу акции Дома Пуаре для широкой публики и почти совсем разорился, создав экстравагантные павильоны «Любовь», «Оргия» и «Удовольствие» по случаю выставки ар-деко в Париже. Кроме Дома моды, у Пуаре были также успешные дома дизайнерских духов «Розина» и набивных тканей и домашних аксессуаров «Мартина» - названные так по именам старших дочерей. Но и они не спасли дело. С 1927 года Пуаре практически прекращает показы высокой моды. Затем следует болезненный развод с любимой супругой и переезд на Лазурный Берег, где Пуаре пытается создать маленькое дело, которое после кризиса 1929 года успеха не имеет.

В 1930-е годы Пуаре пишет книги и мемуары, торгует марочным вином. Он умер, всеми забытый, в Париже в 1944 году. Во время войны в поисках заработка он даже обратился на биржу труда, где указал место своей последней работы: «Поль Пуаре». Но молодой клерк сказал, что о таком Доме ему ничего не известно. Так проходит земная слава? Нет, она не проходит. Если вы по-настоящему талантливы!

Русский час Поля Пуаре

Когда в 2005 году в Париже на аукционе Друо распродавались модели от Поля Пуаре, к ним были прикованы взоры многих модников мира.

С молотка в течение двух дней ушло свыше 500 лотов вещей из личного гардеробы жены Поля Пуаре - Денизы и их дочерей - Розины, Мартины и Перрины. Сегодня найти вещи с грифом этого великого мэтра моды, открывшего свой дом более ста лет назад, и хлопотно, и дорого. Но, скажем правду, и на аукционе в Париже цены были не малые - Пуаре ждали и охотились за ним собиратели и музеи со всех концов света. Особенно много купил парижский музей моды дворца Галлиера и Музей искусства моды на рю Риволи.

Теперь платья с грифом этого мастера, перевернувшего в начале прошлого века представления о женской красоте и снявшего корсет с наших бабушек или прабабушек, стоят от семи до шестидесяти тысяч евро и доходят порой до ста тысяч евро.

Мы много и часто говорим сегодня о влиянии дягилевских балетов на творчество Поля Пуаре, о колористике Бакста и ориентализме, который прослеживается в его творчестве после премьеры фокинской «Шахерезады» в 1910 году. Однако влияние России на творчество мастера вовсе не ограничилось балетной сценой. Привлеченный блеском русского двора и широкими возможностями, которые Россия тогда, как и теперь, давала иностранным модельерам, Поль Пуаре с группой манекенщиц в 1911 году отправился с показами в Москву и Петербург. Москву он полюбил! Причиной тому стала его дружба с выдающейся московской создательницей мод - Надеждой Петровной Ламановой, которую Пуаре знал и ранее по Парижу. Судя по его воспоминаниям, Ламанова хорошо накормила кутюрье и показала ему Кремль, Щукинский музей современной живописи и блошиный рынок на Сухаревке. Пуаре был в восторге от народных русских костюмов - сарафанов, косовороток, кокошников, кичек, шалей и платков и привез их в Париж изрядное количество. Цветы и орнаменты этих ярких русских изделий очень вдохновили кутюрье, и он создал в Париже 1911 года первую в мире коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань». Эту коллекцию русских вышивок и уборов, сапог и сарафанов продавали в Париже, и мне лично удалось купить и стать счастливым обладателем семи лотов.

Как грустно было осознавать, что ни один отечественный музей не решил приобрести в свою коллекцию ни одного предмета из тех, что должны бы составить предмет гордости национальной моды. Ведь мода на русское в одежде пришла к нам от Поля Пуаре, а ее отголосками были работы Ламановой и русских эмигрантов в Париже 1920-х годов! Не нашлось в нашей стране спонсоров для покупки этих уникальных, ни с чем не сравнимых моделей! На аукцион, собравший в общей сложности сумму около полутора миллионов евро, были выставлены вещи из коллекции семьи мэтра, с которыми решила расстаться его внучка.

В 2007 году состоялись еще одни торги, где на этот раз было выставлено в три раза меньше лотов. Впервые на продаже были представители русских музеев, но, увы, их финансовые возможности оказались не на высоте. Зато свои собрания пополнили музеи из США, Японии, Латинской Америки, Франции. Теперь ими любуется весь мир.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

MARDI GRAS Поль Сезанн Мир этого художника такой огромный, богатый и суровый, с такими художественными вершинами, что они кажутся недоступными. Может быть, отчасти поэтому, не сумев проникнуть в этот мир, картины Поля Сезанна называли «неполноценными», а его самого

Из книги Бодлер автора Сартр Жан-Поль

ОТКУДА МЫ? КТО МЫ? КУДА МЫ ИДЕМ? Поль Гоген Летом в конце 80-х годов прошлого века многие французские художники съехались в Понт-Авен. Съехались и почти сразу же разделились на две враждебные группировки. К одной относились художники, вставшие на путь искания и объединенные

Из книги Тайна Иппокрены автора Белоусов Роман Сергеевич

Из книги Книга лидера в афоризмах автора

ПОЛЬ ДЖОНС В РОЛИ ТАИНСТВЕННОГО ЛОЦМАНА Книги Купера на протяжении почти ста лет были любимым чтением юношества всех стран, и, читая воспоминания, например, русских революционеров, мы нередко встретим указания, что книги Купера служили для них хорошим воспитателем

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

ЖАН ПОЛЬ Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) (1763–1825) – немецкий писатель. Мужество не в том, чтобы слепо пренебрегать опасностью, а в том, чтобы увидеть ее и преодолеть. В действиях будьте так же велики, как и в мыслях. Человек должен быть доступен для страстей, но

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Гоген (Gauguin) Поль (1848–1903) Французский художник, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Родился в семье журналиста, рано лишился отца, в юности несколько лет служил моряком, с 1871 г. 12 лет работал преуспевающим биржевым маклером. Под влиянием своего опекуна,

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сезанн (C?zanne) Поль (1839–1906) Французский живописец, представитель постимпрессионизма, один из наиболее значительных художников последней трети XIX - нач. XX в. С его именем связывают кардинальные перемены в искусстве XX в. Детство и юность будущего художника прошли в

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Из книги автора

СЕЗАНН ПОЛЬ (род. 19.01.1839 г. – ум. 22.10.1906 г.) Выдающийся французский художник-постимпрессионист, создавший предпосылки для развития абстракционизма и кубизма. Всю жизнь искал свой путь в искусстве Поль Сезанн. Его творчество невозможно ограничить рамками какого-либо

Из книги автора

СИНЬЯК ПОЛЬ (род. 11.11.1863 г. – ум. 15.08.1935 г.) Известный французский художник-неоимпрессионист (дивизионист, пуантилист), пейзажист, маринист, историк и теоретик искусства. Один из основателей (1884 г.), а затем президент Общества Независимых художников (1908–1934 гг.). Автор

Из книги автора

Поль Валери (1871–1945) поэт... Когда произведение опубликовано, авторское толкование не более ценно, чем любое прочее. ... Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью. ... Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое. ... Слабость силы заключается в том, что она

Из книги автора

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905–1980) философ... Смысла жизни не существует, мне придется самому создавать его! ... Ничто не меняется так часто, как прошлое. ... Если человечество вдруг исчезнет, оно в самом деле убьет своих мертвецов. ... Как приятно впадать в безнадежное отчаяние.

