Почему они грызут. Как научить собаку грызть игрушки, а не вашу обувь

Для собаки игра – это возможность познать окружающий мир и научиться разнообразным жизненным навыкам. Находясь рядом с матерью, щенки играют между собой, и как только малыш будет принесен в новый дом, он уже будет готов играть практически в любой момент, но после того, как немного освоится в новой обстановке.

Как только в дом будет принесен маленький щенок, надо приобрести для него несколько игрушек, но при этом не стоит покупать новые игрушки сразу как только у малыша пропадет интерес к старым. Просто надо все игрушки разделить на несколько частей и периодически их менять, благодаря чему щенок будет воспринимать их как новые.

Как научить собаку играть?

Если щенок окажется в незнакомом доме без своей мамы и братьев, начнет сильно скучать, поэтому хозяин должен играть со своим питомцем, чтобы заменить ему сверстников.

Для начала надо привлечь внимание щенка, дать ему понюхать новую игрушку и оставить на время, чтобы он с ней познакомился. Можно бросать игрушку на пол, пытаться ее поднять и толкнуть ногой и щенок очень быстро захочет принять участие в игре. Надо позаботиться о том, чтобы игрушка была не очень большого размера, чтобы щенок мог легко брать ее в зубы.

Во время игры надо стараться имитировать движения других щенков, создавать видимость возни, трепать малыша за холку, переворачивать и тянуть за лапки, но только не очень сильно, чтобы не сделать щенку больно. Чтобы у щенка появилась уверенность в собственных силах, надо периодически ему поддаваться, пусть малыш подумает, что он вышел победителем в схватке с рукой хозяина.

Итак, как научить собаку разным играм? Играть с ребенком могут и маленькие дети и другие члены семьи, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким, но при этом надо строго следить за тем, чтобы у детей, собака не стала любимой игрушкой. Во время игры щенка с детьми надо следить за тем, чтобы дети не причинили щенку боль, так как они не всегда могут соизмерять свои силы.

Игра – это один из самых эффективных методов дрессировки для молодых собак, а также способ наладить дружескую связь между щенком и новым хозяином. Во время прогулки на улице надо привлекать животное в подвижные игры – можно догонять друг друга, кидать палку и параллельно отрабатывать команду «апорт». Играть с щенком надо каждый день, чтобы он не скучал и параллельно отрабатывать основные команды.

Игра для собаки – не просто дурачество, как может показаться на первый взгляд. Играя, собака избавляется от лишней энергии, развивается умственно и физически. Регулярные активные игры на свежем воздухе продлевают молодость и питомца, и его владельца. Во время игры между собакой и владельцем устанавливается тесная эмоциональная связь. Положительные эмоции делают собаку более доверчивой к людям, более послушной и гибкой в общении. Собака, предоставленная сама себе, часто становится нервной и пугливой, теряет интерес к окружающему миру. Ее жизнь превращается в набор последовательных действий: поесть, поспать, «сделать дела».

Кроме того, посредством игры легко дать понять собаке, кто в вашей семье главный, научить ее послушанию без криков и физических наказаний. Игра – это та же дрессировка, обучение собак следить за действиями владельца, ждать команды. Многие люди не осознают этого, считая, что все методы дрессировки собак направлены лишь на облегчение управления питомцем. Но ведь важно научить собаку выполнять команды с удовольствием! А проще всего сделать это именно во время игры, когда собака в хорошем настроении, получает радость от общения с любимым человеком и готова выполнить любую команду, лишь бы продлить развлечение. Например, играя в мяч, можно отрабатывать команды «ко мне», «сидеть», «лежать» и другие, вплетая их понемногу в процесс, разбавляя игру обучением жизненно важным навыкам.

Моя собака не любит играть

Видел ли кто-нибудь здорового физически и психически щенка, который не любит играть? Не резвится с однопометниками и мамой? Не бегает радостно за своим хвостом и не треплет брошенную ему игрушку? Представить такого малыша крайне сложно. Выбирая щенка, человек приезжает в дом заводчика и видит перед собой несколько веселых активных малышей, которые играют практически все время, свободное от сна и приема пищи. Малыш, окруженный любовью и заботой, обожает играть! Он доверяет человеку, стремится к общению с ним и счастлив, когда двуногий гигант, отвечая на его провокации, затевает веселую игру. Взрослея, собаки становятся более сдержанными, однако полностью утрачивают интерес к активным играм только животные, лишенные возможности играть (с оговоркой на психическое и физическое здоровье, разумеется). Если владелец только кормит собаку и выводит ее на пять минут «сделать дела», собака со временем забывает, как же весело играть. Теряется интерес к играм – исчезает связь между человеком и собакой. Владелец рискует превратиться в инструмент для удовлетворения ежедневных собачьих нужд.

Однако важно понимать, что у каждой собаки свои предпочтения. Не зря существует огромное количество методов дрессировки собак, ведь любая собака – индивидуальность. Исходя из породных особенностей и характера своего питомца, человек должен выбрать те игры, которые будут нравиться его собаке. Одни животные обожают воду, другие любят бегать целыми днями, третьи готовы на все ради любимого мячика. Если обратить внимание на служебное собаководство, мы увидим, что кинологи не пытаются научить собаку сразу всем «трюкам». Для каждой рабочей собаки выбирают занятие, которое ей по душе – поиск наркотиков и взрывчатки для собак с острым нюхом, задержание нарушителя для животных доминантных, страстно желающих доказать свое превосходство окружающим, поиск людей в завалах для собак, любящих преодолевать препятствия, спасение утопающих для животных, любящих воду. Разумеется, не все так однозначно, но основой любой методики дрессировки собак служит само стремление животного к выполнению тех или иных действий. Принуждать нельзя. Собака должна получать удовольствие от выполнения команды, тогда особенных проблем в обучении не предвидится. То же касается и игры: внимательно посмотрите на свою собаку, изучите ее, чтобы понять, какие игры доставят ей максимальную радость. Бигли, йорки и таксы будут счастливы, если предложить им найти спрятанный предмет, фоксы и джек-расселы готовы бегать за мячом весь день, китайские хохлатые и шпицы будут счастливы побегать вместе с владельцем, преодолевая препятствия на своем пути (невысокие барьеры, лестницы, тоннели и прочее). Но помним про индивидуальность: не все таксы обладают выраженным охотничьим инстинктом, а йорки не всегда гиперактивны.

Границы дозволенного

Играя, важно помнить, что во время активных развлечений собаки часто проверяют свое положение в стае, пытаются подняться по иерархической лестнице. Это нормальное поведение, обусловленное рефлексом, заложенное самой природой – так щенки, уже в месячном возрасте, пытаются именно во время игры доказать свое превосходство. Поэтому внимательно наблюдайте за собакой, не позволяйте питомцу покусывать руки и другие части тела, прижимать вас или вашу руку в земле, запрыгивать на грудь. Кроме того, собака может просто «забыться», легонько тяпнуть владельца или зарычать на него (важно различать игривое урчание и рык). Нельзя допускать такого поведения, иначе вы рискуете оказаться в подчиненном положении! При попытке укусить (даже легко, играя, что среди собак считается нормой поведения) отдайте команду «нельзя!» недовольным голосом и прекратите игру на некоторое время. Собака должна осознать, что рычать на человека, кусать и царапать его – недопустимо.

Обучение игровым командам

В мире существует более двух десятков разновидностей спортивных состязаний для собак и их владельцев. Самые известные в России – аджилити, фристайл, дог-фризби, соревнования по курсингу. Все они, по своей сути, являются не чем иным как игрой. Но не у всех людей есть желание и свободное время, чтобы всерьез заниматься с собакой каким-либо видом спорта. Однако для обычной игры на природе почти у каждого собаковода найдется и время, и желание. Выбрав подходящий метод дрессировки собак, несложно научить питомца простым игровым навыкам: барьер, апорт, поиск, выборка.

Барьер – преодоление собакой препятствия. По команде питомец должен перепрыгнуть стоящий на его пути предмет. Обучать этой команде можно щенков, начиная с 3 месяцев. Ограничения: беременные суки и собаки, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы.

Научить собаку перепрыгивать через препятствие очень просто. На начальном этапе перегородка должна быть глухой – слишком велик соблазн проползти под перекладиной. Желательно, чтобы перегородку было сложно или невозможно обойти. Самый простой способ – установить перегородку (например, из картона или фанеры) в дверном проеме. Перегородка должна быть такой высоты, чтобы собака могла перепрыгнуть через нее, не прилагая особенных усилий (чуть выше локтевого сустава питомца).

Итак, дверной проем, перегородка, собака и владелец. Владелец стоит с одной стороны, собака с противоположной стороны препятствия. Можно приманить питомца лакомством или просто подозвать, но не командой «ко мне», а жестами или действиями (например, уходя вглубь комнаты спиной вперед, не сводя глаз с собаки). Заметив лакомый кусочек или боясь потерять из вида удаляющегося владельца, собака непременно перепрыгнет низкую перегородку. И вот в этот момент нужно спокойным тоном скомандовать «Барьер», затем сразу похвалить умницу. Через несколько тренировок нужно усложнить задачу: теперь оба, и учитель и ученик, стоят с одной стороны. Владелец командует «барьер», собака преодолевает препятствие. Это необходимо, чтобы собака поняла, что по команде она должна перепрыгнуть предмет независимо от того, движется она к владельцу или от него. Увеличивать высоту перегородки можно только тогда, когда собака усвоила команду на «отлично».

Апорт – охота за «добычей» и возвращение апортировочного предмета владельцу. Апортом может служить любая игрушка, которую собаке удобно держать в пасти: мячики, резиновые зверушки, специальные гантели, канаты – все зависит от предпочтений вашего питомца. Начинать обучение можно с 3-5 месяцев, ограничений нет (с осторожностью во время смены зубов).

Учить собаку выполнять команду «Апорт» нужно с конца: сначала питомец должен научиться отдавать игрушку в руки владельца, затем приносить предмет и только потом бежать за ним по команде. Дело в том, что научить собаку бежать за брошенным предметом очень просто, ведь четвероногому охотнику и без указаний человека интересно догнать «убегающую добычу». А вот добровольно отдавать свой трофей понравится не каждой собаке. Поэтому действовать нужно таким образом: разучиваем команду «дай» или «плюнь», а затем приучаем питомца приносить игрушку.

