Униженные и оскорбленные наташа алеша. «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского

Иван Петрович , двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречает на петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеет обыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки и уставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей. В этот мартовский вечер один из них возмущается «невежливостью» бедняка. Тот в страхе уходит и умирает неподалеку на тротуаре. Придя домой к незнакомцу, Иван Петрович узнает его имя - Смит - и решает поселиться в его опустевшем жилище под самой кровлей многоквартирного дома,

С детства сирота, Иван Петрович вырос в семье Николая Сергеевича Ихменева , мелкопоместного дворянина старинного рода, управляющего богатым имением князя Петра Александровича Валковского. Дружба и любовь связали его с дочерью Ихменевых Наташей, моложе его тремя годами. Юношей герой уехал в Петербург, в университет, и увиделся со «своими» только через пять лет, когда они переехали в столицу из-за ссоры с Валковским. Последний много лет оказывал дружбу и доверие своему управляющему вплоть до того, что отправил ему на «воспитание» своего девятнадцатилетнего тогда сына Алешу. Поверив слухам о стремлении Ихменевых женить молодого князя на своей дочери, Валковский в отместку обвинил доброго, честного и наивного старика в воровстве и затеял судебный процесс.

Иван Петрович чуть ли не ежедневный гость у Ихменевых, где вновь принят как родной. Именно здесь он читает свой первый роман, только что напечатанный и имеющий чрезвычайный успех. Крепнет любовь между ним и Наташей, речь уже заходит о свадьбе, с которой, однако, решают подождать один год, пока литературное положение жениха не упрочится.

«Чудное» время проходит, когда Ихменевых начинает посещать Алеша . Валковский , имеющий свои виды на будущее сына, повторяет обвинение в сводничестве и запрещает последнему видеться с Наташей. Оскорбленный Ихменев, однако, не подозревает о любви дочери и молодого князя, пока та не уходит из родительского дома к любовнику.

Влюбленные снимают квартиру и хотят вскоре обвенчаться. Их отношения осложняются необычным характером Алеши. Этот красивый, изящный светский юноша - сущий ребенок по наивности, бескорыстию, простодушию, искренности, но и эгоизму, легкомыслию, безответственности, бесхарактерности. Безмерно любя Наташу, он не старается обеспечить её материально, часто оставляет одну, затягивает мучительное для нее состояние любовницы. Увлекающийся, безвольный Алеша поддается влиянию своего отца, желающего женить его на богатой. Для этого надо разлучить сына с Наташей, и князь отказывает юноше в денежной поддержке. Это серьезное испытание для молодой четы. Но Наташа готова жить скромно и работать. Кроме того, найденная князем для Алеши невеста - Катя - прекрасная девушка, чистая и наивная, как и её предполагаемый жених. Ею нельзя не увлечься, и новая любовь, по расчету умного и проницательного князя, вскоре вытеснит из неустойчивого сердца сына старую. Да и сама Катя уже любит Алешу, не зная, что он не свободен.

Наташе с самого начала ясен её возлюбленный: «если я не буду при нем всегда, постоянно, каждое мгновение, он разлюбит меня, забудет и бросит». Она любит «как сумасшедшая», «нехорошо», ей «даже муки от него - счастье». Более сильная натура, она стремится властвовать и «мучить до боли» - «и потому-то […] поспешила отдаться […] в жертву первая». Наташа продолжает любить и Ивана Петровича - как задушевного и надежного друга, опору, «золотое сердце», самоотверженно одаривающее её заботой и теплом. «Мы будем жить втроем».

Бывшую квартиру Смита посещает его тринадцатилетняя внучка Нелли. Пораженный её замкнутостью, дикостью и нищенским видом, Иван Петрович выясняет условия её жизни: мать Нелли недавно умерла от чахотки, а девочка попала в руки жестокой сводни. Размышляя о способах спасения Нелли, герой сталкивается на улице со старым школьным товарищем Маслобоевым - частным детективом, с помощью которого вырывает девочку из развратного притона и поселяет у себя на квартире. Нелли тяжело больна, а главное - несчастья и людская злоба сделали её недоверчивой и болезненно гордой. Она с подозрением принимает заботы о себе, медленно оттаивает, но наконец горячо привязывается к своему спасителю. Даже ревнует его к Наташе, чьей судьбой так занят её старший друг.

