Кто изобрел медицину. История развития медицины

Библиогр.: Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины, лекции 2-6, М., 1954-1955. Бородулин В.И., Очерки истории отечественной кардиологии, М., 1988; Везалий А. О строении тела, пер. с латин., т. 1-2, М., 1950-1954; Венгерова И.В. и Шилинис Ю.А. Социальная гигиена и СССР, М., 1976, библиогр.: Врачи-большевики - строители советского здравоохранения, под ред. Е.И. Лотовой и Б.Д. Петрова, М., 1970, библиогр.: Вязьменский Э.С. Из истории древней китайской биологии и медицины, Труды института истории естествознания и техники, т. 4, с. 3, М., 1955; Галек Клавдий. О назначении частей человеческого тела, пер. с древнегреческ., М. 1971, Гарвей В. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных, пер. с латин., М., 1948; Гезер Г. История повальных болезней, пер. с нем., ч. 1-2, Спб., 1867; он же, Основы истории медицины, пер. с нем., Казань, 1890; Гиппократ, Сочинения, пер. с греческ., т. 1-3. М., 1936-1944, Глязер Г. Драматическая медицина, пер. с нем., М., 1965; он же, Исследователи человеческого тела, От Гиппократа до Павлова, пер. с нем., М., 1956; он же, Основные черты современной медицины, пер. с нем., М., 1962; Громбах С.М. Русская медицинская литература 18-го века, М., 1953; Жданов Д.А. Леонардо да Винчи анатом, М. -Л., 1955; Заблудовский П.Е. Возникновение медицины в человеческом обществе, М., 1955; он же; , в. 1, М., 1953; он же. История отечественной медицины, ч. 1-2, М., 1960-1971; Змеев Л.Ф. Русские врачи-писатели, в. 1-5, Спб., 1886-1889; он же, Чтения по врачебной истории России, Спб., 1896; Ибн Сина Лбу Али (Авиценна). Канон врачебной науки, пер. с арабск., кн. 1-5, Ташкент, 1954-1960; История медицины, под ред. Б.Д. Петрова, т. 1, М., 1954; История медицины СССР, под ред. Б.Д. Петрова, М., 1964; Каневский Л.О., Лотова Е.И. и Идельчик X.И. Основные черты развития медицины в России в период капитализма (1861-1917), М., 1956, библиогр.; Ковнер С.Г. История арабской медицины, Киев, 1893; он же, История медицины, в. 1-3, Киев, 1878-1888; Конюс Э.М. История русской педиатрии, М., 1946, библиогр.; Коштоянц X.С, Очерки по истории физиологии а России, М.-Л., 1946, библиогр.; Куприянов Н.Г. История медицины, составленная по лекциям профессора С.Е. Ивановского, Спб., 1852; Лахтин М. Этюды по истории медицины, М., 1902; Лахтин М.Ю. Медицина и врачи в Московском государстве (в допетровской Руси), М., 1906; Лукреций К.Т. О природе вещей, пер. с латин., т. 1, с. 39, 493, М.-Л., 1947; Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина, Очерки по истории биологии, т. 1-3, М., 1936-1943; Лушников А.Г., И.Е. Дядьковский и клиника 19-го века, М., 1953, библиогр.; он же, внутренних болезней в России, М., 1962; он же. Клиника внутренних болезней в СССР, М., 1972, библиогр.; Мейер-Штейнег Т. и Зудгоф К. История медицины, пер. с нем., М., 1925; Менье Л. История медицины, пер. с франц., М. - Л., 1926; Мечников И.И. Основатели современной медицины, Пастер - Листер - Кох М. - Л.,1925; Мороховец Л.З. История и соотношение медицинских знаний. М., 1903; Мудров М.Я. Избранные произволения, М., 1949: Мультановский М.П. История медицины, М., 1967; Никобадзе И.И., Татишвили И.Б. Основные этапы развития медицины в Грузии, т. 1-2, Тбилиси, 1964-1969; Новомбергский Н.Я. Материалы по истории медицины в России, т. 1-8, Спб. - Томск, 1905-1910; он же, Некоторые спорные вопросы по истории врачебного дела в до-Петровской Руси, Спб., 1903; Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы 18-го века и их воспитанники. М., 1959, библиогр.; Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии, кн. 1-2, Л., 1968-1971; Петров Б.Д. Очерки истории отечественной медицины, М., 1962; Ромаццини В. О болезнях ремесленников, пер. с латин., М., 1961; Рихтер В.М., История медицины в России, ч. 1-3, Л., 1814-1820; Российский Д.М. История отечественной медицины и здравоохранения. Библиография, М., 1956; Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины, Л., 1926; Соболь С.Л. История микроскопа и микроскопических исследований в 18-ом веке, М. - Л.,1949; Тикотин М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии, Л., 1957, библиогр.; Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883; Bariéty М. et Court С. Histoire de la medicine, P., 1963, bibliogr.; Garrison F.H. An itroduction to the history of medicine, Philadelphia - L., 1929: Historia universal de la medicina, publ. par P. Entralgo, t. 1-7, Barcelona, 1972-1976; Major R.H. A history of medicine, v. 1-2, Springfied, 1954, bibliogr.; Mettier C. History of mediciine, l"hiladelphia-Toronto, 1947; Neuburger M. Geschichte der Medizin, Bd. 1-2, Stuttgart. 1906-1911; Pazzini A. Storia della medicina, v. 1-2, Milano, 1947.

