Синдром страха у взрослых чем лечить. Детские страхи

» Страх и социальные фобии

Диагноз: панический синдром.
Страхи и социальные фобии

«Пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности и ни одного предмета, которые не могли бы внезапно стать предметом иррационального страха». Роджер Каллаган, психолог (США)

Страх - нормальная и здоровая эмоция, однако многие люди боятся, в сущности, совершенно безобидных вещей. Сейчас все больше распространяются социальные фобии, например страх оказаться неудачником или потерять работу; они превращают в мучение жизнь миллионов людей.

Когда 11 сентября 2001 года обрушился Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, многие люди, находившиеся в это время на улицах, бежали подальше оттуда в паническом страхе за свою жизнь. Что в этом плохого? Ничего! Ведь страх уводит нас подальше от опасности и гарантирует наше выживание. Если бы прохожие остались там, снедаемые любопытством, они могли бы задохнуться от пыли или попасть под каменный дождь.

Наиболее частые фобии - боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), открытых пространств (агорафобия) и страх перед ситуациями, в которых ты беспомощен. Последний часто связан со страхом перед скоплением людей.

Чувство страха - совершенно естественная вещь и так же неотъемлемо входит в пашу жизнь, как радость и гнев, любовь и печаль. Страх высвобождает энергию: ровно столько, сколько необходимо, чтобы мы могли разумно действовать и убежать от опасности.

Управляет этим сложным процессом эмоциональная память, которая находится в промежуточном мозге. Если она распознает опасность, биохимические «вестники» подстегивают дыхание и кровообращение, мускулатуру и обмен веществ. Сердце быстрее накачивает в артерии кровь - а с ней сахар и кислород, так что мышцы могут работать с большей скоростью. Одновременно мозговой слой надпочечника увеличивает выработку стрессового гормона адреналина. Можно начинать борьбу за выживание... или разговор с шефом о повышении зарплаты.

Новые формы страха

Для 25 млн. немцев и еще большего числа американцев страх превратился в настоящую проблему: каждый одиннадцатый из них даже стал из-за страха хронически больным. По данным американских властей, 12% всех жителей США регулярно глотают лекарства от страха.

Чем же люди, страдающие приступами страха, отличаются от остальных? Ведь они выделяют гормоны стресса, как и каждый из нас. С одной разницей: у них нет для этого ясной причины. Либо повод настолько незначителен, что стресс с его неприятными сопутствующими явлениями несоразмерно силен.

«Неожиданно мне стало плохо, - рассказывает Лутц Берендс, принадлежащий к числу тех, кто воспринимает свой страх как проклятие. - Мое сердце бешено заколотилось, я стал задыхаться. По лицу заструился холодный пот, руки и ноги онемели, вокруг меня все сделалось каким-то странным, нереальным. Я решил, что схожу с ума. Я поскорей подъехал к обочине и выскочил из машины. Даже мотор не заглушил. Позвонил по мобильному телефону жене, она приехала па автобусе и отвезла меня и машину домой. На работу в этот день я гак и не вернулся».

После долгого разговора домашний врач ставит диагноз: панический синдром, необъяснимый страх. Перед чем? Лутц Берендс ведь добился в своей жизни многого: он стоит па верхней ступеньке карьерной лестницы, у него семья, дом, машина и даже небольшая яхта. Впрочем, именно в этом и кроется его проблема: что будет, если он потерпит финансовый крах или у него что-либо случится со здоровьем? Как он тогда будет жить? Все больше людей мучит страх перед крахом карьеры, перед будущим и перед другими людьми. «Социальные фобии наступают», - констатируют психологи. Они проявляются гораздо чаще, чем классическая боязнь пауков или полетов в самолете. Конкретные фобии, вызванные определенными вещами, сменяются необъяснимыми страхами.


Страх перед пауками весьма распространен, но преувеличен. Укусы пауков иногда бывают неприятными, но в большинстве случаев они не опасны.

Тест: Безобиден ли мой страх?

Согласно новейшим определениям Американского психиатрического общества, о приступе паники можно говорить тогда, когда присутствуют как минимум четыре из следующих 13 симптомов:

  • Нехватка воздуха и затрудненное дыхание
  • Головокружение или обморок
  • Учащенное сердцебиение
  • Дрожь
  • Потливость
  • Ощущение удушья
  • Тошнота или боли в животе
  • Ощущение нереальности или растворения личности
  • Глухота или мурашки по телу
  • Приступы жара или озноба
  • Боли или другие неприятные ощущения в груди
  • Страх смерти
  • Страх сойти с ума или потерять над собой контроль

Другие ценности и нормы

«Это кроется в морали показного благополучия и демонстративной улыбки», - предполагает психоаналитик Хорст-Эберхард Рихтер, директор франкфуртского Института им. Зигмунда Фрейда. Мы обязаны быть подтянутыми, бодрыми и удачливыми. Слабые быстро оказываются на обочине жизни. Поэтому неудивительно, что нас терзает страх перед безработицей. Он так же велик, как и страх оказаться в старости беспомощным и нуждаться в постороннем уходе.

Психологи-эволюционисты объясняют эту причину так. Чем свободней и демократичней наше общество, тем больше изменяются ценности и нормы. Чем технологичней и глобальней становится наш мир, тем трудней его понять.

Современные источники для страха - это утрата ориентиров и чувство бессилия. Немецкий психолог Маркус Трейхлер замечает по этому поводу: «В страхах нашего столетия отражается характер современного человека - он свободный и неопределенный. В этом и кроется истинная причина его фобий. Ведь страх - это не что иное как родовые боли при рождении сознания свободы человека. А это не следует считать причиной для страха».


Панический страх перед школой. Страх перед посещением школы достигает своего пика обычно на втором году учебы и чаще вызывается нежеланием уходить из дома, чем боязнью находиться в школе.

Просто пересидеть страх?

Это прозвучит цинично для людей, не знакомых с проблемой. Просто пересидеть страх и избегать ситуаций, которые его вызывают? Выход довольно сомнительный, ведь тогда вы просто станете пленником в собственном доме. Тот, кто глотает лекарства, рискует стать зависимым от них. «Медикаменты следует использовать лишь в качестве временной меры, для преодоления острого состояния, пока больной не станет способным для получения терапевтического курса или для самостоятельной помощи себе», - пишут Кристина Браш и Инга-Мария Рихберг в книге «Страх среди ясного неба». Авторы этой монографии сами много лет страдали от приступов паники.

Лутц Берендс проходит в психосоматической клинике четырехнедельный курс поведенческой терапии; шансы на успех составляют около 80%. Терапевт выясняет вместе с пациентом причины страха, и шаг за шагом они разрабатывают «симптоматический менеджмент» для ситуаций, вызывающих страх.

Существуют десятки вариантов терапии, от мягкой до жесткой, традиционной и компьютерной, индивидуальной и групповой. Главное, чтобы терапевт и метод вам нравились.

Подготовлено по материалам «Ридерс Дайджест»

Синдром уходов из дома и бродяжничества наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и выражается в повторяющихся уходах из дома, из дошкольных и школьных учреждений, из интернатов и сопровождается бродяжничеством. Выделяют несколько причин уходов из дома и бродяжничества.

К первой группе синдрома уходов из дома и бродяжничества относятся реактивные состояния, состояния эмансипации, сенсорной жажды.

Ко второй группе уходов из дому и бродяжничества относятся безмотивные случаи, наблюдающиеся у больных шизофренией и эпилепсией.

В ряде случаев уходы из дома связаны с сугубо психическими заболеваниями типа шизофрении и эпилепсии, при которых больные не знают причин уходов и объяснить их не могут, так называемые «беспричинные» или безмотивные уходы.

Независимо от характера первых уходов, за исключением варианта «безмотивных», сформированный синдром уходов выражается в более или менее стойком стремлении к бродяжничеству, при котором дети уходят одни, лишь на короткое время, вступая в случайные, иногда вынужденные контакты.

Синдром уходов из дому и бродяжничество нередко возникает у детей и подростков на фоне задержанного интеллектуального развития. Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей ролью изменений элементарной аффективности, тесно связанной с влечениями, происхождение синдрома уходов и бродяжничества рассматривается как выражение аффективного уровня нервно психического реагирования, относительно близкого, к психомоторному уровню.

4. Синдром страхов

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

Навязчивые страхи;

Страхи со сверхценным содержанием;

Недифференцированные, бессодержательные страхи;

Страхи бредового характера;

Ночные страхи.

