Сухой корм для котят польза и вред. Сухой и влажный корм для кошек: из чего делают кошачий корм и вреден ли он? Влияние среды обитания на потребности кошек в питательных веществах

Особенности гормонов заключаются в том, что человек нуждается в небольшом количестве каждого вещества, но при этом все они имеют огромную значимость для организма.

Основные функции гормонов: регулирование обменных процессов, клеточного роста, развития органов. Вырабатываются при помощи эндокринной системы, в структуру которой входит:

  • гипофиз;
  • гипоталамус;
  • щитовидная и поджелудочная железы;
  • надпочечники.

В случае сбоев в гормональной системе, человек начинает страдать от проявлений различных заболеваний.

Общие характеристики

Сколько видов гормонов вырабатывает организм человека? Медики насчитывают около 100 разновидностей основных гормонов и более десятка гормонов-активаторов. После выработки они выводятся в кровяное русло и направляются в сторону необходимого органа или ткани, где воздействуют на каждую клетку. Белковые компоненты способны функционировать на поверхности клеточных мембран, а жировые - проникают внутрь и воздействуют на органеллы.

По своим химическим свойствам делятся на несколько веществ:

  • белки;
  • производные аминокислот;
  • пептиды;
  • жиры;
  • стероиды.

В своей совокупности они способствуют физическому, умственному и половому созреванию человека. А также благодаря этим веществам организм легко приспосабливается к изменчивому внешнему миру и поддерживает постоянство своей внутренней среды. Каждый гормон имеет свою химическую структуру и физические свойства.

Все вырабатывающиеся организмом гормоны можно разделить на 5 групп:

  • ростовые и регуляторные (гипофиз);
  • половые (яичники и яички):
  • стрессовые (мозговая часть надпочечников);
  • кортикостероиды (корковая часть надпочечников);
  • обменные (поджелудочная и щитовидная железы).

Гормоны-активаторы не входят ни в одну из вышеперечисленных групп. Они не имеют прямого влияния на человеческий организм. Такие вещества стимулируют процессы синтеза основных гормонов. Синтезируются при помощи гипоталамуса и передних долей .

Ростовые и регуляторные

Концентрация половых гормонов в женском организме не является постоянной. Резкие скачки происходят под влиянием фаз менструального цикла. Самые большие изменения в гормональном фоне происходят в период беременности.

Стрессовые

Такие гормоны вырабатываются в организме при помощи надпочечников. Они оказывают влияние на обменные процессы и адаптацию человека к смене условий окружающей среды. Благодаря им мы можем бороться со стрессами и принимать важные решения в экстремальных условиях.

Дофамин

Или, другими словами, «гормон радости». Именно он помогает человеку испытывать чувство удовольствия и эйфории. Процесс выработки активизируется в конкретных ситуациях: когда человеку нравится определенный вид деятельности. При этом мозг пытается запомнить эти ощущения и заставляет человека возвращаться к нему снова и снова. Количество гормона может повышаться в стрессовых ситуациях, и даже при шоковом состоянии (в том числе и болевом).

Симптомы недостатка:

  • отсутствие эмоций;
  • безразличие ко всему происходящему;
  • быстрая утомляемость;
  • сильное желание плакать.

Симптомы переизбытка:

  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • большой прилив энергии;
  • повышенная активность.

Понижение приводит к депрессии, что, в свою очередь, может вызывать ожирение, хроническую усталость и прочие недуги.

Адреналин

Это гормон стресса. Он помогает «собраться с духом» в стрессовой ситуации. Он способен притуплять боль при травмах, блокировать страх и повышать выносливость.

В процессе того, как адреналин выбрасывается в кровь, происходит учащение сердцебиения, артериального давления, дыхания, что помогает насыщать мышцы кислородом и использовать их в полной мощи. А также это вещество увеличивает период бодрствования и ускоряет реакцию. Сколько длится действие адреналина? Ученые подсчитали, что около 5 минут.

Гормональный сбой может привести к психическим расстройствам, гипертонии, истощению, заболеваниям почек.

Кортизол

Это вещество регулирует углеводный обмен. Его максимальное количество вырабатывается в утренние часы. Минимальное количество припадает на вечернее время.

А также выброс кортизола в кровь происходит и в стрессовых ситуациях. Он помогает организму человека мобилизоваться путем уменьшения всасываемости кальция и изменения метаболизма, тем самым делая глюкозу более доступной. При нехватке в крови человек начинает ощущать раздражительность, его мучают головные боли и головокружение, пропадает аппетит, нарушается работа ЖКТ.

Избыток гормона вызывает:

  • ожирение;
  • бессонницу;
  • снижение защитных сил иммунитета;
  • снижение уровня тестостерона в организме.

