Бурлеск: Искусство быть женщиной. Как выглядят артистки бурлеска — на сцене и в жизни

БУРЛЕСК БУРЛЕСК (бурлеска) (от итальянского burlesco - шутливый), 1) разновидность ироикомической поэзии классицизма, пародирующей приемы эпических сочинений: изображение "высоких" предметов "низким" стилем или "низких" предметов "высоким" стилем. Примеры - комической перелицовки 17 - 18 вв. "Энеиды" Вергилия ("Переодетый Вергилий" П. Скаррона, "Елисей, или Раздраженный Вакх" В.И. Майкова). 2) Род театральной пародии, популярный в эпоху классицизма (конец 17 - 18 вв.) в странах Западной Европы ("Репетиция" герцога Букингемского, 1761, - первая пьеса бурлескного жанра). Получил распространение и в России (шутотрагедия, или "святочная трагедия" И.А. Крылова "Трумф", или "Подщипа", 1800). В театральном бурлеске применяются те же средства "снижения" возвышенного, что и в бурлескной поэзии (смотри Травестия). 3) музыкальная пьеса грубовато-комического, порой причудливого характера; родственна каприччо.

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "БУРЛЕСК" в других словарях:

    Франц. burlesque, от средневеков. лат. burra, шутка. Представление чего нибудь великого или сильного в смешном виде. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865.… … Словарь иностранных слов русского языка

    бурлеск - а, м. burlesque, ит. burlesco. 1. прил. Преувеличенно комический, шутливый (о литературном, музыкальном сочинении). Сл. 18. Она <опера> бюрлеск: надобно играть живее и развязнее, и в том костюме, как играют мельника. 1788. Храповицкий Дн.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (бурлеска) (от итал. burlesco шутливый) 1) разновидность героикомической поэзии классицизма: изображение высоких предметов низким стилем в отличие от травестии изображения низких предметов высоким стилем. Пример комические перелицовки Энеиды… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 бурлеска (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (bariescamente) музыкальный термин: странное, смешное,уродливое исполнение … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Бурлеск - (бурлеска) (от итальянского burlesco шутливый), 1) разновидность ироикомической поэзии классицизма, пародирующей приемы эпических сочинений: изображение высоких предметов низким стилем или низких предметов высоким стилем. Примеры комической… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бурлеск (значения). Бурлеск (фр. burlesque, от итал. burla шутка) вид комической поэзии, сформировавшийся в Эпоху Возрождения в связи с общим развитием бурлескной поэзии.… … Википедия

    - (в США), увеселительное зрелище непритязательного характера, развитое ок. 1865 М.Левиттом (Leavitt). Сценарий представления многие годы оставался неизменным. Вел шоу известный комик, ему помогали трое четверо не столь знаменитых в комедийном… … Энциклопедия Кольера

    - (бурлеска) (франц. burlesque, от итал. burlesco – шутливый) 1) тип комической стилизации; имитация популярного стиля или использование стилистических примет известного жанра – и в дальнейшем построение комического образа заимствованного стиля с… … Литературная энциклопедия

    А; м.; БУРЛЕСКА, и; ж. [франц. burlesque] 1. Жанр пародийной поэзии и драматургии, комический эффект которого достигается контрастом между темой и характером её интерпретации. 2. Музыкальная пьеса шутливого характера; маленькая, шуточно… … Энциклопедический словарь

БУРЛЕСК - ЭТО ВИНТАЖНО, ЭТО ГЛАМУРНО!

ДЕРЗКО, НЕВИННО и ОСТРОУМНО,

ЭТО СОБЛАЗН, ПАРОДИЯ, БЛЕСК -

ЭТО СТАРИННЫЙ МОДНЫЙ БУРЛЕСК!

Изящная леди, вся в жемчугах,
Забавная куколка на каблучках,
Красотка, кокетка, актриса гротеска -
Это она - королева бурлеска!

Заманчивое, красивое, соблазнительное и такое вкусное слово БУРЛЕСК,
не сходящее с уст самых искушенных модниц современности, вызывающих трепет и легкую зависть.
Но, что же такое бурлеск в его истинном смысле?