Итак, собака играет с апортировочным предметом. Владелец привлекает внимание питомца, находясь совсем рядом (если заставить собаку бежать через всю комнату, она может выплюнуть игрушку). Собака обращает внимание на владельца, он отдает команду «Плюнь», подставляя руку под игрушку, и одновременно показывает собаке лакомство. Происходит обмен – у владельца игрушка, у питомца вожделенный кусочек. Хвалить питомца нужно только в том случае, если он отдал игрушку вам в руки, а не просто выплюнул на пол в любом месте. Когда команда отработана, можно постепенно увеличивать расстояние, добиваясь, чтобы собака подходила к владельцу через всю комнату, неся свою «добычу» на обмен. После того как собака принесла игрушку и обменяла ее на лакомство, нужно снова привлечь внимание питомца к игрушке, «оживить» добычу, поиграть, пропищать (если игрушка снабжена пищалкой). Собака должна усвоить, что игрушка в руках человека становится гораздо привлекательнее – «оживает». Тогда питомец с еще большим удовольствием будет нести «добычу» в руки. Затем все просто – бросить игрушку и скомандовать «Апорт». Главное, объяснить собаке, как именно нужно выполнять команду: не хвалить, если питомец заигрался и долго не приносил «добычу», не хвалить, если он выплюнул игрушку на половине пути или под ноги человеку, не хвалить, если собака принесла игрушку, но не разжимает челюсти (отбирать силой нельзя, питомец должен сам отдать «добычу»). Собака должна получать похвалу и лакомый кусочек только за правильное выполнение команды (побежала, схватила, принесла и отдала в руки). Не стоит хвалить питомца за выполнение команды частично, так вы запутаете собаку, и выработка навыка займет больше времени.

Важно: чтобы сохранить заинтересованность собаки, апортировочный предмет должен быть доступен ей только во время игры. Если мячик, который вы используете в качестве апорта, весь день валяется на полу, питомцу будет скучно играть, ведь в течение дня он всегда может попробовать на зуб эту «добычу». Апорт – редкий трофей, большая удача.

Поиск – игра в прятки. «Прятаться» может предмет, лакомство или человек. В противоположность апорту, предмет, используемый для дрессировки и обучения собак команде «Ищи», должен быть хорошо знаком вашему питомцу. Для начала можно использовать любимую игрушку или лакомство.

В первую очередь нужно донести до собаки смысл команды: покажите ей кусочек лакомства, дайте понюхать, затем отойдите на несколько шагов, зажмите кусочек в кулаке и протяните собаке, скомандовав «Ищи». Питомец непременно уткнется носом в руку – разожмите ладонь, одновременно похвалив собаку ласковым голосом. Затем усложните задачу – прячьте лакомство не в руке, а где-то в комнате, но так, чтобы собака видела, куда вы положили кусочек. Не разрешайте брать лакомство без команды. Собака может отправиться на поиски только после команды «Ищи». Обязательно хвалите умницу: найденное лакомство – добыча, питомец не воспримет его как похвалу, а он должен понять, что сделал все правильно, поэтому ласковое слово и поглаживания обязательны. Следующий шаг – прятать лакомство так, чтобы собака не видела, куда вы кладете кусочек. Дайте питомцу понюхать руку, которой вы держали лакомство и скомандуйте «Ищи». Когда и этот этап пройден, можно учить собаку искать любимую игрушку или члена семьи: «ищи мяч», «ищи маму». Не забывайте хвалить питомца за правильные действия, поощряйте лакомством и словом.

Выборка – тот же поиск, но собаке предстоит не просто найти предмет, а выбрать именно тот, за которым ее послал владелец. Например, из трех вещей – мячик, тапок и косточка, - питомец должен принести владельцу именно мячик. Чтобы добиться результата, собака должна четко знать, где мяч, где тапок, а где кость, то есть должна уметь идентифицировать эти предметы. Выборка по запаху – тот же «трюк», но собака ищет запах, а не сам предмет. Для обучения служебных собак используют одинаковые гантели, на одну из которых наносят нужный запах. Затем владелец дает собаке понюхать тряпочку, на которую нанес тот же запах, и отдает команду «Ищи». Применительно к игровой ситуации можно действовать разными способами:

  • отправлять собаку на поиски любимой игрушки (ищи мяч), спрятав ее среди других предметов, с которыми собака играет. Если собака приносит другие игрушки, ей говорят спокойным голосом: «Нет! Ищи мяч!». Когда питомец принесет именно мяч, нужно похвалить его, угостив лакомством;
  • отправлять собаку на поиски предмета с определенным запахом. Можно натереть палочку чем-то вкусным (для начала, впоследствии это может быть любой запах, даже просто запах руки владельца). Затем дать собаке понюхать руку, которой вы натирали предмет (чтобы она почувствовала запах, который нужно найти) и отправить ее на поиски. По площадке должны быть разложены несколько палочек, но только одна – с нужным запахом. Трогать руками «неправильные» предметы нельзя, так как у собак очень острый нюх. Если сначала взять в руку, например, кусочек колбасы, которым вы натрете «добычу», а потом этой же рукой раскладывать другие палочки, собака запутается, так как для нее все они будут пахнуть одинаково, хотя вам будет казаться, что собака ошибается и приносит не тот предмет.

Важно: хвалить собаку нужно только после того, как она принесла «добычу» и отдала ее в руки. Для отработки этого навыка используется команда «Принести» или «Дай» после того, как питомец отыскал нужный предмет. В процессе обучения у собаки выработается нужный навык: «нашла добычу – отнесла владельцу», поэтому вам останется только скомандовать «Ищи», а питомец уже сам, без подсказки («дай»), вернется к вам и отдаст трофей.

Игры в поиск «пропажи» – одно из самых веселых и увлекательных занятий для собак. Прятать игрушку можно в кустах, в сугробах, можно закапывать «добычу» в песок. Даже самый крошечный песик будет рад взять след, представляя себя настоящей розыскной собакой! Положите в дырявый пакет кусок вареного мяса и «нарисуйте» им запутанную дорожку, волоча пакет по земле. В конце пути обязательно должна ждать «добыча»! Дайте собаке понюхать маленький кусочек пакета, испачканного мясом, и скомандуйте «Ищи!» – масса положительных эмоций гарантирована.

Наверное, вы часто наблюдали, как собака на прогулке, предоставленная сама себе, не очень активна и всем своим видом показывает, что ей скучно. Если вас беспокоит такое поведение пса, постарайтесь как можно чаще проводить игры с собаками. Не менее важны и игры с собакой дома – так ваш любимец отвлекается от «вредительства» и лучше социализируется.

Ниже вы узнаете о правильных играх с собакой, о том, как играть с собакой дома и на прогулке, и о том, какую роль для человека и собаки имеют игры.

Если играть с собаками в игры на прогулке, это поможет отвлечь питомца от чересчур активного общения с другими собаками, избавит его от привычки удаляться от вас, научит внимательности и добавит в ваши взаимоотношения много занимательного, интересного и приятного. Если вы знаете, как играть с собакой, вы сможете обеспечить её полноценное развитие. К сожалению, не все владельцы любят играть со своими питомцами или совсем не умеют это делать. Почему? Причины разные: у одного человека на игру с собакой просто не хватает на игры времени, другие быстро устают из-за недостаточной физической подготовки, третьи вообще не имеют понятия о том, как играть с собакой и зачем это нужно. Некоторые считают, что достаточное выражение их любви к собаке - современные игрушки и дорогая еда.

Практически каждая собака, а тем более растущий и развивающийся щенок, любит играть. Большинство владельцев уверены, что более тесное общение с псом начинается в старшем возрасте, когда он сможет более четко выражать свои желания, станут ярко проявляться его индивидуальные черты характера. Это неверно!

Как же научиться играть со щенком? Прежде всего, необходимо понять, насколько игровое общение с собакой важно для нее, а не совершать определенные действия через силу или автоматически. Отбросьте все предрассудки и активно общайтесь с питомцем, поверьте, он этому будет безумно рад. Собака очень тонко чувствует ваше искреннее внимание и участие, получает от этого сильные положительные эмоции. В результате активного общения с собакой вы становитесь для нее источником психологической силы, она сравнивает себя с вами и старается во всем походить на хозяина. Для собаки вы становитесь примером для подражания, первым и единственным человеком, которому она стремится понравиться. Вместе с вами ей очень хочется чувствовать себя самой умной, самой привлекательной и красивой. Именно поэтому образ идеального хозяина должен складываться из ваших лучших качеств.

Если вы будете лишать собаку возможности играть, она непременно станет пугливой, чересчур осторожной, не склонной к разумному лидерству.

Что значит игра в жизни собаки? В различных играх собака исполняет разные роли, моделирует большое количество ситуаций, обучается и запоминает все, что с ней происходит, тем самым готовясь к жизни. В одних играх псу в качестве напарника подойдете именно вы, в других ей понадобятся сверстники или более взрослые собаки.

Полезно будет привлекать к играм членов вашей семьи. В таком совместном времяпрепровождении образуются прочные связи между людьми и собакой, которые помогают питомцу быстрее влиться в семью-стаю и разобраться в семейных взаимоотношениях, придают ей уверенности в своих силах.

Внимание собаке следует уделять ежедневно. Если вы мало общаетесь с питомцем, не играете с ним, занимаетесь неохотно и не постоянно, то не можете рассчитывать на близость и дружеские отношения с животным.

Пробежка. Собака воспринимает ее как веселую и активную игру. При пробежках, преодолении различных препятствий развивается выносливость, сила и ловкость пса, при изменении хозяином направления и темпа движения - внимание собаки.

Занятия с игрушками. Игра с ними развивает собаку, отвлекает ее от нежелательного занятия, дает необходимую физическую нагрузку (например, на челюсти, если используются жевательные игрушки).

. Отличная игра для развития скорости, выносливости, ловкости и внимания собаки.

Прыжки и переползание. Требуют значительных физических усилий, развивают мышцы, тренируют ловкость и координацию движений.

Игры и трюки. Собаки с нормальной психикой и хорошо развитые физически готовы играть в любое время и делают это с большим удовольствием. Это могут быть самостоятельные игры (с игрушкой, своим хвостом), с другими собаками (догонялки, поединки, перетягивания палочки и т. д.). В таких играх заключен большой смысл: это развитие контроля за своими действиями и эмоциями, подготовка к действиям в различных жизненных ситуациях, физическая и психологическая тренировка организма. В играх собака имеет возможность определить свой ранг, понять и освоить важные правила поведения, в них закладываются предпосылки к лидерству или, наоборот, к подчинению.

Помните, что потребность в играх - одна из важнейших в жизни собаки. Без игры - одного из прекрасных способов обучения - вам будет тяжело воспитать активного и послушного пса. Собака будет относиться к хозяину с большим пониманием и вниманием, видя в вас друга и партнера по играм, она обязательно постарается терпеливо дождаться очередной команды. Играйте с собакой часто и активно, дома и на улице, не забывая, однако, о разумной физической и эмоциональной нагрузке.

В какие игры играть с собаками

Ниже предложен список, в какие игры играть с собаками для развития внимания, ловкости, выносливости и скорости.

«Догонялки»

Самую обычную небольшую пробежку собакой воспринимает как активную и веселую игру, а если при этом перепрыгивать через различные препятствия, забираться и спускаться по лестницам, тренировать равновесие (передвижение по буму) - получается еще и хорошая тренировка.

Вы можете бегать друг за другом достаточно долго, все зависит от ваших физических возможностей, но уверяем: собака обязательно вас «перебегает», вы упадете без сил, а пес будет готов носиться еще и еще.

«Игрушки»

Вы можете использовать самые разнообразные игрушки для собак: плюшевые, мягкие, интерактивные, развивающие и отвлекающие. В игре собака будет получать необходимую физическую нагрузку, которая очень важна для ее здоровья. Жевательные игрушки полезны для зубов (сохранения их в чистоте).

Если хотите найти для собаки интересное занятие в ваше отсутствие - обеспечьте ее необходимым количеством интересных игрушек.

Научите пса различать игрушки: палочку, колесико, косточку и т. д. Со временем многие собаки запоминают названия любимых игрушек и по вашей просьбе будут приносить именно то, что вы назовете. Этого можно добиться также специальными тренировками: каждый раз, когда вы бросаете игрушку, попросите собаку принести ее, обязательно называя предмет. При этом ни в коем случае не наказывайте собаку за невыполнение - это все-таки игра.

«Фрисби»

Это довольно популярный вид игры с собакой, основанный на ее природной любви к ловле двигающихся предметов. Если вы хотите активно поиграть с питомцем, купите специальный летающий диск (при приобретении обратите внимание на материал: он не должен вредить зубам пса). Для взрослых собак подходят диски массой 130 г и диаметром 22 см, для щенков и маленьких собак - диски поменьше.

Фрисби можно бросить довольно далеко и точно, играть с ним просто - вы бросаете диск, собака ловит его и приносит вам. Такая игра способствует установлению крепких дружеских отношений между вами, развивает природные качества собаки, учит ее быть внимательной к владельцу, укрепляет взаимное доверие.

Посадите собаку возле своей ноги. Возьмите в руку диск и заинтересуйте им пса. Различные движения диском на виду у питомца должны побудить его к прыжку и стремлению схватить фрисби. Продолжите это упражнение, но уже в движении. Ваша задача - переключить внимание собаки исключительно на диск. Если пес схватил его, не останавливайтесь, отпустите фрисби и дайте собаке с ним поиграть, побегать.

После того как собака научится хватать диск, попробуйте подбросить его. Постепенно увеличивайте высоту и дальность броска, поощряя собаку, когда ей удалось схватить фрисби. Пес должен отдавать вам диск по команде «Дай!» (методика обучения такая же, как при апортировке).

«Прыжок через палку или обруч»

Эти умения пригодятся собаке во время прогулок, когда ей с помощью прыжков придется преодолевать небольшие препятствия, которые встречаются на пути.

Сначала высота препятствия не должна превышать рост собаки в холке, чтобы она не получила травму при прыжке.

При обучении прыжку через палку держите ее перед собакой в левой руке. В правой руке у вас должно быть лакомство. Подайте команду «Барьер!» и, привлекая внимание пса лакомством, заставьте совершить прыжок. Как только собака перепрыгнет через палку, поощрите ее лакомством и словом «Хорошо!».

Диаметр обруча должен немного превышать рост собаки в холке. Перед началом занятий дайте псу ознакомиться с предметом, обнюхать. Схема действий - такая же, как при обучении прыжку через палку.

Игры человека с собакой дома

«Поклон!»

Выполнение поклона принесет вашей собаке уважение окружающих. Что должен сделать пес? По вашей команде «Поклон!» ему нужно прижать передние лапы (до локтей) к земле, а задние - выпрямить.

Предварительно собака должна быть обучена выполнению команды «Лежать!».

Поставьте собаку боком перед собой. Возьмите лакомство, дайте его понюхать псу, затем медленно опускайте руку вниз между его передними лапами. Если собака потянулась за рукой и опустилась на локти, поощрите. Для того чтобы пес не лег полностью, быстро подставьте руку под его живот, не давая опуститься.

Поощрите собаку лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

Некоторые псы выполняют импровизированный поклон спонтанно, чаще всего в игре. Обычно они припадают на передние лапы, словно приглашая вас принять участие поиграть, поэтому вам остается лишь поймать этот момент и вовремя подать команду «Поклон!» и поощрить собаку.

Еще один вариант обучения заключается в следующем. Когда собака потягивается, она совершает практически те же движения, которые необходимо сделать при команде «Поклон!». Вам лишь нужно немного исправить позу пса, поддержав его одной рукой под живот, а другой - прижав передние лапы к земле. Не забывайте поощрять собаку за правильные действия. Можно обучать собаку поклону в процессе ее потягивания.

«Ползание»

Этот прием поможет псу преодолевать различные препятствия, а также обеспечит его достаточной физической нагрузкой. Не все собаки легко осваивают упражнение, поскольку подобный способ передвижения в естественных условиях животное использует очень редко и лишь при необходимости. Перед началом обучения собака должна научиться выполнять команду «Лежать!».

Первый способ обучения. Посадите собаку возле левой ноги, подав команду «Сидеть!». Выждите примерно 30 с и командой «Лежать!» уложите собаку с одновременным применением жеста (резкое движение вытянутой руки вниз, ладонью к земле). После окончательной укладки опустите правую руку с зажатым в кулаке лакомством практически до земли. Дайте псу понюхать лакомство, скомандуйте «Ползи!» и двигайте руку вперед параллельно земле. Попытки собаки встать пресекайте нажимом на холку левой рукой, повторяя при этом команду «Ползи!». Если пес проползет, не отрывая грудь от земли, хотя бы 30-40 см, поощрите его лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!», но не давайте встать. После этого заставьте проползти еще хотя бы полметра. В дальнейшем постепенно увеличивайте расстояние.

Второй способ обучения. Положите собаку командой «Лежать!» с левой стороны от себя. Затем ложитесь на правый бок рядом с ней. Левой рукой удерживайте пса в положении лежа, слегка нажимая ему на холку и не давая встать. Возьмите в правую руку лакомство, дайте собаке его понюхать и через несколько секунд скомандуйте «Ползи!», одновременно вытягивая руку с лакомством вперед немного дальше передних лап собаки. Пес попытается встать, но вы препятствуйте этому нажимом руки на холку, вынуждая двигаться к лакомству лежа. Периодически повторяйте команду «Ползи!» и поощряйте продвижение собаки восклицанием «Хорошо!». Когда пес проползет около метра, дайте ему лакомство, но только в положении лежа. Не забывайте, что при переползании собака быстро утомляется, поэтому на первых занятиях она должна проползать не более 1-1,5 м.

Когда научите собаку ползать рядом с вами, можете изменить условия выполнения упражнения. Положите пса командой «Лежать!», после чего поместите кусочек лакомства (или любимую игрушку) в полутора-двух метрах от него. Затем подойдите к собаке, дайте команду «Ползи!», левой рукой придерживая за холку, и слегка подтолкните ее вперед. Как только пес доползет до лакомства, угостите его. Если вы используете игрушку, после выполнения упражнения поиграйте с собакой.

Если пес отказывается ползти, переворачиваясь на спину, положите его между своих ног - это помешает собаке перевернуться. Возьмите ее за ошейник, подайте команду «Ползи!» и слегка подтолкните.

«Дай лапу»

Выполнение этой команды является не только развлечением, но и имеет важное практическое значение. Она вам очень пригодится в случаях, когда понадобится осмотреть лапы собаки, протереть их после прогулки или обработать когти.

Посадите собаку командой «Сидеть!». Несколько раз повторите «Дай лапу!», осторожно подталкивая одну из передних лап рукой, затем осторожно возьмите лапу выше запястья и слегка приподнимите. После небольшой выдержки скажите «Хорошо!», дайте лакомство и отпустите лапу. Как правило, после нескольких таких повторений по команде «Дай лапу!» собака будет поднимать, и протягивать одну из лап. Сначала просите ее дать одну и ту же лапу, а когда пес твердо усвоит команду, усложните упражнение: «Другую лапу!», «Дай правую!» или «Дай левую!».

Если собака дает не ту лапу, не поощряйте ее лакомством.

Можно использовать и другой вариант обучения. Покажите собаке кусочек лакомства. Зажмите его в ладони и протяните руку псу. Собака обязательно попытается добраться до лакомства, тщательно обнюхивая вашу руку и тыкая в нее носом. Дождитесь, когда она попытается достать лакомство лапой, и сразу скажите «Дай лапу!», возьмите лапу в руку и подержите несколько секунд. После этого отпустите лапу и поощрите собаку.

«Служи!»

Начинайте обучать собаку выполнению этого трюка из положения сидя. Возьмите лакомство в правую руку, чтобы собака его видела. Поднимите руку над головой пса на такую высоту, чтобы он в сидячем положении не смог достать лакомство. Как только собака начнет отрывать передние лапы от пола, поддержите ее за них левой рукой, чтобы пес не потерял равновесие, и подайте команду «Служи!».

Подержав собаку некоторое время в таком положении, поощрите ее. Со временем пес научится сохранять равновесие без вашей помощи и уверенно сидеть на задних лапах, держа передние перед собой. Для облегчения первых упражнений можно проводить их, посадив собаку в углу комнаты.

