Об утверждении годовых норм износа по основным средствам. Нормы амортизации: формула расчета с пояснениями

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОДОВЫХ НОРМ ИЗНОСА ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ (АКТИВАМ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Государственной программы развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998-2000 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1998 года N 800, Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Годовые нормы износа по основным средствам (активам) государственных учреждений.

2. Министерству финансов Республики Казахстан разработать и утвердить Правила о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств (активов) государственных учреждений.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.


Премьер - Министр


ГОДОВЫЕ НОРМЫ ИЗНОСА по основным средствам (активам) государственных учреждений

┌───────────────────────────────────────────┬──────┬──────────────┐ │ Виды и группы основных средств (активов) │Шифр │Годовая норма │ │ │нормы │износа (в % к │ │ │износа│первоначальной│ │ │ │стоимости) │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │I. Здания │010 │ │ │Здания производственно - хозяйственного │ │ │ │назначения │0101 │ 7 │ │Жилые здания │0102 │ 2 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │II. Сооружения │011 │ │ │(водокачки, стадионы, бассейны, дороги, │ │ │ │мосты, памятники, ограждения │ │ │ │парков, скверов и общественных садов, │ │ │ │буровые скважины, штольни и другие) │0111 │ 7 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │III. Передаточные устройства │012 │ │ │Устройства электропередачи и связи │0121 │ 4 │ │Трансмиссии и трубопроводы │0122 │ 5 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │IV. Машины и оборудование │013 │ │ │Силовые машины и оборудование │0131 │ 10 │ │Рабочие машины и оборудование │0132 │ 12 │ │Измерительные приборы │0133 │ 20 │ │Регулирующие приборы и устройства │0134 │ 20 │ │Лабораторное оборудование │0135 │ 10 │ │Компьютерное оборудование │0136 │ 25 │ │Медицинское оборудование │0137 │ 10 │ │Офисное оборудование │0138 │ 10 │ │Прочие машины и оборудование │0139 │ 15 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │V. Нематериальные активы │014 │ │ │(лицензии, имущественные права, │0141 │ 10 │ │брокерские места, гудвилл, программное │ │ │ │обеспечение, организационные расходы и │ │ │ │другие │ │ │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │VI. Транспортные средства │015 │ │ │Подвижной состав железнодорожного, │0151 │ 15 │ │водного, автомобильного транспорта │ │ │ │Подвижной состав воздушного транспорта │0152 │ 15 │ │Гужевой транспорт │0153 │ 15 │ │Производственный транспорт │0154 │ 20 │ │Спортивный транспорт │0155 │ 23 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │VII. Инструменты, производственный │ │ │ │и хозяйственный инвентарь │016 │ │ │Инструменты │0161 │ 30 │ │Производственный инвентарь и принадлежности│0162 │ 10 │ │Хозяйственный инвентарь │0163 │ 15 │ │Прочий производственный и хозяйственный │ │ │ │инвентарь │0164 │ 10 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │VIII. Рабочий скот │017 │ │ │Рабочий скот │0171 │ 12 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────┼──────────────┤ │IX. Прочие активы │019 │ │ │Многолетние насаждения │0191 │ 8 │ │Капитальные затраты по улучшению земель │0192 │ 12 │ │Документация по типовому проектированию │0193 │ 10 │ │Программы на технических носителях, │ │ │ │учебные кинофильмы, магнитные │ │ │ │диски, кассеты и другие │0194 │ 25 │ └───────────────────────────────────────────┴──────┴──────────────┘

"Налоговый вестник", N 4, 2004

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Годовые нормы износа по основным фондам бюджетных учреждений и организаций, утвержденные еще 28 июня 1974 г. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11.11.1973 N 824 "Об итогах переоценки основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете" (далее - Годовые нормы износа).

За прошедшее время в составе основных средств бюджетных учреждений произошли значительные изменения, вызванные появлением новых машин и оборудования (персональных компьютеров, ксероксов, факсов и т.д.), а также переоборудованием и капитальным ремонтом зданий и сооружений бюджетной сферы (систем отопления, охраны и пожаротушения). Вместе с тем из состава основных средств бюджетных учреждений выбыли целые классы машин и оборудования, существовавшие в 70-х годах прошлого столетия (перфораторы, табуляторы, мини-ЭВМ и т.д.).

