Начало созыва земских соборов. Созыв первого земского собора, его роль в политической жизни руси

Г. Иван создал Собор примирения. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими. Под «собором» подразумевалось всякое собрание. В том числе и совещание бояр («собор боярский»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). В годы царствования Ивана IV Грозного распространилась практика созыва сословных совещаний, называемых «земскими соборами» лишь с XVII века.

История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений , изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного , первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова , когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

Периодизация земских соборов

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного . Первый собор состоялся в г. Соборы, созываемые царской властью - данный период продолжается вплоть до г.

Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).

Б. А. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих , духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля - марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов

Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.

Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин.

Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече. Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства.

По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России:

Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость (утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения);

Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», - утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В. О. Ключевский: «Сословия в России XVI-XVII отличались не правами, а обязанностями».

Другие исследователи, как например И. Д. Беляев, полагали, что земские соборы:

Способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане;

Ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах.

Земские соборы XVI-XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм), однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI-XVII вв.

Библиография

  • А. Н. Зерцалов . «К истории земских соборов». Москва ,
  • А. Н. Зерцалов. «Новые данные о земских соборах в России 1648-1649». Москва, 1887.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Земский Собор" в других словарях:

    Земский собор - (англ. Zemsky Sobor) в Русском государстве в XVI XVII вв. общегосударственное собрание представителей элитарных сословий, созываемое для коллегиального обсуждения и решения вопросов, относящихся обычно к компетенции монарха. История … Энциклопедия права

    С. Иванов Земский собор Земский собор (Совет всей земли) высшее сословно представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представите … Википедия

    Земский собор - (англ. Zemsky Sobor) в Русском государстве в XVI XVII вв. общегосударственное собрание представителей элитарных сословий, созываемое для коллегиального обсуждения и решения вопросов, относящихся обычно к компетенции монарха. История государства и … Большой юридический словарь

    Земский собор - З емский соб ор (ист.) … Русский орфографический словарь

    Земский собор - (ист.) … Орфографический словарь русского языка

    ЗЕМСКИЙ СОБОР - – центральный орган сословного представительства в Русском государстве с середины 16 в. до середины 17 в., являвшийся орудием влияния прежде всего поместного дворянства. Появление 3. с. было вызвано изменениями в экономике и общественном строе… … Советский юридический словарь

    ЗЕМСКИЙ СОБОР - высший сословно представительный орган в средневековой России (XVI XVII вв.), включавший членов Освященного собора, Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. З.с. решали важнейшие вопросы… … Политология: словарь-справочник

В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, "государевы люди", позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Созыв Собора свидетельствовал о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. Земский собор включал в себя Боярскую думу, представителей духовенства, феодалов и горожан. Хотя Соборы не ограничивали власти царя и носили совещательный характер, они способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти. Поскольку юридический статус Земских соборов не был определен, собирались они крайне неравномерно. Избранная рада направила верховную власть на путь сближения с обществом и устроения государства при общественном содействии. Ее внушению, по всем данным, обязан своим созывом Земский собор. Весьма вероятно, что идея созыва Собора зародилась в среде окружавшего царя духовенства, которое знало Собор церковный для устроения дел церкви. На созыв Собора, быть может, навели царя митрополит Макарий и некоторые другие лица, «пресвитерством почтенные», которые были душой «избранной рады», окружавшей царя. Но и среди боярства, принадлежащего к этой избранной раде, идея Земского собора пользовалась сочувствием. Из речи царя, которую он произносил на церковном соборе 1551 года, выносится впечатление, что первый Земский собор созывался для всеобщего примирения, для прекращения тяжб и неудовольствий, накопившихся в обществе от предшествовавшей эпохи боярского, а затем царского произвола и тирании. Итак, первый Земский собор собирался в Москве для внутреннего умиротворения государства после неурядиц 30-х и 40-х годов. Роль его, по всем признакам, не ограничилась только общей постановкой этой задачи. В истории развития верховной власти нового Московского государства наступил момент, когда установилось некоторое ограничение монархического абсолютизма. Это ограничение было преимущественно делом известного кружка лиц, воспользовавшегося благоприятным поворотом в душевной жизни царя, а не результатом дружного отпора, солидарных усилий всего высшего класса или большей его части. Не будучи результатом борьбы целого класса с монархом, это ограничение не было закреплено должными политическими гарантиями, известной конституцией, которая определяла бы точно права и обязанности монарха в отношении подданных. Вследствие всего этого и ограничение оказалось непрочным и оказалось не в состоянии предотвратить наступление еще горшей тирании.

В XVI в. в России возник принципиально новый орган госу- дарственного управления - земский собор.

В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Ос- вященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечест- во), а иногда - государственных крестьян.