Из книги автора

Мишель Поль Фуко (1926–1984) философ Человек начинается не со свободы, но с предела, с линии непреодолимого.... Нет справедливой цены. Дешевизна не более и не менее точна, чем дороговизна. ... Безумие – это всегда смысл, разбитый вдребезги. ... Человек не является ни самой древней,

Из книги автора

Жан Поль Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) (1763–1825) – немецкий писатель. Мужество не в том, чтобы слепо пренебрегать опасностью, а в том, чтобы увидеть ее и преодолеть. В действиях будьте так же велики, как и в мыслях. Человек должен быть доступен для страстей, но

Гениальный, удивительный человек Поль Пуаре по праву заслужил звание императора парижской моды. Он по своему не совсем скромному признанию (что простительно великим талантам) «одевал эпоху», самых красивых и знатных женщин тех времен. Среди его клиентов - вся европейская, в том числе и русская аристократия, а также творческие личности. А его современниками были Коко Шанель, Жак Дусе, Чарльз Уорт, Н. П. Ламанова и т. д.

Поль Пуаре, биография: ранние годы

Будущий великий кутюрье родился в Париже в семье торговца текстильными товарами. О том, каким было его детство, сказать трудно, ведь достоверных данных нет. В своей биографической книге П. Пуаре в большей степени уделяет внимание и шляпкам, которые уже в то время занимали его ум и фантазию. С юных лет он кроил и шил самостоятельно для своих сестер. Уже тогда талант мальчика пробивался наружу и требовал признания.

Поль Пуаре вырос вместе с тремя сестрами, причем одна (Николь Грульт) впоследствии занималась созданием платьев и даже имела свой Дом моды в Париже. Вторая тоже обрела славу, правда, уже выдающейся шляпницы. Несмотря на явное увлечение сына модой и всем, что с ней связано, отец не желал принимать это всерьез, поэтому настоял, чтобы мальчик отучился в школе. После ее окончания он устроил его на работу рассыльным у знаменитого мастера по изготовлению зонтиков. Но вскоре Поль Пуаре (фото см. ниже) ушел из мастерской. Взяв отрезы шелковой ткани, он стал шить свои первые наряды для куклы, подаренной некогда сестрам.

Начало творческого пути

Свою карьеру будущий великий мастер начал с работы у известного французского модельера, коллекционера и мецената Жака Дусе, затем было ателье Чарльза Уорта, где он в основном занимался дизайном и пошивом верхней одежды (манто, накидки). А уже в 1903 году Поль Пуаре основал свой собственный Дом моды. Успех был поистине молниеносным и ошеломительным, в первую очередь благодаря уже приобретенным связям и популярности у знатных клиенток, аристократии.

Он активно пропагандировал возвращение к моде античных времен и ввел в обиход платья в виде туник и пеплос, а также предложил парижанкам новый, как сейчас сказали бы, тренд - кимоно.

Семейная жизнь

Поль Пуаре - модельер с эмоциональным характером, яркая и увлекающаяся натура. Без музы он существовать просто не мог. Ею стала Дениза Буле, на которой он женился в 1909 году. По признаниям самого мастера, именно она являлась воплощением всех идеалов. Очаровательная женщина из провинции удивила горожан, а в ярких, уникальных и изысканных нарядах, создаваемых специально для нее, раскрылась ее красота. Каждый их выход в свет превращался в событие, сенсацию. Пару обсуждали пресса и общество. Безусловно, присутствовало в их жизни стремление к эпатажу публики, доходящего порой до грани скандальности. Именно в этот временной промежуток Поль Пуаре (платья см. на фото) обретает славу самого именитого кутюрье мира, его сопоставляют с художником, творцом, а новинки льются, словно из

Семейная пара прославилась и в качестве устроителей грандиознейших костюмированных вечеров, которые проводились ежегодно. Каждый праздник имел свою тему, но особенно прославился вечер «1002-я ночь», состоявшийся в 1911 году.

К сожалению, не все красивые истории имеют соответствующее продолжение и завершение. Супруги развелись в 1928 году, когда финансовое благосостояние Пуаре пошло на спад. В чем крылась истинная причина расставания спустя столько лет, сказать уже никто не может. Однако в одном из газетных интервью Дениза обвинила его в жестокости, а Пуаре, в свою очередь, назвал ее поведение оскорбительным.

Этнические мотивы в творчестве

В 1910 году после посещения балета «Шахерезада» в Париже Поль Пуаре был настолько впечатлен, что не смог пройти мимо очарования и загадочности Востока. Впервые в его коллекциях появились модели с этническими мотивами, а еще через год он даже организовал костюмированную тематическую вечеринку «Тысяча вторая ночь». Сам кутюрье предстал в образе влиятельного падишаха. После столь грандиозного события восточные мотивы в одежде надолго завладели светскими львицами. Шаровары и юбка-брюки, тюрбаны - все это превратилось из экзотики в наряд для вечернего выхода.

Русский стиль в работах кутюрье

Впервые с русскими талантами Пуаре столкнулся при посещении балета, которому рукоплескала вся Европа. Привлеченный самобытностью и колоритом, он решил поехать в турне по Восточной Европе, в том числе в Москву и Петербург. Именитый кутюрье пришел в полный восторг от русского народного костюма (пышных сарафанов, кичек, косовороток, кокошников, платков и шалей). Он даже привез некоторое количество одежды с собой в столицу моды. Сочные, живописные цветы и орнамент - все это Поль Пуаре (платья представлены на фото) использовал для создания первой в мире коллекции одежды с русскими мотивами. Называлась она «Казань».

