«Наш бронепоезд. Бронепоезда

По какой-то неведомой причине широкой общественности почти ничего не известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, это было вызвано тем фактом, что основными видами техники, «вытянувшими на себе» всю войну, были танки и самолеты. А может быть, специфика применения бронепоездов не позволила им завоевать такую же известность, как в ходе Гражданской войны. Но вне зависимости от причин недостаточной известности, бронепоезда более или менее активно использовались практически на всем протяжении войны.


Вопрос матчасти

На 22 июня 1941 года в Красной Армии было свыше полусотни бронепоездов, а в войсках НКВД – две дюжины. Качественный их состав был далеко не однороден. В войсках имелось даже некоторое количество бронепоездов, которым довелось воевать еще в Гражданскую. Естественно, с тех пор материальная часть этих «стариков» была солидно обновлена. Этот факт и стал одной из причин того, что немалое количество бронепоездов Великой Отечественной имело в своем составе паровозы серии О, чья началась еще в конце XIX века. Современный для начала войны состав бронепоезда сформировался уже к началу 30-х: в него входило один или два паровоза, несколько бронеплощадок, площадки с вооружением для противовоздушной обороны и контрольные платформы. Бронирование на разных бронепоездах отличалось, но в большинстве своем листы металла имели толщину от 10 до 20 миллиметров. Пытались устанавливать и более солидную броню. Однако увеличение массы бронеплощадки напрямую сказывалось на ходовых качествах всего состава, а порой даже требовало его изменения: либо добавить еще один бронированный паровоз, либо убрать «лишнюю» платформу.

Рассмотрим подробнее материальную часть бронепоездов. Основа их – бронепаровоз. По сути, это самый обычный серийный паровоз, на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливалась броня. В качестве бронепаровоза мог использоваться локомотив любой модификации, однако чаще всего в СССР для этих нужд приспосабливали паровозы поздних модификаций серии О. Причина проста: в то время это был самый массовый тип подобной техники. Бронирование паровозов, как уже говорилось, имело толщину до 20 миллиметров. В период между мировыми войнами считалось достаточным защищать экипаж и агрегаты поезда только от пуль стрелкового и малокалиберных пушек. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава или близко к ней. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки. Иногда на бронепаровозы устанавливалось оружие. Почти всегда это были пулеметы Максима.

Артиллерийские бронеплощадки представляли собой специально доработанные двух- или четырехосные железнодорожные платформы. На усиленную платформу устанавливался бронированный «короб», на котором монтировались орудийные башни. Чаще всего на одной бронеплощадке имелось две башни. По составу вооружения бронеплощадки разделялись на две основные группы: тяжелые и легкие. На тяжелых устанавливались орудия калибром до 107 мм, а также от пяти пулеметов Максима. Толщина стенок бронекорпуса подобных площадок зачастую превосходила «стандартные» 20 миллиметров. Однако, несмотря на солидную защиту и мощное вооружение, тяжелые бронеплощадки к концу 30-х уже устарели. В качестве основной платформы с вооружением для бронепоезда в то время предлагалась новая легкая площадка модели ПЛ-37. При броне толщиной в два сантиметра она имела две башни, вооруженные 76-миллиметровыми орудиями образца 1902/30 годов. В амбразурах корпуса находилось шесть пулеметов Максима. Общий боезапас оружия составлял 560 снарядов для пушек и без малого тридцать тысяч патронов для пулеметов. Бронекорпус собирался из 20-мм стальных плит. Площадка ПЛ-37 имела систему внутренней связи, паровое отопление и довольно объемные ящики для различного имущества, размещенные под полом боевого отделения.

Зенитные бронеплощадки по своей конструкции в некоторой мере напоминали артиллерийские, с той разницей, что имели вооружение для атаки воздушных целей. Вооружение это было самым разнообразным: на различных типах зенитных площадок устанавливались счетверенные пулеметы Максима, крупнокалиберные пулеметы ДШК и 37-мм автоматические пушки. К 1942 году на зенитные площадки также стали устанавливать и 76-мм орудия.

В начале и в конце состава устанавливались т.н. контрольные платформы. Это были самые обычные железнодорожные платформы, нагруженные балластом. В качестве последнего использовались мешки с песком или даже запасные рельсы со шпалами. Благодаря наличию контрольных платформ заложенные под путями мины нажимного действия не наносили вреда боевой части бронепоезда. Мина повреждала только платформу с балластом. Разбитые миной пути можно было починить силами экипажа бронепоезда. Наконец, бронепоезда имели т.н. базу. Она состояла из полутора-двух десятков товарных и пассажирских вагонов. В составе базы был штабной вагон, вагон-кухня, вагон-мастерская, вагон с боезапасом и т.д. В «походном положении» бронепоезда база перевозилась в общем составе, а когда поезд шел в бой, базу оставляли в безопасном месте, например, на своей железнодорожной станции в тылу.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными. Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Тем не менее, настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка. Дело в том, что на артиллерийские площадки ПЛ-43 устанавливались башни от танков Т-34, вооруженные 76-мм пушками Ф-34 и спаренным пулеметом ДТ. Вдобавок к танковой башне на ПЛ-43 имелось два пулемета ДТ в амбразурах. Боекомплект одной бронеплощадки составлял 168 снарядов и 4500 патронов. Благодаря установке на бронеплощадку танковой башни боевой потенциал поезда увеличился. Это случилось из-за более эффективной пушки, новых прицельных устройств и возможности вести огонь по всем направлениям. Как результат, бронепоезд БП-43 мог успешно бороться с большинством немецких танков того времени. Две зенитные площадки ПВО-4 вооружались двумя автоматическими пушками 61К калибра 37 миллиметров либо двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК. При создании бронеплощадок для БП-43 было применено несколько интересных ноу-хау. Так, ПЛ-43 и ПВО-4 делались на основе двухосных платформ, благодаря чему удалось разместить по одной танковой башне на площадку. Среди прочего, это повышало выживаемость орудийных расчетов – при поражении одной башни соседняя платформа почти не страдала. В случае с установкой двух орудий на одной бронеплатформе почти всегда одним попаданием снаряда достаточного калибра выводились из строя оба расчета. Также вместо привычного бронирования в виде «короба» размером со стандартный вагон на новых площадках защищенным был только необходимый объем, что позволило без потерь в защите понизить массу. Более того, в итоге защита ни капли не ухудшилась – новая конструкция дала возможность устанавливать более толстые листы брони (в некоторых местах до 40 мм).

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

В бою

Основной, а порой и единственной, задачей бронепоездов в ходе всей войны была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда бронепоезда помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу. Порой бронепоезда становились и средством перевозки десанта, но подобные задачи ставились не так уж часто. Тем не менее, даже такая «банальная» работа, как огневая поддержка подразделений, наглядно показала эффективность бронепоездов. В октябре 41-го Наркомат обороны СССР приказал до конца следующего года создать 32 дивизиона по два бронепоезда в каждом. Труженики тыла не подвели – за отведенный срок было построено не 64, а 85 поездов!

Экипажи бронепоездов тоже были примером для подражания. За годы войны все бронепоезда в общей сложности уничтожили почти четыре сотни вражеских танков, около 350 орудий, 840 пулеметов, свыше семи сотен автомобилей, 160 мотоциклов, 115 самолетов и два вражеских бронепоезда. И это с учетом того, что бронепоезд может действовать только там, где есть подходящий железнодорожный путь. Тем не менее, потери тоже были немалые. За 41-й год врагу удалось уничтожить 21 наш бронепоезд. В следующем году погибло в два раза больше бронированных составов – 42. В то же время, за 1943 немцы смогли разделаться только с двумя бронепоездами, и с тех пор подобная отечественная техника фатальных повреждений не получала. За 1944-45 годы мы не потеряли ни одного бронепоезда.