БУРЛЕСК - (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) - вид комической поэзии, сформировавшийся в Эпоху Возрождения, где серьезное содержание выражается комичными, несоответствующими ему образами и стилистическими средствами. Помимо этого, бурлеск также означает разновидность развлекательного театрального шоу, близкого к жанрам мюзикла, кабаре и водевиля, в котором помимо привычных актеров задействованы лилипуты, силачи, акробаты, фрики, певцы и певицы.

Это старинный театральный, причем, комедийны жанр, по сути своей близкий к мюзиклу, кабаре, фарсу и водевилю.

Бурлеск делится на два вида: женский и мужской.

ЖЕНСКИЙ БУРЛЕСК

В его классической интерпретации -это танцевальная сценка, исполняемая в шикарных нарядах и под будоражащую музыку.

Девушки выступают преимущественно сольно. В духе невинного фетишизма, сопровождая это дразнящими жестами и ужимками, они снимают с себя чулки, корсеты, подвязки, пёрышки, кисточки…


(Жозефина Бейкер)

Однако последние предметы одежды если и снимаются, то за шторкой, и многозначительно выбрасываются оттуда в зал.


(Дита Фон Tиз)

Для усиления эффекта невинного эротизма актрисы часто задействуют сложные приёмы. Они появляются из огромных ракушек, катаются на разукрашенном пони,

купаются в бокале мартини или шампанского.

Иногда актрисы используют в номерах речь или вокал, однако женский бурлеск - это преимущественно танцевально-эротический номер.
***
РАССВЕТ БУРЛЕСКА
пришелся на 19 век. До 1868 года бурлесками назывались спектакли, которые представляли собой переделки известных пьес на смешной лад. «Гамлет в трусах» - вот бурлеск того времени.

В 1868 году на сцене стали появляться женщины в соблазнительных нарядах, открывавших плечи и ноги выше колен.
Эти красотки делали многозначительные жесты и дерзкие высказывания с самым невинным видом! Но никаких вульгарностей или непристойностей не допускалось. Сексуальный подтекст был очень силён, но он был «для пущего смеха». Первыми это сделали «Британские блондинки» под руководством

Лидии Томпсон (Lydia Thompson"s British Blondes). Они были англичанками, однако успех пришёл к ним в Америке.

Вскоре, однако, сексуальность начала выходить на первое место и, танцовщицы стали позволять себе срывать с себя подвязки и бросать их в зал и иногда даже выходили без чулок. Репутация бурлеска падала всё ниже, власти ужесточали контроль, многие театры закрывались.

К 1920-м г.г. бурлеск потерял свои позиции в театральном мире и столкнулся с необходимостью выжить. Тогда-то и был введён СТРИПТИЗ.
В бурлеске стало меньше комедии, больше эротики, но он всё ещё оставался бурлеском.
Раздевающиеся красавицы стали главным аттракционом. Королев бурлеска обожали. У каждого мужчины была своя любимая «девушка-кумир», её плакаты висели на стене в его доме или гараже, парни спорили, которая лучше всех.

Одной из таких любимиц публики была Цыганка Роуз Ли (Gypsy Rose Lee), выступавшая по всей Америке.

Роуз Ли
9.02.1914г /Сиэттл..Вашингтон, США.
26.04 1970г./Лос-Анджелес. США/
*
Другая известная femme fatale - Мата Хари.


(7 August 1876 Leeuwarden, Netherlands
Died 15 October 1917 (aged 41) Vincennes, France)

Дивы бурлеска имели сложные и феерические костюмы и меняли их прямо на сцене - как правило, в сторону уменьшения количества прикрывающей их одежды. По сути, это был действительно стриптиз.

Самым известным бурлеском в Америке в то время было шоу продюсеров братьев Мински (Minsky’s Burlesque). Благодаря им бурлеск превратился в серьёзный бизнес, существенно повысились стандарты выступлений актрис. Это были сложнейшие шоу высочайшего качества.

Однако власти и морализирующие слои населения продолжали давить на бурлеск со всех сторон. В результате в 1937 году заведения братьев Мински закрылись. Вслед за ними закрылись и многие другие заведения по всей Америке.