Армяк от Поля Пуаре

В своем исконном варианте под данным элементом традиционно русского костюма понимается крестьянский кафтан с прямыми рукавами и спинкой, неотрезной в линии талии. Армяк Поля Пуаре - это стилизованный, впервые сшитый для жены Денизы костюм. Для него использовалась темная роскошная ткань, подчеркивающая самобытность и колорит русского стиля.

Бессмертное творение кутюрье

Гардероб современной женщины просто немыслим без элегантной и сексуальной юбки-карандаш. А между тем история ее создания уходит корнями в начало двадцатого века. Именно тогда был создан прототип - "хромая юбкаюбка" годе. Поль Пуаре назвал ее именно так в связи с тем, что узкий подол затруднял движение, и женщины вынуждены были семенить, перемещаясь маленькими шажочками. "Хромая юбка" легла в основу не только силуэта "карандаш", но и годе, знаменитого и популярного силуэта "русалка" для вечерних и свадебных нарядов.

Книги П. Пуаре

Наперекор судьбе и нелегким жизненным обстоятельствам в 1930-х годах кутюрье выпускает в свет три свои книги: «Мода и Финансы», «Одевая эпоху» и «Возвращайтесь!». Все они, по сути, представляют собой мемуары. Колоссальные труды, читать которые - одно удовольствие, целая череда знаменитых имен, ярких событий на фоне драматической истории двадцатого века.. Поль Пуаре был личностью незаурядной и многогранной, его приглашали в качестве лектора в Сорбонну, а театры иногда давали заказы на создание

Забвение великого модельера

С 20-х годов прошлого столетия тенденции капризной моды начали претерпевать изменения, сказались на этом и мировые политические потрясения, война. В истории все закономерно, и одни имена сменяются другими. Так случилось и с Полем Пуаре. Особенно часто среди его конкурентов упоминается не менее великая Коко Шанель. Модельер просто не мог адаптироваться к так быстро изменившемуся миру, в результате чего был вытеснен с модного олимпа. После 1925 года он оказался на пороге бедности и вынужден был продать свою мастерскую, коллекции картин и других предметов искусства. Умер он в полном забвении и бедности в 1944 году. И только спустя полтора десятка лет публика вновь вспомнила это имя - Поль Пуаре. Эскизы и сохранившиеся экземпляры авторской одежды были выставлены его бывшей женой. Время сделало еще один виток, и, пройдя страшную войну, люди захотели той забытой, яркой, необузданной красоты.

В 2005 году из личной коллекции жены и детей Пуаре было продано более шести сотен различных предметов гардероба. Некоторая часть лотов сопровождалась фотографиями из личного семейного архива. Чудом сохранившиеся вещи (не всегда в хорошем состоянии) разошлись по знаменитым мировым музеям моды.

Поль Пуаре - двадцатого столетия, подаривший женщинам свободу в прямом и переносном смыслах. Он совершил революцию в дамском гардеробе, первым предложив отказаться от корсетов, длинных кос, и примерить на себя брюки. Яркая звезда талантливого мастера, к сожалению, блистала недолго, но имя его навсегда вписано в историю.

Новатор моды, создатель нового стиля и совершенно новых идей и форм. Не будь его, история моды ХХ века могла бы сложиться совершенно иначе. Поль Пуаре родился в парижской семье торговца одеждой в 1879. Его отец и мать хотели сделать из него зонтичного мастера и отдали в подмастерья к производителю зонтиков. Но Пуаре с детства интересовался модой, одеждой, рисовал эскизы нарядов для сестринских кукол. Потом начал для них шить платьица из остатков тканей для зонтиков. Он был в себе столь уверен, что направился со своими эскизами в Дом моды “Раудниц” к Мадлен Черуи и убедил купить свои наброски. Так началась его работа «фрилансера».

Уже в 1896 году Пуаре поступает на работу в Дом моды “Дусе” (Doucet). Пройдя школу Жака Дусе, он проникся духом высокой моды. По совету наставника, Пуаре сам начал перенимать манеры поведения и стиль одежды у представителей высшего общества и вскоре его можно было увидеть в английских костюмах на модных вечеринках. Роскошные муслиновые платья, шикарные клиентки, изысканная мебель XVIII века и великолепная коллекция живописи – всё это произвело на Поля такое впечатление, что по возвращению из армии он знал, что будет только модельером и самым лучшим. Пуаре устраивается на работу в самый престижный и старинный из Модных Домов – Дом Моды Ворта. Старика Ворта уже не было в живых, Поль работал с его сыновьями Шарлем-Филиппом и Гастоном Люсьеном. Достигнув определенных успехов у Ворта, Пуаре решается открыть собственное предприятие.

На занятые у мамы деньги он открывает в сентябре 1903 года свою фирму на рю Обер, 4, Париж, недалеко от Гранд Опера. Его успех был ошеломляющим. Пуаре входит в историю моды как великий реформатор. Он изменил силуэт женского платья, ввел в моду новые цвета и ткани. Пуаре создал гораздо больше, чем новая одежда – он создал новый стиль и новый образ жизни. Важным для Поля этапом в моде и стиле было то, что он освободил женщину от оков корсета с утягивающей талией. Это было в 1906 году. Он поднял талию выше, под грудь, тем самым удлинив ноги. Это заставило женщин следить за фигурой и худеть.

Годом ранее Пуаре женился на Денизе Буле, стройной 19 летней девушке. Она и стала его музой и вдохновительницей для создания новых образов и силуэтов. «Как здорово найти мужчину, являющегося вашим супругом, — говорила она, — который еще и одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Вместе они создали то, что называется творческим тандемом. В каждом из ее выходов был признак нового веяния и эпатажа, который доходил до скандальности. Это были первые ростки рекламы, которые живы и по сей день.

В 1908 году Пуаре издал первый в истории моды буклет с рисунками моделей платье, и таким образом еще больше укрепил свою репутацию самого влиятельного парижского кутюрье. Благодаря своей возлюбленной и собственному новаторству, новинки моды от Пуаре сыпались как из рога изобилия. Юбка-кий, юбка-брюки и, конечно, пресловутое платье-абажур.

Дизайнер организовывал множество пышных и костюмированных вечеринок. Когда в 1911 году Пуаре придумал это платье-абажур — гости согласились надеть его, лишь бы попасть на вечеринку в стиле сказок «Тысячи и одной ночи». Пуаре был на вечеринке в роли султана, а Дениза – шахини. Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почетные супруги политиков готовы бросить всё и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Но пресса также говорила о влиянии на его творчество рисунков и эскизов Бакста, созданных для русских балетных сезонов в Париже. Хотя сам дизайнер это влияние отрицал.