5. Синдром патологического фантазирования

Патологическое фантазирование встречается как у детей, так и у подростков, в связи с чем оно не может быть отнесено к проявлению какого либо одного уровня нервно психического реагирования.

В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка, патологические фантазии характеризуются необычайной стойкостью, малой подвижностью, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушением поведения и явлениями дезадаптации. Возникновение патологического фантазирования можно наблюдать уже у детей 3-5 летнего возраста. В этих случаях оно выражается в виде своеобразной, необычной для здоровых детей игровой деятельностью, которая в зависимости от характера заболевания, особенностей личности ребенка и среды, в которой он растет, может проявляться в разных формах.

Наиболее распространенной формой патологического фантазирования является перевоплощение. При этом ребенок перевоплощается в тот или иной образ. В этом случае резко меняется поведение ребенка в соответствии с его представлениями об облике и образе жизни данного существа. Игровое перевоплощение может наблюдаться также при психогенных расстройствах.

Другой формой патологической игровой деятельности представляют однообразные, стереотипные игры, имеющие сверхценный характер . Эта форма нарушения может наблюдаться у детей в возрасте 2–3 лет и у дошкольников и характеризуется однообразными действиями с различными предметами, нередко не имеющими игрового значения: открывают и закрывают краны, стучат крышками, рвут бумагу на мелкие кусочки, раскладывают на полу веревочки и провода. Стереотипные игры наблюдаются при вялотекущей шизофрении и при синдроме раннего детского аутизма.

Страх – это сильная эмоциональная реакция на воздействие окружающей среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема его восприятия обусловлена богатым детским воображением.

В определенные периоды развития страхи могут быть вариантом нормального психического развития . Такие проявления страха, как крик, плач в сочетании с дрожью тела, учащения сердцебиения, задержки дыхания, расширения глазных щелей, изменение черт лица, отмечаются уже в первые месяцы жизни и могут быть вызваны громкими резкими звуками, приближением крупных предметов. В 2-3 месяца жизни подобные реакции могут отмечаться в новой обстановке и в отсутствии матери. В 7 месяцев жизни отмечаются максимальные проявления страха в отсутствии матери. Опыт потери связи с окружающим миром, воплощенном в лице матери, переживается как беспокойство при разлуке с ней. Если же имеет место в этом возрасте частое перенапряжение эмоциональной сферы в связи с непредсказуемым поведением матери или длительным ожиданием ее возвращения, происходит развитие тревожного типа реакций, которые являются предпосылкой для развития страхов одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом. Также страхи в раннем возрасте подразделяются на:

– примитивную реактивность – в первые месяцы;

– страх разлуки с матерью – в 7 месяцев;

– страх чужих – в 7-8 месяцев;

– страх определенных событий и объектов – старше года.

Некоторые формы страха носят патологический характер , являясь предпосылками развития психических расстройств, что требует обращения к детскому психологу или психиатру. На патологический характер страха указывают его:

– крайняя степень выраженности (ужас, шок, потрясение), ее несоответствие реальной угрозе;

– затяжное трудно обратимое течение;

– непроизвольность (полное отсутствия контроля со стороны сознания);

– неблагоприятное воздействие на личность, социализацию.

В отдельных случаях страх может быть проявлением нервно-психического расстройства , что требует незамедлительного обращения к детскому психиатру.

Например, при раннем шизофреническом процессе, в основе страхов лежат галлюцинаторные явления. Их содержание не связано с образами реального мира и отражает расстройство мышления. Чаще галлюцинации появляются в момент засыпания или при пробуждении. При этом дети уединяются, не ищут помощи. О переживании страха можно судить по выражению лица, оборонительным действиям (кого-то гонит, прячется под кровать).

