Всемирная история.

Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

"Натуралисты"

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

Революционеры-демократы

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

"Эстетическая критика"

Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.

Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских преобразований. Это время отмены в России многовекового крепостного права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни.

18 февраля 1855 г. на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права. Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.

Земельная реформа. Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов. В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению - проводили работу, на которую у государства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.

Судебная реформа. Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой. Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура. Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные палаты. Была введена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената, который стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию - до 1,5 лет, университет или институт - до 6 месяцев.

Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной2 системы, которую сменили акцизы3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформы просвещения. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение. Гимназии разделили на классические и реальные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий.

Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социально-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо подготовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного производства, но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства, часть из которых использовали сельскохозяйственные машины. Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговле, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная. Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промышленности и транспорта. Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

Рост предпринимательства контролировался государством на основе выдачи специальных заказов, поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством. Быстро возрастало число промышленных рабочих, однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

Реформы заложили основу новой системы кредита. За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки. В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство. Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась. В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований - от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение - народники. Разночинная интеллигенция, опираясь на революционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева, создала теорию революционного народничества. Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины - сельского «мира». «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьянскую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком государственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ», но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля», которая в 1879 г. распалась на две группы. Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде; «Народная воля» во главе с

А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской выдвигала на первый план политическую борьбу. Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор, цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.

В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государственных реформ». Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» - временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.

5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова» предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений...» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова. На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в историко-материалистической литературе «контрреформами», а в либерально-исторической - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности» времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоносцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью. На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие. Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.

20 октября 1894 г. в Крыму от острого воспаления почек внезапно скончался 49-летний Александр III. На императорский престол вступил Николай II.

В январе 1895 г. на первой встрече представителей дворян, верхушки земств, городов и казачьих войск с новым царем Николай II заявил о готовности «охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял» его отец. В эти годы в управление государством нередко вмешивались представители царской фамилии, которая к началу ХХ века насчитывала до 60 членов. Большинство Великих князей занимали важные административные и военные посты. Особенно большое влияние на политику оказывали дяди царя, братья Александра III - Великие князья Владимир, Алексей, Сергей и двоюродные дяди Николай Николаевич, Александр Михайлович.

После поражения России в Крымской войне сложилось новое соотношение сил, и политическое первенство в Европе перешло к Франции. Россия как Великая держава утратила влияние на международные дела и оказалась в изоляции. Интересы экономического развития, а также соображения стратегической безопасности требовали в первую очередь ликвидировать ограничения военного судоходства на Черном море, предусмотренные Парижским мирным договором 1856 г. Дипломатические усилия России были направлены на разъединение участников Парижского мира - Франции, Англии, Австрии.

В конце 50-х - начале 60-х гг. произошло сближение с Францией, которая намеревалась захватить территории на Апеннинском полуострове, используя итальянское освободительное движение против Австрии. Но отношения с Францией обострились вследствие жестокого подавления Россией польского восстания. В 60-е гг. окрепли отношения России и США; преследуя свои интересы, самодержавие поддерживало республиканское правительство А. Линкольна в гражданской войне. В это же время было достигнуто соглашение с Пруссией о поддержке ею требований России об отмене Парижского договора, взамен царское правительство обещало не мешать созданию Северогерманского союза во главе с Пруссией.

В 1870 г. Франция потерпела сокрушительное поражение во Франко-прусской войне. В октябре 1870 г. Россия заявила о своем отказе выполнять унизительные статьи Парижского договора. В 1871 г. русская декларация была принята и узаконена на Лондонской конференции. Стратегическая задача внешней политики была решена не войной, а дипломатическими средствами.

Россия получила возможность более активно влиять на международные дела и прежде всего - на Балканах. В 1875-1876 гг. восстания против Турции охватили весь полуостров, славяне ждали помощи России.

24 апреля 1877 г. царь подписал Манифест об объявлении Турции войны. Был разработан план скоротечной кампании. 7 июля войска форсировали Дунай, вышли к Балканам, захватили Шипкинский перевал, но были задержаны под Плевной. Плевна пала только 28 ноября 1877 г.; в условиях зимы русская армия перешла через Балканы, 4 января 1878 г. была взята София, 8 января - Адрианополь. Порта запросила мира, который был заключен 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано. По договору в Сан-Стефано Турция теряла почти все свои европейские владения; на карте Европы появилось новое независимое государство - Болгария.