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений,
теорий по этому поводу.
Самая распространенная версия: медицина возникла одно#
временно с возникновение человека, получается, что медицина
возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же об#
ратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова,
то он писал: «Медицинская деятельность - ровесница первого человека».
Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно#общинного строя. Надо сказать, что первобытно#родовая община переживала в своем развитии два периода:
1) матриархат;
2) патриархат.
Кратко проследим основные моменты развития первобытнородовой общины:
1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем
подразделялись на роды, а также родовые союзы;
2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;
3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»),
а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило
уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так
как охота является уделом мужчин, то произошел переход
к патриархату.
С появлением различных орудий увеличилось число травм,
которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные
сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи - извлечение стрелы и т. д.
Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как
такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага - это
включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что
в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния - грубые фигуры женщин - хранительниц племени, рода и т. д.
Следующим периодом развития было получение людьми
огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной
силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь,
их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ
и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб.
Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения,
которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого
и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.
Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять
в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие
не следует. Опытным же путем к растительным средствам добав#
лялись лечебные средства животного происхождения (напри#
мер, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Перво#
бытным человеком также были замечены минеральные средства
лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения
и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт
природы - каменную соль, а также другие минералы вплоть до
драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появи#
лось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде
всего драгоценными.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин,
в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился
хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей
домашнего очага.
насчитывает всего несколько тысячеле#
тий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все#таки
заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда
появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал
возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди
того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не
могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие#либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили
позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания
средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов
охоты, возникал культ животного - тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого#либо животного или
птицы, охота на которых давала пищу племени - племя
обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже свя#
зывали свое происхождение с каким#либо животным. Такие
представления называются анималистическими. Отсюда же и но#
шение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать
действия погодных условий на жизнь, здоровье.
Существует мнение, что первобытные люди были очень креп#
ки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздей#
ствия на людей неблагоприятных факторов техногенного харак#
тера - загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно
боролись за свое существование с природными условиями, также

болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть
мнение, что средняя продолжительность жизни людей того вре#
мени составляла 20-30 лет. Теперь обратимся к такому понятию,
как палеопатология.
1. Палеопатология - это наука, которая изучает характер забо#
леваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний
можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, ,
периоститы, , переломы костей и т. д.
По мере развития общества приходило к таким явлениям, как
фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличива#
ние явлений природы, а позже анимизм.
2. Анимизм - одухотворение всей природы, заселение ее мно#
гообразными духами и сверхъестественными существами, будто
бы действующими в ней.
Уже во времена патриархата появился так называемый культ
предка. Предок, т. е. уже какая#то отдельная личность, может
даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной забо#
левания, мог вселиться в тело какого#нибудь человека и терзать
его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги
прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением
либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие предста#
вления во многом легли в основу религии. Появились шаманы,
которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию
духов.
Таким образом, вместе с материалистическими представле#
ниями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, разви#
ваются анимистические, религиозные взгляды. Все это форми#
рует народное врачевание. В деятельности народных целителей
есть два начала - эмпирическое и духовное, религиозное.
Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые
ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовле#
нием снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» ве#
рований.
С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма

условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного. вошли
в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.
Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.
Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики,
диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений
людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистри#
рованные в порядке, установленном законодательством Россий#
ской Федерации.
Теперь необходимо определиться, можно ли называть народ#
ную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная ме#
дицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины.
Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о тради#
ционной народной медицине.
Таким образом, зачатки медицинской науки появились вме#
сте с появлением человека, и с самого начала медицина была на#
родной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее
с помощью различных снадобий растительного, животного,
минерального происхождения, а также с применением элемен#
тарных «медицинских инструментов» для наложения повязки
при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

Изучение происхождения человека, зарождения и первоначального развития его хозяйственной и общественной деятельности, материальной и духовной культуры составляет предмет первобытной истории, или историю первобытного общества. Согласно современным представлениям период формирования и становления человеческого общества - от появления на земле человека до возникновения классового общества - продолжался не менее полутора миллионов лет и завершился не ранее 4-го тысячелетия до н.э. Весь этот период был "бесписьменным", и история первобытного общества реконструируется главным образом на основе данных палеоантропологии, археологии и этнографии. Однако ни один из основных видов источников не отражает прошлого всесторонне. Вещественные памятники первобытной эпохи - археологические и антропологические - не могут дать достаточно полного представления о существовавших обычаях, общественных отношениях и т.п.

В выделении человека из мира животных и возникновении человеческого общества ведущую роль сыграл труд: сознательное, заранее намеченное изготовление и использование орудий труда с целью удовлетворения насущных потребностей, в первую очередь в пище и защите от врагов.

Трудовая теория является синтезом социальных и биологических закономерностей в происхождении человека, где социально сведено к одному важнейшему революционизирующему фактору. Ни одно животное не изготовляет орудий труда с заранее намеченной целью, хотя может использовать их для охоты и добычи плодов. Такое целеполагающее изготовление орудий труда является процессом, который определяет созидательный характер труда.

Человеческое общество возникло не сразу с появлением первых орудий труда. Этому предшествовал длительный период эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида (антропогенез) и становление человеческого общества (социогенез). Некоторые специалисты по первобытной истории считают, что правильнее говорить о наличии единого процесса формирования человека и становления человеческого общества. Период антропосоциогенеза характеризуется не только совершенствованием орудийной деятельности, но и преодолением, обузданием " зоологического индивидуализма ". Последнее имело едва ли не решающее значение для коллективов формирующихся людей, было одним из ведущих механизмов социогенеза, обеспечивавших коллективный труд и распределение, т.е. основные условия, при которых первобытный коллектив мог выжить.

Первая стадия истории первобытного общества завершилась 35-40 тысяч лет назад формированием человека современного вида и родовой общины - первой формы существования человеческого общества. Начальную форму организации первобытных коллективов принято называть " первобытным человеческим стадом. Датировка возникновения первобытного стада окончательно не установлена: если считать древнейшим человеком презинджатропа, оно возникло около 2 млн. лет назад, если архантропов - около 1 млн. лет назад.