У младенцев из группы высокого риска по шизофрении были описаны частые страхи прикосновения и связанные с ними страхи стрижки ногтей, волос, душа, купания, воды. У них же в возрасте старше 1 года отмечались нелепые по содержанию страх новых предметов и страх хорошо знакомых – кроватки, горшка, цветка, ковра, маленьких детей, колеса, своих ручек, шума ветра, воды в трубах. С возраста 2 лет отмечались страхи закрытых или открытых дверей, «страшного волка» (прячется за ковром), электрички (заедет в дом), дивана (засосет, когда уснешь), куклы (мишка задушит). По степени выраженности страхи в ряде случаев могли достигать реакции паники с нарушением сознания и бурными протестными и защитными действиями. Страхи, основанные на бредовых переживаниях, можно заподозрить в случаях ярко выраженного неадекватного страха к конкретному, до этого знакомому лицу – матери, отцу, другим близким или неодушевленному предмету. При этом, дети вдруг начинали бояться до того привычных предметов: зажженной лампочки, одеяла, бутылочки с молоком, рисунка на обоях, старой знакомой игрушки, дерева, своего дедушки, знакомых людей. Реакции тревоги и страха достигали при этом состояния паники. Дети подолгу не успокаивались, часами кричали, метались, обнаруживая бурный негативизм и защитное поведение. Спустя короткое время (часов, 1-2 дней), реже спустя неделю такие страхи могут полностью прекратиться, и дети могут вернуться к общению с лицами, ранее вызывающими страх, не обращая внимания на прежде пугающие предметы. Предполагать бредовые расстройства в виде их прообразов можно начиная с 2-летнего возраста, а в некоторых случаях и в 1,5 года. Например, мальчик 1,5 лет начал упорно отказываться принимать пищу из рук бабушки, отталкивал еду, отмахивал, сбрасывал со стола. В некоторых случаях дети или отказывались принимать пищу определенного цвета (например, белого или красного), или боялись предметов определенной окраски. Так, например, мальчик 2-х лет обнюхивал игрушки и предметы черного цвета, выбрасывал их в окно.

Как предотвратить детские страхи

  • Заботиться о психическом здоровье нужно начинать задолго до рождения ребенка. Ученые вывили закономерность: чем спокойнее проходила беременность, тем устойчивее была психика ребенка к появлению фобий. Поэтому простейшая рекомендация о том, что не нужно нервничать во время беременности, является очень грамотной и верной.
  • Многим родителям, особенно занимающим высокие должности, нужно помнить, что ребенок не является подчиненным. Это маленькая развивающаяся личность, которая нуждается в любви и ласке больше, чем в указаниях и воспитательных воздействиях.
  • Не допускайте появления у ребенка суицидальных наклонностей. К ним относятся даже пустые разговоры и просто мысли.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенок ощущал себя брошенным или ненужным. Не позволяйте себе при ребенке обсуждать ситуации того, что вы не может пойти куда-либо по причине болезни ребенка или просто необходимости присмотра за ним. Ребенок не должен ощущать себя лишним и мешающим.
  • Не стоит также прививать ребенку мысль о собственной исключительности. Иначе это станет навязчивой идеей, и может привести к тому, что ребенок будет бояться проявления неуважения к себе.
  • Не ограничивайте круг общения ребенка. Это поможет ему легче адаптироваться.
  • Не пугайте ребенка животными, другими людьми, несуществующими персонажами.

И главное, при появлении страхов не пытайтесь их игнорировать или бороться с ними самостоятельно. Обратитесь за помощью к специалисту.

Помните, что от психического благополучия протекания детства во многом зависит будущее ребенка.

Статью подготовила Ольга Митрофанова

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.


Страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасности, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Г.Е. Сухарева считала страхи защитной реакцией ребенка. Физиологическую основу страха, согласно учению И.П. Павлова, составляет пассивно-оборонителный рефлекс. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страхов обнаруживается в еще большей степени в условиях патологии, следствием чего является частота страхов в психопатологической структуре различных нервно-психических расстройств. В связи с этим важную задачу представляет разграничение страхов, наблюдающихся у здоровых детей, от страхов, имеющих психопатологический характер.

Если страхи наблюдаются у детей дошкольного возраста преимущественно в ночное время, их не следует рассматривать как болезненное состояние (А.И. Селецкий, 1987). Но если они сохраняют максимальную частоту, приобретают характер ведущего признака и после первого критического периода развития ребенка, когда активность и самостоятельность в значительной мере определяют всю его деятельность, то речь идет уже о неврозе страха и тревожного ожидания.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведения ребенка под влиянием страхов (Г.Е. Сухарева). Патологические страхи могут возникать в структуре различных синдромов, но нередко выступают как самостоятельные психопатологические образования, которые можно рассматривать как синдром страхов и относить к проявлениям преимущественно аффективного уровня нервно-психического реагирования. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психопатологическую дифференциацию страхов.