Западные державы отказались признать Сан-Стефанский договор. В июне 1878 г. открылся Берлинский конгресс, принявший решения, значительно менее выгодные для России и народов Балканского полуострова. В России это было встречено как оскорбление национального достоинства, поднялась буря негодования, в том числе и в отношении правительства. Общественное мнение все еще находилось в плену формулы «все и сразу». Война, завершившаяся победой, обернулась дипломатическим поражением, хозяйственным расстройством, обострением внутриполитической ситуации.

В первые годы после войны происходила «перебалансировка» интересов великих держав. Германия склонялась к союзу с Австро-Венгрией, который был заключен в 1879 г., а в 1882 г. дополнен «тройственным союзом» с Италией. В этих условиях происходило естественное сближение России и Франции, завершившееся в 1892 г. заключением тайного союза, дополненного военной конвенцией. Впервые в мировой истории началось экономическое и военно-политическое противостояние устойчивых группировок великих держав.

В «ближнем зарубежье» продолжалось завоевание и присоединение новых территорий. Теперь, в XIX веке, стремление к расширению ареала определялось в первую очередь мотивами социально-политического характера. Россия активно участвовала в большой политике, стремилась нейтрализовать влияние Англии в Средней Азии, Турции - на Кавказе. В 60-е гг. в США происходила гражданская война, импорт американского хлопка был затруднен. Естественный его заменитель находился «под боком», в Средней Азии. И, наконец, к захвату территорий толкали сформировавшиеся имперские традиции.

В 1858 и 1860 гг. Китай был вынужден уступить земли по левому берегу Амура и Уссурийский край. В 1859 г. после полувековой войны горцы Кавказа, наконец-то, были «замирены», их военный и духовный предводитель имам Шамиль взят в плен в высокогорном ауле Гуниб. В 1864 г. завершилось покорение Западного Кавказа.

Российский император стремился к тому, чтобы правители государств Средней Азии признали его верховную власть, и добился этого: в 1868 г. Хивинское ханство, а в 1873 г. Бухарский эмират признали вассальную зависимость от России. Мусульмане Кокандского ханства объявили России «священную войну», «газават», но потерпели поражение; в 1876 г. Коканд был присоединен к России. В начале 80-х гг. российские войска разбили кочевые туркменские племена и вплотную подошли к границам Афганистана.

На Дальнем Востоке в обмен на Курильские острова у Японии была приобретена южная часть острова Сахалин. В 1867 г. Соединенным Штатам за 7 млн. долларов была продана Аляска. По свидетельству историка

С.Г. Пушкарева, многие американцы полагали, что она и того не стоит.

Империя Российская, «единая и неделимая», раскинулась «от финских хладных скал до пламенной Тавриды», от Вислы до Тихого океана и заняла шестую часть земли.

Раскол российского общества в духовной области начался со времен Петра I и углубился в XIX веке. Монархия продолжала дело «европеизации России», не считаясь с традициями отечественной культуры. Выдающиеся достижения европейской науки, литературы, искусства были доступны лишь ограниченному числу русских людей; они мало влияли на повседневную жизнь простого народа. Человек другой культуры воспринимался крестьянами как барин, «чужак».

Уровень образования отражался в читательских вкусах. В 1860-х гг. на долю фольклора, сказок о рыцарях и педагогических произведений приходилось 60 % всех изданий. За то же время популярность рассказов о разбойниках, любви, науке выросла с 16 до 40 %. В 90-е гг. в народной литературе появляется рациональный герой, полагающийся на личную инициативу. Подобное изменение тематики свидетельствовало о зарождении либеральных ценностей в массовом сознании.

В фольклоре угасал эпос, падала роль обрядовой поэзии и росло значение обличительно-сатирического жанра, направленного своим острием против купца, чиновника, кулака. В частушках тема семейных отношений дополнилась общественно-политическими сюжетами. Появлялся фольклор рабочих.