В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архантропов и стадию палеонтропов, которые жили в мустьерское время. Ареал расселения архантропов был относительно невелик и ограничивался первоначально регионами с теплым климатом. Жили они небольшими коллективами, скорее всего по 20-30 взрослых особей, занимались собирательством, требующим больших затрат времени, но дающим относительно мало пищи и притом чаще всего низкокалорийной.

С возникновением первобытного общества начались становление и развитие социальных отношений и прежде всего первобытного коллективизма. Главной причиной, тормозившей развитие социальных отношений в стаде, был зоологический индивидуализм. Формирование коллективных представлений длительный, а их смена - исключительно сложный процесс. К числу наиболее ранних коллективных представлений, генетически связанных между собой и оказавших определяющее влияние на становление и последующее развитие человеческой культуры, в том числе и медицины, относятся табу, тотемизм, магия, инимизм и фетишизм. По-видимому, одним из наиболее ранних коллективных представлений была система немотивированных и категорических запретов, регулирующая поведение людей в первобытных коллективах и их отношение друг к другу. Такие запреты, сохранившиеся до нового времени у так называемых примитивных народов, получили название "табу". В отличие от законодательных или религиозных или религиозных запретов сила, санкционировавшая "табу" неизвестна, и, следовательно, вольный или невольный его нарушитель был лишен права на оправдание или покаяние. Возможно, было только очищение, которое допускалось не во всех случаях нарушения "табу". Отсутствие силы, санкционировавшей "табу", не означало, что его нарушение останется безнаказанным. Нарушение "табу по представлениям примитивных народов, освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии.

Эта сила карала (чаще всего смертью), причем не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение "табу" осмысливалось как своеобразная профилактическая мера, защищающая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности. В первобытных коллективах существовали половые "табу", пищевые "табу". Эти запреты возникли как средство обуздания животных инстинктов. "Табу возникли стихийно, бессознательно в ходе практической деятельности. Таким образом, " табу" были первыми регуляторами поведения людей в первобытных коллективах, и их отношений к коллективу и друг к другу. В период расцвета родоплеменной организации "табу" регламентировали буквально все стороны жизни и деятельности первобытного человека, в том числе прямо или косвенно относившиеся к медико-гигиеническим вопросам. Так достаточно рано сформировалось "табу" в отношении лиц, оказывающих помощь или ухаживающих за ранеными и больными. В период разложения родоплеменной организации начался кризис института "табу", распад системы запретов, регулировавшей жизнь общества. Основными регуляторами становятся сначала обычаи и религия, а затем религия и право. Многие табу составили основу законодательства регулирующего властные функции, безопасность жизни и имущества людей, брачно-семейные и другие отношения. Законодательство внесло ясность в вопросы наказания, которому уже подвергался только нарушитель законодательного запрета. Таким образом решился вопрос о субъекте, санкционирующем запрет и налагающем наказание за его нарушение. Страх перед неведомой силой уступил место страху перед законом, а самое главное - с общества была юридически снята ответственность за правонарушения отдельных личностей.

Правопреемником основных этических "табу" стала религия. Она также внесла ясность в отношении силы, санкционировавшей предписываемые ей нравственные установления и наказания за их нарушения Эта сила, как известно, сверхъестественная, и в этом смысле религиозные запреты ближе к "табу", чем законодательные как понятие "грех" ближе к "табу", чем понятие "преступление". Призванная формировать и поддерживать нравственные устои общества в целом и каждого человека в отдельности, религия играла и продолжает играть важнейшую роль в жизни общества, хотя эффективность ее не столь велика, как хотелось бы.

Почти одновременно с "табу " в европейскую научную литературу вошло еще одно фундаментальное понятие - "тотем" Это понятие первоначально было описано, как свойственный некоторым племенам североамериканских индейцев обычай избирать в качестве символа племени какой-либо вид животных или растений и почитать этот вид как своего родоначальника. Тотем - не божество в строгом смысле этого слова. Он не был персонифицирован, не существовал в единственном числе, ему не поклонялись, не возносили молитв, но считали его "отцом", "старшим братом", покровителем и заступником. Тотемному животному нельзя наносить какой-либо вред, его нельзя убивать, употреблять в пищу, кроме случаев, когда убийство и поедание мяса тотема носили ритуальный характер. Люди ждали от своего тотема защиты, милости и помощи. Тотем посылал своему племени знамения и предостережения, помогал при болезнях и травмах. В условиях развитого тотемизма существовали атрибуты культа: типовые обряды, тотемические мифы, "священный центр" где хранились реликвии - символические предметы, олицетворяющие тотем, с которым связывались предания о тотемических предках и оставленных ими "зародышах", дающих начало новым жизням. В центре поселения и на его околицах устанавливались столбы с изображением тотема, которые были призваны охранять род. Существовали изолированные небольшие коллективы, и "осознание единства" такого коллектива могло быть достигнуто только через осознание непохожести, какого-либо отличия от других. Тотем и служил этим отличием, символом не только единства но и непохожести. Эта принципиальная характеристика тотемизма, в планах дальнейшего развития имела как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, осознание непохожести, отличия от других коллективов послужило основой для осознания в дальнейшем каждым человеком своей индивидуальности, непохожести на других членов коллектива. С другой стороны, это обернулось внутренней замкнутостью и отчужденностью тотемических групп, враждебностью и конфликтами.

В тотемизм уходят корни и обряды священного брака, призванного обеспечить плодородие земли, животных и людей. Этот обряд, нашедший отражение во всех политеистических религиях, первоначально мог представлять собой зооффилический эксцесс человека с тотемным животным. Тотемные верования и обрядность способствовали не только зоофилии, но и другой значительно более распространенной и живучей формы сексуального поведения - гомосексуализма. Есть основания считать, что ритуальный гомосексуализм имел определенное распространение в тотемных коллективах. Пережитки и последствия магико-тотемической обрядности обнаруживаются не только в сфере сексуального поведения. Так важнейшее место в тотемической обрядности занимали тотемические танцы и охотничьи тотемические пляски. Сущность тотемического танца состояла в уподоблении человека своему тотему. Магическое осмысление этих инсценировок естественного поведения и паводок тотемного животного, охотничьей маскировки и действий во время охоты сделало их сначала непременным атрибутом обряда размножения тотемного вида и обрядовых церемоний перед охотой. Они расценивались как действия, необходимые для получения положительного результата. В дальнейшем они стали отрываться от соответствующих церемоний, приобретая самостоятельное значение при сохранении веры в возможность достижения намеченного результата.