Все это может стать причиной появления многих заболеваний: сахарного диабета, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний.

Кортикостероиды

Поддерживают минеральный баланс в организме. Гормоны этой группы вырабатываются в коре надпочечников. Их функциональность не ограничивается одним лишь конкретным органом или тканью.

Они регулируют все обменные процессы организма, поддерживают постоянный минеральный состав крови, способствуют выведению излишков веществ. Их применяют и в медицинских целях:

  • для лечения вирусного гепатита;
  • профилактики артрита;
  • лечения артроза;
  • профилактики бронхиальной астмы.

Обменные

В эту группу входят разные виды гормонов, но все они объединены общей функцией - регулирование обменных процессов организма. Они синтезируются при помощи поджелудочной, щитовидной, паращитовидной желез, - регулирует процесс мочеиспускания.

Баланс гормонов в организме человека - гарантия его полноценного развития.

Эти вещества очень важны в детском и подростковом возрасте, так как дают толчок росту и формированию организма. Гормональные нарушения в детском организме очень сложно компенсировать и они могут привести к необратимым последствиям. Состояние гормонов в организме влияет на состояние всех органов.

Пристального внимания заслуживают гормоны щитовидной железы.

При их дефиците затормаживается физическое и умственное развитие. Кроме того, тиреоидные гормоны тесно взаимодействуют с другими гормонами. Ярким примером этого процесса является связь с соматотропином, который отвечает за рост организма. Этот гормон в организме подростка незаменим.

Симптомы нарушений щитовидной железы:

  • проблемы с массой тела - избыточный или чрезмерный вес;
  • замедление роста;
  • плаксивость и раздражительность;
  • опухшая шея и увеличенные глазные яблоки;
  • бледность кожи;
  • повышенная утомляемость;
  • пониженная умственная активность.

При появлении этих признаков следует сдать анализы на гормоны щитовидной железы. В случае отсутствия вторичных половых признаков у подростка в возрасте 12-14 лет, необходимо проверить . А также в детском возрасте можно сдать анализ сахара крови и диагностировать наличие сахарного диабета.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ГОРМОНОВ

Гормоны – это вещества, которые образуются в эндокринных железах, выделяются в лимфу или кровь и регулируют обмен веществ и развитие организма.

Гормоны способны воздействовать на прилегающие клетки данной ткани (паракринный эффект) а также на клетки, в которых они синтезируются (аутокринный эффект).

Для гормонов типичны три признака :

1) Дистантность действия – регулируют обмен веществ и функцию эффекторных клеток на расстоянии;

2) Строгая специфичность действия – по биологическим эффектам нельзя один гормон заменить другим.

3) Обладают очень высокой степенью биологической активности.

Для нормального функционирования многоклеточного организма необходима взаимосвязь между отдельными клетками, тканями и органами. Эту взаимосвязь осуществляют 4 основные системы ре­гуляции.

* Центральная и периферическая нервные системы через нервные импульсы и нейромедиаторы;

* Эндокринная система через эндокринные железы и гормоны, которые секретируются в кровь и влияют на метаболизм раз­личных клеток-мишеней;

* Паракринная и аyтокринная системы посредством различных со­единений, которые секретируются в межклеточное пространство и взаимодействуют с рецепторами либо близлежащих клеток, либо той же клетки (простагландины, гормоны ЖКТ, гистамин и др.);

* Иммунная система через специфические белки (цитокины, антитела).

ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ В ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЕ

Системы регуляции обмена веществ и функций организма обра­зуют 3 иерархических уровня .

Первый уровень - ЦНС . Нервные клетки получают сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, преобразуют их в форму нервного импульса и передают через синапсы, используя химические сигналы - медиаторы. Медиаторы вызывают изменения метаболизма в эффекторных клетках.

Второй уровень - эндокринная система. Включает гипоталамус, гипофиз, периферические эндокринные железы (а также отдель­ные клетки), синтезирующие гормоны и высвобождающие их в кровь при действии соответствующего стимула.

Третий уровень - внутриклеточный. Его составляют изменения метаболизма в пределах клетки или отдельного метаболического пути, происходящие в результате:

Изменения активности ферментов путём активации или ингибирования;

Изменения количества ферментов по механизму индукции или репрессии синтеза белков или изменения скорости их разрушения;

Изменения скорости транспорта веществ через мембраны клеток.

Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций

Интегрирующими регуляторами, связывающими различные регуляторные механизмы и метаболизм в разных органах, являются гормоны. Они функционируют как химические посредники, переносящие сигналы, возникающие в различных органах и ЦНС. Ответная клетки на действие гормона очень разнообразна и определяется как химическим строением гормона, так и типом клетки, на которую направлено действие гормона.