В 1911 году Пуаре в очередной раз взрывает моду, представив на показ публике «хромую» юбку, которая вызвала настоящий фурор. Узкие юбки уже не были новостью, они появились еще в начале века. Но то, что предложил Поль, превзошло все ожидания. Платье спадало мягкими складками от груди до колена, а потом резко сужалось книзу, причем так, что женщина могла лишь как гейша семенить ногами. Это соответствовало его идеалу восточной женщины-куртизанки и было очень в духе Востока, который так любил Пуаре. «Хромые» юбки оказались в центре всеобщего внимания. Они стали поводом для осуждений и карикатур, но тем не менее модницы во всю носили их, добавляя к ним меха, воротники, узкие рукава и длинные узкие перчатки, которые усиливали эффект футляра.

В течение последующих нескольких лет Пуаре жил насыщенной жизнью. Он выпустил духи «Розин» (le Parfums de Rosine), названные в честь одной из дочерей, объездил всю Европу с показами, открыл Школу декоративных искусств, и назвал её в честь другой дочери «Мартин» (Atelier Martine).

Но в 1920–е годы для Пуаре начинается время мрачных перемен и упадка, и связано это с женской эмансипацией и новым ритмом жизни, который мастер не учел. Появились новые конкуренты, которые также стали законодателями моды: «Ланвен», «Пату», «Вионне», «Сестры Кало». Но самым большим его врагом стала Шанель. Она ненавидела его за бывшие успехи и звания императора парижских мод. А Пуаре не мог выносить ее маленькие черные платья. Шанель не только создает иные образы в моде, но и выпускает новый аромат, который приобретает широкую популярность. Это известные Сhanel №5. Однажды, встретившись в Гранд Опера Пуаре спросил Шанель: “Мадмуазель Шанель, вы вечно в чёрных платьях. Это что, траур?”. Находчивая и острая на язык, Шанель ответила: «Да, по вам!».

Но настоящий финансовый упадок Пуаре начался в 1924 году, а в1927 году ему и вовсе пришлось закрыть свой Дом моды, а в мировой моде вскоре воцарилась простота от «Chanel». Эпоха театральности закончилась, а падение великого метра показало, что удача может отвернуться даже от самого великого мастера.

В 1929 году Дениза Пуаре развелась с мужем-банкротом. Однако она сохранила коллекцию его моделей и эскизы интерьеров, а также изделия декоративно-прикладного искусства. Сам Пуаре совершенно разоренный, уезжает в Канны, где принимается за живопись, думая, что так он сможет поправить свое положение и развозит по магазинам на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам. Собравшись с духом, он пишет книги «Одевая эпоху» и др. Это немного улучшает сложившееся положение модельера. В начале Второй Мировой войны Поль Пуаре перебирается обратно в Париж и записывается на биржу труда, где и умирает 28 апреля 1944 года в полном забвении.

Но как часто бывает, гениев вспоминают после смерти. С конца 1950-х начинается возрождение интереса к его творчеству. А в 1960-е – эпоху хиппи – возникает мода носить винтажные вещи от Пуаре. В мае 2005 года состоялась огромная аукционная продажа изделий Пуаре, где в течении 2-х дней ушло больше 500 лотов за огромные деньги. Путь Пуаре продолжает движение.

  • Его идеал
  • Кто первый?
  • На закате
  • Как это горько!

«То была благословенная пора, когда житейские тяготы и невзгоды, претензии налоговых инспекторов и угроза социализма еще не успели завладеть умами и отнять у людей радость жизни. Женщины могли прохаживаться по улицам в элегантных туалетах, не боясь, что их осыплют оскорблениями грубияны, сидящие на террасах кафе. Между людьми из народа и сильными мира сего еще царила фамильярность, очаровательная и не выходившая за рамки приличия. Знатные господа, приезжавшие в модные Дома на улице де ла Пэ, улыбались в ответ на улыбки швеек. Прохожие держались друг с другом приветливо и по-товарищески. ..»

Так рассказывал о Прекрасной эпохе (так после Первой мировой войны стали называть эпоху модерна) «король моды» Поль Пуаре в своей автобиографии «Одевая эпоху» - книге, увидевшей свет в Париже 1930 года, в дни, когда богатство и известность великого кутюрье были уже позади. В 2011 году эту познавательную, остроумную, полную изящных словесных зарисовок и уникальных фотографий автобиографию перевел и сделал доступной российским читателям историк моды Александр Васильев (подаривший нам целую серию Memories de la mode: мемуары легендарных создателей моды от широко известных по сей день до незаслуженно забытых, но тем не менее исключительно интересных личностей).

История успеха, Биография Поля Пуаре

«- Я сыщик. Моя фамилия Пуаро.

Ожидаемого впечатления это не произвело. Маккуин сказал только: «Вот как?» - и стал ждать, что последует дальше.

- Вам, вероятно, известна эта фамилия?

- Как будто что-то знакомое… Только я всегда думал, что это дамский портной.

Пуаро смерил его полным негодования взглядом.

- Просто невероятно! - возмутился он».

В детективе Агаты Кристи обыватели перепутали маленького бельгийского детектива Эркюля Пуаро с парижанином Полем Пуаре. Ошибка обидная, но, к сожалению, не слишком удивительная: к этому времени (роман Кристи вышел в свет в 1934 году) звезда обеих знаменитостей - реальной и выдуманной - закатилась, так что немудрено было перепутать одного полузабытого гения с другим.

По сравнению с другими великими кутюрье Прекрасной эпохи Полю Пуаре еще повезло: в XXI веке его фамилия на слуху, музеи и частные лица хранят уникальные коллекции его туалетов и эскизов, в 2011 году в Музеях московского Кремля прошла выставка «Пуаре - король моды» (до этого в 2007-м выставка, посвященная Пуаре, проводилась в Нью-Йорке). Однако, откровенно говоря, наши современники плохо представляют, чем Пуаре выделялся среди своих коллег, и вспоминают о нем в контексте других, более известных сегодня имен, то подчеркивая, как ловко обогнала его на пути к вершинам высокой моды Коко Шанель (однажды любивший яркие краски и старательно вводивший их в модный обиход Пуаре спросил создательницу маленького черного платья: «Отчего вы всегда в черном, мадмуазель Шанель, это что - траур ?» Злоязыкая Шанель отбрила коллегу: «Да, траур по вам !»), то сравнивая с Львом Бакстом (художником, придумывавшим декорации и костюмы к балетам Дягилева).