Главными причинами больших потерь в начале войны видятся особенности боев того времени. Зачастую бойцы-железнодорожники оставались прикрывать отход красноармейцев и фактически были смертниками. К тому же, немецкие танки и самолеты в первые два года войны представляли собой слишком большую силу, чтобы предвоенные бронепоезда могли с ней бороться на равных. Соответственно, когда появилась возможность строить достаточное количество танков и усиливать вооружение бронепоездов, потери последних значительно сократились. И даже привязанность поездов к железной дороге к этому времени перестала нести опосредованную угрозу для подвижного состава и экипажа.

Победы и поражения

На протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги. К сожалению, для перечисления всех их понадобиться писать довольно объемистую книгу, поэтому ограничимся только несколькими героическими эпизодами.

Украина, Жуляны, август 1941-го. Немцы захватили станцию, на которой находилось несколько вагонов с боеприпасами и оборудованием для авиации. Опасаясь возможной контратаки и потери ценного трофея, немцы разобрали пути и взорвали небольшой мост, ведущий к станции. В это время недалеко от Жулян находился бронепоезд «Литера А» (командир А. Тихоход), которому и было поручено отбить у врага ценный груз. Под покровом ночи отряд красноармейцев восстановил разобранные немцами пути и взорванный мост. В четыре часа утра по свежеуложенным рельсам бронепоезд ворвался на станцию и стал обстреливать все цели, которые только попадали в поле зрения. Захватчики понесли большие потери, но возможности окончательно отбить станцию не было. Поэтому вагоны с грузом для авиации подцепили к бронепоезду и увезли с собой.

4 ноября 41-го из ворот Севастопольского морского завода вышел бронепоезд «Железняков», или более официально, БП №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота. Позже немцы придумают ему прозвище «Зеленый призрак», и не спроста. «Железняков» был в некоторой мере импровизированным бронепоездом. Но это ни капли не ухудшало его боевые качества, ведь бронепоезд №5 имел пять 100-мм орудий, восемь минометов и полтора десятка пулеметов. Кроме того, помимо основного бронепаровоза в составе «Железнякова» был дополнительный локомотив, значительно улучшавший ходовые характеристики. Уже в День Октябрьской революции «Железняков» сделал свой первый «подарок» немцам: обстрелял расположение пехоты рядом с деревней Дуванкой и уничтожил артиллерийскую батарею на склоне Бельбекской долины. К концу 41-го сформировался окончательный облик бронепоезда «Железняков». Одну из 100-миллиметровых пушек заменили на две автоматические зенитные, а половину 82-мм минометов убрали, чтобы освободить место трем 120-миллиметровым. Наконец, поезд получил еще три пулемета. Кроме вооружения, БП №5 получил и новую внешность – экипаж нанес на все поверхности поезда камуфляжную раскраску. По словам очевидцев, бронепоезд сливался с местностью даже на сравнительно небольшом расстоянии. Вероятно, именно поэтому до середины сорок второго немцам так и не удалось обнаружить «Железнякова». Вернее, они предпринимали попытки обстреливать предположительную позицию советского бронепоезда и поднимали авиацию. Да только все попытки были тщетны – командиры «Железнякова» лейтенант Чайковский, а потом инженер-капитан М. Харченко умело продумывали свои атаки, и поезд успевал отстреляться и уйти в укрытие значительно раньше, чем первые немецкие снаряды падали на уже бывшую позицию поезда. За почти полторы сотни выездов «Зеленый призрак», как немцы его прозвали за неуловимость, уничтожил около пяти-семи вражеских танков и броневиков, два с половиной десятка пулеметных гнезд и дотов, полдюжины блиндажей, три самолета, одну тяжелую артиллерийскую батарею и до полутора тысяч солдат и офицеров противника. В июне 42-го «Железняков» даже вступил в бой с колонной немецких танков и вышел из него победителем, уничтожив три бронемашины.

Конец прославленного бронепоезда начался 26 июня 1942 года. «Железняков» стоял в Троицком тоннеле и готовился к очередному выезду на позицию. Немецкое командование откуда-то узнало о его расположении и послало туда больше полусотни бомбардировщиков. Налет оказался отчасти удачным: один вход тоннеля оказался завален, а обрушившиеся конструкции внутри него погребли под собой одну из бронеплощадок поезда. Тем не менее, вторая площадка была выведена из оставшегося выхода тоннеля и начала обстрел вражеской авиации. Возможностей поврежденных паровозов хватило лишь на то, чтобы оттащить площадку обратно в тоннель. Бойцы так и не дождались помощи. Второй налет на следующий день привел к обвалу второго входа. В августе того же года немцы принялись за расчистку тоннеля, через который должны были пройти их поезда. Бронеплощадки «Железнякова» были восстановлены; новый бронепоезд получил имя «Ойген». Немецкой «версии» советского бронепоезда не удалось сравниться с «Железняковым» по результативности, а в мае 44-го «Ойген» был уничтожен отступавшими немцами.

В начале 42-го года муромские и горьковские железнодорожники по собственной инициативе собрали и передали Красной Армии однотипные бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» соответственно. Оба поезда вошли в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион. Эти поезда можно с полным правом назвать прямыми предками поездов проекта БП-43, ведь именно на «Муромце» и «Минине» впервые были установлены танковые башни. Надо заметить, в отличие от БП-43, на муромском и горьковском поездах бронеплощадки оснащались двумя башнями и имели по четыре оси. Также бронепоезда 31-го дивизиона имели весьма значительную для начала 42-го толщину брони, местами она доходила до 45 миллиметров. Вскоре после начала эксплуатации «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» стали первыми бронепоездами в мире, которые получили реактивную артиллерию в виде пусковых установок для снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил статус особого.

Бронепоезд "Илья Муромец"

31-й отдельный особый дивизион успешно действовал на протяжении всей войны, поэтому примечательных боевых эпизодов за это время было великое множество. Пожалуй, самый интересный из них произошел в мае-июне 44-го года. Шли непростые бои за украинский город Ковель, и 31-й дивизион был направлен в помощь наступающим красноармейцам. В последних числах мая-месяца советские позиции подверглись трехминутному артиллерийскому обстрелу. Разведка примерно вычислила расположение вражеской батареи, после чего в район был направлен самолет с целью уточнить расположение вражеских орудий. Полет результата не дал – в указанном районе ничего не было. На следующий день в то же время обстрел повторился. Несколько дней в одно и то же время немцы стреляли по нашим позициям. Анализ карт местности показал, что орудия могут расположиться только рядом с железной дорогой или даже на ней. На следующий день после этого вывода с утра пораньше в предполагаемый район выдвинулись разведчики. На часах было без нескольких минут девять, когда вдалеке показались клубы дыма. Так и есть, наши позиции обстреливал бронепоезд. В сжатые сроки штаб 31-го дивизиона разработал план предстоящей дуэли. Было найдено место, откуда советский бронепоезд мог удачно бить по немецкому. 4 июня в восемь часов утра «Илья Муромец» уже был на этой позиции и приготовился открыть огонь. Немцев во второй раз подвела пунктуальность: они каждый день стреляли с одного и того же места в одно и то же время. Как результат, сразу же после первого выстрела с немецкого бронепоезда стрелять начал и «Илья Муромец». Следует отметить, что артиллерийская дуэль бронепоездов на закрытых позициях – дело интересное, но довольно сложное. Первым залпом уничтожить немецкий поезд не удалось. Немцы успели развернуть башни и попытались ответить «Илье Муромцу». Но они не знали, где именно находятся советские железнодорожники. Через 15-20 минут после начала дуэли «Муромец» ударил реактивными снарядами. Все было кончено. В советский бронепоезд не попало ни одного снаряда, зато немецкий был полностью разбит. По злой (для немцев) иронии судьбы погибший поезд назывался «Адольф Гитлер». Вот такой исторический факт с небольшими нотками былины.

31-й отдельный особый Горьковский дивизион дошел до Франкфурта-на-Одере. Наверное, «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» могли бы дойти и до Берлина, только им помешал разрушенный мост через реку Одер. Паровозы обоих бронепоездов после войны были поставлены на вечную стоянку. Они стали памятниками себе и менее удачным собратьям.