В крови гормоны присутствуют в очень низкой концентрации. Для того чтобы передавать сигналы в клетки, гормоны должны распознаваться и связываться особыми белками клетки - рецепторами, обладающими высокой специфичностью.

Физиологический эффект гормона определяется разными факторами, например концентрацией гормона (которая определяется скоростью инактивации в результате распада гормонов, протекающего в основном в печени, и скоростью выведения гормонов и его метаболитов из организма), егосродством к белкам-переносчикам (Стероидные и тиреоидные гормоны транспортируются по кровеносному pycлу в комплексе с белками), количеством и типом рецепторов на поверхности клеток-мишеней.

Синтез и секреция гормонов стимулируется внешними и внутренними сигналами, поступающими в ЦНС.

Эти сигналы по нейронам поступают в гипоталамус, где стимулируют синтез пептидных рилизинг-гормонов (от англ. Releasе - освобождать) - либеринов и статинов, которые, соответственно, стимулируют или ингибируют синтез и секрецию гормонов передней доли гипофиза. Гормоны передней доли гипофиза, называемые тропными гормонами, стимлируют образование и секрецию гормонов периферических эндокринных желёз, которые поступают в общий кровоток и взаимодействуют с клетками-мишенями.

Поддержание уровня гормонов в организме обеспечивает механизм отрицательной обратной связи. Изменение концентрации метаболитов вклетках-мишенях по механизму отрицательной обратной связи подавляет синтез гoрмонов, дей­ствуя либо на эндокринные железы, либо на гипоталамус. Синтез и секреция тропных гормоновподавляется гормонами эндокринныхпериферических желёз. Такие петли обратнойсвязи действуют в системах регуляции гopмo­нов надпочечников, щитовидной железы, по­ловых желёз.

Не все эндокринные железы регулируются по­добным образом. Гормоны задней доли гипо­физа (вазопрессин и окситоцин) синтезируют­ся в гипоталамусе в виде предшественников и хранятся в гранулах терминальных аксонов ней­рогипофиза. Секреция гормонов поджелудоч­ной железы (инсулина и глюкагона) напрямую зависит от концентрации глюкозы в крови.

В регуляции межклеточных взаимодействий участвуют также низкомолекулярные белковые соединения - цитокины. Влияние цитокинов на различные функции клеток обусловлено их взаимодействием с мембранными рецепторами. Через образование внутриклеточных посредни­ков сигналы передаются в ядро, где происходят активация определённых генов и индукция син­теза белков. Все цитокины объединяются сле­дующими общими свойствами:

Синтезируются в процессе иммунного ответа организма, служат медиаторами иммунной и воспалительной реакций и обладают в ос­новном аутокринной, в некоторых случаях паракринной и эндокринной активностью;

Действуют как факторы роста и факторы диф­ференцировки клеток (при этом вызывают преимущественно медленные клеточные ре­акции, требующие синтеза новых белков);

Обладают плейотропной (полифункциональ­ной) активностью.

1


Рисунок 1. Схема взаимодействия регуляторных систем организма.

1- синтез и секреция гормонов стимулируется внешними и внутренними сигналами;

2- сигналы по нейронам поступают в гипоталамус, где стимулируют синтез и секрецию рилизинг-гормонов;

3- рилизинг-гормоны стимулируют (либерины) или ингибируют (статины) синтез и секрецию тропных гормонов гипофиза;

4- тропные гормоны стимулируют синтез и секрецию гормонов периферических эндокринных желёз;

5- гормоны эндокринных желёз поступают в кровоток и взаимодействуют с клетками-мишенями;

6- изменение концентрации метаболитов в клетках-мишенях по механизму отрицательной обратной связи подавляет синтез гормонов эндокринных желёз и гипоталамуса;

7- синтез и секреция тропных гормонов подавляется гормонами эндокринных желёз;

Стимуляция синтеза и секреции гормонов;

Подавление синтеза и секреции гормонов (отрицательная обратная связь ).

МБОУ ВЫШКОВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

БИОЛОГИЯ

8 КЛАСС

ТЕМА:

Роль гормонов

в организме человека.

ПОДГОТОВИЛА:

Учитель биологии и химии

Сычёва А.Г.

2015 г.

Тема: Роль гормонов в организме человека.

Цель: Определить значение желез секреции в организме.

Задачи:

образовательные: Повторить и закрепить материал о железах секреции; показать особенности гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; ввести понятия гипо- и гиперфункция; познакомить с действием гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез эндокринной системы; показать взаимодействие желез внутренней секреции и их участие росте и развитии организма; ознакомить с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения. Сформировать понятия: мексидема, базедова болезнь, карликовость, гигантизм, акромегалия, кретинизм, инсулин, сахарный диабет.