В народном сознании наряду с уверенностью в своих силах уживалась мистическая вера в покровительство или враждебность сверхъестественных сил, с трудолюбием уживалась безалаберность, с добротой - жестокость, с достоинством - покорность.

Российская наука вышла на новый уровень, дифференцировалась на фундаментальную и прикладную. Многие научные открытия и технические новшества стали достоянием мировой науки и техники.

Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы. Страстная дума о судьбе родины, внимание к человеку - характерные ее черты. В 90-х гг. начался «серебряный век» русской поэзии. Вопреки установившимся взглядам, поэты этой поры, символисты, не отдалялись от проблем современности. Они стремились к тому, чтобы занять место учителей и пророков жизни. Их талант проявлялся не только в изысканности формы, но и в человечности.

Русская тема со все большей ясностью и чистотой звучала в культуре и получила преобладание к концу XIX века. Одновременно с этим распадались социально-бытовые устои древнерусской жизни, выветривалось православно-народное сознание.

Происходили значительные изменения в быту. Развивалось городское коммунальное хозяйство. Мостились улицы (обычно булыжником), улучшалось их освещение - керосиновые, газовые, затем электрические фонари. В 60-е гг. был построен водопровод в Петербурге (в Москве, Саратове, Вильне, Ставрополе он существовал до 1861 г.) и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Воронеже и др.), до 1900 г. он появился еще в 40 крупных городах.

В начале 80-х гг. в городах России появился телефон, к концу XIX века почти все значительные города имели телефонные линии. В 1882 г. была проведена первая междугородная линия Петербург - Гатчина. В конце 80-х гг. вступила в действие линия Москва - Петербург, одна из наиболее протяженных в мире.

Рост населения больших городов вызвал постройку железных дорог. Первая «конка» была организована в начале 60-х гг. в Петербурге, в 70-х она стала работать в Москве и Одессе, в 80-х - в Риге, Харькове, Ревеле. В 90-х гг. конки начали сменяться трамвайным сообщением. Первый трамвай в России пошел в Киеве в 1892 г., второй - в Казани, третий - в Нижнем Новгороде.

Коммунальное хозяйство обычно охватывало центральную часть городов. Окраины даже в столицах оставались неблагоустроенными. Отходила в прошлое полусельская жизнь больших дворянских усадеб. Европеизировался быт купечества. Трудовое население больших городов, жившее прежде в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир.

В 1898 г. был обследован жилой фонд Москвы. Выяснилось, что из миллиона жителей столицы 200 тыс. ютятся в так называемых «коечно-каморочных квартирах», многие в «каморках» - помещениях с перегородками, не доходящими до потолка, многие снимали отдельные койки или даже «половинчатые», на которых спали рабочие разных смен. При заработной плате рабочего 12-20 руб. в месяц каморка стоила 6 руб. Одиночная койка - 2 руб., половинчатая - 1,5 руб.

В сложившейся за века планировке сельских поселений пореформенное время не произвело значительных изменений. По-прежнему в нечерноземной полосе преобладали небольшие деревни с деревянными избами, вытянутыми вдоль сельской улицы. Как и прежде, чем дальше на север, тем мельче были размеры поселений. В степной полосе большие размеры деревень определялись условиями водоснабжения.

В деревне распространялось керосиновое освещение. Однако керосин был дорог и избы освещались маленькими лампами. В глухих углах продолжали еще жечь лучину. Уровень жизни крестьян в Новороссии, Самарской, Уфимской, Оренбургской губерниях, в Предкавказье и Сибири был значительно выше, чем в центральных губерниях. В целом же жизненный уровень в России был низок. Об этом говорит средняя продолжительность жизни, отставаемая от европейских стран. В 70 - 90-х гг. в России она составляла для мужчин 31 год, для женщин 33 года, а в Англии соответственно 42 и 55.

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ

ИЗ ПРАВИЛ МНОГОТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно.

2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.

3. Каждая теория предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических фактов.

ЛИТЕРАТУРА РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII-XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997 (локальная). Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995; Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993 (либеральная). История СССР XIX -начало XX века. Учебник. /Под. ред. И. А. Федосова. М., 1981; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).