Уже полгода, как последняя ушла от безутешных родителей. Отец страдает молча и гордо, ночью проливая слезы над портретом дочери, а днем осуждая и чуть ли не проклиная её. Мать отводит душу в разговорах о ней с Иваном Петровичем, который сообщает все новости. Они неутешительны. Алеша все больше сближается с Катей, не показываясь у Наташи по нескольку дней. Та думает о разрыве: «Жениться он на мне не может; он не в силах пойти против отца». Тяжело, «когда он сам, первый, забудет» её возле другой - поэтому Наташа хочет опередить «изменника». Однако Алеша объявляет Кате о невозможности их брака из-за своей любви к Наташе и обязательств перед ней. Великодушие «невесты», одобрившей его «благородство» и проявившей участие к положению «счастливой» соперницы, восхищает Алешу. Князь Валковский, обеспокоенный «твердостью» сына, предпринимает новый «ход». Придя к Наташе и Алеше, он дает притворное согласие на их брак, рассчитывая, что успокоенная совесть юноши больше не будет препятствием для его возрастающей любви к Кате. Алеша «в восторге» от поступка отца; Иван же Петрович по ряду признаков замечает, что князю безразлично счастье сына. Наташа также быстро разгадывает «игру» Валковского, чей план, однако, вполне удается. Во время бурного разговора она разоблачает его при Алеше. Притворщик решает действовать иначе: напрашивается в друзья к Ивану Петровичу.

Последний с удивлением узнает, что князь пользуется услугами Маслобоева по некоему делу, связанному с Нелли и её умершей матерью. Обиняками и намеками однокашник посвящает героя в его суть: много лет назад Валковский «залез» в предприятие с заводчиком-англичанином Смитом. Желая «даром» завладеть его деньгами, он соблазнил и увез за границу страстно влюбленную в него идеалистку, дочь Смита, которая и отдала ему их. Обанкротившийся старик проклял дочь. Вскоре мошенник бросил девушку, с которой, видимо, все же вынужден был обвенчаться, с маленькой Нелли на руках, без средств к существованию. После долгих странствий смертельно больная мать возвратилась с Нелли в Петербург в надежде, что отец девочки примет участие в её судьбе. В отчаянии она не раз порывалась написать подлецу мужу, преодолевая гордость и презрение. Сам же Валковский, лелея планы о новой выгодной женитьбе, боялся документов о законном браке, возможно, хранившихся у матери Нелли. Для их розыска и был нанят Маслобоев.

Валковский везет героя на вечер к Кате, где присутствует и Алеша. Наташин друг может убедиться в тщетности её надежд на Алешину любовь: «жених» Наташи не может оторваться от Катиного общества. Затем Иван Петрович с князем едут ужинать в ресторан. Во время разговора Валковский сбрасывает маску: высокомерно третирует доверчивость и благородство Ихменева, цинично разглагольствует о женских достоинствах Наташи, открывает свои меркантильные планы относительно Алеши и Кати, смеется над чувствами Ивана Петровича к Наташе и предлагает ему деньги за женитьбу на ней. Это сильная, но абсолютно безнравственная личность, чье кредо «люби самого себя», а других используй в своих интересах. Особенно забавляет князя игра на возвышенных чувствах своих жертв. Сам он ценит лишь деньги и грубые удовольствия. Он хочет, чтобы герой подготовил Наташу к близкой разлуке с Алешей (тот должен уехать в деревню вместе с Катей) без «сцен, пасторалей и шиллеровщины». Его цель - остаться в глазах сына любящим и благородным отцом «для удобнейшего овладения впоследствии Катиными деньгами».

Далекий от планов отца, Алеша разрывается между двумя девушками, уже не зная, какую любит сильнее. Однако Катя по своему характеру ему больше «пара». Перед отъездом соперницы встречаются и решают судьбу Алеши помимо его участия: Наташа с болью уступает Кате своего возлюбленного, «без характера» и по-детски «недалекого» умом. Странным образом «это-то» она «в нем и любила больше всего», а теперь то же самое любит Катя.

Валковский предлагает покинутой Наташе деньги за связь с развратным старичком графом. Подоспевший Иван Петрович бьет и грубо выгоняет оскорбителя. Наташа должна вернуться в родительский дом. Но как убедить старика Ихменева простить хотя и горячо любимую, но опозорившую его дочь? В дополнение к прочим обидам князь только что выиграл судебный процесс и отнимает у несчастного отца все его небольшое состояние.

Уже давно Ихменевы задумали взять к себе девочку-сиротку. Выбор пал на Нелли. Но та отказывалась жить у «жестоких» людей, подобных её дедушке Смиту, так и не простившему её мать при жизни. Умоляя Нелли рассказать Ихменеву историю своей матери, Иван Петрович надеется смягчить сердце старика. Его план удается: семья воссоединяется, а Нелли вскоре становится «идолом всего дома» и откликается на «всеобщую любовь» к себе.

В теплые июньские вечера Иван Петрович, Маслобоев и доктор часто собираются в гостеприимном домике Ихменевых на Васильевском острове. Скоро разлука: старик получил место в Перми. Наташа грустна из-за пережитого. Омрачает семейное счастье и серьезная болезнь сердца у Нелли, от которой бедняжка вскоре умирает. Перед смертью законная дочь князя Валковского не прощает, вопреки евангельской заповеди, своего предателя отца, а, напротив, проклинает его. Наташа, удрученная будущим расставанием с Иваном Петровичем, жалеет, что разрушила их возможное совместное счастье.