развивающие: в процессе выполнения заданий с проблемными и другими трудными вопросами развивать интеллектуальные способности, творческое мышление учащихся; умение качественно работать с текстом; выделять главное; составлять схемы и таблицы.

воспитательные: показать успех медицины в лечении таких заболеваний, обратить внимание на зависимость своевременности диагностики заболеваний и успеха лечения; учить учащихся внимательно относится к своему организму; обратить внимание на необходимость прохождения диспансеризаций и своевременного обращения к врачу.

Тип и вид урока: комбинированный

Оборудование: КТ; рабочие листы; барельефы: «Поджелудочная железа», «Щитовидная железа»; «Надпочечники»; «Сагиттальный разрез головного мозга человека»; модель головного мозга человека разборная поперечный срез щитовидной железы.

Ход урока:

Сегодня мне хотелось бы начать урок с высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра (портрет и высказывание на доске)

Фраза дня: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

Артур Шопенгауэр

Какое настроение и какие мысли вызвала у вас эта фраза.

    Актуализация знаний, определение проблемы урока:

Просмотрим видео фрагмент, а затем его обсудим.

    Демонстрация видеофрагмента о цирке лилипутов.

    Обсуждение:

    Цирк лилипутов – уникальный цирк. В чем его уникальность? (там работают люди очень маленького роста)

    Работа в цирке требует от человека хорошей физической подготовки, выносливости, умения работать с публикой. На ваш взгляд, есть ли отклонения в здоровье у артистов этого цирка? Ответ обоснуйте. (да/нет)

    Итак, какие отклонения вы обнаружили? (отклонения в росте – очень маленький рост)

    С работой, какой системы органов или органов они могут быть связаны? (эндокринной или желез внутренней секреции)

    Давайте вспомним, какая система органов в организме человека отвечает за нормальный рост и развитие (гуморальная или эндокринная)

    Следовательно, в работе какой системы возможен сбой в организме маленьких людей?

    Опишите принцип работы гуморальной системы (органы выделяют в кровь гормоны, а гормоны регулируют разнообразные процессы жизнедеятельности)

    Какие органы относятся к эндокринной системе? (печень, поджелудочная железа, щитовидная железа, половые железы, гипофиз)

Для того чтобы, точнее поставить диагноз, давайте выполним следующее задание:

Задание 1:

перед вами перечень понятий: слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа; сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз

    объедините эти понятия одну группу и дайте ей название;

    разделите понятия на три группы, назовите эти группы;

    исходя из пунктов 1 и 2 составьте схему

должны составить следующую схему (учащийся выполняет на доске, остальные в тетради)

Железы секреции

Внешней секреции Внутренней секреции Смешанной секреции

печень гипофиз поджелудочная железа

слюнные железы щитовидная железа половые железы

потовые железы надпочечники

сальные железы

Вернемся к истории о маленьких людях, какие же проблемы со здоровьем у них могут быть?

(нарушена работа желез внутренней секреции)

Поговорим о роли желез внутренней секреции

На доске написаны слова и цифры, схемы попробуем определить, что они означают:

100

«гармао» гормоны

0,0000003100015

маленькие органы большого значения

    Выполним задание 2 : осмыслите несколько фактов.

(читают факты; объясняют записи на доске)

    Постановка проблемы:

Какая железа неправильно работает у маленьких людей?

Давайте проанализируем схему и попробуем определить железу, которая неправильно работает у маленьких людей (какая точно из желез внутренней и смешанной секреции не знают)

Что мы знаем? (это железа должна выделять гормон)

Что нужно узнать? (какие гормоны выделяет каждая из выделенных нами желез, а также роль этих гормонов в организме человека)

    Определение темы и цели урока.

тема: Роль гормонов в организме человека.

цель урока: выявить роль гормонов в организме человека

    Ставим задачи:

    определить

а) гипофиза

б) щитовидной железы

в) надпочечников

г) поджелудочной железы

    познакомиться с заболеваниями, которые возникают при нарушении функций желез внутренней секреции

    выполняем задание 3.

Работа с книгой и рабочим листом:

Задание 3: заполни таблицу, используя материал §45 (стр. 174)

тема: Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

цель: изучить роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

учащиеся читают самостоятельно текст учебника, изучают презентацию, составляют таблицу:

(заполнение таблицы контролируется пошагово учителем, совместное обсуждение, анализ выбор главного)

Таблица:

Нормальная

функция

Пониженная функция

Повышенная функция

Гипо функция

Гипер функция

Гипофиз

Гормоны роста

Рост и развитие организма

Карликовость

Гигантизм, акромегалия

Щитовидная железа

Тироксин и др.