По результатам боевых действий в ходе Великой Отечественной войны два бронепоезда Красной Армии и три бронепоезда войск НКВД были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. Десять дивизионов за свои заслуги получили почетные наименования.

Бронепоезд «Железняков» - бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак»

Конец эпохи бронепоездов

Уже к концу Великой Отечественной войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже серьезно защищенные бронепоезда можно условно приравнять к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво привязан к железнодорожным путям, что значительно снижает мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Одновременно с этим зенитное вооружение поездов уже не могло обеспечить надежной защиты от атак с воздуха. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло. Разработка новых систем и модернизация имеющихся бронепоездов худо-бедно продолжалась почти до середины 50-х годов, а в 1958-м всю подобную технику сняли с вооружения по причине безнадежного устаревания. Но опыт размещения оружия на поездах не пропал. В конце 80-х годов на боевое дежурство заступили т.н. боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). По своему виду они почти неотличимы от гражданских. При этом они перевозили стратегические ракеты и имели возможность их запуска на любом участке маршрута. Но это уже новая техника и совершенно другая история.

Жизнь отечественных бронепоездов началась в царской России и закончилась в СССР. Она была короткой, но весьма насыщенной. Бронепоезда сумели поучаствовать в Первой мировой войне, затем активно использовались воющими сторонами в ходе гражданской. Но все же наиболее массово бронепоезда применялись в период Второй мировой.

О действиях бронепоездов на фронтах Великой Отечественной известно гораздо меньше, чем о действиях танков и артиллерии. Однако несмотря на то что в середине XX века эпоха бронепоездов близилась к концу, на их счету немало славных подвигов.

К сожалению, действиям бронепоездов в период Великой Отечественной войны в отечественной литературе уделено довольно скромное внимание по с равнению с другими видами вооружения. Об участии бронепоездов в боях за Родину рассказывали статьи А.Н.Манжосова, о подвигах железнодорожников в 1941—1945 годах писал Г. А. Куманев, в 1992 году был издан коллективный труд «Бронепоезда в Великой Отечественной войне». Техническим описаниям бронепоездов также посвящены монография и статьи М.В.Коломийца.

Бронепаровозы

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь или мазут. При этом каждый бронепоезд имел два паровоза. Обычный паровоз использовался при длительных переездах, а бронированный — во время военных действий.
Боевые поезда появились ненамного позже самих железных дорог и поездов на паровой тяге. Уже в ходе гражданской войны в США (1861−65 гг) орудия устанавливались на железнодорожные платформы. Это позволяло северянам стремительно по меркам того времени доставлять пушки прямо к позициям противника, ну никак не ожидавшего подобного сюрприза от рельсовой колеи.
Настоящие бронепоезда появились к началу XX в. и активно использовались в англо-бурской войне, ставшей, как известно, технологической репетицией грядущих мировых войн. Уже тогда этот новый вид боевой техники продемонстрировал свою уязвимость. В 1899 г. бронепоезд, на котором, в частности, ехал молодой военный корреспондент Уинстон Черчилль, попал в бурскую засаду и был захвачен.
Бронепоезда участвовали практически во всех крупнейших конфликтах первой половины XX в., но наиболее востребованными они оказались в ходе Гражданской войны в России (1918−1922 г). В этом конфликте, где решающее преимущество зачастую давал скоростной маневр, со всех сторон применялось около двух сотен бронепоездов.
Постепенно утратив свое значение в качестве средства борьбы с врагом, вооруженным тяжелой техникой, бронепоезда все еще сохраняли свою эффективность в операциях против легковооруженных боевиков. В этом качестве они дожили до наших дней, и в модернизированном варианте принимали участие в обеих чеченских войнах в качестве средства патрулирования железных дорог.

Между тем интерес массового читателя к бронепоездам довольно высок. Около выставленных на почетную стоянку бронепаровозов и бронеплощадок бронепоездов всегда толпится много людей, которых интересуют одни и те же вопросы. Что представляло собой общее устройство бронепоезда периода Великой Отечественной войны? Какие подвиги совершили экипажи бронепоездов? Сколько бронепоездов было потеряно в боях и по каким причинам? Краткие ответы на эти вопросы содержатся в данной статье.

Как устроен бронепоезд

Материальная часть отечественных бронепоездов обычно состояла из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок противовоздушной обороны и четырех (реже двух) контрольных платформ.


Советская бронедрезина Д-2. Использовалась как автономно, так и в составе бронепоездов.

Обычно бронепоезда водили паровозы серии О различных модификаций. Они были основными грузовыми паровозами 1920-х и могли вести состав массой до 700 т — вполне достаточно для бронепоезда. Бронирование паровоза составляло на разных бронепоездах от 10 до 20 мм. Бронепаровоз обычно располагался посередине бронепоезда за бронеплощадкой.

Бронеплощадка представляла собой усиленную четырехосную или двухосную железнодорожную платформу. Платформа имела стальной корпус и располагала одной или двумя артиллерийскими башнями. Артиллерийское вооружение этих башен было весьма различным. Бронепоезда вооружались 76-мм орудиями образца 1902 г., 76-мм орудиями образца 1926/27 гг., 107-мм орудиями и др.

Бронеплощадки в зависимости от калибра установленных на них орудий делились на легкие и тяжелые.

К началу Великой Отечественной войны Красная армия располагала несколькими типами легких бронеплощадок. Самыми новыми на момент начала войны считались бронеплощадки образца ПЛ-37 с толщиной брони 20 мм и артиллерийским вооружением из двух 76-мм пушек образца 1902/30г. и пулеметов. Боекомплект данной бронеплощадки составлял 560 снарядов и 28500 патронов к пулеметам. ПЛ-37 была усовершенствована по сравнению с ПЛ-35 и бронеплощадками более ранних годов постройки. Бронеплощадки ПЛ-37 были также более удобными для экипажа бронепоезда. Они располагали паровым отоплением, внутренним освещением и связью, имели под полом укладки для различного имущества.


«Илья Муромец» и «Козьма Минин» полностью оправдали возлагавшиеся на них надежды. В ходе войны данными ими были подавлены 42 артиллерийские и минометные батареи, сбито 14 самолетов, уничтожено 14 дотов, 94 пулеметные точки, эшелон и склад с боеприпасами, а также один вражеский бронепоезд. География участия этих бронепоездов в боях включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западной Европы.

В случае необходимости все бронеплощадки ПЛ-37 могли быть переведены на железные дороги с шириной колеи 1435 мм, то есть готовы к действиям в Западной Европе.

Тяжелые бронеплощадки имели на вооружении 107-мм орудия и пять пулеметов «Максим», а также достаточно мощное по сравнению с легкими бронеплощадками бронирование. Но к началу Великой Отечественной войны эти бронеплощадки считались уже устаревшими.

Следует отметить, что помимо непосредственно бронеплощадок и бронепаровоза бронепоезда имели в своем распоряжении так называемую базу. «База» служила для хозяйственных и служебных целей и состояла из 6−20 товарных и классных вагонов. В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а во время ведения боевых действий располагалась в тылу, на ближайшем железнодорожном перегоне. Обычно «база» имела вагон-штаб, вагон для боеприпасов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню, вагон-клуб и т. д.


Помимо бронепаровоза бронепоезд включал в себя бронеплощадки и вагоны «базы».

Огонь танковых башен

К 22 июня 1941 года среди бронепоездов РККА самым массовым считался тип БП-35. Однако он имел ряд недостатков, одним из которых была небольшая толщина брони. С учетом опыта боев первых месяцев войны был разработан новый тип бронепоезда- ОБ-3, на вооружении которого были четыре артиллерийские площадки и площадка ПВО. Наиболее же распространенным и совершенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной стал разработанный в 1942 году бронепоезд образца 1943 года — БП-43.

Как правило, БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 с башнями от танков Т-34 (по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), двух бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4, которые располагались по обоим концам бронепоезда, а также контрольных платформ.