Чуть меньше чем через десять лет книжная сценка из «Убийства в Восточном экспрессе» куда более трагически повторилась в реальной жизни: в начале Второй мировой войны пожилой мужчина, пришедший на биржу труда, лаконично написал в своей анкете безработного: «Поль Пуаре». Молоденький клерк, которому ничего не говорило это имя, посетовал, что анкета заполнена неправильно, требуя больше подробностей о прежнем месте работы посетителя. В отличие от литературного сыщика Пуаре не возмущался, он лишь грустно сказал: «Мне жалко народ, который не помнит своих героев! »

От «чрева Парижа» до улицы де ла Пэ

8 апреля 1879 года в семье парижского торговца текстилем Огюста Пуаре родился сын Поль. Трудно сказать, в какой атмосфере рос будущий великий модельер: в автобиографии он больше вспоминает о тканях, эскизах, платьях, которые шил на маленьком деревянном манекене, принадлежавшем его сестрам, а также о костюмах и шляпках дам, увиденных им в театре, чем о своих домашних.

У Поля было три сестры. Одна из них, Николь Грульт, тоже создавала женские платья, в 1911-1935 годах у нее был свой модный Дом в Париже. Николь близко дружила с художницей Мари Лорансен - музой поэта Гийома Аполлинера. Другая сестра Поля - Мадлен Пансон - стала знаменитой шляпницей. Похоже, дети в семействе Пуаре были не особенно дружны: во всяком случае, сестры Пуаре конкурировали с братом, а не сотрудничали.

Родители Поля не были поклонниками талантов своего сына: когда восемнадцатилетний Поль получил степень бакалавра, отец отдал его на работу к знакомому фабриканту зонтов. При этом посоветовал обращаться с юношей построже, обломать своевольного гордеца. Эскизы Поля, придуманные им модели, честолюбивые помыслы и творческие интересы неизменно вызывали у отца глубокий скепсис пополам с сильнейшим раздражением. Ни одна попытка начинающего модельера проявить себя не получила у родителя ни малейшего поощрения.

Годы спустя Поль будет от души благодарен матери, на деньги которой смог начать собственное дело. Вот только деньги эти он получил исключительно в долг…

В рабочие часы Пуаре замазывал прорехи в зонтиках и разносил готовый товар по магазинам. Работа была предельно нетворческая и не увлекла Поля, но он не падал духом: продолжал рисовать эскизы платьев и предлагал их в различные модные Дома, где эти талантливые работы отметили и стали охотно покупать. А вскоре выпал счастливый шанс - в одном из этих модных Домов новичку предложили постоянную работу. И не где-нибудь, а у самого Жака Дусе! Парижане называли этого кутюрье «Великим джентльменом». Дусе был художник по призванию: созданные им платья - нежных тонов, богато отделанные - перекликались с полотнами Ватто, Фрагонара и Ла Тура. Он коллекционировал картины: ему принадлежало наиболее полное собрание произведений художников-графиков, 220 литографий Тулуз-Лотрека, он «разглядел» и начал покупать полотна импрессионистов (еще до того, как они приобрели известность), был обладателем картин Пикассо. Дусе известен и как щедрый благотворитель: он выплачивал нескольким талантливым писателям содержание, чтобы они могли спокойно заниматься творчеством, не отвлекаясь на необходимость заработка, материально помогал художникам.

Жак Дусе владел унаследованным магазином кружева (созданным его дедом), затем основал роскошный модный Дом. У Дусе одевались королевские особы лучших европейских фамилий, а также королевы сцены - Сара Бернар, Габриэль Режан. Для последней новичку Пуаре было поручено создать манто, в котором она блистала в пьесе «Заза»; после успеха двух этих шедевров - драмы Бальзака в исполнении Режан и вдохновенного сценического костюма артистки - Поль Пуаре стал считаться признанным мастером. Дусе не только разглядел начинающего талантливого коллегу, не только стал ученику примером для подражания, не только поощрял его природную склонность развивать вкус и совершенствоваться, но и поместил Пуаре во вдохновляющую атмосферу работы с блестящими профессионалами и элитными заказчицами - «людьми, которых невозможно забыть».

Позже Жак Дусе помог отточить талант Мадлен Вионне - будущей «королеве косого кроя» (определив моду 1930-х, она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы: до нее этот метод применялся только при создании отдельных деталей, а не целого изделия), «архитектору моды», той, что придумала воротник-трубу, горловину-хомут, вечернее платье с капюшоном и многие другие интересные вещи.

Пуаре работал с несказанным энтузиазмом, радуясь даже сверхурочным, ведь он создавал или помогал создавать наряды, которые уже на следующий день становились сенсацией. Дусе ценил его талант и трудолюбие, не только давая возможность проявить себя, но и щедро повышая зарплату. Что вызывало у Поля следующую волну желания творить.

О Пуаре заговорили, придуманные им наряды были интересны уже не только как «платья от Дусе», но как «модели Пуаре». Некоторое время спустя Поль Пуаре расстался с Дусе. Он всегда относился к учителю с огромным уважением, годы спустя Пуаре охотно помогал бывшему наставнику с дизайном комнат в его доме.

Когда крайне дорогие и слишком изысканные для нового времени наряды Дусе перестали пользоваться успехом, он отошел от дел, посвятив себя благотворительности. Жак Дусе умер в 1929 году. В Париже до сих пор действует созданная им Библиотека искусства и археологии.

Отслужив в армии около года и поработав в Доме Ворта, Поль Пуаре решился на самостоятельное плавание. На одолженные у матери деньги начинающий кутюрье арендовал половину небольшой портновской мастерской со скромным оборудованием и обстановкой, оставшейся от прежнего хозяина. «Ради экономии пришлось оставить ужасный ковер, я его никогда не забуду, с огромными розами, кроваво-красными, точно бифштексы. Но публика смотрела только на мои платья или, быть может, притворялась, что не замечает ковра» . Впрочем, Пуаре как мог отвлекал внимание от него, создавая уникальные платья и украшая витрины опавшими листьями и бархатом осенью, белоснежным сукном, тюлем, муслином и высохшими ветвями - зимой.