Регуляция обмена веществ

Микседема

(слизистый отек),

у маленьких детей - кретинизм

Базедова болезнь

Поджелудочная железа

Инсулин

Регуляция углеводного обмена

Сахарный

диабет

Слабость, сонливость, апатия

Надпочечники

Адреналин,

норадреналин

Повышают работоспособность организма при напряженной физической и психической работе.

Бронзовая

болезнь (Аддисонова болезнь).

Высокое давление, частое сердцебиение

Дополнительная информация для учащихся (тематические карты):

акромегалией

Эндемический зоб

Спорадический , или рассеянный, зоб

Поджелудочная железа.

Как демон, коварна и зла.»

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи".

Автор так описал болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос".

Это состояние ,известное как аддисонова болезнь ,характеризуется сильной слабостью ,похуданием , низким кровяным давлением ,желудочно- кишечными расстройствами ,повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи .Аддисонова болезнь ,описанная в 1855 Т .Аддисоном ,стала первым распознаннымэндокринным заболеванием .

    Обратите внимание на экран, перед вами готовая таблица, сверьте с ней свои таблицы, исправьте недочеты. Выводы по задачам.

значение в организме человека:

а) гипофиза – рост и развитие

б) щитовидной железы – регуляция обмена веществ

в) надпочечников - мобилизация организма в стрессовых ситуациях

г) поджелудочной железы – регуляция углеводного обмена

Заболевания, которые возникают при нарушении функций желез внутренней секреции:

микседема, кретинизм, акромегалия, базедова болезнь, бронзовая болезнь, сахарный диабет, карликовость, гигантизм.

( понятия вывешиваются на магнитную доску )

    Решение проблемы. Ставим диагноз маленьким людям (карликовость- гипофункция гипофиза).

    На данный момент в цирке лилипутов появилась проблема– дефицит артистов. Маленьких людей становиться все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

( научились лечить )

Действительно проблемы с работой желез внутренней секреции в современной медицине сейчас решаются. Достаточно сдать кровь на определение гормонального фона, если будут обнаружены какие- нибудь отклонения врач предложит план лечения. Для лечения гормональных заболеваний очень важно вовремя поставить диагноз, чем раньше выявлено отклонение, тем выше результат лечения. Поэтому очень важно следить за своим здоровьем, вовремя обращаться за медицинской помощью, а также проходить профилактические обследования. В нашем государстве действует программа по раннему выявлению у новорожденных отклонений в работе щитовидной железы. В течение первых дней жизни, еще в роддоме берут кровь на анализ, при обнаружении отклонений сразу же начинается лечение.

    Решение заданий на закрепление.

    по фотографии поставить диагноз (карликовость, базедова болезнь, акромегалия, мексидема, гигантизм)

    по названию гормона определить железу секреции (гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, щитовидная железа, надпочечники

    выбрать верные суждения:

1.

3 . Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.

10. Гормоны поступают в кровь.

Рефлексия.

В организме человека вырабатывается более 50 различных гормонов. Исследуя кровь, можно определить гормональный фон организма. Давайте сегодня, мы определим гормональный фон класса. Представим себе, что на уроке у каждого из вас выработался гормон:

гормон воодушевления

гормон удивления

гормон страха

Каждый из вас выберет себе цвет соответствующего гормона и наклеит его на доску.

Домашнее задание: §45, термины, вопросы. (по желанию) составить кроссворд

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА. Тема: Роль гормонов в организме человека.

Гиперфункция гипофиза. Акромегалия.

Если увеличение секреции гормона роста возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией . У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утрачивают способность к росту.

Роль правильного питания в функционировании щитовидной железы.

Гормоны щитовидной железы, тироксин и трийодтиронин, содержат в своем составе йод – элемент, поступление которого в организм ограничено. Эндемический зоб возникает из-за недостатка йода в питьевой воде и пище. В Швейцарии резко снизились заболевания зобом и кретинизмом, когда в обязательном порядке жителям стали прописывать йод, ввели в употребление йодированные соль или хлеб.

Спорадический , или рассеянный, зоб не связан с природными очагами. Он возникает как результат употребления пищевых продуктов или лекарств, которые блокируют усвоение йода. В Тасмании при употреблении молока коров, питавшихся растениями семейства барбариа, которые содержат антийодные вещества, у детей возникает зоб. Некоторые сорта капусты, репы, брюквы содержат естественные тиреостатические компоненты. Бездумное употребление преимущественно этих продуктов в ущерб другим может привести к спорадическому зобу. Питание должно быть разнообразным.

Поджелудочная железа.

Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии доцент А.А. Голубев, большой знаток литературы и музыки, всегда очень умело насыщавший свои лекции впечатляющими образами. О поджелудочной железе он с вдохновением говорил:

«Как нежащаяся пантера, уложила она голову в изгиб двенадцатиперстной кишки, распластала тонкое тело на аорте, убаюкивающей ее мерными движениями, а чуть изогнутый хвост беспечно отклонила в ворота селезенки - затаившийся красивый хищник, который неожиданно при болезни может нанести непоправимый вред; так и поджелудочная железа:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.»

Гиперфункция поджелудочной железы

Стоит отметить, что данный недуг является достаточно редким и проявляется, как правило, целым рядом симптомов. Так, первоначально при возникновении гиперфункции появляется общая слабость, быстрая утомляемость, постоянная сонливость, апатия. Если на этом этапе не будет назначено соответствующее лечение, то заболевание продолжит прогрессировать, а состояние организма ухудшаться: появляются сильные и болезненные судороги, нередко появляются потери сознания, резкий набор веса.

Гипофункция надпочечников. Бронзовая болезнь (Аддисонова болезнь).

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи". Автор так описал болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос".

Это состояние ,известное как аддисонова болезнь ,характеризуется сильной слабостью ,похуданием , низким кровяным давлением ,желудочно- кишечными расстройствами ,повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи .Аддисонова болезнь ,описанная в 1855 Т .Аддисоном ,стала первым распознанным эндокринным заболеванием .

Гипофиз - эндокринный орган, находящийся на внутренней поверхности мозга.

Надпочечники - парные органы, прилегающие к верхушкам почек.

Применяем новые знания!!!

1________________________________ 4__________________________

2__________________________________ 5______________________________

3___________________________________

    По названию гормона определи железу секреции, выделяющую его:

гормон роста -____________________________________

инсулин-_________________________________________

норадреналин-_____________________________________

тироксин- _________________________________________

адреналин-_______________________________________

    Выбери верные суждения:

1. Гормоны – это высокоактивные химические вещества. Большинство гормонов вырабатываются железами внутренней секреции.

2. Поджелудочная железа выполняет только одну функцию – выделение пищеварительного сока.

3. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

4. Гипофиз –железа внутренней секреции.

5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.

6. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.

7. Секрет желёз внешней секреции выделяется в кровь.

8. Поджелудочная железа относятся к железам только внутренней секреции.

9. Щитовидная железа относится к железам смешанной секреции.

10. Гормоны поступают в кровь.

Рабочий лист _______________________________________________________

Задание 1. Перед тобой перечень понятий:

слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа;

сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз

    объедини эти понятия в одну группу и назови её;

    раздели понятия на три группы, назови эти группы;

    исходя из пунктов 1 и 2 составь схему, с использованием всех понятий.

Задание 2 . Осмысли несколько фактов, расшифруй записи на доске.

    Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 г.

    Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от латинского слова «гармао» - возбуждаю) в ничтожно малом количестве; например в сутки человеку требуется 0,0000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!)

    Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывает болезненные изменения и пропорций частей тела (известны случаи, когда масса тела некоторых людей достигала 500-600 кг)

Тема урока ______________________________________________________________________

Таблица: «Деятельность эндокринных желез»

Нормальная

функция

Пониженная

функция

Повышенная функция

Гипо функция

Гипер функция

Одной из важнейших макромолекулярных групп в организме человека являются белки. Причем, их формы отличаются большим разнообразием: рецепторы клеточного типа, молекулы сигнального типа, элементы образующие структуру, определенные ферменты, вещества переносящие кислород и углекислый газ (речь идет о гемоглобине). И это далеко не весь перечень. Именно белок является одним их основных элементов в костном составе, его активное участие присутствует в строении связок, мышц, ткани организма, благодаря ему активно растут и восстанавливаются. Так что роль белков в организме человека, в обмене веществ переоценить трудно.

Однако, на всем вышеперечисленном функции белка не ограничиваются, дело в том, что именно такое вещество является незаменимым энергетическим источником. Есть ещё характерная особенность подобных веществ — организму человек по ряду причин не удается сохранять из про запас, поэтому, для того, что человеческий организм функционировал в нормальном режиме, надо потреблять белки на постоянной основе, только тогда белковый обмен будет в норме.

Метаболизм белков в организме человека и его особенности

Если говорить о том, где начинается метаболизм белков, то все это начинается в районе желудка человека. Процесс носит следующий характер:

  • еда, которая содержит много белка, начинает попадать в желудок человека, там первым делом начинает функционировать фермент под названием пепсин, а также к делу подключается соляная кислота;
  • именно соляная кислота осуществляет обеспечение того уровня, в котором белки могут денатурироваться. Когда на них оказывает свое воздействие пепсин, то белки начинают процесс распада, при этом образуются полипептиды, а также аминокислоты, которые являются их составляющими;
  • потом пищевая кашица, которая называется химус оказывается в тонком кишечнике;
  • начинает работать поджелудочная железа, выделяющая сок с содержанием натриевого бикорбаната (речь идет о соде);
  • соляная кислота нейтрализуется, что обеспечивает надежную защиту для кишечника человека.

