Место философии в духовной культуре и ее значение. Место философии в духовной жизни общества

Философия (с греч.любовь к мудрости )- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении чел-ка к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф-я вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место чел-ка в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отнош-е чел-ка к миру.

Каждый чел-к сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фил-ии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опред-т эти законы развития? Положение чел-ка в мире: смертен или бессмертен? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Тот или иной вопрос опред-т направление жизнедеятельности чел-ка. Фил-я призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что явл-ся необходимым в становлении личности.

Ф-я дает систему знаний о мире в целом. Ее задача -не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее. Цель ф-ии – знание, свободное от обычных практич.интересов. Полезность – не ее цель.

Объектами ф-ии явл-ся: природа, общество, человек.

Предмет ф-ии -не одна к.-нибудь сторона сущего, а все сущее в полноте своего содержания и смысла. Предметами ф-ии явл-ся: онтология или метафизика – учения о всеобщих принципах бытия мироздания; соц.ф-я -учение о сущности и развитии чел-го общества; философская онтропология -учение о чел-ке и его бытии в мире; гносеология -познание мира; этика -учение о морали; фил-я истории учение об основных

закономерностях развития истории ; аксиология учение о ценностях; эстетика учение о красоте. В целом ф-ю можно опред-ть как науку, изуч-ю основные законом-ти развития и сущ-я природы, общества, чел-ка и мира в целом .

Место ф-ии в духовной культуре общества:

Ф-я и наука: Является ли ф-я наукой? Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание, выводы науки должны проходить практич.проверку. В ф-ии также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука («ф-я»–любовь к мудрости, истине).Выводы, получ-е в рамках ф-ии, служат не только средством получ-я науч.знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно, многие крупные ученые в области конкрет.наук явл-ся и представителями ф-ии (Пифагор, Аристотель, Коперник). Условно можно было бы сказать, что ф-я-это наука обо всем. Но философ-е знание на проверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым так, как в физич., математич.,химич.знании. Получается, что ф-я не явл-ся наукой. Фил-е системы опираются на интеллект и логику, явл-ся рез-ом размышлений и аналитич.деят-ти.

Т.о. ф-я и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но и есть сущ-е различия, поэтому, ф-ю нельзя причислять к науке, но и нельзя отрицать ее научность.

Ф-я и релгия: Религия ( благочестие,набожность)- это такая форма мировоззрения, в к-й освоение мира осущ-ся чере его удвоение на посюсторонний -«земной», воспринимаемый органами чувств и потусторонний- «небесный», сверхъестественный. Основу религии составляет вера в то или иное сверхъестественное. Близость ф-ии и религии состоит в том, что обе они-общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения. В религии, как и в ф-ии речь идет о самых общих представлениях о мире, о Боге и т.д. Но велико и различие ф-ии и религии: р елигии н е нужны доказательства. Ф- я же нуждается в доказательствах. Для филос-й мысли хар-но свободомыслие, но мыслить свободно могли во все времена наиболее образованные люди. В отличие от религиоз.мировоззрения, ф-я вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоз-я, отразив потребность в понимании мира и чел-ка с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Ф-я и искусство: ф-ии как виду знания присущи черты, характерные для художественного освоения действительности, т.е. для исусства. Искусство- практически дух.деят-ть по освоению и воплощению эстетич.ценностей. В эпоху Возрождения искусство вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире и поэтому шло «рука об руку» с ф-ей. В XX в. Шеллинг и др. ставили искусство выше науки и ф-ии, а Гегель наоборот. Однако, вскоре вопрос о соотношении искусства и ф-ии возобновился и ф-ю и искусство объединили на том основании, что они одинаково далеко стоят от практики и что и то и другое есть целостное постижение жизни, использующие не столько логику понятий, сколько интуицию.

Т.о. между этими 2-мя видами дух.деятельности чел-ка есть глубокое родство, но нет полного внутр.тождества. ф-я и искусство, как говорил Бахтин, «нераздельны, но и неслиянны».

Неискушенный человек соотнесет слово «философия» прежде всего со словом «культура», тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. С другой стороны, отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы предшествующими поколениями, даже если не принимает их. Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности - это создание новых смыслов и ценностей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культурного существования личности - творчество.

В культуре выделяют материальную и духовную сферы, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий. Материальная культура - вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т.п.). Духовная культура - сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.

Фундамент культуры составляют:

- знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке; - ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, ее часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия, имея дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные, или смысложизненные, ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.

Философия и мировоззрение

Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу. Именно представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в бесполезности. Недаром символом философа был медведь, сосущий лапу. Обосновано ли подобное отношение к философии? И если нет, то каковы аргументы в ее защиту?

В основном претензии к философии сводятся к следующему: -> философия не имеет собственных реальных проблем; -> философские выводы бездоказательны.

Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философского знания, а вторая порождается тем, что философские утверждения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее каждый человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек, осуществляя свой жизненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли ответы можно назвать философскими?

Философская деятельность, так же как деятельность врача, юриста, математика, требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления. Именно поэтому «философствование на кухне» нельзя назвать собственно философией. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако философия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм.

С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня:

рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от так называемой жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненнопрактическим уровнем. Философия - та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический создается сознательно, как результат особой профессиональной деятельности.

Характеристика «рациональный» принципиально важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не удовлетворяющие критерию рациональности. Это прежде всего религия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия вынесла на первый план именно интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. И такими же явными и строгими являются ответы.

Необходимо отметить, что так называемая жизненная философия часто конфликтует с теми ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что, находясь на переднем крае человеческой мысли, будучи самим острием этой мысли, философия всегда опережает свое время. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точка зрения здравого смысла.

Кстати, слово «философия» впервые было использовано греческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный перевод слова «философия» означает любовь к мудрости.

С точки зрения содержания в структуре мировоззрения различают следующие компоненты:

миропонимание; мировосприятие; мироотношение.

Миропонимание, или картина мира, - это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно этот компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненнопрактическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла базируется на повседневных знаниях эмпирического толка и часто оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Мировосприятие - это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия составляют эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Исходная точка мировоззрения неотделима от особенностей человеческого сознания и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все остальное - «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, другие личности, группы (враждебные или, напротив, дружественные), собственное тело и даже само человеческое «я», когда оно выступает объектом саморефлексии. Отношение «человек - мир» обнаруживается в любой философской проблеме, именно поэтому можно говорить о том, что философия центрирована на человеке. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культура, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.

Философия в системе духовной культуры

Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духов­ной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Философия – это особый тип мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире; включает в себя мироощущение, мироотношение и миропонимание.

Мифология – это исторически первая форма целостного и образного мировоззрения. Функция мифа закрепление сложившихся традиций и норм.

Религия – тип мировоззрения, определяемый верой в существование сверхъестественных сил. Религия направлена на постижение сакрального мира. Религиозные ценности выражаются в заповедях. В жизни общества религия является хранительницей вневременных ценностей.

Философия – это системно-рационализированное мировоззрение, т.е. система рационально обоснованных воззрений на мир и место в нем человека. Философия возникла в VII-VI вв. до н.э. через преодоление мифа. Первоначально философия понималась как "любовь к мудрости". Европейская философия возникла в Древней Греции. Первым, кто употребил термин "любомудр", т.е. стал называть себя философом, был Пифагор. До середины XIX в. царило убеждение, что философия есть "царица наук".

Философия как учение о первых началах бытия называется метафизикой. Философия направлена на постижение всеобщих связей в действительности. Важнейшей ценностью в философии является истинное знание.

Философия теоретически обосновывает основные принципы мировоззрения. Философия является теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества, выражением самосознания исторической эпохи. Философское знание, используемое в различных сферах жизни людей в качестве руководства для деятельности, выступает в роли методологии

Усвоение философского мышления способствует формированию такого качества личности как критичность и самокритичность.

.Философия и искусство. Реализуя личностный подход в осмыслении действительности, философия предстает в качествеискусства. Как и философия, искусство имеет личностный характер. В отличие от философии в искусстве опыт транслируется в образах (в философии – в понятиях и теориях).

Философия и наука . Как рациональное знание, в котором выявляются сущностные связи действительности, философия выступает в качественауки. Роль философии в науке заключается в методологии научного познания. В отличие от науки, философия характеризуется тем, что большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически; философия постигает мир в его универсальной целостности. История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: 1 .Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). 2 .Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.). 3. Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: Помогает формировать новые предметные области научных исследований. Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. Помогает критически осмыслить полученные результаты. Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Как учение о бытии и познании, философия - сво­ей онтологической и гносеологической стороной - тесно сближается с наукой, выступаяметодологией научного зна­ния. Каждая наука, опираясь на собственный опыт, раз­рабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления экспериментов (физика, хи­мия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоис­точников (история, источниковедение, литературоведе­ние) и т. п. Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная черта состоит в том, что они универсаль­ны, т. е. имеют всеобщий характер. Высший уровень фи­лософской методологии - диалектика. Она помогает че­ловеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета.

Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявля­лась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Однако, здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии.

В 60-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин в своем учебном пособии писали "Предме­том философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, сужде­ниями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естест­венной, так и в гуманитарных областях знания, имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и, тем более, оши­бочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несо­стоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 гг. шла оживленная дис­кус­сия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что филосо­фия является наукой, другие доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает мно­гим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи харак­тери­зовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести отличительную черту между философией и нау­кой. И все же, к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргумен­тированность, доказательность, практическая, опытная, экспериментальная и фактологиче­ская проверяемость, системность и общепринятость.

Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо со­всем не применимы для характеристики философского знания. Оно непроверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получа­ется, что философия не является наукой.

Вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной лите­ратуре. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически непод­тверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научно­сти философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из кото­рых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие раз­виваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая кате­горически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения. Филосо­фия, как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные во­просы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше.

Философия - это, прежде всего, мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

Философия и религия. Отличие философии от религии состоит в том, что она является теоретической формой освоения мироздания, а также, что в философии познавательная функция для нее является ведущей.

4. Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии. Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей  основной признак религии – вера в сверхестеств. Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей. Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия исследует вопросы те же, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания .

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» .

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения филосо­фии опора на рационально-теоретическое зна­ние, в религии - на веру, вера в сверхъестест­венное - основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) .

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам .

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило­софии : а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии : а) занятии филосо­фией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове .

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра­ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние - религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией .

Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная : а) раскрывает об­щечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к зна­ниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная : а) формирует одностороннюю кар­тину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи­вает устаревшие обычаи, нормы, ценности

Философия есть явление духовной жизни общества, его духовной культуры. Духовная культура представляет собой проявление человеческого духа или человеческой души, или души народа. Это культура человеческой мысли, интуиции, многогранных человеческий чувств. Духовная культура выражается в науке, исскустве, морали, религии, каждодневном духовном общении между людьми. Наука есть главным образом проявление рационального, строго логического мышления, хотя в ней и проявляется интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиции и чувств, чем в науке. Нередко это порыв человеческой души, который трудно выразить логически, и вообще в словах (музыка, живопись и т.д.). Проявлением духовоной культуры выступает мораль, как система нравственных чувств, убеждений и моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, совести, чести, смысле жизни и т.д. Всёэто проявления духовной культуры людей, их духовности, включая религиозную духовность и религиозную культуру. Философия занимает особое место в системе духовной культуры. Она воспроизвродит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности.

То или иное философское мировоззрение: 1. В немалой степени направляет поиск ученого. 2. Лежит в основе творчески ориентированного художника. 3. Формирует систему моральных ценностей больших масс людей. Формируя у людей определенное миропонимание, философия направляет их духовную деятельность, и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, искусства, морали, религии – всех видов духовного общения между людьми. Роль философии в развитии духовной культуры является основополагающей. По словам немецкого философа Гегеля «философия – это эпоха, схваченная мыслью. Вся эпоха». Другими словами, философия отражает в себе всю эпоху и влияет на ее духовное содержание. Само слово «философия» означает «любовь к мудрости». Философы как на Востоке, так и на Западе выступали в роли мудрецов. «Быть философом – значит быть мудрым» - говорил Пифагор. Русский философ 19 века Владимир Соловьев развил учение о Софии, как проявлении мировой души и мудрости. Человеческая мудрость – это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соответствующие решения на основе знаний, опыта и интуиции. Философия касается всех этих сторон духовной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеческую духовность во всех ее проявлениях. Этим определяется ее роль в духовном развитии человечества и его духовной культуре.

Философия Ф. Бэкона (учение о методе, теория «идолов»).

Ф. Бэконом дана интересная и глубоко содержательная критика схоластики. Он заявлял, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре рода:

1. «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;

2. «Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

3. «Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;

4. «Идолы театра» - искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем.

Своим учением об «идолах» Ф.Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.

Философия и наука

Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

Является ли философия наукой;

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

Соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она - наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук - конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного - выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.



Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

На первоначальные позиции ученого;

Его отношение к миру и познанию;

На его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

На заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

Отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

Эмпирический уровень исследования - направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

Теоретический уровень исследования - сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки - это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Философия и религия

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия - мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности - мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия - это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

Через воспитание в условиях религиозной семьи;

Обучение в школе;

Опыт жизни;

Силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений - одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога - это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия - сознание массовое, а философия - сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия - всегда работа мысли.

Философия и искусство.

В этот процесс общекультурного синтетического диалога органично встраивается искусство. Его многое сближает с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Достаточно указать на Парменида и Тита Лукреция Кара, Ницше и Германа Гессе. Один из самых ярких примеров художественного философствования в мировой культуре – Легенда о великом инквизиторе из романа Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы.

Однако несмотря на всю близость, между философией и искусством все же пролегает глубокая межа. Дело в том, что язык философии – это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение – здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать подлинное искусство. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Язык искусства в литературе и живописи, театре и танце – это язык художественных образов, метафор и символов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так желательно для философии. Конечно, и в философии могут существовать глубочайшие символы и образы типа знаменитой платоновской «пещеры», «статуи» Кондильяка или соловьевской «Софии». Однако они – всегда лишь исходный объект для последующей рациональной интерпретации; как бы образно-смысловой «ген» для последующего разворачивания цельного философского мировоззрения.

Таким образом, философия в чем-то схожа, а в чем-то различна со всеми другими важнейшими сферами духовной культуры (или сферами духовного творчества) человека. Это обусловливает ее «центрально-связующее» положение в духовной культуре человечества, не позволяющее этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений. Здесь мы выходим на проблему многообразных функций, которые выполняет философия в человеческом культурном бытии. 79. Философия Будды: четыре благородные истины и восьмеричный путь спасения.

Четыре Благородные Истины

В основе учения Будды лежит положение о Четырёх Благородных Истинах:

Благородная истина о страдании

Первая Благородная Истина повествует о том, что где бы ни находились живые существа и в каком бы обличии не пребывали, везде - в грубой или в утончённой форме - присутствует неудовлетворённость и страдание. Всюду есть старость и смерть. Всюду есть соприкосновение с неприятными ощущениями и ситуациями.

Три главных великих страдания:

Страдание от перемены;

Страдание, усугубляющее другие страдания;

Страдание, собирающее страдания;

Четыре великих потока страдания:

Страдание рождения;

Страдание старости;

Страдание болезни;

Страдание смерти;

Благородная истина о происхождении причин страдания

Вторая Благородная Истина обозначает причины, которые приводят к возникновению страданий. Причиной возникновения страданий Будда называл неутолимые желания и страсти живых существ. Везде, где есть жажда удовольствий и приятностей, всегда присутствует разочарование и неудовлетворённость от неполучения желаемого, от потери желаемого или от пресыщения желаемым.

Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин

Третья Благородная Истина указывает на состояние, свободное от любых видов страдания. Будда называл такое состояние "ниббаной".

Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания

Четвёртая Благородная Истина раскрывает метод, который ведёт к счастью, благополучию, уменьшению жизненных проблем, а в конечном счёте - к обретению ниббаны - полному избавлению от страданий. Так как этот метод содержит в себе восемь составляющих, он называется Благородным Восьмеричным Путём.

Благородный Восьмеричный Путь

Благородный Восьмеричный Путь включает в себя следующие факторы:

Правильное понимание - это в первую очередь, понимание закона каммы, т.е. закона причины и следствия совершённых поступков. Также это понимание Четырёх Благородных Истин и Восьмеричного Пути.

Правильное намерение - это мышление свободное от невежества, недоброжелательности, алчности и жестокости, а также стремление развить чистые и благородные качества ума.

Правильная речь - это такая речь, которая не ведёт к разрастанию конфликтов и недоброжелательности. Это речь, направляющая на Путь и укрепляющая решимость человека жить правильной жизнью. Традиционно к проявлениям неправильной речи относят ложь, сплетни и клевету, грубость, ругательства, пустословие.

Правильные действия - это действия, позволяющие накапливать хорошую камму, а не дурную. Для любого буддиста основными методами накопления хорошей каммы является развитие щедрости по отношению к другим, развитие нравственности и тренировка ума посредством медитации.

Правильные средства к существованию обозначают профессии, которые позволяют избегать накопления негативной каммы и создать условия, при которых у человека будет меньшее количество проблем. К неправедным средствам к существованию, помимо различных уголовных способов получения денег, таких, как разбой, грабёж, мошенничество, воровство, относят также профессии, связанные с причинением страданий живым существам - в частности - профессии мясника или торговца оружием, ядами, алкоголем и наркотиками.

Правильное усилие направлено на преодоление помех для практики и на взращивание положительных добродетельных качеств, которые помогают в следовании по Пути.

Правильная внимательность - это состояние ума, которое позволяет быть максимально осознанным для того, чтобы разрешать возникшие препятствия для практики и следить за тем, чтобы в повседневной жизни и в медитации не развивались негативные загрязнённые состояния сознания.

Правильное сосредоточение - это буддийская медитация, которая включает в себя методы концентрации и внимательности. Необходимым условием для развития этого фактора является практика всех без исключения предыдущих составляющих Пути.