«Спать!»

Когда она ляжет, уложите пса на бок с помощью рук либо увлекая лакомством. Как только пес ляжет на бок, подайте команду «Спать!».

Если собака попытается шевельнуться или встать, уложите ее снова и опять дайте команду «Спать!». Если пес хотя бы несколько секунд не двигается, поощрите его лакомством и словом «Хорошо!». В дальнейшем постепенно увеличивайте время нахождения собаки в положении лежа на боку по команде.

«Поворот вокруг себя»

Для обучения этому приему используйте лакомство. Зажмите его между большим и указательным пальцами, чтобы собака смогла не взять лакомство, а только облизать. Медленно отведите руку от собаки и дождитесь, когда она потянется следом. Двигайте руку, одновременно повторяя команду «Кругом!». Собака должна повернуться вокруг себя, следуя за лакомством. В конце разворота поощрите пса угощением. В дальнейшем минимизируйте движение рукой, чтобы собака делала полный оборот лишь по указанию пальцем.

Правильные игры человека с собакой

«Ловля лакомства»

Обычно практически все собаки с большой охотой ловят различные вкусности, подброшенные вверх. Самое главное - подбросить лакомство так, чтобы пес смог поймать его именно в воздухе, а не подобрать с земли, иначе у собаки войдет в привычку есть с пола. Если собака не успела поймать брошенное лакомство, не разрешайте его подбирать . Поощряйте только за пойманное на лету лакомство. Одновременно с броском лакомства не забывайте подавать команду «Оп!».

Когда собака научится ловить брошенное лакомство, можете начинать тренироваться с мячом. После удара мяча о пол, в момент, когда он полетит вверх, быстро подайте собаке команду «Оп!», после чего поощрите лакомством и словом «Хорошо!».

«Закрываем двери по команде»

С одной стороны, очень полезная команда, знание которой может пригодиться в некоторых жизненных ситуациях, но с другой. Закрывать дверь - это хорошо, а вот если собака научится открывать, причем в помещение, где ее присутствие совсем нежелательно, вряд ли вам это нужно.

На первых занятиях оставляйте двери приоткрытыми. Возьмите в руку лакомство, подойдите к двери и позовите собаку командой «Ко мне!». Поднимите руку с лакомством на такую высоту, чтобы пес, стремясь получить его, толкнул лапами дверь. В момент толчка подайте команду «Закрой дверь!» и, если она закрылась, поощрите собаку лакомством. Если закрыть дверь не получилось, повторите все действия сначала, приподняв руку повыше и повторив команду. В дальнейшем поощряйте собаку, увеличивая расстояние от закрытой двери.

«Просьба лакомства»

Это упражнение подходит для небольших и декоративных собак. Кстати, точно так же вы сможете научить своего питомца лаять по команде «Голос!».

Поднимите правую руку с лакомством у собаки над головой, одновременно спрашивая «Будешь?». Практически всегда пес, желая получить угощение, начинает беспокоиться, вертеться на месте или подпрыгивать. Как только собака издаст любой звук (залает, заскулит, запищит), поощрите ее, одновременно несколько раз повторив «Хорошо, значит, будешь, будешь.». В дальнейшем упражнение можно усложнить. После того как пес подал голос, скомандуйте «Служи!», а когда собака сядет на задние лапы, поощрите лакомством и скажите «Хорошо!».

«Давай почитаем!»

Для обучения собаки этому упражнению вам придется самостоятельно изготовить большую книгу с картонными листами. Поместите между листами лакомство - тонко нарезанный сыр или колбасу. Положите книгу на пол, подзовите собаку по команде «Ко мне!». Затем откройте первую страницу, покажите лакомство и со словами «Давай почитаем!» разрешите псу взять его. Желая получить лакомство, собака просунет морду под лист, в этот момент поощрите пса словами «Хорошо, читай, читай!». Затем по очереди открывайте все страницы с лакомством и поощряйте питомца за правильные действия. Спустя некоторое время собака научится самостоятельно переворачивать страницы. В дальнейшем кладите лакомство уже не на каждой странице, а через несколько.

За ее обнаружение поощрите пса лакомством, словом «Хорошо!», игрой. В дальнейшем увеличивайте расстояние броска игрушки и степень ее маскировки, бросайте больше игрушек. Так же можно заниматься собакой дома.

«Будем искать!»

Заранее приготовьте игрушку. На прогулке подзовите собаку командой «Ко мне!».

Дайте понюхать игрушку. Отвлеките чем-либо пса и так, чтобы он не видел, бросьте игрушку недалеко от себя. Привлеките внимание собаки, назвав ее кличку, подайте команду «Ищи!» и вместе с ней направьтесь в сторону игрушки.

Собака играет с мячом: обучение апортировке

Лучше всего обучение апортировке проводить, когда собака играет с мячом. Это должно происходить весело и непринужденно, чтобы щенку было интересно. В качестве апортировочных предметов можно использовать не только мячи, но и различные игрушки, сшитые из прочной ткани, «колбаски», небольшие деревянные палочки.

Ваша задача - научить щенка, чтобы он по команде «Апорт!» побежал за брошенным предметом, взял его и принес, отдав вам в руки по команде «Дай!». Это упражнение дисциплинирует щенка, развивает у него внимательность, ловкость и скорость. Кроме того, умение приносить предмет пригодится в будущем при обучении подрастающей собаки обыску местности и работе по следу.

Начинать обучение можно после успешного усвоения щенком навыков подхода к хозяину по команде «Ко мне!» и посадки по команде «Сидеть!».

Отработка навыка со щенком. Первые занятия нужно проводить в местах без посторонних раздражителей. Берем апортировочный предмет, например мячик, и показываем его щенку (нерезкими движениями водим мячом перед собакой), приглашая поиграть. Одновременно даем команду «Апорт!». Как только щенок схватит мячик, произносим команду «Хорошо!» и осторожно подтягиваем мячик к себе, заставляя пса крепче вцепиться в него. Убедившись в том, что щенок надежно держит мяч, отпускаем игрушку и, немного подождав, с командой «Дай!» забираем ее.

Для того чтобы щенок каждый раз отдавал мячик без сопротивления, предлагаем ему одновременно с командой «Сидеть!» лакомство. Постепенно заставляем собаку держать мячик в пасти все дольше, разрешаем отходить недалеко, приветствуем подход щенка.

Когда щенок научится уверенно держать мяч, начинайте обучать брать его с земли. Привлеките внимание собаки мячиком и при первой попытке схватить его бросайте игрушку на землю, одновременно подавая команду «Апорт!». Как только щенок схватит мячик, поощрите его поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Поощряйте щенка лакомством лишь после того, когда заберете мячик по команде «Дай!». Если пес отбегает в сторону, назовите его кличку и подайте команду «Ко мне!», отойдя в противоположную от щенка сторону. Эти действия заставят собаку подойти к вам.

В дальнейшем работайте над укреплением дисциплины щенка. Пристегивайте короткий поводок к ошейнику, по команде «Апорт!» заставляйте взять мячик. Затем пробегайте со щенком 10-15 м, после чего переходите на движение шагом и, пройдя 8-10 шагов, останавливайтесь, по команде «Дай!» забирайте мячик и поощряйте щенка лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Постепенно расстояние движения шагом и пробежками увеличивайте до 50-100 м.

Отработка навыка с взрослой собакой. Обучить взрослую собаку подаче предмета можно, совершая действия, описанные выше, только при этом пес должен находиться рядом с вами на коротком поводке. Движениями руки с апортировочным предметом заинтересуйте собаку и позвольте схватить его с одновременной подачей команды «Апорт!». После того как собака схватит предмет, поощрите ее поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Для того чтобы развить у собаки крепкую и уверенную хватку, удерживайте апортировочный предмет за один конец и слегка подтягивайте его к себе. Если пес не хочет держать предмет, возьмите рукой ее нижнюю челюсть, повторяя команду «Апорт!». Дав собаке некоторое время подержать апортировочный предмет, по команде «Дай!» заберите его и поощрите пса лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!»

Если собака не хочет брать апортировочный предмет, спокойно откройте ее пасть и вложите в нее предмет, поддерживая нижнюю челюсть. Одновременно с этими действиями произнесите команду «Апорт!», которую можно повторить несколько раз. Если пес держит предмет, поощрите питомца восклицанием «Хорошо!». Через 10-15с по команде «Дай!» заберите у собаки апортировочный предмет и поощрите ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Через несколько таких занятий пес обычно начинает спокойно брать предмет из рук. Обучение взрослой собаки поднимать апортировочный предмет с земли проводится так же, как и при обучении щенка. Если пес делает это неохотно или совсем не берет апортировочный предмет, его можно подтолкнуть ногой, привлекая внимание собаки.

Когда вы научили собаку брать предмет из рук и с земли по команде «Апорт!», можно приступать к обучению апортировке предмета, брошенного на небольшое расстояние. Пристегните к ошейнику длинный поводок, . Достаньте апортировочный предмет, покажите его собаке и после нескольких круговых движений рукой с предметом перед мордой пса бросьте его на 5-7 м перед собой. После броска подайте команду «Апорт!» и пошлите собаку за предметом жестом - вытянутой в направлении апортировочного предмета рукой. Как только пес возьмет предмет, подзовите питомца к себе . После подхода аккуратно заберите предмет с командой «Дай!», после чего поощрите собаку лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Если пес вас игнорирует, начинает играть с предметом, назовите его кличку, повторите команду «Ко мне!» более громко и, привлекая внимание питомца быстрым отходом от него в противоположную сторону и легкими рывками поводка, заставьте подойти.

В дальнейшем начинайте обучать собаку приносить предмет и садиться перед вами. После того как пес научится быстро и без ошибок подносить апортировочный предмет, начинайте отрабатывать выдержку в положении сидя возле вас перед тем, как послать за брошенным предметом. Пристегните к ошейнику длинный поводок и, подав команду «Сидеть!», усадите собаку возле себя. Придерживая ее за поводок, бросьте предмет в нескольких метрах перед собой, пресекая возможные попытки собаки бежать за апортировочным предметом рывком поводка и повторной командой «Сидеть!». После 5-10-секундной выдержки, в положении сидя, подав команду «Апорт!», посылайте пса за предметом. Подбежавшую собаку усадите перед собой командой «Сидеть!», выдерживая ее в таком положении 5-10 с, затем заберите предмет по команде «Дай!» и поощрите пса лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

По мере усвоения собакой навыка постепенно увеличивайте время выдержки в положении сидя после броска предмета и после подхода к вам. Для того чтобы поддержать у собаки интерес к апортировке, периодически меняйте предметы, забрасывайте их в высокую траву, под кусты и т. д.