Эти записки составлены героем через год после описанных событий. Теперь он одинок, в больнице и, кажется, скоро умрет.

Роман «Униженные и оскорбленные» Федора Михайловича Достоевского – это произведение, которое было написано им после каторги и впервые опубликовано в журнале «Время» с января по июль 1861 года. Очевидец сильных человеческих страданий, автор вынашивал идею “Самый забитый последний человек есть тоже человек, и называется брат твой”. С первых строчек романа мы знакомимся с писателем по имени Иван Петрович (повествование ведется от 1 лица), который вышел искать более приемлемое жилье: старая квартира была сырой, и это влияло на здоровье.

На улице он почувствовал себя нехорошо, но вдруг увидел такое, от чего сжалось сердце: нелепую и странную фигуру старого человека, который приближался к кондитерской. Высокого роста, со сгорбленной спиной, в старом, разорванном по швам пальто, старик производил впечатление сумасшедшего, который убежал от своих надзирателей. Рядом с ним была собака, выглядевшая тоже очень старой.

Старик переступил порог кондитерской и, как обычно, уселся на стул. Он заходил туда часто и делал одно и то же: обосновавшись в углу, смотрел в одну точку бессмысленным тупым взглядом. Не читал, ни с кем не разговаривал. Рядом ложилась собака – и тоже производила впечатление неподвижной.

Так продолжалось до тех пор, пока свой пристальный взгляд старик (совершенно неосознанно!) обратил на некого Адама Ивановича, амбициозного посетителя кондитерской, который, как сам он утверждал, был «известен у двора» и возмутился таким поведением. Началась суматоха, ведь ничего не понимающий старик засуетился и собрался уходить. Добрый хозяин кондитерской Миллер проникся жалостью к бедному человеку: «Нет-нет, сидите! Шульц очень просил вас не смотреть на него. Он у двора известен».

Бедняк, казалось, не понимал ничего. Он стал звать свою собаку – Азора – но, как выяснилось, животное уже умерло. Горю старика не было предела. Все это поняли и захотели помочь бедняге, Миллер даже предложил коньяк. Увы, безутешный старый человек вышел из кондитерской. За ним устремился писатель, предлагая отвести домой. Но старик уже не мог подняться и успел пробормотать только адрес, после чего скончался.

Эта печальная история стоила писателю многих хлопот. Во-первых, отыскали квартиру старика – очень бедное жилище, где из мебели был только стол, на котором стояла глиняная кружка и лежала сухая корка хлеба; диван, два стула. Печь не топилась уже долгое время. Во-вторых, выяснились имя и фамилия «героя происшествия» – им был иностранец, русский подданный Иеремия Смит, которому было семьдесят восемь лет и который когда-то работал машинистом. Также в жилище старика обнаружились две книги – краткая география и Новый Завет. Их писатель приобрел для себя. А после похорон он и сам поселился в опустевшей квартире Смита.

Начало истории

Итак, герой романа не имел родителей и рос в доме помещика Николая Сергеевича Ихменева, у которого из детей была лишь дочка по имени Наталья на три года моложе мальчика-сиротки. С нею они росли как брат с сестрой! Писатель с умилением вспоминает свое счастливое детство где «на небе было такое ясное, такое непетербургское солнце и так резво, весело бились их маленькие сердца».

Теперь пришло время поговорить о Николае Сергеевиче Ихменеве. Этот человек, в прошлом гусар, проиграл все свое состояние в карты. Но, к счастью, в самый последний момент, когда, казалось бы, пришел крах всему, – отыгрался и заполучил одну из своих деревень под названием Ихменовка. В селе он женился на бедной дворянке Анне Андреевне Шумиловой, женщине, которая получила образование в пансионе. Надо сказать, хозяином Николай Сергеевич был отличным: все спорилось в его руках. Даже соседи-помещики перенимали у него полезный опыт.

Жизнь шла своим чередом, как вдруг в их деревню пожаловал из Петербурга князь Петр Александрович Валковский, человек большого чина и значительных связей. Сильное впечатление произвел он и на обитателей дома Ихменевых, а в особенности на Анну Андреевну. С некоторыми другими соседями (которых считал ниже себя) не захотел даже поздороваться.

Он был очень любезен с этой семьей, часто заходил к ним, шутил, играл на фортепиано и отнюдь не производил впечатление черствого эгоиста, как о нем отзывались соседи. Но вскоре выяснилась причина такого поведения: князю понадобился управляющий, и им он хотел сделать именно честного (в отличие от прежнего управителя) Николая Сергеевича. Естественно, семья согласилась на такое предложение, а сам Николай Сергеевич даже привязался к Петру Александровичу как к другу. На протяжении пяти лет процветало имение Валковского, а князь еще и приобретал новые имения. Кстати, сам Петр Александрович был женат на дочери купца, от которой у него родился сын Алеша.

Вдруг Николай Сергеевич получает от князя письмо, которое кажется удивительным, особенно на фоне предыдущей сухой, чисто деловой переписки. Петр Александрович во всех подробностях описывает свои семейные обстоятельства и просит взять Алешу (который ведет себя неподобающим образом) на воспитание. И вот с этого момента начинается череда интересных событий: по селу Васильевское проходит слух, что Ихменовы хотят, чтобы молодой князь женился на их дочери. Это была подлая и гнусная клевета, но, как говорится, на чужой роток не накинешь платок. Валковский, узнав об этом, поверил недобрым людям. А еще и тому, что Николай Сергеевич отнюдь не честен, как казалось раньше, что он растратил в свою пользу много хозяйских денег (двенадцать тысяч серебром). Начался судебный процесс. Из-за этих неприятных обстоятельств Ихменевы переехали в Петербург.

Приятные перемены

Долгожданная встреча писателя Ивана Петровича с Наташей, которую он не видел много лет, внесла светлую радость в его обыденную жизнь.

Он постоянно общался с девушкой и с каждым днем узнавал в ней что-то новое. Он был влюблен в неё. К тому же, в свет вышел его первый роман, который публикой был воспринят очень даже положительно, да и сама литературная деятельность вызвала восторг родителей Наташи, которые до того даже не подозревали, чем занимается Иван. Молодые мечтали о свадьбе, не против неё были Николай Сергеевич и Анна Андреевна, но решили все повременить годик. А в этот промежуток времени произошло неприятное событие: Алексей, сын князя Валковского, снова появился в доме у Ихменевых, и, хотя в том не было никакого умысла, а лишь утешение старикам, опять поползли неприятные слухи и сплетни. Как громом, сразило Николая Алексеевича ужасное письмо с обвинениями, написанное князем.

И все изменилось. Наташа стала другой: куда делась веселость былых лет? Теперь это была болезненная девушка с впалыми щеками, со сверкающими, как в лихорадке, глазами. Во взгляде её была какая-то страшная решимость. Иван, который в то время посетил Ихменевых, увидел её состояние и, поддавшись уговорам родителей, которые хотели, чтобы доченька пошла помолиться, взялся провожать девушку в церковь.

По дороге Наталья призналась ему о том, что вот в этот вечер уходит от родителей навсегда, что действительно любит Алексея беззаветно и преданно и не может жить без него, что они договорились встретиться в условленном месте, жить отдельно, а потом обвенчаться – тайно от Петра Александровича. Их встреча произвела на Ваню ошеломляющее впечатление. Он не знал, что делать дальше, как жить дальше, как объясниться с несчастными родителями Натальи, которые ждали её и верили в неё. Ведь это известие – очередной удар для Николая Сергеевича, который и так немало претерпел от князя, для Анны Андреевны. С этой минуты жизнь Вани переломилась надвое.

Оправляясь после безответной любви

Вот после такой неудавшейся любви Ваня и оказывается в бедном жилище, где до него обитал старик-иностранец Смит. Он творит свои произведения, изредка видится с Наташей, поселившейся отдельно вместе с Лешей. Вдруг в квартире внезапно появляется внучка Смита по имени Нелли – худая и бледная девочка с запутанными волосами. Она ищет дедушку и поражена известием о его смерти. Молодой человек пытается утешить Нелли, но тщетно. В страхе ребенок убегает, и как ни пытается догнать девчушку Иван, ничего не выходит. Зато на улице он совершенно случайно (в такое-то вечернее время!) встречает Николая Сергеевича, и вопреки своим планам побывать у Наташи, чтобы не обидеть старика идет к ним домой.

В задушевной беседе с Анной Андреевной Ваня рассказывает подробности совместной жизни Натальи с Алексеем: между ними уже давно размолвка, и Алексей увлечен другой девушкой по имени Катя. Этому, конечно же, посодействовал Петр Александрович, чтобы расстроить эти неугодные ему отношения. Но от Анны Андреевны Ваня узнает, что князь хочет женить Лешу на Екатерине не просто так. С мачехой её, графиней, у Петра Александровича была любовная связь, но жениться на ней он не смог. А теперь хочет стать родственником её падчерицы из-за выросшего – в три миллиона – состояния.

Вдруг вечером, когда Наталья и в очередной раз пришедший в гости Иван обсуждают поведение Леши, является и он сам – заявляя о желании разорвать отношения с Катериной, потому что хочет быть с Наташей (об этом Кате он уже сказал). Неожиданно явившийся в гости князь Валковский вдруг – как потом выяснилось, притворно – соглашается на брак сына с Натальей.

Но что князь Петр Александрович – совершенно плохой человек и преследует лишь цели собственной выходы, подтверждается еще одним, вернее двумя обстоятельствами. Во-первых, он, напросившись в друзья к Ивану Петровичу, однажды «снимает маску» и во время беседы с ним раскрывает свое истинное лицо и настоящие намерения: смеется над его чувствами к Наташе, издевается над доверчивостью и благородством Ихменева, как циник рассуждает о женских достоинствах девушки – и, конечно же, против этой женитьбы Алеши. Во-вторых, выясняется еще одно, весьма любопытное дело – о, как же в этой книге переплетены судьбы людей! Речь идет о девочке-сиротке, с которой Иван сталкивался недавно. Это бедное дитя терпит настоящие издевательства от мещанки Бубновой, бабы злобной и разъяренной. Она бьет девочку, таскает за волосы, проклинает, обзывает ужасными словами. И свидетелем одного из таких случаев становится молодой писатель, страстно пожелавший выяснить условия жизни девочки и поэтому проследивший за ней. Он хочет защитить Нелли, но в той ситуации это представляется невозможным.

На помощь приходит счастливый случай (если вообще можно назвать случайностью то, что происходит с людьми): герой прямо на улице встречает своего школьного товарища Маслобоева и ему – частому детективу – рассказывает эту печальную историю. Благодаря совместным усилиям, им удается вырвать девочку из страшного притона и поселить в квартире у Ивана Петровича. Но тут выясняется очень любопытное обстоятельство – оказывается, отец Нелли – не кто иной, как… Валковский, тот самый Петр Александрович. Когда-то, много лет назад, князь имел деловые отношения со Смитом (который в то время был небедным иностранцем). Чтобы завладеть его деньгами, Петр Александрович постарался влюбить в себя его дочь и соблазнить её, пообещав жениться. В Швейцарии от них родилась маленькая девочка – Нелли. Валковский добился своей цели, но обанкротившийся Смит проклял дочь, не желая простить её.

Не принял он ее и после того, как после долгих скитаний бедная женщина вернулась с девочкой в Петербург, надеясь на поддержку – и отца, и князя. Но, увы, расчетливый Петр Александрович лелеял планы насчет нового брака и, конечно же, не желал, чтобы документы о его обязательстве когда-то жениться на дочери Смита обнаружились. Разумеется, ни о какой отцовской помощи маленькому ребенку не могло быть и речи. В конце концов, женщина умерла от чахотки, а девочка оказалась у Бубновой. Вот за расследование этого дела и взялся Маслобоев.

Не оставьте без внимания Федора Михайловича, талантливого русского писателя – художника и мастера слова, который в своих произведениях затрагивает темы философии, религии, истории и этики.

Также вас может заинтересовать – выдающегося последнего романа Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Роман затрагивает глубокие вопросы о Боге, свободе, морали.

А между тем Алеша, разрываясь между двумя девушками, запутался совсем. Он не знает о расчетливом плане отца, он наивен, как дитя и его нельзя обвинять. Встреча двух соперниц – Кати и Наташи – решает все: Наталья, хотя и с болью, решается уступить любимого Алешу Екатерине. Обе – как ни странно – они любили этого недалекого молодого человека за бесхарактерность и детскую наивность.

После всего пережитого Наталья должна вернуться в родительский дом. Но как добиться прощения отца? И тут на помощь приходит Нелли. На просьбу старика Ихменева поселиться у них в качестве дочери она решительно отвечает отказом: «Не хочу, потому что вы злой…» Она не может смириться с тем, что Николай Сергеевич не прощает дочь. Но спустя короткое время поддается уговорам Ивана и едет «спасать Наташу». У Ивана Петровича возникла идея, и она заключалась в том, чтобы девочка без утайки рассказала свою историю: к каким тяжелым последствиям может привести непрощение отца. План удался: сердце Николая Сергеевича смягчилось, и семья снова воссоединилась.


Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Ивана Петровича, двадцатичетырехлетнего юношу, мечтающего стать писателем. Он вырос сиротой, а воспитывал его Николай Сергеевич Ихменев.

Николай Сергеевича имел прекрасную репутацию. Благодаря этому князь Петр Александрович Валковский берет его на работу управляющим усадьбой.

Однажды князь просит понаблюдать за девятнадцатилетним сыном Алексеем.

Обворожительный, симпатичный, но немного легкомысленный молодой человек проявляет симпатию к Наташе, дочке Николай Сергеевича.

Неожиданно приезжает Валковский и предъявляет обвинения Ихменеву в растрате. Он узнает о чувствах Наташи и Алексея, князь против этих отношений. Валковский начинает судебное дело против Николай Сергеевича.

Ихменовы уезжают в Петербург, Иван частенько посещает их. Он небезразличен к Наташе. Она согласна стать его супругой, но лишь спустя год, пока у Ивана не наладятся финансовые дела. Вдруг возвращается Алексей и их отношения с Натали восстанавливаются. Она готова жить с ним и незамужней.

Николай Сергеевич узнает, что его дочь сбежала с любимым. В гневе он выкидывает все ее вещи.

Спустя полгода Иван Петрович ищет себе новое жилье. Недалеко от кондитерской лавки, он видит старика с собакой. Юноша в курсе того, что мужчина частенько посещает это место и сидит здесь не один час.

Но в этот весенний день старичок потерял собаку раз и навсегда. Это была большая потеря для него и он не выдержал. Старик умирает прям возле кондитерской. Оказывается, что его фамилия Смит, он был малообеспеченным и одиноким.

Спустя пару дней, к Ивану пришла тринадцатилетняя девочка Нелли, внучка Смита. Иван сообщает ей о смерти ее дедушки, услышав это, девочка покидает квартиру.

Часть 2

Валковский приехал в дом Ихменовых сообщить новость о том, что Алексей и Катя расторгли помолвку и теперь князь благословляет Наташу и Ивана. Однако, этим словам молодежь не верит.

Нелли снова является к Ивану, чтобы забрать кое-какие вещи дедушки. В этот раз ему удалось проследить за девочкой. Иван Петрович узнает, что девочка сирота, и ее воспитывает женщина по фамилии Бубнова. В новой семье к Нелли плохо относятся, ее постоянно бьют. Девочка часто болеет.

Иван узнает от своего приятеля, частного детектива, что Бубнова посредница и содержит притон. Ивану и Маслобоеву получается пройти в это место и выкрасть девочку.

Ихменев проиграл судебное дело и стал банкротом.

Часть 3

Иван, Валковский и его сын приехали к Натали. Князя беспокоит желание Кати отдать миллион на образовательные цели. Наташа умная девушка, поэтому сразу раскусила замысел Валковского.

Иван приходит к Маслобоеву и случайно видит там князя. Сыщик предупреждает приятеля, что Валковский опасный человек и лучше с ним не связываться.

Иван с Маслобоевым отправляются к Кате. Девушка, на первый взгляд, показалась юноше неглупой и добросердечной.

Вечером, во время ужина князь признается Ивану, что ему нужны деньги Кати, и он не позволит ей тратить их на какие-то благие дела. Цель этой беседы, чтобы Алексей уехал с Катей в село, а Иван остался с Натали. Все должно быть естественно и без скандала, в противном случае у Натали будут проблемы.

Часть 4

Иван вернулся домой и застал Нелли в бессознательном состоянии. У нее случился приступ эпилепсии. Иван вызвал врача. Девочка поправилась, но все равно ушла, оставив ему послание, что небезразлична к Ивану и не может так жить. Это первая ее любовь и она ревнует юношу к Наташе.

Ихменов хочет взять Нелли на воспитание, чтобы как-то забыть свою дочь. Но девочка не хочет жить у Николай Сергеевича, так как уверенна в том, что он жестокий человек.

Ихменов души не чает в дочери, он скучает по ней.

Наташа встречается с Катей. Они решают, что Алексею будет лучше с Екатериной. Девушки расстаются мирно, по-дружески.

Иван упрашивает Нелли отправиться к Ихменовым, и поведать историю свой жизни.

Нелли рассказала о том, что дедушка так и не простил ее маму, и она так и ушла в мир иной без прощения отца. Эта история сильно повлияла на Николай Сергеевича. Он прощает Натали и семья снова вместе в полном составе.

Эпилог

Оказывается мать Нелли – это бывшая жена князя Валковского, а Нелли его законная дочь. Иван желает бороться за права девочки, но не успевает.

Нелли призналась, Иван Петровичу, что в курсе всего. Ее мама перед смертью оставила записку князю, чтобы он не бросал дочь. Но высокомерная девочка, не передала послание отцу. Она покинула этот мир, не простив его.

Роман учит, что необходимо прощать своих родных и близких. Все мы смертные и рано или поздно покинем этот мир, поэтому не нужно держать в себе зла и отпустить обиду.

Картинка или рисунок Униженные и оскорбленные

Другие пересказы для читательского дневника

  • Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон
  • Краткое содержание Человек в футляре Чехова

    Главный герой рассказа Беликов - учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности

Молодой человек по имени Иван Петрович, пробующий свои силы в литературном творчестве, пытается найти для себя квартиру в Петербурге и встречает некоего весьма странного старика, внешне кажущегося обычным нищим, но в то же время отличающегося от этих обездоленных людей. Этот старик умирает фактически на глазах у Ивана, и юноша узнает, что он носил фамилию Смит, после чего принимает решение пожить в течение некоторого времени в том жилище в многоквартирном доме, которое ранее занимал покойный.

