Род и число имен прилагательных. Сколько родов в русском языке? Особенности определения рода у имен существительных и прилагательных

I . Мотивация учебной деятельности

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

II . Актуализация знаний.

1. Запись в тетради числа и классной работы.

2. Минутка чистописания: Пришла, улыбнулась – утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (Слайд 1) - Какое сейчас время года? - Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете?

Назовите первый звук в слове «весна»?

Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность.

Вв в Ввв в Вввв …

Запишите слова и подчеркните орфограммы.

весна цветок трава весенний дерево

3. Повторение пройденного

Составьте предложения на тему «Весна», используя одно из слов.

На доске предложение нужно исправить ошибки : Напраталинке поевился первый голубенький цвиток. (Слайд 2)

Один ученик разбирает по членам предложения, второй по частям речи, третий определяет падеж существительных. (Оценивание)

III . Фиксация индивидуального затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Вернемся к словам из чистописания.

Какое из них «лишнее»? (Весенний).

Что общего у оставшихся слов? (Имена существительные)

Почему вы так считаете?.

Определите род имён существительных. Что вам в этом поможет? (Имена существительные, которые можно заменить местоимениями он, - мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода).

Что получили? (Существительное мужского рода – цветок, существительные женского рода – весна, трава, существительное среднего рода – дерево).

Теперь посмотрим на «лишнее слово».

Можем ли мы определить род этого слова подставив местоимения он, она, оно? (Нет, не можем).

Почему? (Другая часть речи?)

Какая часть речи? (Имя прилагательное).

Как вы определили?

Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? Сегодня мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

- Сформулируем тему нашего урока. (Слайд 3)

IV . Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

1. Работа с карточками.

В самом названии – имя прилагательное – уже содержит намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

Посмотрите на слова, которые вы записали в тетрадь в начале урока.

Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово весенний? (Цветок).

Составьте это словосочетание. (Весенний цветок).

Попробуйте подобрать к словам трава и дерево формы от слова весенний.

Что получилось?

Следовательно, имя прилагательное (прилагается) зависит от имени существительного. Если имя существительное цветок мужского рода, то и имя прилагательное весенний будет тоже мужского рода. Продолжим составлять словосочетания сущ.+прил. и разложим их по родам (Оценивание) (Слайд4)

Карточки: звонкая капель, яркое солнце, белый подснежник , весенний цветок, весенняя трава, весеннее дерево, голубой ручей, тёмная проталинка, синее небо.

Физкультминутка

2.Работа в тетради

Запишите полученные словосочетания по родам, выделите окончания у прилагательных. Сверьте окончания с таблицей.(Сл. 5)

Попробуйте определить род имен прилагательных на доске. Сделайте вывод. (Прилагательные мн. ч) (Слайд 6)

V . Закрепление изученного материала 1. Знакомство с правилом в учебнике на странице 72.

2. Составление алгоритма. (Слайд 7) 3. Самостоятельная работа. Упр. 126 Взаимопроверка по образцу. (Оценивание) 4. Разноуровневый тест - Предлагаю вам небольшой тест на тему «Род имён прилагательных». Перед вами два теста. Тест 1– сложный, Тест 2 –простой. Результат оцениваться будет по выбранному тесту: если всё правильно, Тест 1 – на «5», Тест 2 – на «4». (Слайд 8) (Оценивание) 5. Работа с текстом на карточке. (Если останется время) - Озаглавить текст, записать заголовок. - Вставить пропущенные слова, определить род и число прилагательных. (Слайд 9) (Оценивание)

VI . Рефлексия

Наш урок приближается к завершению. - Понравился вам урок? Что нового узнали?

Почему прилагательные так называются? (Они прилагаются к именам существительным). - Как изменяются имена прилагательные? - Как определить род имени прилагательного? - Всегда ли можно определить род имени прилагательного?

Давайте оценим вашу работу.

VII . Домашнее задание.