1. Монографии: Великие реформы в России 1856-1874. М., 1992 (либеральная). Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. СПб., 1996 (либеральная). Выбор пути. История России 1861-1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995 (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992-1993 (религиозная). Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформистская альтернатива. М., 1991 (либеральная). Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. Жизнь и деятельность Александра II. М., 1994 (либеральная). Медушевский А.М. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997 (либеральная). Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IХ - ХХ вв. М., 1996 (либеральная). Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. М., 1989 (либеральная). Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).

2. Статьи: Захарова Л.С. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ - начала ХХ века. Сост. С.В. Мироненко. М., 1991 (либеральная). Литвак Б.Г. Реформы и революции в России // История СССР, 1991, № 2 (либеральная). Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР, 1990, № 4 (либеральная).

ОБЪЯСНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ

В РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЯХ ИЗУЧЕНИЯ

Каждая теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Православные историки (А. В. Карташов и др.) отмену крепостного права и последующие реформы трактуют позитивно, как “волю Божию”. В то же время сторонники теории официальной народности, основывающейся на принципах “Самодержавие. Православие. Народность”, события второй половины века восприняли как покушение на традиционные устои государства. Главный идеолог самодержавия К.П. Победоносцев, 24 года контролировавший власть, выступил ярым противником всех преобразований, включая и отмену крепостного права, называя их “преступной ошибкой”.

Историки всемирно-исторической теории, исходя из однолинейного прогресса, положительно оценивают процессы второй половины XIX века. Однако по-разному расставляют акценты в объяснении событий.

Историки-материалисты (И. А. Федосов и др.) определяют период отмены крепостного права как резкий переход от феодальной общественно-экономической формации к капиталистической. Они полагают, что отмена крепостного права в России запоздала, а реформы, следовавшие за ней, проводились медленно и неполно. Половинчатость в проведении реформ вызвала возмущение передовой части общества - интеллигенции, вылившееся затем в террор против царя. Марксисты-революционеры считали, что страну “повели” по неверному пути развития - “медленного отсекания гниющих частей”, а надо было “вести” по пути радикального решения проблем - проведения конфискации и национализации помещичьих земель, уничтожения самодержавия и др.

Историки-либералы, современники событий, В.О. Ключевский (1841-1911), С.Ф. Платонов (1860-1933) и др., приветствовали как отмену крепостного права, так и последующие реформы. Поражение в Крымской войне, считали они, выявило техническое отставание России от Запада и подорвало международный престиж страны.

Позднее либеральные историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) стали отмечать, что в середине ХIХ века крепостничество достигло высшей точки экономической эффективности. Причины отмены крепостного права - политические. Поражение России в Крымской войне развеяло миф о военном могуществе Империи, вызвало раздражение в обществе и угрозу стабильности страны. Интерпретация акцентирует внимание на цену реформ. Так, народ не был исторически подготовлен к резким социально-экономическим изменениям и “болезненно” воспринял изменения в своей жизни. Правительство же не вправе было отменять крепостное право и проводить реформы без всесторонней социально-моральной подготовки всего народа, особенно дворян и крестьян. По мнению либералов, многовековой уклад русской жизни невозможно изменить насильственным путем.

Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” пишет:

Порвалась цепь великая,

порвалась и ударила:

одним концом по барину,

другим – по мужику!…

Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.)считают, что отмена крепостного права и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. Переход от традиционного к индустриальному обществу в России проводился государством в период влияния с ХVII-XVIII вв. европейского культурно-технологического круга (модернизация - вестернизация) и приобрела форму европеизации, то есть сознательного изменения традиционных национальных форм по европейскому образцу.

“Машинный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки. А это определило специфику модернизации в России. Российское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-организационные элементы, одновременно консервировало и традиционные структуры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения исторических эпох” (индустроиалная - аграрная), которая и привела в дальнейшем к социальным потрясениям.

Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, не дававшего желанной свободы крестьянину, так и против частного собственника, фигуры, ранее чуждой русской жизни. Появившиеся в России в результате индустриального развития промышленные рабочие унаследовали ненависть всего русского крестьянства с его многовековой общинной психологией к частной собственности.

Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший справиться с ее последствиями.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.

Теория представлена трудами славянофилов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития. Они обосновали возможность в России некапиталистического пути развития к социализму через крестьянскую общину.

Сравнительно-теоретическая схема

предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация

Причины отмены крепостного права

и реформ Александра II

Название

Предмет

изучения

Интерпретации факта

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человечества к Богу

Отмену крепостного права и последующие реформы официальная церковь приветствовала. А сторонники теории «Православие. Самодержавие. Народность» считали «преступной ошибкой»

Всемирно-историческая:

Общемировое развитие, прогресс человечества

Положительно относится к отмене крепостного права

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба

Отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и знаменовали переход от феодализма к капитализму. В отличие от Западной Европы в России этот переход запоздал

Либеральное

направление

Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод

Поражение России в Крымской войне развеяло миф о военном могуществе империи, вызвало раздражение в обществе и дестабили­зировало страну.

А вот само крепостничество достигло высшей точки экономической эффективности. Отмена крепостного права и реформы вызваны не экономическими, а политическими мотивами. Цена насильственных преобразований велика, так как народ не был готов к социально-экономическим изменениям. Уроки – не надо форсировать социально-экономическое развитие страны

Технологическое направление

Развитие технологическое, научные открытия

Отмена крепостного права и последующие реформы обусловлены переходом России от традиционного общества к индустриальному. Россия находилась во втором эшелоне стран, вступивших на путь индустриальной модернизации

Локально-историческая

Единство человечества и территории

Отмену крепостного права приветствует, но направленность реформ на развитие предпринимательства полагает ошибочным. Народники считали возможным в России некапиталистический путь развития через крестьянскую общину

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

  • Зима - сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс окружающий мир)

    Зима считается самым холодным временем года из всех остальных. Ей присущи крепкие морозы и метели. Зима состоит из трех месяцев, под названиями декабрь, январь, февраль. Длительность этого времени года составляет 90 дней.

Как были одеты рядовые американцы во второй половине 19-го века, ещё до того, как наступила
эпоха массового потребления готовой одежды?
Статья содержит старую кинохронику о том, как выглядели люди в США в это время,
о производстве текстиля и домашних швейных машинах.

С 1885 года нью-йоркский Bloomingdale’s начал рассылать каталоги по почте, после чего индустрия моды без преувеличения пришла в каждый дом.

В середине XIX в. европейских путешественников в США поражала
одна странность. Если в XVIII в. путешественники с трудом различали
общественные классы Америки по манере речи и отмечали, что даже
на Юге речь господ и слуг больше схожа между собой, чем в Англии, то
теперь в глаза бросалось прежде всего непривычное сходство манеры
одеваться.

Fashion & Hairstyles 1850-1890

В Америке определить общественное положение человека по одежде
было гораздо труднее, чем в Англии. Томас Колледж Грэттен, британ-
ский консул в Бостоне в начале 1840-х годов, сетовал на американское
равенство. По его мнению, служанки, «как и вся нация, заражены дур-
ным вкусом и одеваются вычурно. Когда они идут по улице, их едва ли
можно отличить от их хозяек».

Как одевались бесправные, только что освободившиеся от рабства, негры в США в 19-ом веке, нaверное, одежда была с хозяйского плеча.

The Black Victorians (Victorian Era 1800s-1900s)

Венгерский политик Френсис Пульски,
путешествуя по стране в 1852 г., тосковал по броским различиям Старо-
го Света. В Европе можно было встретить «крестьянскую девушку с пе-
стрыми лентами в длинных косах, в ярком корсаже и пышной юбке;
крестьянина-венгра в белой рубахе и богатом овчинном кафтане; сло-
вака в приталенном пиджаке с блестящими желтыми пуговицами; фер-
мера в высоких сапогах и венгерском платье; старух в черных кружев-
ных чепцах, как в старину; и только молодые дамы наряжались во
французские шляпки и модные платья». Он сокрушался, что в Нью-
Йорке «разные слои общества невозможно различить по одежде, как в
Восточной Европе, где костюмы сразу знакомят иностранца со многими
профессиями и обычаями страны с долгой историей». Не приходится
удивляться, что английского купца-сноба У.Э.Бэкстера раздражало зре-
лище простых работников, одетых, по английским меркам, слишком
шикарно. «В железнодорожных вагонах и на пароходах встречаешь лю-
дей, вырядившихся в тончайшее шелковистое сукно и белые жилеты,
как будто они явились на бал, а простые рабочие одеваются в благопри-
стойные черные костюмы, занимаясь самой грязной работой... Грубую
одежду носят только фермеры... Этим людям еще предстоит узнать, что
туалеты выбирают для дела, а не напоказ, что роскошный, но истре-
панный костюм – самое жалкое зрелище, и что джентльмены не носят
одежду, не соответствующую их доходам и занятиям».

Мужские костюмы в США 19-го века:

Dress Suits 1800"s - Western Room

Suspenders and Ponchos 1800"s - Western Room

Rough Shirts 1800"s - Western Room

Western Room: 1800"s to 1900"s - United American Costume

Top Hats - United American Costume

К концу XIX в. демократизм одежды в Америке стал еще больше
удивлять иностранцев, так как к тому времени одежда стала средст-
вом приобщения иммигрантов к новой жизни. Людям, чьи предки но-
сили лохмотья крестьянина или кожаный фартук ремесленника, демо-
кратизм костюма позволял показать, что они ничуть не хуже соседа
или не слишком от него отличаются. Если к Старому Свету была при-
менима поговорка «человека делает костюм», то в Новом Свете уни-
версализация костюма способствовала созданию «нового человека».

1890s Fashion Footage

Во второй половине XIX в. США пережили революцию в одежде – са-
мую радикальную за всю историю современной текстильной промыш-
ленности. Ранее Александр Гамильтон в «Докладе о мануфактурах» (Report
on Manufactures, 1791 г.) отмечал, что четыре пятых всей одежды
американцев они шьют сами у себя дома. Только богатые могли позво-
лить себе услуги портных. Сначала эти портные ездили по стране и ши-
ли из материала своих клиентов, но постепенно они осели в городах. [...]
Американская революция в одежде, начавшаяся задолго до 1900 г.,
была революцией вдвойне: и в производстве одежды (от самодельной и
заказной – к готовой и сшитой на фабрике), и в ее ношении (от одежды,
служившей признаком классовых и профессиональных различий,– к
одежде, отражающей демократические принципы, когда главенствую-
щим фактором впервые становится не различие, а сходство). Конечно, в
шахтерских поселках Запада, во время переездов в фургонах на Запад,
в длительных морских рейсах люди не могли иметь какой-то особенный
гардероб: мало было мастеров, трудно было найти опытных портных. Но
в то же время если богатым американцам нелегко было одеваться с эле-
гантностью богатых европейцев, то среднеобеспеченным американцам
новая технология промышленного производства одежды позволяла оде-
ваться хорошо.

В середине столетия на фабриках, производящих одежду, использо-
вались швейные машины. Когда на смену тамбурной строчке, которая
распускалась в любом месте при обрыве нити, пришел челночный сте-
жок, машинный шов стал таким же прочным, как и ручной. Появление
новых усовершенствованных блоков – например, для изготовления пе-
тель – сделало машину достаточно приспособленной для большей части
швейных работ. Новые раскройные станки, способные обрабатывать
сразу восемнадцать слоев ткани, облегчили изготовление больших пар-
тий одежды одного размера.

Текстильная промышленность США в 19-ом веке, смотрите с 7-ой минуты, там показано как раскpаивают несколько слоёв ткани одновременно и на машинках пришивают пуговицы


Early America - Oil Boom; Textile Industry 220658-03

Беспрецедентный спрос на крупные партии мужской одежды был
вызван Гражданской войной. В середине 1861 г. потребность армии в
военной форме исчислялась сотнями тысяч мундиров, а осенью 1865 г.
сотни тысяч штатских костюмов потребовались для демобилизованных.
Бизнес в сфере одежды внезапно стал привлекательным и доходным.
Спрос на военную форму породил стандартизацию. Когда правительст-
во предоставило мерки для заказанной военной формы, производители
получили данные о наиболее типичных пропорциях человеческого тела.
На основании этой информации производители разработали новый тип
классификации и стали шить одежду стандартных размеров. Между
1880 и 1890 гг. общая стоимость промышленной продукции, произве-
денной с помощью швейных машин, возросла на 75% и намного превы-
сила миллиард долларов. Это произошло в основном за счет резкого рос-
та производства в отраслях, выпускающих готовую одежду, а также
обувь, на долю которой приходилось 90% всей производимой с помо-
щью швейных машин продукции.
Число тех, кто носил одежду фабричного производства, выросло на
десятки тысяч. Уже в 1832 г. в Америке существовала фабрика по
производству рубашек, тогда же начало увеличиваться производство
съемных воротничков для мужчин, а через несколько лет производст-
во рубашек и воротничков стало процветающим бизнесом. С 1860 по
1870 г. стоимость мужской одежды фабричного производства почти
удвоилась. Однако и в последующие двадцать лет этот бизнес все еще
оставался уделом пионеров. В 1880 г. лишь менее половины мужской
одежды покупалось готовой. Но к началу XX в. уже редкий мужчина
или мальчик не был одет в готовое платье. Теперь даже богатые, кото-
рые раньше пользовались услугами портных, покупали одежду в доро-
гих магазинах. К 1890 г. стоимость одежды, проданной в магазинах,
достигла примерно полутора миллиардов долларов, а три четверти
шерстяных тканей, производимых в США, шло на изготовление гото-
вой одежды.

Women & American history from the 1800"s to early 1900"s

Не только костюмы и пиджаки, но и все остальные вещи, которые
носили люди, теперь впервые стали, как правило, покупать готовыми.
До середины XIX в. туфли, продававшиеся готовыми в магазинах, были
прямыми, т.е. одинаковыми для правой и левой ноги. Но затем амери-
канские производители начали выпускать «искривленные туфли», скро-
енные специально для правой или левой ноги, и рост массового произ-
водства обуви за десятилетие, предшествующее 1860 г., вызвал (говоря
словами итогового доклада переписи этого года) «тихую революцию» в
обувном деле. К 1862 г. Гордон Маккей, промышленник из Массачусет-
са, усовершенствовал машину для пришивания верха к подметке, что
оказалось крайне своевременно, поскольку помогло удовлетворить по-
требность в тысячах пар сапог для армии федералистов. После войны
туфли фабричного производства стали покупать рабочие, а вот средний
класс и обеспеченные люди получили фабричные туфли, соответствую-
щие их запросам, только через несколько десятилетий.
Развитию производства одежды способствовал и характер иммигра-
ции последней четверти XIX в. Из Германии, России, Польши и Италии
иммигрировало много портных. Из четырехсот тысяч иммигрантов-
евреев, прибывших в США за первые десять лет ХХ в., более половины
были работниками иглы.

Античная швейная машинка Вилкокс & Гиббс с ножной педалью:

Antique 1800"s Willcox & Gibbs sewing machine & Foot Pedal

Античная швейная машинка Зингер:

1800"s Vintage Antique SINGER Sewing Machine with Original CASE

Кроме того, новая швейная машина, не требо-
вавшая особого мастерства, позволила работать также и женам, сы-
новьям и дочерям иммигрантов в городах восточного побережья.
Именно тогда появился такой постыдный побочный продукт вне-
дрения швейной машины, как «потогонка» (этот американизм был
впервые зафиксирован около 1892 г.): изнурительная многочасовая
работа женщин и детей за низкую сдельную зарплату. Вместе с тем в
швейной промышленности, где производственные единицы невелики,
а оборудование дешево, было легче, чем в других сферах, пройти путь
от наемного работника до нанимателя. Совершенно неожиданно за-
рождающаяся швейная промышленность страны как бы становилась
движущей силой демократии. «Большинство населения одевают швей-
ники, а не портные,– хвастался один из пионеров американской
швейной промышленности в начале века.– И если... о положении на-
рода можно судить по его одежде, то Америка занимает высокое место



И если... о положении народа можно судить по его одежде, то Америка
занимает высокое место
среди цивилизованных стран. Мы не только создали изобилие одежды
по умеренным ценам для всех классов граждан, но и дали им возмож-
ность одеваться так, чтобы чувствовать к себе уважение как к свобод-
ному народу демократической страны».

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

Образование во второй половине 19 века

С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

Наука во второй половине 19 века

В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.

В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.

Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.