Необходимо отметить, что действующие Годовые нормы износа были сформированы исходя из видовых признаков основных средств, что не соответствует современным международным стандартам финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, Годовые нормы износа не связаны с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 N 359, что противоречит существующим принципам классификации.

В результате использование Годовых норм износа приводит к существенным искажениям бухгалтерской и статистической отчетности, что не позволяет объективно отображать состояние и воспроизводство основных средств бюджетных учреждений и, соответственно, обоснованно планировать выделение финансовых средств из бюджетов всех уровней на их замену и капитальный ремонт.

В связи с этим в настоящее время по инициативе Минэкономразвития России и Минфина России разрабатывается проект нормативного документа, в котором предусматривается переход на новые нормы износа основных средств бюджетных учреждений, сформированные согласно срокам полезного использования.

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 была утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация основных средств), используемая в целях налогообложения.

Согласно п.1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ Классификация основных средств рекомендуется для применения в целях бухгалтерского учета, то есть может использоваться и для начисления износа в бюджетных учреждениях, но при соблюдении ряда отдельных ограничений и дополнений. Поэтому в основу разрабатываемой системы кодификации и определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений положены те же принципы, что и при разработке Классификации основных средств.

Предлагаемая система формирования групп основных средств бюджетных учреждений ориентирована на ОКОФ, который совместим, во-первых, с международными стандартами, а во-вторых, - с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17. На сегодняшний день ОКОФ - это единственный классификатор, который позволяет идентифицировать видовой состав основных фондов, что важно для целей бухгалтерского учета.

Основным ориентиром при определении сроков полезного использования конкретных видов основных средств, предусмотренных ОКОФ, были нормы амортизации, установленные в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072. Однако в большинстве случаев эти нормы уточнялись на основе мировой практики посредством анализа сроков амортизационного списания по разным видам оборудования, принятых в других странах. Наконец, учитывались мнения специалистов относительно необходимости сокращения сроков списания тех или иных видов основных средств.

Предложенная укрупненная группировка основных средств позволяет унифицировать сроки полезного использования для однотипных видов основных средств, неоправданно дифференцированных ранее по нормам износа.

При этом следует иметь в виду, что состав основных средств бюджетных и коммерческих организаций практически совпадает (компьютеры могут применяться и в бюджетном учреждении, и в коммерческой организации), а нормы износа и нормы амортизации определяются в зависимости от сроков полезного использования основных средств.

При разработке документа, касающегося новых норм износа основных средств бюджетных учреждений, также учитывается, что их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней или бюджетов государственных внебюджетных фондов на основе смет доходов и расходов, и, следовательно, необходимо осуществлять контроль за использованием и состоянием государственного имущества. В этой связи нецелесообразно предоставлять самому учреждению право выбора в определении сроков полезного использования своих основных средств, как это установлено в налоговом законодательстве. Кроме того, необходимо установить более жесткие временные рамки по использованию основных средств бюджетных учреждений, а именно: несколько увеличить сроки их полезного использования.

В этих целях для начисления износа по основным средствам со сроками полезного использования до 30 лет в каждой из девяти первых групп предлагается установить четкие значения сроков полезного использования. Что касается основных средств с сроками полезного использования свыше 30 лет (в основном здания и сооружения), то для большей прозрачности их учета и контроля планируется разделить десятую группу на три новые группы основных средств, а именно: со сроками полезного использования от 30 лет до 40 лет включительно, от 40 лет до 60 лет включительно и свыше 60 лет.

При этом предполагается предоставить право федеральным органам исполнительной власти самим устанавливать сроки полезного использования и, соответственно, нормы начисления износа в пределах каждой из этих групп в зависимости от особенностей эксплуатации конкретных объектов основных средств (имея в виду различные климатические условия, а также уровень физического и морального старения основных средств). В этом случае при определении норм износа, наряду с необходимостью учета в хозяйственной деятельности достижений научно-технического прогресса, ставится задача определения реальных (фактических) сроков полезного использования основных средств с учетом их физического и морального износа и оптимизации затрат на обновление.