Выучить правило на странице72, выполнить упражнение 128.

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

698 " style="width:523.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

2. Рядом с каждым существительным запиши подходящее по смыслу имя прилагательное .

3. Поставьте вопросы к именам прилагательным и допишите окончания.

4. Указать род и число имен прилагательных.

День был ясный и теплый. От дождя разлилась между грядками голубая лужа. Вечерняя мгла покрыла все поля. Небо чистое, синее. У орла сильные крылья, крепкие когти и зоркие глаза. Школьники получили от друзей приятное, радостное известие. Утро выдалось тихое, ясное. В корзине у нас лежала оранжевая сочная морковь, желтая круглая репа, большая красная свекла и душистая длинная петрушка. Пушистый иней украсил деревья. Большой белый гриб прятался под елью.

5. К имени прилагательному свежий подберите подходящие по смыслу имена существительные мужского, среднего и женского рода , изменяя имя прилагательное по родам. Запишите прилагательное в форме множественного числа .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выберите имена прилагательные с окончанием –ое или -ее.

Весёл…… песня, летн….. время, интересн…… занятие, весёл…… настроение.

7. Прочитайте стихи. Найдите имя прилагательное. Определите род и число.

Хомяк зимою в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

8. Соотнесите слова первого и второго столбиков. Допишите к каждому существительному подходящие прилагательные.

Горошек _________________ душный

Зал ______________________ душистый

День _____________________ дождевой

Плащ ____________________ дождливый

9. Укажите лишнее слово. Объясните признак выбора.

Короткий, крепкий, громкий, санаторий.

Дальний, средний, громкий, гербарий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выберите правильный ответ, соедините стрелкой .

1 . Имена прилагательные мужского рода имеют окончания -ая, - яя

2. Имена прилагательные среднего рода имеют окончания -ый, - ий, - ой

3. Имена прилагательные женского рода имеют окончания -ое, - ее

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район

ст-ца Бриньковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок русского языка

3 класс

«Определение рода имен прилагательных»

Учитель начальных классов

Мищенко Любовь Дмитриевна

Слайд – 1

Урок русского языка

3 класс

Слайд – 2

Тема урока: Определение рода имен прилагательных

Цель урока: научить определять род имен прилагательных

Задачи урока:

Обучающие: учить определять род имен прилагательных, сформировать представления учащихся о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.

Развивающие: развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс» Т.Г.Рамзаевой.

Материалы: Презентация к уроку, учебники, тетради, индивидуальные карточки.

I . Организационный момент.

Учитель:

Начинаем наш урок
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Слайд – 3

Учитель:

В грамматическом царстве русского языка в лесном государстве у старика

со старухой жил Колобок.

Учитель:

Слайд – 4

Надоело ему лежать на окошке, скатился он на землю и покатился по тропинке.

Слайд – 5

II . Минутка чистописания.

А на тропинке рассыпалось много разных букв и их надо было написать

Слайд – 6

1.В вв Ввв ввв

2. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Как вы понимаете значение пословицы?

Дети объясняют и вместе с колобком пишут в тетради.

Слайд – 7

III . Словарная работа.

Картинный диктант

Картинный диктант. Взаимопроверка. Сравнение написания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Работа над предложением.

Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. .

– Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Разберите прилагательное по составу.

– Выпишите словосочетания.

2. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Ёлоч..ка, воз..ми, ласточ..ка, доч..ка;

тюлен… мал..чик, обув.., цеп..;

люл..ка, л..динка, колос..я, пис..мо;

варен..е, кушан..е, прос..ба, сиден..е;

рож.., лож.., дрож.., сыч..;

душ.., силач.., тиш.., нож..

IV . Введение в тему урока.

Учитель:

Помогите колобку справиться с заданием.

    Определите род написанных словарных слов.

    Подберите по одному прилагательному к каждому словарному слову. (устно)

V . Постановка проблемной ситуации.