Через 20 лет Пуаре станет объектом подражания. Его будут копировать не только бесчестные конкуренты и недобросовестные комиссионеры, но и дамы в беде. Знаменитый французский писатель Ромен Гари в трогательном автобиографическом романе «Обещание на рассвете» писал о времени, когда они - маленький мальчик и его мама, еврейские эмигранты из советской России, - ждали лучшего будущего: «В Польше мы ненадолго остановились в Вильно, «проездом», как любила заметить мать, ожидая отъезда во Францию, где мне предстояло «вырасти, выучиться и стать человеком». Она зарабатывала на жизнь, изготовляя дамские шляпы. Нашу квартиру переоборудовали в «крупный салон парижских мод» и наняли шляпницу. Ловкая подделка этикеток вводила в заблуждение клиенток, полагавших, что шляпы изготовляются известным в то время парижским модельером Полем Пуаре ».

А пока к Пуаре начали «перебегать» клиентки из более известных модных Домов. Первой оказалась уже знакомая Полю Режан. Позже среди его клиенток окажется Айседора Дункан, писавшая в своих мемуарах «Моя жизнь. Моя любовь»: «Впервые в жизни я пришла к модному модельеру и поддалась роковому соблазну тканей, красок, форм, даже шляпок; при том, что я никогда не носила ничего, кроме моей маленькой белой туники - шерстяной зимой и полотняной летом, - я не могла отказать себе в удовольствии заказывать великолепные платья и носить их. Впрочем, у меня есть одно оправдание. Это был не обычный модельер, но гений, Поль Пуаре, который умел, одевая женщин, создать произведение искусства ».

Его идеал

«Моя жена - это вдохновение для всех моих творений, она выражение всех моих идеалов », - скажет Пуаре в интервью журналу Vogue о женщине, на которой он женился в 1905 году. Свою супругу Денизу Буле Поль знал с детства. В дни, предшествовавшие их браку, небогатая Дениза жила далеко от Парижа. Когда Пуаре привел простушку-невесту в свой модный Дом, его служащие изумились - «надо же, я предпочел им какую-то провинциалку с охапкой белых роз на черной шляпе, совершенно не следившую за модой ». Однако Пуаре обрел в браке с Денизой именно то, о чем мечтал: очаровательную женщину, чья красота раскрылась, обрамленная его уникальными туалетами («теперь, когда жена появлялась в модных местах, на нее обращали внимание, несколько раз она даже произвела сенсацию»), и единомышленницу, которая вдохновенно стремилась к самосовершенствованию. «Мы с женой посещали антикварные лавки, музеи, трудились, не жалея сил, чтобы расширить нашу культуру, обострить восприятие ». Стильная, смелая модель всех новинок от Пуаре, художественный директор его модного Дома, мать его пятерых детей, Дениза Пуаре прожила с мужем 23 года.

Они развелись в 1928 году, когда финансовые дела Пуаре пошли на спад. Супруги прокомментировали свой развод журналу Time от 30 апреля 1928 года: Пуаре назвал отношение своей жены оскорбительным. Дениза обвинила мужа в жестокости. Других подробностей о причинах их развода мы не знаем.

Кто первый?

«Мода, создаваемая кутюрье, - это подбор выразительных средств, имеющих целью подчеркнуть во внешности женщины выигрышные стороны, ранее не выявленные ».

В мире моды часто оказывается, что перед «первыми» были другие первые, а до них еще одни - самые первые. Нередко Полю Пуаре приписывают тот факт, что он впервые стал использовать живых женщин-моделей вместо деревянных манекенов. Однако он отрицал эту заслугу, рассказывая, что «живая манекенщица впервые появилась у великого Ворта, основателя известной династии и создателя индустрии высокой моды ».

Считается, что мода на худобу как эталон красоты началась с худенькой супермодели Лесли Хорнби (более известной как «костлявая Твигги»). Если покопаться, можно выяснить, что задолго до Твигги была Коко Шанель - сама весьма субтильная и создававшая платья, особенно выигрышно смотревшиеся на стройных телах. Но еще до Шанель был Пуаре со своей собственной «супермоделью» (такого термина тогда не было) Денизой Пуаре, глядя на тоненькую, одетую в изысканные наряды фигурку которой всем женщинам хотелось быть такими же.

Обычно о Пуаре-модельере пишут: «освободивший женщин от корсета», даже приводят конкретную дату - в 1906 году его жена Дениза Пуаре пришла на крестины дочери в платье без этой осуждаемой теперь и считавшейся необходимой тогда детали туалета. Смелый наряд назывался «Лола Монтес», по имени танцовщицы-авантюристки, в которую был влюблен король Баварии Людвиг I. Впрочем, это же - освобождение женщин от корсета - не без оснований ставят в заслугу его конкурентке Коко Шанель. Именно она сделала наряды без корсета не скандальной случайностью, а частью нормального гардероба любой женщины. А вот тот факт, что Пуаре первым отверг нижние юбки (в 1903 году) и, обогнав других модельеров, начал предлагать женщинам чулки телесного цвета, бюстгальтер современной формы, а также пояс для чулок, кажется, никто не оспаривает.

Многие источники упоминают, что Пуаре стал первым кутюрье, который начал выпускать духи (он назвал их именем своей дочери Розины). Но и тут некоторые его современники, в том числе Шанель, могли бы с ним поспорить.

Величие одних имен меркнет, вытесняемое заслугами следующих. Но достигается это величие благодаря тому, что мечты и желания кутюрье совпадают с еще невысказанными, невыраженными, непонятыми желаниями женщин его времени, и подлинный художник, от души воплощая собственные задумки, становится тем, кто помогает женщинам осознать и воплотить их желания. Коко Шанель почувствовала в женщинах способность конкурировать с мужчинами, возможность быть свободными, сильными, эмансипированными. Кристиан Диор подарил женщинам красивую сказку, которая помогла забыть о серых буднях военной жизни.