Бронепоезда типа БП-43 обладали по сравнению со своими предшественниками рядом преимуществ, главным из которых было более мощное вооружение. Орудия в башнях от танков Т-34 имели высокую начальную скорость снаряда и в 1941—1942 годах могли уверенно бороться с любыми типами немецких танков, в том числе на дальних дистанциях боя. К тому же они имели круговой сектор обстрела, что резко повышало их боевые возможности, и располагали более совершенными прицелами, чем другие орудия, устанавливаемые на бронепоездах. Зенитное вооружение также было более мощным. Бронеплощадки ПВО-4 обычно имели на вооружении две 37-мм автоматические пушки и бронирование ходовой части, что выгодно отличало их от площадок ПВО бронепоездов более раннего выпуска.

Следует отметить, что в действительности бронепоезда даже одной типовой серии существенно отличались друг от друга по внешнему виду и бронированию.

Боевые задачи бропоездов

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Советского Союза имелось 78 бронепоездов, 53 из которых состояли на вооружении частей Красной армии, а 23 входили в состав войск НКВД. Бронепоезда использовались советскими войсками на протяжении всей Великой Отечественной войны, но наиболее интенсивно они применялись в период 1941—1943 годов. Основной их задачей была огневая поддержка стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги. Кроме того, бронепоезда применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций и ведения контрбатарейной борьбы.
Иногда в качестве усиления и закрепления достигнутого успеха некоторым бронепоездам придавались специальные десантные отряды и десантные роты. Организационно они закреплялись за бронепоездом и подчинялись командиру бронепоезда.
Большой вклад в защиту железнодорожных станций от ударов авиации противника внесли зенитные бронепоезда, вооруженные бронеплощадками с 25-мм и 37-мм скорострельными зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК. Организационно они входили в состав войск ПВО.
Руководство СССР позитивно оценило деятельность и роль бронепоездов в первые месяцы Великой Отечественной войны, особенно когда потери в танках и артиллерии Красной армии были велики. Например, об этом свидетельствует выпущенная 29 октября 1941 года под грифом «совершенно секретно» директива Наркомата обороны СССР № 022сс. В ней предписывалось создать 32 дивизиона бронепоездов, каждый из которых, в свою очередь, имел в своем составе по два бронепоезда. Исполняя данную директиву, советские труженики тыла построили к концу 1942 года не 65, а 85 бронепоездов!
Бронепоезда не обманули возложенные на них надежды. Согласно опубликованным данным, в период Великой Отечественной войны бронепоездами было уничтожено и подбито 370 танков, 344 орудия и миномета, 840 пулеметов, 712 автомобилей, 160 мотоциклов и два вражеских бронепоезда! Кроме того, на боевом счету бронепоездов также числится 115 сбитых самолетов противника.
За участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне два бронепоезда Красной армии и три бронепоезда войск НКВД были награждены Орденом Красного Знамени, десять отдельных дивизионов бронепоездов получили почетные наименования.

Сражение с десантом

Бронепоезда не только участвовали в огневой поддержке частей Красной армии, но и выполняли перевозку ценных грузов. Иногда они входе выполнения боевой задачи совмещали и то и другое. Например, в августе 1941 года немецкому десанту на Украине удалось захватить станцию Жуляны. Пользуясь внезапностью, немецкие десантники не только заняли здание станции, но и овладели несколькими вагонами, в которых находилось снаряжение для нужд авиации РККА. Чтобы обезопасить себя, немцы при въезде на станцию разобрали рельсы и взорвали небольшой мост. Однако это не остановило экипаж бронепоезда «Литер А». Этот бронепоезд состоял из бронепаровоза (типовой бронированный паровоз серии Ов) и трех бронеплощадок, на вооружении которых имелось 4 орудия и 24 пулемета. Командир бронепоезда А.С. Тихоход ночью послал команду ремонтников и группу бойцов для восстановления железнодорожного пути. После того как железная дорога и мост были восстановлены, бронепоезд на полном ходу в 4 часа утра ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по ошеломленному противнику. В результате действий бронепоезда станция была освобождена от немецкого десанта. Воспользовавшись этим, экипаж бронепоезда прицепил вагоны с ценным грузом и вывез их в Киев в расположение частей Красной армии.


Бронепоезд НКВД вступает в бой

Кроме бронепоездов Красной армии в годы Великой Отечественной войны сражались с врагом также бронепоезда, находившиеся в распоряжении внутренних войск НКВД. Эти бронепоезда обычно воевали не в составе дивизионов, а самостоятельно. В качестве примера можно привести действия бронепоезда внутренних войск НКВД №46 на Закавказском фронте.

Только с 30 августа по 6 сентября 1942 года этот бронепоезд произвел девять огневых налетов и выпустил 337 снарядов. В результате огня бронепоезда немцы понесли существенный урон. Были подбиты танк, бронемашина, уничтожен станковый пулемет, три наблюдательных пункта. С помощью огня бронепоезда советские войска смогли занять разъезд «Тепловодный», заставив немцев отступить. За этот период бронепоезд шесть раз подвергался минометному и артиллерийскому обстрелу, однако добиться прямых попаданий немцы так и не смогли.


Германский вермахт также использовал бронепоезда на Восточном фронте. Иногда они вступали в дуэли с совтскими бронепоездами. На фото — советские солдаты осматривают поверженный гитлеровский бронпоезд в освобожденном Гомеле (ноябрь 1943 года).

10 сентября бронепоезд № 46 поддерживал своим огнем наступление 10-го гвардейского стрелкового корпуса на хутор Первомайский. В течение дня бронепоезд произвел пять огневых налетов, в ходе которых были уничтожены бронемашина, три минометные батареи и штаб противника. Кроме того, огнем бронепоезда было также подбито шесть танков и две бронемашины. Благодаря поддержке бронепоезда советским пехотинцам удалось к концу дня занять хутор Первомайский и станцию Терек.

Всего же в период с 24 августа по 29 ноября 1942 года бронепоезд №46 на Закавказском фронте произвел 47 огневых налетов. В результате его действий были уничтожены 17 танков, 26 автомобилей, шесть бронемашин, четыре минометные и две артиллерийские батареи, одно орудие, шесть мотоциклов и большое количество пехоты противника. Кроме того, огнем бронепоезда был подавлен огонь шести минометных и двух артиллерийских батарей, а также двух отдельных орудий и 18 пулеметов. За боевые действия на Северном Кавказе бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.

Охота за «зеленым призраком»

Восемь месяцев в составе Севастопольского оборонительного района действовал бронепоезд «Железняков», причем он выходил на задания в условиях полного превосходства немецкой авиации в воздухе и наличия мощной артиллерийской группировки противника, методически разрушавшей железнодорожные пути. Несмотря на эти обстоятельства, бронепоезд регулярно совершал стремительные вылазки, в ходе которых в течение нескольких минут вел обстрел противника, а затем неожиданно исчезал в туннелях Севастополя.


«Илья Муромец» и «Козьма Минин» изготовлены в Горьком в феврале 1942 года. В конструкции были учтен опыт боев бронепоездов в 1941 году. Каждый бронепоезд состоял из защищенного 20−45-мм броней бронепаровоза Ов, двух артиллерийских бро неплощалок и двух бронеплощадок ПВО, а также «базы».

Всего «Желязнякову» удалось совершить 140 боевых выездов. Своим неожиданным появлением на поле боя он доставлял много неприятностей немецким войскам, постоянно держа их в напряжении. За «Железняковым» немцы установили настоящую охоту: регулярно посылали авиацию, специально выделяли для его уничтожения артиллерийские части, но более полугода бронепоезду удавалось обманывать противника. Немцы окрестили его «зеленым призраком». К сожалению, 26 июня 1942 года легендарный бронепоезд все же был уничтожен: под ударами авиации он оказался погребенным в туннеле, своды которого не выдержали очередного мощного авианалета.

Героический дивизион

В ходе Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов (ОДБП). Дивизион организационно включал в себя два бронепоезда и вагоны-мастерские. Кроме того, для ведения разведки в составе дивизионов бронепоездов числились бронедрезины и бронемашины (обычно БА-20).