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени прилагательном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну «тайн»,

Как вы думаете, можете ли вы определить род у подобранных прилагательных. Определите род прилагательных, которые относятся к су ществительному. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Обоснуйте свой ответ.

Слайд – 8

Учитель:

Катился, катился и

Глядь, а на тропинке:

Что за зверь лесной

Зимой белый, а летом серый?

Ну конечно, это был зайчик.

Заяц: Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я съем тебя!

Колобок: Нет. Это будет несправедливо. Ты дай мне задание, если не справлюсь, то съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.

Согласился заяц.

VI . «Открытие» нового знания.

1) - Что мы уже знаем о прилагательном?

2) - Связь имён прилагательных с существительными.

Слайд – 9 - 10

Подбери к существительному пары слов

Небо яркий весенний

трава яркое весеннее

день яркая весенняя

Учитель:

Какую взаимосвязь вы заметили? (Какого рода существительное, такого же рода и прилагательное)

Слайд – 11

Учитель:

- Выполнил Колобок задание. Поскакал зайчик своей дорогой. А Колобок покатился дальше.

Слайд – 12

Учитель:

Вдруг навстречу ему громадина!

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Кто это?

Конечно, это медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Да, что вы все заладили: съем да съем!

Ты, Миша, дай мне задание.

Не выполню - тогда съешь.

Почесал медведь лапой за ухом:

- «Будет тебе задание, Колобок»

Работа в парах.

Составить словосочетания прилагательное + существительное

Синий, голубой, бирюзовый (костюм, глаза, блузка)

Пожилой, старый (мужчина, предмет)

Знойный, горячий (ветер, вода)

Темный, дремучий (лес, луг, туман)

VI . Физкультминутка.

Посмотрите вы на нас,

Как легко из класса в класс

Скачем по дорожке

Все на одной ножке.

Подскочили 10 раз,

Кончили десятый класс.

VII . Первичное закрепление изученного.

Слайд – 13

Знакомство с правилом по учебнику

В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Слайд – 14

Учитель:

Справившись с заданием, колобок покатился дальше. Вдруг на лесную тропинку выскочил тот

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

Догадались, кто это? (Волк.)

Волк:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Я от бабки ушел, я от деда ушел, я от зайки и лисы ушел.

А ты, волк, хочешь меня съесть!

Ты лучше дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь меня.

Волк: - Хорошо! Получай задание!

Слайд – 15 - 17

Предметные картинки с изображением овощей или фруктов. Подобрать как можно больше прилагательных к слову, обозначающему предмет.

Определить род прилагательного.

Какой ряд больше подберет. Помогаем колобку выбраться из рук волка.

Слайд – 18

Учитель:

- Умный Колобок опять спасся! Грустный волк пошел своею дорогой.

Слайд – 19

Учитель:

Катится Колобок по тропинке, радуется, что от всех ушел.

Вдруг навстречу:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Слайд – 20

Учитель:

Кто это? Правильно, лиса.

Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Нет уж, лисичка, ты дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь!

Хорошо! Получай задание

Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания :

скорая помощь острый нож

дорогая вещь тяжёлый багаж

железный обруч тёмная ночь

верный товарищ колючий ёрш

глазной врач ночная тишь

– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

Затем учитель стирает первые слова и дети записывают словосочетания по памяти, ориентируясь на вторые слова. Определить род прилагательных.

Как определить род прилагательных?

Учитель: Ребята давайте поможем колобку уйти от лисы, вместе выполним задание и проверим.

Слайд – 21

Перехитрил колобок лису. Справился с заданием и покатился дальше.

Слайд – 22

Вдруг навстречу выскочил

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Петя – петушок.

И говорит:

Колобок, как ты вкусно пахнешь! Можно откушу от тебя кусочек?

Колобок:

Нет уж, давай задание! Не выполню - тогда откусывай! А пока не трогай!