Очень важно отметить, что организм имеет возможность для процесса синтезирования необходимых для его нормальной деятельности белков из аминокислот.

Все это получается из продуктов питания, те белки, которые оказываются в таком процессе лишними, просто начинают постепенно превращаться в глюкозу, также может быть превращение в триглецириды. Они имеют очень важную функцию — поддерживают энергию, а также способствуют увеличению резерва энергии в организме человека.

Тонкий кишечник отличается ещё и тем, что именно в нем начинают выделительные процессы гормоны пищеварительного типа, при этом выделяется секретин, а именно такие вещества способствуют дальнейшему белковому расщеплению. А ещё секретин осуществляет стимуляцию секреции сока железы поджелудочного типа, она тоже может осуществлять выработку большего числа элементов пищеварения.

Здесь выделяются такие вещества, как протеаза, эластаза и трипсин, а все это помогает лучше перевариваться белкам. Когда такие ферменты собираются вместе, белки сложного состава начинают разбиваться на определенные аминокислоты. Их транспортировка осуществляется через кишечную слизистую, её предназначение нужно для синтеза иных белковых соединений, потом они конвертируются в жиры.

Какова роль гормонов и ферментом в белковом обмене

Такой сложный процесс, как обмен белков не может осуществляться без определенных ферментов и гормонов. Об из функциях следует рассказать подробнее:

  • роль ферментов в тонком кишечнике и желудке такова, что белки начинают расщепляться на аминокислотные части;
  • HCI в области желудка помогают развиваться протеолизу;
  • гормоны, которые секретируются кишечными клетками осуществляет регулирование пищеварительного процесса.

Белковые вещества, которые находятся в поджелудочной железе и тонком кишечнике, не должны расщепляться. Для предотвращения этого процесса железа поджелудочного типа осуществляет выработку проферементов, которые не являются активными. Внутри везикул поджелудочной железы имеются такие вещества, как:

  • трипсин;
  • химитрипсин;
  • химотрипсиноген.

После того, как в тонкий кишечник попадает фермент, который располагается в пределах стенок тонкого кишечника, начинается его связь с трипсиногеном, после чего начинается активная форма, то есть, трипсин. Потом, начинается трансформация его в активную форму, то есть, в тринотрипсин. Функция такая веществ заключается в том, что они расщепляют белки крупного размера на пептиды, это осуществляется в процессе протеолиза.

Потом такие маленькие пептиды тоже начинают расщепляться на определенные аминокислоты, начинается их транспортировка через поверхностную часть кишечной слизистой, при этом используются аминокислотные транспортеры. Роль таких транспортеров заключается в том, чтобы связывать натрий и аминокислоты, потом они переносятся через оболочку. Когда натрий и аминокислоты оказывается на клеточной поверхности базального типа, то они начинают свое высвобождение.

Примечательно, что использование натрия, как транспортера, может быть использовано неоднократно, а что касается аминокислот, то они начинают свое проникновение в кровоток, потом начинается транспортировка к области печени, а также во всю клеточную структуру организма человека для того, чтобы синтезировать белки.

Если говорить о свободных аминокислотах, то они применяются для процесса синтеза белковых соединений нового типа. Если в организме аминокислот становится слишком много, причем, настолько много, что их хранить становится просто невозможно, то начинается их конвертация в глюкозу, также конвертация может быть в кетоны, а если все это не подходит, то тогда начинается процесс расщепления. Когда аминокислоты расщепляются, то получаются соединения углеводородного типа или же шлаки азотистого типа.

Но нужно понимать, что если наблюдаются высокая концентрация азота, то это может носить токсичный характер, так что сначала он проходит соответствующую обработку, благодаря которой из организма азот выводится. Такая биохимия процесса носит сложный характер, но очень слаженный, если такая биохимия подвергается нарушениям, то последствия могут быть самыми негативными. Если замечаются любые негативные симптомы, даже самые незначительные, то необходимо своевременно сдать определенные анализы, здесь может быть биохимическое исследование крови и ряд иных исследований.

Как образуется мочевина

Обмен белков подразумевает такой процесс, как цикл орнитинового типа, то есть образование мочевины. Здесь речь идет о биохимическом комплексе, в котором происходит образование мочевины из аммониевых ионов. Это необходимо для того, чтобы не было допущено повышения концентрации аммония в человеческом организме, когда он может достигнуть критического уровня. Такой процесс в основном проходить в районе печени, также задействуется и почечная область.