Возможные ошибки: вы разрешаете собаке играть с апортировочным предметом, в результате чего снижается четкость выполнения упражнения и ухудшается дисциплина; преждевременно обучаете пса подавать предмет с большого расстояния, что затрудняет безотказное выполнение команды «Апорт!» и особенно подход с предметом по команде «Ко мне!»; показываете собаке лакомство в момент ее подхода с апортировочным предметом, из-за чего пес может преждевременно бросить предмет; неправильно подбираете апортировочные предметы (тяжелые, слишком маленькие или большие и т. д.); причиняете собаке боль, слишком сильно нажимая на нижнюю челюсть; подаете команду слишком громко, грубо обращаетесь с псом.

нЩ ХЦЕ РЙУБМЙ Ч ДТХЗЙИ ОПНЕТБИ, ЮФП ТБУЛПЧБООЩЕ ЙЗТЩ - ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ ДМС УПВБЛЙ! пДОЙН ЙЪ ЧЕМЙЮБКЫЙИ РПДБТЛПЧ АОПУФЙ ЗПМДЙ - ЙЪВЩФПЛ ТБДПУФЙ ЧП ЧУЕН, ЮФП ДЕМБЕФ ЧБЫ ЭЕОПЛ. й ЧПФ ХДБЮБ - ЧЩ УФБОПЧЙФЕУШ ХЮБУФОЙЛПН ЬФПЗП РТПГЕУУБ! чБЦОБС ЮБУФШ РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ - ТБЪЧМЕЛБФШУС ЧНЕУФЕ У ЗПМДЙ. йЗТЩ УП ЭЕОЛПН ОЕ ФПМШЛП ХУЙМЙЧБАФ УЧСЪШ НЕЦДХ ЧБНЙ, ПОЙ ФБЛЦЕ ХФПНМСАФ ЕЗП, ОП, РТЙ ЬФПН ЧЩ РПМХЮЙФЕ ФБЛЦЕ ПЗТПНОПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ.

ХВЕДЙФЕУШ, ЮФП ЧУЕ ЧБЫЙ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТЩ ЪБВБЧОЩ, Б ФБЛЦЕ ВХДХФ РПМЕЪОЩ Й ХУРЕЫОЩ. рХУФШ ПОЙ ВХДХФ ОЕРТПДПМЦЙФЕМШОЩНЙ, ДБВЩ ЮТЕЪНЕТОП ОЕ ОБРТСЗБФШ ЧОЙНБОЙЕ НБМЩЫБ. рПМШЪХКФЕУШ ФЕН, ЮФП ЧБЫ ЭЕОПЛ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧБУ Й ЕЗП УБНПЕ УЙМШОПЕ ЦЕМБОЙЕ ВЩФШ ТСДПН Й ЙЗТБФШ У ЧБНЙ. еЗП ДПЧЕТЙЕ ВХДЕФ ТБУФЙ ФБЛ ЦЕ ВЩУФТП, ЛБЛ Й ЕЗП НБМЕОШЛЙЕ ОПЦЛЙ Й ФЕМШГЕ.

ъБ НОПК!
чБЫ ЭЕОПЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦЕО УДЕМБФШ ДМС УЕВС ПФЛТЩФЙЕ, ЮФП ПЮЕОШ ЧЕУЕМП Й ИПТПЫП ХВЕЗБФШ ПФ ЧБУ, Й Ч ДПНЕ, Й ЧОЕ ЕЗП, ДБЦЕ ЛПЗДБ ЧЩ ЙЗТБЕФЕ. хЮЙФЕ ЕЗП ВЕЗБФШ ЪБ ЧБНЙ, РТЙДХНЩЧБС ЙЗТЩ, РППЭТСАЭЙЕ ФБЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. еУМЙ ПО ОЕНОПЗП НЕДМЙФЕМЕО, РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ВЕЦЙФЕ, РТЩЗБС ОБ НЕУФЕ, ЙМЙ ДЕМБКФЕ Н БМЕОШЛЙЕ ЫБЗЙ, ЮФПВЩ ПО РПКНБМ ЧБУ. пТЙФЕ Й ЫХНЙФЕ У ЧЕУЕМЩНЙ ОПФЛБНЙ, ЛБЛ ОЕОПТНБМШОЩК, Й ЗПЧПТЙФЕ ЕНХ: "иПТПЫЙК НБМШЮЙЛ (ДЕЧПЮЛБ), ЪБ НОПК!" - ЛБЛПЕ ЧЕМЙЛПЕ РТЙЛМАЮЕОЙЕ РЕТЕИЙФТЙФШ УЧПА НБНПЮЛХ! лПЗДБ ЧБЫ ЭЕОПЛ ХВЕЗБЕФ ПФ ЧБУ, ОЕ ВЕЗЙФЕ ЪБ ОЙН, ФБЛ ЛБЛ ПО РПДХНБЕФ, ЮФП ЬФП ЙЗТБ Ч РТЕУМЕДПЧБОЙЕ. юФПВЩ ПВНБОПН ЪБУФБЧЙФШ ЕЗП ЧЕТОХФШУС, УФБОШФЕ ОБ ЛПМЕОЙ Й РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ОБЫМЙ УПЛТПЧЙЭЕ. тБЪЗПЧБТЙЧБКФЕ ЧПЪВХЦДЕООП У ЬФЙН ОЕЧЙДЙНЩН РТЕДНЕФПН, ДБЦЕ РПТПКФЕУШ Ч "ЪЕНМЕ". чБЫ ЭЕОПЛ РТЙДЕФ Л ЧБН ТБЪХЪОБФШ, ЮФП ФБЛ ЪБЙОФТЙЗПЧБМП ЧБУ Й ЧЩ УРПЛПКОП ЧПЪШНЕФЕ ЕЗП ОБ РПЧПДПЛ.

рПКНБК ЭЕОЛБ
дЧПЕ УЙДСФ ОБ РПМХ Ч 3-6 НЕФТБИ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ОБРТПФЙЧ, ПДЙО ХДЕТЦЙЧБЕФ ЭЕОЛБ, МБУЛБС ЕЗП. рХУФШ ДТХЗПК ТБДПУФОЩН ЗПМПУПН ЪПЧЕФ ЕЗП: "нБМЩЫ, ЛП НОЕ, ЛП НОЕ!" ыЙТПЛП ПФЛТЩФШ ТХЛЙ Й ЪЧБФШ ЕЗП, Б ЛПЗДБ РТЙДЕФ, ЛТЕРЛП ПВОСФШ ЕЗП, РПИЧБМЙФШ.

НПЦЕФЕ ДЕМБФШ ЬФП У НСЮПН ЙМЙ ЙЗТХЫЛПК, РЕТЕВТБУЩЧБС ЙИ Й ЪБУФБЧМСС ЭЕОЛБ, ЗПОСФШУС ЪБ ОЙНЙ. рХУФШ ПО ИЧБФБЕФ ЙЗТХЫЛХ, ДБКФЕ ЕНХ МБЛПНУФЧП, ЮФПВЩ ПО ПФРХУФЙМ ЕЕ, РЕТЕВТПУШФЕ ЕЕ ДТХЗПНХ МЙГХ. фПФ ФПЦЕ РПИЧБМЙФ ЭЕОЛБ, РТЙМБУЛБЕФ, ЛПЗДБ ПО УИЧБФЙФ ЙЗТХЫЛХ, ХЗПУФЙФ ЕЗП Й ВТПУЙФ ЙЗТХЫЛХ РЕТЧПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. рПГЕМХК НЕОС!

РПГЕМХК НЕОС РП ЛПНБОДЕ - ПВХЮБАЭБС ЙЗТБ. ьФП ОЕ ХРТБЦОЕОЙЕ, ОП ЬФП ОЕЮФП, ДПУФБЧМСАЭЕЕ ТБДПУФШ ПВПЙН ЧУЕЗДБ. эЕОПЛ ПУПВЕООП ЗПМДЙ, РПФЕОГЙБМШОЩЕ МЙЪХОЩ. мЙЫШ УЛБЦЙФЕ ЕНХ: "рПГЕМХК, РПГЕМХК, НПМПДЕГ!" Й ПО ЛБЦДЩК ТБЪ ВХДЕФ ГЕМПЧБФШ ЧБУ. пО ВХДЕФ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБД ХЗПДЙФШ ЧБН. рПГЕМХЙ ЕЗП ЛТБФЛЙЕ, ЪБУФБЧМСКФЕ ЕЗП ЕЭЕ Й ЕЭЕ, ЕУМЙ НПЦЕФЕ, ОП ОЕ РЕТЕХУЕТДУФЧХКФЕ, Б ФП ЗПМДЙЛ ЪБМЙЦЕФ ЧБУ ОБУНЕТФШ.

рТСФЛЙ
йЗТБКФЕ ОБ ЧПЪДХИЕ Ч ФБЛЙЕ ЫХФПЮОЩЕ ЙЗТЩ ЛБЛ РТСФЛЙ. ьФП РПНПЦЕФ ПВХЮЕОЙА ЛПНБОДЩ "лП НОЕ" Й ХУЙМЙФ ЧБЫЕ РПМПЦЕОЙЕ ЪБЭЙФОЙЛБ-МЙДЕТБ. рПДПЦДЙФЕ, РПЛБ ПО ОЕ ОБЮОЕФ ПВОАИЙЧБФШ ФТБЧХ ЙМЙ ПФЧМЕЮЕФУС. вЩУФТП УРТСЮШФЕУШ ЪБ ДЕТЕЧПН, ЗДЕ ЕНХ ОЕ ВХДЕФ ЧБУ ЧЙДОП. чЩЗМСОЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ПВОБТХЦЙФ, ЮФП ЧБУ ОЕФ, Й ОБЮОЕФ ВЕЗБФШ Ч РПЙУЛБИ. лПЗДБ ПО ПЛБЦЕФУС ТСДПН, ЧЩИПДЙФЕ Й ТБДПУФОП РПИМПРБКФЕ Ч МБДПЫЙ, УЛБЪБЧ "лП НОЕ". уСДШФЕ ОБ ЛПТФПЮЛЙ У РТПФСОХФЩНЙ Л ОЕНХ ТХЛБНЙ, Й ХЧЕТСА ЧБУ, ПО РТЙВЕЦЙФ Л ЧБН!

