Расскажи о значении известных символов христианского искусства. Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc

: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа. Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов. После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э. изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках.

Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса. Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре. Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба».
Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».
Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога.

Тау-крест

После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.
В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т». Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.


Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест.
Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников.
Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом. Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад. Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой.

Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.


Голубь

Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды.


Роза

Роза: Святая , Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.

Якорь

Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к Евреям 6:19.


Иерусалимский крест также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.

состоит из греческого креста с греческой буквой «Х» - начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения.

Крест Петра когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.

Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир “иной” приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывается людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из “языческих” образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением “естественного” для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и “мира невидимого” было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, “для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ” . Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Х леб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17–21; Мф 15:32–38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже). Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие . Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о “печати Бога Живого” (Откр 7:2) и “новом имени побеждающему” (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы cr‹sma (собств. “помазание, миропомазание”) может переводиться как “печать”. Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века.

А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Д ругой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью . Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет “ловцами человеков” (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет “неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода” (Мф 13:47).

Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне посредством хлебов и рыб (Мк 6:34–44; Мк 8:1–9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9–22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?”(Мф 7:9–10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола . Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим „cqЪj , мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде.”

На рисунке - изображение рыбы, служившее заставкой к письму свт. Василия Великого.

Крест Христов и Его Воскресение, апокалиптические чаяния всеобщего воскресения и настоящая жизнь Церкви в Таинстве Евхаристии - вот суть образов, скрывающихся за символами первых веков христианства, часть которых постепенно, начиная со времени Константина Великого, вытеснялась более прямыми образами.


Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ". Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь Небесный.

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, - птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени , выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля .

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos - ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель , Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы - постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы - эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения - действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь - символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости"

Все мы знаем, что если главным символом мусульманства выступает полумесяц, то знак христианства - крест. Но в то же время, любая религия исполнена десятков знаков. Одни хорошо известны нашему поколению, другие настолько старые, что только фрески или мозаики на старинных соборах могут напомнить о временах, когда такие знаки считались священными. В этой статье мы попытаемся собрать их воедино, а заодно рассказать о значении каждого.

Раннехристианские символы веры

Ранних христиан часто нещадно казнили, поэтому они скрывали свою веру. Впрочем, многие хотели как-то опознавать своих братьев, поэтому создавались символы, на первый взгляд не напоминающие о Сыне Божьем, но на самом деле как-то относящиеся к Его житию. Эти раннехристианские символы до сих пор находят в пещерах-убежищах, служивших этим людям в качестве первых храмов. Впрочем, и на старинных иконах, и в стареньких церквях их тоже иногда можно найти.

Или же «ихфис» - так это слово звучит в греческом языке. Его чтили неспроста: слово являлось акронимом популярной среди христиан фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (звучала она как «Иисус Христос Феу Иос Сотир»).

Также не стоит забывать о чудесах Спасителя, в которых фигурировала рыба. Например, о Нагорной проповеди, на которую собралось много людей, и когда они захотели есть, Он размножил на всех 5 хлебов и 2 рыбки (поэтому в некоторых местах рыба изображалась вместе с хлебом). Или о встрече Спасителя с апостолом Петром, рыбаком - тогда сказал: «Как ты сейчас ловишь рыбу, так будешь ловить человеков».

Этот знак люди носили на себе (на шее, как мы сейчас крестик), или изображали на своих домах в виде мозаики.

Это знак твердости, надежности церкви (ведь якорь мог держать на месте огромный корабль), а также надежды на воскрешение из мертвых.

На куполах некоторых старинных храмов можно увидеть крест, больше похожий на якорь. Есть мнение, что этот знак означает «крест побеждает полумесяц», то есть мусульманство. Хотя другие историки религии уверены: это якорь.

Согласно легенде, взрослые птицы не боялись змеиного яда. Но если змея заползала в гнездо и кусала птенцов пеликана, те могли умереть - чтобы этого не случилось, птица раздирала клювом собственную грудь, давая птенцам свою кровь в качестве лекарства.

Именно поэтому пеликан стал символом самопожертвования, кровавого причастия. Этот образ чаще использовали во время богослужений.

  • Орел, парящий над городом

Означает высоту веры.

В наши дни трансформирован в архиерейского орлеца (атрибут торжественного богослужения).

В старые времена верили, что феникс жил 2-3 века, после чего прилетал в Египет и умирал там, сгорая. Из этого пепла восставала новая, молодая птица.

Благодаря этой легенде существо стало знаком вечной жизни.

Знак воскрешения всех людей. Эта птица звонко поет рано утром, и все люди просыпаются. Так же звонко зазвучат трубы ангелов в последний час земли, и мертвые восстанут для последнего суда.