Результатом такого сложного и слаженного процесса начинается молекулярное образование, причем, образуются такие молекулы, которые нужны для нормального функционирования цикла Кребса. Все это приводит к тому, что начинает образовываться вода и мочевина. А что касается вывода мочевины, то этот процесс осуществляется посредством почек, она входит в состав урины.

Для того, чтобы были дополнительные энергетические источники, не редко задействуются аминокислоты, это особенно актуально, когда начинается период голода. Дело в том, что когда аминокислоты начинают обрабатываться, то получаются продукты метаболизма, которые имеют форму промежуточного характера. Здесь может иметь место кислота пировиноградного типа и другие вещества, все это требует дополнительных энергетических источников и вот здесь существенную поддержку способны оказать аминокислоты.

Подводя итог, можно сказать, что в результате белкового метаболизма аминокислоты нужны для того, чтобы синтезировать белковые соединения, которые необходимы для нормальной деятельности организма человека. Также они могут быть использованы в качестве альтернативных энергетических источников, также они могут просто выводиться, поскольку в них больше нет никакой необходимости, и в организме человека их хранить не стоит. Так что, для нормально роста и функционирования человеческого организма белки просто необходимы, они способны эффективно восстанавливать тканевые соединения и поддерживают здоровье человека в полном порядке. Также для этого нужны протеины, витамины и минералы.

Показатели нормы Т4 свободного у женщин по возрастам и причины отклонения

Нормальное функционирование женского организма невозможно без слаженной работы эндокринной системы. Любые гормональные сбои незамедлительно сказываются на репродуктивной системе женщины, на обмене веществ, работе ЖКТ и состоянии ЦНС. Особенно важно соблюдение нормы Т4 свободного у женщин детородного возраста. Вырабатываемый щитовидной железой тироксин (Т4) определяет возможность зачатия и вынашивания ребенка. Отклонения от нормативных показателей могут указывать на развитие патологий или гормональный сбой.

Для женщин, достигших менопаузы, показатель Т4 уже не играет столь важной роли.

Что такое тироксин свободный у женщин

Тироксин — биологически малоактивный тиреоидный гормон, составляющий около 90% от общего количества всех гормонов, которые синтезирует щитовидная железа. Его форма малоустойчива, поэтому с помощью ферментов вещество конвертируется в более устойчивое соединение трийодтиронин Т3.

В крови тироксин содержится либо в связанном состоянии, либо в свободном виде (не более 0,1% от общего значения Т4). Значимость для организма составляет наличие несвязанного Т4, т. к. подобная форма является наиболее биологически активной. Концентрация свободного тетрайодтиронина помогает оценить работу щитовидной железы.

В женском организме роль тироксина сложно переоценить. Помимо влияния на работу всех систем жизнедеятельности, Т4 регулирует функции детородных органов, в т. ч. отвечает за овуляцию яйцеклеток и укрепление слизистой поверхности матки.

Норма гормона Т4 свободный

Норма гормона у женщин практически не меняется в течении жизни. От рождения и до наступления репродуктивного возраста нормальные показатели тироксина свободного имеют тенденцию к росту, а после 20 лет остаются стабильными. Небольшое снижение Т4 наблюдается после наступления климакса, ближе к 50 годам.

Таблица

Среднестатистические значения нормального уровня тироксина свободного у женщин различных возрастов приведены в таблице.

Колебания в значениях несвязанного тиреоидного гормона наблюдаются у беременных женщин. Подобные всплески в этот период считаются нормальным явлением.

Отклонения от нормы

Любое отклонение от нормальных показателей Т4 свободного в организме женщины как в большую, так и в меньшую сторону свидетельствует о наличии каких-либо патологий. Повышенное содержание несвязанного гормона Т4 может указывать на следующие нарушения:

  • воспаление щитовидной железы;
  • поражение печени;
  • патологию почек;
  • ожирение;
  • развитие диффузного зоба;
  • возникновение аденомы щитовидной железы.

Пониженный свободный Т4 диагностируется:

  • при развитии патологии в гипофизе или гипоталамусе;
  • при отравлении тяжелыми металлами;
  • при первичном или вторичном гипотериозе;
  • при эндемическом зобе.

После удаления части органа показатели тиреотропного вещества также ниже нормативных значений.

Отклонения от нормы возможны во время приема оральных контрацептивов. Иногда нарушения в работе железы наблюдаются у женщин после родов.

Симптомы нестабильной работы щитовидной железы у женщин проявляются в виде ухудшения общего самочувствия и упадка сил. Содержание несвязанного вещества Т4 вне нормативных значений может сопровождаться судорогами и тахикардией. При обнаружении подобных симптомов рекомендуется незамедлительно обращаться за консультацией к врачу.