Заяц, лиса, волк, медведь - и те не тронули! Выполняй мое задание и возвращайся домой там тебя старик со старухой ждут не дождутся.

Слайд – 23

Работа в группах

Соотнести к схемам слова и разобрать по составу:

Пригорки, лесной, походы, дорожка, пригородний, покупка, пролески, забежит, стол, земля посадка, домовой настольный, пришкольный.

Давайте и мы поможем, ребята колобку!

Учитель:

Распределяемся на 4 группы. У каждой группы свое задание. Ещё подобрать по одному своему слову к схеме.

Как вы ребята справились с заданием?

1- я группа называет задание к 1 –й схеме

2- я группа называет задание к 2 –й схеме

3- я группа называет задание к 3 –й схеме

4- я группа называет задание к 4 –й схеме

Давайте проверим.

Слайд – 24

Справившись с заданием, попрощался с петухом колобок и решил домой вернуться. По дороге домой его ожидало ещё одно препятствие.

Слайд – 25

Творческое задание

Работа в парах

Написать по картинке сочинение. В предложениях определить род имени прилагательного. Разобрать одно из предложений по членам предложения.

Слайд – 26

Колобок любил работать по картинке и с этим заданием справился.

Слайд – 27

Учитель:

Катиться он по лесной чаще. а на встречу ему старик со старухой идут. Обрадовались, что с колобком ничего не случилось. Взяли его на руки и домой понесли.

VIII . Рефлексия.

Итог урока. Оценки.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

– Как можем мы определить род имени прилагательного?

Выставление оценок.

    Женский род отвечает на вопрос Какая?, мужской род - Какой?, средний род - Какое?. Например, лето (какое?) жаркое - средний род; зима (какая?) холодная - женский род; снег (какой?) белый - мужской род.

    Например: Она одела на праздник длинное платье. Существительное - платье (ср. род). Прилагательное - длинное (также ср. род).

    Род прилагательного можно узнать исходя из его окончания:

    Чтобы правильно определить, какой будет род у использованного в предложении или словосочетании прилагательного, нужно обратиться к существительному (местоимению), к которому это самое прилагательное относится. Какой у него род, такой же самый будет и у прилагательного. Например, лес (он - муж.р) зимний (тоже муж.р.), мама (она - ж.р.) добрая (тоже ж.р).

    Можно определить по вопросу и также по окончанию:

    Какой? будет у м.р., оконч. - -ый (-ий), -ой (-й) - бежев-ый, льнян-ой, могуч-ий.

    теперь Какое? - это вопрос ср.р., оконч. - ое (может -ее) - шелков-ое, син-ее.

    Во множ. числе у прилагательных нельзя определить принадлежность к роду.

    Род прилагательного определить несложно.

    Вот какой имеется алгоритм для определения рода прилагательного:

    Итак, а вот вопросы на которые отвечает прилагательное в разном роде.

    В мужском - это будет какой?;

    В женском - это будет какая?;

    В среднем - это будет какое?

    Род прилагательного можно определить:

    • по существительному, к которому относится прилагательное

    Футбольный мяч - мужской род (мяч мужского рода, а значит и связанное с ним прилагательное футбольный тоже мужского рода); холодная погода - женский род; летнее небо - средний род.

    • также род прилагательного можно определить по вопросу к нему

    Какой? - прилагательное мужского рода

    Какая? - женского рода

    Какое? - среднего рода

    • по окончанию прилагательного

    У прилагательных мужского рода следующие окончания: -ий-, -ый-, -ой-

    У прилагательных женского рода окончания такие: -ая-, -яя-

    У прилагательных среднего же рода окончания: -ое-, -ее-.

    Имя прилагательное всегда указывает на признак описываемого предмета. В какой форме употребляется часть речи, отвечающая за предмет (чаще всего это, конечно, существительное), такой же формы должно быть и прилагательное, т.е. род, а также число должны быть идентичными.

    Так, например, берем такой пример: Весна в этом году была прохладная. Весна (какая?) - прохладная. Существительное весна (она моя) женского рода, а это значит, что и прилагательное также женского рода и имеет окончание -ая (в случае с женским родом может встречаться также окончание -яя).

    Предлагаю ориентироваться по следующей табличке. В ней указаны окончания всех трех родов - мужского, женского и среднего.

    Род прилагательного легко определить, если найти его в предложении. Вы сможете это сделать, проанализировав другие части речи.

    Вот подробная инструкция как узнать род, а также падеж и число прилагательного:

    Род имени прилагательного можно определить по вопросу, а именно: какая? какой? какое?

    Так же род имени прилагательного можно определить по окончанию, то есть по следующим окончаниям: ая, яя, ый, ий, ой, ое, ее.

    Род прилагательного определяется таким образом:

    По роду имени существительного;

    По вопросу;

    По окончанию прилагательного.

    Так как имя прилагательное употребляется при именах существительных, то оно и согласуется с ними, то есть ставится в том же роде, числе и падеже , что и определяемое существительное.

    Например.

    И вот сентябрь! Замедля свой восход, СИЯНЬЕМ ХЛАДНЫМ солнце блещет.

    И луч его в ЗЕРЦАЛЕ ЗЫБКОМ вод НЕВЕРНЫМ ЗОЛОТОМ трепещет.

    СЕДАЯ МГЛА вится вкруг холмов; Росой затоплены равнины;

    Желтеет СЕНЬ КУДРЯВАЯ дубов, И КРАСЕН КРУГЛЫЙ ЛИСТ осины;

    В этом отрывке из стихотворения Е.А. Баратынского Осень есть все случаи согласования имен прилагательных с именами существительными:

    а) по числам: единственное (седая мгла) и множественное (живые голоса);

    б) по родам (только в единственном числе): сень кудрявая, красен круглый лист, безмолвен лес;

    в) по падежам (в обоих числах): сияньем хладным, в зерцале зыбком, неверным золотом, беззвучны небеса.

    Окончания имен прилагательных как раз и указывают на связь прилагательных с существительными.

    Чаще всего прилагательные в предложениях бывают определениями.

    Реже - именной частью составного сказуемого, но даже в этом случае легко определяется и род, и число прилагательного (по существительному).

    Например. Осень была тплая . Листья стали красными и желтыми . День стал коротким .

    Чтобы определять род у имени прилагательного, нужно убедиться, что оно стоит в единственном числе.

    Например у слова родной мы будем искать род, а у слова родные нет.

    Есть еще одно условие. Должно быть существительное или местоимение рядом с прилагательным, чтобы определять род, поэтому всегда используются словосочетания, а еще лучше целые предложения.

    Возьмем слово розовая. Тут даже не нужно существительное. Окончание -ая- и вопрос какая? дают 100 процентную гарантию того, что слово стоит в женском роде. Также есть -ое- и вопрос какое? розовое для среднего рода и -ый- и какой? розовый для мужского.

    А вот например словосочетание горячий кофе. Тут можно сказать, что род мужской или средний.

    Горячий шоколад. Род мужской.

    Странно, но факт: когда-то в языке не было разделения на существительные и прилагательные. Было это так давно, что дату назвать невозможно, но постепенно наши предки начали различать объект и признак, который может принадлежать любому предмету или признаку. У новой части речи постепенно выработались собственные характерные признаки, оформилась система окончаний, выработалась согласованность с существительными в категории рода.

    У прилагательного самого по себе нет никакого рода, падежа или числа - все они зависят от формы существительного, с которым согласуются. Поэтому в предложении и словосочетании нужно прежде всего разыскать сущ. и рассмотреть его число, если оно множественное, то определить род и падеж.

    Когда перед нами отдельно взятое прилаг., то остатся поставить к нему вопрос какой? какая? какое? какие? в каждом из падежей и посмотреть, каким из вариантов окончания совпадают.