Символ райской жизни, которая ждет праведников по ту сторону смерти.

  • Хризма

Это монограмма из двух греческих слов «Помазанник» и «Христос». Часто ее украшают еще двумя буквами - «альфа» и «омега» (то есть, «начало» и «конец», что означает Господа).

Где можно увидеть данный христианский знак? На крестильнях, саркофагах мучеников. А также на воинских щитах и старинных римских монетах (когда гонения на христиан закончились и эта вера стала государственной).

Многие знают, что это - королевский геральдический знак, но прежде всего это - символ чистоты и непорочности (именно поэтому даже на современных иконах Деву Марию изображают с таким цветком в руках). Кстати, его также можно увидеть на иконах мучениц, мучеников и святых, чтимых за особенно праведную жизнь. Хотя этот знак чтился еще в ветхозаветные времена (например, лилии украшали храм Соломона).

Когда Архангел Гавриил пришел к Деве Марии известить о том, что скоро она родит Сына Божьего, в его руке был именно этот цветок.

Иногда лилию изображали в терниях.

  • Виноградная лоза

Как нам известно, Иисус говорил: «Я - виноградная лоза, а отец мой - виноградарь». Тема вина часто упоминается в христианстве, ведь именно этот напиток используется во время причастия.

Изображением виноградной лозы украшали храмы, а также ритуальную утварь.

Кроме описанных выше знаков, были и другие, которыми пользовались древние христиане:

  • голубь (Святой Дух),
  • чаша вина и корзина хлеба (насыщение, веры и Господних благ хватит на всех),
  • веточка оливкового дерева,
  • колосок, колосья, снопы (апостолы),
  • корабль,
  • солнце,
  • дом (или одна стена, сложенная из кирпича),
  • лев (могущество и сила Бога, церкви),
  • телец, вол, бык (мученичество, служение Спасителю).

Символы, известные современным верянам

  • Терновый венец. Им Иисуса шуточно «короновали» римские солдаты, ведя его на казнь. Это знак страданий, добровольно принесенных за кого-то (в данном случае - за все человечество).
  • Агнец. Знак жертвы Спасителя за грехи человечества. Как молодых ягнят или голубей закладывали на алтаре в жертву Богу в то время, так и Сын Божий стал жертвой ради всех людей.
  • Пастырь. Так обозначают Христа, который волнуется за души верных ему людей, как хороший пастух за своих овец. Этот образ тоже очень древний. Первые христиане рисовали изображение Доброго Пастыря в своих святилищах, так как в нем не было никакой «крамолы» - было трудно сразу догадаться, что это - образ Сына Божьего. Кстати, впервые образ Пастыря упоминается еще в Псалтире, в 22 псалме царя Давида.
  • Голубь. Святой Дух, третья ипостась Троицы (Господь, Его Сын и Дух Святой). Этот старинный знак (как и пасхальные изображения Агнеца) люди чтят до сих пор.
  • Нимб. Означает святость и приближение к Господу.

Православные знаки

  • Восьмиконечный крест. Также известен как «православный», «византийский» или «крест святого Лазаря». Средняя перекладина - на ней распяли Сына Божьего, верхняя - это та самая табличка, на которой цинично написали «Иисус Назарянин, Иудейский Царь». Нижняя перекладина, если верить историкам церкви, была также прибита на том самом кресте, на котором Иисус вознес свою жертву.
  • Треугольник. Кто-то ошибочно считает его знаком масонов. На самом деле это - символ триединства Троицы. Важно: все стороны такого треугольника должны быть равными!
  • Стрелы. На иконах их часто вкладывают в руки Богородице (вспомните хотя бы икону «Семистрельную»). Этот знак означает пророчество Симеона Богоприимца, объявившего, что Иисус - это Сын Божий почти сразу после Его рождения. В пророчестве он говорил Богородице: «Тебе оружие пройдет в душу, и откроются тебе помыслы многих людей».
  • Череп. Адамова голова. Одновременно знак смерти и воскрешения. Одна легенда гласит: на Голгофе, где распяли Иисуса, находился прах первого человека Адама (поэтому на иконах этот череп помещают у основания креста). Когда кровь Спасителя пролилась на этот прах, она символично омыла от грехов все человечество.
  • Всевидящее око. Это око Господа - знак Его мудрости и всезнания. Чаще всего этот символ включают в треугольник.
  • Восьмиконечная (вифлеемская) звезда. Символ рождения Иисуса. Ее также зовут Богородичной. Кстати, в старинные века число ее лучей было иным (постоянно менялось). Скажем, в 5 веке лучей было девять, они означали Дары Святого Духа.
  • Неопалимая купина. Чаще - горящий терновый куст, через который с Моисеем говорил Господь. Реже - знак Богородицы, в которую вошел Святой Дух.
  • Ангел. Означает земное воплощение Сына Божьего.
  • . Шестикрылый ангел из самых приближенных к Господу. Носит огненный меч. Может иметь как один лик, так и много (до 16-ти). Это знак Господней любви и очищающего небесного огня.