В боях Великой Отечественной войны яркий след оставил 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили два мощных однотипных бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин». Об этих бронепоездах следует сказать подробнее, потому что и они сами, и их действия на полях сражений, и их награды действительно были особенными. Без преувеличения это были одни из самых совершенных и мощных бронепоездов в мире!

Вечная память

На любой войне не бывает без потерь. Несли потери в том числе и бронепоезда. Долгое время эта тема оставалась закрытой. Согласно архивным сведениям, опубликованным М.В. Коломийцем, в период с июня 1941 по май 1945 года потери Красной армии составили 65 бронепоездов. В эти официальные данные не включены потери бронепоездов войск НКВД.
Самым печальным стал 1942 год: в этот период было потеряно 42 бронепоезда, ровно в два раза больше, чем в 1941-м (!). Нередко бронепоезда погибали, одновременно отражая удары противника с неба и земли.
Большие потери бронепоездов в 1941—1942 годах можно объяснить рядом причин. Во‑первых, бронепоезда активно действовали в этот наиболее тяжелый для Красной армии период в условиях превосходства противника в воздухе и в танках. Во‑вторых, часто бронепоездам отводилась роль своеобразного «смертника»: они оставались в одиночку прикрывать отход советских частей с целью задержать противника на несколько часов.
С увеличением количества бронетехники в частях Красной армии участие бронепоездов в боевых действиях стало снижаться, что положительно сказалось на статистике потерь. В 1943 году было потеряно всего два бронепоезда, а в 1944—1945 годах бронепоезда не имели потерь.
Анализ боевых действий свидетельствует о том, что основными причинами уязвимости бронепоездов были привязанность к железной дороге, трудности маскировки во время ведения боевых действий, а также слабость зенитного вооружения на большинстве бронепоездов.
Тенденция увеличения калибра и мощности орудий в период 1941—1945 годов сделала броню бронепоездов недостаточной для надежной защиты механизмов и экипажа от вражеского артиллерийского огня. Возрастание роли авиации в боевых действиях против наземных сил противника, улучшение качества авиационных прицелов и мощности авиационного вооружения делали бронепоезда очень уязвимыми от атак с воздуха.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на достигнутые успехи и массовость применения в 1941—1945 годах, время бронепоездов уже подходило к концу. Что, разумеется, никак не умаляет значения подвигов, совершенных железнодорожниками ради победы над врагом.

Артиллерийская бронеплощадка бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» имела на вооружении две пушки Ф-34 в башнях от танка Т-34 и шесть пулеметов ДТ. По сравнению с другими бронепоездами бронеплощадки бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» обладали также более мощным бронированием — 45 мм по бортам. Примечательно, что броня располагалась под наклоном, что резко повышало ее сопротивляемость.

Слово «особый» в своем названии 31-й ОДБП получил за то, что впервые среди всех советских бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» получили на вооружение бронеплощадки с новейшим и секретным на тот момент оружием — реактивными установками М-8−24, более известными как «Катюши».


География участия в боях 31-го дивизиона включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западную Европу. Например, в боях за освобождение пригорода Варшавы — Праги — дивизион совершил 73 артиллерийско-минометных налета. В результате огня бронепоездов было подавлено и уничтожено 12 артиллерийских и минометных батарей, шесть отдельных орудий и 12 пулеметов, не считая большого количества пехоты противника. Дивизион закончил Великую Отечественную войну во Франкфурте-на-Одере.

«Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера»

Следует отметить, что бронепоездами располагала не только Красная армия, но и вермахт. Поэтому бронепоездам воющих сторон хоть и редко, но все же приходилось встречаться друг с другом на поле боя. В результате происходили дуэли бронепоездов. Весной 1944 года Красная армия с упорными боями освобождала территорию Волынской области Украины. Тяжелые бои разгорелись за город Ковель, которым овладеть сходу советские войска не смогли. В помощь наступающим советским пехотинцам был направлен 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов под командованием майора В.М. Морозова.


Однажды утром разведчики засекли немецкую артиллерийскую батарею. В течение трех минут она вела огонь, а затем прекратила стрельбу. Узнать ее точное месторасположение мешала местность и кроны высоких деревьев. Пехотинцы связались с воздушной разведкой, но получили ответ, что никакой батареи не обнаружено. На следующее утро в 9 часов неизвестная батарея вновь открыла трехминутный огонь. И снова засечь ее советским бойцам не удалось. Так продолжалось в течение нескольких дней, пока немцев не подвела присущая им педантичность. Сидевшие на заранее подготовленном наблюдательном пункте в кроне дерева разведчики ровно в 9 часов заметили клубы дыма. Их осенило — это действовал вражеский бронепоезд. Штабом 31-го дивизиона был разработан план по уничтожению вражеского бронепоезда. Основную задачу должен был выполнить бронепоезд «Илья Муромец»: найти подходящее место для засады, артиллерийским огнем своих пушек разрушить железнодорожное полотно и тем самым отрезать пути отхода для противника, а затем уничтожить немецкий бронепоезд.

4 июня 1944 года ровно в 9 часов утра состоялась дуэль бронепоездов. Бой был скоротечен. Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили высокое мастерство. Немецкий бронепоезд был накрыт первыми же выстрелами. Однако он успел повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный залп. Но снаряды легли мимо советского бронепоезда. Залп «Катюши» с бронеплощадок «Ильи Муромца» завершил разгром вражеского бронепоезда. Вскоре для него все было кончено. Символично, что уничтоженный немецкий бронепоезд носил имя «Адольф Гитлер».

Традиция использовать бронированные передвижные железнодорожные составы в СССР идет еще со времен Гражданской войны. В те времена они использовались для боевой поддержки военных соединений и в отдельных тактических самостоятельных операциях. При этом у бронепоездов ценились скорость перемещения и мобильность, огневая мощь и крепкая броня. Бронепоезда Великой Отечественной войны часто применялись как тяговая сила для транспортировки составов с важными грузами.

Осенью 1920 года в составе большевистской армии насчитывалось более 100 бронепоездов. Но к 1924 году количество их было намного меньше, так как военное управление артиллерии, на чей баланс поезда были переданы, не считало их действенным оружием и относилось как к обыкновенным орудиям на платформах.

составы в ВОВ

Бронепоезда в комплектовались в дивизионные подразделения. Например, бронепоезда «Кузьма Минин» и «Илья Муромец» находились в составе 31-го самостоятельного Горьковского дивизиона бронированных поездов. Также в состав соединения входили: паровоз черного цвета С-179, бронированная дрезина БД-39, пара броневиков БА-20, три мотоцикла и с десяток автомобилей и десантно-минометная рота. Всего в дивизионе было около 340 человек.

Бронепоезда во время Великой Отечественной войны использовались от самого начала до Победы. Помимо того что они поддерживали пехотные части, которые вели боевые действия вдоль железной дороги, наносили поражение неприятелю на железнодорожных станциях, охраняли побережье и вели контрбатарейный огонь по вражеской артиллерии.

Эти поезда настолько успешно применялись в начальные месяцы войны, что их производство было начато в нескольких городах сразу. Конструкции бронепоездов здорово различались. Это зависело от мощности строительного предприятия, изготавливающего этот боевой транспорт, от наличия бронированной стали и комплекта вооружения. К началу войны основная часть поездов была произведена Брянским заводом поездов. На этом заводе изготавливались не только артиллерийские бронированные железнодорожные платформы, но и поезда, оснащенные средствами противовоздушной обороны.

Зенитные бронепоезда ПВО в Великой Отечественной войне внесли значительный вклад в охрану железнодорожных станций от атак вражеских самолетов, сбивая их разнокалиберными зенитными орудиями и пулеметами ДШК.

Бронепоезда Великой Отечественной. Сколько было изготовлено?

На 22 июня 1941 года русская армия насчитывала 34 легких и 19 тяжелых бронепоездов, которые имели 53 бронированных паровоза, более 100 артиллерийских площадок, около 30 платформ ПВО и 160 бронированных автомашин, предназначенных для передвижения по железнодорожным путям. Также в наличии имелось девять бронедрезин и несколько бронированных моторных вагонов.

Помимо армии, бронепоездами владели и войска НКВД. В их подчинении находилось 23 бронепоезда, 32 орудийные платформы, 7 бронемашин и более 30 бронированных вагонов.

Основные бронепоезда Красной Армии

Самым известным типом бронепоезда в годы Великой Отечественной войны стал спроектированный в 42-м году бронированный поезд БП-43.

В состав этого поезда входил бронепаровоз ПР-43, который размещался в середине соединения, две артиллерийские площадки в голове бронепоезда и столько же в конце, две зенитные платформы и 2-3 площадки, перевозившие боеприпасы, ремонтные материалы для поезда и железнодорожного полотна. Также бронепоезд имел пару броневиков БА-20 или БА-64, адаптированных передвигаться по железным путям.

Для армии было сделано 21 бронепоезд этого типа и почти столько же для НКВД.

Технические данные бронированных механизмов

Бронепоезда Великой Отечественной, «тяжелые» модели, оснащались 107-мм орудиями, которые могли бить на расстояние до 15 километров. Бронированные листы, толщиной до 10 см, обеспечивали защиту от попадания артиллерийских снарядов, чей калибр достигал 75 мм.

Одной заправки воды, мазута и угля хватало бронепоезду, чтобы на скорости 45 км/ч проехать порядка 120 километров. Одна заправка - 10 тонн угля и 6 тонн мазута. Снаряженная масса бронепоезда достигала 400 тонн.

В боевую команду входили: командование, взвод управления, два взвода артиллерийских башенных орудийных и бортовых пулеметных расчетов, взвод зенитчиков, отряд, отвечающий за движение и тягу бронепоезда, и взвод экипажа броневиков, который располагал в своем составе 2-5 машинами, передвигающимися по рельсам.

Бронепоезда Великой Отечественной. Немецкие модели

Перед операцией «Барбаросса» немецким командованием планировалось ввести несколько бронепоездов, приспособленных к русской железнодорожной колее. Их было немного, Генеральным штабом Германии им отводилась малозначительная роль в ведении боевых действий. Например, до 1942 года они охраняли в тылу ж/д линии от партизан. И уже намного позднее, изучив успешную тактику применения подобных механизмов советскими войсками, немцы стали использовать бронепоезда в боевых сражениях.

Всего германская армия на Восточном фронте имела около 12 бронепоездов и пару десятков бронированных дрезин. Были случаи, когда немцы пользовались трофейными советскими поездами.

Оснащение немецких бронированных составов

Германские бронепоезда №№26-28 обладали тремя танковыми или артиллерийскими платформами и двумя пехотными вагонами, №№ 29-31 имели в составе две танковые площадки и одну пехотную платформу. С конца 1943 года к бронепоездам стали цеплять площадку с системой ПВО. Паровозы таких составов имели только бронированную кабину.

Как показали боевые действия, немецкие бронепоезда были не только технически отсталыми и примитивными, но и огневая мощь их была очень слаба. Поэтому командование германскими войсками держало их в тылу для борьбы с партизанскими формированиями.

Боевая мощь советских бронепоездов серьезно помогала армии в победе над гитлеровской Германией. Однако сам механизм, какой бы высокий технологический уровень он ни занимал, ничего не может сделать без команды, управляющей им. Так, машинисты бронепоездов во время Великой Отечественной войны также внесли свой вклад в общую победу. Чтобы доказать это достаточно вспомнить один эпизод из войны.

В 1944 году под Ковелем на Украине встретились два бронепоезда: советский «Илья Муромец» и немецкий «Адольф Гитлер». Машинисты русского бронепоезда, умело используя складки местности, смогли поставить состав так, что немцы его не видели и стреляли наугад. В то же время наши артиллеристы немецкий поезд видели достаточно хорошо. После непродолжительной артдуэли германский бронепоезд был уничтожен, что в то время было очень символически и предрекала скорую гибель всем фашистам. Наш состав не получил ни одного попадания. Это произошло благодаря умелым действиям машинистов бронепоезда. Ведь в военной науке известно, что грубая сила еще не гарантирует победу в сражении. Необходимо еще маневренность и умелость ведения боевых действий.

Бронепоезда и Сталинградская битва

Весной 1942 года германская армия вплотную подошли к реке Волге и к городу Сталинграду. Все возможные силы были брошены на его защиту. В обороне Сталинграда бронепоезда великой отечественной играют очень заметную роль.

Одним из самых первых бронированных составов, прибывших к городу, был бронепоезд НКВД под №73. В течение всего сентября он не выходил из боев. Немцы пытались его уничтожить авиацией, артиллерией и минометами, были разбиты четыре платформы, однако бронепоезд выдержал и смог не только отбиться, но и нанести мощный ответный удар по скоплению вражеских войск.

14 сентября на бронированый состав, находящийся возле Мамаевого Кургана, налетели вражеские самолеты, которых было около 40 штук. Из-за попадания авиабомбы в платформу с боеприпасами произошел мощный взрыв, уничтоживший большую часть бронепоезда. Выжившая команда сняла все доступное вооружение с поезда и отошла к реке. Немного позже другой бронепоезд под таким же номером появился на фронте - создали его в Перми бывшие солдаты 73-го бронепоезда. Они же и стали его новым экипажем.

5 августа на Сталинградский фронт также прибыл бронепоезд №677, который был переподчинен 64-й армии. Он держал возле села Плодовитое. На этом месте «стальная крепость» смогла отразить многочисленные немецкие танковые атаки. Благодаря ему пункт «47-й километр» остался за русскими войсками. Чуть позже, поддерживая контратаку 38-й стрелецкой дивизии, бронепоезд оказался под огнем бомбардировщиков, которые закидали его зажигательными бомбами. Ему пришлось после боя отойти в тыл на ремонт, так как получил более 600 пробоин и вмятин.

Также в битве под Сталинградом принимали участие бронепоезда №№ 1, 708, 40-й дивизион и знаменитая «стальная крепость» «Киров».

В первые годы войны немцы удивлялись мощности и конструкции наших бронепоездов. Они долго не верили, что их построили русские. Думали, что поезда завезены из Америки. Но на самом деле все бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 строились в Советском Союзе. К моменту вторжения немцев история создания подвижных «крепостей» в Союзе насчитывала не одно десятилетие. В Гражданскую войну бронепоезда активно использовались разными сторонами. Их маневренность, защита и вооружение постоянно улучшались. Поэтому гитлеровцев и удивляло умелое применение этого вида вооружения в сражениях с ними.

Мы же упомянем о самых знаменитых бронепоездах во время ВОВ.

Бронепоезд «Кузьма Минин»

Этот бронированный состав получился самой удачной конструкцией. Построили его зимой 1942 года в Горьком (Нижний Новгород).

В состав бронепоезда входили: обшитый бронированными листами паровоз, две артиллерийские платформы, две крытые площадки, имевшие на вооружении две танковые 76-мм пушки и спаренные с ними пулеметы. Также впереди и сзади бронепоезда были установлены зенитные платформы, а в центре - площадка с пусковой реактивной установкой М-8. Толщина фронтальный брони была 45 мм, а верхней - 20 мм.

Орудия поезда могли вести огонь на дальность до 12 км, уничтожая технику противника, а пулеметы и пусковая установка поражали живую силу неприятеля.

Мощь бронепоезда Великой Отечественной, фото которого расположено ниже, поражает воображение. Это действительно "стальная крепость на рельсах"

Бронированный поезд «Илья Муромец»

Построили «Илью Муромца» в 1942 году в городе Муроме. Защиту его составляли 45-мм листы. За весь период войны он не получил ни одного серьезного повреждения. Его боевой путь проходил по всем стратегически важным точкам ВОв и закончился он во Франкфурте-на-Одре. На счету этого бронепоезда Великой Отечественной насчитывается 7 вражеских самолетов, 14 артиллерийских и минометных батарей, более 35 опорных пунктов, около 1000 германских солдат и офицеров.