Под влиянием отрыва от первоначальной задачи тотемные пляски получили новое переосмысление, они стали рассматриваться как сцены из жизни далеких предков, а в дальнейшем послужили основой для связанных рассказов - повествований о жизни и приключениях тотемических предков. Таким образом, тотемическая обрядность, переосмысливаемая в соответствии с уровнем развития общества, послужила как бы истоком для театрального действа и мифологии. Своим возникновением тотемизму в значительной степени обязаны различные виды изобразительного искусства. Первые реалистические рисунки берут свое начало от магико-тотемической идеи возможности воздействия на тотемное животное через его изображение. С тотемизма берет начало скульптура и не просто изображение тотемного животного, но и подчас сложная символика тотемного знака. Наконец, связь с мифологией определила роль тотемизма в осознании необходимости исторической памяти. В неразрывной связи с верой в тотемических предков находятся представления о тотемическом цикле рождения и смерти. Умерший становился тотемическим предком, он возвращался при новом рождении, чтобы вновь пройти весь цикл. Рождение есть смерть, а смерть есть рождение. Это положение лежит в основе всех религий и еще в тотемическом цикле начинает проявляться вера в реинкарнацию.

Магия, ее сущность, происхождение

Магия - самый загадочный, самый противоречивый и одновременно самый живучий феномен мышления, возникший у первобытного человека и сопровождающий человечество до настоящего времени, феномен, оказавший огромное влияние на становление и развитие практически всех сфер культуры. Существует мнение, что магия возникла в коллективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от "рассудочной" деятельности и "знания" животного. Возникновение магии было совершенно закономерным явлением. Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания, и стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во всяком случае, противоречившие логике пути выживания - достижение единства, коллективный труд и коллективное распределение добычи. Магия была, по сути по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе и собственному естеству. И орудием этого мятежа формирующийся человек избрал магические технологии. Тяжкий и долгий путь прошло человечество Каждый этап этого пути приносил позитивные сдвиги в укреплении единства, улучшении условий жизни и, говоря современным языком, психологического климата в коллективе, где формирующийся человек получал

уверенность в том, что он будет жить как все и не хуже, чем все. Обретающий все большую уверенность в своих силах, единый коллектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался период расцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой.

Магия естественно не обошла медицину: анализ магических действий с позиций их социальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает, что медико-гигиенические цели занимали существенное место в магической практике. В магической медицине мы уже встречаемся некоторыми достаточно ясно очерченными представлениями об основных разделах медицины - об этиологии, лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостью связи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированию убеждения, что всякая болезнь должна иметь причину. И дело здесь не в том правильно или ложно эти причины определялись, а в том, что был сделан один из решительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект, подлежащий разумной оценке и дальнейшему осмыслению.

Возникновение медицины

Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Не подлежит сомнению, что у первобытного человека была потребность в помощи при болезнях и травмах, однако, нет достаточных оснований считать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к ее удовлетворению подходили сознательно. В помощи при болезнях и травмах нуждались и животные и предлюди. Более того, у животных имеются определенные приемы самопомощи, предполагающие совершение целенаправленных преднамеренных действий. По мере развития производственной деятельности, способности к восприятию и передаче опыта, моральных и нравственных норм происходила трансформация инстинктивных действий по самопомощи в человеческую медико-гигиеническую деятельность. По-видимому, рубежом, отделяющим инстинктивную самопомощь от начальных, зачаточных форм медико-гигиенической деятельности, можно считать появление взаимопомощи.

До тех пор, пока первобытный человек не отделял помощь при болезнях и травмах от собственной жизнедеятельности, пока побудительным моментом его действий были лишь собственные ощущения, переживания, господствовал инстинкт самосохранения. С того времени, когда объектом помощи становится другой человек, когда помощь при болезнях и травмах превращается в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности других членов коллектива, видимо, возникает формирующаяся медицина,зарождается медико-гигиеническая деятельность В отличие от других форм общественной практики к числу основных условий возникновения и развития медико-гигиенической деятельности относится и наличие относительно развитой системы моральных, нравственных норм. Условия, необходимые для возникновения формирующейся медицины, по-видимому, появились в середине мустьерского времени в стадах неандертальцев. Недостаток данных не позволяет судить с достоверностью об арсенале средств, приемов методов, которыми располагала формирующая медицина.

Однако не вызывает сомнения, что в стадах неандертальцев не только использовались лекарственные растения, к которым прибегали животные, предлюди и архантропы, но и могли применяться средства животного происхождения. Антропологические данные, фольклорный материал и характер изготавливающихся орудий указывают на возможность существования у неандертальцев хирургической практики. Есть основания считать, что неандертальский человек уже владел методами оказания травматологической помощи, в частности примитивными формами иммобилизации конечностей и репозиции костных обломков. Можно предположить, что неандертальцы вскрывали наружные абсцессы, умели накладывать швы на рану, а возможно, овладели и другими хирургическими приемами. В мустьерское время получили развитие и некоторые меры, имеющие важное гигиеническое значение. Судя по мифам, приблизительно в это же время возникли первые установки личной гигиены.


Термин «медицина» с латинского переводится буквально как «врачебный», «исцеляющий». Это наука о человеческом организме в его здоровом и патологическом состоянии, а также о методах диагностики, лечения, предупреждения различных заболеваний. Таким образом, нельзя утверждать, что это исключительно система научных знаний, поскольку важной составляющей является практическая деятельность.

История медицины началась с историей человечества - при появлении болезни люди всегда стремились найти способ ее устранения. Однако в настоящее время сложно судить о том, какими навыками владели лекари в эпоху палеолита и неолита, а также в более поздние времена - вплоть до тех пор, пока не появилась письменность. Поэтому исторические выводы можно делать только на основе трактатов, найденных археологами. В частности большую ценность представляет собой свод законов Хаммурапи, в котором упоминаются правила работы врачей, а также наблюдения Геродота, описывающего медицинскую деятельность в Вавилонии.

Первоначально лекарями были жрецы, так что врачевание считалось частью религии. Патологические процессы, необъяснимые имевшимися на тот момент знаниями, ассоциировались с карой богов, поэтому нередко болезни лечились лишь изгнанием демонов и подобными ритуалами. Но уже в Древней Греции были предприняты попытки изучения человеческого организма, например, большой вклад в медицинскую науку внес Гиппократ, кроме того, именно там были открыты первые учебные заведения для врачей.

В период Средневековья ученые продолжали античную традицию, однако также был внесен существенный вклад в развитие медицины. Так, труды Авиценны, Разеса и других медиков стали фундаментом современной науки. Позже авторитеты древности были поставлены под сомнение, например, экспериментами Френсиса Бэкона. Это стало толчком для развития такой дисциплины, как анатомия, физиология. Более точное изучение организма и его работы позволило лучше понять причины и механизмы многих заболеваний. Большинство знаний было получено с помощью вскрытия трупов и изучения особенностей строения внутренних органов.

Дальнешие открытия в области диагностики, лечения, профилактики заболеваний были связаны с общим научно-техническим прогрессом. В том числе, в XIX веке благодаря изобретению микроскопа стало возможным изучение клеток и их патологий. Революционную роль сыграло появление такой науки, как генетика.

На сегодняшних день в арсенале врачей не только тысячелетний опыт и новейшие разработки, но и современное оборудование, эффективные препараты, без которых нельзя представить ни точную диагностику, ни результативную терапию. Однако, несмотря на такой прогресс, многие вопросы до сих пор остались открытими, ученым еще предстоит ответить на них.

МЕДИЦИНА, наука и практическая деятельность по предупреждению и лечению болезней. На заре своей истории медицина занималась в основном лечением, а не предупреждением болезней; в современной медицине профилактическое и лечебное направления тесно связаны, и большое внимание уделяется также проблеме общественного здравоохранения.

ИСТОРИЯ

Бактерии относятся к самым ранним формам жизни и, судя по имеющимся данным, вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру. Знаменитая теория Руссо о здоровом и благородном дикаре относится к области вымысла; человек был подвержен болезням с самого начала своего существования: бедренная кость питекантропа c о.Ява, Homo (Pithecanthropus ) erectus , жившего миллион лет тому назад, имеет патологические наросты - признаки экзостоза.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРИМИТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА

Современные знания о доисторической медицине основаны прежде всего на изучении ископаемых остатков доисторического человека и его орудий; некоторые сведения дает также практика ряда сохранившихся примитивных народов. Ископаемые остатки несут следы таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Никаких сведений относительно других заболеваний нет, но скорее всего почти все современные заболевания существовали и в доисторические времена.

Примитивная медицина основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). Магическая медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых регионах центральной Африки и в Австралии.

Магическая медицина породила знахарство - по-видимому, первую человеческую профессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки, возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и с рогами оленя на голове.

Люди, занимавшиеся лечением, образовывали особую социальную группу, окружавшую себя мистической тайной; некоторые из них были проницательными наблюдателями. Многие суеверия содержат зерно эмпирической истины. Инки, например, знали терапевтические свойства мате (парагвайского чая) и гуараны, стимулирующий эффект какао, действие растительных наркотических веществ.

Индейцы Северной Америки, хотя и использовали колдовство и заклинания, в то же время обладали довольно эффективными лечебными методами. При лихорадке применяли жидкую диету, очищающие, мочегонные, потогонные средства и кровопускание. Рвотное, слабительное, ветрогонное, клизмы употреблялись при расстройствах желудка; лобелия, лен и банки - при респираторных заболеваниях. Из 144 лекарственных веществ, применявшихся индейцами, многие до сих пор используются в фармакологии. Индейцы были особенно искусны в хирургии. Они вправляли вывихи, применяли шинные повязки при переломах, поддерживали чистоту ран, накладывали швы, использовали прижигание, припарки. Ацтеки тоже применяли шины и хирургические инструменты, искусно изготовленные из камня.

Первобытный человек, использовавший в качестве хирургических инструментов заостренные камни, проявлял удивительное хирургическое мастерство. Имеются доказательства того, что в глубокой древности уже проводились ампутации. Обычными были такие ритуальные операции, как инфибуляция (наложение скоб), кастрация и обрезание. Но что самое удивительное, в доисторической хирургии была широко распространена трепанация черепа.

Техника трепанации, частой в эпоху неолита, вероятно, восходит к позднему палеолиту. В кости черепа вырезали от одного до пяти круглых отверстий. Нарастание кости по краям отверстий доказывает, что пациенты довольно часто выживали после этой опасной и сложной операции. Черепа со следами трепанации были найдены во всем мире, за исключением Австралии, Малайского полуострова, Японии, Китая и территории к югу от Сахары. Трепанация до сих пор практикуется некоторыми примитивными народами. Цель ее не совсем ясна; возможно, таким путем выпускали злых духов. На островах Тихого океана с ее помощью лечили эпилепсию, головные боли и умопомешательство. На о-ве Новая Британия она использовалась как средство, обеспечивающее долголетие.

У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНИЕ ВЕКА

С падением Рима, приходом христианства и возникновением ислама новые мощные влияния полностью преобразовали европейскую цивилизацию. Эти влияния отразились и на дальнейшем развитии медицины.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия - все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.

Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

Леонардо да Винчи (1452–1519) был первым современным анатомом; он производил вскрытия и открыл гайморову пазуху, проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Его мастерски выполненные анатомические рисунки очень точны; к сожалению, они не были опубликованы до самого недавнего времени.

Анатомические работы другого мастера, однако, были опубликованы в 1543 вместе с замечательными рисунками. Родившийся в Брюсселе Андреас Везалий (1514–1564), профессор хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал трактат О строении человеческого тела (De humani corpore fabrica , 1543), основанный на наблюдениях и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла многие ошибочные представления Галена и стала основой современной анатомии.

Легочное кровообращение было открыто независимо и почти одновременно Реальдо Коломбо (1510–1559) и Мигелем Серветом (1511–1553). Габриеле Фаллопий (1523–1562), преемник Везалия и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее число анатомических структур, в частности полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва и маточные трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми. В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520–1574), формально еще последователь Галена, сделал важные анатомические открытия, впервые описав грудной проток, почки, гортань и слуховую (евстахиеву) трубу.

Творчество Парацельса (ок. 1493–1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно: ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией; требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения; упростил форму рецептов; в отрицании авторитетов древности заходил так далеко, что публично сжигал книги Галена и Авиценны, а вместо латыни читал лекции на немецком. Парацельс описал госпитальную гангрену, отметил связь между врожденным кретинизмом у ребенка и увеличением щитовидной железы (зобом) у родителей, сделал ценные наблюдения относительно сифилиса. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию.

Если в Средние века свирепствовала чума, то Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис, остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 - исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название «сифилис» появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483–1553), которого можно считать первым эпидемиологом. В его основном труде О заражении ... (De contagione ...) представление о специфике заболеваний заменило старую гуморальную теорию. Он первым определил тиф, описал различные способы заражения, указал на инфекционный характер туберкулеза. Микроскоп еще только предстояло изобрести, а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании невидимых «семян заражения», которые размножаются и проникают в организм.

Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса. Однако некоторые операции были в то время выполнены впервые: Пьер Франко осуществил надлобковую цистотомию (вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на противодействие клерикальных кругов, делал пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом.

Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии Фабриций Аквапенденте (1537–1619) с 1562 преподавал в Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические знания своего времени в двухтомном труде Opera chirurgica , изданном уже в 17 в. (в 1617).

Амбруаз Паре (ок. 1510–1590) отличался простым и рациональным подходом к хирургии. Он был военным хирургом, а не ученым. В то время для прижигания ран применялось кипящее масло. Однажды в военной кампании, когда запас масла был израсходован, Паре применил простую перевязку, что дало превосходные результаты. После этого он отказался от варварской практики прижиганий. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». Паре также восстановил древний, но забытый метод наложения лигатур.

СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Возможно, самый значимый вклад Возрождения в медицину состоял в том, что оно нанесло сокрушительный удар авторитарному принципу в науке и философии. Жесткая догма уступила место наблюдению и эксперименту, слепая вера - разуму и логике.

Взаимосвязь медицины и философии может показаться надуманной, однако, как уже отмечалось, расцвет гиппократовой медицины был тесно связан именно с развитием греческой философии. Подобным же образом, методы и основные концепции крупнейших философов 17 в. оказали значительное влияние на медицину того времени.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) придавал особое значение индуктивному рассуждению, которое считал основой научного метода. Рене Декарт (1596–1650), отец современной философии, начал свои рассуждения с принципа универсального сомнения. Его механистическая концепция организма принадлежала медицинской школе «ятрофизиков», оппонентами которой были в равной мере догматичные «ятрохимики». Первый ятрофизик Санторио (1561–1636) изобрел много полезных инструментов, и среди них клинический термометр.

Величайшим физиологическим открытием века, которому суждено было перевернуть всю медицину, стало открытие кровообращения (см. также КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА). Поскольку авторитет Галена уже пошатнулся, Уильям Гарвей (1578–1657), английский врач, учившийся в Падуе, мог свободно заниматься наблюдениями и делать выводы, которые были опубликованы в его эпохальной книге О движении сердца и крови (De motu cordis et sanguinis , 1628).

Открытие Гарвея подверглось ожесточенной критике, особенно со стороны Парижского медицинского факультета, одной из самых консервативных школ того времени. Там было запрещено преподавание учения Гарвея, а отступления от Гиппократа и Галена карались исключением из научного сообщества. Помпезное шарлатанство тогдашних французских врачей было увековечено в острой сатире Мольера.

Гарвей мудро игнорировал крикливые выступления противников, дождавшись одобрения и подтверждения своей теории. Дорога для стремительного продвижения физиологии была открыта. Гарвей был уверен в существовании связующего звена между мельчайшими артериями и венами, но не cмог его обнаружить. Это сделал с помощью примитивных линз Марчелло Мальпиги из Болоньи (1628–1694). Мальпиги - не только первооткрыватель капиллярного кровообращения, он считается также одним из основателей гистологии и эмбриологии. Среди его анатомических открытий - иннервация языка, кожные слои, почечные клубочки, лимфатические узлы, клетки коры головного мозга. Он был первым, кто увидел красные кровяные тельца (эритроциты), хотя и не понял их настоящего назначения, приняв за жировые шарики.

Красные кровяные клетки вскоре были описаны еще одним знаменитым исследователем - изобретателем микроскопа Антони ван Левенгуком (1632–1723). Этот голландский купец, сконструировавший более 200 микроскопов, посвящал свой досуг изучению нового, захватывающего микромира. Масштаб увеличения, которого он смог достичь, был невелик, самое большее в 160 раз, тем не менее ему удалось обнаружить и описать бактерии, хотя он не знал об их болезнетворных свойствах. Он также открыл простейших и сперматозоиды, описал поперечнополосатую исчерченность мышечных волокон, сделал много других важных наблюдений. Предположение о связи между микроорганизмами и болезнью впервые было выдвинуто Афанасием Кирхером (1602–1680), который заметил множество «мельчайших червячков» в крови чумных больных. Возможно, это не были собственно возбудители чумы (Bacillus pestis ), но само предположение о такой роли микроорганизмов было очень важным, хотя оно игнорировалось в течение последующих двух веков.