Земский собор как

представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не из- бирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым по- ложением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Были случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

В земском соборе значительную роль играли дворяне (глав- ное служилое сословие, основа войска) и торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело ре- шение денежных проблем для обеспечения средствами государ- ственных нужд, прежде всего оборонных и военных. В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период Смутного времени начала XVII в. соборное представи- тельство было только выборным, а постоянными членами его являлись представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, которое образовывало с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было также представлено на соборах, но крепостные крестьяне в них не участвовали. На земских соборах обсуждение вопроса проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в груп- пы свои письменные мнения так называемые сказки. Регулярность и продолжительность заседаний земских соборов не были регламентированы и зависели от обстоятельстви важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства.

Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Таким образом, правительство имело возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Но

в целом сопор действовал в тесной связи с царской властью Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриар- ших палатах или Успенском соборе Кремля, позже - Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», это представительное уч- реждение имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и во- шел в историю как Собор примирения. Причина его созыва - восстание в Москве в 1547 г. и необходимость примирения про- тиворечий между боярством и дворянством.

На основе документов историки насчитывают в XVI-XVII вв. около 50 земских соборов. Все они условно делятся на четыре группы: созванные царем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; со- боры, на которых избирались цари.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 г. относит- ся ко второй группе, так как он был созван по требованию сословий. Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова, 1613 г. - Михаила Романова.

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI в. имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван цер- ковный собор, получивший название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламен- тировал церковное искусство, правила жизни духовенства, со- ставил и утвердил список общерусских святых. Самым спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединяв- ших разные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решался во- прос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно конста- тировать, что на земских соборах рассматривались во- просы: избрания на царство; войны, и мира; принятия новых нормативных актов; налогообложения.


высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 - конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора - думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 - с патриархом). К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора», выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.). Представителей крестьян на земских соборах не было. Исключение составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями думных чинов, высшего духовенства с представителями отдельных групп дворян или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 века. В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада. Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады. В начале 17 века, в Смутное время был созван «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича - первого царя династии Романовых. В его царствование (1613-45) Земские соборы созывались наиболее часто. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682). На Уложенном соборе (1648-1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649. На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества. С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние. На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой. Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины, на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, - о положении московских и городовых дворян. С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения (1649) добились удовлетворения многих своих требований.

Отечественная история. История России с древнейших времён до 1917 года. Энциклопедия. Том 2. М.: Большая российская энциклопедия, 1996. С. 261 – 262.

Зéмские собóры, соборы, советы, земские советы, цент­ральные общегосударственные сословно-представительные учреждения с законосовещательными функци­ями в середине XVI XVII вв. (в 1610 – 1613 гг. высшие законодательные и исполнительные органы). Разно­видностью Земских соборов были так называемые церковно-земские, войсковые и судебные соборы. Возникли на завершающей стадии образования Рус­ского централизованного государства в форме сословно-представительной монар­хии. К середине XVI в. произошли принци­пиальные изменения в составе и струк­туре Государева двора, местных сословных институтов, повысилось значение Освя­щённого собора.

Первый Земский собор созван в 1549 г. в обстановке значительного социального обострения (Московское вос­стание 1547, выступления служилых дворян и тяглых слоев города и деревни в 1540-х гг.). Заседания Земских соборов проходили в Москве, Владимире (1550), под Москвой (1610 1611), в Ярославле (1611 1612). Созывались царями (очень редко по инициативе сословий) и сословиями (в периоды междуцар­ствия).