За отвагу и боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец» и «Кузьма Минин», входившие в состав 31-го отдельного подразделения, были награждены орденом А. Невского. В 1971 году «Илья Муромец» в г. Муроме был установлен на пожизненную стоянку.

Вышеназванные боевые поезда были не единственными в своем роде. Истории известны также и другие бронированные составы, сыгравшие важную роль в ВОВ. Это касается и бронепоезда «Балтиец», построенного на Ижорском заводе. Он имел 6 танковых орудий, 2 120-мм миномета и 16 пулеметов. Он активно участвовал в обороне Ленинграда, прикрывая подходы к городу сразу с 15-ти огневых точек.

Также во время битвы под Ленинградом отличился бронепоезд «Народный мститель», сооруженный в этом же городе. На его вооружении стояли две пушки ПВО и два танковых орудия, а еще 12 пулеметов «Максим».

Бронированные составы после войны

Бронепоезда Великой Отечественной, фото которых представлены в этой статье, являются героями своего времени. Они сделали огромный вклад в победу нашего народа над фашистской Германией. Однако к концу войны стало понятно, что улучшенная артиллерия сможет теперь уничтожать подобные механизмы, как легкую бронированную технику. К тому же доктрина современного ведения боевых действий подразумевала большую маневренность и тактическую мобильность воинских соединений, а бронепоезда сильно привязаны к ж/д путям, что серьезно снижает их мобильность.

Такими же темпами, как и артиллерия, развивалась и авиация, для которых уничтожение бронепоезда не стало чем-то сложным, а бронированных составом уже не могли обеспечить надежную защиту. До 1958 года кое-как разработка и проектирование подобных механизмов еще продолжалось. Но далее они были сняты с вооружения.

Между тем опыт и знание по монтированию боевых орудий на поезда не ушел в забытье. В конце 80-хх годов на боевое дежурство по охране целостности государства стали БЖРК (ракетный комплекс на ж/д платформе). По внешнему виду они не отличаются от гражданских поездов, но внутри у них установлены системы запуска стратегических ракет. Некоторые из них имели ядерные боеголовки.

Так «внуки» продолжили славное дело своих «дедов» по охране нашей Родины.

21 февраля 1942 года в Горьком был сформирован 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. Это был первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования, получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил в своё наименование прилагательное «особый».


В состав дивизиона входили горьковский и муромский бронепоезда: «Козьма Минин» и «Илья Муромец», черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, а также специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня и жилые. Особенностью бронепоездов дивизиона являлось использование реактивной артиллерии и орудий, размещенных в танковых башнях. В действующей армии дивизион находился с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года, пройдя путь от Волги до Берлина. На его счету уничтоженный немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулеметные точки, 15 немецких самолетов. Дивизион был награжден орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ


Бронепоезд «Илья Муромец» был построен в 1942 году в Муроме как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия и вагоны были сделаны рабочими в свободное время. Бронепоезд был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными минометами «Катюша». За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. За бесшумный ход, высокую скорость и колоссальную огневую мощь немцы прозвали бронепоезд «русским призраком». За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Свой первый бой бронепоезд «Илья Муромец» принял в апреле 1942 года у станции Выползово. А чуть позже участвовал в налете на захваченный фашистами Мценск с приказом парализовать работу станции, где в этот момент шла интенсивная разгрузка эшелонов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля — крупного узлового центра Волынской области УССР — произошло единственное лобовое сражение бронепоездов 2-й мировой войны между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и «Адольф Гитлер» был уничтожен. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошел до Берлина, так как мост через Одер был разрушен. В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в Муроме установили памятник «Илье Муромцу» в виде макета паровоза в натуральную величину.



Фото: Soniaromanoff/WIkimedia Commons

КОЗЬМА МИНИН

Бронепоезд «Козьма Минин» был построен в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький рабочими паровозных и вагонных депо Горький-Пассажирский на собственные средства в свободное от работы время. Боевая часть бронепоезда состояла из бронепаровоза, двух крытых бронеплощадок, двух открытых артиллерийских бронеплощадок и четырех двухосных контрольных платформ. Защищенный броней толщиной 30-45 мм «Козьма Минин» был оснащен зенитными пушками, которые позволяли вести прицельную стрельбу на дальность до 12 километров, и пусковыми установками М-8, обеспечивающими точное поражение живой и технической силы противника. Кроме того, бронепоезд мог возить с собой обширный боезапас, а в боевых условиях использоваться также в качестве тягача. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля. Летом бронепоезд красили в темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - в белый цвет.
За три года бронепоезд преодолел более 2.5 тысяч километров, поразив 15 немецких самолетов и 2 огневые точки. В дни Курской битвы экипажи «Козьмы Минина» обеспечивали огневую поддержку наступающим войскам 61-й армии. После войны был найден на Урале, отреставрирован и установлен на постаменте в Нижнем Новгороде.


Фото: Smolov.ilya/Wikimedia Commons

БРОНЕПОЕЗД № 1 «ЗА СТАЛИНА»

Бронепоезд «За Сталина!» был построен на Коломенском заводе имени Куйбышева 10 сентября 1941 года. Он состоял из двадцати вагонов, четыре из которых предназначались для личного состава: вагон-мастерская, вагон-кухня, командно-санитарный и вагон-баня, пар для которой брали из паровоза. Поезд состоял из двух частей — боевой и ремонтной, или базовой. Боевая часть состояла из четырех платформ, в том числе двух зенитных, паровоза серии 9П, подвергнутого очень сильной модернизации и снабженного тендером, и контрольных площадок с запасом путевого материала и инструментов. Бронепоезд был оснащен четырьмя 76-миллиметровыми танковыми орудиями, восемью пулеметами «Максим» и двумя спаренными пулеметами «ДТ», которые могли вести круговой обстрел, а также зенитными установками. Толщина брони поезда достигала 45 мм.
Бронепоезд не успели зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии: в первом же бою 10 октября 1941 года на 174-м км Западной железной дороги между станциями Колесники и Гжатск бронепоезд №1 был обстрелян. Паровоз получил повреждения, бронепоезд остановился и был выбит из строя. Немцы захватили и расстреляли оставшуюся часть команды, в живых осталось только семь человек. Позже немцы восстановили паровоз и одну бронеплощадку и использовали их в составе своих бронепоездов.


Фото:mechcorps. ru

ЖЕЛЕЗНЯКОВ

Бронепоезд «Железняков», прозванный немцами «Зеленым призраком», был построен на Севастопольском морском заводе 4 ноября 1941 года. Рабочие завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой. На бронеплощадках были установлены пять 100-миллиметровых орудий и 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза в состав входил также дополнительный мощный локомотив.
7 ноября 1941 года «Железняков» вышел на первое боевое задание: обстрелял немецкую пехоту у деревни Дуванкой (Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины. С 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, около полутора тысяч солдат и офицеров противника. 5 июня 1942 года «Железняков» в бою с колонной немецких танков подбил не менее 3 бронированных машин. За первый год войны бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Во время второго штурма Севастополя «Железняков» поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.
26 июня 1942 года 50 немецких бомбардировщиков нанесли удар по Троицкому тоннелю, где базировался «Зеленый призрак». Обломками завалило 2-ю бронеплатформу. Второй выход из тоннеля еще сутки оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен. Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Используя восстановленные бронеплощадки «Железнякова», немцы создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами. В мае 1944 года бронесостав был взорван немцами при отступлении.

БАЛТИЕЦ

3 июля 1941 года рабочие Лениград-Балтийского электродепо приняли решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза предоставил Ижорский завод. Рабочие назвали бронепоезд «Балтийцем», и с июля 1941 года он действовал на Ленинградском фронте. Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. В команду бронепоезда вошли добровольцы-железнодорожники электродепо и кадровые артиллеристы. Широко развитая железнодорожная сеть Ленинградского узла позволяла бронепоезду успешно маневрировать и наносить внезапные удары по врагу, оставаясь для него недосягаемым. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы — по Мге; из Угольной гавани — по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой - по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово - в район за Лемболово - Орехово. Во время прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года «Балтиец» находился на станции Петрокрепость. С закрытых позиций, а также прямой наводкой артиллерийским огнем он поддерживал пехоту, атакующую вражеские укрепления на левом берегу Невы. В дни решающих сражений за полное освобождение Ленинграда бронепоезд поддерживал наступление советских войск в районе станции Лигово и города Урицка, продвигаясь вперед вместе с наступающей армией.