А кроме этих символов, есть еще крест. Вернее, кресты - их в христианской (а также дохристианской) традиции создано великое множество, и каждый несет в себе какой-то смысл. Это видео поможет разобраться в десяти самых популярных, хотя на самом деле их намного больше:

Ну и конечно, мы не могли не сказать о том, как отличаются православный крестик от католического. И хоть считается, что не важно, какое распятие ты носишь, а важна вера - все же не стоит нательным крестиком нарушать догматов своей религии. Советы по выбору этого не украшения, а сильнейшего оберега и знака осознанного выбора жизненного пути - здесь:

Вся православная символика – это олицетворение жизни Христа Спасителя: его распятия, воскресения, вознесения.

Изначально символы использовались как тайнопись, помогавшая христианам узнавать друг друга в периоды враждебных гонений.

Позднее, изображения приобрели глубокий философский смысл. Каждый знак имеет свою историю возникновения, свое значение.

Почему рыба – символ христианства

ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.

Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.

По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.

Что символизирует якорь

Знак появился в начале нашей эры. В Греции изображался на монетах как надежда на светлое будущее. В Древнем Риме — олицетворял возвращение домой после долгих путешествий.

Большую известность имел амулет с изображением дельфина и якоря: дельфин – знак быстроты, якорь – сдержанности.

Знак святых

Атрибутами святых являлись одежда, звери, различные предметы, изображаемые рядом.

Святых мучеников рисовали с орудием своих пыток или казни, или с животными, являвшимся им во сне.

Некоторые святые на разных картинах изображались по-разному. Это объясняется тем, что про одного святого могло ходить много историй и легенд.

Христианский символ Троицы

Многие путают понятия «Троица» и «Трехликость». Чем же они отличаются?

Бог един, но имеет 3 лица: Отец, Сын, Святой Дух. А Святая Троица – это единое слияние, где один — плавно переходит в три, а три — становится одним.

Раньше символом был круг, внутри которого располагался треугольник. Одинаковые стороны фигуры означали триединство и вечную жизнь. Иногда изображение было в виде трех зайцев, уши которых соединялись в треугольник. Современный знак Троицы – орнамент, вплетенный в круг.

Голубь в христианстве

Существует повествование, как голубь во время всемирного потопа прилетел к Ною, держа в лапах оливковую ветвь. Оповестив о Божьей милости, птица стала символом мира и добра.

Другое предание гласит, что злые духи могут облачиться в кого угодно, кроме голубя. Поэтому он символизирует чистоту и надежду, правду и непорочность.

Значения:

  • птица с оливковой ветвью — новая жизнь, познавшая Иисуса Христа;
  • стая голубей – верующие;
  • белая голубка – спасенная душу, прошедшая этапы очищения;
  • пара голубей – любовь и крепкая семья.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.


Крест «Виноградная лоза»

Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.

Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.

Библейские символы

Самые распространенные:

  • антихрист – дьявол;
  • белые одежды – праведность Христа;
  • бодрствовать – хранить веру;
  • бросать пыль к небу – негодование;
  • венец – награда;
  • ветер – война;
  • ворота – место суда;
  • глина – человек;
  • дырявый кошелек – напрасные приобретения;
  • звезда – ангел;
  • змей – сатана;
  • лев – сила;
  • плоть и кровь – человеческое разумение.

Символ Иисуса Христа

Главным символом Иисуса Христа является «крест». Для искупления грехов всего человечества, Иисус принес себя в жертву. Крест – олицетворение жертвенной победы над злыми деяниями.

Неверующие считают, что поклонение кресту – это поклонение орудию казни. Но верующие знают — это символ жизни, спасения человечества.

Иконописцы часто рисуют возле креста Богородицу и Иоанна Богослова. Череп у подножия – знак смерти. Образ наполнен благодатной силой, почитая его, человек восхваляет Бога.

Символы апостолов

Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

Символика храма

Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.

Форма храма:

  • крест – спасение от дьявола, вход в рай;
  • круг – нерушимость Церкви;
  • восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.

Форма купола:

  • шлемовидная – борьба Церкви со злом;
  • в виде луковицы – пламя свечи.

Цвет купола:

  • золотой – посвящен Христу;
  • синий со звездами – Пресвятой Богородице;
  • зеленый – Троице.

Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.