До них был Паль Пуаре, понявший, что женщинам нужны яркие краски вместо принятых пастельных тонов. «Пристрастие к изысканным тонам XVIII века испортило женщинам вкус, под видом утонченности в моде воцарилась блеклость и безжизненность. Все нюансы «бедра испуганной нимфы», оттенки сиреневого, бледно-фиолетового, нежно-голубого, тускло-зеленого, палевого - короче, все слащавое, пресное и невнятное, - такая цветовая гамма была тогда в чести. А я пустил в эту «овчарню стаю волков»: насыщенные оттенки красного, зеленого, ярко-синего, - и все вокруг сразу заиграло, пришлось расшевелить тяжелых на подъем лионских текстильщиков, слегка оживить и освежить их привычный колорит. В итоге на свет появился оранжевый и лимонно-желтый крепдешин, о котором они раньше не смели и думать. Одновременно мы объявили войну унылым фиолетовым тонам, пастельная гамма полностью обновилась. Я дал задание группе колористов: обращаясь к каждому цвету, они должны были начинать с самого насыщенного из его вариаций - так я вернул силы истощенным оттенкам ». Обожавший делать сценические костюмы (их создание он считал главной своей заслугой в масштабах эпохи) Пуаре привнес артистичную красоту в наряды своего сочинения. Его изобретения, если взглянуть на них глазами их современников, поражают театральной необычностью: прямые туники (сшитые, впрочем, из драгоценных тканей), юбки-шаровары, женские брючные ансамбли, перекликавшиеся с невероятно популярными постановками Дягилева, тюрбаны с перьями, платья с завышенной талией и поясом, помещенным под грудью, платья-кимоно, ориентальные платья, юбки-«абажуры», непромокаемые цветные сапожки, укороченные юбки, дерзко открывающие щиколотки (да-да, мы то сегодня привыкли к мини, но для своего времени Пуаре, сам называвший свои вещи совершенно целомудренными, воспринимался как весьма скандальный).

В 1908 году художник и издатель Ириб (будущий возлюбленный Коко Шанель) выпустил альбом «Платья Поля Пуаре, увиденные Полем Ирибом», через четыре года увидел свет альбом другого известного художника Жоржа Лепапа, называвшийся «Вещи Поля Пуаре».

На закате

К концу жизни Пуаре лишился славы и богатства. Почему? У явления редко бывает единственная причина. Сначала в дела сверх-популярного кутюрье вмешалась Первая мировая война, разрушившая жизненные устои и сами жизни множества людей.

Поддавшись патриотическому порыву, Пуаре пошел на фронт добровольцем. Для солдата его сочли слишком пожилым, а когда он был отправлен в распоряжение полкового портного (в документах модельера значилось «профессия - портной»), то быстро выяснилось, что шить кутюрье не умеет. Его сочли зловредным смутьяном. Он предложил в отдел обмундирования новую, более экономичную модель шинели, которую он даже сумел провести к серийному производству через все тяготы унизительной бюрократии. Организовав процесс по приказу военного министерства, Пуаре несколько месяцев оплачивал работу служащих из своего кармана, люди были готовы к работе, весьма выгодной для армии, но… дело застопорилось, заказы не поступали. Тогда Пуаре отправили читать лекции для армейских портных, затем он стал офицером хозяйственного управления. Его армейская служба была пустой и утомительной тратой времени. После войны Пуаре был полон интересных задумок, он ездил в Марокко, чтобы напитаться красотой и обрести вдохновение, создал театр под открытым небом с символическим названием «Оазис» (действительно, оазис Прекрасной эпохи), с прежним размахом устраивал удивительной красоты тематические праздники, возвращал на сцену звезд довоенных дней. Но жизнь уже непоправимо изменилась: «В конце нашего спектакля на сцене появлялась императрица Евгения, окруженная придворными дамами, все были в кринолинах, в больших шляпах и с длинными локонами, падавшими на плечи. Мы воспроизвели картину Винтерхальтера, которую знают и любят все художники. В то время как часть зрителей, поднявшись с мест, аплодировали этому видению былого, американцы, безразличные к императрице и Винтерхальтеру, стали расходиться, торопясь в свои космополитические паласы и модные дансинги ».

Как это горько!

Одна задумка за другой терпели крах, поездка в Америку, где Пуаре читал лекции, тоже нанесла удар по его благосостоянию (пока кутюрье отсутствовал, у него переманили нескольких самых ценных сотрудников). Талант не изменил Пуаре, но он был реликтом уходящего времени: его платья уступали конкурентам в практичности и простоте изготовления.

«Неужели я безумец, если стремлюсь создавать платья не как портной, а как художник и если утверждаю, что мода - это высокое искусство ?» - с болью спрашивал Пуаре.

Ему пришлось продать модный Дом и всю свою собственность, вторая попытка встать на ноги успеха не принесла: Пуаре пал жертвой экономического кризиса 1929 года.

Поль Пуаре был яркой и многогранной личностью: он был обаятельным лектором, устраивал потрясающие жанровые праздники (смесь карнавала и театра, едва ли ни мистерии, созданные со свойственной его времени роскошью) и интереснейшие дефиле, был талантливым художником, обладал артистическими способностями и написал несколько книг, издание которых помогло ему продержаться на плаву в конце жизни. Создав Дом прикладного искусства «Мартина», для которого под его бережным руководством обучались талантливые девочки из рабочих семей, Пуаре породил целое направление декоративно-прикладного искусства. Он издавал книги и «Газету хорошего вкуса» (просуществовавшую с 1912 по 1925 год), прекрасно готовил, разбирался в марочных винах.

Потерявший все, Поль Пуаре относился к жизни с юмором и смирением («А я и не думал, что без денег можно чувствовать себя таким счастливым »), у него остались близкие друзья, он сохранил добрые отношения с выросшими детьми. На жизнь он зарабатывал, работая барменом, создавая недорогие платья для домохозяек, а также занимался живописью и гастрономией. Его подруга Эльза Скьяпарелли помогала ему в конце жизни и похоронила его на свои средства. Его друг Жан Кокто работал над ретроспективной выставкой работ Пуаре, но не успел представить ее зрителям при жизни кутюрье. Поль Пуаре умер в оккупированном Париже в 1944 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Француз Поль Пуаре, родившийся в 1879 году, сын торговца тканями, добился невероятных высот,создавая наряды для Сары Бернар, Габриэль Режан и Мистангетт, деливших между собой столичную сцену и славу элегантнейших женщин Парижа.

Работать он начинал подмастерье в ателье по производству зонтов, а в свободное время придумывал оригинальные платья для кукол и шил их из остатков шелка. В 1896 г. юный Поль, сын лавочника, поступил на работу в лучший парижский салон ― к Жаку Дусе. Здесь он провёл годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды.


«Нет ничего важнее, чем внешний вид», - вывод, к которому приходит П. Пуаре и который становится его убеждением на всю жизнь.

И именно в это время произошел его первый дебют - известность к модельеру пришла, когда он представил сценический костюм для актрисы Габриэль Режан: манто из черной тафты, расписанное розово-лиловыми и белыми ирисами, сверху покрытое черным тюлем. .


Актриса Габриэль Режан


Актриса Габриэль Режан

В 1903 г., после военной службы и недолгой работы в Доме Чарльза Ворта по приглашению его сына Жан-Филиппа (1901—1903 гг.), Пуаре открыл собственный салон на Рю-Аубер, 5.