На Земских соборах обсуждались и решались важ­нейшие вопросы внутренней и внешней поли­тики России. Земские соборы созывались в ходе коронации Фёдора Ивановича (1584), Алексея Михайловича (1645), при поставлении правительницей Софьи Алексеевны (1682); на Земских соборах избирали на царство Бориса Годунова (1598), Васи­лия Шуйского (1606), Михаила Фёдоро­вича (1613), Ивана V и Петра I (1682); подтвердили низложение царя Василия Шуйского и передачу верховной власти «Се­мибоярщине» (1610); разрабатывали условия избрания на русский трон польского королевича Владислава (1610). Земский собор 1619 санкционировал избрание на Освящён­ном соборе патриархом Филарета, подчеркнув тем самым его реальный статус соправителя царя Михаила Фёдо­ровича. Земские соборы подготовили ряд важней­ших реформ. Земский собор 1549 рассмотрел и утвердил реформу местного управле­ния, наметил другие преобразования. 3 января 1565 Земский собор дал согласие царю Ива­ну IV на введение опричнины. В 1613 – 1622 Земские соборы занимались финансовой и налоговой политикой (решения Земских соборов о взыскании «пятинных», «запросных», «сошных» денег и других сборов и «запасов»), разраба­тывали меры по ликвидации послед­ствий интервенции начала XVII в., регу­лировали поземельные отношения, укрепляли основы феодального землевладения (проведение нового описания и дозоров в уездах, сыск посадских людей – закладчиков и др.). В 1681 – 1682 Земские соборы отменили местничество и наметили военные, финансовые и государственные реформы. На Земских соборах приняты светские и церковные кодексы [Су­дебник 1550, «Стоглав» (1551), Соборное уложение 1649]. На судебных Земских соборах заочно обвинены и осуждены А.Ф. Адашев и Сильвестр, низведён с престола митро­полит Филипп (судебно-церковные Земские соборы 1560, 1568), обвинён в заговоре против Лжедмитрия I и осуждён князь Василий Шуй­ский (судебный Земский собор 1605), приговорён к смертной казни (1607) Илейка Муромец («царевич Пётр»). Деятельность некоторых Земских соборов связана с принятием мер по подавлению казацко-крестьянского восстания во главе с И.М. Заруцким (1614), дви­жений казаков в замосковных и помор­ских городах (1614), Псковского восста­ния 1650. Во внешней политике особое внимание уделялось русско-польским (1566, 1580, 1591, 1610, 1611, 1621, 1622, 1651, 1653, 1683 – 1684) и русско-шведским (1616) отношениям, в том числе нарушениям Речью Посполитой Деулинского договора 1618 и Поляновского мира 1634. В 1642 Земский собор, рас­сматривал вопрос о принятии Азова в состав Российского государства, в 1653 принял решение об объявлении войны Речи Посполитой и о принятии Украины в российское подданство (состоялось в 1654). Так называемые войсковые соборы («собрания», «совещания») и некоторые Земские соборы были посвящены организации походов на Казань (1550, 1552), реформе пограничной службы (1571), военным действиям против войск Крымского ханства (1598, 1604, 1637 и др.), вторже­нию королевича Владислава (1618) и др.

Состав Земских соборов формировался путём пред­ставительства от сословных групп, социально-политических и государственных институтов. Представительство было обусловлено статусом лица, определялось выбором или, возможно, назначением (приглаше­нием). Ядром Земского собора и его постоянными частями (куриями) были: Освящённый собор , возглавлявшийся московским митрополитом (с 1589 – патриархом) и включавший архиепископов, епископов, архиманд­ритов, игуменов влиятельных монасты­рей; Боярская дума (в том числе думные дво­ряне и думные дьяки), а также (до начала XVII в.) лица, обладавшие по должности правом боярского суда (дворецкие, каз­начеи, печатник и др.). Основную массу свет­ских феодалов XVI в. представляли различные группы Государева двора (стольники, стряпчие, московские и выборные дворяне, приказные дьяки и др.). От торгово-ремесленного населения на Земском соборе были пред­ставлены привилегированные группы купцов (гости, члены Гостиной и Суконной сотен ). На Земском соборе 1584 впервые присут­ствовали «выборные» от уездного дво­рянства , на Земском соборе 1598 их представитель­ство увеличилось; в заседаниях собора впервые участвовали сотские московских чёр­ных сотен и полусотен. С начала XVII в. раз­вился принцип реальной выборности (выборные от уездных корпораций дво­рянства, от белого городского духовенства, ряда сословных групп служилых людей «по прибору», тяглых горожан и др.). Особую роль в истории Земских соборов («Советов всей земли», 1611 – 1613) сыграли в 1604 – 1605 городовые советы – общесослов­ные местные органы, возникшие на многих территориях России. Начав национально-освободительное движение против интервентов, они активно содействовали образованию Первого ополчения 1611, Народного ополче­ния 1611 – 1612 и борьбе за государственное и национальное воз­рождение. На Земском соборе 1612 – 1613 впервые присутствовали выборные от черносош­ных и дворцовых крестьян . Избирательный собор 1613 был наиболее многочисленным (свыше 800 человек не менее чем от 58 городов) и представительным по составу в срав­нении с предшествующим Земским собором. В 1613 – 1622 Земские соборы действовали почти непрерывно, при этом один состав Земского собора проводил несколько «сессий». В 1632 – 1653 Земские соборы созывались сравнительно редко – по наиболее значительным вопросам внутренней и внешней политики. В этот период активизирова­лась деятельность сословных групп города и усилилось государственное значение сословных совещаний, появились пред­ставители от иноземцев на русской службе (1648). Последние Земские соборы (1682, 1683 – 1684) проходили после смерти царя Фёдора Алексеевича в условиях политического кризиса и борьбы за власть дворцовых группи­ровок. В условиях эволюции государственно-политического строя России к абсолютизму Земские соборы поте­ряли значение к концу XVII в. Исследо­ватели насчитывают около 60 Земских соборов середины XVI – XVII вв. (В.Д. Назаров)