рТЙОЕУЙ!
уСДШФЕ ОБ РПМ ОБ ЛХИОЕ Й ВТПУБКФЕ ЙЗТХЫЛХ ЭЕОЛХ, ЮФПВЩ ПО МПЧЙМ Й РТЙОПУЙМ ЕЕ ЧБН. "нБМЩЫ, МПЧЙ!" - ЬФЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ ОБЮБМП ЙЗТЩ. лПЗДБ ПО РПОЕУЕФ ЙЗТХЫЛХ, УЛБЦЙФЕ "рТЙОЕУЙ ЛП НОЕ!" лПЗДБ ЧЕТОЕФУС У ЙЗТХЫЛПК, РХУФШ РПДЕТЦЙФ ЕЕ ОЕНОПЗП, РТЕЦДЕ ЮЕН ЪБВТБФШ ЕЕ Х ОЕЗП, РП ДЧХН РТЙЮЙОБН:

1. пО ВХДЕФ ЪОБФШ, ЮФП ЕЗП ИЧБМСФ ЪБ ФП, ЮФП ПО РТЙОЕУ ЕЕ.

2. х ОЕЗП ОЕ ЧПЪОЙЛОЕФ НЩУМЙ, ЮФП ЧЩ ЪБВЕТЕФЕ ЙЗТХЫЛХ ЧУСЛЙК ТБЪ, ЛБЛ ПО РТЙОЕУЕФ ЕЕ. уЛБЦЙФЕ "вТПУШ". лПЗДБ ПО ХУФХРЙФ ЧБН ЕЕ, РПИЧБМЙФЕ. еУМЙ ОЕ ПФРХУЛБЕФ, ПФВЕТЙФЕ БЛЛХТБФОП ЙЪП ТФБ УП УМПЧБНЙ "вТПУШ". уОПЧБ ВТПУБКФЕ ЕЕ, ЧЕУЕМП ТБЪЗПЧБТЙЧБС У ОЙН, ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК РП ЛХИОЕ. й ПО ЪБХЮЙФ УМПЧБ ЙЗТЩ. й ВХДЕФ ЪОБФШ ХЦЕ 3 УМПЧБ: ЛП НОЕ, ВТПУШ, РТЙОЕУЙ.

ФЕРЕТШ УДЕМБЕН РТЕДПУФЕТЕЦЕОЙЕ. еУМЙ Ч ВХДХЭЕН ЧЩ ИПФЙФЕ ЪБОСФШУС ОБФБУЛПК ЙМЙ ЧПУРЙФБФШ ТБВПЮЕЗП ТЕФТЙЧЕТБ ЧУЕЗДБ ЪБУФБЧМСКФЕ РПДБЧБФШ ЙЗТХЫЛХ Ч ТХЛЙ, У ЛПНБОДПК "дБК", Й ФПМШЛП ЪБФЕН ВТПУБКФЕ ЕЕ. фПМШЛП Ч ТХЛЙ, ХУМПЦОСС УЙФХБГЙА РПУБДЛПК УПВБЛЙ У ЙЗТХЫЛПК, У РПУМЕДХАЭЕК ДБЮЕК РТЕДНЕФБ ЧБН Ч ТХЛЙ. чП ЧФПТПН ЧБТЙБОФЕ ЙЗТЩ "рТЙОЕУЙ" ЙУРПМШЪХАФ 2 ЙЗТХЫЛЙ. дБКФЕ ЭЕОЛХ ПДОХ ЙЗТХЫЛХ, Б ДТХЗХА УРТСЮШФЕ Ч ЛБТНБО. рПИЧБМЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ЧПЪШНЕФ РЕТЧХА ЙЗТХЫЛХ, Б ЮЕТЕЪ НЙОХФХ РПЛБЦЙФЕ ЕНХ ЧФПТХА Й РПНЕМШЛБКФЕ ЕА ЧПУФПТЦЕООП. вТПУШФЕ ЕЕ, Б ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК, РПДВЕТЙФЕ РЕТЧХА Й РПНБОЙЧ, ВТПУШФЕ. рП ЦЕМБОЙА, НПЦОП ДПВБЧЙФШ ФТЕФША. рПДВЙТБКФЕ, ЛПЗДБ ПО ВТПУБЕФ ЙИ Й РТПДПМЦБКФЕ НЕОСФШ ЙИ, ЮФПВЩ ПО ВЕЗБМ ЧПЛТХЗ У ОЙН ОЕУЛПМШЛП ТБЪ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ РПЧПТБЮЙЧБФШУС Л ОЕНХ, ЮФПВЩ РПДВПДТЙФШ Й РПИЧБМЙФШ, ЛПЗДБ ПО РПДВЕЗБЕФ Л ЧБН. вХДШФЕ ЙЪПВТЕФБФЕМШОЩ, РТЙДХНЩЧБКФЕ УЧПЙ ЧЕТУЙЙ ЙЗТЩ. ъБОСФЙС ДЕМБКФЕ ЛПТПФЛЙНЙ Й РТЕЛТБЭБКФЕ ЙЗТХ, ЛПЗДБ ЙОФЕТЕУ Л ОЕК Х ЭЕОЛБ ЕЭЕ ДПЧПМШОП ЧЩУПЛ. й ПВСЪБФЕМШОП ЧУЕЗДБ РТЕЛТБЭБКФЕ, ЕУМЙ ПО ЪБНЕДМСЕФ ФЕНР ЙМЙ ФЕТСЕФ ЙОФЕТЕУ Л ЙЗТЕ. рПНОЙФЕ, ЮФП ЧЩЫЕ С ХЛБЪБМБ, ЮФП ЦЕМБФЕМШОП УТБЪХ ПФТБВБФЩЧБФШ РПДБЮХ Ч ТХЛЙ.

"оПТБ"
чПЪШНЙФЕ ЛБТФПООХА ЛПТПВЛХ Й РТПДЕМБКФЕ Ч ОЕК ОЕУЛПМШЛП ПФЧЕТУФЙК. рПМПЦЙФЕ ЧОХФТШ ЛХУПЮЛЙ МБЛПНУФЧ, ЪБФЕН ЪБЛТПКФЕ ЕЕ Й ЪБДЕМБКФЕ ЫЧЩ ЛМЕКЛПК МЕОФПК. уПВБЛБ ПВОАИБЕФ "ОПТХ", Й ВХДЕФ УФБТБФШУС ДПУФБФШ ЙЪ ОЕЕ МБЛПНУФЧБ ОПУПН Й МБРБНЙ.

рТЕПДПМЕОЙЕ РТЕРСФУФЧЙС
рТПТЕЦШФЕ ВПМШЫПЕ ПФЧЕТУФЙЕ Ч ЛХУЛЕ ХРБЛПЧПЮОПК ВХНБЗЙ. оБФСОЙФЕ ВХНБЗХ Ч ДЧЕТОПН РТПЕНЕ ЙМЙ РТЙИПЦЕК. рЕТЧЩК ТБЪ ЧЩ РПНБОЙФЕ УПВБЛХ, ЮФПВЩ ПОБ РТЩЗОХМБ Ч ПФЧЕТУФЙЕ, Б РПФПН ВХДЕФ ДПУФБФПЮОП ДБФШ ЛПНБОДХ "ИПР!". чЩУПФХ ПФЧЕТУФЙС НПЦОП НЕОСФШ

"ъПМПФПЙУЛБФЕМШ"
ъБЛПРБКФЕ Ч РЕУПЛ ЗБМЕФХ, ФБЛ, ЮФПВЩ УПВБЛБ ЧЙДЕМБ ЬФП, Б РПФПН ДБКФЕ ЕК ЛПНБОДХ "йЭЙ!". оП, РПНОЙФЕ, ЮФП ЗПМДЕОЩ - РТЙТПЦДЕООЩЕ ЛПРБФЕМЙ Й, ЕУМЙ ЧЩ ОЕ ЦЕМБЕФЕ, ЮФПВЩ ЧБЫ ХЮБУФПЛ ВЩМ РПИПЦ ОБ ЦЕТФЧХ ОБЫЕУФЧЙС БТНЙЙ ЛТПФПЧ, ФП ОЕ ЙЗТБКФЕ Ч ФБЛЙЕ ЙЗТЩ, ИПФС ПОЙ ВЕЪХУМПЧОП ФТЕОЙТХАФ ЮХФШЕ.

пВИПД ЛЧБТФЙТЩ
уОБЮБМБ ОХЦОП ОБХЮЙФШ УПВБЛХ ТБЪМЙЮБФШ ОБЪЧБОЙС ЛПНОБФ. лБЛ НПЦОП ЮБЭЕ ЗПЧПТЙФЕ ЕК: "рПКДЕН ОБ ЛХИОА. чЙДЙЫШ, НЩ РТЙЫМЙ Ч УФПМПЧХА. ьФП УРБМШОС, ДЕФУЛБС" Й Ф.Д. лПЗДБ ПОБ ЪБРПНОЙФ ОБЪЧБОЙС, НПЦОП ОБЮЙОБФШ ЙЗТХ. хЧЕТСА ЧБУ, ЮФП НЕУФП РПД ОБЪЧБОЙЕН лхиос ЗПМДЙЛ ЪБРПНЙОБЕФ НПНЕОФБМШОП. оБЙВПМЕЕ УРПУПВОХА УПВБЛХ НПЦОП ВХДЕФ ДБЦЕ РПУЩМБФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ЧБЫЕЗП ДПНБ, ОБРТЙНЕТ, ЪБ НСЮЙЛПН. ьФХ ЙЗТХ НПЦОП ЛПНВЙОЙТПЧБФШ У РТЕПДПМЕОЙЕН РТЕРСФУФЧЙС, ОБФСОХЧ Ч ДЧЕТОЩИ РТПЕНБИ ВПМШЫЙЕ МЙУФЩ ВХНБЗЙ У ПФЧЕТУФЙСНЙ.