Фото:mechcorps. ru

Сегодня само слово «бронепоезд» является анахронизмом. Однако бронепоезда были предтечами моторного периода войны с бронеавтомобилями и танками. Они заняли заслуженное место в военной истории и достойны внимания как отдельная область военной техники.

История бронепоездов началась, когда удачно соединились паровоз, артиллерия и вагон. Во время Гражданской войны в Северной Америке идея установить артиллерию на железнодорожные платформы осенила одного из северян. Сперва пушки не закреплялись, и свободно катались после каждого выстрела.

Дебют железнодорожной артиллерии в Старом свете пришёлся на 1871 год, время франко-прусской войны. Во время осады Парижа один из прусских военных предложил оснастить железнодорожные платформы пушками. Получившаяся в итоге батарея имела возможность вести обстрел города в движении, с различных участков. Некоторое время спустя французы взяли идею врага на вооружение. В 1884 году в цехах заводов Сен-Шамон строились специальные броневагоны, спроектированные инженером Муженом.

На рубеже столетий, в ходе англо-бурской войны 1899–1910 года, железнодорожная артиллерия использовалась весьма широко. Буры вели активную партизанскую войну, а ответом англичан послужило создание подвижных и хорошо вооружённых «гарнизонов на колёсах». На платформах из древесины или металла из подручных средств оборудовались блиндажи. Порой защиту поездам обеспечивали только связки канатов.

Британский бронепоезд периода англо-бурской войны.
Источник: http://boris-mavlyutov.livejournal.com/

Первая мировая война придала серьёзный импульс боевому применению защищённых ЖД-составов. Российская империя здесь не была исключением. На её территории наиболее развитой сетью железных дорог располагали западные губернии. Именно поэтому бронепоезда активнее всего использовались на Юго-Западном фронте (ЮЗФ) – первый из них появился там в самом начале войны. Конструкция состава была безыскусна, однако он успешно действовал в районе 8-й армии генерала А. А. Брусилова.


Бронепоезд 5-го Сибирского железнодорожного батальона с командой. Фото из журнала «Нива» за 1916 год

Накануне начала кампании 1915 года Управление военных сообщений ЮЗФ направило в железнодорожные батальоны запрос: необходимы ли им бронепоезда? Командование оных отнеслось к этой идее сдержанно – ведь главной задачей железнодорожных батальонов было не участие в боевых действиях, а обслуживание путей в ближнем тылу. Впрочем, армейское командование быстро смекнуло, сколь полезны могут быть бронепоезда в условиях современной войны. В марте 1915 года в Перемышле, Львове и Станиславе началось сооружение составов. Успешному завершению этих работ помешало «Великое отступление» русской армии. Единственный законченный в Перемышле блиндированный поезд по сути являлся отремонтированным австро-венгерским составом.


Трофейный бронепоезд австро-венгерской армии, захваченный русскими частями в крепости Перемышль. Весна 1915 года.
Источник: http://topwar.ru/

Всего к весне 1915 года на ЮЗФ находилось 2 бронепоезда, но и они действовали достаточно успешно. Начальник Управления военных сообщений Ставки генерал С. А. Ронжин в разгар летней кампании докладывал: «Неожиданный и удачный набег бронепоезда, действовавшего быстро и внезапно, наносит большое опустошение в рядах противника» .


Артиллерийский и пулемётный вагон (с наблюдательной башней) бронепоезда 9-го железнодорожного батальона. Юго-Западный фронт, 1915 год. Любопытная деталь: наружная обшивка пулемётного вагона выполнена из досок
Источник: http://topwar.ru/

Бронепоезда тогда представляли собой защищённый бронёй паровоз и от двух до четырёх броневагонов. Они были вооружены парой артиллерийских орудий и пулемётами, количество которых варьировалось от 6 до 24. Снаружи составы обшивались обычной сталью толщиной до 20 мм, достаточной для защиты от огня винтовок и поражения осколками снарядов. Обивка древесиной или пробкой изнутри была призвана обеспечить звукоизоляцию. Связь командира блиндированного поезда с командой поддерживалась с помощью рупора, использовалась и световая сигнализация. Специальные трубопроводы, идущие от паровозов, позволяли отапливать вагоны в студёное время года. Ну, а в состав команды бронепоезда входили, как правило, 3–5 офицеров и более полусотни нижних чинов. Впрочем, история сохранила и авангардные проекты боевых ЖД-составов – например, моторный вагон «Заамурец». Детище военного инженера полковника Бутузова из Управления военных сообщений ЮЗФ, эта машина создавалась в 1916 году в Одессе. Конструкция «Заамурца» была уникальна и заключалась в автономном броневагоне, приводящемся в движение автомобильными двигателями и вооружённом двумя 57-мм пушками Норденфельда наряду с 12 пулемётами. «Заамурцу» было суждено участвовать в боях на исходе Первой мировой войны, в хаосе Гражданской войны в России путь мотоброневагона лежал от Чёрного моря до Транссибирской магистрали и Дальнего Востока.


Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословацкими войсками в Симбирске. Июль 1918 года
Источник: http://foto-history.livejournal.com/

Тактика ведения боя российскими бронепоездами в 1914–1917 годах сводилась к «огневому налёту»: по предварительно разведанному пути состав выдвигался на позицию и открывал огонь по обнаруженным целям. Продолжительность налёта была невелика – ведь противник сразу же начинал обстреливать бронепоезд в ответ. Их действия являлись успешными скорее в начале войны, пока не наступила стабилизация фронта и железнодорожное полотно на его протяжённости оставалось сохранным. За период Первой мировой войны в России всего были построены 14 бронепоездов различной конструкции, мотоброневагон и 3 бронедрезины. Для сравнения: Австро-Венгрия смогла создать только 11 единиц, кайзеровская Германия – и того меньше. Количественное превосходство России нивелировало несколько факторов: на бронепоездах стояло в основном трофейное вооружение, они не имели постоянных команд.

Превращение «империалистической войны» в Гражданскую ознаменовало эпоху расцвета бронепоездов. Темп их создания возрос на несколько порядков уже в конце 1917 года и являлся приоритетом в ущерб качеству конструкции. Зачастую обычные вагоны обшивались листами металла или оснащались импровизированными позициями из брёвен и мешков с песком. Всего за 1918–1922 годы промышленные мощности Советской России позволили изготовить 68 составов. Помимо постройки новых бронепоездов велась модернизация старых и ремонт трофейных.


В Рабоче-крестьянской Красной армии команды бронепоездов комплектовались путём специального отбора. С 1922 года критерии для назначения в бронепоездную часть были таковы: крепкое телосложение при небольшом росте, хороший слух и отличное зрение, крепкие нервы и твёрдость характера. Это объяснялось суровыми условиями службы на бронепоездах. Убедительной иллюстрацией тому может служить эпизод боя 8 июля 1918 года у моста через реку Шешму, описанный командиром бронепоезда «Свобода или смерть» А. В. Полупановым:

В бронеплощадках кромешный ад. Люди задыхаются от пороховых газов и жары, двое пулемётчиков потеряли сознание. Накалились стволы пулемётов, кипит в кожухах вода, в отводных трубках сухая горячая резина. Воды нет!..
В это время раздаётся звонок машиниста: вода в тендере кончается. Что делать?.. Бронепоезд подходит вплотную к реке.

Вторые номера и резерв на вылазку за водой!

Не с гранатами и винтовками, а с вёдрами, котелками и чайниками под свист пуль прыгают бойцы вниз… Есть вода! С новой силой разгорелось сражение. Противник стал отходить в степь .


«Революционный поезд» 10-го железнодорожного батальона (бывший Морской бригады особого назначения). Начало 1918 года