Итогом активной интеллектуальной и научной деятельности 17 в. стало образование нескольких научных обществ в Англии, Италии, Германии и Франции, которые поддерживали исследования и осуществляли публикации результатов в отдельных изданиях и научных журналах. Первый медицинский журнал Новые открытия во всех областях медицины (Nouvelles descouvertes sur toutes les parties de la médecine ) вышел во Франции в 1679; в Англии медицинский журнал Занимательная медицина (Medicina Curiosa ) появился в 1684, но оба просуществовали недолго.

Самым выдающимся медицинским обществом было Королевское общество в Англии; четверо из его основателей создали современное учение о дыхании. Роберт Бойль (1627–1691), более известный как физик и основатель современной химии, показал, что воздух необходим для горения и поддержания жизни; его ассистент Роберт Гук (1635–1703), известный микроскопист, проводил на собаках эксперименты по искусственному дыханию и доказал, что не движение легких само по себе, а именно воздух - важнейшее условие дыхания; третий их коллега, Ричард Лоуэр (1631–1691), решил проблему взаимодействия воздуха и крови, показав, что кровь становится ярко-красной, когда подвергается воздействию воздуха, и темно-красной, когда искусственное дыхание прерывается. Характер взаимодействия уточнил Джон Мейоу (1643–1679), четвертый член этой оксфордской группы, доказав, что не сам воздух, а только определенный его компонент необходим для горения и жизни. Ученый полагал, что этим необходимым компонентом является азотсодержащее вещество; фактически же он открыл кислород, который был назван так лишь в результате его вторичного открытия Джозефом Пристли.

Анатомия не отставала от физиологии. Почти половина анатомических названий связана с именами исследователей 17 в., таких как Бартолин, Стено, Де Грааф, Бруннер, Вирзунг, Уортон, Пахиони. Мощный импульс развитию микроскопии и анатомии был дан великой медицинской школой Лейдена, которая стала в 17 в. центром медицинской науки. Школа была открыта для людей всех национальностей и вероисповеданий, в то время как в Италии папский эдикт не допускал некатоликов в университеты; как это всегда бывало в науке и медицине, нетерпимость привела к упадку.

В Лейдене работали крупнейшие медицинские светила того времени. Среди них был Франциск Сильвий (1614–1672), открывший сильвиеву борозду головного мозга, - подлинный основатель биохимической физиологии и замечательный клиницист; считается, что именно он ввел в лейденское обучение клиническую практику. Знаменитый Герман Бургаве (1668–1738) также работал на медицинском факультете в Лейдене, но его научная биография принадлежит уже 18 в.

Клиническая медицина тоже достигла в 17 в. больших успехов. Но еще царили суеверия, сотнями сжигали ведьм и колдунов; процветала инквизиция, и Галилей был вынужден отречься от своего учения о движении Земли. Прикосновение короля все еще считалось верным средством от золотухи, которую именовали «королевской болезнью». Хирургия по-прежнему оставалась ниже достоинства врача, но распознавание болезней значительно продвинулось. Т.Виллизий дифференцировал сахарный и несахарный диабет. Были описаны рахит и бери-бери, доказана возможность заражения сифилисом неполовым путем. Дж.Флойер стал отсчитывать пульс, используя часы. Т.Сиденхем (1624–1689) описал истерию и хорею, а также отличия острого ревматизма от подагры и скарлатины от кори.

Сиденхем вообще признается самым выдающимся клиницистом 17 в., его называют «английским Гиппократом». Действительно, его подход к медицине был истинно гиппократовым: Сиденхем не доверял чисто теоретическому знанию и настаивал на непосредственных клинических наблюдениях. Его методы лечения еще характеризовались - как дань времени - избыточным назначением клизм, слабительных, кровопусканий, но подход в целом был рационален, а лекарства просты. Сиденхем рекомендовал применение хины при малярии, железа при анемии, ртути при сифилисе и прописывал большие дозы опия. Его настойчивое обращение к клиническому опыту было чрезвычайно важно в эпоху, когда еще слишком много внимания в медицине уделялось чистому теоретизированию.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Для медицины 18 в. стал по преимуществу временем обобщения и усвоения предшествующего знания, а не великих открытий. Он отмечен усовершенствованием медицинского образования. Были основаны новые медицинские школы: в Вене, Эдинбурге, Глазго. Прославленные врачи 18 в. знамениты как педагоги или как авторы трудов по систематизации уже существующего медицинского знания. Замечательными учителями в области клинической медицины были упомянутый ранее Г.Бургаве из Лейдена и У.Куллен из Глазго (1710–1790). Многие их ученики заняли почетное место в истории медицины.

Самый известный из учеников Бургаве, швейцарец А.фон Галлер (1708–1777) показал, что раздражимость мышц не зависит от стимуляции нервов, а является свойством, присущим самой мышечной ткани, тогда как чувствительность - специфическое свойство нервов. Галлер также развивал миогенную теорию сердцебиений.

Падуя уже не являлась значительным центром медицинского знания, однако она воспитала еще одного великого анатома - Джованни Баттисту Морганьи (1682–1771), отца патологической анатомии. Его знаменитая книга О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом (De sedibus et causis morborum per anatomen indagatis , 1761) - шедевр наблюдения и анализа. Основанная более чем на 700 примерах, она объединяет анатомию, патологическую анатомию и клиническую медицину благодаря тщательному сопоставленнию клинических симптомов с данными вскрытия. Кроме того, Морганьи ввел в теорию заболеваний концепцию патологического изменения органов и тканей.