При разработке документа учитываются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми нормы начисления износа, рассчитанные на основе предлагаемых принципов определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений, должны распространяться на бюджетные учреждения бюджетов всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), а также на организации государственных внебюджетных фондов и должны применяться органами исполнительной власти.

Что касается предполагаемых сроков ввода в действие нормативного документа, устанавливающего новые правила начисления износа основных средств бюджетных учреждений, то в соответствии с п.54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, износ по основным средствам бюджетных учреждений определяется за полный календарный год независимо даже от того, в каком месяце отчетного года приобретены или построены основные средства. Следовательно, введение новых норм износа, рассчитанных на основе сроков полезного использования, будет производиться только с начала отчетного периода, то есть с 1 января.

Е.И.Поздняков

Заместитель руководителя

Департамента финансов

Минэкономразвития России

И.Н.Титова

Начальник отдела

Департамента финансов

Минэкономразвития России

Любое оборудование или основное средство в процессе использования подвергается износу . Он может быть моральным или физическим. Моральный списывается в тех случаях, когда технические средства устаревают и на их смену приходят новые устройства и приспособления. Физический появляется в процессе естественного использования, и он неизбежен.

Характеристика

Амортизации подвергаются все активы долгосрочного пользования. В список исключений входят землевладельческие земля, активы нематериального происхождения.

Амортизация – это износ объекта в процессе его эксплуатации , который влияет на размер его стоимостной оценки. Нормой амортизации (НА) называется часть стоимости имущества, которая выражается в процентном эквиваленте.

  • стоимость списывается исходя из общего количества лет полезной эксплуатации;
  • путем уменьшения остатка;
  • в пропорциональной зависимости от объема выпускаемой продукции, в производственном процессе которой задействован объект расчета;

Для налоговой методики :

  1. По линейной схеме.
  2. Нелинейный метод.

Для реализации некоторых способов необходимо провести расчет нормы амортизации.

Этап 2 . Если вычисления производятся линейным способом, то износ следует искать путем деления 100 на срок полезного использования, а при нелинейной схеме — 200 на этот же показатель.

Этап 3 . Срок полезного использования (СПИ) измеряется в месяцах и определяется предприятием самостоятельно, основываясь на нескольких факторах:

  • ограничениям по применению, регламентируемые нормативно-правовыми актами и требованиями;
  • на сроке предполагаемого использования – зависит от интенсивности эксплуатации и желаемой продуктивности;
  • ожидаемого износа физического характера – на это влияет режим пользования и естественная среда.

Этап 4 . В постановлении правительства РФ, содержащем в себе информацию о классификации и группировке основных средств, содержатся сведения, которые регламентируют срок службы для активов. Всего таких категорий 10, все они описаны в данном акте – он и служит нормативно-правовой основой для регулирования расчета.

Одним из главных нормативных документов осуществляющих контроль за начислениями нормы амортизации является Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 №1072 . Регламентированные нормы и правила, содержащиеся в тексте документа, позволяют создать благоприятные экономические условия для своевременного обновления ОС и внедрения новых технологий в областях народного хозяйства, так же снижает траты на ремонт уже устаревшего оборудования и транспортных средств.

Другие юридические акты:

  1. «Методические указания по бухгалтерскому учету ОС», ратифицированные Приказом Минфина РФ №91н от 13.10.2003 .

Для того чтобы объект подлежал исчислению суммы износа, он должен:

  • быть в эксплуатации более 12 месяцев;
  • приносить выгоду экономического характера;
  • не предназначаться для перепродажи.

Срок полезного использования зависит от того, сколько оборудование будет приносить пользу – это определяется в самостоятельном порядке, руководствуясь эксплуатационными характеристиками и информацией из классификатора ОС.

Начисление суммы амортизации регулируется Приказом Минфина РФ №147н от 12.12.2005 . Перечень ОС приведен в тексте ПБУ 6/01.