По воле судьбы Иван рано остался круглым сиротой, детство и отрочество он провел в семье некоего Ихменева, небогатого, но порядочного и честного дворянина, много лет прослужившего в качестве управляющего имением у князя Валковского. С самого раннего возраста он находился в самых дружеских и доверительных отношениях с Наташей, дочерью Ихменева, в юности эта дружба переросла в любовь со стороны Ивана. Однако ему пришлось уехать учиться в Петербург, и он снова встречается с семьей, где протекли его детские годы, только по прошествии пяти лет.

Ивану Петровичу становится известно о том, что Ихменевы были вынуждены переехать в столицу из-за конфликта с князем Валковским. Князь не один год полностью доверял своему управляющему, он даже на определенный период времени поместил в его семью своего сына Алексея, которому на тот момент едва минуло девятнадцать лет. Но затем Валковский поверил сплетням о том, что Ихменев намеревается женить молодого князя на своей дочери Наталье, и возбудил против безупречно честного человека дело в суде, обвиняя его в воровстве.

Иван постоянно бывает у Ихменевых, все члены семьи относятся к нему внимательно и тепло. Молодой писатель читает им свой первый роман, уже напечатанный и успешно расходящийся у публики. Взаимное чувство между ним и Наташей Ихменевой усиливается, речь уже идет о женитьбе, но влюбленные все же решают подождать хотя бы год, когда успех Ивана Петровича на литературной стезе станет более основательным и прочным. Однако все начинает разрушаться, когда к Ихменевым начинает приезжать с визитами молодой князь Алексей Валковский. Его отец категорически запрещает сыну встречаться с Наташей, у него совершенно другие планы относительно дальнейшей судьбы Алеши. Но девушка, безумно полюбившая юного князя, уходит от родителей и начинает жить вместе с возлюбленным в съемной квартире, дожидаясь законного бракосочетания.

Смотрите видео пересказ романа Достоевского «Униженные и оскорбленные»:


Однако отношения с молодым Валковским оказываются для Наташи весьма нелегкими и болезненными. Внутренне Алексей все еще остается ребенком, он искренен, простодушен, добр, но в то же время легкомыслен, лишен всякого чувства ответственности, совершенно не умеет справляться даже с элементарными жизненными трудностями. Юноша любит Наталью, но не задумывается о том, что ее необходимо обеспечивать, нередко оставляет девушку одну, тягостное и позорное для нее положение любовницы затягивается надолго, Алеша вовсе не торопится жениться.

Слабовольный молодой человек вскоре незаметно для себя начинает идти на поводу у своего отца, уже нашедшего для него гораздо более подходящую партию. Ради того чтобы заставить сына расстаться с Наташей, князь перестает поддерживать сына материально. Тем не менее, девушка говорит возлюбленному о том, что ее не страшит безденежье, она готова жить сколь угодно скромно и много трудиться, чтобы не разлучаться с возлюбленным.

Новая невеста, которую пожилой князь Валковский выбирает для Алексея, является чистой, доброй, нежной девушкой, отец не сомневается в том, что Алеша вскоре обязательно влюбится в Екатерину и забудет Наталью. Катя, ничего не зная о том, что у молодого Валковского уже есть любовница, с первых же встреч чувствует к нему искреннее расположение и готова как можно скорее выйти за него замуж.

Наташа прекрасно понимает, насколько неустойчив и слаб характером ее любимый человек. Девушка чувствует, что непременно потеряет Алешу, если не будет постоянно находиться рядом с ним, она без колебаний отдается ему, хотя и осознает, что в обществе подобные отношения отнюдь не приветствуются и она фактически лишает себя и свою семью прежнего доброго имени. К Ивану Наташа относится по-настоящему дружески и высоко ценит его преданность, с ним она также не желает разлучаться и полностью доверяет этому молодому человеку.

В квартире, где проживает Иван Петрович, появляется девочка-подросток Нелли, внучка недавно умершего Смита. Начинающий писатель просто потрясен ее убогим, нищенским внешним видом и крайне замкнутым, дикарским поведением, немного позже он выясняет, что мать девочки не так давно ушла из жизни из-за чахотки, а сирота оказалась в руках некоей бесчестной сводни. С помощью своего старого знакомого, частного сыщика Маслобоева Иван изымает Нелли из притона и помещает у себя, решив помочь ей встать на ноги. Но девочка не только серьезно больна, она полна недоверия и злобы к людям, она не понимает, почему Иван так о ней заботится, и относится к нему весьма настороженно. Однако через некоторое время Нелли немного успокаивается, привязывается к писателю и даже начинает ревновать его к Наталье, видя его постоянную тревогу об этой девушке.

Наташа не живет с родителями уже около полугода. Отец не желает слышать и имени дочери, хотя ночами рыдает перед ее портретом. Все новости о девушке Ихменеву и его супруге сообщает Иван Петрович, но он не может рассказать ничего утешительного. Алексей все больше времени проводит с Катей, почти перестав показываться у Наташи. Девушка склоняется к тому, чтобы окончательно с ним расстаться, как бы мучительно для нее это ни было, но она намерена сделать такой шаг раньше, чем ее оставит сам молодой Валковский.

Но Алеша решается на откровенный разговор с Екатериной, он объясняет девушке, что не может вступить с нею в брак, поскольку уже любит Наташу и имеет перед ней серьезные обязательства. Катя полностью одобряет его благородство и желает счастья с соперницей, но отец Алексея не собирается сдаваться и придумывает новый хитроумный план.

Приехав в гости к сыну и Наталье, он делает вид, что более не будет противиться их браку. Наивный Алеша искренне рад поступку отца, но Наташа и Иван Петрович прекрасно понимают, что пожилой князь ведет свою игру и лишь обманывает юношу. В то же время Ивану становится известно о том, что Валковский использует услуги Маслобоева по делу, касающемуся девочки Нелли и ее покойной матери.

Оказывается, что много лет назад князь имел общее предприятие со Смитом, англичанином-заводчиком. Для того чтобы завладеть его средствами Валковский соблазнил его дочь и увез девушку за границу, в результате он действительно получил деньги Смита, и старый англичанин, оставшийся нищим, проклял дочь и отказался когда-либо с нею встречаться.

От брака Валковского и дочери Смита на свет появилась Нелли, и хитрый князь вскоре бросил несчастную женщину на произвол судьбы. После многих лет скитаний и страданий дочь Смита, уже смертельно больная, приехала с Нелли в Петербург, однако так и не решилась написать бессовестному супругу о том, в каком отчаянном положении находятся она и ее ребенок. Валковский опасался того, что жена предъявит документы об их браке и таким образом помешает ему еще раз выгодно жениться, поэтому нанял детектива Маслобоева для поиска этих бумаг.

Во время очередного вечера в доме родителей Екатерины Иван с горечью видит, что Алеша не в силах оторваться от Кати, он понимает, что Наташе абсолютно не на что надеяться. После этого он ужинает в ресторане с пожилым Валковским, и тот откровенно смеется над Натальей и ее отцом, рассказывает о своих сугубо меркантильных замыслах по поводу сына и Екатерины, он даже решается предложить молодому писателю деньги с тем чтобы тот женился на Наташе и избавил от этой девушки Алексея.

Алеша ничего не знает о том, что задумал его отец, тем не менее, бесхарактерный юноша уже не понимает, кого из девушек он любит сильнее, он находится в состоянии мучительного сомнения, и Наталья и Екатерина, встретившись без молодого Валковского, сами решают его будущее. Наташа уступает любимого юношу сопернице, испытывая глубочайшую душевную боль, но несчастная девушка понимает, что с Катей он станет более счастливым во всех отношениях. После этого ей остается лишь вернуться к родителям, однако старый Ихменев не желает видеть дочь, которая опозорила их семью, хотя при этом он никогда не переставал ее любить.

Отец Наташи и его жена решают взять к себе Нелли, девочка сначала опасается, что эти люди будут такими же жестокими, как и ее дед Смит, так и не простивший ее умершую мать, но затем она откликается на доброту и внимание Ихменевых, став в доме всеобщей любимицей. Однако вскоре сирота умирает от тяжелой сердечной болезни, прокляв перед смертью своего отца, которого она справедливо считает бесчестным и подлым человеком.

Наташа, помирившись наконец с отцом, собирается уезжать с родителями в Пермь, где старому Ихменеву удалось получить место для службы. Перед разлукой Иван понимает, насколько девушка сожалеет о том, что сама отказалась от возможности быть счастливой с ним, ведь все могло сложиться совершенно иначе. Молодой писатель вспоминает всю историю через год после этих событий, теперь он тоже серьезно болен и чувствует, что ему недолго осталось жить.

Проблематика романа «Униженные и оскорблённые»

В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» -лучшим культурным явлением года. Критик отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н.В. Гоголь - основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского, - писал критик, - мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой». Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века. Но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа.

«Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется, - писал Добролюбов, - являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточённом». Кроткие - это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком - Нелли.

Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, и отец после мучительных колебаний признает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи - Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве, он безжалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему.

Страдания Николая Сергеевича усугубляются его конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома - позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини - никто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом, он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати.

Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи - Алешу, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алёшей и склонен все низкие поступки молодого князя толковать как безобидное проявление милой детскости.

Автор заставил свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня, - перебила Наташа... - его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии.

Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» - Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского.

Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее - Наташу. Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!».

Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» - главное достижение Достоевского-реалиста. Её перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге, - история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина», мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, - все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с ещё большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своих обидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ее условий полон трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как 6ы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.

сюжетный литература роман