Другой итальянец, Ладзаро Спалланцани (1729–1799), продемонстрировал способность желудочного сока переваривать пищу, а также экспериментально опроверг господствовавшую тогда теорию самозарождения.

В клинической медицине этого периода заметен прогресс в такой важной отрасли, как акушерство. Хотя щипцы для родовспоможения были изобретены в 16 в. Питером Чемберленом (1560–1631), более века они оставались тайной семьи Чемберленов и использовались только ими. Несколько типов щипцов было изобретено в 18 в., и они стали широко применяться; росло также число мужчин-акушеров. У.Смелли (1697–1763), выдающийся английский акушер, написал Трактат о родовспоможении (Treatise on Midwifery , 1752), в котором точно описан процесс родов и указаны рациональные процедуры их облегчения.

Несмотря на отсутствие анестезии и антисептики, хирургия 18 в. продвинулась далеко вперед. В Англии У.Чизлден (1688–1752), автор Остеографии (Osteographia ), производил иридотомию - рассечение радужной оболочки глаза. Он был также опытным специалистом по камнесечению (литотомии). Во Франции Ж.Пти (1674–1750) изобрел винтовой жгут, первым стал проводить успешные операции на сосцевидном отростке височной кости. П.Дезо (1744–1795) усовершенствовал лечение переломов. Оперативное лечение подколенной аневризмы, разработанное самым замечательным хирургом той эпохи Джоном Хантером (1728–1793), стало классикой хирургии. Будучи также талантливым и усердным биологом, Хантер проводил разнообразные исследования в области физиологии и сравнительной анатомии. Он был настоящим апостолом экспериментального метода.

Сам этот метод, однако, еще не настолько утвердился, чтобы поставить заслон произвольному теоретизированию. Любой теории, поскольку ей не хватало подлинно научного обоснования, противопоставлялась другая, столь же произвольная и абстрактная. Таков был и спор между материалистами и виталистами в начале 18 в. Проблема лечения тоже решалась сугубо теоретически. С одной стороны, Дж.Браун (1735–1788) полагал, что болезнь по своей сути - результат недостаточной стимуляции, и больной организм необходимо стимулировать «предельными» дозами лекарств. Оппонентом «брауновской системы» был С.Ганеман (1755–1843), основатель гомеопатии - системы, имеющей приверженцев и сегодня. Гомеопатия базируется на принципе «подобное лечится подобным», т.е. если лекарство вызывает какие-то симптомы у здорового человека, то очень малые его дозы лечат заболевание с подобными же симптомами. Кроме теоретических построений, Ганеман внес значительный вклад в фармакологию, изучив действие многих лекарственных средств. Более того, его требование применять лекарство в малых дозах, с большими интервалами и только по одному лекарству за один прием, позволяло восстановить собственные силы организма, в то время как другие врачи изнуряли пациентов частыми кровопусканиями, клизмами, слабительными и чрезмерными дозами лекарств.

Фармакология, обогатившаяся уже хиной (корой хинного дерева) и опием, получила дальнейший толчок к развитию с открытием лечебных свойств наперстянки (дигиталиса) У.Уитерингом (1741–1799). Диагностике способствовало широкое применение специальных одноминутных часов для подсчета пульса. Медицинский термометр был изобретен Санторио, но редко использовался, пока Дж.Карри (1756–1805) не внедрил его в практику. Чрезвычайно важный вклад в диагностику сделал австриец Л.Ауэнбруггер (1722–1809), написавший книгу о перкуссии (выстукивании). Открытие этого метода не было своевременно замечено и стало широко известным только благодаря личному врачу Наполеона Ж.Корвизару.

18 век обычно считается веком просвещения, рационализма и расцвета науки. Но это и золотой век знахарства, шарлатанства и суеверий, изобилия секретных чудодейственных снадобий, пилюль и порошков. Франц А.Месмер (1734–1815) демонстрировал свой «животный магнетизм» (предвестник гипнотизма), вызвав чрезвычайное увлечение им в светском обществе. Френология считалась тогда серьезной наукой. Беспринципные шарлатаны делали состояния на т.н. «храмах исцеления», «небесных ложах», разнообразных чудодейственных «электрических» приспособлениях.

Несмотря на свои заблуждения, 18 век вплотную подошел к одному из самых важных медицинских открытий - вакцинации. В течение столетий оспа была бичом человечества; в отличие от других эпидемических заболеваний она не исчезала и оставалась столь же опасной, как и прежде. Только в 18 в. она унесла более 60 млн. жизней.

Искусственное слабое заражение оспой уже применялось на Востоке, особенно в Китае и Турции. В Китае оно проводилось посредством ингаляции. В Турции небольшое количество жидкости из оспенного пузырька вводили в поверхностный разрез кожи, что обычно вело к заболеванию в легкой форме и последующему иммунитету. Такой тип искусственного заражения был введен в Англии уже в 1717, и подобная практика получила распространение, но результаты не всегда были надежны, иногда заболевание протекало в тяжелой форме. Более того, это не позволяло избавиться от самой болезни.

Радикальное решение проблемы нашел скромный английский сельский врач Эдуард Дженнер (1749–1823). Он установил, что доярки не заражаются натуральной оспой, если уже переболели коровьей оспой - неопасной инфекцией, передаваемой при дойке больных коров. Эта болезнь вызывала лишь легкую сыпь и проходила довольно быстро. 14 мая 1796 Дженнер впервые провел вакцинацию восьмилетнего мальчика, взяв жидкость из оспенного пузырька инфицированной доярки. Шесть недель спустя мальчику была привита оспа, но никаких симптомов этого страшного заболевания не появилось. В 1798 Дженнер опубликовал книгу Исследование причин и действия Variolae Vaccinae (Inquiry into the Cause and Effects of the Variolae Vaccinae ). Очень быстро в большинстве цивилизованных стран это страшное бедствие пошло на убыль.