бРПТФЙТПЧБОЙЕ
оХ, ХЦ ЬФП Ч ЛТПЧЙ, Ч ЗПМПЧЕ Й Ч ЛБЦДПК ЛМЕФПЮЛЕ ЗПМДЕОБ. зПМДЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РТЙОПУЙФ НСЮЙ, ЛПМШГБ, НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ Й Ф.Д. рТЕДНЕФ ДПМЦЕО ВЩФШ ОЕ УМЙЫЛПН ВПМШЫЙН, ЮФПВЩ ЕЗП ВЩМП ХДПВОП ОЕУФЙ Ч ЪХВБИ, ОП Й ОЕ УМЙЫЛПН НБМЕОШЛЙН, ЮФПВЩ НБМЩЫ ЕЗП ОЕ РТПЗМПФЙМ.

лБФБОЙЕ НСЮБ
тБЪДПВХДШФЕ ВПМШЫПК Й ДПЧПМШОП ФСЦЕМЩК НСЮ. нЕДМЕООП ЛБФЙФЕ ЕЗП ОБ УПВБЛХ. нСЮ ОЕ ДПМЦЕО РПДРТЩЗЙЧБФШ. еУМЙ УПВБЛБ ОПУПН ЙМЙ МБРБНЙ ФПМЛОЕФ ЕЗП ПВТБФОП, РПИЧБМЙФЕ ЕЗП.

Х НЕОС Ч МЙФПК НСЮ ЪБРБСО ЪЧПОПЮЕЛ, РТЙ РЕТЕЛБФЩЧБОЙЙ ТБЪДБЕФУС НЕМПДЙЮОЩК ЪЧХЛ.

йЗТХЫЛБ ОБ ТЕЪЙОЛЕ
ъБЛТЕРЙФЕ ЛПОЕГ ТЕЪЙОЛЙ ЙМЙ ЬМБУФЙЮОПК МЕОФЩ (ЛТЕРМЕОЙЕ Й ХТПЧЕОШ-ЧЩУПФХ РТПДХНБКФЕ УПЗМБУОП ЧБЫЙН ХУМПЧЙСН Й ТПУФХ УПВБЛЙ). л ОЙЦОЕНХ ЛПОГХ ТЕЪЙОЛЙ РТЙЧСЦЙФЕ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЙЗТХЫЛХ. рХУФШ ОЕНОПЗП РПРТЩЗБЕФ.

"уМХЦЙ!"
рТЙЛБЦЙФЕ УПВБЛЕ УЕУФШ Й РПДЕТЦЙФЕ ОБД ЕЕ ЗПМПЧПК МБЛПНУФЧП ОБ ФБЛПК ЧЩУПФЕ, ЮФПВЩ ПОБ НПЗМБ ДПУФБФШ ДП ОЕЗП, УЙДС ОБ УЧПЕК РПРЛЕ. рПМХЮЙФЕ ОПЧПЗП РЙФПНГБ, РПД ОБЪЧБОЙЕН ЪБКЛБ

"лБОБФПИПДЕГ"
уПВБЛБ ХДЕТЦЙЧБЕФ ТБЧОПЧЕУЙЕ, ЙДС РП РПЧБМЕООПНХ ДЕТЕЧХ ЙМЙ ВТЕЧОХ. уНПФТЙФЕ, ЮФПВЩ ЕЕ МБРЩ ОЕ ЪБУФТСМЙ Ч ЧЕФЛБИ,Й РЕУШЛБ ОЕ ЗТПИОХМБУШ ВЩ ОБ ЪЕНМА У ВПМШЫПК ЧЩУПФЩ.

"дЧПТЕГЛЙК"
еУМЙ ЧЩ ПВХЮЙФЕ УПВБЛХ ЧЩРПМОСФШ ЛПНБОДЩ "рТЙОЕУЙ" Й "дБК", Х ЧБУ ВХДЕФ РТЕЛТБУОЩК ЮЕФЧЕТПОПЗЙК РПНПЭОЙЛ РП ИПЪСКУФЧХ ОБ ЧУЕ УМХЮБЙ ЦЙЪОЙ. б, ЕУМЙ ЧЩ ЪБИПФЙФЕ ОБ ПВЕД ХФЛХ ЙМЙ ЪБКГБ, ФП РПТБ ОБ ПВХЮЕОЙЕ УЕТШЕЪОЩН ОБХЛБН, Б ЧБН РПЛХРБФШ ТХЦШЕ.

уРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ
оБ ДБЮЕ, Ч УБДХ НПЦОП ХУФТПЙФШ ГЕМЩК УРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ ДМС ХРТБЦОЕОЙК ОБ МПЧЛПУФШ: ДПУЛБ ОБ ДЧХИ ВТЕЧОБИ - ДМС ВБМБОУЙТПЧБОЙС; ЧПФЛОЙФЕ Ч ЪЕНМА ЮЕТЕОЛЙ ДМС МПРБФ ЙМЙ НЕФЕМ - РПМХЮЙФЕ УОБТСД ДМС БДЦЙМЙФЙ РПД ОБЪЧБОЙЕН УМБМПН; ХЛТЕРЙФЕ РБМЛХ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ - ЬФП ВХДЕФ ВБТШЕТ. оП ЧУЕ ОБЗТХЪЛЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ УПТБЪНЕТОЩ У ЧПЪТБУФПН! рПНОЙФЕ, ЮФП ТБУФХЭЕНХ ПТЗБОЙЪНХ ОХЦЕО ЭБДСЭЙК ТЕЦЙН ЧЪТПУМЕОЙС, ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП, ФБЛ Й ЬНПГЙПОБМШОПЗП!

____________________________________________

рТЕДПУФЕТЕЦЕОЙС
оЙЛБЛЙИ ЙЗТ ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ

РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ: ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙЗТБКФЕ УП ЭЕОЛПН ЙМЙ ЧЪТПУМПК УПВБЛПК ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ ЕЗП ЙЗТХЫЛЙ ЙМЙ ДТХЗПЗП МАВПЗП РТЕДНЕФБ. рЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ - ДПНЙОБОФОБС ЙЗТБ, Б ЧБЫБ УПВБЛБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦОБ ПЛБЪБФШУС РП ПФОПЫЕОЙА Л ЧБН Ч ЗПУРПДУФЧХАЭЕН РПМПЦЕОЙЙ, ДБЦЕ Ч ЙЗТЕ, ЗДЕ ПОБ ПЛБЦЕФУС Ч ПРРПЪЙГЙЙ Л УЧПЕНХ ИПЪСЙОХ.

оЕ ДТБЪОЙФЕ, РПЦБМХКУФБ
лПЗДБ ЙЗТБЕФЕ УП ЭЕОЛПН, ОЙЛПЗДБ ОЕ ДЕМБКФЕ ОЙЮЕЗП ФБЛПЗП, ЮФП НПЗМП ВЩ УВЙФШ ЕЗП У ФПМЛХ ЙМЙ УНХФЙФШ, ЙМЙ ЪБУФБЧЙФШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ УФТБИ. нБМЕОШЛЙЕ ДЕФЙ ПУПВЕООП ЮБУФП УЮЙФБАФ ЪБВБЧОЩН ПВНБОХФШ ЙМЙ РПДТБЪОЙФШ ЭЕОЛБ. рПЛБЪЩЧБАФ ЕНХ ЙЗТХЫЛХ, РПФПН РТСЮХФ ЙМЙ ДЕМБАФ ЧЙД, ЮФП ВТПУБАФ ЕЕ. рПЦБМХКУФБ, ОЕ РПЪЧПМСКФЕ ЙН ДЕМБФШ ЬФП. пВЯСУОЙФЕ, ЮФП ЬФП ПВЕУЛХТБЦЙФ ЭЕОЛБ Й ПВЙДЙФ, Й ПО ОЕ ЪБИПЮЕФ ВПМШЫЕ ЙЗТБФШ.

пУФЕТЕЗБКФЕУШ ФТБЧН
чУЕ ЙЗТЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ТБЪХНОЩ Й РТПДХНБОЩ ЧБНЙ ЪБТБОЕЕ. оЕ ДПМЦОП ВЩФШ ФТБЧНБФЙЮЕУЛЙИ УЙФХБГЙК, ВПКФЕУШ УЛПМШЪЛЙИ РПМПЧ.

Когда человек заводит себе четвероногого друга, возникает необходимость не только создать нормальные условия для жизни питомца, но и развивать, а также развлекать его. Собака, как и любой другой член семьи, требует внимания и заботы. С ней нужно проводить время, играть, обучать. Лучше всего обучение проходит в игровой форме.

Почему игры

Через игры животное не только осваивает необходимые для него правила поведения. Они помогают питомцу выплеснуть накопившуюся энергию.

Нередко на прогулках можно заметить скучающих собак. Они не знают, чем себя занять, а хозяин не обращает на них внимания. Это неправильно, ведь на прогулках пес должен не только справлять нужду. Общение с питомцем через игры позволяет установить контакт между ним и его владельцем. Он учится всегда слушаться вас, находиться подле вас, а не бегать где-то в поисках приключений. Играя с хозяином, пес черпает из этого процесса положительные эмоции. У него развивается желание всегда быть лучшим для своего хозяина, чтобы получать похвалу и одобрение.

Важно! Чем больше времени вы уделяете игре с питомцем, тем более преданным он становится.


Не думайте, что начинать прививать любовь и уважение питомцу нужно не в младенчестве, а в более зрелом возрасте, когда он научится контролировать свое поведение. Щенки тоже нуждаются в вашем внимании. И чем раньше они почувствуют ваше внимание и заботу, тем быстрее отплатят вам тем же.

В ходе игры щенок осваивает различные жизненные ситуации и выясняет, как их решать. Это помогает ему в дальнейшем по жизни. Лучше начинать играть с щенком всей семьей - это позволит питомцу научиться разбираться в семейной иерархии, правильно выстраивать взаимоотношение с каждым членом семьи. Когда животное начнет понимать свое место и роль в «стае», оно станет более уверенным в себе.


Как играть с собакой на улице

Игры на свежем воздухе помогают псу не только выплеснуть свои эмоции, но и укрепить здоровье.

Пробежки и догонялки

Чтобы развеселить собаку, можно поиграть в догонялки. Дотроньтесь до пса, чтобы привлечь его внимание, и начинайте как бы убегать от него. Вам нужно побудить любимца побежать за вами. Иногда пес хватает игрушку и сам начинает от вас убегать, тем самым показывая, что он желает, чтобы вы его догоняли.

Можно просто начинать бежать трусцой, увлекая за собой пса. Приучать животное к бегу можно с трех-четырех месяцев. Сначала вы должны научиться преодолевать короткие дистанции, не более 200 метров. На более длинные расстояния в юном возрасте не всегда хватит терпения. Бегать нужно не по асфальту и плитке, а по земле, чтобы животное не травмировало лапы.

Знаете ли вы? Большинство собак способно бегать со скоростью до 30 км/ч. Борзые же бегают со скоростью до 72 км/ч.

На соревнованиях такого рода псу необходимо пробежать через горки, тоннели и прочие преграды. Хозяин в это время бежит рядом и направляет питомца.

На прогулке же, если поблизости нет специально созданных препятствий, можно побегать по ступенькам, поучиться прыгать через лавочки или пробегать под ними, оббегать деревья, кустарники.

Отличным местом для таких развлечений могут стать детские площадки. Только играть на них нужно либо рано утром, либо поздно вечером, когда малышня сидит дома.

Фрисби

Большинство собак очень любят ловить предметы в движении. Поэтому фрисби станет для них самой любимой забавой. Все, что вам нужно для этой игры - купить специальный летающий диск. Проследите, чтобы материал изделия не причинял вреда зубам животного. Также размеры диска должны соответствовать габаритам пса.

Ход игры очень прост. Вы бросаете диск, двигая кистью руки от себя, тем самым сообщая предмету крутящий момент. Чтобы собака побежала за игрушкой, ее нужно заинтересовать. Дайте сперва питомцу возможность ознакомиться с предметом. Потом повертите диском перед питомцем так, чтобы ему захотелось прыгнуть и ухватить игрушку зубами. Если пес схватил диск, дайте ему возможность погрызть его. Когда у питомца выработается на игрушку хватательный рефлекс, можно начинать игру.

Усадите пса возле себя и немного подбросьте фрисби. Если животному удалось поймать диск, можете увеличивать высоту и дальность броска. Когда питомец поймал диск, просите его вернуть вам предмет через команду «Дай».

Знаете ли вы? Люди, имеющие дома собаку, двигаются на 66% больше остальных.

Закапывание и поиск вещей

К развивающим играм для собак можно отнести поиск вещи или лакомства. Играть можно как дома, так и на улице.

Начните с простого - поиска лакомства. Покажите кусочек еды собаке, на ее глазах разбросайте вкусности по двору и дайте команду «Искать». Важно, чтобы в момент разбрасывания пес был на цепи или его кто-то держал, чтобы он не кинулся за едой раньше времени. Возможно, поначалу вам придется походить рядом с четвероногим другом, пока он не вникнет в суть игры.

Когда животное освоит суть поставленной перед ним задачи, можно усложнить игру, спрятав лакомство неподалеку. Когда и этот этап будет освоен, можно начинать прятать в земле. Здесь в ход следует пускать не только лакомства, но и любимые игрушки. Если вы живете в частном доме, то отведите для пса кусочек участка, где он вдоволь сможет порыть землю. Там и начинайте прятать предметы.


Можно обучать собаку прыжкам через препятствия. Для этого используйте палку или обруч.

В начале обучения держите палку на уровне холки животного или чуть ниже. Так пес научится преодолевать высоту собственного роста без травм. Постепенно высоту нужно увеличивать.

Чтобы заставить питомца прыгнуть, держите в одной руке палку, а в другой, на некотором расстоянии от преграды, лакомство. Скажите «Барьер» и привлеките внимание лакомством. Когда питомец выполнит прыжок, поощрите его словами.

Для прыжков через обруч принцип действия аналогичен. Только предварительно нужно позволить псу познакомиться с предметом, чтобы он не вызывал у него страх. Диаметр обруча должен быть немного больше, чем высота собаки в холке.

Научиться ползать под силу каждой собаке, но не каждая будет с удовольствием проходить курс освоения задания. Ведь в природе животные перемещаются таким способом крайне редко. Прежде чем приступать к освоению техники ползания, ваш питомец должен усвоить команду «Сидеть» и «Лежать».


Начинаем занятие с того, что усаживаем пса подле себя с помощью команды «Сидеть». Далее, через полминуты, просим лечь. Для этого при отдаче команды прямой рукой выполняем движение вниз. Уложив собаку, зажмите в кулаке правой руки вкуснятину и держите ее возле земли - пусть пес учует приманку. Затем отдайте команду ползти; вместе с этим начинайте двигать рукой параллельно земле, отдаляясь от любимца.

Если собака будет пытаться встать, прижимайте ее рукой к земле в районе холки. Если животное смогло проползти хотя бы 30 сантиметров, поощрите его вкуснятиной и похвальными словами, но вставать не разрешайте. Пусть отдохнет, а затем попытайтесь преодолеть еще такое же расстояние. С каждым занятием постепенно увеличивайте длину перемещения.

Важно! В ходе выполнения упражнения собаки очень устают. Поэтому поначалу не заставляйте любимца ползти больше метра-полутора.

Игры в домашних условиях

Игры с собакой дома не менее важны, чем на улице. Играя с питомцем, вы отвлекаете его от порчи имущества и учите приспосабливаться к жизни в помещении. Как лучше поиграть с любимцем, мы расскажем ниже.

Открываем двери

Эта игра поможет питомцу преодолевать при перемещении по дому такое препятствие, как закрытая дверь. Правда, здесь есть и свой минус. Когда животное освоит технику проникновения в комнату, то спрятаться от него за закрытой дверью уже будет гораздо сложнее, если только дверь не закрывается на замок.

Оставьте питомца самого в комнате и выйдите, прикрыв за собой дверь. Поначалу должна оставаться небольшая щель, в которую пес сможет вас видеть. Подзовите любимца. Если у пса нет желания толкнуть или потянуть на себя дверь, приманите его лакомством. Тогда он постарается как можно быстрее вырваться из заточения. Когда собака освоит способ открывания двери, закройте ее полностью и повторяйте упражнение.

Даем лапу

Освоение этой команды полезно для облегчения проведения осмотра конечностей животного.

Усадите питомца с помощью команды «Сидеть». Затем произнесите: «Дай лапу». Одновременно дотроньтесь рукой до одной из передних конечностей. Если пес сам не желает давать лапу, аккуратно возьмите ее выше запястья и немного приподнимите. Подержите ее немного и похвалите четвероногого друга.

Можно провести обучение другим способом. Возьмите лакомство, покажите его псу и зажмите его в ладошке. Когда пес попробует лапой добыть вкусняшку, возьмите его за конечность и произнесите: «Дай лапу». Подержите немного конечность, отпустите, угостите питомца вкуснятиной и похвалите.

Самый распространенный трюк с едой: ловля вкуснятины в воздухе. Для выполнения действия старайтесь подкинуть лакомство так, чтобы животное словило его на лету, а не взяло с пола. Иначе у него выработается привычка собирать все с пола. Даже если пес не смог поймать еду в воздухе, не дайте ему возможности забрать ее с пола. Пресеките попытку словом «Нет». Похвала должна быть только за пойманную вкуснятину. Во время броска нужно говорить «Оп».

Когда собака остается дома одна, стоит задуматься, чем она сможет себя занять, дабы не нашкодила. У собаки должны быть свои игрушки, чтобы она грызла их, а не обувь и вещи. Это могут быть плюшевые, резиновые, интерактивные игрушки.

Можно обучить пса различать игрушки по названию. Для этого бросьте игрушку и назовите ее. Собака должна услышать просьбу принести определенную вещь. Наказаний здесь не должно быть. Вы же не дрессируете питомца, а просто с ним играете.

Выполнение поклона

Чтобы обучить любимца выполнению данного действия, возьмите лакомство и продемонстрируйте его псу, предварительно поставив его подле себя боком. Положите вкуснятину между передними конечностями. Пес должен потянуться за приманкой и опуститься на локти. Чтобы животное не опустило полностью корпус наземь, придержите его рукой под животом. Поощрите любимца. Всем действиям должна предшествовать команда «Поклон».

Бывает, что во время игр собака самостоятельно наклоняется. В этот момент произнесите «Поклон». Так и произойдет усвоение команды. Всегда поощряйте любимца.

Поворот вокруг себя

Возьмите вкусняшку, держа ее большим и указательным пальцами. Пес должен не выхватить лакомство, а только облизать его. Начинайте отводить руку с едой. Собака должна потянуться за ней. Проговорите команду «Кругом». Когда животное сделает полный оборот вокруг своей оси, поощрите его вкуснятиной и словами.

Многие владельцы не знают, как можно играть с собакой дома, чтобы ей было интересно. Большинство питомцев любит вырывать из рук какую-то вещь. Чтобы научить животное подчиняться хозяину в этот момент, попробуйте поиграть с ним в перетягивание каната. Возьмите прочную веревку и дайте один конец псу; другой держите сами. Скомандуйте «Тяни». Старайтесь не позволять ему сильно увлекаться игрой. Он должен легко останавливаться и отдавать вам веревку.

Важно! Не используйте для этой игры личные вещи, иначе собака в дальнейшем будет хватать только их.

Основные правила игры

  1. Осваивать новую игру начинайте в комфортном для пса месте, чтобы ничто не пугало и не отвлекало животное.
  2. Привлекать питомца к игре необходимо в момент, когда он полон энергии и сил. Как правило, такой момент наступает, когда вы только перешагнули порог квартиры по возвращению с работы.
  3. Перед игрой не ласкайте питомца.
  4. Игра должна проходить в энергичном темпе, без сюсюканий.
  5. Игра не должна продолжаться долго. Научитесь прерывать ее, пока питомец не потерял к ней интерес.
  6. Если пес не желает играть, перестаньте общаться с ним. Он должен понимать, что игра - это способ общения с хозяином.

Как видим, игра очень важна для собаки. Она позволяет ей установить контакт с владельцем и освоить ряд важных действий. Выплеснутая вовремя энергия пса позволит вам насладиться отдыхом после работы и убережет ваше имущество от порчи.