Вместе с тем, условно выделяют пять основных групп синдрома страха в детском и подростковом возрасте:

· навязчивые страхи;

· страхи со сверхценным содержанием;

· недифференцированные, бессодержательные страхи;

· страхи бредового характера;

· ночные страхи.

1) Навязчивые страхи (фобии), по наблюдениям Т.П. Симсон, могут возникать у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией.

Страхи и опасения у детей младшего возраста (страх высоты, заражения), возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов. Вместе с тем их постоянство, возникающее вопреки желанию ребенка, позволяет считать такие страхи незавершенными. Дети сами рассказывают о своих страхах, пытаются от них избавиться, но не могут.

С возрастом тематика страхов изменяется. Так, у подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, физических недостатков (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, особенности фигуры, излишняя полнота и т.п.). У школьников нередко возникают страхи несостоятельности той или иной деятельности: страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия).

Навязчивые страхи чаще всего встречаются при неврозах и вяло текущей шизофрении, при которой страхи иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны, не поддаются критике. В дальнейшем навязчивые страхи при шизофрении могут трансформироваться в бредовые идеи, чаще в ипохондрические, и бред воздействия.

2) Сверхценные страхи у детей и подростков могут наблюдаться при навязчивых и невротических состояниях. Так, при невротических страхах у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг ребенка (различные животные, «черный дядька» и др.). В этих случаях ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолевать в отличие от навязчивых страхов.

Сочетание страхов сверхценного содержания с личностью проявляется в том, что они возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Этот страх может распространяться на целую группу вещей или животных, вызвавших первоначальную реакцию, и сохраняться на длительный срок.

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей в возрасте 7-9 лет представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией, страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем (дидактогения) и т.п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

В препубертатном возрасте (10-11 лет) в высказываниях детей при сверхценных страхах на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье как свое, так и ближайших родственников. Дети бояться, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни дома, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т.п. Страхи сверхценного содержания возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные, отсутствует стремление к их преодолению, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами, что отличает их от навязчивых состояний.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще встречается в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями сдавливания, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела).

3) Психопатологические недифференцированные, бессодержательные страхи характеризуются переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливами крови к лицу, спазмами в области живота и др.). Больной не связывает своих ощущений с психотравмирующей ситуацией, не может рассказать о своих переживаниях, но повторяет слова «страшно» или «боюсь». У детей школьного и подросткового возраста это страх смерти вообще или от какой-либо конкретной причины проявляется в высказываниях: «боюсь задохнуться», «сердце сейчас остановится» и др. Такие страхи могут носить приступообразный характер и наблюдаться при неврозах и вяло текущей шизофрении.

4) Страхи бредового характера отличаются переживаниями скрытой угрозы со стороны людей и животных, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью. В действиях окружающих они предполагают угрозу для себя. Тематика бредовых страхов зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней за окном, ветра, шума воды, разнообразных бытовых звуков (водопроводных кранов, электрической лампочки, холодильника и др.), незнакомых людей, персонажей из детских книг, телевизионных передач. Дети прячутся от воображаемых объектов.

У детей школьного возраста бредовые страхи приобретают более отвлеченный характер, нередко сопровождающиеся обманами восприятия (иллюзиями). Соответственно меняется поведение ребенка. Такие страхи с возрастом приобретают характер бредовых страхов, которые не удается снять убеждением. Бредовые страхи наблюдаются при различном течении шизофрении. (В.В. Ковалев).

5)Ночные страхи – это сборная группа состояний страха, общими признаками которых являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного расстройства сознания). Наблюдаются ночные страхи в дошкольном или младшем школьном возрасте, причем у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, произносит отдельные слова: «боюсь, прогони его, он хватает меня » и т. п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений. В этих случаях ребенок зовет мать, хотя не узнает ее и не отвечает на ее вопросы, а утром при пробуждении ничего не помнит о случившемся или дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился.

Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность. По мнению многих авторов (А.И. Селецкий, 1987, Н.М. Жариков, 1989, В.Н. Мамцева, 1991, А.И. Захаров, 1998 и др.) ночные страхи относятся в основном к невротическим состояниям, но в ряде случаев они носят эпилептоидный характер, что требует тщательного наблюдения и обследования ребенка.

Ночные страхи могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых часто имеет эпилептическую основу.