Что же касается мужского бурлеска, то иногда, в бурлеске мужчины переодеваются в женщин и выходят с шоу, аналогичным женскому. В конце своего стриптиза они вдруг дают понять, сняв парик или бюстгальтер, что они не являются женщинами, что и является комичной кульминацией номера. По сути дела, первые травести-шоу происходили именно в бурлеске.

Степени культурной ценности бурлеска зависит от личностей и предпочтений актёров. У кого-то получается балаган, у других вкусный китч, у третьих гротеск, авангард или даже утончённое эротическое искусство. Актёры-мужчины стали выступать в комеди-клубах (comedy clubs) и сниматься в кино.

Актрисы гастролировали по стране, выступали на ярмарках и в клубах, некоторые снимались в кино и для журналов.

КОРОЛЕВЫ ПИН _ АП
1940-50-х (от англ.pin up - прикреплять к стенке) -

Бетти Пейдж,

А так же Лили Сент Кир, Темпест Сторм.
***
БУРЛЕСК В ЕВРОПЕ

Появился в 1869 года в театре-ресторане Фоли-Бержер, который пользуется успехом по сей день.
В 1889 г. 6 октября открылся Мулен Руж (Moulin Rouge).

Приурочив открытие кабаре к началу Всемирной выставки
в Париже
и завершению строительства Эйфелевой башни,
Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер пригласили парижан на открытие нового кабаре «Мулен Руж» на площади Бланш. Название кабаре дала деревянная мельница с крыльями красного цвета, созданная декоратором Леоном-Адольфом Вилеттом. Красный цвет крыльев явно намекал на район красных фонарей.

В 1920-е г.г. самой знаменитой парижской дивой бурлеска была чернокожая
Жозефин Бейкер.(3 июня 1906, Сент-Луис, Миссури, США — 12 апреля 1975, Париж) — американская танцовщица, певица и актриса. В 1937 году она получила французское гражданство.

Она пела и танцевала топлесс и босиком в своей знаменитой банановой юбочке.

Черная Богиня бурлеска.

В Англии
бурлеск имел необычную форму: девушки выходили на сцену обнажённые, эстетично прикрытые веерами и бусами, и стояли неподвижно, поскольку закон запрещал танцевать без одежды (однако ведь он не запрещал стоять без одежды!). Самым известным бурлеск-театром был Уиндмилл, который не закрылся даже на время Второй мировой войны и продолжает работать до сих пор.

В Германии
был популярен не бурлеск, а кабаре. В кабаре серьёзнее относились к вокальному и танцевальному мастерству, в то время как в бурлеске внешность и эротизм были важнее всего. А также кабаре - это скорее сатира, чем юмор, в том числе интеллектуально-политическая, поэтому с приходом к власти Гитлера их стали закрывать.

В России
бурлеска, похоже, не было. По крайней мере, достоверных сведений об этом найти не удаётся. Имеется предположение, что в московском ресторане «Яръ» в начале 20-го века было некое шоу, похожее на бурлеск, однако точного подтверждения этому пока не нашлось. Хотя бурлеск в смысле «Гамлет в трусах» в русских театрах был.

В 1960-е на фоне сексуальной революции и расцвета порноин-дустрии невинный бурлеск-стриптиз стал выглядеть наивно и нелепо. Танцовщицы стали раздеваться быстрее и делать движения, имитирующие половой акт. Клубы стали стараться привлечь количеством - девушек уже было не восемь, а тридцать пять, и они танцевали обнажёнными все одновременно и нон-стоп. На вывесках клубов по-прежнему могло ещё быть написано «Burlesque», однако по сути дела
он уже умер, как тогда казалось, навсегда. Но…

В 1990-е независимо друг от друга стриптизёрши по всему миру, которым наскучил банальный стриптиз на шесте, начали исполнять необычный комично-игровой стриптиз, называя это «перфоманс» или как-нибудь ещё. Каково же было всеобщее удивление, когда вдруг стало ясно, что это же БУРЛЕСК!
***
Ляля Бежецкая
актриса, танцовщица
Имя при рождении: Лещенко Елена Ивановна
Дата рождения: 22 марта 1978(1978-03-22) (32 года)
Место рождения: БССР Минск
Ляля привезла этот стиль в Россию из Лондона в 2006 году и он не только прижился, но и стал довольно популярен в модных клубах крупных городов.

Параллельно с этим выходили фильмы типа «Мулен Руж» и такие клипы как «Human Nature» (Мадонна), поддерживая пока незаметное, но нарастающее возрождение бурлеска.

В Калифорнии «старушки» бурлеска (многие звёзды 1940-50-х, кстати, до сих пор живы) учредили музей и ежегодный фестиваль бурлеска.

К 2002 году бурлеск уже набрал обороты, а к 2006 он перерос в самую модную тенденцию в мире шоу-бизнеса.
В Лондоне открылись сразу три бурлеск-клуба, но и все другие клубы провели как минимум одну вечеринку бурлеска за год. Без бурлеска не обходятся показы мод, презентации и светские события. По всей Северной Америке одна за другой открываются труппы бурлеска.
Мулен Руж подготовил специальное шоу, где можно увидеть выдержки из бурлеска прошлых лет. В журнале Playboy появляются фотосессии в стиле бурлеск.
***
******

Видеоклипы Кристины Агиллеры и Пинк сняты в духе бурлеска.


(Кристина Агиллера)

Существуют школы бурлеска, магазины белья и аксессуаров для бурлеска, фан-клубы бурлеска. Бурлеск - это модное словечко, модная штучка, модная тенденция, которая непременно должна присутствовать как в лексиконе, так и в гардеробе современных модниц и модников.
***
КОРОЛЕВА БУРЛЕСКА

В настоящее время самой главной и неподражаемой королевой бурлеска считается

Дита Фон Тиз.

Если правильно пользоваться искусством бурлеска, то он станет прекрасным инструментом для раскрытия женской души.

Женщина, обладающая искусством бурлеска или стриптиза, а именно искусством раздевания или одевания, раскрывает в себе прекрасные эмоциональные состояния,

Ведь как приятно чувствовать себя сексуальной, женственной, свободной, одним словом, настоящей женщиной.


***
СОВРЕМЕННЫЙ БУРЛЕСК представляет собой сумасшедшую смесь из творческого авангарда и едкого китча, обрамленную в эпатирующие цвета и формы, неотъемлемыми атрибутами гротескной эротики и фейерверком эпатажных перевоплощений.
***
источник

Бурлеск (итал. burla - шутка) — это особый вид шоу, сочетающий в себе элементы театрального представления, клоунады, эротического перфоманса и танца... Сумасшедший коктейль! Дразнящие пузырьки шампанского!

С чем ассоциируется Бурлеск? Это развлекательное шоу со скетчем, маленькими сценками, танцевальной программой и импозантным конферансье.Томный полумрак, сигарный дым и какая-то тайна. И непременно - яркие, дерзкие и немного жеманные танцовщицы, приковывающие к себе взгляд.Эти красотки привнесли в моду игривость, жизнерадостность, откровенную и весьма соблазнительную женственность и яркий артистизм.Собственно, как раз то, что заставляет учащенно биться наши сердца.

История стиля

Париж середины 19 века, кабаре «Мулен Руж» (Moulin Rouge), Красная мельница, блистательные красотки и живописные
шедевры Тулуза - Лотрека вот откуда пошли корни этого уникального стиля.

Но все же родоначальницей стиля Бурлеск считается Лидия Томпсон и ее шоу - Британские блондинки,
которое было поставлено в США в 1868 году.Изначально в бурлесковых театральных постановках
на сцене появлялись девушки,одетые в чулки, корсеты и кружевные панталоны.
Такие спектакли сочетали в себе сюжетную линию,дополненную легким стриптизом с элементами гламура.
Диалоги и монологи актеров содержали в себе эротический и шутливый подтекст,
таким образом, бурлеск являлся в некотором роде эротической комедией.
При этом визуальной составляющей шоу всегда уделялось намного больше внимания, чем смысловой .

Было важно показать как можно больше красоты, актеры работали над своими движениями, жестикуляцией и мимикой, чтобы
создать на сцене атмосферу обольщения.С наибольшим развитием бурлеск-шоу стали все сильнее приближаться к стриптизу.
Девушки, участвовавшие в них, во время представления снимали с себя все больше одежды, и в итоге стало допустимым
оставаться на сцене только в маленьких трусиках. На грудь актрисы надевали накладки, закрывающие только соски.
Часто эти накладки были украшены кисточками, которые вращались во время исполнения танцев.
Так, бурлеск превратился в форму стриптиза, но более кокетливого, утонченного и пикантного.

В 1960-х годах - в эпоху сексуальной революции - истинный бурлеск начал терять свою былую популярность.
Сначала в жанр пришел лозунг «меньше шоу, больше тела», а затем на смену ему пришли намного более откровенные шоу
с элементами порнографии. Кокетство постановок стало постепенно угасать, все меньше внимания уделялось утонченному
соблазну. И, хотя множество клубов еще украшали вывески со словом «Burlesque», сам он, фактически, был уже мертв.

Возрождение бурлеска

В 1990-х, казалось бы, исчезнувший из искусства бурлеск вновь начал набирать популярность.
Большая заслуга в возрождении данного жанра принадлежит американской танцовщице и модели по имени Дита фон Тиз
(Dita von Teese).Именно она привнесла в свои постановки тот шарм, грацию и те атрибуты, которые были свойственны
бурлеску XIX века. Свои шоу Дита строила на огромном количестве деталей, в число которых обязательно входили корсеты,
огромные перьевые веера, соблазнительное кружевное белье и так далее.

В 2001 году на киноэкраны вышел мюзикл «Мулен Руж» с Николь Кидмэн,
рассказывающий об одноименном парижском кабаре и бурлеске XIX века.

А в 2010 на все возрастающей волне популярности этого стиля появился американский мюзикл
«Бурле́ск» — режиссёра Стива Энтина с Шер и Кристиной Агилерой в главных ролях.

Бурлеск не смогли обойти стороной и первые лица fashion индустрии. Так, Jean Paul Gaultier осенью 2010 показал коллекцию,
вдохновленную этим стилем. Звездой показа стала признанная «королева» бурлеска Дита фон Тиз Dita Von Teese.
Карл Лагерфельд в январе того же года сделал для журнала Vogue фотосессию с бурлеск-исполнительницей Miss Dirty Martini.

Стиль бурлеск в одежде

Параллельно с развитием и популяризацией жанра сложился и характерный стиль в одежде, свойственный ему.
Давайте разберем основные элементы этого стиля:

Корсет
Ключевая задача данного стиля — соблазн, а способствует этому акцент на волнующих изгибах тела: грудь, талию, бедра

Смелый верх или Бюстие

Стразы
Чем больше блеска, тем больше Бурлеска, все искриться как пузырьки шампанского!

Бусы
Многослойные украшения, жемчуг, струящиеся ожерелья, возможно были позаимствованы
режиссёрами шоу у восточных танцовщиц.

Кружево
Создает манящую дымку недосказанности и фривольности.


Чулки и сетка
Добавляют образу чувственности и кокетсва.

Перья и различные Боа
Призваны подчеркнуть впечатление игривости.

Макияж и прическа
Блестки, кокетливые стрелки, сочно-алая помада и тщательно уложенные локоны,
только подчеркивают провокационный образ соблазнительницы и недоступной куколки.

Элементы одежды Бурлеск можно найти в различных стилях, прежде всего, в вечерних платьях, коротких платьях для коктейлей,
свадебных нарядах, платьях для вечеринок, и, конечно, артистических нарядах.


Бурлеск в повседневности!

Можно предположить, что Бурлеск и повседневная реальность не имеют точек соприкосновения.
Однако, к счастью, это не так, но прибегать к бурлеску нужно очень деликатно, дабы легкая дымка игривости не перешла в
вульгарность.Полностью перевоплотиться в Бурлеск - диву вы можете разве что в интимной обстановке спальни либо на
тематической вечеринке. В ином же случае, во избежание "перебора" скорее всего будут использованы отдельные
элементы этого стиля.

Давайте рассмотрим как это сделать сочетая в своем образе красоту и уместность :

Для начала обратим внимание на корсет как на наиболее распространенный элемент этого стиля.
Есть негласный этикет ношения корсетов:
1. Корсет используемый днем и на людях не должен быть излишне яркого цвета или обилующим фурнитурой и ленточками.
Проще говоря: НЕ эротический корсет - это гладкий, однотонный, слегка блестящий, без откровенных вырезов, достаточно тугой,
но не сильно.
2. Корсет всегда будет смотреться вызывающе, сексуально, несколько сценически. Он открывает плечи - а это явный признак
вечернего лука. Потому такую яркую часть Вашего образа нужно всегда чем-то "приглушать" - его можно приглушить пиджаком,
джинсами,юбкой ниже колена (не выше), рубашечкой легкой сверху.
3. Корсет - исключительно ночная или вечерняя часть гардероба. Сейчас, в принципе, уже создано много разных моделей
дневного плана - они не очень жесткие, не блестят, и очень однородны.


Нельзя ни сказать о столь популярных сегодня сетчатых и ажурных чулках и коготках :

Подобные чулки либо колготки не стоит воспринимать как такие вещи, которые будет приемлемы в абсолютно любой ситуации,
позволяя вам при этом выглядеть безупречно, обязательно под такие колготки подбирайте соответствующую им одежду;

Правильным выбором станет юбка ниже колена, длина чуть выше тоже допустима.
Остальной свой облик в данном случае постарайтесь выдержать в спокойном стиле. Не стоит использовать принты и орнаменты,
которые будут создавать конкуренцию для сетки(ажура).
Аксессуары и макияж, а также украшения следует подбирать также в спокойном стиле.
Пусть именно сетка(ажур) и станет единственной притягивающей внимание деталью во всём вашем облике.
Исключением является ситуация, когда кружево в вашем наряде полностью совпадает с кружевом на колготках.

Колготки в сетку сделают повседневную и простую одежду более элегантной, и очень неплохо показали себя в данном случае
колготки в мелкую сетку. Они смотрятся гораздо менее вызывающими, нежели колготки в сетку крупную.
И чем мельче вы выберите сетку, тем более изысканным станет смотреться создаваемый вами образ.
Девушки обладающие безупречной стройностью ног могут позволить себе колготки либо чулки с вертикальной строчкой сзади.
Главное правило линия всегда должна лежать идеально по ноге и не сбиваться в стороны.

Не стоит с такими колготками использовать обувь с открытым носом,
поскольку из-за этого облик будет смотреться не совсем опрятным.


В финале поговорим о самых ярких деталях рассматриваемого стиля- Блеск(стразы) и перья ,
но именно они при всей своей привлекательности способны сделать ваш образ не просто вульгарным, но и смешным,
конечно если не соблюдать правило "место, время, обстоятельства"

Итак, стразы . Чтобы избежать фатальных ошибок учтем несколько правил:
1.День и вечер
Нужно понимать разницу между дневным и ночным блеском. Конечно, инкрустацию стразами сегодня уже не принято
рассматривать как чисто вечерний вариант. Но то, что будет приемлемо в темное время суток, вряд ли будет хорошо
смотреться днем. Платье для вечеринки, украшенное стразами, будет уместно, а юбка-карандаш для деловой встречи — нет.
2.Цвет
Чтобы выглядеть всегда элегантно, нужно помнить, что чем нейтральнее будет цвет одежды, на которую нанесен узор из страз,
тем лучше. Оптимальным выбором будут драпированные ткани и спокойные оттенки страз и пайеток.
3.Не переусердствовать.
Как и с большинством тенденций, со стразами важно не переусердствовать, иначе можно выглядеть глупо.
Необходимо сбалансировать наряд.
Если стразы присутствуют на одежде, то аксессуары с ними буду не уместны.
Блеск всегда сосредотачивает на себе внимание, а много блеска рассеивает его и создает впечатление "новогодней елки",
так что лучше всего выбрать один яркий аксессуар, создав "изюмину" для образа.


Ну и наконец, перья , здесь все довольно просто.
Если вы не выступаете на сцене кабаре, не участвуете в карнавале и не идете по красной дорожке кинофестиваля,
то боа и веер не ваш выбор.
Другие же аксессуары с перьями исключительно часть вечернего гардероба

Если же хочется ощутить на шее что-то нежное и струящееся,
на помощь придут уместно подобранные шарфы из меха и других материалов.

Прекрасных вам образов!

Интерьер в стиле бурлеск

Станет завершающем штрихом моего разбора.
Также как картина не всегда может показать себя без рамы,
так и стиль бурлеск по-настоящему раскрывается только в подходящем для него интерьере.

Итак. Приглушенный свет, бархатные портьеры, укромные альковы и шшш…
Начинается представление!

Фото с сайта Pinterest.

Злые языки утверждают, что бурлеск придумали не мужчины, а женщины. Причем, по мнению всё тех же злоязычных знатоков, все они были бездарными эксгибиционистками. Бездарными потому, что не умели толком ни петь, ни танцевать. Эксгибиционистками потому, что обожали раздеваться на публике. Маскируя отсутствие талантов, дамы наряжались в откровенные костюмы, устраивали на сцене «черт знает, что» (простите за выражение, но это цитата), и происходящее не имело никакого отношения ни к театральному действию, ни к концертному выступлению. А поскольку свое начало бурлеск берет в 19 веке, то можно смело говорить о революции как в женском, так и мужском сознании.

Первые представления проходили так: на сцене появлялась яркая девушка. Яркая в смысле одетая в минимум вещей, которые блестели, искрились и сверкали. Макияж беспредельно смелый и вызывающий, тот, который принято называть вульгарным. Задача девушки - раздеться на публике. «Фи, - скажете вы, -бурлеск ничем не отличается от стриптиза!» И будете неправы: отличается и еще как.

Во-первых, бурлеск-шоу – это, прежде всего, комедийный жанр. А это значит, что публике должно быть смешно, она должна хохотать от души. Ну где вы видели стриптизершу, которая позволила бы себе быть смешной?! Ее цель – привести мужчину в возбужденное состояние и набрать побольше денег за доставленное удовольствие. Это хорошо сочетается с полумраком, сексуальной, то есть томной музыкой и особыми движениями извивающейся на шесте девушки. А актрисы бурлеска – клоунессы, отточенность и сексуальность каждого движения здесь не важна. Как не имеет значения и сама фигура. Перезрелая дама с формами матроны будет иметь такой же бешеный успех, как девушка с фигурой секс-бомбы.

Во-вторых, здесь можно все. Это смелый замес, в котором есть танцы и песни кабаре, яркие наряды и веселость варьете, сексуальность, присущая стриптизу, клоунские антрепризы и акробатические номера, взятые из цирковых программ. Гремучая смесь, однако, получилась - притягательная, яркая и необычайно забавная.

В-третьих, фишка бурлеска – соски, заклеенные блестящими кружочками, на которых болтаются кисточки, и стринги, снимать их нельзя ни в коем случае. А это значит, что девушка никогда не раздевается догола. Правда, выше перечисленное мало похоже на одежду, но все же актрисы бурлеска настаивают на том, что они не голые, а слегка одетые. Кисточки тоже работают на образ и доставляют немало удовольствия публике. Некоторые девушки наловчились крутить ими, причем делают это в разные стороны, вызывая бурный восторг зрителей. Представьте внушительный размер груди, вертящиеся кисточки, и реакция зрителей станет понятной.

В-четвертых, визуальный эффект должен быть главным, содержание всегда уходит на второй план. То есть нелепость происходящего на сцене никого не раздражает и не смущает. Забавно? Весело? Смешно? Значит шоу получилось! Актриса может не петь и не танцевать. Она может просто ходить по сцене, рассказывая анекдот и снимая одежду. А может говорить о том, как она утром варила кашу, отвлеклась, и у нее сбежало молоко. Зрители хохочут от души, криками подбадривают девушку – принимают участие, а это главное в бурлеске.

В-пятых, кроме танцовщиц, в шоу непременно выступает еще и комик – комический характер представления нужно поддерживать и такой «тяжелой артиллерией». Частенько комик выступает в роли конферансье, связывая отдельные номера в единый сценарий.

Бурлеск «подарил» современной эстраде огромные хвосты из перьев, веера, стразы и паетки, гигантские головные уборы в сочетании с голым телом и полное отсутствие всякого смысла в спектакле. Прибавьте сюда цирковые номера на трапеции, выступления с птицами, танцы со змеями, сценки в роскошных ваннах и в резервуарах с водой – вот это и есть современное шоу в стиле бурлеск. Почему оно живет уже столько лет и до сих пор не теряет своих поклонников? Скорее всего, здесь сработал главный прием бурлеска – в эротическом шоу стали говорить о возвышенном забавным низким стилем, а о повседневном, то есть низком, наоборот, напыщенным патетически высоким стилем. Как выразился один из критиков: «Смешно и не напрягает».

Шоу в стиле нео-бурлеск чрезвычайно популярны. У них есть свой музей в Лас-Вегасе, там же проводятся роскошные шоу, а по всему миру (в том числе и в России) проходят конкурсы, на которых выбирают самых лучших артисток. Идея жива, она работает и приносит огромные деньги.

Кстати, слово «бурлеск» имеет несколько лексических значений. Первое – это жанр пародийной поэзии. Гомерический хохот вызывает тот контраст, которого автор и исполнители добиваются характером интерпретации темы. Второе значение – это небольшая забавная музыкальная пьеса. А третье – это нечто похожее на водевиль, то есть шутка с переодеваниями, комедия положений, написанная в форме оперы.

В связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. Травестия - литературный пародийный приём, когда о низком предмете повествуется высоким стилем.

История

Бурлеск возник ещё в античной литературе. Первым образцом этого жанра является Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек») - пародия на Илиаду Гомера .

В Эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato - ироникомическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект - образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами «Энеиды» . Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.

Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона (1648-1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера , попытка, сделанная Монброном (1758).

Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779-1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784-1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона - обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».

На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником бурлеска в Англии является «Гудибрас» Батлера (1669) - злая сатира на пуритан. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».

В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них - «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская травестия - «Энеида » И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энеіда навыварат » В. Ровинского ; другой образец бурлеска - «Тарас на Парнасе » К. Вереницына).

В европейской литературе XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха - «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бурлеск" в других словарях:

    Франц. burlesque, от средневеков. лат. burra, шутка. Представление чего нибудь великого или сильного в смешном виде. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865.… … Словарь иностранных слов русского языка

    бурлеск - а, м. burlesque, ит. burlesco. 1. прил. Преувеличенно комический, шутливый (о литературном, музыкальном сочинении). Сл. 18. Она <опера> бюрлеск: надобно играть живее и развязнее, и в том костюме, как играют мельника. 1788. Храповицкий Дн.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка - (bariescamente) музыкальный термин: странное, смешное,уродливое исполнение … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Бурлеск - (бурлеска) (от итальянского burlesco шутливый), 1) разновидность ироикомической поэзии классицизма, пародирующей приемы эпических сочинений: изображение высоких предметов низким стилем или низких предметов высоким стилем. Примеры комической… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (в США), увеселительное зрелище непритязательного характера, развитое ок. 1865 М.Левиттом (Leavitt). Сценарий представления многие годы оставался неизменным. Вел шоу известный комик, ему помогали трое четверо не столь знаменитых в комедийном… … Энциклопедия Кольера

    - (бурлеска) (франц. burlesque, от итал. burlesco – шутливый) 1) тип комической стилизации; имитация популярного стиля или использование стилистических примет известного жанра – и в дальнейшем построение комического образа заимствованного стиля с… … Литературная энциклопедия

    А; м.; БУРЛЕСКА, и; ж. [франц. burlesque] 1. Жанр пародийной поэзии и драматургии, комический эффект которого достигается контрастом между темой и характером её интерпретации. 2. Музыкальная пьеса шутливого характера; маленькая, шуточно… … Энциклопедический словарь