Способы начисления

Линейная схема . В этой ситуации годовой показатель отчислений по износу устанавливается при помощи стоимости приобретения и НА. В течение всего отчетного периода необходимо производить отчисления в расчете 1/12 каждый месяц.

Уменьшение остатка – расчеты проводятся на основе остаточной цены на начало периода (отчетного года), НА, коэффициента ускорения со значением меньше 3. НА начисляется путем учета срока службы по второй формуле.

Кумулятивный способ – он применяется на основе закупочной цены, отношение оставшегося срока использования к уже прошедшему.

В соответствии с произведённым товаром — пропорциональный . Исчисление происходит путем предоставления информации о натуральном значении выпущенной продукции и соотношения начальной цены покупки ОС к ожидаемому объему производства за весь период эксплуатации.

Ускоренный способ – повышение размера отчислений, которые были определены линейным методом. Стоимость активов полностью включается в состав производственных издержек.

Формулы

В Налоговом кодексе РФ есть только два метода : линейный и нелинейный.

Износ начинает исчисляться с начальных чисел месяца следующего за месяцем, в котором был произведен . Начисление прекращается в момент, когда стоимость объекта становится погашенной или по какой-либо причине объект вышел из использования.

При линейной методике – норма считается для каждого актива в отдельности.

НА = 1/ срок полезного использования * 100%

При такой схеме НА начисляются равномерно в течение всего срока пользования. При нелинейном способе НА рассчитывается не по отдельности для каждого объекта, а для группы активов в целом.

Сумма амортизации за месяц = Общий остаток от стоимости объектов группировки * (НА, выраженная в процентах / 100%)

В расчете НА для бухгалтерского учета разработаны две формулы.

Первый метод – годовая норма амортизации :

НА = (Пст – Л ст) / (Ап * Пст) * 100% , где

Пст – изначальная закупочная цена объекта (руб.), Лст — стоимость актива при выводе его из эксплуатации (руб.), Ап – период износа (годы).

Второй метод – размер показателя определяется при помощи расчетов с использованием срока эксплуатации конкретного объекта:

НА = (1 / Т) * 100%, где

Т – срок работы актива в годах.

Также для налогообложения существует еще одна формула:

НА = (2 / Тм) * 100%, где

Тм – срок эксплуатации в месячном выражении.

В процентах

Для определения НА в процентном отображении необходимо использовать одну из формул – линейную или по соответствию к определенной группе. Однако, можно использовать эту формулу:

НА = Сумма годовой амортизации + изначальная стоимость * 100%

Срок полезно использования фирма определяет в самостоятельном порядке, но при этом следует руководствоваться соответствующим классификатором. Если объект подходит одновременно к нескольким группам классификации, то отдается предпочтение планируемому сроку пользования.

Примеры расчета амортизации представлены в данном видео.

За счет увеличения амортизационных отчислений — достаточно рискованный и трудоемкий способ налоговой оптимизации. В то же время практика показывает, что многим удается увеличить сумму амортизационных отчислений (либо снизить первоначальную стоимость объекта) и тем самым сэкономить налог на прибыль. Рассмотрим, какие методы экономии позволяют организациям снизить налог на прибыль за счет амортизации и насколько их применение рискованно с налоговой точки зрения в статье "Пять простых способов, которые позволят снизить налог на прибыль за счет амортизации".

Определяет ее бухгалтер сам исходя из срока полезного использования объекта по формуле:

Заметьте: поскольку нормы амортизации определяются в зависимости от срока полезного использования объекта, а такой срок определяется по так называемым амортизационным группам , в нашей таблице исходным показателем является амортизационная группа - так вам будет проще пользоваться таблицей.

Расчетные нормы амортизации основных средств по амортизационным группам

Амортизационная группа

Срок полезного использования основного средства в годах

Срок полезного использования основного средства в месяцах

Годовая норма амортизации для целей бухучета (линейный способ, способ уменьшаемого остатка), %

Месячная норма амортизации для целей налогового учета (линейный способ), %

Первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно

Вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно

Третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно

Пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно

Седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно

Восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно

Девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно

Десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет