Об обложении налогом на прибыль унитарных предприятий. Унитарные предприятия (гуп, муп, куп) Формирования прибыли унитарных предприятий

"Финансовая газета", N 2, 2004

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила). В соответствии с указанными нормативными документами руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет ежегодно до 1 августа текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанный по установленной форме и представляющий собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

Одновременно проект программы деятельности предприятия на следующий год представляется:

в Минимущество России - если объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год равен либо превышает 50 млн руб., или балансовая сумма активов предприятия на конец предыдущего года равна либо превышает 20 млн руб.;

в территориальный орган Минимущества России - если предприятие не отвечает ни одному из двух указанных условий.

Федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программу деятельности предприятий на следующий год. Кроме того, руководитель предприятия ежегодно до 1 апреля вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год обязан представлять в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости - предложения по уточнению показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой деятельности предприятия на текущий год. Одновременно указанные предложения представляются в Минимущество России.

Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год (за исключением 2002 г.) часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня, в определенных случаях, установленных Правилами, - до 1 июня. Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Минимуществом России в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетности предприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.

С учетом изложенного нам представляется, что во избежание претензий со стороны собственника унитарного предприятия и соблюдения действующего законодательства руководителю предприятия необходимо выполнять требования Постановления N 228. Все рекомендуемые формы отчетности указаны в Приложении к этому Постановлению. Расходы на премирование сотрудников, техническое оснащение предприятия, социальные гарантии, предоставляемые работникам предприятия, представительские расходы и т.д. должны быть включены в состав программы деятельности предприятия. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно не только включать такие расходы в состав программы деятельности предприятия, но и образовывать соответствующие фонды путем внесения в действующий устав предприятия необходимых изменений.

В.Консетова

ООО "АФК-Аудит"

г. Санкт-Петербург

Оставшаяся после уплаты налога сумма прибыли, т.е. нераспределенная прибыль, может быть израсходована в соответствии с решением собственника имущества.

Учредитель унитарного предприятия своим решением или записью в уставе должен определить, как оно может использовать прибыль текущего года. При этом собственник имущества унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Унитарные предприятия обязаны ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Суммы распределенной прибыли по результатам работы предприятия за отчетный год отражаются в отчетности в соответствии с п.10 ПБУ 8/98 «События после отчетной даты». При отражении в учете суммы прибыли, подлежащей перечислению собственнику, на дату принятия решения, т.е. в году, следующем за отчетным, унитарное предприятие должно показать также суммы, причитающиеся собственнику, в бухгалтерской отчетности за отчетный период. В данном случаи сумма начисленной собственнику прибыли будет свидетельствовать о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, т.е. будет являться «событием после отчетной даты».

В соответствии с действующим законодательством нераспределенная прибыль отчетного года учитывается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Этот счет активно-пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму накопленной унитарным предприятием прибыли, сальдо дебетовое - сумму непокрытого убытка.

К счету 84 на унитарном предприятии ПМУП «РЭУ» открываются субсчета:

  • 84.1 «Прибыль, подлежащая распределению»;
  • 84.2 «Убыток, подлежащий покрытию»;
  • 84.3 «Нераспределенная прибыль в обращении»;
  • 84.4 «Нераспределенная прибыль использованная».

При распределении часть нераспределенной прибыли направляется в резервный фонд, перечисляется соответствующему государственному (муниципальному) органу. Оставшаяся часть остается нераспределенной.

Д 99 «Прибыли или убытки»

К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - отражена сумма прибыли, полученной по итогам года, на основании справки-расчета бухгалтерии;

К 99 «Прибыли или убытки» - отражена сумма убытка, полученной по итогам года, на основании справки-расчета бухгалтерии;

Д 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К 82 «Резервный капитал» - образование резервного капитала на основании устава унитарного предприятия;

Д 82 «Резервный капитал»

К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - погашение непокрытого убытка отчетного года за счет средств резервного капитала на основании решения руководителя.

В настоящее время порядок определения прибыли как финансового результата деятельности предприятий2 регламентируется правилами бухгалтерского учета, устанавливаемыми Министерством финансов РФ. Данные правила содержатся в специальных нормативных актах, утверждаемых приказом Министерства финансов РФ и носящих название Положений по бухгалтерскому учету.

Установленные правила являются унифицированными и едиными для коммерческих предприятий всех форм собственности.

Бухгалтерская прибыль представляет собой конечный финансовый результат - прибыль или убыток, выявленный за отчетный год на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, установленным Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации3.

Министерство финансов Российской Федерации устанавливает для предприятий всех форм собственности правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и погашения обязательств. Вклады собственников предприятия доходами не признаются.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения направлений деятельности организации подразделяются на три вида.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В организациях, чей предмет деятель-

1 СЗ РФ 1994 № 28 Ст 2989.

2 Порядок формирования прибыли для целей налогообложения подробно рассматривается в параграфе о налоге на прибыль.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998 № 23

Глава 8. Правовой режим финансов государственных... -|-jg

ности - предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считается и арендная плата В организациях, чей предмет деятельности - предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются лицензионные платежи, включая роялти за пользование объектами интеллектуальной собственности.

Операционными доходами унитарного предприятия являются поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов оргатти-зации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы" и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), если данные виды деятельности - не основные для предприятия. К операционным доходам также относится прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления от продажи основных средств и иных активов; проценты по предоставленным займам и от размещения средств в банковских учреждениях.

К внереализационным доходам относятся штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы и др.

Унитарные предприятия также могут иметь чрезвычайные доходы. К ним относятся поступления, возникающие как последствия стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

Расходами государственного и муниципального унитарного предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственника имущества.