Ни одна модница не могла зашнуровать корсет или, наоборот, освободиться от этого панциря без посторонней помощи. И только с приходом Пуаре появилась одежда, в которую можно было без особого труда облачаться самостоятельно. »


Американская миллионерша и меценатка Пегги Гугенхейм в костюме П. Пуаре из золотой парчи, расшитой разноцветным жемчугом (слева) / Ансамбль из восточных шароваров и верхней части с открытой спиной, 1926 г. (справа)

Большой интерес вызывают эксперименты дизайнера с кроем и конструкцией - тем более примечательные, что сам Пуаре шить не умел, а скорее пользовался техникой укутывания и драпировки женской фигуры. Появилась «хромая юбка» - длинная и узкая, что дамы могли в ней передвигаться лишь крошечными шажками,


Восточное платье в стиле ампир. Поль Пуаре (слева) / Ансамбль из шелка в восточном стиле. Поль Пуаре (справа)


Платье из музея «Метрополитен». Поль Пуаре. «Тысяча и вторая ночь»

Именно он предложил женщинам одевать к завтраку шаровары тогда, когда еще никто и подумать не мог, что женщины будут носить через несколько десятилетий брюки.

Привычную гамму цветов, пастельную и «неврастеничную» (по выражению Пуаре), мастер заменил фейерверком алых, зеленых, королевских синих, оранжевых, лимонных, всегда ярких и чувственных красок. Поль был первым модельером, который попытался объединить под знаком одного марки-бренда сразу и духи,и одежду, и аксессуары. Он первым из модельеров того времени создал свои духи, назвав их Rosin, в честь старшей дочери.


Эманюэль Буле и Поль Пуаре на парфюмерной фабрике "Розина", Корбевуа, около 1925 года. Фотограф Борис Липницки

Забота о создании фирменного стиля привела Пуаре к мысли о собственных «эксклюзивных» тканях.

Огромную роль в костюме играли дополнения: туфли, перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).



Поль Пуаре состоялся не только как художник, но и большой и талантливый организатор в мире моды. В 1912 году он учреждает самый эпатажный журнал того времени - Газетт дю бон тон («Журнал изысканного тона»).

С женой Дениз они регулярно устраивали костюмированные маскарады.


Дениз


Поль Пуаре (в центре справа) среди актеров и друзей на празднике святой Екатерины. 1925 г.


Поль Пуаре и актриса Жозефина Бейкер во время шуточной вечеринки 1925

Ему принадлежит идея создания школы искусств, которую он назвал именем другой дочери, Мартины. Пуаре отобрал в муниципальных школах парижских предместий небольшую группу - 15 художественно одаренных девочек 12-13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре берет девочек на пансион и даже платит каждой небольшую сумму денег. Система преподавания в школе, так же как и принципы обучения персонала в Доме Пуаре, была новаторской. Пуаре не спешил, как когда-то Чарлз Ворт, «учить руки», он хотел развить душу, воспитать личность, обострить зрение, пробудить любовь к прекрасному.
Продукция этой школы - ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерьера — продавалась в небольшом магазине. Еще до Первой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.

Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создает на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию, где детским рисунком придается стилистическая завершенность. Как и школа, студия называется «Мартина». Пуаре рассылает рисунки «мартинок» на текстильные предприятия, на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства; он отсылает их и в Севр, где по ним выполняются росписи по фарфору.
В 1912 году он добивается участия учениц в выставке Осеннего Салона. Исследователи отмечают, что Пуаре первому пришла в голову оригинальная мысль соединить авангардистское мышление в области декоративно-прикладного искусства, столь впечатлившее его в Вене и Берлине, с примитивизмом - то есть создать на новой основе творческий синтез разума и чувства. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладных искусств Франции.

Начавшаяся 1 августа 1914 года мировая война разом меняет все. Движимый чувством долга, Поль Пуаре уходит в армию. Но война оборачивается для Пуаре не ужасами окопной жизни, а личными унижениями, тяжело переносимой безликостью и бесполезностью далеко не героического существования. Для невежественного полкового начальства Пуаре - всего лишь ремесленник-портной, «нагло заявляющий, что не умеет шить». В качестве дисциплинарного взыскания он принужден пришивать пуговицы к солдатской амуниции. Это унизительное для Пуаре занятие позволяет ему детально изучить армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внести предложение по усовершенствованию ее кроя и значительному сокращению расхода ткани и времени на пошив. Более того, благодаря проявленной энергии ему удается довести свои предложения до конкретных результатов.

После Первой мировой войны он перестал быть модным, его модели были слишком вычурны для этого времени.



Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда подкреплялись трезвым деловым расчетом. Многие интересные начинания были крайне невыгодными в финансовом отношении. В результате накопился огромный долг. В 1926 г., надеясь спасти свое предприятие, он распродал личную коллекцию - десятки полотен Матисса, Кеса ван Донгена, Вламинка и Пикассо, драгоценности жены. Но вырученных денег катастрофически не хватало, и прославленный Дом Пуаре пришлось закрыть. Но деятельность П. Пуаре на этом не заканчивается. Он работает в театре, издает мемуары, книги по кулинарии, занимается любимой им живописью.

Титул «Короля моды» парижанин Поль Пуаре (1879-1944) присвоил себе сам, но для этого у него были веские основания. Недаром многие историки костюма склоны считать его отцом моды ХХ столетия. Хотя в истории моды он, в первую очередь, остался не как создатель ошеломляющих нарядов из «плотоядных восточных шелков», а как «освободитель» из плена корсета, нижних юбок и панталон.


Пуаре перед отъездом в Данию со своими манекенщицами, портным Кристианом и продавщицей Рен. Из альбома фотографий 1925 года "На память о путешествии Поля Пуаре в Копенгаген." Музей Гальера

В 1929 году выходит из печати автобиография Поля Пуаре. В ней, написанной на закате творческого успеха, нет ни тени горечи. Книга буквально пропитана счастьем. Она поражает своим пониманием глубинной сути того обширного явления, которое мы называем «модой», которое исходит не от опыта или разума, а от самого сердца творца, влюбленного в жизнь.
Поль Пуаре скончался в Париже в 1944 году в нищете и забвении.

«Я не ждал, пока мой успех вырастет сам по себе. Приходилось безумно много работать…» Но работа его больше походила на акт творения, чем на работу в обычном смысле этого слова.