Министерство финансов РФ классифицирует расходы предприятий в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений от деятельности на: расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы.

Последние два вида расходов считаются прочими расходами. К прочим также относятся чрезвычайные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

120 Раздел III. Правовой режим фондов денежных средств_____

К ним также относятся расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. При формировании расходов по обычным видам деятельности предприятие должно обеспечить их группировку по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация; прочие затраты.

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности. Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей. Исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным расходам. Сюда входят также расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.

Внереализационными расходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных предприятием убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

В составе чрезвычайных расходов предприятие отражает расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности: стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т д.

Глава 8. Правовой режим финансов государственных... 121

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) унитарного предприятия слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

Еще по теме § 2. Прибыль унитарных предприятий:

  1. 7. Государственное и муниципальное унитарное предприятие
  2. Глава 14 ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Утверждено
постановлением Городского
Собрания депутатов г. Якутска
от 27 декабря 2000 г. ПГС N 49-2

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с 42 и 62 статьями Бюджетного кодекса РФ и регламентирует отношения, связанные с распределением прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальными унитарными предприятиями.

1.2. Балансовая и чистая прибыль муниципального унитарного предприятия (далее - Предприятие) определяется в соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" , Постановления Правительства РФ "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" и других нормативных документов.

1.3. Прибыль Предприятия, остающаяся после уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет (чистая прибыль) распределяется в соответствии с настоящим Положением.

1.4. В настоящее Положение Городским собранием депутатов г. Якутска могут вноситься при необходимости изменения и дополнения.

2. Распределение прибыли муниципального унитарного предприятия

2.1. Распределению подлежит чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, по результатам деятельности за год.

2.2. Распределение прибыли и подготовка предложений входит в полномочия Комитета по управлению муниципальным имуществом при Администрации г. Якутска (далее - Комитет), с соответствующим внесением изменений в учредительные документы предприятий.

2.3. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, производится с целью определения доли средств, направляемых:

На перечисление в доход Городского бюджета части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по нормативам, установленным постановлением Городского Собрания;

На материальное поощрение работников Предприятия;

На финансирование планируемых краткосрочных и долгосрочных затрат.

2.5. На первом этапе предварительного распределения прибыли рассматриваются первоочередные, обязательные по величине, направления использования прибыли и возможные дискуссионные направления использования прибыли.

2.6. Допускается разработка нескольких вариантов распределения прибыли, окончательный выбор варианта может быть оставлен до принятия решения Комитетом.

2.7. Решение о распределении фонда материального поощрения среди работников Предприятия принимается Комитетом и передается на исполнение Предприятию.

3. Муниципальным унитарным предприятиям, устанавливается норматив для отчисления в бюджет 10% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по результатам деятельности за год.

4. После сдачи отчетности Муниципальные Унитарные Предприятия до 25 числа следующего за отчетным месяцем оплачивают 100% по установленным нормативам начисленную сумму в Местный бюджет. Полученные средства распределяются в Местный бюджет в размере - 85%, в КУМИ - 15%. Предназначенные 15% КУМИ ежемесячно подлежат перечислению из Местного бюджета в КУМИ на содержание расходов по смете, связанных с мероприятиями, направленными на систематический анализ и контроль за хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий.

Уставный фонд унитарного предприятия

Существуют два вида унитарных предприятий – основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казённые предприятия).

Уставный фонд создаётся лишь у унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Дело в том, что уставный фонд является минимальной гарантией интересов кредиторов унитарного предприятия, а (как мы знаем, казённые предприятия банкротить нельзя), в то же время по долгам казённого предприятия субсидиарную ответственность несёт соответствующее публично-правовое образование.

Минимальный размер уставного фонда для государственных унитарных предприятий – пять тысяч (5000) минимальных размеров оплаты труда, а для муниципальных предприятий – тысяча (1000) МРОТ.

Уставный капитал должен быть сформирован полностью в течение трёх месяцев со дня регистрации унитарного предприятия.

Распределение прибыли унитарного предприятия регулируется и налоговым правом, и самим этим институтом.

В Налоговом Кодексе посмотреть главу 25 – налог о прибыли организаций. И что происходит с теми деньгами, которые получают унитарные предприятия. У предприятия есть выручка, из них вычитаются косвенные налоги, а то, что остаётся – это доход. Доход может быть уменьшен на величину расходов (расходы на зарплату, некоторые налоги – земельные и так далее). После этого остаётся прибыль, и с этой прибыли нужно уплачивать налог на прибыль – 20%.

После этого остаётся чистая прибыль, и применительно к частной организации регулирование здесь заканчивается.

В отношении же к унитарным предприятиям есть особые нормы, но уже не в налоговом праве.

Чистая прибыль унитарных предприятий направляется на две цели:

2) Оставшаяся часть распределяется или остаётся в самом унитарном предприятии или направляется на цели, установленные собственником унитарного предприятия.

42 бюджетные дотации и субсидии

"...дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;..."

Субсидия (от лат. subsidium - помощь, поддержка) - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

  • субсидия - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета
  • субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

Основные свойства субсидии:

  1. безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)
  2. целевой характер
  3. софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотатируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования

Субсидия - помощь потребителю продукции, то есть субъекту, не имеющему достаточно средств для самофинансирования.

Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio - дар, пожертвование) имеет несколько значений:

  1. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
  2. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.
  3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например, дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей.
  4. Выплаты производителям продукции, производство которой малорентабельно.

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся на государственный бюджет, порождают его дефицитность. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.

Дотация - по сути помощь производителю в сбыте его продукта на рынке, когда без этой помощи производитель не в состоянии предложить такую цену, которая заинтересует покупателей на рынке и соответственно не может реализовать запланированные объемы продукции.